Медицинские профессии: список, особенности и требования. Специальность «Медико-профилактическое дело» (специалитет)

Ранее этот государственный стандарт имел номер 040300 (согласно Классификатору направлений и специальностей высшего профессионального образования)
Приложение N 3 к приказу

Министерство образования Российской Федерации

Государственный образовательный

стандарт

высшего профессионального образования

Специальность

Квалификация Врач

Вводится с момента утверждения

00

1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

040300 – Медико-профилактическое дело

1.1.Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации (

приказ Госкомвуза от РФ 05.03.94 г. № 180).

1.2. Квалификация выпускника – Врач.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки по специальности 040300 – Медико-профилактическое

дело при очной форме обучения - шесть лет, при очно-заочной (вечерней) форме обучения - шесть с половиной лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника.

В соответствии с квалификацией врача по специальности Медико-профилактическое дело в результате вузовского обучения выпускник должен быть подготовлен к профессиональной деятельности в учреждениях санитарно-эпидемиологической службы, обеспечивающей достижение совокупности конечных целей обучения конкретными видами деятельности и умениями.

Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело имеет право выполнять медико-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности не связанные с непосредственным ведением больных - научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Конечными целями вузовской подготовки выпускника являются:

  • Организация и управление санитарно - эпидемиологической службой;
  • Проведение мероприятий по профилактике заболеваемости населения;
  • Диагностика и лечение заболеваний и патологических состояний;
  • Гигиеническое воспитание и обучение населения;
  • Проведение научно-практических исследований.

Врач – выпускник по специальности 040300 Медико-профилактическое дело подготовлен к решению следующих задач:

  • Работа в системе органов и учреждений санитарно-эпидемиологической службы и медико-профилактической помощи населению;
  • Оценка состояния здоровья населения;
  • Оценка состояния среды обитания человека, а также других факторов, определяющих состояние здоровья населения;
  • Владение алгоритмом постановки клинического и эпидемиологического диагноза, основами экстренной медицинской помощи и профилактики при отдельных болезнях;
  • Организация санитарно-эпидемиологического надзора
;
  • Осуществление воспитательной и педагогической деятельности;
  • Самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной и справочной литературой, другими источниками).
  • 1.4. Возможности продолжения образования выпускника - Врача, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040300 - Медико-профилактическое

    дело.

    Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре по программам послевузовского профессионального образования.

    2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА

    2.1. Предшествующий уровень образования абитуриента

    среднее (полное) общее образование.

    2.2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования или высшего профессионального образования.

    3.ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040300 – Медико-профилактическое дело

    3.1. Основная образовательная программа подготовки санитарного Врача разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.

    3.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки санитарного Врача, к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.

    3.3. Основная образовательная программа подготовки Врача состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.

    3.4. Основная образовательная программа подготовки Врача должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин и итоговую государственную аттестацию:

    цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

    цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины;

    цикл ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

    цикл ДС - дисциплины специальности;

    ФТД - факультативы.

    4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ

    ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

    ПОДГОТОВКИ ВРАЧА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040300 – Медико-профилактическое дело

    Наименование дисциплин и их основные разделы

    Всего часов

    (общая трудоемкость )

    Гуманитарные и социально-экономические дисциплины

    Федеральный компонент:

    Иностранный язык.

    Закрепление программы средней школы, изучение нового лексико-грамматического материала, необходимого для чтения и перевода оригинальной иноязычной литературы по специальности.

    Различные виды речевой деятельности, чтение и др., позволяющие использовать иностранный язык как средство профессионального общения (письменного и устного).

    Навыки обработки текстов по специальности для использования полученной информации в профессиональных целях: перевод, аннотирование, реферирование (на родном и иностранном языках).

    Навыки устного общения (аудирование, диалогическая и монологическая речь), позволяющие участвовать в профессиональном общении с иностранными коллегами в объеме тем, указанных в программе по дисциплине “иностранный язык” для студентов медицинских и фармацевтических вузов

    Физическая культура

    Отечественная история.

    История России как неотъемлемая часть истории человечества. Основные закономерности и особенности мировой истории сквозь призму национальной российской истории. Воздействие русской истории на мировой процесс. Представления об истории человечества и ее основных этапах как важный фактор формирования ценностных ориентации и определения гражданской позиции современного человека. Проблемы методологии истории; соотношение политических, экономических, духовных факторов в истории; роль религии и религиозных представлений. Критерии познания истории; типы и формы цивилизаций. Новые подходы к проблеме "человек в истории"; история повседневной жизни, образ жизни и нравы; политические лидеры, полководцы и реформаторы в истории. Социальная история, взаимодействие революций и реформ. Место и роль России, российской цивилизации и культуры в истории человечества. Характерные черты европейской и восточной цивилизаций. Основные этапы мировой истории. Древний мир: роль античного наследия для европейской культуры; вклад восточных

    цивилизаций (Китая, Индии, арабского Востока и др.); Россия и кочевнический мир. Средние века: формирование национальных государств; авторитарная власть и появление сословного представительства; гуманизм и реформация; роль христианства в европейской цивилизации; формирование православия в России. Новая история: история географических открытий, расширивших границы мира; промышленная революция и ее последствия; ХУШ век-век просвещения и гуманизма; Россия открывает окно в Европу; российские реформы и реформаторы в XIX веке; вклад русской культуры в мировую культуру. Новейшая история (XX век): роль X

    X столетия в мировой истории; глобализация общественных процессов; проблема экономического роста и модернизация; социальная трансформация общества; столкновение интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Мировые и локальные войны; роль Советского Союза в победе над фашизмом; история холодной войны. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития; интеграция науки и образования. Российский фактор в политической, социальной и духовной истории XX столетия. Геополитические изменения в мире на рубеже 1800-90-х годов.

    Культурология.

    Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и

    символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность.

    Инкультурация и социализация.

    Политология.

    Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы. Гражданское

    общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент. Политическая модернизация. Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности мировогополитического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

    Правоведение.

    Медицинское право, биоэтика и деонтология - важные нормативные системы в сфере охраны здоровья граждан. Государство и право. Их роль в жизни общества. Нормы права и нормативно-правовые акты. Правосознание и правовая культура врача. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права, как гаранты обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государства. Конституционные права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Правовые основания управления здравоохранением. Медицинское право. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. Права пациентов и медицинских работников. Понятие гражданского правоотношения. Физические и юридические лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Возмещение вреда, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности супругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Тайна усыновления ребенка. Концепция планирования семьи. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответственность за ее нарушение. Особенности регулирования труда медицинских работников. Административные правонарушения и административная ответственность. Понятие преступления. Уголовная ответственность за совершение преступлений. Профессиональные и должностные правонарушения медицинского персонала и их профилактика. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны.

    Врачебная тайна. Законодательные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и государственной тайны. Актуальные проблемы медицины и права.

    Психология.

    Предмет, объект и методы психологии. Роль психологических знаний в работе врача. Основные научные школы современной психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Влияние личности пациента на возникновение, течение болезни и возможности влияния болезни на его психику. Личность врача как фактор доверия к нему пациента. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Уровни поведения. Современные представления о научении. Поведенческий подход к пониманию аномального поведения. Модификация поведения с позиций научения. Научение и личность. Психологическая характеристика деятельности как сугубо человеческого поведения. Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Воля как сознательная организация и саморегуляция личностью своей деятельности. Понятие о фрустрации. Механизмы интрапсихической защиты. Развитие личности в деятельности и здоровье. Врач и пациент как партнеры в управлении деятельностью, направленной на здоровье пациента. Мотивация поведения. Осознанные и неосознанные мотивы Мотивы и смысл. Мотивация и здоровье. Мотивация и болезнь. Психологический смысл болезни. Восприятие мира. Свойства восприятия как субъективного образа мира. Подпороговое восприятие. Восприятие в лечебно-диагностическом процессе. Внутренняя картина здоровья. Внутренняя картина болезни. Лечебное воздействие. Познавательные процессы

    . Эмоциональные процессы. Эмоциональное обеспечение поведения. Факторы, вызывающие эмоции. Психология горя. Профилактика страха и тревожности. Психология общения. Особенности профессионального общения медика.

    Трансфер и контртрансфер. Каналы коммуникации, Психология групп. Структура группы и ее измерение. Групповая динамика. Врач как член профессиональной группы. Терапевтические группы. Семья как малая группа.

    Педагогика.

    Объект, предмет, задачи, функции, методы педагогики. Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Медицинская педагогика. Педагогические аспекты профессиональной деятельности врача. Обучение больных, медицинского персонала. Обучающие программы в работе с семьей пациента.

    Русский язык и культура речи.

    Стили современного русского языка. Лексика, грамматика, синтаксис, функционально-стилистический состав книжной речи. Условия функционирования разговорной речи и роль внеязыковых факторов. Лингвистические и экстралингвистические факторы публичной речи. Сфера функционирования, видовое разнообразие, языковые черты официально-делового стиля. Взаимопроникновение стилей Специфика элементов всех языковых уровней в научной речи. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистическом стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание

    и завершение речи. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных документов. Язык и, стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инструктивно-методических документов. Реклама в деловой речи . Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Основные единицы общения (речевое событие, речевая ситуация, речевое взаимодействие). Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Культура речи и совершенствование грамотного письма и говорения (литературное произношение, смысловое ударение, функции порядка слов, словоупотребление). Невербальные средства коммуникации. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

    Социология.

    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О.Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории. Русская социологическая мысль. Общество и социальные институты. Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения. Социальные революции и реформы. Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

    Философия.

    Предмет философии. Место и роль философии в культуре (медицине). Исторические типы и направления в философии. Основные этапы исторического развития философской мысли. Философия в развитии русской духовности. Структура философского знания Бытие. Понятие духа, материи и сознания, пространства, времени и движения. Жизнь как специфическая форма движения материи. Научные, философские и религиозные картины мира. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Развитие, его модели и законы. Органическая эволюция на Земле. Онтологический статус земной жизни. Человек, общество, культура. Человек и природа. Производство и его роль в жизни человека. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Человек и исторический процесс, личность и массы, свобода и необходимость. Смысл жизни и деятельности человека. Познание. Соотношение мнения, веры, понимания, интерпретации и знания. Рациональное и эмпирическое познание. Иррациональное познание: интуиция в медицине. Отражение мира в сознании как познание. Творческое “конструирование” знания. Практика. Наука. Научное и вненаучное знание. Истина и её критерии. Структура научного познания, его методы и формы. Научные революции и смена типов рациональности. Союз философии и медицины. Философско-методологические основания медицины. Философско-этические проблемы в медицине (биоэтика).

    Экономика.

    Предмет экономической науки, ее разделы. Экономические системы. Экономические институты. Макроэкономика. Спрос. Индивидуальный и рыночный спрос. Предложение. Рыночный механизм. Роль цен в экономике. Рынки взаимосвязанных товаров и услуг. Фирма. Бухгалтерские и экономические затраты и прибыль. Производительность. Конкуренция и структура рынка. Антимонопольное регулирование. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Человеческий капитал. Доходы. Неравенство и перераспределение доходов. Функции и виды денег. Инфляция и ее причины. ВВП и ВНП. ЧНП. Национальный доход. Личный доход. Совокупные спрос и предложение. Макроэкономическое равновесие. Виды и уровень безработицы. Меры борьбы с безработицей. Экономический рост. Модели роста. Экономические циклы. Фискальная политика. Основные статьи доходов и расходов госбюджета. Банковская система. Международная экономика. Развитие экономической науки. Основы прикладной экономики. Предпринимательство. Виды предприятий. Виды ценных бумаг. Основы бухгалтерского учета. Оценка результатов хозяйственной деятельности. Понятие банкротства. Основы маркетинга. Виды рекламы. Налоги. Налоговая система. Финансовые институты. Механизм действия бирж, страховых и инвестиционных компаний. Основы потребительских знаний. Переходная экономика. Характеристика и структура российского хозяйства.

    Биоэтика

    Морально-этические нормы, правила и принципы профессионального врачебного поведения. Права пациента и врача. Этические основания современного медицинского законодательства. Применение этических принципов при использовании новых биомедицинских технологий.

    История медицины и фармации.

    Влияние среды обитания на здоровье человека, изыскание эффективных средств лечения и профилактики, диагностики, взаимоотношения врача и пациента, место врача в обществе; представление о медицинских системах и медицинских школах; учение о здоровом образе жизни. Народная и традиционная медицина. Магическая и демонологическая медицины. Медицинское образование. Первые медицинские учреждения. Влияние мировых религий на медицину. Выдающиеся деятели медицины и фармации. Выдающиеся медицинские открытия, Влияние гуманистических идей на медицину. Влияние научной революции и технической программы на развитие медицины. Особенности отечественной истории медицины. Проблемы врачебной этики и деонтологии в истории отечественной медицины и на современном этапе.

    Латинский язык и основы терминологии.

    Дисциплины и курсы по выбору студента,устанавливаемые вузом:

    Естественно-научные, математические и медико-биологические дисциплины

    Федеральный компонент:

    Математика.

    Математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине.

    Информатика.

    Теоретические основы информатики. Сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах. Использование ЭВМ в здравоохранении.

    Основные законы физики. Физические явления и процессы. Физические основы функционирования медицинской аппаратуры. Устройство и назначение медицинской аппаратуры.

    Химия: общая и биоорганическая.

    Химическая природа веществ. Химические явления и процессы. Основные законы и понятия. Химия и медицина.

    Биология.

    Медико-биологические дисциплины

    Биологическая химия

    .

    Химическая природа веществ и химические явления и процессы в организме. Клиническая биохимия.

    Анатомия человека.

    Строение человеческого тела во взаимосвязи с функцией и топографией систем и органов. Развитие и индивидуальные особенности

    .

    Гистология, эмбриология, цитология.

    Основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей и органов. Гистофункциональные особенности тканевых элементов. Методы их исследования.

    Нормальная физиология.

    Функциональные системы организма человека, их регуляция и саморегуляция при воздействии внешней среды. Закономерности функционирования отдельных органов и систем

    Микробиология, вирусология, иммунология.

    Классификация, морфология и физиология микроорганизмов и их идентификация. Роль и свойства микроорганизмов. Распространение и влияние на здоровье человека. Методы микробиологической диагностики. Применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов.

    Фармакология.

    Классификация и основные характеристики лекарственных средств. Фармакодинамика и фармакокинетика. Показания и противо-показания к применению лекарственных средств, применение и побочные эффекты.

    Патологическая анатомия.

    Структурные основы болезней и патологических процессов. Морфологические изменения органов и тканей при патологических

    процессах .

    Патофизиология.

    Причины, основные механизмы развития и исходов типовых патологических процессов. Закономерности нарушений функций органов и систем.

    Национально-региональный (вузовский компонент):

    до 15% общего

    объема цикла

    Профессиональные дисциплины

    Федеральный компонент:

    Медико-профилактические дисциплины

    Общая гигиена.

    Гигиена как профилактическая отрасль медицины. Единство организма и среды обитания человека. Факторы среды обитания человека - физические, химические, биологические и социальные. Природные и антропогенные факторы. Закономерности взаимодействия организма и средовых факторов. Теоретические основы и принципы гигиенического нормирования воздействия факторов среды обитания на организм. Методология и современные методы исследования в гигиене. Гигиена и экология. Основы взаимодействия в создании и контроле здоровой среды

    обитания человека .

    Общественное здравоохранение и здоровье

    .

    Система государственных гарантий в области охраны здоровья населения, социальное и медицинское страхование. Система здравоохранения и медицинского обслуживания в России и за рубежом. Первичная медико-санитарная помощь населению. Государственная санитарно-эпидемиологическая служба России, ее организационное построение, управление, основные функции и принципы организации деятельности, ресурсы, научное обеспечение санэпидблагополучия. Анализ деятельности учреждений госсанэпидслужбы. Учет и отчетность. Государственная статистика. Взаимодействие органов госсанэпидслужбы с органами государственной власти и управления, предприятиями и организациями, органами и учреждениями здравоохранения в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Законодательство об охране здоровья граждан, санитарное, природоохранное законодательство Российской Федерации, правовые основы деятельности специалистов госсанэпидслужбы. Санитарные правонарушения и меры административного воздействия за их совершение. Социально-гигиенический мониторинг за состоянием санитарно-эпидемиологичес-кого благополучия населения, здоровья населения в связи с влиянием факторов среды обитания человека. Методология и методы системного многофакторного анализа заболеваемости населения, медико-демографических и других показателей, характеризующих состояние здоровья и среды обитания человека. Анализ и оценка эффективности проводимых мероприятий по профилактике заболеваний населения. Роль, место задачи и функции госсанэпидслужбы в системе первичной медико-санитарной помощи

    .

    Общая эпидемиология.

    Основные понятия общей патологии применительно к популяционному уровню. Причины, условия и факторы риска заболеваемости населения инфекционными и не инфекционными болезнями. Механизмы развития эпидемиологического процесса, показатели состояния здоровья населения и санитарно-эпидемиологического благополучия. Методы выявления причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и факторами, его определяющими. Основы профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. Дезинфекция

    , стерилизация, дезинсекция и дератизация.

    Национально-региональный (вузовский компонент):

    до 15% общего

    объема цикла

    Клинические дисциплины

    Сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента, обучение профессиональному алгоритму решения практических задач диагностики, лечения больных и профилактики заболеваний, навыкам профессионального врачебного поведения. Ведение медицинской документации.

    Инфекционные болезни.

    Клиническая фармакология.

    Дерматовенерология.

    Лечебная физкультура и врачебный контроль.

    Лучевая терапия, лучевая диагностика.

    Секционный курс.

    Неврология, нейрохирургия.

    Медицинская генетика.

    Оториноларингология.

    Офтальмология.

    Психиатрия и наркология.

    Судебная медицина.

    Экстремальная и военная медицина.

    Акушерство и гинекология.

    Педиатрия.

    Общий уход за больными.

    Пропедевтика внутренних болезней.

    Внутренние болезни, общая физиотерапия, ВПТ.

    Эндокринология.

    Профессиональные болезни.

    Фтизиопульмонология.

    Поликлиническая терапия.

    Хирургия:

    Общий уход за больными.

    Общая хирургия, анестезиология.

    Реанимация и интенсивная терапия.

    Оперативная хирургия и топографическая анатомия.

    Хирургические болезни.

    Стоматология.

    Травматология и ортопедия. ВПХ.

    Урология.

    Онкология.

    Национально-региональный (вузовский компонент):

    до 15% общего

    объема цикла

    Дисциплины специальности

    Эпидемиология и военная эпидемиология.

    Коммунальная гигиена

    .

    Влияние факторов среды обитания на здоровье и условия жизни человека в населенных местах. Заболеваемость населения, обусловленная воздействием факторов природной и техногенной среды, социально-бытовых условий жизни. Гигиена и санитарная охрана атмосферного воздуха, водных объектов и почвы. Гигиена хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиена жилых зданий и лечебно-профилактических учреждений. Основы гигиены планировки населенных мест. Цели, задачи, содержание и методы государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-бытовой сферы.

    Гигиена питания.

    Питание здорового и больного человека, влияние питания на здоровье и трудоспособность населения, алиментарная профилактика заболеваний. Медико-биологические показатели качества пищевых продуктов. Санитарно-гигиенический контроль пищевой ценности и безопасности продуктов питания. Лечебное и лечебно-профилактическое питание.

    Гигиена труда.

    Взаимодействие среды и организма в условиях производственной деятельности. Оценка и прогнозирование действия вредных факторов трудового процесса и производственной обстановки на состояние работоспособности, общей и профессиональной заболеваемости. Основные направления профилактики неблагоприятного воздействия профессиональных факторов на состояние здоровья человека. Цели

    , задачи и методы организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области гигиены труда.

    Гигиена детей и подростков.

    Воздействие факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков. Оценка состояния здоровья, заболеваемости и физического развития детей и подростков в связи с влиянием факторов среды обитания. Санитарно-гигиенический контроль условий жизни, воспитания, предметов обихода детей и подростков, разработки и проведения оздоровительных мероприятий.

    Радиационная гигиена.

    Воздействие радиационного фактора на здоровье населения. Оценка и прогнозирование действия радиационного фактора на организм работающих на радиологических объектах. Санитарно-дозиметрический контроль и основные направления комплекса мероприятий по организации радиационной безопасности работающих и всего населения.

    Национально-региональный (вузовский компонент):

    до 15% общего

    объема цикла

    Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом:

    Всего часов теоретического обучения:

    Практики:

    5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

    ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА

    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    5.1. Срок освоения основной образовательной программы

    подготовки Врача при очной форме обучения составляет

    304 недели, в том числе:

    Теоретическое обучение, включая научно-исследовательскую работу студентов, практикумы, в том числе лабораторные, а также экзаменационные сессии

    218 недель

    Практики:

    Учебная – по всем клиническими, медико-профилактическим дисциплинам до 25%

    Производственная

    )
    18 недель

    Итоговая государственная

    4 недель

    Каникулы:

    (включая 4(8 ) недели последипломного отпуска )

    менее 41 (46) неделя

    5.2. Для лиц, имеющих среднее (полное) общее образование, сроки освоения основной образовательной программы подготовки санитарного Врача –

    6 лет, по очно-заочной (вечерней) форме обучения – 6,5 лет.

    5.3. Максимальный объем (общая трудоемкость) учебной нагрузки студента устанавливается

    54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

    5.4. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения

    36 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

    При формировании основной образовательной программы вуз обязан выделить

    на аудиторные занятия со студентами

    2/3 объема времени общей трудоемкости;

    на лабораторные, практические занятия – не менее

    30% от аудиторного времени.

    Самостоятельная работа студентов при изучении всех дисциплин настоящей образовательной программы должна составлять не менее

    1/3 объема времени общей трудоемкости.

    5.5. При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее

    20 часов в неделю.

    5.7. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять

    6-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний пери од.

    6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

    ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ

    ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    040300 – Медико-профилактическое дело

    6.1. Требования к разработке основной образовательной

    программы подготовки Врача

    6.1.1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки Врача на основе настоящего государственного образовательного стандарта.

    Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.

    Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.

    По всем дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).

    6.1.2. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

    изменять объем часов, отводимых на освоение учебного материала для циклов дисциплин, в пределах

    15%;

    Формировать цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, который должен включать из одиннадцати базовых дисциплин приведенных в настоящем государственном образовательном стандарте, в качестве обязательных следующие 4 дисциплины: иностранный

    язык (в объеме не менее 340 часов), физическая культура (в объеме не менее 408 часов), философия, отечественная история. Остальные базовые дисциплины могут реализовываться по усмотрению вуза. УМО рекомендует включать также в качестве обязательных такие дисциплины, как психология и педагогика, правоведение, биоэтика, история медицины, латинский язык и основы терминологии. При этом возможно их объединение в междисциплинарные курсы при сохранении обязательного минимума содержания. Если дисциплины являются частью общепрофессиональной или специальной подготовки (для гуманитарных и социально-экономических направлений подготовки(специальностей), выделенные на их изучение часы могут перераспределяться в рамках цикла;

    осуществлять преподавание гуманитарных и социально-экономических дисциплин в форме авторских лекционных курсов и разнообразных видов коллективных и индивидуальных практических занятий, заданий и семинаров по программам,

    разработанным в самом вузе и учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей, обеспечивающих квалифицированное освещение тематики дисциплин цикла;

    устанавливать необходимый уровень преподавания отдельных разделов дисциплин, входящих в циклы гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных дисциплин;

    предусматривать занятия по дисциплине "Физическая культура" при очно-заочной (вечерней) форме обучения с учетом пожелания студента;

    осуществлять в медицинских и фармацевтических вузах преподавание вопросов анатомии, физиологии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, предусмотренных в программе “Физическая культура” для студентов вузов РФ, только на профильных кафедрах.

    6.2. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью (не менее 3 лет); преподаватели по всем медико-биологическим, клиническим и дисциплинам специальности, как правило, должны иметь ученую степень (не менее 60% кандидатов и 10% -докторов наук) и опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере (не менее 3 лет).

    К педагогической деятельности, в сфере медицинского и фармацевтического профиля, не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или медицинскими противопоказаниями.

    6.3. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса

    Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий – практикумам, курсовому проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными, аудио-, видеоматериалами.

    Лабораторными практикумами должны быть обеспечены дисциплины: физика, медицинская аппаратура, математика, информатика, общая химия, биоорганическая химия, биология с экологией, биологическая химия, анатомия человека, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, микробиология, вирусология иммунология, фармакология, патологическая анатомия, патофизиология, гигиена, военная гигиена, общественное здравоохранение и здоровье, эпидемиология, военная эпидемиология, коммунальная гигиена, гигиена детей и подростков, гигиена питания, радиационная гигиена, гигиена труда.

    Практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении дисциплин: физическое воспитание, иностранный язык, латинский язык и основы терминологии, физика, медицинская аппаратура, математика, информатика, информатика.

    Клинические практические занятия должны быть обеспечены и предусмотрены при изучении всех клинических дисциплин, эпидемиологии, военной эпидемиологии, коммунальной гигиены, гигиены детей и подростков, гигиены питания, радиационной гигиены, гигиены труда.

    Библиотечный фонд должен содержать следующие журналы (по 2 комплекта):

    Акушерство и гинекология

    Аллергология

    Анестезиология и реаниматология

    Антибиотики и химиотерапия

    Архив патологии

    Бюллетень экспериментальной биологии и медицины

    Бюллетень нормативных актов

    Вестник рентгенологии и радиологии

    Вестник хирургии им. И.И. Грекова

    Военно-медицинский журнал

    Вопросы вирусологии

    Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физкультуры

    Вопросы медицинской химии

    Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии

    Вопросы питания

    Высшее образование в России

    Гематология и трансфузиология

    Гигиена и санитария

    Журнал высшей нервной деятельности

    Журнал микробиологии, эпидемиологии и иммунологии

    Журнал неврологии и психиатрии

    Здравоохранение Российской Федерации

    Иммунология

    Иммунология. Аллергология

    Инфекции, передаваемые половым путем

    Кардиология

    Клиническая геронтология

    Клиническая и лабораторная диагностика

    Клиническая медицина

    Клиническая фармакология и терапия

    Медико-социальная экспертиза

    Медицина труда и промышленности

    Медицинская газета

    Медицинская радиология

    Медицинская техника

    Медицинский вестник

    Международный медицинский журнал

    Молекулярная генетика, микробиология и вирусология

    Морфология

    Нефрология

    Онкология

    Патологическая физиология и экспериментальная терапия

    Педиатрия

    Проблемы гематологии и переливания крови

    Проблемы социальной гигиены и истории медицины

    Проблемы туберкулеза

    Проблемы эндокринологии

    Психологический журнал

    Пульмонология

    Российский вестник перинатологии и педиатрии

    Радиационная биология

    Российский вестник гастроэнтерологии, гепатологии и колопроктологии

    Российский журнал кожных и венерических болезней

    Российский медицинский журнал

    Российский онкологический журнал

    Социальная и клиническая психиатрия

    Стоматология

    Судебно-медицинская экспертиза

    Травматология и ортопедия

    Терапевтический архив

    Токсикологический вестник

    Ультразвуковая диагностика

    Урология

    Успехи современной биологии

    Успехи физиологических наук

    Фармакология. Токсикология

    Фармация

    Физиология и морфология

    Физиология человека

    Химико-фармацевтический журнал

    Хирургия. Журнал им. Н.И. Пирогова

    Цитология

    Экспериментальная и клиническая фармакология

    Эндоскопическая хирургия

    Эпидемиология и инфекционные болезни

    Обеспеченность обучающихся обязательной (с грифом Минздрава РФ) учебной литературой по каждой дисциплине государственного образовательного стандарта лицензируемой специальности должна составлять

    – 0,5 экземпляров, а библиотечный фонд – не менее 125 единиц на одного обучающегося очной формы подготовки.

    6.4. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

    Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, клинической дисциплинарной, междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом (количество помещений для размещения кафедр определяется из расчета не менее 18 кв. м учебных и учебно-лабораторных помещений на 1 студента).

    6.5. Требования к организации практик

    П о всем клиническим и медико-профилактическим дисциплинам до 25% часов отводится на практические занятия в поликлиниках и учреждениях санитарно-эпидемиологической службы

    2. Помощник палатной и процедурной медицинской сестры

    - 4 недели на четвертом семестре.

    3. Помощник фельдшера скорой и неотложной помощи -

    4 недели на шестом семестре.

    4. Помощник врача стационара -

    6 недель на восьмом семестре.

    5. Помощник врача скорой и неотложной помощи -

    4 недели на десятом семестре.

    Производственная практика после 2 курса

    - изучение работы младшего медицинского персонала и выполнения манипуляций по уходу за больными.

    Производственная практика после 3 курса - изучение работы среднего медицинского персонала и выполнения манипуляций и процедур среднего медицинского персонала.

    Производственная практика после 4 курса - изучение работы врача в стационаре терапевтического, хирургического и акушеро-гинекологического профиля.

    Студент должен уметь: обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими, хирургическими и акушеро-гинекологическими заболеваниями, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз, составлять план обследования, давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения, проводить лечение больных под руководством врача, правильно оформлять медицинскую документацию.

    Студент должен быть ознакомлен с:

    Порядком выписки, хранения, учета и назначения медикаментов (особенно сильнодействующих, наркотических, дорогостоящих),

    Работой физиотерапевтического отделения, техникой процедур,

    Работой патологоанатомического отделения,

    Организацией и проведением противоэпидемической работы.

    Производственная практика после 5 курса - изучение работы врача в Центре Государственного санэпиднадзора (ЦГСЭН).

    Сформировать умения:

    Организационно-методической работы ЦГСЭН (функциональными обязанностями должностных лиц, учетной документацией отделов, образцами административно-правовых актов, комплексным планом работы),

    Проведения санитарного обследования коммунальных, промышленных, пищевых, детских объектов, эпидочагов,

    Составления актов санитарного обследования, протоколов о санитарных нарушениях, карт объекта текущего санитарного надзора, карты эпидемиологического обследования случая инфекционного заболевания, постановления о наложении штрафа и закрытии объектов, заключения по отводу земельного участка под строительство, заключения по проектам наряда на очаговую дезинфекцию,

    Расчета экономических показателей при проведении профилактических, оздоровительных и противоэпидемиологических мероприятий,

    Проведения гигиенической оценки факторов среды обитания, определяющих состояние здоровья населения.

    7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА

    ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040300 – Медико-профилактическое дело.

    7.1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

    Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.3 настоящего государственного образовательного стандарта.

    Выпускник должен уметь:

    • Проводить анализ и давать оценку деятельности санитарно-эпидемиологических и лечебно-профилактических учреждений;
    • Составлять план мероприятий по организации медико-профилактической помощи и охране здоровья населения;
    • Составлять план и программу изучения состояния здоровья населения и проводить сбор, сводку, обработку и анализ информации по медико-демографическим показателям, показателям физического и психического развития, заболеваемости, инвалидизации, анализировать в динамике распределение по группам здоровья на снове действующей системы учета;
    • Составлять и вести медицинскую документацию;
    • Проводить оценку рангового значения отдельных классов, групп и нозологических форм болезней по показателям младенческой, повозрастной и общей смертности, а также по показателям заболеваемости, в том числе с временной утратой трудоспособности и инвалидности;
    • Проводить оценку основных показателей, характеризующих состояние здоровья населения;
    • Изучать показатели физического и психического развития детских и подростковых контингентов и оценивать их медицинское значение;
    • Проводить оперативную оценку и анализ уровня, структуры и динамики первичной и общей заболеваемости населения и отдельных социальных возрастно-половых групп;
    • Организовывать совместно с другими специалистами проведение выборочных обследований различных групп населения, осуществлять обработку и анализ полученных результатов;
    • Проводить гигиеническую оценку факторов среды обитания и трудовой деятельности, определяющих состояние здоровья населения;
    • Оценивать на соответствие санитарным правилам материалы, вещества, продовольственное сырье, пищевые и другие продукты, технологии их изготовления, также источники ионизирующего излучения;
    • Проводить оценку соответствия санитарным правилам жилых помещений, условий эксплуатации производственных, общественных зданий и помещений;
    • Осуществлять оценку соответствия санитарным правилам планировки и застройки поселений;
    • Проводить оценку организации и условий воспитания, обучения и труда граждан;
    • Оценивать результаты профилактических медицинских осмотров работающих и учащихся:
    • Проводить оценку факторов, определяющих состояние здоровья различных возрастно-половых групп населения, в связи с образом их жизни и наследственными характеристиками, популяционной и индивидуальной профилактики;
    • Определять показатели, характеризующие качество медико-санитарной помощи, в связи с оценкой санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
    • Проводить сбор и анализ информации о состоянии здоровья пациента;
    • Проводить основные лабораторные исследования материалов больного и интерпретировать их результаты;
    • Делать вывод о состоянии здоровья пациента, определять факторы риска возникновения заболеваний;
    • Проводить диагностику, оказывать экстренную врачебную помощь детям и взрослым на догоспитальном этапе и определять тактику дальнейшей медицинской помощи при неотложных состояниях;
    • Владеть алгоритмом постановки предварительного диагноза с последующим направлением к врачу-специалисту и выбирать схемы лечения;
    • Проводить сбор и анализ информации о распространенности и распределении инфекционных и неинфекционных заболеваний;
    • Оценивать показатели, характеризующие состояние здоровья населения во взаимосвязи с факторами среды обитания и условиями жизни и трудовой деятельности, выявлять причинно-следственные связи;
    • Оценивать санитарно-эпидемическую обстановку, давать ретроспективную, оперативную и прогностическую оценку санитарно-эпидемиологического благополучия населения и обоснование необходимых профилактических мероприятий;
    • Оценивать экономический ущерб, наносимый здоровью населения нарушениями санитарно-эпидемиологических норм и правил;
    • Оценивать экономическую эффективность оздоровительных, гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
    • Проводить осмотр трупа на месте происшествия;
    • Производить судебно-медицинское исследование трупа с оформлением протокола вскрытия;
    • Вести сбор информации и систематизировать ее для решения профессиональных задач;
    • Владеть профессиональным медицинским языком и терминологией;
    • Владеть иностранным языком для профессионального общения (устного и письменного) и работы с оригинальной литературой по специальности;
    • Выписывать рецепты;
    • Решать профессиональные задачи с использованием математических методов и работать с ЭВМ;
    • Формулировать цели и задачи гигиенического обучения, выбирать оптимальные формы занятий со слушателями, его проведения и контроля;
    • Пропагандировать здоровый образ и стиль жизни, значение занятий физической культурой и спортом для здоровья;
    • Проводить научно-практическую работу по проблемам медицины: формулировать цель, задачи исследования, рабочую гипотезу, составлять обзор литературы, планировать исследование, проводить сбор фактического материала, его статистическую обработку и анализ, делать выводы и предложения, вести дискуссию;
    • Организовать и проводить мероприятия по защите населения и оказания ему медицинской помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    7.2. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста

    .

    7.2.1. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности врача к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в интернатуре, ординатура или в аспирантуре по теоретическим направлениям медицины. Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Итоговая государственная аттестация Врача включает трех этапный государственный экзамен.

    7.2.2. Порядок проведения,

    основные этапы и программа аттестации.

    I этап – практическая подготовка. Оценивается практическая профессиональная подготовка выпускника.

    Осуществляется в соответствующих санитарно-противоэпидемиологических учреждениях системы здравоохранения, составляющих основу системы додипломной подготовки по специальности 040300 Медико-профилактическое дело.

    Продолжительность этапа должна давать возможность выпускнику последовательно выполнить весь необходимый объем навыков и умений для профессиональной деятельности.

    II этап – аттестационное тестирование.

    Тестовый материал охватывает содержание гуманитарных, математических, естественно-научных, медико-биологических и профессиональных дисциплин. Используются различные типы тестовых заданий для установления и оценки различных сторон логики клинического мышления: сравнение, сопоставление и противопоставление медицинских данных, анализ и синтез предлагаемой информации, установление причинно-следственных взаимосвязей.

    Состав тестовых заданий итогового междисциплинарного экзамена подлежит ежегодному обновлению в едином банке междисциплинарных аттестационных заданий, утвержденных Минздравом РФ.

    111 этап – итоговое собеседование .

    Проверка профессиональной подготовки выпускника, т.е. уровня его компетенции в использовании теоретической базы для решения профессиональных ситуаций. Собеседование проводится на основе решения ситуационных задач обобщенного характера – медико-профилактических, санитарно-эпидемиологических, клинических, этико-деонтологических, разбор больных и т.д. Оценке в данном случае подлежит степень умения выпускника разрабатывать и осуществлять оптимальные решения таких ситуаций на основе интеграции содержания дисциплин, входящих в аттестационное испытание.

    Составители

    :

    Учебно-методическое объединение медицинских и фармацевтических вузов

    Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 040300 Медико-профилактическое дело (16 ноября 1999 протокол № 3)

    .

    Председатель Совета УМО__________________________________ Пальцев М.А.

    Заместитель председателя Совета УМО ______________________Денисов И.Н.

    Начальник отдела УМО____________________________________Уткина Т.Б.

    Согласовано:

    Руководитель департамента образовательных медицинских учреждений и кадровой политики Минздрава РФ___________________________________Володин Н.Н.

    Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования Минобразования РФ

    Начальник управления____________________________________Шестаков Г.К

    Заместитель начальника управления_________________________Сенашенко В.С.

    Главный специалист управления____________________________Сенаторова Н.Р.

    Выбор профессии - очень важное дело. От решения зависит судьба, содержание каждого дня, реализация способностей и интересов, круг общения. Делая выбор, рекомендуется обратить внимание на профессии, относящиеся к медицине. Они подходят тем людям, которые мечтают посвятить себя заботе о других людях, их здоровье. Медицинские профессии, список и обзоры всех специальностей - это то, что нам предстоит рассмотреть.

    Профессии, которые можно получить в вузе

    Многие люди стремятся получить высшее образование. В медицинских вузах абитуриентам предлагается 9 специальностей. Это:

    • «Лечебное дело».
    • «Педиатрия».
    • «Медико-профилактическое дело».
    • «Стоматология».
    • «Фармация».
    • «Сестринское дело».
    • «Медицинская биохимия».
    • «Медицинская биофизика».
    • «Медицинская кибернетика».

    На первых четырех специальностях присваивается квалификация врача. На «Фармации» становятся провизорами, а на «Сестринском деле» - медицинскими сестрами. На последних специальностях присваиваются квалификации врача-биохимика, врача-биофизика и врача-кибернетика. Давайте более подробно разберем представленный перечень медицинских профессий, специальностей.

    «Лечебное дело» и «Педиатрия»

    «Лечебное дело» является наиболее многогранной специальностью. Именно поэтому на нее в вузах всегда подается много заявлений. Люди, имеющие эту специальность, могут заниматься лечением, диагностикой, профилактикой, осуществлять воспитательно-образовательную, организационно-управленческую и научно-исследовательскую деятельность.

    «Педиатрия» - специальность, сущность которой заключается в лечении детей, диагностировании и профилактике детских заболеваний. Врачи следят за развитием малышей, начиная с рождения, направляют их при выявлении каких-либо проблем к специалистам, имеющим узкоспециализированные медицинские профессии.

    «Медико-профилактическое дело» и «Стоматология»

    На «Стоматологии» студенты изучают дисциплины, связанные с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, имплантологией, кариесологией и т. д. В дальнейшем с такой специальностью люди становятся стоматологами-терапевтами, ортопедами, гигиенистами. Они занимаются диагностикой и лечением заболеваний ротовой полости, устраняют кариес, устанавливают имплантаты, съемные и несъемные протезы, выполняют профилактику заболеваний.

    «Фармация» и «Сестринское дело»

    Интересной специальностью является «Фармация». Она подходит людям, любящим химию и разбирающимся в ней. На «Фармации» подготавливаются специалисты, которые будут в дальнейшем заниматься изготовлением лекарств, работать в исследовательской нише, разрабатывать новые медикаменты, изучать эффективность препаратов. После окончания учебы по этой специальности многие работают в аптеках - занимаются продажей лекарств, предоставляют консультационные услуги посетителям.

    «Сестринское дело» - важная специальность, необходимая профессия. Медицинская сестра требуется во всех отраслях медицины. Этот специалист ухаживает за больными людьми, выполняет указания врача. После окончания вуза можно устроиться в любую клинику или больницу на должность рядовой медицинской сестры. В дальнейшем благодаря наличию высшего образования можно будет стать старшей медицинской сестрой.

    Медицинская биохимия, биофизика и кибернетика

    Специальность «Медицинская биохимия» связана с лабораторной диагностикой, проведением биохимических, клинических, иммунологических и медико-генетических исследований. Направление «Медицинская биофизика» предполагает работу с современным медицинским оборудованием. Те люди, которые поступают сюда, в будущем становятся радиологами, врачами ультразвуковой диагностики.

    «Медицинская кибернетика» - молодая специальность. Она объединяет в себе разные науки: и биологию, и физику, и информатику, и медицину. Люди, имеющие эту специальность, могут работать с вычислительной техникой, применять новейшую аппаратуру в обследованиях больных людей, устранять неполадки у приборов. Будущие профессии студентов, обучающихся на «Медицинской кибернетике», - врач-кибернетик, врач-лаборант звуковой и лучевой диагностики, иммунолог и т. д.

    Медицинские противопоказания к профессиям

    Не все люди могут иметь профессии, связанные с медициной, ведь у них есть противопоказания:

    • нервные и психические заболевания;
    • выраженные болезни слуха и зрения;
    • кожные и инфекционные заболевания;
    • заболевания опорно-двигательного аппарата;
    • нарушение координации движений кистей рук.

    С серьезными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, поступить не удастся на представленный выше перечень профессий. Медицинский осмотр - это то, что проходит каждый абитуриент при поступлении в любой медицинский вуз. Результаты предоставляются в приемную комиссию.

    Особенности получения медицинских специальностей в вузе

    Наша страна давно перешла на подготовку специалистов по двухуровневой системе образования. Однако медицинские вузы решили не отказываться от традиций российской высшей школы. Все специальности (кроме «Сестринского дела») относятся к специалитету. Чтобы стать врачом или провизором, требуется от 5 до 6 лет обучения в вузе на очной форме. «Сестринское дело» относится к бакалавриату. Продолжительность обучения на этой специальности составляет 4 года на дневном отделении.

    Заочная форма обучения разрешена лишь по направлению «Фармация» и «Сестринское дело». Остальные медицинские профессии можно получить только на очном отделении. Дело в том, что научиться лечить больных людей и проводить различные медицинские манипуляции можно только в вузе, отрабатывая все навыки на фантомах и манекенах, и в больнице у постели пациента при прохождении практики.

    Последипломное образование для врачей

    В высшей школе продолжительность подготовки врача является самой большой. Студенты, которые учатся в вузах, не относящихся к медицинским, получают право на ведение деятельности после получения диплома. С медицинскими специальностями все совершенно иначе. Диплом врача не дает права вести самостоятельную врачебную деятельность. Для его получения будущие специалисты проходят первичную последипломную специализацию.

    Перед выпускниками медицинских вузов открываются следующие перспективы дальнейшего образования:

    • приобретение первичной врачебной специализации в интернатуре (после получения диплома) в течение 1 года;
    • приобретение врачебной специализации с углубленной подготовкой в ординатуре в течение 2 или 3 лет;
    • ведение научно-исследовательской деятельности в области теоретических медико-биологических наук.

    Приобретение специализации в интернатуре

    В интернатуре, как говорилось выше, приобретают первичные врачебные специализации. В их число входят: терапия, гинекология и акушерство, хирургия, инфекционные болезни, педиатрия, психиатрия, скорая медицинская помощь и другие. Кем же можно стать после интернатуры? Например, выпускник вуза после завершения учебы по специальности «Лечебное дело», оценив все медицинские профессии, выбрал хирурга. Чтобы им стать, при поступлении в интернатуру потребуется выбрать специализацию «хирургия».

    После окончания интернатуры выпускник получает 2 документа: удостоверение, прилагаемое к диплому, о получении последипломного образования и сертификат специалиста, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность.

    Получение специализации в ординатуре и обучение в аспирантуре

    Специализации, требующие углубленной подготовки, включают в себя кардиологию, гематологию, клиническую фармакологию, ультразвуковую диагностику, детскую онкологию, хирургическую стоматологию и т. д. Например, врач, получивший специализацию в интернатуре по направлению «хирургия», в ординатуре может учиться на врача-нейрохирурга или на врача-онколога-хирурга.

    После 2 или 3 лет обучения в ординатуре врач получает также 2 документа: удостоверение и сертификат. Благодаря им можно работать по выбранной специализации. Таким образом, путь к профессии узкого специалиста в медицине может составлять 9 лет. Людям, интересующимся каким-то определенным предметом и наукой, открыт путь в аспирантуру. Продолжительность обучения составляет 3 года. Цель аспирантуры заключается в подготовке научных кадров высокой квалификации.

    Среднее и начальное медицинское образование

    Медицинские профессии получают не только в вузах, но и в ссузах - училищах, колледжах. Здесь готовят специалистов среднего звена. В их число входят:

    • фельдшеры;
    • акушеры;
    • медицинские сестры;
    • помощники санитарных врачей;
    • эпидемиологи;
    • медицинские лаборанты;
    • зубные техники;
    • фармацевты.

    Существует также профессия «младшая медицинская сестра». Это начальное профессиональное медицинское образование. Младшими медицинскими сестрами начинают подрабатывать студенты I-II курсов. В их обязанности входит смена белья на больном человеке, его кровати, кормление тяжелобольных пациентов, оказание помощи в перевозке.

    В заключение стоит отметить, что перед поступлением в медицинский вуз с целью получения какой-либо профессии стоит оценить свои личностные качества. В будущей работе важны внимательность, эмоциональная устойчивость, аккуратность, наблюдательность, ответственность, сострадание, добросовестность.

    1

    1. Приказ министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области медико-профилактического дела » № 339н 25 июня 2015г». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71138360/9 (Дата обращения 08.12.16.).

    Медико-профилактический факультет, один из самых молодых факультетов Кубанского медицинского университета, был основан в 1998 году. Выпускники медико-профилактического факультета востребованы в органах и организациях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числев:

    Управлениях Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации в качестве государственных гражданских служащих, осуществляющих надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологичес-кого благополучия населения и защиты прав потребителей по направлениям: организация надзора, эпидемиологический над-зор, надзор за условиями проживания населения, надзор за условиями питания населения, надзор за условиями труда, надзор за условиями воспитания и обучения детей и подростков, надзор за радиационной безопасностью;

    Научно-исследовательских учреждениях Роспотребнадзора;

    Различных учреждениях, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации: стационарах, поликлиниках, реабилитационных центрах, перинатальных центрах;

    Организациях санитарно-гигиени-чес-кого, эпидемиологического и микробиологического профиля, профилактических учреждениях и санитарно-эпиде-миоло-гичес-ких службах других министерств и ведомств;

    Организациях и на предприятиях, обязанных осуществлять производственный контроль за соблюдением обязательных требований санитарно-эпидемиологи-ческого законодательства;

    Проектных и иных организациях, осуществляющих экспертную деятельность на соответствие обязательным требованиям законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия .

    В сложившейся ситуации действенной мерой является подготовка специалистов по целевому направлению - в настоящее время на медико-профилактическом факультете обучается по целевому направлению 32 студента (16%). Деканат медико-профилактического факультета систематически организует встречи с выпускниками и представителями службы Роспотребнадзора - главными врачами территориальных отделов Роспотребнадзора края и отделов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае». Кроме того уже с 1 курса обучения студенты медико-про-филактического факультета имеют возможность встречаться с ведущими представителями службы на «мастер классах» и лекциях, которые ежегодно организует служба края совместно с деканатом.

    К 2016 году КубГМУ выпущено 200 специалистов «Медико-профилактическое дело». В анкетировании, с помощью активного опроса (по телефону), а также по социальным сетям приняли участие 150 выпускников (75%), том числе 76 % женщин и 24 % мужчин. Установлено, что 24 процента выпускников работают в службе Роспотребнадзора, 38 %-в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»,7%-в госпитальной эпидемиологии, 5 % заняты преподавательской деятельностью, 9%- в клинико-лабораторной диагностике, 4 % продолжают обучение, 2 % в правоохранительных органах, 11% в других сферах. Восемьдесят пять процентов опрошенных довольны местом работы, и 80 % выпускников выбор медико-профилактического факультета считают правильным, но только 29 % довольны своей заработной платой. Преподавание в КубГМУ ориентировано на практическую подготовку специалистов: семьдесят пять процентов опрошенных утверждают, что практическая подготовка достаточная для дальнейшей трудовой деятельности. Восемьдесят три процента выпускников указали, что не сталкивались со сложностями при трудоустройстве и в настоящее время многие из них руководят структурными подразделениями Роспотребнадзора, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» и других субъектах РФ. Об успешной деятельности выпускников свидетельствуют благодарственные письма отработодателей о качественной подготовке специалистов в адрес КубГМУ. У 80 % желания сменить профессию не возникало. Выпускники медико-профилактического факультета основными личностными и профессиональными качествами для дальнейшей трудовой деятельности считают профессиональную грамотность, коммуникабельность, трудолюбие, целеустремленность и ответственность.

    Анализ трудоустройства и профессиональной деятельности выпускников медико-профилактического факультета КубГМУ свидетельствует о практическом отсутствии у них затруднений при устройстве на работу и успешной реализации в профессии.

    Библиографическая ссылка

    Киёк О.В. АНАЛИЗ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ МЕДИКО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА КУБАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 4-1. – С. 132-134;
    URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=11319 (дата обращения: 08.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    Похожие публикации