Речевой этикет в профессиональной деятельности юриста. Речевой этикет юриста. Модель «все вздор, чего не знает Митрофанушка» - неоправданное запретительство. Таким запретителем может быть человек ограниченный. Иногда следует поступиться своими личными вку

Основа успешной коммуникации. Динамика жизни способствует возникновению условий, требующих быстрого, реагирования в процессе межличностного взаимодействия, поэтому развитие речи у юристов , является необходимым условием развития профессиональных навыков юриста . Однако часто возникает необходимость в рекомен­дациях по усовершенствованию речи юриста , программированию диалога, . Мы предложим методику установления контакта, которая усовершенствует Вашу профессиональную речь юриста и увеличит КПД коммуникаций.

Методика установления контакта

Предлагаемая методиканаправ­лена на создание атмосферы доверительности и поэтому при­емлема для делового общения. Она будет особенно эффективна при неоднократном межличностном общении. Так эту методику можно применять, чтобы уметь .

Методику для повышения культуры речи юриста мы советуем применять во взаимоотноше­ниях с компаньонами по бизнесу, клиентами, сотрудниками.

Для практического использования методики следуйте советам начинающему юристу :

  1. Вы должны пройти все фазы контакта. Поскольку задер­жка на каком-либо этапе ведет к «окостене­нию» отношений. В этом случае даже грамотно поставленная речь юриста не убедит клиента.
  2. Переход на следующий этап возможен после того, как Вы увидели признаки возникновения следующего этапа.
  3. Пытайтесь вывести партнёра по разговору на ответную реакцию. Не отводите ему пассивную роль.

Освоив методику беседы, Ваша речь юриста перейдёт на новый уровень коммуникации. Методика предполагает прохождение пяти этапов:

  1. Уберите психологические барьеры
  2. Найдите общие интересы
  3. Выделите принципы общения
  4. Выявите качества, опасные для общения
  5. Адаптируйтесь к партнёру и установите контакт

Соблюдение последовательности этапов важно для установления контакта, психологического воздействия, а заодно и повышение культуры речи юриста .

Снятие психологических барьеров

При разговоре юрист и собеседник ждут друг от дру­га определенных действий. Именно это и оказывает влияние на их речь . Стоит отметить, что при общении с юристом у собеседника зачастую первоначально возникает психологический барьер, поэтому развитие речи юриста является необходимым условием успешной коммуникации. Ведь от того насколько правильная речь у юриста будет зависеть преодоление этого барьера. Можно сказать, что лучшим методом здесь является высказывание своего одобрения собеседнику и образование положительной реакции с его стороны. Ведь согласие-это желанное явление, которое не содержит элементы конфликта. Именно поэтому напряжение должно быть снято посредством грамотной культуры речи юриста .

Для позитивной беседы речь юриста должна соответствовать двум принципам первого этапа — снятие психологических барьеров и уменьшение напряжения, которые объеди­няются в одну функцию, которую можно назвать как под­готовка основы для последующего контакта. Основные факторы первого этапа можно поделить на отрица­тельные и положительные.

Положительные — факторы, которые вы­зывают одобрение у клинета.

Выделяются:

а) частота согласий:

б) их взаимность и совпадение;

в) очередность согласий обеих стороны.

Отрицательный фактор – это непосредственно на­стороженность, которая определяет возникновение барьеров.

Когда собеседник услышит, что вы согласны с ним, с его точкой зрения, он воспримет это как успех. Частота согласий такого рода закрепляет стиль общения. Постоянство согласий создаст у собеседника состояние удовлетворенности дей­ствиями — как своими, так и вашими.

Одним из принципов общения должен быть выбор нейтральной темы для разговора, например погода. При этом в правильной речи юриста должна присутствовать оценка таких проблем, с которыми нельзя не согласиться. Как правило, это общие для определенной группы суждения.

Таким образом, главная задача грамотной речи юриста — исключить моменты, которые вызывают напряжение, психологический барьер. Юрист должен пытаться соглашаться с высказываниями собеседника и получать его согласие.

Вы можете утверждать, что Ваша речь юриста и Вы прошли первый этап, если:

а) паузы после вопросов становятся короче:

б) начинают преобладать собственные сообщения собе­седника, возникают непроизвольные объяснения и допол­нения к уже сказанному;

в) уменьшается количество односложных ответов и ре­активных вопросов (вопрос на вопрос).

Результаты первого этапа: Посредством грамотной речи юрист добивается, что напряженность начальных отно­шений заменяется расслабленностью. Сверхконтроль, присущий начальной фазе от­ношений сменяется вначале наблюдением за развитием отно­шений, а затем включенностью в общение по линии согла­сия. Тревожность и напряженность уменьшаются.

Нахождение совпадающих интересов

Посредством правильной культуры речи юрист должен найти точки соприкосновения, которые станут исходным пунктом для формирования взаимопонимания с собеседником. Основу этапа составляет поиск совпадений: общие увлечения, которые объединят юриста и клиента. При этом важно единство в оценках. Речь юриста при разговоре на отвлеченную тему должна убрать различия в обще­ственном положении. В дальнейшем это спо­собствует сокращению расстояния.

Теперь уже выстроена основа для объединения и можно двигаться вместе с собеседником далее. Одновременно выработали первичные навыки совместной работы. Основная функция второго этапа посредством речи юриста получить позитивные эмоции. Совместное переживание образует основу для первого совпадения во мнениях. Одновременно происходит понимание того, что происходит на душе у клиента.

В будущем юрист возьмёт это как плацдарм для распознания состояния удовлет­воренности. Это также основа для того, чтобы анализировать результаты своего речевого воздействия.

Таким образом, речь юриста при беседе должна соответствовать следующей схеме:

  1. построить рассуждение
  2. вызвать согласие у клиента по вопросам, вызывающим общий интерес
  3. вы­звать эмоции, изучить особенности поведения

Поддерживать общую тему важно, так как она частично поглотит сознание собеседника. Он будет пытаться продолжить разговор, одновременно удаляя негативные эмоции. Принципиальным пунктом в этом случае выступает сосредоточенность внимания на общем интересе. При этом речь юриста должна занять пассивную роль в этом процессе.

Постарайтесь найти общий интерес и сделать его доминирующим. Если общий интерес не найден, то постарайтесь узнать, чем собеседник занимается, где преуспевает. Чтобы оказать большее влияние, не исчерпывайте тему до конца, поддерживайте её. Поскольку исчерпание темы вызовет угасание эмоций.

Когда юрист произносит речь , он может воспользоваться следующими методами:

Метод «Нарастание». В начале беседы речь юриста может быть внешне безразличной к репликам собеседника. Далее на определённом моменте начните интенсивно интересоваться суждением собеседника. В будущем показывайте возрастание ин­тереса в процессе общения.

Метод «Детализация» основывается на повышенном интересе к подробностям разговора с просьбами уточнить.

Метод «Переключение». Этот метод заключается в том, что в высказывания по общей теме, все чаще включаются отдельные части иной проблемы, на которую вы «переключаете» собеседника. Это предоставит возможность рассредоточить эмоции, на любую тему, нужную юристу.

Признаки, того что речь юриста на втором этапе правильная:

а) нашли одну общую тему

6) возвращаетесь к ней периодически

в) употребляете общие для темы слова

г) возможность подхватить разговор после нескольких фраз

д) при беседе всплывают воспоминания

Результаты второго этапа. Правильная речь юриста должна вызывать желание продолжить сближение. Ведь уже созданы опорные пункты для возможного взаимодействия, повторения вызова положительных эмоций.

Определение принципов общения

На прошлом этапе юрист искал фундамент для начала беседы. На третьем этапе продемонстрируйте свои профессиональные навыки . Это вызовет ответную реакцию у собеседника. Речь идет о тех качествах, которые являют­ся основой общения: сделайте акцент на прямоте, честности. Основу общения на данном этапе составляет представление о Ваших положительных качествах. Речь юриста должна гасить отрицательные эмоции, которые могут повредить беседе.

В этом заключается регулирование поведения. Выделяя свои недостатки — подшутите над ними. Речь юриста предполагает немного иронический стиль общения, покажите, что Вы склонны к спокойному разрешению проблемы, однако это зависит от ситуации.

На данном этапе речь юриста должна соответствовать следующим принципам:

«Готовность». Возможность выслушать любое сообщение клиента.

«Ответим сообщение о себе». Общение должно принять форму диалога.

«Постепенное раскрытие своих качеств». Все Ваши качества должны подоваться постепенно, иначе о Вас может сложиться негативное мнение.

«Избежание». Никогда не делайте преждевременных выводов о клиенте, не вешайте на его ярлык.

Иначе говоря, ваша цель заключается в том, что­бы получить нужную, полную, достоверную информацию необходимую для качественной работы. Речь юриста должна так же вызывать убеждённость клиента в том, что его слушают. Например, можно сказать: «Вы быстро ориентируетесь».

Так же юрист никоим образом не должен пытать­ся уличить собеседника в неточностях, разоблачить выдумки. Более рацио­нально заранее подвести собеседника к необходимости рассказать правду.

Именно поэтому в речи юриста должна присутствовать степе­ни выраженности таких человеческих качеств, как прямота, решитель­ность и откровенность.

Тактические приемы в речи юриста :

«Формулирование принятого». Информацию, на которую акцентирует внимание собеседник, периодически формулируйте вслух. Это вызовет положительное настроение.

«Подведение итогa». Подытоживайте ранее высказанное, выделяйте основные моменты.

«Уподобление». Добейтесь идентичного понимания отдельных моментов. Например, спросите: «Вы согласны, что люди должны быть откровенными?»

Признаки того, что речь юриста правильная:

  1. появление первых упоминаний о качествах, присущих человеку в общении;
  2. выделение собственных качеств и свойств;
  3. проявление штампов поведения (на­пример, частое высказывание одних и тех слов: «от­кровенно говоря», «прямо скажу»;
  4. рассказ о типичных привычках и предпочтениях;

Результаты этaпa. Посредством правильной речи юриста создается представление о ка­чествах, необходимых для беседы. В то же время отрицательные качества скрываются. «Торможение» отрицательных качеств приводит к тому, что они «выключаются и не иг­рают главной роли в общении. Речь юриста должна подвести клиента к «ощущению взаимопонимания». Юрист и собеседник получают установку на принятие качеств. Именно это влияет на активизацию общения.

Выявление качеств, опасных для общения

После того как юрист определился с принципами общения, он должен выявить негативные качества собеседника, которые могут возникнуть при беседе. Например, привычные стереотипы поведения. Обычно любому человеку есть, что скрывать. Эти качества нужно учесть для того, чтобы правильно выстроить речь юристу . Итак, основная цель этапа — получение обратной стороны личности и составление полного портрета. Задача юриста заключается в определении возможности силы проявления негативных качеств относительно положительных. Таким образом, речь собеседника станет предсказуемой.

Основным принципом действий должно стать сопоставление слов собеседника о качествах, которых он придерживается в беседе и его действий. Юрист так же должен учитывать основы мимики и жестикуляции клиента, его поведение, голосовую интонацию. Основой механизма, дающего возможность выявить скрывае­мые качества, является фиксация внезапно возникшего от­клонения от обычного стиля поведения. Например, клиент показывает непривычную нетерпимость, прерывает вас. Отклонение от обычного поведения связано с тем, что контроль за собою на четвертом этапе ослабевает, поэтому наиболее мощные качества проявляют себя.

Что бы речь юриста была правильной придерживайтесь следующих принципов:

«Инициатива». Проявляйте инициативу, начните рассказывать первым о своих слабых сторонах, негативных качествах.

«Откровенность» После установления долговременных отношений вы можете продемонстрировать готов­ность к откровению.

«Эквивалентность». Сообщайте о себе столько, сколько нужно для оценки профессиональных качеств.

На данном этапе допускаются сомнения, возможны возражения юриста относительно проблемы

Речь юриста должно постепенно приближать к проблеме скрываемых качеств собеседника, однако речь юриста не должна насторожить клиента и заставить его замкнуться. Главное не сообщать о привычках, которые мо­гут отрицательно повлиять на беседу, постарайтесь контролировать себя, быть сдержанным. Важно подчеркивать исключительность стиля поведения собеседника. В этой ситуации собеседник будет пытаться внести коррективы в свой образ, если сложилось неправильно представление.

Итак, на этом этапе в речи юриста допускаются:

  1. споры, но не осуждение
  2. подчеркивание доверительного отношения к клиенту

На данном этапе юрист может столкнуть с уловкой. Его могут попросить высказаться относительно отрицательных качеств другого человека. Юрист должен уйти от разговора. Например, « я считаю непрофессиональным такие высказывания».

Если собеседник уклоняется от разговора, в речи юриста можно применить следующие приёмы:

«Высказывание сомнений» При беседе допускается сомнение относительно сказанного в том случае, если сменилось поведение.

«Сопоставление противоречий». Чтобы побудить к беседе укажите на противоречие в словах.

«Диагностические вопросы. Эти вопросы побуждают к высказыванию мнений относительного проблемы. Вопросы должны быть внезапными. Это вызовет меньшую настороженность и быструю реакцию.

«Вызов спора». Начните какой-нибудь мелкий спор. Вы сможете увидеть способы защиты собеседника.

«Расслабление». Отвлеките на постороннюю тему.

Признаки того, что речь юриста оказывает воздействие:

  1. Выражение сомнения в ранее обговариваемой теме;
  2. Просьба сообщить больше информации
  3. Стремление собеседника изменить Ваше мнение о нём
  4. Своеобразное самобвинение. «Я был не прав»
  5. Абстрактные рассказы о себе
  6. Опережающие возражения. «Вы думете, что я недостаточно ос­ведомлен»
  7. Попытка навязать дисскусию

Таки образом с помощью граммотной речи юрист выявляет отрицательные качества собеседника. Тем самым вынуждает его подстраиваться под себя. В дальнейшем это поможет избегать проявления отрицательных качеств.

Адаптация к партнеру и установление контакта

На этом этапе взаимоотношения становятся понятными. Так как юрист уже выявил недостатки и достоинства собеседника, нашёл способы воздействия на него.

Особо важно выполнять отведенную роль, которую ожидает от Вас собеседник. При этом характеристики личности должны быть оптимальными с точки зрения другого и адаптивными. При общении используйте буферные фразы: «Не удивляйтесь и не возмущайтесь тем, что сейчас услы­шите».

Подстраиваясь под собеседника, вы тем окажите влияние на его поведением и закрепите те качества, кото­рые обеспечивают эффективное взаимодействие. При этом речь юриста должна основываться на принципе «общей судьбы». Его суть заключается в том, что сам по себе обмен информацией, эмоциями на про­тяжении прошлых этапов создает общий продукт деятельности, обладателем которого являются оба собеседни­ка. Это способствует сближению и обеспечивает воздействие. Речь юриста должна сводить­ся к ведению равноправного диалога. Используйте все, что будет способствовать снятию опасений собеседника.

Основные приёмы в речи юриста :

«Первичные действия». При возможности возникновении негативных качеств- смягчайте ситуацию.

«Указание на качество, требующее регуляции» рас­считан на вызов мотивации поведения «Зная вашу нетерпеливость, прошу всё же потерпеть, посколь­ку это необходимо для эффективного решения проблемы».

«Подчеркивание и утверждение образовавшейся совместимости». Вызов у собеседника исходной совместимости. Например: «Мы со­вместно успешно устраняем проблемы, давайте мирно об­судим сложившуюся.»

«Обращение за сонетом» Вызов у собеседника заинтересованности в решении общей проблемы

Именно на последней стадии общения появляется воз­можность проверить правильность речи юриста . Только теперь можно увидеть доверительное отношение и оценить личность собеседника. Существенном результатом последнего этапа будет возможность решения вопроса по Вашему сценарию. Но это будет происходить по инициативе собеседника.

Если у Вас возникли вопросы, то можете получить .

Буду вам признателен, если вы скажете "Спасибо". Сделать это очень просто. Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь информацией с вашими друзьями.


Содержание

Введение

Этикет - совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как норма общения в различных жизненных ситуациях. Можно также определить этикет как свод правил обхождения с людьми; как установленных, так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.
Служебный этикет юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.
Специфика профессиональной деятельности юристов сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий.
К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций.
Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение юристами. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.
Цель работы – изучить сущность служебного этикета юриста.
В соответствии с целью определены следующие задачи работы:
      рассмотреть понятие служебного этикета юриста;
      охарактеризовать внешний вид как составляющая часть служебного этикета юриста;
      изучить особенности речевого этикета юриста.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

1. Понятие служебного этикета юриста

Этикет (фр. "etiquette - ярлык, этикетка) - устойчивый порядок поведения, выражающий внешнее содержание принципов морали и состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, одежда и др.). Устойчивый порядок поведения означает совокупность устоявшихся правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений между людьми 1 .
Этикет регулирует манеры. Манеры - способность держать себя, внешняя форма поведения. К манерам относятся некоторые особенности речи (тон, интонация), жесты, мимика, походка.
Нормы этикета - это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренебрежение ими.
Основные нормы далеко не исчерпывают всех норм служебного этикета. В настоящее время разработаны специальные «напоминатели», содержащие правила поведения. Назначение их - помочь руководителям в организации как личного поведения, так и поведения подчиненных для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе.
Служебная этика выполняет много различных функций. Она способствует сплочению сотрудников, организации здорового психологического климата, обеспечению эффективности служебной деятельности, нравственному и эстетическому воспитанию.
Служебный этикет включает в себя и нормы неофициальных отношений, основу которых составляет вежливость, тактичность, скромность, деликатность, точность и обязательность.
Данные качества делают процесс общения приятным, радостным, интересным, они способствуют проявлению взаимопонимания, доверия, симпатии между людьми.
Напротив, несдержанность, расхлябанность, несобранность, фамильярность, неумеренная жестикуляция, привычка хватать собеседника за одежду, за руки, смотреть в сторону во время разговора, перебивать речь и т.п. являются антиэстетическими качествами манеры, свидетельствуют о низкой культуре человека, неразвитости его чувств, вкусов, представлений. Они не способствуют взаимопониманию между людьми, а сам процесс общения делают тягостным и неприятным.
К общепринятым нормам и правилам поведения относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.
Служебный этикет юриста - устойчивый порядок его поведения при выполнении служебных полномочий, выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил обхождения (манеры, формы обращения и приветствия, одежда и др.) 2 .
Этикет включает правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство этической (проявление заботы, уважения и др.) и эстетической (красота, изящество поведения) сторон.
Требования этикета в юридической практике приобретают особую значимость, так как являются строго регламентированным церемониалом, где определенные официальные формы поведения юриста не должны выходить за пределы жестко установленных рамок.
Этикет выражается в системе правил учтивости, четко классифицирует порядок обхождения с должностными лицами в соответствии с их рангом (к кому как следует обратиться, кого как должно титуловать), правил поведения в различных кругах. Строгое соблюдение служебного этикета - важное условие этической и эстетической культуры поведения юриста.
Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.
Основные этико-эстетические правила взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела:
Чувство такта - состояние эмоционального сопереживания с каждым из участников решения юридического дела.
Такт предполагает внимательное отношение к личности собеседника, должную меру в выражениях и поступках, умение корректно поставить и изложить вопросы, которые могут вызвать неловкость у окружающих.
Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта - неотъемлемая часть духовной культуры юриста как служебного лица, тем более личности руководителя. В этом смысле руководитель должен быть образцом для своих подчиненных. Грубость и несдержанность, не говоря уже об этикете, роняют не только его авторитет, но и могут привести к конфликтным ситуациям в коллективе.
Чувство такта должно проявляться в различных формах делового общения юриста:
      повседневный служебный контакт (прием посетителей, посещение граждан по месту жительства, участие в совещаниях, заседаниях и т.д.);
      специфические формы служебного контакта (руководитель и подчиненные, между коллегами);
      экстремальные формы контакта (во время обыска, задержания и т.п.);
      невербальные и неспецифические формы контакта (телефон, деловая переписка, выступления по радио, телевидению и т.п.).
Эти и другие формы делового общения юриста требуют своих принципов, правил и норм, которые дополняют чувство такта. К ним относятся:
Корректность - сдержанность в словах и манерах, исключение лишних вопросов, чрезмерной настойчивости и т.п.
Вежливость - внешнее проявление доброжелательности, обращение по имени и отчеству, душевное расположение.
Любезность - готовность оказать услугу нуждающемуся.
Точность - своевременность выполнения обещанного или порученного дела.
Самоорганнзованность - планирование работы и выполнение ее в обозначенные сроки и др. 3
Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрытого неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания, форму, строго канонизированный характер, он превратиться в официальную форму лицемерия.

2. Характеристика особенностей служебного этикета юриста

2.1. Внешний вид как составляющая часть служебного этикета юриста

Есть такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Она прямо относится к эстетической культуре юриста, выражающейся в его внешнем виде. Внешний вид следователя, прокурора, судьи оказывает существенное влияние на отношения к ним граждан. Знаменитый адвокат А. Ф. Кони советовал: «Следует одеваться просто и прилично. В костюме не должно быть ничего вычурного и кричащего (резкие цвета, необыкновенный фасон). Грязный, неряшливый костюм производит неприятное впечатление. Это важно помнить, так как психологическое воздействие на собравшихся начинается до речи, с момента появления перед публикой» 4 .
Нередко установить контакт с человеком следователю не удается именно вследствие первоначальной антипатии, вызванной его внешним видом: неопрятной одеждой или такой, которая не соответствует деловым отношениям; неприятными манерами.
При первой встрече происходит оценка юриста с точки зрения восприятия особенностей его поведения и внешнего облика. На основе данной оценки юристу может быть дана своеобразная характеристика, как положительная, так и отрицательная.
Юрист должен обладать чувством прекрасного. Он не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. В одежде он должен отдать предпочтение деловому стилю. В контакте с клиентами, коллегами важно все: выражение лица, подтянутость, постриженные ногти и волосы, одежда, ее состояние, умение свободно чувствовать себя в ней.
В условиях социально-неоднородного общества юристу приходится общаться с людьми, которые отличаются по своему материальному положению, однако на всех он должен производить приятное впечатление, быть воплощением закона и справедливости.
Невозможно разработать перечень рекомендаций, касающихся, к примеру, одежды, прически юриста. Каждый юрист сам создает свой имидж. Главное, чтобы он руководствовался чувством меры и осознанием того, что является представителем государства для всех тех, кто обратился к нему за юридической помощью.
Для отдельных категорий работников юридического труда (органов внутренних дел, прокуратуры, Конституционного Суда Российской Федерации и др.) установлены стандарты внешнего вида при исполнении служебных полномочий - предписывается носить специальную форму.
Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 5 (ст. 114) установил форму одежды судьи конституционного суда. Он должен быть одет в мантию при отправлении своих обязанностей на заседании Конституционного суда.
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 352 «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины» 6 утверждены описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, научных и педагогических работников, имеющих классные чины, нормы выдачи и сроки носки форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины.
Сотрудникам органов прокуратуры выдается форменное обмундирование.
Для сотрудников органов прокуратуры, имеющих классный чин, знаками различия являются погоны плечевые. Они носятся на пальто, плаще, пиджаке, верхней рубашке. На углах воротника, кроме верхней рубашки, помещается ведомственная эмблема высотой 2,5 см, шириной 2 см. Для лиц, имеющих классные чины от действительного государственного советника до государственного советника юстиции 3 класса включительно, эмблема золоченая, шитая, высотой 2,9 см, шириной 1,8 см, окаймляется золоченым шитьем в виде лавровых листьев.
На головных уборах имеется кокарда с Государственным гербом РФ. Государственный герб РФ золотистого цвета с рубиново-красной и голубой эмалью в обрамлении дубовых листьев. Высота эмблемы 5 см, ширина овала 5,2 см. На оборотной стороне привариваются две металлические ножки. Укрепляется кокарда в центре фуражки (шапочки) или на налобнике шапки.
Эмблемы, кокарды, звезды большие и малые, пуговицы большие и малые, филигрань, ремешки выдаются в количестве, соответствующем числу предметов форменной одежды, с учетом срока носки.
Установлен срок выдачи и сроки носки форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины. Он утвержден постановлением Правительства РФ от 25 марта 1996 г. № 352 «Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, научных и педагогических работников, имеющих классные чины».
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2011 г. № 835 «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» 7 сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации носят форменную одежду согласно присвоенным им специальным званиям.
Форменной одеждой является унифицированный по комплексу существенных внешних признаков комплект предметов одежды и обуви (обмундирование), а также снаряжения, предназначенных для ношения сотрудниками.
К существенным признакам форменной одежды относятся: совокупность конструкции, цвета обмундирования и различительных элементов установленных цветов (канты, лампасы, околыши фуражек и просветы на погонах); фурнитура установленных образцов; погоны установленных видов (образцов).
Четкая регламентация ношения форменной одежды работниками органов внутренних дел предусмотрена Приказом МВД РФ от 22 августа 1995 г. № 326 «О мерах по соблюдению правил ношения установленной формы одежды сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск» 8 .
В соответствии с Приказом МВД РФ от 24 декабря 2008 г. № 1138 «Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» 9 (ст. 18) достойный внешний вид сотрудника обеспечивает моральное право на самоуважение, способствует укреплению доверия граждан к органам внутренних дел, оказывает влияние на поведение и поступки людей.
Сотруднику органов внутренних дел следует:
      носить форменную одежду в соответствии с установленными требованиями, чистой и аккуратной, хорошо подогнанной и отглаженной;
      поддерживать образцовый внешний вид, вызывающий уважение у коллег и граждан;
      носить в праздничные дни на форменной одежде государственные и ведомственные ордена, медали и знаки отличия, а в повседневной обстановке - орденские планки;
      демонстрировать строевую выправку, держаться прямо, с развернутыми плечами, не сутулиться, ходить твердым, энергичным шагом;
      придерживаться здорового образа жизни, соблюдать правила личной и общественной гигиены.
Сотрудники в форменной одежде при встрече приветствуют друг друга в соответствии с требованиями Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации.
В случае выполнения служебных обязанностей в гражданской одежде допускается ношение костюма (платья) и обуви строгого делового стиля, неяркого цвета, подчеркивающих аккуратность и опрятность сотрудника.
Сотруднику в форменной одежде не рекомендуется: посещать рынки, магазины, рестораны, казино и другие торговые объекты и увеселительные заведения, если это не связано с выполнением служебных обязанностей, а также носить сумки, пакеты, коробки и другие предметы хозяйственно-бытового назначения.
Сотрудник-мужчина должен быть всегда аккуратно подстрижен, тщательно выбрит, опрятно и со вкусом одет, может умеренно использовать парфюмерию.
Сотруднику-женщине рекомендовано носить одежду в строгом деловом стиле, соблюдать скромность и разумную достаточность в использовании косметики и ношении украшений.
Сотруднику не рекомендуется отращивать бороду, длинные бакенбарды, выбривать голову, носить ювелирные украшения за исключением обручального кольца.
Сотруднику не следует делать татуировки, носить пирсинг, смешивать предметы форменной и гражданской одежды, держать руки в карманах, ходить в нечищеной и стоптанной обуви, а также в форменной одежде, утратившей надлежащий вид.
Ношение сотрудником знаков отличия, различия, почетных званий, формы одежды общественных объединений, имеющих схожее название или внешнее сходство с государственными наградами и званиями, недопустимо.

2.2. Речевой этикет юриста

Речевое поведение юриста имеет следующие особенности:

      тесная связь с образованием, воспитанием, социальным статусом и общей культурой;
      наполненность специфическими правовыми понятиями и речевыми конструкциями;
      соответствие правилам речевого этикета, который оказывает существенное влияние на установление и поддержание психологического контакта между сторонами, особенно на начальных этапах общения;
      критическая оценка собственной речи: ее понятности, убедительности, доходчивости и адекватности использования тех или иных высказываний;
      присутствие средств невербальной коммуникации (жесты, мимика, позы, пространство, средства вокализации речи, контакт глаз), которые имеют важнейшее значение в следственной и судебной деятельности, а также в процессе общения следователя и допрашиваемого, так как выполняют следующие функции:
      помогают установлению и поддержанию контакта между следователем и допрашиваемым;
      могут оказывать воздействие на допрашиваемого: вызывать его на откровенность или, наоборот, заставлять вести себя скрытно;
      способствуют более глубокому пониманию личности и индивидуально-психологических особенностей обвиняемого, потерпевшего;
      могут «выдавать» скрытые, истинные или неосознаваемые мотивы, намерения, мысли 10 .
Речевое поведение юриста должно соответствовать следующим правилам:
      грамотность, понятность и доступность изложения;
      последовательность и логичность;
      убедительность и правовая аргументация; соответствие нравственно-этическим правилам;
      экспрессивность и широкое использование средств эмоционального воздействия;
      вариативность высказываний по силе принуждения к общению: от простого приглашения к беседе до использования властных полномочий;
      постоянное совершенствование навыков речевого поведения;
      умение критически оценить свою речь и при необходимости внести в нее коррективы.
Этическая сущность речевого этикета юриста находит свое конкретное и концентрированное выражение в судебной речи.
Содержание судебного разбирательства определяет закон. Однако ввиду того, что судебные прения представляют собой борьбу мнений, процессуальное состязание сторон, интересы которых обычно не совпадают, этот процесс должен соответствовать не только требованиям закона, но и морали.
Помимо закрепленных в законе этических требований существует целый ряд правил, выработанных судебной практикой, которых придерживаются не только при произнесении речей, но и в ходе всего судебного разбирательства.
Сформулируем некоторые из этих правил. Участники судебных прений:
      обязаны уважать и соблюдать моральные нормы, принятые в обществе;
      не должны проповедовать аморальные взгляды, демонстрировать пренебрежение к нравственным ценностям и таким путем отстаивать свои позиции;
      не вправе унижать достоинство участвующих в деле и других лиц;
      обязаны соблюдать такт в споре с теми, чье мнение они не разделяют, а также быть сдержанными в оценках личности и поведения на суде экспертов, свидетелей, переводчиков;
      оказывать уважение суду, содействовать поддержанию его авторитета;
      говорить суду правду при произнесении судебной речи 11 .
Нравственное значение судебных прений состоит и в том, что они должны способствовать нравственному воспитанию подсудимого, потерпевшего, свидетелей, других участвующих в деле лиц, а также публики, присутствующей в зале суда.
Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои слова, действия и решения. Не случайно учитель А.С. Пушкина-лицеиста юрист А.П. Куницын в речи к лицеистам призывал «превыше всего чтить законы и соблюдать их». Готовясь «быть хранителями законов, научитесь, прежде всего, сами почитать их: ибо закон, нарушаемый блюстителями оного, не имеет святости в глазах народа». Прокурор, произнося обвинительную речь, выполняет функцию уголовного преследования. Он - сторона обвинения и обязан выполнять свою обвинительную функцию объективно. А.Ф. Кони принадлежит характеристика прокурора в пореформенном русском процессе как публично говорящего судьи. Убедившись в виновности подсудимого с учетом всего, говорящего в его пользу, прокурор заявляет о том суду и делает это со спокойным достоинством исполняемого долга, без пафоса, негодования и преследования какой-либо иной пели, кроме правосудия, которое достигается не непременным согласием суда с доводами обвинителя, а непременным выслушиванием их.
Кони считал, что «в судебном заседании наш прокурор поставлен в такое положение, которому может завидовать всякое иностранное законодательство».
Все выводы государственного обвинителя и его мнения, предлагаемые на рассмотрение суда, должны основываться на законе и доказанных на судебном следствии фактических обстоятельствах дела. Юридические оценки должны быть соразмерны установленным фактам и нормам применяемого закона. Иными словами, прокурор должен быть справедлив как в правоприменительном, так и собственно нравственном аспектах данного принципа. Поведение государственного обвинителя, его позиция в целом должны опираться на нравственные нормы и им соответствовать. Прокурор защищает интересы общества, выступает от имени государства, но он в то же время призван охранять и законные интересы подсудимого, его достоинство. А.Ф. Кони писал, что прокурор, исполняя свой тяжелый долг, служит обществу. Но это служение только тогда будет полезно, когда в него будет внесена строгая нравственная дисциплина и когда интерес общества и человеческое достоинство личности будут ограждаться с одинаковой чуткостью и усердием.
Таким образом, главное, что определяет нравственную характеристику всей речи прокурора-обвинителя, - соответствие его позиции общечеловеческим простым нормам нравственности и существу дела, правовая и нравственная справедливость выводов, которые он представляет на рассмотрение суда. Прокурор, настаивающий, к примеру, на осуждении человека, вина которого в преступлении не доказана, поступает безнравственно.
В своей речи государственный обвинитель излагает фактические обстоятельства дела в том виде, как они установлены в результате судебного следствия. Он утверждает, что подсудимый совершил определенные деяния, определяющие его вину, или же вносит коррективы с учетом результатов судебного следствия, а при наличии оснований заявляет об отказе от обвинения. Правовая и нравственная обязанность прокурора состоит в максимальной объективности в формулировании предлагаемых суду выводов о том, в чем, по его мнению, виновен подсудимый. Прокурор обязан отказаться от обвинения, если оно не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства. Прокурор вносит уточнения в обвинение в его фактической части в соответствии с тем, что доказано в суде.
В обвинительной речи центральное место занимает анализ доказательств, исследованных на суде, и обоснование вывода о доказанности или недоказанности обвинения. На прокуроре лежит нравственная и правовая обязанность доказать обвинение, которое выдвинуто обвинительной властью. Эту обязанность он должен выполнять и во время судебных прений. Она реализуется в виде анализа доказательств, доводов по существу их содержания, достоверности, достаточности, а не путем общих утверждений и заявлений.
В речи прокурора дается характеристика личности подсудимого, основанная на установленных в суде фактах. Эта характеристика должна быть объективной. Прокурор не вправе умалчивать о положительном в нравственном облике подсудимого, его прежних заслугах, поведении, могущем служить смягчению ответственности. Сведения из биографии подсудимого могут использоваться лишь в той части, в которой это относится к преступлению и к возможному наказанию 12 .
В речи, естественно, недопустимы насмешки над подсудимым, грубость, оскорбительные характеристики, а также заявления по поводу наружности подсудимого, его национальности, веры, физических недостатков.
Характеризуя подсудимого, прокурор должен исходить из того, что в отношении последнего действует презумпция невиновности. Подсудимый может быть оправдан, а обвинительный приговор отменен. Поэтому оценки качеств подсудимого как человека должны опираться на бесспорно доказанные факты и не выходить за пределы того, что имеет юридическое значение.
Не соответствуют нравственным нормам попытки воздействовать на судей ссылками на возможное влияние вынесенного ими мягкого приговора на состояние преступности и т.п. Ф. Кони, выступая против «запугивания присяжных последствиями оправдательного приговора», приводил красочные случаи из практики тех лет. Один шустрый провинциальный прокурор по делу о шайке конокрадов, возражая против защиты, добивавшейся оправдания, говорил: Что ж! Оправдайте! Воля ваша! Только вот что я вам скажу: смотрю я в окошко и вижу на дворе ваших лошадей и брички, телеги, в которых вы собрались... уехать домой. Что ж! Оправдайте: пешком уйдете!».
В речи обвинителя могут использоваться приемы иронии, однако юмору не место в зале суда, где обсуждаются слишком серьезные дела, где речь идет о горе, причиненном преступлением.
Адвокат в своей речи противостоит стороне обвинения в состязательном процессе. Его участие в судебных прениях подчинено определенным нравственным началам. Главное в нравственно оправданном ведении защиты в целом, в содержании и построении защитительной речи - умение верно определить свою позицию, опираясь на правовые и нравственные ориентиры. Главная сложность состоит в том, что нравственная сторона адвокатской практики - неизменно двусмысленная. В самом деле, если осуждают явного злодея, симпатии публики обязаны быть на стороне обвинения. По меньшей мере странно выглядит фигура адвоката, который без стыда и совести, играя на чувствах и красноречии, начинает обелять то, что давно почернело. Защищая человека перед законом, не вступает ли он в противоречие с самим законом?
Защитник-адвокат может применять только законные средства и способы защиты. Выступая на стороне человека, обвиняемого в нарушении закона, защитник сам должен неукоснительно соблюдать законы, пользоваться только законными средствами. Защитник вправе применять лишь нравственно допустимые приемы защиты. В частности, он не вправе лгать суду, склонять суд к полуправде и неправде, хотя бы это было выгодно его подзащитному. У адвоката не только нет права на ложь, не только нет права на использование искусственных, надуманных, фальсифицированных доказательств - у него нет права и на неискренность, нет права на лицедейство.
Защищая конкретного человека от обвинения в преступлении, защитник не может оправдывать само преступление. А.Ф. Кони, критикуя в свое время пороки адвокатуры, писал о справедливой тревоге в связи со случаями, когда защита преступника обращалась в оправдание преступления, причем, искусно извращая нравственную перспективу дела, заставляла потерпевшего и виновного меняться ролями 13 .
Важно понять, что в судебном разбирательстве происходит состязание не между прокурором и защитником, а между прокурором и защитником, с одной стороны, и подсудимым - с другой. Между прокурором и адвокатом создается «трогательное единение».
Судебная практика последнего времени, как считают специалисты в этой области, исходит из того, что признание защитником виновности подсудимого, когда последний ее отрицает, означает нарушение права на защиту, обязанности защитника использовать все законные средства и способы защиты, не действовать во вред обвиняемому.
Что касается нравственной стороны такого решения, то здесь приходится идти по пути морального выбора в условиях морального конфликта, когда соблюдение одной нормы влечет за собой нарушение другой. Но предпочтение все же следует отдать нравственной обязанности защищать от обвинения другого человека, который доверил свою судьбу адвокату, надеется на его помощь до конца. А обвинение пусть поддерживает тот, кому это положено. Разумеется, защитник-адвокат в этой сложной ситуации должен использовать даже малейшие возможности для опровержения обвинения в его основе, а также представить суду соображения о доказанных по делу фактах, говорящих в пользу подсудимого, положительно характеризующих его личность и т.д. Необходимо учитывать, что сама позиция подсудимого, последовательно настаивающего на своей невиновности, может породить сомнение в верности обвинительной версии, что вправе использовать защитник в своей аргументации.
В речи защитника ярко проявляется гуманизм самой профессии адвоката и его миссии, выполняемой в суде. Он стремится помочь человеку, который, пусть по своей вине, попал в беду, или же тому, кто вовсе не виновен, но может оказаться осужденным по ошибке в результате некритического отношения к необоснованному обвинению. Обвиняемый, представший перед судом, еще не осужден. Защитник более, чем другие участники судебного разбирательства, обязан уважать достоинство подсудимого, щадить его самолюбие и выступать в его защиту, в том числе и при произнесении своей речи. Защитник, по выражению А.Ф. Кони, - «друг, советник» обвиняемого.
Речь защитника должна в концентрированной форме представить суду все то положительное, что характеризует личность и поведение подсудимого. Все обстоятельства, смягчающие ответственность, установленные по делу, необходимо отчетливо и убедительно отметить в речи, а обстоятельства, отягчающие ответственность, доказанные сомнительно, оценить соответствующим образом. При характеристике подсудимого нельзя допускать преувеличения, вопреки фактам утверждать о несуществующих добродетелях подсудимого. Это может породить недоверие к речи и позиции защитника в целом.
Адвокату недопустимо в своей речи строить защиту на основе подчеркивания негативных сторон личности потерпевшего, его отрицательных нравственных качеств. Тем более нельзя унижать достоинство потерпевшего. Если действия потерпевшего на самом деле способствовали совершению преступления, спровоцировали его, и это имеет юридическое значение, то это обстоятельство может и должно быть освещено в речи защитника. Но при этом всегда следует помнить, что потерпевший - жертва преступления, а судят того, кто обвиняется в причинении ему ущерба, горя, нравственных страданий.
В речи защитника нельзя использовать доводы, несостоятельность которых очевидна. Обман, ложь, сознательное искажение фактов глубоко
и т.д.................

Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos» («этос»). Первоначально под «этосом» понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жильё. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-нибудь явления, нрав, характер. Отталкиваясь от слова «этос», древнегреческий философ Аристотель в IV в. до н. э. образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств – справедливость, мужество, честность, умеренность, мудрость и проч., названных им этическими добродетелями. Философское учение, науку об этических добродетелях, Аристотель назвал этикой.

Для точного перевода аристотелевского понятия «этического» с греческого языка на латинский древнеримский философ Цицерон (106 – 43 до н. э.) сконструировал термин «moralis» (моральный) Он образовал его от слова «mos» (множественное число – «mores») – латинского аналога греческого «этос». Цицерон, в частности, говорил о «моральной философии», понимая под ней ту же область знания, которую Аристотель называл этикой. В IV веке н.е. в латинском языке появляется термин «moralitas» (мораль), являющийся прямым аналогом греческого термина «этика».

Оба эти слова входят в новоевропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают свои собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика» и «мораль». В русском языке возникает понятие «нравственность». От слова «нрав» образуется прилагательное «нравственный» и от него – новое существительное «нравственность».

В первоначальном значении слова «этика», «мораль», «нравственность» имели одно и тоже содержание. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры по мере выявления своеобразия этики как области знания за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается соответствующая ветвь знания, учение, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. В повседневном словоупотреблении этой разницы в значении не всегда учитывают. В частности, говоря об этике учителя, врача, инженера, экономиста и т. д., имеют в виду специфику их морали.

Поэтому «профессиональная этика» - термин, используемый для обозначения системы профессиональных моральных норм (например «профессиональная этика юриста»).

Профессиональная этика обусловлена особенностями некоторых профессий, в которых люди выполняют одинаковые функции, вырабатывают специальные традиции, объединяются на основе профессиональной солидарности, поддерживают репутацию своей профессиональной группы.



Профессиональная этика – это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Профессиональная этика имеет значение прежде всего для профессий, объектом которых является человек. Представители данных профессий находятся в постоянном общении с другими людьми, связаны с моральными отношениями, которые существуют «моральные кодексы» людей. Таковы этика учителя, врача, судьи.

Этика врача – делать всё ради здоровья больного, сохранять врачебную тайну.

Педагогическая этика обязывает уважать личность ученика и проявлять к нему должную требовательность, поддерживать собственную репутацию, заботиться о моральном доверии общества к учителю.

Этика учёного – требование бескорыстного служения истине, терпимости к другим мнениям.

Этика военного обязывает беззаветно служить Родине, заботиться о подчинённых, беречь офицерскую честь.

К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Такой является профессия юриста.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессии юриста, особенностями его нравственного и социального положения.

Основу профессиональной этики юристов составляют принципы уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Деятельность судьи, прокурора, следователя носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия, а их действия и решения затрагивают права и интересы граждан. Итак, юристы должны обладать повышенным чувством долга, ответственности за свои поступки, действия и решения. Они должны соблюдать закон и сами быть образцом законности. Особенностью деятельности юриста является гласность её осуществления и результатов. Даже следователь, хотя и ведёт расследование в условиях неразглашения данных следствия, но всё, что собрано им по уголовному делу становится достоянием гласного суда.



Все требования морали распространяются на поведение юриста в сфере служебной, так и в повседневной внеслужебной деятельности.

Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого.

Юридическую этику можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей: судьи, прокуроры, адвокаты, следователи, юрисконсульты, нотариусы, сотрудники МВД, судебные приставы, научные работники – правоведы. В тоже время вполне правомерно можно говорить об разновилностях юридической этики: этике судьи, прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката, юрисконсульта, нотариуса.

К общепризнанным нормам и правилам поведения юриста относятся: вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, открытость и прямолинейность, щедрость и великодушие, чуткость и отзывчивость, нравственная чистота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы общежития, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

О моральном облике человека судят не только по его внешнему виду и манере поведения, но и по умению грамотно говорить, выражать свои мысли. Культура речи – составная часть юридической этики и общей культуры юриста, которая предполагает умение точно, выразительно передавать свои мысли, знания норм языка, его выразительных возможностей.

Культура речи – это, в конце концов, культура мысли. Чтобы хорошо писать и говорить, надо прежде всего правильно думать.

Юристу следует помнить, что его речь, будь то выступление с трибуны, разговор за рабочим столом, общение с подчинёнными или коллегами в непринуждённой беседе, в общественном месте, целиком раскрывает его личность, интеллект, психологическое состояние.

Речь юриста должна отвечать следующим требованиям:

Быть грамматически и литературно грамотной;

Быть точной, чёткой, краткой и понятной;

Быть выразительной, эмоциональной, образной;

В разговоре юрист должен тщательно подбирать слова, учитывать их психологическое воздействие. Лучше употреблять те слова, значение которых понятно;

Мимика и жесты должны быть сдержанными, чёткими, скупыми, ненавязчивыми и соответствовать содержанию речи.

Наиболее привлекательная манера речи в общении отличается плавностью, размеренностью, ненапряжённостью и, конечно же, отсутствием крика. Когда человек легко сбивается на крик – это верный признак того, что он не умеет владеть собой.

Таким образом, речь юриста, являясь важнейшим средством взаимодействия между людьми, играет существенную роль в процессе общения и во многом определяется уровнем образования, культуры, нравственности и интеллигентности человека.

Культура речи и профессиональная этика юриста предполагают знание и обязательное использование норм речевого этикета .

Этикет (от французского étiquette - этикетка, надпиcь) - правила поведения людей в обществе, поддерживающие представления данного общества о подобающем. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV - гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

Под речевым этикетом понимают микросистему национально-специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания общения в определённой тональности. Такие устойчивые формулы общения, или стереотипы, общения являются типичными, повторяющимися конструкциями, употребляемые в высокочастотных бытовых ситуациях. То есть, набор типизированных частотных ситуаций приводит к появлению набора речевых средств, обслуживающих такие ситуации. Степень стандартизации единицы находится в прямой зависимости от частотности ее употребления.

Юрист должен осблюдать определённый языковой и речевой этикет, нормы культуры публичной речи, этики и культуры письма. Понятно, что этого он сможет достичь, если будет обладать должным культурным уровнем.

Вербальная коммуникация предполагает использование речи с ее богатой фонетикой, лексикой, синтаксисом. Речь – важнейший инструмент профессионального общения, форма существования языка, который функционирует и непосредственно проявляется в ней. Основными функциями языка и речи являются:

– мыслеобразующая функция, связывающая слово, предложение с образами сознания, с мышлением, в силу чего с помощью языка и речи формируется и выражается мысль; именно поэтому речь является орудием мышления;

– коммуникативная функция, определяющая передачу знаний, мыслей, чувств в процессе общения людей, в ходе установления между ними контактов;

– прагматическая функция, или функция управляющего воздействия участников диалога друг на друга, которая проявляется в том, что речь очень часто бывает направлена на программирование тех или иных действий собеседника;

– регулятивная функция, организующая собственные процессы, эмоциональные состояния, действия человека, т. е. речь служит средством регуляции (организации) собственных психических процессов человеком.

В психологии различают внутреннюю и внешнюю речь. Внутреннюю речь не следует рассматривать упрощенно, в виде проговаривания отдельных слов или фраз «про себя». Она представляет собой более сложный процесс, подготавливающий развернутое речевое высказывание. Внешняя речь имеет устную или письменную форму.

Самой простой формой устной речи является аффективная речь, состоящая из отдельных восклицаний, привычных речевых штампов. Побудительным моментом такой речи является аффективное напряжение говорящего. В ней зачастую отсутствуют четкий замысел, осознанный мотив. Поэтому, анализируя подобные аффективно окрашенные высказывания, можно в какой-то мере судить о психическом состоянии лица. В отдельных случаях подобные фразы могут иметь и симулятивный характер, когда свидетель, например, пытается ввести следствие, суд в заблуждение относительно своего истинного эмоционального состояния, действительного отношения к происходящему.

Наиболее распространена устная диалогическая речь – основной вид речи, используемый в процессе общения следователя, судьи, прокурора, адвоката с участниками уголовного и гражданского процессов, различными должностными, иными лицами.

Особым видом устной речи является монологическая речь, представляющая собой развернутое изложение системы взглядов, мыслей, знаний человека. Монологическая речь, как правило, имеет четкий замысел. Обычно она готовится заранее.

Еще одной разновидностью внешней речи является письменная речь – наиболее сложный вид монологического высказывания, требующий точного знания предмета изложения, правильного использования лексико-грамматических кодов языка.

В уголовном, гражданском процессе письменная монологическая речь используется при составлении процессуальных документов, в которых выражается позиция их составителя, анализируются доказательства, излагается мотивировка принятых решений.

В связи с четкой регламентацией составления процессуальных документов в криминалистической литературе можно встретить термин «протокольный язык» («протокольный стиль изложения»). Под этим термином подразумеваются не только совокупность специальных юридических терминов и понятий, но и определенные речевые обороты, стилистические правила составления процессуальных документов, их обязательные реквизиты.

Существенное влияние на качество, полноту речи оказывает состояние эмоциональной напряженности, в котором пребывает человек, вызванный в правоохранительные органы, находящийся в зале судебного заседания.

Искажающее воздействие на речь допрашиваемого оказывает его неосознаваемое стремление мыслить так же, как думает и рассуждает вслух следователь, – явление, получившее название вербальной ригидности. Поэтому следователю необходимо ставить уточняющие вопросы, прибегая к передаче смысла сказанного с использованием других речевых оборотов, слов в виде так называемых перифраз.

По манере речевого поведения можно судить об индивидуально-психологических особенностях человека, его воспитании, развитии, особенностях мышления, психическом состоянии, характере, психических отклонениях или расстройствах психики.

Свои особенности имеет речевое поведение в криминальной среде, в которой распространен уголовный жаргон. По уголовному жаргону можно изучать как психологию личности отдельного преступника, его принадлежность к определенному преступному сообществу, так и психологию конкретных криминальных групп.

Особенности речевого поведения юриста непосредственно связаны с его образованием, воспитанием, социальным статусом. Высказывания юриста в процессе профессионального общения нередко наполнены правовыми понятиями, содержат речевые конструкции, отвечающие правилам речевого этикета, который влияет на установление и поддержание психологического контакта, взаимопонимание сторон.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, игнорирование которых отрицательно влияет на его профессиональный авторитет. Поэтому речь юриста должны отличать:



Грамотность, понятность, доступность смысла высказываний для любой категории граждан;

Последовательность, логическая стройность изложения, убедительность, правовая аргументированность со ссылками на различные факты, доказательства, правовые нормы;

Соответствие нравственно-этическим правилам и нормам поведения;

Экспрессивность, широкий диапазон эмоциональных средств воздействия: от подчеркнуто нейтральных речевых форм до эмоционально-выразительных высказываний, сопровождающихся невербальными средствами воздействия;

Вариативность высказываний: от приглашения к участию в общении до употребления фраз, наполненных категорическими требованиями в зависимости от различных коммуникативных ситуаций.

В ходе профессиональной деятельности юристу необходимо постоянно совершенствовать навыки своего речевого поведения, повышать культуру общения.

Грамотная профессиональная речь - это базовый элемент общей культуры. Благодаря общению можно получить необходимую для профессиональной деятельности информацию. «Удача благосклонна к тем, кто умеет общаться, ладить с людьми, вызывать их на доверительный разговор» Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия /Сост. Б.Н. Лозовский. М.:Инфра-М,2009. - С. 3..

Человек в устном общении проводит 65 процентов своего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. За это время каждый из нас успевает "наговорить" около 400 томов объемом по тысяче страниц каждый. Японские лингвисты выяснили, что служащие Японии тратят на устную речь около половины времени своего бодрствования - семь часов в сутки, на чтение уходит 1,5 часа, на письменную речь - всего 47 минутСоколова В. Культура речи и культура общения. М.:Инфра-М,2009. - С. 11.. Эти данные говорят, что человек мыслящий (homo sapiens) превратился в человека говорящего (homo eloquens). И при этом наблюдается низкая культура речи. При одной только мысли о предстоящем докладе, переговорах или беседе с руководителем многих бросает в дрожь, пересыхает во рту, появляется страх. Совсем недавно наши граждане наблюдали по телевизору, как один министр покрикивал на другого: «Я не понимаю, что вы говорите! Вы не в филармонии, а на заседании правительства». Подобное, к сожалению, приходится слышать слишком часто.

Х. Маккей в книге «Дорога к вершине»Маккей Х. Дорога к вершине. М.:Инфра-М,2010. - С. 105.

рассказал о проведенном исследовании «10 самых больших страхов американцев». Страх № 1 в Америке - выступление перед публикой. Когда об этом говорят на лекциях, люди смеются, а затем кивают головами. Почему публичные выступления приводят в ужас? Это во многом связано с чувством незащищенности. Мы боимся выглядеть глупо, понимая несовершенность собственной речи.

Поскольку речь юриста имеет определенное общественное звучание, к ней предъявляются повышенные требования, пренебрежение которыми отрицательно влияет на профессиональный авторитет, нам необходимо учиться грамотной, понятной, логической, убедительной речи. Психологи справедливо утверждают, что речь есть орган формирования и формулирования мысли. Известно также, что, если какой-либо орган или функция человека бездействуют, они становятся нежизнеспособными, атрофируются. Если человек выполняет профессиональные функции в системе «человек - человек», куда с полным основанием относятся сотрудники органов внутренних дел, такого специалиста необходимо специально учить говорить.

Юрист, хорошо владеющий речью, имеет больше возможностей в достижении профессиональных успехов. Нет сомнений, что такой человек выше на голову всех остальных. «Никакая другая способность, - говорит современный психолог Чонси М. Депью,- которой может обладать человек, не даст ему с такой быстротой сделать карьеру, добиться признания, как способность хорошо говорить». Подтверждая это, британский исследователь деловой коммуникации М. Орган утверждает, что отношение других людей к нам только на 30 процентов определяется тем, что мы говорим, и на 70 зависит от того, как мы говорим.

При всей условности приведенных данных подчеркнем, что профессиональная речь юриста не просто ориентирована на понимание другими людьми с целью воздействия на их сознание и деятельность, а также на социальное взаимодействие. Она часто приобретает наиважнейший смысл (обвинение, защита, законодательство и проч.). Юрист просто обязан в своей речи точно и ответственно отражать процессы и явления жизни людей; содержание, смысл и значение правовых норм. Ему постоянно приходится прибегать к различным речевым формам, оценивать особенности речевого поведения других лиц. Вот почему так необходима речевая подготовка сотрудникам органов внутренних дел.

Эффективная речевая коммуникация - это достижение адекватного смыслового восприятия. Какие же условия способствуют эффективному обмену информацией? Перечислим лишь некоторые: потребность в общении; коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника; близость мировоззрения говорящего и слушающего; знания норм общения и пр.

Несмотря на то, что мы утверждаем, что слово - это то, что характеризует человека прежде всего, антиномия состоит в том, что риторические правила духовной морали рекомендуют не многословие, молчание, слушание и внутреннее сосредоточение. В речевой способности следует отделять «красноговорение» от смысла, содержания речи. Шекспир писал: «Где мало слов, там вес они имеют». К сожалению, немногие умеют говорить кратко, по делу. Поэтому первое правило культуры речевого поведения, выдвигаемое нами, - это не многословие. Оратор вредит себе, говоря больше и дольше, чем того требует ситуация. А.С. Пушкин в «Домике в Коломне» писал: «А кто болтлив, того молва прославит вмиг извергом». Заметим, что лихие ораторы всех мастей не способны вести диалог друг с другом, договариваться, находить общий язык. При этом они могут говорить часами. Вот на этом примере можно сформулировать и второе правило: всегда знай, зачем ты говоришь. В многословии всегда много пустословия. Приведу небольшую риторическую притчу: если вам нужно выступить 10 минут, то нужно на подготовку месяц; если можно выступать полчаса, на подготовку речи достаточно две недели; если можно говорить бесконечно, можно начинать выступление прямо сейчас. Чем меньше содержательности в речи, тем больше слов. Неважно, в быту или на службе нас окружают такие вот «изверги»: непонятно зачем и кому говорится море разливанное из слов. Слушать таких ораторов точно не будут. Говоря о речевом поведении, мы говорим об общении при помощи речи. Конечно, общаться можно и без слов (взглядом, жестом, движением можно очень многое сказать). И все-таки общение и речь неотделимы друг от друга в нашем сознании. У Тютчева есть дивные строки в Silentium! (Молчание): «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Понятно - при помощи слов. Но слова имеют смысл, если обращены к кому-то. Это может быть даже сам говорящий, обращающийся к себе; это может быть и кошка, бессловесное, но понимающее тебя живое существо; это может быть и шкаф (помните, у Чехова?)... Мы видим, что важность первого правила «избегай многословия» зависит от цели речи. Знать эту цель, вступая в разговор, отдавая себе отчет, зачем ты в него вступил, - второе правило.

Третье зависит от второго. Если есть цель речи - общение, значит, есть и иная ее цель - информирование. Итак, третье правило - говори понятно и точно. Речь неточна, если слова употребляются в несвойственном им значении; если не устранена многозначность, порождающая в свою очередь двусмысленность. Для информации важно содержание сказанного. То есть говорите лишь то, что требуется для дела. И с этим связано четвертое правило культуры речевого поведения - не будь однообразным. Выразительная речь поддерживает интерес слушателя. Метафоры и эпитеты, образные сравнения и риторические вопросы, вплетение в высказывание пословиц, поговорок, крылатых выражений, цитат - все это делает нашу речь запоминающейся. В разных ситуациях нас слушают разные люди, в каждой из ситуаций следует вести себя по-разному. Чем выше культура речевого поведения человека, тем большим количеством речевых ролей он владеет. Кто не умеет выбирать слова в сложившейся обстановке, тот, конечно, не владеет культурой речевого поведения Соколова В. Культура речи и культура общения. М.:Инфра-М,2009. - С. 22.

Профессия накладывает отпечаток на речь человека. Б. Шоу однажды пошутил: «Профессия есть заговор для непосвященных». И потому следующее правило звучит так: находи общий язык с любым собеседником. По крайней мере, к этому следует стремиться. Если мы не создаем позитивный коммуникативный климат, помогающий установить контакт в процессе общения, наша речевая коммуникация не будет эффективной.

коммуникация этика речевой юрист

Похожие публикации