Уровень и качество жизни социальных групп. Качество жизни как социально-экономическое понятие. Регионы с самым низким уровнем жизни

Введение

1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни

Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения

2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России

2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России

Заключение

Список литературы

Введение

В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных форм экономического сотрудничества наличие сопоставимой информации является необходимым условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.

Уровень жизни занимает центральное место в социально-экономической жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моего исследования и его практической значимости.

Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли труды К. Маркса. Исследованиями в этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

В нашей стране развитие систематических оценок уровня жизни населения принадлежит одному из выдающихся ученых - Вайнштейну

Немалый вклад внесли: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством В.Н. Бобкова. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.

В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "уровень жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.

Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Предмет исследования определяется как совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.

Курсовая работа состоит из 4 глав, введения, заключения, списка литературы и необходимого приложения.

Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня и качества жизни населения

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной научной литературе эти понятия трактуются по-разному в зависимости от целей и задач исследования.

Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил" .

Несколько иной подход к пониманию уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни" .

Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации понятием "уровень жизни" характеризуются доходы, людей не как таковые, а выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов"

А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека".

Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком и широком смысле.

В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей .

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) .

При изучении уровня жизни в узком смысле в большинстве случаев речь идет о материальных и важнейших духовных потребностях.

К материальным, как правило, относят потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей .

Таким образом, в узком смысле слова уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.

В широком понимании уровень жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения .

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Доходы населения:

  • расходы на конечное потребление;
  • среднедушевой денежный доход;
  • доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств;
  • доля вкладов в расходах населения;
  • покупка валюты;
  • приобретение ценных бумаг;
  • недвижимость;
  • земля в личном пользовании;
  • наличие легковых автомобилей на 100 семей;
  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии;
  • минимальный потребительский бюджет;
  • децильный коэффициент дифференциации;
  • коэффициент фондов;
  • коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);
  • соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;
  • стоимость жизни:
  • индексы цен на потребительские товары;
  • стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;
  • прожиточный минимум;
  • потребление населения:
  • расходы и сбережения;
  • потребление основных продуктов питания;
  • энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения :

  • соотношение доходов и расходов;
  • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума;
  • величина условно-свободной части располагаемого дохода;

Уровень бедности :

  • черта бедности;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы :

  • численность предприятий бытовых услуг;
  • численность учебных заведений;
  • численность учащихся;
  • численность медицинского персонала;
  • численность учреждений культуры и организации отдыха;

Демографические параметры :

  • численность постоянного населения;
  • половозрастной состав населения;
  • общий коэффициент рождаемости;
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • общий коэффициент смертности;
  • коэффициент брачности;
  • число домашних хозяйств;

Уровень жизни населения - представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остается осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития, исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

  • Объем валового внутреннего продукта на душу населения
  • Индекс потребительских цен
  • Структура потребления
  • Коэффициент смертности
  • Коэффициент рождаемости
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  • объем производства товаров первой необходимости;
  • уровень инфляции;
  • уровень безработицы;
  • величина реальных доходов на душу населения;
  • возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
  • соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  • число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  • доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
  • отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
  • продолжительность жизни человека;
  • соотношение рождаемости и смертности населения;
  • объем розничного товарооборота;
  • отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Характеристика уровня жизни населения

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные - определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

  • потребительская корзина
  • средняя заработная плата
  • разница в доходах
  • продолжительность жизни
  • уровень образования
  • структура потребления продуктов питания
  • развитие сферы услуг
  • обеспеченность жильем
  • состояние окружающей среды
  • степень реализации прав человека

Итоговой целью трудовой деятельности людей является удовлетворение их многообразных потребностей. Для характеристики уровня развития и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей граждан (в питании, жилище, услугах, образовании, здравоохранении и т.д.) используется понятие - уровень жизни.

Уровень жизни - понятие комплексное, это степень удовлетворения потребностей людей, соответствующая достигнутой ступени развития производительных сил и производственных отношений данного способа производства.

Уровень жизни определяется, с одной стороны, степенью развития самих потребностей людей, а с другой стороны, количеством и качеством жизненных благ и услуг, используемых для их удовлетворения. Он прямо связан с воспроизводством главной производительной силы общества - рабочей силы работников. Уровень жизни отчетливо отражает социальные различия отдельных групп населения. Поэтому может рассматриваться уровень жизни различных социальных групп и слоев населения, семей и отдельных людей.

Показатели, характеризующие уровень жизни, многообразны. Уровень жизни населения Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • - объёмом валового внутреннего продукта на душу населения;
  • - уровнем потребления товаров первой необходимости на душу населения;
  • - уровнем инфляции;
  • - уровнем безработицы;
  • - величиной реальных доходов на душу населения по отношению к минимальному прожиточному уровню;
  • - размером реально выплаченной среднемесячной заработной платы работника по отношению к минимальному прожиточному уровню;
  • - долей граждан с доходами ниже прожиточного минимума в общей численности населения Российской Федерации;
  • - соотношением доходов 10% наиболее и наименее обеспеченного населения;
  • - отношением среднего размера пенсии к минимальному прожиточному уровню;
  • - средней продолжительностью предстоящей и фактической жизни человека;
  • - соотношением рождаемости и смертности населения;
  • - долей населения, проживающей в неудовлетворительных жилищных условиях.

Показатели уровня жизни классифицируются по отдельным признакам: общие и частные; экономические и социально-демографические; стоимостные и натуральные; количественные и качественные и др.

Общие показатели характеризуют общие достижения социально-экономического развития общества. К ним относятся размеры на душу населения: валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда потребления, потребительского фонда национального богатства. Частные показатели также обусловлены общественным развитием, но имеют большую детализацию и конкретизируются по отдельным группам потребностей. В их числе можно выделить: уровень и способы потребления; обеспеченность жильём и благоустройство быта; условия труда; уровень социально-культурного обслуживания; условия воспитания детей; социальное обеспечение и др.

Экономические показатели характеризуют экономическую сторону жизнедеятельности общества, экономические возможности удовлетворения потребностей. К ним относятся показатели, характеризующие уровень экономического развития общества и благосостояния каждого человека (номинальные и реальные доходы, их дифференциация, занятость и др.). Социально-демографические показатели характеризуют половозрастной, профессионально-квалификационный состав населения, среднюю продолжительность жизни.

К стоимостным относятся все показатели доходов и другие показатели в денежной форме (товарооборот, объём услуг, перевозок, денежные вклады и накопления и т.п.). Натуральные показатели характеризуют объём потребления конкретных материальных благ и услуг в натуральных измерителях (кг, шт., кв.м., куб.м. и т.д.) - потребление продуктов питания, энергии, обеспеченность имуществом, жильём, товарами культурно-бытового назначения.

Количественные показатели характеризуют объём потребления конкретных благ и услуг. Качественные показатели позволяют охарактеризовать качественную сторону благосостояния населения: уровень образования, квалификации, структуру потребления, обеспеченность предметами социально-бытового назначения длительного пользования и т.п.

Именно качественная сторона жизни людей, нередко не поддающаяся количественной оценке, приобретает всё большее значение для характеристики их благосостояния, степени удовлетворения не только материальных, но и социальных и духовных потребностей. В связи с этим в последние годы в мировой и отечественной практике наряду с понятием уровня жизни всё чаще используется понятие качества жизни.

Качество жизни - это категория, с помощью которой характеризуют существенные обстоятельства жизни людей, определяющие полноту удовлетворения всего комплекса их потребностей, степень достоинства и свободы личности каждого человека (качественное питание, жилище состояния окружающей среды, уровня культуры населения, качество учёбы, степень овладения научными знаниями, условия труда, условия отдыха, социально-бытовой обстановки и др.).

В настоящее время нет рационального метода приведения разнородных показателей уровня жизни к единому показателю, всесторонне характеризующему уровень и качество жизни населения. Вместе с тем известны попытки и имеется опыт разработки таких показателей зарубежных и российских учёных.

Со второй половины 80-х годов прошлого века в соответствии с «Программой развития ООН» в мировой практике в качестве интегрального показателя используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Он (I РЧП) рассчитывается как средняя арифметическая величина трёх индексов: валового внутреннего продукта на душу населения (I ВВП), ожидаемой продолжительности жизни (I ПЖ) и уровня образования населения (I ОБР), соотнесённых с наивысшими мировыми уровнями этих показателей:

Каждый индекс рассчитывается по формуле:

где D f - фактическое значение показателя в данной стране за исследуемый период;

D min и D max - соответственно минимальное и максимальное значение показателя в мире. При этом уровень образования в каждой стране (D ОБР) рассчитывается как средневзвешенная величина доли грамотного населения (d ГР) в возрасте 25 лет и старше (вес 2/3) и доли учащихся (d УЧ) среди населения в возрасте до 24 лет (вес 1/3): D ОБР = d ГР *2/3+d УЧ *1/3.

При всех достоинствах (простота исчисления, универсальность, статистическая доступность) ИРЧП не полностью охватывает условия жизни и имеет ряд допущений (например, равнозначность трёх его составляющих). Поэтому продолжаются поиски новых методов интегральной оценки уровня и качества жизни населения.

Так, специалисты Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) предложили метод определения индекса, который охватывает все компоненты уровня жизни со взвешиванием их значимости по настоятельности соответствующих потребностей в зависимости от эластичности затрат на их удовлетворение в домашнем хозяйстве.

С.А. Айвазян предложил методику оценки качества жизни населения по группам показателей, характеризующих качество населения, благосостояние населения, качество социальной сферы, качество экологической сферы, природно-климатические условия.

По заказу британского издания The Economist его эксперты провели исследование качества жизни населения разных стран на основе балльной оценки множества показателей, девять из которых были определены как основные: ВВП на душу населения; степень удовлетворения системой здравоохранения; уровень безработицы; климатические условия; соблюдение гражданских свобод; политическая стабильность и безопасность; развитие общественной жизни; комфорт семейной жизни; равенство полов. Все значения (кроме ВВП на душу населения) определяли путём опроса граждан, насколько они довольны тем или иным показателем. Общая оценка производилась по 10-балльной шкале. Очевидно, что подобная методика даёт не объективную оценку уровня качества жизни в той или иной стране, а характеризует степень удовлетворённости ею населения.

Одним из важных элементов качества жизни является качество трудовой жизни, под которым понимается систематизированная совокупность свойств, характеризующих условия производственной жизни людей и позволяющих учесть степень реализации интересов работников и использования их способностей (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.). Качество трудовой жизни является основным критерием развитости социально-трудовых отношений.

Качество трудовой жизни определяется рядом требований:

  • - работа должна быть интересной, содержательной, характеризоваться высоким уровнем организации, включать творческие элементы;
  • - работа должна быть социально полезной, работник должен ощущать гармоничную связь с социальной средой;
  • - работники должны получать справедливое вознаграждение за труд и признание своего труда;
  • - работа должна осуществляться в безопасных и здоровых условиях труда;
  • - работникам должна быть обеспечена возможность использования социально-бытовой инфраструктуры организации;
  • - работники должны участвовать в принятии производственных решений, затрагивающих их работу и интересы;
  • - работникам должна быть гарантирована занятость, обеспечена правовая защищённость, возможность профессионального роста и развития дружеских взаимоотношений с коллегами.

Качество трудовой жизни является многогранным понятием и его невозможно оценить каким-либо единым показателем. Чаще всего оно характеризуется определённым набором экономических и социальных показателей, отражающих условия производственной жизни работников. При этом оценка качества трудовой жизни может осуществляться с позиций работника, предпринимателя и общества в целом (см. табл.1).

Таблица 1. Показатели качества трудовой жизни

Уровни оценки

С позиций работника

С позиций предпринимателя

С позиций общества в целом

  • -Удовлетворенность трудом
  • -Наличие/(отсутствие) стрессовых ситуаций на производстве
  • -Возможности личного продвижения
  • -Условия труда
  • -Возможность профессионального роста и самовыражения
  • -Психологический климат
  • -Содержательность труда
  • -Эффективность труда
  • -Профессиональная адаптация
  • -Текучесть кадров
  • -Отчуждение труда
  • -Трудовая дисциплина
  • -Отождествление целей работника с целями предприятия
  • -Число конфликтов
  • -Отсутствие случаев производственного саботажа, забастовок
  • -Качество и уровень жизни (стоимость потребительской корзины)
  • -Уровень качества рабочей силы
  • -Стоимость системы социальной защиты работников и их семей
  • -Потребительское поведение
  • -Социальная адаптация
  • -Отчуждение от общества
  • -Показатели удовлетворённости жизнью

Социально-экономическая политика государства независимо от его политического устройства имеет целью повышение жизненного уровня населения и в первую очередь должна быть ориентирована на увеличение благосостояния и развитие людей. Без роста уровня жизни, обеспеченности населения необходимыми материальными и духовными благами невозможно развитие самого общества.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Такая трактовка получила в литературе название "узкая". В ее рамках уровень жизни определяется как уровень и степень удовлетворения потребностей населения в благах и услугах. И наоборот - уровень удовлетворения потребностей определяется уровнем жизни населения.

В так называемой широкой трактовке уровень жизни включает в себя весь комплекс социально-экономических условий жизни народа. Уровень жизни - это комплексная социально-экономическая категория, которая отражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.

Уровень жизни населения определяется, с одной стороны, составом и величиной потребностей в различных жизненных благах (продукты питания, одежда, жилище, транспорт, различные коммунальные и бытовые услуги, образование, медицинское обслуживание, культурно-просветительные мероприятия и т.д.), с другой - возможностью их удовлетворения исходя из предложений на рынке товаров и услуг, а также реальных доходов людей, их заработной платы. При этом и размер реальной заработной платы, и уровень жизни населения обусловливаются степенью эффективности производства, связанной с использования достижений научно-технического прогресса, масштабом развития и качеством сферы услуг, образовательным и культурным уровнем населения.

Для анализа и оценки уровня жизни используют различные показатели (рис. 9), такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни и др.

Однако полная картина уровня жизни населения не может быть представлена только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения. Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т. д.

Конкретно речь идет обо всей совокупности условий не только жизни, но и труда работников, т. е. всех условий жизнедеятельности людей. В таком контексте "уровень жизни" приближается к понятию "качество жизни ".

Рис. 9.

Термин "качество жизни" восходит к термину "качество трудовой жизни", который с 20-х гг. прошлого столетия активно употребляется в научной мысли западного мира. Появление самого понятия "качество жизни" относится к концу 50-х - началу 60-х гг. XX в., когда в экономически развитых странах Запада, добившихся высокого уровня жизни, стало утверждаться убеждение в том, что экономический рост сам по себе не приводит к устойчивому развитию. Впервые термин "качество жизни" использовал Дж. Гэлбрейт в книге "Общество изобилия" (1958 г.). В политический и практический лексикон ввел это понятие президент США Д. Кеннеди в докладе "О положении нации" в 1963 г. Его преемник Л. Джонсон в 1964 г. утверждал, что "цели американского общества могут быть измерены качеством жизни наших людей". Затем Э. Тоффлер интерпретировал понятие "качество жизни" как переход от удовлетворения основных материальных нужд к этапу удовлетворения видоизмененных личных потребностей в красоте, престиже, самоактуализации. Таким образом, с 1960-х гг. западный мир начал ускоренное развитие фондов социального потребления как материальной основы обеспечения высокого качества жизни.

В настоящее время в зарубежной науке качество жизни соотносится с балансом объективных условий существования и субъективной оценки этих условий на уровне общества и индивида.

В дореформенной России понятие "качество жизни" в связи с относительно невысоким уровнем жизни и идеологическими соображениями не получило широкого распространения. Как правило, в тот период оно выражало качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

В последние годы термин "качество жизни" занял прочное место в научных исследованиях, общественном мнении, политической лексике, средствах массовой информации. Если в 1990-е гг. проблема качества жизни обсуждалась лишь отдельными членами российского экспертного сообщества, то в настоящее время словосочетание "качество жизни" стало не менее употребительным, чем словосочетание "уровень жизни". Тем не менее широкое распространение этого понятия пока не привело к единому восприятию его сущности и содержания.

Поскольку между уровнем и качеством жизни существуют неразрывная взаимосвязь и взаимодействие, то повышение качества жизни населения в России может происходить только на основе роста уровня доходов, улучшения здоровья и увеличения продолжительности жизни людей, стабилизации экологических характеристик природной среды, доступности образования для всех слоев общества, решения жилищной проблемы, производства товаров и услуг первой необходимости в достаточных масштабах и по доступным ценам. Рост уровня жизни повышает и удовлетворенность человека окружающей его действительностью, т. е. его качество жизни.

По определению Е. Е. Румянцевой, качество жизни - это совокупность характеристик, отражающих условия жизни человека. Они могут быть классифицированы следующим образом:

  • - стоимостные показатели: национальный доход; ВВП на душу населения; реальные доходы населения; оплата труда, пенсии, сбережения; уровень розничных цен; тарифы на платные услуги и т. п.;
  • - натуральные показатели: обеспеченность населения жильем, предметами длительного пользования;
  • - показатели, характеризующие развитие отраслей непроизводственной сферы;
  • - показатели, выражаемые во временной форме: продолжительность рабочего дня, недели; продолжительность и использование внерабочего и свободного времени;
  • - социально-демографические показатели: рождаемость, продолжительность жизни, естественный прирост, миграция ит. д.;
  • - показатели, характеризующие состояние и охрану окружающей среды;
  • - показатели и нормативы социального обслуживания и социального обеспечения населения.

Таким образом, в широком понимании качество жизни - это совокупность объективных и субъективных условий и факторов, влияющих на человеческую деятельность в процессе функционирования определенных социально-экономических отношений. Эти отношения меняются и совершенствуются в ходе развития материального производства, преобразования социальной среды.

Качество жизни - это сложная система взаимодействия внешних по отношению к человеку условий жизни и субъективных факторов, характеризующих человека и выражающихся в его экономическом, социальном и демографическом поведении.

Разработка показателей качества жизни позволяет определять направления концентрации усилий государственной власти для его уверенного роста, способствует корректировке всей социальной политики.

Существует много показателей (индикаторов) уровня и качества жизни, каждый из которых дает представление о какой-либо одной стороне жизнедеятельности человека (или населения в целом).

Комитет экспертов ООН рекомендовал еще в 1954 г. анализировать уровень жизни по 12 компонентам : 1) здоровье; 2) питание; 3) образование; 4) условия труда; 5) занятость; 6) фонд потребления; 7) транспортные средства; 8) жилищные условия; 9) одежда; 10) организация отдыха; 11) социальное обеспечение; 12) человеческие свободы.

В рамках каждого из представленных компонентов может быть сформирован целый комплекс показателей, по которым можно судить о тенденциях и сдвигах в уровне жизни населения. Степень их конкретизации определяется целями того или иного исследования, а также возможностями получения достоверной информации.

В сложившейся российской практике основными компонентами уровня жизни населения являются показатели, характеризующие:

  • - потребление продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг;
  • - обеспеченность предметами длительного пользования;
  • - обеспеченность жилой площадью;
  • - уровень комфортабельности жилища;
  • - обеспеченность врачами, медицинскими и лечебно-профилактическими учреждениями;
  • - уровень заболеваемости, смертности, рождаемости;
  • - обеспеченность учреждениями культуры, образовательными и дошкольными учреждениями.

В число таких показателей, например, входят:

  • - энергетическая ценность пищевого рациона на душу населения (ккал/сут.);
  • - обеспеченность населения жильем (кв. м жилой площади на 1 жителя);
  • - число семей, стоящих на учете на получение жилья (% от общего количества семей);
  • - численность врачей на 1000 чел. населения;
  • - коэффициент смертности населения в трудоспособном возрасте (на 100 тыс. населения соответствующего возраста);
  • - коэффициент младенческой смертности (на 1000 родившихся);
  • - число государственных дневных общеобразовательных учреждений;
  • - число государственных высших учебных заведений;
  • - число государственных средних специальных учебных заведений;
  • - численность учащихся в различных учебных заведениях (тыс. чел.) и т. д.

Это так называемые прямые, или непосредственные, показатели уровня жизни населения. Вместе с тем следует понимать, что только этими показателями анализ уровня жизни не исчерпывается. В условиях товарно-денежных отношений потребление и обеспеченность теми или иными благами опосредуется формированием и распределением доходов. Таким образом, доходы населения, и прежде всего заработная плата наемных работников, выступают в качестве косвенных показателей уровня жизни населения, приобретая в условиях рыночной экономики все большее значение.

Формирование рынка жилья, переход к платности социальных услуг, развитие страховой медицины и другие реформаторские намерения увеличивают "нагрузку" на заработную плату, усиливая ее социальную значимость. В настоящее время наряду с перечисленными выше традиционными показателями уровня жизни населения одним из важнейших становится степень доступности материальных благ и услуг основной массе населения, которая как раз и определяется платежеспособным спросом, формируемым за счет доходов населения, и в частности заработной платы.

На фоне ускоренного развития частной и смешанной форм собственности меняются и социальная структура общества, и характер социально-трудовых отношений. Возникает класс частных предпринимателей, для которых понятие заработной платы, по сути, перестает существовать. Тем не менее подавляющая часть экономически активного населения, как известно, продолжает выступать в роли наемных работников, независимо от того, кто является для них работодателем - как и раньше, государство или новый собственник средств производства. Для этой категории населения заработная плата - если не единственный, то, безусловно, основной источник дохода. И это не российская специфика. В развитых странах заработная плата составляет 60-70% всех доходов работника, т. е. служит основой для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

В целом в структуре доходов всего населения России доля заработной платы в 2011 г. составляла более 67%, а для наемных работников эта доля еще выше.

Показатели качества жизни характеризуют отдельные компоненты уровня жизни как с количественной, так и с качественной стороны, однако преобладают количественные показатели.

Понимание качества жизни как уровня развития и степени удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей позволяет рассматривать качество жизни как функцию и итог жизнедеятельности социального субъекта, который определяется реализуемым потенциалом человека в существующих условиях. Отсюда измерение этого потенциала является одновременно и оценкой качества жизни, общепризнанной при этом является методика, разработанная специалистами Организации Объединенных Наций (ООН).

Одним из интегральных индикаторов качества жизни, используемых в международных сопоставлениях, является индекс развития человеческого потенциала.

В основе отбора составляющих его показателей находится определение базовых возможностей, которыми люди должны располагать для участия в жизни общества: возможность продолжительной и здоровой жизни, возможность и способность получать знания и иметь доступ к ресурсам, необходимым для достойного уровня и качества жизни.

Концепция ООН основывается на том, что человеку не нужен бесконечно высокий доход для обеспечения удовлетворяющей его достойной жизни. Вместе с тем она придает огромное значение экономическому росту, подчеркивая при этом необходимость тесной связи этого роста с развитием человека.

Индекс развития человеческого потенциала состоит из трех компонентов: ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровня образования и уровня дохода, измеряемого ООН по величине валового продукта на душу населения. Каждый из них представляет собой результат взаимодействия множества показателей социально-экономического развития и обладает собственной качественной характеристикой.

Индекс валового внутреннего продукта (ИВВП) показывает экономическую результативность деятельности людей, индекс ожидаемой продолжительности жизни (ИПЖ) - состояние физического, социального и психического здоровья населения, индекс образования (ИО) - социокультурный и профессиональный потенциал населения.

Общий индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая величина этих трех индексов:

ИПЖ определяется как отношение разности между ожидаемой продолжительностью жизни за вычетом 25 лет к разнице между условным максимальным (85 лет) и минимальным (25 лет) возрастом:

Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении (ПЖ) представляет собой число лет, которые в среднем предстояло бы прожить одному человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения уровень смертности в каждом возрасте останется таким, как в годы, для которых вычислен показатель.

Валовой внутренний продукт (ВВП) - результирующий показатель системы национальных счетов, характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики для конечного потребления, накопления и экспорта. В рамках системы национальных счетов ВВП оценивается более чем в 150 странах мира. Минимальное и максимальное значения ВВП на душу населения для расчета ИВВП приняты в 100 и 40000 долларов США:

Образование представляет собой один из ведущих факторов формирования потребностей и интересов человека, реализация которых во многом определяет его качество жизни. В современных условиях, когда объем знаний увеличивается фактически каждые 5-8 лет, значимость образования растет. Высокий уровень развития системы образования и эффективное использование образовательного потенциала населения в наиболее развитых странах мира обеспечивают до 40% прироста валового национального продукта.

При расчете ИО учитываются две составляющие: доля учащихся, посещающих все ступени обучения, в возрасте от 6 до 24 лет (ИП) и доля грамотности среди всего населения в возрасте старше 15 лет (ИГ). Индекс образования рассчитывается по формуле

Специалисты ООН проводят ежегодную оценку потенциала населения практически всех государств мира и определяют место каждого из них в ранжированном ряду по этому показателю.

В зависимости от величины ИРЧП ООН разделяет государства мира на три группы. Индекс более 0,800 характеризует страны с высоким уровнем развития, от 0,500 до 0,799 - со средним и менее 0,499 - с низким уровнем развития.

Вместе с тем этих трех очень важных показателей, составляющих ИРЧП, явно недостаточно для разработки практических мер по повышению качества жизни населения. Когда речь вдет не о межстрановых сопоставлениях, а об отдельно взятой стране, то для анализа используется гораздо больше показателей.

К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум.

Продовольственная корзина - это набор продуктов питания на месяц для одного человека, составленный на основе минимальных норм потребления, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.

Потребительская корзина - набор товаров и услуг, характеризующий типичный уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Такой набор используется для расчета минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) исходя из стоимости потребительской корзины в действующих ценах. Потребительская корзина служит также базой сравнения расчетных и реальных уровней потребления.

Прожиточный минимум - минимальный уровень дохода, который считается необходимым для обеспечения определенного уровня жизни в определенной стране. Согласно Федеральному закону от 24 октября 1997 г. № 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. Структура величины прожиточного минимума на конец 2012 г. показана в табл. 5 и на рис. 10.

Таблица 5

Величина прожиточного минимума за II квартал 2012 г. в Российской Федерации, руб./мес.

Рис. 10. Структура величины прожиточного минимума по группам населения во II квартале 2012 г.

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации представлены в табл. 6.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Дайте определение понятию "социальная политика".
  • 2. В чем состоят социальные и экономические функции правового государства в рыночных условиях?
  • 3. Дайте определение понятию "социальная экономика".
  • 4. Назовите принципы социальной экономики.
  • 5. Дайте определение понятию "экономика социальной работы".

Таблица 6

Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения в Российской Федерации

Показатель

Денежные доходы населения, млрд руб.

Среднедушевые денежные доходы населения, руб./мес.

Реальные располагаемые денежные доходы населения к предыдущему году, %

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций (без выплат социального характера), руб.

Реальна начисленная заработная плата, к предыдущему году, %

Средний размер назначенных пенсий (на конец года; 2010, 2011 гг. - на 1 января следующего года; 2000 г. с учетом компенсационных выплат), руб.

Реальный размер назначенных пенсий к предыдущему году, %

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения, руб./мес.: все население,

в том числе:

трудоспособное население;

пенсионеры;

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума млн чел.

от общей численности населения, %;

к предыдущему году, %

Соотношение с величиной прожиточного минимума", %

среднедушевых денежных доходов;

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы;

среднего размера назначенных пенсий

Дефицит денежного дохода населения в год, млрд руб.;

от общего объема денежных доходов населения, %

Примечание. Звездочкой отмечены предварительные данные.

  • 1. Какова роль в социальном обслуживании социальных служб?
  • 2. Какая ситуация является основанием для предоставления гражданину социального обслуживания?
  • 3. Назовите виды социального обслуживания.
  • 4. Расскажите об общественных потребностях.
  • 5. Каковы средства и методы формирования потребностей?
  • 6. Дайте определение понятию "уровень жизни".
  • 7. Дайте определение понятию "качество жизни".
  • 8. Расскажите о структуре величины прожиточного минимума в Российской Федерации.
  • 9. Дайте определение понятию "потребительская корзина".

Дайте определение понятию "продовольственная корзина".

Как отмечалось выше, основными показателями качества жизни населения являются: показатели естественного движения населения; показатели миграционного движения населения; показатели трудовых ресурсов; показатели занятости и безработицы; показатели уровня образованности.

Естественное движение населения - процессы рождаемости и смертности, которые обеспечивают естественный прирост населения, а также процессы брачности и разводимости.

Исходной характеристикой данного показателя являются абсолютные величины. Абсолютные числа рождений и смертей, браков и разводов получают на основе данных текущего учета. К данной группе показателей относятся:

  • · количество родившихся, (N);
  • · количество умерших (M);
  • · естественный прирост населения (Дe);
  • · число зарегистрированных браков (Sбр);
  • · число зарегистрированных разводов (Sр).

Если количество родившихся превышает количество умерших, естественный прирост положительный, а если число смертей больше числа рождений, естественный прирост отрицательный.

Миграционное (механическое) движение - перемещение населения через границы страны и ее территориальных подразделений, связанное с переменой места жительства на более или менее продолжительный период.

Абсолютные показатели миграционного движения населения - это число прибывших (иммигрантов) в данный населенный пункт (Sпр) и число выбывших (эмигрантов, Sвыб).

Абсолютные показатели движения населения - это интервальные показатели, они рассчитываются за определенные периоды времени (за месяц, за год и т.д.).

Для характеристики воспроизводства и миграции населения исчисляют ряд относительных показателей интенсивности. Это демографические коэффициенты: рождаемости, смертности, естественного прироста, брачности, разводимости, прибытия, выбытия, миграционного и общего приростов. Они рассчитываются как отношение соответствующего числа демографических событий (числа родившихся, умерших, естественного прироста, числа зарегистрированных браков, разводов, числа прибывших, выбывших, миграционного и общего абсолютного прироста населения) в течение календарного периода к соответствующей средней численности населения.

Коэффициент естественного прироста может быть получен также как разность общих коэффициентов рождаемости и смертности, а коэффициент миграционного прироста - как разность общих коэффициентов прибытия и выбытия. Коэффициент общего прироста в свою очередь можно рассчитывать как сумму коэффициентов естественного и миграционного приростов.

Демографические коэффициенты исчисляются в промилле, т.е. в расчете на 1000 человек, и обозначаются «‰». Чтобы они были сопоставимы во времени, их исчисляют в расчете на год.

Среднегодовая численность всего постоянного населения (S) определяется как численность населения на начало и конец года, деленная на 2.

Так, среднегодовая численность населения Республики Беларусь в 2011 году составляла 9490,5 тыс. чел., а коэффициент естественного прироста - -25,9 тыс. чел.

Показатель средней продолжительности предстоящей жизни (e0х) рассчитывается путем деления табличного числа человеко-лет, которые предстоит прожить дожившим до данного возраста до предельного (Tx), на табличное число доживших людей до этого возраста (lx):

уровень качество жизнь население

e0х = Tx / lx (2.1)

Этот показатель является одним из важнейших обобщающих показателей жизненности населения.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, здоровьем, образованием, культурой, квалификацией и профессиональными знаниями для работы в народном хозяйстве.

Трудовые ресурсы включают следующие категории:

  • · население в трудоспособном возрасте;
  • · трудоспособное население в трудоспособном возрасте;
  • · трудовые ресурсы.

Для их изучения и анализа используется система показателей, характеризующих численность трудовых ресурсов, их состав по различным признакам, коэффициенты нагрузки, замещения, естественного и миграционного движений и др.

В Республике Беларусь в соответствии с Конституцией трудоспособным считается возраст: для мужчин - 16-59 лет и для женщин - 16-54 года. В соответствии с этим возрастным критерием все население подразделяется на население в возрасте:

  • · моложе трудоспособного (добрачный возраст);
  • · трудоспособным (рабочий возраст);
  • · старше трудоспособного (послерабочий возраст).

По определению Министерства статистики и анализа Республики Беларусь экономически активное население - это часть населения, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. К экономически активному населению относится все занятое население, безработные и женщины, находящиеся в отпусках по уходу за ребенком до 3 лет.

К занятым в экономике Министерство статистики и анализа Республики Беларусь относят лиц, работающих в учреждениях и организациях всех форм собственности, включая субъекты малого предпринимательства; в кооперативах всех видов; в фермерских хозяйствах; занятых предпринимательской деятельностью, а также самозанятое население.

Так, среднегодовая численность населения, занятая в экономике, в 2011 году составляла 4654,5 тыс. чел.

Безработица - это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее. В соответствии с законодательством Республики Беларусь о занятости безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях, не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

Обобщающим показателем, характеризующим уровень официальной зарегистрированной безработицы, служит коэффициент (уровень) безработицы, который рассчитывается как отношение численности безработных к численности экономически активного населения и выражается в процентах.

В 2011 году в Республике Беларусь коэффициент безработицы составил 0,6 % против 1,5 % в 2005 году. Таким образом, коэффициент (уровень) безработицы снизился на 60,0 %


0,6% : 1,5% = 0,4 или 40,0% (см. Приложение А).

Важными качественными характеристиками населения являются показатели образовательного уровня. В связи с этим изучается состав населения по грамотности и уровню образования. Степень грамотности характеризуется коэффициентом грамотности, который рассчитывается как отношение численности лиц, умеющих читать или писать на каком-либо языке обычно в возрасте 9-49 лет, ко всей численности населения в этом же возрасте. Этот показатель в нашей республике близок к 100%, т.е. в республике достигнута практически полная грамотность.

В Республике Беларусь выделяют следующие уровни образования:

  • · высшее профессиональное (высшее);
  • · среднее профессиональное (среднее специальное);
  • · начальное профессиональное (профессионально-техническое);
  • · среднее общее;
  • · базовое общее (неполное среднее);
  • · начальное общее;
  • · неграмотный (-ая).

Для изучения образовательного состава населения старше 15 лет рассчитываются абсолютные и относительные величины структуры (удельные веса) и координации как в целом по республике, так и по городскому и сельскому населению, по полу, по отдельным отраслям и др. Основные показатели образования, а также численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования отображены в приложениях Б и В.

Похожие публикации