Таблица общественно политическая мысль в 19. Основные направления развития общественно-политической мысли в XIX в. Социально-политические движения продукт промышленной революции

Возникшее в XIX веке индустриальное общество подняло острейшие проблемы социального бытия. Ни просветители, ни революционные потрясения предыдущего века, не сумели разрешить противоречия в обществе, углубившиеся на заре индустриальной эры. В новых условиях свои способы решения проблемы предложили сформировавшиеся в разных слоях общества течения, воплощенные в общественно-политической мысли.

Таким образом, на протяжении всего XIX века в российском общественно-политическом движении происходила поляризация сил. Правительство, проводя реформы в социально-экономической сфере, уходило от преобразования средневекового самодержавия в феодальную монархию. Слабая и неоформленная либеральная оппозиция не была востребована властью, что дало возможность революционным элементам овладеть сознанием масс.

Революционное народничество, перейдя к тактике террора, спровоцировали контрреформы, покончившие с народничеством. Царское правительство, само того не желая расчистило путь марксистам, которые вначале следующего века поставили на дыбы Российскую империю.

Социально-политические движения продукт промышленной революции

В Западноевропейских странах сложился запрос от социальных групп на воплощение своих чаяний в конкретные программы преобразования государства и общества. Откликнувшиеся на запрос мыслители развили общественно-политические учения по пяти основным направлениям. Каждое из этих течений имело особый взгляд на пути общественного развития и обеспечение личности правами.

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы добиться целей

Консерватизм

Бёрк, Гоббс, де Местр

Аристократии и духовенства

Отстаивание традиционных ценностей и порядков. Верность социальным или религиозным доктринам. Главная ценность — сохранение традиций социума, его институтов и ценностей

Умеренные преобразования

Локк, Юм, Кант, Руссо

буржуазии

Права и свободы любого человека – это высшая ценность, государственные и церковные средства влияния на жизнь граждан и социума ограничиваются конституцией.

Принципы — незыблемость частной собственности, свободные торговля и предпринимательство.

Выборы, реформы

Сен-Симон, Фурье, Оуэн

буржуазии, наемных рабочих, крестьян

Социальная справедливость, свобода и равенство. Общественная собственность или всеобщий контроль над природными ресурсами.

Природный выбор граждан, выборы, реформы.

Маркс и Энгельс

Рабочего класса (пролетариата)

Неотвратимость борьбы между классами и социалистической революции. Главная роль пролетариата в революции. Удаление товарного производства и ликвидация частной собственности. Коммунистическое общество всестороннее развивает каждого социального индивида.

Социальная революция

Анархизм

Прудон, Кропоткин, Бакунин

Трудящегося народа

Уничтожение обязывающего управления и власти человека над человеком, социальные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого.

самоорганизация граждан

Глубинная трансформация мировоззрения европейцев стала следствием промышленной революции XIX века. Все оформившиеся в этот период направления общественно-политической мысли отражали существенные изменения во взглядах на государство, политику и роль личности в истории.

Особенности развития социально-политической мысли в России

На протяжении XIX века в Российской империи предпринимались попытки сначала подправить, а потом и полноценно реформировать социальный порядок и вековые устои общества. В первую четверть столетия зародились общественные движения и начали формироваться главные направления отечественной общественно-политической мысли.

Идеологи

Выражает интересы

Основополагающие идеи

Способы достижения целей

Консервативное

Устрялов,

Привилегированных сословий и бюрократии

  • Теория официальной народности.
  • За власть и сохранение старых порядков.
  • Против радикальных реформ.

Всемерное укрепление основ самодержавия

Либеральное

Киреевский, Аксаков, Самарин, Хомяков.

Патриотической интеллигенции

Россия должна развиваться по собственному пути. Самодержавие может сохраняться, но народ может через Земские соборы выражать свою волю.

Реформы сверху с учетом мнения народа.

Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин

Либеральной интеллигенции

Путь развития России и Западной Европы един. Благо страны в следовании западному примеру и стремлении стать частью единой, общечеловеческой культуры.

Мирная реализация реформ.

Революционно-демократическое

Буташевич-Петрашевский, Герцен, Огарев

Студенческая молодежь

Упразднение самодержавия и крепостничества. Установление истинного народовластия.

Радикальные реформы и бунты.

Марксизм

Плеханов,

Рабочий класс

Капитализм исчерпал свои возможности и должен преобразоваться в коммунизм.

Социальная революция.

Анархизм

Кропоткин,

Трудовой народ

Отрицание государства как политического института.

Самоорганизация общества сознательных индивидов.

В середине и последующей второй половине XIX века, отечественная общественно-политическая мысль достигла своего расцвета. Наступающая индустриальная эпоха несла колоссальные социально-экономические изменения, ставившие во главу угла проблему переустройства государственной власти в стране.

Общественно-политическая мысль конца 19 начала 20 века

Введение 2

1. Революционная демократия 3

2. Анархистско-бунтарское направление народничества. 4

3. Прочие направления 6

4. Идеи Федорова 8

5. Начало 20 века. 10

Заключение 12

Список использованных источников 13

Введение

Политическая мысль России была своеобразной по сравнению с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Российский этнос формировался под постоянным воздействием этих противоборствующих цивилизаций. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития. Здесь в производственных отношениях капиталистический способ производства сочетался с феодально-крепостническими методами ведения хозяйства, в политическом плане сохранялась абсолютно-монархическая форма управления. Примеряя на себя европейские идеалы свободы, равенства, братства, российская интеллигенция отчетливо осознавала необходимость освобождения народа от пут крепостничества и тирании. Вокруг идеи свободы на протяжении всего XIX и начала XX веков формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

1. Революционная демократия

Своего наивысшего расцвета общественно-политическая мысль революционных демократов России достигла в творчестве Н,Г. Чернышевского (1828-1889). В своих художественно-публицистических произведениях «Что делать?», «Пролог», «Письма без адреса» и др. Чернышевский отстаивал идеи ликвидации последствий крепостного права, радикального обновления российского общества. Вслед за Герценом и петрашевцами он считал возможным при переходе к социализму использовать сохранившуюся крестьянскую общину. Россия, по мнению Чернышевского, находится на пороге народной революции, которая приведет к власти трудящихся. Новая власть будет способна решить не только демократические, но и социалистические задачи: ликвидировать буржуазную частную собственность, организовать планируемое в масштабах всей страны крупное промышленное производство, уничтожить разделение труда, свойственное феодализму и капитализму, и на этой основе добиться развития личности и ее способностей. Переоценивая социально-экономические возможности сельской общины, Чернышевский считал ее способной устоять против капитализма, а после свержения самодержавно-крепостнического строя воспринять достижения техники, науки, культуры, сократив тем самым путь России к социализму.

Надежды Чернышевского на общину основывались на его уверенности в победе народно-крестьянской революции и безвозмездной передаче земли крестьянам. В этом заключалась переоценка Чернышевским социально-политических возможностей крестьянства России как революционной силы. Будущее общество Чернышевский представлял себе как планомерно организованное крупное производство, состоящее из промышленных и сельскохозяйственных товариществ, взаимно обеспечивающих друг друга продуктами своего труда, способных удовлетворить индивидуальные и общественные потребности.

В центре общественно-политической борьбы пореформенной России стал вопрос о форме государственного устройства. Основной формой революционного движения, стремившегося к разрешению его революционными средствами, было народничество. С народничеством - идеологией крестьянского радикализма - связана целая страница политической истории, многие политические и экономические идеи народнических лидеров оказались живучими и были взяты на вооружение большевиками. Так, народники отстаивали тезис об уничтожении частной собственности на землю, передачу ее во владение обществу. Формой такой передачи народники считали раздел земли поровну между крестьянами, ведение «трудового хозяйства» без эксплуатации. Центральной идеей народнического социализма стала идея уравнительности (равенства), а политической основой ее реализации - идея социальной революции (народнические идеологи различались в тактических подходах к формам реализации идеи революции - каким путем поднять народ на революцию, в отношении к государству и др.). Народники исходили из общей идеи о возможности российскому обществу миновать капитализм и осуществить переход к социализму посредством крестьянской общины. Еще в 1851 г. Герцен так охарактеризовал содержание и основной смысл будущей народнической идеи: «Человек будущего в России - мужик, точно так же как во Франции - работник»

Общепринято выделять в зависимости от форм реализации социалистической идеи в России три основных направления в народничестве 1860-1870 годов. Первое - пропагандистское, главные идеи которого заложены в «Исторических письмах» (1868).

2. Анархистско-бунтарское направление народничества.

Анархистско-бунтарское направление народничества в течение длительного времени возглавлял М.А. Бакунин. Идеи бакунизма имели в России богатую социальную почву, особенно среди молодежи, находя отклик среди значительной части общества. Рассуждения Бакунина заключались в следующем: государство, существовавшее в России, несправедливо и требует уничтожения. В ходе его уничтожения социалистически-коллективистские инстинкты русского народа получат развитие и воплощение в народной революции, Бакунин и его последователи исходили из готовности народа к революции (таким его делали нищета, рабство, опыт крестьянских войн, выработанный народом идеал общественного устройства). С целью поднятия народа на революцию Бакунин предлагал создавать инициативные группы из революционной молодежи, призывал учащуюся молодежь бросать гимназии и университеты и идти в народ для революционной работы и подготовки «всесокрушительного бунта».

Привлекательной стороной учения Бакунина была критика государства. Любая власть, по его мнению, создавая централизацию - бюрократию и репрессивные органы, - становится над обществом. Поэтому Бакунин отрицает любое государство, даже демократическое, народное, которое по сути остается антиобщественным. На место государства Бакунин предлагает общинное самоуправление, задачей которого было передать землю народу.

В народничестве имелось еще одно направление, которое принято характеризовать как заговорщическое. Его лидер Я.Я. Ткачев вошел в историю политического движения русским бланкистом, целью которого стала подготовка заговора и захвата власти. Ткачев обращался к русским революционерам «не опоздать» с мятежом, так как развитие капитализма, по его мнению, могло воспрепятствовать реализации идеи и укрепить силы реакции. Захват власти в стране Ткачев считал сравнительно простым делом: самодержавие, по его представлению, не имеет корней в обществе, его можно свалить хорошо организованным действием. Основой преобразований Ткачев также считал крестьянскую общину, трансформированную в коммуну на основе общественной собственности и коллективного труда. После захвата власти Ткачев предлагал экспроприацию и передачу в пользование всего общества орудий производства, замену конкуренции принципом «братской любви и солидарности», введение всеобщего общественного воспитания, уничтожение семьи, основанной на подчинении женщины, развитие общинного самоуправления при ослаблении центральной власти

Современная политология помимо своего практического отображения в развивающейся политической жизни общества имеет и свои идейные истоки, которые представляют собой не что иное, как концепцию политической и социально-экономической организации жизнедеятельности общества. В связи с этим особый интерес для экономистов могут представлять флорентийская школа политологии, концепции демократии, лейборизма, советология, марксология, экстремистские политические доктрины, их разработка и обоснование.

3. Прочие направления

Кроме революционной мысли в России конца XIX в. развивались либеральные и консервативные политические направления. Среди них - неославянофильство, получившее с 60-х годов название почвенничества, общественно-политические воззрения В. С. Соловьева, оказавшие сильное воздействие на последующих мыслителей начала XX века, гуманистическое учение Л.Н. Толстого, идеология православной мысли (Юркевич, Новицкий и др.).

Наибольшее внимание сегодня привлекает общественно-политическое содержание идей B.C. Соловьева (1853-1900). Не вдаваясь в глубины философских взглядов мыслителя, остановимся, на его политических воззрениях, высказанных в трудах «Чтения о богочеловечестве», «История и будущность теократии», «Теократическая философия».

На протяжении многих лет Соловьев вступал в конфликты с самодержавием, Православной Церковью, осуждал стремление господствующих классов к обогащению, видя в этом причины многих социальных зол. Соловьев критиковал пороки буржуазных стран Западной Европы, где существует «эксплуатация труда капиталом, производящая пролетариат со всеми его бедствиями...».

Однако политический либерализм Соловьева ограничивался его социальными теориями, основное место среди которых принадлежит идее «богочеловечества». Люди, считал ученый, враждебны друг другу по своей природе. В основе этой вражды лежит борьба за существование, за поддержание уровня материальной жизни, и она не исчезнет, пока человечество не выйдет из естественного состояния и связанных с ним внешних вещественных интересов. Соловьев утверждал, что нравственность не зависит от материального человеческого начала, от экономических отношений, как не зависит от рационального начала, выражающегося в юридических и государственных отношениях. В основе нормального общества, писал Соловьев, лежит духовный союз, наиболее полно воплощенный в Церкви. Все остальные виды общественных отношений служат материальной средой для осуществления божественного начала, представляемого Церковью.

Соловьев не идеализировал господствующую в России Православную Церковь. Он считал необходимым осуществить ее реформирование, которое понимал как создание «Вселенской Церкви» на основе объединения православия и католицизма. Прообразом «Вселенской Церкви» Соловьеву служил Ватикан. Объединение восточной и западной Церквей должно привести к созданию всемирной монархии на основе российского самодержавия. Таков был, по Соловьеву, путь образования «богочеловеческого союза», или «свободной теократии, способной обеспечить подлинный христианский мир, истинную свободу и всеобщую справедливость».

Социально-философские и политические взгляды Соловьева породили значительное число последователей и подражателей. Под влиянием Соловьева находились С.Н. и Е.Н. Трубецкие, С.Н. Булгаков, П.А. Флоренский и другие мыслители. Влияние Соловьева испытывали «веховцы», многие другие социально-политические течения начала XX века в России и на Западе.

Политические идеи в России в конце XIX в., продолжая ранее сложившиеся традиции, развивались многопланово, в разных теоретических направлениях, создав теоретическую почву для эволюции общественно-политических взглядов начала XX в.

Политическая мысль начала XX в. в значительной мере испытала влияние идей примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России. Многие видные представители русской интеллигенции справедливо предостерегали об опасности нигилистического отношения к христианским духовно-нравственным идеалам. Правда, долгое время эта идея трактовалась достаточно примитивно - в духе рабского примирения с самодержавным строем, отказа от революционной борьбы. На.самом деле идея смирения означала усмирение своих чувств во имя обретения подлинной внутренней свободы духа, собственного «Я» и свободы для других, работы над собой и для своего народа. Еще Достоевский пророчески указывал на трагическую опасность для русского народа разведения идей революционного социализма с духовно-нравственными, христианскими нравственно-этическими идеалами. Эти проблемы получили глубокое отражение в философском и общественно-политическом творчестве видных мыслителей Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Розанова, С.Франка, П.Флоренского и др.

4. Идеи Федорова

Идеи ненасилия, всеобщего братства (родства) на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Н.Ф. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины - от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения. Столь детальное описание внутриобщинной жизни необходимо было для поддержания настроя всего человеческого существа на решение задач «общего дела».

Идея свободы как основного тезиса либерального движения является основополагающей в творчестве Н.А. Бердяева (1874-1948). Согласно Бердяеву, смысл жизни человека - творить новое в мире, а творчество есть порыв к свободе, разрушение социальной необходимости. Бердяев видел в марксизме гуманистическое начало, ставившее целью освобождение человечества. Но в итоге реализации идеи коммунизма социальный коллектив, в котором человек должен был получить свободу от насилия и эксплуатации, стал поработителем человеческой личности.

Бердяев призывал «убить зверя политики», перейти к неполитическим формам человеческих отношений. «Неправедно политику признавать центром жизни, ничем не одухотворять плоть человеческую, ей подчинять все богатства бытия, - писал ученый. - Неправеден путь борьбы политических партий, оторванных от центра жизни, от смысла ее... Довести политику как таковую до крайнего минимума, до окончания политики, до растворения ее в культуре и в религии - вот что должно быть нашим регулятором, вот хотенье наше, вот истинное освобождение. Политическое освобождение от политики. Нельзя убить зверя политики новой государственностью. Нужно государственности, насилию власти, отвлеченной политике противопоставить иное начало, внегосударственное, иную, ненасильственную общественность, не новое политическое насилие, а свободу иных путей» Бердяев не видел в революционном движении возможности для перехода к высшей духовности, а лишь отражение существующего зла.

Бердяев в качестве основополагающей социально-политической идеи своего творчества избирает оценку марксистского социализма как особой религии (лжерелигии). Марксистский социализм, по его мнению, содержит в себе все основные элементы религиозной веры и религиозного энтузиазма: в ней существуют свои святые («народ», «пролетариат»), свое учение о грехопадении (возникновение частной собственности), культ жертвенности («во имя счастья будущих поколений»), мысль-мечта об установлении «земного рая» (коммунизма). Однако Бердяев отмечает духовную бедность социализма как религии. Все богатство человеческой жизни он сводит к материальному довольству, где нет места счастью и свободе творческого духа.

Многие социально-политические пророчества Бердяева стали воплощением советской действительности, частью бытия русского народа, историю и традиции которого философ изучал пристально и глубоко. Бердяев с возмущением писал о существовавшей в СССР в 30-е годы политической системе, царившей в стране обстановке крайней бесчеловечности. Главную слабость коммунизма Бердяев видел в невозможности преодолеть ненависть, а охваченный ненавистью человек не может быть обращен к будущему. Русская интеллигенция начала XX в. (Н.Бердяев, С.Булгаков, П.Струве и др.) достаточно убедительно раскрыла теоретические просчеты Маркса, особенно относительно теории классовой борьбы.

5. Начало 20 века.

Видным представителем русской либеральной мысли начала XX века был известный историк и общественный деятель П.Н. Милюков (1859-1943) - один из лидеров кадетской партии и родоначальник российского белого движения (им была написана Декларация Добровольческой армии). Для Милюкова характерно стремление объективно оценить происшедшие события российской истории. Октябрь 1917 г. породил, по его мнению, четыре «роковые политические ошибки». Это - попытка решить аграрный вопрос в интересах поместного класса; возвращение старого состава и старых злоупотреблений военно-чиновной бюрократии; узко националистические тенденции в решении национальных вопросов; преобладание военных и частных интересов.

Перебравшись за границу в 1920 г., Милюков уточнил свои оценки политических процессов в России: он стремился преодолеть остатки идеологии белого движения, вел пропаганду против новых попыток интервенции в Советскую Россию. «Отойдя на известное расстояние от событий, - отмечал Милюков, - мы только теперь начинаем разбираться... что в этом поведении масс, инертных, невежественных, забитых, сказалась коллективная народная мудрость. Пусть Россия разорена, отброшена из двадцатого столетия в семнадцатое, пусть разрушена промышленность, торговля, городская жизнь, высшая и средняя культура. Когда мы будем проводить актив и пассив громадного переворота, через который мы проходим, мы, вероятно, увидим то же, что показало изучение Великой французской революции. Разрушились целью классы, оборвалась традиция культурного слоя, но народ перешел в новую жизнь, обогащенный запасом нового опыта...»

Подобная эволюция социально-политических взглядов - явление, характерное для многих представителей русского зарубежья, захвативших события послевоенной и военной Европы.

Разнообразными политическими течениями была представлена социально-политическая мысль на левом фланге российской демократии: здесь возникали неонароднические партии и течения (эсеры), продолжались и эволюционизировали традиции российского анархизма в различных идейно-политических проявлениях, пробивала свой политический путь социалистическая идея в формах большевизма и меньшевизма.

Заключение

Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним трагические события русской истории привели к тому, что русская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах: в российской действительности - большевизация духовности после захвата политической власти, и в условиях зарубежья, где была возможность сохранения в обстановке освобождения истоков русской науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели русского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного звучания - о роли православия в развитии русской духовной культуры, национального самосознания русского народа, о национальной специфике русского на разных этапах эволюции русского народа и др., т.е. обращались к таким проблемам русской интеллектуальной истории, изучение которых в Советской России после октября 1917 г. сделалось невозможным. Общественно-политическая мысль представителей русского зарубежья после октябрьского периода начинает вливаться в единый поток духовного становления русского народа, его адаптации в новых условиях тоталитарного режима.

XX века Реферат >> Социология

Свое место в развитии русской социологической мысли конца 19 начала 20 века занимал так называемый легальный марксизм... сложный спектр существующих в то время общественно -политических течений. Весьма содержательные и принципиальные объяснения...

  • Развитие культуры в России в конце 19 начале 20 века

    Реферат >> Культура и искусство

    С проявлением в начале 20 века работ по истории общественной мысли и русской интеллигенции. ... “главным начинателем и создателем общественно -политической жизни театра был Горький"1. ... развития русской скульптуры конца 19 -начала 20 века были во многом определены...

  • Социологическая мысль в России в нач 19 20 веков

    Реферат >> Социология

    В русской социологии в конце 19 -нач 20 века была субъективная школа. ... существенное влияние на развитие общественной мысли в России. 2. Многофакторная... виде последовательной с мены определенных общественных и политических состояний. Он отрицательно относился...

  • Особенности экономической мысли России 19 века

    Реферат >> Экономическая теория

    ... …………………………..8 2.1. Экономические учения конца 18 - начала 19 века ………………....8 2.2. Экономическая мысль середины 19 - начала 20 века …………….13 2.3. Этапы развития... ведущих направлений русской общественно -политической мысли в 70-е годы XIX века , оказавшего очень...

  • Краткое описание

    Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

    Файлы: 1 файл

    3. Основные направления развития русской общественной мысли в середине 19 века (консервативное, либеральное, радикальное).

    Поражение декабристов и усиление полицейско-репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Центрами развития общественной мысли стали различные петербургские и московские салоны (домашние собрания единомышленников), кружки офицеров и чиновников, высшие учебные заведения (в первую очередь. Московский университет), литературные журналы: "Москвитянин", "Вестник Европы", "Отечественные записки", "Современник" и другие. В общественном движении второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. В отличие от предыдущего периода активизировалась деятельность консерваторов, защищавших существовавший в России строй.

    Консервативное направление. Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. Идея необходимости самодержавия как своеобразной и издревле присущей России формы политической власти своими корнями уходит в период укрепления Русского государства. Особое звучание для России эта идея приобрела после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, "основало и воскресило Россию". Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

    Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. В этой теории преломились просветительские идеи о единении, добровольном союзе государя и народа, об отсутствии противоположных классов в русском обществе. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для парода и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

    Эти идеи развивались журналистами Ф.В. Булгариным и Н.И. Гречем, профессорами Московского университета М.П. Погодиным и С.П. Шевыревым. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

    Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего "Философические письма" с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале "Телескоп" в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно-религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную свободу всех народов.

    Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма. П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал "Телескоп" закрыли. Его редактор, Н.И. Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым, вызвали большой общественный резонанс и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

    Либеральное направление. На рубеже 30-40-х годов XIX в. среди оппозиционных правительству либералов сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Идеологами славянофилов были писатели, философы и публицисты: К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. и П.В. Киреевские, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин и др. Идеологами западников - историки, юристы, писатели и публицисты: Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков, И.И Панаев, В.Ф. Корш и др. Представителей этих течений объединяло желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав. Для этого они считали необходимым изменить ее социально-политический строй, установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.

    Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Идеализируя историю допетровской Руси, они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа, когда между помещиками и крестьянами

    якобы существовали патриархальные отношения. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единственно верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры.

    Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они резко критиковали славянофилов за противопоставление России и Запада, объясняя ее отличие исторически сложившейся отсталостью. Отрицая особую роль крестьянской общины, западники считали, что правительство навязало ее народу для удобства управления и сбора налогов. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Их критика крепостнических порядков и призыв к изменению внутренней политики также способствовали развитию общественно-политической мысли.

    Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы XIX в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

    Радикальное направление. Во второй половине 20-х - первой половине 30-х годов характерной организационной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, появлявшиеся в Москве и в провинции, где не так сильно, как в Петербурге, утвердился полицейский надзор и шпионаж. Их члены разделяли идеологию декабристов и осуждали расправу с ними. Вместе с тем они пытались преодолеть ошибки своих предшественников, распространяли вольнолюбивые стихи, критиковали правительственную политику. Широкую известность приобрели произведения поэтов-декабристов. Вся Россия зачитывалась знаменитым посланием в Сибирь А.С. Пушкина и ответом ему декабристов. Студент Московского университета А.И. Полежаев за свободолюбивую поэму "Сашка" был исключен из университета и отдан в солдаты.

    Большой переполох московской полиции вызвала деятельность кружка братьев П., М. и В. Критских . Его члены в день коронации Николая разбросали на Красной площади прокламации, с помощью которых пытались возбудить в народе ненависть к монархическому правлению. По личному повелению императора участников кружка заточили на 10 лет в каземат Соловецкого монастыря, а затем отдали в солдаты.

    Тайные организации первой половины 30-х годов XIX в. имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.В. Станкевича, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева сложились группы, члены которых изучали отечественные и иностранные политические произведения, пропагандировали новейшую западную философию. В 1831 г. образовалось "Сунгуровское общество", названное по имени его руководителя, выпускника Московского университета Н.П. Сунгурова. Студенты, члены организации, восприняли идейное наследие декабристов. Они выступали против крепостничества и самодержавия, призывали к введению в России конституции. Они не только занимались просветительской деятельностью, но и разрабатывали планы вооруженного восстания в Москве. Все эти кружки действовали непродолжительное время. Они не выросли в организации, способные оказать серьезное влияние на изменение политического положения в России.

    Для второй половины 30-х годов характерен спад общественного движения в связи с разгромом тайных кружков, закрытием ряда передовых журналов. Многие общественные деятели увлеклись философским постулатом Г.В.Ф. Гегеля "все разумное действительно, все действительное разумно" и на этой основе пытались примириться с "гнусной", по оценке В.Г. Белинского, российской действительностью.

    В 40-е годы XIX в. в радикальном направлении наметался новый подъем. Он был связан с деятельностью В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, М.В. Буташевича-Петрашевского и других.

    Литературный критик В.Г. Белинский , раскрывая идейное содержание рецензируемых произведений, воспитывал у читателей ненависть к произволу и крепостничеству, любовь к народу. Идеалом политического строя для него было такое общество, в котором "не будет богатых, не будет бедных, ни царей, ни подданных, но будут братья, будут люди".

    В.Г. Белинскому были близки некоторые идеи западников, однако он видел и отрицательные стороны европейского капитализма. Широкую известность приобрело его "Письмо к Гоголю", в котором он порицал писателя за мистицизм и отказ от общественной борьбы. В.Г. Белинский писал: "России нужны не проповеди, а пробуждение чувства человеческого достоинства. Цивилизация, просвещение, гуманность должны стать достоянием русского человека". Разошедшееся в сотнях списков "Письмо" имело большое значение для воспитания нового поколения радикалов.

    Петрашевцы . Оживление общественного движения в 40-х годах выразилось в создании новых кружков. По имени руководителя одного из них - М.В. Буташевича-Петрашевского - его участники были названы петрашевцами. В кружок входили чиновники, офицеры, учителя, писатели, публицисты и переводчики (Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.Н. Майков, А.Н. Плещеев и др.).

    Петрашевцы решительно осуждали самодержавие и крепостное право. В республике они видели идеал политического устройства и намечали программу широких демократических преобразований. В 1848 г. М.В. Петрашевский создал "Проект об освобождении крестьян", предлагая прямое, безвозмездное и безусловное освобождение их с тем наделом земли, который они обрабатывали,- Радикальная часть петрашевцев пришла к выводу о назревшей необходимости восстания, движущей силой которого должны были стать крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

    Кружок М.В. Петрашевского был раскрыт правительством в апреле 1849 г. К следствию привлекли более 120 человек. Комиссия квалифицировала их деятельность как "заговор идей". Несмотря на это, участники кружка были жестоко наказаны. Военный суд приговорил 21 человека к смертной казни, но в последнюю минуту расстрел был заменен бессрочной каторгой. (Инсценировка расстрела очень выразительно описана Ф.М. Достоевским в романе "Идиот".)

    Деятельность кружка М.В. Петрашевского положила начало распространению в России социалистических идей.

    А.И. Герцен и теория общинного социализма. Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. Он и его друг Н.П. Огарев еще мальчиками дали клятву бороться за лучшее будущее народа. За участие в студенческом кружке и пение песен с "гнусными и злоумышленными" выражениями в адрес царя они были арестованы и отправлены в ссылку. В 30-40-х годах А.И. Герцен занимался литературной деятельностью. Его произведения содержали идею борьбы за свободу личности, протест против насилия и произвола. Поняв, что в России невозможно пользоваться свободой слова, А.И. Герцен в 1847 г. уехал за границу. В Лондоне он основал "Вольную русскую типографию" (1853 г.), выпустил 8 книг сборника "Полярная звезда", на титуле которых поместил миниатюру из профилей 5 казненных декабристов, организовал вместе с Н.П. Огаревым издание первой бесцензурной газеты "Колокол" (1857-1867 гг.). Последующие поколения революционеров видели огромную заслугу А.И. Герцена в создании вольной русской прессы за границей.

    Герцен сделал вывод, что русский крестьянин вполне готов к социализму и что в России нет социальной основы для развития - капитализма. Вопрос о путях перехода к социализму решался А.И. Герценом противоречиво. В одних работах он писал о возможности народной революции, в других - осуждал насильственные методы изменения государственного строя. Теория общинного социализма, разработанная А.И. Герценом, во многом служила идейным основанием деятельности радикалов 60-х годов и революционных народников 70-х годов XIX в.

    В целом вторая четверть XIX в. была временем "наружного рабства" и "внутреннего освобождения". Одни - молчали, напуганные правительственными репрессиями. Другие - настаивали на сохранении самодержавия и крепостничества. Третьи - активно искали пути обновления страны, совершенствования ее социально-политической системы. Основные идеи и направления, сложившиеся в общественно-политическом движении первой половины XIX в., с незначительными изменениями продолжали развиваться и во второй половине века.

    Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники

    После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу -- помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Яркое представление о мировоззрении привилегированных сословий дают заметки одного из крупнейших деятелей николаевской эпохи -- управляющего III отделением Леонтия Васильевича Дубельта.

    В своих заметках Л.В. Дубельт писал, что "первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя". У Дубельта понятия Отечества и самодержавия сливались совершенно: без царя, по его мнению, не могло быть и России. Залогом процветания России наряду с самодержавием Дубельт считал крепостничество. "Не дай Бог, -- пишет он, -- отменить крепостное право: "мужичок" сначала, может, и обрадуется, но потом, потеряв голову от магического слова "свобода", захочет попытать счастья в другом месте, пойдет шататься по городам, где потеряет свою святую нравственность, -- и погибнет..." Вместе с тем он признавал необходимость просвещения. Истинное просвещение, по его мнению, должно быть основано на религии.

    Одну из важнейших задач верховной власти Дубельт видел в безжалостной борьбе с любыми проявлениями "ложного" западного просвещения, предлагал отгородиться идейно, установить непроходимый карантин для "чужих учений", стремящихся проникнуть в русское общество и развратить его.

    В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия -- теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жиз-ни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие -- исторически сложившийся устой русской жизни; православие -- нравственная основа жизни русского народа; народность -- единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

    Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный. Поэтому всем "служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности". Таким образом, царизм стремился сохранить и укрепить существующий строй.

    В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 1820 -- начала 1830 гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

    В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдаю-щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

    И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

    Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники -- Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право -- лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

    Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности").

    Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С. Хомяков, писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ". Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

    Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской системой: мы -- общинники, у нас своя жизнь, вы -- власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. "Искажения" в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Европу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

    Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа "официальной народности": православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам "внутренней правды". При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему "Записку о внутреннем состоянии России", в которой упрекал правительство в по-давлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

    Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников -- начало вхождения России во всемирную историю.

    В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство".

    При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

    Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия -- страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.

    Основные направления общественно-политической мысли в России в первой половине 19 века.

    Общественное движение в 19 веке.

    Лекция 2.

    2. Революционно – демократическое движение в 40-80-е годы 19 века. Народничество.

    1. Основные направления общественно-политической мысли России в первой половине 19 века. Растущее понимание отставания России от западноевропейских стран привело к подъему общественного движения. Отличительной его чертой в России первой половины 19 века являлось то, что борьбу за буржуазные по существу преобразования возглавили дворяне. Российская буржуазия была еще слаба; находясь на стадии формирования, она заботилась лишь о приумножении капитала.

    Во второй четверти 19 века в общественном движении России выделились три направления: консервативное, либерально-демократическое и революционно-демократическое. Консерваторы настаивали на сохранении основ существующего строя; либералы признавали необходимость реформ и оказывали давление на правительство с целью заставить его начать преобразования; радикалы настаивали на коренном изменении существующего строя.

    В начале своего правления Александр I проводил либеральную политику. В 1801 г. при императоре сложился Негласный комитет, в который вошли его друзья – граф П.Строганов, граф В.Кочубей, князь Чарторыйский и граф Н.Новосильцев. В комитете обсуждались насущные вопросы русской жизни – крепостничество, народное просвещение и другие. В 1803 г. был издан указ о вольных хлебопашцах, согласно которому помещики получили право освобождать крестьян с землей за выкуп. И хотя практическое значение этого указа невелико – помещики назначали очень высокую сумму выкупа – он имел важное юридическоезначение: за крестьянами признавалось право стать свободными людьми. Стремясь как-то замаскировать крепостное право, правительство запретило печатать в газетах объявления о продаже крепостных, торговать крестьянами на ярмарках, ссылать крестьян на каторгу.

    В 1803 г. было утверждено новое положение об устройстве учебных заведений. Вводилась преемственность между школами различных ступеней. В дополнение к Московскому, было основано пять университетов: Дерптский, Харьковский, Виленский, Казанский, Петербургский. Университеты были самостоятельны в выборе ректора и профессоров, самостоятельны во многих других вопросах.

    В 1802 г. петровские коллегии были заменены министерствами. Первоначально было учреждено восемь министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В последующие годы число министерств увеличилось, их функции были еще более четко разграничены. В итоге в стране утвердилась система отраслевого управления. Единоначалие министров и их непосредственное подчинение императору способствовали укреплению самодержавия и централизации власти. Усилилась роль и полномочия обер-прокурора Синода.


    В 1810 г. при императоре был учрежден Государственный совет – высший законосовещательный орган. Создание Госсовета было составной частью проекта реформы государственного управления, разработанного М. Сперанским (и стало единственным его результатом). Проект предусматривал принцип разделения властей, созыв представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций.

    Замыслы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. Идеологом консерваторов стал известный историк Карамзин. В «Записке о древней и новой России», адресованной царю, Н.Карамзин доказывал необходимость сохранения самодержавия, утверждал, что благоденствие России принесут не реформы, а подбор достойных людей на руководящие посты. В результате М.Сперанский был отстранен от дел и сослан.

    Но Александр I не оставлял мысли о реформах. В 1815 г. в Царстве Польском, вошедшем в состав России после разгрома Наполеона, была введена Конституция. Законодательная власть принадлежала парламенту – сейму, исполнительная – императору. Принципы польской конституции использовались в «Уставной грамоте Российской империи», подготовленной по поручению царя министром юстиции Н.Новосильцевым. Разрабатывались и проекты отмены крепостного права. Но все они остались на бумаге.

    В 1815-1825 гг. в политике Александра стала усиливаться консервативная тенденция. Она нашла выражение в создании военных поселений, разгроме Московского и Казанского университетов, военно-полицейском произволе. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина».

    Разочарование в либерализме Александра стало одной из предпосылок формирования идеологии декабристов, положивших начало радикальному направлению в общественно-политической мысли страны.

    Движение декабристов было вызвано объективными условиями социально-экономического развития страны, пониманием гибельности сохранения крепостничества и самодержавия для дальнейшей судьбы страны. Отечественная война 1812 года, в которой главную роль сыграл народ, и последующий заграничный поход русской армии убедили декабристов в необходимости улучшения доли крестьянства. Растущая антикрепостническая борьба крестьян и международная обстановка, революционные события конца XVIII века в Европе, обучение в передовых учебных заведениях и знакомство с идеями передовых французских просветителей также способствовали формированию революционной идеологии

    Первое политическое тайное общество – «Союз спасения» - было основано в 1816 г. П.Пестелем, А.Н.Муравьевым, М.И.Муравьевым, С.Трубецким. Целями общества являлись уничтожение крепостного права, ликвидация самодержавия, введение представительного правления в России. Однако средства достижения цели были довольно расплывчаты, а число членов общества очень ограничено – около трех десятков.

    В 1818 г. был создан «Союз благоденствия», объединивший около 200 человек. Руководили обществом А. и Н. Муравьевы, С. и М. Муравьевы- Апостолы, П.Пестель, М.Лунин и др. «Союз благоденствия» имел те же цели, что и «Союз спасения» и вел широкую пропагандистскую, просветительскую и благотворительную деятельность, стремясь сформировать общественное мнение против крепостного права. Члены общества отпускали на волю своих крепостных, выкупали у помещиков и отпускали на волю наиболее одаренных крестьян. Однако внутри общества существовали острые идейные и тактические разногласия, ставшие причиной самороспуска организации в 1821 г. Таким образом, было решено избавиться от случайных людей, создать тщательно законспирированную организацию для подготовки к революционному выступлению.

    В 1821-1822 гг. на основе распущенного «Союза благоденствия» возникли Южное и Северное общества. Они были взаимосвязаны, члены их считали себя членами единой организации. Основателем и руководителем Южного общества был П. Пестель, руководителем Северного Общества стал Н. Муравьев. В 1823 г. на Украине было создано «Общество соединенных славян», впоследствии объединившееся с Южным обществом.

    Борьба радикального и умеренного направлений внутри движения декабристов нашла выражение в программных документах организаций – «Конституции» Н.Муравьева и «Русской правде» Пестеля. Оба документа предусматривали отмену крепостного права и уничтожение самодержавия, введение в стране демократических свобод, отмену сословных ограничений, т.е. проведение буржуазно-демократических преобразований. Однако «Конституцию» отличала умеренность в решении основных вопросов. Муравьев выступал за конституционную монархию, при которой законодательная власть в стране принадлежит парламенту («Народное вече»), исполнительная – императору. Избирательное право граждан ограничивалось 500-рублевым имущественным цензом. «Конституция» предусматривала наделение крестьян землей в размере 2 десятин и объявляла священным право частной собственности на землю, что гарантировало неприкосновенность помещичьих земель.

    Пестель – убежденный республиканец, высказывался за уничтожение самодержавия и провозглашение России республикой. В «Русской правде» предусматривалось введение всеобщего избирательного права для мужчин, достигших 20-летнего возраста. Пестель выдвинул принцип распределения земли по трудовой норме для обеспечения прожиточного минимума. С этой целью предусматривалось создать общественный земельный фонд из государственной, монастырской и части помещичьей земли.

    Несмотря на различия, оба документа являлись программами буржуазно - демократического преобразования общества.

    Заговорщики планировали выступить летом 1826 г., но неожиданная смерть Александра I изменила их планы. Члены Северного общества решили воспользоваться обстановкой междуцарствия, сложившейся в связи с тем, что наследовать престол должен был Константин, брат Александра I. О его отречении от престола в пользу брата Николая знали только близкие, потому первоначально государственный аппарат и армия присягнули Константину. Когда стало известно об отказе Константина от престола, на 14 декабря была назначена переприсяга Сената Николаю.

    На тайном заседании 13 декабря 1825 г. было решено утром вывести войска на площадь перед Сенатом и потребовать от сенаторов не присягать императору, принять и обнародовать «Манифест к русскому народу», подготовленный декабристами и содержавший их основные требования. Руководителем восстания был назначен С.Трубецкой.

    14 декабря 1825 г. в 11 часов утра на Сенатскую площадь пришел лейб-гвардии Московский полк во главе с А. и М. Бестужевыми и Д.Щепин - Ростовским. После полудня подошли матросы гвардейского морского экипажа и рота лейб-гренадерского полка – всего около 3 тысяч человек. Ждали руководителя, но Трубецкой на площадь так и не пришел. Выяснилось также, что сенаторы уже присягнули Николаю и разъехались. Восставшие были в замешательстве, чем воспользовался Николай I. С призывом разойтись к собравшимся на площади обратился генерал М.Милорадович, популярный среди солдат герой войны 1812 г. Осознавая опасность его слов, П.Каховский смертельно ранил генерала. Верные правительству части начали обстрел. Восставшие пытались спастись от артиллерийской картечи на льду Невы. Восстание было подавлено. Начались аресты членов общества.

    29 декабря 1825 г. члены Южного общества С. Муравьев-Апостол и М.Бестужев-Рюмин подняли на восстание Черниговский полк, но восстание на юге также было подавлено.

    К следствию по делу декабристов было привлечено 579 человек. Из них причастными к тайным революционным обществам были признаны 289 человек, виновными были признаны 131 человек.

    Пять человек – П.Пестель, К.Рылеев, С.Муравьев-Апостол, М.Бестужев-Рюмин, П.Каховский – были казнены. Остальные были сосланы на каторгу, отправлены на поселение, сосланы на крепостные работы, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ.

    Поражение декабристов стало следствием несогласованности их действий, ставки на заговор, военный переворот. Но главное – общество не было готово к преобразованиям.

    Несмотря на поражение, декабристы вошли в историю. О них пишут романы, им посвящены стихи, сняты фильмы. Историческое значение движения декабристов в том, что они – передовые представители правящего класса -первыми разработали программу революционного переустройства общества и первыми попытались воплотить ее в жизнь. Идеи декабристов способствовали становлению независимого общественного мнения, направленного на ликвидацию самодержавия и крепостничества.

    Правление Николая I, начавшееся жестокой расправой над декабристами, ознаменовалось торжеством реакции. Идеологическим обоснованием реакционной политики самодержавия, своего рода манифестом консерваторов стала теория официальной народности министра народного просвещения графа С. Уварова. В основу ее были положены три принципа: самодержавие, православие, народность. Самодержавие рассматривалось как единственно верная и возможная для России форма правления. Православие объявлялось основой духовной жизни русского народа, понималось как присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Под народностью понималось единение народа с царем, попечительная забота царя о своих подданных и отсутствие в стране социальных потрясений. Преданность самодержавию объявлялась гражданским долгом каждого. Неотъемлемой частью теории официальной народности являлся вывод о невозможности и ненужности коренных перемен в России.

    Идеи о благодетельном, ограждающем от социальных потрясений в отличие от «гниющего Запада», влиянии самодержавия и крепостного права на обстановку в стране насаждались с церковных и университетских кафедр, в школах и армейских казармах, пропагандировалась через прессу. Активными проводниками ее журналисты Ф. Булгарин и Н. Греч, профессора Московского университета М. Погодин и С. Шевырев. Правительство Николая I попыталось уложить общественную мысль страны в прокрустово ложе теории официальной народности. Однако заглушить подобным образом вольную мысль не удалось.

    С резкой критикой официальной идеологии выступил П.Чаадаев. Относительная стабильность внутриполитической обстановки в России была, по его мнению, свидетельством мертвого застоя, косности общественных сил. «России нечем гордиться перед Западом, - заявлял Чаадаев, - напротив, она не внесла никакого вклада в мировую культуру, осталась непричастной к важнейшим процессам в истории человечества». Виной тому, считал Чаадаев, был отрыв России от Европы и особенно православное мировоззрение.

    За это заявление Чаадаев был объявлен сумасшедшим и посажен под домашний арест. Но идеи его оказали большое влияние на дальнейшее развитие общественной мысли.

    Косвенным свидетельством неприятия официальной идеологии являлись споры западников и славянофилов – представителей различных идейных течений среди оппозиционных правительству либералов. Идеологами славянофилов были К.С. и И.С.Аксаковы, А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, И.В. и П.В.Киреевские и др. Западническое направление представляли П.В.Анненков, В.П.Боткин, Т.Н.Грановский, К. Д.Кавелин и др.

    Западники отстаивали идею общности исторических путей развития России и Европы и считали, что Россия должны учиться у Запада, перенимать все лучшее и передовое. Они были сторонниками конституционной монархии. Славянофилы, напротив, говорили об особом пути развития России, преувеличивали ее национальную самобытность. Особую ценность для славянофилов представляли православная религия и крестьянская община, определявшие основные принципы русской жизни - общинное начало и принцип согласия (в отличие от западного индивидуализма и рационализма). Славянофилы отвергали и николаевскую Россию, и современный западный мир. Их взгляды были обращены в прошлое – славянофилы идеализировали допетровскую Русь и считали, что Петр I своими реформами разрушил гармоничный уклад русской жизни. Славянофилы были сторонниками самодержавия, но выступали за возрождение практики созыва Земских соборов, введение гражданских свобод.

    Несмотря на различия между западниками и славянофилами, представителей этих течений объединяло признание необходимости отмены крепостного права, введения политических свобод – свободы слова, совести и др., развития предпринимательства. Историческая заслуга либералов состоит в том, что своими дискуссиями они подготовили почву – общественное мнение – для либеральных реформ.

    2. Революционно – демократическое движение в 40-80-е годы XIX века. Народничество . После поражения восстания декабристов, характерной формой антиправительственного движения стали малочисленные кружки, члены которых разделяли идеологию декабристов, критиковали правительство. Тайные организации первой половины 1830-х годов имели в основном просветительский характер. Вокруг Н.Станкевича, В.Белинского, А.Герцена и Н.Огарева сложились группы, члены которых изучали политические произведения отечественных и зарубежных авторов, пропагандировали новейшую западную философию. В 1840-е годы в России началось распространение социалистических идей (петрашевцы). Дальнейшее их развитие в России связано с именем А. Герцена.

    В 1830-1840-е годы А.Герцен занимался литературной деятельностью. В его произведениях содержался протест против насилия и произвола, идея свободы личности. В молодости А.Герцен разделял идеи западников, признавал единство исторического пути Запада и России. В 1847 г. А.Герцен уехал за границу, стал свидетелем европейских революций 1848-1849 гг. Близкое знакомство с капиталистическими порядками убедило его в том, что опыт Запада не подходит русскому народу. Идеалом общественного устройства для А.Герцена стал социализм. А. Герцен основал в Лондоне «Вольную русскую типографию», вместе с Н.Огаревым издавал альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол». А.Герцен создал теорию «общинного социализма», которая легла в основу деятельности революционеров 1860-1870-х гг. В 1860-е годы редакция «Колокола» стала одним из центров радикального направления в России. А.Герцен пропагандировал свою теорию «общинного социализма», разоблачал грабительские условия освобождения крестьян.

    Другой центр радикального направления сложился вокруг редакции журнала «Современник» и ее ведущего публициста Н.Чернышевского. Сторонник социализма и демократии, он резко критиковал правительство за сущность реформы 1861 г., видел необходимость использования Россией опыта европейской модели развития. На основе идей Чернышевского образовалось несколько тайных организаций, члены которых развернули подготовку народной революции. В журнале «Земля и воля», в прокламациях «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению» и др. они разъясняли народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость ликвидации самодержавия и демократического преобразования России, справедливого решения аграрного вопроса.

    На рубеже 1860-1870-х годов, во многом на основе идей Герцена и Чернышевского, оформилась народническая идеология. Среди народников сложилось два направления: либеральное и революционное. Идеи революционных народников состояли в том, что капитализм не имеет социальных корней в России; будущее страны – в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным путем.

    В самом революционном народничестве выделяются три течения: бунтарское (лидер М.Бакунин), пропагандистское (П.Лавров), заговорщическое (П.Ткачев). М.Бакунин считал, что русский крестьянин по природе бунтарь и готов к революции. Задачу интеллигенции Бакунин видел в том, чтобы идти в народ и разжигать всероссийский бунт.

    П.Лавров, напротив, считал, что народ к революции надо готовить и потому задачу интеллигенции видел в том, чтобы идти в народ и пропагандировать среди крестьян социализм.

    П.Ткачев также считал, что народ к революции не готов. В то же время он называл русский народ «коммунистом по инстинкту», которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство (именно этот вариант был реализован большевиками в октябре 1917 г.).

    В 1874 г., опираясь на идеи Бакунина, революционеры-народники организовали массовое «хождение в народ» с целью поднять крестьян на восстание. Однако крестьяне остались глухи к призывам революционеров. Движение было разгромлено.

    В 1876 г. уцелевшие участники «хождения в народ» образовали тайную организацию «Земля и воля». Программа ее предусматривала осуществление социалистической революции путем свержения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение «мирского самоуправления» в городах и деревнях. Во главе организации стояли В.Плеханов, А.Михайлов, В.Фигнер, Н.Морозов и др. Землевольцы предприняли второе «хождение в народ». Готовясь вести длительную агитацию крестьян, они поселялись в деревнях. Однако и на этот раз народ остался глух к призывам революционеров. (Вспомните в связи с этим восстание декабристов. Могли ли они в 1825 г. рассчитывать на поддержку народа?)

    В 1878 г. часть народников вернулась к идее террористической борьбы. Споры по тактическим и программным вопросам привели к расколу организации. В 1879 г. на основе «Земли и воли» возникли «Черный передел» (Г.Плеханов, Л.Дейч, П.Аксельрод, В.Засулич) и «Народная воля» (А.Желябов, А.Михайлов, С.Перовская, Н.Морозов). Чернопередельцы остались верны программным принципам и методам деятельности «Земли и воли», а народовольцы, разочарованные в революционном потенциале крестьян, взяли курс на подготовку политического переворота и свержение самодержавия, установление в стране демократического строя, уничтожение частной собственности. Они осуществили ряд террористических актов против царя и высших правительственных чиновников, в результате одного из них Александр II был убит. Однако ожидания народников не сбылись, что подтвердило неэффективность террористических методов борьбы и привело к усилению реакции в стране. В 1880-1890-е годы в общественном движении возросло влияние либеральных народников, отрицавших насильственные методы борьбы.

    3. Рабочее движение в России. Образование РСДРП. Вступление России на путь капитализма сопровождалось появлением рабочего вопроса. Начало рабочего движения в России относится к 1860-1880-м годам. В эти годы оно отличалось стихийностью и неорганизованностью. Рабочие могли избить ненавистного мастера, разбить окна в здании администрации, поломать станки. Борьба рабочих носила экономический характер – они требовали повышения зарплаты, сокращения рабочего дня, упорядочения и отмены штрафов. В мае 1870 г. состоялись первые стачки на Невской бумагопрядильной фабрике, в 1872 г. – на Кренгольмской мануфактуре в Нарве. В середине 1870-х годов возникли первые рабочие организации - «Южнороссийский рабочий союз» (1875 г.) и «Северный союз русских рабочих» (1878 г.). Рабочая среда выдвинула своих лидеров – С. Халтурин, П. Алексеев, Обнорский, П. Моисеенко.

    Самым значительным выступлением начального периода рабочего движения является забастовка на Никольской мануфактуре фабриканта Т. Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г. («Морозовская стачка»). Рабочие организованно прекратили работу, выбрали группу уполномоченных для ведения переговоров с администрацией, потребовали государственного вмешательства в их отношения с фабрикантами. При расследовании причин стачек выявилась чудовищная эксплуатация рабочих. Рост стачечного движения вынудил правительство заняться разработкой рабочего законодательства. В 1886 г. был принят закон о порядке найма и увольнения, упорядочении штрафов. Была запрещена ночная работа подростков и женщин.

    В 1880-е же годы в стране началось распространение марксизма. Бывшие участники группы «Черный передел» Г. Плеханов, В. Засулич, Л. Дейч, В. Игнатов обратились к марксизму. В 1883 г. в Женеве они образовали группу «Освобождение труда». Члены группы переводили произведения К. Маркса и Ф. Энгельса на русский язык, пропагандировали марксизм в русской революционной среде, резко критиковали народническую теорию. В самой России образовались кружки по изучению марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих (кружки Д. Благоева, Н.Федосеева, М. Бруснева и др.). И «Освобождение труда», и российские марксистские кружки были оторваны от рабочего движения, но своей деятельностью они готовили почву для возникновения социал-демократической партии в России.

    В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Активную роль в «Союзе…» играли В. Ленин, Л. Мартов и др. Подобные организации были созданы в Москве, Киеве, Иваново-Вознесенске. Эти организации положили начало соединению рабочего движения с марксизмом (издавали листовки, вели пропаганду марксистских идей среди пролетариата).

    Первые социал-демократические партии начали возникать в 1880-1890-х годах XIX века в национальных районах России: Финляндии, Польше, Армении. В 1898 г. была предпринята попытка создать Российскую социал-демократическую рабочую партию (РСДРП).В Минске состоялся I съезд РСДРП, на котором было объявлено о создании партии. Однако ни программа партии, ни Устав не были приняты. К тому же, на съезде присутствовало всего 9 делегатов, 6 из них были арестованы на обратном пути домой.

    Реальному объединению разрозненных кружков и организаций способствовало издание газеты «Искра» (1900 г.) по инициативе Г.Плеханова, Л. Мартова, В. Ленина. Фактически история РСДРП берет свое начало в 1903 г., когда состоялся II съезд РСДРП, на котором были приняты программа и Устав партии. Программа партии состояла из двух частей: программы - минимум и программы - максимум. Программа - минимум предусматривала решение задач буржуазно - демократической революции (ликвидацию самодержавия, введение 8-часового рабочего дня и демократических свобод). Программа - максимум – осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата.

    Уже на II съезде произошел раскол партии на большевиков (сторонников Ленина) и меньшевиков (сторонников Мартова). Большевики стремились превратить партию в узкую организацию профессиональных революционеров. Меньшевики считали, что Россия не готова к социалистической революции, выступали против диктатуры пролетариата, допускали возможность сотрудничества со всеми оппозиционными силами. Несмотря на раскол, партия взяла курс на подготовку революции.

    Похожие публикации