Экономическая теория введение в экономику. Введение в экономическую теорию. Основные этапы развития экономической теории

Лекция 1
Презентация на тему:
Введение в экономику
к.э.н., доцент
Джано Джомаа

Вопросы к рассмотрению

1. Предмет, функции и методы экономики.
Взаимосвязь экономики и права
2. Микро- и макроэкономика. Позитивная и
нормативная экономика
3. Экономические законы и экономические
категории. Экономические отношения и их
типы
4. Основные этапы развития экономической
теории

1. Предмет, функции и методы
экономики. Взаимосвязь
экономики и права

Понятие экономики

Слово «экономика» греческого
происхождения (oikonomike - «искусство
домохозяйства»), оно означает «законы
хозяйствования».
В целом под термином «экономика»
понимают хозяйство, в широком смысле этого
слова - науку о хозяйстве и
хозяйствовании, а также отношениях между
людьми в процессе хозяйствования.

Предмет экономики

Во-первых, экономика - это хозяйственная система,
обеспечивающая удовлетворение потребностей
людей и общества в целом.
Во-вторых, экономика - это совокупность
экономических (производственных) отношений между
людьми, складывающихся в процессе производства,

материальных благ и услуг.
В-третьих, экономика - это наука о выборе наиболее
эффективных (рациональных) способов
удовлетворения безграничных потребностей людей
ограниченными экономическими ресурсами.

Функции экономики

1. Методологическая функция.
2. Научно-познавательная функция.
3. Критическая функция.
4. Практическая (рекомендательная), или
прикладная, функция.

Методологическая функция

Экономическая теория представляет собой не только
учение, но и метод.
Экономическая наука в методологическом плане:
1) учит, что надо делать и чего делать не следует,
помогает нам понимать окружающую хозяйственную
жизнь, оценивать пользу одних явлений и вред
других;
2) учит новым способам познания экономических
явлений, позволяет предвидеть некоторые
последствия наших практических действий.

Научно-познавательная функция

Научно-познавательная функция экономики
состоит в том, чтобы всесторонне изучать
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных благ и
услуг.
На основе теоретических обобщений
реальных факторов хозяйственной жизни
научно-познавательная функция экономики
позволяет открыть законы, по которым развивается общество.

Критическая функция

Критическая функция экономики состоит в
том, чтобы дать объективную критическую
или позитивную оценку экономическим
явлениям и процессам различных форм
хозяйствования.
В реальной жизни мы имеем дело с самыми
различными формами хозяйствования, одни
из них более эффективны, другие менее
эффективны, а третьи убыточны. Практическая (рекомендательная), или прикладная,
функция состоит в том, что на основании позитивной
оценки экономических явлений и процессов экономика
дает рекомендации руководителям государства,
фирмы, любому другому хозяйствующему субъекту в
своих конкретных делах руководствоваться ее
принципами и методами рационального
хозяйствования.
Эта функция тесно связана с экономической
политикой государства, она разрабатывает социальноэкономические программы страны, составляет
научные прогнозы развития тех или иных процессов в
экономике.

11. Методы экономики

1. Метод научной абстракции.
2. Исторический метод.
3. Логический метод.
4. Метод анализа и синтеза.
5. Метод индукции и дедукции.
6. Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий.
7. Графический метод.
8. Экономические эксперименты.

12. Метод научной абстракции

Метод научной абстракции выделяет главное
в объекте исследования при отвлечении от
несущественного, случайного, временного,
непостоянного.
Результат научной абстракции - выработка
новых научных категорий (понятий),
выражающих существенные стороны
исследуемых объектов, а также выявление
экономических закономерностей.

13. Исторический метод

По историческому методы
экономические явления и процессы
изучаются в той последовательности, в
какой они возникли, развивались,
совершенствовались и какими стали в
настоящее время.

14. Логический метод

Логический метод позволяет правильно
применять законы мыслительной
деятельности, обосновывающие
правила перехода от одних суждений к
другим и делать обоснованные выводы,
глубже понимать причинноследственные связи, складывающиеся
между процессами и явлениями
реальной экономической жизни.

15. Метод анализа и синтеза

Анализ - это метод познания, предполагающий
разделение целого на отдельные составные
части и изучение каждой из этих частей,
например анализ показателя себестоимости по
элементам затрат (сырье, зарплата,
энергоресурсы и т.д.).
Синтез - это метод познания, основанный на
соединении отдельных частей явления,
изученных в процессе анализа, в единое целое,
например определение показателя
себестоимости продукции (как сумма всех
затрат).

16. Метод индукции и дедукции

Индукция - это движение исследования от отдельных,
частных факторов к общим выводам, обобщениям.
Исследование начинается с изучения фактов.
Анализируя, систематизируя, обобщая факты,
исследователь приходит к выводу, фиксирующему
наличие определенных зависимостей между
экономическими явлениями.
Дедукция - это выдвижение гипотез и последующая их
проверка на фактах. Гипотеза - предположение о
существовании определенной зависимости между
экономическими явлениями и процессами, она обычно
рождается на основе каких-то несистематических
наблюдений, практического опыта, интуиции, логических
рассуждений.

17. Экономико-математическое моделирование

Экономико-математическое моделирование с
применением компьютерных технологий
способствует построению экономических
моделей, отражает главные экономические
показатели исследуемых объектов и
взаимосвязи между ними.
Экономико-математические модели
позволяют выявить особенности и
закономерности экономических явлений и
процессов.

18. Графический метод

Графический метод отражает
экономические процессы и явления с
помощью различных схем, графиков,
диаграмм, обеспечивая краткость,
сжатость, наглядность в представлении
сложного теоретического материала.

19. Экономические эксперименты

Экономические эксперименты - это
искусственное создание экономических
процессов и явлений в определенных
условиях, приближенных к
хозяйственной деятельности, с целью
их изучения и дальнейшего
практического применения.

20. Взаимосвязь экономики и права

Между экономикой и правом существует
тесная взаимосвязь.
Так, для развития рыночной экономики
государство должно обеспечить:
1) гарантии частной собственности вообще и
права частных предпринимателей в
частности;
2) проведение соответствующей
государственной налогово- бюджетной,
кредитно-денежной и валютной политики;
3) защиту экономических прав работников и
неработающих граждан.

21.

2. Микро- и макроэкономика.
Позитивная и нормативная
экономика

22. Микроэкономика

Микроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические отношение между
хозяйствующими субъектами, их деятельность и
влияние на национальную экономику.
К хозяйствующим субъектам микроэкономики относятся потребители, работники, владельцы капитала,
предприятия (фирмы), домашние хозяйства,
предприниматели.
В центре внимания микроэкономики - производители и
потребители, принимающие решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления,
цен, затрат и прибыли.

23. Макроэкономика (национальная экономика)

Макроэкономика - раздел экономической теории,
изучающий экономические процессы и явления,
охватывающие национальное хозяйство, как единую
систему, в которой органически соединяются все
звенья материального и нематериального
производства.
Основные проблемы макроэкономики - инфляция,
безработица, экономический рост, валовой
национальный продукт, валовой внутренний продукт,
национальный доход, уровень и качество жизни
населения, занятость, деньги, процентные ставки,
инвестиции, бюджетный дефицит, налоги, методы
государственного регулирования и т.д.

24. Мезоэкономика

Мезоэкономика изучает экономические
явления и процессы, охватывающие все
промежуточные системы или отрасли
народного хозяйства (АПК, ВПК,
экономику здравоохранения, экономику
торговли, т.е. экономику отдельных
отраслей и сфер народного хозяйства).

25. Мировая экономика

Мировая экономика - сумма всех
национальных экономик, связанных
международным разделением труда,
мировым рынком, системой
межгосударственных хозяйственных
связей.

26. Позитивная (дискриптивная) экономика

Позитивная экономика исходит из
накопленных знаний и опыта и отвечает на
вопросы: что есть и что может быть в
экономике?
Основной продукт этой части экономической
науки - знания, обобщения, экономический
анализ, аналитический прогноз (сбор фактов,
обобщение результатов наблюдения). Она
описывает, анализирует, но не дает
рекомендаций.

27. Нормативная экономика

Нормативная экономика ставит перед собой
более сложную задачу - поведать о том, что
должно быть, как следует действовать, чтобы
достичь желаемых результатов.
Она оперирует категориями, рецептами,
содержащими на первом месте слова: надо,
необходимо, следует.
Теоретические суждения, рассматривающие
желаемые состояния, называются
нормативными.
Эта экономика дает рекомендации, рецепты
действий.

28.

3. Экономические законы и
экономические категории.
Экономические отношения и их
типы

29. Экономические законы

Экономические законы - носят объективный
характер, действуют независимо от воли и
сознания людей. Так, законы рынка: закон
стоимости, закон спроса, закон предложения,
закон конкуренции - существуют независимо
от того, знают о них участники рынка или нет.
Чем глубже люди познают характер действия
экономических законов, тем эффективнее
могут их использовать в хозяйственной
деятельности.
Экономические законы условно можно
разделить на общие и специфические.

30. Общие экономические законы

Общие экономические законы действуют во
всех социально- экономических системах
(формациях), например, закон соответствия
производственных отношений характеру и
уровню развития производительных сил,
закон роста производительности труда, закон
экономии времени, законы расширенного
воспроизводства, закон стоимости, закон
спроса и предложения.

31. Специфические экономические законы

Специфические законы действуют в одной
общественно- экономической системе. Такими
законами являются закон прибавочной
стоимости, всеобщий закон
капиталистического накопления, закон
распределения по труду, Федеральные законы
РФ «О несостоятельности (банкротстве)», «Об
акционерных обществах», «О государственной поддержке малого
предпринимательства в Российской
Федерации» и др.

32. Экономические категории

Экономические категории - это
наиболее общие понятия, отражающие
существенные свойства экономических
явлений, их отношения к различным
проявлениям и сторонам общественной
жизни.
Примеры таких категорий: стоимость,
цена, труд, деньги, собственность,
товар и т.д.

33. Экономические (производственные) отношения

Экономические отношения - это
отношения между людьми,
складывающиеся в процессе
общественного производства,
распределения, обмена и потребления
жизненно важных благ.
Можно выделить два типа экономических
отношений: социально-экономические
(отношения собственности) и
организационно-экономические.

34. Социально-экономические отношения

Социально-экономические отношения
включают в себя отношения людей к
средствам производства, т.е. отношения
собственности, отношения по производству
материальных благ и услуг, их
распределению, обмену и потреблению.
Исторически известны следующие формы
собственности: общественная, частная,
государственная. Кроме того, имеются
разновидности - промежуточные и
смешанные формы собственности.

35. Организационно- экономические отношения

Организационно- экономические отношения - Это
отношения, возникающие в связи с разделением и
кооперацией труда, определяются технологическим
способом производства.
Организационно-экономические отношения
подразделяются на три вида:
1) разделение труда и производства;
2) концентрация производства отдельных видов
товаров в тех регионах, где их производство
экономически целесообразно;
3) дифференциация, специализация трудовой
деятельности.

36.

4. Основные этапы развития
экономической теории

37. Основные этапы развития экономической теории

Школы, их
представители и
период Формирования
- Меркантилизм
(первая школа
экономики).
-Томас Мен (1571 –
1641).
-XVI – XVIII вв.
Основные идеи
1. Главное богатство общества
– это деньги (золото и
серебро).
2. Источник богатства – сфера
обращения (торговля).
3.Богатство накапливается в
результате внешней торговли.

38.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Школа физиократов
(природа и власть)
-- Франсуа Кенэ (1694
– 1774)
-- XVIII в.
Основные идеи
1. Истинным богатством
нации выступает продукт,
произведенный в сельском
хозяйстве.
2. Первыми попытались
вывести прирост богатства
их процесса производства,
а не обращения.

39.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Английская классическая
политэкономия.
- Уильям Петти (1623 –
1687),
- Адам Смит (1723 – 1790),
- Давид Рикардо (1772 –
1823).
- XVII – XIX вв.
1. Богатство нации создается в
материальном производстве, а
не в сфере обращения.
2. Главный источник богатства –
труд.
3. Политэкономия раскрыла
значение труда как основы и
меры ценности всех товаров.
4. Заложила основы трудовой
теории стоимости.

40.

Школы, их
представители и
период Формирования
-- Марксизм
-- Карл Маркс (1818 –
1883)
-- Фридрих Энгельс (
1820 – 1895)
-- С середины XIX в.
Основные идеи
1. Разработаны теория
стоимости и теория
прибавочной стоимости.
2. К.Маркс различал
потребительную и
меновую стоимость.

41.

Школы, их
Основные идеи
представители и
период Формирования
- Неоклассическое
на- правление.
- Альфред
Маршалл (18421924), англичанин
-- С конца XIX в.
1.Частнопредпринимательская
рыночная система, способная к
саморегулированию и
поддержанию экономического
равновесия.
2. Государство создает
благоприятные условия для
функционирования рыночной
экономики

42.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Кейнсианство.
- Джон Кейнс (18831946),
англичанин
- С 1930-х гг.
1. Разработана теория спроса и предложения, а
также равновесной цены.
2. Государство должно активно регулировать
экономику, т.к. рынок не способен обеспечивать
социально-экономическую стабильность
общества
3. Государство должно через бюджет и кредит
регулировать экономику, устраняя кризисы,
обеспечивая полную занятость и высокий рост
производства.
4. Разработаны теория эффективного спроса и
теория эффективного инвестирования

43.

Школы, их
представители и
период
Формирования
Основные идеи
- Неоклассический
синтез. Джон Хикс
(1904-1989),
- Пол Самуэлсон
(1915), американцы
- С 1950-х гг.
1. В зависимости от развития экономики
предлагается использовать либо кейнсианские
рекомендации государственного регулирования,
либо рецепты экономистов, стоящих на
позициях ограничения
государственного вмешательства в экономику.
2. Лучший регулятор - денежно-кредитные
методы.
3. Рыночный механизм способен сам
устанавливать равновесие между спросом и
предложением, производством и потреблением

44.

Школы, их представители и
период Формирования
Основные идеи
- Монетаризм.
- Милтон Фридман (1912),
американец
- С 1970-х гг.
1. Выдвинул монетарную
теорию национального дохода
и новый вариант
количественной теории денег.
2. Главный способ
воздействия на экономику -
государственное
регулирование через эмиссию,
кредитный процент, налоговые
ставки, таможенные тарифы

Тема 1.1 Экономика и её роль в обществе:

1) экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории;

2) основные экономические понятия;

3) методы научного познания экономики.

Экономика: понятие и функции. Предмет экономической теории. Необходимо различать 3 подхода к понятию «экономика».

Первый подход рассматривает экономику как хозяйственную деятельность, особую сферу жизнедеятельности людей.

Второй рассматривает экономику как науку о хозяйствовании.

Третий рассматривает экономику как отношения между людьми, возникающие в процессе хозяйствования.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономика представляет собой сложную систему экономических отношений различного рода.

Различают три группы отношений:

1) технико-экономические отношения, обусловленные техникой и технологией производства;

2) организационно - экономические, которые зависят от организации и управления производством, институциональной структуры экономики;

3) социально - экономические отношения (отношения собственности и распределения доходов).

Основные экономические понятия. Рассмотрим главные понятия, используемые при характеристике содержания экономической деятельности.

Экономические отношения - это отношения между людьми, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.

Экономические отношения проявляются через экономические интересы. Экономические интересы различны у разных субъектов, социальных групп. В свою очередь экономические интересы своей материальной основой имеют потребности.

Потребности - движущая сила развития экономики.

Потребности - это объективная нужда людей в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения. Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А.Маслоу. Все потребности делятся на 5 групп:

1) физиологические (в еде, питье, сексе и т.д.);

2) в безопасности (защите от боли, гнева, страха и т.д);

3) в социальных связях (любви, нежности, причастности к какой-либо группе и т.д.);

4) в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения);

5) в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Потребности удовлетворяются с помощью материальных благ и услуг.

Благо - это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл (предмет, явление, продукт труда), удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей.

Услуги - это целесообразная деятельность человека, результат который имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. «Услуга» характеризуется такими признаками как неосязаемость и несохраняемость, неотделима от человека, предоставляющего ее.

Объем и степень восполняемости запасов различных благ характеризуют их ограниченность относительно друг друга и выражаются в категории редкости благ. Редкость - это характеристика экономических благ, означающая что запасы этих благ меньше потребности в них. Такая ограниченность благ относительно потребностей в них выражается в категории недостаточности благ. В результате редкость и недостаточность выступают в качестве различных сторон ограниченности благ.

Блага обладают полезностью и ценностью.

Полезность блага - это комплексная субъективная оценка натуральных свойств благ данным индивидом в данный момент времени.

Ценность блага - это положительная или отрицательная значимость для человека блага, способность блага обмениваться на другие блага в некоторой пропорции.

Альтернативная стоимость блага - это количество других благ, которыми надо пожертвовать, чтобы получить данное благо.

Для производства материальных благ и услуг необходимы ресурсы.

Ресурсы - это подготовленные к использованию блага, необходимые для хозяйственной деятельности человека при производстве товаров и услуг.

Все виды ресурсов, находящиеся в распоряжении человека ограничены и в количественном, и в качественном отношении. Поэтому человеком решается проблема выбора направлений использования редких ресурсов для достижения конкурирующих целей. Экономическими процессами в обществе управляют законы общественных действий людей или экономические законы.

Экономические законы - это устойчивые, многократно повторяющиеся, выражающие внутреннюю сущность, причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Экономические отношения и законы характеризуются при помощи экономических категорий.

Методы научного познания экономики. Методы - это то как, каким образом, с помощью каких инструментов изучаются экономические явления и процессы.

Следует различать общие и локальные методы.

Общие методы выражают наличие общих подходов к научному освоению экономической действительности в целом.

Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, приемы, средства, с помощью которых исследуются те или иные стороны и аспекты экономической системы. Среди них - специфические (которые привязаны к той или иной методологии) и универсальные - (которые могут использоваться при реализации любой методологии). К универсальным относятся:

Анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

Индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

Абстракция (выделение существенных свойств предмета при отвлечении от других свойств).

Тема 1.2 Предмет и метод экономической теории:

1) предмет экономической теории;

2) основные особенности метода научного познания экономических процессов.

Предмет экономической теории. Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.

Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень).

Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий - закон и объект исследования экономические отношения находятся в органической связи друг с другом.

Однако все многообразие отношений и законов. отражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Найти эту основу, значит найти начало, общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т.п.

Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической науки, экономической теории. На этот счет известны высказывания многих видных ученых. Вот как относился к этому вопросу К. Маркс: "Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки… . Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заметить сила абстракции".

За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара.

Основные особенности метода научного познания экономических процессов. Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам:

1) изучению подлежат объективные факты, явления;

2) процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг и другом;

3) методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает движение мысли от простого, отдельного, к сложному, всеобщему (индукция) или наоборот от общего к отдельному (дедукция).

Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и экономическая теория, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике.

"Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д.

В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма и домохозяйство, и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т.д.", так характеризует особенность методологии экономист Кэмпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю.

При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют так называемый исторический подход в характеристике экономических систем.

Сами экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества.

Если изменяются организационно-технические основы производства, изменяются и социально-экономические условия. В этих условиях также изменяются многие экономические связи людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это происходит вследствие ослабления прочных, традиционных экономических связей и отношений и возникновения новых. На основании этих изменений можно выявить тенденцию развития тех или иных экономических отношений, на основе которых можно с большей или меньшей вероятностью прогнозировать меры по успешному преодолению возникших трудностей или проблем в общественных, экономических, социальных программах развития.

Jk начинал свою уеяшельноспгь как. экономной, но за/йем о опав ил эшу прогрессию, пойому что она слишком fnpyyna .

Макс Планк (1858-1947), основатель квантовой физики

Э/йо ойранно. Л бросил экономическую гйеорию из-за шло, что она слишком проапа.

Бертран Рассел (1872-1970), английский философ, основатель современной математической логики

Экономика - очаровывающая наука, она ууивительна тем, что ее фунуалгентальные принципы очень проайы, их можно записать на оуном листе бумаги, гнем не лгенее их по- нимаюгй немногие.

Милтон Фридмен (1912-2006), английский экономист, лауреат Нобелевской премии

Do niex noft, покуда pyсосал жизнь не вы- раво(пае(п своей национальной экономики, основанной на индивидуальных. особенностях русского грушка, мы будем находиться в процессе иикпания между различными модными учениями, увлекаясь поочередно (по одним, tno другим.

Сергей Юльевич Витте (1849-1915), видный государственный деятель России

ПРЕДИСЛОВИЕ

Вопрос о роли экономической теории в высшем экономическом образовании вряд ли можно отнести к дискуссионным. Общепризнанно, что экономическая теория является фундаментальной, исходной и ведущей учебной экономической дисциплиной. Овладение ее материалом создает надежную теоретическую базу для изучения отраслевых экономических наук. Поэтому четкое, в современном понимании и сжатое изложение сложных и по большей части спорных положений экономической теории - необходимое условие усвоения понятийно-категориального аппарата экономики. В учебнике поставлена именно такая задача.

Предлагаемый учебник написан в первом десятилетии XXI в., в который человечество вступило, опираясь на потенциал, тенденции и традиции, сформировавшиеся в XX в. Это эпоха новых, кардинальных изменений во всех сферах человеческой жизни, и прежде всего в экономической. Экономическая теория как наука, связанная с практикой, отражает эти процессы.

Современная экономическая теория представляет собой определенный синтез идей различных экономических школ и направлений: это и классическая политическая экономия, и марксизм, и неоклассика, и кейнсианство, и институционализм. И это закономерно. Экономическая наука быстро развивается, как и весь экономический мир. В России в конце XX в. был осуществлен решительный прорыв в огромный мир экономических идей, накопленных мировой наукой после выхода работ К. Маркса. Отпала необходимость в обязательном осуждении всех буржуазных экономических теорий, наоборот, их стали глубоко изучать, а иногда даже превозносить. Однако быстро выявились и недостатки нового подхода к изучению экономики как науки, ибо западные учебники были написаны применительно к условиям развитой рыночной экономики, что не соответствовало экономике огромной реформируемой в то время страны. Исходя из опыта прошлого, авторы стремятся раскрыть современную концепцию экономической теории с учетом российской специфики, особенностей восприятия рыночного механизма людьми, выросшими в условиях неприятия западной идеологии рыночных отношений.

Кроме того, невозможно игнорировать и тот факт, что начало XXI в. характеризуется новыми процессами повсеместной трансформации экономических систем, возникновением постиндустриального, неоинформационного общества, экономики знаний, образования, переходной экономики. К таким процессам относятся глобализация, информатизация, компьютеризация, технологический взрыв и т.д., они еще не получили достаточного освещения в новейшей экономической теории. Данные трансформационные изменения экономики сопровождаются концентрацией исследований на проблеме человека, процессом постановки человеческих знаний, навыков, интеллекта и творческих способностей в центр экономической системы. Эти аспекты авторы рассмотрели в настоящем учебнике.

При этом сделан акцент на необходимость изменения мышления людей, мышления, корнями уходящего на несколько поколений в идеи планового хозяйства, формирования нового экономического мышления, присущего не просто рыночной экономике, а экономике нового типа, впитавшей в себя признаки указанных выше глобальных мировых трансформаций. В условиях «новой экономики» способность не просто к творческому мышлению, а к нестандартному видению, неординарным решениям и действиям, нововведениям, лидерству - вот главные требования к специалистам. Ведь не зря же основной характеристикой «новой экономики», отличающей ее от уже существующей, называют «власть гениев», «власть мозгов», т.е. власть новых идей. В этом случае на первое место выступают теоретические знания, способствующие развитию мыслительного аппарата. Научить размышлять самостоятельно на основе анализа различных учений, теорий и взглядов ученых-теоретиков становится первейшей задачей при изучении и преподавании курса экономической теории.

Одной из целей написания данного учебника является популяризация экономической науки в обществе. Учебник предназначен не только для студентов и преподавателей экономических вузов, он полезен всем, кому интересна экономика. Ведь цель этой науки состоит в том, чтобы расширить спектр возможностей и выбора, доступных каждому человеку в повседневной жизни, в том, чтобы помочь как можно большему числу людей в достижении благополучия. Экономика стремится обеспечить высокое качество жизни во всех аспектах, а не только в финансовом. Ведь экономический образ мысли является особым подходом к пониманию мира, который можно использовать практически в любой ситуации, затрагивающей как отдельных людей, так и компании, отрасли промышленности, государства. Каждому активному гражданину необходимо овладеть навыками экономического мышления. Чем больше людей смогут принимать решения в повседневной деятельности, тем выше будет уровень жизни каждого и тем богаче будет наша страна.

Авторы продолжают совершенствовать учебник и будут признательны всем, кто сочтет возможным высказать свои мнения, пожелания и замечания по адресу: Этот адрес e-mail защищен от спам-ботов. Чтобы увидеть его, у Вас должен быть включен Java-Script

Экономика – особая сфера общественной жизни. Главное назначение экономики состоит в создании богатства, способного удовлетворять материальных потребности людей. Люди не только участвуют в экономических отношениях, но и направляют свои усилия на то, чтобы понять природу этих отношений и законы их развития. Поэтому и возникла экономическая наука.

Определение предмета экономической теории или «экономики» как научной дисциплины претерпело в ходе исторического развития значительные изменения. Первоначально возникнув в античном обществе как «экономия» – наука о домоводстве или домашнем хозяйстве, в средневековый период экономика во многом превратилась в науку о богатстве, в науку о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми.

Но, разумеется, ни античный мир, ни средневековое общество не обладали экономической теорией в строгом смысле этого слова: экономические знания носили характер нормативных (т.е. предписывающих определенную линию поведения) представлений об отдельных сторонах человеческой деятельности.

Лишь XVIII век был ознаменован появлением первой целостной экономической концепции, не только предписывающей, но и аналитической. Однако превращение экономики за прошедшие с этого момента столетия в зрелую научную дисциплину, не привело к полной унификации точек зрения на то, что же представляет собой предмет экономической теории.

В XVIII в. рядом экономистов, в том числе Кокленом, была высказана мысль о том, что предметом политической экономии (экономической теории) являются общественные отношения, создаваемые трудом, и законы, которым этот труд подчинен. Наибольшее распространение она получила среди русских экономистов начала XX в. Многое для этого сделал Г.В.Плеханов. Он не только определил предмет политической экономии как науки о развитии производственных отношений, но и внес существенное уточнение, различая собственно производственные отношения – социально-экономические, имущественные, отношения собственности, и отношения производственно-организационные, относящиеся к общественной организации производительных сил, и выделяя противоречия внутри системы общественных отношений производства.

У представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами.

Школа физиократов перенесла предмет политической экономии национальное богатство из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя они ошибочно считали источником «богатства» только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили ее предмет до исследования условий производства и накопления (А. Смит), а также распределения (Д. Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются и отдельные современные западные экономисты, рассматривая ее как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его интеллект, информацию как источники будущего общества.

В известном учебнике П. Самуэльсона «Экономикс» среди множества определений предмета экономической теории указывается, что экономике – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще раньше А.Маршалл определял предмет экономической теории, или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества:исследование богатства и частично человека, точнее, стимулов к действию и мотивов противодействия. В таком определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета экономической теории как изучение «редкости», ограниченности ресурсов. Так, Дж. Робинсон пишет, что политическая экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения.

Все определения экономической теории как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо за основу берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

Однако, если принять во внимание, что большинство современных экономистов признают экономическую теорию универсальной наукой о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, то наиболее общим и правильным можно считать определение экономической теории, данное А.И. Добрыниным.

Общая экономическая теория – это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп в производстве, распределении и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Экономическая теория изучает взаимодействие людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения материальных потребностей общества. Это определение содержит черты, неизбежно содержащиеся почти в любом подобном определении:

Указание на общественный, гуманитарный характер экономики как научной дисциплины (люди или общество решают вопрос об использовании этих ограниченных ресурсов);

Указание на ограниченность ресурсов, которыми располагает общество;

Указание на то, что под решением такого рода вопроса подразумевается определение того, что, как и для кого производить.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) имакроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделитьмезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) исупермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять:

1) сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность;

2) объект исследования – экономические явления;

3) субъект исследования – человек, группа людей, государство;

4) предмет исследования – жизнедеятельность «экономического человека», группы людей и государства и их поведение в экономической среде.

При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории – дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Нормативная экономика – это направление в экономической науке, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, цели экономического развития и экономическая политика.

Позитивная экономика означает анализ фактов, на основе которых формулируются принципы экономического поведения.

Специфика экономики как общественной науки проявляется и в том, что в отличие от точных (естественных) дисциплин в ней невозможен эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические построения. Причиной этому служит невозможность точного учета всего многообразия национальных, географических, исторических, психологических особенностей, определяющих, в конечном итоге, результат того или иного экономического воздействия. Невозможность учета всех факторов, определяющих результат, делает тем более нереалистичной возможность их воспроизведения.

Но при всем этом экономика дает понимание общих зависимостей функционирования экономической системы, позволяет ответить на целый ряд вопросов:

1) что предпочтительнее: введение количественных ограничений на импорт с целью защиты внутренних производителей или повышение таможенных тарифов;

2) как отразится на уровне цен введение налогов или выделение субсидий;

3) как влияет деятельность профсоюзов на рынок труда, на изменение технологии производства и пр.

При этом формулировки ответов будут менее жесткими, чем в естественных науках, но общую направленность экономических процессов они будут характеризовать достаточно полно. Инструментом получения такого рода результатов в экономических исследованиях являются экономические модели.

Теоретическая экономика учит понимать сложный экономический мир, вырабатывает экономический тип мышления. Экономическое мышление означает принятие рациональных решений на основе сопоставления издержек и выгод.

Экономическая теория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых (экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).

Экономическая теория – одна из общественных наук, наряду с историей, философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений в жизнедеятельности человека, и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук в состоянии объяснить функционирование общественной жизни.

Экономическая теория учитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а также социологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводы могут оказаться ошибочными.

Связь экономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1.1).

Рис.1.1. Связь экономической теории с экономическими науками

Практическая значимость экономической теории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее – пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание – к предвидению, предвидение – к правильному действию. Курс экономической теории – это руководство к познанию экономической действительности без провозглашения монополии на истину.

В экономике, как и в любой другой области общественной жизни и в природе, сквозь внешний хаос и нагромождение случайностей прокладывает себе путь закономерность развития. Экономические процессы в обществе управляются внутренними, присущими им законами – законами общественных действий людей, или экономическими законами . Закон и сущность –понятия однородные и выражают углубленное познание человеком явлений, происходящих в мире. Явление шире, богаче закона, однако закон улавливает внутреннюю сущность явления.

Закон – устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явления и выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества , которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы – это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.;

2) особенные экономические законы – это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности);

3) общие экономические законы – законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Экономические законы сами по себе, однако, не действуют, экономический прогресс автоматически не осуществляется. Для этого необходимы действия людей, а они приводятся в движение своими потребностями и интересами.

Экономическая теория (политэкономия) изучает не только объективные, но и субъективные формы проявления существующих объективных общественно-производственных связей, не только конкретные формы проявления экономических интересов, но и их столкновение, отражающее внутренние противоречия и борьбу противоположностей, а также способность их разрешения.

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая теория является универсальной наукой, выступает в качестве методологического фундамента сложного комплекса экономических наук и оказывает значительное влияние на развитие социальных наук. Вместе с тем, как справедливо отмечал Дж. М.Кейнс, экономическая теория - не есть набор уже готовых рекомендаций, применимых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее инструментом, техникой мышления, помогая тому, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям. В условиях становления и развития рыночных отношений возрастает интерес и потребность в познании теоретических основ рыночного механизма, мотивации поведения хозяйствующих субъектов, эффективного и рационального использования ресурсов, результативной деятельности отдельной фирмы, отрасли.

Данное учебное пособие предназначено для студентов, изучающих курс "Экономическая теория". Оно имеет следующую структуру: программа курса; проблемно-тематические и тестовые задания. Для того чтобы изучение курса было осознанным, чтение текста конспекта лекций должно сопровождаться выполнением проблемно-тематических и тестовых заданий. Их основное назначение - функция самоконтроля, что позволит студентам адекватно оценить собственные знания.

Изучение дисциплины «Экономическая теория» способствует формированию системы знаний о явлениях и процессах экономической жизни общества, о методах и инструментах исследования этих явлений, о способах и средствах решения экономических проблем.

Цель изучения дисциплины «Экономическая теория» - сформировать у студентов научное экономическое мировоззрение, умение анализировать экономические ситуации на разных уровнях поведения хозяйственных субъектов в условиях рыночной экономики.

Учебная задача. Теоретическое освоение студентами современных экономических концепций и моделей. Приобретение ими практических навыков анализа ситуаций на конкретных рынках товаров и ресурсов, движения уровня цен и денежной массы, а также решения проблемных ситуаций на микро- и макроэкономическом уровнях. Ознакомление с текущими экономическими проблемами России.

Введение в экономическую теорию

Эволюция экономической мысли

Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III вв. до н. э.), "Артхашастра" (II в. до н. э.), вавилонские "Законы царя Хаммурапи" (XVIII до н. э.), древнекитайская "Книга перемен" и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин "экономика", обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» - торговец), который, по утверждению Т.Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман , признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен , который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать».

Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея - либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм . Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.

Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М.Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии - высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии - П.Самуэльсон, В.Леонтьев, М.Фридмен, Л.Канторович, К.Эрроу, Дж.Хикс, Г.Саймон, Р.Соллоу, Дж.Бьюкенен, Я.Тинберген, С.Кузнец и другие видные экономисты современности.

Похожие публикации