2 уровень развития речи. ОНР – общее недоразвитие речи: уровни, причины, симптомы, лечение и коррекция. Распределение тем по месяцам

ОНР 2 уровень - это явное нарушение речевого развития у детей с нормальными показателями интеллекта, слуха, при котором наблюдаются заниженные способности к вербальному общению.

Аббревиатура ОНР расшифровывается как . Дошкольник говорит отдельными словами и короткими фразами, допуская массу грамматических ошибок. Распространенные предложения в речи не присутствуют, активный словарный запас крайне беден. Одновременно с нарушениями лексического строя наблюдаются расстройства фонематического слуха, артикуляции.

Вопросами ОНР занималась профессор НИИ Дефектологии Р. Е. Левина. На основании ее научных трудов сегодня проводится разработка коррекционных программ для детей с логопатологиями.

Причины

Характеристика ОНР 2 уровня указывает на полиэтиологическую природу речевого дефекта. То есть виновником развития нарушения становятся физические, биологические и социальные предпосылки. Основными провоцирующими факторами являются:

  • гипоксия плода;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком;
  • родовая асфиксия;
  • травмы головы, полученные при рождении и на первом году жизни;
  • инфекции с нейротоксикозом;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • педагогическая запущенность;
  • дефицит общения;
  • наследственность
  • отрыв от дома, или синдром госпитализма.

Зачастую ОНР является последствием комплекса причин. Это важно учитывать при диагностике и коррекции речевого дефекта.

Симптомы

Общее недоразвитие речи 2 уровня характеризуется следующими симптомами:

  • У ребенка диагностируется (возрастная задержка речевого развития).

Первые слова появляются к 2 годам, фраза после 3 лет. К 4 годам кроха строит предложение из 3-4 слов, в большинстве случаев, не согласовывая грамматические формы лексем друг с другом.

  • Местоимения, предлоги, союзы используются редко.
  • Ударения ставится ошибочно, чаще на последний слог.
  • Дошкольнику проще перечислить названия предметов, явлений, чем составить из этих слов текст.
  • Совершаются многочисленные ошибки в родовых окончаниях глагола, существительных, прилагательных. Средний род не воспринимается вовсе.
  • Отвечая на вопросы, дошкольник использует начальные формы глаголов и существительные в именительном падеже.
  • Есть смешения числовых категорий.
  • До 4-5 лет ребенок с ОНР 2 уровня помогает себе жестами, аморфными словами.
  • В сложных словах нарушается слоговая структура. Малыш переставляет слоги, опускает их. Навыки словообразования отсутствуют.
  • Дефекты звукопроизношения в словах. При этом изолированная фонема произносится четко.
  • В 70-80% случаев у детсадовцев со 2 уровнем ОНР есть сопутствующие заболевания: , СДВГ, ЗПР, парезы артикуляционных мышц.

Многочисленные проблемы с развернутой речью приводят к сложностям понимания высказываний малыша. Это может стать причиной отчужденности, замкнутости, нежелания принимать участие в коллективных играх, выступать на утренниках в ДОУ со стихом. То есть нарушается вербальный, психо-эмоциональный контакт с обществом. Хотя дома проблем с общением не наблюдается, родители понимают речь ребенка, его жесты.

Диагностика

Обследование дошкольника с нарушениями речи проводится комплексно. Потребуются заключения логопеда, невролога, детского психиатра. Маршрут диагностики ОНР состоит из нескольких этапов:

  • Беседа с родителями для сбора анамнеза, выяснения возможной причины дефекта речи.
  • Оценка уровня сформированности навыка говорения у ребенка.
  • Исключение или подтверждение сопутствующих заболеваний, задержек в развитии.
  • Изучение строения речевого аппарата для обнаружения органических нарушений.

Окончательный диагноз ставится на основание заключения консилиума. Для направления малыша в логопедический детский сад необходимо пройти ПМПК. На комиссию нужно представить характеристику на дошкольника из ДОУ или от психолога. С ребенком и родителями проведут беседу, дадут рекомендации о последующем обучении. Программу индивидуальной работы по требованиям ФГОС составит педагог образовательного учреждения.

Лечение ОНР - это трудоемкий процесс. Полагаться только на педагогов ДОУ нельзя, обязательно занимайтесь дополнительно дома, больше говорите с ребенком и слушайте его высказывания.

Коррекция

Составляя план коррекционной работы при ОНР 2 типа, логопед разбивает его на несколько блоков:

  1. Развитие навыка понимания чужой речи
  2. Расширение словарного запаса
  3. Составление слов
  4. Развитие фонематического слуха
  5. Формирование умения составлять простые и распространенные предложения
  6. Развитие навыка связного высказывания на свободные темы

Преодолеть речевые дефекты при ОНР 2 типа невозможно без медицинской помощи. В работу нужно включить узких специалистов: невролога, педиатра, реабилитолога, психолога. Воспитанник ДОУ должен получать медикаментозную помощь, эмоциональную поддержку.

Остановимся на каждом этапе педагогической работы отдельно. Приведенные примеры упражнений, заданий можно использовать с детьми от 3-4 лет и старше.

Понимание чужой речи и расширение словарного запаса

Два этапа коррекции речевого дефекта неразрывно связаны друг с другом. Чем больше малыш знает слов, понимает их значение, тем лучше осознает смысл сказанного собеседником.

Основная задача занятий по развития навыка общения - установление контакта между учеником и педагогом (дефектологом, логопедом), расширение пассивного словарного запаса дошкольника. Реализовать запланированные цели можно быстрее, если использовать наглядные образцы и доступные для понимания ребенком ситуации. Обязательно подключайте к словам мимику и жесты.

Развитию навыка понимания чужой речи не нужно отводить отдельное время. Используйте любые предлоги для обращения к ребенку с речью: просите помочь, принести что-то, комментируйте режимные моменты.

Приведем несколько примеров таких ситуаций:

  • Дети собираются на прогулку

Воспитатель обращается к ним и командует: “Сначала надеваем колготки, потом кофточки…”. На первых порах можно показывать вещи, помогать с выбором предмета из ящика.

  • Просьбы

“Принеси мячик”, “Подними кубик”. Постепенно просьбы становится более узкими: “Возьми на верхней полке синюю книгу”, “Покажи, где сидит кукла в красном платье”.

  • Раскладываем игрушки по местам

Мишка сядет на диван, зайка ляжет в кроватку, кубики будут стоять на столе.

Для различения словоформ используйте парные картинки:

  • Единственное и множественное число глаголов, существительных

Рыбки плывут – рыбка плывет.

  • Времена глагола

Маша ест суп, Маша будет есть суп, Маша поела суп.

  • Падежные формы существительных

Малыш надевает шубку. Шубка висит в шкафу.

  • Притяжательные местоимения, прилагательные

Мой носок, папин носок. Здесь можно использовать просьбы: дай твой карандаш, дай Машин карандаш.

  • Пространственные понятия

Помогают привлечь использование предлогов. Мяч лежит на столе, под столом, у стола. Используйте просьбы: положи книгу на колени, под стул, у кровати.

Словарный запас пополняйте с помощью логопедических лото на разные темы: “Животные”, “Времена года”, “ “, “ “, “Транспорт”. Изучайте не только наименования предметов, но и глаголы, связанные с ними.

Например, при обсуждении темы о животных спрашивайте ребенка: дикое или домашнее животное, какого оно размера, какого цвета, чем питается и т.д.

Обучение составлению слов

Дошкольнику с ОНР 2 уровня тяжело сказать слова ласково, то есть прибавить к ним суффиксы – еньк-, -к-, -онок- и другие. Давайте такие задания:

  • Большой – маленький.

Арбуз-арбузик, заяц-зайчонок.

  • Прибавь приставку.

Ел-поел, сказал – рассказал. При этом важно обращать внимание на изменение лексического значения слова.

Для изучения состава слова эффективны игры парами. Например, дети должны “спорить”: у меня нос – а у меня носик, у меня дом – а у меня домик. Соревновательный момент добавляет в рабочий процесс нотку забавы.

Развитие фонематического слуха

Важный компонент логопедической работы для устранения дефекта постановки ударений и звукопроизношения. На начальном этапе нужно показать детям разнообразие звуков в природе: шуршите бумагой, скрипите, слушайте вой ветра, пение птиц, шум воды. Обращайтесь за помощью к музыкальным инструментам (барабаны, скрипка, металлофон). Ребенок должен различать и называть не только источник звука, но и ощущать их громкость, мелодичность. Раздавайте карточки с изображением инструментов, дети пробуют изобразить, как он звучит.

Следующие этап - это различение звуков речи:

  • Чем отличаются существительные рот-кот, каша-Маша?

Дошкольник должен назвать звуки, которые не совпадают.

  • Сходные формы слов.

Поколочу – дам по калачу.

  • Неправильное эхо.

Ученик должен повторить за педагогом слово, изменив 1-2 звука. Например, я несу – я пеку, дочка Маша – дочка Глаша.

Составляем предложения

Практику начните с простых фраз из 2 слов: я пришел, надеваю шубку, люблю компот. Постепенно учите дошкольника составлять предложения из 3 членов. Можно использовать следующий вид заданий:

  • Что он делает?

Распечатайте картинки, где дети занимаются спортом, гуляют или собирают урожай. Задача дошкольника рассказать, что он видит, но придумать несколько действий для одного персонажа. Например, Маша стоит на лестнице и собирает груши. Ваня, Катя, Вова гуляют. Важно подбирать однородные сказуемые или подлежащие.

Подбираем по картинке дополнения к сказуемому. Например, Мальчик рисует (что?) дом, гриб, ежика.

  • У меня есть.

Детям раздаются предметы (фрукты, игрушки, книжки) по 2-3 в руки. Каждый должен рассказать, что у него есть. “А у мены раскраска, карандаши, краски. А у меня мышонок, кукла и грибок”.

Логопед проговаривает набор слов: лепит, мышку, Маша. У воспитанников должно получиться: Маша лепит мышку.

  • Развернутые ответы на вопросы.

Что ты делаешь? Чем любит заниматься мама? Что видишь за окном?

Я рисую солнышко, мама любит петь и танцевать, я вижу за окном лужи и деревья.

Обязательно уделяйте время развитию памяти и внимания. Используйте игры “Найди лишнее на картинке”, “Кто быстрее отыщет предмет” (спрятанный в группе или на картинке), “Найди ошибку”. Последнюю игру проводят так:

  • Педагог говорит предложение и намеренно совершает в нем грамматическую ошибку.

Например, Маша и Ваня собирала груши с дерева.

  • Дети должны повторить предложение, суметь найти и справить ошибку.

При составлении и произношении слов, фраз предложений следите за ударениями, артикуляцией подопечного. Не бойтесь остановить, поправить, попросить произнести правильный вариант.

Развиваем связную речь, умение составить собственное высказывание

Занятия по формированию навыка самостоятельной речи проводите в форме дружеской беседы. Предложите воспитанниками следующие задания:

  • Опиши картинку.
  • Что изменилось за окном?
  • Кто что сегодня надел?
  • Пересказ услышанного текста. Можно задавать наводящие вопросы, опираться на иллюстрации.
  • Восстанови последовательность по картинкам.
  • Сопряженное проговаривание.

Используйте рассказы в режимных моментах. Дети озвучивают процесс одевания на улицу: сначала я надену штанишки, потом ботинки, завяжу шапку. Параллельно задавайте вопросы: какого цвета у тебя носочки? Какая шапка у Лены (вязаная, меховая)? Красивые у тебя ботиночки?

Первые 3-4 месяца рекомендуется проводить индивидуальные занятия, потом дети группируются по 2-3 человека. Когда дошкольники выходят с логопедом и дефектологом на контакт, не стесняются говорить и отвечать на вопросы, можно переходить к массовым играм и фронтальному опросу. Подкрепляйте интерес к занятиям похвалой, сюрпризами, играми. Урок должен длиться не более 15 минут, поскольку дети с ОНР ослаблены, страдают низкой работоспособностью.

Включайте в занятия динамические паузы, чтобы снять физическое и эмоциональное напряжение. Это может быть , разминка туловища.Рейтинг автора

Анна Ровенская

Учитель русского языка и литературы, сотрудник Образовательного Центра раннего развития.

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

Очень многие родители уже обратились в наш центр за помощью по избавлению детей от общего недоразвития речи. Чаще всего в нашей практике встречались случаи с ОНР 2 уровня, успешная коррекционная работа по которым проходила с использование современных методик и приемов.

Основным отличием ОНР 2 уровня от 1, является использование ребенком для общения не только мимики, жестов и лепета, но и простых словосочетаний и предложений. Основные характерные черты:

  • У ребенка развит активный и пассивный словарь, в котором присутствуют и глаголы и существительные, правда используемые слова отличаются неточностью значения;
  • Многие звуки в речи употребляются с искажением или вовсе отсутствуют;
  • Отсутствуют навыки фонематического анализа и синтеза.

Малыш с ОНР 2 уровня сможет перечислить предметы, которые находятся вокруг него или объяснить простые действия, рассказать небольшой текст о себе или своей семье. Однако, в речи могут неправильно употребляться некоторые слова, а незнакомые ему заменяться на жесты.

ОНР 2 уровня также выражается в неумении распознавать существительные среднего рода и в скудном запасе прилагательных в лексиконе, однако, дети способны различать множественное, единственное число и времена глаголов.

Нужно отметить, что диагноз «ОНР 2 уровень речевого развития» не ставится деткам младше 4 лет.

Логопедическая работа по выявлению ОНР 2 уровня

Чтобы логопед мог выявить ОНР 2 уровня, ему необходимо провести беседу с родителями и будущим пациентом. От родителей потребуется подробная информация о здоровье ребенка, перенесенных им заболеваниях, полученных травмах, психоэмоциональном состоянии. В процессе беседы с малышом, логопед должен выявить навыки и способности общения:

  • Пределы словарного запаса и его примерный объем;
  • Способность формировать словосочетания и предложения;
  • Сформированность органонов речи и слуха;
  • Навык восприятия и осмысления слов;
  • Способность формулировать мысли;
  • Чистота и правильность произношения слов и предложений;
  • Умение распознавать структуру слова, деление на слоги;
  • Правильное использование ударений, предлогов, окончаний.

Особое внимание будет уделено оценке развития общих навыков: памяти, осмысления, активности в познании окружающего мира и пр.

Коррекционная работа по ОНР 2 уровня

Целью логопедической работы с ОНР 2 уровня должна быть подготовка детей к активной речевой деятельности и исправление нарушений в этой сфере. Занятия с детьми могут проводиться как в центре в небольших группах, так и в индивидуальном порядке на дому. В любом случае логопед уделит должное внимание каждому ребенку и его проблеме. Однако, если малыш плохо идет на контакт с чужими людьми и замыкается в себе в новой обстановке, то лучше предпочесть занятия дома, в привычной для него обстановке. Есть смысл провести хотябы несколько первых занятий в таком формате.

Работа с ОНР 2 уровня будет заключаться в следующем:

  • Упражнения с органами артикуляционного аппарата, направленные на активацию различных движений;
  • Работа по подготовке базы, которая послужит для усвоения отсутствующих звуков у ребенка;
  • Усвоение отсутствующих звуков, их различение и наработка автоматизации произношения;
  • Отработка восприятия разницы между различными формами слов, окончаниями, предлогами; множественным и единственным числом, временными формами глаголов;
  • Работа над произношением трудных слов и другие приемы.

Помните, что от своевременной постановки диагноза и принятия соответствующих мер зависит результат логопедической работы с ОНР 2 уровня. Если в 3 года малыш не произносит слова и простые предложения, необходимо обратиться за помощью к логопеду. Запишитесь на прием любым удобным для способом и специалисты «Логопед 0+» проведут диагностику с последующей коррекцией.

Переход к II уровню речевого развития (зачатки общеупот­ребительной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова («Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя сдают земю» - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых граммати­ческих форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол-столы; поет-поют) и относя­щимся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс носит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразви­тие речи у данных детей проявляется достаточно выражено.

Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на коротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем у детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грамматического строя речи легко обнаруживается при усложнении речевого материала или при возникновении необхо­димости употребить такие слова и словосочетания, которыми ре­бенок в быту пользуется редко.

Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разнообразных ошибок («Игаю мятику» - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словесного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назна­чению или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситуации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, ста­кан обозначаются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса подтверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду ""(блюдо, поднос, кружка), транспортные средства (вертолет, моторная лодка), детенышей животных (бельчонок, ежата, лисенок) и др.

Отмечается отставание в использовании слов-признаков пред­метов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются замены названий слов, обусловленные общностью ситуаций (ре­жет-рвет, точит - режет). При специальном обследовании от­мечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1. замены падежных окончаний («катался гокам» - катается на горке);

2. ошибки в употреблении форм числа и рода глаголов («Коля питяля» - Коля писал); при изменении существительных по чис­лам («да памидка» - две пирамидки, «де кафи» - два шкафа);

3. отсутствие согласования прилагательных с существитель­ными, числительных с существительными («асинь адас» - красный

карандаш, «асинь ета» - красная лента, «асинь асо» - красное

колесо, «пат кука» - пять кукол, «тиня пато» - синее пальто,

«тиня кубика» - синий кубик; «тиня кота» - синяя кофта).

Много ошибок дети допускают при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, при этом су­ществительное употребляется в исходной форме («Кадас ледит аёпка» - Карандаш лежит в коробке), возможна и замена пред­логов («Тетатка упая и тая» - Тетрадь упала со стола).

Союзы и частицы в речи употребляются редко.

Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы: наблюдаются нарушение в произношении мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, сонорных, звон­ких и глухих («тупаны» - тюльпаны, «Сина» - Зина, «тява» - сова и т. п.); грубые нарушения в передаче слов разного слогового состава. Наиболее типично сокращение количества слогов («тевики» - снеговики).

При воспроизведении слов грубо нарушается звуконаполняемость: отмечаются перестановки слогов, звуков, замена и упо­добления слогов, сокращения звуков при стечении согласных («ровотник» - воротник, «тена»-стена, «виметь»-медведь).

Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недостаточность фонематического слуха, их неподготовленность к освоению навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). Под влиянием специального коррекционного обучения дети переходят на новый - III уровень рече­вого развития, что позволяет расширить их речевое общение с окружающими.

Цикл рассчитан на 18 уроков с детьми с заключением ОНР 2 уровня речевого развития. Составлен на основе: «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей», автор Г.В.Чиркина,Т.Б.Филичева;«Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР», автор Нищева Н. В., «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР», автор Нищева Н. В. Расписано тематическое поурочное планирование с рекомендациями для родителей по каждой лексической теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая коррекционно-развивающая программа для детей 3-7 лет с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития) составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и базовой программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей (Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Т.В.Туманова, С.А.Миронова, Нищева Н).

В настоящее время неуклонно растет количество детей, имеющих трудности в речевом развитии. Среди них большую группу составляют дошкольники с общим недоразвитием речи (ОНР), у которых из-за фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития имеется риск школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Актуальность программы обусловлена приоритетной задачей государственной программы «Столичное образование» (2012-2016 гг.) по повышению качества психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями. Среди них многочисленную группу составляют дошкольники с ОНР, которым необходима логопедическая помощь, традиционно оказываемая в образовательных организациях. На современном этапе в силу различных причин не все дети дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные организации или вариативные формы дошкольного образования. Нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи могут ее получить образовательных организациях для детей, имеющих проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации. В этой связи разработка рабочих программ, реализуемых в условиях образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, приобретает особую значимость.

Программа коррекционных занятий в условиях образовательных организаций для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, позволяет учитывать индивидуальные особенности и уровень подготовки каждого ребенка с ОНР, эффективно воздействовать на развитие речи обучающегося, а также обеспечивает пропедевтику возможных нарушений письменной речи.

В основу рабочей программы положены н ормативно-правовые документы Правительства Российской Федерации и базовые государственные программы дошкольного образования:

  1. Конституция Российской Федерации (12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. №6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. №7-ФКЗ).
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  3. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утв. Указом Президента РФ от 01.06.2012 N 761).
  4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы (Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р).
  5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.13049-13 от 15 мая 2013г.).
  6. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ дошкольного образования) от 16 марта 2010 г. N 16299.
  7. Государственная программа г. Москвы на среднесрочный период (2012-2016гг.) развития образования г. Москвы («Столичное образование»).
  8. Устав ГБОУ ЦДиК «Участие» (ред. №2 от 29 августа 2011г.).
  9. Должностные инструкции учителя-логопеда.
  10. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп.; под ред. Л. А. Парамоновой. М.: ТЦ Сфера, 2011.

Цель программы - коррекция общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста 3-7 лет (II уровень речевого развития) и формирование активной сознательной деятельности в области речевых фактов.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. расширять представления об окружающем мире.

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать понимание речи;
  2. формировать лексико-грамматический строй речи;
  3. развивать связную речь;
  4. развивать фонетико-фонематические представления.

Воспитательные:

  1. воспитывать внимание к собственной речи и желание взаимодействовать с окружающими.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОНР (II уровень речевого развития).

Данный контингент характеризуется начатками общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трех-, а иногда даже четырехсловной фразы («Да пить моко» - дай пить молоко; «баска атать нйка» - бабушка читает книжку). Объединяя слова в словосочетания и фразу, один и тот же ребенок может как правильно использовать способы согласования и управления, так их и нарушать («ти ёза» - три ежа, «мога каф» - много кукол и т. д.).

В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты («тидйт а туе» - сидит на стуле, «щит а той» - лежит на столе); сложные предлоги отсутствуют.

Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка, в частности словообразовательных операций разной степени сложности, значительно ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица («Валя папа» - Валин папа, «дайка хвот» - заячий хвост и т, п.). Наряду с указанными ошибками наблюдаются существенные затруднения в усвоении обобщающих и отвлеченных понятий, системы антонимов и синонимов. Как и на предыдущем уровне, сохраняется многозначное употребление слов, разнообразные семантические замены. Характерным является использование слов в узком значении. Одним и тем же словом ребенок может назвать предметы, имеющие сходство по форме, назначению, выполняемой функции и т. д. («муха» - муравей, жук, паук). Ограниченность словарного запаса проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду, транспорт, детенышей животных и т. п. («юка» - рука, локоть, плечо, пальцы, «лиска» - лисенок и т. д.). Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих признаки предметов, форму, цвет, материал.

Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со вторым уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей.

Звуковая сторона речи детей в полном объеме не сформирована и значительно отстает от возрастной нормы: наблюдаются множественные нарушения в произношении 16 - 20 звуков. Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Общая характеристика коррекционно-развивающего процесса

Для достижения высоких результатов реализации программы используются следующие методы:

  1. словесные (рассказ, беседа, объяснение, постановка вопросов, рифмовки);
  2. наглядные (иллюстрация, демонстрация);
  3. практические методы (дидактические игры, игровые упражнения, графические задания);
  4. методы стимулирования и мотивации обучения (познавательные игры, создание ситуации успеха) .

Принципы реализации программы

В основу рабочей программы положены ведущие методологические принципы специальной психологии и коррекционной педагогики:

  • принцип развития, учитывающий зону ближайшего развития;
  • онтогенетический принцип, учитывающий закономерности развития детской речи в норме и раскрывающий общие закономерности развития детской речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип деятельности, предполагающий усвоение новых знаний не в готовом виде, а через самостоятельные «открытия» на предметной основе;
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии, позволяющий определить методы коррекции с учетом диагностических данных;
  • принцип минимакса, обеспечивающий возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.

Специфика программы: программа носит коррекционно-развивающий характер.

Программа «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)» рассчитана на один год обучения , общая продолжительность обучения составляет 36 часов .

Форма и режим занятий: 1-2 раза в неделю подгрупповые, групповые занятия.

Продолжительность занятия: 30-45 минут.

Ожидаемые результаты реализации программы

К концу работы по программе дети должны:

Узнавать по словесному описанию знакомые предметы;

Соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;

Сравнивать знакомые предметы по отдельным, наиболее ярко выделяемым признакам;

Понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

Правильно употреблять в самостоятельной речи отдельные падежные окончания слов, используемых в рамках предложных конструкций;

Общаться, используя в самостоятельной речи словосочетания и простые нераспространенные предложения;

Фонетически правильно оформлять согласные звуки ([п], [б], [м], [т], [д], [н], [к], [х], [г]), гласные звуки ([а], [о], [у], [ы],[и]);

Воспроизводить отраженно и самостоятельно ритмико-интонационную структуру двух- и трехсложных слов из сохраненных и усвоенных звуков;

Внимательно относится к собственной речи;

Оценивать результаты своей работы.

Критерии эффективности программы

Критерием эффективности программы является достаточный уровень речевого развития ребенка по всем параметрам, приближенным к нормативному развитию ребенка (понимание речи, лексика, грамматика) и необходимый для осуществления полноценной коммуникации.

Формы подведения итогов.

В начале, середине и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня речевого развития ребенка по методикам Безруковой, Крупенчук, Иншаковой для выявления динамики. Диагностика проводится в форме беседы с ребенком и его родителями (законными представителями).

Методическое обеспечение.

Теоретической основой цикла занятий являются программы: разработанные Филичевой Т. Б., Тумановой Т. В., Чиркиной Г. В., Нищевой Н. В., З.Е. Агранович.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое оснащение: д ля реализации программы необходимо:

  1. Логопедический кабинет, который должен соответствовать санитарным нормам и необходимым оборудованием, мебель, подобранная по возрасту детей; зеркало; правильное освещение.
  2. Коррекционно-развивающие игры: «Будь внимательным»; «Назови ласково»; «Большой - маленький»; «Жадина»; «Один-много»; «Закончи предложение»; «Путаница»; «Давайте отгадаем»; «Скажи наоборот» и т.д.

Методическое обеспечение программы:

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008.

Интернет- ресурсы:

1. http://www.logoped.ru/ - все о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Электронный портал логопедов и дефектологов (дата обращения 29.08.13г.).

2. http:// www. Psyparents.ru/ - детская психология для родителей (дата обращения 07.08.13г.).

3. http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (дата обращения 15.08.13г.).

4. http://www. Logoped.org/ - логопедический сайт для родителей (дата обращения 26.07.13г.).

5. http://www. Logolife.ru/ - логопедия для всех. Развитие речи детей. Игры на развитие речи (дата обращения 03.08.13г.).

6. http://www. iLogoped.ru/ - раннее развитие. Логопедия, дефектология (дата обращения 07.07.13г.).

7. http://www.boltun-spb.ru/ - сайт для логопедов и заботливых родителей «Болтунишка» (дата обращения 14.07.13г.).

8. http://www. Logopedinform.ru/ - справочно-информационный сайт для родителей и логопедов (дата обращения 12.06.13г.).

9. http://www. Logozavr.ru/ - умные игры для умных детей, родителей и учителей (дата обращения 26.05.13г.).

Коррекционное сопровождение проблем речевого развития обучающегося в семье

Для успешной реализации программы необходимо привлекать родителей к активному участию в коррекционно-развивающем процессе по преодолению речевого нарушения у ребенка.

Формы работы с родителями: анкетирование, консультации, визуальные средства информации, открытые занятия (см. приложение № 3).

Литература для родителей

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у детей с ОНР. - Спб., 2001.

2. Володина В.С. Альбом по развитию речи. - М.: Росмэн-Пресс, 2009.

3. Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. - М.: Речь, 2010.

4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. - М.: Гном, 2012.

5. Косинова Е. М. Моя первая книга знаний. Обо всем на свете. Упражнения для развития речи. - М.: Эксмо, 2004.

6. Косинова Е.М. Лексическая тетрадь для занятий с дошкольниками (№ 1,2,3). - М.: ТЦ Сфера, 2012.

7. Нищева Н.В. Тетрадь для средней логопедической группы. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.

8. Новиковская О. А. Пальчиковая гимнастика. Игры и задания для развития речи дошкольников. - М.: АСТ, 2011.

9. Светлова И. Домашний логопед. Для дошкольного и младшего школьного возраста. - М.: Эксмо, 2004.

10. Ткаченко Т.А. Фонематическое восприятие. Формирование и развитие. - М., 2008.

Преемственность работы учителя-логопеда с другими педагогами в рамках реализации программы «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (II уровень речевого развития)».

Одним из условий успешной реализации программы является взаимодействие учителя-логопеда с другими специалистами центра.

Участники взаимодействия: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, нейропсихолог, педагог дополнительного образования.

Формы работы: анализ документации, консультации, ПМПк (консилиумы).

Тематическое поурочное планирование

Занятие

Лексические темы

Кол-во занятий

Основное содержание работы

Диагностика

Обследование речи ребенка. Выявление уровня речевого развития.

Консультация родителей на основе результатов обследования

Семья

Формирование умения показывать, называть членов своей семьи. Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой - моя». Учить называть слова одно-, двусложной слоговой структуры.

Учить называть родителей, родственников (мама, папа, баба, тетя и т.п.). Рассматривать фотографии всех членов семьи, показывать и называть где мама, где папа (Вот мама, это папа и т.д.)

Части тела

Учить показывать части тела в соответствии с просьбой взрослого. Формирование словаря по лексической теме (голова, руки, ноги, спина, живот и т.д.). Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами - ик, -к (лобик, ротик; ручка, ножка, и т. д.).

Предложите ребенку показать на себе и на кукле части тела и лица, называя части тела и лица куклы «ласково». Предложите малышу выполнить действия: потопай ножками, подними ручки, закрой глазки, погладь животик, потрогай носик, возьми себя за ушки, открой ротик.

Игрушки

Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они состоят. игрушки. (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой, маленький, резиновый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных), слоговой структуры слова.

  1. Помогите ребенку научиться правильно произносить названия нескольких игрушек, которые есть у него.
    Поиграйте в игру с мячом «Игрушки»: вы бросаете ребенку мяч и называете игрушку; ребенок ловит мяч, говорит, как можно играть с этой игрушкой, и возвращает мяч вам. Например: Мяч – бросать, машинка – возить. Рассмотрите изображения игрушек на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их. Помогите ребенку рассказать о любимой игрушке. Например: Это мяч. Он круглый, красный, резиновый, большой. Я люблю бросать мяч.

Туалетные принадлежности

Расширение словаря по теме (мыло, полотенце, щетка, расческа и т.п.). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах).

Показать ребенку туалетные принадлежности: мыло, зубную щетку, зубную пасту, полотенце, расческу. Четко произносить их названия, рассказать и показать ребенку, для чего они нужны, как ими пользоваться.

Одежда

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав, карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже, больше, меньше). Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе).

Рассмотрите с ребенком его одежду и научите его произносить некоторые названия: пальто, плащ, куртка, шапка, брюки, кофта. Обратите внимание ребенка на некоторые детали одежды: рукава, карманы, воротник, пуговицы. Отработайте с ребенком произношение этих слов.

Побеседуйте о том, какую одежду носят осенью, зимой, летом, весной и почему.

Предложите ребенку рассказать об одном из предметов одежды, предварительно послушав ваш рассказ: Это куртка. Она красная, теплая, нарядная. У нее есть капюшон и карманы. В ней можно гулять в дождливую погоду.

Обувь

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением (тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, каблук, шнурок, утро, вечер, завязывать, развязывать, чистить,

удобный, теплый, кожаный). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.

Рассмотрите с ребенком его обувь и отработайте произношение следующих слов: ботинки, туфли, сапоги, тапки, босоножки. Обратите внимание ребенка на некоторые детали обуви: носок, каблук, язычок, шнурки. Побеседуйте о том, какую обувь носят в разные времена года и почему.

Рассмотрите изображения предметов обуви на картинках. Пусть ребенок показывает и называет их.

Предложите ребенку рассказать об одной из пар его обуви, предварительно послушав ваш рассказ: Это сапоги. Они синие, резиновые, теплые. В них можно ходить по лужам.

Мебель

Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении, частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по теме (сидеть, лежать, спать, стол, стул, кровать, шкаф). Совершенствование грамматического строя речи (образование имен существительных во множественном числе), слоговой структуры слов.

Рассмотрите вместе с ребенком мебель, которая есть у вас дома. Произнесите названия предметов мебели: стол, стул, шкаф, кровать, диван. Обратите внимание ребенка на некоторые детали мебели: ножка, спинка, сиденье, полка, дверца. Отработайте произношение этих слов. Побеседуйте с ребенком о том, для чего нужна мебель, пополните глагольный словарь малыша. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов мебели; ребенок ловит мяч, говорит, для чего эта мебель нужна, и возвращает мяч вам. Например: стул – сидеть, кровать – спать.

Продукты питания

Расширение словаря существительными по теме. Учить понимать и использовать в самостоятельной речи некоторые наиболее часто употребляемые приставочные глаголы (поел, попил, поспал, подал, ушел, унес, убрал и т. п.).

Рассмотрите продукты питания, которые есть дома. Побеседуйте о том, что надо делать: есть, пить, варить, резать и т.д.

Посуда

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить, жарить, новый, красивый). Совершенствование грамматического строя речи

(образование имен существительных во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени), слоговой структуры слов.

Рассмотрите с ребенком посуду, которая есть у вас дома. Произнесите некоторые названия: кастрюля, сковорода, чайник, тарелка, чашка, ложка, нож. Объясните ребенку, для чего нужна посуда. Обратите внимание ребенка на некоторые части посуды: носик, ручка, крышка. Поиграйте с ним в игру с мячом «Для чего?» Вы бросаете ребенку мяч и называете один из предметов посуды; ребенок ловит мяч, говорит, для чего нужна эта посуда, и возвращает мяч вам. Чайник. - Кипятить воду. Сковорода. - Жарить котлеты

Фрукты

Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать, убирать, снимать, сладкий, гладкий, выше, ниже, вкусно). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа имен существительных).

Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите фрукты, выучите названия фруктов: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. Расскажите и покажите ребенку, что вы готовите из фруктов. Предложите потрогать, понюхать, попробовать фрукты на вкус. Отработайте произношение прилагательных красный, желтый, зеленый, круглый, длинный, гладкий, мягкий, сочный, сладкий, вкусный, ароматный. Закрепите в активной речи ребенка глаголы мыть, чистить, резать, варить.

Овощи

Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать, круглый, длинный, зеленый, красный, желтый). Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных).

Сходите с ребенком на рынок или в овощной магазин, рассмотрите овощи, выучите их названия: огурец, помидор, свекла, морковка, картошка. Рассмотрите картинки с изображением овощей. Расскажите и покажите малышу, что вы готовите из овощей. Привлеките его к приготовлению простейших блюд. Разрешите потрогать, пощупать, понюхать и попробовать на вкус все овощи. Во время этого занятия отрабатывайте произношение названий овощей и глаголов мыть, чистить, резать, варить, жарить, солить. Помогите ребенку рассказать об овощах, используя материал данного задания и образец. Это помидор. Помидор - это овощ. Он растет в огороде. Он круглый, красный, гладкий, мягкий.

Домашние животные

Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога). Формирование обобщающего понятия домашние животные. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).

Рассмотрите с ним картинки, изображающие домашних животных. Объясните, какую пользу приносят ему домашние животные, как человек за ними ухаживает. Расскажите ребенку о том, чем человек кормит домашних животных, как ухаживает за ними, а затем поиграйте в игру с мячом «Чем угостим?» Вы бросаете ребенку мяч и называете животное, ребенок ловит мяч, говорит, чем угостит это животное, и возвращает мяч вам. Например: Кошка. - Угощу молоком. Собака. - Угощу косточкой. Рассмотрите детенышей этих животных.

Дикие животные

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый, рыжий, серый, коричневый). Формирование обобщающего понятия дикие животные. Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образцу и данному плану. Совершенствование грамматического строя речи (предложно-падежные формы, употребление существительных в форме родительного падежа).

Рассмотрите картинки, изображающие диких животных. Объясните, что они живут в лесу, сами добывают себе пищу, строят себе жилье. Вспомните с ребенком названия детенышей домашних животных. Сможет ли он сам образовать названия детенышей диких животных? Предложите ему повторить вслед за вами предложения:

У волка - волчонок (волчата). Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные, где они живут.

Времена года

Формирование представлений о текущем времени года на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина, расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый, снег, лед, мороз, идти, дуть, падать, белый, холодный и т.д.) . Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа).

Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило, на прогулке, понаблюдайте за признаками сезона. Закрепите произношение отдельных слов и словосочетаний по теме. Сделайте поделку из природных материалов. Прочитайте ребенку стихи о временах года. Заведите календарь.

Транспорт

Формирование представлений о транспорте и его назначении. Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме (машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолет, теплоход, поезд, кабина, кузов, колесо, перевозить, ездить, останавливаться, сигналить, грузовой). Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

Возвращаясь с ребенком из детского сада, обратите его внимание на транспорт, который движется по улицам. Предложите ребенку показать и назвать: автобус, троллейбус, трамвай, метро, маршрутное такси. Рассмотрите с ребенком грузовую машину, где у грузовика расположены кабина, капот, кузов, колеса, фары. Вырежьте из цветной бумаги три квадрата, два кружка, один прямоугольник. Предложите ребенку собрать из этих деталей плоскостное изображение грузовой машины.

Профессии

Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме (Рабочий, строитель, сапожник ; продавец, покупатель, магазин, весы). Совершенствование грамматического строя речи (образование формы имен существительных в косвенных падежах).

Познакомьте с разными профессиями, посетите магазин, ателье, почту. Проведите с ним игру «Кто что делает?» Вы бросаете ребенку мяч и называете профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч вам. Например:

Врач... - лечит детей.

Диагностика

Выявление динамики речевого развития ребенка

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на занятиях по речевому развитию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. - М.: Каисса, 2008.
  2. Большакова С.Е. Формируем слоговую структуру слова. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопеда. 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
  4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учеб.-метод.пособие. - М.: Соц.-полит, журн., 1994.
  5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Книга для логопеда. - Екатеринбург: Литур, 2005.
  6. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. - М.: Владос, 2013.
  7. Истоки: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 4-е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Парамоновой. - М.: ТЦ Сфера, 2011.
  8. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. - М., Эксмо, 2011.
  9. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: Союз, 1999.
  10. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии. – М.: Просвещение, 1968.
  11. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов; под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  12. Нищева Н. В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4 до 7 лет). - СПб.: Детство-Пресс, 2006.
  13. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2009.
  14. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова и др. – М.: Просвещение, 2008.
  15. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. - М.: Мозаика-синтез, 2005.
  16. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Гном и Д, 2000.
  17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. - М.: Айрис - пресс, 2004.
  18. Учимся говорить правильно. Трудные звуки. Электронная версия на CD – диске. – М., 2007.

Похожие публикации