Конспект логопедического занятия «Звук и буква Ш. Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква "

Нарушение шипящих звуков называют сигматизмом или парасигматизмом. В зависимости от особенностей произношения выделяются:

  1. Межзубное произношение , когда язык просовывается между зубами, а звук приобретает шепелявый оттенок.
  2. Носовой сигматизм , при котором слышится своеобразный акустический эффект (носовой оттенок). Воздух во время произношения устремляется в носовую полость и слышится звук, который похож на глубокий «Х».
  3. Боковой сигматизм . Может быть как односторонним, так и двусторонним. Звук приобретает хлюпающий оттенок.
  4. Призубный парасигматизм . Язык упирается в края верхних передних зубов. В результате звонкий «Ш» заменяется на «Т» (шапка-тапка, шубка-тубка).
  5. Губно-зубной парасигматизм . Звонкий «Ш» заменяется на «Ф» (шар-фар, шина-фина, душ-дуф). Часто бывает при неправильном прикусе.
  6. Свистящий парасигматизм . Во время него шипящий звук заменяется свистящим, то есть вместо «Ш» произносится «С». (шарф-сарф, шов-сов, машина-масина).

Сигматизм является дефектом произношения самого звука, а парасигматизм его заменой на другой звук.

Иногда дети полностью исключают звук из связной речи (шапка-апка, мышонок-мыонок). Иногда возникает проблема дифференциации звуков.

Ребенок не может правильно выделить нужный звук в речи, путает его с другим звуком, не распознает на слух.

Как проверить произношение звука Ш у ребенка

Несмотря на то, что методика логопедического обследования достаточно емкая и часто требует помощи специалиста, проверить речь ребенка можно самостоятельно в домашних условиях. Какие задачи должны поставить перед собой родители?

Проверка звукопроизношения включает в себя : изолированное произнесение, а так же в слогах, словах, фразах и предложениях.

Чтобы проверить произношение изолированного звука нужно попросить ребенка повторить разные звуки за вами.

Нужно знать , что нарушение шипящих может включать в себя не только дефект «Ш». Могут страдать другие шипящие: «Ж», «Щ», «Ч», «Ж».

Чтобы проверить произношение звука в слогах, нужно попросить малыша повторить за вами слоги: ША, ШО, ШУ, ШИ, АША, ОШО, УШУ, АШ, УШ, ОШ и т.д. В слогах Ш должен находится в разной позиции. Такой подход сделает обследование более комплексным.

Затем приступаем к следующему этапу. Нужно проверить произношение звука в словах . В продаже есть много замечательных пособий, карточек, методичек, игр и альбомов, которые очень нравятся маленьким детям. Логопеды часто ими пользуются.

Вы можете приобрести (или скачать в интернете) замечательный альбом О.Б. Иншаковой или купить специальный набор карточек . В таком наборе будут карточки с изображением различных предметов или животных.

Если вы умеете рисовать или хорошо владеете компьютером, можно сделать карточки самим. Таким образом вы не заставите ребенка скучать. Подбирайте слова таким образом, чтобы звук занимал в них разную позицию.

Примерный набор слов:

  • в начале слова: шаль, шахматы, шоколад, шляпа, шапка;
  • в начале слова в стечении согласных (когда после звука «Ш» произносится другой согласный, а не гласный): шлем, шнурок, шмель, штора, школа, шляпа;
  • в середине слова: каша, лошадка, мешок, мыши, кошелек, ошейник;
  • в конце слова: душ, мышь, ковш, малыш, ландыш, камыш, карандаш, тушь.

Можно предложить ребенку поиграть в игру «Назови ласково» (Кошка – кошечка, шапка – шапочка и т.д.). Примерные слова: штаны, лошадь, Паша, Наташа, малыш, солнце, хлеб, зима, камень, хозяйка.

Следующий этап — предложения и фразы. Предложения должны быть подобраны таким образом, чтобы они включали сразу несколько слов со звуком «Ш».

Можно предложить ребенку повторить легкие фразы, предложения или чистоговорки: Шила Шура шубку или У мышки ушки на макушке .

Словосочетания: воздушный шар, шелковые шорты, шаловливый мышонок, большой шалаш и другие.

Причины неправильного произношения

Физиологические особенности строения органов речи : неправильный прикус, высокое небо, короткая уздечка языка, слишком крупный язык и т.д.

Длительное использование . Это приводит к неправильному прикусу, который становится причиной неправильного произношения многих звуков. Особенно часто из-за этого страдают шипящие и свистящие звуки.

Некоторые родители любят «сюсюкаться» с малышом. В итоге ребенок слышит неправильную речь и начинает подражать старшим.

Нарушение речи у родителей . Если мама или бабушка говорят неправильно, то малыш может начать копировать их речь.

Слишком высокие требование взрослых . При этом родители не показывают малышу правильную артикуляцию, а настойчиво требуют повторять за ними (скажи «рыба»).

Отставание в развитии . Когда полноценно не сформированы память, мышление, внимание, страдает и речевое развитие.

Нарушение слуха или распознавание звуков на слух.

Стоит отметить, что нарушение речи может носить первичный характер и вторичный.

Первичное нарушение характеризуется тем, что речь страдает первостепенно. Дефект речи становится основным нарушением (при дислалии).

Если мы говорим о вторичном нарушении , тогда неправильная речь становится не самостоятельным дефектом, а следствием. Недоразвитие психических функций приводит к неправильному формированию речи (ОНР, ЗПР и т.д.).

Логопедические упражнения для правильного произношения звука Ш

Разминочные упражнения

Этот этап можно назвать подготовительным. На этом этапе следует провести специальные упражнения или артикуляционную гимнастику .

Она поможет малышу размять и усилить подвижность органов речи. Сюда относятся упражнения для губ, языка, дыхания.

Упражнения для тренировки дыхания

Игра «Футбол» . Взрослый предлагает малышу поиграть в футбол необычным способом. Из подручных средств нужно сделать ворота на столе по центру (из кубиков или стаканчиков).

Одни ворота для ребенка, а другие для себя. Затем предложить ребенку сделать вместе шарики из ваты. Ватные мячики следует положить на край стола напротив ворот.

Малышу предлагается подуть на кусочек ваты так, так чтобы он полетел в ворота. Для того, чтобы сделать правильный выдох, нужно широко улыбнуться и положить язык на нижнюю губу и подуть.

Игра «Фокус» . Взрослый кладет малышу на кончик носа кусочек ваты. Ребенок должен улыбнуться, приоткрыть немного рот и широкий край языка положить на верхнюю губу. Боковые края языка должны быть прижаты, а по центру образуется «желобок».

Малышу следует подуть на ватку так, чтобы она поднялась вверх. Воздух при этом проходит по центру языка.

Упражнения для губ

«Хоботки слоников» . Ребенок должен сделать поочередно широкую и узкую «трубочку» губами. Для этого губы должны находиться в положении произношения звука «О», а затем «У». Шевелить можно только губами, а звуки не произносятся вслух.

Чередование упражнения «Трубочка» и «Улыбка» . Нужно следить, чтобы ребенок улыбался широко, а «трубочка» получалась узкая (как при звуке У).

«Удивление» (губы должны быть в положении звука «О»).

Упражнения для разминки языка

«Вишневое варенье» . Широкими краями языка нужно облизывать нижнюю губу (в одну сторону, а затем в другую).

«Лошадка» . Попросите ребенка «пощелкать» языком так, как едет лошадка.

«Чашечка» . Рот приоткрыт. Широкий язык опустить на нижнюю губу, а затем приподнять его кончик и боковые края вверх. В средней части языка образуется углубление.

«Качели» . Поднимать и опускать широкий язык за зубами, касаясь его кончиком верхней десны, затем - нижней.

Развитие фонематического восприятия

Очень часто дети не только испытывают трудности при произношении определенных звуков, но и не могут выделить (распознать) их в речи .

Игра «Поймай бабочку» . Это упражнение можно использовать на этапе проверки фонематического восприятия и для его развития тоже.

Взрослый предлагает поймать бабочку ладошками, которую зовут «Ш». Взрослый произносит звуки, а малыш хлопает в ладоши тогда, когда услышит нужный звук.

Если у ребенка нарушены другие звуки, не рекомендуется давать их в этом упражнении. Если малыш испытывает сложности при различении шипящих звуков (например, путает «Ш» и «Ж»), можно предложить поиграть таким образом, чтобы он хлопал на звук «Ш», а на «Ж» поднимал руки вверх.

Упражнение на определение позиции звука в слове

Оно подойдет для детей старшего дошкольного возраста. Нужно произнести слова и попросить определить, где находится звук «Ш» (в начале, середине или конце слова).

Слова могут быть такими: шапка, кошка, пушка, малыш, крепыш, шуруп, шорты, шпага.

Упражнения на постановку звука Ш

Чтобы добиться произношения изолированного звука, можно при помощи шпателя или простой ложки поставить язык в правильное положение .

Если ребенок хорошо произносит «С», попросить произнести его этот звук долго (с-с-с-с-с) или слог «СА», а в это время приподнять кончик языка с помощью ложки за верхние зубы, на альвеолы («С» превратится в «Ш»).

В этот момент постарайтесь переключить все внимание ребенка на то, как он произносит звук. Он должен понять и запомнить правильное положение органов артикуляции.

Многие логопеды пробуют ставить звук «Ш» от «Р» . Когда ребенок произносит длительный «Р», нужно остановить вибрацию кончика языка с помощью ложки или шпателя. Звук «Р» лучше произносить шепотом.

Постановка звуков осуществляется поэтапно. Как правило, вначале отрабатывается звук в слогах, а затем в словах, фразах и предложениях. Этот процесс называется автоматизацией звука.

Для того, чтобы отработать звук в слогах , ребенку предлагается повторить: ША – ША – ША, ШО – ШО – ШО, ШЕ – ШЕ – ШЕ, ШУ – ШУ – ШУ; АША – ОШО – УШУ и т.д.

После того, когда в слогах звук хорошо отработан, можно приступать к автоматизации в словах. Сначала подбираются слова, где Ш стоит в начале слова:

  • ША : шайба, шарфик, шахта, шаг;
  • ШО : шоколадка, шорох, шов;
  • ШУ : шустрый, Шурик, Шура, шум;
  • ШЕ : шелест, шептать, шесть, шерсть;
  • ШИ : шифр, шина, шиповник, шибко, шипы.

После этого подбираются слова, где звук занимает позицию в середине и конце слов.

На следующем этапе отрабатывается произношение в предложениях . Можно разучить с ребенком чистоговорки или короткие четверостишия, попросить повторить фразы или составить рассказ из набора слов: Как страшно мышке жить в норушке или Шила кукушка кукушонку капюшон. Как кукушонок в нем смешон .

Чтобы составить рассказ, нужно дать ребенку ряд опорных слов: матрешка, шар, шерты, шкаф, шапка, Наташа, Паша. Дайте название вашему рассказу (как мишка гостил в детском садике, как праздновали день рождения Мишка и Наташка).

Малыш должен составить рассказ опираясь на предложенные слова.

В продаже есть много интересных логопедических пособий . В них приведены разные интересные игры, наборы слогов, слов, предложений, стихов, которые можно использовать для домашних занятий с ребенком.

Старайтесь больше фантазировать, преподнести задания интересно.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?

В норме, у ребенка к 4-5 годам должна сформироваться правильная речь .

Если вы заметили, что ребенок неправильно говорит, нужно попробовать исправить это самостоятельно. Если нет положительного результата, стоит обратиться к специалисту.

Многие родители обращаются к логопеду с просьбой дать рекомендации. Логопед может провести комплексное обследование речи , выявить вид нарушений и дать рекомендации родителям по исправлению этих нарушений.

Логопед может показать, как правильно работать с малышом , подобрать хорошие упражнения для домашних занятий.

Когда речевое нарушение выступает в роли вторичного нарушения, помощь специалиста обязательна.

Если вы стали замечать, что ребенок отстает в развитии от своих сверстников, нет фразовой речи после трех лет, поведение малыша отличается от других, обязательно обратитесь к специалисту для проведения обследования .

Чтобы ребенок развивался правильно и своевременно, взрослые должны уделять ему много внимания и заниматься с ним.

Если вы заметили, что у малыша нарушено звукопроизношение, нужно постараться исправить это.

Неправильная речь будет мешать общению со сверстниками, успешному обучению и может привести к возникновению сопутствующих дефектов.




- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Тема: « Сказочный лес».


Цель:
- закрепить навыки различения и четкого произношения звука [Ш]
- определять позиции звука в словах;
- формировать словообразования существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом;
- развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.


Оборудование: картинки, мольберты, елки, мяч, кубики, конверт, заяц.


Ход занятия:

1. Организационный момент:
Послушайте слова: шишка, шепот, шорты, шум, шкаф. Как вы думаете какой звук повторяется во всех словах? ([Ш]) Правильно. Сегодня мы будем закреплять звук [Ш]. Садитесь, к нам в гости сегодня пришел Зайчишка. А я знаю историю про Зайчишку-огородника.


Это случилось в лесу. Скакал по лесу зайчишка, а на кустиках только-только начали появляться листочки, голодно зверям лесным. И вспомнил зайка, что люди сами еду выращивают и решил тоже огород посадить. Взял лопату и пошел на поляну.

Упражнение «Лопатка»


Копает и вдруг слышит, кто-то шипит:
- Эй, зайчишка, ты чего делаешь?
- Огород копаю, чтобы еду вырастить.
Змея подняла голову, осмотрела все и похвалила зайчишку.

Упражнение «Веселая змейка»


Вдруг мимо ежик бежит, и видит грибок засушенный.

Упражнение «Грибок».

Упражнение «Вкусное варенье».


Все лето зайка ухаживал за огородом, вырастил столько много капусты, что пришлось лошадку вызывать, чтобы урожай увезти.
Упражнение «Лошадка»

Все звери были довольны, только змея зашипела громко и сердито, потому что она капусту не ест: ш-ш-ш-ш, а потом тихо: ш-ш-ш-ш.
Уползла змея и звук [Ш] с собой забрала. Расстроился зайка, теперь он стал не зайчишка, а зайчика. Давайте поможем отыскать звук [Ш]. Но змея отдаст его только тогда, когда вы выполните ее задания. А для этого мы отправимся в сказочный лес.


Сначала потренируемся слышать звук [Ш].
1. Я буду называть слова и если вы услышите [Ш], пошумите погремушкой.
Возьмите погремушки. Шуметь, картошка, шуба, автобус, шоколад, сыр, вишня, дом, шорты.


2. Вижу, вы готовы и мы отправляемся в путешествие, садимся в поезд и поехали:
По-шел, по-шел, по-шел. Приехали.
Послушайте, как шумят деревья и повторите:
Ши-ша-шу аш-ош-уш
Шта-што-шту шка-шки-шку
Аша-ошо-ушу ишк-ашк-ошк


3 . Посмотрите, змея мяч оставила на поляне и хочет, чтобы мы поиграли в игру «Доскажи слово». Я говорю начало слова, а вы добавляете слог «ШКА».

Мы - шка нору - шка
Лягу - шка кваку - шка
Матре - шка неваля - шка
Карто - шка Анто - шка
Ми - шка зайчи – шка


4. Физминутка:
Мы по лесу шли-шли,
Много шишек нашли.
Дети дальше побежали
И лягушку повстречали.
Лягушка-попрыгушка -
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки
Комары да мушки.


5 . Посмотрите, елочки стоят без шишек, шишки вот лежат, но они не простые, а с картинками. Отберите картинки, в названии, которых есть звук [Ш]. А теперь надо повесить шишки на елки: (Шар, шарф, шкаф, каша, крыша, лягушка, карандаш, камыш, финиш, каштан, катушка, брошь, шина).
- на первую елку картинки, в которых звук [ш] в начале слова;
- на вторую елку картинки, в которых звук [ш] в середине слова;
- на третью елку картинки, в которых звук [ш] в конце слова.


6. А вот змея письмо оставила с заданием: Назовите картинку так, чтобы появился звук «Ш»:

Домик - домиШка Заяц- зайчиШка
Орехи - ореШки Горох-гороШек
Петух - петуШок Хлеб – хлебуШек
Корова-коровуШка
Гнездо-гнездыШко
Рыба-рыбеШка

7. Есть у белочки дупло
Там уютно и тепло.
В дупле белочка без спешки
Грызет вкусные орешки.
Белочка убежала, а орешки оставила, отдадим их белочке. Для этого вы должны вспомнить и назвать слова со звуком «Ш». Называйте слово и поднимайтесь на следующую ветку.


8 . Звук [Ш] мы с вами вернули Зайке и стал он опять Зайчишка. Благодарит вас он, но мне жалко его, потому что ему жить негде. Давайте поможем ему построить дом. А стены у домика должны быть из картинок со звуком [Ш].


9. Ребята, вы звук [Ш] нашли, а есть еще буква [Ш]. Чем отличается звук от буквы. Звук мы слышим и говорим, букву видим и пишем. Покажите Зайчишке букву [Ш]. Выложите на листочке.


Молодцы! Все задания выполнили и зайчишка доволен и змея вас хвалит, и приготовили они для вас угощения. Что у меня в руках? (Мешочек) А в мешочке? (орешки) Сколько орешков? (шесть) Возьмите поровну.
Какой звук мы сегодня искали? ([Ш])
Какое задание змеи вам запомнилось?
В какую игру вы хотели бы еще поиграть?

Спасибо, занятие окончено.


Тарасова Елена Геннадьевна

Должность:

учитель-логопед

Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I . Орг. момент

Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

Назовите пятую букву в её имени?

II . Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III . Характеристика звука

Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI . Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V . Основная часть

Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

А вы хотели бы помочь ей?

Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

2. Упражнение в классификации

Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.

(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

Назовите их одним словом.

Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.

4. Динамическая пауза

Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

Прочитайте слово КАРЕТА

Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти

Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI . Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

Ребята, Вы помогли Золушке?

Что Вы для этого делали?

Светлана Столбова
Логопедическое занятие. Тема: звук и буква «Ш».

Цели :

Развивать фонематический слух

Автоматизировать звук [Ш] в словах , слогах, тексте

Умение находить места звука в слове

Закреплять произношение звуков в словах

Обучать словоизменению

Закреплять навык звукобуквенного и звукослогового анализа слов

Знакомство с буквой Ш

Развитие мелкой моторики (учить сопровождать речь с движением рук)

Развивать внимание, мышление, память

Расширять словарный запас

Объяснение правописания имен собственных

Оборудование :

Картинки со звуком [Ш] , конверты с индивидуальными карточками, фонарики, схемы, фигурки персонажей мультфильма "Маша и Медведь", блокнот, карандаш, трафареты с изображением ёжика, "слоговой домик "

Ход занятия:

1. Оргмомент-назови первый звук в имени .

2. Игра на внимание «Четвертый лишний» .

Выставляются четыре картинки, из которых "лишняя" со звуком [Ш] , который находится в разных позициях ("шина", "машина", "ковш")

Логопед : «Ребята, какой звук слышим чаще всего в названиях этих картинок?»

Предполагаемый ответ : «Звук «ш»

3. Логопед : "Ребята, давайте потренируемся произносить звук [Ш] правильно . Возьмите, пожалуйста, свои зеркала".

Артикуляционная гимнастика.

«Заборчик» , «Трубочка» , «Окошко» , «Лопатка» , «Качели» , «Чашечка» , «Вкусное варенье»

Чтобы звук красивым вышел ,

Шире язычок и выше.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шарик» .

4. Характеристика звука .

[Ш]-согласный, всегда твердый, глухой, шипящий.

Завели машину - Ш-Ш-Ш!

Накачали шину – Ш-Ш-Ш!

Улыбнулись веселей

И поехали скорей!

Дети имитируют движение машины и отправляются в гости к героям сказки.

5. Задание по автоматизации звука

Логопед : «Ой, беда, ребята! По дороге бежит ёжик без иголок. Он, наверное, заболел. Поможем ёжику? Он нам покажет путь к нашим героям».

(дети на шаблоне рисуют ёжику иголки, произнося звук [Ш] )

6. Воспроизведение слоговых рядов :

А) ша-шо-шу

Б) аш-ош-уш-ыш

Ёш-аш-ош-уш

В)аша-оша-иша

Аши-еши-иши

Г) шма-шмо-шму

Шло-шла-шли

Чистоговорка :

Ши-ши-ши – притихли малыши.

Шо-шо-шо – нам гулять хорошо.

Шу-шу-шу – я сижу и не шуршу.

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

7. Задание : выделение заданного звука на слух (фонарики) .

Появляются сказочные герои, Маша и Медведь.

Маша : «Ребята, вы меня звали?»

Логопед : «Ребята знакомятся со звуком [Ш] . Хотите помочь нам?»

Дети выделяют звук [Ш] с помощью фонариков в :

А) в слогах

Б) в словах

В) в стихотворении

Мы у мышки были,

Чай из чашек пили,

Кушали ватрушки,

Лепешки да пышки.

Мышка играла

На губной гармошке,

От души плясала,

Весело ей стало.

Логопед : «Мишутка учится говорить, правильно звуки произносить . Место звука в слове искать и четко его называть».

8. Игра «Найди звук в слове » - с логопедом на фланелеграфе вывешивают картинки.

9. Звуковой анализ слов («Маша» и «Миша» )

10. Игра «Я-ты-он-они-мы» : (изменение слов по образцу) .

А) Я мешаю и ты мешаешь, он мешает и она мешает, они мешают и мы мешаем.

Я шью и ты…

Я штопаю и ты…

Я пишу и ты…

Я спешу и ты…

Б)Я штопаю штанишки плюшевому мишке.

11. Игра «Подели слова на слоги»

Логопед : «надоело мишке спать в берлоге, делит он слова на слоги» .

Мыши, мышь, шуба, шапка, машина, лягушка…

Логопед : «Ребята, откройте конвертики, возьмите картинку. Это подарок Маше и Мише». (дети см. вывешивают картинки в "звуковой домик ")

На поляне дом стоит,

Ну, а в домик путь закрыт.

Я ворота открываю,

В гости в домик приглашаю,

Слова по слогам скажи

И в ворота поспеши.

12. Физкультминутка «Мишка шел, шел, шел…»

13. Знакомство с буквой .

a) Логопед : «Чем отличается звук от буквы

b) Показ буквы

c) Название буквы и звука .

d) Объяснение правописания имен собственных

14. Дети печатают букву , слоги, слова (Маша, Миша)

15. Пальчиковая гимнастика

Шла по улице машина,

Шла машина без бензина,

Шла машина без шофёра,

Без сигнала светофора.

Шла сама, куда не зная,

Шла машина заводная.

16. Итог занятия

Маша :

«Ох, спасибо, ребятишки!

Угощу вас всех коврижкой!»

Миша :

«Ох, спасибо вам, детишки!

Угощу всех вкусной шишкой!»

Логопедическое подгрупповое занятие по коррекции звукопроизношения

Учитель-логопед : Н.В. Абашина

Тема: Автоматизация звука [ш] в словах разной слоговой структуры

Форма проведения : Игра - путешествие

Задачи:

  • Образовательные:
  1. закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
  2. закрепление понятия "согласный звук";
  3. формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов.
  • Коррекционно-развивающие:
  1. упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах;
  2. развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
  3. формирование фонематического восприятия и развитие фонематического слуха через упражнения в выделении заданного звука;
  4. развитие речеслухового внимания через упражнение в воспроизведении заданного количества слов;
  5. развитие двигательной памяти через упражнения в воспроизведении заданных артикуляционных позиций по символам и по инструкции;
  6. развитие мелкой и общей моторики через упражнения на тактильные ощущения, динамические паузы;
  7. выработка правильного (долгого плавного) выдоха через упражнения на дыхание;
  8. развитие зрительного восприятия и памяти через упражнения в запоминании и воспроизведении.
  • Коррекционно-воспитательные
  1. воспитание желания говорить красиво, правильно.
  2. активация словаря: звук, животные

Предварительная работа:

артикуляционные упражнения;

дыхательные упражнения;

постановка звука [ш];

игры и упражнения на развитие фонематического слуха;

обучение анализу прямых слогов.

Оборудование: зеркала, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, набор картинок со звуком «ш»,символы звуков (звуковички), коробочки с крупами, набор букв, схема анализа звука, схема артикуляции звука, набор для звуко-слогового анализа, мультипликационные герои и картинки животных, сюжетные картинки на заданный звук, макет кастрюли с магнитными буквами, дидактические игры, компьютер с аудиозаписью, гимнастикой для глаз.

Ход занятия

I .Организационный момент. Подготовка артикуляционного аппарата.

Логопед: Ребята, начинаем наше занятие! Мы сегодня будем учиться красиво произносить звуки и слова, для этого мы выполним гимнастику для губ и языка. (картинки на экране компьютера, логопед сопровождает выполнение стишками)

Артикуляционная гимнастика.

Картинки символы (со словами)

" Хоботок"

Подражаю я слону, губы хоботком тяну

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

"Лопаточка"

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

"Чашечка"

Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

Картинки без словесной инструкции

«Качели», «Вкусное варенье»

Итак, мы подготовили наш язык к работе!

II. Сообщение цели и темы занятия.

Логопед : Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:

Лягуш ка, миш ка, пара мыш ат

Ехать в путеш ествие хотят.

Сели у окош ка,

Ждут ш меля, лош адку, кош ку.

Тут мартыш ка подоспела,

Тоже ехать захотела.

«Тиш е, тиш е!» - ш епчет мыш ка,

«Не ш умите слиш ком!

Маш инист даёт сигналы,

Все готовы ехать с нами?»

Какой звук часто повторяется?

Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.

Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].

Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.

III . Актуализация знаний.

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:

Вспомним, как мы произносим звук [ш].

1) артикуляция звука по символам: (дети показывают)

губы трубочкой;

зубы заборчиком, немного разомкнуты;

язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;

воздушная струя тёплая (символы).

Звук [ш] какой?

2) Характеристика звука (по схеме):

гласный или согласный (почему);

твёрдый или мягкий;

звонкий или глухой.

Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

3) обозначение буквой

Нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:

показываем в городе звуков и букв;

находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».

Молодцы, ребята! Наши животные убедились, что вы готовы к путешествию.

А поедем мы сегодня в деревню, где живут герои мультфильма. А что это за деревня, и кто в ней нас ждёт, вы узнаете позже.

Чтобы добраться до деревни и познакомиться с героями, мы по пути будем выполнять задания, если справимся с заданиями, прибудем к месту назначения.

- Итак , мы отправляемся в путь

4) Дыхательная гимнастика

вдохнули через нос выдохнули со словами:

Чух-чух-чух, изображая руками движение колёс

5) Речевая гимнастика

Чтобы было веселей ехать, давайте проговорим дружно чистоговорки:

Ша-ша-ша - дорога хороша

Шу-шу-шу - в гости я спешу

Шо-шо-шо - ехать хорошо

На нашем пути первая остановка.

6) Упражнение на слуховое восприятие

Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.

(аудиозапись: звуки леса)

I V. Автоматизация звука в словах.

    Остановка «Лесная полянка» (садим на полянку белок и зайцев)

Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Наш мишка предлагает угостить животных.

Игра «Накорми зайцев»

- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка , миска, кошка , кувшин , каска, шуба , машина , маска, жёлудь, каша , мишка.

Игра «Угости белок»

Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

Игра «Засели полянку».

Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку:

Выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)

Дети проверяют друг друга

Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].

Физминутка «Весёлые мартышки» (компьютер)

  • Следующая остановка «Цветочная поляна»

На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы)

Садим пчёлку на нужный цветочек.

(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Итак , мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.

  • Пункт назначения «Деревня Простоквашино»

Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали? В имени какого героя есть звук, который мы сегодня учимся говорить

Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:

А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев; посчитай мышей: одна мышь, две мыши…, посчитай шарики.

Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало

Зрительная гимнастика (солнышко в Простоквашино, компьютер)

В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)

Итак , герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.

Д) Задание на дом: вам Шарик приготовил свои фото с охоты, вам надо будет найти предметы со звуком [ш] и раскрасить их, выполнить задания.

V . Звуковой анализ и синтез слова "каша".

Сегодня все много путешествовали, играли и проголодались. Вам надо приготовить обед

В кастрюле лежат буквы, надо «сварить» обед

Из магнитных букв дети составляет слово "каша".

Назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.

Какое слово получилось? (каша)

Сколько звуков в этом слове? (4)

Назови звук, который мы сегодня повторяли. На каком месте он стоит?

VI .Слоговой состав слов

Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:

1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);

2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);

3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)

Все заняли свои места, мы отправляемся…

Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки

VI . Подведение итогов занятия.

Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).

VII. Оценка работы ребенка. Рефлексия

Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии.

Похожие публикации