Конспект занятия труд детей по логопедии. Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Женские профессии. Песня на мотив «Чему учат в школе…»

Марина Санникова
Конспект логопедического занятия «Профессии» для детей ОНР

План - конспект занятия с использованием интерактивной доски.

Организационная информация

Тема урока «Профессии »

Предмет, занятие Развитие лексико-грамматической стороны речи.

Контингент слушателей Старшая группа (5-6 лет)

Преподаватель (ФИО, должность) Санникова Марина Владимировна

Учитель-логопед

Образовательное учреждение МБДОУ детский сад комбинированного вида № 539

Методическая информация

Тип урока (занятия )

Изучение нового, обобщение знаний. Фронтальное занятие .

Цели урока (занятия )

Уточнить, расширить и активизировать словарь детей по теме «Профессии » .

Задачи урока (занятия )

Коррекционно-образовательные задачи :

Закрепить навыки словообразования и словоизменения : согласование существительных с прилагательными; существительных с глаголами; подбирать прилагательные к существительным;

Развивать связную речь; закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением;

Учить детей называть профессии по месту работы или роду занятия .

Коррекционно-развивающие задачи :

Закреплять у детей умение употреблять имена существительные в творительном падеже;

Упражнять в образовании имён существительных множественного числа родительного падежа;

Совершенствовать фонематическое восприятие; упражнять в правильном дыхании; развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление; умение слушать;

Коррекционно-воспитательные задачи :

Воспитывать у детей уважение к труду и бережного отношения к инструментам;

Воспитывать у детей интерес к людям различных профессий и желание добиваться успеха собственным трудом.

Оздоровительные задачи :

Развитие координации речи с движением, самомассаж.

Необходимое оборудование и материалы Смарт-доска, компьютер, проектор.

Картинки с изображением профессий людей и инструментов, предметные картинки : солнышко с разными эмоциями : грустное, веселое, удивлённое, сердитое; Незнайка, жетоны для оценивания ответов.

Использованные источники и литература (если имеются, в т. ч. ссылки на ресурсы Интернет Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет ресурс http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-5.htm

Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации : достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47-55.

Актуальность.

Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний.

Связная речь детей старшей группы с общим недоразвитием речи (ОНР) отличается отсутствием четкости, последовательности изложения, отрывочностью. Детям с трудом дается пересказ рассказов, воспроизведение по образцу речи педагога, не говоря уже о самостоятельном и творческом рассказывании. Стоит отметить, что самостоятельно связная речь у детей с ОНР не формируется. Поэтому необходима четко спланированная систематическая коррекционная работа логопеда , предполагающая проведение специальных коррекционно-развивающих занятий и использование современных образовательных технологий.

Вся коррекционная работа построена по Программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Цель программы : «Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы старших дошкольников».

Таким образом, цель коррекционной работы : организация эффективных условий, обеспечивающих формирование у воспитанников с речевыми нарушениями полноценной структуры речевой деятельности. Исходя из этой цели, приоритетным направлением моей педагогической деятельности являлось разработать систему логопедических занятий , с использованием интерактивной доски, направленную на развитие лексики и связной речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР. Достаточно высокие результаты итоговой диагностики по формированию связной речи и звукопроизношения, позволяют оценить значимость использования интерактивной доски при работе с детьми ТНР.

Коррекционное воздействие на речь проводится комплексно, т. е. включая в себя : мимическую и артикуляционную гимнастику; дыхательные и голосовые упражнения (для развития правильного речевого дыхания и выработки силы голоса) . Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, слуха и восприятия) ; накопление словаря по лексическим темам; развитие грамматической стороны речи; развитие связной речи, поэтому работа по данным направлениям как этапы включается в каждое занятие . Материал подбирается в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей .

Конспект логопедического занятия .

Предварительная работа : экскурсии на завод, фирму и т. д., чтение стихов о профессиях людей , разучивание упражнения «Профессии » , «Плотник» .

I.Организационное начало.

О ком стихотворение?

Упражнение «Плотник» :

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки

Сделал подоконники

Без сучка, задоринки.

О ком стихотворение? Что плотник делает? Из какого материала?

Какие предметы сделал каждый из вас?

Дети :

Дети парами «пилят» пилой.

Руками рисуют квадрат.

Изображают работу топором, а потом рубанком.

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Дети по одному перечисляют предметы, которые можно выстругать из дерева.

1.2 Самомассаж

Упражнение «Грабли» :

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

1.3 Развитие мимических мышц

Ох, хо-хо. Ах - ха-ха. Так - так- так

(и другие слоговые цепочки )

(Произнести фразу с разным настроением, «солнышко» с разными эмоциями : грустно, весело, удивлённо, сердито и т. д.)

Дети :

Улыбнулись, обрадовались

Нахмурились, огорчились

Дети произносят фразу по одному

1.4 Развитие мелкой моторики

Упражнение «Профессии » :

Каменщик из кирпичей

Стену строит. Дом ничей.

Я - маляр, я стены крашу,

Потолок («красим потолок» )

И кухню вашу.

Я - электрик. Свет включу

Только лампочку вкручу.

Приходите в новый дом

И живете долго в нем!

Дети :

Кладем правую руку на левую, левую на правую.

Расслабленной кистью водим вверх-вниз.

Движения рукой влево-вправо

«Включаем свет, нажимая на включатель»

Вращательные движения кистью правой руки

Ладони «домиком»

Развести руки в стороны.

II.Основная часть

Какие профессии ты знаешь ?

Какие профессии будут перечислены в стихотворении?

Доктор лечит нас от боли,

Есть учительница в школе,

Повар варит нам компот,

Парикмахер всех стрижет,

Шьет портной для нас штаны,

И сказать мы вам должны :

Лишних нет у нас профессий ,

Все профессии важны !

Какие профессии мы не назвали ?

Работа с презентацией

Люди, каких профессий работают с человеком?

Люди, каких профессий передвигаются на спецтехнике?

4 слайд – 5 слайд

Незнайка не поймёт, что это и кому надо отдать. Поможем ему?

Кому нужны следующие вещи?

Динамическая пауза «Плотник»

Исправь ошибки Незнайки :

Водитель – водит хоровод.

Сварщик – варит суп.

Пожарный – жарит котлеты.

Секретарь – хранит секреты.

Солист – солит огурцы.

Портной – работает в порту.

Кладовщик – ищет клады.

Отгадайте загадки Незнайки :

Без чего человек этой профессии не может работать ? Что лишнее?

1. Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач)

2. Скажите, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (повар)

петь, писать и рисовать.

Он наук всех повелитель

Это школьный наш …

(учитель)

4. Кто построит цирк для нас?

Школу, храм и детский сад?

Возведёт он всё на раз,

Каждый будет дому рад!

(строитель)

5. Кто, скажите мне, такой

Охраняет наш покой,

За порядком он следит,

Хулиганить не велит? (милиционер)

6. Вмиг потушит он огонь

Он спасатель и герой!

(пожарный)

А когда их много?

Кто работает на машине, спецтехнике?

III .Составление связного рассказа.

Слайд № 14

Назови профессии своих родителей . Расскажи, чем они занимаются на работе.

Угадай, кого я загадал?

Это женская профессия , она работает на самолёте, она раздаёт пассажирам еду, заботится об их безопасности.

(стюардесса)

Тот, кто угадал, получает от Незнайки жетон и загадывает человека своей профессии .

Мнемотаблица для составления связного рассказа «Профессии »

См. Презентацию

Дети :

Составляют рассказы о профессиях своих родителей или выбранных ими по картинкам.

IV.Итог занятия

Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Чем тебе нравится именно эта профессия ?

Что понравилось на занятии ?

Незнайка благодарит вас за помощь и говорит вам до свидания.

V.Оценка и самооценка

Оценка работы детей на занятии .

(в течение занятия выдаются разноцветные жетоны за правильные ответы, в конце занятия жетоны подсчитываются; дети сами оценивают свою работу и работу друг друга).

Данное занятие для детей с ОНР в подготовительной к школе группе расширяет представления о профессиях людей, уточняет и обогащает словарный запас по данной теме. Совершенствует навыки построения сложных предложений. Закрепляет навыки звуко-слогового анализа и синтеза. Воспитывает самоконтроль за речью.Формирует познавательный интерес, желание учиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия

В подготовительной группе

« Все профессии важны, все профессии нужны».

Составитель учитель-логопед Рудник Анна Иосифовна

МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 126»

Г. Краснодар

Цели:

Образовательные: расширять представление о профессиях людей. Уточнять и расширять словарный запас по данной теме. Совершенствовать навыки построения сложного предложения. Развивать речевую активность, диалогическую речь (посредством ответов на вопросы).

Коррекционные: Развивать общую, артикуляционную, мелкую моторику, мимическую мускулатуру, дыхание. Развивать фонематический слух, дифференциацию звуков Ш – Ж. Закреплять навыки звукового, звуко-слогового анализа и синтеза. Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные: Воспитывать самоконтроль за речью. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. Формировать познавательный интерес, желание учиться. Воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование:

Предметные картинки (артист, врач, строитель, спасатель, пожарник, учитель, парикмахер, портной). Предметы (молоток, шприц, мастерок, кисть). Игра «Умный шнурочек». Мяч. Самолеты красный и синий. Предметные картинки со звуками Ш – Ж (кувшин, мешок, матрешка, мишка, картошка, карандаши, жираф, флажок, пружина, мороженое, одежда).

Карандаши, изображение повара для штриховки. Мольберт.

Ход занятия.

1. Организационный момент

/Установление эмоционального контакта/

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро, солнцу и птицам.

Доброе утро, улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым доверчивым

Доброе утро длится до вечера!

Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково, так как вас называет мама.

Про людей, которые хорошо работают, говорят, что у них руки золотые. Золотые руки – это руки, какие? /трудолюбивые, аккуратные, старательные, ловкие, умелые/

Золотые руки – руки не из золота.

Золотые руки не боятся холода.

Руки эти – самые нужные руки на свете.

Самые простые. У кого какие.

Упражнение на координацию речи и движения: «Умелые руки».

Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Что такое профессия? Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Профессий очень много!

Самомассаж пальцев рук: «Такие разные дела».

2. Основная часть

Сегодня на занятии мы с вами отравимся в путешествие по городу «Профессий», для того чтобы еще больше узнать о профессиях.

А на чем мы с вами будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Железные избушки прицеплены друг к дружке,

Одна из них с трубой, ведет всех за собой. /поезд/.

Правильно! Мы поедем на поезде.

Кто управляет поездом? /машинист/

Кто еще работает на поезде? /проводник/

Какой первый звук в слове машинист, какой последний? Сколько гласных в слове?

Молодцы! Занимаем свои места и отправляемся в путь!

Развитие дыхания.

Прислушайтесь. Впереди слышится гудок поезда. /произнесение слога на одном выдохе ТУ-ТУ-ТУ/

Развитие мимической мускулатуры.

А теперь посмотрите в окно, направо. Солнышко так ярко светит нам прямо в глаза. Зажмурьте свои глазки. Посмотрите налево. Прохожие нам улыбаются. Давайте им тоже улыбнемся. Помашем им рукой.

Артикуляционная гимнастика «Голубой вагон».

Ну вот мы и приехали в город «Профессий».

Отгадывание загадок с опорой на картинки.

/Развитие речевого слуха, мышления, диалогической речи/.

Мы попали на улицу Загадок. Надо отгадать загадки о профессиях.

Посмотрите, а в этом конверте лежит карандаши.

Самомассаж с карандашом «Сапожник».

О какой профессии эта загадка? (сапожник)

Игра «Кто лишний?».

Развитие речевого слуха. Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения).

- Определите, кто лишний из названных мною людей, объясните, почему он лишний?

Воспитатель, логопед, летчик, повар.

Продавец, кассир, врач , грузчик.

Шофер, капитан, швея, летчик.

Портной, закройщик, медсестра, швея.

Образец: Лишний врач, потому, что он работает в поликлинике, а продавец, кассир и грузчик в магазине.

Игра «Закончи предложение».

Как вы думаете, для чего люди работают?

Люди работают для того, чтобы делать жизнь прекраснее.

Люди работают для того, чтобы… приносит пользу окружающим.

Люди работают для того, чтобы …. зарабатывать деньги.

Люди работают для того, чтобы … потом хорошо отдыхать. И т.д .

Как одним словом назвать: пила, иголка, кист, молоток? (Инструменты).

Правильно. Мы подходим к улице Инструментов.

Для того, чтобы человек любой профессии работать хорошо, люди придумали и изготовили различные предметы и инструменты.

Игра «Кому что нужно?»

На столе лежат инструменты. Дети определяют кому для работы какой инструмент необходим и для чего.

Логопед раздает каждому карточку «Умный шнурочек» (профессия + инструмент)

Выполнить задание и составить предложения.

С заданием справились. Молодцы. Человеку, какой профессии нужен самолет?

3. Физкультминутка «Летчик».

Игра «Поймай самолет».

Дифференциация произношения звуков Ш – Ж.

А теперь вы станете летчиками. Я буду произносить слог и бросать самолет одному из вас. Вы будете заменять в этом слоге звук Ш на звук Ж, и возвращать самолетик мне.

ша – жа шар – жар

шо – жо шаль – жаль

шу – жу шить – жить

ши – ши шитьё – житьё

ше- же уши – ужи

Шарить – жарить

Луша – лужа

Тушить – тужить

Нашивка – наживка

Великолепно!

Игра «Самолеты».

Логопед предлагает детям сесть на ковер.

Самолеты собираются в дальнюю дорогу. Поможем погрузить в самолеты груз. В синий самолет погрузим предметы в названии которых есть звук Ш, а в красный - предметы со звуком Ж.

(картошка, карандаши, медвежонок, флажок, пружина и т.д.)

Молодцы!

Игра «Повар».

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты, салаты, винегреты. (повар)

Что делает повар? А где работает повар?

Логопед раздает листы, ставит на стол контейнер с карандашами.

Выполните штриховку изображения повара так, как показано стрелками.

Дети выполняют задание, логопед оценивает работу.

4. Итог.

Наше путешествие в город «Профессий» закончилось. Мы узнали много нового о профессиях.

Сегодня мы вспомнили так много профессий, как вы думаете, какая профессия самая важная. (Логопед подводит к тому, что все профессии хороши и все важны).

Игра «Что было бы, если бы..»

Что было бы, если бы не было врачей?

Что было бы, если не было учителей?

Что было бы, если бы не было строителей, пожарных, художников, артистов….

Игра «Кем ты будешь?»

А кем хотите стать вы когда вырастите и почему?

Я буду строителем и буду строит дома.

Я буду поваром и буду готовить вкусные блюда.

Я буду воспитателем и буду воспитывать детей….

Твоё признание.

Строитель нам построит дом,

И мы в нем дружно заведем.

Костюм нарядный, выходной

Искусно нам сошьет портной.

Даст книги нам библиотекарь.

Хлеб испечет в пекарне пекарь.

Учитель выучит всему.


Шеянова Ольга Викторовна

Учитель-логопед МОУ «Детский дом-школа №95»,

город Новокузнецк

Цель : формирование лексико-грамматических средств языка.

Коррекционно-образовательная задача : совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных в дательном падеже, согласование их с глаголом), активизировать и расширить словарь по теме «Профессии», стимулировать речевую активность детей.

Коррекционно-развивающая задача : развивать зрительно-пространственные представления, мелкую моторику, память.

Коррекционно-воспитательная задача : воспитывать уважение к людям труда.

Оборудование: предметные картинки по теме «профессии», игрушки-животные, аудиозаписи «Голоса животных», загадок, песни «Кем я стану?», игрушка «доктор Айболит», фотография «В лечебнице», два плоскостных изображения Буратино-грустного и весёлого, настольная игра «Я буду доктором», презентация слайд-шоу работников детского дома (учителя, швеи, доктора).

Ход занятия

I. Организационный момент.

Утро доброе, ребята! В гости к нам пришла весна!

И луга, и лес, и поле пусть пробудит ото сна.

Вот и солнышко проснулось, стало лучше пригревать.

Ласково нам улыбнулось, зовёт занятие начинать.

II. Повторение.

  • Прослушивание песенки «Кем я стану?» (муз. Ваняна, сл. Викторова).

Логопед. Прослушайте песенку.

Исполнение песни двумя мальчиками

Логопед . Кем хочет стать Серёжа?

Ребёнок . Шофёром.

Логопед . Кем хочет стать Алёша?

Ребёнок . Монтёром.

Логопед. О какой профессии сейчас идёт речь?

Чтение стихотворения об актрисе, стихотворение читает ребёнок.

Снова занавес открыт,

И на сцене свет горит,

Кто в костюме театральном

К вам приходит шагом бальным,

Кто под маской прячет глазки,

Веер тоже вместо маски?

Дети . Загадка об актрисе.

Логопед. О каких профессиях мы говорили на прошлом занятии?

Дети . Мы говорили о капитане, о машинисте, о художнике.

  • Игра «Где чьё?» (по типу игры «Лото»)

Логопед. Посмотрите внимательно на картинки, найдите свою пару. Назовите правильно профессию.

Дети. Это продавец; это строитель и т.д.

  • Работа с картинками.

На доске предметные картинки: библиотекарь, швея, доктор, шахтёр, лётчик, милиционер.

Логопед . Люди каких профессий работают в нашем детском доме? Выберите нужные картинки.

Дети выбирают картинки.

Логопед . Проверьте правильность своего ответа.

Показ слайдов, на которых изображены учитель, швея и доктор – работники нашего детского дома.

Логопед. Молодцы! Вы были очень внимательны, мне понравились ваши правильные ответы.

3. Сообщение темы.

Логопед. Сегодня мы продолжим разговор о профессиях.

III. Изучение нового материала .

  • Работа с «зашумлёнными» картинками.

У каждого ребёнка картинка с двумя изображениями: кастрюля, чайник; расчёска, ножницы; кисть, краски; катушка ниток, иголка; глобус, указка; молоток, клещи.

Логопед. На картинках изображены предметы, узнайте их.

Заслушиваются ответы детей.

Логопед. Кому нужны эти предметы?

Заслушиваются ответы детей.

  • Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Игра проводится с медицинскими принадлежностями из набора «Я буду доктором» – пипеткой, градусником и т.д.

Логопед. Кому нужны для работы эти предметы?

Дети . Эти предметы нужны докторам.

  • Беседа по фотографии «В лечебнице».

Логопед. Недавно мы были на экскурсии в лечебнице. Кому оказывали помощь в лечебнице?

1-й ребёнок. В лечебнице оказывали помощь кошке.

2-й ребёнок. Доктор лечила собаку.

Логопед . Для чего приводят в лечебницу животных?

1-й ребёнок. Животным ставят прививки.

2-й ребёнок . Животным выписывают витамины.

Логопед. Как их лечат?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому благодарны хозяин и животное?

Дети. Доктору.

Логопед. Вспомните, как называется доктор, который лечит животных?

Дети . Ветеринар.

Предлагается хоровое и индивидуальное произнесение.

Логопед . Герой какого произведения был ветеринаром?

Дети . Это произведение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского.

Логопед . Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор Айболит.

Внесение игрушки – доктора Айболита.

  • Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Логопед . К доктору Айболиту на приём пришли больные. Их много, узнайте их по голосам. Как только узнаете животного, поставьте на изображение фишку.

Логопед . Кому поможет доктор Айболит?

Дети . Доктор Айболит поможет лошади, корове и т.д.

Логопед . Доктор назначил им лекарства. Кому нужны капли для ушей?

Дети. Свинье нужны капли, у неё болит ухо.

Логопед . Кому нужен бинт, чтобы перевязать лапу?

Дети. Бинтик нужен собаке, потому что у неё рана на лапке.

Логопед . Кому нужна мазь для копыт?

Заслушиваются ответы детей.

Логопед . Кому нужны капли для глаз?

Дети . Капли нужны корове.

При правильном ответе «лекарство» отдаётся животному.

Логопед . Доктору Айболиту понравились ваши грамотные ответы и ваши заботливое отношение к больным животным. Ребята, вы поняли, как сложна, важна и необходима профессия ветеринара. Доктор Айболит пришёл к нам не один, с ним Буратино.

IV. Физминутка «Буратино».

V. Закрепление.

Логопед . Почему Буратино такой грустный?

Звучит тихая печальная музыка.

Логопед. Что же случилось? Оказывается, Буратино нужно выполнить несколько заданий. Давайте ему поможем!

  • Работа с загадками

Загадки звучат на магнитофоне.

Это что за богатырь, Летит птица-небылица,

Он велик и ввысь, и вширь, А внутри народ сидит

Он гудит, он поёт, Меж собою говорит.

Пианино нам везёт. (Самолёт)

(Грузовик)

Ходит город-великан на работу в океан.

(Корабль)

Что за чудо синий дом,

Окна светлые кругом,

Носит обувь из резины,

А питается бензином.

(Автобус)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт,

Не на курьих тонких ножках,

А в резиновых сапожках.

(Троллейбус)

При отгадывании загадки даётся медалька, на которой изображено отгаданное транспортное средство.

Медалька изготавливается из пластмассовой крышки, крепится на ленточке. На крышку наклеивается изображение (волк, белка).

Логопед . Кому для работы нужен самолёт? Грузовик? А корабль? Троллейбус?

Заслушиваются ответы детей.

  • Работа с индивидуальным наглядным материалом.

1. Задание с пунктирными изображениями.

Логопед. Представьте, что вы – капитаны, лётчики, водители троллейбусов, шофёры. Нарисуйте своё транспортное средство по коротким линеечкам.

Дети выполняют задание.

Логопед. Вы очень аккуратно соединили линеечки, у вас получились красивые транспортные средства.

2. Задание «Каждой картинке своё место».

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия

Задачи:

  1. Закреплять умение образовывать названия профессий с помощью суффиксов -тель-, -щик-, -ник-, -чик-, -арь-, -ер-, -ист- .
  2. Закреплять умение образовывать сложные слова методом сложения основ.
  3. Учить рифмовать слова.
  4. Обогащать словарный запас.
  5. Развивать фразовую речь.

Оборудование: предметные картинки по теме «Профессии», «Инструменты».

Ход занятия

1.Организационный момент.

Постановка цели.

2. «Отгадай загадки».

Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)

3. Игра в рифму «Разные профессии» (с опорой на предметные картинки).

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

4. «Назови профессию».

Детям раздаются картинки – надо называть профессию, рассказать, что делает человек.

Дрессировщик дрессирует зверей.
- Стекольщик вставляет стекло.
- Экскаваторщик работает на экскаваторе.
- Точильщик точит ножи.
- Портниха шьет одежду.
- Печник кладет печь.
- Мотоциклист движется на мотоцикле.
- Велосипедист едет на велосипеде.
- Пианист играет на рояле.
- Парашютист прыгает с парашютом.
- Хоккеисты играют в хоккей.
- Футболисты играют в футбол.

5. Пантомима «Угадай профессию».

Ребенок изображает профессию, которая нарисована на картинке. Остальные дети отгадывают кого он показывает (скрипач, чистильщик, дроворуб, уборщица, парикмахер, фотограф).

6. Игра «Кому это нужно для работы?».

На столе перемешаны картинки. Дети выбирают большие карточки (изображена профессия), подбирают к ним маленькие (изображены предметы, относящиеся к этой профессии) и объясняют свой выбор.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Врач – градусник, аптечка, таблетки, капли.
Строитель – кирпичи, мастерок, экскаватор.
Художник – краски, кисточки, палитра, мольберт.
Повар – кастрюли, тарелки, половник, ложки, плита.
Швея – ткань, метр, нитки, иголки, швейная машинка.

7. Физкультурная минутка .

Педагог – паровоз, дети – вагоны.

Загудел паровоз
И вагончики повез:
«Чу-чу-чу,
Далеко я укачу!»
Вагончики зеленые
Бегут, бегут, бегут
А круглые колесики
Все тук, да тук, да тук.

Дети руками изображают движения колес.

8. Игра «Третий лишний».

Выделить «лишний» предмет по принадлежности к профессии, объяснить, почему он «лишний»:

  • кастрюля, топор, сковорода (лишний топор, потому что топор нужен дроворубу, а кастрюля и сковорода необходимы повару);
  • тигр, катушка ниток, слон;
  • топор, игла, клещи;
  • ирисы, лодка, роза;
  • шорты, рубашка, сом;
  • гармонь, труба, совок.

9. «Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

  • дрова рубит – дроворуб;
  • рыбу ловит – рыболов;
  • полы трет – полотер;
  • пчел разводит – пчеловод;
  • землю копает – землекоп;
  • хлеб печет – хлебопек;
  • землю пашет – землепашец.

10. «Назови действия людей».

  • Дровокол – дрова колет.
  • Цветовод – ... .
  • Овощевод – ... .
  • Садовод – ... .
  • Свекловод – ... .
  • Рисовод – ... .
  • Льновод – ... .
  • Лесоруб – ... .

11. Скороговорки .

  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • Клара у Вали играет на рояле.
  • Рыбу ловит рыболов,
    Весь в реку уплыл улов.
  • Петя пилил пилой пень.
  • Часовщик чинил часы,
    Прищемил себе усы.
  • Бублик, баранку, батон и буханку
    Пекарь из теста испек спозаранку.
  • Улов у Поликарпа три карася и три карпа.
  • Кровельщик Кирилл
    Криво крышу крыл.
    Перекрыть крышу
    Пригласил Гришу.

12. Подведение итогов.

Использованная литература:

  1. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов./Составители Н.В. Елкина, Е.И. Тарабарина.- Ярославль: «Академия развития»,1998.
  2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М.:ВЛАДОС, 1994.
  3. Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995.

Конспект логопедического занятия по теме “Профессии” (обобщение).

Цель : активизация знаний детей дошкольного возраста по теме "Профессии" через театрализованное представление.

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: закрепить знания детей о профессиях взрослых, орудиях труда; упражнять в навыках образования существительных от глаголов, в составлении простых предложений с союзом, упражнять в правильном употреблении предлога -в- в составлении простых предложений, сложных слов; подбирать подходящие по смыслу определения;

Коррекционно-развивающие задачи: развивать внимание, абстрактное мышление, мелкую моторику;

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать уважение к труду взрослых.

Оборудование: картинки с профессиями, картинки с транспортом, карточки с предметами.

Ход мероприятия:

Дети в зал входят под музыку (Детская песня про профессии)

Выходят дети- чтецы:

1 реб. Предлагаем вам мы тему,

Хоть немного знаем все мы:

Книги, чашки, стол и дом

Создал человек трудом.

2 реб. Вот о тех, кто создаёт,

Строит, учит, иль поёт,

Мы сейчас поговорим,

нашу сценку посвятим.

3 реб. Тема наша вам ясна?

О профессиях она!

Ведущий 1:- Профессий много в мире есть,

Их невозможно перечесть.

Сегодня многие важны

И актуальны, и нужны.

И вы скорее подрастайте –

Профессиями овладевайте.

Старайтесь в деле первым быть

И людям пользу приносить! (последние 2 строчки говорит вед. с чтецами)

Ведущий 1 загадывает загадки

(показывает слайды ведущий 2)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро. (Маляр.)

Скажи, кто так вкусно
Готовит щи капустные,

Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты,
Все завтраки, обеды? (Повар.)

С огнем бороться мы должны –
Мы смелые работники,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарные.)

Кто, скажите мне, такой
Охраняет наш покой,
За порядком он следит,
Хулиганить не велит? (Полицейский)

Встаем мы очень рано.
Ведь наша забота-
Всех по утрам отвозить на работу. (водитель).

Ведущий 2: -Молодцы ребята, знаете вы профессии! А сейчас поиграем в игру «Ромашка». На лепесточках изображены профессии людей. Скажите, человек этой профессии какой? Назовите, как можно больше слов. Например, повар какой?- трудолюбивый, творческий, внимательный. И так, начинаем!

Ты листочек отрывай

и какой он- называй!

Летчик какой? – храбрый, смелый.
Учитель какой? – умный, добрый.
Водитель какой? – внимательный, осторожный, . . .
Врач какой? – злой, страшный.

Дети его поправляют врач – добрый, заботливый…

Ведущий 1: -Ребята, а кем бы вы хотели стать, когда будете взрослыми?

Приглашаются дети с варежковым театром.

Сценка о профессиях:

1: Я буду продавцом!

2: А я – северным пловцом! (моряк)

3: Я- порядок буду охранять! (полицейский)

4: Ну, а я всех защищать! (военный)

5: Буду я людей лечить! (врач)

7: Ну, а я тогда- кормить! (повар)

8: Буду почту разносить! (почтальон)

9: Ну, а я пожар тушить! (пожарный)

10.Чтобы вам красивым быть-

Причёску надо уложить.

Взрослым кудри накручу,

Детям косы заплету! (парикмахер)

Ведущий 2: - Молодцы ребята!

Наши артисты приготовили для вас сценку. «Все профессии нужны, все профессии важны»

Реквизит: домик, дети одеты в ролевые костюмы, в руках атрибуты по профессиям

Вдруг кто-то пожар из окна увидал

«Спасите, спасите» все громко кричали

Потом 01 – номер пожарной набрали

Пожарный: Не бойтесь, зайчата, я вам помогу

Рукав я пожарный до вас дотяну

Я борьбу веду с огнем

Всё сейчас водой зальем

Врач: Что здесь такое?

Там зайки… Смотри!

После огня всех заек спасаем

Йодом намажем, бинтом замотаем

Полицейский: А я приезжаю на номер – 02

Когда случится с вами беда

А вы запомните, ребята, навсегда

Что спичками ребятам играть никак нельзя!

Где жить и где играть

Наверное, строителей придется вызывать

Строители: Поможем прибить, построим, покрасим

Чтоб было у вас все в доме прекрасно

Зайки: Ведь у нас все в доме сгорело

Все игрушки… Во что же играть?

В магазин пойдем покупать!

Продавец: Здравствуйте, зайчата!

Что случилось, ребята?

Зайки: Мы брали спички у папы

И в огне поранили лапы

В пожаре игрушки сгорели

Помоги, продавец, в этом деле

Продавец: Берите игрушки и знайте

Аккуратнее с ними играйте

Швея: Чтоб красивы окна стали в комнате у мальчиков

Зайки: Ну вот и новоселье, давайте все играть!

И всех, кто нам помог в беде хотим сюда позвать!

Повар: А я для всех испек котлет

Приготовил винегрет

Все к столу вы проходите

Угощения берите

Как важно было на помощь позвать:

Пожарных и полицию

Швею и маляров

В беде помочь, вам зайчики

Каждый был готов!

А вы, ребята, поскорее подрастайте

Из моря профессий свою выбирайте.

Мораль нашей сценки была такова:

Человеку без профессии прожить никак нельзя!!! (последнюю строчку говорят хором)

Ведущий 1: Спасибо нашим артистам! Вы устали? Предлагаю передохнуть и поиграть в игру «Кому это нужно для работы?».

На полу, на листах бумаги разложены предметы и инструменты людей разных профессий в перепутанном порядке, вы под музыку идёте по кругу, по окончании музыки вы берёте понравившийся предмет и кладёте на стул с картинкой профессии, предмет, к которой он принадлежит.

Врач- шприц, фанендоскоп, витамины, бинт, градусник, аптечка, таблетки, капли.

Повар- поварёшка, кастрюля, ложка, тёрка, тарелки, плита.

Строитель- шпатель, доска, кирпичи, мастерок, экскаватор-игрушка.

Продавец- весы, касса.

Водитель- ключи, руль, насос.

Швея- нитки, сантиметровая лента, ножницы, отрез ткани.

Почтальон – письма, газеты, журналы, посылка.
Художник – краски, кисточки, палитра, картина маслом.

Ведущий 2: -Ребята, к нам в гости кто- то спешит!

Ведущий 2

Незнайка: -Тракторист учит детей.

Повар приготовил вкусный зуб.

К больному пришел грач.

Водитель сидит за кулем.

(Дети исправляют ошибки)

Ведущий 1:

Незнайка:

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.

Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.


Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.






В трубу дует... трубач.

Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

Незнайка:

Под музыку уходит.

Ведущий 1: - Предлагаю всем вместе исполнить песню!

Песня на мотив «Чему учат в школе…»

1. О профессиях всё знать,

А потом их выбирать

Чтоб счастливым в жизни быть,

И профессию любить,

Вас научат, вас научат, вас научат

2. Труд и подвиг уважать,

А безделье презирать

Нас научат, нас научат, нас научат

Добрым, чутким в жизни быть,

Свет и радость всем дарить

Вас научат, вас научат, вас научат.

Ведущий 2: - И запомните вы все в заключение:
Даже рыбку из пруда не поймаешь без труда и терпения.

Но всегда - и как было когда-то,

И сейчас в XXI наш век –

Я хочу пожелать вам, ребята,

Чтобы вырос из вас Человек.

Заключение.

Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет,
Шьет портной для нас штаны,
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!

«Как будет называться профессия?»

Закрепление навыка словообразования профессий:

    рыбу ловит – рыболов;

    пчел разводит – пчеловод;

    землю копает – землекоп;

    хлеб печет – хлебопек;

    землю пашет – землепашец.

Наоборот

    Цветовод – ... .

    Овощевод – ... .

    Садовод – ... .

    Лесоруб – ... .

Звучит весёлая музыка, вбегает Незнайка.

Здравствуйте ребята! Узнали вы меня?

Ребята, а вы знаете, что водитель управляет самолётом!

Ведущий 2 :- Да, ты что, Незнайка! Пилот управляет самолётом!

Послушай внимательно, исправьте Незнайку обязательно.

Незнайка: -Тракторист учит детей.

Повар приготовил вкусный зуб.

К больному пришел грач.

Садовник поливает цветы из линейки.

Водитель сидит за кулем.

(Дети исправляют ошибки)

Ведущий 1: - Молодцы, ребята! Исправили ошибки Незнайки!

Незнайка: - А давайте поиграем в игру «Закончи фразу»

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте!

В школе учит нас... учитель.
Строит здания... строитель.
Поезд водит... машинист.
На тракторе пашет... тракторист.
Самолетом правит... летчик.
Паркет выложит... паркетчик.
Красит стены нам... маляр.
Мебель делает... столяр.
На станке ткет ткани... ткач.
От болезней лечит... врач.
Пишет красками... художник.
Сапоги сошьет... сапожник.
Часы починит... часовщик.
Погрузит краном... крановщик.
Рыбу ловит нам... рыбак.
Служит на море... моряк.
В машине возит груз... шофер.
На комбайне работает... комбайнер.
За свинками следит... свинарка.
Доит коров всегда... доярка.
В доме свет провел... монтер.
В шахте трудится... шахтер.
Кровлю сделает... кровельщик.
Вставит стекло... стекольщик.
На барабане нам сыграет... барабанщик.
В магазине мусор уберет... уборщик.
В баскетбол играет... баскетболист.
На велосипеде едет... велосипедист.
В шахматы играет... шахматист.
В шашки обыграет нас... шашист.
В трубу дует... трубач.
На скрипке сыграет... скрипач.
Песни нам поет... певец.
Кто всех знает... МОЛОДЕЦ!

Незнайка: - Молодцы, отлично справились с заданием! Много вы знаете о профессиях! А мне уже пора!

Под музыку уходит.

Похожие публикации