Диалогическая речь у детей дошкольного. Диалогическая речь у детей дошкольного возраста. в экспериментальной группе

Людмила Козлитина
Развитие диалогической речи у детей дошкольного возраста

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим ученикам. Замечено, что часто дети испытывают затруднения у доски, понимая материал, не могут пересказать его, не могут подобрать подходящее слово, не правильно строят предложения, стесняются своей речи . Говорят тихо, невнятно, поспешно. Очень важно научить будущего школьника самостоятельно высказываться на различные темы. Связная речь является главным основным показателем умственного развития и общего кругозора дошкольников , средством общения со сверстниками, а также необходимым условием успешного обучения в дальнейшем. Важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании.

Связная речь – это развернутое , связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время.

Существует два типа связной речи : диалогическая (или диалог ) и монологическая (монолог) .

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников . Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Диалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение, побудительных (просьба, требование, вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией. В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности своего высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания.

Диалог – беседа нескольких людей, не меньше двух. Цель беседы обычно – спросить о чем –то и вызвать на ответ, побудить к какому-то действию.

Диалог –является основной формой речевого развития ребенка со взрослыми и сверстниками. Обучение диалогической речи в детском саду протекает в двух формах : в свободном речевом общении и на специальных занятиях.

Диалог сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи . Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседниками тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических умений :

1. Собственно речевые умения :

Вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими;;

Поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, соглашаться или возражать , спрашивать, отвечать;

Говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога .

2. Умения речевого этикета.

В речевой этикет включаются : обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, благодарность, прощание.

3. Умение общаться в паре, группе из 3-5 человек, в коллективе.

4. Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

5. Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам

В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая) . Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.

В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый ребенок легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем) .

В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей : учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения : формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета («Здравствуйте!» , «Доброе утро, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.

В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей. Следует поощрять разговоры по поводу вещей, не находящихся в поле зрения ребенка, содержательное речевое общение детей по поводу игр , прочитанных книг.

Построение беседы

1. Вступление (зачин) .

2. Развитие темы разговора .

3. Концовка.

Вступление имеет целью привлечь внимание детей к теме разговора . Например, вступлением к беседе могут служить такие фразы : «Я часто думаю, как себя чувствуют…» , «Мне пришлось сегодня ехать автобусом, а не….» , «Кто знает, что это у меня в руках?» . Вступлением может быть и предложенная воспитателем загадка о том предмете, о котором пойдет разговор с детьми. Беседу можно начать чтением стихов на соответствующую тему или рассматриванием картинки. Развитие темы разговора должно быть целенаправленным, и надо добиваться того, чтобы дети не отвлекались от данной темы. Иногда можно отступить от нее ради выяснения каких-то побочных фактов, но обязательно вернуться к основному предмету разговора. Для этого воспитатель, готовясь, заранее намечает план беседы. Особенность мышления детей такова , что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. Чем младше ребенок, тем он легче отвлекается, быстрее забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие –беседа призвана вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему. Заканчиваться беседа может загадкой, стихами, показом воспитателем соответствующей картины. Но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы, которым должен был научить детей в течение беседы .

Обязательность участия детей в беседе .

Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то он не упражняется в «разговаривании» и его участие в беседе только видимость. При большом количестве детей невозможно уделить внимание каждому ребенку, поэтому нужно подключать родителей, инструктируя их, как надо вести с ребенком подготовленную беседу.

Успешное овладение диалогической речью подразумевает целое направленное обучение, формирование определенных навыков, построение связных высказываний. Следует помнить, что для ребенка дошкольного возраста первостепенное значение имеет овладение диалогической речью- необходимым условием полноценного социального развития ребенка . Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. Дети достигают больших успехов в развитии диалогической речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые. Относятся к ним с чувством любви и уважения, а также когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям.

Общение составляет внутренний механизм жизни общества, социальной группы, которая заключается не в передаче информации, а именно в обмене идеями, интересами и, главное, в формировании установок, в усвоении общественно - исторического опыта.

Благодаря общению устанавливается взаимопереход между индивидуальным и общественным сознанием, осуществляется социальное наследование, познавательный опыт предыдущих поколений передается последующим.

Выделяются две основные сферы общения дошкольника -- с взрослыми и со сверстниками. У дошкольника ярко выражена потребность в самопрезентации, во внимании сверстника, желание донести до партнера цели и содержание своих действий, однако дети испытывают большие трудности в общении.

Дети четырех-пяти лет испытывают насущную потребность делиться своими впечатлениями на темы личного опыта, охотно откликаются на предложение рассказать о своих встречах в природе, о четвероногих друзьях, любимых игрушках. Однако у них не хватает терпения выслушать собеседника. В диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении; учатся контролировать друг друга и себя; учатся говорить более понятно, связно, задавать вопросы, отвечать, рассуждать. Вместе с тем, дети остро нуждаются в помощи взрослого в процессе освоения диалогического общения со сверстниками. Чтобы дети могли содержательно общаться друг с другом, необходимы определенные условия для их совместной деятельности, для взаимодействия в играх, в повседневной жизни .

Общение со сверстниками -- это важнейший показатель сформированности коммуникативной способности. Формирование коммуникативной способности включает, по крайней мере, два звена -- овладение языком и умение применять язык для целей общения в разнообразных коммуникативных ситуациях. Последнее предполагает умение строить развернутый текст и устанавливать интерактивное взаимодействие (К. Менг, А.М. Шахнарович). Интерактивное взаимодействие включает умение начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать разговор, в случае необходимости сменить тему, проявить понимание и взаимопонимание, уйти от малоинтересной темы, задать вопрос, ответить, высказать пожелание, согласие или несогласие, завершить разговор .

Умение общаться со сверстниками диалогически - весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвитии.

Уже в раннем детстве ребёнок пользуется речью как средством общения. Однако он общается лишь с близкими или хорошо знакомыми людьми. Общение в этом случае возникает по поводу конкретной ситуации, в которую включены взрослый и сам ребёнок. Общение в конкретной ситуации по поводу тех или иных действий и предметов осуществляется с помощью ситуативной речи. Эта речь представляет собой вопросы, возникающие в связи с деятельностью или при знакомстве с новыми предметами или явлениями, ответы на вопросы.

Ситуативная речь вполне понятна собеседникам, но обычно не понятна постороннему лицу, не знающему ситуации. Ситуативность может быть представлена в речи ребёнка многообразными формами.

По мере расширения круга общения и по мере роста познавательных интересов ребёнок овладевает контекстной речью. Контекстная речь достаточно полно описывает ситуацию, для того чтобы быть понятной без непосредственного восприятия этой ситуации.

Пересказ книг, рассказ об интересном факте или описание предмета не могут быть понятны слушателям без вразумительного изложения. Ребёнок сам к себе начинает предъявлять требования и пытается следовать им при построении речи.

Овладевая законами построения контекстной речи, ребёнок не перестаёт пользоваться ситуативной речью. Со временем ребёнок начинает всё более совершенно и к месту пользоваться то ситуативной, то контекстной речью в зависимости от условий и характера общения.

Контекстной речью ребёнок овладевает под влиянием систематического обучения. На занятиях в детском саду детям приходится излагать более отвлечённое содержание, чем в ситуативной речи, у них появляется потребность в новых речевых средствах и формах, которые дети присваивают из речи взрослых. Ребёнок дошкольного возраста в этом направлении делает лишь первые шаги. Дальнейшее развитие контекстной речи происходит в школьном возрасте.

Особым типом речи ребёнка является объяснительная речь. В старшем дошкольном возрасте у ребёнка возникает потребность объяснить сверстнику содержание предстоящей игры, устройство игрушки и многое другое. Часто даже незначительное недопонимание приводит к взаимному неудовольствию говорящего и слушателя, к конфликтам и недоразумениям. Объяснительная речь требует определённой последовательности изложения, выделения и указания главных связей и отношений в ситуации, которую собеседник должен понять. Объяснительный тип связной речи имеет существенное значение как для формирования коллективных взаимоотношений детей, так и для их умственного развития. Этот тип речи в дошкольном возрасте только начинает развиваться, поэтому ребёнку очень трудно выслушать до конца объяснения взрослого. Ребёнок стремится скорее начать игру, отвлекается от объяснения условий и правил игры .

Практикой установлено, что к 4-5 годам дети овладевают правилами грамматики родного языка без особых затруднений. К 6-ти годам лексикон ребенка состоит примерно из 14 000 слов. Он уже владеет словоизменением, образованием времен, правилами построения предложений. В возрасте 4-х лет появляются первые развернутые формы диалогической речи. Беседуя друг с другом, дети адресуют друг другу свои высказывания.

В старшем дошкольном возрасте разговоры более рассудительны, чаще познавательного характера, преобладает внеситуативно-деловая форма общения. В детских высказываниях чувствуется не только одобрение, но и уважение к сверстнику .

По С.Л. Рубинштейну, речь дошкольника заранее не планируется, она ситуативная в общении, бедна синонимическая лексика, характеризуется плохим структурированием предложения, связана с сиюминутной практической деятельностью. Поэтому педагогу необходимо решать комплекс лингвистических задач: развитие словаря детей, которая включает в себя и другую задачу - работа над семантикой слова. Речь ребенка, обращенная к окружающему должна быть грамматически грамотной: на протяжении всего дошкольного возраста следует решать еще одну лингвистическую задачу: формирование грамматической стороны речи (например, работа над синтаксисом) и др. задачи .

С развитием когнитивных знаний об окружающем мире у детей совершенствуется и искусство общения. М.М. Бахтин отмечает, что в речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективно-эмоциональное оценивающее отношение говорящего к содержанию своего высказывания. Это также определяет выбор лексических, грамматических и композиционных средств .

Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин отмечают, что в процессе речевой коммуникации активно работает не только звуковой язык, но и так называемая - внутренняя речь. С развитием речи общение детей становится гораздо эффективнее. Недостаточно следовать лишь грамматическим правилам и понимать значение слов. Детям необходимо так же знать, как ясно выразить свои намерения, а для этого необходимо овладеть грамматическими аспектами языка: правилами беседы, вежливыми формами обращения к людям.

В.С. Мухина отмечает, что уже в дошкольном возрасте ребенок пользуется речью как средством общения. Речь как средство общения несет в себе нем только функцию обмена информацией, но и экспрессивную, т.е. речь не только передает мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства .

Исследования Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца показали, что развитие речи тесно связано с развитием ранних форм речевого поведения, дифференциации мотивов. К 6-ти годам у ребенка формируется способность вербально выражать свои переживания, что способствует более успешному общению ребенка со сверстниками, приблизиться к адекватному пониманию себя и других.

Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С. Выготский пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи» .

А.В. Запорожец подчеркивал, что подлинной социальной практикой ребенка является игра. В игре развиваются два типа отношений: реальные детские взаимоотношения и игровые отношения.

Оба типа отношений включают диалогическое общение, причем уже в средней группе в играх наблюдаются диалоги с монологическими вставками.

Отмечая, что диалогическая форма речи ребенка в раннем детстве неотделима в своих существенных звеньях от деятельности взрослого, Д.Б. Эльконин подчеркивал: «На основе диалогической речи происходит активное овладение грамматическим строем родного языка». Анализируя этапы усвоения ребенком грамматического строя родного языка (по А.Н. Гвоздеву), он отмечал, что «в пределах диалогической формы речь ребенка приобретает связный характер и позволяет выражать многие отношения» .

Так, рассматривая функции языка, психологи выделяют, прежде всего, коммуникативную и когнитивную, к ним добавляется эмоциативная, т.е. непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию. Эмоциативная функция речи проявляется в передаче информации о своем эмоциональном состоянии, она обеспечивается словесными выражениями и варьированием речевых параметров (интонация, ритм, тон и т.д.)

Особенности диалога младших дошкольников раскрыла Т. Слама - Казаку, отметившая, что после двух лет диалог занимает значительное место в детской речи. Она выделила следующие особенности диалогической речи детей младшего дошкольного возраста:

У детей кроме простой формы обращения (зова) отмечаются просьбы, жалобы, приказы, запреты;

Многочисленные обращения принимают повелительную форму («Смотри!», «Слушай!», «Иди!»). Для них характерна эллиптическая форма высказываний, когда отдельные слова заменяют целую фразу;

Диалог принимает форму либо простого или более сложного разговора (состоящего из реплик) между двумя детьми, либо беседы между несколькими детьми;

Структура диалогов довольно проста, используются двучленные диалогические единства. Реплики краткие, содержат лишь ту информацию, которую запрашивал собеседник;

В диалоге ребёнка данного возраста важное место занимают отрицательные реплики.

Психологические исследования показывают, что детей следует обучать речевой деятельности, т.е. учить правильно, выполнять отдельные речевые действия и операции. В результате правильного выполнения речевых операций формируются автоматизированные речевые навыки (произносительные, лексические, грамматические) .

Особенно важно формировать коммуникативно-речевые умения. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вести себя с учетом ситуации общения, пользоваться разнообразными языковыми средствами и т.д.

Исследования в области психолингвистики развития, изучающей процессы овладения родным языком опровергают раннее существовавший принцип - имитативный, который подразумевает усвоение ребенком от взрослого готовых речевых образцов. Доказано, что усвоение языка происходит не только в результате простого повторения. Это процесс творческий, когда ребенок на основе готовых форм, заимствованных из речи взрослых, строит свои высказывания на осознанном уровне.

Н.И. Жинкин пишет, что внутренние механизмы речи образуются у детей только под влиянием систематически организованной речи взрослых.

Отечественные психологи (Л.С. Выготский и др.), считают, что в овладении речью, ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее -- к простой фразе, еще позже -- к сложным предложениям... Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.

А.М. Леушиной было установлено, что у одних и тех же детей их речь может быть то более ситуативной, то более контекстной в зависимости от задач и условий общения.

Этим было показано, что ситуативность речи не является чисто возрастной особенностью, характерной для детей дошкольного возраста, и что даже у самых маленьких дошкольников при определенных условиях общения возникает и проявляется контекстная речь .

Вместе с тем было показано, что на протяжении дошкольного возраста заметно снижаются показатели ситуативности и нарастают черты контекстности в речи детей, даже при задачах и в условиях, стимулирующих ситуативные формы речи.

На основании своих материалов А.М. Леушина приходит к заключению, что диалогическая речь является первичной формой речи ребенка.

Лингвистические основы данной проблемы раскрываются лингвистами - А.А. Леонтьевым, Л.П. Якубинским, Л.В. Щербой, А.М. Пешковским, Т.Н. Ушаковой, Т.А. Ладыженской и др.

Профессор Л.В. Щерба в своих исследованиях подчеркивал всю важность различения диалогической и монологической формы для изучения явлений языка: «Все наблюдения лишний раз показывают, что монолог является в значительной степени искусственной языковой формой, и что подлинное свое бытие язык обнаруживает лишь в диалоге, как естественной форме речи» .

«Применение слов «естественное» и «искусственное» в отношении монолога и диалога имеет, несомненно, условный характер; и монолог, и диалог, в конце концов, являются одинаково естественными проявлениями того или иного социального строя, как естественны в этом отношении и те причины, которые вызывают самое существование монолога, и те привходящие факторы, которые обусловливают возможность его обнаружения. Естественность диалога можно утверждать главным образом в том смысле, что он соответствует как смена акций и реакций таким социальным фактам взаимодействий, в которых социальное ближе всего подходит к биологическому (психофизиологическому). Диалог, являясь несомненным явлением культуры, в то же время в большей мере явление природы, чем монолог». (Л.П. Якубинский) .

Л.П. Якубинский также отмечает, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

Известный языковед, А.М. Пешковский, считает сознательное пользование языковыми средствами основным отличием литературной речи от обыденной (в частности - диалога).

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Ее возникновение и развитие вызываются потребностями общения, нуждами жизнедеятельности. Противоречия, возникающие в общении, ведут к развитию речевой способности, к овладению все новыми средствами общения, формами речи. В исследованиях, проведенных под руководством М.И. Лисиной, установлено, что содержание и уровень развития речи детей определяются характером их общения, как со взрослыми, так и сверстниками.

По словам Н.И. Жинкина, внутренние механизмы речи образуются только под влиянием систематически организованной речи взрослых. Он писал, что при передаче сообщения в мозг вводятся два вида информации: а) о предметах и явлениях окружающего мира; б) о правилах языка, на котором это сообщение подается. Последний вид информации вводится в неявной форме, поскольку правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится. Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг человека языка в неявном виде, т.е. через речь.

Итак, в основе речевого общения лежит диалог. Лингвисты характеризуют диалог как наиболее простую и доступную форму речи, они указывают, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические конструкции, относительно ограниченный словарь.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать разговор) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Именно в диалоге развивается умение выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста .

Лингвисты характеризуют диалог как наиболее простую и доступную форму речи, они указывают на то, что в диалоге используются простые синтаксические и грамматические конструкции, относительно ограниченный словарь. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Лингвисты называют диалог первичной естественной формой языкового общения, которая состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, выражения, реплики. При этом особую роль играет мимика, жесты, интонация. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких говорящих на одну тему, связанную с какой - либо ситуацией. Связность диалога обеспечивается взаимодействием двух собеседников. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается взаимодействием двух собеседников. Речь в диалоге может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью .

В диалоге могут быть представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, дать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Самое главное, что все навыки и умения, которые формировались в процессе диалогической речи, необходимы ребенку и для развития монологической речи.

А.Р. Лурия выделяет следующие особенности диалогической речи:

Отвечающий на вопросы уже знает, о чем идет речь;

Отвечающий и спрашивающий знают ситуацию, что определяет их речевое высказывание;

Участник беседы имеет полную возможность включить в нее наряду с языковыми компонентами, выражаемыми в грамматических структурах, еще и ряд внеязыковых компонентов (мимика, жесты, средства интонации и др.), т.е. невербальные средства общения;

В диалоге прослеживается значительная грамматическая неполнота.

Все это определяет особенности грамматической структуры устной диалогической речи. Каждое высказывание характеризуется предметно - смысловым содержанием, которое различно в разных сферах речевого общения .

В отличие от монологической речи, диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Ф.А. Сохин указывает, что главным показателем произвольности, осознанности построения высказывания является способность отбора языковых средств, наиболее точно соответствующих выраженному в речи содержанию. Поэтому в целях формирования связности речевых высказываний необходимо обогащать речь детей сложными синтаксическими структурами; необходимо добиваться усвоения детьми синонимических рядов, многозначности слов, средствами выразительности речи и др. Важными средствами звуковой выразительности речи является тон, тембр, паузы, разные типы ударений, интонационный рисунок высказывания. Эта работа необходима для того, чтобы дети учились выражать голосом свое отношение к высказыванию. Точность словоупотребления должна обеспечиваться пониманием и осознанностью использования того или иного речевого оборота или речевого клише. Все вышеназванные положения приводят к выводу о том, что в детском саду следует проводить этимологическую работу .

Т.А. Ладыженская, Н.И. Формановская и др. авторы дают характеристику диалога: для диалога характерны такие выразительные формы, как интонация, темп, тон и др. - все то. Что образует речевое поведение.

Речевое общение предполагает не только умение правильно, выразительно и точно выговариваться, но и умение слушать партнера и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Н.И. Формановская выделяет правила ведения диалога, т.е. правила для говорящего и правила для слушающего.

Правила для говорящего:

1) говорящему приписывается доброжелательное отношение к собеседнику; следует избегать прямых негативных оценок личности собеседника, выражать уверенность, доброжелательность к адресату;

2) следует проявлять уместную в данной ситуации общения вежливость, с учетом общественного положения адресата, его пола, возраста и т.д.

4) говорящему предписывается поставить в центр внимания слушающего, учитывая его социальные роли;

5) говорящему следует уметь выбрать тему для разговора, уместную в данной ситуации;

6) говорящий должен следовать логике развертывания текста, следить за тем, чтобы вывод не противоречил предпосылке, чтобы следствие вытекало из причин;

7) говорящий должен помнить, что порог смыслового восприятия и концентрации внимания у слушающего ограничены, т.е. необходимо следить за тем, чтобы слушатель не устал;

8) говорящий должен постоянно вести отбор языковых средств в соответствии с избранной стилистической тональностью текста, ориентируясь не только на адресата, но и на ситуацию общения в целом;

9) говорящий должен помнить, что в устном контактном непосредственном общении слушатель не только слышит, но и видит его, а значит, принимает от него множество сигналов невербальной (несловесной) коммуникации: необходимо сохранять дистанцию между собой и партнером, быть сдержанным в меру в жестах, мимике.

Правила для слушающего:

1) не следует прерывать собеседника;

2) слушая, необходимо доброжелательно, уважительно и терпеливо относиться к говорящему;

3) не вставлять неуместных замечаний, не переводить слушание в собственное говорение;

4) выслушивая, поставить в центр внимания говорящего и его интересы;

5) вовремя оценить речь собеседника, т. е. необходимо сочетать в себе роль слушающего с ролью говорящего, умело, вступая в диалог;

6) если слушающих больше, чем два, не следует отвечать на вопрос, заданный другому собеседнику, т.е. реагировать на речь, направленную не к тебе.

Таким образом, правила для говорящего и слушающего связаны, т.к. они - две неразрывные стороны общения. Однако наблюдения показывают. Что особенно много нарушений общения со стороны именно слушающих .

М.М. Бахтин отмечает, что в речевом поведении важен и экспрессивный момент, т.е. субъективно-эмоциональное оценивающее отношение говорящего к содержанию своего высказывания. Это также определяет выбор лексических, грамматических и композиционных средств.

Исходя из единства формы и содержания предложения как грамматической категории, лингвисты определяют предложение как слову или группу слов, выражающих относительно законченную мысль и грамматически оформленных. Это обусловливает и работу воспитателя по формированию умения детей строить предложения:

Вырабатывать у детей умение достаточно полно и точно излагать свои мысли;

Развивать интонационную выразительность как «грамматическое средство оформление предложения в устной речи»;

Вырабатывать умение детей подбирать при составлении предложения наиболее точные по смыслу слова.

Очень важно научить составлять предложения разных типов. А.Н. Гвоздев неоднократно подчеркивал это и придавал огромное значение овладению синтаксисом сложных предложений, поскольку они «дают исключения связей и взаимоотношений мыслей».

Разговор воспитателя с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения воспитателя с детьми в повседневной жизни .

Разговорная речь -- наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др.

Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений. Общение воспитателя с детьми должно строиться с учетом изменяющейся на протяжении дошкольного детства потребности ребенка в общении. Следует правильно организовывать диалог с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей каждого ребенка, его интересов, уровня речевого развития .

Таким образом, можно сделать следующие выводы: прослеживается динамика развития общения на каждом возрастном этапе развития личности; овладение языковыми формами происходит на осознанном уровне в процессе коммуникативно-речевой деятельности.

ПЛАН

1. Значение беседы, разговора воспитателя с детьми – как метода формирования диалогической речи

2. Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни и на различных занятиях

3. Сущность бесед и занятий, их тематика

4. Построение бесед-занятий и приемы обучения, используемые в беседе


Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. К словесному методу относится беседа.

Так как беседа применяется тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена, то она наиболее эффективна с детьми старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Описание – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике.

Описание – констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. .

Повествование – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Повествование динамично, для него характерен переход от одного действия или состояния к другому, т.е. действительность воспринимается в процессе изменения и развития. В повествовании действие не имеет общего предметно-пространственного объекта речи.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение – модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых.

Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.

Развитие связной речи у детей выступило предметом исследования ряда психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, И.А.Синицина, Д.Б. Эльконин и др.).

С.Л. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. По его мнению, контекстная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она производится, все в ней понятно для другого из самого контекста речи.

Автор отмечает, что речь маленького ребенка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь».

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться та тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. 1:65]

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушение синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.

Практика работы показала: так называемое свободное воспитание оказывает благотворное влияние не на всех детей. Если одни – активные, ищущие – умеют вовлекать взрослого в свою орбиту, легко находят для себя интересное дело, легко вступают в контакт со сверстниками, то другие, - а их большинство, - страдают в силу своей инертности, недостаточной собственной активности, неспособности конкурировать с лидерами. Поэтому, умению вести диалог со сверстниками – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Беседа - диалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим ус­пехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь раз­ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства бесе­ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна­ния. Велика также воспитательная роль беседы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие:

«О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественно­го произведения, показом иллюстративного материала демонстрацией фильма.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни., как рассказы педаго­га и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, ком­ментирование наглядного материала.

Достаточно сложный (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же, а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами. Мысль о том, что беседа с детьми является школой для развития детской мысли, подчеркивалась в работах Н.И. Новикова, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского. В отборе содержания для разговоров с детьми они рекомендовали руководствоваться принципом доступности – идти от близкого к более далекому, от простого к сложному.

Главное дело в том, чтобы говорить с ребенком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.

В педагогической системе К.Д. Ушинского особе внимание отводится методике построения бесед с детьми. Среди различных методов обучения он особое внимание отводит сократическому или спрашивающему методу. По его мнению, беседа служит не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснения и толкования уже объясненного». Эффективность беседы, по словам К.Д. Ушинского, зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей.

В работах Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого можно найти богатый материал для бесед на природоведческие темы (растения, животные, сезонные явления).

Авторы высоко оценивали беседу как метод развития речи: «Беседами направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания факты из своего запаса, которые подходят к предмету разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль работать в определенном направлении».

В дошкольной лингводидактике впервые на роль бесед в развитии речи детей обратила внимание Е.И. Тихеева.

Она писала: «Свободная непринужденная беседа, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественных факторов развития речи детей».

Е.И. Тихеева предлагала проводить с детьми беседы на общественно-политические темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и жизни детей. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой, которые применяются в современной практике дошкольного воспитания.


ЛИТЕРАТУРА

1. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

2. Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1976 г.

3. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», 1981 г.

Уже в дошкольном возрасте ребенку важно, чтобы его понимали, и он понимал других. Разговаривая друг с другом, малыши расширяют собственные знания и опыт, а также учатся взаимодействовать с внешним миром. Для этого используется диалогическая речь – обмен фразами между собеседниками.

Понятие и особенности диалогической речи

Основные коммуникативные формы в любом возрасте – и диалогическая речь. Последняя относится к наиболее распространенной и продуктивной. В беседе рождаюсь новые идеи, строятся планы, согласовываются действия.

Для малолетних собеседников их диалоги не менее важны, чем коммуникации взрослых людей. Детские разговоры, особенно в младшем дошкольном возрасте, не имеют информативной и речевой содержательности. Главное, что они помогают установить контакт.

Дошкольники еще только нарабатывают навыки беседы, но в их уже прослеживаются основные особенности диалогической речи:

  • Мотивированность. Человек, начинающий беседу, всегда имеет причины для того, чтобы заговорить. Важно, чтобы собеседник также имел желание продолжать разговор. Диалог возможен в случае заинтересованности обоих в предмете разговора. Дети с упоением могут обсуждать новую игрушку или придуманную игру, но если один из малышей не чувствует интереса, то он замолчит или отойдет.
  • Наличие адресованности. Ключевая характеристика, отличающая данную форму от монологической. Говорящий обращается к собеседнику, рассказывает именно ему о том, что родители купили хомячка, или папа привез новый набор с роботами.
  • Эмоциональная окрашенность. Кроме слов, в диалогической речи присутствует выражение эмоций: грусти, радости, удивления, обиды. Для этого используются не только слова, но и интонации, помогающие собеседнику распознать настроение второго человека.
  • Ситуативность. Первая фраза не возникает из вакуума. Именно текущие обстоятельства вокруг побуждают ребенка или взрослого затронуть определенную тему.
  • Реактивность. Характеристика, определяющая направление беседы. В диалоге участвуют два человека, и реакция второго может перевести беседу в другое русло, дать пищу для новых размышлений и высказываний, побудить к деятельности. Например, сообщение о хомячке может трансформироваться в обсуждение или придумывание ему имени, или спор о том, какой питомец лучше.

Диалогическая речь как основное средство общения дошкольников

Для дошкольников разговорная речь – это фундамент для формирования других форм, например, монологической. Развитие диалогической речи в дошкольном возрасте в дальнейшем позволяет подросшим детям .

Кроме того, общение обеспечивает познание родной речи, расширение словарного запаса и понимание значения слов, обучение минимальным правилам этикета, необходимых при беседе.

Ситуативные диалоги младших дошкольников

В младшем дошкольном возрасте речь развита достаточно для того, чтобы говорить короткими фразами, однако навык диалогового общения только начинает формироваться. Чаще всего, в 3-4 года формы диалогической речи малышей ограничиваются краткими репликам в рамках ситуации.

В песочнице, в детском саду они могут «обсуждать» вылепленный куличик или игрушку. Начало разговора обычно отличается непроизвольностью и спровоцировано ситуацией: понравилось или не понравилось «изделие песочного зодчества», желание поиграть вместе с куклой, объединить усилия в катании машинки.

В младшем дошкольном возрасте обычно нет места стеснению и замкнутости, за исключением отдельных случаев, поэтому друг с другом малыши говорят охотно, начинают разговор без боязни, хотя краткость и простота предложений не дает особенной информативности беседе.

Взрослые же для них находятся вне пределов комфортной зоны, если это не ближайшие родственники. Пришедшей в гости маминой подруге будет сложно разговорить малыша: чаще всего он ограничится несколькими ответами и побежит играть или заниматься своими делами.

Необходимо обладать значительным педагогическим опытом и навыками, чтобы побудить малыша на более продолжительный диалог с малознакомым взрослым.

Речевая диалоговая активность 5-летних детей

5 лет – период активного развития воображения, и, соответственно, начала придумывания игр, имеющих сюжет и задействующих нескольких участников. Вовлеченность в игру часто сопровождается «гвалтом»: дети обсуждают, как играть, что делать дальше, распределяют роли. В этот же период развивается внутренняя речь, то есть умение «думать словами» перед тем, как произнести их вслух.

Тихие одиночные игры обычно не требуют беседы, поэтому пик диалоговой активности приходится именно на коллективное времяпровождение. Однако в этом возрасте договориться пятилеткам еще сложно: они отлично умеют формировать собственные высказывания, но только обучаются навыку слушать собеседника. Взрослым в этом случае иногда стоит поспособствовать структурированию беседы, чтобы помочь им прийти к решению и продолжить начатую игру.

Содержательность диалогов старших дошкольников

Перед поступлением в школу ребенок уже знаком со всеми особенностями устной речи и ее основными формами, ведет диалог на высоком уровне. Вступление в беседу возможно при помощи эмоционального рассказа о впечатлениях или переживаниях. Также появившийся навык задавания вопросов помогает старшему дошкольнику инициировать беседу, спросив сверстника о чем-то. Кроме того, старший дошкольник уже умеет найти слова, чтобы заинтересовать друга и побудить начать играть вместе.

Основные диалогические навыки старшего дошкольника:

  • Слушает собеседника, демонстрируя интерес;
  • При высокой степени заинтересованности дослушивает фразы до конца;
  • Рассуждает и использует аргументы для подтверждения точки зрения;
  • Дает краткие или развернутые ответы в зависимости от ситуации;
  • Правильно формулирует и задает вопросы.

Однако в процессе игры данные навыки могут забываться под влиянием воодушевления и вовлеченности. Последовательность реплик может утрачиваться. Ребенок способен перескакивать с темы на тему, перебивать собеседника, стремясь быстрее высказать собственную мысль или идею.

При систематическом развитии диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста к поступлению в первый класс навык отличится следующими особенностями:

  • Универсальное средство общения, не требующее ситуативности;
  • Высокий уровень выразительности интонаций;
  • Употребление слов, обогащающих эмоциональность повествования;
  • Мысли формулируются связно и последовательно;
  • Диалог может протекать в различных формах: рассказ, беседа, рассуждение, выслушивание.

Условия развития связной диалогической речи дошкольников

Исходя из реалий, можно с уверенностью сказать, что практически все дошкольники нарабатывают опыт диалога со сверстниками, только у всех он разный. Это зависит как от личностных особенностей ребенка, от его , так и от регулярности общения.

Более того, в общении важна безопасная и мотивирующая атмосфера, в рамках которой ребенок мог бы смело высказывать свои мысли, не опасаясь сказать не так или сделать ошибку. К сожалению, общество сверстников не всегда расположено учитывать особенности замкнутых или флегматичных детей.

Замкнутые малообщительные или медлительные дети нуждаются в организации комфортных условий, способствующих беседе. Они не станут первыми вступать в разговор, и не будут вставлять свои реплики, когда общается несколько человек. А именно такие дети нуждаются в развитии диалоговой речи.

В подобных случаях выручает возможность развивать речевые навыки не только в свободном общении, но и организуя тренировки.

Беседа как средство формирования навыков диалога

Обучающие беседы, которые проводит взрослый, помогают ускорить развитие коммуникативного навыка дошкольников. Необходимо создать соответствующие условия, чтобы ребенок откликнулся на предложение взрослого и разговорился. Как правило, следует учесть несколько важных обстоятельств:

  • Расположить ребенка к себе. Для этого используются игрушки, картинки, питомцы в живом уголке.
  • Найти подходящее время. Беседа будет малоэффективной, если малыш стремится играть или рисовать.
  • Важно, чтобы обстановка была спокойной и ничто не отвлекало от занятия. Для разговора ребенку требуется комфорт и чувство безопасности.
  • Результативность занятий напрямую зависит от того, насколько взрослый знает ребенка: его интересы, любимые игры, отношения с близкими.
  • Построить беседу так, чтобы дошкольник больше говорил, чувствовал внимание и интерес к собственным словам, но при этом интересовался и тем, что говорит собеседник.

Для занятий можно использовать предварительное чтение сказок и повестей, которые в дальнейшем обсуждаются. Также простые поручения, требующие вступить в разговор, закрепляют навык диалога. Например, воспитатели просят показать новичку игрушки в игротеке, поручают сходить в другую группу за каким-нибудь предметом, на словах передать информацию родителям.

Еще один метод формирования диалогической речи: речевые ситуации, в которых участвуют сверстники. Воспитатель предлагает историю, задает роли и от имени персонажей дети должны обсудить произошедшее.

В результате подобных занятий дети обретают умения и формируют навыки:

  • Способность проявлять инициативу;
  • Умение использовать различные средства общения – к словам подключают мимику и жесты;
  • Навык поддерживать диалог, не отвлекаясь на посторонние предметы;
  • Проявлять внимание к словам собеседника и придерживаться ритма реплик;
  • Умение говорить доброжелательно, спокойно и без крика.

Развитие диалогической речи в сюжетно ролевой игре

В развитии навыка диалогической речи велико влияние . Данная игровая форма предполагает распределение ролей и создание сюжета, а также соблюдение правил.

Многие игры предполагают диалоговое общение как основное условие. Дошкольники многократно прокручивают сюжеты «продавец – покупатель», «прием у доктора», «дочки – матери». Диалоги в играх помогают детям незаметно развивать необходимое умение и совершенствовать его.

Хорошо развитая языковая функция — основа продуктивных взаимоотношений людей в любом возрасте. Малыши еще только учатся коммуникации, но старшие дошкольники уже должны владеть навыками вести структурированную и информативную беседу, так как в самое ближайшее время их усилия сместятся на школьное обучение, а диалогическая речь будет использоваться как развитое средство любого взаимодействия.

Елена Цуранова
Особенности развития диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Диалогическая или разговорная речь является основным видом речевого взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми, служит фундаментом для образования монологической связной речи .

Для ребенка диалог - основа познания родной речи , школа общения. Он сопутствует и охватывает все стороны его жизни, все отношения, он фактически, являет собой основу развивающейся личности .

В дошкольном возрасте дети овладевают , первоначально, диалогической речью . Диалогическая речь обладает своими особенностями , которые проявляются в употреблении языковых средств, возможных в разговорной речи .

У детей старшего дошкольного возраста умения вести диалог достигает достаточно высокой степени. Формируется способность принимать участие в беседе, с интересом слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Участвуя в диалоге , дети проявляют умения подавать уместные реплики, в зависимости от характера вопроса давать краткий или развернутый ответ . Они более оживленно принимают участие в беседе или разговоре : спорят, рассуждают, в достаточной степени аргументируют свою точку зрения, убеждают и исправляют ответ товарища, высказывают суждения и умозаключения. Демонстрируют умение правильно формулировать вопросы. Время разговора значительно увеличилось за счет выросшего багажа знаний и высокого познавательного интереса.

Между тем во время игровой и других видах самостоятельной деятельности речевая активность детей заметно снижается . В речи детей преобладают простые по своей структуре выражения. Самостоятельные высказывания имеют форму просьб, указаний и распоряжений. Причину этого можно объяснить переходом внешней речи во внутреннюю .

В речевом развитии дошкольников именно диалог со сверстниками обладает особым значением . Только в общении друг с другом они чувствуют себя по-настоящему раскованными, свободными и равными. В диалоге со сверстником максимально приходится ориентироваться на индивидуальные особенности товарища , принимать во внимание его возможности вследствие чего произвольно выстраивать свое высказывание, применяя контекстную речь.

В разговоре со сверстниками рождается содержание, которым индивидуально не обладает ни один из партнеров, оно появляется лишь во взаимодействии. Именно в диалоге они учатся самоконтролю, самодеятельности, самоорганизации.

Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. А. В. Чулкова в своих исследованиях отмечает, что дети в этом возрасте испытывают радость от общения. Они могут использовать различные типы предложений, пользоваться прямой речью. Диалоги старших дошкольников имеют более сложную структуру по сравнению с детьми младшего возраста , однако они еще малосодержательны.

Под воздействием развивающейся мыслительной деятельности изменяется содержание и форма речи детей . Проявляется способность выделять основные признаки и свойства предмета или явления, дети демонстрируют умение достаточно полного и детального анализа их.

У детей продолжает активно формироваться культура общения. Они учатся называть взрослых на «вы» и по имени отчеству, называть детей ласковыми именами , во время разговора смотреть в глаза собеседнику, не опускать голову, разговаривать спокойно, не повышая голос, не перебивать и не вмешиваться в разговор взрослых; быть вежливыми и приветливыми без навязчивости.

В старшем дошкольном возрасте дети осваивают разнообразные формулы речевого этикета, употребляют их без напоминания.

Они демонстрируют умение вступать в речевое общение различными способами :

сообщать о своих впечатлениях, переживаниях и т. п. ;

задавать вопросы;

мотивировать собеседника к общей деятельности.

Формируется умение разумно и уместно использовать интонацию, мимику, жесты.

У старших дошкольников , значительно повышается уровень инициативности в общении, появление взрослых не остается незамеченным и применяется ими для получения интересной и полезной для себя информации.

Общение в этом возрасте становиться средством освоения норм поведения, способом познания своего внутреннего мира, способом определения настроения и эмоционального состояния ребенка. Попытки сделать свою речь более выразительной объясняются стремлением детей привлечь к себе внимание. Они осваивают новые средства выразительности – сравнение, метафору, эпитет.

В процессе диалогического общения ребенок использует все части речи , совершенствуется грамматический строй языка, обогащается словарь, развивается фонематический слух . По мнению Л. П. Якубинского диалог , не только форма речи , он еще и разновидность человеческого поведения. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми он требует от ребенка особых социально-речевых умений, освоение которых происходит постепенно.

В процессе освоения диалогической речи у детей активно развивается и монологическая речь. Дети могут последовательно и связно пересказывать знакомые произведения составлять рассказы или рассказывать о событиях. Важнейшим результатом развития речи дошкольного

В развитии диалогической речи старших дошкольников можно выделить следующие особенности :

Речь, приобретает внеситуативный характер, становится универсальным средством общения;

- возрастает выразительность речи ;

- дошкольник учится последовательно и связно формулировать собственные мысли, рассуждения становятся способом решения интеллектуальных задач, а речь средством познания и орудием мышления;

Речь становится особой деятельностью , у которой есть свои виды : рассказы, рассуждения, беседы и слушание.

Делая выводы можно отметить, что дети довольно легко усваивают диалогическую речь , так как слышат ее в повседневном общении.

Ежедневно общаясь с взрослыми и сверстниками и в ходе специального обучения приемам ведения диалога , к концу дошкольного детства дети овладевают целым рядом диалогических умений :

Они проявляют инициативу в общении с собеседником, достаточно быстро реагируют на реплики, пользуются всевозможными их видами (сообщение, просьба, дополнение, вопрос и т. п.) ;

Беседуют на разнообразные темы, поддерживают беседу на заданную тему, не отвлекаются от нее, аргументируют свою точку зрения, оценивают предмет разговора, переспрашивают;

Говорят, доброжелательным тоном, с умеренной громкостью, спокойно;

Владеют многообразными формулами речевого этикета, употребляют их без напоминания;

Используют мимику и жесты;

Проявляют умение общаться в коллективе, в паре.

Речь дошкольников становится более выразительной и грамотной. Участвуя в диалоге , дети используют все части речи .

Важнейшим результатом развития речи ребенка на протяжении всего этапа дошкольного детства считается то, что к концу этого этапа речь превращается в истинное средство, общения и познавательной деятельности.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативной функции речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе развития связной речи Предлагаю фрагмент занятия, связанного с социально-бытовой ориентировкой и направленного на формирование коммуникативной функции речи. Для.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Гендерные особенности развития детей старшего дошкольного возраста в физическом воспитании ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Колесникова Галина Васильевна, воспитатель МДОУ.

Воспитатель: Леонова Ирина Сергеевна Программа «От рождения до школы» Н. Е. Васильева, Т. С. Комарова, М. А. Веракса. Основная образовательная.

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения прогулок в соответствии с ФГОС В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования одной из основных образовательных областей,.

Особенности развития речи детей старшего возраста Особенности развития речи детей старшего возраста Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы,.

Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации Развитие диалогической речи детей дошкольного возраста посредством театрализации. 1 слайд. Темой моего самообразования является «Развитие.

Специфические особенности мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень часто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Это является.

Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста Особенности развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время отмечается необходимость развития творческих.

Теоретические основы развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Введение На современном этапе развития нашего общества обострилась потребность в инициативных и коммуникабельных людях, которые могут активно.

Библиотека изображений:

Похожие публикации