Артикуляционная (речевая) гимнастика. Артикуляционная (речевая) гимнастика (методика)

Ирина Ильинская
Дыхательная гимнастика как средство развития речи

Дыхательная гимнастика , как средство развития речи .

Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи . Стоит отметить, что с каждым годом количество детей с нарушениями речи заметно выросло . Это связано с различными факторами развития ребенка : неблагоприятные воздействия окружающей среды , патологии внутриутробного развития , первые годы жизни ребенка, а в том числе, речевой культурой, в которой воспитывается ребенок. Смазанная, непонятная речь затрудняет общение не только с взрослыми, но и со сверстниками, накладывая отпечаток на черты характера ребенка. Дети с речевыми нарушениями более замкнутые, проявляют негативизм, раздражительность.

Первостепенной задачей, стоящей перед педагогами – это раннее выявление речевых нарушений и их своевременная коррекция. Воспитание правильной речи невозможно при развитии только одного компонента речи , коррекция речи должна строиться на работе над всеми компонентами речи : просодика, звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи , слоговая структура слова, развитие связной речи , а также развитие психический функций : внимание, память, мышление.

Важную роль играет эмоциональный настрой ребенка, его желание активно включаться в работу, способность проявлять волевые усилия для достижения поставленной цели. Игровой метод дает наиболее эффективный результат, поэтому свою работу я строю на различных играх, сказках, инсценировках, что способствует развитию выразительности речи , обогащению словаря.

Для успеха коррекционной логопедической работы необходима совокупность целого ряда факторов : достаточная форсированность основных психических процессов (внимания, памяти, мышления, познавательных интересов и активность ребенка, хорошо развитой общей , тонкой и артикуляционной моторики, пространственная ориентировка, а также правильно поставленное дыхание .

На постановке правильного дыхания , я хочу остановиться отдельно. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика позволяет выработать сильный, плавный, удлиненный выдох, сформировать целенаправленную воздушную струю – это позволяет ребенку более быстро освоить труднопроизносимые звуки.

Следует напомнить, что при постановке правильного дыхания существуют общие правила выполнения упражнений :

Заниматься в хорошо проветренном помещении, при t 18-20 градусов.

Одежда не должна сковывать движения.

Не заниматься сразу после приема пищи.

При заболевании органов дыхания в острой форме заниматься запрещено.

Сопроводительный текст произносит взрослый.

Необходимо следить за техникой выполнения упражнений :

Воздух набирать через нос.

Плечи не поднимать.

Выдох должен быть длинным и плавным.

Щеки не надувать.

Дозировать выполнение упражнений (индивидуально, так как может закружиться голова.

Предлагаю вашему вниманию несколько дыхательных упражнений , которые можно использовать в работе.

«Дует с горки ветерок»

Язык принимает артикуляционную позу «горка» . Сохраняя это положение языка. Подуть так, чтобы выходила холодная струя воздуха. Взрослый демонстрирует упражнение и предлагает детям самим выполнить дыхательное упражнение и проверить поднесенной к губам ладонью, какой воздух (ветерок) выходит изо рта : теплый или холодный. Ладонь около рта следует держать вертикально.

Ветер дует-задувает,

Но ребят он не пугает.

«Попьем»

Вытянуть губы «трубочкой» и втянуть в себя воздух. Затем взрослый предлагает выполнить упражнение «Трубочка» и вновь повторить упражнение.

Пьет апельсиновый сок

Из трубочки мамин сынок.

«Машина»

Подуть на сомкнутые и слегка расслабленные губы так, чтобы они начали вибрировать.

Ехал, ахал, до реки доехал.

Как перебраться на другой берег?

Кругом вода, одна вода.

Поплыл на лодочке туда.

Бегает в калошах

Быстрее, чем лошадь.

«Парашют»

Поднести ладонь с комочком ваты к губам и подуть на комочек. При этом губы сложить в легкую улыбку, щеки не надувать.

Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик.

Через несколько минут

Опустился парашют.

«Песенка воды»

Длительно произносить звук С. При этом губы сложить в улыбку, а языком упереться в нижние зубы. При правильной артикуляции поднесенная ко рту ладонь ощущает холодную струю воздуха. Предложите детям проверить, какая струя воздуха выходит изо рта – теплая или холодная.

Квакают у ручья лягушки :

«Течет, течет - не вытечет,

Бежит, бежит – не выбежит».

«Греем ручки»

Быстро тереть одна о другую ладони, затем поднести их к лицу и подышать на ладони со звуком Х. Взрослый спрашивает у детей : «Согрелись ручки?» Выполнять упражнение несколько раз.

«Холодный ветер»

Поднести ладонь к губам, широко улыбнувшись, длительно произносить звук С. Ладонь поднести ко рту, ощутить холодную струю воздуха.

«Зимой ветер был холодный, неласковый Вот такой» .

«Теплый ветерок»

Поднести ладонь к губам и, вытянув губы вперед в виде рупора, длительно произнести звук Ш. Ладонь поднести ко рту, ощутить теплую струю воздуха.

«А теперь ветерок стал теплым и ласковым. Всех вокруг обогреет, порадует : цветам расправит лепестки, пригладит травку на лугу, поможет птичкам на лету. Вот он какой».

«Душистый цветок»

Поднеси к носу цветок, и сделать глубокий вздох носом, а выдох ртом. Одновременно на выдохе произнести фразу :

Ах, как приятно пахнет!

А кто это летит –

Крылышками машет,

Над цветочком пляшет?

«Пар»

Несколько раз подряд произнеси звук П.

«В нем вода бурлит, кипит.

«Буль-буль» ,- нам говорит.

Взрослый обращается по очереди к каждому из детей и просит повторить звукоподражание в разном ритме.

«Зайчишка - трусишка»

Делать глубокий вдох и медленный выдох через рот. Ладони положить на живот и следить за его движениями – увеличение в объеме при вдохе и уменьшением при выдохе.

Взрослый произносит текст :

В животе у зайки пусто.

Где б найти ему капусту?

Ребята, давайте зайчика угостим. На, зайчик, капусту»

«Ежик фыркает»

Несколько раз подряд произносить звук Ф. Для этого верхнюю губу приподнять, а нижней губой прикасаться к верхним зубам.

У меня в иголках шерстка

И в норе запасов горстка.

Лучше ты меня не дрожь!

Я – колючий серый еж!

«Футбол»

Из комочка ваты скатайте шарик – это мяч. Поставьте на некотором расстоянии друг от друга два кубика – это ворота. Ребенок дует на мяч, пытаясь забить гол. Комочек ваты должен оказаться между двумя кубиками.

«Шторм в стакане»

Вам понадобиться трубочка для коктейля и стакан с чистой водой. Посередине широкого языка кладется трубочка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через трубочку, чтобы вода бурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Существует огромное множество игр и упражнений на развитие правильного дыхания с предметами (бутылочки, трубочки, мячики, салфетки и т. д.) и без предметов. Используя в своей работе упражнений на постановку правильного дыхания , позволяет сделать работу по развитию речи более эффективной и заметно ускорить коррекцию звукопроизношения.

Веселые и эффективные артикуляционные упражнения и игры помогут вашему малышу научиться правильно произносить звуки. Книга адресована родителям и педагогам.

Из серии: Уроки логопеда (АСТ)

* * *

компанией ЛитРес .

Активная артикуляционная гимнастика

Активная артикуляционные гимнастика – это гимнастика для нижней челюсти, губ, щек и языка. Ее ребенок выполняет сам по образцу, данному взрослым.

Артикуляционные упражнения бывают статическими и динамическими.

Статические упражнения предполагают удержание органов артикуляции в определенном положении в течение 3–10 секунд. Чем старше ребенок, тем дольше он может удерживать язык или губы в заданном положении. Чтобы помочь малышу, вы можете считать вслух, например, вот так: «Раз, два, три – от-дох-ни!» или же «Раз, два, три, четыре, пять – теперь можно отдыхать!»

В отличие от статических, динамические упражнения основаны на многократном повторении одного и того же движения. Эти упражнения развивают умение переключаться с одной артикуляционной позы на другую, поэтому их нужно выполнять в быстром темпе под счет взрослого: «Раз-два, раз-два…» или же по команде. Например, в упражнении «Качели», когда нужно поднимать и опускать язык, можно вместо «Раз-два» подсказывать: «Вверх-вниз, вверх-вниз».

Все артикуляционные упражнения выполняются перед зеркалом так, чтобы ребенок мог видеть и лицо взрослого, движения которого он копирует, и собственное лицо. Следите, чтобы малыш правильно выполнял все движения. Если же ему не удается повторить за вами какое-то упражнение, нужно помочь ему, вернувшись к аналогу этого упражнения в пассивном варианте (выполнить движение при помощи пальцев или чайной ложечки).

Комплекс упражнений для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет)

С ребенком младшего дошкольного возраста следует разучить комплекс общеукрепляющих артикуляционных упражнений, направленных на развитие речевого аппарата в целом. Эти упражнения можно считать прекрасной профилактикой возникновения дефектов речи.

Для начала предложите малышу рассмотреть перед зеркалом свои органы артикуляции и назвать их: «Губы, зубы, щеки, язык». Обратите внимание ребенка, что у него есть верхняя и нижняя губы, верхние и нижние зубы. Расскажите малышу, что язычок очень подвижный и ловкий и умеет выполнять самые разные движения.

В первую очередь предложите игры для губ, щек и нижней челюсти и лишь затем переходите к упражнениям для развития подвижности языка.

Артикуляционная гимнастика не должна превратиться лишь в череду утомительных и скучных упражнений. Она должна быть веселой игрой, увлекшись которой, малыш будет учиться незаметно для себя. Только тогда речевая моторика ребенка будет развиваться быстро и успешно.

Не нужно стремиться к тому, чтобы за одно занятие выполнить с малышом все упражнения комплекса. Лучше заниматься несколько раз в день, каждый раз выполняя по 2–3 упражнения. Г лавное условие эффективных занятийхорошее настроение ребенка. Поэтому заканчивать гимнастику следует чуть раньше, чем об этом попросит он сам. Т огда у вас будет уверенность, что и в следующий раз малыш охотно согласиться заняться этим не слишком простым, но увлекательным для него делом.

Упражнения для нижней челюсти, губ и щек

Птенчик (статическое артикуляционное упражнение)

Предложите малышу поиграть: он будет птенчиком, а вы – мамой-птичкой. Скажите «птенчику», что сейчас вы будете его кормить. Попросите ребенка широко открыть рот (покажите, как именно) и подержать его так несколько секунд. (Положение губ, как при произнесении звука [а].)

Поднесите пальцы руки, сложенные щепотью, к открытому рту ребенка, словно вы что-то кладете или насыпаете. При этом расскажите стихотворение:

Ротик шире открывай -

Кушай, птенчик, не зевай!

Хоботок (статическое артикуляционное упражнение)

Покажите малышу, как надо с напряжением вытянуть вперед губы, чтобы они напоминали хоботок слоника (положение губ, как при утрированном произнесении звука [у]).

Попросите малыша повторить упражнение, удерживая губы «хоботком» 3–5 секунд.

Выполнять упражнение можно под такой стишок:

Губки в трубочку сложи -

Хоботок всем покажи.

Улыбка (статическое артикуляционное упражнение)

Игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [и], [с], [з].

Широко улыбнитесь, обнажив сомкнутые зубы (положение губ, как при произнесении звука [и]). Прикус естественный: нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.

Попросите ребенка улыбнуться в ответ и удержать губы в улыбке 2–5 секунд. Расскажите ему стихотворение:

Улыбнись мне поскорей,

Тяни губки до ушей!

Колечко (статическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что умеете делать колечко: вы открываете рот, округлив губы (положение губ, как при произнесении звука [о]), и вытягиваете их вперед. Удержите губы в таком положении 2–5 секунд, а потом предложите ребенку самому сделать такое же колечко.

Расскажите стихотворение:

Губки круглые сложи

И колечко покажи.

Малыш плачет (динамическое артикуляционное упражнение)

Скажите малышу, что, когда маленький ребенок плачет, он кричит: «УА-УА!», а за тем произнесите это звукоподражание, но беззвучно, только шевеля губами. Таким образом, вы показываете одно за другим артикуляционные упражнения «Хоботок» и «Птенчик».

Попросите ребенка повторить эти движения губами.

Менять положение губ нужно 2–5 раз подряд.


Веселый и грустный (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра также вырабатывает навык быстрого изменения положения губ. Расскажите ребенку, что, когда человеку весело, он всегда улыбается, а когда грустно, его губы собираются в тру бочку.

Покажите малышу сначала веселого человечка, а потом грустного (движение губ, как при последовательном произнесении звуков [и] – [у]).

Сменить положение губ надо 2–5 раз.


Шарик (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите, как можно надуть щеки и удерживать их в таком положении 3–5 секунд. Если ребенку не удается повторить, предложите ему просто дунуть, а сами сожмите в этот момент губы малыша своими пальцами. В результате щеки надуются. Удерживать щеки в таком положении надо в течение 2–5 секунд.

Затем покажите, как поднести к щекам кулачки и слегка ударить ими по щекам. «Шарик» лопнет, а воздух, издав звук, выйдет наружу. Расскажите стихотворение:

Шарик надувай,

Воздух выпускай.

Поцелуй (статическое и динамическое артикуляционные упражнения)

Покажите малышу, как можно втянуть щеки внутрь рта, всосав в себя воздух. При этом нижняя челюсть слегка опущ ена, губы сомкнуты. Удерживайте такую позу в течение 2–5 секунд, а затем с усилием разомкните губы, слегка причмокнув. Если ребенку не удается втянуть щеки, предложите ему вытянуть губы немного вперед и причмокнуть. Повторите упражнение 2–5 раз.

Научите малыша посылать воздушный поцелуй. Следите за тем, чтобы ребенок чмокал губами именно в тот момент, когда подносит свою ладошку к губам, а не раньше и не позже. Расскажите стихотворение:

Губки в трубочку сложу я,

Потом маму поцелую.

Рыбка (динамическое артикуляционное упражнение)

Эта игра подготовит губы ребенка к произнесению звуков [м], [п], [б].

Скажите малышу, что рыбка разговаривать не умеет:

Ротик открывает,

Что сказать, не знает!

Затем изобразите, как рыбка «пускает пузыри». Для этого сначала широко открывайте рот, потом резко закрывайте, плотно смыкая губы. Постепенно увеличивайте темп.

Теперь предложите малышу самому изобразить рыбку, пускающую пузыри.

Когда малыш научится выполнять упражнение, расскажите стихотворение:

Рыбка ротик открывает -

Пузыри она пускает.

Тигр (статическое артикуляционное упражнение)

Игра, развивая подвижность губ, подготавливает их к произнесению звуков [о], [н].

Предложите малышу изобразить тигра.

Для этого продемонстрируйте «тигриный» оскал: отведите губы в стороны и обнажите зубы.

Теперь попросите ребенка не только оскалиться, но и выставить когти.

Для этого ему нужно поднять кисти рук к лицу, согнуть пальцы, напрячь их и удерживать в таком положении.

Расскажите стихотворение:

Злого тигра всякий знает:

Тигр всех вокруг пугает.

Упражнения для языка

Лопатка (статическое артикуляционное упражнение)

Посмотрите на малыша, улыбнитесь, откройте рот и положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу.

Скажите малышу, что язычок похож на лопатку, и предложите ребенку показать его «лопатку». Пока ребенок удерживает язык в течение 3–5 секунд, расскажите стихотворение:

Вот она, лопатка, -

Широка да гладка.

Прятки (динамическое артикуляционное упражнение)

Расскажите малышу, что язык умеет играть в прятки, и покажите, как он это делает. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий, расслабленный язык на нижнюю губу, как и в предыдущем упражнении, а затем отодвинь те язык за нижние зубы – «язычок спрятался». Предложите малышу поиграть в прятки со своим язычком и совершить 3–5 таких движений.

Конец ознакомительного фрагмента.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Речевая гимнастика. Игры и задания для развития речи у дошкольников (О. А. Новиковская, 2010) предоставлен нашим книжным партнёром -

Артикуляционные органы нужны для правильного произношения звуков. Благодаря их силе мы говорим сплошным потоком речи, а не вырываем отдельные звуки. С малых лет человек совершает множество манипуляций артикуляционным аппаратом, благодаря чему развивается речевой навык. Иногда у ребенка возникают трудности с произношением слов. Тогда на помощь приходит артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие речи.

Цель артикуляционной гимнастики – развитие силы речевого аппарата, оттачивание верных движений органов, важных для четкого произношения звуков, слов, соединения их в единый поток речи.

Артикуляционная гимнастика для детей состоит из множества комплексов, каждый из которых направлен либо на общее формирование речи, либо на устранение речевых дефектов. Правильно составить комплекс может логопед. Но к нему обращаются, как правило, только при выявлении каких-либо недостатков.

Внимание! Если дефекты произношения кажутся вам слишком сильными, кроме логопеда, стоит посетить врача-невролога. Недостатки могут быть симптомами серьезных патологий.

Если здоровье в порядке, родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях. Артикуляционные упражнения для детей развивают мышцы речевого аппарата и стимулируют активную и правильную речь.

Артикулярная гимнастика будет полезна, если выполнять такие рекомендации:

  • Артикуляционные упражнения для детей нужно подавать в игровом стиле. В малом возрасте ребята еще не осознают, что гимнастика им необходима. Поэтому стараться и правильно выполнять просьбы родителей они будут, если им интересно.
  • Под каждое занятие можно распечатать красочные картинки, так интерес малыша усилится еще больше.
  • Ребенок не видит своего лица, поэтому желательно поставить перед ним зеркало.
  • Если малыш не справляется с упражнением языка, ему стоит помочь. Для этого его язык нужно направить в нужную сторону с помощью ложки или другого безопасного предмета.
  • Пока малыш еще не привык к занятиям, в комплексе должно быть не более 2-3 упражнений. Постепенно со временем можно добавлять по 1-2 упражнения за занятие.

Артикуляционная гимнастика для детей должна проводиться регулярно. Важно следовать таким правилам:

  • Занятия стоит проводить каждый день. Оптимальный вариант – 3-4 раза в день по 3-5 минут. При большей нагрузке малыш устанет.
  • Каждое упражнение должно повторяться не менее 5 раз.
  • Если подразумевается статическая нагрузка, нужно выполнять задание в течение 10-15 секунд.
  • В начале занятия ребенку нужно предложить самые простые упражнения, а потом постепенно переводить его к более сложным.
  • Если подопечный не может окончательно освоить какое-либо из упражнений, не стоит вводить в комплекс что-то новое. Нужно дождаться, пока малыш сможет выполнять уже присутствующие в комплексе упражнения.
  • Нельзя вводить в комплекс более 1 нового упражнения. Например, если занятие состоит из 2 упражнений, то за один раз можно ввести только одно, чтобы в сумме их было 3, но не более.
  • Оптимальная поза для выполнения упражнений – сидя, руки расслаблены, спина прямая. Но если ребенку не комфортно сидеть, нужно позволить ему стоять.
  • Малыш должен отлично видеть не только свое лицо, но и лицо родителя. Поэтому перед зеркалом должен находиться не только он, но и взрослый.
  • Родитель должен показать, как правильно делать упражнение, а затем контролировать правильность выполнения.

Сначала упражнения артикуляционной гимнастики могут даваться с трудом, но со временем малыш их полностью освоит.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Малыши такого возраста не способны концентрироваться на чем-то длительный промежуток времени. Они очень быстро утомляются, поэтому в комплекс нужно включать по 2-3 упражнения. Вот оптимальные динамичные занятия для детей до 4 лет:

  • «Змейка». Скажите ребенку, чтобы он высунул язычок и тянулся им вперед как можно дальше. При этом он должен быть максимально узким, то есть напоминать маленькую змейку.
  • «Тесто». Ребенок должен расслабить язычок, уложив его на нижнюю губу. Затем нужно то открывать, то закрывать ротик. Язык должен находиться в одном и том же положении.
  • «Чистка зубов». Кончик языка должен скользить по верхнему и нижнему ряду зубов слева направо. Это упражнение повторяется по 2 раза с верхним и нижним рядом.
  • «Часы». Малыш должен с помощью языка имитировать часовой маятник. Для этого нужно приоткрыть рот, а затем кончиком языка касаться то правого, то левого уголка.
  • «Качельки». Это упражнение, очень похожее на предыдущее, только язычок должен то подниматься вверх, то опускаться вниз, имитируя качели.
  • «Хомячок». Ребенок должен надуть обе щеки, показывая хомячка, который кушает что-то. Затем нужно поочередно надувать то правую, то левую щеку.
  • «Шарики». Как и в прошлом упражнении, ребенок должен максимально надуть щеки. Затем попросите его, чтобы он ручкой слегка ударил по ним, чтобы воздух полностью вышел.

Все динамические упражнения выполняются в соответствии с рекомендациями, данными в предыдущем разделе. Вот несколько полезных статических занятий. Напоминаем, в статических упражнениях ребенок должен сидеть 10-15 секунд:

  • «Бегемотик». Малыш должен широко раскрыть ротик и остаться в такой позе.
  • «Улыбка». Попросите ребенка сильно улыбнуться, но при этом не показывая зубов, и замереть в таком положении.
  • «Хобот». Ребенок должен скрутить губы в трубочку, как уточка, и замереть в таком положении.
  • «Блинчик». Нужно полностью расслабить мышцы языка, уложив его на нижнюю губу, замереть в такой позе.
  • «Голодный хомячок». Полная противоположность упражнению «хомячок». Ребенок должен максимально втянуть щеки.

Для максимального эффекта статические и динамические занятия нужно менять. Чередуйте их, показывайте малышу все на своем примере, параллельно проводите логичные ассоциации. Например, упражнение «Хобот» можно ассоциировать с маленьким слоненком.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-7 лет

Дети от 5 лет, если с ними занимались ранее, уже хорошо подготовлены к выполнению упражнений, поэтому время занятий можно продлить на 3-5 минут. Упражнения из предыдущего комплекса вполне подойдут для этой возрастной категории, но их нужно постоянно дополнять. И делать это можно с помощью таких упражнений:

«Заборчик». Как в одном из предыдущих упражнений, ребенок должен широко улыбнуться. Отличие в том, что теперь зубы должны быть максимально обнажены.

«Парус». Ребенок должен кончик языка опереть о верхние зубки, замерев в таком положении.

«Маляр». Малыш должен представить, что его язычок – это кисточка, с помощью которой он должен покрасить небо. Кончиком языка нужно проводить по небу от горла к зубам.

«Индюк». Малыш должен двигать языком по верхней губе вправо и влево в быстром темпе.

«Чашка». Ребенок должен широко раскрыть ротик, поднять язычок вверх, но при этом не задевать им зубки.

«Варенье». Ребенок должен представить, что его верхняя губа испачкалась в варенье. Язычком нужно слизать лакомство. Для более творческого подхода и заинтересованности малыша его губу действительно можно измазать в варенье.

«Дятел». Ребенок должен представить, что его язычок – это клюв дятла. Им нужно в быстром темпе стучать по верхнему ряду зубов.

«Лошадка». Малыш должен «цокать» язычком, имитируя стук лошадиных копыт. С первого раза это упражнение может не получиться, но со временем он его полностью освоит.

«Грибок». Малыш должен «приклеить» язычок к небу и остаться в таком положении на несколько секунд.


«Гармошка». Сначала ребенок должен принять позу из предыдущего положения. Затем ему нужно несколько раз открыть и закрыть ротик.

В 3-4 года уже можно понять, насколько активно и правильно развивается детский артикуляционный аппарат, есть ли у ребенка отклонения. Артикуляционная гимнастика – это способ ускорить развитие речи, не допустить появления недостатков.

Но если они уже имеются, наилучшим вариантом будет визит с ребенком к доктору. Он составит индивидуальную программу занятий, подберет оптимальные упражнения, объяснит, можно ли заниматься в домашних условиях или лучше отдать инициативу в руки педагогов-логопедов.

Упражнение для детей от 7 лет

Развитие артикуляции связано с постоянным закреплением предыдущих результатов и освоением новых упражнений. Поэтому к предыдущей программе можно добавить и новые занятия:

  1. «Кролик». Ребенок должен сильно сомкнуть зубки, приподняв верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы. В таком положении нужно замереть.
    Можно чередовать упражнения «Улыбка» и «Трубочка».
  2. «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, как уточка, а затем плотно сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
  3. «Рыбка». Ребенок должен имитировать движения губами рыб. Для этого он должен беззвучно хлопать губами.
  4. «Злая лошадка». Нужно изображать «фырканье» лошади. Для этого необходимо вдохнуть как можно больше воздуха и с силой выдохнуть его ртом, не раскрывая его. Губы начнут вибрировать, имитируя лошадку. Ребенок должен широко раскрыть рот, а затем втягивать губы внутрь как можно дальше.
  5. «Кошечка». Язычок ребенка должен изображать кошку, которая сердится и поэтому выгнула спинку. Для этого малыш должен приоткрыть ротик, кончик языка опереть о нижние зубки, чтобы спинка язычка смотрела вверх.
  6. «Покалывание». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка покалывая то одну, то вторую щеку.

Цель артикуляционной гимнастики – это выработка правильной речи. Если проблемы не устранены в детстве, то такая методика применяется и во взрослом возрасте. Хотя в большинстве случаев в лечении дефектов у взрослых людей может помочь только врач.
Эффективность выполняемых упражнений будет заметна уже через 2-3 месяца регулярных занятий. Но при этом важно, чтобы ребенок выполнял их с интересом и правильно.

Каждой любящей маме хочется, чтобы ее кроха поскорее смогла правильно произносить звуки и связно говорить. Для формирования речи малыша очень важно постоянно вести с ним беседы и произносить слова без искривлений. Однако этого недостаточно для развития артикуляционного аппарата ребенка.

Гимнастикой языка родители помогут малышу поскорее научиться правильно произносить звуки и слова. Регулярные и кратковременные занятия дадут ребенку преимущество перед сверстниками, а взрослым – еще один повод для радости и гордости.

Логопедическая гимнастика позволяет:

  • избавиться от вялости речи (так называемой «каши во рту»);
  • улучшить кровоснабжение языка;
  • развить речевой аппарат малыша не по месяцам, а по дням;
  • определить физиологические нарушения на ранней стадии;
  • избавить ребенка от насмешек сверстников из-за дефектов речи.

Гимнастикой языка можно добиться правильного произношения и отдельных звуков, и их групп. Для начала сеансов вовсе не обязательно требовать от ребенка несвойственной ему усидчивости и отводить его к специалисту насильно. Даже пара минут правильных «кривляний» в день может принести плоды. Во время переодеваний фыркайте, цокайте и складывайте губы трубочкой вместе с малышом. С одной стороны, ему будет весело заниматься рутинными делами. А с другой – такие невинные шалости помогут развить его речевой аппарат.

Базовые правила гимнастики языка

Как и любой комплекс упражнений, речевая гимнастика приносит результат только в случае ее правильности и регулярности.

Для развития артикуляционной способности детей стоит руководствоваться следующими правилами:

  • Занятия должны длиться не более 10 минут, так как малыш быстро утомляется. Ему сложно подолгу концентрироваться на чем-то, поэтому родителям нужно быть терпеливыми и нетребовательными.
  • Позвольте ребенку следить за положением языка с помощью зеркала.
  • Превратите занятия в очередную увлекательную игровую активность. Не акцентируйте внимание на важности речевой гимнастики, не утомляйте ребенка скучными объяснениями и не вынуждайте его держать язык в одном положении дольше 10 секунд.
  • Выберите для занятий спокойный темп. Не стоит торопить кроху, но, в то же время, не позволяйте ребенку лениться.
  • Следите за точностью выполнения гимнастики для языка, чтобы занятия не превращались в бессмысленные кривляния перед зеркалом.

Если зарядка для развития речевого аппарата дается малышу с большими усилиями, то не усердствуйте, а обращайтесь к логопеду.

Виды артикуляционной гимнастики

С малых лет родителям стоит уделять внимание развитию речи ребенка, а именно – выполнению артикуляционной гимнастики. Логопедические тренировки бывают статическими и динамическими. Первая группа занятий предполагает, что язык «застывает» в одном положении. При выполнении динамических упражнений задействованы все органы речевого аппарата. Только регулярное и правильное повторение артикуляционной гимнастики для детей возымеет эффект.

Статические упражнения:

  • «Птенчик» – ребенок широко открывает ротик, как птенец, которому мама положит туда угощение. Язык в расслабленном положении лежит в ротовой полости.
  • «Лопатка» – малыш широко открывает ротик и укладывает на нижнюю губу язык в расслабленном состоянии. Важно следить за тем, чтобы при выполнении этого упражнения в действиях ребенка не было напряжения.
  • «Чашечка» – малыш широко открывает ротик и приподнимает боковые края языка так, чтобы они не касались зубов.
  • «Трубочка» – ребенок смыкает губы и максимально вытягивает их перед собой.
  • «Гриб» – маленький ученик прислоняет язык к небу и открывает рот как можно шире.
  • «Горка» – малыш широко открывает рот. Кончик языка должен упираться в нижние резцы.

При выполнении статических упражнений важно не только зафиксировать орган речевого аппарата в правильном положении. Занятую позу нужно удерживать 5-10 секунд. Выполнение динамических упражнений сопровождается счетом. Взрослый должен следить за тем, чтобы малыш вовремя менял положение языка и других речевых органов и справлялся с заданиями без сложностей.

  • «Часики» – ребенок приоткрывает рот и демонстрирует свою улыбку, а затем делает язык узким и пытается дотянуться его кончиком до уголка рта.
  • «Качели» – малыш открывает ротик и тянется языком к подбородку и носу.
  • «Конфета» – ребенок смыкает губы и поочередно утыкается языком в левую и правую щеку. Со стороны это должно выглядеть так, будто бы он прячет леденец. Обязательно покажите ребенку правильное положение языка.
  • «Лошадка» – малыш прислоняет язык к небу, громко и отчетливо цокая.
  • «Маляр» – ребенок широко открывает рот и широким кончиком языка, будто кистью, водит слева направо от верхних резцов к мягкому небу.

Эти простые упражнения взрослые могут выполнять со своими крохами где угодно, даже без помощи логопеда. Но если какое-то задание вызывает у малыша сложности, то от консультации специалиста отказываться не стоит.

Артикуляционные упражнения будут интересны и детям, которым только исполнилось 2 годика, и детсадовцам 4-х лет, и дошкольникам в 5.

Гимнастика языка: интересно и весело

Родителям стоит превратить тренировки для развития речи в увлекательную игру. Не стесняйтесь проявлять творческий подход. Например, пообещайте, что угостите малыша леденцом, если он покажет, как его можно спрятать за щекой. Намажьте носик крохи шоколадом или вареньем и попросите его облизать угощение языком. Пообещайте поиграть с ребенком в любимую игру после «кривляний».

Помогайте малышу шпателем занять нужное положение языка. При первом выполнении задания возможна напряженность, но после нескольких повторений действия ребенка будут осмысленными и легкими. Не забывайте делать и статические, и динамические упражнения. Они дают должный эффект только в комплексе.

Если после регулярного выполнения заданий вы все еще замечаете слабые места в речи ребенка, то проконсультируйтесь с логопедом.

Комплекс артикуляционной гимнастики для щек и губ

Для развития речи нужно не только тренировать язык. Чтобы увеличить буквенный охват , важно уделять дополнительное внимание губам и щекам. Базовые упражнения артикуляционной гимнастики:

  • Малыш покусывает, похлопывает и растирает щеки так, будто бы их только что потрепал мороз.
  • «Сытый хомячок». Ребенок надувает щеки, а потом выпускает из них воздух. Когда выполнение этого упражнения не будет вызывать особых проблем, его стоит усложнить. Попросите малыша надувать щеки поочередно.
  • «Креветка». Предложите крохе с усилием втянуть щеки. Не забудьте продемонстрировать пример.
  • «Сдутый шарик». Малыш надувает щеки, а потом легонько хлопает по ним ладошками, чтобы с шумом выпустить воздух.

Для развития артикуляционного аппарата родителям нужно постоянно заниматься с ребенком. Вышеперечисленными упражнениями можно занять внимание малыша, когда вы стоите в очереди к терапевту, едете в общественном транспорте или идете домой с дошкольного учреждения. На прогулке просите ребенка повторить звуки, которые он слышит: песню на звонке, звук проезжающего мотоцикла, лай собаки и так далее. Если кратковременная логопедическая гимнастика выполняется регулярно, ваше сокровище быстрее научится связной и осмысленной речи. Показывайте все упражнения на собственном примере и не ругайте ребенка в момент неудачи, чтобы не отбить охоту следовать вашим указаниям. Если вы начнете заниматься с двухлетним малышом, то уже к 4 годикам он сможет внятно и четко рассказывать все стихи на утренниках.

Способность говорить – это великолепное умение, дарованное человеку. Чтобы малыш внятно произносил слова, нужно прилагать усилия и не жалеть времени на развитие грамотной речи. Поддержка и внимание родителей – это то, без чего гармоничное развитие личности просто невозможно. Терпеливое наставничество и регулярное повторение упражнений для тренировки языка и всего артикуляционного аппарата позволят малышу радовать родителей своими успехами.

С малых лет малыш с помощью взрослого может выполнять задания для тренировки речи. При этом очень важно соблюдать «золотую средину»: относиться к упражнениям серьезно, но, в то же время, не требовать от крохи невозможного.

На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Ее продолжительность 3-5 минут. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2-3. При отборе материала надо учитывать степень его сложности и доступность выполнения. Проводить речевую гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Упражнения выполняются подгруппами или индивидуально, сидя или стоя перед зеркалом, дети должны видеть лицо педагога и свое лицо. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.

Взрослый следит за качеством выполняемых движений: точностью и правильностью, плавностью, достаточным объемом движения, темпом выполнения, устойчивостью, хорошей переключаемостью с одного движения на другое, симметричностью, наличием лишних движений.

Отработка каждого упражнения идет в определенной последовательности:

рассказ о предстоящем упражнении с использованием игровых приемов (Сказка о Веселом Язычке). Этот прием способствует появлению интереса к занятиям у детей младшего возраста;
показ взрослым упражнения;
выполнение упражнения детьми перед зеркалом;
контроль взрослого за выполнением упражнения, указание на ошибки;
выполнение упражнения без зеркала (если это возможно).
В начале работы может быть напряженность движений языка, губ. Постепенно скованность исчезнет, и движения станут свободными и координированными.

Артикуляционная гимнастика для малышей

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У нас артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Мы предлагаем Вам артикуляционные упражнения, которыми вы будете с ребенком регулярно заниматься.

"Окошко"
широко открыть рот - "жарко"
закрыть рот - "холодно"

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами - "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

"Маляр"
губы в улыбке
приоткрыть рот
кончиком языка погладить ("покрасить") нёбо

"Грибочек"
улыбнуться
поцокать языком, будто едешь на лошадке
прикососать широкий язык к нёбу

"Киска"
губы в улыбке, рот открыт
кончик языка упирается в нижние зубы
выгнуть язык горкой упираясь кончиком языка в нижние зубы

"Поймаем мышку"
губы в улыбке
приоткрыть рот
произнести "а-а" и прикусить широкий кончи языка (поймали мышку за хвостик)

"Лошадка"
вытянуть губы
приоткрыть рот
процокать "узким" языком (как цокают копытами лошадки)

"Пароход гудит"
губы в улыбке
открыть рот
с напряжением произнести долгое "ы-ы-ы..."

"Слоник пьёт"
вытянув вперёд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая

"Индюки болтают"
языком быстро двигать по верхней губе - "ба-ба-ба-ба..."

"Орешки"
рот закрыт
кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки
на щеках образуются твердые шарики - "орешки"

"Качели"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхние зубы
кончик языка за нижние зубы

"Часики"
улыбнуться, открыть рот
кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой

"Блинчик"
улыбнуться
приоткрыть рот
положить широкий язык на нижнюю губу

"Вкусное варенье"
улыбнуться
открыть рот
широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу

"Шарик"
надуть щёки
сдуть щёки

"Гармошка"
улыбнуться
сделать "грибочек" (т.е. присосать шарокий язык к нёбу)
не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)

"Барабанщик"
улыбнуться
открыть рот
кончик языка за верхними зубами - "дэ-дэ-дэ..."

"Парашютик"
на кончик носа положить ватку
широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх

"Загнать мяч в ворота"
"вытолкнуть" широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)

Похожие публикации