Демографическая ситуация в мире. Демографическая нагрузка и экономическое развитие Самая большая демографическая нагрузка в мире

Мы уже представляли вашему вниманию детальное исследование , давайте теперь обратимся к мировой ситуации.

Феномен «седеющего населения» сформировался во второй половине ХХ в. В древности и в средние века старость была чрезвычайно редким явлением: вплоть до XVII в. только 1% людей достигал 65-летнего возраста. К началу XIX в. этот показатель повысился до 4%. В дальнейшем на повышение продолжительности жизни в промышленно развитых странах оказал влияние комплекс факторов: значительные достижения в области здравоохранения особенно путем борьбы с инфекционными и другими заболеваниями, улучшение питания, совершенствование медицинского обслуживания и повышение других слагаемых качества жизни населения. В 1950 г. пожилые люди в возрасте 60 лет и старше составляли 8% мирового населения, в 2000 г. - уже 10%. Сегодня, по оценкам демографов, около 70% населения Западной Европы проживут более 65 лет, а 30–40% - более 80.

В этой связи в ближайшие три-четыре десятилетия численный и возрастной состав населения в промышленно-развитых странах претерпит значительные изменения. Из-за снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни прогнозируется резкое увеличение доли пожилых людей и уменьшение численности населения. При сохранении существующих уровней рождаемости и смертности в европейских странах количество детей в возрасте до 15 лет сократится к 2050 г. на 40% (до 87 млн), а численность пожилых удвоится (до 169 млн человек). Если Европа намерена сохранить сегодняшнее соотношение возрастных групп населения, то ей придется принять к 2050 г. 169 млн иммигрантов, преимущественно из стран Африки и Среднего Востока. Прогнозы демографов говорят о том, что в ближайшие 50 лет возрастная структура населения в европейских странах резко изменится в пользу средних и старших возрастов.

Исходя из возрастных характеристик населения промышленно развитых стран, возрастную структуру общества сегодня можно представить в виде прямоугольника, закругленного в верхней части, поскольку приблизительно равное число людей находится во всех возрастных десятилетиях (т. е. одинаковое число тех, кому 0–9 лет, 10–19 лет, 20–29 лет и т. д.). Возрастная структура общества для 1900 г. для той же группы стран выглядит как пирамида, поскольку большое количество людей приходилось на самую младшую возрастную группу, гораздо меньше людей фиксировалось в трудоспособном возрасте и наименьшая доля людей - в пожилом.

Более того, на смену возрастной структуры населения в виде прямоугольника приходит ее новая разновидность в форме «перевернутой пирамиды»: одного ребенка, двух родителей, четырех бабушек и дедушек и нескольких прадедушек и прабабушек. Средний возраст представителей двух и более поколений при этом может составлять свыше 60 лет.

Складывающаяся ситуация в демографических характеристиках современного общества означает качественные изменения в структуре времени жизни поколений: увеличивается продолжительность времени, проживаемого в средних и старших возрастах и соответственно растут их доли во всем совокупном времени жизни каждого поколения. На старение населения или увеличение доли пожилых и старых людей в общей численности населения влияет ряд факторов: снижение рождаемости (или «старение снизу»), увеличение средней продолжительности жизни пожилых людей (или «старение сверху»), а также миграция и некоторые другие причины. Следует заметить, однако, что указанные прогнозы носят инерционный характер. Это означает, что они исходят из предположения о невмешательстве в демографические процессы активной целенаправленной воли государства и общества, из того, что демографический процесс предопределен. Эта теория носит название теории демографического перехода. Однако в современных работах показано, что более обоснованной (имея в виду ее управленческий потенциал) является теория демографической вариативности. Ее основные постулаты зиждятся на фактах сочетания высокой продолжительности жизни и высокой рождаемости. Выявлены факторы, ответственные за данное сочетание для России. Долго жить как на Западе и рожать, как на Востоке - вполне достижимый для соответствующего государственного управления результат. Основными параметрами, описывающими демографическое состояние, являются рождаемость, смертность, ожидаемая продолжительность жизни, миграционное сальдо. Для государственного же мониторинга и управления целесообразно иметь интегративный целевой и ценностный параметр, характеризующий демографическое состояние и успешность демографической политики в целом. Как в этом смысле «суммировать» рождаемость, смертность, ожидаемую продолжительность жизни и миграцию? Они даже измеряются в различных единицах. С указанной целью предложен единый интегративный показатель успешности демографической политики - коэффициент витальности страны.

Где Н- численность населения (чел), Р – рождаемость (чел на 1000 чел населения за год), С - смертность (чел на 1000 чел населения за год), Δt= 1 год, ОПЖ - ожидаемая продолжительность жизни (лет), М - миграционное сальдо (чел в год), В (эфф. чел. жизн. в год) - прирост населения с учетом эффективных человеческих жизней в связи с изменчивостью продолжительности жизни. Введение данного параметра объясняется стремлением операционализировать в управленческом и правовом смысле признание человеческой жизни высшим мерилом государственно-управленческой успешности. Человеческая жизнь в первичном, самом важном цивилизационно-ценностном определении, есть сама жизнь, т. е. сам факт существования человека, каждого дня, проживаемого каждым человеком в этом мире. Данный факт описывается рождаемостью (прибавление человеческой жизни), смертностью (убытие человеческой жизни), прожитым человеком временем жизни, прибавлением или убытием человеческой жизни на национальной территории за счет миграции. Два первых показателя измеряются в количестве рожденных и умерших на 1000 чел. за один год. Третий измеряется в годах. Четвертый в абсолютном количестве человек. Как совместить их в едином интегративном показателе? Как сформировать показатель, чтобы он действительно характеризовал успешность (в позитивном ценностном смысле) государственной политики? Введенный параметр позволяет это сделать. Его физический смысл заключается в возможности замера отклика демографического состояния общества на государственную политику высшего уровня. Подсчеты по формуле без учета миграционного вклада, например за годы реформ 1990–2005 гг., показывают, что в стране дополнительно не родилось, дополнительно умерло и сократилось количество эффективных человеческих жизней (из-за сокращения ожидаемой продолжительности жизни) в размере 28 млн человек. К сожалению, этот счет продолжается и в наши дни. Временной ход коэффициента витальности в России показан на рис. 1.

Рис. 1 Коэффициент витальности, полученный по ежегодным демографическим данным

Важный вывод в контексте обсуждаемой темы вытекает из хорошо заметного на рисунке факта, что амплитуда кратковременных (длительностью в несколько лет) выбросов больше, чем изменчивость за счет долговременного тренда (с характерным временем в десятки-сотни лет). Выбросы имеют как отрицательный, так и положительный характер. Это означает, что социально-политические, социально-экономические события (или на языке государственной политики, как управленческой практики, управленческие решения, меры и действия) могут приводить к очень значимым демографическим результатам. Результаты могут быть позитивными в случае умных и действенных управленческих мер. Это в свою очередь означает, что фатальную предопределенность длинных трендов демографического перехода не надо переоценивать. Активная государственная управленческая практика может существенно переломить ситуацию к лучшему. Этот же вывод подтверждается сравнительным анализом демографических данных по разным странам. Ситуации настолько разнятся, что это также подтверждает нашу оценку объяснительных или тем более абсолютизируемых выводов теории демографического перехода Вместе с тем современные тренды, классифицируемые с позиций демографического перехода необходимо тщательно изучать и принимать во внимание.

Для оценки процесса старения населения применяются различные категории и шкалы. В соответствии с одной из них население можно считать «старым» в случае, если доля лиц в возрасте 60 лет и старше составляет 12% и выше по отношению ко всему населению, а в возрасте 65 лет и старше - 8% и более. В качестве количественных показателей старения населения используют доли лиц определенного возраста, например, старше 60 или 65 лет (обозначают 60+ или 65+) в общей численности населения. В соответствии с классификацией ООН началом старости считается возраст не 60, а 65 лет. Если доля населения в возрасте 65 лет и старше составляет 4% - население считается «молодым», 4–7% - на «пороге старости», 7% и выше - «старым». Согласно прогнозам ООН доля численности землян в возрасте 60 лет и старше повысится с 8,2% населения мира в 1950 г. до 15% в 2025 г., а в развитых странах - до 30%. Еще более высокие темпы старения прогнозируются в европейских странах. В Европе к 2050 г. 37% населения по этим прогнозам составят пожилые люди. Данная тенденция в полной мере присуща и для России, в которой за период 1959–2002 гг. общая численность населения увеличилась на четверть, а число пожилых людей увеличилось более чем в два с половиной раза. Но вновь добавим, при условии, если государство и общество ничего не будут предпринимать. Как отмечает в этой связи А.Г. Вишневский, известный сторонник предопределенности демографических процессов, в России старение началось позднее, чем в большинстве европейских стран, но также продвинулось весьма далеко, а поэтому по его мнению наши проблемы сродни проблемам всех стареющих обществ.

Демографическое старение населения страны вызвано, в первую очередь, снижением рождаемости и уменьшением доли и численности занятого населения (сужением основания возрастной пирамиды).

В то же время, в отличие от развитых стран, в России особенности возрастной структуры смертности (повышенная смертность в трудоспособных возрастах) усугубляют эту неблагоприятную тенденцию и приводят к сокращению и без того уменьшающейся численности населения в трудоспособных возрастах. Вместе с тем прогноз авторов в случае России иной. Современный российский тренд может существенно измениться при перенастройке государственной демографической политики. Обоснована эффективность факторов, которые могут существенно увеличить рождаемость и понизить смертность в когортах трудоспособного возраста. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 г., с 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на 3 года. Численность населения трудоспособного возраста (мужчин 16–59 лет, женщин 16–54 лет) составила 89,0 млн человек (61%), моложе трудоспособного возраста - 26,3 млн человек (18%), старше трудоспособного возраста - 29,8 млн человек (21%). На начало 2005 г. численность граждан пенсионного возраста составила 30,4 млн человек или 20,3% от всего населения России. Продолжается устойчивый рост численности лиц в возрасте 85 лет и старше. Особенно выражен процесс старения населения в европейской части России, где доля лиц пенсионного возраста превышает 23%. Большая часть пожилых людей проживает в городах. В то же время среди сельского населения их доля составляет почти 23%, что на 2,9% превышает аналогичный показатель для населения городов. В долгосрочной перспективе в рамках инерционного подхода прогнозируется снижение численности постоянного населения России: к 2020 г. она может сократиться на 9,1% (т. е. на 13,1 млн человек) и составить 130 млн человек. При этом численность населения трудоспособного возраста может сократиться на 15,8 млн человек и составить в 2020 г. 74,4 млн человек, или 57,3% от общей численности населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного возрастет к 2020 г. до 26,3% против 20,4% в 2005 г. При этом удельный вес пенсионеров в общей численности постоянного населения Российской Федерации возрастет с 25,4% в 2005 г. до 29,7% к 2020 г. Если ничего не менять в государственной практике, то в результате проявления данной тенденции пенсионная нагрузка пенсионной системы на занятое население будет возрастать.

Если в 2005 г. на каждые 100 получателей трудовых пенсий приходилось 198 человек занятых трудовой деятельностью, то в 2020 г. их в инерционном прогнозе будет всего 156 человек. Структура населения и демографическая динамика дают возможность сделать вывод о том, что рост масштабов старения может получить для России характер устойчивой и необратимой тенденции, в случае, если не предпринимать особых усилий. Следует отметить, что в России значительно сильнее, чем в Западной Европе, выражен гендерный дисбаланс возрастной структуры: в 2002 г. в группе от 60 лет и старше на 1000 женщин приходилось 529 мужчин. Поэтому и значения таких показателей, как доля лиц в возрасте 60+ в общей численности населения и демографическая нагрузка за счет пожилых, для женского населения у нас в стране почти в два раза выше, чем для мужского. Для сравнения: в Западной Европе в 2002 г. для возрастов 60+ на 1000 женщин приходилось 720 мужчин. В 1965 г. из каждой тысячи мужчин, достигших 20-летнего возраста, 732 имели шанс дожить до 60 лет. В 1980 г. - всего 644, в 2000-м - еще меньше - всего 563. В то же время соответствующий показатель в США в 2000 г. составил 865 человек, во Франции - 868, в Японии - 904, в Швеции - 912. Учитывая столь выраженный гендерный дисбаланс, можно отметить, что уже сегодня требуют особого внимания проблемы снижения высокой мужской смертности в трудоспособных возрастах, а также социальные проблемы пожилых женщин, особенно одиноких и проживающих в сельской местности. Растущая доля пожилых людей вызывает озабоченность в отношении устойчивости пенсионных систем и рынка труда, экономического состояния и перспектив медицинской помощи.

Ситуация стареющего населения в странах Европейского союза потребует к 2035 г. привлечения в западноевропейскую экономику не менее 35 млн работников-мигрантов, т. к. без этого невозможно будет поддержать современную пенсионную систему ЕС и его передовые экономические позиции.

С другой стороны последствия старения населения, носящие долговременный и глобальный по масштабу характер, порождают не только острые экономические, социальные, политические и психологические проблемы для большинства промышленно развитых стран, но и одновременно открывают существенные возможности для людей, народов и государств. Отечественные и зарубежные ученые отмечают «новый тип» пожилых людей, которые обладают высокой профессиональной и образовательной подготовкой, их здоровье и трудоспособность отличаются более высокими показателями, по сравнению с предыдущими поколениями, а ориентации все более смещаются к творческим установкам - труду и освоению новых профессиональных навыков. Уже сейчас в странах Западной Европы наблюдается такой феномен, как «молодые старики». Суть его заключается в том, что по образу жизни, здоровью и трудоспособности, спектру интересов, тяге к знанию пожилые люди, достигшие 65 лет и более, вполне вписываются в круг людей среднего возраста. Возрастная структура общества отражает тип воспроизводства общества (расширенный, простой, суженный), удельный вес каждой возрастной группы, соотношение экономически активного и нетрудоспособного населения или как его называют специалисты - коэффициент демографической нагрузки, определяемый как отношение числа детей и пожилых к численности трудоспособного населения в расчете на 1000 человек. В целом по России этот показатель составлял в 2003 г. величину равную 0,629. При этом демографическая статистика выделяет коэффициент демографической нагрузки по отдельным возрастам: моложе трудоспособного возраста - соотношение детей к трудоспособному населению и старше трудоспособного возраста - соотношение населения старше трудоспособного возраста к трудоспособному возрасту. В целом по России эти показатели составляли в 2003 г. 0,292 и 0,337, соответственно. Таким образом, на сегодня наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли пожилых людей в промышленно развитых странах. В рамках теории демографического перехода прогнозируется увеличение доли лиц старше 65 лет более чем на 10 процентных пунктов - с 14,3% в 2000 г. до 25,7% в 2040 г. Ожидается, что особо быстрыми темпами будет стареть население Австрии, Германии, Канады, Италии, Испании, Республики Корея, Нидерландов, Швейцарии и Японии. Наряду со старением во многих странах ОЭСР станет сокращаться численность населения: особо заметно - в Германии, Греции, Италии, Испании и Японии, где темпы такого сокращения за 40-летний период, как ожидается, превысят 10%. Что же касается Австралии, Ирландии, Испании, Республики Корея, Новой Зеландии и США, то в них, напротив, численность населения возрастет более чем на 15%. И это как раз свидетельствует об ограниченности объяснительного и прогностического потенциала упомянутой теории и соответствующих инерционных прогнозов. В этой связи закономерной представляется тенденция, все более четко проявляющаяся в развитых странах, к увеличению пенсионного возраста, стимулированию финансовой подготовки к старости посредством развития систем негосударственного пенсионного обеспечения и личного страхования, пересмотру государственной политики в сфере занятости (табл. 1).



Поскольку у значительной части пожилых людей в приемлемой мере сохраняются здоровье и трудоспособность, они могут продолжать трудиться. Для применения их опыта и знаний потребуется наличие достаточного числа рабочих мест, приспособленных для них, а также привлекательные условия экономические, организационные и финансовые для продолжения их трудовой деятельности. Следует отметить, что в промышленно развитых странах в последние 25 лет многих работников вынуждали досрочно до наступления возраста 60 лет уходить на пенсию. Надо признать при этом, что данный подход находил положительный отклик у многих работников, которые с удовлетворением переходили на «заслуженный отдых». Если процесс старения населения приведет к пересмотру такой модели регулирования режима найма рабочей силы и заставит работодателей создавать более привлекательные условия занятости для пожилых трудящихся, то в долгосрочном плане новые формы продления трудовой жизни могут стать важным направлением социальной политики и регулирования рынка труда. Кроме того, потребуется решение комплекса других проблем, связанных с системой социального обеспечения и поддержки пожилых граждан, в том числе - развития ряда социальных и медицинских наук, призванных разработать эффективные практические рекомендации в области социальной геронтологии и психологии пожилого возраста. Процесс увеличения численности пожилых людей в общей массе населения требует всестороннего учета их специфических потребностей как особой категории граждан. В частности, все более важной проблемой становится доступ

пожилых людей к медицинским и социальным услугам. Необходимость надлежащего социального обслуживания пожилых предполагает расширение сети социальных учреждений для долговременного ухода, а также ухода в рамках семьи, что приведет к росту соответствующих социальных расходов и увеличению неоплачиваемой нагрузки на женщин. Кроме того, специалисты отмечают более высокий уровень потребностей пожилых людей в медицинских услугах и в лекарствах. Исследования вопроса в Мексике показало, что лица в возрасте 65 лет и старше прибегают к медицинским услугам вдвое чаще, чем население в целом, и на них приходится треть от совокупных расходов на обслуживание.

Позиция международных организаций

Коренные сдвиги в демографической структуре населения мира побудили ООН сформировать систему взглядов на проблему старения населения, определяющих политику в интересах пожилых людей и защиты их прав. Эта система базируется на универсальных гуманитарных нормах и служит обоснованием для осуществления мер в поддержку пожилых людей на международном и национальном уровнях. В ее основе лежит идея гармоничного сочетания полноправного участия пожилых людей в жизни общества и заботы о них, удовлетворения их потребностей и реализации накопленного ими потенциала. Признание авторитета, мудрости и достоинства, которые приобретаются с жизненным опытом, было традиционным элементом отношения к пожилым людям на протяжении всей истории человечества. Люди старших возрастов рассматриваются гуманистическим мировым сообществом как позитивный «фактор» процесса социального развития, а не бремя. Уважение к пожилым и забота о них всегда и везде являлись одной из немногих неизменных качественных характеристик нашей цивилизации, что в немалой степени обусловило выживание и прогресс человечества. Целевые установки по организации деятельности в интересах пожилых людей нашли отражение в Международном плане действий по проблемам старения (1982 г.), Глобальных целях по проблемам старения до 2001 г. (1992 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и Дополнительном протоколе к ней (1988 г.), в конвенциях и рекомендациях МОТ, Декларации и Программе действий Всемирной встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.).

Наиболее полное выражение взгляды на место и роль пожилых людей получили в Принципах ООН «Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста», принятых 46-ой Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1991 г. С учетом более поздних дополнений 18 принципов сгруппированы в пять групп: независимость, участие, уход, реализация внутреннего потенциала, достоинство. Принципы группы «независимость» подразумевают, что пожилые люди должны иметь доступ к основным благам и обслуживанию, возможность работать или заниматься другими видами приносящей доход деятельности, участвовать в определении сроков прекращения трудовой деятельности, сохранять возможность участия в программах образования и профессиональной подготовки, жить в безопасных условиях с учетом личных склонностей и изменяющегося состояния, получать содействие в проживании в домашних условиях до тех пор, пока это возможно. Принципы группы «участие» отражают вопросы вовлеченности пожилых людей в жизнь общества и активного участия в разработке и осуществлении затрагивающей их благосостояние политики, возможность создавать движения или ассоциации лиц пожилого возраста. Принципы группы «уход» затрагивают проблемы обеспеченности уходом и защитой со стороны семьи и общины, доступа к медицинскому обслуживанию в целях поддержания или восстановления оптимального уровня физического, психического и эмоционального благосостояния и предупреждения заболеваний, доступа к социальным и правовым услугам, пользования услугами попечительских учреждений и обязательного соблюдения в социальных учреждениях прав человека и основных свобод, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, а также права принимать решения в отношении ухода и качества жизни. Принципы группы «реализация внутреннего потенциала» призывают к тому, чтобы пожилые люди имели возможности для всесторонней реализации своего потенциала, чтобы им всегда был открыт доступ к общественным ценностям в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.

Принципы группы «достоинство» затрагивают вопросы недопущения эксплуатации, физического или психологического насилия в отношении пожилых людей, обеспечения им права на справедливое обращение независимо от возраста, пола, расовой или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, а также независимо от предыдущего экономического вклада. Закрепляя особый статус пожилых людей, принципы ООН, по существу, представляют собой свод этических норм и рекомендаций по установлению приоритетов в том, что касается пожилого населения. Для государственных и общественных структур они являются важным ориентиром на перспективу в трактовке социальных запросов пожилых людей и в организации деятельности по их удовлетворению. Об огромном уважении международного сообщества к старшему поколению свидетельствует установление ежегодного Международного дня пожилых людей (1 октября) и проведение в 1999 г. Международного года пожилых людей «...как знака признания демографического вступления человечества в пору зрелости и тех перспектив, которые оно открывает для развития более зрелых представлений и возможностей в общественной, экономической, культурной и духовной жизни - не в последнюю очередь в интересах всеобщего мира и развития в следующем столетии». Тема Международного года - «По пути к обществу для людей всех возрастов» - базировалась на концепции «общество для всех людей», основанной на уважении прав человека и свобод, культурном и религиозном разнообразии, социальной справедливости, демократическом участии и законности. Цель построения такого общества связана с отражением в социальном содержании экономической политики потребностей и учета возможностей всех граждан, приведению в соответствие с ней общественных структур и практической социальной деятельности. Роль пожилого населения, которое является одним из основных объектов социальной политики сегодня и в долгосрочной перспективе, побудила ООН к тому, чтобы дополнить идею «общество для всех» идеей «общество для людей всех возрастов».

Смысловая нагрузка данной концептуальной установки заключается в межвозрастной социальной солидарности, будь то на уровне семьи, общины или страны.

При этом под социальной солидарностью понимается то, что пожилые граждане сознают свою социальную ответственность, содействуют функционированию общества, участвуют в публичной жизни и пользуются уважением. Кроме того, организация общества на принципах социальной солидарности предполагает распределение общественных благ честным и гуманным образом в целях предоставления каждому пожилому гражданину в качестве члена общества права на социальное и экономическое достоинство. Важной вехой в формировании стратегии, связанной с вопросами старения, стал Мадридский международный план действий по старению, принятый в Мадриде в апреле 2002 г.

В нем приведены современные тенденции роста численности пожилых людей по группам стран и континентов, раскрыты социально-экономические последствия данного явления, изложены базовые принципы мирового сообщества на политику в области отношения к пожилым людям по широкому спектру социально-экономических, медицинских и образовательных вопросов. Достаточно сказать, что в этом документе нашли отражение 18 крупных групп вопросов по 11 темам, которые служат методической основой для организации работы в этой сфере на международном и национальном уровнях. Углубленный анализ процессов старения населения позволяет увидеть проблемные узлы в экономическом и социальном разрезах, а предложенные рекомендации могут служить основой для разработки программ действий с учетом значительной специфики в конкретных странах. Цель Международного плана действий состоит в обеспечении пожилому населению всех стран мира возможности жить в безопасных и достойных условиях и продолжать участвовать в жизни общества в качестве полноправных граждан.

Рекомендации, содержащиеся в этом документе, включают три приоритетных направления: участие пожилых людей в развитии страны; обеспечение медицинских услуг и благосостояния в пожилом возрасте; создание благоприятных и позитивных условий для людей всех возрастных групп. Осуществление Международного плана действий по проблемам старения закономерно предполагает выработку соответствующих национальных программ действий, опирающихся на концепции политического, экономического, этического, духовного и социального развития пожилых людей, в основе которых лежат такие принципы, как человеческое достоинство, права человека, равенство, уважение, мир, демократия, взаимная ответственность, сотрудничество и уважение различных религиозных и этических ценностей, а также культурной самобытности людей.

В связи с вступлением в пенсионный возраст относительно малочисленных поколений, родившихся в послевоенные годы, в ближайшие три-четыре года доля лиц пенсионного возраста сохранится на уровне 20,7%. Однако к 2016 г. из-за низкой рождаемости и увеличения ожидаемой продолжительности жизни доля лиц старших возрастов в структуре населения в инерционном прогнозе достигнет четверти от его общей численности (24,9%). На фоне прогнозируемого с 2008 г. сокращения численности трудоспособного населения коэффициент демографической нагрузки (зависимости) будет повышаться преимущественно за счет лиц пенсионного возраста. Постепенный процесс старения российского населения отягощается стремительной депопуляцией населения страны, которая носит характер возрастающей убыли. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, за период между последними переписями населения (1989 г. и 2002 г.) общие коэффициенты смертности в стране выросли в 1,5 раза, а рождаемости сократились в 1,4 раза; численность населения уменьшилась на 1,8 млн человек. Причем за этот период родилось 20,5 млн человек, а умерло 27,9 млн человек, прибыло в страну из-за рубежа 11 млн, покинуло ее 5,4 млн человек. Таким образом, естественная убыль населения (разница между умершими и родившимися) составила 7,4 млн человек; миграционный прирост (разница между прибывшими и убывшими) - 5,6 млн человек - компенсировал 76% естественной убыли. За последние 13 лет в России перестали существовать 290 городов, 11 тысяч сел, еще 13 тысяч сел близки к тому, что скоро в них не останется ни одного человека. По масштабам потерь постсоветский демографический кризис сопоставим с Великой Отечественной войной 1941–1945 гг.

Не случайно в американском докладе «Обезлюдевшая Россия» указывается со ссылкой на исследование ООН, что Россия находится на краю демографической гибели.

Таким образом, Россия находится в состоянии демографической катастрофы, налицо натуральная «депопуляция», что на обыденном языке звучит как суровая констатация: народ вымирает.

Для перелома ситуации требуются крупномасштабные долгосрочные меры национального масштаба по «сбережению населения» и резкого, многократного повышения рождаемости. Возможно ли коренное изменение описанной картины демографического кризиса в России? Да, возможно. В работе выявлены основные факторы специфически важные в российском случае. Они порядке степени значимости связаны с идейно-духовным состоянием российского общества, цивилизационной идентичностью российской государственности, качеством государственной политики как управленческой практики и материальными условиями жизни. Разработана новая государственная демографическая политика, которая в случае ее реализации может существенно изменить российский демографический процесс. Сегодня же многие регионы России ощущают острую нехватку рабочих рук, увеличивается экономическая нагрузка на занятое население, возникает необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым. Причем в инерционном процессе рассчитывать на смягчение этих явлений в ближайшие годы не приходится (табл. 2).


В недалеком будущем стране не будет хватать ни солдат, ни работников. Проще всего рассчитывать на то, что благодаря притоку мигрантов удастся победить этот «дефицит». Гораздо сложнее стимулировать рождаемость, обеспечивать сохранение здоровья, однако это возможно. По данным экспертов Всемирного банка в структуре национального богатства ведущих стран мира доля человеческого капитала составляет 68–76%. Эффективность же его развития и использования зависит от качества жизни, обобщающим показателем которого является индекс развития человеческого потенциала - ИРЧП. Согласно оценкам специалистов Программ развития ООН (сравнительные исследования проводились по 174 странам), по этому индексу Россия находится на 71-м месте, а по состоянию здоровья и благосостоянию граждан относится к категории развивающихся государств. Между потенциалом здоровья населения и экономическим ростом существует довольно тесная взаимосвязь. Так, по расчетам ряда специалистов, экономический ущерб от потери здоровья россиян в 1999 г. составил около 65 млрд долл. Очевидно, что подобные потери ослабляют страну, становясь угрозой ее национальной безопасности. Таким образом, сложившаяся в настоящее время демографическая ситуация, особенно при сохранении существующего уровня смертности лиц трудоспособных возрастов, в достаточно короткий срок может привести к реальному дефициту трудовых ресурсов, что станет серьезнейшим препятствием социально-экономическому развитию страны. «Седеющее население» - полноправная часть общества, внесшая неоценимый вклад в формирование той среды (в широком смысле), в которой все мы живем.

К сожалению, пока нельзя сказать, что условия для достойной жизни российских пенсионеров созданы: размеры пенсий удручающе низки и не позволяют обеспечивать значительной части пожилых хотя бы относительно приемлемый уровень жизни.

Кардинальный пересмотр позиции государства по отношению к гражданам, что представляется насущной необходимостью, предполагает не только усиление его защитных функций по отношению к ним, но и вовлечение последних в активную деятельность с учетом их возрастных особенностей. Недальновидно игнорировать опыт, интеллектуальный и профессиональный потенциал этой категории людей. Государственная социальная политика в отношении граждан старшего поколения должна в большей мере учитывать гендерные проблемы вдовства и предусматривать социальные меры, снижающие его остроту. Необходимо укрепление целенаправленного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Мировой опыт свидетельствует, что содействие таким организациям в осуществлении деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности - весьма эффективно.

Основополагающими позициями политики, проводимой государством в отношении граждан старшего поколения, могли бы стать: усиление их правовой защиты путем закрепления в действующем законодательстве специальных норм, способствующих реализации конституционных гарантий, осуществлению комплексных мер по оказанию правовой и иной защиты пожилых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, созданию социальной адвокатуры и социальных судов; обеспечение достойного уровня жизни пожилых посредством поддержания гарантированного прожиточного минимума и дохода, что позволило бы им удовлетворять жизненные потребности, повышать качество жизни вне зависимости от принадлежности к какой-либо статусной категории, региона проживания и других условий; содействие повышению роли семьи в уходе за пожилыми людьми, экономическая, социальная и психологическая поддержка семей, предоставляющих уход престарелым родственникам, особенно семей с низкими доходами и пожилых супружеских пар, учет гендерных различий при предоставлении помощи и социальных услуг; организация эффективного социального обслуживания одиноких пожилых людей; содействие в обеспечении пожилых людей достойным жилищем в соответствии с минимальными государственными стандартами, отвечающими физическим возможностям и специфике их образа жизни путем модернизации, реконструкции и ремонта домов и квартир, проектирования и строительства новых типов жилища, улучшения экологических условий проживания и создания условий для активного отдыха; оптимизация сети и развитие материально-технической базы учреждений, обслуживающих пожилых людей в различных отраслях социальной сферы, создание системы независимого контроля предоставления помощи и услуг; содействие посильной трудовой занятости пожилых людей и неукоснительное соблюдение гарантий в части удовлетворительных условий и оплаты труда, предотвращение травматизма и профилактика профессиональных заболеваний, недопущение дискриминации по возрасту при трудоустройстве, обеспечение равного доступа пожилых людей к программам и системам профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки; оказание поддержки лицам пожилого возраста, находящимся в неблагоприятном положении, в первую очередь, одиноким гражданам и пожилым супружеским парам, утратившим способность к самообслуживанию, тяжело больным пожилым людям, одиноким пожилым женщинам, жителям отдаленных районов сельской местности, Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вынужденным переселенцам, лицам без определенного места жительства; организация эффективной психологической помощи пожилым людям, включая подготовку к смене социального статуса и выходу на пенсию, адаптацию к ухудшению состояния здоровья, снижению трудоспособности, потере близких, одиночеству, психологическую помощь в преодолении стрессовых и конфликтных ситуаций, в том числе в семье; обеспечение доступности пожилым людям информации о предпринимаемых мерах по улучшению их правового, экономического и социального положения, о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по защите интересов лиц пожилого возраста и учреждений социальной сферы в части предоставления услуг пожилым людям.

Важно укреплять равноправное партнерство органов государственной власти, местного самоуправления с общественными объединениями, особенно благотворительной ориентации. Следует оказывать содействие общественным объединениям в осуществлении ими деятельности по оказанию услуг пожилым гражданам, защите их прав и интересов, повышению социальной активности, а также созданию объединений пожилых людей для наилучшей интеграции граждан старшего поколения в процесс социального развития. Целесообразно создать на федеральном и региональном уровнях государственно-общественные органы, координирующие деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятий и организаций, общественных объединений и частных лиц по оказанию поддержки гражданам старших поколений.

Фрагменты 3-й главы монографии " ".

В менее развитых регионах мира демографическая нагрузка на 100 человек 15-64 лет более значительна, а экономическая активность пожилого населения выше

По мере старения населения изменяется значение коэффициентов демографической нагрузки и соотношение нагрузки детьми и пожилыми на население трудоспособного возраста (иначе говоря, иждивенцев на потенциальных работников). В 2007 году на 100 человек 15-64 лет приходилось в целом по миру 42 ребенка в возрасте до 15 лет и 12 человек 65 лет и старше (рис. 9). Наиболее высокой была демографическая нагрузка на население рабочих возрастов в наименее развитых странах, прежде всего, за счет значительной нагрузки детьми. В более развитых регионах, переживающих период "окна демографических возможностей" ("демографического дивиденда") общая демографическая нагрузка была в 1,7 раза ниже, при этом нагрузка детьми была втрое ниже, а нагрузка пожилыми - почти вчетверо больше. В Европе демографическая нагрузка пожилыми уже превысила демографическую нагрузку детьми и в ближайшие годы будет быстро увеличиваться.

Рисунок 9. Коэффициенты демографической нагрузки по основным регионам мира, 2007 год, детей в возрасте 0-14 лет и пожилых 65 лет и старше в расчете на 100 человек 15-64 лет

Помимо коэффициента демографической нагрузки пожилыми людьми может быть рассмотрено обратное соотношение - людей в возрасте от 15 до 64 лет и в возрасте 65 лет и старше, показывающее, сколько лиц трудоспособного возраста приходится на одного пожилого человека (коэффициент потенциальной поддержки). По мере старения населения коэффициент потенциальной поддержки, как правило, снижается. За период с 1950 года по 2007 год он сократился в целом по миру с 12 до 9 лиц трудоспособного возраста на одного человека в возрасте 65 лет и старше. Согласно прогнозам, коэффициент потенциальной поддержки продолжит снижаться еще больше, составив к 2050 году 4 человека трудоспособного возраста на одного пожилого человека. Снижение коэффициентов потенциальной поддержки имеет важные последствия для механизмов социального обеспечения, в частности для пенсионных систем, в соответствии с которыми выплата пенсий производится за счет налогообложения работающих.

В более развитых странах этот коэффициент уже сейчас лишь немногим превышает 4, а в наименее развитых -11 (рис. 10).

Поскольку здоровье пожилых людей с увеличением возраста, как правило, ухудшается, по мере старения населения растет и спрос на услуги по долговременному уходу за престарелыми. Для оценки этого процесса используется коэффициент поддержки родителей (соотношение числа людей в возрасте 85 лет и старше и их "детей" - людей в возрасте от 50 до 64 лет), позволяющий оценить масштабы потенциальной поддержки, которую могут оказывать пожилым членам семьи их ближайшие родственники. В 1950 году на каждые 100 человек в возрасте от 50 до 64 лет в целом по миру приходилось менее 2 человек в возрасте 85 лет и старше. Сейчас это число несколько превышает 4, а к 2050 году достигнет 12. Это означает, что потенциальная нагрузка на людей, которые сами уже перешагнули рубеж среднего возраста, по выполнению обязанностей по уходу за своими престарелыми родственниками увеличится втрое. В более развитых странах значение этого коэффициента уже сейчас составляет 9, а Северной Америке - почти 10, тогда как в Африке и в группе наименее развитых стран мира - менее 2 человек 85 лет и старше на 100 человек 50-64 лет (рис. 10).

Рисунок 10. Коэффициент потенциальной поддержки (число лиц трудоспособного возраста на 1 пожилого человека) и нагрузка пожилыми родителями (число лиц 85 лет и старше на 100 человек 50-64 лет) по основным регионам мира, 2007 год

Население стран мира заметно различается по возрасту фактического прекращения экономической активности. В странах с высоким уровнем среднедушевого дохода пожилые люди выходят на пенсию, как правило, раньше и, соответственно, в этих странах ниже показатели участия пожилых на рынке труда. Так, в более развитых регионах экономическая активность мужчин в возрасте 65 лет и старше составляет лишь 13%, тогда как в менее развитых регионах она достигает 39%. Аналогичные различия прослеживаются и среди женщин. В более развитых регионах мира экономически активны 7% пожилых женщин, а в менее развитых регионах - 15%. В менее развитых странах пожилые люди продолжают трудиться дольше в силу ограниченности охвата пенсионными программами и сравнительно небольшого размера пенсионных пособий.

В большинстве стран возраст выхода на пенсию (так называемый пенсионный возраст), при наступлении которого пенсия выплачивается в полном размере при условии выработки минимального пенсионного стажа, установлен одинаковым для женщин и мужчин. Однако во многих странах женщины имеют право на полное пенсионное обеспечение в более молодом, по сравнению с мужчинами, возрасте, хотя показатели дожития до возрастов 60 лет и старше у женщин выше, чем у мужчин.

В связи с развитием системы социального обеспечения, экономическая занятость мужчин старших возрастов в США и многих других индустриально развитых стран снижалась с 1970-х до середины 1990-х годов. С конца 1990-х годов занятость мужчин 50 лет и старше стала возрастать в США и стабилизировалась в ряде стран Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) из-за изменений, введенных в систему общественного и частного пенсионного обеспечения. Тенденции экономической занятости женщин были несколько иными - она возрастала с 1970-х годов во всех возрастах до 60 лет.

В настоящее время экономическая активность населения старших рабочих возрастов не очень высока, а после достижения возраста 65 лет резко снижается, особенно странах с хорошим социальным обеспечением (рис. 11). Однако, судя по данным некоторых исследований, работники далеко не всегда хорошо информированы о двух основных источниках их обеспечения после ухода с рынка труда: социальных пособиях и пенсиях, плохо представляют, какие виды пособий и пенсий и в каком размере они будут получать. Финансовые аспекты принятия верного решения об уходе с рынка труда требуют сбора и анализа широкого круга информации о социальном и пенсионном обеспечении, инфляции, процентных ставках и т.п. Финансовая неграмотность в большей степени характерна для пожилых женщин. А в наименее развитых регионах по-прежнему остро стоит проблема неграмотности пожилого населения. По оценкам, в развивающихся странах свыше половины населения в возрасте 65 лет и старше в настоящее время не владеют грамотой. Лишь около трети пожилых женщин и примерно три пятых пожилых мужчин владеют элементарными навыками чтения и письма.

В ближайшие годы численность экономически занятых в возрасте 55 лет и старше, несомненно, возрастет. Помимо роста абсолютной численности этой группы населения, свою роль сыграет и более поздний уход с рынка труда в связи с практически неизбежными изменениями в системе социально и пенсионного обеспечения (повышение возраста, начиная с которого предоставляется социальное обеспечение; все большая замена системы пособий системой накоплений за счет взносов и отчислений за период экономической активности). Данные выборочных обследования также свидетельствуют, что сейчас 50-летние намерены работать дольше, чем люди того же возраста в начале 1990-х годов.

Рисунок 11. Экономическая активность населения старших возрастных групп в некоторых странах мира, 2006 годы, %

Источники :
United Nations, Department of Economic and Social Affairs, Population Division.
World Population Ageing 2007. - http://www.un.org/esa/population/publications/WPA2007/wpp2007.htm ;
Population Reference Bureau.
Older Workers and Retirement Issue 12, June 2008 Today"s Research on Aging.

При оценке демографической ситуации в мире, воздействия роста населения на экономическое положение в той или иной стране большое значение имеет не только общая численность и прирост населения, но и его возрастная структура - деление на трудоспособные группы, детей и пенсионеров, а точнее - изменения в возрастной структуре населения.

Общий сдвиг в структуре населения во второй половине XX в. состоит в увеличении старших возрастов (свыше 65 лет) и сокращении младших (менее 15 лет). Так как сокращение доли младших возрастов было большим, чем увеличение пенсионеров, доля трудоспособного населения имела тенденцию к расширению. Исключением из общей тенденции является Африка, где доля молодых возрастов возросла, а доля трудоспособных возрастов, находившаяся ниже уровня других регионов, снизилась. В развитых странах и, особенно в Европе, где доля молодых возрастов и рост населения в 50-е годы были достаточно низкими, снижение уровня прироста населения привело к тому, что увеличение доли старших возрастов уравнивает уменьшение доли молодых возрастов, и поэтому доля населения в рабочем возрасте изменилась относительно мало.

Одним из важных изменений в демографической структуре населения мира выступает рост престарелых возрастов (свыше 80 лет): 1955г. - 0,6%, 1990г. - 1% населения мира. В промышленно развитых странах Запада доля престарелых возрастов уже превышает 2,5% населения. Это означает, что медицинские расходы этой группы стран будут возрастать.

Изменения в возрастной структуре населения находят отражение в коэффициенте зависимости, или коэффициенте демографической нагрузки, представляющем отношение доли младших и пенсионных возрастов к доле трудоспособного населения. Общей тенденцией второй половины текущего столетия было повышение, а с 1975 г. - снижение указанного отношения с 75,2% в 1975 г. до 62,4% в 1995 г., т.е. на каждые 100 человек трудоспособных возрастов приходилось 63 человека нетрудоспособных возрастов. Исключение составили африканские страны, где демографическая нагрузка возросла с 85,3% в 1950 г. до 92,0% главным образом за счет младших возрастов (78,5 и 86,0).

Коэффициент демографической нагрузки считался важным показателем. Аргументация этого была формализована в 1958 г. Она заключается в том, что рост демографической нагрузки имеет неблагоприятные последствия, приводящие, в частности, к распылению капиталовложений в результате перемещения их с производственных отраслей в социальную инфраструктуру, понижению уровня сбережений в результате увеличения потребления домашних хозяйств. Но, по крайней мере, до середины 80-х годов исследования по этим направлениям точно не подтвердили отрицательного влияния роста демографической нагрузки на экономическое развитие. Было обнаружено, что даже небольшие изменения в сбережениях и эффективности использования капитала дают возможность удовлетворить потребности в расходах на образование растущего населения. Понижение капитала и рабочей силы также оказывается умеренным. Мало подтверждений нашел тезис о перемещении капитала от производственных к непроизводственным инвестициям, также, как прямая зависимость между демографической нагрузкой и сбережениями. Воздействие дополнительных инвестиций в непроизводственную сферу на уровне воспроизводства можно определить только на макроуровне. Даже если использованные средства не дают общую экономическую выгоду, они способствуют ускорению демографического перехода во многих развивающихся странах. В частности, более высокий уровень образования выступает одним из самых сильных факторов снижения уровня воспроизводства населения, хотя в бедных странах женщины с низким уровнем грамотности имеют больше детей, чем безграмотные. Явно слабые практические результаты линейного подхода к влиянию роста населения на экономическое развитие показывают, насколько комплексным является этот вопрос.

Мировая демографическая ситуация показывает, что причиной резкого увеличения роста населения является снижение смертности в менее развитых странах, хотя уровень рождаемости снизился. Резкое снижение смертности - преходящее явление, соответственно в долгосрочной перспективе рост населения также снизится, что приведет к изменениям в структуре населения, в уровне демографической нагрузки. Увеличится доля трудовых возрастов, а число до трудовых возрастов сократится, затем увеличится доля пожилых. Значительное уменьшение демографической нагрузки увеличит ВВП на душу населения, возрастет норма сбережений, так как произойдет повышение доли взрослой рабочей силы.

Для выяснения влияния роста населения на экономическое развитие сравнивают темпы роста населения, и ВВП на душу населения. Данные последних десятилетий показывают, что за рядом исключений повышение уровня экономического развития часто соотносится с низким коэффициентом воспроизводства населения и более высокой продолжительностью жизни.

На корреляцию экономического роста и роста населения оказывают влияние многие факторы, в том числе общая экономическая обстановка. Не исключено, что долговой кризис оказал более серьезное влияние, чем рост населения, на развитие глобальной экономической системы, сдержав ее экономический рост, ограничив ее возможности ответить на вызов роста населения в развивающихся странах. Как отмечалось, в 80-е годы в развивающихся странах была низкой динамика ВВП на душу населения, но в 22 странах в 1965-1985 гг. она развивалась при уменьшении уровня рождаемости.

Сейчас соотношение между ростом ВВП и населением выступает как выбор между более высоким уровнем жизни и инвестициями в человеческий капитал. Население мира растет быстро, но мировой продукт увеличивается быстрее и показывает способность мирового общества развивать производительные силы. Рост населения не является проблемой, если экономические и социальные изменения происходят достаточно быстро, если обеспечивается необходимый технический прогресс. Но быстрый рост населения в последние десятилетия делает структурные изменения более трудными, что большей частью вызывается бедностью. Это требует целенаправленной политики правительств и мирового сообщества по повышению уровня экономического и социального развития, ликвидации дестабилизирующих разрывов между промышленно развитыми капиталистическими и развивающимися странами.

Средний возраст (лет)

Демографическая нагрузка пожилыми на 1000 человек рабочих возрастов

все население

Городское население

Сельское население

Все население

Городское население

Сельское население

Продолжение таблицы 5.

Федеральные округа

Центральный

Северо-Западный

Северо-Кавказский

Приволжский

Уральский

Сибирский

Дальневосточ-ный

Источник: Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

Самое молодое население проживает в Северо-Кавказском и Дальневосточном Федеральных округах, соответственно, проблема старения здесь выражена пока менее остро. Это связанно с тем, что в первом из них велика доля детей за счет сравнительно высоких показателей рождаемости, а во втором округе –низкая доля пожилого населения за счет,с одной стороны, более низких показателей ожидаемой продолжительности жизни, но в большей мере – влияния миграции, еще в позднесоветский период способствовавшей омоложению населения посредством притока, а в современный период – выезда населения, в т.ч. пенсионных и предпенсионных возрастов.

Половозрастной состав населения формируется также за счет особенностей внутри- и межрегиональных процессов миграции. С точки зрения анализа этого процесса, лучше рассмотреть Российскую Федерацию в разрезе не округов, а основных миграционных зон. Мкртчян Н. В. 36 приводит деление страны на 5 частейпо характеру миграционных процессов (рисунок 15). На территории «Европейской принимающей зонысосредоточено основное население Российской Федерации, она является зоной притяжения для внутренних мигрантов из других частей страны. Основным донором для этой территории являются регионы «Восточной отдающей зоны». При этом последняя отдающая зона занимает 60 процентов территории всей страны, в тоже время численность жителей там составляет чуть более 10 процентов от всего населения России.

Рисунок 15. Основные миграционные зоны Российской Федерации.

Источник: Мкртчян Н. В. Миграция в России: западный дрейф/ Пять миграционных зон// ДемоскопWeekly, 2005, 10–23 января, №185–186, URL: [Электронный ресурс].

В данном случае влияние миграции населения на демографическую структуру отдающих территорий оказывается отрицательным, за 1989–2002 гг. средний возраст населения регионов востока страны увеличивался наиболее высокими темпами (рисунок 16) 37 . Немаловажно и то, что в 1990-е и последующие годы резко сократился приток молодого населения в эти регионы. Учитывая тот факт, что наибольшую мобильность проявляют лица в молодых трудоспособных возрастах, отток населения неблагоприятно влияет на демографическую нагрузкупожилыми.

Рисунок 16. Изменение среднего возраста населения субъектов федерации между переписями 1989 и 2002 годов (лет).

Источник: Андреев Е., Вишневский А., Кваша Е., Харькова Т. Российская половозрастная пирамида / ДемоскопWeekly, 2005, 26 сентября–9 октября, №215-216, URL: http://demoscope.ru/weekly/2005/0215/tema05.php.

Напротив, в регионах притока населения миграция должна замедлять старение. Как видно на рисунке 16, меньше всего средний возраст населения увеличился в регионах центра и юга Европейской части страны, т.е. в регионах «Европейской принимающей зоны» (рисунок 15).

В предыдущей главе были рассмотрены различные примеры влияния миграции на регионы притока и оттока населения. Учитывая неоднородность регионов Российской Федерации, для оценки влияния миграции на возрастную структуру населения целесообразно рассмотрение регионов противоположных по характеру направленности этого процесса.

Обратим свое внимание на Республику Саха (Якутия), она находится в Дальневосточном Федеральном округе и относится к территориям Восточной отдающей зоны. На протяжении многих лет численность населения в республике снижается, причем потери в населении региона происходят за счет миграционного оттока. Регион находится на 7 месте (по возрастающей) по значению общего коэффициента смертности в России (9,4 на 1000 человек населения 2011 год) 38 , при этом показатели ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении здесь ниже, чем в среднем по стране.Коэффициент суммарной рождаемости находится на уровне выше, чем необходимо для простого воспроизводства населения – 2,057 на одну женщину. В Якутии, по данным Росстата, наблюдается положительный коэффициент естественного прироста, более того с 2005 года он вырос более, чем на 40 процентов. Возникает вопрос, насколько сильно миграция формирует нынешнюю структуру населения региона, и как оценить характер влияния этого процесса. Коэффициент миграционного оттока в Якутии один из самых высоких среди убыточных территорий (5-ое место по коэффициенту – 2011 год) 39 .

Несколько иная ситуация в Алтайском крае. Миграционный отток населения здесь устойчив, но имеет меньшую интенсивность в среднегодовом исчислении.Отток населения идет стабильно на протяжении последних 10 лет. При этом коэффициенты суммарной рождаемости находятся на уровне немного выше среднероссийского, ожидаемая продолжительность предстоящей жизни – несколько ниже средней по стране, в регионе отмечается устойчивая естественная убыль населения, происходит снижение численности населения, в данном случае роль играют и механическая и естественная убыль населения.

С точки зрения регионов притока можно рассмотреть Ярославскую область и отдельно город Москву. Территориально оба субъекта федерации находятся в Европейской принимающей зоне. На протяжении предыдущих 10 лет характер естественного воспроизводства населения для обоих регионов был отрицательный (кроме Москвы с 2011 года) 40 . Однако, этот естественный прирост складывается в результате миграции 41 . По уровню суммарного коэффициента рождаемости они не превосходят общероссийский показатель – 1,582 на одну женщину в 2011 года (для Москвы - 1,251;для Ярославской области – 1,481). Миграцияобеспечивает быстрый рост численности населения в Москве, в Ярославской области миграционный прирост не полностью компенсирует естественную убыль населения.

Рассмотрим регионы подробнее в разрезе демографического старения. Обратимся к таблице 6, где показана динамика коэффициента демографической нагрузки пожилыми на трудоспособное население. Самый низкий показатель коэффициента у Республики Саха. Причины тому – сравнительно высокие показатели рождаемости, обеспечивающие прирост молодого населения, невысокая ожидаемая продолжительность жизни (Якутия занимает 67 место в России по этому показателю), какую-то роль играет отток населения в пожилых возрастах, как это имеет место и в других регионах севера и востока страны.

Напротив, выше нагрузка на трудоспособное население пожилыми в Москве и Ярославской области. Здесь на протяжении многих лет ниже рождаемость (старение снизу), нет ротации населения (пенсионеры никуда не уезжают), сравнительно высокая ожидаемая продолжительность предстоящей жизни (таблица 7).

Общие эффективные коэффициенты демографической нагрузки в России (2016 год) и в европейских странах (2015), в %. Источник: Институт экономики роста, Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН

Демографическая ситуация в России не так плоха, как преподносят чиновники, говоря о «давлении» пенсионеров на экономику. На это указывают в Институте экономики роста им. Столыпина. По его данным, демографическая нагрузка на экономику РФ сейчас ниже, чем в других странах. «Столыпинцы» считают, что настоящая проблема для России - не пенсионеры, а «низкий уровень жизни и неприемлемое отношение властей к социальной сфере».

В правительстве повышение пенсионного возраста не обсуждается, и никаких прогнозов с этой мерой не существует, заявила вице-премьер Ольга Голодец, отвечая на вопрос об увеличении пенсионного возраста с 2020 года, заложенном в прогнозе Внешэкономбанка.

Днем ранее Интерфакс сообщил, что Внешэкономбанк опубликовал прогноз, по базовому варианту которого с 2020-го в стране начнется повышение пенсионного возраста на полгода в год.

Но какими бы ни были официальные заявления чиновников, нет стопроцентной гарантии, что эта мера не ляжет в основу будущей экономической стратегии. Поэтому Институт Столыпина предостерегает от «бухгалтерского подхода» к пенсионной системе. Вчера он опубликовал доклад о демографический политике, который начинается с громкого заявления: «Сегодня в России нет проблемы высокой демографической нагрузки на экономику».

Авторы доклада отмечают, что при анализе демографической нагрузки акцент, как правило, делается на динамику численности населения в трудоспособном возрасте. Однако, по их мнению, это не совсем корректно, потому что игнорируется, что среди населения нетрудоспособных возрастов есть занятые, а среди трудоспособных граждан встречаются иждивенцы.

Поэтому исследователи предлагают другой индикатор – эффективные коэффициенты демографической нагрузки, «определяемые как соотношение иждивенцев разных возрастных групп и совокупной численности занятых». Эти коэффициенты показывают, «сколько людей в среднем, не считая себя, обеспечивает один занятый».

«Сейчас демографическая нагрузка на экономику существенно ниже, чем в большинстве других стран, – уверяют в Институте Столыпина. – В 2016-м общий эффективный коэффициент демографической нагрузки в России составил 102,6%: 43,2 процентных пункта (п.п.) приходилось на население в возрасте до 20 лет; 19,5 п.п. – на мужчин/женщин в возрасте 20–59/54 лет и 39,9 п.п. – на мужчин/женщин в возрасте 60/55 лет и старше».

«Коэффициент демографической нагрузки, равный 102,6%, означает, что численность иждивенцев на 2,6% больше, чем численность занятых», – пояснил вчера «НГ» ведущий экономист Института экономики роста Артем Прокопец. «Международные сопоставления показывают, что уровень демографической нагрузки на экономику России относительно невелик», – отмечают «столыпинцы».

Несмотря на то что официально власти как будто открещиваются от решений, связанных с пенсионным возрастом, на самом деле структуры, близкие к профильным ведомствам, уже не первый год разрабатывают теоретическую базу для этой меры. Их главный аргумент – как раз растущее «давление» пенсионеров на экономику. Именно этот аргумент и пытаются опровергнуть в Институте Столыпина.

Так, в прошлом году специалисты Экономической экспертной группы, работающей в тесном контакте с Минфином, подсчитали, что «к 2030 году дефицит работников на рынке труда составит 2,1–3,8 млн человек», поэтому надо поднять пенсионный возраст (см. ).

«Мы перешли к тренду непрерывного снижения численности трудоспособного населения. В стране, где действует такой тренд, очень сложно начать экономический рост», – заявлял глава Центра стратегических разработок Алексей Кудрин. «В нашем варианте мы предлагаем повышение пенсионного возраста для женщин до 63 лет, для мужчин до 65 лет. Но это лишь вариант для расчета», – уточнял он (см. , ).

Некоторые министры тоже торопили с повышением пенсионного возраста. «Эксперты рекомендуют нам увеличивать возраст до 65 лет и для мужчин, и для женщин», – говорил в 2015 году глава Минфина Антон Силуанов. Он уточнял, что с экономической точки зрения «чем быстрее этот вопрос решим, тем лучше будет как для экономики, так и для бюджета».

Специалисты Института Столыпина признают, что рост демографической нагрузки продолжится, при этом произойдет изменение возрастной структуры: «В 2025-м, как ожидается, демографическая нагрузка пожилыми впервые превысит демографическую нагрузку молодежью».

Уточним: по данным Росстата, это уже произошло. По среднему варианту прогноза статистического ведомства, в 2018-м на 1000 лиц трудоспособного возраста будет приходиться 775 нетрудоспособных, из них 320 – граждане моложе трудоспособного возраста, 455 – старше.

Но «столыпинцы» уверены, что все это не повлечет за собой экстраординарных проблем, потому что также будет расти производительность труда: «Возросшая производительность труда позволит перераспределять в пользу иждивенцев большую долю ресурсов, качественно не снижая уровень жизни занятых». Правда, пока, по данным доклада, Россия по производительности труда «в 2–3 раза» отстает от развитых государств, входящих в Организацию стран экономического сотрудничества и развития.

Надежду на рост производительности труда Артем Прокопец объяснил большим потенциалом России и реализацией майских указов президента, по которым в стране должно быть создано 25 млн высокопроизводительных рабочих мест.

В институте подчеркивают, что «проблема пенсионной нагрузки на экономику – частный случай, и ее решение связано с поиском наиболее эффективных способов перераспределения ресурсов», а вовсе не с повышением пенсионного возраста в условиях, когда в России, по данным доклада, «40% мужчин умирает в трудоспособном возрасте».

«Корень проблем не в демографии, а в низком уровне жизни и неприемлемом отношении властей к социальной сфере», – указывают «столыпинцы». «Расходы бюджета на социальную сферу воспринимаются государством как безвозвратные субсидии, а не как инвестиции в человеческий капитал, в граждан, а значит в экономический рост и будущее страны», – считают авторы доклада.

Помимо этого Прокопец упоминает такие актуальные проблемы, как теневой сектор, а также «неэффективность и непрозрачность систем пенсионного, социального и медицинского обеспечения». По его словам, «проблема демографической нагрузки на экономику действительно преувеличена».

В докладе «столыпинцев» в качестве примера недостаточных социальных расходов приводится ситуация в здравоохранении: «По уровню расходов на здравоохранение Россия драматически отстает от развитых стран. Необходимо увеличение с 6 до 9% ВВП. В расчете на одного человека необходимо увеличение минимум в пять раз». «Проблемы в здравоохранении также связаны с тем, что эта отрасль зачастую не привлекательна для новых хорошо образованных кадров, что напрямую влияет на качество оказываемых медицинских услуг», – указывают авторы. Исследователи обращают внимание, что сомнительна даже сама попытка привязать зарплаты врачей к средней по экономике, потому что в целом зарплаты в России «существенно ниже, чем в развитых странах и даже в странах бывшего социалистического блока».

Часть опрошенных экспертов указывают, что применять международные рецепты к российской ситуации действительно сложно. «Проблема в том, что российская модель старения населения имеет существенные отличия от модели развитых стран, – говорит доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев. – Основные отличия заключаются в том, что в России старение обеспечивают низкая рождаемость и высокая смертность населения трудоспособного и молодого возрастов. В то время как в экономически развитых странах старение населения происходит за счет увеличения продолжительности жизни».

Некоторые выводы доклада Института Столыпина не нашли поддержки у профильных ведомств. Например, Минздрав откликнулся на часть, посвященную здравоохранению. «Основными показателями эффективности работы системы здравоохранения являются ожидаемая продолжительность жизни и уровень смертности. За 12 месяцев 2017-го смертность населения от всех основных причин достигла 12,4 на 1 тыс. человек, что на 6,8% ниже, чем в 2012-м. Кроме того, ожидаемая продолжительность жизни за тот же период увеличилась на 2,5 года и составляет рекордные 72,7 лет, – сообщили вчера «НГ» в пресс-службе Минздрава. – Что касается вопросов финансирования здравоохранения, то расходы из федерального бюджета с 2001 по 2016 год увеличились в 22 раза, расходы за счет средств обязательного медицинского страхования – в 17,1 раза, расходы за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ – в 3,8 раза. Это позволило не только не снизить объемы медицинской помощи, оказываемой гражданам на бесплатной основе, но и существенно повысить доступность медицинской помощи».

В ведомстве сообщили об успешном выполнении майских указов по повышению зарплат и о росте популярности профессии врача среди населения. По данным Минздрава, «за время реализации мероприятий по повышению заработной платы медицинских работников с 2012 по 2017 год среднемесячная зарплата врачей увеличилась на 65,6% до 56,4 тыс. руб., среднего медицинского персонала на 56,4% до 30,2 тыс. руб., наибольшее увеличение по младшему медицинскому персоналу – 104,2% до 21,4 тыс. руб.».

Похожие публикации