Предложения по правовому регулированию предоставления юридических услуг. Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг. Услуга как экономическая и юридическая категория

Нормативно-правовое регулирование и обеспечение законодательной базы являются частью административного метода регулирования со стороны государства и не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба. Данное регулирование базируется на силе государственной власти и включает в себя меры запрета, разрешения и обязательств. Законодательная база ограничивает свободу экономического выбора хозяйствующих субъектов.

Существует множество нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность сферы услуг за счет обеспечения законодательной базы и контролем над ее исполнением:

1. Конституция Российской Федерации - высший нормативный правовой акт Российской Федерации, который «регулирует сферу обеспечения и оказания социальных услуг населению на безвозмездной основе». Например, ст. 41 пункт 1, где говорится о том, что «каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, которая оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета». Для коммерческой деятельности Конституция РФ не несет нормативной нагрузки, то есть не является ее регулятором.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации - кодекс федеральных законов Российской Федерации, который эффективно регулирует предпринимательскую коммерческую деятельность, а в частности и сферу услуг. Например:

Глава 1 (ст. 1) в которой говорится, что «все товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации»;

Глава 6 (ст. 128), в которой прописаны объекты гражданских прав. Откуда следует, что к объектам гражданских прав помимо вещей (наличные деньги и документарные ценные бумаги), бездокументарны ценных бумаг, имущественных прав, результатов работ относят еще и оказание услуг;

Глава 25 (ст. 393 - 406), в которой говорится об обязанности «возместить убытки, если услуга была совершена некачественно или же вовсе не была оказана». В ней также определяется способ и размер возмещения убытков;

Глава 27 (ст. 424. Цена, ст. 426. Публичный договор, ст. 429. Предварительный договор). В данной главе определяется понятие договора об оказании услуг, что должно быть в нем прописано, различные виды договоров, их условия выполнения и расторжения, а также обязанности и права сторон;

Глава 39. Возмездное оказание услуг, состоящая из пяти статей:

1) ст.779. Договор возмездного оказания услуг;



2) ст.780. Исполнение договора возмездного оказания услуг;

3) ст.781. Оплата услуг;

4) ст.782. Односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг;

5) ст.783. Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг.

Из данных статей следуют правила оформления договора возмездного оказания услуг, исполнения обеими сторонами-участниками, процесс регулирования отношений между ними.

3. Федеральный закон Российской Федерации - федеральный законодательный акт Российской Федерации, который также имеет непосредственное влияние на сферу услуг. Существуют два основных закона, регулирующих данную сферу в общих чертах:

ФЗ РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей в РФ»;

Важнейший закон РФ, «регулирующий отношения, возникающие между потребителями и исполнителями при оказании услуг», устанавливающий права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, получение полной информации об услугах и об их исполнителях.

ФЗ РФ от 27.12.2002 N 184 «О техническом регулировании».

Настоящий Федеральный закон «регулирует отношения, возникающие при производстве, монтаже, перевозке и при оказании услуг». А также регулирует исполнение обязательных требований и соответствие требуемой оценки качества.

Существуют Федеральные законы, регулирующие конкретные виды и отрасли, для которых характерно оказание услуг. Например, ФЗ РФ от 02.12.1990 N 395-1«О банках и банковской деятельности».

4. Межгосударственный стандарт (ГОСТ) или национальный стандарт (ГОСТ Р) – стандарты, принятые соответственно межгосударственным или национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу пользователей. Следует выделить два основных стандарта, регулирующих сферу услуг:

ГОСТ Р 50646-2012 Услуги населению. Термины и определения;

ГОСТ ISO 9000-2011 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.



Стандартов на оказание услуг существует на множество различных видов и подвидов. Например, ГОСТ Р 51108-97. Услуги бытовые. Химическая чистка. Общие технические условия, ГОСТ Р 51006-96 Услуги транспортные. Термины и определения. И на прочие: ритуальные услуг, услуги населению, парикмахерские, услуги фитнес-клубов, клининговые услуги, ремонтные услуги и так далее.

5. Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации, затрагивающий сферу оказания услуг:

Ст. 39. Реализация товаров, работ или услуг;

Ст. 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения;

Ст. 148. Место реализации работ (услуг).

В данных статьях можно найти информацию о правилах определения цены оказываемой услуги, а также об установленных общих принципах налогообложения лиц, занимающихся оказанием услуг населению.

Правовой предпосылкой развития системы оказания юридических услуг вначале послужил Закон о кооперации в СССР, предусмотревший право оказания кооперативами платных правовых услуг, а затем и Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности 1990 года, явившийся до принятия нового Гражданского кодекса Российской Федерации основным документом, определявшим статус субъекта предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, закрепивший принцип свободы предпринимательства, элементом которого стала норма, предоставляющая предпринимателю право заниматься любыми не запрещенными законом видами предпринимательской деятельности, среди которых свое место заняли и юридические услуги. 45

Следует отметить, что для осуществления юридической деятельности частнопрактикующими юристами не существует какого-либо разрешительного порядка. Из-за особого социального и правового значения такого правового явления необходимо, чтобы порядок осуществления деятельности по оказанию юридических услуг подлежал особому специальному регулированию. Зарубежный опыт свидетельствует, что разрешительный порядок деятельности по оказанию юридических услуг действует практически во всех зарубежных странах. Так, в условиях правовой системы США регулирование этой деятельности в силу исторических традиций отдано государством судебной ветви власти, которая, в свою очередь, делегирует данные полномочия частным организациям- ассоциациям адвокатов, действующем в каждом штате и разрабатывающим кодексы (правила) профессионального поведения юристов, служащие основным документом, регулирующим их деятельность, в том числе в части приобретения права на оказание данных услуг. Однако согласно этим правилам правомочной считается только юридическая практика, осуществляемая по специальному разрешению (лицензия, сертификат, свидетельство), действительному лишь на территории штата, полномочный орган которого его выдал. Условия получения права на занятие деятельностью по оказанию юридических услуг, а, значит, приобретения статуса адвоката, действующие в каждом из штатов, сводятся к тому, что кандидат должен продемонстрировать профессиональную пригодность, базирующуюся на образовательном цензе (наличие высшего юридического образования, как правило, полученного в аккредитованном учебном заведении США), профессиональной квалификации (формальная проверка знаний и профессиональных навыков) и личных моральных качествах, проверка репутации). 46

В настоящее время существует проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации». 47 Согласно статье 1 данного проекта закона: « … Федеральный закон регулирует общественные отношения, связанные с оказанием на территории Российской Федерации квалифицированной юридической помощи, и направлен на обеспечение конституционного права на получение квалифицированной юридической помощи в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации». Статья 2 проекта Федерального закона дает следующее определение понятия юридическая помощь: «Под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации».

Основная цель принятия закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» заключается в устранении несоответствия существующего положения дел в области оказания квалифицированной юридической помощи общемировым стандартам и, прежде всего, Конституции РФ, которая закрепляет право каждого на судебную защиту (статья 46), равенства всех перед законом и судом (статья 19) путем реализации прав каждого на получение не любой, а именно квалифицированной юридической помощи (статья 48).

Проект Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» может регулировать рынок юридических услуг. Принятие данного законодательного акта необходимо по следующим причинам:

1. Физические и юридические лица, обратившиеся за оказанием юридических услуг, не осознают ценностную значимость самой юридической услуги и поэтому не готовы соответствующим образом ее оплачивать. Это связано с тем, что в сознании многих граждан право не выглядит как безусловный регулятор общественных отношений, отсюда и юридические услуги может оказывать кто угодно.

2. В России отсутствует легальное определение понятия «квалифицированная юридическая помощь», а также видов субъектов, имеющих право ее оказывать и порядка ее оказания.

Сегодня в России отсутствует какое-либо регулирование деятельности юридических фирм и частнопрактикующих юристов, что несомненно является серьезным пробелом в законодательстве. Адвокаты, в отличие от частнопрактикующих юристов и юристов в юридических фирмах, прежде чем приступить к занятию адвокатской деятельности, сдают квалификационный экзамен, но в отличие от последних, над адвокатами осуществляют контроль за их деятельностью, что является хоть какой-то гарантией, что они оказывают именно качественную юридическую помощь. Юрист должен оказывать качественную юридическую услугу. Но, к сожалению, сегодня очень часто бывает, что и адвокаты, и частнопрактикующие юристы оказывают некачественную юридическую помощь 48 .

Статья 3 законопроекта предлагает сузить круг субъектов, имеющих право оказывать юридические услуги, к которым относятся в основном: «…только физические лица, имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации статус адвоката, нотариуса, патентного поверенного, а также в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях их профессиональные образования, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, принятие Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи» должно решить следующие вопросы:

1. указание лиц, которые могут оказывать квалифицированные юридические услуги (помощь) в отдельную группу, в определенное сообщество.

2. деятельность юристов должна регулироваться самим сообществом, а государство должно вовлекаться только в исключительных случаях (например, при привлечении к уголовной, административной и иной публично установленной мере ответственности). Функционирование системы саморегулирования профессиональной деятельности в ряде областей таких как нотариат уже на практике доказали свою состоятельность.

3. государство не должно вмешиваться в деятельность лиц, оказывающих юридические услуги (помощь).

4. квалифицированная юридическая помощь не может оказываться на безвозмездной основе, за исключением случаев, предусмотренных иными правовыми актами.

5. обязательное страхование профессиональной ответственности лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь.

6. ограничение круга лиц, которые могут заниматься услугами в сфере судебного представительства, лицами, имеющими статус адвоката.

До принятия данного закона субъектами, оказывающими юридические услуги являются адвокаты и иные лица – частнопрактикующие юристы и юридические фирмы. Частнопрактикующие юристы оказывают юридическую услугу по принципу свободы волеизъявления и отношения, которые возникают между сторонами договора на оказание юридических услуг, подчиняются дозволительному методу регулирования. Необходимо также отметить, что если деятельность адвокатов сегодня законодательно урегулирована, то специальные законы о частнопрактикующих юристах и юридических фирмах, а также об их статусе, порядке осуществления ими деятельности по оказанию правовых услуг отсутствуют.

Представляется, что на современном этапе развития России не является нормальной ситуация, когда вопросы оказания услуг по лечению животных (ветеринарные услуги) или услуг автостоянок регулируются Правительством России отдельными Постановлениями, а оказание юридических услуг вообще никак не регламентируется. При этом представляется, что важность вопроса исключают возможность для исправления сложившейся ситуации ограничиться Постановлением Правительства России. Следует также отметить, что лица, оказывающие юридические услуги, поставлены в неравные условия, в чем-то граничащими с дискриминацией: адвокаты несут множество обязанностей, тогда как к лицам, не имеющим статуса адвоката, а равно нотариуса или патентного поверенного, но также оказывающим юридические услуги, никаких требований и условий осуществления такой деятельности, законодательство не устанавливает. Такие лица, как правило, не желают идти в адвокатуру, рассуждая при этом следующим образом: зачем стремиться в адвокатуру с ее стандартами, ответственностью, ограничениями, если можно подвязаться на ниве права не связывая себе руки? При существующем правовом регулировании оказывается доходнее заниматься юридическими услугами, не обременяя себя обязательствами и соблюдением квалификационных требований. Кроме того, это выгоднее коммерчески, если даже судить просто по налогообложению.

Предлагаемый закон направлен на устранение дискриминации, в частности, между адвокатами и остальными лицами, оказывающими юридические услуги, создание для них равных прав и обязанностей. Возражения против законопроекта могут вызываться современным состоянием российской адвокатуры, в которой еще имеются недостатки. Однако принципиально эти недостатки не являются поводом для того, чтобы отказаться исправлять неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся в сфере оказания юридической помощи. Недостатки имеются и в армии, и в системе пенсионного обеспечения, но это не может служить поводом для отказа улучшать касающееся их регулирование.

Принятие федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия новых законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Введение

2. Правовое положение участников рынка правовых услуг

2.1Адвокаты и адвокатские образования

2.2Юридические фирмы и другие специализированные юридические организации

2.3Индивидуально практикующие юристы

2.4Нотариусы

3. Юридическая служба в коммерческих организациях

3.1 Юридическая служба как структурное подразделение коммерческой организации

3.2 Функциональные обязанности юрисконсульта организации

4. Договоры на правовое обслуживание и оказание правовых услуг

4.1 Квалификация договоров на оказание правовых услуг

4.2. Виды договоров, заключаемых юристами с клиентами

4.4 Оплата правовых услуг

4.5 Ответственность сторон по договору возмездного оказания правовых услуг

Заключение

Список используемой литературы


Введение

На данный момент, юридическая помощь - это перспективное, быстроразвивающееся направление в правоохранительной деятельности. Кроме того, право на юридическую помощь – это важный конституционный принцип, закрепленный в Конституции РФ. Статья 48 Конституции РФ гласит: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» (ст. 48, п.1) .

Однако надо отметить, что на сегодняшний день это направление недостаточно хорошо изучено. Причина этого в том, что до недавнего времени основными формами организации юридической помощи были адвокатура, нотариат и правовые (или юрисконсультские) службы, которые создавались на предприятиях, в организациях и общественных объединениях для оказания помощи соответственно этим предприятиям, организациям или объединениям. Теперь же создано поле для новых форм юридической деятельности, это пресловутые «иные формы оказания юридической помощи». Так называют в учебниках все остальные формы оказания юридических услуг, которые не относятся к адвокатуре и нотариату. К сожалению, более точного определения этим формам дать нельзя, так как они представляют великое множество различных форм оказания юридических услуг, причем их перечень является открытым. Это и вносит путаницу в понимание юридической помощи.

Эта работа есть скромная попытка систематизировать формы юридической помощи, осознать их значение и функции и внести хоть какую-то ясность в понятие юридической помощи и ее значение в современном обществе. Это очень актуальная, с моей точки зрения, проблема, так как, несмотря на новизну многих принципов и форм юридической помощи, она (юридическая помощь) хорошо «прижилась» в нашей стране и сейчас в любом городе можно встретить какую-нибудь форму: нотариальную кантору, или адвокатуру, или частные консультативные фирмы по вопросам права, или даже частные детективные агентства и детективов, которые тоже оказывают юридические услуги.

Потребность в получении юридической помощи возникает постоянно и повсеместно. Практически нет такой сферы жизни или человеческой деятельности, в которой каждому человеку, а не только юристу необходимо знать и уметь применять те или иные правовые нормы. Идет ли речь о работе или учебе, приобретении или продаже товаров, получении услуг, необходимости обращения в государственные или иные органы, участии в деятельности общественных организаций, выборах в парламент и так далее - везде может потребоваться квалифицированная помощь юриста. Для этого и существует юридическая помощь, которая оказывает населению помощь в понимании, осмыслении законодательства и помогает использовать его во благо человека, который нуждается в этой помощи.


1. Понятия правовых услуг и деятельности по их оказанию

Правовые услуги - это услуги по оказанию помощи лицам по вопросам правового характера. Деятельность по оказанию правовых услуг - один из видов юридической практики, которая объективно необходима в любом обществе, имеющем государственное устройство.

Юридическая деятельность стоит в одном ряду с другими видами деятельности по оказанию услуг, как то: аудиторская, консультационная, маркетинговая, информационная, мониторинговая, оценочная и риелторская деятельность. Все эти виды деятельности удовлетворяют общественный спрос на определенные виды услуг, сопутствующих основным - производственным - видам экономической деятельности.

Юридическая деятельность это: государственная, негосударственная или частная (коммерческая) деятельность профессиональных юристов по оказанию квалифицированной помощи физическим и юридическим лицам в понимании, правильном использовании и соблюдении законодательства, консультации по юридическим вопросам и вопросам права, которая направленная на защиту и способствует осуществлению прав и законных интересов граждан .

Спорным является вопрос о необходимости жесткого государственного контроля за частной юридической практикой. Госконтроль может осуществляться различными способами, прежде всего путем лицензирования и аккредитации. Среди юристов, как ученых, так и практиков, имеются и сторонники, и противники лицензирования юридической деятельности. В настоящее время для занятия юридической практикой, в том числе по оказанию платных правовых услуг, лицензии не требуется, так как действующим Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по оказанию платных правовых услуг не включена в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию.

Основными профессиональными участниками рынка правовых услуг являются: адвокаты и адвокатские образования; юридические фирмы, иные организации, специализирующиеся на оказании правовых услуг; индивидуально практикующие юристы. Деятельностью по оказанию правовых услуг занимаются также организации, не являющиеся юридическими фирмами, но в соответствии со своими уставными целями и задачами предоставляющие правовую помощь своим участникам и иным лицам. Близкой к деятельности по оказанию правовых услуг является деятельность нотариусов, способствующая надлежащему оформлению совершаемых сделок и других актов. Многие коммерческие организации имеют в своем составе штатную юридическую службу, благодаря которой обеспечиваются потребности организации в правовых услугах.

Единый обобщающий закон, в котором были бы собраны нормы, регулирующие отношения по оказанию правовых услуг, в законодательной системе России отсутствует. В постановлении Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 г. № 1-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 779 и пункта 1 статьи 7ХI Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами общества с ограниченной ответственностью "Агентство корпоративной безопасности" и гражданина В. В. Макеева» отмечается, что «общественные отношения по поводу оказания юридической помощи в качестве обособленного предмета правового регулирования в действующем законодательстве не выделены, - они регламентируются рядом нормативных правовых актов, в систему которых входят нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности его главы 39, касающиеся обязательств по договору возмездного оказания услуг» (п. 3) В принципе можно было бы поставить вопрос о принятии общего Закона об основах государственного регулирования деятельности по оказанию правовых услуг, аналогичного по своей направленности действующим Законам «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», но, как представляется, в этом нет необходимости, по крайней мере в настоящее время. К тому же деятельность некоторых участников рынка правовых услуг опирается на специальные законы: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее - Закон об адвокатуре) и Закон РФ от 11 февраля 1993 г. № 44621 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» .

Значение правового обслуживания предпринимателей. Предпринимательская деятельность осуществляется на определенной правовой основе. Соблюдение правовых норм дает предпринимателям возможность успешно развивать свой бизнес. Напротив, нарушение предписаний правовых норм влечет для предпринимателей нежелательные последствия в виде, например, ответственности по обязательствам, а неоднократные или грубые нарушения законодательства могут привести к принудительной ликвидации предпринимателя - юридического лица в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 61 ГК РФ, к административной и уголовной ответственности индивидуальных предпринимателей и должностных лиц коммерческих организаций.

Для того чтобы избежать нарушений и во всем следовать требованиям законодательства, предприниматели обращаются к специалистам, обладающим правовыми знаниями, т. е. к практикующим юристам. Правовое обслуживание бизнеса - закономерное объективно обусловленное явление, одна из составных частей правовой деятельности.

Правовое содействие, оказываемое юристами предпринимателям, называют также правовой поддержкой, правовым сопровождением, правовым обеспечением. Все перечисленные термины близки по смыслу и могут употребляться в различных контекстах в одном и том же семантическом значении: оказание юристами-профессионалами консультационных и иных услуг предпринимателям по правовым вопросам осуществления бизнеса. В более широком аспекте используется также термин «правовое обслуживание», под которым понимается оказание заинтересованным лицам - клиентам, заказчикам - разнообразных правовых услуг на договорной основе, предполагающей постоянное или периодическое взаимодействие и сотрудничество исполнителя и клиента.

Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг Тема: Услуги как вид деятельности. Правовое регулирование возмездного оказания услуг 1. Услуги как вид деятельности.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3116. Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ 17.36 KB
Правовое регулирование оказания услуг общественного питания в РФ. Нормативноправовая база оказания услуг общественного питания в РФ. Правила оказания услуг общественного питания. Это обеспечивается прежде всего изменением технологий переработки продуктов питания развитием коммуникаций средств доставки продукции и сырья интенсификацией многих производственных процессов.
7899. Правовое регулирование деятельности по оказанию услуг, выполнению работ 23.49 KB
Понятия товара работы и услуги содержатся и в гражданском законодательстве и в налоговом законодательстве. Услуги полезные действия предпринимателя услугодателя исполнителя удовлетворяющие потребности кредиторов заказчиков клиентов как таковые не создающие овеществленного результата который оставался бы в распоряжении клиента и обладал бы качествами самостоятельного объекта гражданских прав...
3128. Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ 37.45 KB
Правовое регулирование предоставления услуг средств размещения в РФ. Правовое регулирование оказания услуг по организации проживания туристов. Постановления Правительства РФ касающиеся вопросов оказания основных видов туристских услуг. Правила предоставления гостиничных услуг в РФ.
10413. Правовое регулирование отношений, связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг 8.23 KB
Правовое регулирование отношений связанных с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг Отношения связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг регулируются следующими законодательными актами: Законом О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках...
6043. Правовое регулирование сервисной деятельности 48.92 KB
Лицензирующие органы имеют право: проводить проверки деятельности лицензиата на предмет соответствия лицензионным требованиям и условиям осуществляемой лицензиатом деятельности; запрашивать и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки по вопросам возникающим при проведении проверок; составлять на основании результатов проверок акты протоколы с указанием конкретных нарушений; выносить решения обязывающие лицензиата устранять выявленные нарушения устанавливать сроки устранения таких нарушений;выносить предупреждение лицензиату;...
4130. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности 55.7 KB
Реформы, проводимые в России, показали, что отказ от рычагов государственного воздействия на экономику оказался необоснованным. Состояние российской государственности характеризуется тем, что экономика от административно-командной системы освободилась, а формы и методы воздействия государства на субъекты рынка еще только создаются.
3210. Международно-правовое регулирование туристской деятельности 34.58 KB
Хартия туризма. Глобальный кодекс этики туризма. Двусторонние договоры и соглашения государств в области туризма. Соглашение о сотрудничестве в области туризма заключенное в рамках СНГ.
20307. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Казахстан 86.95 KB
Историко-правовой аспект возникновения аудита и аудиторской деятельности. Ответственность за правонарушения в сфере аудиторской деятельности по законодательству Республики Казахстан Актуальные проблемы аудита и аудиторской деятельности в Республике Казахстан. Проблемы применения международных стандартов аудита. На этом фоне существует настоятельная необходимость в разработке внутренней и внешней независимая альтернатива аудита государственного контроля как одного из неотъемлемых...
18559. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Республике Казахстан 104.3 KB
Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли, на получение имущественных благ. В этом случае можно говорить о возможном коммерческом риске, возможных неблагоприятных имущественных последствиях деятельности предпринимателя (обусловленных как упущениями в работе, так и связанных с ненадлежащим исполнением своих обязательств).
18523. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 71.19 KB
Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения и противостояния индивидуальных и социальных интересов, стремления в жизни маленьких любом случае сварные (например, комбинированные, живущих на одной небольшой площади)

Глава I. Возмездное оказание услуг как вид гражданско- 16-86 правового договора

§1.1. Исторический аспект законодательства в сфере услуг и 16-24 защита прав потребителей.

§ 1.2. Правовая характеристика договора возмездного оказания 25-57 услуг. Понятие услуги.

§1.3 Договор возмездного оказания услуг и смежные договоры 58

§ 1.4. Контрафактная и фальсифицированная продукция как 74-86 объект договора возмездного оказания услуг

Глава 2. Права и обязанности сторон договора возмездного 87-132 оказания услуг. Защита прав потребителей

§2.1, Правовой статус потребителей как субъектов договора 87-103 возмездного оказания услуг

§ 2.2. Исполнители как субъекты договора возмездного оказания 104-116 услуг. Тенденции развития правоотношений в сфере услуг

§ 2.3. Способы государственной и общественной защиты прав 117-132 потребителей

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», 12.00.03 шифр ВАК

  • Гражданско-правовой договор возмездного оказания концертных услуг 2006 год, кандидат юридических наук Севостьянов, Максим Владимирович

  • Гражданско-правовое регулирование отношений возмездного оказания услуг 2003 год, доктор юридических наук Шаблова, Елена Геннадьевна

  • Правовое регулирование договора возмездного оказания ветеринарных услуг 2006 год, кандидат юридических наук Миногина, Надежда Владимировна

  • Правовое регулирование отношений в сфере оказания информационных и консультационных услуг в Российской Федерации 2009 год, доктор юридических наук Ситдикова, Любовь Борисовна

  • Гражданско-правовое регулирование отношений по оказанию медицинских услуг в Российской Федерации 2006 год, кандидат юридических наук Ломакина, Ирина Геннадьевна

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовое регулирование договора возмездного оказания услуг»

Актуальность темы исследования

Услуги представляют собой, пожалуй, один из древнейших видов общественных отношений. К примеру, еще римскому праву был известен договор найма услуг (locatio-conductio operarum). В России предоставление услуг довольно длительное время находилось вне сферы правового регулирования. Так, в Гражданских кодексах РСФСР 1922 года и 1964 года, как и Основах гражданского законодательства 1961 года и 1991 года, договор возмездного оказания услуг отсутствовал.

Однако изменение политических и экономических направлений развития общества послужили основанием возникновения новых правовых отношений. В частности, Конституция РФ выделила услуги как особый вид деятельности (ст.ст. 8 и 74). Наконец, с принятием части первой ГК РФ проявилась новая позиция законодателя о правовом регулировании такого юридического феномена, как услуга и, соответственно ей, отношений возмездного оказания услуг. Категория услуг получила правовое подтверждение в части первой ГК РФ (ст.ст. 1, 2, 107, 128, 132, 138, 167, 397, 424, 426). Основополагающей в данном ряду правовых норм следует признать ст. 128 ГК, выделившей услугу в качестве объекта гражданских прав. Более того, осуществление предпринимательской деятельности стало возможно путем оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).

Рынок услуг сегодня - один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики: деятельность по оказанию услуг простирается не только на сферу удовлетворения социальных, бытовых, духовных человеческих потребностей, но и затрагивает сферы глобального макроэкономического масштаба, удовлетворяемые, например, с помощью Internet. Услуги, проникая в той или иной форме во все области деятельности человека, в настоящее время приобрели достойную потребительную стоимость. Современный период можно назвать временем интенсивного формирования моделей договоров многих видов оказания услуг, которые претендуют на самостоятельное типологическое существование в будущем.

Вместе с тем, в правовом регулировании отношений по оказанию услуг достаточно много «белых пятен». Так гражданское законодательство, в частности ГК РФ, не содержит легального определения услуги, ст. 128 ГК РФ закрепляет услуги в качестве объекта гражданских прав, не раскрывая их признаков; п. 2 ст. 779 ГК РФ под термином «оказать услуги» понимает -совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность. Еще больше запутывает ситуацию ст. 783 ГК, устанавливающая, что общие положения о подряде вообще и о бытовом подряде в частности применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит ст. 779-782 ГК, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг. Исходя из количества статей, регламентирующих обязательства подрядного типа, можно сделать два вывода, вытекаюъцих один из другого. Первый состоит в том, что действующее законодательство содержит достаточное количество норм, которые применяются одновременно к договорам подряда и возмездного оказания услуг, т.е. используются как универсальные.

Второй вывод логически завершает первый: ГК РФ не проводит четкого разграничения между услугами как объектом договорных отношений и работами, выполненными по договору подряда.

В итоге понятие "услуга" в российском праве имеет размытые границы, обладая множеством смысловых оттенков. Ученые и практики также не пришли к единому мнению, поскольку было сформулировано и предложено к законодательному закреплению три основных концепции о понятии "услуга" и правовом регулировании отношений, возникающих в связи с её оказанием: "дифференциальная", предполагающая издание специальных законов в отдельных отраслях сферы обслуживания (В.А. Язев, О.Н. Садиков, Ю.Х. Калмыков, Н.А. Баринов); "интегральная", предлагающая сосредоточить в одном законе всю охрану прав "граждан-потребителей" (В.П. Мозолин, А.Ю. Кабалкин); "специализированных основ", авторы данной концепции (О.А. Красавчиков, Е.Д. Шешенин, В.А. Плетнев) предлагали включить в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик главу "Услуги". Конкретные предложения по содержанию проекта главы "Услуги" были сформулированы Е. Д. Шешениным.

В настоящее время, т.е. по истечении довольно длительного периода, можно сказать, что возобладала и была принята законодателем "интегральная концепция", которая реализовалась в Законе "О защите прав потребителей". Значимость данного закона в правовой охране интересов непрофессиональных участников гражданского оборота вряд ли кто будет оспаривать. Однако этот документ имеет и оборотную сторону, проявляющуюся в том, что нормы права, регулирующие договоры на оказание тех или иных услуг, не дают ответа, как учесть специфику различных видов услуг, что, конечно же, сказывается не только на качестве услуг, но и не позволяет должным образом осуществлять охрану (защиту) прав потребителей.

Принимая во внимание устойчивую тенденцию развития рынка услуг, можно предположить, что договор оказания услуг будет одним из самых востребованных и динамично развивающихся гражданско-правовых институтов. При этом многопрофильное использование услуг профессиональных участников потребует соответствующего изменения обязательств возмездного оказания услуг с тем, чтобы не только защитить права сторон договора, но и создать адекватные условия, направленные на удовлетворение потребностей заказчиков-потребителей. Отсюда становится очевидным, что имеющаяся нормативно-правовая база регулирования данного института не может обеспечить надлежащую охрану прав и интересов участников данных отношений, а потому нуждается как в теоретическом осмыслении, так и в законодательном обновлении. Указанные обстоятельства определяют актуальность темы исследования, ее практическую и теоретическую значимость.

Степень разработанности темы. Работы, посвященные договорам возмездного оказания услуг, занимают достойное место в правовой науке. Так, в трудах виднейших российских цивилистов на протяжении последних двадцати лет лейтмотивом звучат проблемы "комплексного изучения обязательств по оказанию услуг", исследования "объективно существующих закономерностей и общих признаков договорных обязательств по оказанию услуг", выдвигаются различные концепции теоретического понимания "услуги", вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства и т.п. Указанной теме уделяли определенное внимание в своих работах известные отечественные ученые - юристы, такие как: Т.Е. Абова, С.С. Алексеев, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Э.П. Гаврилов, Н.Д. Егоров, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, Ю.Х. Калмыков, О.А. Красавчиков, М.В. Кротов, В.П. Мозолин, Д.В. Мурзин, Е.А. Суханов, Ю К. Толстой, Г.Ф., Л.Ф. Фархутдинов, Е.Д. Шешенин, В.А. Язев и др.

Многие исследователи рассматривают услугу как правовую категорию, пограничную с работами подрядного типа, подчеркивая при этом: «Если в обязательствах подрядного типа результат выполненных работ всегда имеет овеществленную форму, то в обязательствах об оказании услуг результат деятельности исполнителя не имеет вещественного содержания.»1.

По нашему мнению, предложенный уважаемыми учеными аргумент нуждается в уточнении и корректировке. Действительно, по общему правилу услуга не имеет вегцественного результата, обладает свойством неосязаемости и этим существенно отличается от вещей. Можно сказать, пишут они, что услуга выражается в определенном, как правило, ожидаемом

1 Гражданское право. Том 1У.//Под ред. Е.А.Суханова. Волтерс Клувер. 2006. С. 84. нематериальном эффекте, который воспринимается зачастую на уровне чувств: пассажир перевезен, больной - вылечен, ученик - получил образование и т.п.

Однако уважаемые ученые упускают из виду, что существуют услуги, if елью которых является не только процесс деятельности (образование, лечение и т.п.), но и достижение определенного желаемого овеществленного (как правило, индивидуализированного) результата, т.е. «услуга» как правовая категория имеет дуалистическое начало - последствием одних является нематериальный результат, одновременно другие услуги направлены на получение именно индивидуализированного материального результата. Так, индивидуальный пошив одежды представляет собой вид бытовой услуги, имеющей целью получить определенный материальный результат, который вполне отделим от личности исполнителя. При этом процесс оказания услуги, т.е. деятельность, посредством которой создается данный материальный результат, осуществляется таким образом, что в итоге формируется (проявляется, создается) желаемый материальный результат. Следовательно, если результат материален, то услуга, ему предшествующая, содержит в себе ряд качеств и свойств, присущих данному результату. Таким образом, . услуга содержит в себе элементы результата, и, соответственно ему, может быть материальной или нематериальной. Исходя из изложенного, полагаем, что выстроенная виднейшими учеными-юристами России несколько десятилетий назад теоретическая платформа договора возмездного оказания услуг, с учетом развивающегося рынка услуг, нуждается в дополнении и уточнении, а понятие услуги и правоотношения по ее оказанию в законодательном обновлении.

Вышеизложенное состояние теоретической разработанности и правовой регламентации договора возмездного оказания услуг предопределило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Автор определил основной целью своей работы: на основе анализа теоретических положений гражданского законодательства РФ и практики применения договора возмездного оказания услуг, с учетом тенденций развития рынка услуг, сформулировать понятие услуги, определить пути совершенствования правового регулирования договора возмездного оказания услуг, а также разработать и внести предложения по дополнению и уточнению норм законодательства России, регулирующих отношения в сфере оказания услуг.

В рамках поставленной цели сформулированы исследовательские задачи:

Рассмотреть исторический аспект законодательства в сфере услуг с тем, чтобы определить предпосылки и источники формирования данного института и показать, что в действующих правовых нормах отсутствует четкий критерий разграничения работ и услуг;

Проанализировать возмездное оказание услуг как вид гражданско-правового договора и его соотношение со смежными договорами и обосновать вывод, что разграничение услуг и работ по отсутствию или наличию материального результата следует признать неудачным и предложить в качестве критерия разграничения личное использование результата услуги;

Доказать, что подряд и другие договоры, имеющие целью создание определенного материального результата, используемого заказчиком в личных целях, являются разновидностью договора возмездного оказания услуг;

Обосновать вывод, что услуга и получаемый от нее результат -взаимозависимые категории, т.е. при наличии материального результата услуга также становится материальной, услуги, не имеющие целью получение такого результата, следует относить к нематериальным;

Показать, что услуга как объект договора создается усилиями обеих сторон и сформулировать авторское определение услуги;

Сформулировать положение, что признак возмездности оказания услуг не является обязательным и дополнить определение, что потребителем является гражданин правомерно, но безвозмездно пользующийся услугами;

Доказать, что выпуск контрафактной и фальсифицированной продукции, являющейся объектом договора возмездного оказания услуг, нарушает конституционные права потребителей на полную и достоверную информацию о предоставляемых услугах и их качестве;

Обосновать и внести предложения по усилению охраны прав зрителей/слушателей «живой музыки».

Объектом исследования являются гражданско-правовые отношения, складывающиеся в сфере оказания услуг.

Предмет диссертационного исследования составили нормативные акты в сфере возмездного оказания услуг и защиты прав потребителей, а также практика применения указанных нормативных актов, научная литература, посвященная исследуемым проблемам.

Методологическая основа исследования. Методическую основу настоящего исследования составил диалектический метод познания. При написании работы автор руководствовался также частными научными методами исследования, такими как историко-правовой, системно-структурный, социально-правовой, сравнительно-правовой, конкретно-социологический, статистический, которые в совокупности составили методологическую основу исследования.

Положения и выводы диссертационного исследования основываются на Конституции Российской Федерации, гражданском законодательстве, а также теоретических концепциях гражданского права.

Научная новизна состоит в том, что проведено комплексное научное исследование теоретических и практических аспектов правового регулирования договора возмездного оказания услуг, по результатам которого сформулировано понятие услуги, определены пути совершенствования правового регулирования договора возмездного оказания услуг, а также разработаны и внесены предложения по дополнению и уточнению отдельных законодательных норм РФ, регулирующих отношения в сфере оказания услуг.

Кроме того, научная новизна исследования определяется положениями, выносимыми на защиту:

1. Исходя из того, что законодатель в ст. 128 ГК РФ определил услуги наряду с работой, имуществом, информацией, нематериальными благами как вид объектов гражданских, прав, а гл.39 ГК посвящена правовому регулированию договора возмездного оказания услуг, молено сделать вывод, что услуги образуют самостоятельную группу объектов гражданских прав.

При этом ст. 779 ГК РФ определяет, что услуги могут быть оказаны совершением определенных действий или осуществлением определенной деятельности. Учитывая, что перечень услуг, представленный п.2. ст. 779 ГК, хотя и является обширным, но не исчерпывающим, не исключается возможность относить к услугам различные виды деятельности и, соответственно, использовать нормы других институтов. Одновременно ГК РФ закрепил возможность применения к договорам возмездного оказания услуг общих положений о подряде (ст.ст. 702-729 ГК) и о бытовом подряде (ст.ст. 730 -739 ГК), но поскольку работа также выполняется путем совершения определенных действий или осуществления определенной деятельности, возникает проблема разграничения работ и услуг. Данная ситуация не позволяет однозначно относить тот или иной вид договора к одному из вышеупомянутых и поименованных в ГК РФ договоров и, соответственно, надлежащим образом сформулировать права и обязанности сторон, а также установить комплекс мер, направленных на защиту их интересов.

2. Материальный результат, как критерий разграничения договоров оказания услуг и иных договоров, в том числе подряда, нельзя признать безупречным, так как значительная часть услуг имеет своей целью получение определенного материального результата, который отделим от действий или деятельности исполнителя, и существует самостоятельно.

По мнению диссертанта, критерием разграничения указанных договоров является личное использование, т.е. если материальный результат, создаваемый в прогрессе исполнения договора, будет использоваться субъектом для личных целей, то договор следует квалифицировать как оказание услуг.

Следует подчеркнуть, что личное использование, как правило, не связано с предпринимательской деятельностью, поскольку последняя направлена на систематическое получение прибыли, а личное использование такой цели не преследует. По мнению автора, услугой следует квалифицировать деятельность, совершаемую в целях получения результата для личного использования. Предлагаемый подход может в определенной мере способствовать разграничению подряда и оказания услуг.

3. Из предлагаемой автором концепции, что к договорам об оказании услуг относятся договоры, заключаемые в целях получения определенного (согласованного) результата для личного использования, следует вывод, что подряд и другие договоры, имеющие целью создание определенного материального результата, используемого субъектами в личных целях, являются разновидностью договора возмездного оказания услуг.

4. «Услуга» и желаемый от нее результат (цель) - взаимозависимые категории, поскольку услуга несет в себе часть элементов, свойств, признаков цели ее получения (оказания) и, соответственно, результат приобретает индивидуальность, обусловленную эксклюзивностью услуги, т.е. при наличии материального результата услуга также становится материальной.

5. В зависимости от вида желаемого, согласованного в договоре и получаемого результата, представляется возможным разделить услуги на: нематериальные, в частности исполнение музыкальных или литературных произведений, перевозка пассажиров и багажа и т.п.). материальные (индивидуальный пошив одежды, строительство личного дома и т.п.).

6. Специфическим критерием услуги является то, что она как объект договора создается (получается) усилиями двух сторон: исполнителя и заказчика. Первый совершает действия, направленные на создание (достижение) и передачу заказчику согласованного результата в целях его личного использования, а второй совершает действия, направленные на получение (потребление) для личного использования согласованного и ожидаемого результата.

7. С учетом сказанного предлагается авторское определение: услуга представляет собой двухстороннюю деятельность, направленную на создание (достижение) и передачу заказчику для его личного использования э/селаемого и согласованного результата. Этот результат может быть как материальным, так и нематериальным.

Данное определение целесообразно внести в п.1 ст. 779 ГК РФ.

8. Принимая во внимание, что признак возмездности оказания услуг не является обязательным, т.к. услуги могут быть оказаны безвозмездно, полагаем: название главы 39 целесообразно изложить в редакции «Оказание услуг» и, соответственно, из ст.ст. 779-783 ГК РФ исключить термин «возмездность».

9. С учетом того, что право потребителя получить качественную и оговоренную услугу существует независимо от условия, является ли услуга возмездной или безвозмездной, предлагаем уточнить содержащиеся в Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" понятие «потребитель», изложив его в следующей редакции: потребитель -гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или духовных потребностей, а также гражданин, правомерно, но безвозмездно, использующий указанные товары (работы, услуги).

10. Исходя из положений Закона «О защите прав потребителей» о том, что потребитель должен иметь полную и достоверную информацию о предоставляемых услугах и их качестве, полагаем необходимым в подзаконном акте федерального уровня, регламентирующем концертную деятельность, отразить:

Информация, указанная в билете или приложении к нему, должна достоверно подтверждать зрителю/слушателю вид оказываемой ему услуги («живая музыка» или представление с использованием фонограммы);

Отступление от информации (обязательств), указанной в билете или приложении к нему, необходимо квалифицировать как нарушение исполнителем прав потребителя (слушателя, зрителя) с возможностью требовать возмещения материального вреда (стоимость билета и проезда к месту концерта и обратно), а также компенсации морального вреда (нравственные или физические страдания от неполучения ожидаемого эффекта (удовольствия) от «живой» музыки);

Отступление от существенных условий проводимого концерта следует квалифицировать как обман потребителя (слушателя, зрителя) с применением последствий недействительной сделки;

Информация о нарушении объявленных условий проводимого концерта должна быть обнародована и может служить основанием для рассмотрения вопроса о лишении исполнителя звания, либо этот факт может быть учтен при оценке профессиональной деятельности исполнителя.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что сформулированные автором теоретические положения могут быть использованы в целях совершенствования гражданского законодательства РФ, регулирующего деятельность в сфере оказания услуг, в процессе изучения актуальных проблем гражданского права, в частности, объектов гражданских правоотношений, в преподавательской деятельности.

Автором конкретизировано определение услуги, как объекта гражданского права, уточнена редакция понятия «потребитель», проанализированы особенности нормативно-правовой регламентации договоров возмездного оказания услуг по действующему законодательству РФ, а также выявлены тенденции их развития и внесены соответствующие предложения по совершенствованию законодательной базы.

В работе представлен анализ исторического аспекта формирования норм, регулирующих договор возмездного оказания услуг, определены его место в системе гражданского права и значимость в сфере общественных отношений, выявлены тенденции развития, раскрыто содержание прав и обязанностей сторон договора возмездного оказания услуг. Особое внимание уделено защите прав потребителей. Подробно рассмотрены правовые проблемы контрафактной и фальсифицированной продукции как объекта договора возмездного оказания услуг. Каждый раздел работы завершается предложениями автора по совершенствованию действующего законодательства или положениями, имеющими теоретический характер. Таким образом, можно сказать, что данное исследование вносит определенный вклад в теорию гражданского права.

Практическая значимость и апробация результатов исследования состоит в том, что теоретические и практические предложения, сделанные в работе, используются автором при составлении договоров исполнителей с творческими союзами и ассоциациями. Кроме того, автор опубликовал свои основные предложения и рекомендации, предоставив право свободного доступа к основным положениям работы. Результаты проведенного исследования также докладывались на заседании кафедры гражданского права и правовой охраны интеллектуальной собственности Российского государственного института интеллектуальной собственности.

В дальнейшем положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы при разработке мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования сферы оказания услуг, в том числе и нематериального характера.

Объем и структура диссертационной работы определяются требованиями, предъявляемыми к работам такого уровня, целями и задачами исследования, а также особенностями правового регулирования договора оказания возмездных услуг.

Заключение диссертации по теме «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право», Пучков, Евгений Александрович

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать основные выводы, положения, а также рекомендации обобщающего характера.

Отнесение законодателем услуг и работ к одной группе объектов гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) придает дискуссии о критериях разграничения услуг и работ особую значимость. Введение в Гражданский кодекс РФ главы 39 "Возмездное оказание услуг", казалось бы, должно внести ясность в этот вопрос. Однако легального определения услуг, которое помогло бы разграничить соответствующие понятия как таковые, ГК РФ по-прежнему не содержит. Поскольку в практике достаточно часто встречаются договоры об услугах и работах, которые действующее гражданское законодательство не выделило в самостоятельные главы (в том числе договор об оказании правовых услуг), вопрос о признаках и критериях, с помощью которых можно провести между ними грань, остается актуальным. Согласно мнению большинства цивилистов в качестве признака работ, позволяющих отграничить их от услуг, принято называть овеществленный и отделимый от деятельности исполнителя результат.

По мнению автора, уважаемые ученые не приняли во внимание такой факт, как возможность оказания услуги путем создания материализованного результата. В итоге понятие "услуга" в российском праве имеет размытые границы, обладая множеством смысловых оттенков, и выстроенная виднейшими учеными-юристами России несколько десятилетий назад теоретическая платформа договора возмездного оказания услуг нуждается в дополнении и уточнении, а понятие услуги и правоотношения по ее оказанию в законодательном обновлении.

Основываясь на действующем законодательстве и научных концепциях, предлагается несколько авторских характеристик, образующих в своей совокупности определение услуги: услуга представляет собой согласованную деятельность исполнителя и заказчика, направленную на удовлетворение потребности получения (оказания) желаемого результата, который может быть как материальным, так и нематериальным (духовным, культурным, образовательным и т.п); услуга и желаемый от нее результат - цель - взаимозависимые категории; услуга несет в себе часть элементов, свойств, признаков цели ее получения (оказания) и, соответственно, результат приобретает индивидуальность, обусловленную эксклюзивностью услуги. услуга - специфический результат труда, который предполагает эффекте «живого» труда. эффект от потребления услуги зависит не только от условий ее оказания, но и от возможностей ее потребителя. Так, например, уровень подготовки ученика определяется не только квалификацией учителя и временем обучения, но и способностями ученика. Полезный эффект услуги -это результат совместных усилий ее исполнителя и потребителя услуги нематериальные характеризуются синхронностью оказания и получения, т.е. принятие ее заказчиком осуществляется в процессе ее оказания исполнителем. При этом эффект услуги, как правило, может сохраняться какое-то, иногда весьма непродолжительное, время. Иными словами, нематериальную услугу в отличие от вещного результата труда нельзя накопить, она обладает свойством несохраняемости.

Услуги нематериального характера имеют ряд специфических признаков и нуждаются в эффективном правовом регулировании, а субъекты, их получающие - в особой защите своих прав.

Руководствуясь ст. 44 Конституции РФ: каждый гражданин РФ имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям -, а также используя положения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", полагаем, что в целях совершенствования законодательства в области охраны и защиты прав

134 потребителей услуг нематериального характера, целесообразно подзаконном акте федерального уровня, регламентирующем концертную деятельность:

Предусмотреть условия и порядок проведения независимых экспертиз качества концертов «живой» музыки;

Акты о выявленных нарушениях прав потребителей - слушателей живой музыки направлять не только в органы исполнительной власти, но и в саморегулируемые организации артистов (союзы, ассоциации, фонды и т.п.) обязав последние публиковать материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав потребителей.

Руководствуясь положениями Закона «О защите прав потребителей» о том, что потребитель должен иметь полную и достоверную информацию о предоставляемых услугах, в том числе «живой» музыки, предусмотреть обязанность исполнителя указывать на билетах: будет представлен концерт живой музыки или представление с использованием элементов фонограмм и других технических возможностей.

Качество предоставляемых услуг должно соответствовать договору, т.е. информация, указанная в билете или приложении к нему, должна достоверно подтверждать зрителю, за что он платит деньги.

Отступление от информации (обязательств), указанной в билете или приложении к нему, необходимо квалифицировать как нарушение исполнителем личных неимущественных прав зрителя с возможностью требовать не только возмещения реальных убытков, но и компенсации морального вреда.

Отступление от существенных условий проводимого концерта следует квалифицировать как обман с применением последствий недействительной сделки.

Информация о нарушении объявленных условий проводимого концерта должна быть обнародована и может служить основанием для рассмотрения вопроса о лишении исполнителя звания, либо этот факт может быть учтен при оценке профессиональной деятельности исполнителя.

Предлагается уточненное автором определение: потребитель - гражданин, который имеет намерение приобрести или заказать либо который заказывает, приобретает товар (работу, услугу) для личных (бытовых) нужд или духовных потребностей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также граждан, правомерно пользующийся указанными товаром или услугами. Это понятие предлагаем внести в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Качество - понятие комплексное, содержание которого зависит от предъявляемых к товару (работе, услуге) требований потребителя и которое характеризует отдельные свойства товара (работы, услуги), его внешнюю форму и т.п., а в итоге - влияет на его потребительскую стоимость;

Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), то продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с указанными потребителем целями. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию (п.З и 4 ст. 4 Закона РФ О защите прав потребителей).

Согласно ст.780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Как видно из текста статьи, речь в ней идет только об одном из способов исполнения. Хотя название ("Исполнение договора.") значительно шире содержания, оно охватывает все элементы надлежащего (в том числе реального) исполнения (ст.309 ГК). Под обязанностью "оказать услуги лично" следует понимать исполнение конкретного договора без каких бы то ни было посредников, независимо от того, является ли должником гражданин или юридическое лицо. Сходного характера, но императивное правило содержится в ст.974 ГК, согласно которому поверенный обязан лично исполнять данное ему поручение. Исключение составляют случаи, указанные в ст.976 ГК

Передоверие исполнения поручения"), которая, в свою очередь, отсылает к ст. 187 ГК ("Передоверие").

Результаты проведенного исследования дают все основания сказать, что сформировавшаяся система государственной защиты прав потребителей не всегда позволяет эффективно организовать работу в сфере обеспечения безопасности и качества продукции. Что же касается защиты прав потребителей в области нематериальных благ, то, как показано выше, в настоящее время практически отсутствует какая-либо правовая база.

Именно поэтому предложение о внесении соответствующих изменений в законодательные и подзаконные нормативные акты, по нашему мнению, заслуживает не только внимания, но и максимально быстрого исполнения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Пучков, Евгений Александрович, 2006 год

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, III).

4. Закон РФ от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 30 июля 1992 г. N 30. Ст. 1797.

5. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах"// Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г. N 32. Ст. 1242.

6. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"// Собрание законодательства Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 42. Ст. 3923.

7. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N3. Ст. 145.

8. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (с изм. от 22 августа 2004 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 49. Ст. 5491.

9. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп. от 31 мая2005 г.)// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 апреля 1999 r.N 14.

10. Федеральный закон РФ от 17 декабря 1999 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г. N 51. Ст. 6287

11. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"// Собрание законодательства Российской Федерации от 30 декабря 2002 г. N 52 (ч.1). Ст. 5140.

12. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. N 50 ст. 4850.

13. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (ч. I) .Ст. 3105.

14. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"7/"Российская газета" N 50 от 12 марта 2004 г.

15. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации// утв. Указом Президента РФ от 22.12.95г. N 1284// Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 1995г. N 52. Ст. 5137.

16. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека//Утв. Постановлением Правительства

17. Постановление Президиума Правления Торгово-промышленной палаты РФ от 24 декабря 2003 г. N 36-6 "О предложениях ТПП РФ по совершенствованию мер в сфере борьбы с контрафактной и фальсифицированной продукцией"//

18. Соглашение "О сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской Гильдией пекарей и кондитеров" (Москва, 13 июля 2004 г.)

19. Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации// СЗ РФ. 1997. N 34. Ст.3979, а также СЗ РФ от 14 февраля 2005 г. N 7. Ст. 560.

20. Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации// утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года// Собрание законодательства Российской Федерации от 5 мая 1997. N 18. Ст. 2153.

21. Правила оказания платных ветеринарных услуг// утв. Постановлением Правительства РФ от 06.08.98 N 898// Собрание законодательства Российской Федерации от 17 августа 1998 г. N 33. Ст. 4012.140

22. Соглашение "О сотрудничестве между Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Российской Гильдией пекарей и кондитеров" (Москва, 13 июля 2004 г.)

23. Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ//Утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321// Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28. Ст. 2898.

24. Постановление Госстандарта РФ от 30 января 2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации"// Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 23 февраля 2004 г. N 8

25. Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об141утверждении Положения о Федеральной антимонопольнойслужбе"//Собрание законодательства Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N31. Ст. 3259.

26. Межгосударственное соглашение "Об основных направлениях сотрудничества государств-участников в области защиты прав потребителей// Бюллетень международных договоров. 2002. N 3.

27. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 30/248//"Действующее международное право". 1985. т. 1.

28. Материалы Первой Международной конференции по потребительскому образованию и просвещению потребителей. Кострома. 2002.

29. Документы судебных органов

30. Письма, информационные письма и обзоры судебной практики Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 1996-2000 г. М. 2000.

31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей»// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 3.

32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей"// Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1995. N 3;

33. Научная и учебная литература:монографии, учебники, учебные и справочные издания

34. Брагинский М.И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999.

35. Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск. 1967.

36. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. М. Статут. 2005.

37. Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М. 1982.

38. Войтенко А.И. Состояние и перспективы официальных финансово-промышленных групп в России //Российский экономический журнал 1999 N 11-12.

39. Гаврилов Э.П. Комментарий к закону об авторском праве и смежных правах. Судебная практика. 3-е изд. М. «Экзамен». 2003.

40. Герасимова А., Скапанкер М. Туристический бизнес: особенности бухучета и налогообложения// Экономика и жизнь. 1996.№ 14.

41. Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства // Кодекс-info. 2000. № 1.

42. Гражданское право. Часть I: учебник /Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М. 1997.

43. Иоффе О.С. Обязательственное право. М. Юридическая литература. 1975.

44. Кабалкин А.Ю. Возмездное оказание услуг// Гражданское право. Учебник. Часть 2 /Под ред. А.Г. Калпина. М. 2000.

45. Кабатов В.А. Возмездное оказание услуг (Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, Комментарий. Алфавитно-предметный указатель. М. 1996.

46. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: в 3 т. Т.2/ под ред. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина; Ин-т государства и права РАН.-М. :Юрайт-Издат. 2004.

47. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (под ред Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А.Ю. Кабалкина, А.Г. Лисицына-Светланова). Юрайт-Издат. 2005.

48. Конкурентное право Российской Федерации//Учеб. пос. под ред. Клейн Н.И., Фонаревой Н.Е. М. 1999.

49. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб. 1998.

50. Красавчиков О.А. Сфера обслуживания: гражданско-правовой аспект // Гражданское право и сфера обслуживания. Свердловск. 1984.

51. Лаптев В.А. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. 2002. № 4.

52. Мотылев В.Е. Финансовый капитал и его организационные формы. М, 1959.

53. Мурзин Д.В. Моделирование безвозмездного обязательства по оказанию услуг // Цивилистические записки. Межвузовский сборник научных трудов УГЮА. Вып. 2. М. Статут. 2002.

54. Новицкий И.Б. Римское право. М., 1993

55. Предпринимательское (хозяйственное) право. Т.1 // Под ред. О.М.Олейншс, М., 1999.

56. Проект федерального закона N 98055191-2 "О защите общественной нравственности"

57. Рассудовский В.А. Договор на выполнение проектных и изыскательских работ в капитальном строительстве. М. 1963.

58. Романец Ю.В. Договор возмездного оказания услуг // Закон. 1999. N10.

59. Романец Ю.В. Общая характеристика договоров оказания юридических услуг (поручение, комиссия, агентирование // Законодательство. 2001. N 4.

60. Савельев А.Б. Договор простого товарищества в российском гражданском праве в кн. Актуальные проблемы гражданского права М. 1998.

61. Сергеев В.И. Договор об оказании международных туристических услуг: теоретические проблемы и практические аспекты правоотношений туриста и туристической фирмы в процессе заключения договора// Право и экономика. 1998.№ 4.

62. Становление основ общесоюзного законодательства. М. 1971.

63. Страхование от А до Я (книга для страхователя) под ред. Корчевской Л.И. и Турбиной К.Е. М. 1996.

64. Трудовое право /Под ред. Пашкова А.С. СПб. 1994.

65. Шешенин Е.Д. О нормативном регулировании отношений по оказанию услуг // Актуальные проблемы гражданского права. Свердловск, 1986.

66. Шешенин Е.Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг//Антология уральской цивилистики. 1925 1989. М. Статут. 2001.

67. Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1975, т.2.

68. Юридическая энциклопедия под ред. М.Ю. Тихомирова М., 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Похожие публикации