Слово со связанным корнем перечислить. Термины словообразования. Корневая и аффиксальная морфемы русского языка

Унификс - это уникальный аффикс; часть слова (суффикс или приставка), которая не повторяется в других словах.

В довольно значительной части русских слов (более 200 образований) вычленяются уникальные элементы, то есть такие части, которые ни в одном другом слове больше не встречаются. Их называют унификсами. Чаще среди них встречаются уникальные суффиксы, например, почт-амт, выкрут-ас-ы , клей-стер , жен-их, но иногда возможны и уникальные приставки, например, аван-сцена, ва-банк.

Данный термин впервые употребила Е. А. Земская, она же и охарактеризовала такие элементы слова.

Унификсы не обладают таким свойствам морфемы, как повторяемость. В то же время приводимые выше слова воспринимаются как производные, так как имеют мотивирующие основы. Унификсы связаны с повторяющимися корнями (ср. клеевый, клеить; женатый, женить, женушка), поэтому повторяемость в корне обеспечивает их смысловую определенность, четкую семантическую членимость. Такие уникальные части слов с трудом можно назвать морфемами, так как они характеризуются семантической недостаточностью.

Однако по этому признаку унификсы неоднородны. Одни из них очень близки по значению к регулярным аффиксам (ср. поп - поп-адj-а); в ряду этой пары уникальный суффикс обозначает жену лица, названного в производящем слове, а это словообразовательное значение в русском языке выражается и другими суффиксами, например, в слове генераль-ш-а . Другие унификсы не находят себе синонимов в системе регулярных словообразовательных морфем. Например, стекл-ярус .

Особенностью уникальных элементов является то, что некоторые из них с течением времени превращаются в регулярные морфемы. Например, вначале в слове олимпиада -иад- изначально был унификсом, а теперь с появлением слов универсиада, спартакиада, альпиниада унификс перешел в разряд регулярного суффикса.

Связанным называется корень, употребляющийся в слове только со словообразовательными аффиксами. Например, можно привыкнуть и отвыкнуть , но нельзя употребить этот глагол вообще без приставки. Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень -у -. Вот еще примеры: отнять - отнимать, поднять - поднимать, снять - снимать, принять - принимать. В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (-ня- в сов. в., -ним- в несов. в.) едва ощутимо. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней обоснованно лишь тогда, когда прочие части слова являются морфемами, имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во-нз-и-ть, про-нз-и-ть (сравним: во-ткнуть, проткнуть), до-бав-и-ть, от-бав-и-ть (сравним: до-ли-ть, отли-ть); от-верг-ну-ть, в-верг-ну-ть (откинуть, от-бросить, в-ставить). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Классификации морфем по их роли и месту в составе слова

По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и словообразующих аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.

Аффиксы (служебные морфемы, лат. affixum «прикрепленный») по отношению к корню распределяются на:

1. суффиксы

2. постфиксы

3. приставки

4. окончания

5. интерфиксы.

Корневая морфема (корень) -

заключает в себе основной элемент лексического значения слова, это общая часть родственных слов. Корень - обязательная часть любого слова. Слов без корня не существует.

Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).

Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.

Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.

чист до 60 слов

вод (Z движения, водить) более 100 слов

да (пере-да-ть) более 100 слов

По наиболее общей семантике корни делятся на несколько групп:

· корни с предметным Z (называют предмет) - дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек

· с признаковым Z - бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий

· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти )

· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о )

· с местоименным Z (мой, свой, ты/тебя - супплетивные корни)

Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:

дом ® домашний (все равно предметное Z)

соль ® солить (все равно предметное Z)

ходить ® хождение

ходьба (Z процесса, движения)

Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:

ход и ть ® ходØ (Z корня процессуальное, следовательно направление производности такое: от слова, чья частеречная принадлежность имеет это Z, к слову, частеречная принадлежность которого не имеет этого Z. Вывод: Z процесса есть у глаголов, следовательно, исходный глагол)

глухой ® глушьØ (Z корня признаковое, мотивируется прилагательным)

тихий ® тишьØ

Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:

книг-а/книж-ный г//ж

бросить / бросать / брошу / перебрасывать

с’ // с // ш о//а

жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)

жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)

песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ - немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)

Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:

корм ить/кормл ю

люб ить/любл ю (j палатализация в истории языка)

Корни могут быть свободными и связанными . Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню хотя бы в одном однокоренном слове):

столØ песокØ

деньØ ночьØ

пятьØ вод-а

где такси

пони там

Связанные корни - это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.

пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец

Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.

В связанных корнях лексическое значение ослабляется. Значение такого корня можно выделить лишь при сравнении лексических значений всех слов, содержащих этот корень, за вычетом значений приставок и суффиксов.

Например:

вверг нуть, сверг нуть, низверг нуть, отверг нуть

в вергнуть - приставка имеет Z «направление действия внутрь»

с вергнуть - направление вниз

от вергнуть - направление от чего-либо

под вергнуть - направление на объект воздействия воздействия

(Z корня - «кинуть, бросить», еще в 19 веке было слово вергнуть )

Примерами связанных корней также могут служить следующие ряды слов:

добав ить, убав ить, прибав ить, прибав ка

прий ти, уй ти, подой ти, отой ти

вонз ить, пронз ить обу ть, разу ть

наде ть, оде ть, разде ть

обу ть, разу ть

В этих и других рядах слов Z корня настолько ослаблено, что семантический вес (определяющий лексическое Z слова) переносится с корня на приставку.

В некоторых пособиях связанные корни, значение которых ослабляется, называют радиксоидами (от лат. radix «корень» oid «подобный», буквально - «подобный корню»).

Почему происходит такое явление, т.е. почему появляются связанные корни?

1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица, ввергнуть )

2. связано с заимствованием

оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)

затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)

космос (сначала)

затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром

Прежде чем мы перейдем к рассмотрению аффиксальных морфем, отметим, что в лингвистике употребляется термин аффиксоид. (от лат. affix «прикрепленный» oid «подобный», буквально - «подобный аффиксу»)

Аффиксоид -

это корневая морфема, в которой ослабляется основное значение и приближается к значению аффиксов. Различают префиксоиды и суффиксоиды, которые сближаются по своему значению соответственно с приставками (префиксами) и суффиксками.

Аффиксоиды отличаются от радиксоидов тем, что если радиксоиды употребляются в простых основах, то аффиксоиды - преимущественно в сложных (т.е. имеющих 2 корня).

полу тень

полу месяц

пол день

(полу - ослаблено Z, но на практике выделяют как корень. Об ослабленности значения свидетельствует тот факт, что корень пол//полу не употребляется самостоятельно, т.е. имеет связанное значение, значение, которое выделяется при сопоставлении всех слов с этим корнем, напр. половина )

пушкиновед (Ср. со Z слова:пушкинист )

Суфффикс -

это аффикс, который располагается после корня и служит для образования новых слов и форм слова. Поэтому суффиксы делятся на формообразовательные и словообразовательные.

Словообразовательные суф . служат для образования новых слов с новым лексическим значением:

чист ый® чистот а

чисти ть

чисто

чистюл я

Последний суффикс (вместе с системой флексий или без флексии) обычно является показателем ЧР:

чистот а - сущ.

чистюл я - сущ.

чисто - нареч.

Формообразовательные суф . служат для образования грамматических форм слов (в зависимости от части речи), при этом сохраняется тождество лексического значения:

Суффиксы часто подвергаются видоизменению, т.е. имеют алломорфы .

дубок / дубк а (к - алломорф к -ок )

подарок / подароч ный

старец / старч еский

Суффиксы м.б. материально выраженными и нулевыми .

НУЛЕВАЯ МОРФЕМА - ЭТО ЗНАЧИМОЕ ОТСУТСТВИЕ МОРФЕМЫ.

Нулевой суф . выделяется при сопоставлении с др. словами.

несØ /несл а (по сопоставлению с формами слова)

безусØый, безногØий, безрукØий (по сопоставлению со словообраз. моделью - Ср. безлошадн ый)

Нул. суф. выделяется и в отглагольных сущ.:

разрывØ разрывать

переходØ переходить

Ø в сущ., образованных от прил. (т.е. в отадъективных существительных):

сушьØ сухой

гнильØ гнилой

По происхождению суффиксы м.б. собственнорусскими и иноязычными. Подавляющее большинство - исконно русских.

Заимствованные, в частности:

ад блокад а, клоунад а

аж массаж , типаж , инструктаж , татуаж

ант оккупант , диверсант , докторант

изм авангардизм , классицизм , марксизм

В том случае, когда перед нами стоит задача выделить в слове все живые морфемы, т.е. сделать словообразовательный анализ, необходимо

1) учитывать фонемный состав слова. Это связано с тем, что фонема [j], часто «прячущаяся» в иотированных гласныхв одних случаях принадлежит корню, в других суффиксу:

например: друз-j- а - входит в суффикс

армиj- а - входит в корень

2) учитывать мотивацию слова, и согласовывать свои предположения с типической для словообразования моделью:

при театральн ый ← театр

т.к. при вокзальн ый ← вокзал

при школьн ый ← школ а

Префикс -

Термин префикс (от лат. praetixum - «прикрепленное впереди») + калька приставка

Префикс - аффикс, который помещается перед корнем и служит для образования новых слов с новым лексическим значением.

пра дед дед

под группа группа

не красивый красивый

с писать писать

Приставки, присоединенные к глагольным основам, кроме словообразоват. функции, могут менять вид глагола (из глагола несоверш. вида сделать глагол совершенного вида). Такие приставки следует квалифицировать как синкретичные.

с делать (довести до разумного результата начатое дело)

по строить (-//-)

ис купать (-//-)

вы купать (-//-)

Приставки располагаются перед корнем, но могут располагаться и перед другой приставкой:

со-бирать ® на -со-бирать (набрать в большом количестве) ® по- на-со-бирать (оттенок пренебрежительности - нечто негодное).

не-счастный ® раз-не-счастный

ПРИСТАВКИ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ ТОЛЬКО К ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ ЧР.

сущ.+ прист.= сущ.: дед ® прадед

прил. + прист. = прил.: новый ® неновый

глагол + прист.= глаг.: спать® поспать

нареч. + прист. = нар.: ныне ® поныне

Приставки могут иметь алломорфы :

в//во внести/войти

вз//воз взрастить /возделать

вс//вос вскопать/воспеть

Но среди приставок это менее распространенное явление, чем среди суффиксов. И большинство приставок не видоизменяется.

По происхождению приставки бывают собственно-русскими и иноязычными. Большинство - собственно-русских, и восходят к общеславянскому и индоевропейскому периодам. Они обычно соотносятся с предлогами:

предлог в и приставка в (во йти в дом)

из – из (из ымать из обращения)

от - от (ото йти от дома)

Некоторые русские приставки сложились на базе частиц:

не неурожай, некрасивый

ни ничто, никуда

кое кое-как, кое-что

Иноязычных приставок немного:

а =не, без аморальный, алогичный
анти Z «противоположный» античастица
архи Z чрезмерности архиопасный
де Z разрушения, возврата денационализация
дез Z уничтожения, отсутствия дезорганизация
дис Z уничтожения, отсутствия дисквалификация, дисгармония
инфра Z «внутри» инфраструктура (внутренняя структура)
интер между интервокальный
ультра ультрамодный (высшая степень качества)
ир не ирреальный
ре снова, пере (= переделать) реорганизация
псевдо, квази и некот. др. Z «ненастоящий, лживый» квазиязык псевдонаука

Приставки могут быть только материально выраженными, НУЛЕВЫХ ПРИСТАВОК НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

Прежде чем говорить о других аффиксальных морфемах, следует обобщить и сопоставить некоторые сведения о приставках и суффиксах.

Суффикс Приставка
Суффиксы нередко бывают спаяны с окончаниями, совместно выражая с ними грамматическое Z: стар-и-ть (инфинитив) молод-ость-Ø (сущ. ж.р.) говор-ун-Ø (сущ. м.р.) Приставки по преимуществу не участвуют в реализации грамматического Z (за искл. глаголов)
словообразовательный суффикс может либо менять, либо не менять принадлежность слова к ЧР дом – домик дом – домашний приставка никогда не меняет принадлежности слова к ЧР: пункт – подпункт веселый – развеселый бежать – убежать
один и тот же суффикс не может образовать слова разных ЧР: -лив- - всегда суф. прил. (молчаливый, терпеливый) -ец - суф. сущ. (храбрец, строптивец, кормилец ) приставка безразлична к частеречной принадлежности слова, т.е. одна и та же приставка м. присоединяться к словам разной частеречной принадлежности: раз-: развеселый, раскрасавица со-: соавтор, сопереживать
Суффиксы могут коренным образом поменять лексич. Z слова: белок (Z «часть яйца») тигренок (Z «детеныш тигра») Не меняет коренным образом лексического Z слова, а лишь вносит в это Z дополнительный оттенок. Напр. раз- - оттенок Z «очень» - раскрасавица глагольные приставки имеют оттенок Z - указание на направление: убежать, прибежать
Мало характерны для глаголов, очень распространены у имен сущ. и прил. Мало характерны для существительных, очень распространены у глагола
Часто вызывают различные чередования: бумага - бумажный горох - горошек Практически не влияют на фонемное строение слова
Могут быть материально выраженными и нулевыми (тишина, тишьØ ) Всегда материально выражены
И еще 1 особенность, свойственная приставкам
Могут иметь побочное, добавочное к основному ударению: сòнанимáтель (что препятствует даже фонетической редукции безударных гласных)

Кроме того отметим, что иногда слова образуются одновременным присоединением приставки и суффикса - это приставочно-суффиксальный способ образования слов. Например,

при школьн ый ← школ а

за озерj э ← озер о

В таком случае, ученые говорят не о двух разных словообразовательных морфемах - приставке и суффиксе, а об одной морфеме, которую называют конфиксом .

Можно ли использовать этот термин?

1. Он может использоваться при морфемном разборе (когда для доказательства морфемной структуры подбираются слова с такой же структурой). Например, доказательством приставки и суффикса в слове заозерье будут слова забайкалье, закарпатье.

2. Нецелесообразно пользоваться им при словообразовательном анализе, поскольку в последнем случае потребуется замена привычного термина приставочно-суффиксальный способ другим - конфиксация, что не совсем удобно.

Постфикс

Термин - от лат. postfixum - «прикрепленное после».

Термин постфикс используется в лингвистич. науке в 2 ZZ:

широкое Z: «любая аффиксальная морфема находящаяся после корня (суффикс, флексия, пофлексийный суффикс)»

Мы будем использовать в узком смысле, согласно которому постфикс - это аффиксальная внутриоснó вная морфема, располагающаяся после окончания и служащая для образования новых слов и - редко - для образования ff S.

До недавнего времени постфикс называли пофлексийным суффиксом. В некоторых пособиях вы можете встретиться с этим термином.

Постфикс входит в основу .

Самыми распространенными постфиксами являются глагольный постфикс –ся и местоименные постфиксы –то, -либо, -нибудь.

Постфикс присоединяется к глагольной основе:

учить ® учиться (новое LZ), ся находится после окончания инфинитива,

ff - уч-ишь-ся, учащ-ий-ся (f причастия)

Постфиксы –то, -либо, -нибудь образуют неопределенные местоимения - кто-то, что-либо, какой-нибудь.

Сложно увидеть, что постфикс находится после окончания в местоимениях в связи со своеобразием местоимений:

к-ого-то

к-ому-то

к-ем-то

ч-его-то

Главное назначение постфикса - образование новых слов, но редко в глаголах страдательного залога образуются формы слова:

Газеты доставляются почтальоном (Это форма страдательного залога, т.к. объект действия выражен Им.п., а субъект - Тв.п.). Следовательно - доставляются - это форма глагола доставлять , и возможна трансформация: Почтальон доставляет газеты .

Иногда возникает необходимость квалифицировать то или иное явление, как, например, определить, какой морфемой является -нибудь в словах:

Какой-нибудь

кто-нибудь постфиксы, т.к. после окончаний местоимений

Когда-нибудь

где-нибудь суффиксы, т.к. в наречиях нет окончаний

Проделаем аналогичную процедуру применительно к глаголу и его формам:


разбежаться

разбежавшийся постфиксы, т.к. после окончаний

разбегусь

разбегиØсь

разбежавшись - суффикс, т.к. в деепричастиях нет окончаний

Флексия

Термин флексия - от лат. flexio «сгибание», в русской лингвистике используют дублетный термин окончание , который свидетельствует о завершающей позиции в слове. И действительно, в большинстве случаев окончание замыкает слово.

Флексия - аффикс, который находится за пределами основы и служит для образования форм данного слова.

«Русская грамматика-80» приводит такое определение флексии:

Флексийными морфами в русском языке являются такие морфы, взаимозамена которых в словоформах приводит к изменению морфологических значений рода, числа, падежа и лица: стен -а , стен -ы, стен -е..., ст ен -ы ; красн -ый , красн -ая , красн -ое , красн -ые ; пиш -у , пиш -ешь , пиш -ет , пиш -ем ...

К флексийным морфам относятся также показатели инфинитива (например, -ти в глаголе нести ).

Окончания выделяются только в изменяемых словах. Неизменяемые слова не имеют окончаний.

Чтобы правильно выделить окончание, надо изменить слово с учетом его частеречной принадлежности:

столØ, стол-а, сто-у (сущ., измен. по числам и падежам)

мор-е, мор-я, мор-ю

зданиj-э, зданиj-а, зданиj-у

бер-у, бер-ешь, бер-ем, бер-ете (глагол, изменяется по лицам и числам)

шел, шла, шло, шли (глагол в прош. вр. изменяется по родам и числам)

к-то, к-ого, к-ому (мест., измен. по падежам)

лисийØ, лис’j-его, лис’j-ему (прил., изм. по родам, числам, падежам)

Поэтому окончание служит средством выражения самых различных GZZ:

· у сущ. - Z числа, падежа

· прил. - рода, числа, падежа

· глаг. - накл., времени, числа, лица

При помощи окончания слова соединяются в словосочетание и предложение. Это является основанием для того, чтобы отнести русский язык к флективным языкам. То есть морфемы имеют национальную специфику.

При пом. окончания образуются формы одного и того же слова:

· у сущ. - 12 падеж. ff

· у личных форм глагола - 6 форм (три лица, ед./мн.ч. - гружу, грузим )

Мы с вами упомянули, что в большинстве случае постфикс замыкает слово, исключение составляют 2 случая:

1. Когда после флексии находится постфикс (кто-то, какой-то, раскрасившийся )

2. Некоторые слова имеют 2 окончания. Это явление имеет название внутриоснóвных окончаний и проявляется лишь у одного класса слов - у имен числительных:

пять-Ø-десят-Ø

пят-и-десят-и

пять-ю-десять-ю

четыр-е-ст-а

четыр-ех-сотØ

четыр-ем-ст-ам

Причины такого лингвистического поведения числительных кроются в исторических фактах, среди которых назовем лишь три:

1. числит. - это замкнутая группа слов с нехарактерным поведением (т.е. с минимальным влиянием аналогии)

2. внутриосновное окончание свидетельствует о неполном сращении в одно слово двух компонентов

3. тенденция «причесать» числительные, т.е. лишить их внутриосновного окончания прослеживается в разговорной речи, когда числительные перестают склонять. Однако этому препятствует нормативный аспект литературного языка.

Окончания могут быть материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, то есть окончание несет GZ и выделяется по сопоставлению с другими формами того же слова.

учительØ (Z м.р., ед.ч., Им.п.), учителя

геройØ (-//-), героя

мать (Z ж.р., ед.ч., Им./Вин. пад.), матери

Сложно выделять Ø-окончания

· в словах, имеющих суффикс j (или алломорфы этого суффикса):

волч-иj-Ø

волчьj-его

волчьj-ему

· у сущ. на –ие, -ия

зданиj-а (им., мн.)

зданийØ (род., мн)

· в кратких прил. м.р. выделяют по сопоставлению с формами ж. и ср. рода:

храбрØ, храбр-а, хрáбр-о

· в числит.

одинØ, одн-ого

· в формах прошедшего времени м.р. по сопоставлению с формами ж. и ср. р.

несØØ (две нулевые морфемы), несл-а, несл-о

добегалØся, добегал-а-сь, добегал-о-сь

То есть при выделении Ø-окончания действует общее правило выделения окончаний.

Интерфикс

это незначимая морфема (или морфема, не обладающая Z), она используется для благозвучного устройства слова.

Напр., необходимо образовать прил. от слова Ялта ® ялт(ин)ский (чтобы слово звучало эстетично):

поить ® пои(л)ец (суф. со Z лица, согласный появляется для преодоления нехарактерного для исконно русских слов стечения гласных)

жить ® жи(л)ец

петь ® пе(в)ец

Интерфикс чаще всего используется

· на стыке корня и суффикса:

кофе ® кофе(й)ный

купе ® купе(й)ный

Сомали ® сомали(й)ский

· между двумя корнями (то, что называют соединительной гласной):

дым(о)ход

пар(о)воз

В сложных словах кроме интерфиксов о, е , могут быть и другие:

дв(ух)этажный (это не окончание,

потому что не изменяется)

ялт-инск-ий

жи-лец

С термином интерфикс в лингвистической науке сложилась парадоксальная ситуация:

ü С одной стороны, этот термин находятся в ряду таких как префикс, суффикс, постфикс. Его латинская природа ясна - «находящийся между».

ü С другой стороны, высказывается мнение, что нецелесообразно говорить об интерфиксе как о морфеме, поскольку морфема имеет Z, а интерфикс - нет. Поэтому интерфикс еще называют «незначимой прокладкой» (Земская Е.А.) или «асемантическим элементом» (Гридина Т. А.).

ЛЕКЦИЯ №2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2

Знаменательные (корневые) морфемы. Общая характеристика.

Классификация корней по степени регулярности: регулярные и нерегулярные (уникальные).

Классификация корней по степени зависимости от возможности или невозможности их употребления с другими морфемами: свободные и связанные.

Понятие об унирадиксоидах.

Полные и усеченные корни.

Аффиксоиды, их сходство и различие с аффиксами.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Корень как основной, центральный элемент слова является морфемой, обязательной для каждого слова, Без корней словa не существуют, “слов без корня нет, т. е. корень – это центральная, обязательная и необходимая составная морфемная часть слова (словоформы).

Правда, некоторые лингвисты говорят, что в слове ВЫНУТЬ есть префикс ВЫ-, суффиксы –НУ и –ТЬ, а корня нет. Однако, есть и другая точка зрения.
Глагол вынуть относится к числу немногочисленных русских слов, которые этимологически исходного корня в своем составе не содержат. Однако это не означает, что он с современной точки зрения является словом без корня. Непроизводная основа свойственна абсолютно каждому слову и является важнейшим элементом, мотивирующим его значение. Есть корень и в анализируемом глаголе, но это уже другой корень, не совпадающий с тем, который выделялся в нем в момент появления его в языке.
Наш глагол образовался (с помощью приставки вы-) от глагола яти «брать» , так же как и взять (с помощью приставки въз~), объять (с помощью приставки объ-), внять (с помощью приставки вън-, ср. эту же приставку в словах внушить, вни-ти «войти» и др.) , изъять (с помощью приставки изъ-) и др.
Позднее первоначальное выяти - выимати (ср. выемка) по аналогии с родственными вняти - внимати, сняти - снимати (с приставкой сън-, ср. ту же приставку в существительном снедь, родственном словам еда, есть и пр.) получило от них, как и другие глаголы (ср. отнять, принять, занять, перенять, обнять и пр.) , «вставочное» н и стало звучать вы-нять - вынимать. Затем глагол вынять как форма совершенного вида подвергся уже аналогическому воздействию глаголов на -нуть типа стукнуть, двинуть, кинуть и т. д. и приобрел в результате этого современное звучание и структуру - вынуть. Поэтому в нем наблюдается не только процесс переразложения основы, но и явление аппликации морфем. Сейчас в глаголе вынуть (по соотношению со словами вынимать, выемка; отнимать, снять и пр.) непроизводная основа выступает в однозвуковом виде -н-, которое одновременно является и формой выражения суффикса однократности действия (ср. вынь, вынем, выну и пр.) .
Таким образом, если раньше это слово делилось на вы-н-я-ть (< выяти по аналогии с въняти, съняти с заменой -/- на -н-), то сейчас оно делится на морфемы уже следующим образом: вы-н-у-ть, т. е. приставка вы-, непроизводная основа -н- («чередующаяся» с -ним-, -ем-, ср. вынимать, выемка) , суффикс однократного действия -н-, суффикс -у-, выступающий как классовый показатель, подобный -а-, -о-, -е- в словах звать, колоть, тереть, и инфинитивное -тъ; корень -н- и суффикс -н- накладываются друг на друга, все остальные морфемы располагаются в «принятой» линейной последовательности, одна за другой.
Таким образом, слово вынуть имеет корень (если понимать под ним непроизводную основу как ядро его лексического значения) и не имеет его (если понимать под корнем исходный «основный» материал слова). Такой своеобразный и, казалось бы, парадоксальный факт вполне понятен и исторически оправдан.

Один и тот же корень может занимать разное место в слове по отношению к другим морфемам: он может находиться в начале слова (гора), в положении перед служебными морфемами (горообразование), в конце слова (косогор), после служебных или корневых морфем (поседеть, полуседой) и т.д.

1. Бывают корни регулярные и нерегулярные (уникальные). Корень является регулярным, если он повторяется хотя бы в двух словах. Корни "варяг/ варяж" обладают низкой регулярностью, корень "кандидат" - большей регулярностью, ветер/ ветр - высокой регулярностью (около 90 слов).

Корень является уникальным, если он встречается только в одном слове. Обычно они не сочетаются с аффиксами.

В русском языке тысячи таких уникальных корней:

а) корни несклоняемых знаменательных слов (заимствованные слова): авеню, амплуа, бра, боа и др.

б) корни склоняемых знаменательных слов: гвалт, зразы и др.

в) корни несклоняемых незнаменательных слов: ура, увы, даже, однако.

2. Существенным отличительным признаком корневых морфем является степень зависимости от возможности или невозможности их употребления с другими морфемами. Значительная часть знаменательных слов может употребляться без словообразовательных аффиксов, т. е. состоять из одной корневой морфемы и формообразующих морфем (обычно грамматических суффиксов прош. вр. пил, сравнительной степени красúвее, инфинитива писать, суффиксов причастий и деепричастий увидев, увидевший и т. д.) или без них. Корни таких слов свободны от словообразовательных аффиксов и называются свободными. Так, в словах домашний, домик, домовой корень свободный, потому что есть слово дом (без словообразовательных аффиксов).

В то же время в русском языке есть корни, которые не могут употребляться в свободном виде, а встречаются только в сочетании со словообразовательными морфемами – префиксами и суффиксами. Они называются связанными корнями. Например, обуть, разуть, обувь; свергать, отвергать; добавить, прибавить, разбавить; улица, переулок. Они не могут употребляться только с окончаниями. Нет слова У, СВЕРГ(а), БА, УЛ(а). Связанные корневые морфемы называются радиксоидами.

Одни связанные корни способны сочетаться с различными словообразовательными аффиксами, другие – непосредственно сочетаются лишь с определенным аффиксом, т. е. они унивалентны (унирадиксоиды). Например, корень в слове буженина непосредственно сочетается лишь с суффиксом – ин - (ср.: солонина, строганина, говядина свинина, осетрина). Однако, сама возможность вычленения таких корней небесспорна. Некоторые лингвисты считают, что надо выделять корень вот так: буженина.

Пути появления связанных корней в языке

1. Утрата из языка слов, где этот корень был свободным. Например, улыбка, улыбаться, лыбиться.

2. Заимствования из других языков: агитация – агитатор – агитировать, футуризм - футурист.

Таким образом, в языке появились связанные интернациональные корни (био/ гео/ агро/ гелио и др.).

Полные и усеченные алломорфы корня

Усеченным (ослабленным) является алломорф, у которого отсутствует одна или несколько конечных фонем.

Причины появления усеченных аллофонов

1. Усеченный аллофон может быть в производном слове как результат усечения производящей основы при словообразовании. Могут быть две разновидности:

а) при образовании от несклоняемых заимствованных слов: резюмировать ←резюме (резюме// резюм), кенгуренок ←кенгуру (кенгуру// кенгур);

б) при образовании от склоняемых слов: утёнок ← утка (утк// ут); скрипач ←скрипка (скрипк// скрип).

2. Усеченный корень может возникнуть как результат исторических фонетических процессов: сгибать, согбенный, согнуть (усеченный корень).

Корень выделяется путем сопоставления ряда родственных слов. Например, сравнив слова цена, ценный, расценка, оценить, выделяем корень цен-; красный, краснеть, краснота – корень красн-.

В корнях слов часто происходят чередования гласных и согласных. В результате один и тот же корень в родственных словах имеет разный вид (алломорфы).

Чередование согласных.

г – ж: лягу – ляжешь, бегу – бежишь;

к – ч: пеку – печешь, привлеку – привлечешь;

х – ш: ухо – уши, сухой – суше;

д – ж - жд: водить – вожу – вождение;

т – ч – щ: свет – свеча – освещение;

з – ж: возить – вожу;

к – ц – ч: лик – лицо – личный;

ст – щ: расту – выращенный; холс – холщовый;

б – бл: любить – люблю, дробить – дроблю;

п – пл: купить – куплю, лепить – леплю;

в – вл: ставить – ставлю, ловить - ловлю;

м – мл: ломать – сломленный, утомить – утомление;

ф –фл: графить – графлю.

Чередование гласных.

о – а: поклон – кланяться, коснуться – касаться;

е – о (л) после мягких согласных: весло – вeсла, лечь – лeг;

е – о после твердых согласных: течь – ток, несу – носить;

о – нуль звука: сон – сна, рот – рта;

е – нуль звука: день – дня, овец – овца;

о – ы – у – нуль звука: вздох – дышать – душно, посол – посылать – посулы – послать;

е – и – о – нуль звука: соберу – собирать – собрать, упереться – упираться – упор – упрется;

у (ю) – ов (ев): кую –ковать, клюю – клевать.

е – ой: петь – пой;

ы – ой: мыть – мой, крыть – крой;

и – ой: забить – забой;

а (я) – н,ин: жать – жну – пожинать, мять – мну – снимать;

а (я) – м, им: жать – жму – пожимать, взять – возьму – взимать.

Слова, имеющие один и тот же корень, называются однокоренными, или родственными, и составляют одно словообразовательное гнездо. Его вершиной обычно является непроизводное слово.

Задание №1. Прочитайте фрагменты вступительной статьи к словарю уникальных морфем Л.В. Рацибурской. Составьте план параграфов 2.3. Уникальные корни и проблема их выделения» (с.19), «Словообразовательная структура слова с уникальной частью корневого характера» (с. 43-44). Выпишите из словаря 20 уникальных корней в препозиции и постпозиции (начиная со страницы 132). Приведите не менее 10 примеров уникальных корней, имеющих омонимы. Назовите их значения.

Задание №2. Какие из корней указанных ниже слов являются связанными (радиксоидами)? СО СЛОВАРЁМ!!!

Допрыгать, копание, смелейший, забрызгать, грохотание, грозный, затопать, капание, злейший, запрягать, видение, привыкший, подбежать, замыкание, хороший.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ.

Допрыгать ← прыг/а/ть (вершина словообразовательного гнезда). Корень прыг свободный, т. к. может употребляться без словообразовательных аффиксов. Тематический гласный /а/ и суффикс инфинитива -ТЬ к ним не относятся.

Учтите, что отглагольные существительные (т. е. образованные от глаголов) типа топ, хлоп, прыг и пр. имеют нулевой словообразовательный суффикс, не бывают вершиной словообразовательного гнезда, а свободный корень может употребляться только с флексией (окончанием) или формообразующими суффиксами (прош. времени, повелит. наклонения, сравнительной степени и пр. или тематическими гласными глаголов /а/, /и/, /е/, /о/).

Задание №3. Найдите корневую морфему и ее аллофоны. Определить, свободная или связанная. Какое слово является вершиной словообразовательного гнезда? СО СЛОВАРЁМ!!!

Снять, съёмка, снимок (с. 433)

Родить, род, рожденный, рожать (с. 397-398).

Шипение, шиплю, шипучка (с. 557). см. словарь выше.

Задание №4. Найдите корень в данных словах. Свободный или связанный?

Прибавить, убавить, набавить, надбавить; закупорить, откупорить, укупорить; чваниться, чванство, чванливый; обуть, разуть.

В процессе языкового развития многие морфемы изменяют свой вид, переходят из одного вида или типа в другой. В русском языке довольно часто наблюдается переход корневых морфем в служебные – в префиксы, суффиксы и постфиксы. Такой переход регулярно осуществляется в процессе образования имен существительных и прилагательных. Изменение типа (вида) морфем, их переход из одного типа в другой представляет собой длительный исторический процесс. Поэтому в разные периоды развития языка, в том числе и в современном его состоянии, функционируют морфемы, находящиеся на определенной стадии перехода, в частности, такие, которые частично сохраняют исконные признаки корней и в то же время приобретают некоторые признаки служебных морфем. Такие морфемы переходного характера обычно называются полуаффиксами или аффиксоидами, что значит “похожий на аффикс, напоминающий чем-то аффикс, имеющий вид аффикса”.

Аффиксоиды могут занимать в слове разные позиции. Одни из них располагаются в начале слова перед собственно корневыми морфемами и по своим признакам сближаются с префиксами, другие – после корневых морфем - сближаются с суффиксами. Первые называются префиксоидами (автором термина является Н.М. Шанский), последние – суффиксоидами.

В современной специальной литературе аффиксоиды обычно определяются как “значимые части слова”, которые “наблюдаются лишь в пределах сложных слов и только в качестве морфем, одинаково возможных и в роли служебных, и в роли корневых”, т.е. аффиксоидами называются корни, выступающие в сложных словах в роли аффиксов. Например, типичным примером может быть: пол – (полу-) в словах типа полумесяц, полушубок, полумрак; - вид -, -вед-,-вод-,-воз-, -мер-,-ход- и др. Например, змеевидный, языковед, садовод, паровоз, водомер, вездеход.

Признаки, сближающие аффиксоиды с корнем

сохранение смысловой связи с однокоренными словами (вездеход, луноход - связь с глаголом ходить не утрачена);

употребление в словах с соединительными гласными (пароход, овощевод);

возможность сочетаться с суффиксами (плодоносный, судьбоносный, цветоносный, кровеносный).

Признаки, сближающие суффиксоиды с аффиксами

функциональная общность;

некоторые аффиксоиды имеют синонимы среди приставок и суффиксов (пушкиновед, пушкинист).

Задание №5. Выделите суффиксоиды и префиксоиды.

1) глубомер, шагомер, лесовоз, нефтевоз, камнерез, стеклорез, водомет, огнемет.

2) полуботинки, полуголый, ежедневный, ежеквартальный.

Литература

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. - М.: Просвещение, 1973. - С. 14-17.

Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. - М.: Советская энциклопедия, 1990. - С. 17.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. В 2 т. - М.: Русск. яз., 1985.

Цыганенко Г.П. Состав слова и словообразование в русском языке. - Киев.: «Радянська школа», 1978 - С. 56-58.

Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М.: Изд. Моск. ун-та, 1968 - С. 171-251.

Части слова

Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается внутренняя структура слова, определяются мельчайшие, далее неделимые значимые части слова (морфемы), рассматриваются особенности строения морфем (и реализующих данные морфемы морфов), их семантические свойства и функции в слове.

Словообразование - раздел языкознания , который изучает словообразовательную систему языка.

Морфемный состав слова - это совокупность всех структурных элементов, выделяющихся в слове, например: работ-ниц-а, при-готов-и-ть-ся, анти-ядер-н-ый и т. п. В состав слова входят: материально выраженные морфемы/ нулевые морфемы; интерфиксы; унификсы, см.,например: ракет-о-нос-и-тель-W (в слове 6 морфем), почт-амт-W (в слове 3 морфемы), пят-и-лет-н-ий (в слове 5 морфем). Слово может состоять из одной морфемы (см., например, там, около, пальто, беречь и т. п.) и может включать в свой состав более 10 морфем (это характерно для сложных слов).

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Морф – это конкретный представитель морфемы в речи. В одну морфему объединяются несколько морфов, например: бр ать, бер у, бе[р’] ите, отбе[р] у, отбир ать, выбор и т. п. В указанных словах корневая морфема представлена следующими морфами - - бр-, - бер-, - бер’-, - бир-, - бор-. Если морфема - обобщенная нелинейная единица, которая существует в виде определенных совокупностей морфов, то морф относится к конкретным линейным единицам языка.

Корень - обязательная морфема любого слова, обозначает наиболее существенные элементы лексического значения слова. Корень является общей частью родственных слов и выделяется путем сопоставления слов одного гнезда. Слов без корня не бывает. Корни могут быть свободными и связанными. Свободные корни способны выступать вне связи со служебными словообразующими аффиксами , например: вскрик нуть (крик), подберез овик (берез-а) и т. п. Связанные корни во всех родственных словах реализуются только в сочетании со словообразовательными аффиксами: волшеб ный (волшебство), жонгл ер (жонглировать), обу ть (разуть) и т. п.

Аффикс - морфема, которая выражает служебные значения (словообразовательное или грамматическое), которые присоединяются к семантике корня, модифицируя или конкретизируя ее в каком-либо отношении. К аффиксам относятся приставки (префиксы), суффиксы, окончания (флексии), постфиксы.

Интерфикс (от лат. inter-между и fixus - прикрепленный)– часть слова, которая не имеет ни словообразовательного, ни грамматического значения , т. е. не является морфемой. Это морфонологическое средство, которое облегчает сочетаемость словообразующих аффиксов. К «прокладкам» (интерфиксам) в русском языке относятся:

а) соединительные гласные в сложных словах: язык-о -вед, пят-и -летний, дв-ух -классный и т. п.; б) незначимые прокладки между корнем и аффиксами или между аффиксами мексик-ан -ский, купе-й -ный, арго-т -изми, жи-в -ут, ли-в -ень и т. п.

Основа - часть слова без окончания. Различаются основы формообразующие (основы формы) и основы словообразующие (основы слова). Формообразующей называется основа, которая используется для образования грамматических форм слова, она представляет собой часть слова без окончания, например: книг -а, красив -ый, пиш -ем, думающ -ий и т. п. Словообразующей называется основа, которая используется для образования новых слов, она представляет собой часть слова без окончаний и формообразующих аффиксов, например: работа -л-а, сдела -вш-ий, красив -ее, прочита -в и т. п.

Постфикс (от лат. post - после и fixus-прикрепленный) - служебная морфема, которая находится после окончания и выражает грамматическое и (или) словообразовательное значение. В русском языке к постфиксам относятся – ся, - те, - то, - либо, - нибудь, - таки, - ка. Например: учить-ся, когда-либо, пиши- те.

Префикс, приставка (от лат. praefixus – прикрепленный впереди) - служебная морфема, которая находится перед корнем и выражает словообразовательное и (или) грамматическое значение. Приставка присоединяется не к основе, как суффиксы, а к мотивирующему слову в целом. Присоединение приставки никогда не изменяет части речи мотивирующего (производящего) слова, т. е от глагола образуется только глагол и т. п.: копитьà под -копить.

Суффикс (от лат. suffixus - прикрепленный) - служебная морфема, которая находится после корня и выражает словообразовательное и (или) грамматическое значение: апельсин - апельсин-ов- ый, бежать - бежа-л- а и др. Слово может иметь один, два и даже три суффикса: торфàторф-ян -ойàторф-ян-ист -ыйàторф-ян-ист-ость .

Флексия (от лат. flexio-сгибание) – служебная морфема, которая образует грамматические формы и выражает грамматические значения слов. Флексии имеют только изменяемые части речи: берез-а, берез-ы, берез-ой и т. п. Наречия, деепричастия , слова категории состояния, модальные слова, служебные слова, междометия, звукоподражания флексий не имеют. Флексии могут быть материально выраженными и нулевыми; регулярными и уникальными.

Способы словообразования

Постфиксация - один из аффиксальных способов словообразования, при котором формантом является постфикс: мыться , бодаться , какой -то . Постфиксы присоединяются к целому мотивирующему слову, а не к основе. Поэтому при постфиксации мотивированное слово всегда относится к той же части речи и к тому же словоизменительному классу, что и мотивирующее: купать à купаться, какой à какой-то…

Префиксация - один из аффиксальных способов словообразования, при котором формантом является префикс: прадед , преогромный , переписать , послезавтра . Префиксы присоединяются к целому слову, а не к основе. Поэтому при префиксации мотивированное слово всегда относится к той же части речи и к тому же словоизменительному классу, что и мотивирующее: дед à прадед, огромный à преогромный и т. п.

Префиксально-суффиксальный способ - смешанный способ словообразования, при котором формант состоит из двух морфем: приставки и суффикса. Используется префиксация в сочетании с суффиксацией (материально выраженной или нулевой): море à приморье (при+ мор(е)+ j (е)) , стол à застольный (за+ стол+ н (ый)) , без руки à безрукий (без+ рук(а)+ нулевой суффикс (ий)) ; сила à пересилить (пере - сил(а)+и (ть)) ; стучать à постукивать (по+ стук+ива (ть)) ; новый à по -новому (по+ нов(ый)+ ому).

Префиксально-суффиксально–постфиксальный способ – смешанный способ словообразования, при котором формант состоит из трех морфем: приставки, суффикса и постфикса, например: земля à при -земл-и- ть-ся , луна à при -лун-и -ть-ся и т. п.

Префиксально-постфиксальный способ - смешанный способ словообразования, при котором формант состоит из двух морфем: приставки и постфикса; (префиксация в сочетании с постфиксацией): бежатьà раз -бежать-ся , гулять à на -гулять-ся .

Сложение – способ образования, при котором в качестве мотивирующей (производящей) базы используют основы двух и более слов. Показателем словообразовательного значения мотивированного сложного слова является главное словесное ударение и закрепленный порядок следования частей. Выделяют: 1) чистое сложение (у существительных, прилагательных, глаголов, наречий): плащ-палатка, серо-синий, самоопределиться; 2) сложение +суффиксация: орденоносец, хлебоуборочный, мимоходом; 3) сложение + нулевая суффиксация: зубоскал, голубоглазый, широкоплечий.

Сращение – способ словообразования, при котором компоненты словосочетания «срастаются», сливаются в одно слово. Например: дорогостоящий, крупномолотый, дикорастущий и т. п.

В научной литературе используются и другие термины при определении данного способа - слияние, лексико-синтаксический способ.

Субстантивация – образование имен существительных от прилагательных, причастий, местоимений , числительных путем сокращения их парадигмы, например: непослушный больной , современная операционная , новое победит старое .

Суффиксально-постфиксальный способ - смешанный способ образования, при котором формант состоит из двух морфем: суффикса и постфикса; (суффиксация используется в сочетании с постфиксацией): горд(ый) à горд-и -ть-ся , нужд(а) à нужд-а -ть-ся .

Суффиксация - один из аффиксальных способов словообразования, при котором в состав форманта входит словообразовательный суффикс, например: водить à водитель (суф. води-+ -тель ); вода à водный (суф. вода -+ н -); три à трижды (суф. тр- + жды ). Суффикс может быть не только материально выраженным, но и нулевым. При нулевой суффиксации (выход , синь , задира , проезжий ) в состав форманта входят нулевой словообразовательный суффикс и морфонологические особенности.

Аббревиация - способ словообразования, объединяющий все типы сложносокращенных и сокращенных образований. В состав форманта входят: а) произвольное (безразличное к морфемному членению) усечение основ входящих в мотивирующее словосочетание слов (последнее из которых может и не быть сокращено); б) единое основное ударение; в) система флексий в соответствии с отнесением аббревиатуры к одному из типов склонения существительных. Например: МХАТ , вуз , местком , сберкасса , комроты , эсминец . При аббревиации словообразовательное значение - соединительное, как и при чистом сложении. Выделяют следующие типы аббревиации: инициальный тип (звуковой и буквенный), слоговой, смешанный.

Корень - это главная, обязательная часть слова. Именно корень выражает основное значение слова. Сравним слова дом и дом‑ик (суффикс обозначает размер - «маленький», а корень - сам предмет), бежать и при‑бежать . (приставка обозначает «приближение», а корень - само действие).

Но так бывает не всегда.

Возьмем глаголы обуть и разуть . На какие части они членятся? В них четко осознаются приставки об‑ (вариант приставки о ) и раз‑ (сравним аналогичное значение приставок в глаголах одеть и раздеть ), показатель инфинитива ‑ть . Где же корень? Корень ‑ у‑ . Этот корень выделяется как остаток после вычленения приставки и иных глагольных показателей. Его особенность состоит в том, что он не употребляется вне сочетания с приставками. Такие корни, которые употребляются лишь в сочетании со словообразовательными морфемами (приставками или суффиксами), называют связанными, отличая их от «обычных» - свободных корней.

В словах теленок , жеребенок корни связаны суффиксом ‑онок (сравним этот суффикс при свободных корнях: тигр - [тигр"‑онок], слон - [слон"‑онок], волк - [волч"‑онок]).

Нередко в семантике целого слова значение связанного корня является неясным, ощущается слабо. Мы видели это в глаголах обуть и разуть , имеющих связанный корень ‑ у‑ . Вот еще примеры: отнять - отнимать , поднять - поднимать , снять - снимать , принять - принимать . В этих словах значение приставок осознается четко, а значение связанного корня (‑ня‑ в сов. в., ‑ним‑ в несов. в.) едва брезжит. Что означает этот корень? Какое-то действие, но какое именно - неясно.

Выделение связанных корней допустимо лишь, когда прочие части слова являются морфемами , имеющими в составе слова определенное, четко осознаваемое значение: во‑нз‑и‑ть , про‑нз‑и‑ть (сравним: во‑ткнуть , проткнуть ), добав‑и‑ть , от‑бав‑и-ть (сравним: до‑ли‑ть , отли‑ть ); от‑верг‑ну‑ть , в‑верг‑ну‑ть (от‑кинуть , от‑бросить , в‑ставить ). Если значение «соседей» неясно, нет оснований для вычленения и связанного корня. Так, в группе отнять, поднять, принять, разнять приставки имеют конкретные пространственные значения и осмысляются четко. В глаголе же понять («постигнуть умом») значение приставки неясно, поэтому нет оснований и для выделения в этом глаголе связанного корня.

Связанные корни выделяются при синхронном изучении языка (см. Синхрония и диахрония).

С точки зрения происхождения имеются две группы слов со связанными корнями:

1. Исконно русские слова, корень которых в прошлом был свободным. Таковы многие приставочные глаголы, в том числе уже знакомые нам слова с корнями ‑ верг‑ и ‑ ня‑ . В древнерусском языке был глагол яти - «брать», ушедший из языка; сохранились лишь его потомки - глаголы с приставками: отнять, поднять, разнять и др.; ‑н‑ - вставной звук между приставкой и корнем, в современном языке он выступает как часть связанного корня.

2. Заимствованные слова, которые в русский язык пришли целиком, но при сопоставлении с другими словами в них вычленяются суффиксы и приставки: эго‑изм, эго‑ист; туризм, тур‑ист; изол‑ирова‑ть, изол‑яци‑я , [изол‑атор ].

Похожие публикации