Информационное общество понятие характерные черты. Понятие и отличительные признаки информационного общества. Проблемы создания информационного общества в России. Общество - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования эконом

Русский Институт Управления

Курсовая работа

по дисциплине «Теория государства и права» на тему:

“ Информационное общество: понятие и тенденции”

Выполнил студент

_________________

рег. номер _________________

Специальность: «Юриспруденция»

Москва

1. ВВЕДЕНИЕ

2. Основная часть. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

2.1. Понятие и сущность информации

2.2. Развитие представлений об информации

2.3. Понятие и сущность информационного общества

2.4. Причины и последствия информационных революций

2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества

2.6. Информатизация общества в настоящее время

2.7. Информационное общество и власть

2.8. Компьютеризация современного общества

2.9.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ВВЕДЕНИЕ

Информационное общество - одна из теоретических моделей, используемых для описания качественно нового этапа общественного развития, в который вступили развитые страны с началом информационно-компьютерной революции. Технологическим основанием общества становятся не индустриальные, а информационные и телекоммуникационные технологии (ИТТ).

Информационное общество - это общество, в котором: Информация становится главным экономическим ресурсом, а информационный сектор выходит на первое место по темпам развития, по числу занятых, по доле капиталовложений, по доле в ВВП. ИТТ становятся главным средством повышения эффективности производства, укрепления конкурентоспособности как на внутреннем, так и на мировом рынке. Имеется развитая инфраструктура, обеспечивающая создание достаточных информационных ресурсов. Это в первую очередь система образования и наука.

Происходит перераспределение ресурсов в пользу науки и образования. В США так называемый накопленный человеческий капитал в три раза больше активов всех американских корпораций.

Основной формой собственности становится интеллектуальная собственность. В конкурентной борьбе за мировое первенство появляется новый фактор – уровень развитости информационной инфраструктуры и индустрии.

Информация становится предметом массового потребления. Информационное общество обеспечивает любому индивиду доступ к любому источнику информации. Это гарантируется законом (военная и государственная тайна также определяется законом) и техническими возможностями.

Появляются новые критерии оценки уровня развития общества – количество компьютеров, количество подключений к Интернету, количество мобильных и фиксированных телефонов и т.д.

Вырабатываются правовые основы информационного общества. Формируется единая интегрированная информационная система на основе технологической конвергенции (слияния телекоммуникационной, компьютерно-электронной, аудиовизуальной техники).

Создаются единые национальные информационные системы (в США - в 80-е годы, в Западной Европе – в 90-е годы).

Информационное общество формируется как глобальное и включает в себя: мировую "информационную экономику"; единое мировое информационное пространство; глобальную информационную инфраструктуру; формирующуюся мировую законодательно - правовую систему.

В информационном обществе деловая активность перетекает в информационно-коммуникативную среду. Формируются виртуальная экономика, виртуальная финансовая система и тому подобное, что ставит важнейшие вопросы о механизмах их регулирования и связи с реальной, "физической" экономикой.

2. Основная часть. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ И ТЕНДЕНЦИИ

2.1. Понятие и сущность информации

Часто понятие "информация" используют, не задумываясь о глубине его содержания, отождествляя понятия знание, данные, информация.

Очевидно, что "обиходное" употребление термина "информация” совершенно неуместно, когда речь идет о теории или теориях информации. Нередко в этих теоретических построениях термин "информация" наполнен разным смыслом, а, следовательно, сами теории высвечивают лишь часть граней некоторой системы знаний, которую можно назвать общей теорией информации или "информологией" - наукой о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации.

Возникновение информологии как науки можно отнести к концу 50-х годов нашего столетия, когда американским инженером Р. Хартли была сделана попытка ввести количественную меру информации, передаваемой по каналам связи.

Научное определение информации дается достаточно просто, если предположить, что информация – это динамический объект, не существующий в природе сам по себе, а образующийся в ходе взаимодействия данных и методов. Он существует ровно столько, сколько длится это взаимодействие, а все остальное время пребывает в виде данных.

В советском энциклопедическом словаре дается следующее определение информации. Информация (от лат. informatio – «разъяснение», «изложение»), первоначально – сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (посредством условных сигналов, технических средств и так далее); с середины XX века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом.

Информация является одним из основных понятий кибернетики в разделе теории информации. В теории информации математическими методами изучаются способы измерения количества информации, содержащейся в каких-либо сообщениях, и передачи информации.

Информация – это продукт взаимодействия данных и методов, рассмотренный в контексте этого взаимодействия.

Информация появляется в процессе коммуникации с определенным объектом. Без коммуникации с объектом получение информации практически невозможно.

Например, для того, чтобы выловить необходимую информацию из газеты, необходимо прочитать саму газету и сделать выводы, то есть собрать и обработать информацию. Если же просто прикоснуться к газете – необходимую информацию мы не получим.

Коммуникация - передача сообщения от одной стороны к другой (кто с кем, посредством чего, каково содержание, эффекты коммуникации).

Коммуникация может происходить на нескольких уровнях - между индивидами, между социальными группами, в рамках одного общества, между разными обществами.

Различные знаки в коммуникации наделяются различными смысловыми значениями и представлены в виде кодов.

Многое в современной коммуникации организовано в виде институтов, обращенных к массовой аудитории.

Коммуникация - это то, что передается, это формы собственности, внутренняя структура, ценность организации, реакция аудитории.

В нашем определении важным является пояснение «…рассмотренный в контексте этого взаимодействия». Приведем примеры, почему это действительно важно. Известно, что книги – это хранилища данных. Они предназначены для получения информации методом чтения. Но если попробовать разные книги на ощупь или на вкус, то тоже можно получить информацию.

Такие методы позволят различить книги, выполненные в кожаных, картонных и бумажных переплетах. Разумеется, это не те методы, которые предполагались авторами книг, но они тоже дают информацию, хотя и не полную.

Анализируя информационную ценность газет, журналов, телепередач, мы можем прийти к выводу, что она зависит как от данных, так и от методов, которыми выполняется их потребление. Одно дело – внимательно просматривать телефильм, вслушиваясь в каждое слово, и вовсе другое смотреть его, одновременно разговаривая по телефону.

2.2. Развитие представлений об информации

Несмотря на то, что понятие информации очень широко используется в науке, и в повседневной жизни, его строгого научного определения до последнего времени не существовало. По сей день разные научные дисциплины, вводят это понятие по-разному. Здесь можно выделить три возможных подхода: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный .

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями и фактами , которые теоретически могут быть получены и усвоены, то есть преобразованы в знания . Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко. Его примеры мы можем наблюдать, в частности, в российском законодательстве.

«Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления»

(Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.)

Суть техноцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах. Например, нам часто встречаются упоминания о том, что «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных». Во всех этих случаях происходит подмена понятий.

Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, зависит не только от данных, а и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов.

В российском законодательстве мы не находим явных признаков техноцентрического подхода, но они имеются в законодательствах других государств, например Германии. В частности, такие понятия, как информация, доступ к информации, модификация информации, о всех случаях, когда речь идет об эксплуатации технических систем, представляются как данные, доступ к данным, модификация данных .

Недетерминированный подход к понятию информации встречается также достаточно широко. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется.

Отсутствие определения использованного понятия это вовсе не недосмотр законодателя. Во многих случаях отказ от определения информации можно считать традиционным. Так, например, мы не найдем определения информации и в таком уважаемом справочном издании, как Британская энциклопедия. Определение можно получить лишь косвенным образом через статью «Обработка информации и информационные системы», где говорится, что «…этот термин используют применительно к фактам и суждениям, получаемым в повседневной жизни от других живых существ, из средств массовой информации, из электронных баз данных, а также путем наблюдения явлений окружающей среды».

Здесь смешаны и антропоцентрический, и техноцентрический подход, после чего определение сведено к бытовому уровню. При этом приводится обширный список литературы, опубликованный за последние 50 лет, анализ которой не дал прямого определения.

2.3. Сущность и понятие информационного общества

Для начала необходимо точно уяснить, что же такое «постиндустриальное общество».

Общество, в котором мы с вами живем в начале XXI века, называют информационным обществом.

Термин «информационное общество» появился в США в одноименной теории в 70-е годы XX столетия. Так стали называть общество, которое переросло индустриальное.

В современной литературе дается много определений постиндустриальному обществу, но я в своей курсовой работе выбрал, на мой взгляд, наиболее полное и точное определение.

Итак, между постиндустриальным обществом и информационным можно поставить знак равенства, т.к. современное постиндустриальное общество в своей повседневной деятельности не обходится без информационных технологий.

Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

Постиндустриальное общество (Postindustrial society) в свою очередь являет собой общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции.

В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Отличительными чертами информационного общества являются:

1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.

Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения. Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.

Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.

Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

Прежде всего, дадим определение понятию «информационная инфраструктура».

Информационная инфраструктура - это совокупность средств по обработке и использованию информации, объединенных в компьютерные и информационные сети. Тоффлер считает, что информационная инфраструктура станет основой социальной и экономической деятельности будущего, а также позволит любому человеку в любое время и в любом месте получить всю интересующую его информацию.

Глобальная информационная инфраструктура (Global information infrastructure - GII) - информационное образование, которое начало формироваться в 1995 году группой развитых стран.

Глобальная информационная инфраструктура разрабатывается как общемировая информационная сеть массового обслуживания населения планеты на основе интеграции глобальных и региональных информационно-телекоммуникационных систем, а также систем цифрового телевидения и радиовещания, спутниковых систем и подвижной связи.

Итак, информационная революция запустила процесс построения информационного общества. Некоторые теоретики (например, Й. Масуда) прогнозируют его установление в развитых странах в середине XXIвека.

2.4. Причины и последствия информационных революций

Вплоть до XVI века деятельность общества была направлена на овладение веществом, то есть познание свойств вещества и изготовление сначала примитивных, а потом более сложных орудий труда.

Затем в процессе становления индустриального общества на первый план вышла проблема овладения энергией - сначала тепловой, затем электрической, наконец, в XX веке - атомной. Овладение энергией позволило освоить массовое производство потребительских ценностей и, как следствие, повысить уровень жизни людей и изменить характер их труда.

В то же время людям всегда была свойственна потребность выразить и запомнить информацию об окружающем мире.

В истории развития цивилизаций произошло несколько информационных революций.

Первая революция связана с изобретением письменности. Появилась возможность распространения знаний и сохранения их для передачи последующим поколениям.

Вторая революция (середина XVI века) вызвана изобретением книгопечатания, которое радикальным образом изменило общественную культуру.

Третья революция (конец XIX века) обусловлена изобретением электричества. Появились телеграф, телефон, радио, позволяющие оперативно передавать информацию.

Четвертая революция (70-е годы XX века) связана с изобретением персонального компьютера (ПК).

Создание персональных компьютеров было предопределено нараставшими объемами информации, с которыми сложно справиться с помощью традиционных технологий: бумаги и ручки. Это противоречие стало негативно сказываться на темпах роста научно-технического прогресса (НТП). Стали говорить об "информационном взрыве", называя так бурный рост потоков и объемов информации.

В результате в качестве средства для хранения, обработки и передачи информации научно-технический прогресс предложил обществу персональный компьютер.

2.5. Возникновение и основные этапы развития информационного общества

В 80-90-е годы философы и социологи разрабатывают теорию информационного общества. В этой работе объединились усилия таких известных на западе философов, как Йошита Масуда, Збигнев Бжезинский (некоторое время назад бывший советником Президента США), Дж. Нэсбитт.

Но лучше всего известна теория информационного общества американского философа Олвина Тоффлера (р. 1928), поскольку его нашумевшие книги «Futureshock» (Шок от столкновения с будущим, 1971), «Экоспазм» (1975), «Третья волна» (1980) у нас переводились.

Тоффлер, как и многие другие западные философы, критиковал недостатки индустриального общества, отмечал его кризис и признаки перехода в новую форму существования, информационное общество.

Превращение общества в информационное Тоффлер связывает с информационной революцией, которая началась во второй половине ХХ в.

Информационная революция, как отмечает Олвин Тоффлер, складывается из двух революций:

1) компьютерной;

2) телекоммуникационной.

Телекоммуникационная революция начинается с середины 70-х годов и сливается с компьютерной. Компьютерная революция начинается гораздо раньше и протекает в несколько этапов.

Первый большой этап охватывает 1930-1970 годы, который называют «нулевым циклом». Он начинается с создания первых ЭВМ американским физиком Дж. Атанасовым и немецким инженером К. Цузе.

На этом этапе в 1951 году была создана первая коммерческая ЭВМ UNIVAC-1 (она весила 30 т, содержала 18 тысяч ламп и совершала 5 тысяч операций в секунду). Второй значительный этап компьютерной революции начинается с создания первых персональных компьютеров и их серийного производства.

Телекоммуникационная революция связана с созданием

а) волоконно-оптических технологий;

б) спутниковых технологий.

Слияние компьютерной и телекоммуникационных технологий породило на рынке множество новых товаров и услуг. Информационная и телекоммуникационная индустрия превратились сегодня в ключевой сектор экономики развитых стран.

Развитые страны предпочитают ввозить товары широкого потребления, но вывозить продукты информационной индустрии, и на их продаже зарабатывать национальное богатство.

Информационные технологии стоят дорого, гораздо дороже, чем товары широкого потребления, что обеспечивает развитым странам по-прежнему высокий уровень жизни, существенно превосходящий уровень жизни в развивающихся странах.

Кроме того, лидерство в информационных технологиях дает им возможность по-прежнему претендовать на политическое лидерство в мире.

Например, США - один из признанных лидеров мировой политики, контролирует более 40 % рынка торговли информационными технологиями.

США законсервировали свои ископаемые ресурсы и больше ввозят товаров, чем вывозят, зато вывозят больше услуг (особенно в области информационных технологий), чем ввозят.

Лидерство в области информатизации США объяснимо: там находится 41 % всех имеющихся в мире компьютеров; 40 % семей там владеют персональными компьютерами, а 20 % - модемами, то есть являются пользователями Интернета.

Благодаря слиянию компьютерной и телекоммуникационной революций появилась возможность создавать информационные сети огромных масштабов, вплоть до глобальных. По этим сетям можно гораздо быстрее передавать, находить и обрабатывать необходимую информацию.

2.6. Информатизация общества в настоящее время

Еще недавно никто не представлял, что человечество окажется на пороге новой эры в развитии цивилизации - информационной.

В настоящее время происходит активный процесс информатизации общества.

Под информатизацией понимается активное внедрение компьютерной техники и новых информационных технологий в различные сферы производства, общественной и личной жизни людей.

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих заняты производством, хранением, переработкой, продажей и обменом информацией.

В последнее время появилась новая категория культуры - информационная. Это вызвано тем, что для жизни и работы в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации; ему необходимо овладеть современными средствами, методами и технологией работы.

Кроме того, в новых жизненных условиях степень информированности одного человека напрямую зависит от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а следует научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Таким образом, человек должен иметь определенный уровень культуры для работы с информацией.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные средства и методы.

Будучи важнейшей составляющей культуры в целом, информационная культура является продуктом разнообразных творческих способностей человека.

Информационная культура проявляется в следующем:

В конкретных навыках по использования различных технических устройств - от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;

В способности использовать в своей работе компьютерную информационную технологию;

В умении извлекать информацию из различных источников - от периодической печати до электронных коммуникаций;

В умении представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать;

В знании аналитических методов обработки информации;

В умении работать с различными видами информации.

Информационная культура заимствует и использует достижения многих наук: кибернетики, информатики, теории информации, математики, теории проектирования баз данных и ряда других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры является знание информационной технологии и умение применять ее на практике.

Относительно недавно появилась еще одна новая информационная технология - виртуальная реальность.

Виртуальная реальность (Virtual reality - VR) - высокоразвитая форма компьютерного моделирования, которая позволяет пользователю погрузиться в искусственный мир и непосредственно действовать в нем с помощью специальных сенсорных устройств, которые связывают его движения с аудиовизуальными эффектами.

При этом зрительные, слуховые, осязательные и моторные ощущения пользователя заменяются их имитацией, генерируемой компьютером.

Характерными признаками виртуальной реальности являются:
- моделирование в реальном масштабе времени;
- имитация окружающей обстановки с высокой степенью реализма;
- возможность воздействовать на окружающую обстановку и иметь при этом обратную связь.

Разновидностью виртуальной реальности можно назвать компьютерную игру.

Компьютерная игра (Computer game) - игра, построенная с использованием мультимедийных возможностей компьютера.

Компьютерная игра определяется алгоритмом, описывающим процесс ее прохождения. Компьютерные игры подразделяются на деловые, развивающие, обучающие и развлекательные.

В книге «Третья волна» (под именем которой здесь выступает информационное, или постиндустриальное общество) Тоффлер, рассматривая проявившиеся новые характеристики повседневности, отмечает, что в информационном обществе происходит пересмотр основных принципов организации жизни общества (или, как он говорит, «пересмотр кода цивилизации»).

В основе цивилизации индустриального общества лежали шесть принципов:

1) синхронизация;

2) специализация;

3) стандартизация;

4) концентрация;

5) максимизация;

6) централизация.

Все они рушатся в информационном обществе и сменяются другими, составляющими особенности информационного общества:

1) Синхронизация. Синхронизированный с ритмами производства машинизированный ритм жизни сменяется социальными ритмами - ритмами деятельности, не связанными с производством вещей. Сама социальная деятельность становится более разнообразной, и ритмы ее тоже разнообразятся.

Главными видами социальной деятельности становятся те, которые связаны с производством информации, в частности, сильно возрастает роль науки и образования, питающих развитие новых технологий.

2) Специализация. Производство информации становится новым способом создания общественного богатства. В основе этого способа лежит не физическая сила, а умственные способности человека, а они развиваются в процессе образования.

К образованию в информационном обществе предъявляются новые требования, обусловленные тем, что в производстве теперь смена технологий происходит очень быстро, появляются новые виды труда, а старые исчезают совершенно. В связи с этим возникает необходимость в перебрасывании трудовых ресурсов из одной отрасли в другую.

Кто быстрее может переключиться с одной работы на другую? - Тот, кто не является узким специалистом, но обладает хорошим фундаментальным образованием. Поэтому характерной чертой рынка рабочей силы в информационном обществе становится ее деспециализация и высокий образовательный уровень.

Весьма любопытные замечания Тоффлер делает по поводу новой социальной роли знаний. В индустриальном обществе богатство выражалось в форме капитала (денег), в информационном - богатство приобретает новую, невещественную форму - форму символического капитала, или информации (знания). Если индустриальное общество было обществом массового производства вещей длительного пользования, то информационное, по Тоффлеру, будет обществом массового производства знаний.

Знания как капитал радикально отличаются от денежного капитала: они:

а) неисчерпаемы;

б) доступны бесконечному числу пользователей.

Даже деньги, которые были единицей обмена в индустриальном обществе, в информационном приобретают вид информации, становятся электронными деньгами - кредитными карточками, использование которых происходит с помощью компьютера.

Электронные деньги получают все большее распространение. В 1990 году в мире насчитывалось более 187 миллионов владельцев кредитных карточек, сегодня, благодаря включению России в мировую банковскую электронную сеть, их число значительно возросло.

Электронные деньги – это, прежде всего, безопасность при расчетах, а так же удобность, обеспечивающие быстроту заключения крупной сделки.

За последние три десятилетия термин «электронные деньги» получил широкое распространение, как в зарубежной, так и в отечественной экономической практике. Существует множество научных работ, посвященных тем или иным аспектам развития электронных денег.

Под электронными деньгами понимают как безналичные деньги, так и наличные. Первоначально под электронными деньгами в отечественной науке понимали новые средства расчетов, основанные на использовании ЭВМ.

Одним из первых, кто использовал термин «электронные деньги», был В.М. Усоскин. В западных кругах преобладает так называемый технологический подход к определению электронных денег.

По определению всем известного Банка международных расчетов, электронные деньги – это хранимая стоимость (stored value) или предоплаченные продукты (prepaid products), где запись об имеющихся в распоряжении потребителя средствах или стоимости хранится на техническом устройстве, находящемся во владении потребителя.

Электронные деньги (Electronic money - E-money) - в широком смысле - форма организации денежного обращения в ассоциации информационных сетей.

В узком смысле – цифровые деньги.

Цифровые деньги (Digitalcash) - электронный аналог наличных денег. Цифровые деньги могут быть куплены, они хранятся в электронном виде в специальных устройствах и находится в распоряжении покупателя.

В качестве устройств хранения используются смарт-карты или специальные компьютерные системы.

Смарт-карта (Smart-card; Chipcard; Integratedcircuitcard (IC) - кредитная карточка со встроенным микропроцессором, обладающая высоким уровнем защиты и возможностью проводить многовалютные расчеты.

Для обмена электронных денег на наличные используются наличные карточки.

Наличная карточка (Cash card) - банковская карточка, используемая для получения наличности из кассовых автоматов.

Безналичная оплата товаров, работ, услуг осуществляется посредством платежной карточки.

Платежная карточка (Charge card) - пластиковая карточка, предоставляющая пользующемуся ею лицу возможность базналичной оплаты товаров или услуг.

Существуют также дисконтные карточки.

Дисконтная карта (Discount card) - специальная карта, выпускаемая коммерческой организацией, обеспечивающая скидку с цены товара.

Посредством дисконтных карточек:
- поощряются покупки; или
- стимулируются мероприятия: вступление в брак, юбилеи и т.п.

Существуют и иные карточки, но наиболее часто встречающиеся мною названы.

3) Стандартизация. В информационном обществе отмечается тенденция к индивидуализации во всем.

4) Концентрация. Принцип концентрации производства, повлекший концентрацию населения в больших городах сменится в информационном обществе принципом оптимального сочетания большого и малого, ведь главное производство - производство знаний - не привязано к источникам ископаемых ресурсов.

Компьютеры можно завезти в любую точку земного шара, из любой точки можно войти в информационную сеть и стать участником производства знаний (написать книгу, рассчитать проект, составить отчет и так далее).

5) Максимизация. Принцип максимизации, обусловивший строительство гигантских заводов и фабрик, огромных исследовательских институтов сменится (и уже начал меняться) принципом создания временных коллективов для решения специальных задач. Эти коллективы смогут сами устанавливать для себя удобный режим работы.

6) Централизация. Принцип централизации сменится принципом децентрализации и деурбанизации (от латинского urbs - город) - снижением роли городов в общественной жизни, так как необходимость в существовании огромных городов (мегаполисов) отпадает.

Тоффлер отмечает также, что в социально-политической сфере и области международной экономики информационные технологии открывают совершенно небывалые перспективы.

В настоящее время существуют все предпосылки для:

1) создания глобальной экономики (первым шагом в этом направлении стала Объединенная Европа);

2) решения социальных проблем.

Открытость информации делает личность более сильной, а государственную власть - более зависимой от граждан. Телекоммуникационные сети создают возможности для непосредственного участия всех граждан в управлении государством, что позволяет избежать принятия важных государственных решений, игнорирующих интересы граждан или даже их меньшинства.

Безусловно, все оптимистические прогнозы, звучащие в теории информационного общества, имеют своей предпосылкой пересмотр в масштабах всего человечества отношений к целям и задачам производства.

Производство должно быть поставлено на службу жизненным интересам, а не войне. Оно должно развиваться с учетом стоящих глобальных проблем, всем людям информационного общества должен быть присущ высокий уровень экологического сознания.

Главным вопросом, решение которого обусловит развитие производства, должен стать не вопрос «как?», а вопрос «почему?».

Считается, что западные страны уже вошли в информационное общество, Россия, как все развивающиеся страны, стоит на его пороге.

В другой своей книге, «Футуршок» Тоффлер отмечает уже проявившиеся черты нового общества: слишком быструю изменчивость жизни, связанное с ней чувство неустойчивости всего происходящего и отмечает новые вызванные этим проблемы, которые он называет словом «футуршок». «Быстротечность, новизна и разнообразие – характерные черты будущего, вызывающие у нас шок», - написал Тоффлер. «Футуршок» – буквально, «шок от столкновения с будущим». Как считает Тоффлер, он проявляется в нарушении процессов принятия решений.

Люди уже не могут воспользоваться рецептами жизни, созданными прошлыми поколениями, им приходится создавать собственные.

Происходящие изменения касаются не только производственной деятельности людей, но и их личной жизни, человеческих отношений. Постоянные отношения (дружеские, семейные) становятся роскошью.

К примеру, семья всегда была шокопоглотителем, островком стабильности. Но она тоже меняется, причем, никто не может сказать, что с ней будет завтра.

Семью разрушают:

1) новые технологии рождения – они меняют отношение к материнству и отцовству: мать и отец могут быть уже не единственные или неизвестные, или вообще - только мать (мультимыши, клонирование);

2) мобильность в погоне за работой;

3) увеличение продолжительности жизни: любовь проходит из-за неодинакового развития.

Далее рассмотрим взаимодействие информационного общества с другим общественно важным политическим институтом – властью.

2.7. Информационное общество и власть

Управление информационным обществом осуществляется на основании властных полномочий системой государственных органов.

Власть - это информация, а вовсе не говорение. Именно те люди, которые умеют эффективно слушать и способны извлекать из услышанного ценную информацию, и обладают властью.

Знаменитый английский государственный и политический деятель Ф. Честерфилд говорил на этот счет: «Выслушивая человека, мы воспитываем в нём самоуважение».

Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:

- экономическая,

- социальная,

- духовно-информационная,

- принудительная (политическая в узком значении).

Экономическая власть - это контроль над экономическим ресурсами, собственность на ценности.

Социальная власть предполагает распределение статусов, льгот, привилегий.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации (подготовка решений, воздействие на сознание, в том числе манипулирование).

Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью угрозы или применения насилия (признак политической власти).

Как мы видим из определения духовно-информационной власти, информация является и инструментом управления современным информационным обществом.

В США же еще в далеком 1966 году был принят закон о свободе информации. Суть закона приведена ниже.

Закон о свободе информации 1966 года (Freedom of Information Act 1966 - FOIA) - в США - закон, согласно которому все федеральные ведомства США должны обеспечивать граждан свободным доступом ко всей имеющейся информации, кроме той, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов.

В последующем в информационной сфере появились новые технологии непосредственным образом связанные с информацией, экономикой и иными важными сферами жизни.

Информационная сфера (Information sphere) по законодательству РФ - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации.

Для информационной сферы необходима информационная среда.

Информационная среда (formationenvironment, iformationsocietiesenvironment) - совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также социально-экономических и культурных условий реализации процессов информатизации.

В информационной сфере появилось даже электронное правительство, электронные налоги, интернет – голосование и многое другое.

Остановимся поподробнее на каждой из этих технологий.

Электронное правительство (Electronicgovernment - e-Government) - система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Электронные налоги (Electronics taxes - e-Taxes) - технология обработки и передачи в онлайновом режиме налоговых заявлений.

Интернет-голосование (Internet vote) - голосование с использованием среды Интернет. При Интернет голосовании избиратель получает на определенном веб-сайте электронный бюллетень и голосует. Подлинность бюллетеня гарантируется посредством цифровой подписи.

В этом отношении власть облегчила своим согражданам выполнение определенных, прописанных в законе, действий, таких, например, как голосование или уплата налогов.

Появление обращения с электронными денежными средствами привело к появлению информационной преступности.

Информационная преступность - противоправные действия в информационной сфере, нарушающие установленные законом права личности, организации или государства и наносящие им моральный вред или материальный ущерб.

Но как же защитить информацию от неправомерного использования, защиты информации от информационной преступности?

Для этого было разработано специальное информационное законодательство.

Информационное законодательство (Information legislation) - совокупность законов, нормативных актов и других форм правового регулирования в сфере обращения и производства информации и применения информационных технологий.

Такое законодательство есть и в Российской Федерации. Примером может служить Федеральный Закон № 24-Ф3 № «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г.

Как в российском законодательстве прописана свобода личности, так и в информационном законодательстве существует своя, информационная свобода личности.

Информационная свобода личности - право человека:
- получать необходимую для его жизни, профессиональной деятельности и развития информацию;
- выражать свою точку зрения по поводу тех или иных природных или общественных явлений;
- передавать информацию другим людям.

Под информацией здесь понимается любая информация, кроме той, которая представляет собой государственную тайну страны.

Для того чтобы воспитать в своей стране культурных профессиональных пользователей, необходимо привить им компьютерную грамотность.

Компьютерная грамотность (Computer literacy) подразумевает владение достаточным набором знаний и навыков работы на компьютере.

Для достижения указанных целей в настоящее время в учебных заведениях, в том числе средних образовательных учреждениях, введены предметы изучения информационных технологий, где будущих потенциальных информационных пользователей обучают различным компьютерным программам, оболочкам и тому подобное.

2.8. Компьютеризация современного общества

Процесс развития информационного общества начинается с его компьютеризации.

Компьютеризация (Computerization) - процесс внедрения компьютеров, обеспечивающих автоматизацию информационных процессов и технологий в различных сферах человеческой деятельности.

Цель компьютеризации состоит в улучшении качества жизни людей за счет увеличения производительности и облегчения условий их труда.

Наряду с компьютеризацией существует более частное понятие домашней компьютеризации.

Домашняя компьютеризация (Home computerisation) - процесс оснащения домашних хозяйств компьютерными устройствами. В РФ домашняя компьютеризация является элементом государственной политики информатизации, ориентированным на удовлетворение потребностей населения в информации и знаниях непосредственно на дому.

Удовлетворить потребности может благодаря специальным поисковым системам.

Информационно-поисковая система (Information retrieval system) - система, выполняющая функции:

Хранения больших объемов информации;
- быстрого поиска требуемой информации;
- добавления, удаления и изменения хранимой информации;
- вывода информации в удобном для человека виде.

Различают:
- автоматизированные (coputerised);
- библиографические (reference);
- диалоговые (online);
- документальные и фактографические информационно-поисковые системы.

Поисковая система (Search engine) - в Интернет - специальный веб-сайт, на котором пользователь по заданному запросу может получить ссылки на сайты, соответствующие этому запросу.

Поисковая система состоит из трех компонент:
-1- поискового робота;
-2- индекса системы;
-3- программы, которая:
а) обрабатывает запрос пользователя,
б) находит в индексе документы, отвечающие критериям запроса,
в) выводит список найденных документов в порядке убывания релевантности.

Как общество может делиться по интересам на разные группы (субкультуры), так и в информационном обществе происходит деление на различные субкультуры.

Субкультура (Subculture, от лат.Sub - под + Cultura – воспитание) - система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры.

Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.

Наряду с разделением общества происходит и обратный процесс – слияние. В информационном обществе происходит слияние информационных групп в одно сообщество при помощи сети, т.е. общество становится сетевым.

Сетевое общество (Network society) - общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью информационных сетей. Причем состав этого общества постоянно пополняется новыми пользователями.

Главным фактором, увеличивающим число пользователей, является, безусловно, информационная потребность населения всей планеты.

Информационная потребность (Information need) - потребность, возникающая, когда цель, стоящая перед пользователем в процессе его профессиональной деятельности либо в его социально-бытовой практике, не может быть достигнута без привлечения дополнительной информации.

Под дополнительной информацией в данном контексте понимается Всемирная паутина.

Всемирная Паутина (WorldWideWeb – WWW, Web) - основная служба в сети Интернет, позволяющая получать доступ к информации на любых серверах, подключенных к сети. Всемирная паутина организована на принципах гиперсреды.

Под гиперсредой (Hypermedia) понимается технология представления информации в виде относительно небольших блоков, ассоциативно связанных друг с другом.

Безусловно, Всемирная Паутина позволяет получать доступ к любой информации на любых серверах, подключенных к сети. Но ведь для того, чтобы получить информацию при помощи паутины нужно устройство с выходом в Internet.

Интернет (Internet) - глобальная информационная сеть, части которой логически взаимосвязаны друг с другом посредством единого адресного пространства, основанного на протоколе TCP/IP.

Интернет состоит из множества взаимосвязанных компьютерных сетей и обеспечивает удаленный доступ к компьютерам, электронной почте, доскам объявлений, базам данных и дискуссионным группам.

Под устройством следует понимать компьютер.

Компьютер (Электронно-вычислительная машина – ЭВМ, Computer) в широком смысле этого слова - программируемое электронное устройство, способное обрабатывать данные и производить вычисления, а также выполнять другие задачи манипулирования символами.

Различают два основных класса компьютеров:
- цифровые компьютеры (компьютеры), обрабатывающие данные в виде числовых двоичных кодов;
- аналоговые компьютеры, обрабатывающие непрерывно меняющиеся физические величины, которые являются аналогами вычисляемых величин.

В более узком (персональном) смысле персональный компьютер (ПК, Personalcomputer - PC) - универсальная ЭВМ, предназначенная для индивидуального использования.

Обычно персональные компьютеры проектируются на основе принципа открытой архитектуры и создаются на базе микропроцессоров.

Домашний компьютер (Home computer) - бытовой персональный компьютер, предназначенный для использования в жилищах и ориентированный на непрофессиональных пользователей.

Компьютер является вещью, имеющую определенную стоимость. Следовательно, чтобы приобщиться к информационному обществу, необходимо приобрести компьютер.

Любой компьютер представляет собой две составляющие:

1). Аппаратное обеспечение;

2). Программное обеспечение.

Аппаратное обеспечение (Hardware) - комплекс электронных, электрических и механических устройств, входящих в состав системы или сети.

Аппаратное обеспечение включает:
- компьютеры и логические устройства;
- внешние устройства и диагностическую аппаратуру;
- энергетическое оборудование, батареи и аккумуляторы.

Программное обеспечение (Software) - комплекс программ: - обеспечивающих обработку или передачу данных;
- предназначенных для многократного использования и применения разными пользователями.

По видам выполняемых функций программное обеспечение подразделяется на системное, прикладное и инструментальное.
Программное обеспечение - согласно ГОСТ 19781-90 - совокупность программ системы обработки информации и программных документов, необходимых для их эксплуатации.

И аппаратное, и программное обеспечение взаимосвязаны. Одно без другого не работает. Каждый «элемент цепи» необходим, и выполняет свои функции.

Процесс приобретения населением компьютеров связан непосредственно с социальным неравенством современного общества.

2.9. Информационное неравенство современного общества

Социальное неравенство (Social inequality) - форма социальной дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

Рассмотрим три основных социальных класса:

1). Богатые (т.е. элита);

2). Средний класс;

3). Бедные.

Все эти три социальных класса и составляют понятие общество в широком смысле этого слова.

Общество (Society) - совокупность людей:
- объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей;
- характеризующаяся:

1) устойчивостью;

2) целостностью;

3) саморазвитием;

4) наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Общество - человеческая общность, специфику которой составляют отношения людей друг к другу. Общество есть продукт взаимодействия людей.
Общество - целостная система социальных институтов, выполняющих функции регулирования экономических, политических, правовых, нравственных и иных отношений.

По мнению множества ученых, философов, политологов и политических деятелей основой общества единогласно признавался именно о среедний класстических деятелейщества единогласно признавался средний класс_______________________________________________средний класс.

Именно средний класс тонко чувствует любые изменения в государстве и ему подвластно изменить обстановку, если это необходимо.

Средний класс (Middle class) - класс, занимающий промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации.

Средний класс характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения.

Различают старый средний класс и новый средний класс.

Старый средний класс - средние и мелкие собственники: мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее фермерство, владельцы небольших производственных фирм.

Новый средний класс - не владеющие средствами производства и живущие за счет продажи своего труда служащие, управляющие, инженеры, профессиональные работники умственного труда и др.

Далее сравним соотношение богатых, среднего класса и бедных Российской Федерации и США. Поскольку данное соотношение постоянно изменяется, то мы изучим общий вид картины.

Поскольку приобрести компьютер и научиться на нем работать в статусе профессионала требует постоянного изучения и переподготовки, т.к. научный прогресс не стоит на месте, то следует вывод, что приобщиться к информационному обществу, в основном, под силу лишь богатым и среднему классу.

В связи с вышеуказанным проанализируем ситуацию.

Структуру общества США принято изображать в виде четырехугольника.

По таблице № 1 видно, что средний класс составляет основу американского общества и составляет примерно 40% от всего общества, в то время как бедные и богатые – по 30% от всего общества США.

Опираясь на эти данные можно сделать вывод, что реально на данный момент стать информационным обществом может средний класс (40%) и богатые (30%).

Суммарно выходит 70% граждан США. Следует отметить, показатель очень высокий.

Структуру общества Российской Федерации принято изображать в виде пирамиды.

Таблица № 2 показывает соотношение классов современного общества в нашей стране. Невооруженным глазом видно, что основу общества в России составляют такие классы, как средний и класс бедных. Итак, бедных - 45%, среднего класса – 45%, остальные 10% составляет элита.

Из этого следует, что информационным обществом может себя считать не более 55% от всего населения Российской Федерации (45% среднего класса + 10% богатых).

Сравним полученные в процессе анализа показатели.

Информационное общество в США составляет 70% от граждан, в России же это общество можно охарактеризовать с 55% граждан РФ.

Далее подсчитаем количество информационного общества в США и РФ в конкретных цифрах, так как число населения в сравниваемых нами странах неравное.

По данным Таблицы № 3 о пределим, какую часть от общего числа населения можно считать информационным в этих странах. Для каждой из сравниваемых нами стран возмем за основу население (по данным за 2006г.) - 100%.

Получаем, что количество информационного общества в РФ составляет около 80 миллионов человек (145 >< 0,55 = 79,75).

В США же количество информационного общества намного выше и составляет приблизительно 190 миллионов человек (271 >< 0,7 = 189,7).

Итак, информационного общества и потенциально готового им стать, в США в два с лишним раза (2,38) больше, чем в России.

На полученный отрицательный результат повлияли, прежде всего, два фактора (проблемы):

1. Сокращение населения (в 2006 году численность постоянного населения России уменьшилась на 561,2 тыс. человек, или на 0,39%.);

2. Половина населения страны, живущие за чертой бедности.

По первой проблеме - Правительство РФ в последние годы активно старается избежать кризиса в стране, вызванного двумя этими проблемами. Создаются различные социальные программы, в том числе материальные поощрения (материнский капитал) матерям за рождение второго ребенка.

Проследить за изменением населения и их социальной качественной составляющей пока не представляется возможным, вышеуказанные социальные программы были введены недавно.

К сожалению, по второй социальной проблеме вопрос остается открытым, не смотря на то, что наша страна в настоящее время занимает лидирующие позиции по уровню цен, опережая Нью-Йорк, Токио и Лондон.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что в настоящее время мы вступаем в информационную эру, где основным товаром будет информация в различных ее проявлениях.

Получая неоспоримые блага, такие как доступность информации, ее быстрое распространение, свободный обмен данными между людьми и др. нельзя не учитывать и возросшие и изменившиеся требования к человеку как члену общества.

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Сейчас уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией.

Следует отметить, что проблема информатизации общества обсуждается сегодня учеными все шире. Поскольку получение информации о происходящем в стране и в мире уже не требует прямого общения между людьми, человек будет все больше изолироваться от общества, подвергаться иллюзии независимости от него.

Необходимо воспитывать чувство ответственности каждого человека за происходящее в мире, добиваясь четкого осознания взаимозависимости всех людей. Эта задача относится, прежде всего, к системе образования и средствам массовой информации.

Прогнозируемый учеными характер изменений социальной структуры под влиянием информатизации по указанным выше направлениям следующий:

Количество социальных групп будет расти, что приведет, естественно, к уменьшению их среднего размера. Современные информационные технологии предоставляют реальную возможность более точного, оперативного учета интересов людей.

Качественные параметры социальных групп будут улучшаться по таким параметрам как уровень образования, интеллектуальности и др.

Новые процентные соотношения между социальными группами, выделяемыми в обществе по различным критериям, будут, вероятно, выглядеть следующим образом:

1) возрастет доля людей, занятых интеллектуальным трудом - интеллектуалов.

Прогнозируется появление особого класса “интеллектуалов”. Для тех же, кто не захочет или не сможет интеллектуально трудиться, предполагается труд в сфере информационных услуг, которые, как уже ранее отмечалось, должны в информационном обществе составлять более 50% в структуре занятости, или в сфере материального производства.

2) увеличится количество работоспособных людей. Люди старшего возраста смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста (тело стареет раньше мозга).

Пирамидальная социально-экономическая структура все больше и больше будет уступать место сетеобразной (мозаичной) структуре. Структура сети точнее соответствует новой информационной технике.

Американские исследователи отмечают, что “конвергенция меняющихся общественных и личных ценностей с новой техникой и энергоэкономическими нуждами делает становление мозаичного общества по существу неизбежным”.

На одном из самых высоких мест в иерархии ценностей (наряду с инновацией) оказывается автономия личности, что традиционному обществу вообще не свойственно.

Личность реализуется только через принадлежность к какой-либо определенной корпорации, будучи элементом в строго определенной системе корпоративных связей. Если человек не включен в какую либо корпорацию, он не личность.

В техногенной цивилизации возникает особый тип автономии личности: человек может менять свои корпоративные связи, поскольку он жестко к ним не привязан, он может и способен очень гибко строить свои отношения с людьми, погружаться в разные социальные общности, в разные культурные традиции.

Современная наука и техническое творчество втягивают в область человеческой деятельности принципиально новые типы объектов, освоение которых требует новых стратегий. Речь идет об объектах, представляющих собой саморазвивающиеся системы, характеризующиеся синергетическими эффектами. Их развитие всегда сопровождается прохождением системы через особые состояния неустойчивости, когда небольшие случайные воздействия могут привести к появлению новых структур, новых уровней организации системы, которые воздействуют на уже сложившиеся уровни и трансформируют их.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Нарастающая сила потока информационного обмена между людьми породила новый тип культуры, в которой все подчинено необходимости классификации, унификации с целью наибольшей компрессии и повышения эффективности при передачи от человека к человеку, будь то лично или через средства массовой информации.

Существует проблема жизни и деятельности человека в новом обществе, форма его существования. Будет ли он жить в «Электронном коттедже» как предсказывали некоторые футурологи или же форма жизни не изменится кардинально.

Философ Олвин Тоффлер, например, предсказывает рождение «просьюмера» - потребителя и производителя в одном лице.

В период “первой волны” большинство людей потребляло то, что производили сами. Можно назвать их “потребителями”. Промышленная революция развела функции производства и потребления, породив тем самым производителя и потребителя.

В настоящее время граница, отделяющая производителя от потребителя, становится все менее четкой. Растет значение “просьюмера”... Одним словом, происходит как бы возвращение в общество “просьюмера”, который был господствующей фигурой в обществе “первой волны”. Разумеется, это будет “просьюмер”, оснащенный современной техникой, работающий в электронном коттедже и ведущий современный образ жизни”.

Каждому предстоит переосмыслить свою жизненную позицию как индивидуума, совершено ясно, что произойдет перераспределение жизненных ценностей.

Наше будущее во многом зависит от того, по какому руслу современное общество направит развитие научно-технического прогресса.

4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Конспект лекций преподавателя РИУ по дисциплине «Теория государства и права»

2. Конспект лекций преподавателя РИУ по дисциплине «Философия»

3. Комаров С.А., Малько А.В., Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. - М.: НОРМА, 2003

4.«Введение в философию. Часть I», под общ. ред. И. Т. Фролова, М.: Политиздат, 1989

5. Тоффлер О. Третья волна. В жур.: США - экономика, политика, идеология. № 7-11 за 1982 год.

6. Современная западная философия. Словарь. М.: Изд-во полит. литературы, 2001

7. Румынина В.В., Клименко А.В. Теория государства и права: Методическое пособие. - М.: ИНФРА-М, 2002
8. Морозова Л.А. Теория государства и права: Повторительный курс в вопросах и ответах. - М.: НОРМА, 2003

9. «Советский энциклопедический словарь», А.М. Прохоров, М.С. Гиляров, Е.М. Жуков, М.: Советская энциклопедия, 1981

10. Протасов В.Н. Теория государства и права: Пособие для сдачи экзаменов, 2-е изд. - М., 2004
11. Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. - М.: НОРМА, 2001
12. Червонюк В.И. Теория государства и права: Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2006

Информационное общество -- общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы -- знаний.

Ученые считают, что в информационном обществе процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации обработки информации в производственной и социальной сферах. Движущей силой развития общества должно стать производство информационного, а не материального продукта. Материальный же продукт станет более информационно емким, что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости.

В информационном обществе изменятся не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастет значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным обществом, где все направлено на производство и потребление товаров, в информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется способность к творчеству, возрастет спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей, информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Признаки информационного общества

  • 1. Осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека.
  • 2. Первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация.
  • 3. Информация же является продуктом деятельности современного человека.
  • 4. Информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли - продажи.
  • 5. Равные возможности в доступе к информации всех слоев населения.
  • 6. Безопасность информационного общества, информации.
  • 7. Защита интеллектуальной собственности.
  • 8. Взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ.
  • 9. Управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.

Кроме положительных моментов прогнозируются и опасные тенденции:

  • · все большее влияние на общество средств массовой информации;
  • · информационные технологии могут разрушить частную жизнь людей и организаций;
  • · существует проблема отбора качественной и достоверной информации;
  • · многим людям будет трудно адаптироваться к среде информационного общества.
  • · существует опасность разрыва между "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой информационных технологий) и потребителями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие информационного общества, которое занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, ее высшей формы – знаний. Характерные черты данной стадии развития общества и экономики. Основные достоинства информационного общества.

    презентация , добавлен 09.10.2014

    Определение понятия и оценка современного состояния информационного сервиса, основные тенденции его развития. Понятие и управление доступом к ресурсам сети Интернет. Динамика роста информационных ресурсов и развития информационного общества в России.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    Основные предпосылки появления и динамики развития информационного общества в мире и на территории Российской Федерации. История развития сетевых технологий. География информационного общества, его текущие проблемы. Перечень перспективных технологий.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2015

    Понятие информационно-компьютерной революции и ее роли в формировании информационного общества. Информационное общество: понятия, определения, концепции. Понятие, сущность и виды информации. Американский путь формирования информационного общества.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Основные черты современных информационно-коммуникационных технологий. Мобильный телефон как инструмент доступа, распространения и хранения информации. Применение ИТ в СМИ, образовании; Internet; Green IT. Понятие и признаки информационного общества.

    реферат , добавлен 02.10.2011

    Сущность единого информационного пространства, его структура и анализ влияния на демократизацию общества. Информационное обеспечение и программное обеспечения автоматизированного рабочего места менеджера. Разработка алгоритма создания базы данных.

    курсовая работа , добавлен 24.09.2012

    Общая характеристика постиндустриального общества, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Отличительные черты развития информационного общества в России. Свобода доступа к информации и пути ее распространения.

    презентация , добавлен 02.12.2015

    Информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества. Закономерности и проблемы становления информационного общества. Проблемы информационной безопасности. Понятие информационной войны, информационного противоборства.

    Информационное общество (Information society) - концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания.

    Отличительными признаками информационного общества являются :

    1.) увеличение роли информации и знаний в жизни общества;

    2.) возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;

    3.) создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:

    а) эффективное информационное взаимодействие людей;

    б) их доступ к мировым информационным ресурсам;

    в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
    Сфера услуг подразумевает массовое обслуживание населения . Именно благодаря зарождению такой сферы как сферы услуг произошло зарождение глобальной информационной инфраструктуры, пользователями которой является все информационное общество.
    Новые информационные технологии используются практически во всех областях деятельности и оказывают огромное влияние на социальную реальность, сильно ее изменяют.
    Главное изменение философы связывают с появлением новой общественной структуры - информационной инфраструктуры.

    В настоящее время осознаны предпосылки и реальные пути формирования и развития информационного общества в России. Этот процесс имеет глобальный характер, неизбежно вхождение нашей страны в мировое информационное сообщество. Использование материальных и духовных благ информационной цивилизации может обеспечить населению России достойную жизнь, экономическое процветание и необходимые условия для свободного развития личности. Россия должна войта в семью технологически и экономически развитых стран на правах полноценного участника мирового цивилизационного развития с сохранением политической независимости, национальной самобытности и культурных традиций, с развитым гражданским обществом и правовым государством.

    Для информационной среды современного общества характерна не только высокая технологичность, но и глобальность. В отличие от товарных потоков, пересекающих таможни, обмены в мировой информационной сети не могут быть полностью проконтролированы при пересечении межгосударственных границ. Если на первой стадии развития информационного общества возникают национальные информационные пространства, то постепенно они интегрируются в единое мировое информационное пространство, в котором вся открытая информация циркулирует свободно. Информационное пространство может полностью реализовать свои скрытые возможности только в случае охвата всего мирового пространства и отсутствия препятствий для перемещения информации

    В последние годы Правительством РФ приняты конкретные меры по реализации процессов информатизации в стране. Утверждена и принята к реализации Доктрина информационной безопасности Российской Федерации , разработаны и успешно реализуются Федеральные целевые программы Электронная Россия, Развитие единой образовательной информационной среды, Интеграция науки и высшего образования России, Концепция создания интегрированной автоматизированной информационной системы Минобразования России и другие целевые и ведомственные программы информатизации.

    Анализируя принятые Правительством России вышеупомянутые документы в области информатизации нашего общества , можно выделить следующие цели:

    Обеспечение гармоничного вхождения России в мировую постиндустриальную экономику на основе кооперации и информационной открытости;

    Преодоление информационного неравенства между Россией и другими развитыми странами, обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное сообщество;
    - укрепление единства образовательного пространства на всей территории страны;

    Повышение качества образования во всех регионах России;
    - развитие и адаптация к рыночной экономике научно-технического и кадрового потенциала России фундамента наукоемких, конкурентоспособных производств, основополагающего условия для выхода и закрепления отечественной высокотехнологичной продукции на внутреннем и мировом рынках, формирования нового мышления в постиндустриальном обществе;
    - расширение подготовки специалистов по информационным технологиям и квалифицированных пользователей;
    - сохранение, развитие и наиболее эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
    - создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий.

    78. Информационное общество: проблемы модернизации государства и права.

    Информационное общество - теоретическая концепция постиндустриального общества; историческая фаза возможного развития цивилизации, в которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

    Отличительные черты: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах. Информационное общество современный этап развития цивилизации с доминирующей ролью знаний и информации, воздействием информационно-коммуникационных технологий на все сферы человеческой деятельности и общество в целом. Проблемы модернизации государства и права можно рассмотреть с точки зрения возможных угроз безопасности информационного общества . Можно выделить несколько основных источников угроз безопасности информационного общества, которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства., которые могут затрагивать интересы человека, общества и государства.

    Специалисты, которые ввели в употребление этот термин, разъясняют, что информационным общество становится, если в нём наблюдается изобильное циркулирование информации высокого качества, есть средства, необходимые для её хранения, использования, распределения. Информация в таком обществе быстро и легко распространяется согласно требованиям заинтересованных в ней людей либо организаций и подаётся в привычной для всех форме. Информация и услуги, связанные с её доставкой, должны быть как можно более дёшевы, потому что общество становится информационным, только если информация доступна всем. Здесь будут рассматриваться плюсы и минусы информационного общества.

    Движущая сила

    Как избавить людей от рутины в процессе производства, как обеспечить должный уровень автоматизации в обработке информации в социальной и производственной сферах? Здесь панацея - компьютеризация. прогресса японцы, например, считают производство отнюдь не материального, а как раз информационного продукта. Инновации, дизайн и маркетинг сделают продукт более ёмким информационно. Плюсы и минусы информационного общества при данной постановке вопроса видны невооружённым глазом.

    В плюс пойдёт изменение не только производства, но и всего уклада с системой ценностей в плане увеличения значимости культурного досуга. В отличие от индустриального общества, где целями являются потребление и производство, информационное общество предлагает к употреблению интеллект, то есть - знания, и большинство работающих занято сбором, хранением и распределением их. Это плюсы. И минусы информационного общества вытекают отсюда же - меньшинство работающих, занимающихся созданием материальных, а не интеллектуальных ценностей, попросту не сможет всех "думающих" прокормить, одеть, обуть и обустроить на жительство.

    Материальная база

    Естественно, применяя интеллект, материальные ценности создавать легче. И это плюс. Но жизнь показывает, что современные материальные ценности становятся всё ближе к одноразовым, загрязняя окружающую среду и заставляя людей гораздо больше времени тратить на замену износившегося. И это огромный минус. Технологической и материальной базой становятся различные системы компьютерных сетей и техники, информационные связи.

    Информационное общество, плюсы и минусы его в реальной практике - дело нескольких лет. Уже в двадцатом веке созданное теоретиками стало зримой картиной ближайшего будущего. Прогнозы таковы: мировое пространство превращается в компьютеризированное единое информационное сообщество, люди проживают в домах с электронной начинкой: всевозможными приборами и устройствами.

    Приближение к будущему

    Пример - "Умный дом", и это не фантастика. Уже в Москве используется комплексная система управления всей инженерией современного здания, автоматизация всех операций. Решения не только высокотехнологичны, но и с достаточно высоким эстетическим уровнем.

    Здесь настройка, контроль и дистанционное управление осветительными приборами, а также климатом и вентиляцией, аудио-видео-телевидение-видеонаблюдение управляются голосом или жестом, охранная и пожарная сигнализации определяют возможность аварийной ситуации и контролируют всю систему самостоятельно, все электрические приводы автоматизированы системой датчиков и сенсорных панелей.

    Плюсы и минусы информационного общества и здесь вычисляются легко. Плюс - жить становится удобнее, минус - последствия выхода из строя хотя бы одного компьютера могут быть необратимыми, что мы уже время от времени наблюдаем с авиалиниями любых, даже самых технологически высоко оснащённых стран. Также процветает хакерство, взлом банковских и даже оборонных данных целых стран, что способствует росту терроризма в мире. На этом фоне о взломах сайтов с личными данными граждан с целью шантажа или нанесения вреда репутации можно не вспоминать. Таковы характерные черты информационного общества.

    Плюсы и минусы

    Мы вплотную подходим к построению общества нового типа, поэтому необходимо точно вычислить, чем этот путь человечество обрадует, а чем грозит. Плюсы и минусы информационного общества таблица покажет наглядно:

    Плюсы построения информационного общества Минусы построения информационного общества
    1. Преодоление сглаживание противоречий между информационным морем и информационным недостатком. 1. Увеличивающееся влияние на общество любых средств массовой информации - даже недоброкачественных.
    2. Обеспечение приоритета информации сравнительно с другими ресурсами. 2. Информационные технологии вмешиваются в частную жизнь людей, производя зачастую разрушительные действия, нарушается деятельность организаций.
    3. Главенствующая форма развития - информационная экономика. 3. Не решается существующая проблема отбора информации качественной и достоверной.

    4. Основой общества должны быть автоматизированные генерация, обработка, хранение и использование всевозможных знаний посредством новейших информационных технологий и техники.

    4. Большинство людей с трудом адаптируются в информационном обществе.
    5. Информационная технология глобального характера, охватывающая все сферы деятельности человека. 5. Трудности в нейтрализации опасности разрыва между потребителями и "информационной элитой" (людьми, занимающимися разработкой и распределением информационных технологий).
    6. Формирование информационного единства человеческой цивилизации. 6. Нет достаточно актуальных разработок информационного права и информационной защиты.
    7. Посредством информатики реализация свободного доступа каждого человека к ресурсам информации всей цивилизации. 7. Угроза нарушения конфиденциальности информационных данных.
    8. Реализация гуманистических принципов управления обществом и контроль над воздействием на окружающую среду. 8. Не обеспечена должным образом безопасность личного информационного пространства.

    Деятельность людей направлена главным образом на обработку информации, всё материальное производство, а также производство энергии должно быть возложено на машины. Процесс этот идёт полным ходом: уже в 1980 году в США кардинально поменялись доли занятости людей: на сельское хозяйство пришлось только 3% всех работающих, в промышленном производстве - 20%, около 30% работающих людей занимались сферой обслуживания, а 48% - занимались созданием информационных средств и непосредственно работали с ними. Так что плюсы и минусы открытого информационного общества - реальность, требующая планомерного изучения.

    Средство конкурентной борьбы

    Информацию как промышленный продукт начали рассматривать ещё в шестидесятых годах прошлого века сначала в Америке, затем в СССР, с предложениями концепции безбумажной организации сфер управления. Но активнее других распорядились японцы. Они грамотно использовали плюсы и минусы информационного общества. Таблица, предложенная выше, не вполне отвечает японскому уровню технологий двадцатилетней давности: безопасность в Японии обеспечивалась неплохо, и адаптация людей в компьютеризированном пространстве прошла быстро и довольно гладко.

    Именно они стали самыми ревностными пропагандистами идей промышленного использования информации. Впоследствии блестяще управлялись на мировом рынке, раз за разом выигрывая конкурентную борьбу за счёт японских приборов, вычислительных машин и прочих систем, которые создают техносферу. Поэтому они очень долго удерживали лидерство в этой области. Плюсы и минусы становления информационного общества японцам удалось учесть и обойти почти все подводные камни этого плавания в рукотворно созданном информационном море.

    Каковы реалии информационного общества

    Нет причин ждать каких-либо кардинальных перемен в социальных структурах после перехода в информационное общество. Плюсы и минусы уравновешивают это сооружение. Расслоение людей на обеспеченных и бедных останется практически в тех же пропорциях, поскольку мера пользования плодами трудов останется различной. Несмотря на дифференцированность сферы виртуальных услуг, будут услуги более важные (дорогостоящие) и менее - по возможностям каждого члена нового общества. Это, разумеется, не пойдёт в плюсы. И минусы современного информационного общества тут не кончаются.

    Проблемы встанут и в доступе к той информации, которая принадлежит не одной какой-то стране, а нескольким или всему человечеству, - например, касающейся космоса. Банки данных о различных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о покупательсткой потенции и потенциальных продавцах - тайны за семью печатями, принадлежащие и составляющие богатство отдельных бирж и прочих брокерских контор, которые занимаются перераспределением товара. Но более всего страдает именно отдельный человек в информационном обществе. Плюсы и минусы тут не равновесны. Но это тема отдельной статьи, ибо лавина виртуальных данных снесла уже многих.

    Работа на дому - дефицит общения

    Удельный вес надомного труда - одна из важных особенностей информационного общества. В индустриальном индивидуальный труд был на грани исчезновения. позволяют многим специалистам работать, не выходя из дома. Это неизбежная реальность ближайшего будущего. В США уже сейчас 27 миллионов работающих на дому, треть всех современных фирм широко используют удалённую занятость.

    Огромные подвижки идут в сфере образования, научной деятельности. Обмен результатами в сетях происходит мгновенно, нет зависимости от полиграфии - всё это ускоряет темпы научных исследований. Информатика играет огромную роль в организации производств, технологиях, сейчас она стала важна не менее, чем все инженерные науки, химия, физика и другие в индустриальном обществе.

    Ближе всех к построению такого общества стоят информационно-индустриальные страны: Англия, Япония, США, Германия и другие. Там много инвестируют в индустрию информации, компьютерные системы и телекоммуникации. Какие плюсы и минусы несет информационное общество своим членам, эти страны знают уже не понаслышке.

    Позитив и негатив

    Свободный доступ к любой информации, кроме личной и корпоративной, - это хорошо. Но плохо то, что вместе с нужной и полезной информацией нас буквально сносит потоком ненужной, зачастую безнравственной, навязываемой человеку прямо с детства. Плюсы и минусы информационного общества кратко формулируются как излишняя свобода доступа с побочным эффектом в виде ущерба духовности.

    Создана великолепная индустрия развлечений, досуга, спорта, туризма, человек может расслабиться, отвлечься от работы, отдохнуть, восполнить духовные силы, и это тоже можно отнести к плюсам. Минус - невостребованность духовного потенциала в силу опрощения человеческих потребностей посредством коммуникаций, поэтому чаще всего из богатейшего арсенала услуг выбирается просмотр телепередач или игры на компьютере. Впрочем, так же часто этот выбор обусловлен финансовой несостоятельностью. Во всяком случае, это реальность.

    Телевидение и персональные компьютеры

    Каковы плюсы и минусы информационного общества, лучше всего демонстрирует телевидение. С его помощью создаются памятники, шедевры культуры. Но также - реклама и спам. Велико также количество поп- и рок-концертов, "мыльных" сериалов, где гарантированы прибыли, опять-таки в большой степени опрощается человеческая личность, общество становится всё менее нравственным и культурным.

    Система среднего и высшего образования стала шире использовать базы данных, словари, справочники, поскольку процесс работы с ними значительно упростился. Появилась возможность получать дистанционное образование. Много фильмов и передач, носящих обучающий характер. Это в плюсы. И минусы информационного общества здесь тоже немалые: учащиеся и студенты разбалованы доступностью информации, привыкли рассчитывать на чужие идеи, списывают из интернета и ничего своего зачастую не создают. Такого плана мыслительная леность может привести к тому, что наука не найдёт своих исследователей и изобретателей.

    Духовность и творчество

    Характерные черты информационного общества, плюсы и минусы их прекрасно видны на влиянии СМИ в среде подрастающего поколения. Должны (да и пытаются) формироваться эстетические вкусы, идёт популяризация стереотипов поведения, моды на музыку, на одежду. Подаются духовности, преимуществ семейного образа жизни. И рядом, если не вместе, - раскручивание "звёзд", антигероев с рекламой противоположных стандартов существования, часто не традиционных для нашей страны и остального христианского мира.

    Характерные черты информационного общества - плюсы и минусы его. Это возможность для творчества и леность, когда больше нравится наблюдать, чем жить, воспитанная СМИ в людях, и компенсация за не свершённый акт творчества в виде жестоких зрелищ. Вместо творчества зачастую выбираются секс и наркотики - то, что доступнее. Очень хороши возможности общения без границ: помимо знакомств на работе или учёбе появляются "френды" в блогах со всех концов света. Минус - частые случаи мошенничества, общение на безнравственной почве, всё это ожесточает и развращает молодёжь.

    Итак, главное: способность к развитию свобод, которое даёт информационное общество, против появления человечества-серой массы. Выбор за человечеством.

Похожие публикации