Какие есть способы вышивания. Такие разные и похожие виды вышивки – обзор известных и редких техник. Вышивка в ковровой технике

Ткани для вышивания

Для вышивания подходит практически любая ткань, но наиболее комфортно вышивать на хлопковых, шерстяных, трикотажных, войлочных, кожаных, шелковых, суконных, льняных, батистовых и холщовых полотнах.

Существует специальная ткань, предназначенная для вышивания, — канва. Переплетение нитей этой ткани образует клетки, что облегчает вышивку крестом. Можно подбирать канву с различной величиной клетки.

Вышивка прямым крестом

Велюры изготавливаются путем резки. Условие создает бархатный ковер с длинными и короткими весами, словно состоящий из двух слоев. Поверхность ковров также зависит от высоты и толщины весов, толщины волокон, нитей. Ковры печатаются различными способами: они изготовлены из пряжи разных цветов, используются специальное крашение и печатное оборудование.

«Обратная сторона» ковра дополнительно покрыта специальным слоем синтетической пены для крепления пола к полу. Покрытия пены могут быть ровными, плотными или сжимаемыми. Производятся ковровые накладки с линолеумом или полипропиленовым нижним слоем. Около 20 процентов ковровые покрытия выполнены из текстильного подшерстка. Он изготовлен из смеси джута из растительного волокна и синтетического волокна. Покрытие с таким нижним слоем более эластично, лучше изолирует звук и тепло. Основание может быть из губки, синтетической пены или натуральной и синтетической ткани.

Выбирать подходящее полотно нужно, основываясь на стиле вышивания. Строчевую вышивку удобно выполнять на тканях с одинаковой толщиной нити, что позволит при выдергивании нитей получить однородную сетку. Если ткань имеет неполотняное переплетение нитей, то вышивку проводят по заранее нанесенному на ткань рисунку.

Батист, ситец, лен и сорочечное полотно подходят для вышивания по произвольному контуру. Для белой глади, вышивания простыми и владимирскими швами нужно выбирать тонкие плотные ткани.

Барабанная перепонка подавляет звуки, дает мягкость. Натуральный джут хорошо подходит к полу, но не влагостойкий. Синтетический джут легкий, долговечный, устойчивый к влаге. Изготовлен из специального покрытия с линолеумом или полипропиленовым нижним слоем.

Если вы планируете поставить деревянный пол на пол с подогревом, обязательно спросите производителя или продавца, подходит ли пол для него. Одним из наиболее важных элементов жилья является пол, который придает зданию уют и тепло. Перед их установкой возникает вопрос: какие из них выбрать? Большая часть естественности - деревянные полы.

Лен, маркизет, полульняные полотна выбирают для выполнения счетных вышивок, так как эти ткани характеризуются плотным переплетением нитей.

Нитки для вышивания

Для вышивания применяют самые разнообразные нитки. Наиболее распространены нитки мулине, мерсеризованные хлопчатобумажные и льняные нити разного цвета. Кроме мулине часто используются синтетические, шерстяные, штапельные нитки, гарус, шелк и ирис.

Мулине в одну нитку и шелк используют для вышивания на тонкой ткани. Более плотные шерстяные полотна требую шерстяной нити в одно или несколько сложений или шелка. Шерстяные нитки, мулине и ирис используют для вышивания больших изделий.

«Длинная нитка – ленивая швея» – эта старая поговорка верна и сегодня. Для вышивания отрезают нить длиной не более полуметра, иначе велик риск запутать нить и начать сначала. Максимальная длина шерстяной нити – 40 сантиметров.

Иглы для вышивания

Выбор иглы для вышивания зависит от вида ткани и толщины выбранных ниток. Важный параметр иглы – ширина игольного ушка. От величины отверстия будет зависеть, какой толщины нить можно будет в него вдеть. Для вышивания нитью в несколько сложений нужно выбирать иглы с широким ушком.

Если вышивание происходит по канве, иглы выбирают специальные. У такой иглы ушко удлиненное, а острие немного закруглено. Толщина иглы зависит от величины клеток канвы: чем больше клетка, тем игла толще.

Важно не применять иглы со слишком широким ушком на тонких нежных тканях. В таких полотнах отверстия, оставшиеся после прокола иглой, могут не затянуться, что придаст изделию неаккуратный вид. Поэтому для вышивания шелком выбирают иглы № 0 и 1. Их удобно применять и для вышивания бисером. Для тонких тканей и обычных ниток подходят иглы № 2 и 3.

Для грубых полотен и ниток ирис, синтетических нитей, мулине и тесьмы берут иглы № 6–10. Иглы средней толщины применяют для вышивания по льну. Владимирские швы выполняют большими штопальными иглами.

Вспомогательные материалы и инструменты для вышивания

Для того чтобы процесс рукоделия был максимально удобным, применяют следующие материалы и приспособления:

  • Линейка, сантиметровая лента или разметочный коврик пригодятся для построения узоров и раскроя частей изделия.
  • Пяльцы для вышивания помогут получить работу высокого качества. Равномерное натяжение ткани позволит изготовить ровный узор. Пяльцы бывают разных размеров и форм, самые распространенные – круглые пластмассовые.
  • Набор ножниц. Одними ножницами не обойтись. Крупные острые будут необходимы для раскроя изделия, средней величины понадобятся для вырезания небольших деталей и обработки краев. Их используют и в работе с тонкими тканями. Для вырезания маленьких участков ткани (например, при выполнении ришелье) понадобятся маленькие ножницы с острыми концами, иногда используют для этих целей маникюрные. Такими ножницами также удобно отрезать лишние нитки.
  • Для прокалывания кож, сукна, толстых искусственных полотен пригодится острое шило.
  • Набор портновских булавок. Они понадобится для переноса рисунка на полотно, для крепления частей изделия и других работ.
  • Наперсток. Без наперстка также не обойтись при любом типе вышивания. Не поранить пальцы и проколоть сразу несколько слоев плотного полотна поможет правильно подобранный по размеру наперсток. Он не должен спадать с пальца, но при этом одеваться полностью.
  • Тонкая проколка. Небольшая палочка (ее еще называют пендель) поможет удалить наметочный шов, создать небольшое отверстие в ткани, отодвинуть нити полотна. Конец такой палочки острый, выполнена она может быть из дерева или пластмассы.

Перенос узора на ткань


Перенос рисунка с помощью копировальной бумаги

Классическим способом переноса является перевод с помощью копировальной бумаги. Он выполняется в несколько этапов:

  • Хорошо проглаживаем полотно, чтобы оно легло ровно на поверхность стола. Перед переносом рисунка стоит еще раз убедиться в точном крое без перекосов. Под полотно кладем лист копировальной бумаги, на полотне размещаем кальку с выполненным рисунком. Портновскими булавками скалываем все 3 рабочих слоя вместе.
  • Точно по контуру обводим весь рисунок тонкой и острой ручкой. Пишущий предмет не должен царапать кальку, но степень нажима должна быть при этом достаточной.
  • Убираем булавки после того, как весь рисунок был обведен по контуру. Производим осмотр получившегося рисунка. Если какие-то части были пропущены, необходимо провести процедуру переноса еще раз. Рисунок перенесен.

Нужно не только перенести рисунок на ткань полностью, но и постараться не испачкать полотно. Для этого лучше выбрать не новый лист копировальной бумаги, а уже использованный несколько раз. Это позволит сохранить чистоту ткани. Цвета бумаги для копирования нужно выбирать контрастные: для светлой ткани – черную, а для темной – желтую или зеленую.

Перенос рисунка на ткань «на просвет»

Перенос «на просвет» также широко применяется рукодельницами. Самый простой способ – использование окна. Конечно, нужно переводить рисунок в светлое время суток.

Полотно для вышивания аккуратно заправляем в пяльцы, закрепляем его. Под пяльцы кладем лист кальки, на котором уже находится рисунок. Всю конструкцию прислоняем к окну и проводим по узору простым карандашом. Так удобно переносить небольшие рисунки.

Чтобы перенести сложный узор или большой рисунок с множеством мелких деталей, нужно воспользоваться световым коробом. Это устройство помогает опытным вышивальщицам качественно и быстро переносить рисунки. Не обязательно иметь профессиональное устройство, можно устроить его подобие. Для этого источник света устанавливают под стекло, которое укладывают на рядом стоящие табуреты. Полотно и кальку укладывают на стекло и обводят рисунок по контуру.

Перенос рисунка на ткань прометкой

Прометку используют для переноса узоров и рисунков на блестящие или ворсистые полотна. Особенно актуально это для бархатных тканей. Для создания прометки используют папиросную бумагу, на которую и наносят рисунок. Тонкую бумагу после этого прикладывают к полотну, закрепляют ее на ткани, после чего прострачивают по контуру рисунка на швейной машине или вручную швом «вперед иголку». После этого папиросную бумагу убирают, удаляя и приметку.

Перенос рисунка на ткань специальным карандашом (термопереводом)

Это современный и удобный способ переноса рисунков на ткань. Для перевода рисунка понадобится специальный карандаш-трансфер. Пользоваться им легко и удобно. Карандашом наносят на любую бумагу необходимый рисунок, прикладывают бумагу к полотну, проглаживают горячим утюгом – и рисунок на ткани!

Начало вышивания – закрепление ниток на ткани

Мастерицу всегда видно по изнаночной стороне ее изделия. Вышивка опытных рукодельниц всегда аккуратна как с лицевой стороны, так и с изнанки.

Главное правило аккуратной работы – отсутствие узелков на нитках. Правильно располагать и фиксировать нить на лицевой стороне в том месте, которое после будет закрыто вышивкой.

Перед закреплением нити на полотне для вышивания, нужно правильно подготовить нитки. Если для вышивания используются нитки мулине, следует работать с ними правильно и аккуратно. Если вышивание ведут новыми нитками, которые закреплены с двух сторон бумажными фиксаторами, нужно оставить моток в фабричной упаковке. Найдя конец нитки, вытянуть его, не повреждая оболочку, отмотать 50 сантиметров и отрезать. Так мулине будет аккуратно храниться и не запутываться. Если нитки старые, то прежде их придется размотать и заново смотать. После приведения в порядок старые нитки также легко использовать для вышивания.

Разделение пасмы ниток мулине на несколько тонких прядей часто вызывает затруднение. Чтобы нити не путались, а разделялись быстро и аккуратно, не нужно отрезать нитку длиннее полуметра. Участок разделяемое пасмы нужно взять в руки, найти его центр и начать разделение именно там. От середины к концам пасма легко разделяется на нужные пряди.

Правильно закрепить нить в начале работы можно несколькими способами.

Первый способ крепления нити в начале работы


Этот способ применяется в тех вышивках, для которых используются нитки с четным количеством нитей. Полуметровую рабочую нитку складываем посередине, два свободных конца протягиваем в игольное ушко. На лицевой стороне делаем небольшой стежок таким образом, чтобы на конце его образовалась лишь небольшая петля. В полученную петельку протягиваем иглу с ниткой, вытягиваем ее до конца, пока на рабочей поверхности не окажется закрепленная нить.

Второй способ крепления нити в начале работы


Если вышивание производится нечетным количеством нитей, то закрепление происходит по другой схеме. Нитка вставляется в игольное ушко, на лицевой стороне изделия выполняется маленький стежок так, чтобы на его конце остался небольшой кончик нитки. Маленькими стежками закрепляем кончик, выполняя стежки в тех местах, где потом будет расположен рисунок вышивки.

Третий способ крепления нити в начале работы

Этот простой способ крепления нити аналогичен предыдущему. Нить в одно сложение заправляют в иглу, оставляя ее конец на изнанке, выводят иглу на лицо. Сделав небольшой стежок, возвращаем нить на изнанку, а затем снова на лицо.

Четвертый способ крепления нити в начале работы

Этот способ крепления нити применяют при вышивании гладью. Нитка заправляется в иглу, далее игла выводится на лицевую сторону, делается небольшой стежок (буквально несколько нитей плетения полотна). Этот же стежок повторяется снова, игла вводится в старый прокол. Важно для успешного и аккуратного закрепления ввести нить так, чтобы полученный стежок скрылся под рисунком, а нить вышла в начале вышивки.

Закрепление нити в конце работы


В конце работы нить закрепить немного проще, чем в ее начале. Два основных способа крепления нити:

  • Нить выводится на изнаночную сторону изделия в конце работы, прокол нужно сделать на минимальном расстоянии от предыдущего. Создать петлю с помощью ближайшей нити от вышивки, протянуть туда иглу, затянуть. Оставшийся кончик нитки аккуратно обрезать.
  • При вышивании гладью нить закрепляют еще проще. В конце работы нить выводят на изнанку, протягивают иглу с ниткой под несколькими стежками, затем обрезают остаток нитки.

Простые вышивальные швы

С простыми вышивальными швами начинают знакомиться еще в школе, некоторые даже не подозревают, что владеют вышивальными швами. К вышивальным можно отнести великое множество швов – от невероятно сложных и до самых простых, которыми владеют практически все. Вышивать можно даже теми простыми техниками, которые мы используем в буты, даже не соотнося их с рукоделием.

Изучение новых вышивальных швов поможет обогатить собственные навыки и расширить рукодельные «горизонты». Эти умения потом можно будет применить и в других видах рукоделия.

Простой шов «назад иголку»

Шов «назад иголку» широко распространен во всех видах рукоделия. В вышивании этот шов чаще всего применяют при выполнении белой глади. Удобен он при вышивке узоров, в качестве украшающего шва. При пошиве изделий его используют для соединения деталей, так как внешне он напоминает машинную строчку. Из-за схожести с машинным швом, шов «назад иголку» еще называют строчевым швом. Такой шов получается с изнаночной стороны при вышивании другим швом – стебельчатым. Разновидность шва – бисерный шов. Такой тип шва получается, если по лицевой стороне делать стежки меньше, чем по изнаночной.

Схема выполнения шва:


  • Выполняется шов справа – налево. Первый стежок выполняется на лицевой части изделия, затем игла вводится на лицо через расстояние, равное уже сделанному стежку. В зависимости от толщины ткани и нитки длина стежка может составлять 2-4 мм.
  • Иголку вводим в конец прошлого стежка, протягиваем нитку на изнаночную сторону. Выводим иглу на лицевую сторону с запасом 4 мм от предыдущего стежка, затем вводим ее в прокол от предыдущего стежка. Всю последовательность повторяем.
  • На лицевой стороне шов похож на обыкновенную машинную строчку, на изнаночной – это стебельчатый шов.

Бисерный шов

Бисерный шов получается при небольшом видоизменении шва «назад иголку». Схема выполнения бисерного шва:


  • Техника выполнения шва также аналогична технике «назад иголку». Отличие данного шва – на лицевой стороне выполняются малые стежки, а на изнаночной стороне картина не меняется.
  • На лицевой стороне получается шов, сходный по виду со швом «вперед иголку», а на изнанке – немного видоизмененный стебельчатый.

Стебельчатый шов


Удобно выполнять данный шов слева направо. Важно так рассчитать место входа иглы с нитью, чтобы стежки плотно прилегали друг к другу. Наклонены стежки всегда в одну сторону. Стебельчатый шов применяют для вышивания растительных мотивов.

Стебельчатый шов открывает большие возможности для фантазии, нитки разного цвета, сочетание с другими швами в одном узоре поможет создать уникальный рисунок. В аккуратно выполненном шве все стежки направлены в одну сторону, а на изнанке получается шов «назад иголку».

Схема выполнения стебельчатого шва:


  • Закрепляем нитку на изнаночной стороне изделия, выводим ее на лицо и выполняем стежок длиной примерно 4 мм (зависит от выбранной средней длины стежков в данной работе). Иголка с ниткой находятся на изнаночной стороне. Выводим нитку на лицо, прокол делаем ровно посередине первого стежка, при этом, не задевая нитку первого стежка.
  • Повторяем из этого прокола первый этап. Второй стежок идет параллельно первому, выступая перед ним на половину длины. Чтобы начать третий стежок, иглу выводят на середине второго стежка (на конце первого).
  • На изнаночной стороне шов выглядит как «назад иголку».

Простой краевой шов

Этот шов применяется не только для вышивания, но и для различных швейных нужд. Его главное предназначение – обработка срезов изделий (чтобы предотвратить осыпание тканей), обметка петель под пуговицы. Поэтому и называют его еще петельным или обметочным швом. Но и в вышивке обметочный шов находит свое применение.

Выполнять шов удобно слева направо, если он служит для обработки края или петель, то стежки ложатся плотно друг к другу. Для вышивания и в декоративных целях можно располагать стежки на любом расстоянии, делать их разной длины, важно лишь соблюдать соответствие высоты стежка и толщины нитки.

Обметочный шов можно использовать для заполнения небольших площадей внутренних частей узоров. В этом случае нужно располагать стежки близко друг к другу, в одном направлении. Удобно выполнять таким швом контуры. Важно крепко фиксировать нить во время вышивания, так как шов может разойтись в противном случае. Заканчивая работу, нитку вплетают с изнаночной стороны за уже выполненные стежки.

Схема выполнения петельного шва:


  • Выполняем закрепление нити, на лице создаем маленькую петлю. Иглу выводим посередине петли так, чтобы петля осталась под иголкой.
  • Снова выводим иголку на изнанку, при этом необходимо отступить на небольшое расстояние в сторону от первого прокола. Далее выводим иголку на лицо, выполняя последовательность первого этапа. Повторяем последовательность. Плотность шва и его высоту можно изменять по мере выполнения.

Простой тамбурный шов (шов «цепочкой»)

Шов цепочкой (он же тамбурный) позволяет получить объемный контур, состоящий из звеньев. У такого шва есть несколько вариантов исполнения. В своем простом виде он похож на связанную крючком цепочку из воздушных петель. Можно варьировать величину звеньев, менять их расположение от строчного к центральному. Таким швом можно заполнить мотив или обозначить контур. Часто тамбурный шов используют вместе с гладью, стебельчатым и другими петельными швами. Можно чередовать малую и большую петлив шве. Если шов выполнен верно, то с изнаночной стороны он выглядит как «назад иголку».

Схема выполнения тамбурного шва:


  • Выполняем закрепку и выводим нить на лицевую сторону. Из нитки формируем петлю, иголку вкалываем в место первого прокола, аккуратно протягиваем на изнаночную сторону, но не дотягиваем до конца. На лицевой стороне должна остаться небольшая петелька. Ее размер зависит от желаемой ширины шва.
  • Иглу с ниткой выводим на лицевую сторону на расстоянии желаемой величины стежка.
  • Снова вводим иголку на изнаночную сторону, прокол должен быть близко от предыдущего. Формируем петлю, можно придержать ее свободной рукой. Повторяем заданную последовательность.

Шов «полупетля»

Этот шов еще называют «петелька с прикрепом». Его можно назвать разновидностью тамбурного шва. Техника его выполнения аналогична, направление работы – сверху вниз. Отличается данный шов от тамбурного тем, что полученные петли крепятся к ткани еще и в месте их соединения друг с другом. При выполнении данного шва первый этап таков же, как и в тамбурном шве. На втором этапе следует создавать петлю, выполняя небольшой дополнительный стежок. Этот дополнительный стежок следует делать небольшим, чтобы он не нарушал структуру петли.

Использует шов «петелька с прикрепом» для выполнения растительных мотивов, заполнения фрагментов рисунка, выполнения отдельных цветов и лепестков. Закрепы выполняют роль прожилок в веточках или листочках.

Вариация шва «полупетля» – «цветок»

Схема создания цветка:


  • Выполняем закрепление нити на полотне, затем начинаем вышивку тамбурным швом. После этапа формирования петли, ее необходимо закрепить небольшим стежком. Стежков, закрепляющих петлю, может быть несколько.
  • Для формирования цветка, выводим иголку в его предполагаемой сердцевине, а дальше повторяем первый шаг. Так будут сформированы два лепестка. Продолжать следует до вышивки всех необходимых лепестков. Чтобы цветок смотрелся гармонично, нужно заранее рассчитать необходимую ширину петельки.

Вариация «цепочка петелек вприкреп»:


Вариация «еловая веточка»:


Классический шов «козлик»

Этот шов еще называют бархатным. Выполнять его удобно слева направо. Намечается полоса узора, у которой есть верхняя и нижняя граница. При выполнении шва стежки закрепляются поочередно сверху и снизу данной полосы, по заранее отмеченным границам. Чтобы шов выглядел аккуратно, нужно соблюдать равенство всех стежков.

Шов «козлик» применяют при выполнении растительных мотивов, для вышивания цветов и листочков, иногда для заполнения сердцевин цветков. Можно применять его и для создания линий окружности, в этом случае стежки внутреннего контура должны быть меньше, чем стежки внешнего.

Схема выполнения шва «козлик» по прямой линии:


  • Для новичков разумно будет подготовить заранее линии разметки, чтобы шов получился ровным и аккуратным. Для этого на месте будущего контура проводят две параллельные линии. Нитку закрепляем на полотне, после чего выводим ее на лицевую сторону ткани. В верхней части узора выполняем первый маленький стежок.
  • Проводим нить под углом направо, выполняем следующий маленький стежок по нижней границе.
  • Проводим нить снова наверх, выполняя там следующий малый стежок. Продолжаем последовательность. На лицевой стороне шов выглядит как множество пересекающихся накрест стежков.
  • Если необходимо вышить листочек или другой элемент с непараллельными краями, шов выполняют по такой же схеме, но при этом располагают малые стежки по контурам вышиваемого рисунка.

Вариант вышивки листика


Создание французских узелков

Для вышивания сердцевин у цветов, тычинок, небольших точечных элементов, заполнения небольших пространств узора используют французские узелки. Для их выполнения подходят самые разные нитки – от шелка до мулине.

Для создания французского узелка нужно аккуратно наматывать рабочую нить на иголку, а затем закреплять полученный узелок на ткани. Чтобы узелок не разматывался, при выполнении его стоит зафиксировать пальцами.

Схема выполнения французского узелка:



  • Закрепляем нить на полотне, после чего выводим ее на лицевую сторону. Иголку держим в одной руке рядом с рабочей ниткой.
  • Другой рукой захватываем нить и аккуратно начинаем наматывать ее на иглу вращательными движениями. Чем больше витков, тем шире будет полученный узелок.
  • Придерживая витки рукой, прокалываем ткань рядом с местом предыдущего прокола, после чего выводим нитку на изнаночную сторону.
  • Протягиваем нить, следя за формированием и фиксацией узелка.
  • Переводим нитку снова на лицевую сторону, далее можно выполнять другой узелок по приведенной схеме или продолжить вышивку в соответствие с узором.

Приведенные примеры простых вышивальных швов помогут выполнить работу разных уровней сложности. Комбинируя швы, можно придать работе уникальность и особую выразительность.

Особый колорит приобретают работы, сделанные собственными руками в техниках, обладающих исторической родословной. Бисер, ленты, нити – вот, собственно, и всё что нужно чтобы окунуться в мир изящного рукоделия.

Миф о том, что вышивка – это сложное, кропотливое занятие, доступное немногим, исчезает сразу, как только вы овладеете азами любой из техник. В основе большинства из них лежат приемы поражающие своей простотой. Какие бы виды вышивки вы не выбрали, будьте уверены, приобщится к древнему, но живому прикладному искусству гораздо проще, чем вам кажется.

Виды ручной вышивки

Их точного числа не знает никто. Создавать уникальные работы можно с помощью любых материалов – ограничить в их выборе может только собственная фантазия. Не важно, что вы выберите в качестве выразительных средств – самые простые мулине или дорогой бисер, и даже сюжет: наивные рисунки или репродукции полотен великих мастеров. Ручная вышивка открывает неограниченный простор для творчества и личной фантазии – любая ваша работа будет уникальной.

Виды ручной вышивки условно делятся на два класса: первый – попроще, второй – немного сложнее. Но в любом случае стоит учесть, что овладевать мастерством лучше с простых техник и сюжетов.

Наиболее простым считается так называемый «счетный» вид: крестик и некоторые виды глади. В работе над ними считают «клеточки» канвы или нити основы, детально придерживаясь тщательно просчитанной готовой схемы. Это отличный способ овладеть азами мастерства, почувствовать и отработать технику рукоделия, что называется «на кончиках пальцев».

Второй вид ручной вышивки, так же не отличающийся сложностью, но дающий больший простор для творчества – свободный. Для выполнения такой работы не понадобится схема и точный подсчет. Только контурный рисунок на основе или канве, который как штрихами карандаша заполняют красочными стежками. Выполняется такая работа по принципу детской «раскраски», в такой технике используют как самые разнообразные нитки, так и ленты.

Вышивка: виды швов

Независимо от сложности работы или выбранной техники, швы в этом виде рукодельной техники самые простые. Секрет в том, что великолепная фактура готовой работы создается за счет особенностей материала, он и тщательно проработанные схемы создают тот самый эксклюзивный эффект и колорит ручной работы. А вот швы, которыми придется овладеть – самые простые, доступные даже детям.

«Вперед иголку». Закрепив нить на изнаночной стороне, её выводят на лицевую, делают стежок и вновь выводят на изнаночную. Этот шов является основным для всех видов вышивки, значение в разных техниках имеет только его длина.

Бисер пришивают короткими, буквально 2-3 миллиметра стежками «вперед иголку», а для глади длину варьируют в зависимости от особенностей заданного рисунка. На основе этого стежка «вьются» самые сложные, на первый взгляд и изысканные узелки, такие, например, как французский.

«Назад иголку». Закрепленную на изнаночной стороне нить выводят на лицевую сторону и делают стежок длиной 5-7 миллиметров. Выведя иглу на изнаночную сторону, отступают на такую же длину, вновь выводят на лицевую сторону и делают стежок в обратном направлении, заканчивая его в точке окончания первого стежка.

Это стежок используют для закрепления нитей на изнаночной стороне и ввода новых цветов в работу, с его помощью очерчивают контуры и заполняют объемы.

Это базовые стежки, на которых строятся буквально все виды швов в вышивании, независимо от того, какую именно технику вы выберете. Главное — чтобы стежки ложились ровно «один к одному».

Основные виды вышивки крестом

Этой технике нет равных в своей простоте: всего два стежка «веред иголку» в зеркальном отражении. Этому простому искусству обязательно обучали принцесс всех королевских семей Европы на протяжении многих веков. Оттенок элитарности эта техника хранит и сегодня, её использую для создания элегантных интерьерных работ – панно и картин. Не менее интересно раскрывается она и в отделке одежды — этот тренд сейчас только восходит на модные подиумы и обещает стать хитом ближайших сезонов.

Существует несколько видов вышивки крестом, различающихся материалом исполнения. Основной, и классический – мулине, в несколько сложений. Но использовать в этой технике можно самые разные материалы – от шелка и акрила до шерсти. От выбора исходного материала зависят возможности самой техники, она открывает безграничные возможности для создания работ в самых разных стилях.

Эту рукодельную технику не зря считают основной и даже «ученической». Она позволяет без особых усилий научиться держать в руках иголку, отработать основные приемы и видеть композицию готовой работы в целом. Но вместе с тем, это самодостаточный и очень выразительный вид рукоделия, который позволяет создавать индивидуальные и стильные работы. Подробнее о тонкостях и нюансах этой техники здесь: «Вышивка: легкие крестики».

Виды вышивки гладью

Когда рукоделие называют «изящным», прежде всего, имеют в виду именно эту технику. Казалось бы, ничего сложного – стежки, как штрихи, не нужно считать «клеточки» канвы и строго следовать инструкциям и схемам. Действительно, гладь – это свободная техника, в которой важнее всего личный вкус и умение сочетать цвета как в профессиональной живописи.

Цвет ниток и умение создавать с их помощью гармоничный рисунок решают в этой технике всё. Тем более что список возможных материалов ограничен: только хлопковое или шелковое мулине. Тонкую, легкую и изящную фактуру готовой работе обеспечат только они. Изредка в этой технике работают с шерстяной пряжей.

Но есть вид вышивки гладью, которой она и обязана определением «изящная» — это бельевая гладь или техника вышивки «тон в тон». Именно так создают кружева ручной работы в старинных европейских традициях — тончайшая ручная работа и великолепие, от которого замирает дыхание. Но в основе техники лежат лишь безупречная точность и несколько простых приемов, которыми можно овладеть, приложив желание и немного терпения для первых опытов. Всё, что нужно знать об этой технике — здесь: «Вышивка гладью: простые секреты мастерства».

Виды вышивки лентами

Любите ли вы цветы? Во всем великолепии их форм и нежности оттенков. Если «да», то ленты – это именно тот материал, с которым стоит познакомиться поближе. Цветочные мотивы и композиции – это основная тема любых видов вышивки лентами.

Техника выполнения таких работ не проста – она очень проста. Овладеть придется всего двумя базовыми стежками, на которых строятся композиции любой сложности. Наиболее изысканно и благородно смотрятся работы, выполненные из шелковых лент. Но самый популярный, но при этом не менее выразительный, и, что немаловажно, доступный материал – атласные ленты, представленные в неограниченном ассортименте в любом рукодельном магазине.

Эта рукодельная техника придется по душе тем, кто не любит строгие каноны и правила. Смело сочетание самых разных фактур – от органзы до шелка — в ней только приветствуется, так же как игра с размерами стежков и шириной лент. Каким лично вы видите будущий цветок, таким и стоит его вышивать.

Ленты сегодня активно используют в отделке аксессуаров, – оригинально, смело и очень свежо выглядят даже самые простые модели, украшенные цветочными мотивами. Не менее интересные возможности открывает эта техника в создании стильных вещей для украшения интерьера – от настенных панно до бонбоньерок и шкатулок. С чего начать и как достичь профессионального уровня в этой технике, узнать можно здесь: «Вышивка лентами: великолепие в простоте».

Виды вышивки бисером

Эту технику предпочитают профессионалы. В ней, действительно, можно блеснуть умением строить великолепные цветовые композиции. Бисер настолько выразителен, что даже самая простая схема или рисунок, взятый за основу работы, превращают её в маленький шедевр. Мода на бисер вернулась и укрепилась на волне интереса к стилю «винтаж». Сегодня, созданные в этой технике картины и панно украшают самые актуальные и смелые интерьеры, а отделанная бисером сумочка претендует на звание самой модной детали женского образа.

Техника вышивки бисером любого вида не обещает ничего сложного. Простой стежок «вперед иголку» и желание поработать с цветовыми сочетаниями – это всё, что нужно, чтобы начать работать в этой технике. Несмотря на кажущуюся сложность, она удивительно проста и легка в воплощении. Её по праву считают ювелирной, но за этим определением кроется умение точно и аккуратно выкладывать миниатюрные и простые стежки. Остальное сделает сам бисер – великолепный и благородный материал, создающий богатую, насыщенную фактуру в любой работе.

Опытные мастерицы, как ни странно, советуют начинать работать с бисером не с миниатюр, а сразу браться за серьезные работы. Секрет кроется в особенностях самого материала, раскрыть его возможности в полной мере можно, только попробовав себя в воплощении серьезного замысла. В этой технике, действительно, сложно, особенно на первых порах работать с мелкими деталями, поэтому фантазийные или абстрактные мотивы с четкими, хорошо читаемыми контурами будут лучшим вариантом для освоения этой техники. Подробно о том, как начать и что стоит знать, чтобы достичь вершин мастерства: «Вышивка бисером: красота своими руками».

Вышивка любого вида и техники не любит суеты и спешки. Создание уникальных работ, а любая из них – неповторима — приносит не только гордость за великолепную готовую работу. Выбор рисунка и схемы, техники и материалов – это первые шаги в таинственный, увлекательный и открытый мир вышивки.

Похожие публикации