Шпаргалка: Россия и средневековые государства Европы и Азии. Научная инфраструктура стран зарубежной азии Социальная структура европы и азии

В XIV в. внешняя политика окончательно выделилась в специфическую и важную сферу государственного управле­ния России. Произошло расширение объема международной информации, усложнение дипломатических отношений, а самое главное - определились внешнеполитические приори­теты и национально-государственные интересы страны.

Сложность включения России в международную жизнь Европы и Азии заключалась в том, что происходило это в эпоху первого этапа складывания мировой системы. Формировалось ядро из передовых государств Западной Европы. Уп­лотнялась сеть международных связей, резко возросла их эффективность, значимость для внутреннего развития каж­дого государства, включавшегося в систему. Заметно услож­нилась структура и формы международного общения.

Сформулированные в последней трети XV в. цели рос­сийской дипломатии определяли ее деятельность в течение ближайших двух-трех столетий.

Главным для России было западное направление. В 60- VII г гг. дело не дошло до войны с Литвой именно потому, что приоритетной целью московского великого князя стало пресечение попыток литовских политиков вернуться к вос­точной политике Витовта. Включение Новгорода в состав еди­ного государства потребовало почти 20 лет: все это время за спиной антимосковских сил в Новгороде вырисовывалась фи­гура литовского великого князя. Его действиям справедливо приписывали московские политики походы на Русь хана Боль­шой Орды Ахмада в 1472 и 1480 гг.

Восточное направление московской политики выдвину­лось на первый план в 1480 г. - в решающий момент борьбы за ликвидацию зависимости от Золотой Орды. Характерная ее деталь - активная оборонительная позиция Руси. Пока еще речь не идет о дипломатическом или военном наступлении, Москва только отражает нашествие армии Ахмада.

Политики Москвы должны были решить проблему с Каза­нью: существовала опасность нередких набегов казанских ратей, стояла задача обеспечения условий для торговли рус­ских гостей по Волге. Вот почему Иван III стал укреплять свое прямое влияние в Казани. Междоусобная борьба сыно­вей казанского хана Ибрагима в середине 80-х гг. XV в. дала повод Москве для вмешательства. После осады Казань была взята. На ханский престол был посажен ставленник Москвы Мухаммад-Эмин.

На северном направлении совокупность проблем своди­лась к пограничным конфликтам со Швецией, Ливонией, Ганзой, отражению периодических нападений Ливонского орде­на, охране имущественных и личных прав русских купцов, торговавших в Ливонии, к защите купцов и церквей в Дерпте, а также в Колывани (Таллинне).

Все эти задачи московские дипломаты выполнили. Осо­бенно показательны события 1473-1474 и 1480-1481 гг. Речь идет о крупных военных акциях Ордена против Пскова и от­ветных действиях Москвы. Показательно, что московская рать даже не успела начать кампании. Одно ее появление в Пско­ве поздней осенью 1473 г. вынудило и орденские власти, и дерптского "бискупа" приступить к переговорам. Заключен­ное в январе 1474 г. перемирие (с Орденом - на 20 лет, с епископством - на 30 лет) включило ряд новых статей, дававших преимущества псковским купцам (право розничной и гостевой торговли и т. п.), а также подтверждало принад­лежность спорных пограничных территорий Пскову.



В период первой русско-литовской войны (1492-1494 гг.) московскому правительству удалось избежать создания анти­русской коалиции на западе.

В сентябре 1495 г. русская армия направилась из Новго­рода к Выборгу. Началась осада. Шведский гарнизон был в критическом положении, но крепость устояла. Ивану III не довелось торжественно въехать в побежденный город. Воен­ные действия продолжались. В первые месяцы 1496 г. рус­ские рати прошли огнем и мечом по южной и отчасти цент­ральной Финляндии, вернувшись с большой добычей. Позднее и том же году состоялся поход в северные и центральные районы Финляндии.

В начале 1497 г. было подписано перемирие сроком на шесть лет. Балтийскому вопросу еще через полвека предсто­яло стать центральным в русской внешней политике. Пока Же на первый план выдвинулись иные приоритеты. Главным препятствием даже во внутренних конфликтах - идет ли речь о Новгороде, Твери, удельных князьях - нередко была Литва. Конечно, нацеленность Казимира и его многочислен­ных сыновей на центрально-европейские троны, известная подмена национально-государственных интересов Польши и Литвы фамильно-династическими, сдерживали активность восточной политики Литвы.

России не удалось создать широкой антилитовской коа­лиции. Но важнее другое. В стратегическом плане активное взаимодействие Руси с Крымом с учетом почти постоянного турецкого нажима оказалось намного результативнее союза Литвы с Ахмадом, а после 1481 г. - с его сыновьями. Кази­миру не удалось ни изолировать Русь от Крымского ханства, ни создать антирусский союз в Прибалтике.

В мае Иван III направляет в Литву гонца с "разметной" грамотой: началась новая русско-литовская война. Международные условия были в то время для России менее благо­приятны, чем в конце 80 - начале 90-х гг. Молдавия пере­шла под совместный патронат Польши и Литвы (1499 г.). Отношения с Габсбургами у Ягеллонов на тот момент были уре­гулированы. Более того, Литва пыталась создать широкую антирусскую коалицию в Прибалтике. Но это не получилось, равно как не вышло переманить на литовскую сторону Крым­ское ханство.

Кампания 1500 г. была проведена блестяще. Русская ар­мия действовала на трех направлениях. Первых больших ус­пехов достигла юго-западная группировка: уже в мае пал Брянск, переход же С. И. Стародубского и В. И. Шемячича означал передачу России почти десятка крепостей в между­речье Десны и Днепра.

Первым успехом здесь было взятие Дорогобужа в пер­вой половине июня 1500 г. Затем в район действий выдвига­ется большая армия во главе с князем Д. В. Щеней (она состо­яла из полков всей Тверской земли и отрядов нескольких цен-- тральных уездов). На берегах речки Ведроши в середине июля состоялось решительное сражение между главными силами Литовского княжества во главе с гетманом князем К. И. Острожским и русской ратью. Начало сражения осталось за литовцами: им удалось разбить русские передовые отряды. Не­сколько дней противники провели в ожидании и разведке.

14 июля гетман перешел в наступление, переправившись через речку. Сражение длилось почти шесть часов и завер­шилось полной победой русской армии благодаря умелому использованию засадного полка. Сам гетман, множество мел­ких и крупных литовских военачальников, рядовых шляхти­чей попали в плен (около 500 человек); было убито, по рус­ским данным, несколько тысяч литовцев.

Весна и лето 1501 г. принесли новые осложнения. Глав­ное из них заключалось в наконец-то осуществившемся со­юзе Ливонского ордена и Литвы: в соответствии с соглаше­нием магистр фон Плеттенберг планировал совместное наступление на Псков. Но военного взаимодействия в очередной раз не получилось. Александру было не до войны - в середине июня 1501 г. умер польский король (его брат) Ян Ольбрахт, сеймовая сессия должна была начаться в августе.

Решительного успеха Орден не достиг. Хотя в сражении па Ссрице в конце августа 1501 г. ливонцы одержали несом­ненную победу, никаких реальных выгод они не добились. Взя­тую крепость (Остров) они были вынуждены оставить, Изборск вообще устоял, о походе же на Псков речи уже не было.

Ответный рейд русских сил состоялся осенью - сильно­му погрому подверглась территория Дерптского епископства. Сражение под Гельмедом было скорее выиграно ратью Ива­на III, но и это не имело серьезных следствий. В начале 1502 г. магистр нанес два удара: один под Ивангородом, вто­рой - в направлении Пскова. Ни тот ни другой не принесли решающего успеха,

Действия на ливонском фронте в сентябре 1502 г. при­несли еще одну неудачу московским ратям, но это не изме­нило общей картины. По разным причинам стороны стреми­лись к заключению мира. Весной 1503 г. было заключено перемирие на шесть лет с Литвой и на такой же срок с Ливонским орденом и Дерптским епископством. Последнее со­глашение почти полностью восстанавливало довоенное поло­жение дел. Перемирие же с Литвой практически закрепило на Москвой все ее литовские приобретения.

Трудно переоценить значение эпохи Ивана III во внеш­неполитической истории России, Страна стала важным эле­ментом восточно- и североевропейской подсистемы государств. ."Западное направление становится - и притом надолго - ведущим в русской дипломатии. Внутренние сложности Ли­товского княжества были прекрасно использованы московс­ким правительством: западная граница была отодвинута на сотню с лишним километров, практически все Верховские княжества и Северская земля (захваченные в свое время Литвой) перешли под власть Москвы.

Важной и самостоятельной частью русской внешней политики стал балтийский вопрос: Россия добивалась гарантий равных условий - правовых и экономических - участия русских купцов в морской торговле. Связи с Италией, Венг­рией, Молдовой обеспечили мощный приток в страну специ­алистов разного профиля и многократно расширили горизонт культурного общения.

После ликвидации зависимости от Золотой Орды Русь объективно становится сильнейшим государством в бассейне Волги по экономическому, демографическому и военному потенциалу. Ее намерения не ограничены традиционными пределами. Вслед за новгородцами XII-XIV вв. отряды рус­ских войск, артели купцов и промысловиков приступают к освоению бескрайних просторов Урала и Зауралья. Совершен­ный в 1499 г. поход на Югру, на земли нижней Оби обозначил цели и ориентиры московской экспансии на восток. Рождав­шееся Российское государство прочно вошло в сложную систему международных отношений.

1. Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии….стр.2

2. Специфика формирования единого российского государства…………… стр.4

3. Возвышение Москвы……………………………………………………….стр.9

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов феодальные отношения зарождались в результате разложения первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение длительного времени, что определялось характером и медленным темпом развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм» не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством производства, и феодальная собственность давала возможность эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента для земледельца была единственным способом получения дохода от его земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина), продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда, сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы (например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы: купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов - пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия, каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные блага).

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так, воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы земли: пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи. Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации, ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря, священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и неодновременно в разных странах мира.

Специфика формирования московского государства.

Московское государство оставалось еще раннефеодальной монархией. В силу этого отношения между центром и местами строились первоначально на основе сюверенитета - вассалитета. Однако с течением времени положение постепенно менялось. Московские князья, как и все другие, делили свои земли между наследниками. Последние получали обычные уделы и были в них формально самостоятельны. Однако фактически старший сын, приобретший «стол» великого князя, сохранял положение старшего князя. Со второй половины XIV в. вводится порядок, по которому старший наследник получал большую долю наследства, чем остальные. Это давало ему решающее экономическое преимущество. К тому же он вместе с великокняжеским «столом» обязательно получал и всю Владимирскую землю.

Постепенно изменилась и юридическая природа отношений между великим и удельными князьями. Эти отношения основывались на иммунитетных грамотах и договорах, заключаемых в большом количестве. Первоначально такие договоры предусматривали службу удельного князя великому князю за вознаграждение. затем она стала связываться с владением вассалами ни вотчинами. Считалось, что удельные князья получают свои земли от великого князя за службу. И уже начале XV в. установился порядок, по которому удельные князья были обязаны подчиняться великому князю просто в силу его положения.

Великий князь. Главой Русского государства был великий князь, обладавший широким кругом прав. Он издавал законы, осуществлял руководство государственным управлением, имел судебные полномочия.

Реальное содержание княжеской власти с течением времени меняется в сторону все б6льшей полноты. Эти изменения шли в двух направлениях - внутреннем и внешнем. Первоначально свои законодательные, административные и судебные правомочия великий князь мог осуществлять лишь в пределах собственного домена. Даже Москва делилась в финансово-административном и судебном отношениях между князьями-братьями. В XIV - X вв. великие князья оставляли ее обычно своим наследникам на правах общей собственности. С падением власти, удельных князей великий князь стал подлинным властелином всей территории государства. Иван III и Василий III не стеснялись бросать в тюрьму своих ближайших родственников - удельных князей, пытавшихся противоречить их воле.

Ф. Энгельс считал власть главы централизованного государства прогрессивным явлением, «представительницей порядка в беспорядке, представительницей образующейся нации в противовес раздробленности на мятежные вассальные государства». Таким образом, централизация государства явилась внутренним источником усиления великокняжеской власти. Внешним источником ее усиления было падение власти Золотой Орды. В начале московские великие князья были вассалами ордынских ханов, из рук которых они получали праве на великокняжеский «стол». После Куликовской битвы эта зависимость стала только формальной, а после 1480 г. московские князья стали не только фактически, но и юридически независимыми, суверенными государями. Новому содержанию великокняжеской власти были приданы новые формы. Начиная с Ивана III московские великие князья именовали себя «государями веся Руси». Иван III и его преемник пытались присвоить себе и царский титул.

В целях укрепления международного престижа Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог - единственной наследнице уже не существующего константинопольского престола. Делались попытки идеологического обоснования притязаний Ивана III на самодержавие. Кроме брачных связей с Софьей Палеолог стараются установить, конечно мифическое, происхождение русских князей от римских императоров. Была создана теория происхождения княжеской власти.

Дворянские историки, начиная с Н. М. Карамзина, считали, что с Ивана III в России устанавливается самодержавие. Это верно в том смысле, что Иван III , завершивший освобождение Руси от татар, «сам держал» свой княжеский стол, независимо от Орды. Однако говорить о самодержавии в полном смысле слова, т. е. о неограниченной монархии в XV и даже XVI в. Еще не приходится. Власть монарха была ограничена другими органами раннефеодального государства, прежде всего Боярской думой. Боярская дума. Важным "органом государства являлась Боярская дума. Она выросла из совета при князе, существовавшего еще в древнерусском государстве.

Оформление Думы следует отнести (...XV в. Боярская дума отличалась от прежнего совета своей большей юридической, организационной оформленностью. Она была органом, собиравшимся не эпизодически, а действующим постоянно. Дума имела сравнительно стабильный состав. В нее входили так называемые «думные чины» - введенные бояре и окольничьи. Компетенция Думы совпадала с полномочиями великого князя, хотя формально это нигде не было зафиксировано. Великий князь юридически не был обязан считаться с мнением Думы, но фактически не мог поступать самовольно, ибо любое его решение не проводилось в жизнь, если не было одобрено боярством. Через думу боярство осуществляло политику угодную и выгодную ему. Правда, с течением времени великие князья все больше подчиняют себе Боярскую думу, что связано с общим процессом централизации власти. Это особенно относится к княжениям Ивана III и Василия III . Значительная роль Боярской думы в системе государственных органов и господство в ней крупных феодалов являются одной из характерных особенностей раннефеодальной монархии. Феодальные съезды. Они имели тот же характер, что и во времена Киевской Руси, но по мере укрепления централизации государства постепенно отмирали.

Дворцово-вотчинная система управления продолжала оставаться раннефеодальной монархией. Московское государство унаследовало от предыдущего периода и органы центрального управления, построенные по дворцово-вотчинной системе. Однако расширение территории государства и усложнение его деятельности приходят в столкновение со старыми формами управления, подготавливают постепенное отмираниедворцово-вотчинной системы и зарождение нового, приказного управления.Преобразование старой системы начинается с ее усложнения. Она подразделяется на две части. Одну составляет управление дворца, во главе которого стоит дворецкий (дворский), имеющий в своем распоряжении многочисленных слуг. Дворецкий ведал и пашенными княжескими крестьянами. Другую часть образовывали так называемые «пути», обеспечивающие специальные нужды князя и его окружения. О назначении путей красноречиво говорят сами их названия: Сокольничий, Ловчий, Конюший, Стольничий, Чашничий. Для выполнения их задач в ведение путей выделялись определенные княжеские села и целые местности. Пути не ограничивались сбором тех или иных продуктов и всяких благ с выделенных мест. Они выступали и как административные и как судебные органы. Руководители их именовались путными боярами.Вслед за усложнением системы дворцово-вотчинных органов возрастала их компетенция и функции. Из органов, обслуживавших в первую очередь личные нужды князя, они все больше превращались в общегосударственные учреждения, выполняющие важные задачи по управлению всем государством. Так, дворецкий с XV в. стал в известной мере ведать вопросами, связанными с землевладением церковных и светских феодалов, осуществлять или иных обязанностей в государственном управлении торило прежний характер временного княжеского поручения и превращалось в постоянную и достаточно определенную службу. Усложнение функций дворцовых органов потребовало создания большого и разветвленного аппарата. Чины дворца - дьяки - специализировались в определенном круге дел. Из состава дворцовой службы выделялась великокняжеская казна, ставшая самостоятельным ведомством. Была создана большая дворцовая канцелярия с архивом и иными придатками.

Все это подготавливало переход к новой, приказной системе управления, выраставшей з прежней. Такое перерастание началось в конце XV в. Но как система приказное управление оформилось только во второй половине XVI в. Тогда же утвердился и сам термин «приказ». Первыми учреждениями приказного типа были Большой дворец, выросший из ведомства дворецкого, и Казенный приказ. Конюшенный путь превратился в Конюшенный приказ, теперь не только обслуживавший личные потребности князя, но и связанный с развитием конного дворянского ополчения. В начале XVI в. сложился Раз-ряд (Разрядный приказ, ведавший учетом служилых людей, их чинов и должностей. Перерастание дворцово-вотчинной системы в приказную явилось одним из показателей централизации Русского государства, ибо дворцовые органы, ведавшие ранее по существу лишь княжеским доменом, теперь становились учреждениями, руководящими всем громадным Русским государством.

Местные органы управления. Русское государство подразделялось на уезды - наиболее крупные административно-территориальные единицы. Уезды делились на стан, станы - на волости. Впрочем, полного единообразия и четкости в административно-территориальном делении еще не выработалось. Наряду с уездами кое-где сохранялись.еще земли. Существовали также разряды - военные округа, губы судебные округа.Во главе отдельных административных единиц стояли должностные лица - представители центра. Уезды возглавлялись наместниками, волости - волостелями. Эти должностные лица содержались за счет местного населения - получали от него «корм», т. е. проводили натуральные в денежные поборы, собирали в свою пользу судебные и иные пошлины. Кормление, таким образом, было одновременно государственной службой и формой ознаграждения княжеских вассалов за их военную и иную службу.Кормленщики были обязаны управлять соответствующими уездами и волостями собственными силами, т. е. содержать свой аппарат управления (тиунов, доводчиков и др.) и иметь свои военные отряды для обеспечения внутренней и внешней функций феодального государства. Присылаемые из центра, они не были лично заинтересованы в делах управляемых ими уездов или волостей, тем более что их назначение было обычно сравнительно краткосрочным - на год-два. Все интересы наместников и" волостелей были сосредоточены преимущественно на личном обогащении за счет законных и незаконных поборов с местного населения. Система-кормления была не способна в условияхобостряющейся классовой борьбы обеспечить в должной мере подавление сопротивления восстающего крестьянства. От этого особенно страдали мелие вотчинники и помещики, которые были не в состоянии самостоятельно обезопасить себя от «лихих людей».

Поднимающееся дворянство было недовольно системой кормления и по другой причине. Его не устраивало, что доходы от местного управления шли в карман бояр и что кормление обеспечивает боярству большой политический вес.Местные органы власти и управления не распространяли свою компетенцию на территорию боярских вотчин. Княжата и бояре, как и прежде, сохраняли в своих вотчинах иммунитетные права. Они были не просто землевладельцами, но я администраторами и судьями в своих деревнях и селах.

Органы городского управления. Городское управление в Московском государстве изменилось по сравнению с киевскими временами. Города в данный период не имели самоуправления. В удельных княжествах управление городами осуществлялось наравне с сельской местностью. С присоединением удельных княжеств к Москве великие князья, сохраняя все земли уделов обычно за их прежними владельцами, всегда изымали города из юрисдикции бывших удельных князей, распространяли на них непосредственно свою власть. Это делалось исходя из значения городов не только как экономических цент-ров, но прежде всего по военным соображениям. Города были крепостями. Обладание ими обеспечивало великим князьям и удержание бывшего удела в своих руках, и оборону от внешних врагов. Первоначально великие князья управляли городами так же, как раньшеудельные князья, т. е. не выделяя их из своих прочих земель. Наместники и волостели, руководя своим уездом или волостью, управляли в той же мере и городами, находящимися на их территории.Позже появляются некоторые специальные органы городского управления. Их возникновение связано с развитием городов в первую очередь как крепостей. В середине XV в. появилась должность городчика - своеобразного военного коменданта города. Он обязан был следить за состоянием городских укреплений, за выполнением местным населением повинностей, связанных с обороной. Уже в XV в. городчики использовались и для других великокняжеских дел, в частности земельных.

Должность городчиков замещалась местными землевладельцами, преимущественно дворянами и детьми боярскими. Городчики, первоначально бывшие довольно малозначительными фигурами в государственном управлении, уже к концу XV в. стали играть серьезную роль. Сначала временно, а потом все более постоянно за ними закреплялись широкие полномочия в земельном, финансовом и других отраслях управления, причем не только в пределах города, но и прилегающего уезда. В соответствии с расширением функций изменилось и название этих должностных лиц. Их начинают именовать городовыми и приказчиками. ведая рядом вопросов военно-хозяйственного и просто хозяйственного порядка, городовые приказчики подчинялись великокняжеским казначеям. На один город назначалось иногда два и больше таких приказчиков. В лице городовых приказчиков дворяне и дети боярские получили свой орган местного управления, а великий князь надежных проводников политики централизации.

Возвышение Москвы.

Объединение русских земель было вызвано необходимостью защиты от внешних врагов: Золотой Орды, Польши и Литвы.

Центром объединения русских земель становится Москва. По преданию, она основана в 1147 году Юрием Долгоруким и упоминается в летописи как «Москов». Москва принадлежала Владимирским князьям, и первым князем московским стал Даниил – сын Александра Невского.

Исключительно выгодное географическое положение Москвы сделало ее центром путей, как водных, так и сухопутных. Москва находилась в центре русских княжеств, которые закрывали ее от внешних врагов, и становилась своего рода убежищем для ремесленников и торговцев. Здесь складываются объективные экономические и политические предпосылки объединения Руси.

Первым «собирателем» русских земель следует считать Ивана Даниловича Калиту (1325 – 1340 ) – внука Александра Невского. По этому поводу в летописи говорится: «Бысть оттоле тишина велика по всей Русской земле на сорок лет и перестала татарове воевати Русскую землю». Он поддерживал весьма тесные, дружеские отношения с ханом, часто у него гостил, щедро одаривал подарками ханских жен и вельмож. Заслужив доверие в Орде, Иван Калита добился от хана права сбора дани и ликвидации баскачества.

Авторитету Калиты способствовало и династические браки. Его дочери Мария, Феодосия, Евдокия были замужем соответственно за Ростовским, Белозерским и Ярославским князьям. При Калите Москва стала идеологическим (духовным) центром Руси. Из Владимира в Москву была перенесена резиденция русского Метрополитета. Петра, основавшего знаменитый Успенский собор, где он и был погребен после кончины. Сыновья Ивана Калиты Семен Гордый (1341-1353 ) и Иван Красный (1353-1359 ) доюились дальнейшего укрепления Московского княжества, и по словам летописца, «все князья русские даны были под руки».

Достойным продолжателем политики объединения русских земель был внук Ивана Калиты Дмитрий Иванович. В десятилетнем возрасте Дмитрий, направленный митрополитом Алексием, овладел великим княжением Владимирским.

Основным соперником Москвы в то время выступала Тверь. Тверской князь Михаил заключил против Москвы союз со своим зятем – Литовским князем Ольгердом - и трижды пытался взять Москву (1368 ,1370 и1372 ), но каждый раз терпел поражение у неприступных стен Московского кремля.

Тогда Михаил нашел союзника в Орде и получил ярлык на великое княжение. Но это не остановило Дмитрия. Началась война. Михаил был вынужден подписать с Москвой мирный договор и признать себя «младшим братом» Московского князя. Далее Дмитрий уладил миром конфликт с рязанским князем Олегом Ивановичем, усмирил Новгород и заставил уплатить «окуп» (контрибуцию) в сумме 8000 руб.

При Дмитрии Русь впервые отважились на открытую борьбу с Ордой. Русские ратники в 1378 году одержали победу над монголо-татарами на реке Воже. Следующая битва состоялась на куликовском поле 8 сентября 1380 года. Хан мамай собрал огромное войско, мобилизованное не только в Орде, но и подвластных землях Поволжья и Северного Кавказа. Свою помощь обещал хану Литовский князь Ягайло и рязанский правитель Олег – соперник Московского князя. Благословение на брань дал Дмитрию преподобный Сергий и в помощь великому князю выделил двух своих богатырей.

Мамаево войско потерпело поражение. Отступая, оно было окончательно разбито другим золотоордынским ханом Тахтамышем. В 1382 году он появился у стен Москвы. Город признал себя данником татар и выдал хану своего сына Василия заложником.

Куликовская битва имела исключительно важное значение. Она показала способность русского народа избавиться от ига Золотой Орды, развеяла миф о непобедимости Орды, дала толчок к всенародному объединению под властью Московского князя.

После смерти Василия Дмитриевича о своих правах на Московский престол заявил его брат – князь Галицкий Юрий. Началась борьба Юрия и его сыновей Василия Косого и Дмитрия Шемяки за великое княжение, которая продолжалась почти двадцать лет. Междоусобная война носила весьма жестокий характер. Например, Василий Косой, попавший в плен к Василию Васильевичу, был ослеплен Дмитрием Шемякой. Москва переходила из рук в руки. После победы над Шемякой в 1446 году Василий Васильевич Темный присоединил к Московскому княжеству многие земли северо - восточной Руси, усиливает влияние на Великий Новгород и Литовское княжество, при нем многие татарские воины перешли на службу московскому князю, что вызвало недовольство москвичей.

При Василии Темном русская православная церковь отказалась признать решения собора православного и католического духовенства во Флоренции и Унию от 5 июля 1439 года о соединении двух церквей – православной и католической и стала избирать себе патриархов из числа русских духовных лиц.

Таким образом, феодальные войны на Руси во второй четверти XV века привели к укреплению Москвы, установлению нового порядка передачи власти (от отца к сыну), дальнейшему расширению владений Московского князя и созданию идейно – политических предпосылок объединения всех русских княжеств. Этому процессу активно содействует церковь, выступая за сильную, централизованную власть.

Литература:

Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории».М.1992.

Карамзин Н.М. «История государства Российского»-//Собр.соч.-Т.V.-Кн.2.-Петербург, 1843.

Платонов С.Ф. «Учебник русской истории».-М.1992.

Гумилев Л.Н. «От Руси к России».-М.1992.

«История России».-М.1993 (Издание российской экономической академии им. Г.В.Плеханова).

Оргиш В. П. «Древняя Русь. Образование Киевского гос-ва и введение христианства».

Королюк В. Д. «Славяне и восточные романцы в эпоху раннего Средневековья». М. Наука 1985г.

Насонов А.Н. «Русская земля и образование территории древнерусского государства».

Рыбаков Б.А. «История СССР с древнейших времен до XVII – столетия».

Ключевский В.О. Курс русской истории. том 2.

Основные вопросы:

1. Социальная структура государств Европы и Азии в Средневековье, их сходства и отличия. Антифеодальные восстания. Экономическое развитие государств Европы и Азии в Средневековье. Влияние экономики на политические и социальные процессы.

2. Социальная структура и особенности феодализации Древнерусского государства в IX – XI вв. и Русских земель в XII – XIV вв.Предпосылки и причины социальных противоречий.

3. Экономическое развитие Древнерусского государства в IX – XI вв.и Русских земель в XII – XIV вв.(сельское хозяйство;ремесло;торговля).

4. Экономические и культурные связи Древнерусского государства в IX – XI вв. и Русских земель в XII – XIV вв.с западными и восточными государствами.

Основные понятия: сеньор,феодальная рента,серв, виллан,зависимое население, княжеская челядь, княжеский двор, смерды, закупы, рядовичи, холопы, двуполье, гости, вервь, вира, вотчина, перелог, двуполье, скань, эмаль, зернь, гривна, рубль, гостевой двор, бедуины, самураи.

Доклады и сообщения:

1. Зависимое население в Западной Европе и в Древнерусском государстве. Сходства и различия.

2. Феодализм как общественно-экономическая формация.

3. Городское самоуправление в средневековой Европе.

4. Значение и роль образования в Европе и Азии периода Средневековья.

5. Отражение социальных противоречий в еретических учениях Средневековья.

6. Развитие ремесла в средневековой Европе.

7. Культурные достижения средневековой Европы.

8. Достижения ремесленного производства в средневековой Азии.

9. Союзы средневековые союзы ремесленников и купцов.

10. Города Древнерусского государства и Русских земель в XII – XIV вв.– их политические и экономические функции.

11. Достижения зодчих Древнерусского государства.

12. Русская культура в IХ – XIV вв.

13. Утраченные секреты ремёсел Древнерусского государства.

14. Борьба язычества против православия в Древнерусском государстве.

15. Промыслы в Древнерусском государстве.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что общего можно выделить в социальной структуре государств Европы и Азии в Средневековье?
  2. В чём заключались социальные противоречия в странах Европы и Азии периода Средневековья?
  3. Как можно объяснить известный европейский средневековый афоризм «городской воздух делает человека свободным»?
  4. В чём заключались особенности феодализации в средневековых странах Азии?
  5. В чём заключались особенности социального развития Древнерусского государства?
  6. Какие виды экономической деятельности были развиты в Древнерусском государстве?
  7. Как можно распределить по критерию значимости виды экономической деятельностив Древнерусском государстве?
  8. Как феодальная раздробленность Русских земель отразилась на процессе феодализации?

Семинар №5

Тема: Государства Европы и Азии в период феодальной раздробленности. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.

Основные вопросы:

  1. Причины и последствия феодальной раздробленности стран Европы и Азии в Средневековый период. Сходства и отличия. Основные политические события периода феодальной раздробленности.
  2. Политическое и социально-экономическое развитие северо-западных русских княжеств в XI–XIII вв.
  3. Политическое и социально-экономическое развитие юго-западных русских княжеств в XI–XIII вв.
  4. Политическое и социально-экономическое развитие северо-восточных русских княжеств в XI–XIII вв.

5. Образование монгольского государства: причины, основные события и последствия.

Основные понятия: феодальная раздробленность,крестовые походы,«великое княжение», «Феодальная война», боярство, дворянское сословие, феодальная республика, Ганза

Доклады и сообщения:

1. Основные положения Верденского договора 843 г. и решений княжеского съезда в Любече 1097 г.

2. Последствия Крестовых походов для стран Европы и Ближнего Востока.

3. Война Алой и Белой Розы.

4. Культ рыцарства в Европе: истоки и содержание.

5. Влияние средневековых династических браков на политическую жизнь средневековой Европы.

6. Борьба бояр против князей в период феодальной раздробленности.

7. Юрий Долгорукий – виднейший русский политический деятель.

8. Развитие русского зодчества в период феодальной раздробленности.

9. Новгород в средневековой европейской торговле.

10. Средневековый новгородский эпос.

11. Киев в эпоху феодальной раздробленности.

12. Развитие военного дела в монгольской империи.



13. Тамерлан – великий завоеватель Средней Азии.

14. Европейская средневековая городская культура.

15. Путешествие Марко Поло в Азию.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается закономерность периодафеодальной раздробленности стран Европы и Азии?
  2. В чём проявилось сходство политических процессов в странах Европы и Азии периода феодальной раздробленности?
  3. В чём заключаются отличия социально-экономических процессов в странах Европы и Азии периода феодальной раздробленности?
  4. Чем объясняется различия политического развития Русских земель периода феодальной раздробленности? К каким последствиям это привело?
  5. Чем отличалось социально-политическое развитие Русских земель в период феодальной раздробленности?

Семинар №6

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально

употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX

веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков

лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в

древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов

феодальные отношения зарождались в результате разложения

первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в

Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и

путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием

названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое

возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение

длительного времени, что определялось характером и медленным темпом

развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных

отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм»

не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья

феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным

укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период

приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по

сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к

феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся

индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития

производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в

его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на

практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю

и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством

производства, и феодальная собственность давала возможность

эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла

социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую

часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней

самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая

часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента

для земледельца была единственным способом получения дохода от его

земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование

землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина) ,

продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но

не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда,

сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В

западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин

считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян

к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы

(например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме

преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся

центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-

денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный

характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с

помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на

натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы:

купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и

зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов -

пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия,

каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные

функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и

ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав

предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так,

воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы

земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои

обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В

духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической

церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и

сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи.

Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации,

ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря,

священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет

средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и

неодновременно в разных странах мира.

Ответ на вопрос 10:Россия при Иване 4 .Ревормы избранной рады и Опричнина.

Молодой Иван IV, прозванный Грозным, был помазан на царство в январе 1547 г. в Успенском соборе митрополитом Макарием. Вокруг царя сложился кружок единомышленников, ставивших своей целью разработку и проведение реформ (Избранная рада). В 1549 г. впервые был созван Земский собор - представительный орган при царе, который одобрил намеченную программу реформ.

К концу 40-х годов вокруг царя сложился небольшой кружок близких ему людей, позднее названный князем Андреем Курбским Избранной радой. По сути, это была Ближняя государева дума, которая отражала компромиссный характер внутренней политики, проводимой в тот период Иваном IV. В нее вошли: представитель незнатных, но крупных землевладельцев Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Как писал историк, это были "мужи разумные и совершенные”. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически в течение 13 лет являлась правительством и управляла государством от имени царя.

3. В 1549 г. был созван первый Земский собор - совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права крупных феодалов - бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости. На основе решений Земского собора в 50-х годах XVI в. были проведены следующие реформы:

> военная;Начали с преобразований военных. Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка, т. е. главнокомандующему. Одновременно было решено "испоместить” в Московском уезде "избранную тысячу”, т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооруженного воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное войско из стрельцов, вооруженных пищалями. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье, а в мирное время жили как посадский люд. Сначала в стрелецкое войско было набрано 3000 человек. Они были разделены на 6 "приказов” (полков) по 500 человек каждый и составляли личную охрану царя. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов. Стрелецкое войско являлось мощной боевой силой Российского государства.

> судебная - был принят новый общерусский Судебник 1550 годаБыли ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и "суд Божий” (поединок между спорящими, "за правыми сила”). Вводилась смертная казнь "за разбой”. При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и "целовальников”, которые избирались из посадских людей и черного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника 1497 г. о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер "пожилого”. В 1581 г. впервые были введены заповедные годы, запрещавшие переход крестьянина от одного феодала к другому в определенный год.;

> церковная;В 1551 г. по инициативе Ивана IV состоялся церковный Собор, вошедший в историю как Стоглавый, так как итоговый документ содержал ровно 100 глав. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства: монахам было запрещено пить водку, дозволялось пить квас и виноградные вина, осуждалось бритье бород.

Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалась также ростовщическая деятельность.

> реформы центрального и местного управлений. В середине 50-х годов была проведена губная реформа. Власть в уездах перешла к губным и земским старостам. Они подчинялись Разбойному приказу. Была отменена система "кормлений” наместников (1555), ее заменили общегосударственным налогом, из которого платили жалованье служилым людям. Введено ограничение местничества. Реформы укрепили государственное управление, военную систему, заметно способствовали централизации. Все преобразования имели своей целью в первую очередь укрепление мощи государства и царской власти.

А. Накануне опричнины

1. Реформы государственного управления 50-х годов укрепили центральную власть и подорвали политическую силу боярства. Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. В 1560 г. Иван IV избавился от Избранной рады. Но длительные и тяжелые войны, новые налога разоряли страну, было много недовольных среди дворян, священников и посадских людей. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов. Их обязанностью, по убеждению царя, было беспрекословное подчинение его воле. В 1553 г. Иван IV серьезно заболел и составил завещание в пользу младенца Дмитрия (первого сына, рожденного от Анастасии). Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели "на государство” старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Царь выздоровел, но его душевное равновесие было надломлено. Царь опасался князя Владимира Старицкого, имевшего большой авторитет в стране. К тому же многие бояре, имея крупные вотчины, сохранили экономическую независимость, В 1564 г., опасаясь казни, бежал в Литву бывший друг Ивана IV князь Андрей Курбский. Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряженная обстановка. Тогда Иван IV предпринимает крупный политический маневр: он решил добровольно оставить трон и покинуть царствующий град Москву.

Б. События начала января 1565 г.

1. В начале декабря 1564 г. царь с семьей под охраной и в сопровождении огромного обоза выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, "гневная”, грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, "слезная”, - "посаду, всем людям” и читалась "в собрании народа велегласно”. В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство - в зловредном пособничестве боярам; в другом послании - заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней - царем и народом. Народ единодушно поддержал государя. Бояре, духовенство, дворяне, приказные люди, купцы и посадские направили делегацию в Александровскую слободу просить государя вернуться на престол. Иван IV согласился вернуться в Москву, но на определенных условиях. В общем виде они сводились к тому, что отныне царь будет по своему усмотрению казнить изменников "опалою, смертию, лишением достоинств”...

В. Опричная политика 1565-1572 гг.

1. 2 февраля 1565 г. Иван Васильевич торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении опричнины. Вопричнину (от слова "опричь” - кроме, особо), подвластную царю (царский удел), вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа земщиной, в ней сохранялись старые порядки во главе с боярами. Даже Москва была разделена на опричнину (Арбат, Пречистенка, Знаменка) и земщину. Из опричнины насильственно выселялись бояре-вотчинники, дворяне и приказные люди, если они добровольно не записывались опричниками; все это сопровождалось грабежами, убийствами со стороны опричников. Противников опричнины уничтожали: были казнены 200 депутатов Земского собора 1566 г., митрополит Ефим Колычев, богатейший боярин Иван Федоров, известный дипломат Иван Висковатый, отравлен князь Владимир Старицкий и многие, многие другие.

2. Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, сначала из одной тысячи, потом оно было доведено до пяти тысяч человек. Когда была отобрана первая тысяча опричников, они в присутствии митрополита, всего кремлевского духовенства и бояр дали клятву быть верными государю великому князю и его государству, искоренять "крамолу” и сообщать обо всем дурном, что замышляется против царя и его государства. Опричники приделывали к седлам коней собачьи головы и метлы, что символизировало их собачью преданность царю и решимость вымести всякую измену. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили.

3. Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе. В это время появился "подметный” донос, что новгородцы замышляют измену и хотят "отдаться” под власть Литовского княжества. В 1570 г. под предлогом борьбы с изменой была проведена карательная экспедиция против

В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и запретил даже упоминать это ненавистное в народе слово. Были вновь объединены опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди. Восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские бояре получили обратно свои вотчины, но казни продолжались еще долго и после отмены опричнины.

причнина способствовала становлению деспотического характера русского самодержавия, фактически она превратила в холопов и феодалов, и крестьян;

> была подорвана экономика страны, многие земли были разорены, крестьяне бежали из вотчин и поместий. В 1581 г. Иван Грозный ввел "заповедные годы” - временно запретил крестьянам уходить от феодала даже в Юрьев день, т. е. в России на время вводилось крепостное право;

> опричная политика привела к ухудшению положения России в Ливонской войне

Ответ на вопрос 11:Смута:16-начала 17 в.Причины.Основные этапы.Последствия.

Зарождение Смуты связано с угасанием династии Рюриковичей. Сын Ивана IV Федор (1584–1598) был неспособен к управлению государством. Он скончался бездетным, его младший брат, малолетний Дмитрий, умер при весьма загадочных обстоятельствах в Угличе в 1591 г. Династия потомков Ивана Калиты пресеклась. Вопрос о престолонаследии решался Земским собором, который избрал на царство шурина усопшего царя, боярина Бориса Годунова (1598–1605). Это был первый случай в истории Московского царства. До Годунова не избирался ни один царь, поэтому естественным представляется стремление нового царя всячески подчеркивать свою связь с прежней династией. Он пустил в ход даже явный вымысел о завещании Ивана IV, который якобы «отказал» Годунову московский престол.Внутренняя политика Годунова, реформаторская по содержанию, была направлена на стабилизацию положения в стране, доведенной до кризисного состояния опричниной

Улучшение экономического положения только намечалось, а к выходу из кризиса шли крепостническим путем. Для удержания крестьян на землях прежних владельцев, по предположению ряда исследователей, в 1592 г. издается указ о запрещении крестьянских переходов, в 1597 г. – указ «об урочных летах»: праве владельца разыскивать беглых в течение пяти лет. Все это усиливало недовольство в крестьянской среде. А тут пришли неурожаи и страшный голод 1601–1603 гг.

Обострились внутрисословные разногласия между разными слоями боярства, между московским и провинциальным дворянством, поскольку последнему был закрыт доступ к реальному управлению страной. В борьбе за влияние в армии столкнулись интересы дворянства и казаков. В итоге недовольны оказались все. К этому добавилось представление народа о том, что власть в стране должна принадлежать «природному царю», представителю династии Рюриковичей. Таким образом, династический кризис с железной необходимостью порождал самозванчество. Самозванец превращался в ожидаемого героя, способного избавить народ от угнетения и социальной несправедливости. Самозванцев в своих целях будут использовать разные социально-политические силы страны. Самозванчество станет удобной формой организации массового антиправительственного движения. Первый из самозванцев «беглый монах Чудова монастыря, «расстрига» Гришка Отрепьев» объявит себя сыном Ивана IV Дмитрием, якобы чудом спасшимся. Помогла самозванцу и смерть Бориса Годунова в апреле 1605 г. Уже в мае воеводы признали самозванца законным царем, их примеру последовала значительная часть армии, затем – московские бояре.Двадцатого июня 1605 г. он торжественно въехал в Москву. Еще до этого были убиты все родственники Бориса Годунова, включая и наследовавшего ему сына Федора.

Почему победил человек, явившийся в Русское государство в окружении иноземцев и иноверцев – «латинян» да непопулярных в московских владениях казаков?

Основные причины победы Лжедмитрия I следующие:

1. Общественный кризис, из которого не был найден выход.

2. Слабая легитимация власти Годунова, из чего следовали непопулярность его самого и его семьи, сомнение в законности на престол его сына Федора.

3. Вера народа в «доброго царя», в том числе и вера в историю о чудесном спасении царевича, превратившая в итоге в народную утопию, в политическую интригу.

4. Антигодуновские настроения части московских бояр, большинства столичных купцов и посадских людей.

На импровизированном Земском соборе царем был «выкликнут» князь Василий Шуйский. Он впервые в истории России присягнул подданным – дал «запись» (обязательство), соблюдение которой закрепил целованием креста. В «подкрестной записи» были зафиксированы обязательства, дававшие подданным определенные гарантии от произвола. Конечно, нужно иметь в виду, что этот интриган, отплативший заговором помиловавшему его Лжедмитрию, руководствовался политиканствующими соображениями, тем не менее это был «первый опыт построения государственного порядка на основе формально ограниченной верховной власти». Когда в пределах Московского царства объявился Лжедмитрий II, страна разделилась: одни были за царя Василия, другие – за нового претендента на престол, который расположился далеко от Москвы, в Тушино. Не видя иного способа справиться с тушинцами, которых негласно поддерживал польский король Сигизмунд III, Василий Шуйский обратился за помощью к шведскому королю. Тот прислал вспомогательный отряд. Это стало для Польши удобным предлогом для вмешательства в русские дела. В сентябре 1609 г. Сигизмунд III осадил Смоленск. В декабре Лжедмитрий II бежал из Тушинского лагеря в Калугу (там он будет убит князем Петром Урусовым). В феврале 1610 г. посольство во главе с боярином Михаилом Салтыковым, разочаровавшись в «тушинском царьке», заключило с польским королем договор об условиях восшествия на московский престол его сына Владислава. Документ предусматривал гарантии России от поглощения Речью Посполитой, отражал личные права подданных.

Мысль о призвании королевича Владислава на русский престол нашла своих сторонников и в Москве. Бояре и дворяне в июле 1610 г. свергли Шуйского и заставили его постричься в монахи. Власть временно перешла в руки правительства из семи бояр («семибоярщина»), решившего посадить на русский престол Владислава. Некоторые историки считают, что таким образом появилась возможность укрепить связи России с Европой, не реализованная из-за католической веры королевича. Другая точка зрения сводится к тому, что те бояре, которые присягнули Владиславу и впустили в ночь на 21 сентября 1610 г. польские войска во главе с гетманом Гонсевским в Москву, совершившим акт национальной измены.Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелымпотрясением жизни Московского государства. Первым, непосредственным инаиболее тяжелым его следствием было страшное разорение и запустениестраны; в описях сельских местностей при царе Михаиле упоминаетсямножество пустых деревень, из которых крестьяне "сбежали" или "сошлибезвестно куды", или же были побиты "литовскими людьми" и "воровскимилюдьми". В социальном составе общества Смута произвела дальнейшееослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях

Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью моральнодеградировало и дискредитировало себя своими интригами, "шалостью" исвоим союзом с врагами государства.В отношении политическом смутное время - когда Россия, собравшись ссилами, сама восстановила разрушенное государство, - показало воочию,что государство Московское не было созданием и "вотчиною" своего

"хозяина" - государя, но было общим делом и общим созданием "всехгородов и всяких чинов людей всего великого Российского Царствия".

Ответ на вопрос 12:Первые Романовы на Российском престоле:Михаил и Алексей Романовы.

304 года правила Россией династия Романовых. За это время возникло одно из самых сильных и могущественных государств мира – Российская Империя. Великой она была не только своей территорией, своим природным и хозяйственным потенциалом, но прежде всего духовной мощью, высочайшей культурой и замечательным взлетом научной мысли. Огромный вклад в создание этой уникальной цивилизации внесли представители рода Романовых. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Семнадцатилетний Михаил Фёдорович венчался на царство летом 1613 г. Венчал его царским венцом казанский митрополит Ефрем. Мягкость и доброта нового царя, отмечаемая источниками того времени, подавали простым людям надежду, производили на них хорошее впечатление. Правда, все знали, что без бояр, их совета царь Михаил шагу не сможет сделать. Действительно, царь Михаил перепоручил все дела Романовым, Черкасским, Салтыковым, Шереметевым, Лыковым, Репниным. Они распоряжались всем, даже «гнушались» царём, а тот смотрел на все их хитрости, проделки, неправдивые дела сквозь пальцы. При дворе царили живость, лихоимство, корыстолюбие. Летом 1619 г. из польского плена вернулся отец Михаила Федоровича, Филарет. По прибытии в столицу, полторы недели спустя, иерусалимский патриарх Феофан, прибывший в Россию за милостыней, и русские иерархи предложили Филарету патриарший престол – «он достоин такого сана, особенно потому же, что он был царский отец по плоти; да будет царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидимым предстатель» 1 . Началось двоевластие – молодого царя и умудрённого жизнью, опытом патриарха Московского, и всея Руси, двух «великих государей», как их именовали официальные грамоты. В управлении государством вместе с ними участвовали Боярская дума и Земский собор. Современники сообщают, что «великие государи» вместе выслушивали доклады по делам, выносили по ним решения, принимали послов, давали двойные грамоты, двойные дары.

После смерти Филарета в 1633 г. Михаил Федорович стал править самостоятельно, опираясь на узкий круг доверенных лиц-свойственников, в руках которых было сосредоточено руководство главными приказами (князь И. Б. Черкасский, боярин Ф. И. Шереметев).

Военный союз со Швецией не состоялся, сама идея войны с Польшей была непопулярна в обществе. В июне 1634 г. был заключен Поляновский мир; прежняя граница была объявлена «вечной», а король Владислав IV отказался от своих прав на русский престол.В немногих дошедших источниках Михаил Федорович предстает как благодушный, глубоко религиозный человек, склонный к богомольным походам по монастырям. Любимое его занятие - охота, «звериные ловли». Государственная деятельность его была ограничена слабым здоровьем

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ , русский царь из династии Романовых. Занял трон в 1645 г. после смерти отца, царя Михаила Федоровича.

В первые годы царствования Алексея Михайловича властью фактически распоряжался боярин Б. И. Морозов («дядька», воспитатель царя). В 1646 г. были введены пошлины на соль, в результате продукты поднялись в цене, стали недоступными населению, а у торговцев гнил залежавшийся товар. В 1647 г. налог отменили, но, дабы возместить потери, решили сократить жалованье служилым людям. Это вызвало Соляной бунт 1648 г., во время которого погибли родственники царя Л. С. Плещеев и П. Т. Траханиотов, а Морозов чудом остался жив. Правительство вынуждено было пойти на уступки, взимание недоимок было прекращено. Во исполнение пожеланий дворянства и торговых людей в сентябре 1649 г. Земский собор утвердил свод законов - Уложение, подготовленное комиссией князя Н. И. Одоевского, как считается, при участии Алексея Михайловича. Уложение, представлявшее собой новый для России уровень законодательной практики, включало специальные статьи, регулировавшие правовое положение отдельных социальных групп населения. Был увеличен поместный оклад служилых людей, введены дополнительные наделы оскудевшим помещикам. Крепостное состояние крестьян по Уложению утверждалось наследственным, срок сыска беглых крестьян - бессрочным. Таким образом, был завершен процесс законодательного оформления крепостного права. Насильное обращение крестьян в холопов было запрещено. Удовлетворены были требования и посадских людей, недовольных существованием «белых» слобод, т. к. они включались в тягло, что облегчало жизнь посада в целом. Уложение закрепило понятие государственного преступления, каковым считались измена, заговор против государя и преступный умысел на «государское здоровье». Отдельные правовые нормы Соборного Уложения 1649 г. продолжали действовать до начала XIX века.

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине XVII в. земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 г. Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы «служилого города». Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653 г.) и Новоторговый (1667 г.) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков «иноземного строя».

Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально

употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX

веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков

лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в

древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов

феодальные отношения зарождались в результате разложения

первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в

Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и

путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием

названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое

возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение

длительного времени, что определялось характером и медленным темпом

развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных

отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм»

не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья

феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным

укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период

приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по

сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к

феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся

индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития

производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в

его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на

практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю



и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством

производства, и феодальная собственность давала возможность

эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла

социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую

часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней

самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая

часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента

для земледельца была единственным способом получения дохода от его

земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование

землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина) ,

продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но

не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда,

сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В

западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин

считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян

к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы

(например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме

преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся

центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-

денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный

характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с

помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на

натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы:

купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и

зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов -

пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия,

каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные

функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и

ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав

предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так,

воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы

земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои

обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В

духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической

церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и

сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи.

Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации,

ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря,

священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет

средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и

неодновременно в разных странах мира.

Похожие публикации