Великий князь киевский и черниговский игорь ольгович. Игорь черниговский, благоверный князь страстотерпец

Житие святого благоверного князя Игоря Черниговского

Двенадцатый век феодальной Руси – период непрерывных войн, княжеской междоусобицы, дробления Русского государства. Не миновала сия печальная чаша и Киевского княжества. Война за княжение между родственниками, а обе воюющие стороны – Ольговичи и Мстиславичи – приходились правнуками Ярославу Мудрому, была жестокой и непримиримой. Мстиславичи назывались так по имени их отца Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, Ольговичи – по имени Олега Святославича, которого за скорбно сложившуюся судьбу в народе прозвали Гориславичем. Его же отец известен в православном христианском мире тем, что в 1072 году он участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба. В истории Русской Церкви он памятен еще тем, что в его владении находились такие уникальные богословские сборники, как «Изборник Святослава 1073 года» и «Изборник 1076 года». Более того, хотя в современном Типиконе его празднества нет, но в древних месяцесловах он был прописан в числе Божиих угодников.

Однако наиболее запомнились и прославились два его внука – преподобный Николай Святоша и святой благоверный князь Игорь Ольгович, которые приходились друг другу двоюродными братьями. Оба брата в истории Руси оставили по себе добрую память из-за преданного служения христианской вере, оба были причислены к лику святых. Правда, пути служения их были различны – Николай Святоша избрал дорогу иночества и почил с миром в монастырских стенах, проведя там сорок лет. Святому Игорю достался путь воина-мученика, который своей жестокой смертью искупил грех братоубийственной войны киевлян.

По сути, князь Игорь оказался агнцем, который был отдан на заклание, не имея ни толики вины ни перед князьями Мстиславичами, ни перед киевлянами. Гордыня старшего брата князя Игоря – Всеволода Ольговича спровоцировала ненависть киевского веча. Он стал князем Киевским в 1138 году, и хотя княжил недолго, весь период его княжения слился в одну непрерывную войну. Киев устал от этой бесконечной воинской брани. Всеволод считал, что после него власть должен был унаследовать младший брат – Игорь, и в пику Мстиславичам часто говорил, мол, «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав - брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».

Гордыня и злоба Всеволода Ольговича послужили причиной бунту киевского веча, но ненависть киевлян уже была направлена не только против старшего брата, но против всех без исключения Ольговичей, а, значит, и против ни в чем не повинного Игоря.

Князь Игорь фактически не княжил и двух полных недель. Всеволод Ольгович умер 1 августа 1146 года, и киевляне целовали крест уже князю Игорю, а тот ответно целовал крест им и присягал служить Киеву справедливым защитником. Но едва Игорь Ольгович взошел на княжий трон, как киевляне тайно призвали себе на подмогу войска Мстиславичей. Во время битвы между Ольговичами и Мстиславичами, которых вел князь Изяслав, киевская сторона, нарушив тем самым целование креста, перешла под знамена противника князя Игоря. Битва была проиграна. Игорь Ольгович четыре дня скрывался в болотах возле Киева, после чего все-таки был пленен, привезен в Киев, где его посадили в поруб. Это произошло 13 августа 1146 года.

Поруб – это холодный сруб без окон и дверей, куда нельзя было передать ни еды, ни питья. Чтобы освободить человека, надо было его оттуда «вырубить», проделав отверстие в бревенчатой кладке. В порубе князь заболел, думали, что он вряд ли выживет, и противники «вырубили» его затем, чтобы отвезти в монастырь святого Иоанна и заставить принять монашество. Однако иноческая судьба не была чем-либо противна опальному князю. Он и до того был склонен к чтению церковных книг и «в пении церковном учен», так что сделать иночество наказанием для него не удалось. К тому же, после мучительного сидения в порубе, осознания предательства тех, кто целовал ему крест, и понимания истинных причин всех горестных событий, невольной жертвой которых он стал как следствия людских пороков, с ним случилась перемена столь серьезная, что он сам попросил о милости отречения от мира через принятие иноческого сана.

Из поруба его выносили на руках. Он был настолько уже болен, что восемь дней не мог притронуться ни к пище, ни к питью. Когда бывший князь окреп, то епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество под именем Гавриил. Это произошло 5 января 1147 года. Выздоровев, он последовал в Киевский Феодоровский монастырь, где окончательно принял схиму под именем Игнатия и стал вести уединенный и добродетельный образ жизни, молясь и оплакивая свои прошлые грехи.

Но «не дай нам Бог видеть русский бунт», – много позже скажет А.С. Пушкин. Братоубийственная ненависть, желание свести счеты за брата, чего князь-схимник, конечно, никак не желал, казалось, свели князей с ума. Братья Игоря, князья Черниговские, которые состояли с Игорем в двоюродном родстве, озлобленные тем, что сделали с ним, задумали месть. Они решили предложить Изяславу Мстиславичу выйти в совместный поход, с тем чтобы там умертвить его. Заговор был раскрыт киевлянами, когда князь уже вышел на Чернигов, что придало новые силы их ненависти к Ольговичам, и, не разбираясь долго, они пошли к монастырской обители, чтобы убить схимника.

Когда разъяренная толпа ринулась к монастырю, от нелепого, несправедливого кровопролития ее пытались удержать и митрополит Климент, и сам князь Изяслав, и младший брат его Владимир, но даже князья могли быть смяты слепой и глухой людской ненавистью. «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», – взывал к их разуму митрополит, но его уже никто не слышал…

В это время сам князь Владимир стоял на литургии и молился в ожидании расправы. Не уважая ни стен святого храма, ни сана схимника, бунтари ворвались внутрь, схватили Игоря, сорвали с него одежды и, оставив в рубашке, поволокли к воротам. У ворот князь Владимир пытался остановить толпу, но безуспешно – безумство овладело ею. Князь спешился с коня и, приговаривая: «Не убивайте, братья!», накрыл схимника своим княжеским плащом и, принимая удары, сыпавшиеся на него со всех сторон, повел к дому матери. Он едва успел ввести Игоря во двор и закрыть ворота, как толпа ворота выломала и убила князя Игоря на нижних ступенях лестницы, ведущей на «сени» – крытую галерею, которая опоясывала в те времена высокие славянские терема.

Его били и тогда, когда он уже испустил дух, затем опутали веревкой ноги и волоком протащили до Десятинной церкви, там кинули на телегу и свезли на Подол.

Чудеса
Вечером того же дня тело святого страстотерпца было отнесено в церковь Святого Михаила, и там случилось чудесное событие: «Бог явил над ним знамение велико - зажглись свечи все над ним в церкви той». На другой день игумен Федоровской обители Анания, посланный митрополитом, пришел в монастырь Святого Симеона, построенный Ярославом Мудрым на окраине Киева, чтобы отпеть святого Игоря. Он облек тело мученика в иноческие одежды, совершил обряд, и, когда, плача над ним, он от всего сердца воскликнул: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?», раздался гром, земля вздрогнула, что повергло всех в трепет, и все воскликнули: «Господи, помилуй!»

В дни княжения Юрия Долгорукого 5/18 июня 1150 года мощи святого князя Игоря Черниговского были перенесены в Чернигов, на его родину, где были упокоены в раке «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Этот день стал днем прославления святого.

Об иконе Святого князя Игоря

О внешности святого князя-мученика согласно «Иконописному подлиннику говорится», что был он «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».

Первые изводы, на которых изображались благоверные князья, донесли до нас их облик в иноческих одеждах. С петровских же времен их стали писать в одеждах княжеских, при латах – по указу Петра Первого, впервые это новшество коснулось иконы святого благоверного князя Александра Невского .

На иконе кисти Ю.Э. Кузнецова святой князь-мученик изображен по раннему канону – как инок. Здесь преобладают алые, полыхающие тона – так иконописец проявил две сущности алого цвета: это цвет подвига сердечной любви, но это – и полыхание воинских и людских страстей. В отличие от большинства икон фон внутри орнаментального обрамления прописан не в пуантильной технике, а тонкими мазками. Он поднимается как зарево за спиной святого князя, который будто заслоняет нас собою от костра гражданской междоусобицы – самой горькой, какая может быть. Его облик – строгий и сосредоточенный, рождающий ощущение особой, иноческой собранности духа от преобладания контрастных темных тонов в одеянии его, будто возникает из пламени тех тяжких лет как предупреждение потомкам, что в пламени междоусобиц гибнут чаще всего и более всего невинные души, что не раз подтверждал опыт человеческой истории…

Напомним, что в этот же день, 5/18 июня, празднуется Игоревская икона Божией Матери, уменьшенный оплечный извод Владимирской иконы , перед ней молился в схиме святой князь Игорь. Икона почитается чудотворной, иконография ее восходит к протографу той же иконы, с которой писалась икона Владимирская – «Умиление» («Елеуса»).

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского напоминает нам о христианском всепрощении и любви к ближнему. Если бы люди, поднявшие руку на князя, вовремя прозрели, они не совершили бы тяжкого преступления. Но этого не произошло, раскаяние пришло позже. У иконы Святого благоверного князя Игоря молятся о прощении грехов. Святой помогает молящимся и примером своим указывает нам, что к людям нужно относиться с добром.

Святой благоверный князь Игорь Черниговский пострадал в ходе междоусобной войны за Киевское княжество. Перенесший тяжкие муки, святой Игорь по молитве защищает от бед и болезней. Его икона помогает верующим жить в мире и благополучии. Святой Игорь Черниговский является небесным защитником для мужчин, носящих имя Игорь.

Как защищает икона

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского защищает от предательства. В молитвах, обращенных к святому, просят о сохранении семьи от бед и всяких печалей, чтобы все были дружны и терпеливы.

В чем помогает икона

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского помогает жить в мире и благополучии. К святому обращаются больные с просьбой об исцелении. Женщины просят его о даровании искренней любви. Тем же мужчинам, для которых святой Игорь Черниговский является небесным защитником, икона помогает достичь благополучия и процветания. Молитва святому благоверному князю Игорю Черниговскому


О святый угодниче Божий, страстотерпче благоверный, княже Игоре! Ты из млада Бога возлюбил еси, мудрования плотская, честь и славу княжескую ни во что же вменил еси и монашескаго образа, еще юный леты, достигл еси, к Богу единому всею душею твоею прилепился еси, и благое иго Христово на ся взем, путем спасительным неуклонно шествовал еси даже до смерти мученическия. Сего ради венча тя Господь, блаженне Игоре, венцем славы и прият в Своя Небесная селения, идеже ты ныне, неизреченныя славы и радости наслаждающеся в невечернем дни Царствия Христова, с лики святых страстотерпцев и всех святых Бога о нас умоляеши. Молимся тебе, святче Божий, припадая к честному образу твоему: молися о нас грешных и непотребных, испроси молитвами твоими мира державе нашей, граду сему (и святому храму сему) благодати и милости. Церковь святую огради молитвами твоими от ересей и расколов, пастырем ея испроси ревность и благочестие, всем же нам любовь нелицемерную и терпение даруй, грехов наших прощение, болезней и всяких недугов исцеление. Покрый и сохрани всех нас от всяких бед, скорбей и напастей, да, благодаряще, прославим Святую Живоначальную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.


Молитвенное призывание святого, имя которого носишь
:

Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

На практике молитву святому часто произносят иначе, по церковному обычаю - с именованием чина святости небесного заступника, например: «Моли Бога о мне, святый Архистратиже Божий Михаиле...»; «Моли Бога о мне, святый пророче Божий Илие…»

В эту часть молитвенного правила хорошо также включить тропарь своему святому заступнику, который следует знать и понимать.

Величание
Величаем тя, страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

Тропарь, глас 4
Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, созывающа люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшася благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.

Кондак, глас 6
Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный. И страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Кондак, глас 8
Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.

Когда день памяти святого

19 сентября/2 октября празднуется мученическая кончина святого благоверного князя Игоря Черниговского, а 5/18 июня - перенесение мощей и прослав-ление.

В каких храмах есть икона святого

Икону Святого благоверного князя Игоря Черниговского можно увидеть во многих храмах России и Украины. Главные святыни, связанные со святым, хранятся в городе Чернигове. Чудотворная икона Божией Матери, перед которой молился перед смертью князь Игорь, находится в Киево-Печерской лавре, эту икону называют Игоревской. В России большую известность получил храм Святого благоверного князя-страстотерпца Игоря Черниговского. Эта церковь современной постройки находится во Владивостоке, престольной иконой в ней является образ Святого князя Игоря Черниговского.

Житие святого и значение иконы

Житие святого благоверного князя Игоря Черниговского

Двенадцатый век феодальной Руси - период непрерывных войн, княжеской междоусобицы, дробления Русского государства. Не миновала сия печальная чаша и Киевского княжества. Война за княжение между родственниками, а обе воюющие стороны - Ольговичи и Мстиславичи - приходились правнуками Ярославу Мудрому, была жестокой и непримиримой. Мстиславичи назывались так по имени их отца Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, Ольговичи - по имени Олега Святославича, которого за скорбно сложившуюся судьбу в народе прозвали Гориславичем. Его же отец известен в православном христианском мире тем, что в 1072 году он участвовал в перенесении мощей святых Бориса и Глеба. В истории Русской Церкви он памятен еще тем, что в его владении находились такие уникальные богословские сборники, как «Изборник Святослава 1073 года» и «Изборник 1076 года». Более того, хотя в современном Типиконе его празднества нет, но в древних месяцесловах он был прописан в числе Божиих угодников.

Однако наиболее запомнились и прославились два его внука - преподобный Николай Святоша и святой благоверный князь Игорь Ольгович, которые приходились друг другу двоюродными братьями. Оба брата в истории Руси оставили по себе добрую память из-за преданного служения христианской вере, оба были причислены к лику святых. Правда, пути служения их были различны - Николай Святоша избрал дорогу иночества и почил с миром в монастырских стенах, проведя там сорок лет. Святому Игорю достался путь воина-мученика, который своей жестокой смертью искупил грех братоубийственной войны киевлян.

По сути, князь Игорь оказался агнцем, который был отдан на заклание, не имея ни толики вины ни перед князьями Мстиславичами, ни перед киевлянами. Гордыня старшего брата князя Игоря - Всеволода Ольговича спровоцировала ненависть киевского веча. Он стал князем Киевским в 1138 году, и хотя княжил недолго, весь период его княжения слился в одну непрерывную войну. Киев устал от этой бесконечной воинской брани. Всеволод считал, что после него власть должен был унаследовать младший брат - Игорь, и в пику Мстиславичам часто говорил, мол, «Владимир посадил Мстислава, своего сына, после себя в Киеве, а Мстислав — брата своего Ярополка. А вот я говорю: если меня Бог возьмет, то я после себя даю Киев брату моему Игорю».

Гордыня и злоба Всеволода Ольговича послужили причиной бунту киевского веча, но ненависть киевлян уже была направлена не только против старшего брата, но против всех без исключения Ольговичей, а, значит, и против ни в чем не повинного Игоря.

Князь Игорь фактически не княжил и двух полных недель. Всеволод Ольгович умер 1 августа 1146 года, и киевляне целовали крест уже князю Игорю, а тот ответно целовал крест им и присягал служить Киеву справедливым защитником. Но едва Игорь Ольгович взошел на княжий трон, как киевляне тайно призвали себе на подмогу войска Мстиславичей. Во время битвы между Ольговичами и Мстиславичами, которых вел князь Изяслав, киевская сторона, нарушив тем самым целование креста, перешла под знамена противника князя Игоря. Битва была проиграна. Игорь Ольгович четыре дня скрывался в болотах возле Киева, после чего все-таки был пленен, привезен в Киев, где его посадили в поруб. Это произошло 13 августа 1146 года.

Поруб - это холодный сруб без окон и дверей, куда нельзя было передать ни еды, ни питья. Чтобы освободить человека, надо было его оттуда «вырубить», проделав отверстие в бревенчатой кладке. В порубе князь заболел, думали, что он вряд ли выживет, и противники «вырубили» его затем, чтобы отвезти в монастырь святого Иоанна и заставить принять монашество. Однако иноческая судьба не была чем-либо противна опальному князю. Он и до того был склонен к чтению церковных книг и «в пении церковном учен», так что сделать иночество наказанием для него не удалось. К тому же, после мучительного сидения в порубе, осознания предательства тех, кто целовал ему крест, и понимания истинных причин всех горестных событий, невольной жертвой которых он стал как следствия людских пороков, с ним случилась перемена столь серьезная, что он сам попросил о милости отречения от мира через принятие иноческого сана.

Из поруба его выносили на руках. Он был настолько уже болен, что восемь дней не мог притронуться ни к пище, ни к питью. Когда бывший князь окреп, то епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество под именем Гавриил. Это произошло 5 января 1147 года. Выздоровев, он последовал в Киевский Феодоровский монастырь, где окончательно принял схиму под именем Игнатия и стал вести уединенный и добродетельный образ жизни, молясь и оплакивая свои прошлые грехи.

Но «не дай нам Бог видеть русский бунт», - много позже скажет А.С. Пушкин. Братоубийственная ненависть, желание свести счеты за брата, чего князь-схимник, конечно, никак не желал, казалось, свели князей с ума. Братья Игоря, князья Черниговские, которые состояли с Игорем в двоюродном родстве, озлобленные тем, что сделали с ним, задумали месть. Они решили предложить Изяславу Мстиславичу выйти в совместный поход, с тем чтобы там умертвить его. Заговор был раскрыт киевлянами, когда князь уже вышел на Чернигов, что придало новые силы их ненависти к Ольговичам, и, не разбираясь долго, они пошли к монастырской обители, чтобы убить схимника.

Когда разъяренная толпа ринулась к монастырю, от нелепого, несправедливого кровопролития ее пытались удержать и митрополит Климент, и сам князь Изяслав, и младший брат его Владимир, но даже князья могли быть смяты слепой и глухой людской ненавистью. «Не творите греха, дети, послушайтесь меня; иначе навлечете на себя гнев Божий, а вражда между князьями не утолится», - взывал к их разуму митрополит, но его уже никто не слышал…

В это время сам князь Владимир стоял на литургии и молился в ожидании расправы. Не уважая ни стен святого храма, ни сана схимника, бунтари ворвались внутрь, схватили Игоря, сорвали с него одежды и, оставив в рубашке, поволокли к воротам. У ворот князь Владимир пытался остановить толпу, но безуспешно - безумство овладело ею. Князь спешился с коня и, приговаривая: «Не убивайте, братья!», накрыл схимника своим княжеским плащом и, принимая удары, сыпавшиеся на него со всех сторон, повел к дому матери. Он едва успел ввести Игоря во двор и закрыть ворота, как толпа ворота выломала и убила князя Игоря на нижних ступенях лестницы, ведущей на «сени» - крытую галерею, которая опоясывала в те времена высокие славянские терема.

Его били и тогда, когда он уже испустил дух, затем опутали веревкой ноги и волоком протащили до Десятинной церкви, там кинули на телегу и свезли на Подол.

Чудеса
Вечером того же дня тело святого страстотерпца было отнесено в церковь Святого Михаила, и там случилось чудесное событие: «Бог явил над ним знамение велико — зажглись свечи все над ним в церкви той». На другой день игумен Федоровской обители Анания, посланный митрополитом, пришел в монастырь Святого Симеона, построенный Ярославом Мудрым на окраине Киева, чтобы отпеть святого Игоря. Он облек тело мученика в иноческие одежды, совершил обряд, и, когда, плача над ним, он от всего сердца воскликнул: «Горе веку суетному и сердцам жестоким! Где любовь?», раздался гром, земля вздрогнула, что повергло всех в трепет, и все воскликнули: «Господи, помилуй!»

В дни княжения Юрия Долгорукого 5/18 июня 1150 года мощи святого князя Игоря Черниговского были перенесены в Чернигов, на его родину, где были упокоены в раке «с теремом» в кафедральном Спасском соборе. Этот день стал днем прославления святого.

Об иконе Святого князя Игоря

О внешности святого князя-мученика согласно «Иконописному подлиннику говорится», что был он «ростом был средний и сух, смугл лицем, власы над обычаем, как поп, носил долги, брада же узка и мала. Прилежно уставы иноческие хранил».

Первые изводы , на которых изображались благоверные князья, донесли до нас их облик в иноческих одеждах. С петровских же времен их стали писать в одеждах княжеских, при латах - по указу Петра Первого, впервые это новшество коснулось иконы .

На иконе кисти Ю.Э. Кузнецова святой князь-мученик изображен по раннему канон у - как инок. Здесь преобладают алые, полыхающие тона - так иконописец проявил две сущности алого цвета: это цвет подвига сердечной любви, но это - и полыхание воинских и людских страстей. В отличие от большинства икон фон внутри орнаментального обрамления прописан не в пуантильной технике, а тонкими мазками. Он поднимается как зарево за спиной святого князя, который будто заслоняет нас собою от костра гражданской междоусобицы - самой горькой, какая может быть. Его облик - строгий и сосредоточенный, рождающий ощущение особой, иноческой собранности духа от преобладания контрастных темных тонов в одеянии его, будто возникает из пламени тех тяжких лет как предупреждение потомкам, что в пламени междоусобиц гибнут чаще всего и более всего невинные души, что не раз подтверждал опыт человеческой истории…

Напомним, что в этот же день, 5/18 июня, празднуется Игоревская икона Божией Матери, уменьшенный оплечный извод , перед ней молился в схиме святой князь Игорь. Икона почитается чудотворной, иконография ее восходит к протографу той же иконы, с которой писалась икона Владимирская - «Умиление» («Елеуса»).

Значение иконы

Икона Святого благоверного князя Игоря Черниговского напоминает нам о христианском всепрощении и любви к ближнему. Если бы люди, поднявшие руку на князя, вовремя прозрели, они не совершили бы тяжкого преступления. Но этого не произошло, раскаяние пришло позже. У иконы Святого благоверного князя Игоря молятся о прощении грехов. Святой помогает молящимся и примером своим указывает нам, что к людям нужно относиться с добром.

Блгв. князь Игорь Черниговский Игорь Ольгович Черниговский , в крещении Георгий , в монашестве Гавриил , в схиме Игнатий (+ ), святой благоверный великий князь Киевский , страстотерпец

Внук великого князя Киевского Святослава Ярославича , сын Олега Святославича (Гориславича) , Игорь принадлежал к княжескому роду Ольговичей в пору, когда Русь раздирала междоусобная брань между Ольговичами и Мстиславичами за первенство. В году великим князем Киевским стал старший брат Игоря Всеволод Ольгович . Его княжение длилось всего несколько лет, было наполнено непрерывными войнами, и киевляне Всеволода невзлюбили. Однако, он считал Киев своим наследственным владением и объявил что, в случае его смерти, княжение перейдет к его брату Игорю, князю Новгород-Северскому. Киевское же вече решило: "не хотим быть в наследстве", и ненависть против Ольговичей нарастала в городе. Так святой Игорь, как наследник, против воли оказался вовлечен в центр событий.

Другое изложение событий повествует что, по пленении, князь Игорь был заточен в одном из монастырей Переяславля-Русского или Южного (ныне Переяслав-Хмельницкий). Вдали от суеты мира сего, тяжело больной, он стал раскаиваться в своих грехах и просил разрешить ему постричься в монахи . 5 января года епископ Переяславский Евфимий постриг его в иночество с именем Гавриил. Вскоре он выздоровел и был переведен в Киевский Феодоровский монастырь, где принял схиму с именем Игнатий .

Так или иначе, предание сходится в том что, став схимником в Феодоровской обители, князь выздоровел и всецело предался иноческим подвигам, проводил время в слезах и молитве.

Тем временем борьба за Киев продолжалась. Черниговские князья, двоюродные братья Игоря, замыслили заманить князя Изяслава Мстиславича Киевского в совместный поход – с тем, чтобы захватить его или убить. Заговор открылся, когда князь был уже на пути к Чернигову. Возмущенные киевляне, узнав о коварстве черниговцев, обрушили месть на ни в чем неповинного князя-схимника. Желая отомстить роду Ольговичей, киевское вече в году постановило расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить их. Сам князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить это кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточенной толпы.

Восставшие ворвались в храм во время литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря и потащили его на расправу. В воротах монастыря толпу остановил князь Владимир. И сказал ему Игорь: "Ох, брате, куда ты?" Владимир же соскочил с коня, желая помочь ему, и покрыл его корзном (княжеским плащом) и говорил киевлянам: "Не убивайте, братья". И вел Владимир Игоря до двора матери своей, и стали бить Владимира. Так повествует летопись. Владимир успел втолкнуть Игоря во двор и затворить ворота. Но люди выломили ворота и, увидев Игоря "на сенях" (крытая галерея второго этажа в древнем киевском тереме), разбили сени, стащили святого мученика и убили на нижних ступенях лестницы. Ожесточение толпы было столь велико, что мертвое тело страдальца подвергли избиению и поруганию, его волочили веревкой за ноги до Десятинной церкви , бросили там на телегу, отвезли и "повергли на торгу". Так, 19 сентября года, святой мученик предал Господу дух свой, "и совлекся ризы тленнаго человека, и в нетленную и многострадальную ризу Христа облекся".

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила , "Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той". По благословению митрополита Климента Смолятича , игумен Феодоровского монастыря Анания совершил на другое утро погребение страстотерпца в храме Симоновского монастыря , на окраине Киева.

Мощи и почитание

Молитвы

Величание

Величаем тя, / страстотерпче святый благоверный великий княже Игоре, / и чтим святую память твою, / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего .

Тропарь, глас 4

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, / созывающа люди в пречестный храм Спасов, / идеже радостно сошедшася благочестивых множество / молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: / молися, святе, / стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом / в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас тойже

Просветився Божественным крещением, Духа Святаго светлостьми озаряем, / Евангелие Христово в сердце твое восприял еси, / делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, / моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир, и милость, / и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный. / И страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, / усердне моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, / Богомудре страстотерпче Игоре, / за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец / и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. / Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, / и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, / молися спастися душам нашим.

Использованные материалы

  • Статья сайта Вашингтонского Иоанновского собора Русской Зарубежной Церкви:
  • "Благоверный князь Игорь. Миссионерский листок номер A-1", миссионерские листки епископа Александра (Милеанта):
Святой князь Игорь был сыном Олега Святославовича, князя Черниговского. Брат Игоря, Всеволод, захватил киевский престол у потомков Мономаха. По смерти Всеволода киевский престол перешел в 1146 году к Игорю Олеговичу. Однако киевские бояре, не любившие князя Олега и его потомков, предложили тайно передать престол внуку Мономаха, Изяславу Мстиславовичу. В происшедшей между Игорем и Изяславом битве киевляне изменили Игорю и стали поддерживать Изяслава. Рать Игоря была разбита. Изяслав торжественно вошел в Киев и занял престол великих князей.
Во время битвы Игорь увяз своим конем в болоте, где и был схвачен противниками и заключен в темницу. Здесь князь Игорь тяжело заболел и пожелал принять монашеское пострижение, для чего просил отнести себя в монастырь.
«Всегда я хотел посвятить душу мою Богу. Ныне, в темнице, при дверях гроба, могу ли я желать иного?» - говорил умирающий князь.
Обессиленного, больного Игоря с разрешения Изяслава отнесли в монастырскую келию, где он пролежал восемь дней без движения, прикованный к постели. После пострига князь поправился и принял схиму. День и ночь молился он перед келейной иконой Божией Матери о прекращении междоусобной войны, о воцарении мира и любви.
Между тем брат князя Игоря, Святослав, выступил с дружиной против Изяслава. Разгневанные этим киевские бояре подняли народ, ворвались в келию Игоря и убили страстотерпца. Это произошло в 1147 году. Последние часы своей жизни князь находился в молитве перед особо им почитаемой келейной иконой Божией Матери, которая впоследствии получила название Игоревской и стала почитаться как чудотворная.
Благоверный князь был погребен в монастыре святого Симеона. Во время погребения разрешилась страшная гроза, которая привела в ужас киевлян. Народ стал молиться со слезами раскаяния.
В 1150 году брат блаженного страстотерпца принес его нетленные мощи в Чернигов, в Преображенский собор. Во время перенесения святых мощей произошло много исцелений болящих. Благоверный князь стал почитаться в лике святых. Игоревская икона Божией Матери была поставлена в Успенском соборе киевской Лавры, в пределе Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. На позолоченной ризе была сделана надпись, что, святая икона принадлежала блаженному князю Игорю и что перед ней он излил свою последнюю молитву. Перед Игоревской иконой Божией Матери совершались исцеления и многие чудеса.
Со всех концов Руси стали притекать к святой иконе люди, пребывающие в скорбях и гонениях, чтобы получить помощь по молитвам к Пресвятой Богородице.

А вот как изображает историю убиения князя Игоря известный русский писатель и общественный деятель XIX века Андрей Николаевич Муравьёв. Рассказывая о киевской Отчей (Вотчей или отеческой) обители, он пишет:
«…Но сия тихая обитель, усыпальница ратных Князей, была однажды свидетельницей горького зрелища их междоусобий. Самый несчастный из всех Ольговичей, Игорь, кроткий и праведный, после шестинедельного княжения на престоле киевском, был свергнут племянником своим Изяславом, внуком Мономаха, и переходя из темницы в темницу, испросил себе наконец мирный приют в келиях отчего монастыря. Игорь постригся и, казалось, ангельский образ, отрешивший его от суеты мирской и всякого земного величия, должен был оградить и от сопряжённой с ними опасности... Совершилось противное и пролилась невинная кровь его!
Братья Ольговичи вступились за невольного инока, которому стены монастыря служили вместе и оградой темничной. Великий Князь Изяслав, вызванный ими, как бы на совещание в Чернигов, заблаговременно узнал о готовившейся измене, и послал известить о том в Киев брата Владимира, Митрополита Климента и народное вече. Возмутился народ.
- Ольговичи готовят гибель нашему Князю! - воскликнула буйная толпа, - убьём Игоря! - И в слепом порыве ярости, устремилась в монастырь его.
Напрасно возбранял Владыка, напрасно Князь Владимир, на борзом коне, хотел обскакать разъярённых, чтобы спасти единокровного, - толпа заградила ему дорогу.
Игорь, ничего не подозревая, стоял в церкви, пред иконой Богоматери и слушал божественную литургию. Буйная чернь, не уважая святости места и сана, извлекла инока из храма и ограды. Смятенный Владимир встретил мучителей и жертву, уже во вратах.
- Брат мой, куда? - воскликнул к нему болезненно Игорь.
Владимир, соскочив с коня, покрыл его иноческую рясу своей княжеской мантией, взывая к народу:
- Братья, не могите делать зла, не убивайте Игоря!
Сам, осыпаемый ударами, вместе с мучеником, он с трудом довёл его до двора матери своей и ринулся в ворота, надеясь, что уважут хотя жилище великой Княгини. Но ничего не пощадила неистовая чернь, - разбила ворота дома княжеского, и в сенях на самых ступенях умертвила Игоря. И Князь и инок, всё было забыто в убиенном, виделся один Ольгович.
Обнажённого повлекли за ноги сквозь торжище до Десятинной церкви, а оттоле, бросив его на случившуюся праздную телегу, свезли на Подол. Тогда только остыла безумная ярость.
Князь Владимир послал сказать народу:
- Вот вы уже убили Игоря, дайте хоть похоронить тело его!
Народ же, опамятовавшись, слагал вину на Ольговичей, умысливших злое на их Князя.
Невинный страдалец пролежал ночь в Новгородской часовне. Утром Митрополит послал игумена той обители, где провёл Игорь остаток горьких дней своих, предать с честью священные останки, в церкви Св.Симеона, что была на скате старого Киева к Подолу.
Церковь причла его к лику святых своих заступников, вместе с первыми страстотерпцами Русскими, Борисом и Глебом, столь же неправедно убиенными. И доселе призывается молитвенно имя Игоря в храмах древней столицы, близ самого места его убиения...»

Св.Игорь князь.
Св.князь Игорь Черниговский.

Тропарь, глас 4:

Наста днесь всечестная память страстотерпца благовернаго князя Игоря, созывающая люди в пречестный храм Спасов, идеже радостно сошедшеся благочестивых множество молитвенно празднуют святую память твою, и с верою взывают ти: молися, святе, стране Российстей, граду Чернигову и всем православным христианом в мире и благоденствии спастися.

Ин тропарь, глас 4:

Просветився Божественным крещением Духа Святаго светлостьми озаряем, Евангелие Христово в сердце твое восприял еси делом слово Сына Божия исполняя, благоверный княже Игоре, моли Всеблагаго Спасителя нашего даровати нам мир и милость и спасение душ наших, чтущих честную память твою.

Кондак, глас 6:

Изменил еси земнаго княжения славу во иночества образ смиренный, и страдальчески земное житие скончав, ныне на Небесех радуешися, усердно моляся о чтущих тя, Игоре, страдальцев похвало.

Ин кондак, глас 8:

Княжескую диадиму обагрил еси кровию твоею, Богомудре страстотерпче Игоре, за скиптр крест в руку приим, явился еси победоносец и жертву непорочну Владыце принесл еси себе. Яко бо агнец незлобив от раб убиен был еси, и ныне радуяся предстоиши Святей Троице, молися спастися душам нашим.

(www.protigor.narod.ru; co6op.narod.ru; иллюстрации - days.pravoslavie.ru; turizm.lib.ru; vladivostok.eparhia.ru; www.orthodox.cn.ua; co6op.narod.ru; www.sofrino.ru; www. hramvsr.by; www.risu.org.ua; www.nne.ru; lit.lib.ru).

Спасо-Преображенский собор в Чернигове, в котором почивают мощи св.кн.Игоря Черниговского.

Святославича. Точная дата его рождения неизвестна, он появился на свет приблизительно на рубеже XI и XII вв. Этот князь известен своим коротким и закончившимся трагедией пребыванием на киевском престоле.

Ранние годы

Как и другие Рюриковичи периода политической раздробленности, Игорь Ольгович всю свою жизнь провел в усобицах и кровопролитных столкновениях восточнославянских князей. Первые летописные свидетельства о нем относятся к 1116 году. Тогда молодой Игорь Ольгович участвовал в походе на Минск, организованном Владимиром Мономахом. 13 лет спустя при Мстиславе Великом он ходил с дружиной на Полоцк. Правившие на территории, ныне принадлежащей суверенной Беларуси, князья принадлежали к боковой ветви Рюриковичей и регулярно конфликтовали со своими родственниками, что приводило к частым войнам в этом регионе.

В 1136 году Игорь Ольгович поддержал детей Мстислава Великого в их борьбе против Ярополка Киевского. За вместе со своими братьями получил часть Переяславской земли и окраинный город Курск. Игорь относился к черниговской династии. В своей семье он долгое время оставался на вторых ролях. Старшим считался его брат Всеволод, которому и принадлежал Чернигов.

Преемник киевского князя

В эпоху, в которую жил Олег Святославич, появились первые признаки политической раздробленности на Руси. Крупные провинциальные центры взяли курс на независимость от Киева. При детях Олега этот процесс стал необратимым. Вместе со своими братьями его второй сын Игорь время от времени конфликтовал с Киевом. Во время одной из таких войн он призвал половцев и ограбил волости на берегах реки Сулы. А в 1139 году старший из братьев Всеволод и вовсе захватил Киев, став великим князем.

Помогавший в той войне родственнику Игорь был недоволен своей малой наградой. Он поссорился с братом, но вновь помирился с ним в 1142 году, когда получил от Всеволода в удел Юрьев, Городец и Рогачев. С тех пор два Ольговича действовали сообща вплоть до кончины старшего из них. В 1144 году они объявили войну Владимирку Володаривечу Галицкому. После того похода Игорь Ольгович был объявлен наследником Всеволода, хотя у того были собственные сыновья.

Передача власти

Незадолго до того, как скончался Великий князь Киевский и Черниговский Всеволод, его зять, польский король Владислав, попросил тестя о помощи в борьбе со своими братьями. Русские дружины на запад повел Игорь. Он выручил Владислава: тот отобрал у своих родственников четыре спорных города, а русским союзникам в благодарность передал Визну.

Тем временем состояние Всеволода ухудшилось. Чувствуя свой скорый конец, он призвал киевлян признать своим будущим правителем Игоря. Жители города согласились (как показало развитие событий, притворно). Всеволод умер 1 августа 1146 года. Киевляне не любили князя, считали его черниговским чужаком, насильно отобравшим город у потомков Владимира Мономаха. Эта неприязнь печальным образом отразилась на судьбе Игоря Ольговича.

Конфликт с подданными

Перед тем как войти в столицу в качестве правителя, Игорь отправил туда своего младшего брата Святослава. Наибольшее возмущение киевлян вызывали тиуны Всеволода (летописи сохранили имя одного из них - Ратша). Горожане стали жаловаться на прежних управляющих и бояр. Святослав от имени брата пообещал, что после его восшествия на престол киевляне смогут сами выбирать себе тиунов. Вести об этом так разгорячили горожан, что они стали громить дворцы приближенных умершего Всеволода. Святославу с большим трудом удалось восстановить в столице порядок.

Когда Игорь князь Киевский вступил в город, он не стал торопиться с исполнением обещаний. Одновременно с тем жители столицы начали налаживать тайную связь с Изяславом Мстиславовичем (сыном Мстислава Великого и внуком Владимира Мономаха). Именно в этом князе многие недовольные видели законного правителя, чья династия была насильно изгнана с киевского престола Всеволодом.

Приближение войны

Ключевым в судьбе правителя стало то, что святой князь Игорь Черниговский не устраивал не только жителей Киева, но и остальных удельных князей Руси. Единственными его верными союзниками остались лишь младший брат Святослав и племянник Когда в Киев пришла весть о том, что Изяслав Мстиславович идет к городу вместе с верной армией, Игорь фактически остался изолированным и беспомощным.

Не теряя надежды, Ольгович направил послов к своим двоюродным братьям Давидовичам (Изяславу и Владимиру), правившим в удельных городах Черниговской земли. Те согласились помочь ему в приближавшейся войне в обмен на уступку некоторых волостей. Игорь удовлетворил их требования, однако никакой помощи он так и не дождался.

Поражение

Всю свою жизнь Олег Святославич провел в войне против киевских князей. Теперь его второй сын оказался в прямо противоположном положении. Он сам был киевским князем, но ему противостояли почти все прочие Рюриковичи. Даже столичные воеводы Иван Войтишич и Лазарь Саковский, а также тысяцкий Улеб изменили ему.

Несмотря на отчаянное положение, Игорь, князь Киевский, не отказался от борьбы. Вместе с младшим братом и племянником он вооружил небольшую дружину и вместе с ней выдвинулся против Изяслава Мстиславовича. Полки великого князя из-за своей малочисленности были закономерно разбиты. Рассеянные воины бросились в бегство. Обоим Святославам удалось оторваться от преследователей, а вот конь Игоря Ольговича увяз в болоте. Великого князя поймали и привели в победившему Изяславу. Тот повелел отправить противника в монастырь в городе Переяславле недалеко от Киева.

Постриг

Дома сторонников Игоря в столице были разграблены. В погромах приняли участие дружинники мнимых союзников Ольговича князей Давидовичей. Младший брат Игоря Святослав пытался выручить родственника. Он безуспешно уговаривал помочь В конце концов ему вместе с супругой Игоря самому пришлось бежать из родной Северской земли.

Свергнутый киевский князь тем временем серьезно заболел. Его жизнь оказалась на волоске. Заключенный в монастыре попросил Изяслава разрешения принять постриг, на что получил согласие. Вскоре Игорь принял схиму. Более того, он даже выздоровел и перебрался в киевский монастырь.

Гибель

Казалось, что изолированному от внешнего мира Игорю удастся прожить остаток жизни в мирной обстановке монастыря. Однако всего спустя несколько месяцев после принятия схимы он стал жертвой очередной междоусобицы. Братья Давидовичи рассорились с великим князем Изяславом и двинули свои дружины на Киев, объявив о том, что собираются освободить Игоря.

Весть об очередной войне привела жителей столицы в бешенство. Разъяренная толпа ворвалась в монастырь в тот момент, когда Игорь слушал обедню. Младший брат Изяслава Владимир Мстиславович попытался спасти схимника. Он укрыл инока в доме собственной матери, надеясь, что зачинщики расправы не решатся вломиться туда. Однако разъяренных горожан уже ничего не могло остановить. 19 сентября 1147 года они ворвались в последнее убежище Игоря и убили его.

Тело покойного было вывезено на Подол и выброшено на торговой площади на поругание. Наконец, жители Киева утихомирились и все-таки похоронили останки князя в церкви Святого Симеона. Через три года Святослав Ольгович перевез тело брата в родной Чернигов. Мученическая смерть Игоря (в последние минуты жизни он молился перед иконой, ставшей святыней) побудила Русскую Православную Церковь канонизировать князя в лике страстотерпца и благоверного.

Похожие публикации