Развлекательно познавательная игра аптека в природе. Викторина «Зеленая аптека». этап - Легенды о растениях

Школа Юрия Окунева

Всем здравствуйте! Утвержденный несколько лет назад на федеральном уровне стандарт дошкольного образования подчеркнул необходимость пересмотра некоторых взглядов на обучение и воспитание малышей в детских садиках. В частности, была подчеркнута необходимость усилить программы, направленные на развитие тех способностей, которые каждый ребенок имеет от рождения.

И в плане грамотного решения поставленных задач как нельзя лучше показала себя ТРИЗ-технология в детском саду. О том, что именно дает данная методика при использовании в ДОУ, а также о методах ее внедрениях и пойдет речь в данной статье.

Как вы должны помнить из моих , ТРИЗ - это методика, которая учит решать различного рода изобретательские задачи максимально продуктивными, простыми и быстрыми способами.

Причем термин «изобретательский» хотя и подчеркивает основную направленность техники, однако совершенно не ограничивает ее сферу применения. Именно поэтому можно смело говорить об универсальности теории решения изобретательских задач, ведь она, в первую очередь, учит мыслить творчески, нестандартно и смело.

В связи с этим использование ТРИЗ в детском саду - это уникальная возможность при помощи качественного многофункционального инструмента решать те задачи, которые были возложены Министерством образования страны на педагогов в ДОУ.

В рамках ДОУ у ТРИЗ определяются следующие функции:

  • Обучение детей грамотным принципам решения различных творческих задач.
  • Обучение самостоятельной работе.
  • Формирование творческих личностей, умеющих находить нестандартные ответы на любые вопросы.
  • Обучение эффективной работе в группах.
  • Обучение прогнозированию тех или иных ситуаций и пр.

При этом все пункты выполняются с учетом личностно-ориентированного подхода в обучении, который дает возможность достучаться решительно до любого ребенка.

В итоге, у малышей:

  • Формируется своя точка зрения на различные вещи.
  • Появляется свое мнение и смелость для ее выражения, защиты.
  • Развивается находчивость. Они не тушуются в сложных ситуациях, а пытаются найти из них наиболее грамотные выходы.
  • Появляется умение работать в команде, где на каждого возлагается определенная роль и круг обязанностей.
  • Развивается творческое и образное, причинно-следственное, эвристическое мышление, фантазия.
  • Появляется смелость общения.

Технология ТРИЗ в ДОУ по ФГОС

Одно из главных преимуществ технологии ТРИЗ - это максимальный акцент на самостоятельность работы учащихся. Минимум теории, которую нужно вызубрить, минимум прямой помощи от учителя. Смысл в том, чтобы ребенок смог сам дойти до правильного ответа. Педагог выступает как мудрый наставник, который направляет течение мысли своих маленьких подопечных в нужное русло.

При этом воспитателями в детских дошкольных учреждениях применяется целый арсенал превосходных методик, призванных создать для детей благоприятную развивающую среду.

  • (ММЧ). Отлично работающий способ, позволяющий формировать у малышей максимально точное и понятное им представление о простейших биологических и физических процессах.
  • . Позволяет изучать различные объекты мира в контексте их соотношения с другими объектами, а также с временными рамками «прошлое», «настоящее», «будущее».
  • Игры на мышление по аналогии. Чтобы научиться сравнивать между собой различные вещи и распределять их по группам, нужно сначала выявить те признаки, которые для них характерны. Данная методика этим и занимается.
  • Морфологическая таблица. Позволяет выявлять характерные признаки разных вещей, а после на основе полученных данных создавать совершенно новые разновидности этих же предметов.
  • Метод фокальных объектов. Малыши учатся переносить свойства одного или нескольких объектов на другой объект.
  • Мозговой штурм. Перед ребятами ставятся различные задачи и дается предложение выдвигать любые пришедшие на ум варианты их решения. Пусть даже самые волшебные и сказочные. После выбирается одна или несколько наиболее подходящих идей.
  • Метод противоречий. Использование этого приема позволяет детям учиться находить выходы из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций. Например, когда исходные свойства предметов не соответствуют тем функциям, которые мы собираемся на них возложить.

Эти и другие методики в подготовительной группе реализуются посредством увлекательных дидактических игр, захватывающих внимание ребенка, привлекающих его интерес и желание сотрудничать с другими ребятами в группе и самим преподавателем.

Игровая форма подачи теории и отработки ее на практике дает возможность убрать те барьеры, которые могут возникать в процессе обучения. В частности, снимается страх детей перед педагогом и другими ребятами, перед обучением и новой информацией.

Конечно, сложность задач идет по возрастающей. И, несмотря на то, что названия некоторых приемов звучит достаточно сложно, на деле они оказываются полностью посильными для малышей. То есть родителям не стоит бояться того, что их чада будут слишком перегружены занятиями.

Нагрузка тщательно дозируется в соответствии с возрастом дошколят и их индивидуальными особенностями. Так, если в самых младших группах деток в большей степени учат просто общаться и познавать мир, то в старшей группе они уже начинают решать свои первые задачки.

Литература по ТРИЗ

А вот и список учебных пособий, которые я смело могу посоветовать всем, кто заинтересовался ТРИЗ и хочет попробовать применить ее на практике. Одни доступны в печатном виде, другие же проще найти в электронном. И все можно купить прямо через интернет.

Для воспитателей

  • Анатолий Гин «Приемы педагогической техники» . Как работать с учениками в рамках ТРИЗ, как их заинтересовать и организовать увлекательное, но при этом еще и продуктивное занятие? Как поддерживать в группе одновременно и дисциплину, и атмосферу творчества? Как научить детей коллективной работе? Как лучше выполнить проверку знаний учащихся? Об этом и многом другом в сборнике дидактических материалов от известного в СНГ и за рубежом автора.
  • Анатолий Гин «ТРИЗ-педагогика» . Еще одна работа на тему ТРИЗ, которая помимо теоретико-мотивирующей части дает мощный практический инструментарий для работы с детьми в соответствии с обновленной ФГОС.

Для детворы

  • Анатолий Гин «Сказки-изобреталки от кота Потряскина» . Вместе с пушистым хитрецом ребята научатся находить грамотные выходы из любых затруднительных ситуаций.

Для взрослых

  • Юрий Саламатов книга «Как стать изобретателем» и его тренинг по ТРИЗ . Теория и практика методики для тех, кто уже состоялся в профессии, но мечтает стать еще круче.

В комментариях к материалу жду ваши вопросы, пожелания, сомнения и размышления. Буду рад, если поделитесь своим опытом применения ТРИЗ. Впереди еще несколько статей по теме. Оформите подписку, чтобы регулярно получать от меня новостную рассылку, и ничего не пропустить.

На этом все, друзья. До скорой встречи! Ваш Юрий Окунев

Наталья Богачкова
ТРИЗ технологиии в детском саду

В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных перемен, чтобы быстро и адекватно на них реагировать, человек должен постоянно активизировать свой творческий потенциал.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит нелегкая задача – организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства .

На протяжении длительного периода воспитание в ДОУ ориентировалось на формировании, прежде всего знаний, умений и навыков, носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие творческих качеств личности.

Задача развития творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Законе РФ «Об образовании» , является одной из социально значимых задач современного общества.

Современные педагоги должны находить новые, неординарные технологии обучения и образования детей, которые дадут им возможности понимать и принимать новые реалии, быстро ориентироваться и обучаться.

Среди инновационных технологий обучения детей ведущее место, на мой взгляд, занимает технология Г . С. Альтшуллера - теория решения изобретательских задач (ТРИЗ ) . Созданная в 1946г., эта теория дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий , связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности. В ее основе лежит воспитательная система, построенная на теории развития творческой личности.

У современных дошкольников достаточно бедный словарь, они не умеют анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно- следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями. К сожалению, не все дети умеют доказательно отстаивать свое мнение, уважительно относится к высказываниям других. С другой стороны, не все педагоги понимают значимость воспитательно - образовательной работы в этом направлении. Я попыталась разрешить данное противоречие и обратилась к созданию системы работы по развитию творческого потенциала у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приемов ТРИЗ .

Теоретическое обоснование опыта :

Технология ТРИЗ имеет своей целью показать некоторые пути воспитания творческой личности в условиях детского сада на основе развития творческого воображения и сущности теории решения изобретательских задач. В основу моего опыта легли разработки О. Дыбиной, Л. Белоусовой, З. Шустермана, С. Гин и д. р., которые адаптировали технологию для дошкольников , в доступной форме разработали подачу разных методов этой технологии : метод фокальных объектов, метод каталога, метод морфолического анализа и т. д. Описанная на примерах и играх-занятиях методика ознакомления детей с окружающим миром позволяет не только формировать системное мышление, но и развивать воображение ребёнка. Эти качества в сочетании с диалектическим мышлением раскрывают творческий потенциал личности, позволяют оценить прошлое и настоящее, спрогнозировать будущее.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально- практическим путем. В связи с этим новизна моей работы заключается в том, что :

Обучение детей методикам ТРИЗ подразумевает воспитание нравственности, которая воплощается в реальных условиях.

Систематическое изучение тризовских методик и использование их на практике способствует разностороннему развитию личности ребенка.

ТРИЗ -педагогика призвана учитывать интересы ребенка, это педагогика сотрудничества.

Методики ТРИЗ – идеальные инструменты для проблемного, развивающего обучения. Позволяют сделать и традиционное обучение развивающим.

ТРИЗ -педагогика помогает воспитать у детей стремление к самосовершенствованию.

Практическая значимость опыта :

1. Комбинация методов и приёмов технологий ТРИЗ имеет развивающий эффект и творческий характер деятельности дошкольников.

2. Разработанные приёмы и методы могут быть адаптированы как в ДОУ, так и в семье для повышения эффективности развития творческого мышления, воображения, речи у детей, также для повышения взаимодействия педагогов с семьёй.

Методику ТРИЗ называют школой творческой личности, поскольку ее девиз - "творчество во всем": в постановке вопроса, в приемах его решения, в подаче материала. В ней нет методов в привычном смысле слова, есть инструмент, с помощью которого воспитатели и родители сами "изобретают" свою педагогику, озаренные светом детских идей . Нет и воспитания в привычном его значении, есть способ овладения навыками, которые позволяют жить интересно всем вместе и творить себя : и воспитателю, и родителям, и детям.

Цель опыта - изучить проблему развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ , обосновать значение ТРИЗ в формировании и развитии творческих способностей ребенка-дошкольника.

В соответствии с целью были определены следующие задачи :

Изучить научную и учебно-методическую литературу по теме исследования.

Обосновать целесообразность использования ТРИЗ в работе по развитию творческих способностей дошкольников, раскрыть роль ТРИЗ в формировании творческой активности детей дошкольного возраста.

Для реализации намеченной цели спланировала свою работу по следующим направлениям :

1. Работа с детьми - использование методов и приёмов ТРИЗ для развития творческого потенциала

2. Работа с родителями – консультирование, совместная деятельность.

3. Работа с педагогами – обобщение опыта, помощь в использовании методов и приёмов ТРИЗ .

Описание опыта

Работа по системе ТРИЗ должна осуществляться постепенно.

Для решения тризовских задач можно выделить 4 этапа работы

1. Учим ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду.

2. Учим детей фантазировать, изобретать.

3. Решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ .

4. Учим детей находить выход из любой сложной ситуации, применяя полученные знания.

Основные методы ТРИЗ используемые мною в работе с детьми :

· Мозговой штурм

· Метод фокальных объектов

· Морфологический анализ

· Метод эмпатии

· Метод проб и ошибок

· Тризовские игры и т . д.

Рассмотрим более подробно деятельность и возможные методы на каждом этапе.

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Учатся находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, знакомятся с проблемой многофункционального использования объекта, проводится исследование объекта : что- то в нем хорошо, а что- то плохо, что-то вредное, что- то мешает, а что- то нужно. Здесь можно использовать игры : «Хорошо-плохо» , «Черное –белое» , «Вперед- назад» «Паучок плетет паутину» .

Игра «Хорошо-плохо» - мозговой штурм для совершенствования умения выделять противоречия в предметах. Для этого выбираем объект и предлагаем найти положительные и отрицательные качества данного объекта. В эти игры можно начинать играть уже с детьми 4-го года жизни.

В начале берем объект, который не вызывает у детей положительных или отрицательных ассоциаций. Так как дети более склонны называть положительные стороны объекта, на 1-м этапе игры называем плохо, дети хорошо. Детей 5-го года жизни можно делить на две команды, одна команда называет хорошо, другая - плохо, соревнуясь, кто больше назовет качеств. В работе со старшими дошкольниками берем объекты, имеющие для детей социальную значимость, и учимся находить противоречивые свойства («В следующем году мы пойдём в первый класс - это хорошо или плохо?» ).

Игра- ТРИЗ «Чёрное и белое»

Детям предлагается классифицировать положительных и отрицательных персонажей по их домикам. (Кто может жить в черном домике? (волк; баба Яга, Бармалей и др.) . А кто может жить в белом домике? (Белоснежка, Красная шапочка, Дюймовочка и др.) . Затем детям предлагается проявить фантазию и предложить свои варианты ответов. Что будет если заяц, снег, сахар вдруг станут чёрными? Что будет если дорога, грязь, туча станут белыми?

Игра «Четвертый лишний» - научить видеть лишним каждый предмет, в зависимости от того, по какому признаку проводится сравнение. На карточке – изображение четырех предметов одной классификационной группы. Объяснить детям, что «лишним» будет каждый предмет по очереди, чтобы не было никому обидно.

Игра «Мир вокруг нас» - совершенствовать умения детей классифицировать все объекты материального мира на природные и рукотворные. Дети определяют, в какую часть их надо сложить.

Игра- ТРИЗ «Сбежавшие числа» - находить место цифры в своем домике по возрастающей величине - от меньшего домика к большему.

Воспитатель сначала выкладывает домики по порядку и смешивает цифры, а дети находят каждой цифре свое место. Затем ставит цифры не в те домики, а дети находят для них правильное место или детям предлагаются неполные цифры, а они зрительно представляют, какая это цифра.

В игре «Лестница противоположностей» хорошо усваивается прием противоположные значения. Эта игра воспринимается детьми уже в 3-летнем возрасте. Вначале учим детей подбирать слова, противоположные по значению (функции) .

Большое внимание уделяла систематичности проведения игр и упражнений : «Дорисуй» , «Какая игрушка?» , «Перевёртыши» . Постоянно использовала в работе задачи-шутки, которые способствовали преодолению инерции мышления и являлись гимнастикой для ума.

Также использую метод «эмпатии» . Его суть в полном отождествлении себя в качестве кого-то или чего-то. Например, мы собрались мыть руки, я спрашиваю детей, о чём сейчас думает мыло, если дети затруднялись, то первые варианты давала я сама - боится, что мы его испачкаем своими руками, радуется тому, что оно поможет сделать руки чистыми и т. д. Потом предлагаю взять образ животного, цветка и т. д. Дети быстро поняли смысл игры и представляли очень интересные варианты ответов.

Всестороннему знакомству с предметом или явлением помогает метод системного анализа. Он позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям и даже заглянуть в будущее предмета. Системный оператор можно начинать использовать во 2-й младшей группе при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек. Вначале берём 3 экрана из 9. Со временем переходим к использованию всей 9-экранной системы. Систему характеризует оператор РВС (размер, время, стоимость) . Меняя один из этих операторов, можно изменить свойства и качества предмета. Например, при решении задачи спасения Колобка, изменим оператор размер, увеличим Колобка так, чтобы лиса не смогла его проглотить.

При знакомстве детей с разными агрегатными состояниями, используется метод маленьких человечков (М. М. Ч.) .М. М. Ч. - практическое воплощение идей Г. С. Алтьшуллера по моделированию мира. Знакомство детей с М. М. Ч. начинается в группе детей 5-го года жизни на простейших явлениях, когда знакомим детей с водой, снегом, льдом : на морозе вода замерзает, лед в тепле тает, у батареи вода испаряется быстрее.

После того, как дети научатся выявлять противоречия, пользоваться системным оператором, приступаем ко второму этапу работы по ТРИЗ . Тому, чтобы найти принципиально новое решение мешает психологическая инерция, она есть даже у малышей. Первый вариант ответа на вопрос «Как спасти колобка?» -«Убить лису» . Поэтому, следует раскрепостить мышление детей, дать волю фантазии, воображению и в то же время обращаю внимание на нравственную сторону решения вопроса. Это очень важно, так как на детей извне направлен мощный поток агрессивной информации и первыми ответами бывают агрессивные ответы : убить, поломать, выгнать и т. д. В условии задачи, как противоречие, закладываем нравственную сторону вопроса : «Как спасти колобка, не причинив вреда лисе?»

Одним из методов, способствующих снятию психологической инерции, развитию воображения, является метод фокальных объектов (М. Ф. О.) . Работу по М. Ф. О. можно начинать с детьми 4-го года жизни. При этом решаются следующие задачи :

· придумать что-либо новое, видоизменяя или улучшая реальный объект;

· познакомить детей с новым объектом;

· создать рассказ или сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения;

· проанализировать художественное произведение.

Еще одним методом, снимающим инерцию мышления и позволяющим увеличить число перебираемых вариантов, является морфологический анализ. С помощью этого метода легче выявить все возможные варианты решения проблемы, которые при простом переборе могут быть упущены. Дети учатся находить ответы с помощью алгоритма, изобретать предметы с новыми свойствами и качествами. «Загадочный поясок» , «Числовая да-нет-ка» , «Предметная да-нет-ка» - морфологический анализ. Дети учатся мыслительному действию и умению работать с недостатком данных. Загадывается предмет, ребёнок по наводящим вопросам пытается отгадать его. Отвечать можно только словами да-нет.

Игра "Волшебные очки» формирует умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным. Дети одевают очки разного цвета (формы, и называют слова на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы) . Например : [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. Можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Далее в работе с детьми я попробовала применить метод «Мозговой штурм» . Суть его в том, что в ходе непринуждённой беседы предлагаются самые различные варианты решения предложенной задачи. Главным условием успеха работы является безусловное запрещение оценки и критики предложенных вариантов. Более того поощряются самые неожиданные необычные предложения. Последующим этапом метода является выборка идей или конкретных решений.

На третьем этапе работы с детьми решаем сказочные задачи и составляем сказки : «Сказки по схемам ТРИЗ » , «Путешествие по сказочной стране» . Но прежде чем составлять сказки, целесообразно научить детей решать сказочные задачи. Мы пытаемся помочь сказочным героям, попавшим в затруднительное положение. Решение проблемы зачастую зависит от выявления и использования ресурсов, дети стремятся к идеальному конечному результату. Они учатся искать выход из любой сложной ситуации, самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы, строить сложные предложения с использованием сравнений, определений.

Игра «Теремок» - типовые приёмы фантазирования. Детям раздаются различные предметы. Воспитатель исполняет роль ведущего. Сидит в «теремке» . Каждый приходящий в «Теремок» сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него.

Применяю методики ТРИЗ не только на занятиях, но и во всех режимных моментах : в утренние часы, при умывании, одевании на прогулку, на прогулке и в игровой деятельности. Успешно вписывается ТРИЗ и в проектной деятельности, так как проект и начинается с проблемной ситуации. Здесь дети находят выход из проблемной ситуации, составляют план её решения, продумывают продукты проекта, а потом их реализуют в практической деятельности.

Нельзя не отметить важность вовлечения семьи в реализацию данной проблемы. Родители - помощники в течение всего времени. Они активно участвовали в проведении конкурсов рисунков, поделок из природного материала, в праздниках, развлечениях. Я знакомила их с играми, которые они потом могли использовать в общении с детьми, предлагала различные домашние задания : составить рассказ о любимом животном, сочинить и проиллюстрировать рисунками сказку. Составить рассказ о своей семье и т. д.

Как результат проводимой нашей работы, дети в нашей группе в значительной степени преодолели чувство застенчивости, скованности, «языкового барьера» . У них постепенно развивается логика мышления, речевая активность, появилось видение многогранности окружающего мира, его противоречивости, закономерности развития; т. е они учатся мыслить системно. Я не перестаю удивляться их любознательности, активности в поисках ответов на интересующие их вопросы.

Внимание! В статье приведен методический материал по проекту создания прибора «Чистопол»

Часто в описании образовательной программы можно встретить аббревиатуру ТРИЗ. Неподготовленному родителю она ничего не скажет, а вместе с тем это целая наука, предлагающая дошкольное образование по четкой схеме, и ТРИЗ в детском саду весьма популярна. Другими словами — Теория Решения Изобретательных Задач.

Автор методики – изобретатель и писатель-фантаст Г.С. Альтшуллер. Интересно то, что ТРИЗ изначально разрабатывалась не для детей, однако со временем была успешно внедрена в программу дошкольного образования. Приемы ТРИЗ завоевывают все большую популярность среди педагогов и родителей.

Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями. Кроме этого, у них развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, системность.

Главное отличие методики ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию — это возможность детям самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать, а не повторять сказанное взрослыми. Методика подходит для детей с 2-3 лет, когда ребенок начинает осознавать свои мысли и учится их формулировать посредством жестов или слов.

ТРИЗ в детском саду: принципы построения занятий

  • При минимуме сообщения информации – максимум рассуждений.
  • Предпочтительная форма для обсуждения задач и проблемных ситуаций – мозговой штурм.
  • Активизация творческого воображения.
  • Использование в процессе «поиска истины» всех, доступных для ребенка, средств восприятия и операций: заключения, причинно-следственные связи и прочее.
  • Подход к миру как к единому комплексу взаимосвязанных элементов

Преимущества программы ТРИЗ в детском саду:

  • Способствует развитию аналитических способностей.
  • Учит ребенка рассуждать и отстаивать свою точку зрения.
  • Помогает ребенку справиться с природной застенчивостью и замкнутостью.
  • Культивирует стремление познавать и получать новую информацию.
  • Дает свободу слова и свободу проявления личности.
  • Универсальность: справляясь для начала с легкими задачами, ребенок постепенно учится находить выход из сложных ситуаций, что несомненно пригодится во взрослой жизни.

Занятия по методике ТРИЗ состоят из трех этапов:

Первый этап – поиск сути. Перед детьми ставится задача, которую нужно решить. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть как реальные (например: семья уезжает в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как можно определить время, если нет часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?).

Второй этап – «тайна двойного». Выявление и понимание двух противоречащих друг другу истин. Например, солнце – это плохо и хорошо. Хорошо – так как греет, плохо – так как может сжечь.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы скрыться от дождя, нужен большой зонт. Но большой зонт не помещается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик.

  • А.А. Гин: «Задачи-сказки от кота Потряскина»,
  • М.Н. Шустерман: «Новые приключения Колобка»,
  • Г. И. Альтов: «Как стать изобретателем».

Методическая разработка: исследовательский проект «Чистопол»

Вид проекта: детский
Тип проекта: изобретательский
Длительность: 1 месяц
Количество участников: 5 человек

Проблема: исходя из опыта своей работы и работы коллег, мною было замечено, что дети часто не умеют переносить полученные ими знания и свой опыт в деятельность, не связанную с областью этих знаний.

Исходя из этого, были поставлены следующие цели:

  • Формировать умение видеть проблему в повседневной жизни.
  • Формировать умение формулировать противоречие в данной проблеме.
  • Формировать умение выдвигать гипотезы и проводить их анализ.
  • Формировать умение опираться на информативные знания.
  • Формировать классификационные умения.
  • Развивать изобретательские навыки с помощью ТРИЗ.

1 этап. Определение проблемы с детьми

В основе любого проекта с детьми лежит интерес детей. В связи с этим, с детьми стали обсуждаться различные вопросы, ответы на которые они хотели бы найти. Круг вопросов и проблем мы с детьми сузили до их пребывания в детском саду. Дети стали рассказывать о том, что им не нравится в детском саду, с чем им постоянно приходится сталкиваться.

У каждого был свой ответ: кому-то не нравится рано утром вставать; кому-то не хочется есть то, что дают в садике; кто-то не любит спать в тихий час и так далее. С детьми мы стали обсуждать, какая же из этих проблем самая трудная. Путём голосования дети пришли к выводу, что это отдельные проблемы некоторых детей, так как многим нравится приходить в детский сад, съедать всё, что приготовят повара, но в одном согласились все дети, что всем им не хочется надевать несколько раз в день бахилы на обувь.

Им не нравятся бахилы по нескольким причинам:

  1. Потому что в одежде трудно наклоняться.
  2. Иногда родители забывают или не хотят надевать бахилы, поэтому воспитатели начинают ругать детей и взрослых за грязь, а это неприятно.
  3. Так же тяжело наклоняться и бабушкам, которые приводят или забирают детей.
  4. Бахилы надо выбрасывать, и часто они разлетаются из мусорных контейнеров и загрязняют природу.

Таким образом, с детьми была определена тема будущего проекта.

Установление противоречия.

Дети стали задумываться: «Зачем надо надевать бахилы при посещении детского сада?». Ответ на поставленный вопрос дети нашли быстро: «Для того чтобы в детском саду было чисто». Можно ли обойтись без бахил?

Дети стали выдвигать варианты соблюдения чистоты в детском саду:

  1. Положить тряпку у входа.
  2. Снимать обувь при входе в детский сад.
  3. Носить запасную обувь.

Выдвигая предложения, мы с детьми стали обсуждать отрицательные и положительные стороны этих вариантов, дети стали убеждаться, что все эти варианты имеют больше отрицательных сторон, чем положительных. Дети пришли к противоречию:

Грязь должна быть на обуви, потому что люди приходят с улицы, и её не должно быть на обуви, чтобы полы были чистыми. ИКР: Грязь с обуви должна сама исчезнуть.

2 этап. Сбор копилки.

Так как детям предстояло искать способы борьбы с грязью, то мы стали собирать копилку видов грязи. В течение нескольких дней дети рассматривали подошву обуви и определяли, какая грязь на ней скапливается. В итоге была собрана «Копилка грязи».

3 этап. Картотека

Объекты, находящиеся в «Копилке грязи», дети стали объединять в группы по виду — так появилась «Картотека видов грязи»:

  • Жидкая грязь – в неё вошла вода в разных агрегатных состояниях (снег, лёд, вода).
  • Твёрдая грязь – в неё вошла земля, песок, мелкие камешки, мелкие листочки.
  • Смешанная – вода, смешанная с землёй (жижа).
  • С жидкостями борются с помощью: тряпок, губок, моющего пылесоса.
  • С твёрдой – пылесосом, веником, разными щётками (обувная, щётки на автомойке), метлой, водой, тряпкой.
  • Со смешанной грязью борются так же, как и с жидкостями, поэтому этот вид грязи был объединён с жидкой грязью.

4 этап. Модель изобретения

Из всех видов материалов, которые помогают бороться с грязью, дети выбрали наиболее распространённые и универсальные: вода, тряпки, пылесос, щётка.

Из этих материалов дети стали выбирать, что можно использовать. Воду дети решили не брать, так как вода быстро испачкается и её надо будет часто менять. Тряпки тоже дети решили не использовать, так как ещё на первом этапе было решено, что её применение не удобно, и руки испачкаются. Обычные щётки тоже не удобно применять, так как можно испачкать руки, но в модель изобретения можно взять механические щётки, которые используются на автомойках или на тракторах, при уборке улиц, только щетина должна быть не такая жёсткая, чтобы не испортить обувь. Также в модель дети взяли пылесос, так как он всасывает в себя разные виды грязи и не даёт ей разлетаться.

Таким образом, в модель попали:

  • Пылесос.
  • Механические щётки.

Исходя из модели, дети поняли, что их изобретение будет напоминать какой-то прибор или аппарат, так как пылесос и автощётки – это электрические приборы.

5 этап. Создание продукта

Пятый этап нашего проекта – это этап технический. Дети стали пробовать соединять пылесос с механическими щётками. В результате работы дети решили внести в свой прибор дополнение – решётку, чтобы под весом человека щётки не применялись и могли вращаться.

Я обратила внимание детей на то, хорошо ли, что прибор будет всё время работать, даже тогда, когда человека нет? Исходя из своего опыта, дети вспомнили, что существуют такие двери и сушилки для рук, которые работают только тогда, когда к ним подходишь (на фотоэлементах). Такие фотоэлементы дети тоже внесли в своё изобретение.

Таким образом, у детей получился прибор, которому было дано название «Чистопол».

Строение прибора: прибор состоит из двух частей. В первой части находится пылесос, эта часть закрыта крышкой, чтобы туда не попала вода и грязь. Во второй части находятся трубки, которые соединены с пылесосом. В эти трубки вставлены вращающиеся щётки с отверстием внутри. Щётки закрывает решётка с крупными ячейками.

Прибор работает на электричестве. Когда человек встаёт на решётку, то срабатывают фотоэлементы, и включается пылесос, и начинают вращаться щётки. Из-за силы всасывания пылесоса и скорости вращения щёток грязь не разлетается и попадает в грязеприёмник. В конце дня необходимо очистить грязеприёмник. В связи с тем, что эта грязь имеет природное происхождение, она не загрязняет окружающую среду.

Располагаться данный прибор должен в детском саду у входа.

У любого прибора есть правила его эксплуатации. Вместе с детьми мы написали, как надо пользоваться «Чистополом» и какие правила безопасности надо соблюдать.

Также были обсуждены положительные и отрицательные стороны данного изобретения.

Положительные:

  • Бережёт труд человека.
  • Экономит моющие средства, ткань, воду.
  • Не загрязняет природу.
  • Экономит денежные средства людей.

Отрицательные:

  • Много деталей — значит, дорогой.
  • Тратит электричество.

Но со временем прибор должен окупить свою стоимость.

6 этап. Презентация

Презентация проходила в детском саду на внутреннем конкурсе «Мой проект». Затем дети выступали с презентацией перед родителями на собрании. На конкурсе «Мой проект», проходившем в городе, дети заняли первое место.

7 этап. Определение перспективы

На заключительном этапе дети выявили перспективу дальнейшей работы над проектом. Она исходила из отрицательных сторон прибора. Надо придумать:

  • Альтернативные природные источники энергии (например: использование силы ветра, солнечной энергии).
  • Использование дешёвых материалов, для удешевления прибора.

В процессе руководства проектом, детям постоянно задавались вопросы провокационного характера, на аргументы детей выдвигались контраргументы. Было постоянное обращение к накопленному опыту детей, что способствовало тому, что им приходилось искать ответы, опираясь на накопленные знания.

Данный проект был полостью основан на информативных знаниях детей.

Познавательная игра «Зеленая аптека» для детей подготовительной группы Подготовила Казанцева Ж.В воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ ЦРР –д /с №10 «Незабудка» город Лобня


Цель: Развивать экологическое мышление на основе представлений о «царстве» лекарственных растений Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях Закрепление полученных знаний о свойствах лекарственных растений Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу Оборудование: Экран Ноутбук Жалюзи на окна


Здравствуйте ребята! Я - доктор Неболейкин! Приглашаю вас в лес!


Лес, как сказочное царство, Здесь кругом растут лекарства, В каждой травке, в каждой ветке – И микстура, и таблетки. Все целебные растения Знаю я без исключения. Ну а чем и как лечить, Я могу вас научить!


Мы найдем в лесу растения, что пригодны для лечения! Это тысячелистник. Каждый лист его состоит из множества крохотных листиков, и у каждого листика ажурные края. Тысячелистник используют для остановки кровотечений.


Это мать - и- мачеха. Верхняя часть ее листа на ощупь гладкая и холодная, а нижняя мягкая и теплая, как бархат. Листья мать -и- мачехи сушат, заваривают чай и пьют от кашля.


Это подорожник. У подорожника прочные листья с упругими жилками. Благодаря им он не боится вытаптывания и растет там, где другим растениям трудно прижиться: на обочине дорог или прямо на дороге, по которой ходят люди и ездят машины.


Это крапива. Листья крапивы богаты витаминами. А еще в крапиве содержатся вещества убивающие микробов. Отвар из листьев крапивы используют для укрепления волос.


Это шиповник. Настой из плодов шиповника очень вкусен и полезен. В нем содержится витамин С. Пейте его, и тогда гриппом болеть не будете!


А сейчас я проверю, как вы усвоили мой урок! 1.Путник ранит часто ноги – Вот и лекарь у дороги. 3.Жжется, а не огонь, Злая, а людей лечит. Отгадайте мои загадки и узнайте, какие растения спрятались под листиками. 2.Сверху листик гладкий, Но с байковой подкладкой! 4. Где-то в чаще дремучей, За оградой колючей, У заветного местечка Есть волшебная аптечка: Там красные таблетки Развешены на ветке.


Какой из этих цветов является лекарственным и лечит кашель? Это мать-и-мачеха!


Какое из этих растений не является лекарственным? Это незабудка!


Посмотри внимательно на эти рисунки и скажи в чем ошибся художник.


Найди пару. 1.Какое лекарственное растение поможет при ссадине? 2.Какое лекарственное растение остановит кровотечение? 3. Какое лекарственное растение укрепит иммунитет? Молодцы!


Ландорожник Чеснолук Ромачеха Молодцы! Ребята, догадайтесь из каких двух лекарственных растений доктор Неболейкин вырастил одно.


Молодцы, ребята! Вы отлично усвоили мой урок. Но растения хотят дать вам наказ, который вы должны помнить, и тогда природа будет вам благодарна. Увидел молодой росток, Не трогай и не рви. Пройди-ка мимо, улыбнись. Пройдут года и вырастет там Целебная трава. Лес зеленый охраняй, Никого не обижай! Не губи деревья ты, Сохрани в лесу цветы! Люби цветы, леса, Простор полей – Все, что зовется Родиной твоей!


До свидания ребята! Пусть наша игра поможет вам в вашем увлекательном путешествии в мир живой природы, в ваших поисках и находках!


Для создания презентации были использована следующая литература: Л.П. Симонова, Ключи от природы - М.: Агар, 1997 Л.И. Грехова, В союзе с природой – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2001 О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко, Экологические проекты в детском саду – Волгоград: Учитель, 2009 М. М. Марковская, Уголок природы в детском саду – М.: Просвещение, 1989 Детская энциклопедия, Отчего? Почему? и Зачем? - М.: Пилигрим, 1997

Дидактическая игра для детей старшего возраста (5 – 7 лет)

«Зелёная аптека»

Данная игра поможет детям лучше узнать природу, на учит любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять растения, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.

Цель: обобщение знаний детей о лекарственных растениях.
Задачи:
- закреплять знание названий лекарственных растений, умение различать их по внешнему виду;
- закреплять знание частей лекарственных растений, содержащих целебные свойства;
- расширять знания о проблемах со здоровьем, при которых помогут лекарственные растения;
- развивать речь, логическое мышление, зрительное внимание, память;
- воспитывать бережное отношение к природе;

Материал:

Игровое поле разделённое на 4 колонки: каждая колонка имеет иллюстрацию с изображением: 1 – лекарственное растение: ромашка, боярышник, лопух, крапива, календула, шиповник, подорожник, облепиха, душица;

2- изображение частей растений: корень, лист, цветок, плоды;

3- определённую проблему со здоровьем, а именно: «болит горло», «боль», «простуда», «поранился»;

4- что приготавливают из растений в качестве лечения: «чай, отвар», «микстуру», «масло, крем». Карточки с иллюстрациями соответствующие изображению на игровом поле. Фишки зеленого цвета.

Ход игры:

В начале игры необходимо рассмотреть с детьми игровое поле, вспомнить названия лекарственных растений (первая колонка), познакомить с обозначениями на игровом поле: определить какую часть данного растения используют (вторая колонка), что лечит это растение (третья колонка) и что приготавливают для лечения из растений (четвертая колонка). Рассмотреть карточки с такими же обозначениями.

- Корень Цветы -

- Листья Плоды -

- Болит горло - Простуда


- Боль - Раны

- Чай, отвар - Микстура

- Масло, крем

Вариант игры 1.

Детям предлагается заполнить игровое поле (напротив каждого растения соответствующими карточками). В случаи затруднения ребенок просит помощи у взрослого или товарища. В конце игры проверяется правильность заполнения игрового поля, при необходимости можно привлечь других детей для исправления ошибок. (Количество игроков 1 - 2 человека).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 2.

Ведущий показывает игровые карточки. Дети должны назвать лекарственное растение которому соответствует данная карточка, правильно ответивший ребенок получает зеленую фишку и кладет карточку на игровое поле. После заполнения всего игрового поля подсчитывается количество фишек у каждого игрока. Выигрывает тот, кто набрал больше фишек. (Количество игроков 5 - 7 человек).

см. «Подсказки о растениях»

Вариант игры 3.

Предлагается составить описательный рассказ лекарственного растения, опираясь на карточки. Ребенок выбирает растение о котором будет рассказывать, ищет соответствующие карточки, раскладывает и рассказывает свой описательный рассказ (примерный рассказ ребенка: «Это лекарственное растение подорожник, используют у него листья для лечения ран, боли. Можно приготовить микстуру, настой для полоскания горла. Подорожник очень полезное растение.)

см. «Подсказки о растениях»

Подсказки о растениях

Ромашка

Используют: цветы

Что лечит:

Применение: чай, отвар

Боярышник

Используют: цветы, плоды

Что лечит: простуду, раны

Применение: чай, отвар

Лопух

Используют: корень, листья

Что лечит: простуду, боль

Применение: отвары, масло

Крапива

Используют: листья

Что лечит: простуду, раны

Применение: отвар

Календула

Используют: цветы

Что лечит: простуду, снимает боль, горло

Применение: отвар, крем, масло

Шиповник

Используют: корни, листья, цветы, плоды

Что лечит: простуду, снимает боль, раны

Применение: чай, отвар

Подорожник

Используют: листья, цвет

Что лечит: простуду, снимает боль, горло, раны

Применение: отвар, микстура

Облепиха

Используют: корень, листья, плоды

Что лечит: простуду, снимает боль, раны

Применение: чай, отвар, масло

Душица

Используют: цветы, листья

Что лечит: простуду, снимает боль, горло

Применение: чай, отвар, масло

Похожие публикации