Принципы создания интеллект карт. Мозговой штурм — создание хаоса для интеллект-карты. Правила создания ментальных карт

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным. Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.

Для создания интеллект-карт можно воспользоваться программой Free Mind , входящей в состав репозитория AltLinux. Подробнее о программе можно прочитать на странице .

Примеры интеллект-карт:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

СЛАЙД с изображениями.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

11

Сократ сказал: “

I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

Пример созданной учителями интеллект-карты:

11

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Спасибо за прекрасные эссе.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

Happy English . ru )

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут

, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Пример составления интеллект-карты по теме

My friend ” с помощью программы
iMindMap .

11

11

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы англ. Mind map ) - способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем . Также может рассматриваться как удобная техника альтернативной записи.

Диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект. (Радиант - точка небесной сферы, из которой как бы исходят видимые пути тел с одинаково направленными скоростями, например, метеоров одного потока). Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации идей, а также как средство для обучения, организации, решения задач, принятия решений, при написании статей.

Иногда в русских переводах термин может переводиться как «карты ума», «карты разума», «интеллект-карты», «карты памяти» или «ментальные карты». Наиболее адекватный перевод - «схемы мышления».

В некоторых европейских странах диаграммы связей используются при обучении детей в начальных классах школы.

Области применения

  • конспектирование лекций
  • конспектирование книг
  • подготовка материала по определенной теме
  • решение творческих задач
  • планирование и разработка проектов разной сложности
  • составление списков дел
  • общение
  • проведение тренингов
  • развитие интеллектуальных способностей
  • решение личных проблем

Правила построения диаграмм связей

  • Чем больше лист - тем лучше. Минимум - A4. Расположить горизонтально.
  • В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
  • От центра исходят толстые основные ветви с подписями - они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви
  • Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие
  • Использовать желательно печатные буквы
  • Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию - форма, цвет, объём, шрифт, стрелки, значки
  • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей

Описание вариации метода диаграммы связей - метода омега-мэппинга

В левом краю по центру листа рисуем кружочек (квадратик, ромбик - по вкусу) и вписываем туда своё имя и то, что мы имеем здесь и сейчас. На противоположном конце делаем то же самое и вписываем то, что хотим получить.

Далее. От исходной точки рисуем веером стрелочки, обозначающие образы действий в данной ситуации - их может быть сколько угодно. Причём желательно поднапрячься и указать все возможные. После чего у концов стрелочек опять рисуем кружочки (квадратики, ромбики), и вписываем в них то, что получится в результате применения того или иного образа действия.

От полученных следствий опять рисуем возможные варианты образа действий и опять получаем следствия, помещённые в очередные кружочки (квадратики, ромбики).

В конечном итоге как минимум одна такая цепочка действий и следствий должна привести к желаемому результату.

В итоге получается схема, на которой легко вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Появляются также и промежуточные цели, на которые можно ориентироваться в процессе работы. Также становится очевидной наихудшая манера поведения, которая не только не даст желаемого результата, но и отберёт кучу сил и времени. Выделяем на бумаге то, что нам подходит, и концентрируемся на этих моментах, не забывая при этом выкинуть ту линию поведения, которая нам не нужна.

Программное обеспечение для управления диаграммами связей

Отображение диаграммы связей в разных программах

Программное обеспечение

  • свободное ПО для построения диаграмм связей, написанное на Vym View Your Mind.
  • XMind для разных платформ: Windows, Mac OS X, Debian/Ubuntu, Debian/Ubuntu x64. Есть в portable-версии

Веб-сервисы

  • Mindomo - программное обеспечение создания диаграмм связей с помощью Интернета
  • - интернет-сервис для создания красивых диаграмм связей, нарисованных от руки, построенный на SilverLight
  • MindMeister - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает экспорт в pdf , MindManager 6 (.mmap), а также в документ.rtf или в виде изображения (.jpg, .gif, .png)
  • Comapping - Веб 2.0 приложение для построения диаграмм связей, поддерживает автоматическую раскладку диаграммы и совместное редактирование
  • Mind42 - простой, без особых излишеств, но очень аккуратно сделанный сервис, при помощи которого пользователь может создавать диаграммы связей.
  • Text2MindMap - преобразует текстовый список в диаграмму связей, которую можно сохранить как JPEG-файл.
  • Ekpenso - интернет-сервис для создания диаграмм связей, упрощающий процесс публикации.
  • Bubbl.us - интернет-сервис совместного создания диаграмм связей
  • XMind - интернет-сервис публикации карт памяти

Литература

  • Тони и Барри Бьюзен, Супермышление, ISBN 978-985-15-0017-4

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Интеллект-карты" в других словарях:

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Эта статья о способе представления знаний. Пример диаграммы связей, сделанной с помощью программы, известная также как интеллект карта, (англ. Mind map) способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Также может… … Википедия

    Означают игру в карты. Пятьдесят две карты в колоде символизируют недели в году. Тринадцать карт каждой масти это тринадцать лунных месяцев. Четыре масти это миры, элементы, стороны света, ветра, времена года, касты, углы храма и т, п. Две… … Словарь символов

    Запрос «ИИ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Искусственный интеллект (ИИ, англ. Artificial intelligence, AI) наука и технология создания интеллектуальных машин, особенно интеллектуальных компьютерных программ. ИИ… … Википедия

    Термин, который появился в середине 1980 х годов в социологии при изучении процесса коллективного принятия решений. Исследователи из NJIT определили коллективный интеллект как способность группы находить решения задач более эффективные, чем… … Википедия

    Возможно, вы искали Интеллект карта (Mind map) визуальный метод фиксации идей. Основная статья Карты памяти. Ментальная карта абстрактное субъективное отражение человеком окружающего мира. Понятие было введено в 1948 году Е.С. Толманом.… … Википедия

Интеллект-карты. Как выглядят интеллект-карты. Что это такое. Сферы применения интеллект-карт. Как составить интеллект-карту. Правила составления интеллект-карт.

Что такое интеллект-карты?

Этот удивительный и увлекательный инструмент вошел в моду и в массовое использование не так давно. Автором-изобретателем интеллект-карт является Тони Бьюзен, известный деятель в области психологии обучения и развитии интеллекта

Что они из себя представляют?

Интеллект-карта — это особый вид записи материалов в виде радиантной структуры , то есть структуры, исходящей от центра к краям, постепенно разветвляющейся на более мелкие части. Интеллект-карты могут заменить традиционный текст, таблицы, графики и схемы.

Почему запись в виде интеллект-карты удобнее и полезнее?

Все дело в особенностях нашего мышления. Наше мышление НЕ организовано как текст, линейно. Оно имеет именно такую структуру: ветвящуюся, каждое понятие в нашей голове связано с другими понятиями, эти другие понятия связаны с третьими и так далее до бесконечности.

Такая организация материала называется многомерной, радиантной. Именно такая структура наиболее органично отражает наше реальное мышление.

Точно также на физическом уровне соединяются нейроны в нашем мозгу: каждый нейрон опутывает сеть дендритов других нейронов, от одного нейрона по цепям связей мы можем перейти к другому нейрону.
Наоборот, приходится удивляться, как человек может работать и мыслить линейно? Ведь наш мозг совершенно для этого не предназначен.

Интеллект-карты — наиболее адекватно отражает наше реальное многомерное радиантное мышление . Именно поэтому она более удобна в использовании по сравнению с обычным текстом. Интеллект-карты позволяют более качественно отобразить структуру материала, смысловые и иерархические связи, показать, какие существуют отношения между составными частями.

Благодаря своей структуре интеллект-карты позволяют раскрывать интеллектуальный потенциал. А достигается это за счет правильно организации и за счет работы обоих полушарий мозга. Ведь в подобной ветвящейся структуре работает как правое, так и левое полушарие мозга.

Краткое видео о том, как интеллект-карта связана с нашим мышлением

У интеллект-карт есть еще один замечательный эффект . За счет своей расширяемости и приспособленности для радиантного мышления, создание интеллект-карт способствует развитию потока ассоциаций, мыслей, идей .

Как правило, те, кто переходит на использование интеллект-картами, начинают замечать, как много идей образуется в ходе их изображения, часто даже не хватает первоначально отведенного мета под все идеи.

Именно поэтому в наш информационный век столь актуальным становится использование интеллект карт в самых различных областях жизни.

Краткое видео: преимущества интеллект-карт

Как можно использовать интеллект-карты?

Их можно использовать практически везде, в разных областях жизни. А именно:

  • Интеллект-карты в работе

    • создать общее видение проекта
    • создавать рабочие планы
    • планировать события, бюджет
    • подготовить план выступления, презентации
    • принимать решения
    • устроить мозговой штурм
    • генерировать идеи
    • создать мотивацию
    • написать цели
    • подготовить план переговоров
    • упорядочить мысли и идеи
  • Интеллект-карты в учебной деятельности

    • записывать по книгам и на слух
    • создавать планы написания статей, книг, рефератов, дипломов
    • сдавать экзамены
    • структурировать любой материал, что позволяет понять суть, мысль автора, разложить по полочкам трудный материал
    • запомнить смысл материала. Интеллект-карты запоминаются в разы легче, чем любой текстовый материал
    • написать ряд взаимосвязанных гипотез
  • Интеллект-карты в быту

    • использовать в структурировании бытовых задач, бытовых дел
    • расписать достоинства и недостатки планируемых покупок и приобретений
    • создать Ваше личное генеалогическое дерево
    • описать структуру проведения праздника или иного события
    • спланировать отдых

Интеллект-карта из книги Т. Бьюзена «Супермышление»

Создание: как составить интеллект-карту?

К сожалению, не все понимают, как составить интеллект-карту правильно. Ведь часто именно из-за ошибок в ее составлении и непонимания принципов ее построения мы делаем только грубый набросок. Но оказывается, что допущенные неточности влияют на восприятие этой интеллект карты настолько, что она нам кажется недействующей, бессмысленной.

Поэтому рассмотрим основные правила. Алгоритм, как составить интеллект-карту:

1. Возьмите неразлинованный лист бумаги, расположите его альбомно , то есть горизонтально. Именно такое расположение наиболее комфортно для изображения радиантной структуры при составлении интеллект-карт.
2. Возьмите несколько цветных карандашей, фломастеров, минимум три-четыре цвета. Использование цветов позволяет разделить информацию на блоки или ранжировать по важности. Все это облегчает восприятие информации, улучшает качество запоминания за счет сохранения визуальной картинки и активного подключения правого полушария.
3. Напишите крупно и объемно в самом центре основную тему. Желательно использовать крупные буквы, а также изобразить схематично или рисунком главную идею карты. Рисунки и графика еще больше подключают ресурсы правого полушария, что способствует быстрому запоминанию составленной интеллект-карты
4. От центра сделайте несколько ветвей , каждую из них обозначите ключевым словом. Ветви, расположенные вокруг центральной темы будут наиболее крупные, затем по мере ветвления, ветви будут уменьшаться. Такое деление визуально обозначит иерархию и взаимосвязи в интеллект-карте.
5. Продолжайте ветвление крупных идей на более мелкие, пока это Вам необходимо. Каждое понятие имеет ассоциативные связи с другими понятиями. Включайте процесс ассоциативного мышления. Тогда Ваша карта начнет быстро расти.

Разработка современных диаграмм связей принадлежит британскому писателю и психологу Тони Бьюзену и относится к концу 80-х годов прошлого века. Однако это только официальное утверждение метода. Известно, что еще в древности были попытки схематического изображения информации.

Интеллект-карта – пример легкого и эффективного приема в образовательном процессе, который требует минимум усилий и времени, но дает максимально положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вы помните, в каком виде нам задавали изучать информацию в школе? Книги с листами сплошного текста, логические списки и пошаговые алгоритмы действий должны были помочь нам приобрести новые знания, но не вызывали особого энтузиазма. Сложные предметы приходилось заучивать. Длинные простыни текста никак не хотели умещаться в голове. Все буквы, слова и абзацы сливались воедино, и взгляду не было за что зацепиться.

Хотя линейная запись информации в виде сплошного текста с логичной разметкой и замечательно подходит для написания литературы и составления всякого рода списков, это не самый лучший инструмент для наглядного структурирования информации и развития креативного мышления. И вот тут нам и нашим детям помогут ментальные карты.

Ментальные карты – это чудесный инструмент для визуализации практически любой информации. Принцип построения карты схож с формой нашего мышления и основан на ассоциативных связях между объектами и принципе естественной иерархии.

Вот 5 интересных вариантов использования ментальных карт, которые подойдут для детей:

1. Упростить учебу


Покажите ребенку, как с помощью ментальных карт можно превратить главу из учебника в интересный и, главное, понятный и логичный рисунок или схему. Вместе с ребенком выделите главное из раздела учебника и перенесите информацию в логически связанную ментальную карту. Таким образом, вся информация станет не только наглядной и понятной, но её также будет легко запомнить.

2. Ставить цели и планировать неделю


Ментальные карты могут стать мощным инструментом для того, чтобы привить ребенку привычку ставить цели и планировать свое время. Вместо списка ежедневных дел и обязанностей, ребенок может оформить свои планы в забавную интеллект-карту.

Как правило, дети очень легко учатся работать с ментальными картами, а само создание интеллект-карт становится для них увлекательной игрой.

3. Планировать проекты и управлять ими


Способность разбить сложный проект на простые и понятные составляющие – очень ценное умение для каждого человека. Предложите ребенку самому спланировать какое-то событие в его жизни, например, прогулку или день рождения, с помощью ментальной карты. Пусть он с вашей помощью распишет мероприятие на составные части – кто будет участвовать, какие будут игры, что будет входить в меню и так далее. Со временем, он научится самостоятельно планировать и более сложные и ответственные проекты.

4. Работа с воспоминаниями

После поездки на море, веселого праздника, дня рождения или посещения любимой бабушки сядьте со своим ребенком и зафиксируйте свои воспоминания на бумаге с помощью ментальной карты. Это может быть коллаж из фотографий, рисунков, вырезок из газет, проездных билетиков и природных материалов. Это может быть просто карта ассоциаций и воспоминаний. Творческая фиксация воспоминаний помогает детям разобраться со своими эмоциями и ценностями.

Такое занятие прекрасно подойдет детям в качестве простого ознакомления с ментальными картами.

5. Для самых маленьких


Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Знакомить своего четырехлетнего ребенка с mind mapping, начиная с комплексных явлений – не самая удачная идея.

Малышам нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый.

Майкл Типпер советует начать знакомство ребенка, с ментальными картами выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберите ферму и помогите ребенку придумать, что находится на ферме – сараи, животные, люди, машины. Это хороший способ изучать времена года, описывать разные характеристики объектов и так далее. Это поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.


Похожие публикации