Таблица сравнительная характеристика образовательных программ доу. Сравнение программ дошкольного образования

АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОУ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

Казарина Дарья Николаевна

Студентка 5 курса

ЛПИ- филиала СФУ

В современных условиях осуществляется переход дошкольных образовательных учреждений на ФГОС ДО. Нами были проанализированы несколько программ дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО. При анализе мы использовали следующие программы: «Детство» под редакцией Т.И. Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В. Солнцева, «Истоки» Т.И. Алиева, Т.В. Антонова, Л.А. Парамонова, «Диалог» под редакцией О.Л.Соболевой, О.Г. Приходько, «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Березка» В.К. Загводкина, С.А. Трубицина.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС ДО

Программа «Детство»

Программа «Истоки»

Программа «Диалог»

Программа «От рождения до школы»

Программа «Березка»

Цели

    повышение социального статуса дошкольного образования;

    обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

    обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования

создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, широкого взаимодействия с миром, активного практикования в разных видах деятельности, творческой самореализации.

Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.

Обеспечение полноценного, разносторонне- го развития каждого ребенка,

Формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе, творческих способностей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества;

Создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.

обеспечить каждому ребенку адекватную возрасту максимально высокую динамику развития, возможность самоутверждения: восприятие себя как личности, как способного человека, уверенный старт перед вступлением в школьную жизнь.

1.создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, 2.формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, 3.подготовка к жизни в современном обществе, 4.формирование предпосылок к учебной деятельности, 5.обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности средствами вальдорфской педагогики.

Задачи

    охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2)обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

    3)обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее -преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);

    4)создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    5)объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6)формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

    7)обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;

    8)формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

    9)обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1)охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2)обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3)обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; 4)создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

5)объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6)формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7)обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей детей; 8)формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Реализация основной образовательной программы обеспечивает права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие («Конвенция о правах ребенка», ФГОС ДО) на дошкольной ступени и при переходе к обучению в начальной школе.

1.Формирование личностных качеств ребенка на основе передачи ему духовно-нравственного и социокультурного опыта семьи и общества, взаимодействия со взрослыми, другими детьми, природой, миром.

2. Целенаправленное укрепление физического и психического здоровья ребенка; формирование у него устойчивых позитивных представлений о ценностях, связанных со здоровым образом жизни.

3. Формирование общей культуры ребенка на основе его приобщения к общечеловеческим ценностям, искусству, эстетической стороне жизни.

4. Формирование у ребенка устойчивой позитивной мотивации к различным видам детской деятельности на основе пробуждения интереса к объектам этой деятельности и к деятельности как процессу.

5. Формирование творческой активности – на основе амплификации (обогащения) детского развития.

6. Обеспечение позитивной социализации – на основе развития сотрудничества, коммуникативной деятельности, а также приобщения к разнообразным способам обращения с информацией (с учетом особенностей возрастных этапов дошкольного детства). 7. Реализация «алгоритма речевого раскрепощения и развития»; высвобождение и активизация речевого ресурса ребенка; формирование творческого речевого поведения.

8. Осуществление необходимой профилактики и коррекции психологического развития дошкольников с использованием нейропсихологических методов.

9. Адекватное удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья – на основе корректного подхода к созданию специальных условий для их образовательной деятельности.

10. Обеспечение каждому ребенку (с учетом его индивидуальных особенностей и склонностей) возможности самоутверждения, повышения самооценки в процессе формирования Я - концепции.

11. Обеспечение ребенку возможностей многогранного выбора: в игре, познавательной, исследовательской и другой деятельности, на протяжении режимных моментов, в свободном времяпрепровождении; поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности.

12. Достижение необходимой степени преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

13. Создание необходимых и достаточных условий для реализации оптимального варианта взаимодействия субъектов образовательных отношений – взаимодействия, в котором должны быть обеспечены интересы ребенка, педагога, родителей.

создание программного документа, помогающего педагогам организовать образовательно-воспитательный процесс в соответствии с требованиями ФГОС и позволяющего написать на базе Примерной программы свою ООП.

Создание условий для максимально-возможной интеграции содержания образования в различных областях развития, предусмотренных стандартом;

Включение содержания образования в контекст повседневного уклада жизни группы, использование образовательного потенциала так называемых режимных моментов;

Формирование социальной и предметной среды, способствующей усвоению нравственных ценностей и норм межличностной коммуникации посредством качественного взаимодействия и общения детей между собой, а также детей и взрослых;

Возрождение опыта детских разновозрастных групп;

Развитие в условиях детского сада свободной спонтанной детской игры;

Осознанное партнерство с семьями воспитанников.

Принципы

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

1.Принцип полноценного проживания ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.

2. Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом дошкольного образования. 3.Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. 4.Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. 5.Принцип сотрудничества с семьей.

6.Принцип приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

7. Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

8. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствия условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).

9. Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей.

1. Реализация принципа «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т.е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего познаются разные их свойства, взаимозависимости. В результате дети в старшем дошкольном возрасте овладевают умением «встраивать» новые для них объекты в уже сложившиеся у них системы и пользоваться этим умением как средством познания. Все это позволяет детям выходить за пределы конкретики, которая сама по себе часто для ребенка не имеет смысла, делать обобщения, выводы, прогнозировать некоторые результаты и находить творческие решения. Это обеспечивает системный подход к организации содержания.

2. Интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой - существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей. Это активизирует у детей собственную интерпретацию разных явлений 8 как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С. Выготский).

3. Создание проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, связанных с отсутствием у ребенка готовых способов их разрешения и необходимостью их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления и воображения.

4. Наглядное моделирование, демонстрирующее детям некоторые скрытые зависимости и отношения, например, математические (часть-целое, одна вторая, одна четвертая и т.п.), что способствует началу формирования общих категорий, становлению логического мышления. 5. Создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: как самостоятельного, до предъявления взрослым какой-либо задачи, так и диктуемо- го условиями задачи, предложенной педагогом. Широкая ориентировка в свойствах материала существенно активизирует поисковую деятельность детей, направленную на нахождение разных вариантов решений, что является одним из показателей креативности.

6. Учет индивидуальных особенностей, как личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т.п.), так и различий в возможностях и в темпе выполнения заданий и др. Это способствует успешному развитию каждого ребенка и его эмоциональному благополучию.

7. Учет основных стилей восприятия: одни дети лучше усваивают содержание с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие - на слуховое (аудиальное), а третьи - на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения. В этом случае дети смогут, во-первых, лучше вникнуть в материал и усвоить его, а во-вторых, у всех детей постепенно будут развиваться более слабые для них типы восприятия.

8. Создание условий для востребованности самими детьми освоенного на занятиях содержания в дальнейшей свободной деятельности (игре, рисовании, конструировании, в создании карнавальных костюмов и т.п.), что способствует как развитию, так и саморазвитию детей.

9. Учет специфики в развитии мальчиков и девочек. Так девочки более успешны в маленьком пространстве и поэтому им легко удаются мелкие работы в отличие от мальчиков; при восприятии текстов на слух девочки реагируют на то, как это сказано (эмоционально или нет), а мальчики - на смысл; в движении девочки более выразительны, а мальчики - более выносливы и др. (Т.П. Хризман). Однако очень настораживает излишнее педалирование сегодня гендерной направленности в образовании, что может привести к искаженным представлениям.

10. Сложившийся в нынешнем дошкольном образовании акцент на организацию продуктивных действия детей, ориентированных на результат, существенно обедняет сам результат. В связи с этим необходим баланс в организации процесса восприятия и продуктивных действий.

1. Стандарт: полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития. В программе с ним коррелируют принципы: позитивного предпочтения; естественной игры; преобладания новизны; оптимального разнообразия; «сквозной» визуализации; опоры на впечатления.

2. Стандарт: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования). В программе с ним коррелируют: принцип учета индивидуальной образовательной нормы; принцип «смещающихся пластов» («образовательных лифтов»); принцип пути от ребенка (а не к ребенку).

3. Стандарт: принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. В программе с ним коррелируют: принцип эмоционального равенства ребенка и взрослого; принцип совместной «образовательной навигации».

4. Стандарт: принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности. В программе с ним коррелируют: принципы добровольности и альтернативности действий ребенка.

5. Стандарт: принцип сотрудничества Организации с семьёй. В программе с ним коррелирует: принцип продуктивной деятельности Образовательного сообщества.

6. Стандарт: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В программе с ним коррелирует: принцип развития социокультурной креативности.

7. Стандарт: принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В программе с ним коррелирует: принцип свободного образовательного проектирования.

8. Стандарт: принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития). В программе с ним коррелирует: принцип «хрустальной туфельки» (раскрывается, как и остальные, в методическом Приложении к Примерной программе). 9. Стандарт: принцип учёта этнокультурной ситуации развития детей. В программе с ним коррелирует: принцип приоритета национальной толерантности.

    соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

сочетает принципы научной обоснованности и практической примени- мости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разум- ного «минимума» материала);

обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятель- ности дошкольников не только в рамках непосредственно образователь- ной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответс- твии со спецификой дошкольного образования;

предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;

строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой

    Подражание и пример

    Ритм и повторение

    Принцип целостности

    Опора на опытное переживание ребенком мира и самого себя

    Художественно-эстетический общий фон

    Требования к качеству предметно-развивающей среды

    Принцип разновозрастного состава группы

    Сотрудничество с семьями детей

    Интеграция элементов традиционной народной культуры

Анализ содержания

С.3

С. 230-231

Таким образом, проанализировав программы дошкольного образования на соответствие ФГОС ДО, мы пришли к выводу: образовательные программы не противоречат федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Примерный перечень основные занятия на пятидневную неделю.

Цель программы – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития воспитанников.

Программа семейно-общественного воспитания «Золотой ключик» имеет структуру:

Пояснительная записка.

Организация работы в семейно-общественном детском центре «Золотой ключик».

Принципы организации жизни в группе.

Учебный план начальной школы – детского сада.

Темы занятий на семь лет обучения.

Плюсом этой программы является то, что программа рассчитана для работы с детьми от3 до 10 лет. Начальная школа работает непосредственно в детском центре. Школьники приходят по утрам в свою группу, завтракают, идут на уроки, а затем возвращаются в свои группы.

Специализированные программы.

Программа по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». Автор Л. Д. Глазырина.

Программа предназначена для работы с детьми от 1 до 6.

Цель программы – оптимальное реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка.

Задачи программы:

1. оздоровительное направление – обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей.

2. воспитательное направление - обеспечение социального формирования личности ребёнка, развитие его творческих сил и способностей.

3. образовательное направление - обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков.

Плюсом этой программы является то, что для каждой возрастной группы выделены различные развивающие упражнения и их дозировка, а так же разнообразные формы работы с детьми по физическому воспитанию и их продолжительность.

Программа эстетического воспитания детей 2-7лет «Красота. Радость. Творчество» разработана авторским коллективом Т. С. Комаровой, А. В. Антоновой, М. Б. Зацепиной.

Программа содержит разделы: «Искусство в жизни ребёнка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».

Программа нацелена на приобщение детей к здоровому образу жизни в результате всестороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц т.д.)

Плюсом программы является то, что программа эстетического воспитания, образования и развития детей является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства, осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности.

Программа художественно-эстетического цикла «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы Н. Э. Басина, О. А. Суслова. Программа предназначена для работы с детьми 3-7лет.

Структура курса «Введение в мир искусства» содержит разделы:

1. Материал. Природный и неприродный материал и его свойства.

2. Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как средство искусства.

4. Эмоции. Как переживаемые человеком чувства и как эстетическое переживание мира.

5. Движение.

Материал с сайта www.BestReferat.ru

Сравнительныи? анализ примерных образовательных программ

Название примерной общеобразовательной программы

Целевые установки или Концептуальные основы программы

Структура программы

Приложения, методические материалы к программе

Краткие выводы

«От рождения до школы»

В Программена первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа поострена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Ведущий тип деятельности – игра.

Развитие – важнейший результат успешности воспитания и образования детей.

Программа строится на принципе культуросообразности. Реализация этого принципа обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки

духовно-нравственного и эмоционального воспитания.

Образование – процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд) .

- Ведущие цели Программы:

* Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

* Формирование основ базовой культуры личности.

* Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.

* Подготовка к жизни в современности обществе, к обучению в школе.

* Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение макро- и микросреды и их составляющих.

Тематический принцип построения образовательного процесса.

Пояснительная записка.

Организация жизни и воспитания детей.

Итоговые результаты освоения программы.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.

Работа с родителями.

В конце Программы представлен широчайший список пособий, допустимых в использовании при работе в ДОУ. Педагоги могут самостоятельно выбрать необходимые для работы пособия.

Программа является переработанным в соответствии с ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Поэтому все пособия к этой программе могут быть использованы и в работе по Программе « От рождения до школы» с предварительной обработкой под ФГТ. Наряду с методическими пособиями Программа обеспечена книгами для занятий родителей с детьми.

Программу «От рождения до школы» можно назвать самой базовой, фундаментальной программой дошкольного образования. Она охватывает возраст от 0 (от рождения!) до 7 лет (с ориентацией преимущественно на паспортный возраст) . Программа нацелена на развитие личности ребенка, а не на приобретение им определенного набора ЗУНов. Важнейшим условием реализации программы является личностно-ориентированное

взаимодействие взрослых с детьми. Отводится место для самостоятельной деятельности детей. Занятия, как форма обучения, не используется, предлагаются для работы игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности.

Так же программа позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику ДОУ, что так же делает ее заманчивой в плане основы для составления индивидуальной ООП ДОУ. А достаточно широкий список методических пособий, рекомендаций еще больше облегчают эту задачу.

«Истоки»

Название Программы «Истоки» отражает непреходящее значение дошкольного детства, как уникального периода, в котором закладываются основы будущего развития личности.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Программа отражает базисное образование детей от рождения до 7 лет и обеспечивает полноценное всестороннее развитие ребенка.

В основе Программы концепция психологического возраста (четыре психологических возраста – младенчество, ранний возраст, младший дошкольный и старший дошкольный возраст) : каждый возраст включает в себя особые отношения детей со взрослым, виды деятельности, в т.ч. и ведущий тип деятельности, а так же психологические достижения ребенка.

Задачи психолого-педагогической работы заданы по семи группам, а содержание по четырем психологическим возрастам, что делает педагогический процесс гибким.

В основе программы лежит деятельностный подход: деятельность развивается и меняется от возраста к возрасту.

Раннее детство:

Сотрудничество воспитателя с семьей;

Развивающая предметно-пространственная среда детства.

Приложения 1 – 3.

«Детство»

Цель программы «Детства»: обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

- Девиз программы : «Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

Задачи Программы:

Введение.

Основная часть.

«Успех»

Успешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

Социально-личностное развитие

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья

Художественно-эстетическое развитие.

Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговых результатов освоения Программы.

Пояснительная записка.

Возрастные особенности детей.

качеств детей 4-7 лет.

Источник sundekor.ru

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования: - мониторинг промежуточных результатов освоения ООП ДО; - мониторинг итоговых результатов освоения детьми ООП ДО.
  2. Приложения 1 – 3.

В Программе есть три приложения, в которых даны три факультатива: «Обучение неродному языку», «Компьютер в детском саду» и «Живой мир природы в городе и ребенок». А так же представлен список рекомендуемой литературы, методических и наглядно-дидактических пособий как вышедших в свет, так и готовящихся к печати.

Программа «Истоки» как и Программа «От рождения до школы» отражает образование детей от рождения до 7 лет. Однако, в основу программы «Истоки» положена концепция психологического возраста.

Это позволяет гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей и осуществлять его индивидуализацию. Традиционное занятие не утратило своей ценности, но оно сохраняется преимущественно на этапе знакомства с новым материалом.

В основе программы лежит деятельностный подход, в каждом возрасте выделяется свой ведущий тип деятельности: младенчество – общение, ранний возраст – предметная деятельность, дошкольный возраст – игра. В программе почти не сказано об интеграции между образовательными областями.

«Детство»

Цель программы «Детства»:обеспечить всестороннее развитие (физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально-личностное, интеллектуальное развитие) ребенка в дошкольный период через соответствующую его возрастным особенностям развивающую среду.

Девиз программы:«Чувствовать-Познавать-Творить». Эти три линии пронизывают все разделы Программы, придавая ей целостность и единую направленность.

В Программе впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.

Задачи Программы:

* укрепление физического и психического здоровья, формирование основ безопасного поведения, КГН;

* развитие у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;

* развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи;

* обогатить опыт самостоятельной деятельности, пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение.

Программа соответствует всем восьми принципам построения Программы, утвержденным в ФГТ.

Программа охватывает возраст от 3 до 7 лет.

  1. Введение.
  1. Содержание педагогической деятельности воспитателя по освоению детьми образовательных областей: четвертый год жизни, пятый год жизни, шестой год жизни, седьмой год жизни (внутри каждого возраста отражены особенности возраста и организации жизни детей, задачи воспитания и развития и содержание по каждой из десяти образовательных областей) .
  2. Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей.
  3. Методический комплект программы «Детство».
  1. Дополнительная часть (региональный компонент) .

Библиотеку Программы составляют сегодня более 70-ти пособий, представляющих ее научно-методическое и методическое обеспечение. Весь методический комплект к Программе «Детство» приводится в конце основной части Программы и представляет собой список научно-методического обеспечения, методических пособий, рабочих тетрадей и наглядно-дидактических пособий, альбомов и игр. В дополнительной части Программы предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами развития дошкольников:

*ребенок знакомится с малой Родиной;

*ребенок познает родную страну и мир;

*ребенок в поликультурной и полиэтнической семье;

*ребенок изучает английский язык.

Программа «Детство» исключает из образовательного процесса детей раннего возраста, т.е. она нацелена на детей 3-7 лет (три психологических возраста) . Основная идея программы – социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей. Вообще, в центре программы поставлен ребенок и его физическое и эмоциональное здоровье.

Самопознание ребенка активно лоббируется. Программа предлагает насыщенное образовательное содержание. Содержательные связи между разделами позволяют интегрировать образовательное содержание в психолого-педагогической работе.

Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов.

Название Программы «Успех» - отражает основную миссию всей системы непрерывного образования РФ – формирование успешных граждан.

Успешность маленьких россиян – это результат освоения ООП дошкольного образования по направлениям:

Социально-личностное развитие

Единство физического развития и воспитания культуры здоровья

Художественно-эстетическое развитие.

Программа ориентирована на детей 3-7 лет и обеспечивает достижение детьми физической и психологической готовности к школе.

Программа соответствует всем принципам построения ООП в соответствии с ФГТ.

Принципиальным отличием Программы от большинства программ является исключение из образовательного процесса детей 3-6 лет учебной деятельности, как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Формирование предпосылок учебной деятельности является одним из главных итоговыхрезультатов освоения Программы.

Адекватными возрасту формами работы с детьми являются экспериментирование, проектирование, коллекционирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций и др.

Главный тип деятельности – игра. Это и служит основным критерием выбора форм образовательной работы. Так же самостоятельными, самоценными и универсальными видами детской деятельности являются чтение (восприятие) художественной литературы, общение, продуктивная, музыкально-художественная, познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность, труд.

Программа построена на основе примерного календаря праздников, что обеспечивает «проживание» ребенком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности. Праздники могут быть заменены другими значимыми событиями.

  1. Пояснительная записка.
  2. Возрастные особенности детей.
  3. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы.
  4. Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательных областей («Здоровье», «Физическая культура», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Художественное творчество») .
  5. Планируемые результаты освоения Программы.
  6. Приложения 1-7. (Показатели физического развития детей.)
  7. Примерная циклограмма образовательной деятельности.

В приложении даны следующие материалы:

Антропометрические показатели физического развития и здоровья детей.

Возрастно-половые нормативы физиометрических показателей.

Средние возрастно-половые значения показателей развития физических

качеств детей 4-7 лет.

Возрастные нормативы двигательной активности детей за полный день пребывания в детском саду.

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания за год.

Оценка уровня биологической зрелости по срокам прорезывания постоянных зубов.

Оценка функционального состояния ЦНС.

Примерная циклограмма образовательной деятельности.

На данный момент библиотека программы активно наполняется методическими пособиями, демонстрационным материалом, мониторингом и пр.

Достаточно новая программа, направленная на детей 3 – 7 лет (исключаются дети раннего возраста) . Ее отличительными чертами являются событийный принцип построения образовательного процесса, деятельностный подход и полное исключение учебной деятельности у детей 3-6 лет. В программе достаточно подробно рассмотрен процесс интеграции между различными образовательными областями.

Практическая работа №

Тема: Сравнительный анализ образовательных программ учреждений дополнительного образования детей

Ознакомьтесь с двумя образовательными программами дополнительного образования детей: «Основы изобразительного искусства» и «Готовимся к школе»;

Проведите сравнительный анализ программ по предложенным вопросам, результаты анализа представьте в таблице.

Вопросы темы

«Основы изобразительного искусства»

Дополнительная образовательная программа

«Готовимся к школе»

1. Титульный лист программы соответствует требованиям (да/нет), какие замечания

Титульный лист соответствует требованиям, есть печать, подпись, программа утверждена.

Не соответствует требованиям, нет подписи и печати. Нет утверждения программы

художественно-эстетическую направленность

социально-педагогическая направленность

3. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО,

основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как

живопись, рисунок, графика. Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определѐнные знания

по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические

умения и навыки в данной сфере.

Актуальность данного метода обучения выражается в психологической готовности детей

к школе, как к следующей ступени его развития, жизненного пути.

Новизна раскрывается в основных видах: мотивационная готовность, интеллектуальная

готовность, психологическая и коммуникативная готовность.

4. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное

творческое развитие с учѐтом индивидуальности каждого ребѐнка посредством занятий

изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной

культуры.

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной

деятельности):

 знакомство с жанрами изобразительного искусства;

Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и

приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение

    развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти,фантазии, воображения;

Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих

другим людям, самому себе):

    формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям

художественным творчеством;

Развитие языкового мышления, речевых механизмов,

коммуникативных умений и познавательных способностей у детей дошкольного возраста.

В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006- 2010

годы (утверждена постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 № 803) в структуру общего

образования вводится «предшкольная ступень», в рамках которой обучение осуществляется с

шести (шести с половиной) лет. В связи с более ранним началом систематического образования

особого внимания требует решение нескольких задач.

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного

образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования

Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе,

желания учиться;

Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для

благополучной адаптации к школе.

5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

данная программа рассчитана на детей возраста от 6 до 14 лет,

6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

7. Формы и режим занятий

Для реализации программы используются несколько форм занятий:

Вводное занятие

На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года

обучения).

Ознакомительное занятие

Занятие с натуры

Занятие по памяти

Тематическое занятие

Занятие-импровизация

Занятие проверочное

Конкурсное игровое занятие

Занятие-экскурсия

Комбинированное занятие.

Итоговое занятие

подготовки к отчетным выставкам.

Продолжительность занятий согласно требованиям СанПиН

1 год обучения – 72 часа (2 раза в неделю по 1часу) и 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

2 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

3 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа).

Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий,

обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие, регламентируется

учебным планом, расписанием непосредственно образовательной деятельности, составленными

в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2731-10.

8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

В результате реализации программы предполагается достижение определѐнного

уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную

терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными

художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

В конце учебного года проводится итоговое собеседование. Как и в середине года, оно состоит из двух этапов: 1 - фронтальное обследование выполняется письменно в малых группах по 5-6 человек; 2 - устное собеседование проводится индивидуально с каждым ребенком. Ответ ребенка оценивается по пятибалльной шкале.

Проводится письменно в малых группах. Целесообразно объединять в одну группу детей,

владеющих в одинаковой мере читательскими навыками.

Во время обследования обучение не применяется, фиксируется результат выполнения

задания и его способ. Выполнение каждого задания оценивается по 5 балльной системе. За

правильное выполнение третьих столбцов во втором и третьем задании добавляется еще по 1

9.Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.).

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины,

ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

не выставляются работы

10. Учебно-тематический план дополнительной образовательной про­граммы содержать:

Перечень разделов, тем (да/нет)

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретиче­ские и практические виды занятий (да/нет)

Перечень разделов, тем: да

Перечень разделов, тем: да

Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретиче­ские и практические виды занятий: да

12. Обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конферен­ций и т. д.) Перечислить имеющиеся.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребѐнку

быстрее освоить основы изобразительного творчества.

13. Представлены: дидактический и лекционный материалы, методики по иссле­довательской работе, тематика опытнической или исследователь­ской работы и т. д. Перечислить имеющиеся

«Природные

«Азбука рисования»

«Техника и характер

штриховки»

«Линия и образ»

«Цветовая гамма.

Теплые и холодные

«Цветовой круг»

«Основные и

дополнительные

«Ахроматические и

хроматические

«Азы композиции»

«Композиционный

«Статика, движение

в композиции» и т.д.

Модернизированная

Модернизированная

15. Классификация программы по уровню освоения

углубленная

учебно-познавательной

16.Классификация программы по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности

обогащѐнная современными игровыми приѐмами

по форме организации – подгрупповой

17. Список литературы содержит:

Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы; (да/нет)

Перечень нормативных документов, регламентирующих обра­зовательную деятельность педагога; (да/нет)

18. Наличие приложения к программе, (да/нет) Перечислить какие.

Рассматривая и делая сравнительный анализ образовательных программ учреждений дополнительного образования детей, делаем вывод, что программа художественной направленности в отличии от социально-педагогической направленности соответствует всем требованиям.

Минусы по программе «Готовимся к школе»:

    Титульный лист не соответствует теме.

    Не обеспечена методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конферен­ций и т. д.)

    Не предоставлены дидактический и лекционный материалы, методики по иссле­довательской работе, тематика опытнической или исследователь­ской работы и т. д.

    Не предоставлены перечень нормативных документов, регламентирующих образовательную деятельность педагога;

    Приложения не имеются

Минусы по программе Художественной направленности:

    Не имеется приложении

Результаты анализа позволили определить, что предусматривает каждая программа. Мы считаем, что программа «Готовимся к школе» не качественно разработана.

Анализ современных образовательных программ для ДОУ.

В настоящее время имеется целый ряд программ для работы с детьми дошкольного возраста. Среди них выделяются комплексные (общеразвивающие) и специализированные (парциальные, локальные).

Комплексные программы – программы, включающие все основные направления воспитательно-образовательной работы ДОУ.[стр. 13]

Специализированные программы – программы по одному или нескольким направлениям, реализующиеся в рамках основной образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.[стр.13]

Основные и дополнительные программы ДОУ.

Целостность образовательного процесса достигается не только путём использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ.

Одной из главных требований к основным программ (комплексная, набор парциальных) – соблюдение преемственности с программами начального образования.[стр.13]

Комплексные программы .

В1989 году по заказу Министерства просвещения РСФСР начинает разрабатываться программа «Радуга» . Авторский коллектив возглавила кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова. В настоящее время программа состоит из 5 разделов и предназначена для воспитания и обучения детей от 2 до 7 лет.

    Красный цвет – физическая культура.

    Оранжевый цвет – игра.

    Желтый цвет – изобразительная деятельность и ручной труд.

    Зелёный цвет – конструирование.

    Голубой цвет – занятия музыкальным и пластическим искусством.

    Синий цвет – занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

    Фиолетовый цвет – математика.

Целью программы является формирование таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремлённость, умение поставить перед собой задачу и добиться её решения.

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Эффективность воспитательно-образовательного процесса зависит от того, насколько конкретная педагогическая работа ориентирована на формирование этих новообразований. Поэтому перед воспитателем стоят следующие задачи:

1. создать ребёнку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

2. обеспечить охрану и укрепление его здоровья;

3. способствовать всестороннему и своевременному психическому развитию;

4. формировать активное и бережно-уважительное отношение к окружающему миру;

5. приобщать к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Плюсом этой программы является то, что в методических рекомендациях для каждой возрастной группы приводится примерное планирование педагогической работы на год, раскрывается содержание работы в течение дня: перечень и продолжительность отдельных элементов режима дня, а так же их методическое содержание, цель и средства.

В 1995году коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им.А.И. Герцена была разработана программа «Детство» .

Целью программы является обеспечение целостно развития личности ребёнка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционально- нравственного, волевого, социально-личностного.

Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребёнка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру, включает новый важный раздел – «Отношение к самому себе».

Программа состоит из трёх частей: младший, средний и старший дошкольный возраст. Содержание конкретизировано по разделам:

    Характеристика возрастного периода.

    Особенности сферы деятельности.

    Общие задачи воспитания.

    Представления (ориентации).

    Практические умения.

    Уровни усвоения умений.

    Заключение.

Плюсом этой программы является то, что предполагается творческое отношение педагога к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано.

Программа «Из детства в отрочество» разработана авторским коллективом под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Дороновой. В основе программы лежит важнейший стратегический принцип современной системы российского образования – его непрерывность. Это и отражает название программы, которое характеризует непрывную связь дошкольного и младшего школьного возраста.

В программе указываются характерные особенности различных периодов детства и определяются задачи по двум основным направлениям – «Здоровье» и «Развитие».

Плюсом этой программы является то, что программа ориентирует взрослых на личностно ориентированное взаимодействие с ребёнком, участие родителей в воспитании и образовании детей в семье, в детском саду, а затем в школе.

Программа «Воспитания и обучения в детском саду» является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду»(М.: Просвещение, 1985, отв. Ред. М.А. Васильевой). Программа доработана с учётом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования.

Целью программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств.

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает 4 возрастные периода развития детей: ранний возраст, младший дошкольный возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст и имеет определённую структуру:

    Возрастные особенности.

    Задачи, которые решаются в каждом разделе.

    Примерный режим дня.

    Разделы программы:

Физическое воспитание.

Умственное воспитание.

Нравственное воспитание.

Трудовое воспитание.

Художественная литература.

Художественно-эстетическое воспитание

Музыкальное воспитание.

Культурно-досуговая деятельность.

Примерный перечень основные занятия на пятидневную неделю.

Цель программы – обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития воспитанников.

Программа семейно-общественного воспитания «Золотой ключик» имеет структуру:

Пояснительная записка.

Задачи обучения и воспитания.

Организация работы в семейно-общественном детском центре «Золотой ключик».

Принципы организации жизни в группе.

Учебный план начальной школы – детского сада.

Темы занятий на семь лет обучения.

Плюсом этой программы является то, что программа рассчитана для работы с детьми от3 до 10 лет. Начальная школа работает непосредственно в детском центре. Школьники приходят по утрам в свою группу, завтракают, идут на уроки, а затем возвращаются в свои группы.

Специализированные программы.

Программа по физическому воспитанию дошкольников «Физическая культура – дошкольникам». Автор Л.Д. Глазырина.

Программа предназначена для работы с детьми от 1 до 6.

Цель программы – оптимальное реализовать оздоровительное, воспитательное и образовательное направление физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка.

Задачи программы:

    оздоровительное направление – обеспечение качественной работы дошкольных учреждений по укреплению здоровья детей.

    воспитательное направление - обеспечение социального формирования личности ребёнка, развитие его творческих сил и способностей.

    образовательное направление - обеспечение усвоения систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков.

Плюсом этой программы является то, что для каждой возрастной группы выделены различные развивающие упражнения и их дозировка, а так же разнообразные формы работы с детьми по физическому воспитанию и их продолжительность.

Программа эстетического воспитания детей 2-7лет «Красота. Радость. Творчество» разработана авторским коллективом Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной.

Программа содержит разделы: «Искусство в жизни ребёнка», «Эстетическая развивающая среда», «Красота природы», «Знакомство с архитектурой», «Литература», «Изобразительное искусство», «Музыкальная деятельность», «Досуг и творчество», «Творчество».

Программа нацелена на приобщение детей к здоровому образу жизни в результате всестороннего воспитания (развитие разнообразных движений, укрепление мышц т.д.)

Плюсом программы является то, что программа эстетического воспитания, образования и развития детей является целостной, интегрированной по всем направлениям эстетического воспитания, основывающегося на разных видах искусства, осуществляемого средствами природы, эстетической развивающей среды, разнообразной художественно-творческой деятельности.

Программа художественно-эстетического цикла «С кисточкой и музыкой в ладошке». Авторы Н.Э. Басина, О.А. Суслова. Программа предназначена для работы с детьми 3-7лет.

Структура курса «Введение в мир искусства» содержит разделы:

    Материал. Природный и неприродный материал и его свойства.

    Цвет. Цвет как признак материального мира и цвет как средство искусства.

    Эмоции. Как переживаемые человеком чувства и как эстетическое переживание мира.

    Движение.

  1. Симметрия. Ритм.

    Взаимодействие как способ осуществления внутренних и внешних связей.

Плюсом этой программы является то, что все темы находятся во взаимосвязи друг с другом и представлен подробный маршрут путешествия по содержанию курса.

Программа «Рисование и лепка» О.В. Григорьевой.

Цель программы: развитие творческих способностей дошкольников.

Программа предназначена для работы с детьми 3-9 лет по изобразительной деятельности. В программе представлен календарно-тематический план по изобразительной деятельности в 4 вариантах, что даёт педагогу возможность варьировать темп, материалы, виды искусства в зависимости от способностей детей. Планирование работы осуществляется с учетом индивидуальных особенностей детей.

Плюс программы в том, что к программе представлены 28 конспектов занятий с детьми младшей, средней, подготовительной группы по изодеятельности.

Программа «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

В центре программы – развитие творческого слушанья музыки, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности – музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.

Формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для детей «эталонами красоты». Основной принцип построения программы – тематический. В программу включены 6 тем, которые изучаются в течении одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

Плюсом программы является то, что она представляет собой методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей, включающую принципы, содержание, методы и формы работы.

Программа экологической направленности «Планета – наш дом».

Цель программы: развивать через эмоциональную сферу интерес к природе.

В программе используются уникальные методики:

Рассказывание сказок с использованием «живых картинок»

Обучение приёмам образной пластики, дыхательной гимнастики, самомассажа

Рисование индивидуальной экологической книги.

Плюсом этой программы является то, что знакомит детей с миром природы, используя разные средства от пантомимы и загадок до слайдов и химических опытов, а в конце каждой изучаемой темы проходит Праздник Книги.

Список литературы:

    Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам. М.:Владос,1999.

    Доронова Т.Н. и др. Из детства в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей пятого года жизни. М.,1997.

    Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы ДОУ: метод.пособие. М.: Айрис-пресс, 2006.

    Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: под. ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия,2000.

    Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под. ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. СПб.:Акцидент, 1996.

    Радуга: программа и руководство для воспитателя / сост.Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 1999.

Оренбургский Государственный

Педагогический Университет

Реферат на тему:

Анализ современных образовательных программ для дошкольных учреждений

Выполнила: студентка 3 курса ОЗО

факультета ДиНО, отделения ПиМДО

Белкова Галина.

образовательные программы для дошкольных учреждений ...
  • Программа образования детей дошкольного возраста на примере Детского садика Центра развития ре

    Реферат >> Государство и право

    ... Современные образовательные программы для дошкольных учреждений . Под редакцией Ерофеевой Т.И. М., 2008. Арапова-Пискарева Н. «О российских программах дошкольного образования» Ж// Дошкольное ... 0,5 0,5 Анализ современного состояния гражданской культуры...

  • Влияние экологической сказки на формирование у детей старшего дошкольного возраста бережного отн

    Реферат >> Педагогика

    Исходя из анализа сказочных произведений, предлагаемых современными программами по экологическому образованию... в детском саду. М.: Просвещение, 1992. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. М., Академия...

  • Психологическая готовность к школе детей дошкольного возраста

    Курсовая работа >> Психология

    Анкеты для воспитателей и родителей, предусмотрен анализ предметно-развивающей среды и анализ ... беззаботно прожитое детство // Дошкольное воспитание. 2006. – № 4. – С. 65 – 69. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. ...

  • Программа состоит из двух частей.

    Первая часть включает в себя пояснительную записку, а также разделы, изложенные по возрастным подпериодам дошкольного детства (3-4, 4-5, 5-6 и 6-7 лет) в целях оптимизации построения образовательного процесса:

    «Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования»,

    «Возрастные особенности детей»,

    «Планируемые результаты освоения Программы».

    Вторая часть - «Примерная циклограмма образовательной деятельности» - представляет собой технологию (систематизированную последовательность) работы педагогов по реализации Программы.

    В Пояснительной записке раскрываются основные концептуальные положения Программы, в том числе основные задачи психолого-педагогической работы по реализации каждой области Программы и возможности ее интегрирования с другими областями. Решение задач психолого-педагогической работы по развитию личностной сферы (личностных качеств) детей является приоритетным и осуществляется параллельно с решением основных задач, отражающих специфику областей Программы.

    Программа разграничена на 3 части и охватывает 3 возрастных периода развития ребёнка: младший, средний, старший дошкольный возраст.

    В каждом периоде программы даётся характеристика возрастных особенностей психического, физического развития детей, определены задачи воспитания и развития детей конкретного возраста и предусмотрены формирование представлений, навыков, умений и отношений в процессе обучения и их развития в повседневной жизни. В конце каждого раздела программы отмечены уровни освоения программы детьми.

    В программе представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня.

    Выделены разделы: «Планируемые результаты освоения содержания программы»; «Интегративные качества выпускника д/с»; «Детский сад и семья. Программа «Детство» в практике взаимодействия педагогов и родителей»; «Методический комплект программы «Детство».

    В программе выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).

    Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:«Познание» (помощь дошкольникам в освоении разнообразных доступных способов познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.), развитии их познавательной активности, познавательных интересов);«Гуманное отношение» (ориентация детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, развитие гуманных чувств и отношения к окружающему миру);«Созидание» (блок творчества: развитие самостоятельности как высшего проявления творчества);«Здоровый образ жизни» (воспитание двигательной культуры, привычки вести здоровый образ жизни).

    Дополнительная часть(региональный компонент) включает разделы: «Ребёнок в поликультурной и полиэтнической среде»; «Ребёнок изучает английский язык».

    В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство - младенчество (до одного года); ранний возраст (от одного года до трех лет); дошкольное детство; младший дошкольный возраст (от трех до пяти лет) и старший (от пяти до семи лет). Такая возрастная периодизация, по мнению авторов, позволяет видеть как наиболее общие тенденции, так и индивидуальную перспективу развития каждого ребенка. Для каждого возрастного этапа в программе выделены четыре ведущие линии развития: социальное, познавательное, эстетическое и физическое; раскрываются особенности развития этих линий в младенческом, раннем, младшем и старшем дошкольном возрасте; задается иерархия основных видов деятельности (общение, предметная деятельность, игра). Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Игра пронизывает все структурные компоненты программы и ее содержание в целом. В программе "Истоки" выделено базовое и вариативное содержание образования. Базисную часть программы каждого возраста составляют следующие компоненты:

      Характеристики возрастных возможностей психического развития ребёнка и его личности(обозначены знаком «солнышко»);

      Задачи развития(цветок);

      Показатели развития (яблоко»);

      Базисные характер – ки личности (детское личико»).

    К базису т.ж. относится раздел «Общие условия реализации программы» (знак «лейка»).

    Вариативные подходы к реализации программы раскрыты в разделе "Содержание и условия педагогической работы". Они предусматривают возможность корректировки содержания педагогического процесса с учетом конкретных условии работы детского сада.

    В разделе «Общие условия реализации программы» даются рекомендации по организации жизни детей в д/с; принципы организации предметно- развивающей среды; работа с семьёй. Большое внимание уделено комплексно-тематическому планированию.

    Похожие публикации