Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование. Образование и наука

Государственное бюджетное учреждение

Профессиональная образовательная организация

«Астраханский базовый медицинский колледж»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Астрахань – 2017 г.

Определение основных понятий

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Цель – выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, их профессиональная ориентация (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4; Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 000 «Об утверждении порядка…»).

Структура дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

4. Учебно-тематический план

5. Формы контроля и оценочные материалы

6. Организационно-педагогические условия реализации программы

7. Список литературы

8. Приложение «Календарно-тематический план»

Титульный лист программы

Титульный лист своеобразная « » дополнительной общеобразовательной программы. Поэтому здесь указывается самая основная информация о программе, а именно:

  • наименование образовательной организации;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название дополнительной общеобразовательной программы. Оно должно быть коротким, ёмким, привлекательным, а главное – отражать содержание программы («Русский язык для медиков», «Говорим правильно», «Пифагор», «Уроки Web-мастерства», «Занимательная биология» и т.п.);
  • возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразова­тельной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
  • год разработки программы.

Пояснительная записка

Пояснительную записку нужно начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы.

В необходимо раскрыть следующие разделы:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • уровень освоения программы;
  • актуальность и педагогическую целесообразность программы;
  • отличительные особенности данной программы;
  • цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
  • категория обучающихся;
  • срок реализации программы и общее количество часов;
  • формы организации образовательной деятельности и режим занятий;
  • планируемые результаты освоения программы.

Направленность программы указывается в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»:

  • техническая;
  • естественнонаучная;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая.

Уровень усвоения программы может быть базовый и углубленный.

Новизна программы. Обосновывается необходимость разработки и внедрения программы, отмечаются достоинства программы, отличительные особенности данной программы от подобных, ее оригинальность, педагогические возможности.

Вопросы-ориентиры:

  • Какова причина, побудившая создать программу?
  • Что отличает Вашу идею от других?
  • Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

  • новое решение проблем ;
  • новые методики преподавания;
  • новые педагогические технологии в проведении занятий;
  • нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям обучающихся и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать общества. В этом пункте необходимо ответить на вопрос: «Почему данный является актуальным, то есть важным, современным и злободневным в настоящее время?».

Актуальность может базироваться на:

  • анализе социальных проблем,
  • материалах научных исследований,
  • анализе педагогического опыта,
  • анализе спроса студентов и их родителей,
  • современных требованиях модернизации системы образования,
  • потенциале образовательной организации;
  • социальном заказе муниципального здравоохранения и других факторах.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этом разделе необходимо ответить на вопрос: «Чем данный вид деятельности полезен для развития студента?»

При ответе на вопрос нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной общеобразовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).

Отличительные особенности программы от уже существующих программ. Необходимо дать ссылки на программы, которые использовались при разработке данной. Здесь же надо рассказать о том, чем данная программа отличается от указанных выше (по методике, по нормативам, формам и т.д.).

Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия преподавателя и студентов, это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Это обобщённый планируемый результат, на который направлено обучение по программе.

Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития студентов.

Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и содержание.

Цель программы должна быть одна. Если в цель Вы хотите вложить несколько составляющих, то необходимо это выразить в виде сложносочинённого предложения (перечислительном порядке).

Перечень существительных для формулирования цели:

  • создание,
  • развитие, обеспечение,
  • приобщение, профилактика,
  • укрепление,
  • взаимодействие,
  • формирование и др.

Задачи программы – это то, что требует выполнения, разрешения, это пути достижения поставленной цели. Задачи показывают способ действия для достижения цели.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

  • обучающими, то есть отвечать на вопрос: что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
  • развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
  • воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Перечень глаголов для формулирования задач:

  • познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
  • формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
  • Базовый уровень – 14-18 лет;
  • Углубленный уровень – 17-25 лет.

В этом разделе может быть указана дополнительная информация: для какой категории обучающихся предназначена программа (принимаются все желающие; с ослабленным здоровьем; с ОВЗ, мотивированными к данному виду деятельности, другие особенности студентов).

Срок реализации программы и общее количество часов. В этом разделе указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

1 год обучения – до 36 часов, 2 год обучения – до 72 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий. Указываются формы организации образовательной деятельности – теоретические и практические занятия, экскурсии и т.п.; индивидуальные, групповые, по подгруппам, предполагаемый состав (одного или разных возрастов).

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа - вуз - послевузовская подготовка - последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной - от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

ТЕМА: «Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном духовно-нравственном, физическом совершенствовании в процессе дополнительного образования»

слайд

«Главная задача современной школы –

это раскрытие способностей каждого ученика,

воспитание личности, готовой к жизни

в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Д. Медведев.

В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы.

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок никогда не бывает свободным от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, возможности выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни.

слайд

Создавая дополнительные пространства для самореализации школьника во внеурочное время, школа пытается разрешить существующее противоречие между необходимостью, с одной стороны, осваивать образовательный стандарт, а с другой - создавать условия для свободного развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени, что является основой гуманизации образования.

Только это органичное сочетание в школьных стенах может помочь развитию как отдельного ребенка, так и всего образовательного учреждения.

Результатом этого может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

Слайд

По мнению психологов и учителей внутренней причиной разочарований, неудач в учебе, зачастую служит отсутствие возможности для самореализации школьников, что приводит к формированию комплекса неудачника, замедляет дальнейшее развитие личности.

Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между:

    Потребностью школьников в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения.

    Необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и самореализации школьников и стереотипами профессионального поведения учителей.

слайд

Что такое творчество? Это всегда воплощение индивидуальности, форма самореализации личности: возможность выразить свое неповторимое отношение к миру. Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в процессе человеческой жизни далеко не полностью. По данным из научных источников, реализация творческого потенциала личности удовлетворяется лишь на 10%.
Творчество - это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше.

Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования нужно правильное руководство учебной и внеучебной деятельностью.

Как же организовать работу с детьми так, чтобы каждый день на тебя смотрели не тоскливо пустые глаза твоих учеников, а горящие, беспокойные, полные мысли и переживаний? Как развивать творческие способности? Эти вопросы задает себе каждый настоящий учитель, учитель, ставящий перед собой на современном этапе задачу формирования интеллектуально и духовно высокоразвитой, критически и творчески мыслящей личности, способной самореализоваться в жизни.

Детское творчество - одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

В школьных условиях возможность для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста дают такие предметы как музыка, изобразительное искусство, технология. Однако в первом классе на изучение этих курсов отводится по 1-2 часа в неделю. Этого явно недостаточно для полноценного развития детского творчества.

Можно спросить так: а зачем вообще это развитие творчества в ребёнке? Ведь для того, чтобы состояться как личность и впоследствии найти подходящую работу надо совсем другое – просто хорошо усвоить школьные предметы, сдать экзамены, поступить в институт… Те, кто думают, что обучение ребёнка творчеству – только напрасная трата времени, на мой взгляд, заблуждаются.

Совместным творчеством с детьми можно и нужно начинать заниматься с тех самых пор, как малыш сможет держать в ручках предмет. Творческие возможности человека проявляются очень рано. Самый интенсивный период его развития – 2-5 лет. В этом возрасте закладывается фундамент личности, и она уже проявляет себя.

Младший школьный возраст - период впитывания, накопления и усвоения знаний. Успеху этого процесса способствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из перечисленных способностей выражена, главным образом, своей положительной стороной, и в этом заключается неповторимое своеобразие данного возраста. Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Сложно оценить действительное значение проявляемых в детстве признаков способностей и тем более предусмотреть их дальнейшее развитие. Нередко обнаруживается, что яркие проявления способностей ребенка, достаточные для начальных успехов в некоторых занятиях, вовсе не открывают пути к действительным, социально значимым достижениям в будущем.

Активная работа кружка «Умелые руки» способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Цель работы кружка «Умелые руки»: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству

Задачи:

1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями.

3. Научить выполнять «потайной» шов.

4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков.

5. Обучать художественному моделированию из бумаги.

6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала.

Развивающие

1.Развивать мелкую моторику рук.

2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость.

3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся.

Воспитательные

1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку.

2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности.

Работа кружка проходит в неразрывной связи с деятельностью учащихся в школе на уроках труда, изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения и во внеурочное время. Она является одним из звеньев учебно-воспитательной работы и решает единые с ней педагогические задачи.

Одним из главных принципов организации занятий кружка «Умелые руки» является чередование разнообразных видов деятельности учащихся. В основном она носит практический характер, но теоретические сведения (об основах конструирования, о свойствах материалов, технологии обработки изделий и др.) также необходимы, поскольку без них невозможны изучение основного технологического моделирования и самостоятельная творческая работа школьников по созданию конструкций изделий, предусмотренных программой.

Программа кружка предусматривает межпредметные связи и развитие у детей изобразительных способностей за счет частичной или полной дорисовки деталей, использование методов аппликации, применение цветовых сочетаний и чередований, художественно-конструкторских способностей (оригами), нестандартного мышления, творческой индивидуальности и театральные способности – инсценирование с помощью моделей сюжетов произведений детской литературы и просто в игре. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

На занятиях кружка дети узнают дополнительные сведения по трудовому обучению: это конструирование, моделирование, оригами, применение природного и бросового материала, ребята знакомятся с культурой и историей родного края, с разными видами декоративно – прикладного творчества.

Занимаясь в кружке, ребята углубляют знания и умения по интересующему их делу и применяют в общественно - полезном труде в школе и дома.

Дети учатся фантазировать и воображать, что необходимо для гармоничного развития мозга.

Творчество во всех его видах позволяет ненавязчиво развивать у детей такие нужные функции как внимание, память, мышление, мелкую моторику рук, интеллект. И это будет особенно заметно в дальнейшей учебной деятельности.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Практическая деятельность детей направлена на решение и воплощение в различном материале задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

С первых занятий дети приучаются к аккуратности в работе, они начинают понимать, что данный вид деятельности не терпит торопливости, неряшливости и даже небольшие дефекты могут испортить внешний вид и качество изделия. Важным показателем работы является и время, затраченное на изготовление изделия.

Наиболее часто применяемая мной форма коллективных проектных работ состоит в том, что каждый ребенок выполняет порученное ему задание индивидуально, а затем все части объединяются в единую композицию. На мой взгляд, ценность коллективных работ состоит в том, что они объединяют детей, т.к. всем предлагается одна цель работы, и дети заинтересованы в общем положительном результате. А выставки детских творческих работ развивают у детей ощущение своей значимости, ценности, личных способностей и умений.

Развитие творческих способностей учащихся, привлечение их к творческой деятельности именно во внеурочное время в некоторой степени уберегает школьников от моральной деградации. Ведь не секрет, что подростки, которые лишены возможности самовыражения, более склонны к правонарушениям.

В воспитании чувств и творческого развития ребенка кружок играет незаменимую роль. Кружок способен перенести маленького человека в мир творчества, в какой-то степени приобщить к сокровищам художественной культуры. Он может принести ребенку первую творческую радость, а радость творчества - одна из самых больших радостей на земле, победы над собой, утверждение маленькой личности в мире разнообразия красок, звуков, нравственных чувств.

У каждого человека есть свой путь – путь, который он выбирает и идет по нему всю жизнь. Но каким будет выбор ребенка, во многом зависит от нас педагогов. В русской сказке есть выражение: «Медный прут гнется не ломается, вокруг тела обвивается». Когда человек гибкий, впитывает в себе новое, его жизнь продвигается, а не тратится впустую и не ломается. Вот такого человека мы должны воспитывать и развивать. На протяжении многих лет наши выпускники поступают в престижные учебные заведения, овладевают различными профессиями, а это значит, что они образованные, конкурентноспособные, целеустремленные, любознательные, умеющие получать знания и использовать их на практике, приумножающие свои знания во благо, а не во зло, то есть личности, стремящиеся к самореализации.

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Дополнительные образовательные программы и услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. В рамках каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации работников в связи с постоянным повышением образовательных стандартов.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (учреждения повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, школы искусств, дома детского творчества,

станции юных техников, юных натуралистов и иных, имеющих соответствующую лицензию);

Посредством индивидуальной педагогической деятельности.

Основными тенденциями, определяющими развитие системы профессионального образования, являются непрерывность, интегративность, регионализация, стандартизация, демократизация, плюрализация.

Рассмотрим каждую из этих тенденций более подробно.

Непрерывность образования . Впервые концепция непрерывно­го образования была представле­на на форум ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П. Ленграндом и вызвала огромный резонанс. В предложенной П. Ленграндом трактовке непрерывного образования была воплощена гуманистическая идея: она ставит в центр всех образовательных начал человека, которому следует создать усло­вия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устра­няется традиционное деление жизни на период учебы, труда и профессиональной дезактуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.

Основой для теоретического, а затем и практического развития концепции непрерывного образования явилось исследование Р. Даве, определившего принципы непрерывного образования. Р. Даве определяет 25 признаков, которые характеризуют непрерывное образование. По мнению исследователя, эти признаки можно рассмотреть как итог первой фундаментальной фазы научного исследования в данной области. Их перечень включает следующие принципы: охват образованием всей жизни человека; понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы; включение в систему просвещения помимо учебных заведений и центров доподготовки формальных, неформальных и внеформальных форм образования; горизонтальная интеграция: дом – соседи – местная социальная сфера – общество – сфера труда – средства массовой информации – рекреационные, культурные, религиозные организации и т.д.; связь между изучаемыми предметами; между различными аспектами развития человека (физическим, моральным, интеллектуальным и т.п.) на отдельных этапах жизни; вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования – дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (качествами временного характера, такими, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т.п.); универсальность и демократичность образования; возможность создания альтернативных структур для получения образования; увязка общего и профессионального образования; акцент на самоуправление; на самообразование, самовоспитание, самооценку; индивидуализация учения; учение в условиях разных поколений (в семье, в обществе); расширение кругозора; интердисциплинарность знаний, их качества; гибкость и разнообразие содержания, средств и методик, времени и места обучения; динамичный подход к знаниям – способность к ассимиляции новых достижений науки; совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы; реализация творческого и инновационного подходов; облегчение перемены социальных ролей в разные периоды жизни; познание и развитие собственной системы ценностей; поддержание и улучшение качества индивидуальной и коллективной жизни путем личного, социального и профес­сионального развития; развитие воспитывающего и обучающего общества; учеба для того, чтобы «быть» и «становиться» кем-то; системность принципов для всего образовательного процесса.

Эти теоретические положения легли в основу реформирования национальных систем образования в мире (США, Япония, Германия, Вели­кобритания, Канада, страны «третьего мира» и Восточной Европы).

Несмотря на принятие решения о курсе на создание системы непре­рывного образования, в РФ пока еще нет общенациональной концепции, а есть только направления развития. Безусловно, это замедляет процесс реформирования. По всей видимости, путь к реформированию системы образования в нашей стране лежит через инновационную практику. Этот путь не самый короткий и не самый простой. Кроме того, необходимо учитывать все имеющиеся тенденции, присущие процессу реформирования за рубежом. В основе непрерывного образования лежит идея развития человека как личности, субъекта деятельности и общения на протяжении всей его жизни.

В этой связи непрерывным может считаться образование, всеохва­тывающее по полноте, индивидуализированное по времени, темпам и направленности, предоставляющее каждому человеку возможности реализации собственной программы обучения. Реализация непрерывного многоуровневого профессионального обра­зования привела к созданию учебных заведений с разной организацией профессиональной подготовки, интегрирующих образова­тельные программы различных систем профессионального образования: начального, среднего и высшего. Как показали исследования, в настоящее время в стране расши­ряется сеть образовательных учреждений, в которых создаются условия для перехода к разноуровневым, многоступенчатым, пре­емственным и вариативным образовательным программам.

Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным программам и образовательным процессам, а также к организационным структурам. В каждом из приведенных отношений в это понятие включается свой смысл. Задачей любого учебного заведения начального, среднего и высшего профессионального образования является создание условий, способствующих самореализации личности обучаемого и его дальнейшего развития.

Интегративность образования . Данная тенденция наиболее чет­ко была выражена на первом эта­пе реализации непрерывного образования в западных странах и бывшем СССР. В доку­менте ЮНЕСКО, подготовленном для XIX Генеральной конференции ООН, непрерывное образование трактовалась как средство связи и интеграции, позволяющее синтезировать ряд элементов в уже существующей системе образования и как основополагающий принцип организационной перестройки различных звеньев системы образования.

Все это в последние два десятилетия способствовало появлению в большинстве регионов тенденции к комплексному преподаванию и передаче научно-технических знаний. В интеграционном процессе возникло множество проблем.

Первый их круг связан с теми проблемами, которые касаются опре­деления удельного веса или доли научно-технической информации в учебных программах сферы обязательного и специального образования, а также с теми, которые затрагивают методы комплексного преподавания научно-технических дисциплин, возрастных групп или уровней обучения. По выводам комиссии ЮНЕСКО, различия по научно-технической оснащенности (насыщенности) учебных программ, существующие в разных регионах мира, в большей степени проявляются на 1-й ступени обучения (в начальных классах) и сглаживаются на 11-й, хотя и здесь существует разница.

Второй круг проблем связан с экономикой. Этот процесс происходит на глобальном уровне: образование все в большей степени привязывается к экономике. Связь между учебными заведениями и работодателями легче устанавливается, конечно, там, где имеется высокоорганизованная структура промышленности.

Однако опыт нашей страны и стран Восточной Европы, «где происходит перестройка экономики в целом, – как отмечалось в Докладе ЮНЕСКО, – показывает, что тесные связи между школой и работодателями – связи, которые уже давно создавались в этом регионе, – сами по себе не могут обеспечить такого положения, при котором знания и навыки, полученные выпускниками школ, были бы использованы в полной мере». Имеющийся опыт должен трансформироваться к потребностям рыночной экономики, должны быть найдены и установлены качественно новые связи с экономическими структурами, и лучше всего на уровне региона, поскольку еще отсутствует единая федеральная концепция непрерывного образования.

В странах с развитой рыночной экономикой вопрос о связи производства и системы обучения решается следующим образом: для реализации конкретной производственной цели крупные корпорации делают заказ на подготовку необходимых специалистов всех уровней в соответствующих учебных заведе­ниях, или корпорации открывают на свои средства учебный комплекс. Процесс слияния науки и производства (индустриализация науки) влечет за собой изменение в системе образования: создаются новые дисциплины и курсы, носящие проблемный и междисциплинарный характер, различные формы получения образования, типы учебных заведений, виды переподготовки и т.д.

Главной задачей учреждения профессионального образования становится подготовка компетентного рабочего.

Стандартизация образования . Стандартизация начального профессионального образования требует учета специфической цели и задач данного уровня образования. Разработка стандарта профессионального образования позво­ляет выполнить следующие условия:

1) установить базовый уровень, обеспечивающий продолжение образования, необходимый минимальный уровень квалификации ра­бочего или специалиста-профессионала;

2) повысить качество подготовки специалистов путем расширения профессионального профиля, универсализации содержания образования, внедрения прогрессивной блочно-модульной системы обучения, контроля за эффективностью деятельности учебных заведений;

3) упорядочить нормативно-правовые аспекты подготовки всех субъектов системы профессионального образования, установить его преемственную связь в условиях непрерывного образования;

4) обеспечить конвертируемость (надежность) профессионального образования внутри государства и за его пределами для беспрепятственного участия в международном рынке труда.

Демократизация и плюрализация образования . Одним из направлений образова­тельного процесса является демократизация системы образования. В образовании процесс демократизации прошел этап, на котором были обеспечены его доступность, бесплатное общее образование, равноправие при получении профессионального и высшего образования на основе способностей каждого, направленные на полное развитие личности, на увеличение уважения к правам человека и основным свободам. В процессе демократизации системы образования среда обучения за пределами традиционных форм образования меняется, меняются и нетрадиционные формы, которые пока еще слабо развиты (неформальное, возобновляемое образование).

С профессиональной точки зрения, для их развития нужно разработать диверсифицированные программы, которые могли бы способствовать созданию локальных систем образования, обеспечив эффективность процесса децентрализации системы образования, что означает углубление ее демократизации. Диверсификация, или расширение перечня выполняемых услуг – объективный процесс, способствующий выживанию учебных заведе­ний (расширение перечня услуг учебного характера, обеспечение тру­доустройства преподавателей и др.). Неотъемлемым условием демократизации образования является и контроль со стороны общества. Плюрализм должен обеспечиваться поддержкой независимых партий и организаций: ассоциаций родителей, учащихся, учителей и профсоюзов.

Другое направление, которое может интерпретироваться на нескольких уровнях, – это создание «рынка» учебных заведений. Одним из средств обеспечения подлинного права на выбор образования является в приведение в действие закона спроса и предложения в области образования. Повсюду в мире «рынок» образования находится влиянием и контролем государства. Без внесения рыночного элемента в деятельность учебных заведений и притока средств от предприятий, предпринимателей, родителей (наряду с государственными инвестициями) образование вряд ли способно эффективно функционировать.

В условиях экономического (непрекращающегося спада производ­ства, сокращения финансирования системы образования), общественного (обнищания населения, его поляризации), идеологическо­го (отсутствия сформированной государственной идеологии) кризиса и национальных конфликтов крайне трудно определить пути решения проблем, связанных с плюрализацией образования.

И, тем не менее, на основе уже происходящих в отечественной системе образования перемен можно обозначить следующие характерные признаки данного процесса: децентрализация системы образования; создание негосударственных учебных заведений; открытие конфессиональных учебных заведений; введение двуязычного обучения; расширение способов приобретения знаний; создание региональных и национальных учебных заведений; разработка и введение в учебные программы национально-регионального компонента.

1. Основные тенденции, на фоне которых идут процессы мо­дернизации российского образования, те тенденции, которые сформированы за последние 5-10 лет (хотя они все еще до кон­ца не осознаны в обществе).

2. Тенденции, которые формируются и которые связаны с решениями последних полутора лет на высшем уровне.

В первой части можно выделить пять основных направлений:

1. Растущую коммерциализацию образования, как в государственной, так и негосударственной сфере. Это следствие того, что до 90 % предприятий страны уже сменили форму собственности, стали негосударственными, и 3/4 занятого населения России трудится в негосударственном секторе эконо­мики.

2. В стране сложилась деформированная структура подготов­ки кадров, при которой на 100 инженеров готовится примерно по столько же и техников, и рабочих.

А работодателю на 100 инженеров надо 70 техников и 500 рабочих. Результат: до 80 % вакансий на рынке труда - рабочие. Следствие: в службах занятости России идет массовая подготовка из инженеров и техников рабочей силы, менее 50 % выпускников учреждений всех уровней профессиональ­ного образования работают по специальности, идет системное и все возрастающее привлечение иностранной рабочей силы.

3. Возрастание трудностей формирования контингента об­разовательных учреждений на фоне неуправляемых процес­сов, идущих по всей вертикали профессионального образова­ния.

Сегодня в России вузов, их филиалов и представительств уже в 3,5 раза больше, чем было в Советском Союзе. В Совет­ской России студентов было 2,3 миллиона, а сейчас 6,4 милли­она. Все это сопровождается увеличением не только доли платного образования, но и сословности общества. Данные со­циологического опроса 2006 года показывают, что более 80 % выпускников школ связывают свое будущее с высшим образованием. В связи с этим проблема: как формировать контин­гент обучающихся в системе начального и среднего професси­онального образования?

4. Старение или даже кадровое обескровливание системы профессионального образования, особенно в НПО. В 90-х годах в системе НПО было 98 % преподавателей-предметников с выс­шим образованием, сегодня около 80 %. Среди мастеров произ­водственного обучения их менее 25 %.

Доля преподавателей старше 50 лет в образовательных уч­реждениях НПО, СПО и ВПО соответственно 56 %, 65 %, 68 %. Соответственно их менталитет определяется опытом про­шлого, они с трудом вписываются в рыночные отношения.

Согласно социологическим исследованиям, современный ра­ботодатель недоволен квалификацией педагогических кадров всех уровней профессионального образования, и, особенно, на­чального профессионального.

5. Требования работодателей все более превышают требования к уровням образования, заложенным в ГОСТах. Нужны ра­бочие, на 95 % имеющие 4-6-й разряд, на 92 % - общее сред­нее образование, на 80 % знающие основы менеджмента, ком­пьютерную технику и т.д.

А система НПО более чем на 70 % готовит рабочих 3-го раз­ряда, из которых требуется лишь 5 %.

Таким образом, система НПО оказалась уже не в кризисной си­туации, а в тупике. Растут сложности в других уровнях образования.

Не случайно в стране формируются две независимые струк­туры оценки качества подготовки специалистов. Одна - привычная нам - работа государственных комиссий на выходе из учреждений профессионального образования, а вторая на входе в предприятие, учреждение, фирму, банк и т. д. Там действует своя система оценки подготовленности специалиста (вступитель­ные тесты, собеседование и т. д.). Эти две системы оценивания все больше различаются.

По второй части.

Формирующиеся тенденции в модернизации профессиональ­ного образования. Как правило, они базируются на обновляю­щейся законодательной и нормативно-правовой базе, обновле­нии целей и задач образования.

Здесь следует сказать о двух блоках таких документов, по­скольку они резко отличаются, хотя и приняты уже в XXI веке.

Первый блок - документы 2000-2003 годов (доктрина образования, принята на Всероссийском съезде работников обра­зования в Кремле, решение Госсовета 2001 года по образова­нию, концепция развития образования до 2010 года и т. д.). На основе этих документов был принят ряд решений Правительст­ва, в которых обозначалось постепенное вхождение нашей сис­темы образования в Болонский процесс, постепенная передача профессиональных училищ на региональные бюджеты, даже ча­стичное разгосударствление учреждений образования. Все эти решения отличала эволюционная направленность их реализа­ции, с обсуждением в обществе механизмов этих процессов, что было приемлемо и нормально.

Ситуация резко изменилась в последние 1,5 года. Принят ряд документов, противоречащих друг другу и эволюционному про­цессу перемен. Поэтому следует четко разграничить цели, зада­чи, приоритеты, провозглашенные Правительством, и механиз­мы, способы их реализации. Например: приоритетные направле­ния развития образования, принятые правительством 9 декабря 2004 года и поддержанные рядом постановлений 2005 года. Это:

1) Повышение качества профессионального образования.

2) Обеспечение доступности образования.

3) Развитие современной системы непрерывного профессио­нального образования.

4) Повышение инвестиционной привлекательности профес­сионального образования.

5) Переход на подушевое финансирование и формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Нужные и важные направления. Но их надо разграничить от способов реализации. От поспешности, непросчитанности ряда решений, ведущих к непредсказуемым последствиям.

Потому что в способах реализации четко обозначена непри­емлемая главная тенденция таких решений - исход государства из образования: передача своих функций муниципалитетам, ро­дителям, работодателям и т. д.

Примеров достаточно. Некоторые из них.

С 1 января 2005 года состоялась передача учреждений НПО и СПО из федерального на региональный и местные бюджеты. Обвально, без учета специфики и особенностей регионов. Ре­зультат: сокращение учреждений НПО, о котором мы преду­преждали многократно и ежегодно.

Оставляю без комментариев «прозрение» заместителя ми­нистра образования и науки А.Г. Свинаренко, который в но­ябрьском (№ 43, 2005 год) номере журнала «Обучение и карь­ера» пишет о том, что «существенный вред (!) дополнительно­му профессиональному образованию нанесли такие действия Правительства России (!), как перевод финансирования учреж­дений НПО и СПО с федерального бюджета на бюджет субъ­ектов РФ, ... число учреждений НПО и СПО значительно (!) сократилось». Итак, «существенный вред» от «действий Пра­вительства России».

К этому один вопрос: почему вред только дополнительному профессиональному образованию? Ведь уже состоялось сокра­щение заказа на подготовку рабочих в стране. Их дефицит при­ближается к критическому. Растет приток иностранной рабочей силы, пока малоквалифицированной. Но формируется тенден­ция использования иностранной рабочей силы высокой квали­фикации и уже за большие деньги. Наша система НПО стано­вится неконкурентоспособной, а нехватка рабочих высокой ква­лификации - катастрофической.

Продолжается рост социального сиротства, которое такие действия правительства только активизируют. Парадокс: в по­следние годы вследствие демографического спада у нас значи­тельно уменьшается число школьников, но одновременно растет число детских домов и детей-сирот. В 1995 году было 450 тыс. социальных сирот, а сегодня их вдвое больше! И причины этого очевидны.

Не просчитаны последствия и по другим вопросам исхода го­сударства из образования.

Например, провозглашен принцип снятия социальной функции НПО как обременительной для профессиональной подготовки. Следствие: законом № 122 отменены льготы на питание, обмундирование, бесплатный проезд учащихся НПО. Продолжается взимание циничного налога с производствен­ной деятельности учащихся в училищах. В результате сотни тысяч подростков (20 % обучающихся в системе НПО России все время недоедают - это по данным крупных социологиче­ских исследований) не смогут быть ни здоровыми, ни квалифи­цированными рабочими. Они «резерв для постоянного и сис­темного пополнения отряда социальных сирот России».

В то же время в регионах, где такие вопросы решаются до­стойно, самостоятельно, часто их действия противоречат или не согласуются с федеральными установками. И такое рассогласо­вание - одна из опасных тенденций, сопровождающих реаль­ную модернизацию образования.

Один пример. В начале этого года правительство и Дума Москвы приняли закон о НПО и СПО, где записано, что наци­онально-региональный компонент ГОСТов этой системы разрабатывается, утверждается и реализуется правительст­вом Москвы. Точно, ясно и конкретно. Но одновременно выходит постановление федерального правительства № 36 от 21.01.2005 г., в котором говорится, что национально-регио­нальный компонент госстандартов разрабатывается, утверж­дается и реализуется учреждениями НПО и СПО. Таким обра­зом, директор сельского училища, где, возможно, не более 30 % преподавателей с высшим образованием (напомню, что в системе НПО страны не более 66 % ИПР имеют высшее обра­зование), уже будет сам себе устанавливать стандарт «имени себя». Это опаснейшее по своим последствиям решение, ибо ГОСТы - это содержание образования. А содержание обра­зования - это национальная безопасность страны, и здесь иг­рать с огнем нельзя.

Почему такое может происходить? Да потому, что так легче управлять людьми (позволять (не позволять) им разрабатывать и утверждать стандарт), что очень важно накануне перераспре­деления финансовых потоков и передела собственности в систе­ме образования.

Сегодня обозначен рост финансирования образования, появ­ляются национальные проекты в области образования. Это очень хорошо. Но важно понимать и другое: этого крайне мало, действие проектов выборочно и не просчитано (иначе, чем объ­яснить отсутствие в них системы НПО России).

Даже сегодня доля расхода на высшее образование у нас 0,6 % от ВВП, а в странах Европы 2,5-3 %. Сегодня 60-65 % студентов высших учебных заведений России сами оплачивают свое обучение и только 30-35 % учатся на бюджетной основе. А всего 5 лет назад было наоборот. Сегодня 210 студентов на 10 тысяч населения учатся бесплатно. Но поставлена задача по­низить эту цифру до 170 человек на 10 тысяч населения и это - в условиях роста финансирования образования?!

Другой вопрос: кто просчитал последствия закрытия тысяч малочисленных и малокомплектных школ России (отметим, что 10-15 лет назад, когда баррель нефти стоил 8-12$, такие шко­лы не трогали) и, таким образом, вымирания тысяч сел и посел­ков? Таковы реальные сегодняшние тенденции на фоне возрас­тания финансирования образования.

А теперь о тенденциях, связанных с реструктуризацией обра­зования.

Неизбежна - в стратегическом плане - интеграция образо­вательных учреждений НПО и СПО. Это надо понимать и при­нимать. Здесь две причины: 1) исход государства из образования, отказ от социальных функций и 2) позиция работодателя, кото­рого не устраивает качество подготовки в системе НПО. Рабо­чих он берет из колледжей, техникумов, но не из училищ. Во­прос. В какие сроки, по каким механизмам пойдут процессы ин­теграции? Будет ли это объединение учреждений образования или учебных планов, учебных программ и т. д.? Это разные ме­ханизмы интеграции.

В Москве такое объединение уже состоялось. В результате из 198 училищ, лицеев и техникумов создано 63 колледжа. На­верное, со временем это произойдет и по всей стране. Но это не должно быть обвально, без учета специфики регионов, с непросчитанными последствиями.

Следующая тенденция. Присоединение к Болонскому про­цессу. Система Болонских соглашений, подчеркну, носит рамоч­ный и рекомендательный характер. Она рассчитана на постепен­ное взаимное признание образовательных систем разных стран и, соответственно, разных дипломов.

Сегодня из 144 стран, составляющих Всемирную торговую организацию (ВТО), к 2005 году только 42 вошли в Болонский процесс по одному уровню образования, в том числе по высше­му образованию лишь 21 страна. А куда спешить нам? Нельзя терять вековые традиции российского образования, сдавать их в угоду западным стандартам. Подчеркну два основных фундамен­тальных принципа Болонских отношений:

Образование - это социальное благо, которое должно быть доступно для всех, образование - это интеллектуальный потен­циал нации, это главный ресурс капитала в стране.

Принцип второй: главную ответственность за образование в стране несет государство. Оно должно неуклонно наращивать свое участие в образовании через финансирование, протекцио­низм как по отношению к системе образования, так и педагогов и обучающихся. Но именно этого у нас пока нет. Поэтому и спе­шить некуда.

Если мы поспешным образом, неподготовленными войдем в Болонский процесс, то войдем и в режим независимой аттеста­ции (оценок из других стран), а как результат - ускорим ком­мерциализацию образования, создание зоны свободной торгов­ли образовательными услугами.

Система профессионального образования у нас пока замкну­та, она не готова к такой независимой оценке качества подготов­ки своих выпускников. А вот иностранные проводники образо­вательных услуг, если они выйдут на наш рынок (а в рамках Болонского процесса они обязательно выйдут), получат право при­суждать и свои дипломы, и степени, причем по нормам междуна­родной практики. Они же будут получать гранты, финансовые субсидии и другие преимущества, принятые в западных странах. И все это решительным образом повлияет на современное рос­сийское образование, резко активизирует в нем интеграционные процессы. Мы к этому не готовы.

Кстати, знания, информация, информатизация, выдвинутся на первый план как первичный материал международных обме­нов, что, можно рассматривать как позитивную тенденцию.

В условиях интеграции России в ВТО и мировое образова­тельное пространство должна развиваться модель свободной торговли образовательными услугами и конкуренции между их поставщиками. В то же время привычная, работавшая в доста­точно закрытом от экономики режиме наша модель профессио­нального образования себя уже изживает.

Отсюда, как отмечает И.П. Смирнов, возникает необходи­мость принятия других решений, разработки современной тео­рии профессионального образования, которая была бы адекват­на новым требованиям.

Однако образование нельзя низводить до объекта купли-про­дажи. Для России неприемлема «макдонализация» образования.

Идеологи Болонского процесса - французы. Их премьер-министр Лионель Жоспен в свое время подчеркивал: «Я отвер­гаю меркантильную концепцию, согласно которой образование может определяться рынком. Рыночная экономика является ре­альностью, в которой мы живем, но она не может быть горизонтом общества. Не ради рынка утверждается демократия». И да­лее: «Как и все европейцы, я приверженец государственной сис­темы образования, следовательно, решающей роли государства - гаранта равенства возможностей - в финансировании».

На этом фоне нам важно осознание обществом необходимо­сти перехода от государственного управления к государственно-общественному. Такой переход - одна из важных современных тенденций. И это должно быть связано с расширением прав и са­мостоятельности учреждений образования, что также для нас се­годня является неподготовленным актом.

В современной России требуются не столько реформы ста­рых механизмов, сколько создание новой модели взаимодейст­вия работодателя и государства. А российский работодатель еще не осознал важности повышения квалификации своих кадров как лучшего способа повышения собственной конкурентоспо­собности. По данным социологических исследований в 2004 году работодатель оплачивал только 14 % подготовки кадров в на­шей стране. Совсем не хочет платить за это малый бизнес. На се­годня Россия одна из немногих стран, в которых качество про­фессионального образования все еще оценивается учреждения­ми образования, что не имеет перспективы.

И, наконец, следует сказать еще об одной важной тенденции:

Сегодня одна из самых ярких и перспективных тенденций мо­дернизации профессионального образования в России - систе­ма дополнительного профессионального образования.

Россия вошла в рынок. Идет естественная конкуренция, рас­тет безработица. Все это дрожжи, на которых все активнее бу­дут расти и развиваться и дополнительное профессиональное об­разование, и социальное партнерство, и другие относительно но­вые для нас процессы.

Сегодня безработица не исключение, а системная форма со­провождения социально-экономической перестройки и развития России. В 2005 г. у нас уже 6,5 миллионов безработных, из них с высшим образованием 10,9 %. Три четверти безработных свою зарплату связывают с уровнем квалификации, т.е. знания уже стали капиталом.

Однако в стране пока нет должного научного обеспечения этих процессов и системных форм организации дополнитель­ного профессионального образования. За некоторыми исклю­чениями. Например, как в системе педагогического образования при подготовке студентов по второй, дополнительной спе­циальности.

В целом, исходя их устойчивых для России тенденций децен­трализации управления, можно прогнозировать самые разнооб­разные и зачастую непредсказуемые решения названных выше проблем в регионах Российской Федерации.

В России пока не обеспечена должная динамика развития си­стемы управления, что приводит к эпизодической, а не целевой и стратегической деятельности в этом направлении.

В то же время стратегия развития дополнительного профес­сионального образования должна быть связана не только с ре­шением проблем безработицы, но и с повышением качества многоуровнего профессионального образования, а где возможно -- и с подготовкой работников образования, осуществлению инно­вационной деятельности в контексте модернизации российского образования.

Поэтому, очевидно, следует провести дискуссии не только по конкретным вопросам организации дополнительного професси­онального образования (ДПО), но и по основным, стратегичес­ким направлениям его реализации в рамках таких задач, как:

1, Разработка понятийного аппарата системы ДПО.

2. Разработка принципов организации ДПО, таких как: об­щедоступность ДПО; системность; качество образования на раз­ных его уровнях; эффективность; инвестиционная привлека­тельность; взаимосвязь с запросами предприятий и отраслей эко­номики и т. д.

С учетом таких принципов на их основе должна состояться организация взаимосвязи системы ДПО с четко очерченной го­сударственной политикой в этой отрасли.

В интересах повышения взаимосвязи системы ДПО целесо­образно разработать перечень дополнительных специализаций и квалификаций по отраслевым профессиям.

Система ДПО требует проработки вопросов стратегическо­го развития:

Нуждается в конкретизации вопрос профессионализма про­фессорско-преподавательского состава этой системы;

Необходимо постоянное обновление банка образователь­ных программ, причем обновления в опережающем режиме;

Требуется проработка региональных концепций ДПО, об­разовательных программ, адаптированных к региональным условиям, разработка положения о документах ДПО, о статусе субъектов ДПО и т. д.

Наконец пришла пора разработки организации учебного процесса с использованием системы кредитных (зачетных) еди­ниц, формирования методических основ накопительной системы зачетных единиц (кредитов), методических рекомендаций по проектированию образовательных программ ДПО нового типа, например, на основе компетентностного подхода и т. д.

Таковы основные тенденции функционирования профессио­нального образования России на современном этапе. О развитии в этих условиях говорить преждевременно.

Однако, есть надежды, что решения Госсовета по образова­нию (24 марта 2006 года) позволят снять неподготовленные и не­профессиональные решения последних полутора лет, если про­цесс реализации решений Госсовета будет опираться на доку­менты предыдущего Госсовета по образованию (2001 г.), на по­становления Правительства 2003 г. (например, по совершенство­ванию системы НПО).

Уже ближайшие месяцы определят, какие преобразования в системе профессионального образования России станут действи­тельно приоритетными.


4. Педагогический процесс: сущность, структура, характеристика основных компонентов. Закономерности и принципы педагогического процесса.

Педагогический процесс – это система, в которой воедино на основе целостности и общности слиты процессы воспитания, развития, формирования и обучения подрастающего поколения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания; целенаправленное, сознательно организованное, развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, в ходе которого решаются общественно необходимые задачи образования и воспитания; движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Неполным синонимом термина «педагогический процесс» является термин «учебно-воспитательный процесс». Этот процесс представляет собой совокупность урочных и внеклассных занятий, совместной развивающей деятельности учителей и учащихся. Воспитание и обучение в школе образуют единый педагогический процесс, но имеют и свою специфику. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы.

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых (И.П. Подласый).

Педагогический процесс – это, в самом общем виде, два взаимосвязанных, в тесном единстве протекающих процесса: деятельность воспитателей как процесс целенаправленных воздействий воспитательных влияний на воспитанников; деятельность самих воспитанников как процесс усвоения ими информации, физического и духовного развития, формирования отношений к миру, включения в систему общественных отношений; внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов).

Педагогический процесс представляет собой динамическую систему, в которой воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми принципами, условиями, формами и методами их протекания (И.П. Подласый).

Педагогический процесс развивается и усложняется по мере совершенствования общественных отношений. Общие типы педагогических процессов связаны с этапами развития педагогики: педагогика и педагогический процесс универсального метода (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Г. Гербарт), педагогика и педагогический процесс свободного воспитания или создание условий для самосовершенствования личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, М. Монтессори, П.Ф. Каптерев, П.П. Блонский), педагогический процесс, основанный на идее воспитания в коллективе (С.Т. Шацкий, А.С. Макаренко), гуманистическая педагогика (Ш.А. Амонашвили).

Педагогический процесс – внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращается в качества формируемого человека (М.А. Данилов). Данный процесс является не механическим конгломератом процессов воспитания, обучения и развития, а представляет новое качественное образование, обладающее целостностью, общностью, единством (И.П. Подласый).

Исследователями были выделены следующие компоненты педагогического процесса : содержательно-целевой, организационно-деятельностный, эмоционально-мотивационный, контрольно-оценочный (В.С. Селиванов); целевой, содержательный, деятельностный, организационно-управленческий, результативный (И.П. Подласый); целевой, содержательный, деятельностный, результативный и ресурсный (В.И. Смирнов), целевой, операционно-деятельностный, оценочно-результативный (В.В. Воронов).

Закономерности педагогического процесса : закономерность динамики педагогического процесса: развития личности в педагогическом процессе; управления учебно-воспитательным процессом; стимулирования; чувственного, логического и практики; единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности; закономерность обусловленности педагогического процесса (И.П. Подласый); социальная обусловленность, единство воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения, взаимосвязь воспитания, обучения и развития, преобразование внешних влияний во внутренние процессы (В.С. Селиванов).

В.В. Воронов к закономерностям педагогического процесса относит:

· связь воспитания и социальной системы, т. е. характер воспитания в конкретных исторических условиях определяется потребностями общества, экономики, национально-культурными особенностями;

· обучения и воспитания, что означает взаимосвязь, взаимозависимость и единство названных процессов;

· воспитания и деятельности;

· воспитания и активности личности;

· связь воспитания и общения.

Структура целостного педагогического процесса включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Отсутствие одного из них разрушает целостность педагогического процесса (О.А. Абдулина).

Функции педагогического процесса . К ним относятся образовательная, воспитательная и развивающая функции. Все они выступают в органическом единстве, так как в процессе обучения решаются задачи воспитания и развития; воспитание способствует образованию и развитию; развитие создает предпосылки для обучения и воспитания. А.В. Хуторской выделяет следующие функции: информационную (просвещение), развивающую, ценностную (аксиологическую), социальную (социальная адаптация).

Процессуальная сторона педагогического процесса включает в себя цель (всестороннее развитие; служение идее; воспитание и обучение для самореализации; приспособление к условиям, воспитание гражданина, воспитание для выполнения определенных функций), принципы (природосообразность, целостность, культуросообразность, целенаправленность, научность, непрерывность, наглядность, индивидуальность, доступность, систематичность, последовательность, активность, прочность, связь с жизнью), содержание (знания, умения и навыки; отношения, опыт творчества), средства (общение, игра, учение, труд), формы (индивидуальные, групповые, массовые) и методы (репродуктивные, объяснительные, проблемные, стимулирования, контроля и самоконтроля).

Бухарова Г.Д. ОПП


5. Сущность содержания профессионального образования. Характеристика содержания профессиональной подготовки в учреждениях профессионального образования.

В систему профессионального образования входит сеть профессиональных учреждений, осуществляющих образовательный процесс и реализующих соответствующие образовательные программы.

Обязательный минимум содержания каждой основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

Подготовка кадров осуществляется не только в профессиональных учебных заведениях, но и в системе ученичества на производстве и в процессе курсовой подготовки.

Похожие публикации