Учимся быть руководителем 10 правил правильного руководства. Правила общения руководителя и подчинённых. Деловое общение подчиненный – руководитель: трудности коммуникации

Если человек стоит во главе компании - это не значит, что он всё знает и запрограммирован всегда действовать правильно. Руководитель тоже человек и совершает ошибки.

Вашему вниманию предлагается список советов для людей, работающих в области управленческого менеджмента, для будущих звезд рейтинга лучших топ-менеджеров в мире.

Представим, что вы уже руководитель, у которого есть опытные специалисты, проекты, заказчики.

Вы понимаете, что нужно расти, развивать компанию, но не знаете с чего начать, ведь все процессы завязаны на вас?

Первое правило: руководитель не должен быть человеком-оркестром. Если брать на себя абсолютно все обязанности: и руководителя проектами, и менеджера по персоналу, и бизнес-представителя - ничего хорошего из этого не получится. Нужно научиться делегировать обязанности другим экспертам! Для этого их нужно вырастить. И, это – ваша работа и ответственность, как Лидера.

Ваша основная работа - это анализировать, разрабатывать и осуществлять стратегию, тактику и контроль. Не стоит хвататься за всё подряд.

Второе правило: руководитель не должен экономить на специалистах (если они действительно хорошие). Даже на тех, кто не приносят прямой прибыли: не думайте о них как об убытках - это инвестиции в будущий рост и стабильность компании.

Третье правило: руководитель не должен брать на себя чужую работу, если думает, что сделает ее лучше и быстрее. Эффективнее один раз научить другого (даже если это потребует много времени и сил), чем каждый раз снова и снова выполнять свои непрямые обязанности. Потратьте несколько часов или дней на детальный инструктаж и обучение и, вы получите прекрасный результат и специалиста, работающего вместе с вами, с полной отдачей.

Четвертое правило: руководитель должен доверять своей команде. Без этого невозможно создать сплоченный коллектив. Позвольте людям делать то, за что вы им платите. Оказывается, бывает, что людям не хватает творчества. Тогда, нужно закрепить за человеком определенную область деятельности, поставить общие цели и дать ему свободу реализоваться в ней. Осознайте, что вы не можете сделать все. Закройте глаза и падайте назад – научитесь доверять своим людям!

Пятое правило: руководитель должен смириться, что нельзя избежать всех ошибок. Они могут стоить компании немалых денег, но это не затраты, а вклад в повышение квалификации сотрудников. Если провал произошел у другого - давайте возможность подчиненному самому сделать выводы и, таким образом, научиться чему-то. Выясните, кто на вас больше всего полагается, и подумайте, как вы можете помочь этим людям стать более самостоятельными. Если вы научите других, это высвободит вам время на то, чтобы заняться чем-то другим, не менее важным. Кроме того, стоит разобраться в причине случившегося и относительно руководства! Возможно, задача была поставлена неверно или в команду попал человек не подходящий для своей должности.

Шестое правило: руководитель должен организовать систему фидбека (обратной связи). Подчиненные должны получать отклик на свою работу, чтобы понимать правильно ли справляются с ней. То же самое и в обратную сторону: всегда давайте свои идеи на фидбек другим членам команды: то, что кажется прекрасным в теории, может провалиться на практике. Коллеги вам помогут это понять до того, как вы совершите ошибку. Прислушивайтесь к своим людям!

Седьмое правило: руководитель никогда не должен критиковать личность, а только поступки. Указывать на ошибки стоит в прошедшем времени: так вы дадите понять, что в будущем это не повторится снова, человек способен исправиться. Запомните, замечания должны быть своевременными, актуальными и поведенчески конкретными, иначе теряется их эффективность. Сам управленец должен всегда здраво воспринимать критику, благодарить за нее! И, не спешить спорить и оправдываться. Воздержитесь от этого. Любая обратная связь ценна!

Восьмое правило: руководитель не должен бояться своих слабостей, но и не может дать повод усомниться в своем авторитете. Нельзя рассказывать, что вы сомневаетесь в своих решениях, но можно советоваться с командой - это сделает из вас лидера, которому будут доверять. Свободно говорите о проблемах, но никогда не паникуйте публично: у вас всегда должна быть пара решений в голове. И, даже, если их нет. Вы всегда отвечаете за контроль над своим эмоциональным состоянием!

Девятое правило: руководитель должен слушать и слышать - воплощать идеи команды в жизнь. Иногда ваш План Б может быть хуже, чем План В, предложенный кем-то из коллектива. Будьте внимательны и открыты!

Десятое правило: чтобы компания всегда была успешной, руководитель должен заботиться и задумываться о том, является ли производимый продукт или услуга качественными. Если появляются проблемы, нужно задать себе вопросы: «то ли я делаю? так ли я это делаю? правильно ли я выбрал целевую аудиторию?» Отвечая на них, нужно учитывать не только нынешние потребности рынка, но и предусмотреть, что будет в будущем: не переполнена ли ниша, действительно ли есть потребность в этом товаре/услуге, там ли вы ищите клиента.

Одиннадцатое правило: Сначала выслушайте «историю» целиком, и, только потом, принимайте решение.

Двенадцатое правило: Вполне вероятно, что существует более эффективный способ делать работу, чем ее делаете вы. Что это за способ? Подумайте над этим по пути с работы домой.

Тринадцатое правило: Не говорите то, что напрямую не относится к предмету обсуждения. Ваш голос не настолько мелодичен, чтобы звучать просто ради того, чтобы звучать.

Четырнадцатое правило: Принятие лучшего решения не так важно, как организация правильных процессов для воплощения данного решения в жизнь.

Наконец-то дождались повышения? Поздравляем! Свой профессионализм вы уже доказали, теперь время продемонстрировать свои управленческие и организаторские способности. Потому что новая должность - это не только новые обязанности, но и новая роль в коллективе. Вы к этому готовы?

Я решила собрать рекомендации для начинающих руководителей отделов, подразделений, компаний. Ведь продвижение по карьерной лестнице одного человека может стать проблемой для остальных членов коллектива и даже негативно отразиться на рабочей атмосфере.

Какой стиль руководства выбрать? Как мотивировать сотрудников? Что такое психоклимат и как понять, что он негативный? С этими вопросами я обратилась к психологу-консультанту агентства Wezom Антонине Ульяннской. По её словам, 80% начинающих менеджеров не знают или даже не задумываются о психологических аспектах управления коллективом. А задуматься есть над чем, если вы не хотите через месяц-два увидеть снижение производительности и пачку заявлений на увольнение от недовольных подчинённых.

Что делать начинающему руководителю

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей - авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) - именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента. Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм. А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты. Для этого развивайте управленческие навыки. Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами - не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров - в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

  • признаёт, что повышение - это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность - это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» - признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета. Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное - не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат - это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе - это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и может.

И напоследок

Рекомендаций для начинающих управленцев гораздо больше, чем пять. Но мы попытались выбрать базовые советы, следуя которым молодой руководитель гладко войдёт в новую роль и не станет объектом негативных обсуждений в коллективе.

Чтобы быть руководителем, нужно иметь лидерские качества, не бояться брать на себя ответственность и быть готовым стать объектом для зависти. Взойти на карьерные вершины и стать отличным руководителем сложно, но возможно. Данная статье посвящена злободневному вопросу, как стать хорошим руководителем.

Хороший руководитель – это профи своего дела и пример для остальных. Его миссия – выстроить постоянно развивающийся коллектив. Осуществить это без наличия лидерских качеств не удастся.

Важно! Лидер обязан обладать следующими качествами:

  • честность. Лицо, желающее завоевать доверие окружающих, не будет обманывать;
  • открытость. Способность выслушивать чужие мысли и конструктивно к ним отнестись – это талант лидера;
  • обладать творческим подходом, проявляющимся в умении думать по-другому, смотреть на трудности под другим углом;
  • уверенность в себе и своих возможностях;
  • обладание чувством юмора для снятия напряжения и разрядки обстановки;
  • обладание аналитическим складом ума для умения разделить цель на части;
  • готовность к изменениям.

Среди других качеств можно выделить:

  • ответственность;
  • ментальная стойкость;
  • пунктуальность.
  • доброта;
  • смелость.
  • действенность.

Научиться ставить цели можно из мотивационных книжных изданий. Не менее важно каждый день устанавливать перед собой задачи и отслеживать их выполнение, решать проблемы в тех областях, где отсутствие успеха не станет причиной для падения самооценки. Проиграв, нужно извлечь урок и двигаться дальше.

Понять, как принимать риски, удастся с помощью следующего метода. Нужно оценить каждый минус ситуации от одного до пяти. Далее представить развитие событий по наихудшему сценарию. Определиться, на какой риск можно пойти.

Чтобы верно мотивировать сотрудников, надо изучить их потребности. Достичь результата удастся, если каждый работник поймет, что его труд оказывает влияние на итоговый результат.

Надо анализировать собственные поступки и их последствия. Важные инциденты можно фиксировать в дневнике, после чего попытаться извлечь из них урок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Что делать начинающему руководителю

Выбирать демократичную модель управления

Из трёх моделей – авторитарная (решает единолично руководитель), демократическая (решения принимаются сообща, шеф контролирует выполнение) и либеральная (коллектив самостоятельно решает, роль начальника незначительна) – именно демократическая модель способна создать комфортную рабочую среду и максимальную продуктивность.

Руководитель-демократ:

  • не дает жёстких приказаний как на флоте, он действует в команде;
  • дает подчинённым возможность решать задачи в пределах их компетенций самим;
  • привлекает работников к решению управленческих вопросов;
  • поддерживает творческие поиски, инициативы;
  • устанавливает контакт с коллегами: сообщает о текущих делах организации и о планах развития;
  • замечает и способствует раскрытию потенциала работника.

Демократическая модель управления даёт подчиненным ощутить себя скорее партнёрами, чем винтиками в системе. Для молодого руководителя такой стиль будет залогом успеха компании, которую он возглавил.

Мотивировать не приказами, а привлечением к решению проблем

Такой метод способствует повышению дисциплины в коллективе, так как ответственность за решения переносится на работников. Это и предполагается при демократическом стиле менеджмента. Дать ощутить работникам собственную значимость.

Ощущение маленького винтика в механизме не способно вызвать энтузиазм. Если же подчинённые превратятся в важных участников общего процесса, они станут более ответственно относиться к делу.

Если работники не справляются, руководитель-демократ не должен использовать властные методики и ругать прилюдно.

Следует запомнить правило: хвала при всех, наказание наедине.

Персонал не должен опасаться вызова на ковёр. Наказание в демократическом ключе означает объяснить, что неправильно, отыскать причины и возможность это устранить.

Создать команду

Нужно помнить, что руководитель управляет командой людей (отделом, подразделением или фирмой), а не каждой персоной по отдельности. Надо формировать команду, которая будет выполнять нацеленные проекты. Для этого надо развивать управленческие способности.

Следует ставить миссии для команды, анализировать результаты, преобразовывать цели в точные задачи, мотивировать сотрудников их решать, контролировать исполнение, устранять появляющиеся трудности и споры.

Кроме того, нужно научиться подбирать кадры адекватно целям. Иными словами – «не выжимать лимон для получения томатного сока».

Ошибка начинающих управленцев – в концентрации на себе всех функций без делегирования полномочий. С таким методом выстроить команду не получится.

Не зазнаваться

Этот совет тем, кто заслужил рост по карьерной лестнице и начал руководить бывшими коллегами. Ощущение власти способно изменить сознание. Но это недолгий эффект.

Запомните! Умный молодой руководитель должен:

  • понимать, что повышение – это не венец карьерной лестницы, а он – не хозяин мира;
  • отдавать себе отчет, что новая должность – это серьезная ответственность;
  • учитывать личный опыт до карьерного роста;
  • продолжать самосовершенствоваться, развивать личностные и профессиональные умения;
  • не злоупотреблять собственным положением, не утверждать, что знает всё лучше.

Зазнаваться не следует, так как это не поможет в завоевании уважения в глазах подчиненных. Положение «я – босс, ты – дурак» – признак тоталитарного метода управления. Ни один руководитель не захочет, чтобы за спиной его тихо ненавидели.

Соблюдать дистанцию в разговорах

Отыскать баланс между приятельством и работой трудно. Получается это не у каждого опытного руководителя, что уж говорить о начинающем. Некоторые руководители устанавливают приятельские отношения с одним подчинённым, создавая отрицательное отношение у других работников.

В команде не должно быть панибратства. Надо придерживаться правил делового общения. Строить отношения на принципах взаимоуважения.

Если начальник признает нормальным обращение на «ты» между подчинёнными и руководством, стоит пояснить работникам, что это не повод столь же неформально относиться к задачам.

Во многом от методов управления руководства зависит микроклимат в коллективе.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Кто лучше: мужчина или женщина

В нынешнее время начальником может быть как мужчина, так и женщина. Дамы-руководители выступают в роли тактиков, а мужчины – больше стратегов. Представительницы слабого пола труднее завоевывают авторитет подчиненных. Нужно будет доказать собственный профессионализм, тем более если подавляющая часть работников – представители сильного пола.

Мужчины более устойчивы к стрессовым ситуациям. Они не впадают в крайности. Женщины более внимательны к собственным сотрудникам.

Найти однозначный ответ на вопрос «Кто лучше?» не представляется возможным, так как все зависит от субъекта и его характера. Следовательно, женщины и мужчины на равных могут претендовать на звание «Отличный руководитель».

Посмотрите видео. 10 ежедневных действий успешного руководителя:

Какие сложности испытывает женщина-руководитель

Каждый руководитель, вне зависимости от статуса и пола, должен столкнуться с множеством трудностей. Однако для дам есть дополнительные сложности, которым им предстоит противостоять.

Женщина-начальник является эротической фантазией многих мужчин-сотрудников. Следовательно, стиль поведения руководительницы не должен позволять им флирт. Кроме того, мужчинам тяжело воспринимать поручения представительницы слабого пола, поэтому нужно приготовиться к тому, что некоторые предложения начальницы будут встречены скептически и с недоверием.

Часто женщины-карьеристки, имеющие проблемы с личной жизнью, переносят собственный материнский инстинкт на коллектив. Это может стать неверным решением, потому что отсутствие контроля и слишком большая забота разобщат сотрудников.

Для представительниц слабого пола характерна проблема, связанная с неспособностью отказывать. Для руководящих сотрудников такая сложность может быть фатальной и поставить на карту всю управленческую карьеру, так как череда неправильных решений может нанести серьезный ущерб предприятию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Эффективные советы о том, как стать хорошим и классным руководителем

Как правило, все молодые руководители делают схожие ошибки. Следует подробнее остановиться на некоторых из них.

Не произносить выражения «Я – неопытный руководитель» даже в мыслях

Когда кто-то применяет такую формулировку в свой адрес, он будто преждевременно оправдывает собственные ошибки. То есть человек оправдывает себя неопытностью, вместо того чтобы предпринять все возможное для выполнения поставленной задачи.

Либо кажется, что ему простят все неточности лишь потому, что он только начал трудиться на этой должности. Это неправильные помыслы. В подчинении уже находятся люди, зависящие от решений руководителя с самого первого дня.

Нужно найти наставника, советчика среди опытных начальников, способного помочь предотвратить трудности, читать специализированную литературу, развиваться, забыть словосочетание «Я – неопытный руководитель».

Не злоупотреблять властью

Есть пословица, заставляющая подумать о сущности власти: «Дай рабу плеть, он иных рабов забьет насмерть». Понятно, что при назначении начальником вместе с должностью человек получает и служебные обязанности, коллектив, некоторые полномочия: как «пряник» так и «кнут». Надо осторожно обращаться с инструментами, имеющимися в наличии, если есть желание стать хорошим руководителем.

Не следует использовать крайние меры на постоянной основе, это не лучший метод, тем более, если только начался управленческий путь. Надо помнить, что слабые люди решают трудности угрозами.

Умение, которое следует приобрести начальнику, – это умение общаться с работниками, устанавливать партнерские отношения, пытаться договариваться в различных ситуациях.

Если руководитель будет показывать свои эмоции и проблемы, его могут покинуть даже самые преданные работники. Стоит задуматься, соответствует ли человек, раздающий тумаки, статусу «лучший начальник».

Не следует делать работу вместо сотрудников

Это одна из самых частых ошибок руководства любого звена. Когда руководителя назначают на высокую должность, он должен заниматься общими вопросами организации, чтобы продемонстрировать результат верной организации труда. Тогда можно будет гордиться статусом и собственными достижениями. Если же руководитель по-прежнему старается все сделать собственными руками, то скоро его компания может разориться.

Когда начальник был на месте подчиненного, он наверняка старался, чтобы его заметили и оценили.

Он старался хорошо делать работу, выкладывался на все сто процентов и обсуждал с сослуживцами:

  • какой некомпетентный начальник стоит у руля;
  • какое количество ошибок в построении бизнес-процессов он совершил;
  • как неверно распределены обязанности и т. д.

Когда действующий начальник был по ту сторону, он наверняка знал лучший метод улучшения всех дел. Теперь же прежние коллеги остались на тех же местах, а руководитель смог стать лидером, следовательно, все эти претензии будут направлены в его сторону.

Надо стать даже более хорошим руководителем, чем думают коллеги.

Сделать сложный выбор

Можно поддерживать свои прежние взгляды и подвергать критике вышестоящее начальство либо разобраться в деятельности организации, заметить взаимосвязь внутренней жизни подразделений внутри компании и встать на защиту глобальных интересов корпорации перед собственными бывшими сослуживцами.

Нужно понимать, что в настоящий момент руководитель представляет власть в организации, поэтому следует трудиться на благо организации и защищать ее интересы, даже если прежде приходилось критиковать систему и лиц, которые стоят во главе. Теперь самому придется находиться на этом месте.

Помнить – это только начало

Новоявленный начальник думает, что получение высокой должности – это возможность успокоиться и передохнуть. Он думает, что раз он был работником столько лет, трудился, не поднимая головы, страдал, чтобы получить эту должность и, наконец, достиг ее, то теперь не надо ничего больше доказывать и работать в поте лица.

Учтите! Такие мысли появляются у тех, кто не чувствует себя настоящим руководителем, не стремится стать лучше.

Да, они вправе рассчитывать на возможность посещения курсов для руководителей, пары человек в подразделении, отдельное место на стоянке и другие блага, которые представляют собой внешние проявления нового статуса. Но следует не забывать о том, что за высокие должности постоянно идет борьба.

Если начальник достигнет успокоения и прекратит быть эффективным, возрастут шансы у тех, кто мечтает об этой должности. Что нужно делать, чтобы этого избежать? Ощущать любую веху в карьере не как конечную точку, а как стартовую. Нужно снова стремиться узнать все и даже больше, снова подтверждать собственную компетентность, снова преодолевать множество сложностей, снова биться и побеждать.

Не забывать, что управлять надо людьми, а не отчетами

Цифры и расчеты в работе, конечно, важны, поэтому многие работники тратят время и силы на анализ числовых показателей деятельности, создание графиков, обсуждение отчетов и вариантов развития.

Но все же все эти числовые и буквенные значения – это скорее итог способности руководителя управлять сотрудниками, чем умения подсчитывать информацию. Известно, что наиболее эффективный метод повышения показателей – улучшение производительности работников.

Не демонстрировать своих эмоций

Все знают, что начальник несет на своих плечах груз ответственности и мучается от нехватки времени. Так же все понимают, что руководству приходится отвечать за провалы, ошибки и сообщать отрицательные известия, оно может быть опечалено, разочаровано и угнетено.

Лучшим выходом из такой ситуации станет подавление стремления сделать что-то неприятное или предосудительное, что надолго засядет в памяти. Никто не ожидает от руководителя идеального поведения, но нужно стараться, чтобы эмоции не делали плохо окружающим.

Оценка эффективности по самому плохому работнику

Руководители пытаются судить о собственных успехах по показателям деятельности передовых сотрудников. Но такой работник – это не достижение начальника. Его показатели – это итог его деятельности, а не руководства.

Нужно равнять собственные управленческие достижения по самому плохому работнику, который демонстрирует самый низкий уровень труда. Это покажет, с чем руководитель готов смириться и чего ждет от других сотрудников.

Не забывать о стимулировании

В бизнесе есть правильное замечание о том, что за среднюю зарплату удастся получить средних сотрудников.

До рассвета интернета заработные платы специалистов содержались в тайне. Сейчас же всякий способен узнать, какова же адекватная цена его деятельности.

Стать примером для подражания

Чтобы достичь уважения и стать отличным руководителем, нужно быть профессионалом своего дела. В таком случае коллеги будут уважать начальника, слушать его мнение и признавать, что он – руководитель.

Обсуждать собственный опыт управленца

Действовать профессионально

Теперь, когда занята руководящая должность, требования к профессиональным навыкам становятся строже, ведь управленец обязан быть примером для подражания. Он должен соответствующе статусу выглядеть, не опаздывать на работу и разработать профессиональный метод общения. Руководитель является лицом организации.

Посмотрите видео. Советы начинающему руководителю:

Читайте отрывки из книги ниже.

1. Введение

1.1. Зачем вам все это нужно

1.2. Тест для проверки вашего уровня взаимоотношений со своим руководителем

1.3. О чем пойдет речь в данной книге

2. Давайте познакомимся с вашим начальником

2.1. Как узнать своего начальника?

2.2. Начальник с поведенческим типом «D»

2.3. Начальник с поведенческим типом «I»

2.4. Начальник с поведенческим типом «S»

2.5. Начальник с поведенческим типом «C»

2.6. У вас трудный начальник?

3. Управление отношениями с вашим руководителем

3.1. Что такое «управление отношениями»?

3.2. Правило лежачего камня

3.3. Правило чужих ботинок

3.4. Правило монастыря и устава

3.5. Правило дракона и зайца

3.6. Правило дохлой кошки и лопаты

3.7. Правило дрессированного кита

3.8. Золотое правило

3.9. Ваш начальник в стрессе и конфликтной ситуации

3.10. Это не брак!

4. Управление ожиданиями вашего руководителя

4.1. Что такое «управление ожиданиями»?

4.2. Правило отсутствия неожиданностей

4.3. Правило долгосрочного планирования

4.4. Правило вовлечения руководителя

4.5. Правило соломки

4.6. Правило подсадной утки

4.7. Правило обратной связи

4.8. Что делать, если ваш босс перегружает вас работой?

4.9. Что делать, если ваш босс противится переменам?

4.10. Загляните за горизонт

5. Возможные ошибки в «руководстве вверх»

5.1. Наиболее распространенные мифы из области «руководства вверх»

5.2. Руководство, а не перевоспитание

5.3 Гиперреакция

5.4. О дружбе

5.5. Самое первое правило «руководства вверх»

6. Заключение

6.1. Примеры успешного использования навыков «руководства вверх»

6.2 Совсем заключение

1. Введение

1.1. Зачем вам все это нужно

Освоив навыки «руководства вверх», вы поможете людям, работающим вместе с вами, осознать вашу важность для организации.

Розанна Бадовски

Скажите, вы замечали, что ваш начальник порой ведет себя как полный идиот, что он иногда, а то и часто, говорит и делает то, что вам кажется совершенно нелогичным и бессмысленным? Я замечала это за многими своими начальниками. И я при этом далеко не одинока. Согласно статистическому исследованию, проведенному порталом Headhunter (www.hh.ru) в январе 2010 года, 25% из тех, кто хочет сменить работу, называют причиной поиска нового места «неадекватное руководство». Это третий по популярности ответ, и таких людей даже больше, чем тех, кто хочет сменить работу из-за низкой зарплаты! Согласитесь, проблема «неадекватного руководителя» достаточно распространенная и серьезная, так давайте разберемся с ней более подробно.

Приведу пример из своей бизнес-практики. Один мой начальник ни с того ни с сего начал требовать, чтобы я перестала продвигать продукт, занимавший 90% объема продаж моего подразделения, при этом хорошо растущих продаж, чтобы я забыла про него вообще. А вместо этого тратила все время и силы на раскрутку второстепенного побочного продукта со спорными перспективами на рынке. Я была уверена, что у моего начальника что-то не так с головой. А через полгода выяснилось, что компания собиралась продать мой раскрученный бренд. Мой начальник, оказывается, искал пути спасти рабочие места, мое и моих сотрудников, в случае, если бы это случилось. Но он не мог рассказать мне про секретные переговоры руководства.

Конечно же, бывают начальники-идиоты. Но в 99% случаев отношение подчиненного к начальнику как к «неадекватному руководителю» вызвано взаимным недопониманием, коммуникативной пропастью. Почему мой начальник не рассказал мне правду тогда? Потому что он не доверял мне. А кто был в этом виноват? Конечно же, я. Я-то знаю, что я бы не проболталась. Но я не смогла создать у моего начальника нужный уровень доверия ко мне. В результате, многие люди могли бы потерять работу, если бы продажа бренда действительно состоялась. Конечно же, его план решения проблемы был нереалистичен. Но если бы мы доверяли друг другу, мы вместе могли бы за полгода придумать реальный план сохранения объемов продаж и рабочих мест.

Но откуда берется или как создается это взаимное доверие начальника и подчиненного? Иногда оно формируется само собой за счет совпадения поведенческих типов, приоритетов в жизни и работе начальника и подчиненного. Но что делать, если вы и ваш босс совершенно разные люди, по-разному смотрите на жизнь и рабочие задачи, вам комфортно работать в совершенно разной рабочей атмосфере и вы обычно добиваетесь результатов совершенно разными путями? Искать другую работу? А вы уверены, что новый начальник будет лучше прежнего? Почему ваши различия должны вредить, а не помогать работе? Ведь разница во взглядах и подходах может позволить вам и вашему руководителю не раздражать, а дополнять друг друга, добиваясь значительно бОльших результатов вместе, нежели по отдельности.

Вы знаете, есть такая мудрая корпоративная поговорка: береги своего начальника, следующий может быть хуже. Если вы считаете своего босса трудным человеком, то, поверьте, он вас считает не менее трудным подчиненным. И нельзя винить в создавшейся ситуации одного лишь начальника. Подчиненные вносят свою солидную лепту в закрепление «трудных» отношений с начальником. Они могут усложнять свои взаимоотношения с руководителем одним из двух нижеперечисленных путей.

  • Во-первых, это пассивный подход к вопросу, нежелание прилагать усилия к строительству отношений с начальником. У нас принято считать, что создание атмосферы и строительство отношений в рабочем коллективе – это должностные обязанности начальника, а от подчиненного требуется просто добросовестно выполнять свою работу. Пусть босс организует корпоративные походы в боулинг и празднование дней рождения, а я еще покритикую его успехи в этой области. Те, кто так считают, пожизненно обрекают себя на трудных начальников и низкие зарплаты.
  • Но нежелание строить отношения с начальником – это лишь одна из возможных проблем. Вторая не менее распространенная и серьезная проблема – это неумение построить такие отношения даже при большом желании. Подчиненный, желающий наладить отношения со своим начальником, очень часто скатывается до подхалимажа и лести, которые в равной степени неприятны и другим сотрудникам, и самому руководителю. Почему лесть редко бывает эффективна? Потому что любому человеку хочется, чтобы признавались его собственные реальные достоинства, а не приписывались чужие или нереальные заслуги.

И даже в среде руководителей, людей, специально обученных навыкам управления, существует очень распространенное заблуждение в этой области. Большинство руководителей считает, что наилучший способ улучшить результаты своей работы – это сделать так, чтобы их подчиненные работали максимально эффективно. И поэтому все свое рабочее время они посвящают тому, чтобы лучше понять сильные и слабые стороны своих подчиненных, научиться их правильно мотивировать, проводят с ними массу времени индивидуально и на общих собраниях. И они уверенны, что таким образом они добьются максимально возможных результатов как для себя, так и для компании. Это – не самое худшее применение своих сил и времени, но и далеко не оптимальный способ использовать рабочее время руководителя для достижения максимально возможных результатов.

Наиболее успешные руководители признают, что для максимальной результативности своей работы стоит больше сил и времени тратить на помощь своему собственному начальнику. Когда ваш начальник начинает относиться к вам как к сотруднику, на предложения и действия которого всегда можно положиться, как к надежному и ответственному помощнику во всех его делах и начинаниях, он начинает осыпать вас дополнительными ресурсами. Почему? Потому что он хочет получать от вас больше «всего этого полезного». Если, добавив вам сотрудников или бюджет, он может получить от вас больше поддержки и помощи в выполнении планов, то почему бы это не сделать? Он может даже делать это неосознанно, просто помогая тому, кто помогает ему. При этом вы улучшаете результаты работы своего подразделения, вышестоящего подразделения, способствуете как своему карьерному росту, так и карьерному росту своего начальника.

Когда я училась на МБА в Кингстонском университете, курс менеджмента наш преподаватель-англичанин начал со следующей байки:

«Вы знаете, что в карате уровень мастерства отмечается присвоением поясов разного цвета? Низший уровень – белый пояс. Затем – цветные пояса. А самый высокий уровень мастерства – черный пояс. Если провести аналогию с наукой или искусством управления, то белому поясу соответствует умение эффективно управлять своими подчиненными. Цветному поясу – умение управлять параллельными менеджерами, чтобы они с охотой оказывали вам помощь и поддерживали ваши идеи. Но черный пояс менеджмента – это умение руководить своим руководителем».

Это умение по-английски называется managing up (дословный перевод — руководство вверх). На Западе на эту тему написано множество книг и статей. В России это искусство, или наука еще не так известно. Эта книга посвящена изучению навыков управления своим руководителем, то есть навыкам «руководства вверх».

Несколько слов об истории возникновения этого термина. Первая публикация на эту тему появилась в 60-е годы прошлого века. Это была статья Питера Друкера (Peter Drucker), но тогда она не получила широкой популярности. Настоящим взрывом бомбы стала статья гарвардских профессоров Джона Габарро (John Gabarro) и Джона Коттера (John Kotter), опубликованная в 1980 году в Harvard Business Review. Джон Габарро и Джон Коттер показали взаимную зависимость начальника и подчиненного. Их исследование доказало очевидную необходимость «руководства вверх» для достижения успехов в работе.

«Задумайтесь о своей работе и том, как выполнять ее максимально эффективно. Откуда вы можете взять необходимые вам ресурсы, необходимую информацию, совет, и даже разрешение что-либо делать или не делать? Ответ указывает на того, у кого есть власть и полномочия, то есть на вашего руководителя. Если вы не сможете установить со своим руководителем отношения, основанные на взаимном уважении и понимании, вы упустите шанс быть эффективным в своей работе». Джон Габарро и Джон Коттер

Ниже я привожу цитату из известной книги Зубер и Джеймс на эту тему, которая дает, на мой взгляд, максимально точное определение этому управленческому навыку.

«Руководство вверх (man aging up ) – это процесс сознательной работы со своим руководителем с целью получения наилучших результатов для себя, для него и для вашей организации. Это не политическое маневрирование или лизание чьего-то зада. Это, скорее, сознательное усилие по строительству отношений, основанных на взаимопонимании и сотрудничестве, между людьми, чаще всего, смотрящими на вещи очень по-разному».

Грамотное построение отношений со своим руководителем может принести пользу и вам лично (комфортные условия работы, продвижение по службе), и вашему начальнику, и вашей компании, потому что это будет способствовать более эффективному и продуктивному выполнению рабочих задач.

И, возвращаясь к вопросу, заданному мною в самом начале этой главы, я хотела бы привести ответ на него Джона Готти. «Если вы считаете своего босса идиотом, запомните: если бы он был умнее, у вас бы не было этой работы».

1.3. О чем пойдет речь в данной книге

Конечно же, речь пойдет о «руководстве вверх», об инструментах и секретах этого искусства. И главный секрет успешного освоения «руководства вверх» – это изучать данные навыки не «вообще», а применительно к вашему нынешнему начальнику. Поэтому вся следующая глава будет посвящена изучению особенностей вашего руководителя, диагностике его поведенческого типа, пониманию его приоритетов, мотиваций и преференций. Также мы постараемся определить, насколько объективно «трудным» является ваш начальник, и что с его «трудностью» можно поделать.

«Руководство вверх» включает два базовых навыка: управление отношениями со своим руководителем и управление ожиданиями нашего руководителя от результатов нашей работы. Эти навыки взаимосвязаны, но все же различаются. Проиллюстрирую их различие следующим примером. Это упрощенный пример, целью которого является лишь показать разницу между управлением отношениями и управлением ожиданиями руководителя. Этот пример также будет мини-упражнением для вас.

Представьте, что ваш начальник попросил вас составить некий отчет сверх вашей повседневной работы. Вам кажется, что составление этого отчета займет два дня. Ваш начальник спрашивает вас, когда отчет будет готов. Что вы ему ответите? Продумайте прямо сейчас ваш ответ.

Предположим, что вы ответили «два дня». Если вы скажете начальнику, что приготовите отчет через два дня, а он скажет: «хорошо, через день я его жду», то вы не успеете его сдать вовремя. Ведь многие начальники любят поторговаться с подчиненными. Они считают, что таким образом они не дают подчиненным расслабляться и тем самым отрабатывают свою зарплату начальника.

Но возможен и другой вариант. Вы скажете, что вам надо два дня, ваш начальник согласится, а завтра случится аврал в повседневной работе, и вы задержите сдачу. И вы опять срываете сроки, и выглядите не лучшим образом в глазах начальника. Более того, он тоже кого-то подводит, не сделав свою работу, связанную с этим отчетом, вовремя. Дело не только в том, что ваш начальник начинает к вам плохо относиться, а в том, что идет сбой в работе по очень длинной цепочке.

Что бы сделал в такой ситуации человек, владеющий навыками «руководства вверх»? Он сказал бы, что отчет будет готов через четыре дня. Почему через четыре?

Один день он бы заложил на управление отношениями с начальником. Если его начальнику захотелось бы поторговаться, он доставил бы ему такое удовольствие, дал бы убедить себя и согласился бы выполнить задание за три дня. Таким образом, он бы упрочил свои взаимоотношения со своим боссом.

А второй день он бы заложил на управление ожиданиями своего начальника. То есть заложил бы время на непредвиденные обстоятельства, чтобы гарантированно сдать работу в срок или чуть раньше. То есть благодаря этому результат, в данном случае срок сдачи отчета, с большей степенью вероятности соответствовал бы ожиданиям начальника.

Конечно же, этот пример – крайне упрощенная иллюстрация навыков «руководства вверх». В реальной жизни все совсем не так просто. Поэтому мы с вами будем разбирать 14 правил «руководства вверх», которые приведены в таблице:

Руководство вверх

Руководство отношениями

Руководство ожиданиями

Правило воды и лежачего камня

Правило отсутствия неожиданностей

Правило чужих ботинок

Правило долгосрочного планирования

Правило монастыря и устава

Правило вовлечения руководителя

Правило дракона и зайца

Правило фрс мажора

Правило дохлой кошки и лопаты

Правило подсадной утки

Правило дрессированного кита

Правило обратной связи

Золотое правило

Самое первое правило

Мы также будем тренироваться в их использовании, изучим примеры их успешного и неуспешного применения на практике. Мы рассмотрим, как подчиненному лучше всего вести себя в ряде наиболее распространенных негативных ситуаций, возникающих в отношениях с руководством: в случае конфликта с боссом, когда начальник в стрессе, когда руководитель перегружает подчиненного работой или сопротивляется назревшим переменам.

Особенно внимательно мы остановимся на рассмотрении мифов и наиболее распространенных ошибок, связанных с «руководством вверх». Этому посвящена отдельная глава книги.

Как я уже писала выше, книги и статьи на тему «руководства вверх» практически не переводились на русский язык. Поэтому я постаралась перевести для этой книги с английского языка как можно больше цитат из произведений гуру западного менеджмента. В этой книге вы найдете советы:

  • Джона Габарро и Джона Коттера, упомянутых выше основателей этой концепции.
  • Жака Хоровица, профессора Marketing & Service Management в IMD, одной из ведущих мировых школ бизнеса, который проводил 20-дневный семинар для высшего и среднего руководства одной из крупнейших корпораций США на тему «Как вести себя со своим руководителем?». В процессе семинара он протестировал свои мысли и рекомендации на 250 его участниках. В данной книге в различных главах я приведу ряд его выводов и рекомендаций.
  • Стивена Кови, всемирно признанного эксперта в области личностного роста, автора многих книг, в том числе бестселлера «7 привычек высокоэффективных людей», более 10 миллионов экземпляров которого были проданы в 72 странах мира. Кстати, эта книга недавно вышла на русском языке, советую ее прочитать.
  • Барбары Мозес, автора рабочей тетради по планированию карьеры, используемой более чем миллионом человек.
  • Уоррена Бениса, который в течение 45 лет был советником четырех президентов США и многих корпораций, входящих в 500 наиболее успешных компаний по версии журнала Форчун, автора 25 бестселлеров в области менеджмента и карьерного роста. Его последняя книга называется «Со-лидеры» и посвящена отношениям руководителей и подчиненных.
  • Роджера Фритца, который работал на руководящих должностях в бизнесе, занимался преподаванием, автора 32 книг. В данный момент он является консультантом по развитию для таких крупнейших международных корпораций, как AT & T , IBM , Caterpillar , и Motorola .
  • и многих других экспертов в области менеджмента.

Конечно же, я не буду строить описание навыков «руководства вверх» только на западных источниках и примерах, ведь мы с вами живем и работает в России, и наш бизнес имеет свою специфику. В данной книге вы найдете много кейсов и примеров из российской бизнес практики.

Резюмируя, я хотела бы процитировать Жака Хоровица для того, чтобы еще раз подчеркнуть важность строительства взаимоотношений со своим руководителем.

«Взаимоотношения с вашим начальником – это, вероятно, самые важные для вас взаимоотношения на работе. Правильное руководство своим руководителем ведет к большей эффективности вашей работы, улучшает условия вашей жизни на работе, приносит большее удовлетворение от работы. Протяните руку помощи своему начальнику, и вы будете вознаграждены».

Резюме:

  • Ошибочно предполагать, что это работа начальника – выстраивать взаимоотношения со своими подчиненными, а подчиненному этичнее занимать в этом вопросе пассивную позицию.
  • Подхалимаж не является эффективным способом строительства отношений с руководством. Предполагать, что лесть будет приятна вашему боссу, это значит считать, что ваш начальник глупее вас.
  • Изучать навыки «руководства вверх» полезнее всего применительно к вашему собственному начальнику.
  • «Руководство вверх» состоит из двух базовых навыков: руководства ожиданиями руководителя от результатов вашей работы и руководства отношениями с вашим руководителем.

Глава 3. Управление ожиданиями руководителя

Что такое «управление ожиданиями»

Неспособность руководить своим руководителем может привести к недопониманию в отношении ожиданий от результатов работы. В итоге будет потеряно время, и огромные усилия уйдут на те задачи, которые не совпадают с корпоративными целями или потребностями выполняемого проекта. Можно посмотреть на этот вопрос и с эгоистической точки зрения: вам не светит карьерный рост, если вы не в состоянии успешно справляться со своим начальником.

Вейн Турк

Что такое «ожидания руководителя» и почему они так важны для нашего успешного сосуществования с начальством, для завоевания доверия руководителя и продвижения по службе?

Чтобы подчеркнуть важность данного вопроса, я хочу привести цитату из христианского Евангелия. Прошу вас абстрагироваться от религиозной и философской составляющих этой притчи. Давайте рассмотрим этот бизнес-кейс двухтысячелетней давности с точки зрения взаимоотношений начальника и подчиненного.

«Человек, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! Два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! В малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

Подошел и получивший один талант и сказал: господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе

твое.

Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! Ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» .

За что был наказан третий раб? Почему хозяин называет его «лукавым» и «ленивым»? Раб этот был наказан за то, что он, прекрасно зная об ожиданиях своего руководителя, не потрудился достичь результатов, соответствующих этим ожиданиям.

Ведь любая оценка вашей работы относительна! И касается это, в первую очередь, именно предварительных ожиданий. Что я имею в виду? Если начальник ожидал получить от вас один рубль, а вы принесли два - то вы молодец. Если же он ожидал десять рублей, а вы добыли пять, то вы - плохой сотрудник. Хотя пять в два с половиной раза больше двух, абсолютный результат не имеет никакого значения. Единственное, что имеет значение для успеха в работе и для продвижения по службе, это сравнение результата с ожиданиями руководства.

Следовательно, чтобы руководитель был вами доволен, следует показывать результаты, соответствующие его ожиданиям, как это сделали два первых раба из евангельской притчи. Заметьте, кстати, в начале притчи специально оговаривается, что поставленная задача по силам каждому из трех рабов.

Но ведь довольно часто в нашей трудовой практике ожидания руководства бывают чрезмерными, порой даже нереалистичными. Что делать, если ожидания руководителя невозможно или очень сложно оправдать?

Для решения этой задачи и существует второй важный инструмент «руководства вверх» - навыки управления ожиданиями руководителя.

Итак, в настоящей главе мы рассмотрим следующие правила руководства ожиданиями руководителя в отношении результатов нашей работы:

  • Правило отсутствия неожиданностей.
  • Правило долгосрочного планирования.
  • Правило вовлечения руководителя.
  • Правило соломки.
  • Правило подсадной утки.
  • Правило обратной связи.

Также в этой главе мы обсудим, как вести себя подчиненному, если начальник перегружает его работой или сопротивляется назревшим переменам. Две эти весьма распространенные проблемы напрямую связаны со сложностями в формировании ожиданий руководителя.

Евангелие от Матфея, гл. 25: 14–30.

Освоив навыки «руководства вверх», вы поможете людям, работающим вместе с вами, осознать вашу важность для организации.

Скажите, вы замечали, что ваш начальник порой ведет себя как полный идиот, что он иногда, а то и часто, говорит и делает то, что вам кажется совершенно нелогичным и бессмысленным? Я замечала это за многими своими начальниками. И я в этом не одинока. Согласно статистическому исследованию, проведенному порталом Headhunter (www.hh.ru) в январе 2010 года, 25 % тех, кто хочет сменить работу, называют причиной поиска нового места «неадекватное руководство». Это третий по популярности ответ – таких людей даже больше, чем желающих сменить работу из-за низкой зарплаты! Согласитесь, проблема «неадекватного руководителя» достаточно распространенная и серьезная. Давайте же разберемся в ней более подробно.

Приведу пример из своей бизнес-практики. Один мой начальник ни с того ни с сего начал требовать, чтобы я перестала продвигать продукт, продажи которого составляли 90 % от общего объема продаж моего подразделения, при этом все время росли. Начальник хотел, чтобы я забыла про этот продукт вообще и переключилась на раскрутку второстепенного продукта со спорными перспективами на рынке. Я была уверена, что у моего начальника что-то случилось с головой. А через полгода выяснилось, что компания собиралась продать мой раскрученный бренд. Начальник, оказывается, искал возможность спасти рабочие места, мое и моих сотрудников, в случае, если бы это случилось. Но он не мог рассказать мне о планах руководства.

Конечно же, бывают начальники-идиоты. Но в 99 % случаев отношение подчиненного к начальнику как к «неадекватному руководителю» вызвано взаимным недопониманием, коммуникативной пропастью. Почему мой начальник не рассказал мне правду тогда? Потому что он не доверял мне. А кто был в этом виноват? Конечно же, я. Я-то знаю, что не проболталась бы. Но я не смогла создать у моего начальника нужный уровень доверия ко мне. В результате многие рисковали потерять работу, если бы продажа бренда действительно состоялась. Конечно же, его план решения проблемы был нереалистичен. Но если бы мы доверяли друг другу, то вместе могли бы за полгода придумать реальный план сохранения объемов продаж и рабочих мест.

Но откуда берется или как создается это взаимное доверие начальника и подчиненного? Иногда оно формируется само собой за счет совпадения поведенческих типов, приоритетов в жизни и работе начальника и подчиненного. Но что делать, если вы и ваш босс абсолютно разные люди, по-разному смотрите на жизнь и рабочие задачи, если вам комфортно работать в совершенно разной рабочей атмосфере, и вы обычно добиваетесь результатов разными путями? Искать другую работу? А вы уверены, что новый начальник будет лучше прежнего? Почему ваши различия должны вредить, а не помогать работе? Ведь разница во взглядах и подходах может позволить вам и вашему руководителю не раздражать, а дополнять друг друга, добиваясь значительно бóльших результатов вместе, нежели по отдельности.

Вы знаете, есть такая мудрая корпоративная поговорка: береги своего начальника, следующий может быть хуже. Если вы считаете своего босса трудным человеком, то, поверьте, он вас считает не менее трудным подчиненным. И нельзя винить в создавшейся ситуации одного лишь начальника. Подчиненные вносят свою солидную лепту в закрепление «трудных» отношений с начальником. Они могут усложнять взаимоотношения с руководителем одним из двух нижеперечисленных способов.

□ Во-первых, это пассивный подход к вопросу, нежелание прилагать усилия к строительству отношений с начальником. У нас принято считать, что создание атмосферы и налаживание отношений в рабочем коллективе – это должностные обязанности начальника, а от подчиненного требуется лишь добросовестно выполнять свою работу. Пусть босс организует корпоративные походы в боулинг и празднование дней рождения, а мы еще покритикуем его успехи в этой области. Те, кто так считают, пожизненно обрекают себя на трудных начальников и низкие зарплаты.

□ Но нежелание строить отношения с начальником – лишь одна из возможных проблем. Вторая, не менее распространенная и серьезная, проблема – это неумение построить такие отношения даже при наличии большого желания. Подчиненный, желающий наладить отношения с начальником, очень часто скатывается до подхалимажа и лести, которые в равной степени неприятны и другим сотрудникам, и самому руководителю. Почему лесть редко бывает эффективна? Потому что большинству людей хочется, чтобы признавались их собственные достоинства, а не приписывались чужие или нереальные заслуги.

Даже в среде руководителей, людей, специально обученных навыкам управления, существует очень распространенное заблуждение в этой области. Большинство руководителей считает, что в первую очередь, чтобы улучшить результаты своей работы, надо сделать так, чтобы подчиненные работали максимально эффективно. И поэтому все свое рабочее время такие руководители стараются понять сильные и слабые стороны подчиненных и научиться их правильно мотивировать, проводят с ними массу времени индивидуально и на общих собраниях. Такие руководители уверенны, что подобным образом они добьются максимально возможных результатов как для себя, так и для компании. Это – не самое худшее применение своих сил и времени, но далеко не оптимальный способ для достижения максимально возможных результатов.

Наиболее успешные руководители признают, что для максимальной результативности своей работы стоит больше сил и времени тратить на помощь своему собственному начальнику. Когда ваш начальник начинает относиться к вам как к сотруднику, на предложения и действия которого всегда можно положиться, как к надежному и ответственному помощнику во всех делах и начинаниях, он начинает предоставлять вам дополнительные ресурсы. Почему? Потому что он хочет получать от вас больше «всего этого полезного». Если, увеличив количество ваших подчиненных или бюджет, он может получить от вас больше поддержки и помощи в выполнении планов, то почему бы это не сделать? Он может даже делать это неосознанно, просто помогая тому, кто помогает ему. При этом вы улучшаете результаты работы своего подразделения, вышестоящего подразделения, способствуете как своему карьерному росту, так и карьерному росту своего начальника.

Когда я училась на МБА в Кингстонском университете, курс менеджмента наш преподаватель-англичанин начал со следующей байки:

«Вы знаете, что в карате уровень мастерства отмечается присвоением поясов разного цвета? Низший уровень – белый пояс. Затем – цветные пояса. А самый высокий уровень мастерства – черный пояс. Если провести аналогию с наукой или искусством управления, то белому поясу соответствует умение эффективно управлять своими подчиненными. Цветному поясу – умение управлять параллельными менеджерами, чтобы они с охотой оказывали вам помощь и поддерживали ваши идеи. Но черный пояс менеджмента – это умение руководить своим руководителем».

Это умение по-английски называется managing up (дословный перевод «руководство вверх»). На Западе на эту тему написано множество книг и статей. В России это искусство, или наука, еще малоизвестно. Данная книга посвящена изучению навыков управления своим руководителем, то есть навыкам «руководства вверх».

Несколько слов об истории возникновения термина. Первая публикация на эту тему появилась в 60-е годы прошлого века. Это была статья Питера Друкера (Peter Drucker), но тогда она не получила широкой популярности. Настоящей бомбой стала статья гарвардских профессоров Джона Габарро (John Gabarro) и Джона Коттера (John Kotter), опубликованная в 1980 году в Harvard Business Review. Профессора́ показали взаимную зависимость начальника и подчиненного. Их исследование доказало очевидную необходимость «руководства вверх» для достижения успехов в работе.

Похожие публикации