Организаторские способности студента. Организаторские и деловые качества. Образовательный комплекс для малых групп, сочетающий элементы научного просвещения и практической исполнительской деятельности

Проблему обучения студента практическим навыкам деятельности в высшем учебном заведении, даже с помощью самых современных методических приемов, решить очень сложно. Многие региональные вузы до сих пор не отказались от распределительной системы выпускников.

В ходе проведенного в ПГУАС опроса студентов выяснилось: 60 % респондентов отметили у себя наличие организаторских качеств; 17 % – их отсутствие, но при этом назвали ряд других качеств, по их мнению более значимых для личностного развития: творчество, высокий интеллект, желание учиться. 52 % студентов университета считают себя организаторами, способными проявить себя при любой возможности.
При оценке значимости уровня организаторских способностей большая часть студентов (74 %) сказали, что формирование и развитие организаторских качеств для современного молодого специалиста очень важны и данному фактору следует уделять особое внимание. Студенты объясняют такую значимость организаторских способностей главным образом высокой конкуренцией на рынке труда.
Студент, желающий развить свои организаторские способности, должен помнить, что инновационный руководитель – это лидер плюс власть, полномочия плюс стиль работы и, конечно, плюс успешная карьера .
На основе проведенных результатов исследования и рассмотренных ранее методик мы разработали модель формирования навыков реальной организаторской деятельности студентов. Рассмотрим детально, из каких составляющих складываются организаторские способности современного молодого специалиста. Это тяга к лидерству, владение навыками делового общения и ораторского искусства, педагогические и психологические умения, высокий личный авторитет. Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от молодых специалистов самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных организационных и научно-технических решений относительно нововведений.

4.2. Моделирование процесса формирования и развития организаторских навыков

Классифицировать качества современного организатора можно исходя из конкретных критериев. Например, критерии можно определить сферами деятельности организации (рис. 4.1) :
I – организационно-управленческая сфера деятельности организации;
II – социальная сфера деятельности (работа с людьми);
III – производственная сфера деятельности (производство либо другая основная деятельность организации);
IV – личность самого руководителя – стержневой элемент в интегрированной системе его сфер деятельности.

Рис. 4.1. Интегрированная модель сфер деятельности менеджера-организатора

Критерий I (базовый). Этому критерию соответствует организационно-управленческая классификация, отражающая общие управленческие требования к менеджеру.
Критерий II. Социально-психологическая классификация качеств руководителя – умение управлять социальными процессами. Это умение обеспечить необходимые условия труда, жилищно-бытовые условия, хороший морально-психологический климат, трудовую и исполнительскую дисциплину сотрудников и др.
Критерий III. Данная классификация определяется конкретными организационными условиями. Она должна, в частности, включать такие блоки качеств, как умение организовать эффективную систему управления предприятием, получать прибыль, обеспечить стабильное экономическое положение коллектива, организовать производство, обеспечить высокий уровень технологических процессов, организовать труд персонала на рабочих метах и др.
IV критерий. Умение руководителя управлять производством, трудовым коллективом и в целом фирмой (организацией, предприятием) не может быть эффективно реализовано, если он не сможет руководить сам собой.
Рассмотрим организационно-управленческие требования к специалисту.

Таблица 4.1
Общая организационно-управленческая классификация и критерии оценки качеств высококлассного специалиста


В предлагаемой организационно-управленческой модели (табл. 4.1) совокупность необходимых высококлассному специалисту качеств представлена в виде шести крупных блоков качеств:
1) профессиональная управленческая компетентность;
2) организаторские качества;
3) деловые качества;
4) нравственные качества;
5) политическая культура;
6) работоспособность.
Специалисты школы проф. Л.И. Уманского выделяют три основные подструктуры организаторских способностей .
1. Организаторская проницательность («чутье» менеджера), включающая:
психологическую избирательность;
практическую направленность интеллекта;
психологический такт.
2. Эмоционально-волевая действенность {влиятельность). Она складывается из таких факторов, как энергичность, устремленность, способность «заряжать» окружающих своими желаниями, оптимизм в продвижении цели, требовательность, критичность.
3. Склонность к организаторской деятельности, включающая:
готовность к организаторской деятельности, начиная отмотивации и заканчивая профессиональной подготовкой;
самочувствие в процессе организаторской деятельности (тонус);
работоспособность.
Таким образом, вам необходимо постоянно расширять свой кругозор и развивать системное нестандартное мышление, умение разбираться во внутренней взаимосвязи действующих факторов и их взаимодействии с внешней средой. Вы должны приобрести высокие человеческие качества и научиться быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать, корректировать и реализовывать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы с учетом потребностей рынка и занятия в нем новых ниш.
Приведенные выше модели дают разностороннее представление о деятельности современного организатора.
Далее мы рассмотрим модель развития организаторских способностей применительно к учебному процессу и приведем модель развития навыков организаторской деятельности студента (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Модель развития организаторских навыков студента

Модель формирования и развития навыков организаторской деятельности студента представляет собой систему, состоящую из двух направлений: во-первых, самостоятельное развитие своих личностных качеств и умений; во-вторых, приобретение опыта организаторской деятельности. И этому должен в первую очередь способствовать вуз.

4.3. Черты современного организатора

Организаторские способности руководства людьми основываются на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Остановимся на интересующей нас характеристике студента как менеджера-лидера.
Определим качества, присущие лидеру-организатору.
1. Биологические качества и факторы, влияющие на эффективность деятельности менеджера: пол, возраст, здоровье, темперамент.
2. Психологическая характеристика качеств менеджера. Комплексный подход к оценке психического здоровья студента позволяет выделить следующую совокупность психических проявлений: свойства личности, психические состояния, психические процессы.
3. Специфические психологические особенности личности руководителя: активность; повышенная ответственность; креативность мышления, коммуникативность; организаторские способности; нравственно-этические характеристики; мотивационные факторы; волевая сфера; эмоциональная сфера; личный характер; психодинамические характеристики.
4. К объективным факторам эффективного руководства относят социально-экономическое положение человека (его статус в обществе и образование).
Суммируя вышесказанное, мы можем назвать специфические свойства и черты лидера-организатора, которые вам необходимо развивать:
1) адекватность (самокритичность, личная устойчивость);
2) креативность, развитое воображение, гибкость мышления;
3) коммуникативность;
4) инициативность;
5) самоориентация, устойчивость к групповому давлению;
6) высокая мотивация к успеху;
7) радикализм (настроенность к экспериментам, новациям, склонность к риску);
8) чувствительность, стремление к покровительству;
9) практичность, реалистический подход;
10) организованность, дисциплинированность;
11) стремление возглавлять группу, заниматься организаторской деятельностью.

4.4. Влияние лидерских качеств на организаторские способности студента в вузе

В современных условиях лидерство должно стать обязательным качеством преуспевающего студента, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации. Изучение личностных лидерских качеств, обусловливающих эффективность руководства, позволило выделить необходимые качества личности организатора и лидера.
Организатором обычно становится тот, кто обладает не только профессиональными качествами руководителя, ценимыми другими членами группы, но и личностными достоинствами лидера.
Чем активнее вы будете приобретать, пользоваться и делиться с другими гуманистическими ценностями, тем выше ваша значимость и полезность для других, тем вероятнее, что вы окажетесь лидером группы.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективной работы студенчества является организация рабочего процесса и управление организационной культурой в вузе.
Пример студенческого объединения в Пензенском ГУАС – это Институт студенческих лидеров (ИСЛ), созданный при Институте экономики и менеджмента (подробнее о деятельности ИСЛ см. в гл. 5 данного учебного пособия).
Выдающиеся менеджеры США, Европы, Японии в качестве важнейших факторов успеха в деятельности управленца выделяют: желание и интерес человека заниматься управленческой деятельностью; умение работать с людьми, общаться, влиять на людей; гибкость и оригинальность мышления; оптимальное сочетание риска и ответственности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, а также их последствия.
По мнению президентов крупных японских компаний, «менеджер-президент» (лидер-организатор) должен обладать следующими качествами: энергичная инициативность и решительность в условиях риска (42 %); долгосрочное предвидение и гибкость (34 %); упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10 %); широта взгляда, глобальный подход к делу (29 %); способность полностью использовать возможности сотрудников (24 %); готовность выслушивать мнение других (22 %); способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20 %); умение четко формулировать цели и установки (17 %); личное обаяние (22 %); умение правильно использовать свое время (15 %); открытый стиль управления – стиль сотрудничества (19 %).
Так, А. Маслоу рассматривал становление личности управленца как работу по самоактуализации, которая предполагает: адекватное принятие самого себя; критическое отношение к собственным ошибкам без жесткой критики; ответственность за свои поступки; способность быть открытым новому опыту; способность принимать уникальность других; способность к глубоким межличностным отношениям и др.
М. Вудкок, Д. Френсис представили ряд умений и организаторских способностей, необходимых специалисту. К ним относятся: способность управлять собой; разумные личные цели и ценности; упор на постоянный личностный рост и самосовершенствование; способность к инновациям; высокая способность влиять и взаимодействовать с людьми; знание современных управленческих подходов; умение обучать и развивать подчиненных; умение формировать эффективные рабочие группы.
В современных условиях организаторские качества должны быть обязательными для преуспевающего человека. Хотя настоящим организатором нельзя стать по приказу, по назначению вышестоящей организации, им становятся благодаря своим личным качествам и способностям независимо от должности в служебной иерархии. Однако слияние роли руководителя и организатора в одном лице наиболее желательно и перспективно.

4.5. Как развивать свои организаторские качества (памятка студенту)

Если вы планируете в будущем стать успешным управленцем, необходимо уже сейчас начинать работу по развитию своих лидерских и организаторских качеств. Для развития этих навыков в период обучения в высшем учебном заведении необходимо выполнять следующие рекомендации.
Ознакомьтесь внимательно с деятельностью молодежных объединений в вузе, выберите интересующие вас направления и подключайтесь к их работе.
Старайтесь грамотно строить отношения с людьми, убеждать их; при этом ваши слова не должны расходиться с делом.
Не бойтесь брать на себя ответственность за коллективное выполнение работы.
Самостоятельно организовывайте различные мероприятия.
Верьте в себя, в свои силы и никогда не останавливайтесь на достигнутом, учитесь управлять самим собой.
Выявляйте и развивайте в себе качества, присущие лидеру.
Воспитывайте в себе культуру деловых отношений.
Твердо знайте то, что собираетесь сказать, говорите уверенно.
Сохраняйте всегда достоинство.
Берите на себя ответственность за выполнение начатых вами дел.
Активно участвуйте в студенческом самоуправлении.
Организовывайте сами работу со студентами младших курсов, не отказывайте им в помощи.
Всегда заботьтесь о своей репутации и личном авторитете.
Освойте правила организаторской работы: ясно ставьте цель, составляйте план, все делайте по порядку и вовремя, подберите помощников и, подробно проинструктировав их, передавайте им работу, при этом контролируйте ход выполнения работы.
Организуйте самого себя и осуществляйте самоконтроль своих собственных дел и главное – их результатов на различных этапах (образцы плана для самоконтроля на 1, 3, 5-м курсах даны в Приложениях 1, 2, 3, 4).

Практические задания
1. Самостоятельно разработайте модель организаторских навыков по направлению «Развитие личных качеств и умений лидера-организатора».
2. Проанализируйте собственные организаторские качества. При каких обстоятельствах вам помогало их наличие?
3. Сделайте анализ собственной деятельности по организации различных мероприятий.
4. По примерам «Эссе студентов», представленным в Приложениях 1–4, составьте эссе о себе на настоящий момент обучения в вузе.
Контрольные вопросы
1. Перечислите черты современного организатора, которые должен развивать в себе студент.
2. Назовите основные подструктуры организаторских способностей.
3. Охарактеризуйте основные организаторские требования к личности студента.

Глава 5. Развитие предпринимательских способностей

Предприниматель – это предприимчивый торговец, способный к крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода человек.
Владимир Даль, русский писатель, этнограф, лингвист, врач

5.1. Сущность концепции подготовки студента к предпринимательской деятельности

Процесс перехода к рыночной экономике во всех сферах жизни России вызвал у молодежи тягу к экономическим знаниям и практическому включению в рыночные структуры. Однако процесс осуществляется пока бессистемно и недостаточно эффективно. Он не оказывает значительного влияния ни на развитие производства, ни на формирование личности. Подготовка современной молодежи к условиям рыночной экономики предполагает прежде всего приобщение ее к основам предпринимательской деятельности.
Социальными факторами, определяющими актуальность этой задачи, являются, во-первых, растущий престиж предпринимательства, перспективы его развития в России; во-вторых, проявляемый молодежью интерес к новым формам хозяйствования, ее реальное включение в рыночные отношения по собственной инициативе и жизненной необходимости.

В ходе проведенного на базе ПГУАС опроса студентов выяснилось:
основной части респондентов (57 %) не всегда хватает времени, для 33 % – совсем не хватает для чего-либо иного, чем учеба, и только для 10 % студентов времени достаточно для других занятий;
43 % опрошенных студентов пытаются самостоятельно зарабатывать деньги. Еще обучаясь в вузе, они находят варианты заработка;
наиболее важным качеством предпринимателя большинство студентов считают предприимчивость (30 %).
По мнению СБ. Вдовиной, экономическое образование можно представить в виде формулы .
Экономическая подготовка = Экономическая грамотность + Экономическое мышление + Экономическая культура + Духовная культура.
Экономическая грамотность – знание экономической теории, умение применять ее на практике и ориентироваться в экономической ситуации.
Американский предприниматель М. Смол, добившийся больших успехов в предпринимательстве, выделяет пять правил достижения цели.
1. Примите решение: «Я могу делать деньги. В наше время в нашей стране человек может стать богатым».
2. Для того чтобы зарабатывать деньги, вы должны думать об этом постоянно – во время еды, прогулки и даже ночью, когда спите.
3. Существует много областей деятельности, в которых вы можете добиться успеха. Ищите, и вы найдете их.
4. Вы будете ошибаться. Но не падайте духом. Учитесь на своих и чужих ошибках. Начинайте снова с того места, где вы споткнулись. Идите вперед!
5. Когда вы остановитесь на какой-либо идее, постоянно продумывайте ее, развивайте и не оставляйте до тех пор, пока не достигнете цели.
Экономическое образование, получаемое вами в высших учебных заведениях, призвано стать необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности, предпосылкой вашей успешной работы практически во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой частью вашего социально-культурного облика.

5.2. Модель развития предпринимательских качеств

Предпринимательство – особый вид деятельности, который предполагает наличие у ее субъектов определенного образа мышления, особого стиля и типа хозяйственного поведения.
Как известно, важнейшей задачей предпринимательской деятельности является обеспечение эффективного функционирования фирмы. Если студент в период обучения в вузе нацелился на создание собственного бизнеса, ему следует проявлять особый творческий подход по отношению к любому делу и инициативу, стремиться к новаторству, поиску нетрадиционных решений и возможностей, постоянной готовности к риску. Также это предполагает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, умение привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников.
На основе результатов исследования и анализа мы составили модель формирования и развития предпринимательских навыков (рис. 5.1).

Рис. 5.1. Модель формирования и развития предпринимательских навыков

Какими же качествами вы должны обладать, чтобы научиться успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов развития рыночной экономики?
Во-первых, это стратегическое мышление. Вы должны научиться мыслить стратегически, дальновидно и на этой основе принимать правильные решения. Одно из ключевых требований к бизнесмену, включающее три группы качеств: ум, умение генерировать идеи, умение принимать решения.
Во-вторых, профессиональная компетентность – профессиональные знания и умения в бизнесе, опыт предпринимательской деятельности. Здесь важна и общая политическая культура: умение понять и учесть интересы страны, интересы коллектива, наконец, каждой отдельной личности.
В-третьих, предприимчивость. Умение выбирать правильную тактику деятельности, способность извлечь выгоду, способность к риску, деловая хватка.
В-четвертых, организаторские способности и личная организованность. Другими словами, это способность управлять как самим собой, так и коллективом, способность жить и действовать по системе, умение использовать время.
В-пятых, нравственные качества. Настоящий бизнес тесно связан с высокой нравственностью. Она включает духовный потенциал личности, а также этику поведения как в обществе, так и в бизнесе.
В-шестых, работоспособность и здоровье – это физический и эмоционально-волевой потенциал: здоровье, уровень работоспособности, способность действовать и работать.
В условиях российской действительности развитие предпринимательства, особенно среди молодежи, становится одной из главных стратегических целей экономической политики страны. Поскольку именно предпринимательская деятельность позволяет механизмам рынка заработать в полную силу, будущее государства находится в ваших руках – руках современных студентов.

5.3. Подготовка к предпринимательской деятельности в период обучения в вузе

Важной составной частью всего процесса обучения в вузе является участие студентов в структурах студенческого самоуправления, охватывающих различные формы работы. Ранее вся культурно-воспитательная работа и студенческая деятельность осуществлялись бессистемно, без четких целевых установок, а следовательно, недостаточно эффективно .
В настоящее время студенчество и преподаватели проявляют особый интерес к созданию систем самоуправления. Пример тому – реализуемый на базе Пензенского государственного университета архитектуры и строительства в Институте экономики и менеджмента педагогический проект, имеющий относительно самостоятельное значение в разработанной комплексной системе непрерывной практической подготовки студентов, он получил образное название Институт студенческих лидеров.
Назначение такого института, где все роли исполняют сами студенты, следующее:
подготовка лидерского звена студенчества как элитной части молодежи к реальной практической деятельности;
приобретение первичного опыта предпринимательской и общественной активности, достаточного для получения работы в реальных фирмах в период обучения в вузе.
Цель педагогического проекта – получение студентами реального опыта предпринимательской работы еще в период обучения в вузе.
Конкретными задачами проекта являются:
создание самоуправляемой системы формирования, подготовки и самореализации студенческих лидеров;
формирование и постоянное поддержание в студенческой среде благоприятного психологического климата, укрепление горизонтальных и вертикальных связей между студентами разных курсов, групп и в самих группах, между студентами и преподавателями;
организация студенческих фирм по интересам, удовлетворяющим те или иные потребности общества (студенты выступают предпринимателями, владельцами собственных фирм);
развертывание реальных практических бизнес-полигонов, позволяющих студентам совершенствовать навыки работы «в команде» и будущей практической менеджерской деятельности в целом, для последующего перехода в реальные фирмы.
Все звенья структуры Института студенческих лидеров возглавляют сами студенты и аспиранты. Роль официального (взрослого) руководства Института экономики и менеджмента, заведующих кафедрами, преподавателей заключается в консультировании, координации взаимных усилий, создании благоприятных условий для развития студенческой активности и в ее согласовании с учебными целями.
Структура и организация деятельности студенческих фирм позволяют передать значительные обучающие функции студентам старших курсов.
Мотивация студентов младших и старших курсов, действующих в одной команде, подпитывается их разными ролями и разным психологическим состоянием.
С точки зрения задач менеджмента практика создания и функционирования студенческих фирм способствует развитию у студентов предпринимательских навыков, умению работы в «команде», обучению деятельности в различных по иерархии ролях.

5.4. Как развивать свои предпринимательские качества (памятка студенту)

Если вы планируете стать предпринимателем, то вам необходимо развивать в себе следующие качества: обладать инициативой; быть способным идти на риск; не бояться полной экономической ответственности; уметь особым способом соединять разные факторы производства с целью в перспективе получать дополнительный доход. Именно предприниматель, являясь источником всех изменений в рыночной экономике, способен по-особому соединять факторы производства на инновационной, рисковой основе.
Так, для развития навыков предпринимательской деятельности используйте следующие рекомендации.
Смело берите на себя ответственность, будьте решительными.
Своевременно принимайте решения.
Старайтесь предвидеть последствия ваших решений.
Учитесь эффективно распределять свое время.
Обдумывайте различные варианты решения проблемы и делайте выбор в пользу наиболее эффективного из них.
Оценивайте свое положение в обществе, себя, свои поступки и действия в различных процессах на различных этапах обучения (см. примеры в Приложениях 1–4).
Развивайте потребность в саморазвитии и самооценке своей готовности к различным видам экономической деятельности.
Научитесь привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из самых разнообразных источников. Принимайте нестандартные, новаторские решения в стандартных и, особенно, в неопределенных ситуациях. Оперативно оценивайте инновации с позиции их конечной эффективности.
Оценивайте рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли. Не бойтесь и учитесь рисковать.
Постоянно анализируйте информацию и ситуацию, делайте правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Практические задания
1. Самостоятельно разработайте модель предпринимательских качеств.
2. Проанализируйте собственные качества как предпринимателя. Определите, какие действия вам следует предпринимать для развития у себя предпринимательских качеств.
3. Напишите план действий, необходимых вам для развития предпринимательских качеств.
4. Объясните, с каких шагов вы начнете действовать, организовывая собственный бизнес.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение понятию «предпринимательство».
2. Перечислите составляющие экономической подготовки студента.
3. Что является важнейшей задачей предпринимательской деятельности?
4. Почему, на ваш взгляд, предпринимательская деятельность позволяет заработать механизмам рынка?
5. Назовите основные качества предпринимателя.

Глава 6. Освоение будущей профессиональной деятельности в период обучения в вузе

Из самых диких жеребят выходят наилучшие лошади, только бы их как следует воспитать и выездить.
Л. Фейербах, немецкий философ

6.1. Понятие «профессиональная управленческая деятельность»

Профессиональная работа специалиста – основа эффективной работы любой компании. Эффективное управление процессами предполагает способность руководителя рационально использовать все виды ресурсов, находящихся в его распоряжении. При этом ключевую роль играют человеческие ресурсы. Именно они оказывают решающее влияние на то, как используется весь потенциал организации. Поэтому эффективное руководство в первую очередь основывается на том, что специалист, кроме профессиональных знаний в своей сфере деятельности, должен уметь работать с людьми.
Профессиональная деятельность предполагает также компетентность в различных областях знаний, что позволяет руководителю эффективно работать в организации. Реальные производственные задачи уникальны по своей природе, и поэтому руководство персоналом в организации нельзя сводить лишь к знанию повторяющихся алгоритмов управления, исчерпывающе изложенных в справочных пособиях. Поэтому в период обучения в вузе студентам необходимо прикладывать максимум усилий к развитию своих профессиональных навыков и умений.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента

Другая группа качеств, необходимых любому менеджеру - профессиональные. Это - компетентность, т.е. система специальных знаний и практических навыков. Она бывает специальной и управленческой. Это культура - общая, техническая, экономическая, правовая, информационная, психолого-педагогическая. Важен и ряд других моментов.

Прежде всего современного руководителя отличает хорошее знание действительности как внутренней, так и внешней, понимание целей фирмы и своего подразделения, умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям. Это невозможно без обладания умственными способностями выше среднего уровня, умением анализировать ситуацию, создавать и критически оценивать различные планы и программы, принимать решения, брать на себя ответственность за их выполнение, много и упорно работать для этого, быть энергичным и решительным.

Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью . От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.

Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.

Но наиболее важно для менеджера схватывать все на лету , увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.

Организаторско-деловые качества

Третья группа качеств менеджера, определяющих его собственно говоря как менеджера, являются организаторские, а также деловые. Они отражают уровень организаторской культуры менеджера, владение им технологией управленческой работы: подбором, расстановкой и использованием кадров, выработкой норм, нормативов и регламентов, личных планов и планов деятельности подразделений служб, оперативных планов и планов-графиков проведения мероприятий, доведением заданий до исполнителей, инструктажем, распорядительством, контролем.

К организаторским качествам нужно отнести прежде всего целеустремленность . Характер современной жизни требует от менеджера ясных и обоснованных целей. Без них он может испытывать недоставок твердости и решимости, упускать хорошие возможности, тратить время на пустяки. Поскольку в мире все меняется, чтобы удержаться на плаву, менеджер должен эти цели корректировать. Но целеустремленность заключается не только в том, чтобы цели устанавливать, а упорно к ним стремиться. Это и отличает менеджера от остальных работников.

Другим организаторским качеством, которое должно быть присуще менеджеру, является деловитость . Она заключается в умении четко и своевременно ставить задачи, принимать обоснованные решения, контролировать их исполнение, быть оперативным и распорядительным в действиях и поступках.

Важным организаторским качеством менеджера является энергичность , то есть способность заражать людей уверенностью, стремлением действовать путем логического внушения, личного примера, собственного оптимизма.

Менеджеру должна быть присуща дисциплина и контроль над собой . Без этою он не сможет ни призвать к порядку других, ни контролировать их деятельность. Поэтому менеджер должен контролировать свои эмоции и настроения, изучать эмоции других, чтобы найти «ключик» к их поведению, а также контролировать дисциплину подчиненных.

Отличительной чертой менеджера должна быть повышенная работоспособность , умение трудиться напряженно, не принося, однако, себя в жертву и не становясь «работоманом» (в передовых компаниях считается дурным тоном для высших руководителей задерживаться в офисе после окончания трудового дня или брать работу на дом). Силы нужно беречь для главного, не растрачивать их попусту, уметь отдыхать, в том числе и во время командировок.

Менеджер должен быть коммуникабельным , контактным, т.е. общительным, направленным на внешний мир, проявляющим интерес к окружающим. Он должен уметь располагать к себе людей, слушать и понимать их, убеждать в своей правоте.

С точки зрения контактности можно выделить несколько типов руководителей.

Во-первых, те, кто большую часть времени, примерно 2/3, тратит на своих подчиненных и только 1/3 на осуществление внешних связей.

Во-вторых, те, кто уделяет тому и другому примерно поровну времени.

В-третьих, те, кто осуществляет только вертикальные контакты с начальством и подчиненными, но не желает знаться с коллегами своего уровня.

В-четвертых, те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического. Третий тип руководителя не отвечает вообще требованиям, предъявляемым к современным управляющим. Его даже в армии с ее жесткой дисциплиной и подчиненностью с трудом поймут.

Важная черта менеджера - реализм . Он должен уметь правильно оценить свои возможности и возможности подчиненных, их поступки, не витать в облаках, тогда не так больно будет падать при неудаче.

Хороший менеджер характеризуется здоровым оптимизмом и уверенностью. Руководить людьми без уверенности в себе невозможно. Уверенные люди знают, чего хотят. Они никогда не прибегают к обходным путям. Их взгляды на проблемы всегда четкие и ясные, и они стремятся к тому, чтобы все об этих взглядах знали, а поэтому высказывают свободно свою точку зрения, добиваясь, чтобы их услышали и поняли, но при этом уважают других людей и их мнения.

Однако уверенностью в своих силах могут похвастаться далеко не многие. Причин ее отсутствия немало: это и недостаток практики, который порождает незнание, что же будет в результате вроде бы правильных шагов; это и опасение вследствие робости, неблагоприятных реакций со стороны окружающих; это и собственная недооценка, неумение себя подать в выгодном свете, правильно выразить свои мысли, Менеджеру неуверенность в себе приносит много неудобств, так как подчиненные, видя такое его свойство, могут устроить «праздник непослушания»

Но, как считают психологи, отсутствие уверенности в себе - «болезнь» отнюдь не смертельная и ее нужно «лечить», развивая в себе недостающие навыки и наблюдая за тем, как поступают другие в ситуациях, требующих уверенного поведения. Вот какие советы дают по этому поводу известные специалисты в области менеджмента Вудкок и Френсис. 1

Прежде всего следует избегать чрезмерных эмоций , так как окружающие будут реагировать на них, а не на суть дела. Нужно быть проще, поскольку зачастую суть теряется из-за сложности изложения своих взглядов и попыток оперировать сразу несколькими проблемами. Упорно стремиться

1 Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М., 1991.

к своей цели, добиваться своего, пока результаты не будут удовлетворять. Не ронять собственного достоинства и не давать возможности себя сбивать, уводить в сторону. Не отчаиваться в случае ошибок и настойчиво стремиться к цели, не исповедуя только при этом принципа «мы за ценой не постоим».

Для успешного руководства менеджер должен обладать доминантностью, то есть властностью , стремлением к личной независимости, к лидерству, хотя и не любой ценой, но в любых обстоятельствах. Он должен быть готов к упорной и бескомпромиссной борьбе за свои права, не боясь авторитетов, показывать высокий уровень личных притязаний, заставлять окружающих уважать себя, демонстрируя смелость и волевой характер.

Хороший руководитель должен уметь обеспечивать сопричастность сотрудников к работе . Для этого необходимо правильно поощрять людей, превращать любую, даже самую нудную работу в увлекательную игру, отыскивая нестандартные подходы и неизвестные грани в деле решения проблемы, сдабривать свои действия известной долей авантюризма для пущей привлекательности. Он должен считаться с желанием подчиненных добиться определенного положения в этом мире, знать их идеалы и способствовать реализации их в жизнь.

Но самое главное - менеджер должен обладать умением руководить , организовывать и поддерживать работу коллектива, быть готовым к действиям, риску. Он должен уметь определить объем своих служебных полномочий, возможность действовать независимо от руководства, побуждать людей к повиновению, избавляться от балласта, а оставшимся помочь стать самими собой, а не подминать под себя. Для этого менеджер должен обладать терпимостью к слабостям людей, не мешающим работать, и нетерпимостью ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач.

Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать менеджера, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.

Существует определенный набор человеческих качеств, которые мы перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте.

И наконец, в заключение необходимо остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы менеджера. Рад из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы менеджера влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства.

Отрицательно влияет на результативность работы менеджера отсутствие коллегиальности при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, администрирование вместо убеждения, пристрастное отношение к сотрудникам.

Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не «завалить» дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций.

3 , 4) Наука об организации труда как система сформулированных научных положений, относящихся к этой области знаний, зародилась в конце XIX в. и связана с именем американского ученого Фредерика Уинслоу Тейлора (1856-1915) . Конечно, и до Тейлора были достижения в области организации труда, поскольку с тех пор, как появились представления о труде, возникло и стремление к получению лучших результатов с наименьшей затратой средств.

Но подобные стремления в виде желаний, замыслов, попыток представляли собой лишь хаос неосознанной мысли. Тейлор был первым, кто объединил замыслы и попытки в области рационализации трудовых процессов в систему знаний, положив тем самым начало науке об организации труда и производства.

В работах «Научные основы организации промышленных пред­приятий». «Научная организация труда» и других Тейлор разработал методы анализа трудовых процессов, нормирования труда и его оплаты, принципы организации труда и управления предприятием.

Выдающийся вклад в становление и развитие организации труда и производства на основе конвейерных линий в автомобиле- и трак­торостроительном комплексах принадлежит американцу Генри Форду-старшему. Еще один американец - Гаррингтон Эмерсон , автор «двенадцати принципов производительности», создал теорию организационной системы, которая охватывала труд работников не только отдельного предприятия, но и совокупности предприятий.

В начале 20-го века супруги Френк и Лилиан Гилбрет разработали методику анализа приемов и способов труда и считаются основоположниками микроэлементного нормирования. Ф. и Л.Гилбрет установили, что любой трудовой процесс можно расчленить на

17 простейших движений (микроэлементы), которые в дальнейшем не поддаются расчленению, и назвали их «терблигами». Ими разработан циклографический метод исследования движений с помощью киносъемки, который давал возможность анализировать траектории рабочих движений, замерять затраты времени на их выполнение, проектировать рациональные методы работы и устанавливать нормы затрат времени. Последователи Гильбрета разработали системы микроэлементного анализа времени, которые широко используются до настоящего времени.

Наряду с достижениями отмеченных выше и других зарубежных ученых и практиков в развитии научной организации труда, в этой об­ласти знаний и в практической их реализации достойно представлены наши отечественные исследователи и разработчики. Необходимо при этом подчеркнуть, что история науки об организации труда в нашей стране характеризовалась сочетанием периодов, отмеченных выдающимися результатами в деле НОТ, с периодами полного забвения этого предмета, утраты достигнутого в силу причин, порожденных тоталитарным строем, административно-командной экономикой.

Первые десятилетия XX в. (точнее 20-е-начало 30-х годов) в нашей стране отмечены большими достижениями в развитии теории и практики научной организации труда. Одним из первых российских теоретиков науки об организации был Александр Александрович Богданов (1873-1928) . В 1912 г. вышло первое, а в 1922 г. -третье, переработанное и дополненное, издание его фундаментального труда «Тектология . Всеобщая организационная наука». Как пояснял автор, «тектология в переводе с греческого означает учение о строительстве. «Строительство» - наиболее широкий, наиболее подходящий синоним для современного понятия «организации"»».

Видным деятелем в области научной организации труда и про­изводства, выдающимся исследователем и организатором науки, автором свыше 200 научных работ был Алексей Капитонович Гастев (1882-1938) . Основные его научные труды: «Как надо работать» (1921). «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929). «Научная организация труда» (1935). А. К. Гастев был самобытным ученым и писателем. Но главным его «произведением» стал созданный им в 1920 г. Институт труда при ВЦСПС, преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда (ЦИТ). бессменным руководителем которого он был вплоть до ареста и трагической кончины в результате политических репрессий сталинского режима.

Основными направлениями деятельности ЦИТа. после того, как он окончательно сформировался, были:

1) общеметодологическая работа по научной организации груда и производства, состоящая из исследования различных форм современной организации труда и производства, выработки методов и системы их рационализации, а также технической реконструкции производства;

2) проектирование организации труда и производства на основе разрабатываемых методов проектирования как организации рабочих мест, так и организации труда и производства в подразделениях и на предприятиях;

3) организация производственной подготовки промышленных кадров по создаваемым методам обучения для текстильной, строительной, машиностроительной, угледобывающей и металлургической промышленностей, автотранспорта и сельского хозяйства;

4) психофизиологические исследования производственного поведения работников в так называемой трудовой клинике ЦИТ, в которой изучалась работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека, осуществлялся контроль его утомляемости, энергетических затрат, количества и качества выполняемой работы;

5) разработка и внедрение новых методов работы, рациональных инструментов, приспособлений, а также конструирование политех­нического оборудования;

6) работа в Красной Армии по улучшению ее боевой и технической подготовки, в частности, работа по подготовке пилотов.

Отличительной особенностью методов исследования и рациона­лизации трудовых процессов, проводимых ЦИТ (а это определялось, конечно, установками А. К. Гастева), было сосредоточение внимания на отдельном рабочем месте и на строго ограниченных операциях - так называемое исследование на узкой базе.

ЦИТ во главе с А. К. Гастевым впервые в мировой практике начал разработку методов проектирования организации труда при проектировании предприятий.

Особая страница в работе ЦИТ - подготовка квалифицированных рабочих, обучение персонала предприятий правилам работы. В учебных пунктах (число их составило более чем 1500), расположенных в разных городах страны, ЦИТ проводил обучение рабочих рациональным приемам и методам труда.

Одним из теоретиков, пропагандистов и популяризаторов НОТ был Платон Михайлович Керженцев (1881-1940) . Как и многие другие деятели НОТ, он был разносторонне образованным человеком. Экономист, историк, публицист. Л. М. Керженцев занимал в разное время крупные государственные и партийные должности. работал на дипломатическом поприще. Его перу принадлежат такие работы, как «НОТ. Научная организация труда». «Принципы организации», «Борьба за время», написанные в 20-х годах и переизданные в 60-х годах.

В январе 1921 г. была проведена Первая Всероссийская инициа­тивная конференция по научной организации труда и производства, на которой сделана попытка установить согласованные основные понятия и сформулировать задачи и направления работы по НОТ в стране, определить степень применимости теории и методов Тейлора к условиям СССР.

Если говорить о теоретиках НОТ, нельзя не упомянуть и В. И.Ленина , хотя иногда его позиции в отношении НОТ не всегда были однозначны. Оценивая роль Ленина в становлении НОТ в нашей стране, важно уяснить, как он понимал организацию труда? И здесь обна­руживается, что в его трактовке организация труда - это железный порядок, строжайшая дисциплина, учет и контроль, социалистическое соревнование. Против таких качеств и требований вообще-то трудно возразить (за исключением, пожалуй, социалистического соревнования), но ограничиваться только этим и игнорировать человека, его производственные потребности, запросы, интересы, значит игнорировать НОТ. У Ленина же интересы отдельных людей были даже не на втором плане. Все должно было быть подчинено создаваемой им государственной системе.

Во время НЭПа, после 1921 г. отношение В. И. Ленина к методам организации труда, к вопросам материального стимулирования и частного предпринимательства начало постепенно изменяться. Он стал признавать, как тактическую меру, необходимость поддержания рыночных отношений. Но до конца своих дней Ленин оставался сторонником и инициатором мировой революции, уничтожения капитализма как системы, декларировал суровое подавление всех инакомыслящих со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Вторая половина 30-х годов ознаменовалась разгромом всего, что было связано с НОТ. Были упразднены отделы и бюро по НОТ в цен­тральных ведомствах, в которых стал господствовать административный дух и авторитарный стиль руководства. Делалась ставка на «сильных» руководителей, на устранение всякого подобия демократичности в управлении. Затем дошла очередь и до научно-исследовательских институтов. ЦИТ из центрального превратили в ведомственный, а затем (в 1940 г.) он прекратил свое существование. Исчез из оборота сам термин «НОТ». Были закрыты другие институты по НОТ и научные журналы, репрессированы самые последовательные сторонники идей НОТ. Наступил период чисто административных методов руководства, полного подавления всякого инакомыслия.

В современных условиях лидерство должно стать обязательным качеством преуспевающего менеджера, хотя лидером нельзя стать по назначению вышестоящей организации.

Эффективное управление требует от лидера обладания следующими организаторскими навыками и способностями:

  • способность управлять собой;
  • разумные личные ценности;
  • четкие личные цели;
  • упорство для постоянного личного роста;
  • навыки решать проблемы;
  • изобретательность и способность к инновациям;
  • умение влиять на окружающих, руководить;
  • знание современных управленческих подходов;
  • умение обучать и развивать подчиненных;
  • способность формировать и развивать эффективные рабочие группы.

Организатором обычно становится тот, кто обладает не только профессиональными достоинствами руководителя, ценимыми другими членами группы, но и личностными достоинствами лидера. Чем активнее руководитель приобретает, пользуется и делится с другими гуманистическими ценностями, тем выше его значимость и полезность для других, тем вероятнее, что он окажется лидером группы.

Сбалансированное системное сочетание административного управления вузом с внедрением механизмов самоуправления студентов способно привести к эффективным решениям. В современных условиях сотрудничество администрации и организационного студенчества - важный фактор развития демократических форм управления в системе высшего образования. Формулирование миссии и целей студентов является базисом для дальнейшей выработки стратегии развития и структуры студенческого объединения. Рассмотрение студенческого самоуправления как инструмента реализации молодежной политики государства фокусирует внимание студенческого объединения на организации студенческой жизни внутри вуза.

Для эффективной работы студенческого объединения необходима целенаправленная дифференцированная работа с различными категориями студентов и формирование организационной культуры студенческого объединения, являющейся органичной частью общей корпоративной культуры высшего учебного заведения.

Примером студенческого объединения в Пензенском ГУАС является институт студенческих лидеров (ИСЛ) при Институте экономики и менеджмента. Назначение такого института, где все роли исполняют сами студенты, - подготовка лидерского звена студенчества к практической деятельности.

По мнению президентов крупных японских компаний, менеджер-президент (лидер-организатор) должен обладать следующими качествами: инициативность и решительность в условиях риска (42%); долгосрочное предвидение и гибкость (34%); упорная работа и непрерывная учеба, самосовершенствование (10%); широта взгляда, глобальный подход (29%); способность полностью использовать возможности сотрудников (24%); готовность выслушивать мнение других (22%); способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нем (20%); умение четко формулировать цели и установки (17%); личное обаяние (22%); умение правильно использовать свое время (15%); готовность использовать открытый стиль управления - стиль сотрудничества (19%).

В условиях современности организаторские качества должны стать обязательными качествами преуспевающего человека, хотя настоящим организатором нельзя стать по приказу вышестоящей организации. Ими становятся благодаря своим личным качествам и способностям независимо от должности в служебной иерархии, но слияние роли руководителя и организатора в одном лице наиболее ценно и перспективно.

Как развивать свои организаторские качества (памятка студенту )

Для развития навыков организаторской деятельности необходимо следовать следующим рекомендациям.

S Ознакомьтесь внимательно с деятельностью молодежных объединений в вузе, выберите интересующие направления и подключайтесь к работе.

S Старайтесь грамотно строить отношения с людьми, ваши слова не должны расходиться с делом.

?S Не бойтесь брать на себя ответственность за коллективное исполнение работы.

S Самостоятельно организовывайте различные мероприятия.

S Верьте в себя, в свои силы и никогда не останавливайтесь на достигнутом, учитесь управлять самим собой.

S Выявляйте и развивайте в себе качества, присущие лидеру.

S Воспитывайте в себе культуру деловых отношений.

S Четко осознавайте то, что собираетесь говорить, говорите уверенно.

S Сохраняйте всегда свое достоинство и берите на себя ответственность во всех делах.

S Активно участвуйте в студенческом самоуправлении.

  • S Организовывайте сами работу со студентами младших курсов, не отказывайте им в помощи.
  • S Всегда заботьтесь о своей репутации и личном авторитете.

S Освойте правила организаторской работы: ясно ставьте цель, составляйте план; все делайте по порядку и вовремя; подберите помощников и, проинструктировав их, передавайте им работу; контролируйте ход работы.

S Организуйте самого себя и осуществляйте самоконтроль своих собственных дел и, главное, их результатов.

УДК 378 UDC 378

ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАТОРСКИХ FORMATION OF ORGANIZATIONAL

СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ - ВАЖНОГО ABILITIES OF STUDENTS - AN IMPORTANT

КАЧЕСТВА БУДУЩИХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ QUALITY OF FUTURE LEADERS

Трубилин Александр Иванович Trubilin Alexander Ivanovich

д.э.н., профессор, ректор Doctor of Economics, professor, rector

Григораш Олег Владимирович Grigorash Oleg Vladimirovich

д.т.н., профессор, заведующий кафедрой, Doctor of engineering sciences, professor, head of the

[email protected] chair, [email protected]

Кубанский государственный аграрный Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia

университет, Краснодар, Россия

В статье раскрываются основные формы и The article describes the basic forms and teaching

методические приёмы формирования methods of forming organizational abilities of students

организаторских способностей студентов - - of future leaders - during the educational activities at

будущих руководителей - в период the university

образовательной деятельности в ВУЗе

Ключевые слова: КАФЕДРА, ПРОФЕССОРСКО- Keywords: CHAIR, FACULTY,

ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ, ORGANIZATIONAL ABILITIES OF STUDENTS,

ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ HEAD OF CHAIR

СТУДЕНТОВ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ

Современные стремительные темпы научно-технического прогресса

Повышают требования к высшей школе, которая должна готовить конкурентоспособных специалистов. Кроме базовых знаний своей профессии они должны обладать организаторскими способностями как будущие руководители организаций, предприятий и фирм .

Известно, что руководство коллективом - это не только искусство, но и в определённой степени ремесло, которому можно обучить. В настоящее время в образовательном процессе вопросам формирования знаний, умений и навыков руководства коллективами у выпускников вузов уделяется недостаточно внимания .

Одним из базовых качеств современного специалиста с высшим профессиональным образованием являются его организаторские способности, которые влияют на результативность принимаемых решений, а в конечном счёте - индивидуальной и коллективной деятельности, эффективно действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать материальные и кадровые ресурсы.

Кроме организаторских способностей современный руководитель должен владеть следующими качествами :

Владеть профессиональными знаниями по специальности (знание технологии производства и его функционирования);

Стремление к достижению производственных и социальных целей за счёт рациональности и системности в работе;

Умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером, при этом грамотно распределять обязанности, стимулировать работников;

Иметь высокий уровень культуры профессионального общения, уметь тактично и дипломатично убеждать, уметь слушать, иметь выдержку в любой конфликтной ситуации и правильно воспринимать критику в свой адрес.

Основная роль в развитии у студентов организаторских способностей и качеств руководителя принадлежит кафедре.

Профессорско-преподавательский состав (ППС) должен добиваться, чтобы каждый студент стал не только высококвалифицированным специалистом, но и овладел навыками руководителя, способного организовывать и успешно решать возникшие в профессиональной деятельности проблемы.

Развитие выше организаторских способностей, в том числе качеств современного руководителя, необходимо осуществлять в учебное время на методических, семинарских и лабораторных занятиях и во внеучебное - в ходе работы студентов в кружках научно-исследовательской работы студентов кафедры .

1 Методические занятия со студентами

Одним из самых эффективных видов занятий, прививающих навыки организаторских способностей, являются методические занятия со студентами. Занятия организуют преподаватели, а проводят студенты.

Основная цель таких мероприятий - выработка у студентов практических навыков организации и проведения занятия .

Методические занятия должны организовываться со студентами, обучающимися на четвёртом курсе бакалавриата и в магистратуре. Они проводятся только по специальным дисциплинам профиля профессиональной подготовки.

На рисунке 1 приведён алгоритм проведения методического занятия со студентами.

Вступительное слово преподавателя (3 мин)

Алгоритм занятия, проводимого студентом, и распределение времени

Вступительная часть (3 мин)

Основная часть (10 мин)

Заключительная часть -<

Объявление темы и цели занятия

Связь материала предстоящего занятия с предыдущей темой

Рассмотрение учебного вопроса занятия изучение назначения, состава, принципа действия, схемы, устройства, оборудования, системы т. п.)

Подведение итогов занятия и постановка задач для самостоятельной подготовки

Дискуссия и подведение итогов занятия преподавателем (до 15 мин)

Рисунок 1 - Алгоритм проведения методического занятия со студентами

Примерно за неделю до методического занятия преподаватель должен сообщить студентам, которые будут его проводить, учебный вопрос, который необходимо раскрыть, рекомендовать литературу,

уточнить методику проведения занятия и алгоритм составления плана-конспекта, представив при этом образец оформления такого плана .

Учебный вопрос должен быть несложным, доступным для самостоятельного освоения материала. На одном методическом занятии (2 учебных часа) заслушиваются не более 4 студентов.

За день или два до методического занятия преподаватель утверждает план-конспект его проведения, а также проверяет, как студенты знают учебный материал и методику проведения занятия. При этом преподаватель должен требовать от студентов, чтобы они во время проведения занятия не пользовались планом-конспектом (т. е. не читали материал), но может разрешить изредка смотреть в него для соблюдения последовательности проведения занятия.

Общая продолжительность занятия, проводимого студентом, не должна превышать 15 мин (см. рисунок 1).

В ходе проведения методического занятия преподаватель не должен перебивать студента, проводящего занятие. В тех же случаях, когда изложение учебного вопроса связано с грубейшими ошибками, он его поправляет. При рассмотрении основной части занятия студент, который его проводит должен пользоваться наглядными пособиями (плакатами, стендами, макетами и т. п.), в том числе презентацией учебного материала.

После окончания занятия, проводимого студентом, преподаватель организует дискуссию. На первом её этапе студенты задают вопросы по учебному материалу преподавателю-студенту, а на втором - высказывают свои замечания и предложения по организации и методике проведения, а также оценивают занятие.

В конце методического занятия преподаватель подводит итоги (высказывает общие замечания и предложения по совершенствованию качества проведения занятия) и с учётом мнения студентов, оценивающих

занятия, проведённые своими сокурсниками, объявляет окончательные оценки.

Таким образом, студенты получают навыки организации и проведения занятий, общения с аудиторией, приобретают опыт пояснения тех или иных вопросов, связанных с будущей профессиональной деятельностью, происходит их становление как будущих руководителей. Студенты, принимающие участие в дискуссии, также развиваются и приобретают навыки профессионального общения. Важно также, что на методических занятиях студенты, кроме того, учатся говорить грамотным профессиональным языком .

2 Семинарские занятия

Как известно, в современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Этот вид занятия также может использоваться при изучении технических и технологических дисциплин . Он представляет собой средство развития у студентов научного мышления.

Семинарские занятия целесообразно проводить уже начиная с 1-го курса бакалавриата и магистратуры. Главная цель этих занятий - обучить студентов использовать теоретические знания применительно к особенностям отрасли, в которой они будут работать.

Методика организации и проведения семинарских занятий имеет сходство с алгоритмом организации методических занятий (см. рисунок 1). Основное отличие состоит в том, что на методических занятиях студенты приобретают навыки организации и проведения занятий по изучению техники, оборудования, технологий и тому подобного, обучаются разработке плана-конспекта проведения занятия, а на семинарских

занятиях они овладевают умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения и обучаются написанию научного реферата.

На семинарских занятиях также развиваются профессиональные навыки: овладения языком соответствующей отрасли; оперирования

формулировками, понятиями, терминами.

За неделю до семинарских занятий преподаватели должны проводить консультации, где определяют тему реферата студентам-докладчикам, обращая особое внимание на развитие навыков работы с литературой, на творческую переработку материала, предостеречь от компилятивного подхода к решению рассматриваемых научных проблем, который возникает именно при недостаточной подготовке к семинару и написанию реферата.

Доклады студентов на семинарских занятиях обсуждаются их участниками.

Преподаватели могут организовывать семинарские занятия в форме развёрнутой беседы. При этом за несколько дней до такого занятия студентам сообщается тема (темы). Во время занятия по желанию или указанию преподавателя докладывают студенты (4-5 мин). Далее происходит обмен мнениями - живая беседа, организуемая преподавателем. В конце занятия преподаватель подводит итоги и объявляет оценки, учитывая активность студентов.

Во время семинарских занятий преподаватели должны формировать атмосферу творческой работы, ориентировать студентов на выступления оценочного характера, дискуссии, сочетая их с простым изложением подготовленных тем, заслушиванием рефератов. Преподаватель даёт установку на прослушивание или акцентирует внимание студентов на оценке и обсуждении (в зависимости от тематики и ситуации).

Учитывая характерологические качества студентов

(коммуникативность, уверенность в себе, тревожность), преподаватель управляет дискуссией и распределяет роли. Неуверенным в себе, некоммуникабельным студентам предлагаются частные, облегченные

вопросы, дающие возможность выступить и испытать психологическое ощущение успеха.

К каждому методическому и семинарскому занятию на кафедре должны быть разработаны методические указания для преподавателей, включающие :

План проведения занятия, учебные вопросы и распределение времени по их изучению;

Используемые методические приёмы при проведении занятия;

Контрольные вопросы для проверки качества усвоения материала;

Методика выставления оценок студентам за проведение методического занятия, за доклад на семинаре и активное участие студентов в дискуссии.

3 Лабораторные занятия

Известно, что лабораторные занятия составляют основу практической работы студентов по изучаемой дисциплине и имеют целью углубление и закрепление теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. Но одной из ярко выраженных специфических особенностей этих занятий является возможность формировании организаторских способностей у студентов .

В основе лабораторных занятий заложена бригадная форма подготовки, выполнения и защиты отчётов по проведённым экспериментальным исследованиям. Учебная группа, как правило, разбивается на 5-6 бригад по 4-5 студентов, в зависимости от количества лабораторных установок. В каждой бригаде назначается старший, первый номер, второй и т. д. Старших назначает староста, при этом на каждом занятии происходит смена старших бригад и номеров студентов, входящих

в состав бригады. Основные обязанности в бригаде распределяются следующим образом:

Старший бригады определяет номер и обязанности каждого члена бригады, отвечает за соблюдением правил техники безопасности, учебную дисциплину, соблюдение последовательности и полноты проводимых исследований;

Первый номер зачитывает по методическим указаниям и вместе с старшим бригады контролирует порядок выполнения исследований;

Второй номер проводит монтажные работы (собирает схему, подключает измерительные приборы);

Третий номер осуществляет необходимые коммутации или действия, необходимые для проведения исследований и диктует показания измерительных приборов, кроме того, он может также оказывать помощь перовому номеру в сборке схемы, если она сложная;

Четвёртый номер проводит записи показаний приборов и отвечает за точность проведения расчётов, построения графиков, диаграмм и т. п.

Если в бригаде меньше пяти человек, то обязанности номеров бригады совмещаются, к примеру, первый номер с четвёртым, второй с третьим и т. п.

Согласно требованиям техники безопасности лабораторные занятия проводят два преподавателя. При этом один из них является старшим, как правило, это ведущий преподаватель дисциплины (лектор). Иногда заведующий кафедрой сам назначает старшего по каждой дисциплине кафедры, в которой согласно рабочей программе предусмотрены лабораторные занятия. На старшего преподавателя, кроме

функциональных обязанностей, возлагаются следующие дополнительные обязанности:

Вводный инструктаж по технике безопасности перед каждым проведением занятий, контроль соблюдения правил техники безопасности;

Проведение вступительной и заключительной части занятия;

Контроль посещаемости занятий студентами;

Поддержание порядка и учебной дисциплины во время занятий.

При этом каждый преподаватель несёт персональную

ответственность за безопасное выполнение работ и соблюдение последовательности исследований, согласно утверждённым заведующим кафедрой методическим указаниям к лабораторным работам для преподавателей.

На рисунке 2 приведён алгоритм проведения лабораторного занятия, указано распределение времени между вступительной, основной и заключительной частями в процентном отношении.

Для повышения эффективности лабораторных занятий перед каждым из них одному из преподавателей необходимо проводить консультации, на которых решаются организационные вопросы (формирование бригад и распределение обязанностей, оформление отчётов, выполнение исследований студентами, пропустившими занятия) и студенты изучают последовательность выполнения лабораторной работы. На консультациях также происходит защита отчётов студентами, не защитившими их во время предшествующего занятия.

В начале занятия старший преподаватель распределяет бригады между собой и вторым преподавателем. Преподаватели осуществляют допуск к выполнению работ бригадами в следующей последовательности:

Проверяют правильность оформления отчёта каждым студентом бригады (если хотя бы у одного студента оформлен он неправильно, бригада не допускается к выполнению исследований, пока отчёт не будет оформлен согласно требованиям методических указаний);

Осуществляют контроль теоретических знаний и знания последовательности выполнения исследований (бригада не допускается к их проведению, пока преподаватель не убедится, что она усвоила основные положения теории, и хотя бы старший бригады знает последовательность выполнения работы);

Проверяют знание правил техники безопасности (бригада не допускается к выполнению работы, если студенты не усвоили основные её положения).

Вступительная часть (10 %)

Объявление темы и цели занятия. Изложение правил техники безопасности (старший преподаватель)

Допуск бригад к выполнению работ

Основная часть (65 %)

Проверка правильности сборки схемы исследований, напоминание правил техники безопасности. Разрешение бригадам на выполнение работ

Контроль за действиями студентов во время работ, ответы на вопросы старшего бригады, проверка правильности и полноты выполненных исследований. Разрешение на окончание исследований

Заключительная часть (25 %)

Индивидуальная защита отчётов в составе бригад. Объявление индивидуальных оценок

Подведение старшим преподавателем итогов в составе группы, ответы на вопросы студентов и постановка задач на самостоятельную подготовку

Рисунок 2 - Алгоритм проведения лабораторного занятия

Такие жёсткие требования к допуску способствуют развитию высокой исполнительности, чувства ответственности за коллектив и умения организовывать работу команды.

С целью экономии времени при допуске к выполнению лабораторных работ контроль теоретических знаний студентов целесообразно проводить письменно или с использованием тестовых вопросов на консультации, проведённой накануне занятия.

Порядок действий студентов при проведении исследований. После получения допуска к выполнению лабораторной работы под руководством старшего бригады студенты приступают к выполнению исследований, при этом каждый выполняет свои обязанности согласно определённому ему в бригаде номеру. После того как монтаж схемы закончился, преподаватель проверяет правильность сборки и даёт разрешение на проведение исследований. По окончании экспериментальных исследований выключается лабораторная установка, преподаватель проверяет правильность и полноту исследований, даёт разрешение на демонтаж схемы и оформление индивидуальных отчётов. Они выполняют его на бланке установленного образца, представляют преподавателю на защиту.

ВАЖНО. Для привития навыков управления людьми, в том числе развития организаторских способностей, во время проведения исследований при возникновении вопросов студенты их задают старшему бригады и только он, обобщая их формулировку спрашивает преподавателя. Тот же, в свою очередь, также должен непосредственно общаться только со старшим бригады.

Таким образом, методические, семинарские и лабораторные занятия проходят в режиме беседы, диалога, т. е. во взаимодействии не только преподавателя и студентов, но и студентов между собой, и являются интерактивными занятиями.

4 Работа в научных кружках

Если рассмотренные выше мероприятия, развивающие организаторские способности студентов, проводятся в учебное время, то

важная функция привития этих навыков отводится научным кружкам кафедры, работа которых проходит во внеучебное время .

Заведующий кафедрой должен требовать, а преподаватель -добиваться, чтобы студенты посещали научные кружки кафедры. Здесь кроме учебно-педагогической работы, направленной на формирование организаторских способностей, и воспитательной работы решаются вопросы развития учебно-методического и материально-технического обеспечения дисциплин кафедры.

Для успешной организации работы студентов в кружках преподавателям кафедры необходимо выявлять и отбирать на ранних стадиях обучения (со второго курса) студентов, проявляющих интерес к научной работе и работе по развитию учебно-методического и материально технического обеспечения кафедры.

Основными формами работы студентов в кружках на кафедре являются :

Подготовка научных статей и их публикация;

Оформление заявок на предполагаемое изобретение;

Оформление заявок для получения свидетельства на полезную модель или свидетельства на программный продукт;

Участие в проведении экспериментальных исследований;

Участие в конкурсах и выставках научных работ;

Участие и выступление на научно-технических семинарах и конференциях;

Разработка программ, в том числе тестовых заданий для проверки знаний, применяемых в учебном процессе при изучении дисциплин кафедры;

Оказание помощи преподавателям в оформлении учебнометодического обеспечения дисциплин, в том числе программного, разработке презентаций и т. п.;

Оказание помощи преподавателям в разработке и модернизация лабораторных установок, стендов, плакатов и т. п.

Важно, чтобы в процессе работы в кружке преподаватели создавали научно-исследовательские группы студентов, формируемые по направлению научных исследований или разработке учебнометодического обеспечения, разработке материально-технического обеспечения. В каждой группе, состоящей, как правило, не более чем из 57 студентов, должен быть назначен старший группы - студент старшего курса, магистр или аспирант.

Процесс работы в научно-исследовательских кружках способствует развитию у студентов памяти, наблюдательности, самостоятельности суждений, способности собирать и обрабатывать информацию. Каждый из перечисленных компонентов вырабатывает у будущих специалистов-руководителей навыки организации научных исследований. Кроме того, публичные выступления студентов прививают навыки ораторского искусства, что важно для будущего руководителя, а соавторство в научных работах с учёными кафедры, способствует получению общественного признания в среде профессионалов.

Таким образом, внедрение рассмотренных методических приёмов в организацию учебно-воспитательного процесса, а также систематический контроль со стороны ведущих преподавателей и заведующего кафедрой за их реализацией будут способствовать формированию организаторских способностей будущих руководителей коллективов .

Список литературы

1. Григораш О. В., Трубилин А.И. Организация деятельности и оценка результатов работы кафедры. Краснодар. 2012. 596 с.

2. Трубилин А.И. Кубанский госагроуниверситет - крупнейший центр

образования, науки, инноваций. АПК: Экономика, управление. 2012. № 10. С. 8-16.

3. Григораш О. В., Загорулько А.В., Серый Д.Г. Основы учебно-воспитательной работы. Краснодар. 2010. 126 с.

4. Трубилин А.И. Реализация инноваций образовательной программы университетом. Экономика сельского хозяйства России. 2008. № 3. С. 13-18.

5. Григораш О.В. Организация и оценка качества учебного процесса по агроинженерным специальностям. Краснодар. 2009. 395 с.

6. Нечаев В. И., Григораш О.В. Научно-исследовательская работа на кафедре. Краснодар. 2009. 143 с.

7. Трубилин А.И. Научно-исследовательская работа - один из важных аспектов качества образовательного процесса / А.И. Трубилин, О.В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №01(095). С. 666 - 680. - IDA : 0951401036. - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf.

8. Григораш О.В. Инновации в организационно-методической работе на

кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №07(091). С. 488 - 499. - IDA : 0911307031. - Режим доступа:

http://ej .kubagro.ru/2013/07/pdf/31 .pdf.

9. Трубилин А. И. Традиции, фундаментальность, инновации. Высшее

образование в России. 2013. № 1. С. 55 - 59.

10. Григораш О.В. О повышении эффективности организации учебной работы на

кафедре / О.В. Григораш, А.И. Трубилин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2014. - №02(096). С. 690 - 708. - IDA : 0961402048. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf.

11. Григораш О.В. Комплексный подход к решению проблемы улучшения

качества подготовки студентов / О. В. Григораш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. - Краснодар: КубГАУ, 2013. - №03 (087). С. 113 - 128.-IDA:0871303007. - Режим доступа:

http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf.

12. Григораш О. В. К вопросу улучшения качества подготовки студентов. Alma mater (Вестник высшей школы). 2013. № 3. С. 71-75.

13. Григораш О. В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса. Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 72-78.

1. Grigorash O. V., Trubilin A.I. Organizacija dejatel"nosti i ocenka rezul"ta-tov raboty kafedry. Krasnodar. 2012. 596 s.

2. Trubilin A.I. Kubanskij gosagrouniversitet - krupnejshij centr obrazova-nija, nauki,

innovacij. APK: Jekonomika, upravlenie. 2012. № 10. S. 8-16.

3. Grigorash O. V., Zagorul"ko A.V., Seryj D.G. Osnovy uchebno-vospitatel"noj raboty. Krasnodar. 2010. 126 s.

4. Trubilin A.I. Realizacija innovacij obrazovatel"noj programmy universi-tetom. Jekonomika sel"skogo hozjajstva Rossii. 2008. № 3. S. 13-18.

5. Grigorash O.V. Organizacija i ocenka kachestva uchebnogo processa po agroin-zhenernym special"nostjam. Krasnodar. 2009. 395 s.

6. Nechaev V. I., Grigorash O.V. Nauchno-issledovatel"skaja rabota na kafedre. Krasnodar. 2009. 143 s.

7. Trubilin A.I. Nauchno-issledovatel"skaja rabota - odin iz vazhnyh aspektov kachestva obrazovatel"nogo processa / A.I. Trubilin, O.V. Grigorash // Politematiche-skij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal KubGAU) . - Krasnodar: Kub-GAU, 2014. -№01(095). S. 666 - 680. - IDA : 0951401036. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/01/pdf/36.pdf.

8. Grigorash O.V. Innovacii v organizacionno-metodicheskoj rabote na kafed-re / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhurnal Kub-GAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №07(091). S. 488 - 499. - IDA : 0911307031. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/07/pdf/31.pdf.

9. Trubilin A. I. Tradicii, fundamental"nost", innovacii. Vysshee obrazova-nie v Rossii. 2013. № 1. S. 55 - 59.

10. Grigorash O.V. O povyshenii jeffektivnosti organizacii uchebnoj raboty na kafedre / O.V. Grigorash, A.I. Trubilin // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2014. - №02(096). S. 690 - 708. - IDA : 0961402048. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2014/02/pdf/48. pdf.

11. Grigorash O.V. Kompleksnyj podhod k resheniju problemy uluchshenija kachestva podgotovki studentov / O.V. Grigorash // Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta (Nauchnyj zhur-nal KubGAU) . - Krasnodar: KubGAU, 2013. - №03 (087). S. 113 - 128.-IDA:0871303007. - Rezhim dostupa: http://ej.kubagro.ru/2013/03/pdf/07.pdf.

12. Grigorash O. V. K voprosu uluchshenija kachestva podgotovki studentov. Alma mater (Vestnik vysshej shkoly). 2013. № 3. S. 71-75.

13. Grigorash O. V. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija kachestvom obrazovatel"nogo processa. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2013. № 1. S. 72-78.

Шаповалова Я

Факультет истории философии и права

КОММУНИКАТИВНЫЕ И ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Коммуникативные и организаторские способности играют важную роль в тех видах деятельности , которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей. Чтобы заинтересовать и удержать внимание и контроль над группой людей, нужно обладать не только умственными способностями, но также коммуникативными и организаторскими.

Коммуникативные способности человека - это способности, которые проявляются в его общении с людьми. Они включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения .

Организаторские способности – это умение правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации.

Педагогу приходится иметь дело не с одним учеником, а с целым классом. Работа с коллективом требует особых способностей, представляющих собой сложный комплекс качеств, которых может и не быть у преподавателя, ведущего занятия с одним человеком, допустим, в домашних условиях.

Цель нашей работы состояла в изучении коммуникативных и организаторских способностей студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

В исследование принимали участие студенты факультета истории философии и права, всего 78 человек.


Для того, чтобы оценить уровень коммуникативных и организаторских способностей студентов мы использовали опросник, состоящий из 40 вопросов и следующую шкалу оценок:

Испытуемые, получившие оценку 1, – это респонденты с низким уровнем проявления коммуникативных - 30% и 21 % организаторских способностей.

Опрошенные, получившие оценку 2, а их у нас 25%, имеют коммуникативные и 24 % организаторские способности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению с окружающими, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, проявляют трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, почти совсем не ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Во многих начинаниях они предпочитают воздерживаться проявления самостоятельных решений и инициативы.

Для опрошенных, получивших оценку 3, относится средний уровень проявления коммуникативных - 15% и 30% организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, постоянно расширяют круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою дальнейшую деятельность, однако их способности не отличается высокой устойчивостью. Эта группа респондентов нуждается в последующей серьезной работе по развитию коммуникативных и организаторских способностей.

Испытуемые, получившие оценку 4, 24% респондентов, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и 20% организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, активно участвую в жизни близких, друзей, проявляют инициативу в общении, имеют способность принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним побудителям.

Испытуемые, которые получили высшую оценку 5- они составляют 7% от общего числа опрошенных. Обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и 5% организаторских склонностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней, достаточно быстро ориентируются в трудных ситуациях, комфортно чувствуют себя в новом коллективе. Это инициативные люди, которые предпочитают в важном деле или в создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято другими. Они могут внести и вносят оживление в незнакомую компанию, любят организовывать разные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает, и сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникации и организаторской деятельности.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Только 25% студентов имеют достаточный, для успешной педагогической деятельности, уровень организаторских способностей.

2. 31% студентов имеют достаточный, для успешной педагогической деятельности, уровень коммуникативных способностей.

3. У большинства опрошенных студентов, уровень развития данных способностей низкий и ниже среднего.

Рекомендации: Учитывая, что коммуникативные и организаторские способности представляют собой важный компонент в становлении будущего педагога, необходимо уделить их развитию должное внимание во время обучения в вузе. И сделать это можно, в том числе, и на занятиях физической культурой:

· подбирать упражнения, выполнение которых ставит перед необходимостью вступить в контакт со сверстниками;

· предоставлять возможность студентам выступать в роли педагога (организовывать проведение подготовительной части урока, эстафет, подвижных игр);

· стимулировать участие в соревнованиях в составе команды;

· использовать разнообразные формы физкультурно–оздоровительной работы, формы активного отдыха, метод проектов, где студенты смогут себя проявить в роли организатора.

Достаточно часто способности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.

Похожие публикации