Тестирование по личностным качествам спортсменов. Определение типа личности в спорте. Вы приспособленец или «решатель»

Изучение спортивной мотивации

(опросник Р.А.Пилояна, 1984 в модификации Е.Г.Бабушкина, 2001)

Анкета спортсмена

Инструкция: Уважаемый товарищ! Занимаясь спортом, Вы, видимо, заметили, какое большое количество факторов влияет на спортивный результат. Вы можете сказать, что в Вашей жизни важно, а что не важно для достижения планируемого результата. В предлагаемых вопросах указан ряд факторов. Определите, в какой степени важен для Вас тот или иной фактор и проставьте в опросном листе напротив номера вопроса один из следующих ответов: «да, очень важно», «скорее важно, чем не важно», «не очень важно», «скорее не важно, чем важно», «не важно».

Итак, в какой степени для Вас важно?

1. Благодаря занятиям спортом утвердить свою индивидуальность.

2. Благодаря спорту полнее раскрыть свои возможности.

3. Благодаря спорту полнее узнать свои возможности.

4. Благодаря занятиям спортом повысить самоуважение к своей личности.

5. 5.Благодаря спортивным победам испытать ощущение превосходства над другими людьми.

6. Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны родных, близких.

7. Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны друзей, товарищей.

8. Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны тех, кто с Вами работает, учится.

9. Благодаря спорту повысить уважение к себе со стороны тех, кто руководит Вашей работой, учебой.

10. Благодаря победам в спорте повысить уважение к себе со стороны товарищей по команде.

11. Благодаря победам в спорте повысить уважение к себе

12. со стороны спортивного руководства.

13. В честь Вашей победы поднимают флаг, играют гимн.

14. Возможность улучшить соотношение встреч с конкретным противником.

15. Поднять известность Вашего вида спорта.

16. Благодаря занятиям спортом завоевать признание в своем микрорайоне, на своей улице.

17. Получать дополнительное питание.

18. Получать спортивную форму.

19. Завоевать лучший приз на соревнованиях.

20. Попасть на соревнования за рубеж.

21. Попасть в сборную страны.

22. Занять призовое место на крупных соревнованиях.

23. Благодаря успехам в спорте получить приличную работу.

24. Благодаря успехам в спорте получить квартиру, машину и т.п.

25. Присутствие тренера в зале.

26. Наличие объективного судейства.

27. Чтобы не было поддержки болельщиками Вашего со­перника.

28. Наличие семейного благополучия.

29. Наличие хороших взаимоотношений с тренером.

30. Благополучно устроить свою жизнь после занятий спортом.

31. Присутствие в зале любимого человека.

32. Благодаря спорту иметь широкие связи с деловыми людьми.

33. Благодаря спорту общаться с великими людьми.

34. Благодаря спорту получить всестороннее признание.

35. Благодаря успехам в спорте добиться собственного бла­гополучия.

36. Иметь новинки в арсенале своих действий.

37. Наличие у Вас тактического замысла на соревнования.

38. Повысить надежность своих действий.

39. Повысить эффективность соревновательных действий.

39. Повысить надежность своих приемов на соревнованиях.

40. Возможность вести состязания в различном темпе.

41. Умение успешно выступать в различных ситуациях.

42. Умение активно продолжать выступление в случае неудач.

43. Успешно уходить из опасных положений.

44. Повысить специальную выносливость.

45. Повысить скоростные качества.

46. Повысить силовые качества.

47. Повысить гибкость.

48. Повысить ловкость.

49. Повысить эмоциональную устойчивость.

50. Отсутствие простудных явлений в Вашем организме.

51. Отсутствие головной боли.

52. Отсутствие болей в области сердца.

53. Отсутствие болей в области печени.

54. Отсутствие у Вас травм.

55. Отсутствие других болезней.

56. Знать о способности противника мобилизоваться в ответственные моменты.

57. Знать о том, какой тактики преимущественно придерживается Ваш противник.

58. Знать о том, какими способами противник готовит свои «коронные» приемы.

40. Знать о том, какие действия затрудняют выступление противника.

59. Иметь сведения о физической силе противника.

60. Знать о недостатках в технике противника.

61. Знать цель противника во встрече с Вами.

62. Знать о скоростных возможностях противника.

63. Знать какими действиями хорошо владеет противник.

64. Знать об уровне выносливости противника.

65. Знать излюбленную тактику противника.

66. Знать технику противника.

67. Знать, как противник переносит неудачи.

68. Знать, какими приемами владеет противник.

69. Знать психологическую подготовку противника.

70. Знать результаты последних выступлений противника.

71. Отсутствие у Вас физического утомления перед соревнованием.

72. Отсутствие чрезмерного волнения перед соревнованием.

73. Наличие чувства уверенности перед соревнованием.

74. Отсутствие безразличия перед соревнованием.

75. Наличие чувства спортивной злости перед соревнованием.

76. Знать результаты жеребьевки.

77. Знать результаты последнего выступления противника.

78. Иметь в прошлом победы над данным противником.

79. Отсутствие болей перед соревнованием.

О себе укажите следующее:

1. Спортивный стаж...........................

2. Спортивный разряд.........................

3. Ваши лучшие спортивные достижения.................

Обработка материалов исследования спортивной мотивации.

Структура спортивной мотивации включает следующие основания:

Побудительные основания , включающие два фактора. Первый фактор -К1 - отражает принципиальную ориентацию спортсмена на удовлетворение духовных потребностей - самоутверждение, самовыражение, исполнение общественного долга. Коэффициент К1 находился следующим образом.

Ответ «да, очень важно» оценивается в 5 баллов; «скорее важно, чем не важно»- в 4 балла; «не очень важно»- в 3 балла; «скорее не важно, чем важно»- в 2 балла; «не важно»- в I балл. Сумма баллов при ответе на вопросы с I по 15 делится на 15 и находится величина коэффициента К1. Второй фактор - К2 - отражает ориентированность спортсмена на удовлетворение материальных потребностей. Сумма баллов при ответе на вопросы с 16 по 23 делится на 8 и находится величина коэффициента К2.

Базисные основания , включающие три фактора. Первый фактор - КЗ -отражает степень заинтересованности спортсмена в благоприятных социальных условиях спортивной деятельности. Коэффициент КЗ находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 24 по 34 на П. Второй фактор - К4 - отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний /специальных и навыков. Коэффициент К4 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 35 по 49 на 15. Третий фактор - К5 - отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии болевых ощущений. Коэффициент К5 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 50 по 55 на 6.

Процессуальные основания , включающие два фактора. Первый фактор - Кб - отражает степень заинтересованности спортсмена в накоплении знаний о своих противниках. Коэффициент К7 находится путем деления суммы баллов при ответе на вопросы с 56 по 71 на 16. Второй фактор - К7 - отражает степень заинтересованности спортсмена в отсутствии психогенных влияний, отрицательно сказывающихся на результатах соревновательной деятельности. Коэффициент К7 находится путем де­ления суммы баллов при ответе на вопросы с 72 по 80 на 9.

О.В.Тиунова

(Тиунова, О.В. Психодиагностика в спорте: планирование, анализ, интерпретация [Текст] // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической подготовки, физической культуры и спорта: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию со дня рождения академика В.Л.Марищука / Под ред.докт.пед.наук., проф. А.А.Обвинцева, докт.пед.наук, проф.В.Л.Пашута, докт.пед.наук. проф. Н.В.Романенко. - В 3-х ч. - Часть 1. - СПб.: МО РФ ВИФК, Изд-во "Маматов", 2016. - С.263-267).

Резюме. В данной статье представлен опыт работы Лаборатории физической культуры и практической психологии ВНИИФК по организации психодиагностики спортсменов высокой квалификации и ближайшего резерва в рамках углубленного медицинского, этапного и текущего обследования спортсменов, а также возможности использования диагностических методик в ходе индивидуальной работы со спортсменом. Особое внимание уделено вопросам интерпретации результатов тестирования и подготовки практических рекомендаций тренерскому составу и спортсменам.

Ключевые слова: система психологического обеспечения спортивной подготовки, диагностика, психологические тесты, интерпретация результатов тестирования, спортивная психология, консультирование спортсменов.

Введение

В соответствии с приказом Росспорта №777 от 27 ноября 2006 г.
в рамках Лаборатории физической культуры и практической психологии Всероссийского НИИ физической культуры и спорта (г. Москва) была создана Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации . В ходе анкетирования членов сборных команд страны были определены наиболее важные (с точки зрения спортсменов) направления (формы) работы психолога в команде . Проведение психодиагностики, позволяющей выявить сильных сторон личности спортсмена и его «психологический ресурс», оказалось наиболее востребованным направлением психологического обеспечения спортивной подготовки.

Особое значение в этой связи приобретают вопросы рационального планирования психологического тестирования спортсменов, комплексного анализа полученных данных, интерпретации результатов исследования применительно к спортивной практике.

Несмотря на то, что психодиагностические методики в нашей стране широко издаются и тиражируются, многие из них можно найти в интернете, базовым пособием для психодиагностической работы спортивного психолога до сих пор является книга «Психодиагностика в спорте» . Однако ниже будут рассмотрены некоторые новые практически значимые аспекты планирования, анализа и интерпретации результатов углублённого психологического обследования (УПО), этапного психологического обследования (ЭПО), текущего психологического обследования (ТПО), также психодиагностики, проводимой в рамках индивидуального консультирования спортсменов. В основу данного материала положен 16-летний опыт работы Лаборатории .

Основные положения

В батарею тестов, используемую нами один раз в год в рамках УПО, включены 6-10 методик, которые в виде специальных бланков раздаются спортсменам для самостоятельного заполнения. Этой работе предшествует специальная «мотивирующая» инструкция . Практика показала, что именно бланковое (не компьютерное) тестирование позволяет получить наиболее точные ответы, а соответствующий предварительный инструктаж превращает рутинное заполнение бланков в полезный «психологический тренинг». Ниже представлена апробированная батарея тестов УПО для сборных команд (жирный шрифт), дополненная применительно к диагностике клубной команды, когда у психолог есть возможность провести это же исследование в несколько этапов (таблица 1, увеличение при клике на картинку ).

Систематизация, анализ и интерпретация полученных данных представляет собой достаточно сложный процесс. Однако от его качества во многом зависит возможность последующей реализации в команде остальных других форм психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки. Опыт нашей работы показывает, что наиболее удобной для тренерского состава формой предоставления данных психодиагностики является ранжированное графическое их изображение с обозначением авторских «нормы», а также среднего по команде результата и зоны сигмальных отклонений.

В таблице 2 представлен алгоритм подготовки практических рекомендаций по итогам командной психодиагностики и порядок её предоставления заказчику.

Блок этапного и текущего психологического тестирования был введён Федеральным Центром спортивной подготовки (г.Москва) в программы научно-методического обеспечения сборных команд в 2010 году. Комплексным научным группам (КНГ) было вменено в обязанность регулярно оценивать «психоэмоциональное» состояние спортсменов, а также регламентирована содержательная направленность такой оценки. В целом это стало важным шагом к возрождению системы психолого-педагогического обеспечения подготовки спортсменов высокой квалификации.

По новому положению психологический блок этапного комплексного обследования (ЭКО) должен включать регистрацию следующих показателей: уровень саморегуляции психических состояний и самоконтроля, волевой мобилизации, уровень притязаний и самооценки, потребности. Программа текущего обследования (ТО), реализуемая в условиях сборов, должна включать оценку уровня ситуативной тревожности, эмоционального состояния, агрессивности, психофизиологической работоспособности, мотивационного состояния, оценку самочувствия, активности, настроения и степени психического утомления.

Для реализации данной программы нашей Лабораторией предложена и апробирована достаточно простая и информативная технологию тестирования.

Любое ЭПО начинается с заполнения спортсменом личной карточки, содержащей основные сведения о спортсмене - ФИО, вид спорта, разряд, звание, главное спортивное достижение, название и дату последнего и ближайшего соревнование.

Начало тестирование должно предваряться вводной инструкцией, направленной на решение нескольких задач. Во-первых, установить доверительные рабочие отношения спортсмена с психологами, проводящими данное обследование, дать гарантии конфиденциальности получаемой информации. Во-вторых, познакомить с процедурой заполнения предлагаемых бланковых методик, предваряя возможные в этом случае затруднения. В-третьих, – мотивировать спортсмена на сознательную, самостоятельную и ответственную работу, дать дополнительную информацию о возможностях последующей индивидуальной психологической подготовки или психологической помощи в сложных жизненных ситуациях.

Всем заполненным анкетам присваивается соответствующий код, чтобы они стали «обезличенными» для всех, кроме психолога (члена комплексной научной группы), тренера и самого спортсмена.

Опросник «Оценка психической надежности» для оценки уровня саморегуляции и самоконтроля,

Опросник «Оценка силы и длительности волевого усилия» для оценки волевой мобилизации,

Опросник «Исследование самооценки» для оценки уровня притязаний и самооценки,

Опросник «Диагностика личностных и групповых базовых потребностей».

При желании эту батарею можно дополнить восьмицветовым тестом М.Люшера и опросником «Степень хронического утомления».

Интерпретация полученных результатов может быть построена по алгоритму таблицы 2.

Для оценки «психоэмоционального» состояния спортсменов в условиях сборов (ТПО) мы предлагаем использовать набор показателей, которые условно можно отнести к трем условным блокам – функциональному, поведенческому и психологическому (Таблица 3):

В дальнейшем заданное ежедневным регламентом психологическое тестирование осуществляется за счет самооценки различных состояний по 10-бальной шкале (кроме ЧСС):

Уровень ситуативной тревожности – значение по шкале «Тревожность»,

Оценка самочувствия, активности, настроения – значения по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Уровень эмоционального состояния – суммарное значение по шкалам «Самочувствие», «Активность», «Настроение»,

Агрессивности – значение по шкале «Желание соревноваться»,

Психофизиологическая работоспособность – значение по шкале «Общая работоспособность», а также показатель ЧСС,

Мотивационное состояние – значение по шкале «Желание тренироваться»,

Степень психического утомления – значение по шкале «Психическое утомление», а также показатель ЧСС.

Вводная инструкция звучит следующим образом: «План проведения учебно-тренировочных сборов предполагает учет индивидуального психологического состояния участников. Для этого вам предлагается ежедневно утром осуществлять самооценку собственного состояния по заданным критериям (при условии, что минимальный балл – 1, а максимальный – 10)». В таблице 4 представлена рабочая часть бланка проведения мониторинга.

Получив такой бланк, спортсмен самостоятельно выполняет мониторинг своего состояния. Средств мобильной связи делает возможным ежедневную передачу психологу показателей текущего состояния спортсмена, его оценку и коррекцию за счет оперативного общения психолога со спортсменом и/или с тренерским составом.

Психолог может работать с получаемыми результатами и после возвращения команды. поскольку сданные спортсменами бланки позволяют оценить эффективность сбора и подготовить дополнительные рекомендации. Однако для получения более достоверной информации мы включили в бланк следующую итоговую и нейтральную по характеру формулировку: «Насколько системно в условиях сборов вам удавалось заполнять этот бланк? (Оцените в баллах от 1 до 10)».Результаты такого подхода позволяют психологу отсеять некачественные бланки и точнее интерпретировать полученные результаты.

Осуществлять мониторинг состояния спортсменов в условиях сборов или многодневных соревнований возможно также и по более простым методикам: с использованием самооценки по шкалам «Самочувствие, Активность, Настроение», выполнением одного из вариантов теппинг-теста и др.

Как групповая, так и индивидуальная работа со спортсменом, проводимая в рамках консультирования , будет более эффективной при использовании в качестве «объективной базы» для начала работы результатов тестирования по следующим методикам: «Отношение к предстоящему соревнованию», «Восьмицветовой тест Люшера», «Цветовой тест отношений», «Акцентуации характера», «Степень удовлетворения основных потребностей».

Опыт показывает, что в индивидуальном консультировании «необходимым и достаточным» инструментом для понимания личностных особенностей спортсмена и особенностей его актуального состояния является «Восьмицветовой тест Люшера». Нами разработана специальная форма упорядочивания полученных цифровых данных и словесных формулировок этого теста:

Заключение

Итак, выявив достаточно высокий интерес спортсменов к психодиагностике в рамках системного психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки, в период с 2003 - 2016 гг. мы апробировали целый ряд психодиагностических методик, которые могут быть использованы в рамках проведения УПО, ЭПО и ТПО, а также в ходе индивидуальной консультативной работы со спортсменами.

Особое значение имеет практически ориентированная интерпретация полученных цифр и словесных формулировок, т.е. алгоритмы и формы предоставления результатов тестирования заказчику. В этом направлении могут быть реализованы разнообразные подходы, поскольку в существенной степени их выбор зависит от внутренней логики спортивного психолога, проводящего тестирование. Однако хочется надеяться, что наш опыт, представленный в этой статье, также окажется полезен.

Литература

1) Психологическая служба по работе со спортсменами высокой квалификации [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

2) Психодиагностика [Электронный ресурс]. – URL: http://www..html (дата обращения: 23.06.2016)

3) Психодиагностика в спорте: учебное пособие для вузов/ В.Л.Марищук, Ю.М.Блудов, Л.К.Серова. – М.: Просвещение, 2005. – 349 с.

4) Тиунова О.В. Психологическое обеспечение спортивной подготовки сборных команд России (возможности и перспективы) // Спорт-35. – 2015.- №7(1). – С.24-25

5) Тиунова О.В. Мотивация достижений в спортивной деятельности. Методические рекомендации – М., ФГОУ ГШВСМ, М., ТрансЛит, 2007 - 32 с.

Тиунова О.В., Самохина А.Ю., Гортинская А.В. Диагностика личностных свойств и психических состояний у спортсмена ФГОУ "Государственная школа высшего спортивного мастерства - центр подготовки сборных юношеских, юниорских и молодежных команд России", М., РКонсульт, 2006 – 32 с.

Существует ли спортивный тип личности? Да, поскольку есть определенная предрасположенность каждого человека к тому или иному виду спорта. Для определения своего типа личности можно прибегнуть к известному психологическому тесту Майерс-Бригс. Ответив на вопросы теста, вы сможете понять собственную личность - как ее максимально полно раскрыть и реализовать. Лучшее понимание себя - вот ключ, .

Типология Майерс-Бриггс предусматривает четыре психологических категории. Отвечая на вопросы теста, выбирайте из двух вопросов - тот, который, по вашему мнению, наиболее вам подходит.

1.Являетесь ли вы интровертом или экстравертом?

Вы обычно:
А) обдумываете свои поступки, перед тем, как их совершить
Б) действуете импульсивно

Вам:
А) лучше работается в одиночку
Б) лучше работается вместе с другими людьми

Вы предпочитаете:
А) чтобы вас представили окружающим
Б) знакомиться самостоятельно

Окружающие считают вас:
А) застенчивым и скромным
Б) чрезмерно дружелюбным и шумным

На вечеринке вы:
А) предпочитаете сидеть в сторонке
Б) легко и свободно заговариваете с незнакомыми людьми.

Если в ваших ответах доминируют ответы (А), вы - интроверт (И). Если в ваших ответах доминируют ответы (Б), вы - экстраверт (Э).

2.Являетесь ли вы реалистом или мечтателем?

Вы:
А) предпочитаете строгий порядок
Б) любите неожиданные перемены

Вы:
А) внимательны к деталям
Б) испытываете трудности, когда вам нужно их запоминать

Вы предпочитаете:
А) воплощать чужие идеи
Б) вырабатывать их самостоятельно

Вы предпочитаете:
А) факты
Б) мечты

Вы предпочитаете:
А) определенность
Б) гибкость

Вы предпочитаете:
А) знать, что произойдет
Б) представлять себе будущее.

Если в ваших ответах доминируют ответы (А), вы - реалист (Р). Если в ваших ответах доминируют ответы (Б), вы - мечтатель (М).

3.Вы мыслитель или «чувственник»?

Вы верите в то, что:
А) эмоции управляют логикой
Б) логика управляет эмоциями

Вы:
А) воспринимаете критику лично
Б) соглашаетесь с мнением авторитетного человека

Вы:
А) любите счастливый конец
Б) предпочитаете горькую правду

Окружающие считают вас:
А) общительным и дружелюбным
Б) холодным и отстраненным

Вы принимаете решения, основываясь на:
А) чувствах других людей
Б) логике и здравом смысле.

Если в ваших ответах доминируют ответы (А), вы - чувственник (Ч). Если в ваших ответах доминируют ответы (Б), вы - мыслитель (М).

4.Вы приспособленец или «решатель»?

Вы:
А) часто опаздываете на встречи
Б) всегда пунктуальны

Вы цените:
А) внутреннюю гармонию
Б) достижение целей

Вы:
А) плывете по течению
Б) следуете установленному распорядку

Вы:
А) медлите с принятием решений
Б) быстро принимаете решения.

Если в ваших ответах доминируют ответы (А), вы - приспособленец (П).
Если в ваших ответах доминируют ответы (Б), вы - решатель (Р).

Теперь соберите все четыре заглавные буквы, которые получились в результате ваших ответов, и напишите их. К примеру: ИРМП - интроверт, реалист, мыслитель, приспособленец. Потом найдите себя среди ниже приведенных психологических типов личностей и прочитайте свои психологические характеристики применительно к занятиям спортом.

ЭРЧП:
Прозвище - затейник
Основные характеристики - общительность, обаяние, спонтанность, уживчивость, поверхностность, легковесность. Спорт он воспринимает, как зрелищный спектакль со зрителями и овациями. Миг победы для него важен. Окружающим нравится его теплота и оптимизм, а он напитывается всеобщим вниманием. Поэтому занятия спортом в одиночку и без зрителей ему неинтересны. Такому человеку надо обрести большую стабильность и сосредоточенность. Если это спортивная игра в команде, то такая личность заражает всех своей энергией и идеями. Не любит жестких тренировок по графику, ему больше импонируют занятия спортом тогда, когда он этого хочет.

ЭРЧР:
Прозвище - сторож
Основные характеристики - настойчивость, доброта, разговорчивость, добросовестность, сотрудничество, эгоцентризм, неуверенность, стремление управлять. Таким людям нравится заниматься таким видом спорта, в котором они могут обрести гармонию. Они не любят конфликты, поэтому предпочитают не агрессивные виды спорта. Им свойственно сильное чувство ответственности, поэтому из них выходят хорошие тренеры. Интересы других - для них выше собственных. Но им свойственно разбрасываться, поэтому они могут менять виды спорта, начиная заниматься то одним, то другим, нигде не выкладываясь полностью.

ЭРМП:
Прозвище - конкурент
Основные характеристики - героизм, драматичность, общительность, веселье, дружелюбие, безрассудство, эгоцентризм, нетерпеливость, упрямство. Таким личностям в спорте нравится преодоление трудных преград. Хорошо и стабильно тренируются, сосредоточиваясь на конкретных результатах, которые они хотят достигнуть. Они быстро двигаются, поэтому любят виды спорта, связанные со скоростью, с движением. Всегда готовы рискнуть. Им свойственна стремительность. Им нравится сам дух соревнований, с интересом и азартом относятся к соперникам. Больше предпочитают индивидуальные виды спорта, чем командные.

ЭРМР:
Прозвище - надзиратель
Основные характеристики - стремление к порядку, трудолюбие, логика, практичность, нервозность, безразличие, расчетливость, властность, упрямство. Спорт для них - это порядок, они ценят в занятиях спортом организованность и дисциплинированность. Им импонирует быть в центре внимания, поэтому, когда они проигрывают, их постигает разочарование. Порой, в их занятиях спортом, им не хватает терпения. Им нужно научиться принимать во внимание потребности, чувства своих товарищей по команде.

ЭМЧП:
Прозвище - исследователь
Основные характеристики - убедительность, энергичность, энтузиазм, ровное расположение духа, изобретательность, богатое воображение, гибкость, разбросанность, бесчувственность. Такой тип личности ищет для себя в спорте что-то новое. Это могут быть недавно появившиеся виды спорта, или экстремальные виды спорта. Именно такие люди ездят из страны в страну, гоняясь за гигантскими волнами для виндсерфинга. Для них спорт- это - спектакль, в котором они торопятся принять участие. Но, в результате, они часто упускают важные детали, которые могут помочь им выиграть. Не любят строгий режим тренировок. Быстро и легко приспосабливаются к новым условиям в спорте, к новой команде.

ЭМЧР:
Прозвище - ментор
Основные характеристики - решительность, великодушие, общительность, чувствительность, властность, иллюзии, склонность к манипулированию. Из таких личностей получаются отличные капитаны команд, настоящие лидеры спорта, потому что они верят в других, умеют руководить командой и вдохновлять ее на победу. Они искренне интересуются мыслями и желаниями других спортсменов. Их недостаток в том, что они бывают слишком агрессивны, и начинают давить на окружающих. Отсюда их конфликты в команде. Также, такие спортсмены способны на фанатизм, и ради крупной победы могут пожертвовать интересами других людей.

ЭММП:
Прозвище - изобретатель
Основные характеристики - откровенность, предприимчивость, вдохновение, храбрость, быстрота, изобретательность, многогранность, внимательность, нарциссизм, рассеянность. Им интересны творческие виды спорта, и те, которые требуют напряжения интеллекта. Жесткий порядок тренировок их угнетает, им интересна независимость и гибкость. С радостью занимаются спортом, когда могут проявить в этих занятиях изобретательность. Но порой их импульсивность мешает им завершить начатые занятия. Им нужно научиться больше сосредотачиваться.

ЭММР:
Прозвище - стратег
Основные характеристики - решительность, готовность защитить, энергичность, динамичность, уверенность, откровенность, негибкость. Это личности, которые могут стать лидерами любой команды, даже очень слабой и вывести ее в победители. Но они нуждаются в том, чтобы им подчинялись и будут в команде управлять волевыми методами. Зато, в любой ситуации возьмут ответственность на себя. В отношениях с другими спортсменами им не хватает гибкости. Еще им свойственна некоторая нетерпимость в отношении ошибок.

ИРМП:
Прозвище - свободный дух
Основные характеристики - приветливость, чувствительность, доброта, гибкость, открытость, самокритичность, замкнутость. Такие люди видят спорт как выражение внутреннего мира. Они не любят спешить, и им нравится получать эстетическое удовольствие от занятий спортом. Они спокойны, и не нервничают из-за пустяков. Во время спортивных соревнований - это именно те спортсмены, которые готовы пожертвовать собственной победой ради помощи другим спортсменам.

ИРЧР:
Прозвище - защитник
Основные характеристики - добросовестность, самоотдача, надежность, восприимчивость, стабильность, доброта, зависимость, неуверенность. Такие люди думают о чувствах других людей, верны своим партнерам, поэтому у них хорошо получается заниматься видами спорта в паре. Они готовы отказаться из-за партнера от собственных интересов. Их недостаток - отсутствие уверенности в себе, поэтому они тянутся к более сильным партнерам.

ИРЧП:
Прозвище - аналитик
Основные характеристики - холодность, уверенность, реалистичность, бесстрашие, наблюдательность, неповоротливость, жесткость, бесстрастность. Предпочитают самые спокойные виды спорта, в которых они больше наблюдатели, чем активные участники. Им интересно в спортивных занятиях решать сложные проблемы и совершать достижения, но только в одиночку. Все подвергают анализу. Они живут головой, а не сердцем, и в спорте им не хватает выражения чувств.

ИРМР:
Прозвище - планировщик
Основные характеристики - надежность, практичность, логичность, наблюдательность, ответственность, организованность, трудолюбие. Могут начать заниматься любым видом спорта, даже самым опасным, но сначала подробно прорабатывают план действий. Пользуются любой возможностью для достижения победы. Никогда не отступают и не бросают занятий определенным видом спорта, не доведя до победы. Их минус - неумение расслабляться.

ИМЧП:
Прозвище - гармонизатор
Основные характеристики - романтичность, серьезность, задумчивость, идеализм, самоограничение, жертвенность. Для таких людей, спорт - это прекрасное занятие в жизни. Лучше всего, чтобы спорт был красив, наполнен смыслом и неагрессивен. У них настолько высокие идеалы, что они часто разочаровываются. В то же время, игра в команде может пойти им на пользу, потому что они будут чувствовать, так необходимую им, поддержку.

ИМЧР:
Прозвище - индивидуалист
Основные характеристики - воображение, решительность, чувствительность, оригинальность, внутренняя сила, сосредоточенность, беспокойство об окружающих, упрямство. Это сложные натуры и виды спорта они ищут трудные, порой необычные. Чаще всего - это не командные игроки. Их уважают за их принципы и убежденность в том, что нужно делать добро. Как раз такие личности открывают в спорте что-либо новое, ставят новые номера.

ИММП:
Прозвище - разведчик
Основные характеристики - независимость, педантичность, ум, спокойствие, отстраненность, суетливость, темпераментность. У них активное воображение и они - хорошие аналитики. В спорте они также проявляют данные качества, и, столкнувшись с каким-то барьером, ищут способ его преодолеть. Они видят новые возможности, и там, где другие опускают руки - продолжают тренироваться и двигаться вперед.

ИММР:
Прозвище - директор
Основные характеристики - независимость, трудолюбие, критичность, аналитичность, сдержанность, упрямство, замкнутость. Это - самые трудолюбивые спортсмены, верящие в то, что упорным трудом они могут достичь победы. Пытаются претворить свои идеи в спорте всеми доступными способами. Они самоуверенны и прагматичны, быстро принимают решения. Ценят знания и компетентность, трудно переживают неудачи в спорте. Им нужно учиться радоваться плодам собственных достижений.

Практический опыт работы со спортсменами высокого класса и изучение существующей литературы по данной проблеме явились основой для создания карты личности спортсмена. Согласно этой карте, структура личности спортсмена включает социально-психологическую, психологическую, профессиональную и медико-биологическую подструктуры.

В каждую подструктуру входит несколько групп качеств. Группа качеств, в свою очередь, состоит из отдельных качеств, умений и навыков. Таким образом, структура личности спортсмена, состоящая из 4 подструктур, включающих несколько групп качеств в каждую, составляет многоуровневую иерархическую систему.

Самый высший уровень структуры – социальный, определяющий мировоззренческую зрелость, нравственные и моральные качества и побудительные мотивы деятельности. Этот уровень оказывает решающее влияние на все нижележащие подструктуры.

Тест для спортсменов (Методики психодиагностики в спорте. Карта личности спортсмена):

Стимульный материал.

Компоненты структуры потенциальной ценности личности спортсмена

Подструктура

Группа качеств

Отдельные качества, умения, навыки

I. Социально-психологическая

Отношение к себе

Правдивость, честность
Самокритичность
Требовательность к себе
Общительность, отзывчивость
Дружелюбие
Чувство собственного достоинства
Дисциплинированность

Отношение к обществу

Готовность прийти на помощь
Организаторские способности
Оптимальный конформизм

Отношение к труду

Трудолюбие и интенсивность труда
Аккуратность в труде
Ответственность

Интересы

Интерес к спорту
Интерес к своему виду спорта
Интерес к медико-биологическим вопросам физической культуры и спорта
Широта интересов
Глубина интересов
Устойчивость интересов

Способности

Двигательные
Сенсорные
Сенсомоторные (психомоторные)
Спортивная одаренность

Интеллект

Активность мышления
Самостоятельность
Логичность мышления
Умственные качества

II. Психологическая

Психофизиологические качества

Внимание (объем, распределение, концентрация, переключаемость, устойчивость)
Память (краткосрочная, долгосрочная, оперативная)
Мышление (логическое, творческое, активное, самостоятельное)

Эмоциональная сфера

Отсутствие повышенной нервозности
Осторожность
Эмоциональная устойчивость
Тревожность
Фрустрация
Эмоциональная возбудимость
Эмоционально-моторная устойчивость
Стеничность эмоций

Волевые качества

Самообладание
Настойчивость
Решительность
Умение мобилизовать свои резервы

Состояние анализаторов и их взаимодействие

Абсолютный порог
Дифференцировочный порог
Взаимодействие двигательного и зрительного анализаторов
Чувствительность вестибулярного анализатора

Психомоторика

Скорость простых сенсомоторных реакций
Скорость реакций с выбором
Антиципация
Умение работать в оптимальном темпе

III. Профессиональная (спортивного мастерства)

Спортивный результат

Наивысшее спортивное достижение
Наивысшее достижение в текущем сезоне
Способность превышать в соревнованиях тренировочный результат
Частота срывов на ответственных состязаниях
Стабильность результатов, опыт соревнований
Динамика результатов за годы тренировок

Техническое мастерство

Арсенал технических приемов
Техника на фоне утомления
Арсенал технических приемов в условиях стресса

Тактическое мастерство

Умение строить программы действий
Умение реализовать намеченную программу действий
Умение сочетать простые действия со сложными
Умение быстро перестроить свою деятельность
Умение не теряться в сложной обстановке

Специальная физическая подготовленность

Состояние специальных физических качеств
Объем тренировочных нагрузок
Объем соревновательных нагрузок

Восстанавливаемость

Способность восстанавливаться во время соревнований
Способность восстанавливаться между соревнованиями
Способность восстанавливаться после напряженного сезона

IV. Медико-биологическая (спортивных возможностей)

Анатомо-морфологические

Росто-весовой показатель
Силовой индекс
Жировая масса
Рост
Вес

Физические качества

Выносливость:
общая, силовая, скоростная, скоростно-силовая, статическая
Скорость
Сила
Ловкость

Сила возбудительных процессов
Сила тормозных процессов
Уравновешенность нервных процессов
Подвижность возбуждения и торможения

Компоненты оценки здоровья

Острые и хронические заболевания
Острые и хронические травмы
Обращаемость к врачам (жалобы)
Трудотерапия
Способность переносить большие нагрузки

Функциональные показатели энергетики (кардио-респираторной системы)

Аэробная работоспособность (PWC-170)
Анаэробная работоспособность
ЧСС в покое
ЧСС и другие функции после работы максимальной интенсивности
ЧСС после работы субмаксимальной интенсивности
ЧСС после работы большой интенсивности

Ключи. Интерпретация.

В связи с тем, что социально-психологическая подструктура с трудом поддается квалификации, ее оценка предполагает особенно внимательное, глубоко критичное обобщение результатов достаточно длительного наблюдения в реальной деятельности и, прежде всего, в сложных, экстремальных ситуациях. В данной работе предполагается также коррекция выставляемых оценок, что связано с динамикой качеств и навыков по ходу тренировок и соревновательной деятельности, с учетом их периодов.

В остальных подструктурах (психологической, профессиональной, медико-биологической) шкалы таблицы позволяют подойти к оценкам качеств более дифференцированно. Предлагаемые оценочные шкалы не исключают, а, наоборот, предполагают творческий подход к оценке конкретных спортсменов или лиц, готовящихся ими стать, и обязательную ее коррекцию применительно к тому или иному виду спорта или периоду спортивной деятельности и т.п.

Тесты по психологии личности

Уверенность в себе.

Уверенность в себе преобладает у спортсменов высокого класса, что логично, потому как их имя знакомо не только тренерам и знакомым, но и прессе и незнакомым людям. Они завоевали статус в обществе, имеют престиж среди других спортсменов.

Как правило, спортсмены увереннее в себе, чем неспортсмены, но существуют спортсмены, которые пришли в спорт, чтобы побороть в себе чувство неуверености. Кроме того, есть группа спортсменов, которая стремится скрыть свою неуверенность за счет общительности и стремлениию к тренировкам.

Тренер обязан знать, кто из его спортсменов более уверен в себе, а кто менее. Так как с каждым требуется свой подход в тренировочном и соревновательном процессе. Неуверенному в себе требуется большая эмоциональная включенность тренера, требуется больше похвалы от тренера и напарников по команде или соперников. Также значительно повышается уверенность, если тренр в прессе похвалил неуверенного в себе спортсмена. Также тренеру стоит давать адекватную реакцию на выступление неуверенного спортсмена вызванного на соревнование неожиданно: не стоит ругать его за неудачное выступление, стоит с ним понять его ошибки именно во время соревнования.

Неуверенность в себе берет корни из детского воспитания, поэтому общение с психологом и психологические тесты помогают выявить уровень уверенности в себе спортсмена.

Терпимость к боли.

Исследования показывают, что существует несколько типов спортсменов, различающихся по характеристики их переносимости к боли. Большая часть спортсменов боль способна переносить боль чем неспортсмены.

Спортсмены во время спортиной деятельности способны развить терпимость к боли путем снижения интенсивности входного стимула (т.е. организму не поступает сигнал о боли) и волего блокирования визуальных, кинестетических и болевых импульсов (т.е. спортсмен как бы не видит, не ощущает и не чувствует боли).

Два основных типа спортсменов: скрывающие боль и склонные к травмам. Последний тип спортсменов признан самым трудным по иследованиям клинических психологов. Они могут преувеличивать серьезность своего здоровья или симулировать, чтобы оправдать поражение. Первый тип встречается чаще, такие спортсменны склонны к скрыванию травм, даже серьезных.

Тренеру следует быть внимательным к своим спортсменам и знать своих спортсменов, чтобы предупредить серьезную травму спортсмена либо тревожность по поводу состояния своего здоровья и симулирование травмы. Как правило, излишнее сокрытие и излишние преувеличение недомоганий свидетельствуют о психологических проблемах спортсмена. Таким образом, тренеру следует работать совместно с психологом с такими спортсменами.

Тревожность.

Тревожность спортсмена является немаловажной характеристикой личности. Для спортсменов важно иметь низкий уровень тревожности в процессе спортивной деятельности.

Изучение тревожности в спортивной психологии занимает значительную часть. Сегодня я в кратце расскажу.

По тестам

MMPI и проективному «дом-дерево-человек» можно установить уровень тревожности. Исследования показывают, что в целом спортсмены имеют более низкий уровень тревожности. Не стоит полагать, что полное отсутствие тревожности яляется отличном результатом. Это также не хорошо как и высокий ровень тревожности. Таким образом, можно говорить об оптимальном уровне тревожности, когда сохраняется адекватное чувство страха в опасных для жизни собственного Я ситуациях.

Теоретически высокий уровень тревожности должен мешать спортсмену при стрессовых ситуациях спортивной деятельности. Однако, на практике бывает иначе. Случается, что спортсмены высокого класса испытывают высокий уровень тревоги перед важными стартами и во время их.

Тренеру необходимо, если спортсмен обладает низким уровнем тревожности, довести до автоматизма его действия во время тренировочного процесса. Кроме того, можно устроить несколько встреч с психологом, где будет проведена работа по научению психорегуляции во время старта.

Помимо этог, существуют спортсмены, которые сознательно или бессознательно выбирают опасные виды спорта, чтобы пережить чувство опасности. Таким образом, они могут за счет низкого уровня тревожности повышать уверенность в себе.

Твердость характера.

Твердость характера многими исследователями, тренерами и спортсменами признается идеальной личностной характеристикой для спорта. Высокая твердость характера включает в себя эмоциональную устойчивость в стрессовых ситуациях, адекватность в оценке себя и окружающих, независимость в мыслях и действиях.

Замечено, что спортсмен высокого класса обладает высокой твердостью характера, помимо отличных физических данных. Иногда спортсмены, имеющие низкой твердостью характера, так называемой мягкостью характера, могуд добиваться успешного результата в соревнованиях, но для этого им требуется большие энергозатраты как физические так и эмоциональные.

Эта характеристика личности спортсмена определяется по 16-ти факторному тесту Кэттелла. Обладая знанием такой характеристике, тренеру легче выстраивать взаимоотношение спортсмена с ним и командой, а также строить тренировочную и соревновательную деятельность.

Кроме того, спортсмен может придти с мягким характером, желая повысить его твердость.

Агрессивность.

В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта.

Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощралась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависить реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощралась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного.

Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью ноккаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом.

Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте.

По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога.

Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень.

Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характерезует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.

______________________________________________________________________________________________

Экстраверсия.

Экстраверсия — легкость в общении, уверенность в незнакомых ситуациях, относительно высокая самооценка, стремление к межличностному общению. Интроверсия — затрудненность в общении, стремление к уединению и самообщению, уклонение от общения в незнакомых ситуациях.

Исследования показывают, что среди спортсменов высокого класса экстравертов больше, чем среди остальных спортсменов. Но однозначно сказать, что спортсмен, достигший высоких результатов, всегда является экстравертом нельзя. Интроверты встречаются в таких видах спорта как: теннис, автоспорт, велоспорт и парашютизм. Кроме того, к интроверсии склонны марафонцы ис стайеры, пловцы, альпинисты.

Помимо этого, исследования показывают, что спортсмены более склонны к экстраверсии, чем неспортсмены, а также среди спортсменов-мужчин экстравертов больше, чем спортсменов-женщин.

Но не все так однозначно. Среди спортсменов выокого класса наблюдается смена экстраверсии на интроверсию. Возможно, стремление к интроверсии выражено увеличением стрессовой нагрузки и чтобы снизить напряженноть ситуации, спортсмены предпочитают замкнутость.

Тренеру важно понимать что преобладает у спортсмена сейчас. С экстравертами тренер доолжен быть более общительным — давать всевозможную поддержку при повышенной тревожности спортсмена. Тренер может привлечь родных и друзей для оказания помощи спортсмену. С итровертами тренеру лучше использовать не прямую похвалу, а косвенное порицание, а также не привлекать к помощи родных и друзей. Спортсмену, скорее всего, понадобиться уединение и минимальное общение с тренером и с кем-либо еще.

Помимо этого, тренеру стоит соблюдать терпеливость, если тренер и спортсмен оказались с разной степенью экстраверсии. Спортсменыу и тренеру важно найти взаимопонимание.

Мотивация достижения.

Для понимания уровня мотивации достижения спортсмена требуются понимание: формирования системы ценностей спортсмена, способы воспитания, личного отношения к спортивной деятельности и физическим нагрузкам, в частности. Стремление к успеху формируется в личностных особенностях спортсмена, оно не зависит от внешних факторов. Кроме того для каждого спортсмена определение «успех» строго индивидуально. Для кого-то это может быть потребность показать себя, победить и избежать поражения, добиться престижа в отношении себя. Для другого это может быть потребность самосовершенствования, улучшить свой личный рекорд. Кроме того, к успеху могут относить потребности: в общении, власти или подчинения, в следовании норм, правил и требований, самопознания и познания других. Мотивацию достижения успеха можно разделить на две области: личностную и социальную. К личностной области можно отнести все навыки получаемые индивидуально — в борьбе с собой, к социальной — за счет соперничества с другими. Все эти данные получают благодаря систематическим встречам с психологом.

Спортсмен с высоким уровнем мотивации успеха всегда стремится к положительному исходу. Такой спортсмен выбирает средние и повышенной уровни слжности задачи в спортивной деятельности. Для него важно получить вознаграждение от тренера на счет его выбора задачи и успешного завершения. Помимо этого, после неудачи выбранной ими задачи они стремятся всеми силами достичь успеха — в этот момент очень важна поддержка из вне. Такие спортсмены заносят себе в актив успешное завершение задачи, они присваювают ее выполнение себе благодаря своим качествам.

Спортсмен с низким уровнем мотивации успеха, изначально недооценивая свои возможности, нацеливается на поражение. Он выбирает либо легкие задачи, либо сверхсложные. Тогда при поражении он ссылается на высокий уровень сложности, а при достижении успеха — на легкий. Такому спортсмену тренер должен оказать поддержку при успехе даже легкой задачи, тренер должен указать спортсмену на самостоятельность, на личностные качества спортсмена, которые ему помогли в достижении успеха.

В любом случае, тренер на начальном этапе обязан рассказать о плюсах победы, дать спортсмену возможность раскрыть свои таланты, т.е. не требовать сразу победы. Кроме того физические и эмоциональные нагрузки должны быть адекватными для каждого этапа развития спортсмена.

Еще один важный момент — это поддержание уровня мотивации успеха на протяжении всей спортивной деятельности. Тренеру следует понимать причины по котором уровень может снижаться или повышаться, чтобы грамотно корректировать рабочий процесс.

Тренеру важно уровновесить личностные и социальные потребности у спортсмена либо у команды. Тренеру следует набирать в команду спортсменов с разным уровнем стремления к достижению успеха, для того чтобы команда сыгралась. В случае индивидуального вида спорта, тренер сможет акцентировать какую-то из областей мотивации успеха спортсмена, но никогда не следует работать исключительно на одной областью — это может привести к конфликту между спортсменом и тренером, либо прессой, либо другими спортсменами и тренрами, либо с другим персоналом.

______________________________________________________________________________________________

Похожие публикации