Общественные блага как причины провалов рынка. Внешние эффекты как проявления фиаско рынка. Понятие провалов рынка

Внешние эффекты (именно это проявление фиаско рынка подробно рассматривается в данной работе) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не отраженные в ценах. Причиной существования внешних эффектов является то обстоятельство, что все люди живут в одном мире и используют одни и те же ресурсы, то есть отсутствуют установленные права собственности на ресурсы. Каждый человек может преследовать свои цели, при этом его действия могут иметь побочный результат (не входящий в его цели), который оказывает воздействие на состояние других лиц.

На языке экономической теории это означает, что потребление или производство какого-то блага может оказывать побочное воздействие на потребление или производство другого блага. Такие воздействия и называются внешними эффектами. Внешними эффектами не является воздействие одного процесса на другой через систему цен (например, увеличение производства кирпича через ценовую систему "бьет" по производству бетона).

По особенностям возникновения разделяют потребительские, технологические или денежные внешние эффекты.

Потребительская экстерналия - это внешний эффект, возникающий на основе необособляемых друг от друга прямой функциональной зависимости полезности от количества потребляемого блага для одного человека и обратной (прямой) функциональной зависимости для другого человека

Примером потребительской экстерналии является шумовой загрязнение, возникающее, при взлете и посадке самолетов, которое негативно влияет на полезность людей, проживающих в населенных пунктах, прилегающих к аэродрому.

Технологический внешний эффект - экстерналия, возникающая на основе существования технологической зависимости выпуска одного экономического агента от объема производимых товаров или услуг другого экономического агента.

Примерами технологической экстерналии могут быть классические примеры с пчелами (позитивный технологических внешний эффект) и потравой посевов (отрицательный) технологический внешний эффект.

Денежный внешний эффект - экстерналия, возникающая вследствие влияния на величину дохода или издержек одного экономического агента объемов производства, ценовой политики, рекламы и других приемов конкуренции другого экономического агента

Образцом такого типа внешнего эффекта является ситуация, возникающая на конкурентном рынке, когда поведение одной фирмы негативно влияет на уровень среднего дохода и соответственно экономической прибыли другой фирмы. Данная ситуация может быть интерпретирована в терминах многосторонней денежной экстерналии. В условиях конкуренции ни одна из фирм не обладает исключительным правом устанавливать на свой продукт цену, которая была бы единственным ориентиром для потребителей. В результате решения конкурентов в пределах тех прав, которыми они обладают, оказывают побочное влияние на величину дохода данного производителя посредством воздействия на условия спроса на товар (услугу) данного производителя.

В зависимости от того, какое отношение возникающий внешний эффект имеет к сторонам, заключающим контракт по поводу обмена правами собственности на соответствующий товар, можно выделить внутреннюю и внешнюю экстерналии.

Внешние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними не только по отношению к данному контрактному отношению, но и по отношению к группе субъектов, участвующих в контракте

Внутренние экстерналии - такие эффекты, которые являются внешними по отношению к данному контрактному отношению, но внутренними по отношению к группе, участвующей в контракте.

Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам. В каком случае эта ситуация является провалом рынка и в чем заключается этот провал? Провал рынка возникает в том случае, если отсутствует плата за внешний эффект. А платы может не быть в том случае, если отсутствует рынок того ресурса или блага, через который этот внешний эффект реализуется.

Рассмотрим следующий пример. Пусть благо X производится в условиях совершенной конкуренции. Каждое выпускающее его предприятие находится в равновесии, когда

Здесь MCX ? частные предельные затраты производства блага X, не включающие затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта, связанного с производством или потреблением данного товара. Эти затраты несет не производитель товара X, а его потребители (промежуточные или конечные), поэтому для него это внешние затраты. Сумма частных и внешних предельных затрат представляет предельные общественные затраты, MSCX, которые приходится нести обществу в связи с выпуском товара X:

MSCX = MCX + MECX

Очевидно, что при выполнении прибылемаксимизирующего условия

Если производство какого-либо другого товара Y не сопровождается внешними затратами (или выгодами), то для него прибылемаксимизирующим условием будет

Сопоставив формулы PX < MSCX и PY = MCY = MSCY, легко увидеть, что если производство X сопровождается внешними затратами, а производство Y ? нет, то в условиях конкурентного равновесия имеет место

MRSXY = PX/PY = (MCX + MECX)/MCY = MRPTXY

или MRPTXY > MRSXY,

что противоречит условию Парето-эффективности структуры выпуска.

Как видно на рис. 1, блага X производится в этом случае слишком много, его прибылемаксимизирующий выпуск составит q"X. С учетом же внешних затрат он должен бы быть много меньше? q*X. Использовав аналогичные рассуждения, вы можете убедиться в том, что выпуск блага X будет меньше общественно оптимального уровня, если MCX > MSCX.

Рисунок 1. Частные и общественные предельные затраты

Как следует из рис. 1, излишек производителя блага X при выпуске его в объеме q"X равен сумме площадей А, В, С. Однако с точки зрения общества он должен быть меньше на величину внешних затрат. Последнюю можно представить как сумму площадей Е и F либо, что то же самое, как сумму площадей В, С, D. Таким образом, общественный излишек составит

SS = (A + B + C) v (B + C + D) = A v D,

что меньше частного излишка производителя блага X (А + В + С).

Если бы выпуск блага X удалось ограничить объемом q*X, частный и общественный излишек был бы одинаков и равнялся площади А.

В результате выполнения своих функций рынок неплохо решает три ключевые задачи экономической жизни: что, как и для кого производить. Поэтому говорят о действенности рынка, т.е. об эффективности рынка в решении этих трех задач. Действенность (эффективность) рынка подтверждается следующим.

  • 1. Именно рынок наилучшим образом определяет тот набор продуктов, который необходим потребителю. Свобода потребительского выбора (суверенитет потребителя) в рыночной экономике несравненно выше, чем в традиционной и тем более социалистической экономической системе (см. 6.1). Большинство людей, живших в России при социалистической, а затем при рыночной системе, это подтвердят.
  • 2. Аллокативная эффективность, т.е. нахождение оптимальной комбинации экономических ресурсов для производителя, которая даст оптимальную комбинацию продуктов для потребителя (см. 1.6), в целом выше именно в рыночной системе. Предшествующий рынку нерыночный механизм делал аллокацию ресурсов затруднительной из-за слабого развития разделения труда. Социалистический механизм подчинял аллокацию ресурсов сигналам сверху, а не снизу, в результате чего даже стремящийся полностью удовлетворить запросы потребителей социалистический механизм постоянно порождал дефицит потребительской продукции, что в рыночной экономике наблюдается намного реже. В то же время не будем преувеличивать аллокативную эффективность рыночной экономики, которая не всегда обеспечивает достаточное производство всех товаров и услуг, особенно общественных.
  • 3. Производственная и технологическая эффективность в рыночных условиях повышаются довольно быстро. Главные причины этого состоят в том, что условиями функционирования рынка признаются самостоятельность экономических агентов (частная собственность), свобода предпринимательства и конкуренция. В мире производители имеют свободу наращивания принадлежащих им экономических активов, где они ощущают постоянную конкуренцию других производителей. В таком мире неизбежно растет производственная и технологическая эффективность.

Провалы рынка

Действенность рынка делает его в принципе весьма эффективным механизмом. Однако это не означает, что рыночные отношения являются совершенными и обеспечивают только прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую их антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий между ними. Примером могут быть отрицательные экстерналии, слабая ориентация рынка на производство общественных благ – перечень несовершенств рынка можно продолжить.

Несовершенства (провалы , фиаско )рынка – это недостатки рынка, которые связаны с отклонением от условий, обеспечивающих совершенную конкуренцию, и неспособностью обеспечить производство важных благ в достаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы, фиаско рынка?

  • 1. Рынок не способен противостоять несовершенной конкуренции. В условиях рыночной стихии часто возникают монополии и олигополии, завышающие цены на свою продукцию. Это вызывает необходимость государственного регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт, а также проводить государственную политику защиты конкурентной среды.
  • 2. Рынок слабо заинтересован производить общественные блага. Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо в недостаточном количестве.
  • 3. Рыночный механизм малопригоден для устранения экстерналий, особенно отрицательных. Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый отрицательными внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства.
  • 4. Рынок обладает слабой способностью обеспечивать людям социальные гарантии, и тем более нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе индифферентен к социальной справедливости при распределении ресурсов и доходов. Он также не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Поэтому каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.
  • 5. Рыночный механизм порождает неполноту и асимметрию информации. Только в условиях полностью конкурентной экономики участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства, но одновременно конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении их дел. К тому же информация стоит денег, и поэтому экономические агенты – производители и потребители – обладают ею в различной степени, асимметрично.

Отсутствие полной информации и ее асимметричность создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Поэтому наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

  • 6. Нередко говорят о таком провале, как неспособность рыночного механизма полностью развить некоторые жизненно необходимые для страны товарные рынки (например, рынки вооружений, жилья, продовольствия), поддерживать в требуемых размерах рынки социально значимых услуг – образования, здравоохранения. В результате развитием этих рынков вынуждено заниматься государство.
  • 7. Наконец, рыночной экономике присущ такой провал, как цикличность. Это свойство рыночной экономики становилось все заметнее по мере ее преобладания в развитых странах, начиная уже с первых десятилетий XIX в. Становилось ясно, что рынок подвержен экономическим циклам, которые приводят к сочетанию фаз экономического подъема и бума с фазами спада и депрессии (см. гл. 3 учебника "Макроэкономика"). Последний по счету, по не по значению, провал рынка требует со стороны государства проведения антициклической политики, которая становится важным элементом всей государственной экономической политики начиная с Великой депрессии 1930-х гг.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности. Фиаско рынка могут быть смягчены участием государства в решении проблем, которые не обеспечиваются чисто рыночным механизмом.

Роль государства в рыночной экономике

Провалы рынка вызывают необходимость государственного вмешательства в хозяйственную жизнь. Особенно это заметно в последние сто лет. По сравнению с началом XX в. неизмеримо увеличились размеры государственного бюджета по отношению к ВВП и выросло значение государственного сектора в экономике. На этой основе государство может осуществлять огромные расходы на экономическую и социальную сферы, и поэтому нередко говорят, что современная экономика является не чисто рыночной, а смешанной. Тем не менее будет ошибкой считать, что в современной экономике государство – равный партер частного предпринимательства. Например, в России государство производит, по оценке, 25–30% ВВП, а остальное – домохозяйства и фирмы (многие из которых, правда, считаются частично или даже полностью государственными). Основные сторонники активной роли государства в экономике – неокейнсианцы – подчеркивают вспомогательную роль государства по отношению к частному предпринимательству.

Иная причина вмешательства государства в экономику – необходимость соблюдения "правил игры" в ней. Даже негативно относящиеся к активной роли государства в экономике неолиберальное и неоклассическое направления экономической теории согласны, что создание, поддержание и укрепление институтов признается важной обязанностью государства в обществе (см. 4.1 в учебнике "Макроэкономика").

Выводы

  • 1. Рынок – это сложная сфера взаимодействия покупателей и продавцов, производителей и потребителей, осуществляемого через движение цен. Предпосылками возникновения рынка служат общественное разделение труда, экономическая самостоятельность (обособленность) товаропроизводителей, свобода предпринимательства.
  • 2. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой совокупность отдельных рынков, прежде всего рынков ресурсов. Рынки классифицируются в зависимости от объектов обмена, характера обмениваемых товаров, условий функционирования и т.д.
  • 3. Функции рынка определяются решаемыми им задачами. Рынок отвечает на вопросы: что, как и для кого производить? Он выполняет ценообразующую, информационную, регулирующую, посредническую и санирующую функции.
  • 4. Конкуренция – одно из основополагающих понятий рыночной экономики. Это движущий механизм рынка, фактор внутреннего развития, борьба участников рынка за лучшие условия производства и реализации продукции. Конкурентный рынок способствует достижению эффективности производства и оптимальному распределению экономических ресурсов. Принято различать конкуренцию совершенную и несовершенную, монополистическую, ценовую и неценовую, добросовестную и недобросовестную. Условием для формирования конкуренции служат определенные предпосылки, создание необходимой институциональной среды.
  • 5. Позитивные функции рынка делают его в принципе достаточно эффективной системой. Вместе с тем рынок нуждается в институциональном регулировании. Отклонения от условий совершенной конкуренции свидетельствуют о несовершенстве рынка. Так, рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. Он непригоден для устранения внешних эффектов. Рынок не заинтересован и не может производить общественные блага. Он не всегда обеспечивает экономических агентов достаточной и симметричной информацией. Он не способен обеспечить социальные гарантии и противодействовать социальному расслоению. Рыночная экономика циклична. К тому же она не всегда в состоянии обеспечить развитие всех необходимых обществу рынков. Несовершенства рынка нейтрализуются мерами государственной экономической и социальной политики.

Термины и понятия

Институты

Трансакционные издержки

Конкуренция

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

Монополия

Монопсония

Олигополия

Монополистическая конкуренция

Экстерналии (внешние эффекты)

Общественные блага

Действенность рынка

Несовершенства (провалы, фиаско) рынка

Рынок – основной механизм распределения ограниченных ресурсов.

Условий Парето–оптимального распределения ресурсов в рыночной экономике:

· цены потребительских благ соответствуют их предельной полезности;

· цены на ресурсы отражают их относительную ограниченность. Другими словами предельные «частные» издержки производства, учитываемые фирмами, идентичны «общественным» альтернативным предельным издержкам;

· рыночная ставка процента на капитал («частная ставка дисконтирования») совпадает с общественной ставкой дисконтирования;

· состояние неполной занятости при определенном соотношении цен на ресурсы приводит в движение процессы субституции, которые приближают экономическую систему к состоянию полной занятости.

Увы, существуют ситуации, в которых в силу тех или иных обстоятельств – особенность используемой технологии производства, маленькая емкость рынка, специфика потребления, качественные характеристики производимых товаров (услуг) или по каким-то другим причинам – вышеуказанное правило конкурентной эффективности не соблюдается. И тогда конкурентный рыночный (в узком смысле – «ценовой») механизм дает «сбой», т.е. неэффективно распределяет ресурсы либо вообще не возникает. В результате рентабельность не тождественна экономической эффективности, максимизация прибыли не означает максимизации общественного благосостояния, т.е. достижения Парето–эффективности в производстве и в распределении.

Такие случаи именуются таким достаточно условным и не совсем удачным термином, как провалы/фиаско (несостоятельность) рынка (market failures

Провалы/фиаско рынка – случаи, когда рынок совершенной конкуренции не обеспечивает Парето–эффективности, ценовая система не в состоянии «в одиночку» эффективно распределить ограниченные ресурсы. Соответственно ее необходимо «дополнить» либо заменить на другой механизм.

Современная экономическая теория насчитывает порядка восьми типов неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах рынка:

· существование внешних/побочных эффектов ;

· недопроизводство (либо полное отсутствие рынков) общественных (неисключаемых) благ . Строго говоря, это частный случай внешних/побочных эффектов;

· отсутствие рынков некоторых частных благ, в частности – для многих форм риска и для большинства будущих сделок. Данный провал рынка принято обозначать термином неполнота рынков частных благ.

· недопроизводство некоторых частных благ из-за неделимости крупных производственных мощностей и как следствие – дискретности функции рыночного предложения.

· неэффективность конкуренции , т.е. ее невозможность или нецелесообразность в условиях возрастающей отдачи от масштаба, приводящей к возникновению естественных монополий .

· информационная асимметрия между продавцами и покупателями, порождающая неопределенность и приводящая к возникновению трансакционных издержек (подробно рассматривалась в теме 10);

· неполная занятость ресурсов (в частности, трудовых);

· чрезмерное (с точки зрения доминирующих общественных представлений, культуры общества, системы ценностей) неравенство доходов .

Данный перечень провалов рынка не является (как станет понятным далее) их строгой классификацией, но удобен для дальнейшего анализа.

Разумеется, нормальное функционирование рыночного механизма предполагает следование продавцов и покупателей определенным юридическим нормам и моральным традициям. Формальные правила и неформальные нормы – неотъемлемая часть рыночного механизма, т.к. в любом понимании рынок – это институт. Нарушение правил и норм приводит к деформациям рыночного механизма и (как следствие) к неэффективному распределению ресурсов, но они не считаются «провалами рынка» в силу их иной – «внешней» – природы. Здесь будет уместна аналогия с физико–химическими процессами: нарушение правил эксплуатации какого-либо механизма, приводящее к его сбоям, нельзя считать недостатком данного механизма.

Кроме того, существуют важные общественные проблемы, для решения которых рынок в принципе не предназначен. В частности, рынок «нейтрален» по отношению к проблеме «социальной справедливости». Поэтому представляется некорректным критиковать рыночный механизм с точки зрения целей, для достижения которых он не предназначен (как, например, нельзя критиковать автомобиль за то, что он не летает).

Внешние/побочные эффекты

Главной причиной, по которой конкурентная рыночная система иногда не обеспечивает Парето–оптимального распределения ресурсов, принято считать т.н. «внешние/побочные эффекты».

Внешние/побочные эффекты или «экстерналии» (externalities) – сопутствующие рыночным сделкам блага или нежелательные явления, для которых не может быть создан рынок. В несколько более узком и точном смысле – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах и/или в условиях контрактов (если учитывать неценовые компоненты контрактов). На языке новой институциональной экономики – «неспецифицированы» в условиях контрактов. Внешние эффекты возникают в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Ярким примером блага с положительным внешним эффектом является образование; классическими примерами отрицательных внешних эффектов являются загрязнение окружающей среды промышленностью и «трагедия общедоступных ресурсов».

Чистые общественные блага (pure public goods) – неделимые товары и (чаще всего) услуги, которые потребляются коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за них или нет.

Чистое общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью и неисключаемостью в потреблении. Первое свойство характеризует потребительские особенности чистых общественных благ, второе – особенности взаимоотношений потребителей с «поставщиками» общественных благ.

Свойство неизбирательности (неконкурентности) в потреблении означает, что потребление чистого общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие блага неконкурентны для потребителей, т.к. предельные издержки их предоставления дополнительному потребителю равны нулю.

Свойство неисключаемости из потребления (главное свойство) означает, что ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить. Иначе это называют режимом свободного доступа к благу. Для чистых общественных благ ограничить число пользователей (потребителей) технически невозможно; они неделимы и не исключаемы из потребления третьих лиц. Поэтому их часто называют неисключаемые блага .

Чистое частное благо (pure private good) – такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату. Другими словами, это благо, обладающее свойствами конкурентности при потреблении и исключительности доступа. Таких благ большинство. Практически все материальные предметы потребления (пища, одежда, жилье, автотранспорт и т.д.) являются частными благами.

В отличие от чисто частного блага, чисто общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям.

Некоторые блага можно отнести к категории смешанных (mixed goods) – они отчасти поддаются делению.

Для них исключение из пользования «технически» возможно, но сопряжено со значительными издержками. В некоторых случаях – слишком дорогостояще либо по иным причинам нежелательно. Примером смешанных благ могут служить некоторые автомобильные трассы, а также технические изобретения.

я них исключение из пользования Нтелевизионное и радио–вещаниеило можно "Поскольку потребители получают выгоды от чистого общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то у многих из них (в силу экономического оппортунизма) возникает желание обойтись без лишних затрат, получить это благо даром. В случае «обычного» – частного – блага потребитель отказывается от покупки в двух случаях: если товар не очень нужен или если цена слишком высока. В случае чисто общественного блага у потребителя появляется третья причина, чтобы не платить – возможность получить это благо бесплатно, «проехаться зайцем». Такая ситуация получила в экономической теории название проблема безбилетника (free rider problem) .

Из-за большого количества «безбилетников» частная фирма не сможет даже покрыть затраты. В результате частного производства чисто общественных благ чаще всего не возникает, ценовая система не создает стимулов для их производства. Ярким примером неспособности «рынка» (а точнее – коммерческих предприятий) создавать общественные блага является отсутствие коммерческого финансирования фундаментальных научных исследований и недофинансирование перспективных инновационных разработок – своего рода «близорукость» в отношении долгосрочных инновационных инвестиций.

«Провалы» рынка – это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

· монополия;

· несовершенная (асимметричная) информация;

· внешние эффекты;

· производство общественных благ.

1. Наличие монополий,

прежде всего естественных монополий, а также олигополии в определенных отраслях экономики, ведущих к недостатку конкуренции произ­водителей и наносящих ущерб общественному благосостоянию и потребителям.

Это вызывает необходимость:

Гос вме­шательства в форме создания государственных и муниципальных предприятий в отраслях с наличием естественной монополии и олигополии,

Гос регулирования и контроля цен, объ­ема производства и качества соответствующих экономических благ.

Поскольку монополия ведет к неоптимальному использованию ресурсов, государственное вмешательство может способствовать су­щественным улучшениям. Во многих случаях это достигается с по­мощью одних лишь мер правового регулирования. Они способствуют свободному доступу конкурентов на рынок или даже предусматри­вают разделение фирм-монополистов. В подобных случаях роль обще­ственного сектора сводится к деятельности законодательных и пра­воохранительных органов.

Сложнее обстоит дело в ситуации естественной монополии. Приме­ром может служить городской водопровод. Подвести к домам и квар­тирам коммуникации нескольких конкурирующих между собой водо­проводных компаний значило бы увеличить затраты в несравненно большей степени, чем полезный эффект. Разделение водопроводной компании на ряд независимых подразделений, как правило, также не имеет смысла. Оно не обеспечит конкуренции, поскольку каждое из подразделений окажется монополистом в одном из районов го­рода. Вместе с тем расходы на эксплуатацию водопровода, в частности на управление, скорее всего, возрастут.

2. Другой вид провалов рынка - информационная асимметрия у производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) эко­номических благ.

3. Внешние и внутренние эффекты

3.1. внешние эффекты, или экстерналии - издержки (отрицательные внешние эффекты) или вы­годы (положительные внешние эффекты), приходящиеся на лиц, не участвующих в конкретной рыночной сделке.

Если кто-то эксплуатирует ограниченные ресурсы, не возмещая их полной стоимости, издержки ложатся на остальных участников хо­зяйственной жизни. В этом случае имеет место негативный внешний эффект.

Например, когда предприятие бесплатно поль­зуется речной водой, загрязняя ее, а те, кто живет ниже по течению, вынуждены вкладывать средства в строительство очистных сооруже­ний.

Вместе с тем нередки положительные внешние эффекты. Если, например, фермер построил за свой счет дорогу, соединяющую его хозяйство с шоссе, и по этой дороге бесплатно ездят жители соседнего села, возникает позитивный внешний эффект.

Проблемы, связанные с внешними эффектами, могут решать­ся на основе адекватного установления прав и ответственности Участников экономической деятельности. На практике это обыч­но достигается с помощью законотворческой и контролирующей деятельности государства. Однако во многих случаях целесооб­разнее затрачивать ресурсы государства не на создание громозд­ких механизмов контроля, а на непосредственное выполнение функций, порождающих положительные экстерналии, или на формирование налоговых регуляторов деятельности, сопровож­дающейся отрицательными внешними эффектами.

При этом выбор оптимальной формы вмешательства опреде­ляется спецификой конкретной ситуации и практической целе­сообразностью. В общественном секторе, как и на частном предприятии, необходимо тщательно сопоставлять разные вари­анты решения задачи, стремясь достичь желаемого результата с наименьшими издержками.

В случае отрицательных внешних эффектов, например загряз­нения окружающей среды, государство вводит соответствующие экологические налоги, стимулирующие внедрение производите­лями очистных сооружений и экологически чистых технологий. При наличии положительных внешних эффектов (в сфере образо­вания, культуры, здравоохранения) государство выделяет субсидии производителям соответствующих экономических благ (услуг) для расширения их производства и повышения доступности для по­требителей.

3.2. внутренние эффекты, или интерналии, которые представляют собой издержки или выгоды, получаемые одной из сторон рыночной сделки в силу нечеткости формулировки контрактов, которые могут принести одной из сто­рон сделки незаслуженные выгоды, а другой стороне нанести эко­номический ущерб. Данный вид провалов рынка также требует вмешательства государства для обеспечения баланса интересов сторон при заключении и выполнении контрактов, являясь осно­вой контрактного права.

4.Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.

Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Здесь проявляется направленность государства на отражение и реализацию интересов всего населения страны.

Та форма, в которой государство сегодня берет на себя обязанности, связанные с общественными благами, сформировалась только в ХХ в. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.

Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.

Общественные блага - вид экономических благ, обладающих свойствами, противоположными частным экономическим благам (рыночным товарам и услугам). Существуют:

Чистые общественные блага, которые рынок не производит вообще (национальная обо­рона),

Смешанные общественные блага (клубные, социально зна­чимые и квазиобщественные блага), которые рынок может произ­водить, но в недостаточном количестве. Источником их производ­ства могут быть гражданское общество (клубные блага(телефонная связь, платное телевиденье, бассейн)), муниципалитет или государство в определенном масштабе (соци­ально значимые блага, квазиобщественные блага в отраслях есте­ственной монополии).

Экономическая практика выявила в XIX веке и подтвердила в XX веке, что существуют ситуации (так называемое «фиаско» рынка ), когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о провалах («фиаско») рынка:

1) существование монополий. Поскольку монополии, стремящиеся к максимуму прибыли, не доводят выпуск до оптимального с позиций общества объема, то правительство создает антимонопольное законодательство, запрещающее монополизацию отраслевого сбыта, осуществляет разделение монополиста на несколько конкурирующих между собой предприятий, регулирует деятельность естественных монополий;

2) наличие несовершенной (ассиметричной) информации. Постоянное обновление ассортимента продукции под влиянием изменяющихся потребностей и усложнение продукции в результате внедрения достижений НТП сопровождается несвоевременным информированием потребителей о качестве товара. Из-за недостатка информации многие потребители с подозрением относятся к новым торговым маркам и разнообразию товаров. Для устранения ассиметричности информации государство создает специальные организации, проводящие экспертизы качества товаров и услуг, выдающие сертификаты, подтверждающие безопасность товара для потребителя, устанавливает госты на выпускаемую продукцию и гарантийные сроки службы изделий и т. д.;

3) образование внешних эффектов. При производстве и потреблении некоторых экономических благ часто возникают прямые, неопосредованные непосредственно рынком, благоприятные и неблагоприятные воздействия одного экономического субъекта на результаты деятельности другого субъекта;

4) создание общественных благ. Рынок не предусматривает производство общественных благ (противопожарная безопасность, национальная оборона и др.), которые хотя и приносят удовлетворение потребителям, не могут быть четко разделены, оценены и проданы каждому потребителю.

Внешние эффекты (экстерналии) - это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Внешние эффекты делятся на положительные и отрицательные эффекты, возникающие в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. Положительный внешний эффект имеет место тогда, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности (прибыли) других субъектов. Например, вакцинация студентов и учащихся от гриппа приводит к уменьшению числа людей, заболевших гриппом. Отрицательный внешний эффект образуется в случае, если деятельность одного хозяйствующего субъекта вызывает издержки для других. Например, нефтехимический комбинат осуществляет сброс загрязненной воды в реку и травит рыбу, которую вылавливает рыболовецкая артель. Поскольку завод не очищает воду, то его частные предельные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек (рис. 4.1). Это приводит к тому, что количество выпускаемой продукции фирмой превышает эффективный с точки зрения общества объем выпуска Цена товара, не учитывающая затраты на создание очистных сооружений , оказывается ниже оптимальной цены и позволяет фирме получать незаслуженную прибыль. Площадь треугольника показывает чистые потери общества, возникающие из-за производства продукции больше

Существует пять основных способов регулирования отрицательных внешних эффектов.

Первый способ - запрет на производство (потребление) некоторых благ.

Второй способ - осуществление антирекламы (предупредительные надписи на упаковке сигарет).

Рис. 4.1 - Отрицательный внешний эффект

Третий способ - введение налогов на производство (потребление) товаров. Введение налога (T) сдвигает кривую в положение и превращает внешние эффекты во внутренние, а рыночное равновесие - в эффективное .

Американский экономист А. Пигу предложил устанавливать налог на каждую единицу продукции, выпускаемой предприятием (налог Пигу ) . Рассмотрим следующий пример. Предположим, что фирма производит товар Х в условиях совершенной конкуренции и находится в состоянии равновесия (MR = MC ) (рис. 4.2). Ее предельные издержки МС при оптимальном выпуске не включают затрат на нейтрализацию отрицательного внешнего эффекта. После установления налога на единицу выпускаемой продукции кривая частных предельных издержек МС смещается влево в положение

Новое равновесие наблюдается в точке , где пересекаются две кривые: кривая предельных общественных издержек включающая частные и внешние предельные затраты, и новая кривая частных предельных издержек Таким образом, налог Пигу заставит предприятие учитывать внешние затраты и тем самым способствовать достижению общественно-оптимального уровня производства. Для того чтобы этот налог полностью компенсировал негативные для общества последствия, его величина t должна равняться внешним предельным издержкам при общественно-оптимальном выпуске.

Рис. 4.2 - Налог Пигу

Четвертый способ - создание рынка на экстернальную продукцию через закрепление собственности на право производить внешние эффекты. Для того чтобы рынок экстерналий мог работать нормально, необходимы два условия:

во-первых, пострадавший субъект должен иметь право собственности на использование ресурса, который необходим фирме для производства «вредного» товара. Только в этом случае он сможет препятствовать производству и требовать компенсации за причиненный ущерб. Например, строительство новой дороги в городе требует разрушения домов, находящихся на пути прохождения магистрали. Самый простой способ решения задачи - предоставить жильцам квартиры в этом же районе, не ухудшающие их положения;

во-вторых, издержки на проведение переговоров фирмы с пострадавшими субъектами о компенсации не должны быть слишком велики. Если сроки строительства дороги жесткие, то практически невозможно при отсутствии жилья в этом районе удовлетворить потребности жильцов. В этом случае трансакционные издержки слишком велики, и теорема Коуза (регулирование отрицательных внешних эффектов без вмешательства государства в форме выплаты компенсаций источником отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне) не действует.

Рассмотрим способы нейтрализации отрицательного эффекта при ситуациях, когда права собственности на объекты, их порождающие, закреплены сначала за нефтехимическим комбинатом, а затем за рыболовецкой артелью. Предположим, что комбинат согласился на снижение объема выпуска с до общественно оптимального выпуска получая сумму денег, способную возместить потери, обусловленные сокращением выпуска (рис. 4.3). Расстояние между и при характеризует максимальный размер выплат рыбохозяйства комбинату в обмен за его отказ от производства соответствующей единицы продукции.

Однако рыболовецкая артель настаивает на сокращении выпуска до и готова заплатить комбинату за каждую непроизведенную дополнительную единицу продукции сумму, равную расстоянию АВ. Сделка не состоится в связи с тем, что каждая дополнительная единица продукции приносит комбинату при выпуске сумму, равную разности между рыночной ценой продукта и частными предельными издержками (отрезок СВ). Она могла бы произойти, если бы суммы компенсации устроили обе стороны.

Рис. 4.3 - Теорема Коуза

Приведенный пример показывает применимость теории Коуза и в обратном направлении, когда право собственности на озеро принадлежит рыболовецкой артели. В этом случае предметом соглашений станет размер платежей комбината рыбохозяйству за загрязнение водоема отходами производства. Рыболовецкая артель согласится на загрязнение только в том случае, если платежи комбината будут выше предельных затрат (для рыбохозяйства) на вылов рыбы в условиях загрязнения. Комбинат согласится платить за разрешение на выброс отходов химического производства, если этот платеж будет ниже, чем избыток предельного дохода каждой дополнительно выпущенной единицы продукции над связанными с ее производством предельными затратами (Р – МС ). Несмотря на передачу права собственности на водоем, комбинат также выйдет на общественно-оптимальный выпуск продукции Анализ практики использования теоремы Коуза показал ее применимость в тех случаях, когда в соглашения вовлечено небольшое количество участников и источник отрицательных экстерналий можно определить.

Пятый способ - интернализация внешнего эффекта , т. е. превращение внешних издержек (нейтрализуемых за счет государственных или иных сторонних средств) в частные, не включающие издержки на нейтрализацию внешнего эффекта. Предположим, что после увеличения сброса отходов в реку, рыболовецкая артель вынуждена ловить рыбу в более отдаленных местах и ее издержки возрастают. Чтобы снизить издержки на выпуск своей продукции, комбинат и рыболовецкая артель решают объединиться. До объединения комбинат выпускал , а после объединения - . На рис. 4.3 видно, что интернализация внешнего эффекта привела к сокращению выпуска и величины отрицательного внешнего эффекта. Когда внешний эффект оказывает воздействие на благосостояние не одного, а многих субъектов, тогда проблема внешних эффектов переходит в проблему производства общественных благ.

Общественные блага - это блага, которые не могут производиться в достаточном количестве частными фирмами, и обладают двумя свойствами:

– неисключаемостью, т. е. невозможностью лишить какого-либо индивида возможности пользоваться данным благом, даже по его собственному желанию. Отсюда следует свойство неделимости общественного блага: субъект не может сам выбирать объем потребления блага;

– неконкурентностью. С увеличением числа потребителей блага уровень потребления каждого из них не уменьшится.

Важнейшей характеристикой общественных благ является территориальная граница их потребления. С точки зрения дифференциации границ потребления выделяются следующие общественные блага:

· международные (борьба с загрязнением воздуха и расширением озоновой дыры, стандарты, сокращающие трансакционные издержки, международная стабильность и т. д.);

· общегосударственные (оборона страны, охрана общественного порядка, деятельность федеральных исполнительных, законодательных и судебных властей и т. д.);

· местные (освещение улиц, озеленение площадей, содержание парков и т. д.)

Чистых общественных благ очень мало. В большинстве случаев общественные блага являются смешанными, обладающими чертами как общественных, так и частных благ. Например, услуги по оказанию экстренной медицинской помощи предоставляются бесплатно всему населению, но если машина скорой помощи отправилась к одному больному, то она не может приехать к другому (свойство неисключаемости не работает).

Оптимальный объем производства общественных благ - это объем, при котором достигается равенство спроса и предложения (рис. 4.4) .

Роль кривой предложения общественных благ выполняет кривая предельных общественных издержек , состоящая из предельных частных затрат производителя и положительных и отрицательных внешних эффектов производства.

Кривая спроса на общественное благо имеет отрицательный наклон, но определяется сложением индивидуальных кривых спроса не по горизонтали, как для частного блага, а по вертикали.

Предположим, что в обществе находятся два человека, которые живут в одном доме. Общественное благо - уборка лестницы. На рис. 4.4 представлены кривые индивидуального спроса двух потребителей и На оси абцисс показано число производимых уборок, а на оси ординат возможные расходы на оплату каждой уборки лестницы. Первый индивид готов заплатить за одну уборку в месяц 30 руб., а за две уборки 50 руб., так как вторая уборка, согласно его кривой спроса, имеет цену, равную 20. Второй индивид готов заплатить за одну уборку 20 руб., а за две - 30 руб. (). За третью уборку оба платить не готовы. Суммируем расходы двух субъектов на первую уборку и получим сумму, равную 50 руб. Поскольку общие расходы на уборку равны 80 руб., то суммарная цена второй уборки равна 30 руб. (). Соответствующие точки (1 уборка - 50) и (2 уборка - 30) лежат на кривой суммарного спроса на общественное благо

Похожие публикации