Как работать с соленым тестом для лепки. Методические рекомендации по технологии изготовления изделий из солёного теста. Какой лак выбрать

Наши далекие предки украшали фигурными изображениями колосков, ягод, листьев поверхность караваев перед выпечкой для привлечения удачи и получения благословения от своих божеств. Сегодня мы делаем это уже безо всякой религиозной подоплеки, просто для красоты.

Кроме украшения съедобных изделий, использование теста особого состава позволяет создавать очень эффектные и красивые декоративные фигурки, картинки и цветы. В этом случае тесто великолепно заменяет более сложные в работе и дорогостоящие материалы, поэтому идеально подходит для маленьких детей. Но это настолько увлекательное занятие, что им с удовольствием занимаются и взрослые солидные люди.

Использовать соленое тесто для самовыражения и релаксации могут все, важно только знать, как сделать прочный и пластичный материал, а также грамотно высушить и раскрасить готовое изделие.

Тонкости приготовления теста для поделок

Сама лепка изделий ничем не отличается от работы с пластилином или другими подобными материалами. Преимущество соленого теста состоит в том, что оно более пластично, меньше пачкает руки и окружающие предметы, дает больше возможностей для осуществления сложных работ, а также отлично сохраняется после правильного высушивания, становясь твердым и прочным.

  1. Сложность состоит в том, как приготовить правильное тесто, которое не будет липнуть к рукам и инструментам, не станет трескаться и рассыпаться. Для этого нужно воспользоваться несколькими простыми советами:
  2. Не берите для работы блинную муку — она более липкая и тесто получится плохой консистенции.
  3. Используйте только мелкую соль типа «Экстра». Крупная соль будет создавать грубое рассыпающееся тесто из-за крупинок при замешивании непосредственно в сухом виде, а растворение такой соли в воде будет слишком длинным по времени. К тому же в каменной соли могут быть примеси, которые запачкают тесто для лепки, а соль «Экстра» очищенная и очень мелкая.

Разводя муку ледяной водой, можно получить отличное, пластичное и очень однородное тесто.

Воспользовавшись этими простыми советами, вы сможете начать работать с вашими детьми, создавая разнообразные изделия удивительной красоты. Соленое тесто — простой, недорогой и очень доступный материал для творчества, а дети просто без ума от такого полезного развлечения.

Используемые инструменты и материалы

Когда мы лепим из соленого теста, то для работы нуждаемся в специальных инструментах. Все они имеются в наших домах, на кухнях или среди канцелярских принадлежностей, материалов для шитья и рукоделия.

Основные инструменты и материалы для работы:

  • Скалка для раскатывания теста. Если ее нет или имеющаяся слишком велика для детских рук, можно найти замену в виде обычной стеклянной бутылки.
  • Нож для резки теста. Детям можно давать пластиковый ножик из набора цветного пластилина.
  • Доска для раскатывания теста и изготовления изделий.
  • Краски для раскрашивания (акварель, акрил, гуашь — любые водорастворимые красители).
  • Лаки для отделки (на водной основе, лучше всего — в аэрозоли). Дополнительно можно воспользоваться лаками-спреями «со спецэффектами» — «снегом», с блестками, золотым, серебряным или другим металлизированным лаком.
  • Набор кистей для раскрашивания.
  • Емкость с водой.
  • Формы для печенья.
  • Разнообразные предметы для придания фактуры готовому изделию — зубные щетки, расчески, спицы для вязания, пуговицы, кружева и многое другое.

Для маленьких детей стоит предусмотреть специальную одежду, так как они могут сильно испачкаться. Запаситесь перед работой пачкой сухих и влажных салфеток — ими удобно не только очищать руки, но и промокать кисти от лишнего количества краски. Так удастся избежать растекания красителей по готовой вещице.

Три лучших рецепта

Чтобы замесить соленое тесто, можно использовать собственные руки или же доверить этот процесс современной технике — миксеру или тестомешалке. С их помощью можно получить особенно гладкое и эластичное тесто.

Для того, чтобы готовый продукт не крошился, нужно соль предварительно заливать необходимым объемом воды, а затем уже тщательно смешивать с мукой. Важно хорошо вымешать продукт до полной однородности, иначе при сушке готовая вещь может потрескаться или распасться на отдельные кусочки.

Базовый рецепт:

  • Стакан муки (пшеничной или ржаной).
  • Стакан соли мелкого помола типа «Экстра».
  • Половина стакана ледяной воды.

Смешать ингредиенты и вымесить тесто до гладкости. Этот рецепт отлично подходит для изделий с тонкими деталями: для создания цветов, листьев, декоративных растений и так далее.

Рецепт пластичного мягкого теста:

  • Мука — один стакан.
  • Соль мелкая — один стакан.
  • Вода очень холодная — полстакана.
  • Масло растительное — 2 столовые ложки.

Вместо масла можно взять глицерин, достаточно жирный крем или кулинарный жир. Введение жиров или масел в рецепт соленого теста позволяет сделать его консистенцию более пластичной и эластичной, а также избежать растрескивания изделия после сушки. Этот вариант особенно подходит для «толстостенных» изделий, которые могут расколоться, если тесто будет совсем сухим.

Для работ с тонкими деталями или множеством мелких элементов потребуется использовать улучшенный рецепт соленого теста:

  • 1,5 стакана муки.
  • 1 стакан соли.
  • 0,5 стакана воды.
  • 2 — 3 столовые ложки клея ПВА, клея для обоев типа «Метилан» или любого другого водорастворимого клея.

Такое тесто отлично держит форму, из него можно делать небольшие тонкие элементы, а при определенно «набитых» руках можно делать вещи, внешне неотличимые от хорошего фарфора.

Любой рецепт соленого теста можно расценивать как основу, так как модифицировать его «под себя» можно бесконечно, экспериментируя с различными ингридиентами до получения правильного состава.

Как идеально просушить соленое тесто

Основной сложностью для начинающих становится технология просушивания готового изделия. Выполнять сушку можно разными способами:

  • «Выпекать» в нагретой духовке как обычное печенье, при температуре в пределах от 50 до 80 градусов (зависит от величины и толщины изделия). Готовую вещицу кладут на пергаментную бумагу для выпечки и помещают в предварительно разогретую духовку примерно на час. Длительность обработки зависит от габаритов изделия. До полного остывания духового шкафа вещь из него не вынимают.
  • Просушивание в холодной духовке, то есть изделие ставят в холодный духовой шкаф, включают нагрев и доводят до нужной температуры. Все остальное — точно так же, как и в предыдущем пункте.
  • Изделия из теста с солью лучше всего просто сушить на воздухе, хоть это и занимает много времени. Хорошо высушенная поделка становится прочной, твердой и не подвержена внешнему влиянию. Обычная сушка отлично подходит для небольших вещей или изделий из тонких деталей.

Нельзя использовать для сушки электроприборы или батарею центрального отопления. Они высушивают тесто неравномерно, что может вызвать растрескивание или порчу вещи, если она высохла только с одной стороны, имеет сухую поверхность и «сырые внутренности».

Используемые красители и отделочные материалы

При приготовлении соленого теста краситель можно ввести непосредственно в сам продукт и получить материал, очень похожий на пластилин. Но сложностью в этом случае будет работа с материалом — придется соединять отдельные цветные детали, а для малышей это слишком трудно. Работать красками любят все, поэтому для детей предпочтительно использовать расписывание уже готовой однотонной вещицы.

В работе проще всего применять растворимые в воде краски. Очень хороши акриловые красители — они дают плотный и равномерный цвет, обладают большой цветовой палитрой и просты в эксплуатации, быстро сохнут. Но можно пользоваться и обычной акварелью. Она дает прекрасный полупрозрачный слой, а краски можно наслаивать лессировками для получения особых эффектов — объема, перехода тонов, переливов и приобретения различной фактуры. Если же есть необходимость получения непрозрачного окрашивания при помощи акварели, можно воспользоваться белой грунтовкой. В ее роли может выступить белая акриловая краска, гуашь или темпера с добавлением клея ПВА для удержания на поверхности изделия.

Для отделки можно использовать объемные краски, металлизированные красители, бисер разных размеров и форм, пуговицы, стразы и прочие мелочи, которые не портятся от высокой температуры, если планируется сушка в духовке.

Стоит ли покрывать поделки лаком

В принципе, готовая поделка из соленого теста очень хорошо удерживает краску, но если планируется пользоваться этой вещью, например, для игр, или это шахматная фигурка, декоративная вазочка, шкатулка, словом, вещь, которая будет страдать от постоянных прикосновений, то ее стоит покрыть лаком. Он не только защитит готовые изделия от внешних влияний, но и придаст красивый глянцевый блеск, что необходимо для многих видов поделок.

Проще всего пользоваться лаком в аэрозоли, проводя обработку на открытом воздухе или в хорошо проветриваемом помещении. Если есть необходимость, покрытие лаком можно повторять несколько раз, хорошо просушивая каждый предыдущий слой. Для придания особой декоративности можно использовать специальные спреи, например, с эффектом снега или с блестками.

Виды изделий из соленого теста

Для малышей или начинающих нужно использовать более простые формы и понятные им предметы. Можно начать лепить с традиционных кошечек или собачек, фруктов и ягод, машинок и других простых фигурок без многочисленных и сложных деталей. Постепенно, с ростом уровня мастерства и самих юных скульпторов работы можно усложнять, переходя к созданию фигур, картин и композиций.

Вершиной мастерства можно считать создание цветов из биокерамики, как еще называют соленое тесто. Конечно, простейшую ромашку может слепить и малыш, но вот полноценный букет роз или цветущую ветку жасмина под силу сделать только «продвинутому» пользователю.

Чтобы научиться работать с соленым тестом, нужно следовать инструкции пошагово и не спешить браться за сложные изделия.

Разнообразные панно и картины из теста с солью

Создавать картины из теста не так сложно, как кажется. На первых этапах творчества стоит воспользоваться подсказкой в виде фотографии будущего «произведения искусства». Например, вы хотите создать красивый осенний пейзаж. Найдите красивое фото с небольшим количеством мелких деталей и используйте его для получения вдохновения.

  • В качестве основы для картины подойдет кусок тонкой фанеры, но при ее отсутствии можно воспользоваться и плотным картоном. На поверхность основы накладывается раскатанный пласт теста. Его можно приклеить любым подходящим клеем.
  • Все детали будущей картины вырезаются или вылепливаются из соленого теста и накладываются друг на друга по мере удаления от фона картины. То есть самые удаленные от зрителя предметы будут выложены на основу первыми. Этот способ позволит получить очень аккуратные и выразительные объемные изображения.
  • Готовую картину тщательно просушивают, а затем расписывают подходящими красками. После высыхания красок картину покрывают лаком и помещают в рамку. Изделие готово, его можно повесить на стену в комнате или подарить кому-нибудь, кто сможет оценить творческий подход и талант исполнителя.

Если использовать в качестве основы для изделия фольгу, высохшую и расписанную деталь можно с легкостью снять с нее и затем перенести на любой другой материал. Это может быть плотная ткань, натянутая на рамку, стекло, пластик, даже металл. Такими плоскими и одновременно объемными изделиями можно декорировать шкатулки, украшать детскую мебель, коробки с различными вещами или использовать для идентификации, например, шкафчиков для вещей в раздевалке детского сада.


Фигурки и куклы из биокерамики

Для малышей нет ничего интереснее, чем лепить «человечков». Им очень нравятся «мультяшные» герои, например, фиксики, Маша из мультика про медведя, герои комиксов и сказок. Из соленого теста можно делать не только фигурки и куклы, но и различные домики, лавочки, деревья, фонтаны — словом, все, что только может подсказать фантазия.

Если планируется делать достаточно крупные фигурки, стоит позаботиться о внутреннем каркасе и о подставках для устойчивого стояния. В качестве опоры для мелкой пластики подойдут спички с удаленной серной головкой, пластиковые и деревянные зубочистки, для более крупных изделий могут потребоваться коктейльные шпажки или палочки для азиатской кухни. Сохраняйте деревянные палочки от мороженого — они смогут стать основой множества различных изделий.

Для устойчивости фигурки нужно поместить на основание из соленого теста в форме круга или овала — это обеспечит получение ровной плоскости.

Если фигура изображается в движении, может потребоваться создание каркаса из проволоки — он поможет в лепке и не позволит готовому изделию рассыпаться.

Кроме объемных, трехмерных фигурок людей и животных из соленого теста можно создавать различные фрукты или овощи. Они красивы и сами по себе, и в составе различных композиций. Например, нарядные фрукты можно эффектно выложить на красивом блюде и декорировать ими кухню или столовую.

Плоские фигурки можно вырезать при помощи формочек для печенья. Сердечки могут стать оригинальными валентинками, елочки — украшать новогодний стол, цветы — использоваться для обозначения мест при рассаживании гостей на празднике. Только фантазия может ограничивать сферу применения различных изделий из теста.




Эффектные цветы и растения из мукосольки

Вершина мастерства — это тонкие и изящные цветы из мукосольки, как еще называют соленое тесто. Эта работа требует огромной усидчивости, таланта и аккуратности, поэтому больше подойдет для взрослых и подростков. Малыши же могут успешно лепить стилизованные цветы простой формы.

Как слепить сложный объемный цветок, например, розу?

  • Нужно взять кусочек теста и скатать из него сердцевину в форме капли. Основание капли — это низ цветка.
  • Затем необходимо тонко раскатать тесто и вырезать из него лепестки розы разных размеров и форм.
  • Аккуратно накладывая один лепесток за другим на каплевидное основание, можно получить заготовку розы. Чтобы она получилась похожей на настоящий цветок, каждый лепесток необходимо аккуратно отогнуть, придав ему природную форму и очертания.
  • В завершение работы нужно создать чашечку цветка с отвернутыми чашелистиками, вырезать несколько красивых листиков с резными краями и соединить все детали вместе с помощью проволоки и кусочков соленого теста.
  • Готовые поделки оставляют до полного высыхания, а затем расписывают в выбранные цвета.

По этому принципу можно создавать любые цветы, целые букеты, сложные композиции и даже имитации растений в горшках. Выбор сюжета зависит от фантазии и креативности создателя. Хорошим примером может стать симпатичный кактус, который положено держать возле компьютера. Живое растение, даже такое устойчивое, как кактус, может не выжить в условиях офиса, а вот прелестное колючее создание из соленого теста прекрасно переживет любые катаклизмы.

Как справиться с возможными проблемами

В любой работе возможно появление ошибок или же дело может пойти совсем не так, как на это рассчитывали. Даже если делать все поэтапно, учитывая все нюансы, могут появиться дефекты изделия. В основном это растрескивания и откалывания отдельных частей изделия.

Трещины в поделках появляются из-за неправильного состава теста, ошибок в сушке или начала раскрашивания готовой вещи при неполном высыхании основы. Если трещины невелики или же поверхность изделия покрылась тонкой сеточкой мелких трещинок, их вполне можно заделать.

Для этого нужно вещь окончательно высушить, а затем тщательно зашкурить дефекты при помощи наждачной бумаги различной степени абразивности. Довести до идеала поверхность можно «бархатной» наждачкой. Затем уцелевшие трещины можно зашпаклевать несколько разведенным водой тестом с солью. Возможно, процедуру придется повторить несколько раз, если трещины оказались очень глубокими.

Полученный урок научит, что основе будущей вещи нужно уделять намного больше внимания, чем даже отделке — от ее качества зависит не только внешний вид самого изделия, но и сам факт его существования.

Бывает, что в процессе сушки часть изделия просто отпадает, особенно часто это случается с тонкими деталями или хрупкими небольшими фрагментами. Иногда элементы работы обламываются во время расписывания при слишком интенсивном воздействии. Для того, чтобы отремонтировать игрушку с ровной линией отлома, можно воспользоваться обычным клеем ПВА. Наносить слои клея нужно аккуратно, чтобы не образовались некрасивые потеки. Готовую и высохшую вещь нужно обработать наждаком и заново покрасить и покрыть лаком.

Если сломалось изделие из свежего теста, места разломов достаточно хорошенько смочить водой, прижать к друг другу отдельные детали и подождать схватывания. Высохшую работу украсить, как планировалось.

Поврежденную фигурку с утерей отдельных элементов можно постараться отреставрировать, заменив отсутствующие части кусочками свежего теста. Сухие и свежие элементы могут не соединиться надежно, поэтому после высыхания новых частей их может понадобиться склеить для прочности.

Подарите себе и своим детям удовольствие от творчества, ведь работа с тестом легка и приятна, а стоимость материалов мизерная. Результат же работы может превысить любые ожидания!

Урок 1. Приготовление соленого теста

Урок 2. Приготовление соленого теста,

с использование кух. комбайна или блендера

Внимание!!!

Обязательно ознакомьтесь

После приготовления теста, ему нужно вылежаться. 1 сутки - это минимум для неокрашенного теста (лучше 2-3 дня), и 2-4 - для теста, которое будет окрашиваться. После окраски теста, тоже лучше в этот день не лепить, лепите на следующий. По опыту учениц, иногда для окрашенного теста не достаточно и 4-х дней для вылеживания теста. После лепки из такого, не вылежанного теста, появляется белый налет. Чтобы понять появиться белый налет или нет, прежде чем лепить - "отщипните" небольшой кусочек и посмотрите покроется ли он налетом при высыхании или нет. Если налет небольшой и легко убирается кисточкой с водой, тогда можно лепить. Важно!!! Кисточка должна быть слегка влажной, не мочите её сильно.

********

По опыту учениц - не на всех мерных стаканах отметки по весу соответствуют действительности. Поэтому лучше все ингридиенты измерять не специальным мерным стаканом, а на весах! Бумагу тоже лучше измерить на весах, предварительно убрав втулку, если она есть, так как рулоны бывают разные. Ориентируйтесь на вес бумаги в граммах, указанных на картинке в конце урока и на этой странице ниже.

******

Если вы отжали воду слишком сильно, то возможно останется часть муки, добавляйте воды понемногу, до тех пор пока не вмесите всю муку. Так же об этом смотрите в уроке 2 и 3.

******

Если тесто получилось не эластичным после вылеживания в холодильнике и рассыпается на куски - перед лепкой в порцию, из которой вы будете лепить, добавляйте понемногу воды и вымешивайте до эластичной консистенции. Если тесто после вылеживания в холодильнике наоборот липнет к рукам - нужно его вымесить в смеси соли и муки, смешанных в равных пропорциях по весу. Т.е. всего 2 правила:неэластичное - добавляем воды, липнет к рукам - вымешиваем в смеси соли и муки, до тех пор пока не перестанет липнуть. Так же об этом смотрите в уроке 2 и 3.

***********************

Не пугайтесь, что окрашенное тесто при сушке тускнеет, теряет цвет! Это нормально) При нанесении лака яркость цвета вновь вернется.

Урок 3. Как тесто выглядит после холодильника и

как определить достаточно ли тугое тесто вы замесили

(Выдержка из закрытого вебинара.

Эта информация относиться не только к котику,

но вообще к лепке объемных игрушек в целом)

Урок 4. Как тесто ведет себя после длительного хранения в холодильнике

и что сделать, чтобы его улучшить

Урок 5. Обзор проверенных материалов и инструментов для работы с соленым тестом

Урок 6. Способы окрашивания соленого теста

Урок 7. Как правильно сушить работы из соленого теста

Урок 8. Тест пригодности бумаги для приготовления соленого теста



Урок 9. Как правильно работать с лаком

Урок 10. Каким клеем пользоваться, чтобы склеить мелкие детали,

если что-то повредилось уже после сушки

ПРИМЕРЫ МАТЕРИАЛОВ, КОТОРЫЕ Я ИСПОЛЬЗУЮ

Клей для

приклеивания

высохших деталей из

соленого

теста к основе картины,

к стеклу и

другим поверхностям

Работы из солёного теста называются тестопластикой, в настоящее время это распространённый вид рукоделия. В далёкую старину, должно быть, с тех пор, как люди научились делать муку, они и стали делать фигурки из теста. Во всех странах мира распространено это творчество.

Солёное тесто настолько приятный в обработке, благодатный материал, что из него можно создавать не только плоские фигурки, но и работать с объёмными.

И дети очень любят заниматься мукасолькой, доставляя себе и вам огромное удовольствие, а еще занятие с тестом приносит пользу – ведь работа с тестом отлично развивает их маленькие пальчики.
При использовании правильной технологии приготовления теста и его просушивания, фигурки и панно из солёного теста очень долговечны и качественны, ведь после просушки они ещё покрываются лаком.

Рецепт солёного теста

Можно воспользоваться данным рецептом теста для мукасольки

1 стакан мелкой белой соли

2 стакана муки

1 стакан холодной воды

Для эластичности в тесто добавим 2 столовые ложки растительного масла, некоторые добавляют и косметический крем – любой, у которого вышел срок годности. Можно добавить 2 столовые ложки клея для обоев. Только помните — если вы собираетесь заниматься лепкой поделок вместе с детьми – ни крема, ни клея добавлять не нужно. Ведь дети так любопытны и обязательно потянут беленький пластичный комочек в рот!
Соль, муку и обойный клей смешиваем, постепенно добавляем холодную воду, тщательно перемешиваем, готовность теста определяем по тому, липнет оно к рукам или нет. Как только тесто перестало липнуть к рукам – оно готово.

Укладываем готовое тесто в целлофановый пакет и отправляем в холодильник на 1-2 часа. Перед тем, как начать работу с тестом, вымешиваем его ещё раз.

Инструменты

Инструменты, необходимые для работы с солёным тестом:
Разделочная доска, нож, зубочистки, скалка, расчёска с мелкими зубчиками – поможет при лепке корзинок, вода с кисточкой – для склеивания деталей друг с другом, любые другие подручные средства – колпачками от ручек удобно вырезать отверстия, рельефные пуговицы выдавят узор. Дети могут принести свои формочки для песка.

Процесс лепки

Воплощая в жизнь свою идею, для начала выберем простую работу, готовые изделия укладываем на бумагу, где они и будут сушиться. Мелкие детали склеим кисточкой с водой, а те, что покрупнее, скрепите зубочистками.
Сушим тестопластику:
Здесь два пути – сушка на воздухе, естественным путём, это займёт от 2 дней до 1 недели (за 1 день тесто высыхает на 1 мм). Можно запечь фигуры из теста в духовке, температуру поставим минимальную, запекаем поэтапно – 1 час печём, даем постоять 1-2 часа, и снова в духовку, а если изделие очень толстое, то желательно его аккуратно перевернуть, для лучшего результата просушки.
Помещаем нашу мукасольку только в холодный духовой шкаф, чтобы избежать деформации, а потом духовку нагреваем. Если что-то вдруг отсоединилось, приклеим клеем строительным ПВА. Просушенное изделие раскрашиваем и покрываем лаком, лучше использовать лак на водной основе.

Готовим тесто

Мука
Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.

Соль
Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того, чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую «Экстра». Старайтесь не пользоваться для измельчения соли кофемолкой.

Вода
Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой (лучше отфильтрованной). Замешивайте тесто на ледяной воде и оно будет более эластичным.

Классический рецепт теста:
Мука 300 грамм (2 чашки);
соль 300 грамм (1 чашка)
и 200 грамм воды (200 мл)

Полезный совет: Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками – нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем (либо с обоими компонентами вместе), залить смесь водой, перемешать и небольшими порциями добавить муку.

Добавки
Качество материала можно улучшить:-добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, этим мы увеличим пластичность материала;-добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Вымешивание теста
Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться- в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.
Готовое тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Хранение теста
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Для цветного теста лучше всего использовать отдельные баночки с крышкой. Но лучше всего замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок и серые пятна. Если такое все-таки произошло, не расстраивайтесь и попробуйте это изделие раскрасить красками. Обратите внимание, что свежее тесто и тесто, пролежавшее в холодильнике 2-3 дня, при запекании дадут два разных тона.
Если у вас осталось небольшое количество теста, то сделайте из него те элементы, которые наиболее часто повторяются в различных композициях. Например, серединки розочек, листочки и мелкие цветочки.
Набор инструментов.

Практически все приспособления для лепки вы можете найти на собственной кухне: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. Постепенно у вас накопится множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки: зубочистки и расчесок, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца и т.п.

Цветное тесто
Для задуманной вами композиции иногда бывает недостаточно теста одного цвета.В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.

Введение дополнительного цвета
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов. Первый цвет – белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй – коричневый. Для его получения при замешивании добавляется какао-порошок (не забудьте просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка) . Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить.

Полезные советы. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть. Учтите также, что дополнительные оттенки коричневого появятся и в процессе запекания. Поскольку коричневый цвет не является в композиции основным, не стоит его замешивать в большом количестве.
Обратите внимание на то, что какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета. Выберите тот, который вам больше нравится, или используйте оба.
Красный или оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 грамм.
Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.
Работая с цветным тестом, учитывайте, что при высыхании оно немного светлеет.

Окрашивание теста
Цветное тесто готовится на стадии вымешивания. Для того, чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного и синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.
1. Приготовьте тесто по классическому рецепту. Лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.
2. Вторую после вымешивания уберите в холодильник: она пригодится позже, когда потребуется приготовить оттеночные тона.
3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 чайной ложке воды, хорошо размешивая.
4. Приготовьте чашку с мукой, чашку с солью, чашку с водой и чайную ложку.
5. Разделите первую порцию теста на колобки весом 100-150 грамм. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведенный краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.
6. Сделайте поочередно все основные цвета. Старайтесь в результате добиться ярких, насыщенных и не очень светлых тонов.

Дополнительные цвета.
Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный дает очень приятные чистые цвета при смешивании с желтым, а добавляя розовый в синий, получают различные оттенки фиолетового. Чтобы получить темно-коричневый цвет, можно в темно-фиолетовое тесто добавить какао-порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания дает смешивание зеленого теста с синим либо желтым.
Полезный совет. Если, начиная работу, вы заранее знаете, какие цвета вам потребуются, заготовьте их сразу в нужном количестве; но чаще всего дополнительные оттенки создаются в процессе работы – небольшими порциями. Смешивая различные цветные кусочки теста, можно получить очень богатую палитру цветов.

Порядок работы.
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное – не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получать хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
1. Перед началом лепки застелить противень фольгой. Чтобы фольга хорошо держалась и не скользила по противню, его нужно предварительно смочить водой при помощи мокрой тряпочки, а наложив фольгу, убрать лишнюю жидкость. Для этого подойдут линейка, расческа или специальная лопаточка.
2. Аккуратно двигайте по фольге ребром линейки, выгоняя из-под нее воду и воздух так, чтобы поверхность стала абсолютно ровной.
3. Если вы заранее приготовили рамочку для вашего будущего изделия, то сделайте на фольге разметку, очертив внутренний периметр рамки шариковой ручкой и набросав предполагаемую картинку. Только после этого начинайте работу, время от времени прикладывая вашу рамочку, чтобы была возможность подкорректировать размеры изготавливаемой композиции.
Полезные советы:
Для лепки удобнее всего использовать перевернутый противень с невысокими бортиками.
Обычно фольга имеет две стороны: блестящую и матовую. При работе на блестящей поверхности глаза очень быстро устают, поэтому рабочей должна быть матовая сторона.

Скрепление деталей между собой.
Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, вам нужно иметь зубочистки и кисточку с водой. Зубочистку можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.
1. При работе с небольшими элементами смочите влажной кисточкой или зубочисткой места соприкосновения деталей. Делайте это очень аккуратно. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.
2. Скрепляя крупные детали, аккуратно воткните зубочистку в одну из них, а вторую осторожно наденьте на другой конец зубочистки до соприкосновения влажных поверхностей.
3. Для склеивания мелких деталей иногда кисточка бывает слишком великовата. В этом случае вместо кисточки можно использовать зубочистку.
4. Избегайте попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка, запекание, подрумянивание.
Прежде, чем поставить изделия в электропечь для запекания и подрумянивания, подсушите их несколько дней в комнате в теплом месте. Зимой для сушки очень удобно использовать батарею, а летом – солнечные лучи. Если свежевылепленные изделия сразу поставить запекаться, то они деформируются снизу, слегка надуваясь, и у вас не получится ровного донышка, что создаст неудобства при оформлении готовой работы.

Способы сушки и запекания.
1. Начинать сушку готовых изделий всегда нужно при очень низких температурах в электрической духовке и жар добавлять постепенно.
2. Работа не должна остаться недосушенной, иначе со временем она может начать разрушаться изнутри и потеряет свой внешний вид (изменится цвет и потрескается лак).
3. Если ваши работы получились слишком объемными и для их сушки потребуется много времени, то можно после 2-3-х дней воздушной сушки поставить противень с изделиями в печь при температуре 50 0 С на 1-2 часа, затем поднять температуру до 75 0 С и подержать еще 2-3 часа. 50 0 С
4. После этого отключите печь и оставьте в ней изделие на ночь. Утром хорошо подсохшие снаружи фигурки легко отделяются от фольги и не обжигают рук. Переверние их на обратную сторону и продолжите запекание в нужном режиме.
5. Переворачивая фигурки, можно с помощью ножичка аккуратно вынуть лишнее тесто. Это значительно уменьшит вес изделий и сократит время выпечки. Но не старайтесь извлечь слишком много теста, так как изделие может потерять прочность и дать трещины при дальнейшем запекании.
6. При сушке и запекании изделий, выполненных из цветного теста, температура в духовке не должна превышать 125 0 С. Это не относится к тесту, в которое был добавлен какао-порошок или растворимый кофе.
Полезные советы.
При запекании изделий очень большую роль играет цвет противня: светлый противень отражает тепло, что замедляет сушку; на темном противне, наоборот, процесс проходит немного быстрее. Поэтому, пользуясь температурной таблицей, не забывайте, что она дана для светлого противня. И в случае необходимости делайте поправку, снижая температуру на 20 0 С - 25 0 С.
Если изделие уже достаточно подрумянилось, но немного не просохло внутри, переверните его обратной стороной и при низких температурах досушите в печи или в комнате в теплом месте.
Процессы запекания и подрумянивания точно по времени расписать нельзя: все изделия различаются по объему и каждая печь имеет свои особенности. Чаще всего приходится одни изделия вынимать, а другие оставлять еще немного подрумяниться.
Бывает и так, что крупное изделие запеклось неравномерно и вам хотелось бы подрумянить отдельные его части. Накройте фольгой наиболее темные места и снова поставьте изделие в печь.

Режимы сушки и запекания.
Невысокие изделия
(толщиной до 2 см) Объемные работы
(толщиной более 2 см)
1 час при 50 0 С 1 - 2 часа при 50 0 С
1-2 часа при 75 0 С 2 - 3 часа при 75 0 С
1 час при 100 0 С 1 -2 часа при 100 0 С
1 час при 125 0 С 2 часа при 125 0 С
0,5-1 час при 150 0 С 1 час при 150 0 С

Подрумянивание.
Подрумянивание производится при температуре 180 0 С -200 0 С, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. При подрумянивании изделий нужно учитывать, что чем выше стоит противень в печке, тем темнее будут самые высокие поверхности, и наоборот, если противень находится в самом низу духовки, то в первую очередь подрумянятся тонкие части работ.
Иногда различную степень подрумянивания имеет смысл использовать для достижения большей живописности работы. Например, вы можете сделать так, что трава будет темнее, чем пасущаяся на ней овечка. Точно так же, по-разному подрумянивая отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.
Доставая противень из горячей печки, не забывайте пользоваться защитными рукавицами, а снимать мелкие детали удобно при помощи специальных щипцов.

Сушка на воздухе.
Чтобы высушить изделие, можно обойтись и без печки, воспользовавшись батареей или летним солнышком. Но на это уйдет гораздо больше времени, и у готовых работ не будет красивого золотистого цвета. Если в вашей мастерской прохладно и сыро, то лучше отказаться от этого способа сушки. Способ сушки на воздухе хорош для изделий из цветного теста, так как пищевые красители могут изменить свой цвет при очень сильном нагревании.
Не стоит сушить изделия из соленого теста в микроволновой печи.
Перед тем, как покрывать изделия лаком, убедитесь, что они хорошо просушены.
Если в качестве защитного состава вы применяете лак, изделия становятся более крепкими. Пропитанные универсальной грунтовкой изделия лучше переносят влажность воздуха.

Примечание: с помощью пульпы можно отреставрировать потрескавшееся изделие.

Приготовление пульпы: сухая смесь из муки и соли (или муки, соли и крахмала) разводится до состояния теста для оладьев.

Необходимые инструменты


Прежде всего вам понадобится подготовить рабочую поверхность. Она должна быть гладкой и легко чиститься. Необходимы ёмкости для замешивания теста. Затем нужна скалка: для многих изделий тесто нужно раскатывать.

Для того чтобы вырезать фигуры из раскатанного теста, подойдёт нож, еще нужна круглые формы - рюмки, стаканы, чашки и так далее - разных размеров. Для вырезания фигур хорошо подходят формочки для печенья.

Для нанесения рельефа используют стеки различных видов, иглу, стержень от ручки, заостренные палочки, рельефные пуговицы, фигурные штампы.

Для придания фактуры поверхности изделия можно использовать иглы, нож, маникюрные ножницы, расчёску, ткани с ярко выраженной фактурой (марлю, кружево и т. д.). С помощью чайного ситечка или давилки для чеснока можно имитировать траву, шерсть или волосы.

Кисть понадобится для соединения поверхностей с помощью воды или пульпы.

Объемные изделия, как правило, делаются на основе каркасов. Каркасы можно изготовить из проволоки или фольги. Также в качестве основы для изготовления таких изделий можно использовать бокалы, банки, бутылки и т. д.

Сушка

Изделия можно сушить в духовке электрической или газовой плиты либо при комнатной температуре.

Сушка при комнатной температуре занимает много времени: за сутки изделие высыхает на 1 мм.

Летом можно ставить поделки на солнце, чтобы они быстрее высохли.

Никогда не используйте для сушки батарею или микроволновую лечь, так как изделия могут деформироваться и потрескаться.

Сушка в электрическом духовом шкафу для изделия толщиной 5 мм проводится в следующем температурном режиме:

Т 75 °С -1ч;

Т 100 °С -1ч;

Т 120 °С - 30 мин;

Т 150 °С -30 мин.

Для более крупных изделий время сушки соответственно увеличивается.

Изделия, украшенные бисером, стразами, бусами и иным, сушатся при температуре не выше 120 °С.

Сушка в газовой духовке занимает в 2 раза больше времени. При этом температуру в духовке необходимо контролировать и в случае, если она слишком велика, снижать её, приоткрывая дверцу духовки.

Примечание: время от времени необходимо переворачивать изделие, чтобы оно могло просушиться со всех сторон.

Для того чтобы изделие не приставало к противню, используйте пищевую фольгу.

Цветное тесто

Можно сделать тесто цветным. Для этого при замешивании в муку добавляется краска. Это может быть гуашь или пищевой краситель.

Примечание: пищевой краситель при высыхании сохраняет свой цвет, гуашь сильно бледнеет, и ее цвета становятся пастельными.

Можно смешивать кусочки теста разных цветов для получения более сложных оттенков.

Глазуровка

Глазуровка не окрашивает изделие, а придаёт ему общий золотистый тон. Затекая в углубления, неравномерно распространяясь по поверхности, глазуровочная смесь создает красивые тональные переходы.

Мы тонируем свои изделия смесью молока и воды. Также можно использовать яичный желток.

Изделие покрывается тонировочной смесью с помощью кисти в тот момент сушки, когда температура доходит до 150 °С При этой температуре его выдерживают от 30 до 60 мин в зависимости от того, какой оттенок нужно получить. Чем дольше время и выше температура выдержки, тем темнее будет полученный тон.

Окрашивание

Готовое изделие из белого теста можно покрасить. Для этого лучше всего использовать гуашь или акрил. Помимо этого, можно применить золотую и серебряную краску, различные блёстки, объемные контуры и т. д. Окрашенное таким образом изделие нужно обязательно покрыть прозрачным лаком.


Для украшения поделок из солёного теста также используются бисер, бусины, стразы, пайетки, кружево и т. д.

Похожие публикации