Сгифк смоленский государственный институт физической культуры. Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (сгафкст)

В 2005 году Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" исполнилось 55 лет.

В общем потоке времени, пять с половиной десятилетий, сравнительно небольшая веха. Однако истинный масштаб пройденного преобразующего и динамического пути определяется насколько целеориентированной была значимость деятельности большого числа профессорско-преподавательского состава, который сформировал уникальное образовательное наследие и внес существенный вклад в институциональную систему подготовки востребованных высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту Российской Федерации.

В конечном итоге это была высочайшая заслуга содеянного труда целого поколения истинных профессионалов, новаторов-педагогов, ученых и специалистов по разным аспектам образовательного и учебно-тренировочного процессов, личностные качества и богатое педагогическое наследие которого становятся в настоящее время все более значимыми, полномасштабными и востребованными.

С полным правом это позволяет утверждать о сформированности Смоленской профессионально-педагогической школы обучения и подготовки достойных специалистов по физической культуре и спорту, занимающей реальное место в системе высших учебных заведений отраслевого профессионального образования Российской Федерации.

Качественно и динамично видоизменилась академия за 55 лет. В настоящее время на трех функционирующих факультетах и 16 кафедрах обучается 1766 студентов и аспирантов, работает 156 преподавателей, среди которых докторов наук, профессоров - 6 человек; докторов наук, доцентов - 2; кандидатов наук, профессоров - 10; кандидатов наук, доцентов - 33; кандидатов наук, доцентов - 41.

За 55 лет институтом было подготовлено более 15 тыс. специалистов различных специализаций и специальностей, из них дипломы с отличием получили 1011 человек. Выпускники института эффективно работают практически во всех регионах Великой России, в ближнем (Украина, Белоруссия, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Италия, Канада, Германия и др.). При этом их профессиональное педагогическое кредо имеет очень широкий диапазон деятельности: это общеобразовательные учреждения, колледжи и ВУЗы; ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и училища олимпийского резерва, национальные команды, осуществляют управленчески-организаторскую работу. Без сомнения вызывают чувство гордости наши выпускники самобытные педагоги-новаторы, тренеры, блестящие менеджеры. Это - доктор педагогических наук, профессор В.Н.Шаулин, профессор В.Н.Костюченков, О.А.Андриевский, Г.Н.Шибаев, В.П.Карпов, В.И.Борлов, А.М.Лысаков и др.

В настоящее время институт располагает 4 учебными корпусами, 11 специализированными залами, роликодромом, стадионом с двумя футбольными полями, комплексом метательных секторов. Имеется три студенческих общежития, учебно-компьютерный центр, библиотека с фондом 160 тыс. экземпляров научной и учебно-методической литературы, современный, оборудованный компьютерной техникой читальный зал, медико-санитарная часть, оборудованный центр физической реабилитации и восстановления.

Анализируя исторические истоки, связанные с основанием академии, следует отметить, что ее деятельность началась на фундаменте техникума физической культуры, в стенах которого (за период 1929-1950гг.) было подготовлено 900 специалистов средней квалификации по физической культуре спорту. С первых дней Великой Отечественной войны по зову сердца абсолютное большинство преподавателей и учащихся ушли на фронт и многие геройски пали смертью за нашу Родину. Это преподаватели техникума Ф.И.Белинский, А.Г.Галицкий, А.Г.Крюков, А.Д.Шматков, С.К.Смирнов, И.Н.Семченков, Н.А.Щавелев.

Уникальным событием по своей спортивной значимости, силе человеческого духа и воли являются мировые рекорды, установленные в первый день войны - 22 июня 1941 года преподавателем техникума, мастером спорта Иваном Шкодиным по спортивной ходьбе на 3 км (12 мин 01 с) и 5 км (20 мин 51 с). После финиша окружившие спортсмена многочисленные зрители услышали две знаменитые фразы: "Сегодня я побил мировые рекорды, а завтра вот также пойдем бить нашего врага. Победа будет за нами!".

В 1943 году при переправе через Днепр Иван Шкодин был смертельно ранен и скончался 13 октября. Похоронен он со всеми воинскими почестями в братской могиле в деревне Тошань, что под Киевом. Вечная ему память и покой! На мемориальной доске в академии имя Ивана Шкодина навечно высечено золотыми буквами!

В апреле 1950 году Постановлением Совета Министров СССР было принято решение об открытии Смоленского государственного института физической культуры. И 1 сентября этого года 100 студентов первого набора переступили порог института, чтобы настойчиво учиться и осваивать сложное профессионально-педагогическое мастерство.

За 55 лет существования института и академии сменилось несколько поколений профессорско-преподавательского состава, которые передавали свои глубокие знания студентам разных годов обучения. С известной степенью условности можно выделить четыре поколения высококвалифицированных специалистов, которые трудились в институте в разное время со дня его образования. При этом смена поколений проходила постепенно с формированием лучших традиций в нашем ВУЗе.

На первом этапе (1950-1952 гг.) исключительно высокообразованные и самобытные педагоги-новаторы, пришедшие из разных областей педагогических и медицинских знаний, явились первым поколением ученых и педагогов института. Нельзя без волнения и особого уважения отметить первого ректора института Н.А. Никонова, старших преподавателей С.М. Виноградова, И.В. Брион, Б.Л. Трегубову, О.Н. Соколову, С.В. Эрдман, Н.А.Соболеву, Н.Н.Бочкареву, А.Я.Величкину, А.Н.Хазана, которые явились основателями всего воспитательного и учебного процесса молодого ВУЗа. Этому поколению выпала интересная судьба быть свидетелями и участниками первых успехов и трудностей, пережит время послевоенного лихолетья, открыв широкую дорогу дальнейшего развития института, дорогу в большое будущее.

Ко второму поколению педагогов относятся те, кто окончил два крупнейших научных и учебно-методических ВУЗа страны - ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта - и были направлены в период 1951-1954 гг. для работы в институт. Их неоценимый вклад в формирование кадрового потенциала нашего ВУЗа огромен. В 1951 году в институт прибыли выпускники ГЦОЛИФКа А.А.Золотухин, Н.С.Сергеева, В.А.Зыков, В.А.Акимов, выпускники ГДОЛИФКа им. П.Ф.Лесгафта - Л.Л.Федоров и Н.А.Машков.

В 1952 году для формирования спортивно-педагогических и специально-теоретических кафедр прибыли выпускники ГЦОЛИФКа В.М.Червяков, А.С.Бормотов, В.Г.Богданов (кафедра гимнастики), В.Г.Семенов, В.М.Брушко (кафедра легкой атлетики), Е.Г.Терехин, Л.Я.Гусева (кафедра лыжного спорта), а также выпускники ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта А.Д.Брейкин, И.А.Панин (кафедра спортивных игр), Л.А.Дружинина (кафедра гимнастика) Б.П.Шахин (кафедра теории физической культуры).

Пополнение молодыми специалистами продолжалось и в последующие годы. В частности, вновь прибывают выпускники ГДОИФК им П.Ф.Лесгафта - К.П.Леонтьев, И.М.Приставкина (кафедра спортивных игр), В.И.Скобликов, Б.А.Морозов (кафедра легкой атлетики), В.И.Хаймина, Л.Н.Сухарев (кафедра велоконьков и плавания); из Московского института - Р.Р.Лемзель, Е.И.Шолохов, В.В.Ермаков (кафедра лыжного спорта). Такой уникальный педагогический симбиоз двух лучших научно-образовательных высших профессиональных школ предопределил на многие годы вперед высокий уровень учебно-воспитательного и тренировочного процессов и успешность подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

В течение 17 лет (1951-1968 гг.) ректором института являлся доцент П.К.Губа, на долю которого выпало архисложное время формирования и становления всей инфраструктуры ВУЗа. Это была яркая личность высокообразованного специалиста-педагога, который также был выпускником ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Его неутомимая созидательная и организаторская деятельность была сосредоточена на преобразовании всей учебной методической и спортивной сферы института. Огромную помощь в первые годы работы института оказали наши ведущие смоленские ВУЗы - медицинский и педагогический. Особенно значимой эта помощь была для медико-биологических кафедр и кафедры иностранных языков. В частности, заведующий кафедрой анатомии СГМИ профессор Л.А.Шангина в течение двух лет осуществляла лекционные и семинарские занятия, принимала экзамены. Это была неоценимая и бескорыстная научно-педагогическая помощь нашим молодым педагогам, нашему молодому ВУЗу.

В дальнейшем формирование гуманитарных, специально-теоретических и медико-биологических кафедр планомерно осуществлялось высокопрофессиональными специалистами по различным дисциплинам, которые были приглашены для работы в институт.

Исключительно важную роль и заметный вклад в деятельность института внесли доктора наук, профессора В.М.Волков и И.И.Бахрах, Э.А.Городниченко, А.Д.Ганюшкин, Р.Н.Дорохов, А.Г.Егоров, кандидаты наук, доценты И.М.Попов, В.Д.Антипов, Н.М.Петелин, В.Н.Катаев, И.Ф.Зоркин, П.И.Иванов, В.П.Чаплин, А.Ф.Шаченков, А.С.Зайцев, О.С.Тарасова, И.У.Канаева, Б.Г.Терещенко, В.Т.Салымов, А.П.Василягина, Б.И.Беляков, доценты Г.П.Чернова, К.М.Быков, В.М.Шамин, Е.К.Малиновский, О.Ф.Солдатов, старшие преподаватели В.А.Иванова, Г.С.Саморуков, М.П.Дергунов, Г.М.Рябенков, Герой Советского Союза Г.М.Молчанов, Л.А.Зоркина, Б.Н.Кувшинов, В.Н.Рыженков и Л.И.Рыженкова.

Весьма примечательно, что научно-педагогические школы профессоров В.М.Волкова, И.И.Бахраха, А.Д.Ганюшкина, Р.Н.Дорохова, А.Г.Егорова актуальны и сегодня развиваются в оригинальных исследованиях и трудах их учеников и последователей.

Именно второе поколение (период 1951-1956 гг.) и выше перечисленные ученые и педагоги положили начало системной разработке учебных планов и учебных программ, изданию первых учебных и учебно-методических пособий для студентов института. Этим педагогам выпала не менее сложная доля жить и трудиться во времена "хрущевской оттепели", "брежневского застоя" и постоянных в этих условиях перестройки в государственных и общественных формах управления спортивно-физкультурным движением. В этот период "перестроечной суеты" институт вынужден был находить эффективные пути подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

В истории академии с высоты 55-летнего пройденного пути можно особо отметить, что дальнейший научный и образовательный потенциал и модернизация всей инфраструктуры учебного спортивного комплекса по праву связана с ректором института доцентом Ю.Р.Порешом (1968-1979 гг.), который на рубеже 70-80 годов прошлого столетия реализовал титаническую перестройку ВУЗа.

Это был период коренной реконструкции стадиона, строительство нового корпуса общежития, укрепление кадрового потенциала из числа молодых выпускников ВУЗа, многие из которых окончили аспирантуру и защитили кандидатские и докторские диссертации.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма
(СГАФКСТ )
Год основания
Ректор
Расположение

Россия Россия

Юридический адрес

Россия, Смоленск, пр. Гагарина, 23

Сайт
Координаты : 55°38′21″ с. ш. 38°00′50″ в. д.  /  55.639361° с. ш. 38.014000° в. д.  / 55.639361; 38.014000 (G) (Я) К:Учебные заведения, основанные в 1950 году

Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (СГАФКСТ) - российское государственное образовательное учреждение высшего образования. Расположена в г. Смоленск . За период деятельности академии было подготовлено более 15 тысяч специалистов в области физической культуры и спорта , спортивной медицины и спортивного менеджмента.

История

Этапы развития учебного заведения:

  • г. - Смоленский техникум физической культуры;
  • г. - Смоленский государственного института физической культуры;
  • г. - Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. (СГАФКСТ).

Большой вклад в развитие отечественной науки, подготовку научных кадров, высококвалифицированных специалистов физической культуры и спорта внесли: доктор биологических наук, профессор В.П.Луговцев, доктор педагогических наук, профессор В.П.Губа, доктор педагогических наук, доцент В.А.Быков, профессора Л.Ф.Кобзева, О.Е.Лихачев, В.С.Приставкин, А.М.Докторевич, В.П.Шукаев, Р.М.Тухватулин, В.А.Перепекин, С.В.Легоньков, А.В.Мальчиков, к.п.н., доценты А.П.Хренов, А.И.Павлов, В.П.Пойманов, В.Ф.Лазарев, А.Б.Куделин, Г.Н.Грец, В.П.Луговской, В.Н.Зайцев, А.В.Пирог, А.В.Гурский, Е.А.Фомина, Н.П.Копьев, А.Р.Глебов, В.Т.Дударев, И.А.Грец, Н.И.Тронин, Л.П.Грибкова, Н.П.Дроздова, В.С.Карпов, В.Г.Войтов, В.Н.Чернова.

В стенах Академии подготовлено свыше 600 мастеров спорта, МСМК и заслуженных мастеров спорта. Многие выпускники СГАФКСТ получили мировую известность. Уникальным событием по своей спортивной значимости, силе человеческого духа и воли являются мировые рекорды, установленные в первый день войны – 22 июня 1941 года преподавателем техникума, мастером спорта Иваном Шкодиным по спортивной ходьбе на 3 км (12 мин 01 с) и 5 км (20 мин 51 с). После финиша окружившие спортсмена многочисленные зрители услышали две знаменитые фразы: "Сегодня я побил мировые рекорды, а завтра вот также пойдем бить нашего врага. Победа будет за нами!".

Свыше 75 выпускников Академии стали заслуженными тренерами РФ . .

Структура

Академия имеет развитую инфраструктуру, в состав учебного заведения входят факультет физической культуры и спорта (2 отделения), факультет физической культуры и оздоровительных технологий, факультет заочного обучения и факультет дополнительного образования. Учебный процесс обеспечивают 19 кафедр, учебно-методический отдел, отдел качества образования, отдел практики и трудоустройства выпускников. В академии обучается более 2 тыс. студентов, аспирантов и слушателей, работает более 170 преподавателей, среди которых профессора, кандидаты и доктора наук.

Наиболее известные выпускники в спорте

Заслуженные тренеры СССР

  • Гранит Торопин (подготовивший 2-х чемпионов Олимпийских игр и большое количество МСМК и МС),
  • Василий Телегин (воспитавший рекордсмена мира по прыжкам в высоту В.Ященко (235 см),
  • Владимир Кузьмин , (один из тренеров конькобежца Валерия Муратова , заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР, серебряного призера Олимпийских игр, двукратного чемпиона мира на спринтерских дистанциях),
  • Валентин Иванов - футбол,
  • Юрий Осадкин - конькобежный спорт,
  • Виктор Громаков - хоккей на траве.
Заслуженные тренеры России

Юрий Марушкин - футбол.

Велоспорт

  • Сергей Терещенков заслуженный мастер спорта, двукратный чемпион мира по велосипедному спорту на треке,
Конькобежцы
Лёгкая атлетика
  • Ольга Кузенкова Олимпийских игр по метанию молота
Фехтование
  • Юрий Шаров , заслуженный мастер спорта, чемпион Олимпийских игр
  • Оксана Ермакова , заслуженный мастер спорта, чемпионка Олимпийских игр
  • Елена Жемаева , заслуженный мастер спорта, чемпионка мира
  • Александр Бекетов , заслуженный мастер спорта, чемпион Олимпийских игр
Футбол Штанга
  • Николай Костылев , заслуженный мастер спорт, чемпион мира

Ректоры вуза

Отрывок, характеризующий Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

В окрестности Богучарова были всё большие села, казенные и оброчные помещичьи. Живущих в этой местности помещиков было очень мало; очень мало было также дворовых и грамотных, и в жизни крестьян этой местности были заметнее и сильнее, чем в других, те таинственные струи народной русской жизни, причины и значение которых бывают необъяснимы для современников. Одно из таких явлений было проявившееся лет двадцать тому назад движение между крестьянами этой местности к переселению на какие то теплые реки. Сотни крестьян, в том числе и богучаровские, стали вдруг распродавать свой скот и уезжать с семействами куда то на юго восток. Как птицы летят куда то за моря, стремились эти люди с женами и детьми туда, на юго восток, где никто из них не был. Они поднимались караванами, поодиночке выкупались, бежали, и ехали, и шли туда, на теплые реки. Многие были наказаны, сосланы в Сибирь, многие с холода и голода умерли по дороге, многие вернулись сами, и движение затихло само собой так же, как оно и началось без очевидной причины. Но подводные струи не переставали течь в этом народе и собирались для какой то новой силы, имеющей проявиться так же странно, неожиданно и вместе с тем просто, естественно и сильно. Теперь, в 1812 м году, для человека, близко жившего с народом, заметно было, что эти подводные струи производили сильную работу и были близки к проявлению.
Алпатыч, приехав в Богучарово несколько времени перед кончиной старого князя, заметил, что между народом происходило волнение и что, противно тому, что происходило в полосе Лысых Гор на шестидесятиверстном радиусе, где все крестьяне уходили (предоставляя казакам разорять свои деревни), в полосе степной, в богучаровской, крестьяне, как слышно было, имели сношения с французами, получали какие то бумаги, ходившие между ними, и оставались на местах. Он знал через преданных ему дворовых людей, что ездивший на днях с казенной подводой мужик Карп, имевший большое влияние на мир, возвратился с известием, что казаки разоряют деревни, из которых выходят жители, но что французы их не трогают. Он знал, что другой мужик вчера привез даже из села Вислоухова – где стояли французы – бумагу от генерала французского, в которой жителям объявлялось, что им не будет сделано никакого вреда и за все, что у них возьмут, заплатят, если они останутся. В доказательство того мужик привез из Вислоухова сто рублей ассигнациями (он не знал, что они были фальшивые), выданные ему вперед за сено.
Наконец, важнее всего, Алпатыч знал, что в тот самый день, как он приказал старосте собрать подводы для вывоза обоза княжны из Богучарова, поутру была на деревне сходка, на которой положено было не вывозиться и ждать. А между тем время не терпело. Предводитель, в день смерти князя, 15 го августа, настаивал у княжны Марьи на том, чтобы она уехала в тот же день, так как становилось опасно. Он говорил, что после 16 го он не отвечает ни за что. В день же смерти князя он уехал вечером, но обещал приехать на похороны на другой день. Но на другой день он не мог приехать, так как, по полученным им самим известиям, французы неожиданно подвинулись, и он только успел увезти из своего имения свое семейство и все ценное.
Лет тридцать Богучаровым управлял староста Дрон, которого старый князь звал Дронушкой.
Дрон был один из тех крепких физически и нравственно мужиков, которые, как только войдут в года, обрастут бородой, так, не изменяясь, живут до шестидесяти – семидесяти лет, без одного седого волоса или недостатка зуба, такие же прямые и сильные в шестьдесят лет, как и в тридцать.
Дрон, вскоре после переселения на теплые реки, в котором он участвовал, как и другие, был сделан старостой бурмистром в Богучарове и с тех пор двадцать три года безупречно пробыл в этой должности. Мужики боялись его больше, чем барина. Господа, и старый князь, и молодой, и управляющий, уважали его и в шутку называли министром. Во все время своей службы Дрон нн разу не был ни пьян, ни болен; никогда, ни после бессонных ночей, ни после каких бы то ни было трудов, не выказывал ни малейшей усталости и, не зная грамоте, никогда не забывал ни одного счета денег и пудов муки по огромным обозам, которые он продавал, и ни одной копны ужи на хлеба на каждой десятине богучаровских полей.
Этого то Дрона Алпатыч, приехавший из разоренных Лысых Гор, призвал к себе в день похорон князя и приказал ему приготовить двенадцать лошадей под экипажи княжны и восемнадцать подвод под обоз, который должен был быть поднят из Богучарова. Хотя мужики и были оброчные, исполнение приказания этого не могло встретить затруднения, по мнению Алпатыча, так как в Богучарове было двести тридцать тягол и мужики были зажиточные. Но староста Дрон, выслушав приказание, молча опустил глаза. Алпатыч назвал ему мужиков, которых он знал и с которых он приказывал взять подводы.
Дрон отвечал, что лошади у этих мужиков в извозе. Алпатыч назвал других мужиков, и у тех лошадей не было, по словам Дрона, одни были под казенными подводами, другие бессильны, у третьих подохли лошади от бескормицы. Лошадей, по мнению Дрона, нельзя было собрать не только под обоз, но и под экипажи.
Алпатыч внимательно посмотрел на Дрона и нахмурился. Как Дрон был образцовым старостой мужиком, так и Алпатыч недаром управлял двадцать лет имениями князя и был образцовым управляющим. Он в высшей степени способен был понимать чутьем потребности и инстинкты народа, с которым имел дело, и потому он был превосходным управляющим. Взглянув на Дрона, он тотчас понял, что ответы Дрона не были выражением мысли Дрона, но выражением того общего настроения богучаровского мира, которым староста уже был захвачен. Но вместе с тем он знал, что нажившийся и ненавидимый миром Дрон должен был колебаться между двумя лагерями – господским и крестьянским. Это колебание он заметил в его взгляде, и потому Алпатыч, нахмурившись, придвинулся к Дрону.
– Ты, Дронушка, слушай! – сказал он. – Ты мне пустого не говори. Его сиятельство князь Андрей Николаич сами мне приказали, чтобы весь народ отправить и с неприятелем не оставаться, и царский на то приказ есть. А кто останется, тот царю изменник. Слышишь?

О ВУЗе

В 2005 г. Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" исполнилось 55 лет.

В общем потоке времени пять с половиной десятилетий - сравнительно небольшая веха. Однако истинный масштаб пройденного преобразующего и динамического пути определяется тем, насколько целеориентированной была значимость деятельности большого числа профессорско-преподавательского состава, который сформировал уникальное образовательное наследие и внес существенный вклад в институциональную систему подготовки востребованных высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту Российской Федерации.

В конечном итоге это была высочайшая заслуга целого поколения истинных профессионалов, педагогов-новаторов, ученых и специалистов по разным аспектам образовательного и учебно-тренировочного процессов, личностные качества и богатое педагогическое наследие которого становятся в настоящее время все более значимыми, полномасштабными и востребованными.

Это с полным правом позволяет говорить о сформированности Смоленской профессионально-педагогической школы обучения и подготовки достойных специалистов по физической культуре и спорту, занимающей реальное место в системе высших учебных заведений отраслевого профессионального образования Российской Федерации.

Качественно и динамично видоизменилась академия за 55 лет. В настоящее время на трех факультетах и 16 кафедрах обучаются 1766 студентов и аспирантов, работают 156 преподавателей, среди которых 6 докторов наук, профессоров; 2 доктора наук, доцента; 10 кандидатов наук, профессоров; 33 кандидата наук, доцента; 41 кандидат наук, доцент.

За 55 лет в институте подготовлено более 15 тыс. специалистов различных специализаций и специальностей, из них дипломы с отличием получили 1011 человек. Выпускники института эффективно работают практически во всех регионах Великой России, в ближнем (Украина, Белоруссия, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Италия, Канада, Германия и др.). При этом их профессиональное педагогическое кредо имеет очень широкий диапазон деятельности: это общеобразовательные учреждения, колледжи и вузы;
ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и УОР, национальные команды, осуществляют управленческо-организаторскую работу. Без сомнения, вызывают чувство гордости наши выпускники - самобытные педагоги-новаторы, тренеры, блестящие менеджеры. Это - доктор педагогических наук, профессор В.Н. Шаулин, профессор В.Н. Костюченков, О.А. Андриевский, Г.Н. Шибаев, В.П. Карпов, В.И. Борлов, А.М. Лысаков и др.

В настоящее время институт располагает 4 учебными корпусами, 11 специализированными залами, роликодромом, стадионом с двумя футбольными полями, комплексом метательных секторов. Имеется три студенческих общежития, учебно-компьютерный центр, библиотека с фондом 160 тыс. экземпляров научной и учебно-методической литературы, современный, оснащенный компьютерной техникой читальный зал, медико-санитарная часть, современно оборудованный центр физической реабилитации и восстановления.

Анализируя исторические истоки, связанные с основанием академии, следует отметить, что ее деятельность началась на фундаменте техникума физической культуры, в стенах которого (за период 1929 -1950 гг.) было подготовлено 900 специалистов средней квалификации по физической культуре и спорту. В первые дни Великой Отечественной войны по зову сердца абсолютное большинство преподавателей и учащихся ушли на фронт и многие геройски погибли за освобождение нашей Родины.

Это преподаватели техникума Ф.И. Белинский, А.Г. Галицкий, А.Г. Крюков, А.Д. Шматков, С.К. Смирнов, И.Н. Семченков, Н.А. Щавелев.

Уникальным по своей спортивной значимости, силе человеческого духа и воли событием являются мировые рекорды, установленные в первый день войны - 22 июня 1941 г. преподавателем техникума, мастером спорта Иваном Шкодиным, по спортивной ходьбе на 3 км (12 мин 01 с) и 5 км (20 мин 51 с). После финиша окружившие спортсмена многочисленные зрители услышали две знаменитые фразы: "Сегодня я побил мировые рекорды, а завтра вот так же пойдем бить нашего врага. Победа будет за нами!".

В 1943 г. при переправе через Днепр Иван Шкодин был смертельно ранен. Похоронен он со всеми воинскими почестями в братской могиле в деревне Тошань, под Киевом. Вечная ему память и покой! На мемориальной доске академии имя Ивана Шкодина навечно высечено золотыми буквами!

В апреле 1950 г. Постановлением Совета Министров СССР было принято решение об открытии Смоленского государственного института физической культуры. И 1 сентября этого года 100 студентов первого набора переступили порог института, чтобы настойчиво учиться и осваивать сложное профессионально-педагогическое мастерство.

За 55 лет существования института и академии сменилось несколько поколений профессорско-преподавательского состава, которые передавали свои глубокие знания студентам разных годов обучения. С известной долей условности можно выделить четыре поколения высококвалифицированных специалистов, которые трудились в институте в разное время со дня его образования. При этом смена поколений в нашем вузе происходила постепенно, с формированием лучших традиций.

На первом этапе (1950 -1952 гг.) исключительно высокообразованные и самобытные педагоги-новаторы, пришедшие из разных областей педагогических и медицинских знаний, явились первым поколением ученых и педагогов института. Особого уважения заслуживают первый ректор института Н.А. Никонов, старшие преподаватели С.М. Виноградов, И.В. Брион, Б.Л. Трегубова, О.Н. Соколова, С.В. Эрдман, Н.А. Соболева, Н.Н. Бочкарева, А.Я. Величкина, А.Н. Хазан, которые заложили основы всего воспитательного и учебного процесса молодого вуза. Этому поколению выпала интересная судьба быть свидетелями и участниками первых успехов и трудностей,
пережить время послевоенного лихолетья, открыв широкую дорогу дальнейшего развития института, дорогу в большое будущее.

Ко второму поколению педагогов относятся закончившие крупнейшие научные и учебно-методические вузы страны - ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта - и в период 1951-1954 гг. направленные на работу в институт. Их вклад в формирование кадрового потенциала нашего вуза неоценим. В 1951 г. в институт прибыли выпускники ГЦОЛИФКа А.А. Золотухин, Н.С. Сергеева, В.А. Зыков, В.А. Акимов, выпускники ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта - Л.Л. Федоров и Н.А. Машков.
В 1952 г. для формирования спортивно-педагогических и специальнотеоретических кафедр к нам были направлены выпускники ГЦОЛИФКа В.М. Червяков, А.С. Бормотов, В.Г. Богданов (кафедра гимнастики), В.Г. Семенов, В.М. Брушко (кафедра легкой атлетики), Е.Г. Терехин, Л.Я. Гусева (кафедра лыжного спорта), а также выпускники ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта А.Д. Брейкин, И.А. Панин (кафедра спортивных игр), Л.А. Дружинина (кафедра гимнастики), Б.П. Шахин (кафедра теории физической культуры).
Пополнение вуза молодыми специалистами продолжалось и в последующие годы. В частности, вновь прибывают выпускники ГДОИФКа им П.Ф. Лесгафта - К.П. Леонтьев, И.М. Приставкина (кафедра спортивных игр), В.И. Скобликов, Б.А. Морозов (кафедра легкой атлетики), В.И. Хаймина, Л.Н. Сухарев (кафедра велоконьков и плавания); из Московского института - Р.Р. Лемзель, Е.И. Шолохов, В.В. Ермаков (кафедра лыжного спорта). Такой уникальный педагогический симбиоз двух лучших научно-образовательных высших профессиональных школ на многие годы вперед предопределил высокий уровень учебно-воспитательного и
тренировочного процессов и успешность подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.
В течение 17 лет (1951-1968 гг.) ректором института был доцент П.К. Губа, на долю которого выпало архисложное время формирования и становления всей инфраструктуры вуза. Это была яркая личность, высокообразованный педагог-специалист, который также был выпускником ГДОИФКа им. П.Ф. Лесгафта. Его неутомимая созидательная и организаторская деятельность была сосредоточена на преобразовании всей учебно-методической и спортивной сферы института. Огромную помощь в первые годы работы института оказали ведущие смоленские вузы - медицинский и педагогический.
Особенно значимой эта помощь была для медико-биологических кафедр и кафедры иностранных языков. В частности, заведующий кафедрой анатомии СГМИ профессор Л.А. Шангина в течение двух лет читала лекции, вела семинарские занятия и принимала экзамены. Это была неоценимая и бескорыстная научно-педагогическая помощь нашим молодым педагогам, нашему молодому вузу.

В дальнейшем формирование гуманитарных, специально-теоретических и медико-биологических кафедр планомерно осуществлялось высокопрофессиональными специалистами по различным дисциплинам, которые были приглашены для работы в институт.

Исключительную роль в деятельности института сыграли доктора наук, профессора В.М. Волков и И.И. Бахрах, Э.А. Городниченко, А.Д. Ганюшкин, Р.Н. Дорохов, А.Г. Егоров, кандидаты наук, доценты И.М. Попов, В.Д. Антипов, Н.М. Петелин, В.Н. Катаев, И.Ф. Зоркин, П.И. Иванов, В.П.Чаплин, А.Ф. Шаченков, А.С. Зайцев, О.С. Тарасова, И.У. Канаева, Б.Г. Терещенко, В.Т. Салымов, А.П. Василягина, Б.И. Беляков, доценты Г.П. Чернова, К.М. Быков, В.М. Шамин, Е.К. Малиновский, А.Д. Солдатов, старшие преподаватели В.А. Иванова, Г.С. Саморуков, М.П. Дергунов, Г.М. Рябенков, Герой Советского Союза Г.М. Молчанов, Л.А. Зоркина, Б.Н. Кувшинов, В.Н. Рыженков и Л.И. Рыженкова.

Весьма примечательно, что научно-педагогические школы профессоров В.М. Волкова, И.И. Бахраха, А.Д. Ганюшкина, Р.Н. Дорохова, А.Г. Егорова актуальны и сегодня развиваются в оригинальных исследованиях и трудах их учеников и последователей.

Именно второе поколение (период 1951-1956 гг.) и вышеперечисленные ученые и педагоги положили начало системной разработке учебных планов и учебных программ, изданию первых учебных и учебно-методических пособий для студентов института. Этим педагогам выпала не менее сложная доля жить и трудиться во времена хрущевской "оттепели", брежневского "застоя" и постоянных в этих условиях перестроек в государственных и общественных формах управления спортивно-физкультурным движением. В этот период "перестроечной чехарды" институт вынужден был находить эффективные пути подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

С высоты 55-летнего пройденного пути особенно отчетливо видно, что дальнейший научный и образовательный потенциалы и модернизация всей инфраструктуры учебного спортивного комплекса по праву связаны с ректором института, доцентом Ю.Р. Порешем (1968-1979 гг.), который на рубеже 70-80 гг. прошлого столетия реализовал титаническую перестройку вуза.

Это был период коренной реконструкции стадиона, строительства нового корпуса общежития, укрепления кадрового потенциала молодыми выпускниками вуза, многие из которых окончили аспирантуру и защитили кандидатские и докторские диссертации.

В структуре института в этот период были открыты и успешно работали следующие профессионально -образовательные подразделения:

Малаховский филиал государственного института физической культуры (директор - к.п.н., доцент А.Д. Солдатов);

Учебно-консультативный филиал в г. Брянске (декан - Е. Гоголевский);

Школа тренеров (заведующий - Ж.М. Деменюк), действующая на правах среднего профессионального учебного заведения с 2-годичным сроком обучения.

Третье поколение ученых и специалистов составляли те, кто наиболее продуктивно трудился в институте с начала 60-х до начала 90-х гг. Это были главным образом выпускники института, многие из которых успешно окончили аспирантуру. Число представителей третьего поколения слишком велико, чтобы всех перечислить пофамильно. Вот только некоторые представители этой профессиональной команды: доктор биологических наук, профессор В.П. Луговцев, доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа, доктор педагогических наук, доцент В.А. Быков, профессора Л.Ф. Кобзева, О.Е. Лихачев, В.С. Приставкин, А.М. Докторевич, В.П. Шукаев, Р.М. Тухватулин, В.А. Перепекин, С.В. Легоньков, А.В. Мальчиков, к.п.н., доценты А.П. Хренов, А.И. Павлов, В.П. Пойманов, В.Ф. Лазарев, А.Б. Куделин, Г.Н. Грец, В.П. Луговской, В.Н. Зайцев, А.В. Пирог, А.В. Гурский, Е.А. Фомина, Н.П. Копьев, А.Р. Глебов, В.Т. Дударев, И.А. Грец, Н.И. Тронин, Л.П. Грибкова, Н.П. Дроздова, В.С. Карпов, В.Г. Войтов, В.Н. Чернова; доценты Л.Г. Конов, А.Н. Политухин, Г.П. Кореневская, Л.Т. Ромашова, В.А. Николаев, В.А. Смольянов, П.В. Мелехов, А.В. Дворецкий, В.С. Виноградов, Г.В. Носов, Т.К. Комарова, Л.А. Гурская, В.А. Пегов; к.б.н., доценты А.В. Ромашов, А.А. Николаев, И.К. Шашкевич, З.Е. Косенкова, Н.И. Смольякова, Т.С. Дорофеева и мн. др.

Развивая спортивную науку и трансформируя в конкретных условиях вуза передовой опыт педагогической мысли лучших учебных заведений страны, это поколение активно внедряло в образовательный процесс весь научный потенциал, созданный их предшественниками, эффективно обеспечивая переход на новые нормативно-программные стандарты профессионального образования.
На этапах дальнейшего функционирования вуза следует отметить позитивную деятельность последующих ректоров института - доцента А.Н. Куксина (1979-1986 гг.) и профессора А.С. Селиванова (1986-1998 гг.), которые успешно осуществляли процесс перестройки института в новых социально-экономических условиях Российской Федерации.
Четвертое, нынешнее, поколение профессорско -преподавательского состава - это те, кто работает в институте с первой половины 90-х гг. прошлого столетия и по настоящее время. Это главным образом выпускники института и аспирантуры и педагоги, пришедшие из других высших учебных заведений. Профессионально-педагогическая деятельность этого поколения, вместе с которым работают целая группа ученых и педагогов старшего и среднего поколения, совпала с глобальными переменами в России, с переходом к новым социально-экономическим условиям, требующим поиска новых форм жизнедеятельности института в условиях рыночной экономики.
В 1989 г. была открыта Олимпийская академия Запада России (президенты: профессор А.С. Селиванов (1989 -1998 гг.), профессор С.А. Кореневский (с 1998 г. по настоящее время). Ее деятельность была сосредоточена на реализации Хартии и принципов Олимпийских игр и олимпийского образования, их активном внедрении в систему физического воспитания населения, школьников и молодежи. В связи с этим весом вклад в развитие теории и методологии олимпийского воспитания и олимпийского образования доктора философских наук, профессора А.Г. Егорова. Осуществленные им и его учениками - кандидатами педагогических наук К.Н. Ефременковым, Р.А. Пирожниковым, М.А. Захаровым - глубокие инновационные исследования получили высокое признание на отечественных и международных конференциях и конкурсах.
Решающую роль в подготовке современных высококвалифицированных специалистов на всех этапах развития академии, бесспорно, играла и играет подготовка научных кадров из числа преподавательского состава. В настоящее время свыше 60% из общего числа работающих педагогов имеют ученые степени и звания. На начальном этапе становления института академическая и спортивная наука в основном носила прикладной, методический характер. Переломным с точки зрения научной квалификации преподавателей и развития науки стал 1960 г., когда после учебы в аспирантуре и защиты диссертаций приступили к работе в институте кандидаты наук Б.Н. Смирнов (кафедра гимнастики), Н.М. Петелин (кафедра лыжного спорта); В.М. Волков (кафедра физиологии). Дальнейший динамичный рост научно-педагогических кадров и активизация спортивной науки в институте были связаны с эффективной деятельностью проректоров по научной работе Б.Н. Смирнова (1950-1958 гг.), М.Д. Оробинского (1958-1960 гг.), И.Ф. Зоркина (1960-1964 гг.); Н.С. Гончарова (1964-1969 гг.), И.М. Попова (1969-1982 гг.), В.В. Ермакова (1982-2004 гг.).

Похожие публикации