Большое влияние на становление личности оказывают. Факторы формирования личности. Что делает нас собой

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ФАКТОРЫ

§1. Факторы, влияющие на развитие личности

§2. Биологические факторы. Наследственность

§3. Социальные факторы. Среда

3.1 Социализация

3.2 Идентификация, как один из механизмов социализации

§4. Психологические характеристики личности

4.1 Социально психологические характеристики личности

4.2 Мотивация поведения личности

4.3 Психологические установки

4.4 Ценностные ориентации, интересы, идеалы

§5. Социальные факторы. Воспитание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ


ВВЕДЕНИЕ

Как происходит становление личности, как она развивается, как из «неличности» или «еше неличности» рождается личность. Младенец, очевидно, личностью быть не может. Взрослый, бесспорно, личность. Как и где произошел этот переход, трансформация, скачок к новому качеству? Этот процесс имеет постепенный характер; шаг за шагом мы продвигаемся вперед к тому, чтобы стать личностью. Есть ли в этом движении какая-либо закономерность или все это носит чисто случайный характер?

Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и кончая содержанием мировоззрения. Нет, пожалуй, ни одного сколько-нибудь сложного личностного качества, которое не зависело бы от социально-классовых и средовых факторов: социальное происхождение, род занятий и уровень образования родителей; особенности социально-экологической среды, в частности тип населенного пункта (большой город, малый город, деревня); состав, структура и материальное положение семьи его собственное социальное положение и вид занятий (школьник, учащийся ПТУ, учащийся техникума, студент вуза и т.д.). Отсюда – необходимость изучения проблем юношеского возраста представителями разных наук: социологии, психологии, педагогики, криминологии, психиатрии, медицины и др.

Предметом данного исследования является выявление факторов влияющих на развитие личности. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного», понимая его как индивида. Мы всерьёз не говорим о личности даже двухлетнего ребёнка, хотя он многое приобрёл из социального окружения. Поэтому личность не есть продукт перекрещивания биологического и социального факторов. Раздвоение личности – отнюдь не фигуральное выражение, а реальный факт. Но выражение «раздвоение индивида» – бессмыслица, противоречие в терминах. То и другое – целостности, но разные. Личность, в отличие от индивида, не есть целостность, обусловленная генотипом: личностью не родятся, личностью становятся. Личность относительно поздний продукт социально – исторического и онтогенетического развития человека.

Целью работы является определение сущности и причин возникновения тех или иных изменений в личности; составление общего представления о социологическом понятии «личность»; раскрытие социологических концепций развития личности и др.

Задачами являются: необходимость установления факторов, влияющих на развитие личности и исследовать их социальную природу; нужно понять те факторы, которые влияют в большей или меньшей степени на личность, на ее развитие.

личность развитие поведение воспитание

«Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говорит о том, что всегда остается часть нашей личности, которая по-прежнему бессознательна, которая по-прежнему находится в становлении. Мы незавершенны; мы растем и изменяемся. Хотя та будущая личность, которой мы будем когда-то, уже присутствует в нас, просто она пока что остается в тени. Это подобно бегущему кадру в фильме. Будущая личность не видна, но мы движемся вперед, где вот-вот начнут вырисовываться ее очертания. Таковы потенциалы темной стороны эго. Мы знаем, какими мы были, но не знаем, какими станем!»


ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ ЛИЧНОСТЬ

Столь же необходимы для социологии, как анализ структуры общества и социальных институтов, является учение о личности.

Говоря о человеке, мы можем рассматривать его я, как высшую ступень эволюции на Земле, и как сложную систему, соединяющую природное и социальное, физическое и духовное, наследственное и жизненное приобретенное. Однако наиболее "социологичной" будет характеристика человека как продукта в субъекта общественных отношений, общественно-исторической деятельности и культуры.

Может сложиться впечатление, что социологическая характеристика личности мало чем отличается от психологической, тем более социально-психологической. Действительно, между ними есть немало общего. Да по-другому и быть не может: ведь, речь идет об одном и том же объекте - личности. Можно ли конкретно исследовать личность, если не иметь в виду ее ценностные ориентации, мотивы поведения, интересы? Думаем, что вопрос звучит риторически. В чем же тогда специфика социологического подхода?

В отличие от психологического анализа, когда на первое место выдвигается индивидуальное в личности, социологов интересует социально типическое, характеризующее ее включенность в общество, социальные группы, организации и институты. Социолог исследует личность под углом зрения ее участия в экономической жизни, то есть его внимание обращено на трудовую деятельность человека (интерес к труду, его содержанию, характеру, результату, установка на труд и т.д.). С точки зрения политической жизни социологию интересует прежде всего человек-гражданин. Включенность личности в духовную жизнь социолог рассматривает сквозь призму культуры (хотя в иных случаях последняя выступает как «мерило» личности). Все это, составляет условия бытия личности в обществе.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Обозначают ли они один и тот же феномен или между ними есть какие-то различия? Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить к их определению строго, можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек – понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» (от лат. individ – неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях – биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцентируется социальное начало.

Индивид всегда является членом определенной социальной общности (осознает он это или нет), что не отменяет его индивидуальности.

Каждой человек - индивид, имеющий свое особое "лицо". С этим термином и связано понятие личности (сравните древнерусское слово личина маска). Индивид является личностью постольку, поскольку в отношениях с другими, ему подобными, в рамках конкретных социальных общностей он выполняет определенные функции, реализует в своей деятельности социально значимые свойства и качества. Поэтому понятие личности и по своей природе, и по сути, и по характеру представляется нам прежде всего социологическим, в отличие от понятий "человек" и "индивид", имеющих социально-философский смысл.

У каждого человека формируются свои, особые ценностные ориентации, мотивы поведения социальные установки, интересы и т.д. Но лишь выявляя среди них типичные, характерные для большинства групп людей, можно обнаружить действия определенных тенденций, наличие закономерностей, что в свою очередь позволит социологу сделать те или иные умозаключения и выдать рекомендации как теоретического так и практического характера.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, свойств, которые составляют ее структуру .

Говоря о личности, чаще всего имеют в виду просто отдельного конкретного человека. Но ведь кроме понятия личности в нашем распоряжении имеется еще целый ряд близких понятий: человек, индивид, индивидуальность. В обыденной речи эти понятия часто употребляются в одном и том же значении, но в науке они обозначают разные вещи.

Понимание личности как социального явления было подробно обосновано еще Марксом, который указывал, что «сущность «особой личности» составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Это понимание лежит в основе почти всех работ советской психологической школы, начиная с Л.С. Выготского и В.М. Бехтерева. «В качестве собственно личностных свойств из всего многообразия свойств человека обычно выделяются те, которые обусловливают общественно значимое поведение или деятельность человека, писал С.Л. Рубинштейн. - Основное место в них поэтому занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обусловливающие поступки людей (то есть те их действия, которые реализуют или выражают отношения человека к другим людям), и способности человека, то есть свойства, делающие его пригодным к исторически сложившимся формам общественно полезной деятельности».

Согласно Л.С. Выготскому и его последователям, инт-рапсихологические процессы, т. е. внутренние процессы человеческой психики, складываются на основе интерпсихологических, т. е. межличностных, социальных процессов. Главный механизм развития психики человека - это усвоение социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Эти усвоенные формы деятельности, системы знаков и т. п. преобразуются далее во внутренние процессы личности. Таким образом, «внешнее» (по отношению к данному индивиду) и его «внутренняя» природа оказываются связанными как генетически, так и функционально.

Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:

В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

Четвертым фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности. Социализация личности может принимать различные формы. Например, наблюдается социализация через подражание, учет реакций других людей, об общение разных форм поведения. Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый че ловек попадает в разные ситуации, в ходе которы он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.

Развитие - процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становления человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Движущими силами процесса развития личности являются противоречия, т.е. взаимодействия противоположных, взаимоисключающих сторон объекта. Противоречия возникают между влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и заканчивая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Различают противоречия внутренние и внешние. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой.

Почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на вопрос: какими факторами обусловлены течение и результаты данного процесса?

К числу факторов, влияющих на становление и развитие личности, относятся:

- наследственность (анатомо-физиологическая структура биологического вида «человек разумный», особенности нервной системы, физические особенности, безусловные рефлексы, функциональные особенности, задатки, аномалии наследственного происхождения);

- среда (природная - биологическая и географическая и социальная – макросреда и микросреда);

- образование (включая: воспитание, обучение, просвещение);

- собственная активность личности (подражание, воспитуемость, обучаемость, самовоспитание, самообразование)

Несмотря на определяющую роль внешних социальных факторов на развитие и формирование личности, нельзя не учитывать биологическую природу человека. В этом качестве он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказать влияние на социальное развитие человека, его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние?

Отражение биологического - наследственность. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей. Носители наследственности - гены (в переводе с греческого «ген» означает «рождающий»). Современная наука доказала, что свойства организма зашифрованы в своеобразном геном коде, хранящем и передающем всю информацию о свойствах организма. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обуславливающие характер, особенности протекания психических процессов. Изъяны, недостатки нервной деятельности родителей, в том числе и патологические вызывающие психические расстройства, болезни (например, шизофрения) могут передаться потомству. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет и некоторые эндокринные расстройства – карликовость, например. Отрицательное влияние оказывает на потомство алкоголизм и наркомания родителей. К наследственному относится прежде всего анатомо-физиологическая структура и такие особенности организма, как цвет кожи, глаз, волос, телосложение, особенности нервной системы, темперамент, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, т.е. задатки речи, хождения в вертикальном положении, мышления и способности к труду.



Наследственность создает материальную основу и предпосылки развития в виде задатков и предрасположенностей.

Педагогический аспект исследований закономерностей человеческого развития охватывает изучение трех главных проблем – наследование интеллектуальных, специальных и моральных качеств.

Чрезвычайно важен вопрос о наследовании интеллектуальных качеств. Педагоги-материалисты исходят из того, что все нормальные люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил и способны практически к неограниченному духовному развитию. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекания мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Вместе с тем педагоги всего мира признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки коры головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, некоторые наследственные психические заболевания.

Человек становится личностью только в процессе общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияет разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда, или микросреда и макросреда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, а вторую к – ближайшему. В понятии социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и некоторые другие. Ближняя среда – это семья, родственники, друзья.

Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их еще раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Вот почему ими заинтересовались и антропологи, и педагоги, и психологи. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки.

Среда воздействует на развитие личности в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Среда является условием и источником развития.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – главная сила, способная дать обществу полноценную личностью. Воспитание как сознательная, целенаправленная, управляемая часть среды является наиболее важным, решающим фактором развития и формирования личности. Огромную силу воспитания признали и многие прогрессивные педагоги прошлого. Так, например, Ян Амос Коменский учил, что человеку при рождении природа дает зародыш знания, но эти зародыши могут развиваться только при помощи воспитания и образования.

Я.А. Коменский «Едва ли есть настолько загрязненное зеркало, чтобы оно все-таки хоть как-нибудь не воспринимало изображения, едва ли есть столь шероховатая доска, чтобы на ней все-таки чего-нибудь нельзя было написать. Однако, если попадется зеркало, загрязненное пылью или пятнами, его предварительно нужно вытереть, а шероховатую доску нужно выстрогать…»

В чем сила воспитания? Почему она оказывается решающим, главным фактором развития личности? Прежде всего, это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду; во-вторых, все дети проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для эффективности. Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Слабость воспитания в том, что оно основывается на сознание человека и требует его участия, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Этим определяется роль, место, возможности воспитания в формировании человека.

Для того, чтобы проявились творческие задатки, нужны не только необходимые социальные условия и определенный уровень научного, технического и художественного развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

И.М. Сеченов: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова и только 1/1000 зависит от индивидуальности».

Специальные исследования показали, что воспитание может обеспечить развитие определенных качеств, только опираясь на заложенные природой задатки. Воспитание детенышей обезьяны в одинаковых условиях с ребенком показало, что детеныши обезьяны, имея те же контакты с людьми, получая хорошее воспитание и уход, тем не мене не приобретают ни одного психического качества, свойственного человеку.

Все это позволяет сделать важнейший для педагогики вывод: определенную роль в развитие и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека и формируются его личностный качества.

Раскрывая важнейшие факторы развития личности и подчеркивая определяющую роль воспитания в этом процессе, нельзя рассматривать человека как пассивный объект средовых влияний и воспитательных воздействий. Эти факторы являются внешними по отношению к личности. Однако мы не должны забывать о самопроизвольном внутренним ее изменении, определяемом внутренними противоречиями. Каждая личность развивается по своему пути.

И.Кант: «В человечестве заключено много задатков, и наша задача – пропорционально развивать природные способности раскрывать свойства человека из самих зародышей, делая так, чтобы человек достигал своего назначения».

Следовательно, четвертым фактором развития личности является собственная активность личности, ее саморазвитие и самовоспитание.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания. В связи с этим при рассмотрении вопроса о особенностях развития личности необходимо учитывать влияние такого фактора как собственная активность личности, в частности самовоспитание.

Самовоспитание – это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование культуры личности.

Таким образом, основными факторами развития личности является наследственность, среда, воспитания и саморазвитие (самовоспитание) личности. Но ни сила влияния, ни изменчивость этих факторов, ни их самая тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, ни их единство не обеспечивают развития и формирования личности без ее активной деятельности. Их влияние реализуется лишь в процессе деятельности самой личности – это главнейшее, определяющее условие развитие личности, т.е. человека члена общества.


Введение

Понятие и проблема личности

1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии

Личность в процессе деятельности

Социализация личности

Самосознание личности

Заключение

Список литературы


Введение


Мною выбрана тема формирования личности как одна из самых многоплановых и интересных в психологии. Едва ли в психологии, философии найдется категория, сравнимая с личностью по количеству противоречивых определений.

Формирование личности - это, как правило, начальный этап становления личностных свойств человека. Личностный рост обусловлен внешними и внутренними факторами (социальными и биологическими). Внешние факторы роста это - принадлежность человека к определенной культуре, социально-экономическому классу и уникальной для каждого семейной среде. С другой стороны, внутренние факторы включают генетические, биологические и физические особенности каждого индивида.

Биологические факторы: наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению - общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности. При этом формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими (1).

К понятию «личность» существуют три подхода: первый подчеркивает, что личность как социальная сущность формируется только под влиянием общества, социального взаимодействия (социализация). Второй акцент в понимании личности объединяет психические процессы индивида, его самосознание, внутренний мир и сообщает его поведению необходимую устойчивость и последовательность. Третий акцент - в понимании личности, как активного участника деятельности, творца своей жизни, который принимает решения и несет за них ответственность (16). То есть в психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность (по Леонтьеву), общение, самосознание. Иначе можно сказать, что личность - это совокупность трех основных составляющих: биогенетических основ, воздействия различных социальных факторов (среда, условия, нормы) и ее психосоциального ядра - Я.

Предметом моего исследования является процесс формирования человеческой личности под влиянием этих подходов и факторов и теорий понимания.

Цель работы состоит в анализе влияния этих подходов на развитие личности. Из темы, цели и содержания работы следуют нижеперечисленные задачи:

обозначить само понятие личности и связанные с этим понятием проблемы;

исследовать формирование личности в отечественной и сформулировать понятие личности в зарубежной психологии;

определить, как происходит развитие личности человека в процессе его деятельности, социализации, самосознания;

в ходе анализа психологической литературы по теме работы попытаться выяснить, какие же факторы оказывают более весомое влияние на формирование личности.


1. Понятие и проблема личности


Понятие «личность» многопланово, она является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, эстетики, этики и т.д.

Многие ученые, анализируя особенности развития современной науки, фиксируют резкое возрастание интереса к проблеме человека. По мнению Б.Г. Ананьева одна из этих особенностей состоит в том, что проблема человека превращается в общую проблему всей науки в целом (2). Б.Ф. Ломов подчеркивал, что общей тенденцией развития науки стало возрастание роли проблемы человека и его развития. Поскольку понять развитие общества возможно только на основе понимания отдельного человека, то становится понятно, что Человек стал основной и центральной проблемой научного знания, независимо от его родовой принадлежности. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, о которой также говорил Б.Г.Ананьев - ответ научного знания на разнообразие связей человека с миром, т.е. обществом, природой, культурой. В системе этих отношений человек изучается и как особь со своей программой формирования, как субъект и объект исторического развития - личность, как производительная сила общества, но и вместе с тем еще и как индивидуальность (2).

С точки зрения одних авторов, личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта (1). Несмотря на многочисленные различия, существующие между ними, почти все психологические подходы к пониманию личности едины в одном: личностью, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а вследствие научения, то есть они формируются и развиваются в процессе всей жизни человека (15).

Опыт социальной изоляции человеческого индивида доказывает то, что личность развивается не просто с его взрослением. Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим про новорожденного, что он «личность». Фактически каждый из них - уже индивидуальность. Но еще не личность! Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения.

Личность понимается как социально-психологическая сущность человека, которая формируется в результате изучения им общественного сознания и поведения, исторического опыта человечества (личностью человек становится под влиянием жизни в обществе, воспитания, общения, обучения, взаимодействия). Личность развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек выполняет социальные роли, включен в различные виды деятельности, по мере того, как развивается его сознание. Основное место в личности занимает именно сознание, причем его структуры не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности с другими людьми в обществе (15).

Таким образом, если мы хотим понять человека как нечто целостное и разобраться, что же все-таки формирует его личность, мы должны учесть все возможные параметры исследования человека в различных подходах к изучению его личности.


.1 Исследования формирования личности в отечественной и зарубежной психологии


Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского опять подчеркивает, что развитие личности - целостно. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (орудийность, знаковость). Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности, таким образом, движущая сила развития личности - обучение. Обучение сначала возможно только во взаимодействии с взрослыми и сотрудничестве с друзьями, а затем оно становятся достоянием самого ребенка. Согласно Л.С.Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, а лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, например, сначала речь - средство общения, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию (6).

Развитие личности как процесс социализации индивида осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, страны, в определенных социально-политических, экономических условиях, традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С.Выготский, складывается определенные социальные ситуации развития как своеобразные отношения ребенка и окружающей его социальной действительности. Адаптация к действующим в обществе нормам сменяется фазой индивидуализации, обозначением своей непохожести, а затем фазой объединения личности в общности - все это механизмы личностного развития (12).

Любое воздействие взрослого не может быть осуществлено без деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии психического развития ребенка. Согласно А.Н.Леонтьеву, «одни виды деятельности являются на данном этапе ведущими и имеют большое значение для дальнейшего развития личности, другие - меньшее» (9). Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней преобразуются основные психические процессы и изменяются особенности личности на данной стадии ее развития. В процессе развития ребенка вначале происходит освоение мотивационной стороны деятельности (иначе предметные не имеют смысла для ребенка), а затем операционно-технической. При усвоении общественно развитых способов действий с предметами и происходит формирование ребенка как члена общества.

Формирование личности - это, прежде всего формирование новых потребностей и мотивов, их преобразование. Их невозможно усвоить: знать, что нужно делать, не значит этого хотеть (10).

Любая личность развивается постепенно, она проходит определенные этапы, каждый из которых поднимает ее на качественно иную ступень развития.

Рассмотрим основные этапы формирования личности. Определим два самых главных, по мнению А.Н.Леонтьева. Первый относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который известен под названием «эффект горькой конфеты», когда ребенку в виде эксперимента дается задание не вставая со стула, достать какую-то вещь. Когда экспериментатор выходит, ребенок встает со стула и берет данный предмет. Экспериментатор возвращается, хвалит ребенка и в награду предлагает конфету. Ребенок отказывается, плачет, конфета стала «горькой» для него. В данной ситуации воспроизводится борьба двух побуждений: один из них - будущая награда, а другой - социокультурный запрет. Анализ ситуации показывает, что ребенок поставлен в ситуацию конфликта двух мотивов: взять вещь и выполнить условие взрослого. Отказ ребенка от конфеты показывает, что процесс освоения социальных норм уже начался. Именно в присутствии взрослого, ребенок больше подвержен социальным мотивам, а это значит, что формирование личности начинается в отношениях между людьми, а затем уже они становятся элементами внутренней структуры личности (10).

Второй этап начинается в подростковом возрасте и выражается в появлении способности осознавать свои мотивы, а также проводить работу над их подчинением. Осознавая свои мотивы, человек может изменить их структуру. Эта и есть способность к самосознанию, руководству собой.

Л.И. Божович выделяет два основных критерия, которые определяют человека как личность. Во-первых, если в мотивах человека присутствует иерархия, т.е. он способен преодолеть собственные побуждения ради чего-то социально значимого. Во-вторых, если человек способен к сознательному руководству собственным поведением на основе осознанных мотивов, он может считаться личностью (5).

В.В. Петухов выделяет три критерия сформировавшейся личности:

Личность существует только в развитии, пока она свободно развивается, ее нельзя определять по какому- то поступку, поскольку она может измениться уже в следующий момент. Развитие происходит как внутри пространства личности, так и в пространстве связей человека с другими людьми

Личность является множественной, сохраняя при этом целостность. В человеке много противоречивых сторон, т.е. в каждом поступке личность свободна в дальнейшем выборе.

Личность является творческой, это необходимо в неопределенной ситуации.

Взгляды зарубежных психологов на личность человека характеризуются еще большей обширностью. Это психодинамическое направление (З.Фрейд), аналитическое (К.Юнг), диспозиционное (Г.Олпорт,Р.Кеттел), бихевиористское (Б.Скиннер), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А.Маслоу) и т.д.

Но, в принципе, в зарубежной психологии под личностью человека понимают комплекс устойчивых признаков, таких, как темперамент, мотивация, способности, нравственность, установки, определяющих свойственный этому человеку ход мыслей и поведения, когда он приспосабливается к различным ситуациям в жизни (16).


2. Личность в процессе деятельности

личность социализация самосознание психология

Признание способности личности определять свое поведение устанавливает личность как активный субъект (17). Иногда какая-то ситуация требует определенных действий, вызывает определенные потребности. Личность, отражая будущую ситуацию, может противостоять ей. Это означает неподчинение своим импульсам. Например, желанию отдохнуть и не прилагать усилия.

Активность личности может быть основана на отказе от сиюминутных приятных воздействий, самостоятельном определении и реализации ценностей. Личность активна в отношении окружающего, связей с окружающим и собственного жизненного пространства. Активность человека отличается от активности других живых существ и растений и поэтому ее принято называть деятельностью (17).

Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.

Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается вещью в себе. Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Деятельность - это процесс взаимодействия человека с окружающим миром, процесс решения жизненно важных задач. Ни один образ в психике (абстрактный, чувственный) не может быть получен без соответствующего действия. Использование образа в процессе решения различных задач также происходит путем включения его в то или иное действие.

Деятельность порождает все психологические феномены, качества, процессы и состояния. Личность «ни в каком смысле не является предшествующей к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается»(9).

Итак, развитие личности предстает перед нами как процесс взаимодействия множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. Для психологической трактовки «иерархии деятельностей» А.Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция». Два ряда детерминант - биологические и социальные - здесь не выступают как два равноправных фактора. Напротив, проводится мысль, что личность с самого начала задана в системе социальных связей, что нет вначале лишь биологически детерминированной личности, на которую впоследствии «наложились» социальные связи (3).

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.

Личность получает свою структуру из строения человеческой деятельности, и характеризуются пятью потенциалами: познавательным, творческим, ценностным, художественным и коммуникативным. Познавательный потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Эта информация складывается из знаний о внешнем мире и самопознания. Ценностный потенциал складывается из системы ориентаций в нравственной, политической, религиозной сферах. Творческий потенциал определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками. Коммуникативный потенциал личности определяется мерой и формами ее общительности, характером и прочностью контактов с другими людьми. Художественный потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет (13).

Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение. Операцией именуют способ осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.

Таким образом, личность определяется не своим, характером, темпераментом, физическими качествами и т.п., а тем

что и как она знает

что и как она ценит

что и как она созидает

с кем и как она общается

каковы ее художественные потребности, а главное, какова мера ответственности за свои поступки, решения, судьбу.

Главное, что отличает одну деятельность от другой - это ее предмет. Именно предмет деятельности придает ей определенную направленность. По предложенной А.Н.Леонтьевым терминологии, предмет деятельности есть ее действительный мотив. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми различными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма. Функциональные мотивы удовлетворяются с помощью разного рода культурных форм активности, например занятий спортом. Материальные мотивы побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, в виде продуктов, обслуживающих естественные потребности. Социальные мотивы порождают различные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовершенствованием человека. Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неизменной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план.

Но мотивы, как известно, бывают разные, и не всегда осознаваемы человеком. Для выяснения этого А.Н. Леонтьев обращается к анализу категории эмоций. В рамках деятельного подхода эмоции не подчиняют себе деятельность, а являются ее результатом. Их особенность состоит в том, что они отражают отношения между мотивами и успехом личности. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации или не реализации мотива деятельности. За этим переживанием следует рациональная оценка, что придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставление его с целью деятельности (10).

А.Н. Леонтьев разделяет мотивы на два вида: мотивы - стимулы (побуждающие) и смыслообразующие мотивы (тоже побуждающие, но еще и придающие деятельности определенный смысл).

В концепции А.Н. Леонтьева категории «личность», «сознание», «деятельность» выступают во взаимодействии, триединстве.А.Н. Леонтьев считал, что личность - это социальная сущность человека, и поэтому темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности, как ее структуры, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности.

Общение - первый вид деятельности, возникающий в процессе индивидуального развития человека, за ним следуют игра, учение и труд. Все эти виды деятельности носят формирующий характер, т.е. при включении и деятельном участии в них ребенка происходит его интеллектуальное и личностное развитие.

Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединению видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

Деятельность и социализация неразрывно связаны между собой. На протяжении всего процесса социализации человек расширяет каталог своих деятельностей, то есть осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходит еще три важных процесса. Это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, то есть означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не только их уяснение, но и их освоение. Как следствие возникает и второй процесс - центрирование вокруг главного, сосредоточивание внимания человека на нем, подчинение ему всех остальных деятельностей. А третье - есть освоение в ходе своей деятельности человеком новых ролей и осмысление их значимости (14).


3. Социализация личности


Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. В психологии выделяют сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание. Общей характеристикой всех этих трех сфер является процесс расширения, увеличение социальных связей индивида с внешним миром.

Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которых человек избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в той социальной группе, к которой принадлежит человек (4). То есть, это процесс передачи человеку социальной информации, опыта, культуры, накопленный обществом. Источники социализации - это семья, школа, СМИ, общественные организации. Сначала происходит механизм адаптации, человек входит в социальную сферу и приспосабливается к культурным, социальным, психологическим факторам. Затем за счет своей активной деятельности, человек осваивает культуру, социальные связи. Сначала среда воздействует на человека, а потом человек с помощью своих действий воздействует на социальную среду.

Г.М. Андреева определяет социализацию как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение человеком социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой стороны - это процесс активного воспроизводства человеком системы социальных связей за счет его деятельности, «включения» в среду(3). Человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности и установки.

Еще в младенчестве без тесного эмоционального контакта, без любви, внимания, заботы, нарушается социализация ребенка, возникает задержка психического развития, у ребенка появляется агрессивность, в будущем различные проблемы, связанные с взаимоотношениями с другими людьми. Эмоциональное общение младенца с матерью является ведущей деятельностью на данном этапе.

В основе механизмов социализации личности располагается несколько психологических механизмов: имитация и идентификация(7). Имитация - это осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения родителей, людей с которыми у них складываются теплые отношения. Также ребенок склонен копировать поведение людей, которые наказывают их. Идентификация - способ усвоения детьми родительского поведения, установок и ценностей как своих собственных.

На самых ранних этапах развития личности - воспитание ребенка состоит в основном из привития ему норм поведения. Ребенок рано, еще до года узнает, что ему «можно», а что «нельзя» по улыбке и одобрению матери, или по строгому выражению лица. Уже с первых шагов начинается то, что называется «опосредствованным поведением», то есть действий, которые направляются не импульсами, а правилами. С ростом ребенка круг норм и правил все больше расширяется, а нормы поведения по отношению к другим людям особенно выделяется. Рано или поздно, ребенок овладевает этими нормами, начинает вести себя в соответствии с ними. Но результаты воспитания не ограничиваются внешним поведением. Происходит изменения и в мотивационной сфере ребенка. В противном случае, ребенок в разобранном выше примере А.Н. Леонтьева не заплакал бы, а спокойно взял конфету. То есть ребенок с определенного момента остается доволен собой, когда поступает «правильно».

Дети подражают родителям во всем: в манерах, речи, интонациях, занятиях, даже одежде. Но одновременно они усваивают и внутренние черты родителей - их отношения, вкус, способ поведения. Характерная особенность процесса идентификации состоит в том, что он происходит, независимо от сознания ребенка, и даже не совсем контролируется взрослым.

Итак, условно процесс социализации имеет три периода:

первичная социализация, или социализация ребенка;

промежуточная социализация, или социализация подростка;

устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека (4).

Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания). В свою очередь, социально-обусловленные свойства личности, будучи составляющими в определении структуры личности, оказывают большое влияние на остальные элементы структуры личности:

биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, задатки);

индивидуальные особенности психических процессов (ощущений, восприятий, памяти, мышления, эмоций, чувства и воли);

индивидуально-приобретенный опыт (знания, умения, навыки и привычки)

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определенных общественных функций - социальных ролей. Б.Г. Ананьев считал, что для правильного понимания личности необходим анализ социальной ситуации развития личности, ее статуса, социальной позиции, которую она занимает.

Социальная позиция - это функциональное место, которое может занять человек по отношению к другим людям. Она характеризуется, прежде всего, совокупностью прав и обязанностей. Заняв данную позицию, человек выполняет свою социальную роль, то есть совокупность действий, которых от него ожидает социальное окружение (2).

Признавая выше, что личность формируется в деятельности, а эта деятельность реализовывается в определенной социальной ситуации. И, действуя в ней, человек занимает определенный статус, который задается сложившейся системой социальных отношений. К примеру, в социальной ситуации семьи, один человек занимает место матери, другой дочери и т.д. Очевидно, что каждый человек задействован сразу в нескольких ролях. Наряду с этим статусом, любой человек занимает и определенную позицию, характеризует деятельную сторону положения личности в той или иной социальной структуре (7).

Позиция личности как деятельная сторона ее статуса, представляет собой систему отношений личности (к окружающим людям, самому себе), установок и мотивов, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей, на которые направлена эта деятельность. В свою очередь, вся эта сложная система свойств реализуется посредством исполняемых личностью ролей в заданных социальных ситуациях.

Изучая личность, ее потребности, мотивы, идеалы - ее направленность (т.е. то, что личность хочет, к чему она стремиться), можно понять содержание выполняемых ею социальных ролей, статус, который она занимает в обществе(13).

Человек нередко срастается со своей ролью, она становится частью его личности, частью его «Я». То есть статус личности и ее социальные роли, мотивы, потребности, установки и ценностные ориентации, переходят в систему устойчивых свойств личности, выражающих ее отношение к людям, среде, самой себе. Все психологические характеристики личности - динамические, характер, возможности, характеризуют нам ее, какой она представляется для других людей, для тех, кто ее окружает. Однако человек живет, прежде всего, для себя, и осознает самого себя как субъекта со свойственными только ему психологическими и социально-психологическими характеристиками. Это свойство и называется самосознанием. Таким образом, формирование личности - сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития.


4. Самосознание личности


Новорожденный - можно сказать уже индивидуальность: буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью и близкими людьми. Индивидуальность ребенка нарастает к двух, трех летнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного Я.

Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые критические моменты, во время которых происходит запечатление ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Человек является личностью, поскольку он выделяет себя из природы, и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, поскольку у него есть сознание. Процесс становления человеческой личности включает в себя формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности (8).

Прежде всего, единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как "я": в течение первых лет он сам называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как "я" является результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его компонента (8).

В развитии личности и ее самосознания существует ряд ступеней. В ряду внешних событий жизни личности сюда включается все, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее изменение взаимоотношений человека с окружающими, изменяет и внутреннее психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе.

В ходе социализации расширяются и углубляются связи общения человека с людьми, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я».

Таким образом, образ «Я», или самосознание, не возникает у человека сразу, а складывается постепенно на протяжении его жизни и включает 4 компонента (11):

сознание отличия себя от остального мира;

сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности;

сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки;

социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

В современной науке существует различные точки зрения на самосознание. Традиционным является понимание как исходной, генетически первичной формы человеческого сознания, которые основываются на самоощущениях, самовосприятии человека, когда еще в раннем детстве формируется у ребенка представление о своем физическом теле, о различии себя и остального мира.

Существует и противоположная точка зрения, согласно которой самосознание - высший вид сознания. «Не сознание рождается из самопознания, из «Я», самосознание возникает в ходе развития сознания личности» (15)

Как же происходит развитие самосознания в течение жизни человека? Переживание наличия собственного «Я» появляется в результате длительного процесса развития личности, который начинается в младенческом возрасте и обозначается как «открытие Я». В возрасте первого года жизни ребёнок начинает осознавать отличия ощущений собственного тела от тех ощущений, которые вызываются находящимися вовне предметами. Впоследствии, к 2-3 годам, ребёнок начинает отделять процесс и результат собственных действий с предметами от предметных действий взрослых, заявляя последним о своих требованиях: «Я сам!» Он впервые осознает себя в качестве субъекта собственных действий и поступков (в речи ребёнка появляется личное местоимение), не только выделяя себя из окружающей среды, но и противопоставляя себя остальным («Это моё, это не твоё!»).

На рубеже детского сада и школы, в младших классах возникает возможность при содействии взрослых подойти к оценке своих психических качеств (память, мышление и др.), пока еще на уровне осознания причин своих успехов и неудач («У меня все пятерки, а по математике- четыре, потому что я неправильно списываю с доски. Мария Ивановна мне за невнимательность столько раз двойки ставила»). Наконец, в подростковом и юношеском возрасте в результате активного включения в общественную жизнь и трудовую деятельность начинает формироваться развернутая система социально-нравственных самооценок, завершается развитие самосознания и в основном складывается образ «Я».

Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовосприятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими. С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного «Я» («Я-образ», «Я-концепция»).

Образ «Я» - это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими.

В образ «Я» встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, - в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ «Я» тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому. Степень адекватности «Я-образа» выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изученная в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек, как было показано выше, становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними и для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение, важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.

В конечном счете, все, что человек делает для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает вместе с тем и для других, и может быть в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.

Ощущение человеком своей единственности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени. Человек помнит о прошлом, обладает надеждами на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое (16).

Есть несколько различных подходов к структуре "Я". Наиболее распространенная схема включает в "Я" три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе)(16).

Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддержать себя в трудных состояниях. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов.

К своему "я" человек в еще большей мере, чем свое тело, относит внутреннее психическое содержание. Но не все и из него он в равной мере включает в собственную личность. Из психической сферы человек относит к своему "я" преимущественно свои способности и особенно свой характер и темперамент - те свойства личности, которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. В каком-то очень широком смысле все переживаемое человеком, все психическое содержание его жизни входит в состав личности. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации - это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения (3). Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная "коррекция" представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других людей.


Заключение


Проблема формирования личности - проблема очень значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований в различных областях наук.

В ходе теоретического анализа психологической литературы по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, не только с ее наследственными особенностями, а например, с условиями среды в которой она растет и развивается. У каждого маленького ребенка есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе, в общении, в своей деятельности. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие признаки, но и единичные, неповторимые свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для данного человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания.

Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный результат, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем важнее, чем в большей степени она собирает социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его формирование.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение.

Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее расщеплению или деградации.

Подведем итог: сначала в ходе взаимодействия с непосредственным окружением ребенок усваивает нормы, опосредствующие его физическое существование. Расширение контактов ребенка с социальным миром приводит к формированию социального слоя личности. Наконец, когда на определенном этапе своего развития личность вступает в контакт с более значительными слоями человеческой культуры - духовными ценностями и идеалами, происходит создание духовного центра личности, его нравственного самосознания. При благоприятном развитии личности эта духовная инстанция встает над предыдущими структурами, подчиняя их себе (7).

Осознав себя как личность, определив свое место в обществе и жизненный путь (судьбу), человек становится индивидуальностью, обретает достоинство и свободу, которые позволяют отличить его от любой другой личности и выделить ее среди прочих.


Список литературы


1. Аверин В.А. Психология личности. - Спб, 2001.

Ананьев Б.Г. Проблемы современного человекознания. - М, 1976.

Андреева Г.М. Социальная психология. - М, 2002.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия - М, 1999.

Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте - М, 1968.

Выготский Л.С Развитие высших психических функций. - М, 1960.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций.- М, 1999.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М, 1977.

Леонтьев А. Н.Формирование личности. Тексты - М, 1982.

Мерлин В. С. Личность и общество. - Пермь, 1990.

Петровский А.В. Психология в России.- М, 2000.

Платонов К. К. Структура и развитие личности. М, 1986.

Райгородский Д. Д. Психология личности. - Самара, 1999.

15. Рубинштейн. С. Л. Основы общей психологии - СПб, 1998.

        средовые факторы (семья, культурные факторы)

        генетические (опосредовано на определенном этапе)

        климатические условия и стиль питания

        факторы случайности (10)

Основой личностного познания, а значит и становления че­ловека как личности выступают психические процессы: ощу­щение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание, память, эмоции, чувства, воля. Иногда к этому пе­речню добавляется и речь.

Вся совокупность указанных психических процессов в ли­тературе часто делится на группы;

1. Познавательные (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание).

2. Мнемические (память).

3. Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля) (5).

Основные факторы развития личности

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий . Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности. Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного развития, как две другие расы.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий. Несмотря на то, что остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим народом, каким они несомненно были в древности.

Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности. Это – фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.

На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия , приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность . Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности. Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры.

К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание и обучение.

Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.

Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.

Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность – одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза .

Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента : индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

Похожие публикации