Transcript of якутские орнаменты. Петрова с.и. традиционное якутское шитье и вышивка. v. художественно-конструктивные особенности национального шитья

V. ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ШИТЬЯ

Семантика цвета в традиционном шитье

Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.

В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные. Теплые - красный, оранжевый, желтый - напоминают о солнце и тепле. Холодные - зеленый, голубой, синий, фиолетовый - о холоде.

Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом:

красный - кыһыл; оранжевый - кыһыл ара5ас, арыы саһархай; желтый - ара5ас, саһархай; зеленый - от куэх; голубой - халлаан куэх; синий - унаар куэх; фиолетовый - эһэх кыһыл.

На первый взгляд, по этой классификации названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, т.е. два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием. Например, красный, фиолетовый - кыһыл, желтый, оранжевый - саһархай, голубой, синий, зеленый - куэх. Анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они наиболее живописные и выразительные.

В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. В частности, белый цвет - цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом, в традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Таким образом, эпитету «белый» - «юрюн» в якутском фольклоре придается священное значение.Белый цвет также ассоциировался и со снегом, льдом, к ней приписывались характеристики: чистый, независимый, божественный. Он несколько успокаивает. В олонхо очень часто встречаются понятия: «Юрюн Аар Тойон» (Белый Господин Творец), «юют манан халлаан» (молочно-белое небо) или «юрюн кунум» (белое солнце мое). В старину на приветствие «Как живете?» - отвечали «Юют тураан ючюгэй» (хорошо, как белая молочная гладь). Таким образом, белый цвет связан с окружающей средой и является также символом жизни, счастья, всего светлого. Раньше он использовался как цвет, олицетворяющий материнскую душу (ийэ кут).

В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом. К этим цветам можно приписывать психологические характеристики: чистый, уводящий в пространство, направляющий. Эти цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» (кюёх тыын), а также «салгын кут» (воздух-душа) и считались нашими предками знаками развития, «расцвета жизни».

Традиционным смыслом черного у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе и смерть, он соответствовал мрачности, угнетал. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. Как правило, шубы «бууктаах» и «кытыылаах сон» оторачиваются черным сукном или мехом темного цвета. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека.

Позднее излюбленным цветом у мастериц, олицетворяющим материнскую душу - «ийэ кут», стал красный цвет, который является символом огня, крови, тепла. Красный использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, и он встречается в бахромках чепраков, колчанов, шаманского костюма. Алый красный цвет якуты называли «хаан кыпыл» (алая, как кровь), желто-красный - «уот кыһыл» (как цвет огня). Он ассоциировался и с женской природой, давал ощущение близкого, родного и кровного. Вставки на передней и задней части навершия шапки обязательно отделываются красным сукном.

Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: «мутукча куэх», «от куэх» - цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы и является символом молодости (кэнчээри ыччат). Цветовое обозначение темно-зеленого цвета иногда обозначается и словом «хара»: дьодум хара, кэнкир хара - темно-зеленый цвет, унаар хара - светло-зеленый цвет. Живописно описываются цветовые обозначения зелени: алтан куэх - золотисто-зеленый цвет, укэр куэх - бледно-зеленый цвет, ача куэх - желто-зеленый цвет, таалай куэх - серовато-зеленый цвет, тыргыл куэх, чээчэ куэх - ярко-зеленый, кылбары куэх - сине-зеленый.

Излюбленным цветом якутов является и желтый цвет и его оттенки: желто-красный - «саһархай», оранжевый - «арыы саһархай» (желтое, как масло), рыжий - «саһыл саһархай» (рыжий, как лиса).

Если в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным, так как значение цветовой символики предметов и одежды имели культовое значение, то в наше время традиционные цвета в национальном костюме и изделиях можно изменить. Можно применять бесконечное разнообразие цветов и оттенков. Но нужно отметить, что определенный этнический выбор цветовой гаммы, соблюдение символических значений декора должен придерживаться в шитье фольклорных и особенно обрядовых видов одежды.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье

В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааһын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).

Прямые линии «дьураа» или «курдааһын ойуу» в вышивальном искусстве якутов применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа (рис. 32)

Распространенный в якутском орнаментальном искусстве «таналай ойуу» часто используется в ручной вышивке. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды - в набедренниках, рукавицах и обуви.

Мотив «таналай» также известен узбекам, казахам и киргизам. В частности, у памирских киргизов он применяется при орна¬ментации посуды. На языке киргизов «таналай» также означает «нёбо», очертания данного орнаментального мотива у киргизов очень схожи с якутским орнаментом «таналай» (рис. 33).

О семантике лировидного мотива - «кесюр ойуу» - существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо - древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви - «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира (рис. 34).

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата» , составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента - по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов (рис. 35).

Арочные мотивы «тынырах» , «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств (рис. 36).

В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ» (рис. 37).

Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста - символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции (рис. 38).

Сердцевидный узор традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца - трилистника, гоггилистника или семилистника. Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях - вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям - ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента. Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы» (рис. 39).

Круг - розетка , как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» - в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества - Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта" на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 40).

В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы - витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу» . Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками (рис. 41).

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис. 42).

Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «кой муоһа, «почки» - «буэр ойуу» существует и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом-оберегом, символом защиты (рис. 43).

Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).

Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» - «кымырдаЗас ойуу» . Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук - особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).

Конструктивные особенности конского убранства

Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.

В зависимости от предназначения имеются несколько видов чепрака. Самый маленький, кулунчук чаппарааҕа, - для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек - три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти.

Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После завершения вышивки ниткой или бисером можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака (рис. 48, а, б, в):

1. Начертить на бумаге форму вышитой части соответствующего размера.

2. По средней линии трапеции вертикально провести линию оси симметрии.

3. На этой оси произвольно отметить точку О. Чем ниже будет находиться точка О, тем больше будет угол между двумя нижними углами чепрака.

4. С точки О по четырем углам трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.

5. На нижних крайних углах перпендикулярно линиям ОА и ОВ провести линии О1А1, О2А2 и О1В1, О2В2.

Ширина окантовки, внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.

Вопросы и задания для самостоятельной практической работы:

1. В чем отличительные особенности восприятия цвета народов Крайнего Севера?

2. Какие орнаментальные мотивы часто встречаются в якутском национальном шитье (см. рис. 32-45)?

3. Разработать самостоятельно сувенир - выкройку чепрака в натуральную величину (см. рис. 48).

1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

2. Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв.

3. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1998. С. 80-83.

4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 14.

5. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2006. С. 28-30, 58-60.

Одежда изготавливалась из натуральных материалов (шкура, кожа, мех), лишь в редких случаях использовались мануфактурные хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные ткани, обменянные на скот.

И женщины и мужчины носили шубы из сукна или замши, подбитые беличьим мехом (заячьим у бедняков). Без складок и карманов, с разрезом сзади и узкими рукавами, отороченная по подолу мехом выдры или бобра, шуба доходила до колен. Середняки шили нарядные шубы саныйах чаще всего из волчьего меха, бедняки – шкур молодых лошадей и оленьих, богачи могли позволить себе собольи.Саныйах шире и длиннее, чем истээх сон.

Верхнюю женскую одежду – длинную шубу саныйах – шили из росомашьей, волчьей, лисьей, собольей шкур, мехом наружу. Шуба (с меховой вставкой в виде крыльев птицы на спинке) обязательно входила в состав свадебной одежды невесты. По всей видимости, шуба была мужской промысловой одеждой, т.к. сзади имелся разрез, делавшийся для удобства верховой езды. После изменения фасона охотничьей одежды, длиннополая шуба с орлом стала исключительно женской одеждой.

Поверх мехового пальто (в) носили шубу (г) или доху из волчьего, лисьего, рысьего или оленьего меха. Нательную плечевую одежду (рубаху) изготовляли из ткани или ровдуги (замша из оленьей шкуры).

Одежда ниже пояса представляла собой штаны или заменяющие их меховые натазники и ноговицы (наколенники) волосяным покровом наружу.




Танцевальный костюм

Источником танцевальных костюмов послужила старинная якутская обрядовая одежда. Костюм состоит из платья, топика, шорт и ноговиц. Костюм дополняет головной убор с ушками и перьями. Платье выполнено из шифона голубого цвета. Топик, шорты и ноговицы выполнены из натуральной замши. Рукав топика - из меха горностая. Костюм богато вышит бисером, украшен бусами и мельхиоровыми бляшками.


Представительская модель одежды "Туйарыма".


Представительская модель одежды "Айыы Куо".

Источником послужила мифологическая героиня олонхо. Костюм состоит из жакета со шлейфом, юбки и головного убора. Наряд дополняет головной убор с ушками и перьями. Жакет комбинированный, выполнен из золотистой и серебристой парчи. Рукав жакета оформлен двойным меховым рукавом из песца. Края низа изделия окантованы полоской меха. Перед, спинка, рукава, шлейф изделия богато орнаментированы бисером, бусами, стразами. Юбка объемной формы выполнен из органзы.



Обувь

Унты и торбаса.





Традиционная зимняя обувь, унты из камуса оленя - «Тыс этэрбэс» , предназначенную для суровой якутской зимы, где температура воздуха опускается до -50 градусов и более. Это уникальная обувь, сшитая из оленьих лап (камусов) . Непременной частью женских унтов является «билэ» , расшитое мелким бисером, вышивкой нитью, меховой мозаикой. Подошва унтов подшита войлоком. Унты отличаются высоким качеством и индивидуальностью. Унты разнообразны в своей цветовой гамме: белоснежные, светло-серые, серые, коричневые, элитные темно-коричневые. Разработано более 40 разнообразных узоров для билэ с бисером и более 30 для вышивки нитью, а если учесть, разнообразие цветов бисера и нитки, то сложно найти совершенно одинаковые унты. Они шьются согласно народным традициям.



Торбаза




Весь уклад жизни и хозяйство деятельности якутов были тесно связаны с Матушкой – Природой. Поэтому – цвета земли, неба, растений, солнца и снега, цветов всегда гармоничных, радующих глаз свежестью и простотой. Пробуждение природы лета, весенний расцвет и осеннее увядание растений, восход и закат солнца – всё это отражалось в вышитых нашими предками узорах, где преобладали белый, чёрный, синий, голубой, зелёный и красные цвета.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье. В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. Излюбленными узорами- знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: прямая линия, двусторонний зигзагообразный мотив, небесный мотив орнамента, стреловидный мотив, сердцевидный мотив, круг, оберегающие знаки.

Современные якутские украшения: красота со смыслом

Написала статейку, но её не взяли: "слишком блогерская" :))) Чтобы добро не пропадало зря решила скинуть сюда. Тут же вроде как блог)

В старину изделия якутских мастеров указывали на статус владельца и выполняли функцию оберега. Придавая форму, добавляя декоративные элементы, мастер думал не только о красоте, но и о смысле каждого изгиба своего творения. Удается ли сегодня, в век массового производства, сохранять традиционное значение якутских украшений?

Работа над любым изделием начинается с идеи. Художники черпают вдохновение из окружающих предметов, природы, изучают историю и отслеживают тенденции мировой ювелирной моды. При этом отличительной особенностью якутского дизайна является непременное включение национальных элементов даже в самые современные работы.

Якутский орнамент в ювелирных изделиях
Символизм – это обязательная составляющая орнамента любого народа. Каждый завиток, каждая черточка имеют свою историю и несут смысловую нагрузку. Якутский орнамент не исключение.

«Видов орнамента великое множество, как и подходов к их классификации, - рассказывает кандидат культурологических наук, доцент кафедры культурологии ИЯКН СВФУ Саргылана Валентиновна Никифорова. - Сейчас больше сохраняется именно форма и зачастую она берется без учета содержания. С другой стороны толкования в народной культуре свободные, так как нигде не записано, что тот или иной символ имеет только такое значение и никакого другого».

В ювелирных изделиях якутских мастеров используются орнаменты четырех основных групп: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный орнаменты.

Самый древний вид якутского орнамента это геометрические узоры : круг, ромб, прямые линии, зигзаги. Их использовали в интерьере, при изготовлении одежды, украшений и ритуальных принадлежностей. Главной функцией такого орнамента была защита, а мотив круга символизировал солнце, связь с окружающей средой и внутреннюю силу.

Растительный орнамент не встречается среди коренных сибирских народов. Такой вид узоров встречается в Средней Азии и на Ближнем Востоке. Но якутская вариация отличается отсутствием плодов и цветения – только стебли и листья, что символизирует постоянный рост и развитие. Центральными в этой группе являются лировидный и сердцевидный узоры, обязательно симметричные и расположенные чаще вертикально.

Основой выживания якутов в условиях сурового климата было разведение коров и лошадей. Якуты вообще всегда с уважением относились к живой природе: отдельные виды птиц и зверей считались покровителями рода, обязательными ритуалами сопровождался охотничий и рыболовный промысел. Стилизованные образы птиц, животных, их следов и даже насекомых, сформировали зооморфную группу узоров в якутском орнаменте. Такие рисунки были призваны оберегать, защищать, приносить удачу, достаток и благополучие.

Наши предки считали, что мир населен духами, некоторые из которых способны нанести вред человеку. Поэтому изображений людей в якутском орнаменте практически нет. Исключение составляет лишь сильно упрощенная фигура женщины – единственная форма антропоморфного орнамента .

"Древние якуты, - писал Ойунский П.А., - видели две первоосновы жизни: корову - кобылицу и женщину - мать. Богиня древнего якута породила скот, богатство создала тогдашняя власть женщины. Богиня скота была названа Иэйэхсит, мать изображалась богиней, названной Айыысыт."

Орнамент с изображением фигуры женщины символизировал жизнь и плодородие. Его мы видим в традиционных якутских серьгах.

Со временем все эти виды орнамента переплелись друг с другом, образуя новые, более сложные узоры. В результате мы видим в творчестве якутских мастеров мотивы каждой из групп.

Изготовление ювелирных украшений сегодня

О процессе производства ювелирных украшений рассказал мастер-ювелир Гаврил Егорович Эверстов, работы которого представлены на выставке «Сокровищница РС(Я)»:

«Всё начинается с эскиза. Если художник одновременно является и мастером-ювелиром, то рисунок может быть схематичным – только чтобы зафиксировать идею. Но сейчас на предприятиях дизайном и производством изделий занимаются разные специалисты. Поэтому от художника-дизайнера требуется тщательная прорисовка всех элементов будущего изделия с затенениями и в цвете. Сегодня эту задачу можно решить с помощью 3D-моделирования, но таких специалистов в Якутии пока мало».

Следующим этапом, после разработки и одобрения дизайна, является изготовление промодели (макета) украшения и всех его деталей из полимеров или специального воска. На одних предприятиях это делается вручную, другие используют ювелирные 3D-принтеры. Промодели заливают формомассой на основе гипса, затем отливают в серебре и корректируют вручную. Есть производства, где мастер сразу выполняет промодель из драгоценного металла.

«Даже самые современные технологии не могут полностью заменить руки мастера, - отмечает Гаврил Егорович. – Поэтому серийные ювелирные изделия нельзя считать абсолютно бездушными».

Когда модель из металла готова, ее помещают в пластины из сырой резины, которая повторяет рельеф будущего изделия. Резиновый брикет вулканизируют и достают обратно уже в твердом виде. По специальной методике извлекается серебряная модель, при этом брикет аккуратно делится на две идеально соединяющиеся половины. Их обрабатывают, чтобы появились желобки для заливания литьевого воска.

При помощи специального прибора модели прикрепляют к восковому стержню. В итоге получается так называемая «ювелирная ёлочка».

На следующем этапе «ёлочку» ставят в цилиндрическую кассету (опоку), заливают формомассой на основе гипса и отправляют в печь, где гипс застывает, а воск постепенно вытекает. Ставшую полой внутри опоку вынимают из одной печи и помещают в другую – печь вакуумного литья. Сплав металла для будущего изделия находится в верхней части печи – тигле – и закрыт специальным штоком. Опока ставится прямо под него в так называемый стакан. Воздух из стакана откачивается, шток убирают, и металл «всасывается» внутрь формы.

Форме дают остыть, очищают от формомассы при помощи водяных струй высокого давления и срезают с добытой драгоценной «ёлочки» отлитые детали. Завершают процесс галтовкой – шлифованием и полировкой в несколько этапов при помощи специального оборудования, а затем вручную.

Красивая безделушка или оберег?

Творения якутских мастеров привлекают своей уникальностью и самобытностью, получая признание на российских и международных выставках ювелирного искусства. Даже при смешении якутских мотивов со стилями других направлений, чувствуется присутствие традиций народного творчества. На рынке якутских ювелирных изделий всё популярнее становится тема оберегов.

«Я уже много лет изучаю связь якутского орнамента и верований нашего народа, постоянно узнаю что-то новое. Обереги и изделия, в которые вкладываю глубокий смысл, я вижу только в серебре, потому что именно этот металл можно носить постоянно. Он очищает тело и душу человека, - говорит художник-дизайнер, заслуженный работник культуры России, член Союза художников России и Республики Саха(Якутия) Заболоцкая Екатерина Ивановна. – Для украшений, которые несут только декоративную функцию, использую растительный, лировидный орнамент в различных вариациях и природные мотивы. Работая над дизайном, я стараюсь показать красоту и богатство нашей родной Якутии всем, кто будет видеть эти изделия. Такие украшения можно делать из любых драгоценных металлов и инкрустировать камнями».

Символизм и содержание узоров современных ювелирных изделий определяется внутренним миром художника-дизайнера. Он может изучать народную культуру, чтобы вложить в свои работы определенный смысл, или использовать национальный орнамент исключительно в декоративных целях. В любом случае настоящее значение изделию дает его владелец, относясь к нему как к семейной реликвии, оберегу или просто красивой вещи.

Функция "чтения" служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!


Историография якутского орнамента

Классификация якутского орнамента

Виды якутского орнамента

1 Геометрический орнамент

2 Растительный орнамент

3 Зооморфный орнамент

4 Антропоморфный орнамент

Заключение

Список литературы

Приложение Введение Якутское народное искусство - значительное явление в культуре народов Сибири: общепризнаны его декоративные качества и самобытность. Орнамент любого народа, в том числе и якутского, является основой его искусства, поэтому якутское народное искусство выступает перед нами преимущественно как искусство орнаментальное, насыщенное своим содержанием, которое можно понять через фольклор, песни, обряды. Связанный с бытом и традиционным укладом жизни народа, якутский орнамент является неотъемлемой частью его духовной культуры. Он играл значительную роль, как в повседневной, так и в обрядово-ритуальной обстановке.

История якутского орнамента - это живая история самого народа. Некоторые формы орнамента восходят к глубоким эпохам прошлого, отличаются древностью происхождения, что получило отражение в археологическом материале. С развитием якутского этноса менялся, обогащаясь новыми мотивами, орнаментальный строй предметов якутского народного искусства, усложнялась структура якутского орнамента. Вместе с тем, на протяжении веков якутская орнаментика упорно сохраняла, как гены традиционной культуры, определенные элементы орнамента, его мотивы и композиции, соответствующие характеру образного национального мышления.

В данной работе мы рассмотрим характерные для якутского орнамента мотивы через призму мифологических представлений о мире народа саха, что поможет нам выявить причины сложившегося стилистического языка в этом северном регионе. . Историография якутского орнамента Историография якутского народного искусства в теоретическом плане недостаточно разработана специалистами.

До прихода русских якуты были бесписьменным народом. Представление народа о красоте, его эстетический идеал и взгляд на мир нашли отражение в многочисленных вариантах якутского эпоса - олонхо. Именно в олонхо содержатся поэтические описания предметов якутского народного искусства, которые могут быть ценным источником для исследователей его художественно-образной природы.

После вхождения Якутии в состав России появились первые письменные сведения о Якутском крае: "отписки", "скаски", "распросные речи", "доезды", "чертежи" землепроходцев, описания живших в Якутии служилых людей или проезжавших мимо путешественников, интересовавшихся экзотическим бытом инородцев, их нравами. Этот интерес находился отнюдь не на первом плане, да и времени у заезжих людей было недостаточно, чтобы глубоко проникнуть в особенности местной культуры. Поэтому сведения эти носят часто отрывочный, туманный, а то и совершенно далекий от истины характер, связанный с отсутствием контакта с местным населением, незнанием языка. Тем не менее, они являются исходной основой сибирской историографии, и мы не можем с ними не считаться.век в истории русского искусства известен как век "дивного узорочья", расцвета орнаментального искусства в зодчестве, монументальной живописи, книжной миниатюре, прикладном искусстве.

С момента прихода русских на Лену "узорочные товары", наряду с мягкой рухлядью, попали в сферу ясачной политики царского самодержавия. Сохранился Указ Якутского воеводы Дмитрия Францбековича опытовщику Ерофею Хабарову о походе в Даурскую землю: "а у которых будет не ясачных людей степные места, а не лесные, а в тех степных местах соболей и лисиц и бобров и выдр нет: и с тех людей имати иными какими зверьми или узорочными товари".

С 20-х годов XVIII века начинается планомерное научное изучение края академическими экспедициями. Экспедиция Д.Г. Мессершмидта (1720-1727) показала, что якуты - один из сильнейших языческих народов. По итогам I Камчатской экспедиции Линденау оставил первое описание Ысыаха. Еще раньше Н.К. Витзен пытался установить этногенез якутов по устным преданиям, а Э.И. Идес, проезжавший в Китай через Сибирь, в своем дневнике описал одежду якутов, обряд захоронения, отмечал наличие кумысного праздника. В 1784 году Кабинет Екатерины II отдал распоряжение пермско-тобольскому генерал-губернатору Е.П. Кашкину собрать сведения о начале и происхождении иноверцев.3 Ценные сведения о промыслах якутов, их верованиях и обычаях собраны А. Мидцендорфом, совершившим путешествие на север и восток Сибири, а также Р. Мааком, побывавшим в Вилюйском округе Якутской области.4 Этнографический интерес соседствовал в их трудах с антропологическим, статистическим, "геогнозическим" (как, например у Р. Маака). Разумеется, отдельные наблюдения над бытом и нравами "иноверцев" не могли заменить систематического изучения культуры и искусства якутов. Даже для Маака, побывавшего в Якутии после Мидцендорфа, эта земля показалась "terra incognito", в которую не только не заносило ни одного ученого путешественника, но в которую подчас не ступала нога человека. А. Миддендорфа побудила заняться якутами масса ложных, порой фантастических слухов об этом народе. Он пришел к выводу, что якуты занимают между сибирскими туземцами важное место, что ему следовало бы посвятить обширное самостоятельное сочинение.

Маак и Миддендорф обратили внимание на обилие предметов якутского быта, украшенных узорами: "Разнообразнейшие предметы женских украшений и домашней утвари украшены разного рода резьбою, и было бы весьма интересно изучение рисунков для определения происхождения узоров. Я не имел ни времени, ни достаточных знаний, чтобы заняться этим предметом, но изучение представляло бы большой интерес. Некоторые узоры и рисунки, особенно на платьях, сколько мне кажется, несомненно, позаимствованы у тунгусов, как и другие предметы бытовой жизни, позаимствованные у соседей: или тунгусов, или русских", - писал Р. Маак.

Большую роль в исследовании якутской материальной и духовной культуры сыграли политссыльные конца XIX века. В 1889 году, благодаря их усилиям, в г. Якутске был открыт Краеведческий музей. Они были первыми собирателями, хранителями и исследователями экспонатов. В фондах музея, наряду с минералами как ценный этнографический материал хранились старинная одежда, посуда, собранные у населения. С музеем была связана деятельность В. Иохельсона, В. Ионова, Э. Пекарского. Развивая идеи А. Мидцендорфа, Р. Маака, В. Серошевский составил подробное описание основных якутских ремесел.2 В. Трощанский, В. Ионов отразили в своих работах особенности духовного склада якутского народа, его верования и представления о мире.3 Э. Пекарский составил толковый словарь, запечатлевший некоторые названия якутских узоров.4 Признание несомненной талантливости якутского народа, его склонностей к ремеслам и "художествам" подмечают почти все исследователи и посетители края второй половины XIX века. . Классификация якутского орнамента Изучению процесса становления и развития якутского орнамента, проблем его классификации способствует анализ работ якутских народных мастеров ХIХ века.

Проблема классификации орнамента столь же неоднозначна и дискуссионна, сколь и вопрос об определении границ и специфики орнаментального искусства. Этим достаточно много занимались историки и этнографы, выделив основные группы в орнаментальном творчестве народов нашей страны.

Первые попытки классификации якутского орнамента были сделаны в 1936 г. народным художником Якутии М.М. Носовым - одним из первых собирателей, пропагандистов и исследователей якутского орнамента. В статье «О якутском народном орнаменте» и рукописном перечне классификации якутского орнамента М.М. Носов систематизирует материал по ряду признаков, в том числе хронологическому (орнамент доисторической эпохи, исторической, современности), по назначению (религиозно-обрядовый, общественно-социальный, строительный, общеутилитарный), по предметам (предметы культа, предметы общественного назначения, одежда, мебель, посуда, экипажи, утварь, упряжь), по материалу (бисер, стеклярус, серебро, медь, железо, камень, кость, рог, глина, дерево и т.д.), по способу выполнения (гравировка, чеканка, ковка, вырезка, вышивка, вязанье и т.д.). Классификация М.М. Носова отражает первые

Якутские узоры и орнаменты являются своеобразным показателем якутской культуры. Прослеживая изменения в самой орнаментации, технике нанесения и интерпретации, можно говорить об изменениях, происходящих и в обществе. В якутской культуре можно выделить три последовательных этапа развития:

  1. Кулун-атахская культура XIV- XVI вв., когда на территории Якутии формировались якутский этнос и основы его культуры;
  2. Период архаичной якутской культуры XVII-середины XVIII вв., когда влияние европейской (русской) культуры еще не было столь ощутимым;
  3. Период традиционной этнографической якутской культуры второй половины XVIII- начала XX вв.

Взаимовлияния культур оставляли свой след, в том числе и в орнаментальных традициях. По этой причине для каждого этапа якутской культуры характерны отдельные виды орнаментов.

Так, в самом начале формирования якутской культуры были распространены геометрические орнаменты и узоры в виде линий, елочки, арочные мотивы и ногтевые вдавления. К сожалению, на данный момент образцы орнаментальных традиций наших предков эпохи Кулун-атах сохранились только в виде фрагментов глиняных, костяных и берестяных изделий. В декоре глиняной посуды встречаются солярные знаки в виде крестов, антропоморфные изображения.

Так же немногочисленны образцы материальной культуры периода архаики. Судя по сохранившимся примерам костюма, утвари, конского снаряжения, распространенными были также различные геометрические орнаменты в виде косых линий, ромбов и кругов. Одежда украшалась металлическими нашивками типа «кымырдаҕас» (с якут. муравей), подвесками в виде колец с удвоенными конскими головами, солярными знаками. Также встречаются бисерные нашивки в виде «ынах ойуу» — орнамент в виде рогатого скота.

Прекрасным примером эстетики тех времен являются богато украшенные металлическими нашивками безрукавки «таҥалай» (с якут. нёбо), рогатые шапки «муостаах бэргэһэ». Одежда богато декорировалась аппликацией и вышивкой с прорезным орнаментом в виде круга, полумесяца и фигурной скобки. Вышивкой бежево-коричневыми и синими нитками украшались колчаны, налучи, торбаза. Преобладающее значение приобретает растительный орнамент в виде побегов, появляется лировидный мотив.


Со второй половины XVIII в. якутская культура начинает приобретать всем нам известные черты: массивные серебряные украшения, длинные покрытые сукном и парчой шубы, шапка-дьабака, платья-халадаай и т.д. Благодаря развитию торговли становятся более разнообразными как цвет одежды и деталей конского убранства, так и орнаментация всего комплекса якутского костюма, в особенности женского наряда — от навершия шапки-дьабака до носков обуви.

К началу XX в. по всей Якутии становится популярным костюм городского стиля. Это более облегченный вариант традиционного костюма, в котором уже мало используются массивные серебряные украшения, тяжелые суконные шубы на меху.

Значения якутских узоров и орнаментов

Лировидный орнамент — «Көҕүөр ойуу»


Лировидный мотив — король якутского орнамента. Самое прекрасное украшение орнаментального искусства древних якутов, имеющее глубочайшее символическое значение.

В своем чистом виде без разветвлений и корней — единоличный символ женского начала, по очертаниям напоминающий фигуру женщины в расцвете ее красоты и молодости.

Женский оберег. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Возможно, это модификация некоторых видов растительной фауны Якутии.
Расцветшая лира «Ийэ Kөҕүөp» (с якут. ийэ — мать, көҕүөр — лира) с разветвлениями «oҕo көҕүөр» (с якут. оҕо — ребенок), растущими от нее в четыре стороны вверх и вниз — символ материнства, продолжения рода, семейного счастья, благополучия и богатства нескольких поколений определенного рода. Внутренние малые кеҕүөр повествуют о потомстве, внешние малые көҕүөр рассказывают о ближней и дальней родне, сородичах.

  • По одной из версий «Ийэ көҕүөр» — символ создателя жизни в Срединном мире.
  • По мнению якутского модельера Августины Филипповой, лира — код общения для всего человечества, символизирующий творческое начало.

Использование лировидного орнамента.
Основа среднего лировидного мотива — мировое дерево «Аал Кудук Мас». Применяется с целью показать крепкие корни, серьезную опору, подпитываемую соками Матушки земли. Верхушка «Аал Кудук Мас» — «Yc салаалах үнүгэс» выступает знаком благословления всех поколений семьи на процветание и плодородие, открывающим дорогу молодым.



Обязательной традицией изображения этого узора на чепраке является его симметричность, вертикальность, непрерывность «дабы не прерывался род», а также окаймление тройными линиями и полосками «Күрүө» (с якут. изгородь), «чтобы не проник злой дух, не продуло сквозняком, недобрым ветром».


Наиболее часто использовался в местах, где развито коневодство. Поэтому является основным рисунком при украшении верховой упряжи, тебеньков и чепрака.

Важно!
Изображение орнамента «Көҕүөр» перевернутым считалось недопустимым, за исключением случаев изображения лиры подобным образом с целью произведения эффекта разнообразия узоров или украшения обуви (только в сочетании с традиционным «Көҕүөр»).

Лировидный орнамент в основном предназначался женщинам детородного возраста, замужним женщинам, невестам.

Группа растительных узоров — «Эрэдэһин, эрбэлдьин ойуулар. Үүнээйи ойуу»

Растительные узоры универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины в качестве пожелания удачи, семейного благополучия, многочисленного потомства.



Оберегают «кут-сүр» (духовная опора), повышают настроение «сүргэ» (радость, веселье, довольство).

Благопожелание — алгыс женскому роду.



Основной декор нагрудного и наспинного женского украшения, символизирующий плодородие, достаток и согласие. Используются для украшения одежды, посуды и верховой упряжи.

Орнамент в виде рогатого скота, коровы — «Ынах ойуу»

Узор напоминает своими очертаниями лежащую скотину: голова, уши, зародыш в утробе. Символ плодородия рогатого скота, достатка, благополучия и богатства.



Узор получил развитие в изделиях из бересты, позже использовался на крышках коробок для рукоделия, неглубокой посуде, предметах обихода.

Важно!
Используется только в женской одежде. Другой канон нанесения этого орнамента — быть украшением посуды, предназначенной только для молочной пищи.

Ломаные линии (вид урасы) — «Уpаһa ойуу»

Орнамент, свидетельствующий о происхождении из знатного рода. Образ Среднего мира, цветущей земли, дарующей добро и благо людям. В ломаных линиях есть влияние ободочного шва берестяной посуды.



Это геометрический орнамент со своей длительной историей. Сохранился вследствие непрерывного развития и применяется сейчас в народном творчестве всех этносов Сибири. Узор «Уpaha ойуу» используется в декоре берестяных сосудов и чороонов (с якут. кубок для кумыса).

Узор «Муравьи» — «Кымырдаҕас ойуу»

Орнамент «Кымырдаҕас ойуу» благословляет нас быть сильными, трудолюбивыми и плодовитыми, как муравей (муравей, оса, паук — особо почитаемые якутами насекомые), символизирует трудолюбие, упорство, сплочение.



В основном использовался в XIX — начале XX веков при украшении домашней утвари и обстановки. Издревле являлся популярным декором одежды, верховой упряжи. В изделиях из дерева широко не применялся.

Арочные узоры — «Биэ эмийэ, сарбынньах, тыҥырах ойуулар»

Якутские узоры, имеющие глубокое содержание, воспетые в песнях, поговорках и пословицах народа саха, снискавшие большую популярность и славу. Одежда, посуда, предметы обихода без этих орнаментов считались незаконченными. Встречаются в керамике, изделиях из дерева, бересты, в вышивке бисером, аппликации.



По мнению исследователя орнаментального искусства Уллы Йохансен, арочный узор является «изображением небесного свода со звездами, орнаментом, славящим красоту мироздания».

Орнамент «Круг» — «Күн ойуу»

Орнамент круга в качестве изображения солнца «Күн ойуу», ласково называемый якутами «Ытык күөрчэх күн ойуу» (с якут. узор мутовки взбитых сливок керчеха), является самым почитаемым орнаментом народа саха, так как связан с его верованием и поклонением солнцу. Символика солнца изображается на украшениях, одежде и других предметах: «солнце пояса», «солнце нагрудного и наспинного женского украшения», «солнце шапки дьабака», «бляшке».



Круг с точкой в центре, так называемая розетка, являет собой олицетворение Космоса, «мира, сжатого до точки». Другая версия — знак трех миров (по якутским верованиям Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, Среднего и Нижнего), символ создания и бытия, связи с природой.

Символ счастья, богатства, непоколебимого желания достижения цели и жизненной силы человека.



«Күн ойуу» — оберег духа и души девушек, женщин от злых сил, неприятностей и недугов в женском украшении «илин кэбиһэр» (нагрудное) и «кэлин кэбиһэр» (наспинное).

Серебряный круг «туоһахта» на головном уборе человека:

  • символ человека, обитателя Срединной земли, мира под солнцем. Знак, возвышающий самосознание и самопознание человека. Еще одно предназначение «туойахта»;
  • служить связующей нитью между людьми и высшими силами.

Орнамент в виде трав и листьев — «От-мас, сэбирдэх ойуу»

Якутские оранменты в виде трав и листьев представляют собой группу, которая широко не применялась в изделиях из дерева. Обычно они служили украшением для различных коробок и принадлежностей женского обихода.



Орнамент благопожелания алгыс, символ новой жизни, развития и роста.
Используется как узор-изгородь для более крупных орнаментов, дабы «не сквозило недобрым ветром, не проник злой дух».

Сердцевидный узор — «Сүрэх ойуу»

Символ вдохновения и исполнения желаний, символ любви, семейного счастья, мирной спокойной жизни. В данном контексте используется в качестве украшения чепрака и «кычыма» (тебенёк — кожаная лопасть седла) невесты.



Сердцевидным якутским узором украшают одежду и берестяную посуду. Также данный узор можно видеть на якутских кубках для молочной посуды — чоронах и кумысных воронках XIX-XX веков.

Орнамент в виде нёба — «Таҥалай ойуу»

Самый древний вид орнамента, символизирующий лестницу в небеса, божественную тропу к Верховным божествам, благословение на правильный путь. Применяется в шитье, аппликации, меховой мозаике, вышивке бисером.



Ведущий орнамент на спинке ритуальной шубы «таҥалай» (от названия орнамента и произошло название шубы).

Важно!
Вышивка «Таҥалай» используется только по нижней части одежды и в качестве күрүө (с якут. изгородь) орнамента «Ийэ Көҕүөр».

«Таҥалай ойуу» в древности применялся в украшении одежды. Начиная с XVIII века им стали украшать посуду для кумыса и молочных продуктов, например, рукояти чепраков, ковшей и мутовок для кумыса, изделий из бересты.

Стреловидный мотив — «Айа ырбата»

Орнамент, имеющий оберегающую, предупреждающую от различных несчастий и бед функцию. Символ удачи, достижения целей.


Важно!
Используется только по краям одежды (рукава, подол) и в канте других изделий (посуда, украшения, резьба по дереву).

Крестовидный узор — «Кириэс ойуу»

Особый якутский узор, символ отражения четырех сторон света, целостности Космоса.



Оберег жилища человека «дабы обитель человека была защищена со всех четырех сторон от злых сил и неприятностей».

Пятиглазый оберегающий узор — «Биэс харах»

Крест из ромбов «Биэс харах» — сильнейший оберег человека от злых духов, болезней, защита рода от сглаза, символ предупреждения опасности.



Символ благополучия и счастья, указывающий на совершенство — гармонию пяти элементов жизни человека: воды, воздуха, дерева, огня и металла.

Кыл-сиэл. Современная интерпретация использования якутских узоров в технике плетения из конских волос

Плетение из конского волоса (кыл-сиэл) — одна из древних техник изготовления плетеных изделий. Искусство увлекательное, но довольно сложное и трудоемкое. Современный интерес к плетению из конских волос и изделиям, сделанным из них, связан в первую очередь с их целебными свойствами. Конский волос — полностью натуральный и экологически чистый материал. Обладает согревающим эффектом, нейтрализует отрицательные электрические заряды человеческого тела и снимает боли и напряжение. Другое достоинство данного рукоделия — развитие мелкой моторики рук и массаж точек рук, связанных с внутренними органами человека.



Конский волос у якутов имеет большое сакральное значение. Подношения из конского волоса даруются верховным божествам Айыы в самые важные моменты человеческой жизни — в момент рождения, на свадебную церемонию и т.п. Белый конский волос традиционно считается благословением на долгую и счастливую жизнь, черный — оберегом от зла и темных сил.

Трафареты якутских узоров и орнаментов

Ниже представлены трафареты якутских узоров и орнаментов для тех, кто занимается декорированием и шитьем. Их вы можете распечатать прямо с нашего сайта в формате А4. Для увеличения, кликните по рисунку.



































Похожие публикации