Геометрический круговой орнамент. Геометрический орнамент, виды, история развития. Изображения, сканы и фото

Геометрический орнамент - декор, состоящий из простых геометрических фигур. Относится к самому древнему и распространенному, в том числе и в наше время, виду. Известны образцы предметов быта, украшенные геометрическим орнаментом, относимые еще к палеолиту. Наряду с простыми элементами и формами – кругом, треугольником, прямоугольником – в такие узоры могут быть включены линии, прямые и кривые. Данный вид орнамента называют также абстрактным или не изобразительным.

Становление геометрического орнамента

Геометрически орнамент возник задолго до появления текстиля, керамики, металлических предметов быта и орудий труда и каких бы то ни было рукотворных архитектурных сооружений. Как украшения для этих форм он стал использоваться по мере их изобретения. В большинстве случаев орнамент при этом выполнял не столько функцию украшения, сколько нес сакральный мистический смысл. Одним из самых первых распространившихся повсеместно элементов орнамента стал ромб. Так же достаточно часто использовался ромбо-меандровый орнамент. Данный геометрический элемент можно считать структурообразующим. Именно ромб лежит в основе орнамента в целом.

В качестве примера можно привести найденные на территории России костяные фигурки Матери-прародительницы, относимые к эпохе палеолита, декорированными именно ромбическим орнаментом. Женщины того времени на празднествах украшали себя именно таким узором. Постепенно он стал символом именно плодородия, удачи и процветания. Палеонтологом В. И. Бибиковой было убедительно доказано, что ромб и волнообразные линии, часто сопровождающие его, являются ничем иным, как воспроизведением узора мамонтовой кости. Раскопки показали, что такой орнамент использовался повсеместно, начиная от неолита и до бронзового века. Вплоть до гальштатской эпохи он помещался в основном на ритуальных предметах и жертвенниках.

Поэтому в глубоко нарушенном культурном, теоретическом и художественном горизонте абстрактно-геометрическое декоративное производство, освобожденное от любой предварительной тематической или образной связи, привлекает и влияет на художников - художников, ранних дизайнеров, архитекторы, которые в те же годы, на рубеже веков, и в тесном резонансе с пост-импрессионистским европейским климатом, заняли особенно современный путь поверхностного ниспровержения образа, плоскостности и двумерности. В некотором роде, как будто художественная практика того времени подтвердила истину принципов Риглиана, заставив их пройти, как только они были допущены к уровню историко-аналитического отражения, «испытание на огнестойкость» практической работы и лингвистической эффективности.

Во время неолита к ромбо-меандровому орнаменту добавляются спирально-змеиный и линейно-струйчатый. Для этого периода характерны вертикальные линии, волнистые либо прямые, символизирующие дождь. Часто композицию дополняли клубки сплетшихся змей. Важным этапом в становлении орнамента считается возникновение геоцентрической идеи. Именно она стала символом завершения человеком познания мира. Изображения коловрата встречаются, например, на русских прялках, прославянских сосудах, в русских народных костюмах и т.д. Чаще всего «колесо Юпитера» изображалось с шестью спицами. Широко использовался этот орнаментальный элемент и в резьбе. В данном случае он носил название «громового знака». Все основные виды геометрического орнамента полностью сложились уже к I в до н. э. За прошедшие столетия этот вид декора изменений практически не претерпел. Если сравнить, например, орнаменты фабричных тканей XVIII – XX века с древними декорами, особой разницы заметить нельзя.

Благодаря этим дотошным отношениям вопрос полностью объясняется, его внутренние моменты полностью развиты и раскрыты во всей их сложности и взаимозависимости. В Климте орнаментальный элемент создает связь между «традиционным» натурализмом, в момент его оптико-перцептивного, пластического и хроматического этиотиона, который начался с импрессионизма и радикально анти-иллюзионистской и самодостаточной пространственной имплантации. Конкретные фигуративные эпизоды - легион. В серии портретов доминирует постепенная интеграция между фигурой на переднем плане и абстрактным декоративным фоном.

Арабский геометрический орнамент

В историю арабский геометрический орнамент вошел под названием «гирих» (араб. – «узел»). Мотивом восточного декора часто становилась плотно связанная орнаментальная сетка. В основе гириха лежит разделенный на части круг. Таким образом, происходит построение всех других фигур – треугольника, прямоугольника, многоугольника и т.д. Такое композиционное решение позволяет создавать симметричные мотивы. Любой геометрический орнамент всегда математически правилен и может быть разделен на равные части. Особенностью арабского гириха является некоторый отход от этой точности, предоставляющей художнику больший простор для творчества.

Создание бесконечного орнамента состоит из следующих основных этапов:

В женщине на одном уровне, одетая в большое белое платье, чья вышивка видна на светлой ткани, появляется со дна, с которым она, похоже, не имеет связи. Отделяется горизонтальной полосой, в которой появляется черно-белая сетка - явная ссылка на геометрические мотивы, дорогие Гофману и Мозеру, местоположение которых выведено из золотой секции, две широкие Монохроматические области достигают высоты его плеч. Здесь фоновый экран начинает разделяться на плоские прямоугольные декоративные части, которые вместе образуют абстрактно-конструктивный состав двусторонней симметрии, из которых левый плечо, шея и профиль лица представляют три четверти, представляет собой главную ось вращения.

Выбор определений раппортной системы;
построение отдельных мотивов;
размещение их на сетке;
выбор способа исполнения (зависит от материала).

Художественная сторона в орнаментах напрямую связана с четвертым этапом, то есть находиться в полностью зависимости от того, на каком предмете будет выполняться декор. Еще одной особенностью именно арабского узора является получения очень сложных геометрических систем всего лишь из одного мотива. О сложности орнаментов говорит, например, то, что уже в XVIII веке восточные художники умели гармонично сочетать двенадцатиконечные звезды с пятиконечными.

Голова женщины - очень выразительная, естественно обработанная, с толстыми волнистыми волосами - окружена спиральными узорами и кругами. В портрете Фрицы Ридлер женщина, встроенная в диагональ композиции, сидит справа в кресле, оставляя большое пространство на пересечении полос и монохроматических плоскостей дна, заполненных небольшими квадратами и бриллиантами расположенных геометрически, повторяется на расстоянии или добавляется к кругам и треугольникам в одном декоративном решении. Что касается интересующего нас интерпретирующего анализа, то этот портрет занимает промежуточное положение.

Но, как уже упоминалось, мастера довольно часто отступали от строго математического расположения мотивов в пользу творчества. При этом, конечно, нарушалась сетка, использовались геометрически неправильные фигуры, либо добавлялись новые. Именно благодаря этому стало возможным создание на Востоке нескольких разных школ орнамента. Геометрический орнамент веками использовался для украшения текстиля, интерьеров, предметов быта, оружия и орудий труда. И в наше время этот вид декора является одним из самых популярных. Что-либо более подходящее для оформления окружающих человека предметов достаточно простое в исполнении и при этом эффектное найти, кажется, просто невозможно.

Весь торс снова отделен от дна, как силуэт, тогда как стул уже представляет точку плавления между первой и второй плоскостями, поскольку яйцевидные узоры ткани - как веки, медленно открывающиеся к свету - особенно в средней части, можно почти без ограничений привязать к спине или креслу, сделанному совершенно нереалистичным образом. Более того, эти узоры имеют один и тот же бежевый, голубоватый и белый цвет, как один из декоративных инкрустаций, связывающихся таким образом с последним. Работа оказывается абсолютно сбалансированной с архимедовой точки зрения между натурализмом скрещенных рук, хроматическим тоном лица с красными щеками, сверкающими и выразительными глазами и анти-иллюзионистским изображением декоративной игры плоских плоскостей и сопоставлен, усиленный использованием цвета металлического листа, который восстанавливает или поглощает свет в соответствии с точкой зрения зрителя.

Геометрический орнамент

Геометрический орнамент формирует линейные, пространственные композиционные системы. Именно геометрический орнамент дает возможность постичь суть математического, рационального «объяснения» окружающего мира. Создавая разнообразные композиции, состоящие из центрических, квадратных, треугольных сегментов, художник опирался на исходные положения построения геометрического орнамента- математический расчет. Во главу угла ставилось число, которое в орнаментальной композиции кратно повторялось или выражало про-порциональное соотношение компонентов.

Основой геометрического орнамента являлась строгая последовательность и упорядоченность
в использовании одних и тех же элементов. Чаще всего орнаментальные композиции, вводящие в себя геометрические элементы, выстраивались по законам симметрии. Однако встречались и более сложные варианты орнаментальных комбинаций, насыщенные растительными, тератологическими (звериными), гротескными сюжетами. Как правило, геометрические мотивы повторялись или чередовались, образуя непрерывный ритмический ряд единообразных сегментов.

Важной стороной изучения геометрического орнамента является не только выявление структуры и композиционных особенностей, но и раскрытие семантического толкования отдельных его составляющих.


Некоторые исследователи утверждают, что геометрический орнамент возник в первобытную эпоху и выражал некую абстрактную идею. Древний человек
своеобразно отражал свои представления об окружающем мире с помощью знаков, изображаемых на различных бытовых предметах и на стенах пещер.

В первобытных орнаментальных композициях часто встречаются изображения геометрических фигур-символов: круга-солнца, квадрата- земли, треугольников-гор (или леса); спирали, выражающей идеи бес-конечности бытия, постоянного развития или вечного движения.


В каждой значимой культовой системе -
языческой, христианской, буддийской, индуистской, мусульманской и других - появлялись собственные парадигмы, определявшие семантику геометрических фигур в орнаментальных композициях.

Хотя многие исследователи склонны видеть в геометрическом орнаменте проявление первобытно-общинных алгоритмов, каждая культура по-своему интерпретировала тот или иной знак.


Автономная игра, «освобожденная» с самого начала. Ослабление, ослабление, в лицо и в руках, это натуралистическое прикосновение, присутствующее в двух предыдущих портретах. Здесь все стилизовано, геометризировано. Климт, кажется, следует математическим нотам: неестественный поворот, почти под прямым углом левого запястья; регулярный яйцевидный элемент, в котором элементы лица интегрированы слегка асимметрично; волосы, которые более естественным образом изогнуты, словно оставляют место для роскошного потолка украшения.

Отношения между фигурой и фоном остаются приостановленными в пространственно-перцептивной двусмысленности. Тело, одежда и кресло сливаются друг с другом без какого-либо решения непрерывности, полностью скомбинировавшись из-за вмешательства декоративных элементов, которые в значительной степени раскрываются на поверхности, не руководствуясь описательным обязательством вызывать или оказывать синусовость, или естественные отступления тела, вписанного в космос. Черно-белая полоска сетки первого портрета, который мы исследовали, снова появляется, но на этот раз эта цифра интегрирована в декоративную рамку, которая делает ее одной из других, почти без символических или пространственных привилегий.

    Круг, не имеющий начала и конца, бесконечный и всеобъемлющий, являлся универсальным символом. Во многих традициях круг олицетворял солярный культ, представлял собой вселенское пространство, Космос. Иногда другие изображения - яйцо, черепаха, диск, часы - имели ту же смысловую нагрузку, отражали космогоническую сущность круга.

    Золото с серебром - это экран горизонта, который является самой высокой точкой всего хроматического масштаба картины, и эти два материала применяются в разных тонах. Изобилие как бы «энциклопедических» декоративных мотивов достигло пика, полностью разрушив композицию. Гофман доверил Климту украшение столовой.

    Поверхность представляет собой непроходимый плоский экран, образный интерес сжимается почти до исчезновения, тело становится «нерегулярным» объектом, захваченным украшением, как метастазами. В цифрах имеет место византийский и варварский, египетский и японский орнаментальные ноты ритмических обменов между цветами и извилистыми и линейными рамами: тело - как уже было у Адель Блох-Бауэр - превращается в зрелище Орнамента. Спираль и треугольник упорядочивают весь состав, управляя внутренними ритмами.

Основная функция круга (или шара) - символически изобразить небесные тела. В мировой художественной практике круг был непременным атрибутом египетского бога солнца Атона. Крылатый диск помещался над головой могущественного божества. Примером тому могут служить солнечная колесница Аполлона, колесницы индийских божеств. Перуанский бог Солнца изображался с лицом в виде золотого круга, китайской аналогии Неба. В христианском культе круг связан с понятием мира и бесконечности, небесного сияния, небесной сферы и т. п., у мусульман круг - это всевидящее око Аллаха.

Сглаживающий и радикальный анти-иллюзионизм поверхности преувеличен введением золота, лака, твердых камней, посеребренной бронзы, цветных очков. Немногие фигуративные элементы, по-видимому, освобождаются от их семантического содержания, пока они не будут вложены как тессера мозаичного черепицы и без какого-либо решения непрерывности в общей композиции, как если бы они тоже украшения большой декоративной части. В Фокильоне проблема полностью смещается и переформулируется в терминах, способных достичь уровня современной и современной эстетической рефлексии.

    Квадрат являлся основой орнаментального декора многих древних культур - Древней Индии, Америки, Китая, Греции; широко использовался мастерами-мозаичистами в Средние века. В соответствии с древними представлениями квадрат символизировал основы мироздания, т. е. четыре стороны света. Все углы квадрата (ромба) соотносились и с территориальными представлениями. Индейцы Северной Америки пуэбло, когда «указывали» направление, употребляли цветовое значение и направление, апеллируя при этом к квадратной форме. Квадрат (иногда прямоугольник) служил также обозначением пахотной земли, являясь ключевой фигурой земледельческого культа. Квадрат, заполненный внутри точками или линиями, обозначал у славянских племен засеянное поле. У китайцев прямоугольный блок «цзун» с отверстием внутри, как и узор из перекрещивающихся ромбов, символизировал богатую урожаем землю. В греко-римской традиции квадрат являлся символом Афродиты, воплощавшей женскую, плодородную силу.

    Эта форма называется «отложенной» из конкретной области, в которой она осуществляется, никоим образом не означает, что это поле - эта техника - это решение, ось, вокруг которой его определения проецируются и прививаются. Форма создает пространство так же, как оно необходимо. Вот почему, даже принимая во внимание превосходство альбертовской перспективы, мы должны признать многие другие и думать о создании обширной области возможностей, рациональная перспектива которых является лишь одной из многих непредвиденных обстоятельств победителей.

    Зигзагообразный и спиралевидный мотивы, часто встречавшиеся на бытовых и культовых предметах Греции, доколумбовой Америки, Китая, Индии, африканских племен условно обозначали либо море, либо молнию (у китайцев этот узор носил название «лэй вэнь»). Именно гроза (молния) символизировала появление Небесного дракона- покровителя воды и небесно-водных стихий. Спиралевидный орнамент являл собой как бы прототип движения некоторых небесных тел.

    В схематично-реконструктивном анализе скульптуры открытие осей, вокруг которых организована фигура, дает нам информацию о ее движении, его расстоянии - большом или малом - относительно вертикали, его геометрически-структурной структуре. Но оси представляют собой аналитическую методологическую абстракцию, а также профили, которые дают нам указания на контуры фигуры в соответствии с углом, на котором мы их рассматриваем, а также пропорции, которые освещают нас в количественных соотношениях между частями, так же как и моделирование, которое переводит движущуюся топографию света.

    Появление треугольника связывали с магическим числом три или триединством понятий. В христианстве и иудаизме равносторонний треугольник вершиной вверх был знаком высшего божества. В средние века треугольник воспринимался как олицетворение Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. В древнекитайской традиции треугольник - почти всегда символ женского начала.

    Ни один из этих элементов не может заменить тело скульптуры для объема, которое также изменяется в зависимости от материи, поскольку свет, который ее формирует, изменяется. Аналогичным образом, применяя эти же принципы, можно изучить набор отношений, которые формируются в одиночку, поддерживается в живописи с пространством. Но живопись не имеет этого пространства; он притворяется, что имеет его, он ссылается на него, он его строит. Через этот проход это абсолютно антидетерминистская диалектика между формой и материей, которая действительно принимает тело; неразрешимая разность методов, их чрезвычайно критическая вселенная, действительно утверждается.

    Одним из самых мистический и распространенных геометрических элементов по праву считался крест. До сих пор поражает воображение исследователей многообразие форм креста.

Разнообразные комбинации вышеперечисленных символов в искусстве орнамента подчас призваны раскрыть сакральный смысл предмета, его предназначение или применение. Но если рассматривать геометрический орнамент вне зависимости от его аллегорически- символического значения, то становится ясно, что художник часто преследовал чисто художественную цель - украсить предмет.

Мастера Древнего Египта
(III тыс. до н. э. - VII в. до н.э.), кроме излюбленного стилизованного растительного декора, вплетали в канву орнамента и геометрические элементы - волнообразные линии, шашечный узор, сетки, точки. Интересен тот факт, что прототипом христианского креста, принятого коптской церковью в качестве своей эмблемы, был древнеегипетский анкх - символ бессмертия. В силу этнокультурных традиций, сложившихся в долине Нила, геометрические мотивы только дополняли основные композиционные решения.

В Индии в эпоху Гуптов (IV в. до н. э.) особую популярность приобрели орнаменты в виде чередующихся ромбов и кругов. С распространением буддийского культа храмы и культовые предметы стали украшаться розетками, вписанными в круги и квадраты. В керамических изделиях также появлялись геометрические мотивы, но вскоре их вытеснил растительный декор. Самыми примечательными были индийские ткани, украшенные всевозможными орнаментами, среди которых преобладали ромбы, квадраты, зигзаги.

Индейцы, населявшие территории Северной и Южной Америки (до XVIII в.), прославились керамическим ремеслом и ткачеством. Гончарные изделия, столь необходимые в повседневной жизни, декорировались всевозможными магическими символами - треугольниками, кругами, спиралями, зигзагами. Средневековых европейцев местные ткани поражали удивительной лаконичностью и сочностью узора. Орнаментальные композиции древних ацтеков, инков, майя, пуэбло, лакота и многих других отражали трепетное отношение к окружающему миру, запечатленному языком простейших геометрических фигур.
Особой красотой отличались орнаментальные построения Древней Греции
(VII в. до н. э. - III в. н. э.). Меандр - зигзагообразный мотив - очевидно, олицетворял вечность движения, бесконечность повторения. Лента орнамента строго подчинялась форме, при этом не нарушалась целостность восприятия. Даже многокрасочные мозаичные полы отличались сдержанностью и простотой геометрических узоров. В искусстве мозаики греко-римским мастерам не было равных. Они искусно воспроизводили пространственную глубину так, что зрителю казалось, будто он идет по рельефному полу. Опыт античных художников был органически воспринят Византийской Империей (IV-XIV вв.).

Таким образом, красный «тот же» будет иметь разные свойства и контекстуальные значения в зависимости от технических условий применения и обработки: нет «красного», но непрерывного и несинхронизированного красного цвета. Материя навязывает «свою форму для формирования», пишет Фокильон. Однако «речь идет не о материи и форме как таковой, а о множественных, многочисленных, сложных, изменяющихся вопросах, имеющих аспект и вес, исходящие от природы, но не естественные», освобожденные согласно их собственного внутреннего права, их собственных номосов.

Искусство нового времени , обращенное на изучение, переосмысление человека и окружающего мира, все реже прибегает к использованию чисто геометрических построений, хотя и не пренебрегает ими. Возвращение к геометрии происходит только в начале XX столетия.

Всеобщая механизация 20-30-х гг.
подчинила орнамент прямым линиям и обратила внимание к красоте четких линий.

Описанные выше примеры свидетельствуют о том, что исторический орнамент - вплоть до 2-й половины XIX столетия - являлся продуктом индивидуального замысла художника-ремесленника и формировался по закону зрительного подобия отдельных фрагментов. Мастер стремился достичь эмоциональной выразительности, пренебрегая математической точностью: элементы могли быть разными по размеру, форме, иметь различный наклон. В искусстве XX в. геометрические элементы стали наноситься на предмет механическим путем. Как следствие подобного способа нанесения рисунка достигается абсолютная четкость и идентичность контуров всех элементов.


И древние, и современные мастера при нанесении рисунка, предположим на ткань, основывались на некоторых основополагающих законах построения орнамента. Хотя форма предмета изначально диктовала, как разместить орнамент, художники применяли несколько композиционных сеток.


Схемы построения геометрического орнамента и его классификация весьма разнообразны. Например, Ю. Я. Герчук приводит следующие варианты:
1) ритмический повтор (линейный и центрический);
2)зеркальная симметрия (зеркальная симметрия и/или поворот);
3)наложение нескольких элементов (создание сетки) .


Известный французский исследователь Анри де Моран
проанализировал особенности сочетания элементов в геометрическом орнаменте. Исследователь делил геометрический орнамент на простые и сложные сюжетные (композиционные) структуры. Одним из простейших элементов де Моран называл точку, которая: активно применялась к декоративном искусстве иранского сасанидского искусства. Следующим этапом указана линия как основополагающая деталь композиционного построения. Принцип линейного построения широко применялся во всевозможных видах искусства и был популярен как на Средиземноморье, так и на западных и восточных землях. Важно отметить, что линия сама по себе не являлась в понятии де Морана самостоятельной составляющей орнамента, но обогащенная чередующимися элементами становится значимым элементом. Следующими этапами развития геометрического орнамента исследователь называл зигзаг, меандр, шеврон, встречающиеся в ряде древних культур. В своей книге автор не выделял, но обозначал и такие простейшие геометрические элементы, как ромб, круг, квадрат, треугольник, круг, шестиугольник, восьмиугольник и т. д. В ряду линейных орнаментов де Моран выделял волнистую линию, спираль, витой шнур - художественные приемы украшения, часто употребляемые мастерами средневековья. К этому же ряду причислен и крест, имеющий особое значение для христианской культуры и некоторых юго-восточных стран. Другие вариации при использовании геометрических элементов являлись сложными композиционными структурами.

В отличие от орнаментальных композиций, созданных в XX в., исторический орнамент нес в себе если не идеи мироздания, то определенную символику. Так называемая семантика геометрического орнамента заключалась в том, как художники понимали смысл этой символики и что вкладывали в него.


В. И. Ивановская. Геометрический орнамент.
Изд. "В.Шевчук" М.: 2009

Чтобы избежать какой-либо архаической антиномии между материей и формой, материя и дух являются единственным условием для проникновения во множественную вселенную жизни форм, которая не происходит в соответствии с установленными и неизменными фактами «постоянно и универсально понятным, но который генерирует различные геометрии в самой геометрии». Формы не остаются в гиперураническом месте до того, как они будут реализованы в материи; они живут там как-то уже, в том числе и до того, как действие разрешило взять конкретное владение, прежде чем заселить его.

Похожие публикации