Архитектурные сооружения рима. Архитектура древнего рима и античные памятники вечного города. Архитектура Римской Монархии

поражает воображение. Практически 3000 лет изобильной на события истории Римских земель с лихвой украсили город шедевральной архитектурой разной степени античности и важности, разного стиля и направления зодчества. От руин древних стен, арок и храмов и до строений двадцатого столетия, к примеру, сооружением вокзала Термини. В столице Италии почти на любом шагу возможно восхититься гармоничной и изысканной в реализации художественных идей архитектурой Рима.


Детально выяснить даты возведения множества строений архитектуры Рима совсем нелегко - да и надо ли, выяснять в данном случае энциклопедическую достоверность; так как при зачастую чувства превалируют над разумом. Но, различить древнеримский храм с христианской базиликой может и самый слабо подготовленный по мировой истории путешественник: там языческие шикарные портики, колонны и проходы, тут - аскетичная скромность линий и акцент на духовном в урон физическому.

Архитектура Рима – отражение главных историко-культурных периодов формирования столицы Рима. В целом, историческую архитектуру Рима возможно разделить на ряд больших временных групп: древние строения, средние века, ренессансные и сооружения Нового времени.

Архитектура Рима: Античность

Памятники античной архитектуры Рима - чуть ли не основная причина интереса интернациональных групп путешественников, каждый год практически натиском захватывающих римские достопримечательности.

Палатинский холм - место появления Рима как города - наибольшая их концентрация на единицу площади. Римский Форум и Колизей, термы Каракаллы, цирки и амфитеатры, языческие алтари Сатурна и Вулкана, арки Септимия Севера и Константина, множество храмов и развалины жилых кварталов с восхитительными мозаиками - это только небольшая часть античной архитектуры .


Ценители христианской античности будут в восторге от визита в храмы Санта-Констанца и Сан-Клементе. А также от подземелий церкви Святой Агнессы, в которых скрывались от императорских преследований пионеры новой религии.

Символ Рима и Италии в общем, приобрел свое сегодняшнее имя из-за поставленной перед ним исполинской статуи безумца Нерона («колосс»), изначально же он был знаменит как Амфитеатр Флавиев. Сооруженный в первом столетии, амфитеатр стал наиболее крупной постройкой для массовых увеселений на территории целой Римской Империи. Диаметры овала сооружения - 156 и 188 м, в высоту - практически 50! Немудрено, что на таких просторах могли разместиться больше 50 000 желающих зрелищ римлян.


Архитектура Рима: Колизей

Уцелел Колизей, на самом деле, не безупречно. Неистовая история региона предрасполагала к ускоренному ветшанию строения (к слову, первый на свете по сохранности римский амфитеатр располагается в тунисском Эль-Джеме; он же нередко играет роль Колизея в кинематографе), однако прежнее величие не исчезло: тут, раскрыв рот, путешественники стоят перед анфиладами арок, последняя из которых исчезает где-то высоко в небе.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Колизей, покупаем билеты заранее через Интернет .

Легендарная архитектура Рима включает Римский форум - в свое время центральный рынок, а сейчас площадь, заполняющая собой центр античной части города. Он – эпицентр общественной и политической жизни римских граждан. Как раз оттуда и берет свой исток сегодняшний смысл слова «форум».

Нужно иметь в виду, что Форум - не наиболее легкий в смысле восприятия пример архитектуры Рима. Множество развалин тут смотрятся в такой степени развалинами, что и воображение бессильно затихает. Поэтому стоит приготовиться, что восхититься в полном объеме древней архитектурой Рима получится только наиболее знающим либо упорным. В итоге, нужно иметь в виду, что в летнее время солнце тут припекает нещадно.

Возле форума вначале находились языческие святилища. С крахом империи он утерял свое социальное значение и практически порос бурьяном, пока христиане не принялись возводить на нем свои храмы. В 19-20 столетиях тут приступили к археологическим раскопкам, в итоге чего форум получил современное культурное значение.

В настоящее время форум концентрирует возле себя много античных архитектурных артефактов, например, Священная дорога, Капитолий, Храм Сатурна и прочее. Подойти к нему возможно с улицы Фоли Империали либо от Капитолия, минуя Капитолийский спуск с улицы Форо Романо. Еще одна дорога к форуму проходит через Храм Согласия, Портик Благословляющих Богов, Мамертинскую тюрьму, что дает возможность также ознакомиться с данными памятниками античной архитектуры Рима.

Термы Каракаллы

Баня, нечто для российского человека совсем не чуждое, была довольно востребованной и в Древнем Риме. Но именовались древнеримские бани-сауны по-другому - термы. Туда шли прогреться, искупаться, а заодно и поговорить, разобрать деловые вопросы, отыскать подходящих партнеров для своего древнеримского бизнеса.


Термы были сооружены в начале 3 столетия нашей эры при императоре, управлявшем под именем Септимия Бассиана, однако наиболее знаменитом, как это нередко бывает с римскими императорами, по сбереженному историками прозвищу Каракалла.

Поразительно, что масштабное, грандиозное и шикарное сооружение терм Каракаллы по функциональности своей являлось «только лишь» общественными банями, обещавшему посетителю, однако, множество часов многообразного отдыха, и банно-купального, и спортивного, а еще интеллектуального. Это было громадное общественное строение, потрясающее своими габаритами и роскошью отделки. Можно настаивать на том, что термы Каракаллы так же величественны и монументальны, что и Колизей либо мавзолей Адриана.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Термы Каракаллы, покупаем билеты заранее через Интернет .

Средневековье

Не очень благополучное Средневековье и осязаемо ухудшило облик Вечного города во время вандальских вторжений, и подарило ряд достопримечательностей архитектуре Рима. К одним из наиболее известных относится замок Сант-Анджело на западном берегу Тибра. Феодальные башенки, бойницы и залы с высокими тёмными потолками в соединении с мощными зубцами в прямом смысле непробиваемых крепостных стен дают наглядное представление о тревожной жизни в те времена.

Имеет смысл побывать еще в храме Санта-Мария-сопра-Минерва: ее фасад пусть и был восстановлен в 19 столетии, однако первоначальный средневековый стиль архитектуры Рима был бережно сохранен. Имеет смысл побывать и в храме Санта-Мария-дель-Анима, сооруженной в конце 14 столетия для потребностей пилигримов в Риме.

Архитектура Рима: Замок Святого Ангела


Уникальная архитектура Рима – это и Замок Святого Ангела. К возведению замка Святого Ангела приступили в Риме еще в 135 году. За свою практически 2000-ю историю он не раз переделывался и использовался как непосредственно замок, и еще являлся гробницей, резиденцией пап, хранилищем и, конечно, темницей. Сейчас в замке святого Ангела находится Военно-исторический музей, в котором путешественники могут посмотреть Секретный архив, Зал Сокровищ, папские апартаменты, лоджию Павла III, зал Климента VII, дворик Александра VI и множество прочего - больше 50 комнат, которые образуют реальный лабиринт!

Свое имя здание обрело в 590 году, когда во время чумы папе Григорию Великому явилось видение, в котором на крыше архангел Михаил, вкладывал меч в ножны. Это обозначало, что свирепствовавшему бедствию наступил конец. Как раз после этого крепость стали именовать замком Святого Ангела.

Ренессанс

Большая часть архитектуры Рима, которую в настоящее время можно видеть, имеет отношение к периоду Ренессанса - восстановление классических канонов гармонии после угрюмых Средних веков. К слову, за комфортное радиальное расположение улиц Рим должен быть благодарен как раз градостроителям Ренессанса. Меж зданий данного периода более всего внимание на себе акцентирует архитектурная доминанта Рима - Собор Святого Петра и Сикстинская капелла, а еще много второстепенных церквей и храмов.

Стоит уделить внимание на уходящие ввысь изящные купола ренессансных строений: на ряд из них (к примеру, на наиболее высокую точку Рима - купол Собора Святого Петра) возможно подняться и посредством этого объять взглядом с высоты птичьего полета и Рим исторический, и роскошное убранство интерьера собора. Ну а в завершение Ренессанса в архитектуре Рима буйным цветом распускается барокко, со всеми его витиеватыми барельефами, округлыми мраморными Купидонами и тропической гипсовой флорой. За барочными ощущениями стоит отправиться на с тремя ее шикарными фонтанами, а еще не стоит пропускать вниманием колоннаду Собора Святого Петра.


Сердце Ватикана и целого католического сообщества, собор Святого Петра - одна из основных достопримечательностей архитектуры Рима. Тут возможно окинуть взглядом древний Рим с высоты птичьего полета, восхититься интерьером собора с маковки купола, поприсутствовать на мессе и даже быть благословенным понтификом.
Собор Святого Петра - это, без приукрашивания, сама история, реализовавшаяся в камне.

Перечень знаменитых людей, так или иначе приложивших руки к его архитектуре и интерьеру, заполнит не одну страницу, и внутри его стен решались судьбы целого света, государств и народов. История собора берет свой исток в 4 столетии с сооружения простой базилики над предполагаемым захоронением апостола Петра. До 15 столетия строение ничем особым не отличалось. И вот в 1506 году папским велением было задумано переделать базилику в монументальный собор, центр католичества и символ власти понтифика.

Для того, чтобы избежать больших очередей на входе в Собор Святого Петра, покупаем билеты заранее через Интернет .

Современная архитектура Рима

Архитектура Рима эпохи Нового времени в Риме тоже представлена в большом количестве, в немалой степени из-за строительства во времена итальянского фашизма и власти Муссолини. В пределах возрождения идеи о великом Риме и великих римлянах архитектура Рима того времени вышла напыщенной, пафосной, громоздкой и суровой.


Большинство ее сконцентрировано на западном берегу реки Тибр и в районе Прати. Один из примеров архитектуры Рима начала 20 столетия – Дворец Правосудия.

Но среди тяжеловесных новоимперских строений встречаются и подлинные шедевры, к примеру, модернистское сооружение вокзала Термини, завершенное в 1950 году, с фасадом из травертина и металлическими вставками-панно, символ современного энергичного Рима.


Дворец правосудия – одна из наиболее прославленных достопримечательностей архитектуры Рима и Италии в целом. В настоящее время здание – резиденция верховного кассационного суда, оно находится в районе Прати, поблизости от Замка Святого Ангела. Одно из основных его сильных черт – его экстерьер: на замке сконцентрировано много декоративных элементов в виде изваяний и лепнин. При посещении Рима, обязательно нужно посмотреть на это поразительное строение.

Начало сооружения замка выпало на 14 марта 1888 года. При его возведении присутствовал Джузеппе Дзанаррделли, хранитель государственной печати. Как раз он отстаивал то, чтоб Дворец был построен в районе Прати. Тогда в той части Рима уже были судебные учреждения, но Дворец правосудия стал наиболее крупным из них. Для постройки понадобились платформы, которые были созданы из бетона. В течение возведения провели раскопки и отыскали много саркофагов.

Экскурсии по Риму с местными жителями Дримсим – универсальная интернациональная сим-карта и бесплатное приложение для путешествий. Лучшие цены, быстрый интернет и звонки по всему миру.

  • Советуем оформлять , чтобы не возникло неприятных сюрпризов во время путешествия в Рим.
  • Принято считать, что первобытные строения Рима пришли от народа этрусков, может быть, даже возводились ними. Это было по логике продолжение линии архитектуры греков. Строения римской империи сохраняли в себе основу этрусской архитектуры – циркульную арку. Циркульная арка – это закругленное покрытие из камня, которое соединяло устои между собой. Это помогало расположить камни по радиусу кругу для равномерного давления на них. Применяя новые приемы построения сооружений, римляне могли вносить креатив в новые здания. Теоретические новые знания помогали возвести храмы больших размеров, умение воздвигать многоэтажные дома и строения. В плане внедрения крестовых сводов и коробковых происходящих римляне преуспевали над греками и делали более изысканные постройки.

    Для того чтобы арки стояли надежно уже не использовались колоны, которые раньше были популярные. Римские архитекторы стали возводить огромные стены и пилястры, а колоны стали просто декоративным украшением. Это применялось практически везде, однако оставались и здания, в которых применение колон было целесообразней. Стили колон при этом практически не менялись, римляне остановились на стандартном грецком варианте.

    В целом римская архитектура испытывала прямую зависимость от грецких направлений архитектуры. Однако римляне больше старались подчеркнуть свою силу и независимость для запугивания и подавления чужих народов. Они не жалели средства на украшение своих зданий, каждое строение было пышно и богато отделано. При этом со стороны взгляда архитектора они старались каждое сооружение сделать образцовым. Преимущественно строились здания для практических нужд, но и храмы занимали важное место среди сооружений.

    История архитектуры Древнего Рима

    Как самостоятельная отрасль мирового искусства архитектура Древнего Рима формировалась очень долго, примерно в IV-I вв. до н. э. Несмотря на то, что многие сооружения тех времен уже рассыпались, они исправно продолжают завораживать своими остатками и отдельными элементами. Римская империя была одной из великих, если не самая великая, которая заложила фундамент новой эпохи. Общественные места того времени могли вмещать в себя десятки тысяч людей (базилики, амфитеатры, торговые рынки), при этом всегда было к чему стремиться. Религия тоже не отходила на задний план, в перечень строительных сооружений Рима входили храмы, алтари, гробницы.

    Сравнивая со всем миром, даже историки пришли к выводам, что равных соперников архитектуре Рима и римскому инженерному искусству найти было сложно или попросту невозможно. Акведуки, мосты, дороги, крепости, каналы как архитектурные объекты – только малая часть списка того, что они использовали по всем фронтам. Они изменили принципы древнегреческой архитектуры, прежде всего ордерной системы: соединили ордер с арочной конструкцией.

    Большое значение в становлении римской культуры отдавалось стилю эллинов, которые были сторонниками архитектуры с огромным размахом и развитием городских центров. Но гуманизм и способность наследию гармоническому греческому стилю в Риме опустили, отдавая предпочтение возвеличиванию властных императоров. Они резко подчеркивали мощность армии. Отсюда и весь пафос, который был основой многих декораций зданий и сооружений.

    Разнообразие сооружений и общий размах построек в Риме значительно выше, чем в Греции. Возведение огромных зданий стало возможным благодаря изменению технических основ в строительстве. Так и появляются новые кирпично-бетонные сооружения. Они позволяли перекрывать большие пролеты, ускоряя процесс строительных работ. Немаловажным стало и то, что с применением таких способов строительства все чаще отказывались от профессиональных мастеров, а доверяли рабам и рабочим без квалификации. Это существенно снижало расходы на постройку.

    Этапы развития римской архитектуры

    І период

    Этапы развития римской архитектуры можно условно поделить на 4 периода. Первый и самый короткий начинается со времен основания древнего Рима и заканчивается во II в. до н. э. Этот период небогат на архитектурные памятки, а те, что появлялись, были наследием этрусков. Практически все, что строилось в этот период, было общедоступным. Оно приносило коллективную пользу поселениям. В эту категорию относились каналы для очищения города от нечистот, которые с помощью них попадали в Тибр. Мамертинскую тюрьму и первые базилики можно тоже приписать к зданиям, которые приносили пользу.

    ІІ период

    Второй этап принято называть «греческим». С середины II века начинается серьезное влияние греческой архитектуры на римскую. Сильное влияние проявлялось до завершения республиканского правления (31 г. до н. э.). Считается, что в это время начали появляться первые мраморные храмы, приходящие на смену обычных пород камней и травертин. По своей конструкции они были очень схожи с греческими, однако архитекторы пытались делать и заметные отличия.

    Римские храмы на протяжении этих лет выглядели продолговатыми с 4 углами. Фундамент обычно был высокий, с прилагающей лестницей по лицевой стороне. Поднявшись по лестнице, оказываешься рядом с колоннами. Спустившись немножко в глубину, находится дверь, которая ведет в основной зал. Через эту дверь происходит основное освещение, поэтому часто она открытая.

    Вместе с такими храмами древнего греческого типа римляне возводили, в честь Богов, храмы круглой формы. Это были в основном свои идеи с применением греческих элементов. Одним из таких можно считать Храм Портуна, в окружении 20 колон этот исторический объект сохранился до наших дней. Мраморная крыша конусообразной формы является хорошим примером римского индивидуального стиля.

    В число общин построек входили не только сооружения связанные с религией, но и многие другие:

    • Табуларий – огромное здание, предназначенное для сохранения архивов;
    • Деревянный театр Скавра – одно из интереснейших строений этого периода. Включает в себя свыше трехсот мраморных колон и статуй из бронзы, мог вместить 80 000 посетителей;
    • Первый каменный театр – построенный на четь богини Венеры.

    Вся история о них исчезла вместе с ними. Однако стоит отметить, что используя современные технологии трехмерного моделирования, было доказано, что строились эти сооружения очень грамотно. Например «Каменный театр» был расположен таким образом, что сцена смотрела на северо-восток. Так как при Августе традиционно выступления и торжества проводились в утреннее время, все солнечные лучи попадали на сцену, а не на посетителей театра.

    ІІІ период

    По значимости самый эффективный период истории римской архитектуры. Начало считается со времени прихода Августа на республиканский престол и заканчивается в 138 году н. э.

    В технологиях римлян начинается активное применение бетона. Начинается новый этап возведения базиликов, цирков, библиотек. Там проходили суды, выявление лучших наездников колесниц. Набирает популярности новый тип монументального искусства – триумфальной арки. Техника при этом постоянно совершенствовалась с помощью новых возведений, приуроченных новым победам будущей империи.

    Римское искусство было не таким изящным, как греческие сооружения, но техническое мастерство возведения оставалось на высшем уровне, на протяжении веков. Известными на весь мир стают Колизей (самый большой амфитеатр античности) и храм Пантеон (возведение во имя Богов).

    Внесение особенностей греческой архитектуры приобрело массовую популярность и продолжало шагать в западные и северные регионы Европы. Большинство греческих архитекторов прославилось с помощью римлян, которые заказывали греческие копии, сохранившееся лучше, чем оригиналы. Римляне в отличие от греков придерживались своей концепции скульптурных традиций. Они изготавливали бюсты своих предков, чтобы показать прообразы своего рода. Греки же использовали такие скульптуры, как произведения искусства в доме. Эта простота и яркая индивидуальность римского портретного искусства показывают его с новой для нас стороны.

    С течением этого периода все сооружения архитектуры проходят этапы развития, совершенствования и повышают уровень величественности. Широко применяются элементы роскоши и впервые начинают проскальзывать черты восточного искусства.

    IV период

    После отхода от власти Адриана, римское архитектурное искусство быстро начинает свой упадок. Все те украшения, что раньше использовались, начинают казаться излишними и неуместными, а их использование все менее правильным. Продолжается этот период до полного становления христианства и отхода язычества далеко на задний план. Период упадка характеризуется тем, что каждый правитель хочет войти в историю с помощью величественных сооружений.

    Этот период также продолжает отличаться восточными элементами, которые все отчетливее прослеживаются в архитектурном искусстве. Они начинают преобладать над классикой жанра. Особенно красноречиво свидетельствуют об этом построения при последних правителях империи в таких отдалённых областях владений, как Сирия и Аравия. Это заметно было по изменению вздутости поверхности крыш, изобилию ненужных аксессуаров. Часто возводились загадочные, фантастичные формы, – которые считались символами восточного направления архитектуры.

    Величие Рима в Храмах

    Одно из первых сооружений возведенных Августом, посвященное обожествленному идолу Юлию Цезарю. Построен в 29 г. до н.э. Храм был создан в скромном стиле ионического ордера. Отдельно было сосредоточено место кремации Цезаря. В украшенном зале есть отведенные места для ораторов, которые заменили существовавший здесь трибунал, сосредоточенный на протяжении многих лет в западной части.

    Алтарь Мира

    Монументальное сооружение древнего Рима, вписавшее в историю победу Августа над испанцами и галлами. Построен он был в 13 году до н. э. С виду он похож был на ограду я прямыми углами высотой 6 м, по центру которой была ступень с алтарем. По периметру ограды было 2 сквозных прохода, с помощью которых можно было подойти к алтарю. На противоположных стенах были изображены шествия Августа на приношение жертвы к алтарю.

    Памятка имела в своем олицетворении частицы всех культур предшественников римской архитектуры. По типу сооружения можно судить об итальянском стиле, а по расположению орнамента по низам и верхам об этрусских принципах. Утонченное мастерство рельефности алтаря, говорит о сильном греческом влиянии.

    Храм Марса Ультора

    Один из самых грандиозных по размеру храмов Рима. Ширина одного лишь фасада около 35 м. Колоны воздвигаются вверх на 18 м. Внутренняя отделка была в основном из мрамора с деревянными перекрытиями. Имея внутри торжественный вид, храм вызывал чувство восторга присутствующих в нем людей. Датой создание этого исторического монумента считают 2 г. до н. э. Прослеживаются греческие элементы практически во всех ступенях архитектуры.

    Пантеон

    Особенным местом в Риме можно назвать храм Пантеон. Второе название «Храм всех богов». Масса храмов древнего времени была построена по заказу императоров, Пантеон в том числе не стал исключением. Пантеон был посвящен первоочередно двум богам Венере и Марсу, именно они считались хранителями рода Юлиев. Здание складывалось с трех частей, которые переплетались между собою. Назван был в честь архитектора, который выполнял работы, но считается, что Пантеон это был его псевдонимом. Пантеон был сооружен в 118-128 гг., спустя годы несколько раз поддавался реставрациям. На сегодняшний день от него осталась только малая часть, что не дает насладиться всей величественностью храма того периода.

    Скульптура Древнего Рима

    Монументальное искусство древних римлян существенно проигрывало грекам. Римлянам так и не удалось создать величайших скульпторских памятников и посоревноваться с греками на этих рубежах. Но обогатить пластику своими элементами все же было под силу.

    Лучших результатов удалось достигнуть в портретном искусстве. Римский народ перенес свою наблюдательность за каждой чертой человека и его неповторимой индивидуальности. Создавались идеальные портреты, а также портреты на которых можно было увидеть человеческий негатив и реализм художественной формы. С помощью скульптур они впервые запустили пропаганду окультуривания общества. Они сооружали памятники известным личностям, делали сооружения триумфа.

    Рим похож на человека, который зарабатывает на жизнь, демонстрируя туристам труп своей бабушки.

    Джеймс Джойс, ирландский писатель

    Какие шедевры римской архитектуры известны вам? Этот древний город уникален, потому что в нем удивительным образом смыкаются время и пространство. Вот вы наслаждаетесь видом античных развалин; вот сворачиваете в крошечный переулочек – и ваш взгляд останавливается на скульптурах эпохи Возрождения; заходите в храм – и сердце замирает от восхищения шедеврами эпохи барокко; выходите на улицу – и в глаза бросается памятник времен Муссолини…

    Рим – разноцветное полотно, на котором творили свои шедевры величайшие мастера.

    Фонтан Треви: для влюбленных и потерянных

    Созданный по эскизам Бернини фонтан занял практически всю площадь. Его ширина – 20 м, а высота – 26 м. Над созданием грандиозного архитектурного сооружения архитектор Никола Сальви работал 30 лет. В центре скульптурной композиции – статуя бога Нептуна.

    Фонтан Треви «исполняет желания». Нужно только повернуться спиной к воде, загадать желание и бросить монетку правой рукой через левое плечо. С 1991 г. власти официально запретили «метание монет». Но все равно каждую неделю коммунальщики достают со дна фонтана 11 000 евро. Средства идут в благотворительные организации .

    Пантеон: величие древних развалин

    За время своего существования (с 27 года до н.э.) Пантеон пережил несколько реконструкций. Сегодня это здание – единственное в мире, сочетающее в себе величественность конструкции и легкость линий.

    Особое внимание привлекает купол строения. Легенда гласит, что появился он на месте кучи мусора. Чтобы поданные разгребали «хлам» быстрее, Андриан приказал спрятать в горе отходов куски золота .

    Собор Св. Павла: неразгаданная тайна лабиринтов

    Собор был возведен на месте казни Апостола Петра, что доказано археологическими раскопками. Храм поражает своим величием: древнейшие реликвии, удивительная роскошь отделки, окунающая во времена Ренессанса и Барокко. Под зданием находится сеть из подземных лабиринтов.

    До 1990 г. храм носил звание крупнейшего христианского собора в мире .

    В сказочную атмосферу Рима невозможно не влюбиться. Быть может, именно по этой причине здесь создавал свои шедевры Г.Х. Андерсен?
    Архитектура императорского Рима
    воплотилась в более 300 церквях; пышность и вечное движение — в 1500 больших и маленьких фонтанов; богатство культуры — в 23 дворцах и 37 театрах.

    Римляне ценили те виды искусства и науки, которые имели непосредственно практическое знание. Ведущими искусствами Рима были архитектура и инженерные сооружения. В архитектуре преобладали гражданские здания преобладали над культовыми. Если у греков главной постройкой был храм , то римляне создали много новых типов архитектуры, подчеркивавшие могущество Римской империи.

    Главным строительным материалом в Риме были камень и кирпич . Был создан прочный и водоупорный строительный материал - бетон .

    Основными конструктивными элементами римлян были: арка, свод и купол, которые позволяли перекрывать пространства без внутренних опор.

    Вершиной строительной деятельности римлян являются безупречные инженерные сооружения: дороги и мосты (виадуки), водопроводы и аквидуки.

    Рационализм римлян отразился в градостроительстве. Самым распространенным видом застройки был город - лагерь. Он имел прямоугольную форму с двумя главными взаимно перпендикулярными улицами - кардо (север - юг) и декумануса (восток - запад). На пересечении этих улиц располагался форум - административный центр города., где располагались общественные сооружения:

      храм , например, храм Весты и Пантеон - "храм всех богов"

      базилика (суд, архив города), например, базилика Константина.

      термы (комплекс включающий в себя библиотеку, лекционные и гимнастические залы, зал для игр, холодные, тёплые и горячие ванны). Например, термы Диоклетиана и Каракаллы, которые вмещали 3 тыс. человек и занимали 11 га.

      театр , в основе которого лежал греческий. Строился на подпорных сооружениях и имел несколько этажей. Например, театр в Помпеях.

      одеон - маленький театр для музыкальных и поэтических представлений.

      амфитеатр - для боёв гладиаторов. Был овальной формы, а по фасаду - ярусы аркад, оформленные ордером. Например, Колизей.

      Цирки - для конных состязаний, имели вытянутую подковообразную форму. Например, Большой цирк в Риме.

    О славе и могуществе великой империи напоминают нам триумфальные арки и колонны . Самые известные - это арка Августа в Риме и арка Константина , колонна Трояна .

    В погребальном зодчестве преобладали мавзолеи и гробницы (для знати), саркофаги и колумбарии (для средних слоёв населения).

    Жилые сооружения римлян делились на городские дома и сельские жилища (виллы). например, к городскому типу жилища относится Патрицианский домус . Он имел замкнутое прямоугольное здание с двором в центре. Для неимущего населения города (плебеев) строились инсулы - многоэтажные городские жилые дома. Для знати - дворцы.

    К сельскому типу - загородная вилла (вилла рустика) с господским домом, хозяйственным двором, садом, парком, термами, фонтаном и бассейном.

    2. Древнегреческий театр. Его конструкция. Спектакль и актёры.

    Древнегреческий театр, считался "школой для взрослых ", школой гражданства, мужества, мудрости и играл в жизни грека огромную роль. Своё начало театр берёт от религиозных праздников в честь бога весны, солнца и плодоносной земли, покровителя виноделия - Диониса.

    Два раза в году (осенью, после сбора урожая, и весной, когда расцветала земля и открывались бочки молодого вина) древние греки устраивали в честь бога виноделия "страсти Диониса " - празднества, осенью - Сельские Дионисии , весной - Великие , или Городские, Дионисии . Праздник длился 5 дней - в первый проходили шествия и жертвоприношения, а в течение остальных четырёх дней показывали спектакли.

    Организовывал театральное представление архонт - представитель городских властей . Он назначал из состоятельных граждан хорега - мецената , который оплачивал постановку пьес.

    Ещё во времена Сельских Дионисий земледельцы одевали козлиные шкуры и маски, подражали сатирам. Они пели в честь Диониса хвалебные песни-гимны - дифирамбы - и изображали какой-нибудь подвиг. Эта группа певцов называлась - хором . В первых представлениях пел только хор, позже руководитель хора - корифей - и изображавший бога Диониса актёр стали вести с хором и друг с другом разговор - диалог .

    Так из хоровых песен козлоногих спутников Диониса возникли главные жанры греческого театрального искусства:

      трагедия - рассказывала о богах и героях из мифов, поднимала вечные проблемы: о чести и доблести.

      комедия - персонажи здесь были обыкновенные люди, высмеивались их недостатки и пороки.

      "драма сатиров" ("трагедия, которая шутит"). Здесь, трагические герои изображались комически, а хор был одет сатирами, которые представляли полулюдей - полузверей.

    Театр состоял из трёх основных частей:

      Театрон - место для зрителей, на склоне холма и вмещал тысячи людей.

      Орхестра - это круглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

      Скена - небольшое здание, где переодевались актёры. Находилась у края орхестры напротив мест зрителей. . Первоначально спектакль представлял собой песни и танцы в исполнении хора. Позднее появились актёры, которые вели диалог с предводителем хора. Участниками представлений в древней Греции были только мужчины. Чтобы лучше было видно происходящее на сцене, актёры играли на - котурнах - специальной обуви на толстой подошве, возвышающей рост актёра. и в мужских и женских масках, которые были больше лица героя и имели крупные, выразительные черты. У масок был большой рот в виде рупора, что усиливало голос актёра. Маски изображали состояние героя: радость, горе, боль, страх, жестокость и т.д. Поверх маски надевался парик с пышной прической. Выступали актёры в костюмах: счастливые персонажи - в ярких костюмах, а трагические - в тёмном.

    Всемирную славу греческому театру принесли Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан .

    Эсхил - его считают "отцом трагедии", ввел второго актера и перевел внимание с хора на диалог актеров.

    Софокл - вводит третьего актера и сократил объём партии хора.

    Еврипид - третий мастер греческой трагедии. приблизил трагедию к жизни, показывая своих героев такими, какие они есть.

    Аристофан - "отец комедии", которые высмеивали уродливые стороны жизни людей, затрагивал вопросы о войне и мире, о несчастных политиках, о неравенстве и т.д.

    Одна из самых древних мировых цивилизаций – Священная Римская империя – подарила человечеству величайшую культуру, включавшую не только богатейшее литературное наследие, но и каменную летопись. Уже давно нет народа, населявшего эту державу, но благодаря сохранившимся памятникам архитектуры, можно воссоздать образ жизни римлян-язычников. 21 апреля, в день основания города на семи холмах, предлагаю посмотреть на 10 достопримечательностей Древнего Рима.

    Римский форум

    Площадь, расположенная в долине между Палатином и Велиа с южной стороны, Капитолием с западной, Эсквилином и склонами Квиринала и Виминала, доримского периода представляла собой заболоченное место. До середины VIII века до н. э. эта территория использовалась для захоронений, а поселения располагались на близлежащих холмах. Место было осушено во времена правления царя Тарквикия Древнего, который и прекратил его в центр политической, религиозной и культурной жизни горожан. Именно здесь и произошло знаменитое перемирие между римлянами и сабинами, проходили выборы в Сенат, заседали судьи и совершались богослужения.

    С запада на восток через весь Римский форум проходит священная дорога империи - Via Appia, или Аппиева дорога, вдоль которой расположено множество памятников как древних, так и средневековых времен. На Римском форуме находятся Храм Сатурна, Храм Веспасиана и Храм Весты.

    Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 г. до н.э., символизировал победу над этрусскими царями из рода Тарквинеев. Несколько раз он погибал во время пожаров, но возрождался. Надпись на фризе подтверждает, что «Сенат и народ Рима уничтоженное пожаром восстановили». Это было величественное здание, которое украшала статуя Сатурна, оно включало помещение государственной казны, эрарий, где хранились документы о государственных доходах и долгах. Однако до наших дней дошло лишь несколько колонн ионического ордера.

    Строительство храма Веспасиана началось по решению Сената в 79 г. н. э. после смерти императора. Это святое здание посвятили Флавиям: Веспасиану и его сыну Титу. Длина его составляла 33 м, а в ширину он простирался на 22 м. До наших дней дошли три 15-метровые колонны коринфского ордера.

    Храм Весты посвящен богине домашнего очага и в древние времена соединялся с Домом весталок. Во внутреннем помещении постоянно поддерживался Священный огонь. Изначально его охраняли дочери царя, затем их заменили жрицы-весталки, которые также проводили богослужение в честь Весты. В этом храме находился тайник с символами империи. Здание было округлой формы, территорию которого окаймляли 20 коринфских колонн. Несмотря на то что в крыше имелся выход для дыма, в храме часто возникали пожары. Его несколько раз спасали, реконструировали, но в 394-м император Феодосий приказал закрыть его. Постепенно здание ветшало и пришло в упадок.

    Колонна Траяна

    Памятник древнеримской архитектуры, возведенный в 113 г. н.э. архитектором Аполлодором Дамасским в честь побед императора Траяна над даками. Мраморная колонна, полая внутри, возвышается над землей на 38 м. В «теле» сооружения находится винтовая лестница со 185 ступенями, ведущая к обзорной площадке на капители.

    Ствол колонны 23 раза спиралью огибает лента длиной 190 м с рельефами, изображающими эпизоды войны Рима и Дакии. Изначально монумент венчал орел, позже – статуя Траяна. А в Средневековье колонну стала украшать статуя апостола Петра. В основании колонны расположена дверь, ведущая в залу, где помещались золотые урны с прахом Траяна и его супруги Помпеи Плотины. Рельеф повествует о двух войнах Траяна с даками, причем период 101–102 гг. н.э. отделен от сражений 105–106 годов фигурой крылатой Виктории, пишущей на щите, окруженном трофеями, имя победителя. Также на нем изображены передвижение римлян, постройка укреплений, переправы через реки, битвы, очень подробно прорисованы детали оружия, доспехов обоих войск. Всего на 40-тонной колонне около 2 500 человеческих фигур. Траян появляется на ней 59 раз. Помимо Победы в рельефе присутствуют и иные аллегорические фигуры: Дунай в образе величественного старца, Ночь – женщина с закрытым покрывалом лицом, и др..

    Пантеон

    Храм всех богов построен в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, возведенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой. Латинская надпись на фронтоне гласит: «М. AGRIPPA L F COS TERTIUM FECIT» – «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». Располагается на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Пантеон отличается классической ясностью и целостностью композиции внутреннего пространства, величественностью художественного образа. Лишенное внешних украшений цилиндрической формы здание венчает купол, покрытый неброской резьбой. Высота от пола до отверстия в своде в точности соответствует диаметру основания купола, представляя взору удивительную пропорциональность. Вес купола распределен по восьми секциям, составляющим монолит стены, между которыми находятся ниши, придающие массивному зданию ощущение воздушности. Благодаря иллюзии открытого пространства кажется, что стены не столь толсты, а купол гораздо легче, нежели в действительности. Круглое отверстие в своде храма пропускает свет, озаряющий богатую отделку внутреннего пространства. До наших дней все дошло почти без изменений.

    Колизей

    Одно из самых значительных сооружений Древнего Рима. Огромный амфитеатр строился на протяжении восьми лет. Он представлял собой овальное здание, по периметру арены которого располагались 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Каждый ярус украшали колонны, выполненные в разных стилях. Первый – дорического ордера, второй – в ионического, а третий – коринфского. Кроме того, на первых двух ярусах были установлены скульптуры, выполненные лучшими римскими мастерами.

    Здание амфитеатра включало галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. В помещение вели 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра.

    Внизу были расположены привилегированные места для знатных вельмож Рима и трон императора. Пол арены, где происходили не только гладиаторские бои, но и настоящие морские баталии, был деревянный.

    В наши дни Колизей утратил две трети своей первоначальной массы, но и сегодня он представляет собой величественное сооружение, являясь символом Рима. Недаром поговорка гласит: «Пока Колизей стоит, будет стоять и Рим, исчезни Колизей – исчезнут Рим и вместе с ним весь мир».

    Триумфальная арка Тита

    Однопролетная мраморная арка, расположенная на дороге Via Sacra, построена после смерти императора Тита в честь взятия Иерусалима в 81-м г. н.э. Высота ее составляет 15,4 м, ширина – 13,5 м, глубина пролета – 4,75 м, ширина пролета - 5,33 м. Арка украшена полуколоннами композитного ордера, четырьмя фигурами Виктории, барельефами, изображающими Тита, управляющего квадригой, победное шествие с трофеями, среди которых главная святыня иудейского храма – менора.

    Термы Каракаллы

    Термы были построены в начале III века н.э. при Марке Аврелии по прозвищу Каракалла. Роскошное здание предназначалось не только для помывочного процесса, но и для проведения разнообразного досуга, включавшего и спортивный, и интеллектуальный. В «банный корпус» вело четыре входа; через два центральных входили в крытые залы. По обе его стороны были расположены комнаты для собраний, рецитаций и т.п. Среди множества всяческих помещений, находившихся справа и слева предназначенных для мытья комнат, следует отметить два больших открытых симметричных, окруженных с трех сторон колоннадой двора, пол которых украшала знаменитая мозаика с фигурами атлетов. Императоры не только облицовывали стены мрамором, покрывали мозаиками полы и ставили великолепные колонны: они систематически собирали здесь произведения искусства. В термах Каракаллы некогда стояли когда-то Фарнезский бык, статуи Флоры и Геркулеса, торс Аполлона Бельведерского.

    Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и дом культуры. Каждый мог выбрать себе то, что было ему по вкусу: одни, вымывшись, усаживались поболтать с друзьями, шли поглядеть на борьбу и гимнастические упражнения, могли сами поразмяться; другие бродили по парку, любовались статуями, засиживались в библиотеке. Люди уходили с запасом новых сил, отдохнувшие и обновленные не только физически, но и нравственно. Несмотря на такой подарок судьбы, термам суждено было разрушиться.

    Храмы Портуна и Геркулеса

    Эти храмы находятся на левом берегу Тибра на другом древнем форуме города – Бычьим. В ранние республиканские времена здесь причаливали суда и велась бойкая торговля скотом, отсюда и название.

    Храм Портуна построен в честь бога портов. Здание имеет прямоугольную форму, украшенную колоннами ионического ордера. Храм хорошо сохранился, так как около 872 года н.э. был превращен в христианскую церковь Санта-Мария-ин-Граделис, в V веке освящен в церковь Санта-Мария-Эгициана.

    Храм Геркулеса имеет конструкцию моноптера – круглое здание без внутренних перегородок. Сооружение датируется II веком до н.э. Храм имеет диаметр 14,8 м, украшен двенадцатью коринфскими колоннами высотой 10,6 м. Конструкция опирается на фундамент из туфа. Ранее храм имел архитрав и крышу, которые не сохранились до наших времен. В 1132 году н.э. храм стал местом христианского богослужения. Первоначально церковь называлась Санто-Стефано-аль-Карозе. В XVII веке вновь освященный храм стали именовать Санта-Мария дель Соль.

    Марсово поле

    «Марсово поле» - так называлась часть Рима, расположенная на левом берегу Тибра, первоначально предназначенная для военных и гимнастических упражнений. В центре поля находился алтарь в честь бога войны. Эта часть поля осталась и впоследствии свободной, в то время как остальные части были застроены.

    Мавзолей Адриана

    Архитектурный памятник был задуман как гробница императора и его семьи. Мавзолей представлял собой квадратное основание (длина стороны - 84 м), в котором был установлен цилиндр (диаметр - 64 м, высота около 20 м), увенчанный насыпным холмом, вершину которого украшала скульптурная композиция: император в виде бога Солнца, управляющего квадригой. Впоследствии это гигантское сооружение стало использоваться в военных и стратегических целях. Века видоизменили первоначальный его облик. Сооружение приобрело дворик Ангела, средневековые залы, в том числе зал Правосудия, апартаменты Папы Римского, тюрьму, библиотеку, зал Сокровищ и Секретный архив. С террасы замка, над которой высится фигура Ангела, открывается великолепный вид на город.

    Катакомбы

    Катакомбы Рима - сеть античных строений, использовавшихся как места погребений, по большей части в период раннего христианства. Всего в Риме насчитывают более 60 различных катакомб (150-170 км длиной, около 750 000 захоронений), большинство из которых расположены под землей вдоль Аппиевой дороги. Лабиринты подземных ходов, по одной версии, возникли на месте древних каменоломен, по другой – образовались в частных земельных наделах. В Средневековье обычай хоронить в катакомбах исчез, и они остались как свидетельство культуры Древнего Рима.

    Похожие публикации