Женская портупея. Секреты сочетания с одеждой. Женская портупея — модный аксессуар из средневековья В каком возрасте ее можно носить портупею

Все большей популярностью у современных модниц пользуется женская портупея. Этот стильный аксессуар способен многое рассказать о чувстве вкуса его обладательницы, ибо неправильное сочетание с общим образом обязательно создаст вызывающий или агрессивный вид. Откуда к нам пришла эта милая вещица и как правильно ее носить – об этом и пойдет речь дальше.

История возникновения портупеи

Изначально портупея была мужским аксессуаром, служившим не для украшения, а для практичного использования при ношении холодного оружия или для крепления на ней кобуры. Но что интересно, женщины тоже использовали перевязи из кожаных ремней, хотя и довольно редко. Пользовались ими дамы, любящие охоту. Из стиля милитари этот аксессуар перекочевал в мир современной моды. Интересно, что на мировых подиумах портупеи начали появляться еще лет 5 назад, но к нам доходить эта мода начала не так уж и давно. При этом сама портупея из классической перевязи с двумя лямками преобразовалась в сложное переплетение кожаных ремней с задействованием немалого количества металлической фурнитуры.

Изготавливается портупея в двух вариантах: простом (переплетенные ремни, не отягощенные лишним декором) и торжественном (с применением страз, шипов, крупных брошей разных форм или с окраской ремней в броские цвета). От внешнего вида портупеи и зависит, с чем ее можно сочетать и куда актуально носить. Простые перевязи с ремнями белого, бежевого или черного цвета считаются повседневными.

Ошибки сочетания

Важнейшее правило ношения этого аксессуара – отсутствие каких-либо иных массивных аксессуаров и максимально простой фон. При наличии бус, браслетов, колье в сочетании с портупеей, образ будет кричаще безвкусен. А при неправильном сочетании с одеждой, сей аксессуар рискует нарушить тонкий баланс между женственной сексуальностью и мужской агрессивностью. Чтобы не создать безвкусный и вульгарный образ, важно не носить этот аксессуар с мини-юбками, короткими шортами и высокими сапогами.

Как правильно сочетать портупею с образами

Уместно и пикантно будет смотреться портупея с одеждой делового стиля. Строгие брюки с высокой посадкой, юбка-карандаш, туфли на каблуках, блузка с полностью застегнутыми пуговицами и надетыми поверх переплетенными ремнями, максимально простая прическа – и можно смело отправляться в клуб или на вечеринку. Остаться незамеченной в таком образе просто нереально.

Поскольку портупея выходец из мира милитари, то естественным будет сочетание с одеждой в этом же стиле. Пальто либо жакет и ботфорты на высоком или низком, но главное, устойчивом каблуке – и вот готов образ уверенной в себе, смелой, но женственной дамы.

Что касается стиля повседневного (Casual), то и здесь портупея вписывается прекрасно. Этот аксессуар украсит собою водолазки, майки и футболки (свободного кроя и в обтяжку), клетчатые и джинсовые рубашки, вязаные кардиганы, свитера. Дополнят образ юбки длины миди, джинсы (даже рваные), брюки.

Невероятно выигрышно этот аксессуар смотрится в романтичном стиле. Портупея подчеркнет чувство вкуса в сочетании с платьями с рюшами, с легкими шифоновыми блузками. Если блузка еще и полупрозрачная, то портупею можно смело надеть под блузку, а не поверх нее.

Женские платья – это идеальный вариант для переплетенных кожаных ремешков. Так прекрасным будет сочетание вечернего платья с открытой спиной или сарафана с открытыми руками и спиной и портупеи. К сарафану можно обуть сандалии на низком ходу. Пикантным будет ношение портупеи поверх школьного вида платья с манжетами на рукавах и воротничком с пуговицами. Даже маленькое черное платье станет намного прелестнее, если дополнить его контрастирующей белой изящной портупеей. Главное в выборе платья – отсутствие глубокого декольте, без лишних элементов, простые цвета (белый, синий, черный, оливковый).

Сами кожаные ремни портупеи могут быть разного цвета. Классикой является черный цвет. Но для образов романтических и для смягчения классического лучше выбрать белый или коричневый цвета. Прекрасно, если цвет обуви будет совпадать с цветом ремней.

Для уверенности в своем стиле и неотразимости важно уметь грамотно не только подобрать одежду, но и сочетать ее с аксессуарами. Портупея уверенно отвоевывает себе позиции самого модного аксессуара. Так что важно научиться использовать ее правильно и уместно. Умея это, каждая девушка может рассчитывать на восхищенные взгляды окружающих.

Актеры должны уметь носить исторические костюмы. Эти уме­ния и навыки помогают актеру быть исторически достоверным, че­рез внешнюю форму (костюм) прийти к полному внутреннему ощу­щению исторической эпохи.

Работа в театре над исторической пьесой не только расширяет кру­гозор актера, но и оснащает его необходимыми для данной работы средствами пластической выразительности. Этот раздел тренинга в сценическом фехтовании условно назван «Бытовые действия» и вклю­чает различные способы ношения оружия и аксессуаров к нему: порту­пеи и ножен, плащей и шляп, бытовые действия мечом и шпагой, древковым оружием, приветствия, обезоруживания, поклоны и падения.

В классических пьесах наиболее часто встречается описание жиз­ни общества эпохи Возрождения и стилевые особенности европей­ского общества XVIII-XIX столетий. Поэтому в учебнике приводятся бытовые действия, относящиеся именно к этим периодам истории.

Условия жизни как в Средние века, так и в более поздний период вынуждали иметь при себе оружие, причем оно было не только у мужчин, но и у женщин, особенно в дороге. Из-за несовершенства экипажей и плохих дорог путешествовать в средневековье предпо­читали верхом. Длительная поездка в дамском седле была неудоб­ной. Такое седло предназначалось для светской жизни - прогулки, охоты и торжественных выездов.

Женщины, путешествуя, предпочитали садиться на лошадь по-мужски - верхом, а это требовало умения носить мужской костюм. Не желая быть узнанными, женщины надевали маску, чтобы скрыть лицо. Обычай носить маску настолько вошел в моду, что им стали пользоваться и мужчины.

Будучи в мужском платье, женщина поневоле испытывала все те тя­готы дороги, которые выпадали на долю мужчины. Поскольку дороги были опасны, путешественники, чтобы сохранить жизнь, должны были при необходимости вступать в борьбу.

Многие женщины и девушки из знатных семейств отлично езди­ли верхом, стреляли из лука, арбалета и пистолета, владели шпагой и кинжалом. Кинжал и стилет были обязательной принадлежностью дамского костюма. Стилет тонкий, в виде гвоздя, подвешивался к поясу платья с левой стороны. А второй кинжал испанские и итальян­ские дамы носили за круглой подвязкой на левой ноге. Поединки воз­никали иногда и между женщинами, а подчас даже между мужчиной и женщиной.

Мужской костюм и маска давали возможность знатной даме по­сещать народные праздники. Там случались и конфликтные ситуа­ции, требовавшие применения оружия. Постоянное наличие хо­лодного оружия оказало влияние на покрой мужской одежды. В XVI-XVII столетиях костюм имел облегающую форму. К тому же он должен был быть удобен, для того чтобы на него можно было быст­ро надеть вооружение.



Так возникли обуженные по всей длине ноги штаны и обтя­гивающая куртка. В XVI и XVII столетиях все еще носили ме­таллические части доспехов, и потому платье данного периода со­храняло конструкцию, типичную для рыцарской эпохи. Мужчины носили полотняную рубашку, поверх нее, даже в повседневной жизни, надевали тонкую кольчугу, а затем - кожаный или сукон­ный колет.

Обычный колет имел застежку сбоку или сзади. Иногда он был с рукавами обуженной формы. Это удобно при надевании перчаток с крагами. Краги отлично защищали руки в бою или поединке. Ко­лет был обужен по фигуре кавалера, по талии он стягивался поясом. Иногда к этому поясу прикреплялась портупея (ремни специальной формы), изредка и пояс выполнял функцию портупеи (в этом случае он имел специальный покрой).

В то время мужчины носили трико, которое поддерживалось на поясе ремешком или тесьмой. У рубашки имелись воротник и ман­жеты, она заправлялась в трико. Поверх его носили короткие шта­ны - иногда широкие, иногда в обтяжку. Ткань штанов, их покрой зависели от климата и времени года.

В XVI веке мужчины еще надевали кирасу (часть рыцарских доспехов), имевшую две половины (доски) - переднюю и заднюю. В XVII веке носили только переднюю часть этого вооружения. На голове во время войны носили каску или шлем.

Глава XXIII НОЖНЫ И ПОРТУПЕИ

Ножны представляли собой деревянный футляр, обшитый кожей или материей, в который вкладывался клинок оружия. Футляр часто украшался резьбой, драгоценностями. Клинок в него легко вклады­вался. Однако последние 2-3 см клинок надо было вгонять в ножны с некоторым усилием. Утолщение, или так называемая «пятка» клин­ка входила с трудом - это был своеобразный запор, мешавший ору­жию случайно выпасть из ножен, что могло случиться при быстрых передвижениях или во время посадки на коня.

Наличие ножен в историческом костюме совершенно необходи­мо для верного ощущения стилевого поведения господина, воору­женного холодным оружием. Появление актера на сцене при шпаге, вдетой прямо в портупею, является грубейшей ошибкой режиссера и художника спектакля.

Портупея - приспособление, к которому прикреплялись ножны, являлась обязательной принадлежностью мужского исторического костюма XVI-XVII столетий. Кавалер мог вынуть шпагу вместе с ножнами из портупеи, но портупею не снимал.

Портупея в виде ременной петли появилась еще в Древнем мире. Широкий кожаный ремень надевали прямо на шею (так носили ору­жие древние греки и римские военачальники). Римские воины надева­ли портупею через плечо и тогда ножны с оружием висели вертикаль­но вдоль правого или левого бока. Эта манера сохранилась и в эпоху раннего Средневековья. Известны и другие виды портупей.

Поясная портупея (раннее Средневековье) - эта конструкция представляла собой два ремня: первый служил поясом, второй был подшит к первому спереди от правого бока. Он шел ниже пояса по животу к левому тазобедренному суставу. В этом месте к нему подшивалось кожаное кольцо, точнее, трубка, в которую вдевались ножны. Далее этот ремень поднимался наклонно вверх и прикреп­лялся к первому поясу на середине спины. Это было удобно, так как тяжесть оружия почти не ощущалась.

Наплечная портупея (эпоха Возрождения) - это была петля такого размера, что ее нижний конец точно совпадал с уровнем тазобедренного сустава. Изготавливалась она из кожи или простой материи. На уровне сустава к петле пришивался кусок кожи в виде трубки.

Трубка подшивалась наклонно вниз, в нее вдевались ножны шпаги. Эта трубка (так называемый подшпажник) обеспечивала несколько наклонное положение ножен и шпаги, чтобы не мешать передвижениям воина.

На рис. 130 показано правильное положение портупеи на кавалере XVII столетия. Так ее носи­ли военные. В середине века к наплечной порту­пее на уровне груди прикреплялась круглая или овальная розетка.

Военные дворяне имели своего коня, оружие, отбывали службу в своем костюме, и только по розетке можно было узнать, к какой части они принадлежали. Простому дворянину, служивше­му в войсках, оружие выдавалось вместе с фор­мой, то есть одинаковый костюм был только у мушкетеров и гвардейцев привилегированных войск.

Ножны и портупею для кинжала, как правило, прикрепляли к поясу. Это давало возможность обнажить оружие, не придерживая ножны рукой, что было необходимо, если в другой руке была обна­женная шпага или пистолет. Парадный кинжал с разукрашенными ножнами иногда прикрепляли к поясу на очень коротких ремешках (портупее для кинжала). Кинжал прикрепляли к поясу сбоку и чуть спереди. Такой способ давал возможность легко обнажать его любой рукой.

Упражнение № 244. Поза «сидя при шпаге в портупее»

Построение группы: стойка. Каждый учащийся стоит в трех ша­гах от стула или кресла. Исходное положение: свободная стилевая поза кавалера XVII столетия.

Техника исполнения. Сделать три шага к стулу, начав движение правой ногой, остановиться, слегка отставив левую ногу назад. За­тем сделать поворот на 180° левым плечом назад, придерживая эфес шпаги левой рукой. Слегка склонив корпус вперед, опуститься на сиденье.

Методические указания. Это единственный удобный способ сесть на стул или в кресло, поскольку при повороте правым плечом назад оружие обязательно заденет за боковую сторону спинки мебели и сесть не удастся. Кавалеры, всегда носившие оружие, не ошибались в манере садиться. Этот навык прививался с детства. После того как ка­валер садился, он оставлял шпагу в том положении, в которое она ме­ханически попадала. Ее клинок в этом случае был направлен назад.

Можно было, приподняв оружие левой рукой, поставить его вер­тикально, изящно придерживая его в этом положении (типичная стилевая поза). Или, повернув оружие вправо, положить его себе на колени. Оба типа портупей позволяли выполнить эти движения. Свободная манера обращения с оружием в положении сидя дает ис­торически верную стилевую пластику.

Портупея. Манера носить оружие в XVIII столетии. Шпага этого периода - легкая и тонкая. Ее клинок представляет собой трехгранную иглу. Общая длина шпаги - 90 см, это, скорее, при­надлежность к парадному костюму, чем боевое оружие. И манера носить эту шпагу свидетельствует о ее декоративном назначении. С начала XVIII столетия шпага носилась в кожаных лакированных ножнах на ленте - облегченной портупее в виде петли, надевавшей­ся через правое плечо.

Портупея надевалась на камзол. Позднее шпагу в ножнах поме­щали в специальную прорезь, сделанную в кафтане с левой стороны на уровне тазобедренного сустава. Эта прорезь помещалась между тканью кафтана и его прокладкой. Она шла несколько наклонно и выступала через шлицу (разрез между полами).

Таким образом, шпага находилась за туловищем и почти поперек его. Снимая кафтан, кавалер вместе с ним снимал и шпагу. Одна­ко можно было вытащить шпагу из прорези, оставаясь в кафтане, и удобно сесть, так как шпага больше не мешала ему.

Упражнение № 245. Сесть на стул или в кресло со шпагой в каф­тане

Построение: в четырех шагах перед стулом или креслом. Исход­ное положение: стилевая поза стоящего кавалера.

Техника исполнения. Сделать четыре шага вперед, начиная пра­вой ногой, остановиться, оставив правую ногу сзади, и повернуться правым плечом назад. Завершая поворот, надо двумя руками при­поднять сзади обе полы кафтана, что позволит опуститься на сиде­нье мимо шпаги.

Методические указания. Не выполнив последнего движения, либо кавалер окажется сидящим на шпаге, что грозит поломкой оружия, либо шпага и полы кафтана окажутся лежащими на ручках, что вообще не позволит сесть. Перед тем, как сесть в кресло, шпагу с ножнами следует вынуть из прорези в кафтане. Ее можно было по­ложить на стол, стул или отдать лакею. Военные люди носили шпагу на обычной ременной портупее.

Наплечная портупея XIX-XX столетий - принадлежность многих родов войск. Офицеры армии и гвардии носили портупею только на службе и на улице. Дома они снимали ее вместе с оружием. В мирное время ее надевали под шинель, в военное время - на ши­нель. С момента появления погон, ремень портупеи пропускался под правый погон. В офицерской шинели вместо левого кармана была только прорезь: надев шинель, офицер пропускал туда эфес оружия.

Рукоять помещалась сверху. Темляк оружия - ременная петля или орденская лента - выходил наружу из прорези. В мирное время ар­мейские и гвардейские офицеры огнестрельного оружия при себе не имели. Полицейские чины всегда носили шашку, а жандармы - па­лаш, кроме того, и те и другие были вооружены револьвером. Все ору­жие носили поверх одежды (мундира - летом, шинели - зимой).

Портупеи для шпаги при чиновничьем, генеральском и студен­ческом мундирах. Известны два способа ношения такой портупеи.

1. С левой стороны мундира кармана не было, имелась только выделанная под карман прорезь, или отверстие, в которое вкла­дывались ножны для шпаги XIX столетия - небольшого размера оружия в ножнах лакированной черной кожи, вверху и внизу с зо­лоченными металлическими оковками. На верхней оковке имелся крючок, направленный вниз. Этим крючком ножны шпаги надева­лись на наружную сторону прорези.

Шпага проходила под полой мундира, и нижний конец ножен слегка высовывался из-под подола. Рукоять шпаги имела темляк (иногда это была орденская лента), который свешивался снаружи мундира.

2. Ножны шпаги прикреплялись к черной муаровой ленте, сшитой в форме петли (наплечная портупея). Эту ленту надевали через пра­вое плечо под жилет во фрачном костюме, а генеральские чины - на жилет, пропуская рукоять с темляком через прорезь в мундире. Так же носили шпагу студенты и чиновники.

Глава XXIV ПЛАЩ

Типичной принадлежностью мужского и женского историческо­го костюма был плащ.

Малый плащ (капа или эпанча) - небольшой короткий - был парадной принадлежностью костю­ма кавалера XVI столетия. Плащ пришивался к плечам костюма со стороны спины (рис. 131, а). Длина его была такой, чтобы в положении сидя, плащ не опускался на сиденье, а был только чуть ниже талии. Иногда плащ крепился крючками к петлям на плечах костюма (рис. 131, б). Такой плащ легко отстегивался слугой кавалера.

В светском обществе была мода пристегивать плащ только к ле­вому плечу. Никакого утилитарного значения этот плащ не имел.

Короткий плащ удлиненного покроя (примерно до уровня ко­лен) прикреплялся к плечам крючками или шнурком вокруг шеи. Его тоже можно было легко снять. Он служил верхней одеждой и запа­хивался на груди.

Большой плащ - это своеобразная одежда, появившаяся в Древ­нем мире. Покрой ее изменялся только в деталях. Большой плащ носили поверх обычной одежды. Он защищал от непогоды, ветра и дождя, служил и подстилкой для сна, и одеялом.

Для того чтобы выкроить такой плащ, надо было измерить рост человека от нижнего шейного позвонка до пола - это размер необ­ходимого для кроя радиуса. Точная половина круга, описанного этим радиусом, была размером плаща для данного человека. От середины диаметра вправо и влево отмерялось расстояние, равное расстоянию от позвоночника до плеча человека. К этим двум точкам пришива­лись завязки-ленты или шнурки длиной по 50 см каждая.

На завязке не должно было быть узлов. Между лентами на верх­ней поле плаща делался неглубокий овальный вырез, позволявший плащу плотно прилегать к шее человека. Чтобы верно набросить плащ, следует взять его за завязки так, чтобы изнанка была сверху.

Мужчины-дворяне носили плащ наброшенным на левое плечо. Это оставляло правую руку свободной, чтобы легко и быстро вынуть ору­жие. С бархатного или парчового колета плащ снимался с трудом, по­этому плащ имел шелковую подкладку. Если кавалер будет набрасывать плащ через правое плечо, то обязательно зацепится за свою шпагу.

По манере носить плащ люди того времени определяли сослов­ную принадлежность человека. Поскольку плащ в сценическом фех­товании использовался не только как одежда, но и как защитное при­способление и даже оружие нападения, актер должен уметь быстро его надеть и так же быстро снять.

Упражнение № 246. Надеть плащ, снять плащ

Построение группы в этом и следующих упражнениях - стай­кой. Выбрав плащи по размеру, расстелить их по полу, лицевой сто­роной вниз. Плащ берется за завязки.

Техника исполнения. По команде «Надеть плащ!» левая рука на­брасывает плащ себе на левое плечо, а правая обводит завязку с полой над головой, пропуская направо подмышку, затем шнуры завя­зываются на груди обязательно в одну петлю. Благодаря этому один конец завязки будет коротким, другой - длинным. Этот способ дает возможность быстро снять плащ. Надо взять правой рукой за корот­кую завязку, потянуть ее вниз, затем движением большого пальца сверху вниз по груди следует расправить завязки.

Одновременно с этими действиями, просунув левую руку меж­ду тканью плаща и телом, захватить кистью материал плаща на уровне выше поясницы. После этого нужно подтянуть левой рукой ткань вниз (плащ снимется с плеч), затем этой же рукой стянуть его в сторону. Можно было бросить плащ или обмотать его вокруг руки. Иногда плащ слегка отбрасывали и накидывали на левое или правое предплечье.

Методические указания. Надо сделать это упражнение несколько раз, для того чтобы появился навык.

Упражнение № 247. Основные позы с плащом

Техника исполнения. Плащ всегда придерживали за полы рука­ми. Для того чтобы освоить эту манеру, обеими руками, опущен­ными вниз, захватить сверху полы плаща и зажать их пальцами. Держать полы снизу нельзя. Все позы должны выполняться с пла­щом в руках.

Основные положения с плащом: руки, сложенные под животом, скрещенные на груди, обе руки в бока, сложенные сзади, правая рука - в бок, а левая - на эфесе шпаги, обе руки - на эфесе шпаги. Плащ драпирует фигуру, создавая красивый силуэт.

Упражнение № 248.Отбросить и поймать полы плаща правой рукой, затем левой

Исходное положение: свободная стойка, руки с плащом в одной из стилевых поз.

Техника исполнения. На счет «Раз!» - отвести назад правую руку сплащом. «Два!» - быстрым движением правой рукой подбросить полу вперед вверх. «Три!» - подхватить ее на правое предплечье. «Четыре!» - разогнуть локоть правой руки вниз назад и чуть впра­во. Это движение отбросит плащ с руки.

Затем все движения с полой плаща выполняются левой рукой. Можно выполнять упражнение на ходу, подбрасывая и подхватывая плащ то правой, то левой рукой.

Методические указания. Во всех последующих упражнениях выполняется та же схема. Сначала выполнить упражнение, стоя на месте, затем продолжить его с движением вперед, поворотом, движе­нием в обратном направлении, еще поворотом и остановкой в одной из стилевых поз.

Упражнение № 249. Подбросив правую полу, подхватить; сде­лать то же с левой, и обе полы отбросить вниз

Техника исполнения. Подбросить правую полу, поймать ее на предпле­чье, затем сделать то же самое левой. Затем обе полы плаща отбросить, взяв полы в руки, накла­дывая кисти сверху.

Методические указа­ния. Кавалер при ходь­бе всегда носил правую полу на предплечье (рис. 132, а). В этом поло­жении пола не волочилась по земле. Если нужно было подняться или спуститься по лестнице, то плащ закидывался на оба предплечья, так как шпоры могли зацепиться за подол плаща. При под­хвате на обе руки плащ поднимается достаточно высоко (рис. 132, б).

Упражнение № 250. Подбросить плащ правой рукой на правое плечо, а левой - на предплечье

У плаща большого размера правую полу закладывали на правое плечо.

Техника исполнения. Сделать большой замах правой рукой назад, а затем отбросить полу так, чтобы она попала на правое плечо сзади рука придерживает ткань на плече. Левой рукой нужно подхватить полу на предплечье, после чего положить руку на эфес шпаги. Затем обеими руками одновременно отбросить плащ.

Методические указания. Средневековый плащ на оба плеча на­брасывали крайне редко, и только тогда он был очень большого раз­мера. Выполнять эти упражнения следует в резком темпе.

Упражнение № 251. Запах правой рукой к эфесу шпаги, левой - к правому боку

Техника исполнения. Широким жестом запах­нуться плащом, правая рука кладется на эфес шпаги или левый бок. Далее левой рукой за­пахнуться плащом в на­правлении правого бока и, распахнувшись, вер­нуть его на эфес шпаги (рис. 133). После выпол­нения на месте освоить упражнение в движении вперед.

Упражнение №252. Запахнуться правой рукой на левое плечо, раскрыться, затем левой рукой - на правое плечо, раскрыться

Техника исполнения. Правая рука широким движением заклады­вает правую полу на левое плечо, затем следует распахнуться. То же сделать и левой рукой, но на правое плечо. После разучивания упражнения пробовать делать его с движением вперед. Каждое за­пахивание и распахивание выполняется сначала в пределах четырех шагов, затем двух и, наконец, одного шага.

Упражнение № 253. Двойные запахивания

Техника исполнения. Правая рука запахивает плащ на эфес шпаги, после чего левая забрасывает полу на правое плечо. Затем левая рука снимает полу плаща с плеча, возвращается на эфес шпаги, после чего правая распахивает плащ и ставится на правый бок. Затем то же вы­полняется, но в иной последовательности: сначала левая рука кладет полу плаща на правый бок, затем правая забрасывает полу на левое плечо. Далее руки последовательно распахивают плащ.

Методические указания. Подобные движения плащом характер­ны для XVI-XVII столетий, поэтому они типичны для пьес времен «плаща и шпаги». Необ­ходимо, чтобы препода­ватель по сценическому фехтованию уделял та­ким упражнениям до­статочно времени, осо­бенно если этой темы нет в курсе «Основ сце­нического движения».

Для тренировки сле­дует давать самые раз­нообразные сочетания из разученных приемов. Например, левая рука может подхватить плащ на предплечье, правая закинет полу на левое плечо. Из разученных движений с плащом лег­ко создаются простые этюды. Сюда же можно включить упражнения

на осанку, походку и поклоны в манере XVI-XVII веков (рис. 134). Эта работа очень важна в подготовительный период перед началом практических ре­петиций при постановке пьес, действие которых происходит в XVI или XVII столетиях. Манера носить плащ, подвязанный завязками

со стороны спины под тканью, неверна. Эта манера типична для ношения мантии.

Если плащ завязан на спине, то он мешает актеру, поскольку не пригоден для бытовых действий. Эта неверная манера, связанная с многочисленными ролями королей, герцогов и других правителей, которым этим способом подвязывают к спине мантию, парадное вы­ходное одеяние.

Глава XXV ШИРОКОПОЛАЯ ШЛЯПА И ТРЕУГОЛКА

Для создания исторической достоверности в теат­ре довольно большую роль играет правильная мане­ра обращения с широкополой шляпой XVII столетия (рис. 135). Широкополая шляпа надевалась на голову так, чтобы отогнутое вверх поле было с левой сторо­ны, а правая сторона опускалась к уху. Чтобы снять шляпу, необходимо поднять правую руку над шляпой, положить предплечье спереди сверху на поле. Кисть четырьмя пальцами захватывает поле шляпы снизу, а большим пальцем - сверху.

Упражнение № 254. Снимание и надевание шляпы

Построение: стайкой.

Техника исполнения. По команде «Взять шляпу!» ши­роким жестом положить правую руку на поля шляпы,

захватив пальцами ее левую сторону. По команде «Снять шляпу!» поднять руку со шляпой в направлении направо вверх и держать ее так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, к тем лицам ко­торых приветствуют.

По команде «Поправить шляпу!», взявшись двумя руками, пра­вой справа, а левой слева за поля, надвинуть ее на голову.

Упражнение № 255. Бытовые позы с широкополой шляпой

В старину считалось недопустимым быть на улице без головно­го убора, но при входе в жилое помещение головной убор снимался.

Жилым помещением считались только комнаты - в передних и ко­ридорах (в подсобных помещениях) можно было оставаться в шляпе. Головной убор не снимали военные, пришедшие по делам службы. Снятую шляпу можно было либо держать у правой ноги, либо пове­сить на эфес шпаги, кроме того, ее можно было положить на левую руку.

Первое положение - шляпа у ноги. После того как шляпа снята с головы, следует держать ее в правой руке, опущенной вниз, вдоль бедра правой ноги. Если, опуская ее, не переменить положение кис­ти, шляпа обязательно окажется тульей и перьями к ноге, а изнанкой наружу, что недопустимо по этикету. Поэтому в момент, когда рука опускает шляпу к ноге, надо быстро перенести указательный палец на поле сверху, а большой - под него: тулья окажется в верном по­ложении (рис. 136, а).

При надевании шляпы положение пальцев на полях менять не надо. Следует набросить шляпу на голову так, чтобы правая рука оказалась около левого виска, а затем поправить ее двумя руками, как было указано выше.

Второе положение - шляпа на эфес. После того как шляпа была снята с головы, кавалер набрасывает ее на эфес шпаги, при этом он придерживает ее снизу пальцами левой руки или кладет руку сверху на тулью, можно было и совсем не придерживать шляпу. Это поло­жение удобно тем, что оставляло свободными обе руки.

Третье положение - шляпа «на подносе». Это положение шляпы для торжественных обстоятельств: прие­мов, аудиенций и богослужений. Та­кое положение диктовалось правилами этикета. В момент, когда снималась шляпа, левая рука, сгибаясь в локте­вом суставе, оказывалась в положении, когда предплечье, располагалось поч­ти горизонтально, но чуть ниже плеча. На этот своеобразный «поднос» шляпа укладывалась тульей и перьями вверх (рис. 136, б).

Для того чтобы шляпа не падала, ее придерживали пальцами ле­вой руки. В дальнейшем ее было удобно взять и правой рукой.

Методические указания. Тренировать действия со шляпой в со­четании с ходьбой, остановками, поклонами.

Упражнение № 256. Поклон со шляпой

Жители средневековья, приветствуя друг друга, обязательно снимали головной убор. Этот обычай соблюдали, здороваясь либо с людьми своего круга, либо с вышестоящими. По отношению к про­стому люду дворянин мог этот обычай не соблюдать.

Техника исполнения. Кавалер клал правую руку на поля шляпы. На счет «Раз!» надо, снимая шляпу, вытянуть правую руку в сторону и слегка вверх, одновременно шагнув левой ногой назад. На счет «Два!» приложить руку к сердцу, поля шляпы при этом должны лечь на грудь так, чтобы тулья и перья были направлены вперед, и одновременно слегка согнуть левую ногу в колене. На счет «Три!» склонить голову и корпус, как бы «подметая пол пером», руки - в стороны.

После первого поклона, не приставляя правую ногу вперед в за­ключительное положение, слегка оттолкнувшись от пола левой но­гой, в прыжке перенести правую ногу за левую (сначала приземляет­ся правая нога, затем левая), руки в момент толчка (через положение опять «К сердцу!») развести в стороны. Эта последовательность дви­жений выполняется два, три и более раз.

На счет «Четыре!» надеть шляпу на голову и, выпрямляясь, при­ставить с легким ударом правую ногу к левой.

Методические указания. Более почетное приветствие выража­лось в двойном поклоне, а в торжественных обстоятельствах - даже тройном. Они были выражением церемониала.

Упражнение № 257. Тройной поклон

Техника исполнения. Следует выполнить первый поклон так, как это описано в предыдущем упражнении, но остаться в положении склоненной головы и туловища. По команде «Четыре!», выдержав небольшую паузу, нужную для реплики или в ожидании ответа, на­чать исполнение второго поклона. Для этого следует сделать вспо­могательное движение, то есть перебросить шляпу за предплечье, и, выпрямляясь, подтянуть правую ногу к левой и одновременно по­ложить шляпу на грудь, так же как в первом поклоне.

Далее, по счету «Пять!», шагнув левой ногой назад и сгибая ее в колене, склонить вновь туловище и голову, отводя руку со шляпой слева направо, снова скользнуть перьями по полу. Чтобы сделать тре­тий поклон, надо, опять шагнув правой ногой за левую, выпрямить голову и туловище и перенести правую руку со шляпой влево. В мо­мент после прыжка, когда левая нога окажется за правой и согнется в колене, надо, склонившись, отмахнуть широко шляпой вправо - это будет выполнением третьего поклона.

Методические указания. Не следует затрачивать много времени на детальное освоение этих элементов, надо постараться как можно скорее перейти к комплексному исполнению этих действий, а еще лучше - к этюдной форме.

Упражнение № 258. Комплексное

Предложить ученикам надеть плащи, портупеи со шпагами, нож­нами и шляпы.

Техника исполнения. Приняв положение одной из стилевых поз, идти вперед семь шагов. На пятом-шестом шаге следует распахнуть плащ и оставить полу или свободной, или закинутой за предплечье. Затем, остановившись, выполнить тройной поклон, поместить шля­пу на «поднос» или повесить на эфес шпаги и сделать еще один пок­лон. В заключение надеть шляпу и запахнуться в плащ.

Методические указания. Ученики сами должны выбрать стиле­вую позу в начале упражнения. Они свободны в подборе движений при обращении с плащом, но, кланяясь, обязательно должны сни­мать шляпу. Приведенная схема упражнения позволяет легко пре­вратить его в этюд. Чем разнообразнее будут упражнения, тем боль­шую пользу они принесут. Заданная схема не должна меняться, она единая для всех, но детали исполнения могут быть индивидуальны.

В мире снова бушуют волны неспокойствия и сложившаяся ситуация конечно же не может обойти стороной такую вещь как тренды!

Сегодня мы поговорим с вами о ярком, необычном и, в то же время, очень спорном аксессуаре как портупея.

Что такое портупея?

Сегодня на встрече, в клубе или просто на улице можно встретить девушку в ремнях вокруг тела, груди, талии. Эти ремни могут быть одеты на платье или блузку, скрещиваться или идти параллельно друг другу. Ремни могут использоваться тонкие или толстые, любого цвета. И не все знают, что эти ремни называются портупея.

Если углубляться в историю, то портупея - это элемент военного мужского обмундирования, появившийся в 18 веке. Данное крепление, состоит из нескольких кожаных ремней, перевязанных между собой, одевается и носится на торсе и используется в качестве удобного ношения холодного и огнестрельного оружия.

Дизайнеры каждый раз придумывают креативные решения для нашего гардероба и в этот раз не смогли устоять перед этим непростым аксессуаром, предлагая использовать его в качестве украшения на каждый день, особый выход и просто для привлечения внимания к себе, как к особе яркой, экстравагантной и очень смелой.

Портупеи делают в двух вариантах:

Простой - без лишнего декора;

Более торжественный - с крупными брошами из насекомых, цветов, посыпают стразами, а так же окрашивают в яркие кричащие оттенки.

Но в основном, более носибельными считаются перевязи с ремешками чёрных, бежевых и белых тонов.


Как можно носить портупею?

Чтобы не прослыть человеком, который не умеет выглядеть достойно и стильно, важно знать, как же всё таки носить портупею?

Итак, начнём с того, что портупея очень самодостаточная вещь , она притягивает на себя большое количество внимания и сочетать её нужно с простой одеждой, без добавления других аксессуаров (без колье, бус, браслетов и других украшений).

Главное правило: надевая портупею, позаботьтесь о простом фоне и уберите всё лишнее. Лучше всего она сочетается с такой миловидной вещью, как платье . Это может быть платье футляр строгого кроя и желательно однотонное без лишних элементов, либо платье длиной макси , исполненное в кружеве.

Женственно смотрится с юбкой в пол и водолазкой. В качестве вечернего образа можете опробовать комплект из маленького чёрного платья и изящной белой портупеи с броским крупным элементов в зоне плеча или шеи.

Для неординарных натур, стремящихся к самовыражению, даже в такой скучной среде как офис, можно предложить сочетание белой сорочки, чёрной или бежевой портупеи на тонких ремешках и юбки карандаш длиной миди. Но в этом случае портупея должна быть очень спокойная, без клёпок, крупных креплений и малого количества переплетений.

В повседневной носке хорошо сочетается с простыми однотонными футболками и майками, джинсовыми и клетчатыми рубашками. Можно носить поверх пальто, бушлата и жакета. Довольно интересно смотрится коричневая портупея с узким, застёгнутым клетчатым casual пиджаком в тон.

Летящий топ или шёлковая блуза заиграет по-новому в сочетании с этими необычными ремешками. Можно зайти чуть дальше и надеть портупею под полупрозрачную шифоновую блузку или лёгкий джемпер с открытой спиной.


Как нельзя носить портупею?

Ни в коем случае не надевайте её с короткими шортами, мини-юбками, высокими сапогами и различными элементами из кожи. Будьте осторожны с облегающими платьями, в этом случае лучше, если они будут закрывать колено. Не перегружайте образ украшениями и другими эффектными аксессуарами. Носите аккуратно со стилем милитари, чтобы не выглядеть чересчур брутальной и грубой.

Вообще, сама по себе портупея считается дерзкой вещью и поэтому важно составлять остальной look в милой, воздушной и больше романтичной или классической версии, во избежание вульгарности и безвкусицы.

Запомните, что чёрная портупея придаёт определённую остроту внешнему виду, а для любительниц спокойных, ненавящевых образов лучше использовать светлые тона. Портупеи ярких цветов подбирайте под нейтральные однотонные вещи.


В заключение хочется посоветовать просто примерить на себя этот необычный аксессуар и понять подходит вам это или нет. Возможно, стоит рискнуть и надеть его на особый случай или мероприятие, ведь так вы точно не останетесь в стороне и заметно выделитесь на фоне окружающих.

Стилист Катерина Пасынкова. Обратиться за консультацией по стилю.

Немного о портупее, модных тенденциях, моделинге и мире fashion-индустрии April 11th, 2015

Люблю сюда писать тогда, когда накопилось и есть, собственно говоря, о чем рассказать. Когда человек что-то меняет в своей жизни - переезд ли это в другую страну и новое окружение или смена деятельности и получение нового опыта, он в любом случае в какой-то момент чувствует себя в невесомости и немного в подвешенном состоянии до тех пор, пока не наступает определенность. И это нормально. Это расширение зоны комфорта - современный хэштег, который пестрит в любом семинаре по личностному росту или книгах по саморазвитию. Вообще, что бы с нами не случалось - все происходит не просто так, а по определенной причине. И в нашей жизни нет врагов или плохих людей, есть учителя в виде этих людей, с которыми мы договорились пройти либо общие уроки, либо только свои. И мы все исполняем роли в чьей-то жизни хорошие, в чьей-то болезненные. С этим ничего не поделаешь, это можно просто принять и извлекать опыт. Так вот, оказавшись в свободном плавании в океане, главной задачей становится - пережить в этих необъятных водах любую погоду, в том числе и шторм, когда наступают финансовые трудности и ты оказываешься перед выбором - остаться на своем маленьком, необустроенном плоту и постепенно его делать крепче и сильнее или сесть на чужой корабль, который, кажется, кидает спасательную шлюпку, но плывет по своему курсу и с твоим мнением считаться точно не будет или же, что представляется, наиболее разумным, искать компромисс между желаниями и возможностями, выбирая правильных попутчиков до следующего пункта назначения, которые могут стать потом спутниками по жизни.

На вопрос, а чем ты занималась последнее время - ответов много и все разные: написала главу романа, который превратился в фантастику и где главные герои даже еще не встретились, но переплетение реальностей и ступор уже произошел. Записала на ноты музыку, которую наигрывала и импровизировала. Участвовала в обсуждении и развитии семейных идей. На репетитора по математике отклика не было, а когда он появился и мне начали звонить, уже было не актуально. Писала рефераты, контрольные на заказ. Занималась рерайтингом, копирайтингом (статьи про моду, путешествия - брала то, что мне реально интересно, по-другому не могу), переводом. Думаешь, вот есть столько сайтов про моду и красоту и статьи такие интересные, написанные, как будто профессионалами в этой области, а на самом деле мы с подругой на заказ штудировали всю инфу в инете и делали описание модных тенденций, гардероба звезд со своей точки зрения. Про страны и туризм часто пишут люди, которые там вообще ни разу не были. На шоу все довольные телезрители хлопают в ладоши, а на самом деле люди даже не видят выступлений на сцене, и не знают, каким боком и зачем их сюда занесло. Кто-то приходит сюда пообщаться и познакомиться. Хватает пару дублей, чтобы по-быстрому смотаться. Афиши всегда пишут одно, на самом деле все происходит по-другому. О моделинге - пожалуй, это самое интересное. Все непристойные предложения, которые иногда были ну очень смешные, опускаем. Всегда есть выбор - кем быть, куда идти, как поступать исходя из своих ценностей и мировозрения. Как-то подруга мне сказала написать 10 плюсов того, чем я начала заниматься. Объединила их в пять. И вот, что получилось:

1) Я еще раз твердно убедилась, что нигде не бывает сразу все легко и просто, везде все равно нужно работать и вкалывать, прикладывать большие усилия и часто начинать с нуля и быть готовым выполнять свою работу хорошо и практически за бесплатно. Сначала работаешь на имя, потом имя работает на тебя. И кстати, по-настоящему любимое дело - это то дело, которые ты готов делать как раз бесплатно, на заметку))

2) Вера в себя и уверенность в своих силах, потенциале и ощущении, что раз ты сделал это, то можешь сделать еще больше. Плюс, конечно, то чувство, когда начинаешь думать, что знаменитые звезды, модели и обычные девушки все-таки с одной планеты, все красивые по-своему и в каждом есть что-то необыкновенное. Хотя сравнивать никогда не нужно, а если и нужно то только себя сегодняшнего с собой вчерашним, так можно измерить степень прогресса или регресса. Если ты не двигаешься - значит, ты регрессируешь. Стремление к большему мотивирует и в голове это большее всегда должно быть. И даже если окружающие не поддерживают тебя в твоих начинаниях и относятся скептически, все равно нужно продолжать делать то, что нравится, хотя бы в свободное время.

3) Позирование - это не стоп-кадр и сто дублей одного и того же, это жизнь в кадре и умение передавать глубину чувств и палитру эмоций, быть выразительным.

4) Были необыкновенные проекты и была отдельная маленькая жизнь, связанная с ними. Каждый фотограф, как художник, видит свою картину мира и соответственно, тебя каждый профессионал тоже видит по-разному. В результате остается ощущение, что ты запечатлился в вечности, потому что в процессе работы были созданы неповторимые кадры.

5) Бесценный опыт - я познакомилась с многими интересными людьми, которые давали мне не всегда лестную, но соответствующую реальности на данный момент, обратную связь. Более того, я узнала, их истории жизни, становления, как личности. Всех не перечислю, но это фотографы, стилисты, визажисты, имиджмейкеры по свадьбам, их ученики, дизайнеры. Все они вдохновленные и счастливые люди, потому что каждый день творят и создают красоту. Скоро у меня будет график 5/2, но иметь стабильную, хорошую работу (какую, пока не буду афишировать) и разные интересные хобби - тоже счастье) Плюс всегда можно пойти учиться на разные курсы, мастер-классы, не превращаясь в неживую статую, а умение делать что-то хорошо и с душой всегда пригодится в жизни.

Так вот, хотела рассказать о портупее и ярком стилисте Гарике Томрисе. Как-то по объявлению на фэшнбанке я списалась с визажистом Викой и была у нее моделью на экзамене в Московской школе визажистов. Там я познакомилась с коллегой Вики, Алиной. Она меня пригласила тоже к себе моделью на частный урок у Екатерины в учебной студии Faschion Project Face Control. Следующий раз я была моделью у Малики под руководством Екатерины. И от Екатерины я узнала о Гарике Томрисе, который в этой же студии стилистов проводит мастер-классы по прическам, созданию кожаных аксессуаров, портупеи. Ну уж очень впечатлили его работы в соц. сетях, влюбилась в них так, что захотелось побольше узнать об этой необычной части женского гардероба. В портупее есть что-то от дикой женщины амазонки, свободной и необузданной, которую может покорить и укротить только по-настоящему сильный духом мужчина.

Портупея в переводе с французского porte-épée означает “носить меч" (на англ. harness). Изначально это была часть военного снаряжения, вязь в виде ремней для ношения оружия. На портупее носили мечи, а к ремням приделывали кобуры и в них крепили пистолеты. Сегодня женская портупея выглядит как загадочные переплетния и скрещения ремней с самыми разнообразными узорами в виде крестов, сложной геометрии. Кожаные портупеи чаще всего проявляются в стиле милитари, ярких сценических образах. Не смотря на то, что портупеи напоминают рабские оковы и может показаться, что это фетиш-одежда Bdsm, которая вместе с латексом представлена только в секс-шопах. Но это не так, портупею можно сочетать как с мужскими рубашками, блузами и даже платьями, придавая им пикантности, так и с обнаженным телом в зависимости от того, какое впечатление вы хотите произвести. Поскольку последние тенденции в мире моды - это смешение стилей и проявление индивидуальности, портупею можно смело носить как угодно, главное, как и во всем - не переборщить с экстравагантностью и оставить место полету фантазии. Можно выбрать портупею контрастного цвета с одеждой, чтобы сделать ее главным акцентом образа, можно в тон одежде - тогда это будет скорее продолжение и некое дополнение, напоминание о том, что где-то у вас хранится оружие, которое обезоруживает других, обувь в тон будет весьма кстати. Пожалуй, главное - не утяжалять образ другими аксессуарами, сохраняя баланс женственности и мужественности.

И немного вдохновляющих луков с портупеей с мировых подиумов, фотосессий и блогов, найденных в просторах интернета...

LEATHER FIGURE by Anya Kalibri в Vogue

BCBG Max Azria, Nina Ricci, Jason Wu, etc.

Французский Elle, 1992 год, Jean Paul Gaultier


Блестящая Кара Делевинь в платье с портупеей.

Классические сочетания от Zana Bayne

Портупею можно носить поверх платья, блузы или свитера, причем выбирая платье в любом стиле, начиная от классики, заканчивая богемным шиком.

Ножны представляли собой деревянный футляр, обшитый кожей или материей, в который вкладывался клинок оружия. Футляр часто украшался резьбой, драгоценностями. Клинок в него легко вклады­вался. Однако последние 2-3 см клинок надо было вгонять в ножны с некоторым усилием. Утолщение, или так называемая «пятка» клин­ка входила с трудом - это был своеобразный запор, мешавший ору­жию случайно выпасть из ножен, что могло случиться при быстрых передвижениях или во время посадки на коня.

Наличие ножен в историческом костюме совершенно необходи­мо для верного ощущения стилевого поведения господина, воору­женного холодным оружием. Появление актера на сцене при шпаге, вдетой прямо в портупею, является грубейшей ошибкой режиссера и художника спектакля.

Портупея - приспособление, к которому прикреплялись ножны, являлась обязательной принадлежностью мужского исторического костюма XVI-XVII столетий. Кавалер мог вынуть шпагу вместе с ножнами из портупеи, но портупею не снимал.

Портупея в виде ременной петли появилась еще в Древнем мире. Широкий кожаный ремень надевали прямо на шею (так носили ору­жие древние греки и римские военачальники). Римские воины надева­ли портупею через плечо и тогда ножны с оружием висели вертикаль­но вдоль правого или левого бока. Эта манера сохранилась и в эпоху раннего Средневековья. Известны и другие виды портупей.

Поясная портупея (раннее Средневековье) - эта конструкция представляла собой два ремня: первый служил поясом, второй был подшит к первому спереди от правого бока. Он шел ниже пояса по животу к левому тазобедренному суставу. В этом месте к нему подшивалось кожаное кольцо, точнее, трубка, в которую вдевались ножны. Далее этот ремень поднимался наклонно вверх и прикреп­лялся к первому поясу на середине спины. Это было удобно, так как тяжесть оружия почти не ощущалась.

Наплечная портупея (эпоха Возрождения) - это была петля такого размера, что ее нижний конец точно совпадал с уровнем тазобедренного сустава. Изготавливалась она из кожи или простой материи. На уровне сустава к петле пришивался кусок кожи в виде трубки.

Трубка подшивалась наклонно вниз, в нее вдевались ножны шпаги. Эта трубка (так называемый подшпажник) обеспечивала несколько наклонное положение ножен и шпаги, чтобы не мешать передвижениям воина.

На рис. 130 показано правильное положение портупеи на кавалере XVII столетия. Так ее носи­ли военные. В середине века к наплечной порту­пее на уровне груди прикреплялась круглая или овальная розетка.

Военные дворяне имели своего коня, оружие, отбывали службу в своем костюме, и только по розетке можно было узнать, к какой части они принадлежали. Простому дворянину, служивше­му в войсках, оружие выдавалось вместе с фор­мой, то есть одинаковый костюм был только у мушкетеров и гвардейцев привилегированных войск.

Ножны и портупею для кинжала, как правило, прикрепляли к поясу. Это давало возможность обнажить оружие, не придерживая ножны рукой, что было необходимо, если в другой руке была обна­женная шпага или пистолет. Парадный кинжал с разукрашенными ножнами иногда прикрепляли к поясу на очень коротких ремешках (портупее для кинжала). Кинжал прикрепляли к поясу сбоку и чуть спереди. Такой способ давал возможность легко обнажать его любой рукой.

Упражнение № 244. Поза «сидя при шпаге в портупее»

Построение группы: стойка. Каждый учащийся стоит в трех ша­гах от стула или кресла. Исходное положение: свободная стилевая поза кавалера XVII столетия.

Техника исполнения. Сделать три шага к стулу, начав движение правой ногой, остановиться, слегка отставив левую ногу назад. За­тем сделать поворот на 180° левым плечом назад, придерживая эфес шпаги левой рукой. Слегка склонив корпус вперед, опуститься на сиденье.

Методические указания. Это единственный удобный способ сесть на стул или в кресло, поскольку при повороте правым плечом назад оружие обязательно заденет за боковую сторону спинки мебели и сесть не удастся. Кавалеры, всегда носившие оружие, не ошибались в манере садиться. Этот навык прививался с детства. После того как ка­валер садился, он оставлял шпагу в том положении, в которое она ме­ханически попадала. Ее клинок в этом случае был направлен назад.

Можно было, приподняв оружие левой рукой, поставить его вер­тикально, изящно придерживая его в этом положении (типичная стилевая поза). Или, повернув оружие вправо, положить его себе на колени. Оба типа портупей позволяли выполнить эти движения. Свободная манера обращения с оружием в положении сидя дает ис­торически верную стилевую пластику.

Портупея. Манера носить оружие в XVIII столетии. Шпага этого периода - легкая и тонкая. Ее клинок представляет собой трехгранную иглу. Общая длина шпаги - 90 см, это, скорее, при­надлежность к парадному костюму, чем боевое оружие. И манера носить эту шпагу свидетельствует о ее декоративном назначении. С начала XVIII столетия шпага носилась в кожаных лакированных ножнах на ленте - облегченной портупее в виде петли, надевавшей­ся через правое плечо.

Портупея надевалась на камзол. Позднее шпагу в ножнах поме­щали в специальную прорезь, сделанную в кафтане с левой стороны на уровне тазобедренного сустава. Эта прорезь помещалась между тканью кафтана и его прокладкой. Она шла несколько наклонно и выступала через шлицу (разрез между полами).

Таким образом, шпага находилась за туловищем и почти поперек его. Снимая кафтан, кавалер вместе с ним снимал и шпагу. Одна­ко можно было вытащить шпагу из прорези, оставаясь в кафтане, и удобно сесть, так как шпага больше не мешала ему.

Упражнение № 245. Сесть на стул или в кресло со шпагой в каф­тане

Построение: в четырех шагах перед стулом или креслом. Исход­ное положение: стилевая поза стоящего кавалера.

Техника исполнения. Сделать четыре шага вперед, начиная пра­вой ногой, остановиться, оставив правую ногу сзади, и повернуться правым плечом назад. Завершая поворот, надо двумя руками при­поднять сзади обе полы кафтана, что позволит опуститься на сиде­нье мимо шпаги.

Методические указания. Не выполнив последнего движения, либо кавалер окажется сидящим на шпаге, что грозит поломкой оружия, либо шпага и полы кафтана окажутся лежащими на ручках, что вообще не позволит сесть. Перед тем, как сесть в кресло, шпагу с ножнами следует вынуть из прорези в кафтане. Ее можно было по­ложить на стол, стул или отдать лакею. Военные люди носили шпагу на обычной ременной портупее.

Наплечная портупея XIX-XX столетий - принадлежность многих родов войск. Офицеры армии и гвардии носили портупею только на службе и на улице. Дома они снимали ее вместе с оружием. В мирное время ее надевали под шинель, в военное время - на ши­нель. С момента появления погон, ремень портупеи пропускался под правый погон. В офицерской шинели вместо левого кармана была только прорезь: надев шинель, офицер пропускал туда эфес оружия.

Рукоять помещалась сверху. Темляк оружия - ременная петля или орденская лента - выходил наружу из прорези. В мирное время ар­мейские и гвардейские офицеры огнестрельного оружия при себе не имели. Полицейские чины всегда носили шашку, а жандармы - па­лаш, кроме того, и те и другие были вооружены револьвером. Все ору­жие носили поверх одежды (мундира - летом, шинели - зимой).

Портупеи для шпаги при чиновничьем, генеральском и студен­ческом мундирах. Известны два способа ношения такой портупеи.

1. С левой стороны мундира кармана не было, имелась только выделанная под карман прорезь, или отверстие, в которое вкла­дывались ножны для шпаги XIX столетия - небольшого размера оружия в ножнах лакированной черной кожи, вверху и внизу с зо­лоченными металлическими оковками. На верхней оковке имелся крючок, направленный вниз. Этим крючком ножны шпаги надева­лись на наружную сторону прорези.

Шпага проходила под полой мундира, и нижний конец ножен слегка высовывался из-под подола. Рукоять шпаги имела темляк (иногда это была орденская лента), который свешивался снаружи мундира.

2. Ножны шпаги прикреплялись к черной муаровой ленте, сшитой в форме петли (наплечная портупея). Эту ленту надевали через пра­вое плечо под жилет во фрачном костюме, а генеральские чины - на жилет, пропуская рукоять с темляком через прорезь в мундире. Так же носили шпагу студенты и чиновники.


| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Похожие публикации