Графические изображения. Графическое изображение Помещение для встреч как графическое высказывание - визуализация присутствующих

Тема. Слово.

Ц е л ь. Закрепить у детей понятие о словах, обозначающих предметы; развивать зрительное и слуховое внимание и память; учить графически изображать слова, обозначающие предметы.

Оборудование. Картинки, изображающие живые и неживые предметы.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед говорит ученикам, что на занятии надо вниматель­но слушать, смотреть и запоминать.

П. Закрепление пройденного материала. Работа со слова­ми, обозначающими предметы.

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать сначала слово, обозначающее живой предмет, затем неживой, и к каж­дому слову поставить вопрос. Далее они должны назвать два слова, из которых одно обозначает живой предмет, а другое - неживой, и поставить к ним вопросы. Например, кошка - лам­па (кто? что?), птичка - стол (кто? что?). Потом учащиеся объясняют, почему поставили тот или иной вопрос.

Логопед предлагает рассмотреть картинки и отобрать те, ко­торые обозначают: а) живые предметы, б) неживые предметы. Поставить вопросы.

III. Упражнения для развития зрительного и слухового вни­мания и памяти

1. Рассмотрите картинки (картинки закрываются). Назвать сначала только те, которые обозначают неживые предметы, за­тем те, которые обозначают живые предметы. (Картинки под­бирает логопед по своему усмотрению.)

2. Прослушать слова. Назвать только те, которые обознача­ют неживые предметы, затем слова, обозначающие живые предметы (медведь, лягушка, диван, певец, скрипка, ветка) (ло­гопед называет ряд слов только один раз).

IV. Графическое изображение слов, обозначающих пред­меты. Логопед объясняет ученикам, что слова-предметы мож­но записать, но не буквами, а условно, графически, например

одной прямой линией. Дает образец на доске:----------. Далее

предлагает изобразить графически следующие слова: доска, рыба, рука, человек, машина, птица, река, трава. После этого подсчитывается количество слов, линий. «Что помогло вам со­считать количество слов? - спрашивает логопед. - (Линии.) А чтобы одинаковые линии не слились, между ними мы поста­вим значок, запятую. Как мы теперь будем записывать слова-предметы? (Одной прямой линией.) Что обозначают слова ко­торые вы изображали одной прямой линией? (Предметы.)»

V. Итог занятия.

«Что нового вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось?» - заканчивает занятие логопед.

Занятие 3

Тема. Слово.

Цель. Учить различать слова, обозначающие действие предмета; развивать слуховое внимание и память.

Оборудование. Предметные картинки, на которых изображены объекты в действии; карточки с графическим изоб­ражением слов-предметов, слов-действий.


Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед начинает фразу, ученики ее заканчивают: «На заня­тии наши глаза внимательно смотрят и все... (видят), уши внима­тельно слушают и все... (слышат), голова хорошо... (думает)».

П. Повторение пройденного материала.

Логопед показывает ученикам карточку с графическим-изображением слова-предмета и спрашивает: «Что мы так изоб­ражаем? (Слова-предметы.)»

Логопед дает задание ученикам назвать по два слова, обо­значающих живой и неживой предметы, изобразить их графи­чески и к каждому слову поставить вопрос.

III. Слова, обозначающие действие предмета.

Логопед дает шепотом задание одному из учеников, например: «Попрыгай... помаши... побегай» и т. п. Обращает внимание де­тей на то, что мальчик показывал разные действия, и предлагает называть действия словами, отвечая на вопрос: «Что делает Саша?» Мальчик повторяет действия, а учащиеся их называют.

В о п росы.

Кто показывает действия? (Саша.)

Кто ставил вопросы к действиям? (Вы.)

Кто называл действия словами? (Мы.)

Логопед делает вывод: «Мы узнали, что кроме слов-предме­тов, есть слова-действия. Мы так и будем их называть - сло­ва-действия».

Логопед спрашивает учеников: «Что может делать чело­век?» И просит ответить одним словом (работать, читать, пи­сать, варить, строиЩь, говорить и т. д.). Логопед уточняет: «Человек может производить различные действия. Что дела­ют ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвеча­ют, думают, говорят, сидят, слушают, рисуют и т. д.) Сло­ва, которые вы называли, обозначают действия».

Логопед выставляет на доску картинки, изображающие пред­меты в действии, например мальчик идет, стоит, бежит, затем задает вопрос: «Что делает?» {Идет, стоит, бежит и т. д.).

Логопед обращается к детям: «Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос что делает? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действия? (Что делает?)*. Можно предложить ученикам ряд вопросов: «Какие действия может производить пче­ла? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? » Затем ученики сами придумывают и называют сло­ва, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.

IV. Графическое изображение слов, обозначающих дей­ствие предмета.

Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обознача­ются двумя прямыми линиями. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия ==в=== и предла­гает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически.

Как вы изображали слова-действия?

Какие слова будем изображать двумя линиями?

Работа с карточками.

Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и пред­лагает поднимать соответствующую карточку.

Приблизительный перечень слов, называемых логопедом: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шу­мит, лист.

V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти. Логопед предлагает детям прослушать слова и назвать только

те, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра, - и поставить к ним вопрос.

VI. Итог занятия.

«Что нового вы узнали на занятии? Чему научились?» - спрашивает логопед.

Тема занятия: Слова-признаки..

Цель занятия: познакомить учащихся со словами, обозначающими признак предмета; учить детей правильно изменять слова, обозначающие признаки по родам; развивать звуковое внимание и память.

Оборудование: набор муляжей фруктов, дидактический материал из серии С.Вохринцевой «Окружающий мир» по темам «Деревья и листья», «Дикие животные», картинки с изображением слов- антонимов, графические схемы слов-предметов, слов-признаков, слов действий.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Орг.момент.

    Комплекс упражнений для развития мелкой моторики:

    Самомассаж пальчиков с помощью тренажёра.

    Комплекс артикуляционной гимнастики.

    Постановка цели занятия.

У логопеда в руках коробка, в которой лежат два карандаша, один - длинный, синий, острый, другой- короткий, красный, тупой.

    У меня в руках коробка сюрпризов. Хотите узнать, что скрывается внутри? Я опускаю руку в коробку и достаю …. карандаш и карандаш. Кладу их на стол. А вот сейчас внимание: «Ваня дай мне карандаш.»

    Почему Ваня не может выполнить мою просьбу? (Вы не сказали какой карандаш вам дать.)

    Правильно я не сказала какой карандаш я хочу взять.

    Для того, чтобы было понятно, какой предмет я хочу получить, мне необходимо было назвать отличительные признаки предмета.

    Попробуем описать каждый карандаш. И так КАКОЙ? карандаш.(Красный, короткий, тупой;синий,длинный, острый)

    Все эти слова обозначают признаки предметов. На занятии я хочу научить вас подбирать слова признаки к словам предметам, будем учиться описывать предметы, по признакам угадывать сам предмет.

Знакомство со словами - признаками.

    Летом на огородах и в садах поспевает урожай. Какие овощи и фрукты поспевают в садах и огородах осенью? (Огурцы, помидоры, морковь,яблоки, груши и т.д.)

У логопеда коробка с фруктами и овощами.

    Я предлагаю доставать из мешочка предметы и будем пробовать их описывать по схеме.

На доску вывешивается таблица-схема:назови предмет - форма - вкус - запах - цвет - какой на ощупь.

Например: помидор - круглый, сочный, ароматный, красный, гладкий.

    Закрепление.Угадай предмет по признаку.

прыгучая, пушистая, рыженькая

маленький, круглый, колючий

красная, спелая, душистая

стройная, зелёная, колючая

белоствольная, кудрявая, русская

    Отгадывание загадок «ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ»

Ходит в шубке дорогой,

хвост пушистый и большой1

сама рыжеватая

мордочка плутоватая

Кто в лесу глухом живёт

неуклюжий косолапый

летом ест малину, мёд

а зимой сосёт он лапу.

    Образование прилагательных от существительных.

Варенье из малины - малиновое

сок из винограда - виноградный

сковорода из чугуна - чугунная

сок из сливы - сливовый

посуда из дерева - деревянная

сок из клюквы- клюквенный

сок из брусники- брусничный

сок из моркови - морковный

сок из свёклы - свекольный

сок из клубники- клубничный

сок из лимона - лимонный

сок из апельсина - апельсиновый

сок из граната - гранатовый

    Динамическая пауза. Игра на внимание. Логопед показывает руками равнину, гору, возвышенность, овраг. Обучающиеся повторяют движения. Далее логопед называет один предмет, а движения другие. Дети должны внимательно слушать и правильно выполнять движения.

    Антонимы .

А сейчас попробуем сравнивать предметы, но находить будем отличительные признаки, противоположные:

лимон кислый, а сахар -

уголь чёрный, а мел - и т.д.

    Графическое изображение слов-признаков.

Слова признаки принято подчёркивать волнистой линией, поэтому при составлении схем предложений изображаем слово-признак волнистой линией.

    Распространение предложений определением.

Прочитайте предложения, вместо пропусков добавьте слова-признаки.

Бабушка связала внуку ----- носки.

В чашки налили ------чай.

Вася прочитал ----- книгу.

Запись предложений в тетрадь, определение главных членов предложений, слов-признаков.

    Итог занятия.

Литература

Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.:»Издательство Гном и Д», 2005.

Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей. Речевой материал для дошкольного и младшего школьного возраста.-Волгоград: Учитель, 2003.

Визуальная система печатной рекламы, отвечающая данным характеристикам, имеет больше шансов стать замеченной, а информация, передаваемая при ее помощи, будет донесена без искажения и потери. Используя средства графического дизайна возможно создать эффектный и эффективный макет печатной рекламы, но необходимо также руководствоваться конструктивными принципами, общими для любой работы, сопряженной с графическим дизайном.

Рекламная деятельность как неотъемлемая часть массового искусства должна обладать своим языком, с помощью которого осуществляются ее коммуникативные связи. Подобная, связь, в свою очередь, осуществляется с помощью знаков, а значит, является семиотическим образованием. Соответственно, графические элементы в печатной рекламе можно рассматривать как семиотическую систему.

Многие отечественные исследователи, такие как В.Л. Глазычев, А. Ульяновский отмечают, что графические элементы в рекламе создают потребительскую ценность, которая является абстрактной величиной, «мифом». Под этим термином понимается такое преобразование картины маркетинга, при котором она включает субъективные цели, запросы, ценности человека, т. е. все то, на что воздействует графический дизайн.

Значение рекламного сообщения («визуального сообщения») и его воздействия на человека сейчас трудно переоценить. В связи с развитием визуального искусства разрабатываются не только технологии, совершенствующие процесс воздействия на зрителя, но меняется и самосознание реципиента.

На данный момент потребитель окружен таким количеством коммуникативных систем, рассчитанных на визуальное воздействие, что он не в состоянии не только не замечать их, но и помешать их воздействию на свое сознание.

Несмотря на бурный рост и развитие технологий коммуникаций, любое визуальное сообщение использует один из способов смыслообразования. Для любого изображения определяющим всегда будет система связи между непосредственным смыслом рекламного сообщениями самим визуальным сообщением. Рассмотрим классификацию способов смыслообразования в контексте использования в печатной рекламе графических элементов.

Синонимия. Концептуально-логическая формула при синонимическом типе визуализации смысла - «тождество». Наиболее характерным примером синонимического-типа визуализации будет книжная иллюстрация, которая решена как прямой изобразительный «подстрочник» текста.

Синонимия как тип визуализации достаточно прост для понимания, поскольку объекты изображения и смысл визуального сообщения тождественны. Однако этот тип визуализации смысла ограничен миром изображаемых предметов и неприемлем для передачи, сложных тем и абстрактных понятий. Соответственно, подобный вид визуализации смысла является самым популярным в рекламе, так как товар показывается «в лоб». Однако при видимой простоте подобного решения, в этом типе существуют и разновидности. Изображаться может:

вещь как целое;

часть вещи (деталь, фрагмент);

состав вещи, вещь в среде;

вещь в действии;

вещь и потребитель.

Эта классификация основывается на различении тех отношений, в которые может вступать вещь, т.е. все, что можно увидеть в вещи, рядом с ней по поводу нее, может стать объектом визуального текста.

В рекламе подобный тип смыслообразования решается чаще с помощью фотографии, чем рисованного изображения. Исключения составляют те случаи, когда необходимо изобразить невидимые глазом свойства предмета (какие-либо предметы, представленные в разрезе, например, двигатель). В том случае, когда прибегают к рисованному изображению, в котором не отображены невидимые глазом свойства предмета, его используют для того, чтобы придать рекламному сообщению определенную стилистику, которая чаще всего ассоциируется с элитной продукцией. В подобном использовании рисованного изображения не столько важно качество (аккуратность, большая деталировка) самого рисунка, сколько то, что сам рукотворный рисунок означает для потребителя.

Метафора. Концептуально-логическая формула метафоры как типа смыслообразования - «иносказание». Метафорический тип визуализации смысла в графическом дизайне основан на синтезе различных изображений, в результате взаимодействия которых возникает смысл, лежащий, как правило, за пределами изображения. Подобный тип визуализации смысла, пожалуй, является самым сложным, поскольку имеет много схожих черт с поэзией и живописью.

Метафорической тип визуализации основан на поиске такого решения, при котором характерные особенности рекламируемого товара выявляются гораздо нагляднее путем переноса их на такой объект, для которого они являются более характерным и очевидным. Кажется вполне логичным, что такие приемы, открывающие возможности неожиданной и часто остроумной подачи вещи, должны эффективно использоваться в рекламе. Однако анализ отечественного рекламного материала показывает, что подобный тип визуализации используется крайне редко.

Основной принцип метафорического типа сводится к следующему: непосредственно наблюдаемая в тексте ситуация обладает определенными признаками сходства с той ситуацией, которая является действительным содержанием сообщения. Разновидности передачи смысла подобным способом слишком велики, что бы их можно было как-то описать или систематизировать. Можно лишь упомянуть, что в рекламной практике уже сложились некоторые устоявшиеся метафоры, которые превратились в известные всем символы, такие как голубь - мир, сердце - любовь, весы - правосудие и т.д.

Метафора - именно тот тип смыслообразования, который чаще всего используется в рекламе с помощью рисованного изображения. Когда нет возможности передать рекламную идею с помощью фотографии, прибегают именно к художественно-выразительным возможностям рисованного изображения.

Как мы видим, метафора как тип смыслообразования сильно отличается от синонимии. Основные различии метафоры и синонимии заключаются в том, что синонимия при и однозначном точном воспроизведении идеи рекламного сообщения дает возможность для различной эмоциональной реакции со стороны зрителя, в то время как метафора с более сложной передачей идеи нацелена на конкретную реакцию и интерпретацию сообщения.

Метонимия или переименование. Метонимический тип визуализации наряду с метафорой позволяет создавать изображения, содержанием которых являются абстрактные понятия, смыслы, не существующие в наглядной форме, но имеющие смежные связи с элементами изображения.

В подобном типе смыслообразования, так же как и в метафоре, наиболее правомерное использование рисованного изображения. Но в данном случае оно используется для того, чтобы донести до зрителя наиболее упрощенное изображение. Так как основная» идея здесь - передать целое через, его часть или действие через объект, имеющие между собой определенную связь, то наиболее характерным для такого типа визуализации смысла будет фрагмент, какого-либо изображения или максимально упрощенное изображение, чтобы зритель смог додумать все остальное. Рекламные сообщения, где скрыта какая-либо игра со зрителем, загадка, ценятся на данный момент превыше всего. В такой рекламе делается упор не на пассивную память потребителя, а на то, что потребитель запомнит свои действия, мысли, связанные с рекламным сообщением.

Расширение и сужение. В лингвистике понятия «расширение и сужение» являются двумя видами отношения подчинения, существующими между словами в разговорном языке. Расширение предполагает замену слова узкого значения словом широкого значения, сужение, соответственно, обратный процесс.

Дня печатной рекламы расширение будет иметь место, если объект, изображенный в тексте, относится к объекту, являющемуся содержанием сообщения, как родовой к видовому (мебель - стул), сужение - когда это отношение обратное (яблоко - фрукты).

Смысл, передаваемый через родовой к видовому, встречается в рекламе очень редко, в то время как сужение, напротив, встречается очень часто. Но и в том и другом случае рисованному изображению предпочитают фотографию. Подобный тип смыслообразования. является одним из самых простых, когда продукцию компании отображают с помощью одного предмета. В этих случаях если и используют рисованное изображение, то тогда, когда нужно отобразить какую-либо стилистику, наводящую на мысль, что данном рекламном сообщении идет речь о чем-то особенном, элитном.

Антонимия или антитеза. Антонимия в визуализации смысла в графике - это явление контраста, когда изображение и смысл, возникающий при восприятии, имеют противоположные значения. Концептуально-логическая формула при этом типе визуализации смысла - «контраст посредством противопоставления крайностей».

Подобный тип смыслообразования также не популярен в коммерческой рекламе. Наибольшее развитие он получил в социальной рекламе, так как стимулирует зрителя к длительному мыслительному процессу, заставляет задуматься, тогда как в коммерческой рекламе более важен быстрый эффект, заставляющий запомнить короткие, но оригинальные рекламные сообщения.

Гиперболизация. Как тип смыслообразования проявляется в чрезмерном преувеличении, утрировании отдельных частей изображения или определенных характеристик - пропорциональных, пластических, ритмических и т.д. Как художественный прием гиперболизация широко используется в фольклоре, сказках, декоративно-прикладном искусстве, где она выполняет специфическую идейно-стилистическую функцию художественного синтеза различных граней реальности, таких как единство реалистического и фантастического, трагического и лирического, конкретно-исторического и общечеловеческого.

Несмотря на выразительность подобного типа визуализации смысла в рекламе гиперболизация используется редко. При преувеличении каких либо свойств товара, потребитель может поверить увиденному и если он не обнаружит в реальности того что он видел в рекламе, то есть товар не будет обладать такими преувеличенными свойствами какие он видел в рекламе, будет подорвано доверие как к товару так и к производителю. Иначе дело обстоит, если гиперболизацию рассматривать не как тип смыслообразования, а как часть композиционно-проектного метода исследования.

Гиперболизация как художественный прием встречается в рекламе очень часто, при этом он не становится определенной связью между идеей сообщением и самим изображением, а остается только композиционным инструментом дизайнера.

При гиперболизации чаще всего прибегают именно к рисованному изображению, так как только с помощью рисунка проще передать преувеличение. Задача, которая стоит перед дизайнером при создании рекламы на основе гиперболизации заключается в создании такого изображения, которое человек в реальном мире встретить не может. А значит, ему нужно это изображение создать самому. Если не принимать во внимание коллаж и 3D-моделирование, то единственный способ, к которому может прибегнуть дизайнер в этом случае, - это рисованное изображение. В таком изображении используется полностью все изобразительно-выразительные возможности рисованного изображения, и в полной мере проявляются умение и талант дизайнера.

Гротеск. Преувеличение каких-либо качеств изображения за счет разрушения привычной формы и пропорциональных отношений. В графическом дизайне гротеск проявляется в жанре политической карикатуры, для которой характерно нахождение эксцентрических графических образов.

В коммерческой рекламе редко встречаются образцы с подобным типом смыслообразования, так как в основе гротеска лежит активное неприятие изображаемого. Но как тип смыслообразования гротеск ближе всего к рисованному изображению, чем к фотографии или коллажу, так как в нем, так же как и в гиперболизации, большая часть смысла находится за гранью реального мира. Также, рисованное изображение при этом типе смыслообразования будет восприниматься как отображение не реального мира, то есть потребителю будет легче понять гротеск, если изображение будет нарисовано, а не создано с помощью фото-коллажа.

Как в случае с метонимией и «сужением и расширением» имеет смысл объединить гиперболизацию и гротеск в один тип смыслообразования. Если рассматривать гиперболизацию именно как тип смыслообразования, то представляется совершенно очевидным, что за визуальным преувеличением ка- ких-либо свойств, или качеств предмета должно быть еще какие-то смысловые связи между идеей и изображением. Подобными связями обладает гротеск. Как тип смыслообразования в графическом дизайне гротеск используется очень часто, однако в коммерческой рекламе гротеск является неприемлемым.

Символизация. Символы - графические изображения, имеющие универсальные значения, возникшие и укоренившиеся в культуре общества. Применение символа в графическом дизайне основано на его коммуникативной функции, устанавливающего связь между людьми с помощью графических изображений, содержащих зашифрованное содержание. В качестве символа может выступать товарный знак, а также может быть частью более сложной композиции с применением других типов визуализации смысла.

Несмотря на то, что символизация является наиболее простым для восприятия типом смыслообразования, в коммерческой рекламе она встречается редко. Причина этого заключается в том, что в подобном типе смыслообразования есть большая доля обобщения. То есть продукт или услуга может ассоциироваться со сферой деятельности рекламодателя в целом, а это серьезный урон по узнаваемости фирмы, так как размываются различии между рекламодателем и его конкурентами. Если символизацию все же используют в рекламе, то прибегают именно к рисованному изображению. Этот тип смыслообразования является единственным типом связи идеи и изображения, при котором используют только рисунок. В подобных случаях рисованное изображение включает в себя, столько ассоциаций и понятий, что ни один другой способ визуализации не способен его в этом заменить. В один символ может быть включена целая отрасль или большая часть предметного мира. Такое обобщение может сблизить символизацию с «расширением и сужением» где также есть связь «целое через его часть». Однако в случае с символизацией для анализа характерного языка рисованного изображения важно отметить, то, что в создание рекламного сообщения используется уникальная графическая-форма, не имеющая аналогов в предметном мире. В этом случае художественно-образный язык рисованного изображения оголен до предела.

Аллегория. Метод художественного осмысления действительности и композиции материала в различных видах искусства, при котором различные понятия, идеи и мысли выражаются посредством наглядных образов, укорененных в предшествующих культурах, имеющих традиционное содержание, отраженное в мифологии, религии, фольклоре. Характерной особенностью аллегории является ее двуплановость: при применении данного типа смыслообразования возникает два смысловых значения, один поверхностный и второй глубинный. Аллегорическое изображение часто не совпадает полностью с подлинным содержанием сообщения, но само изображение является способом обнаружения этого смысла благодаря мифологии, религии и фольклору.

Аллегория часто используется как тип смыслообразования в социальной, рекламе и в книжной иллюстрации. При этом аллегория использует известные в мифологии и религии символы. В коммерческой же рекламе аллегория использует то, что легче всего для восприятия большим количеством людей, включая и тех, кто плохо разбирается в культурном наследии своего народа. Поэтому аллегория часто касается тех символов, которые получили свою известность сравнительно недавно.

В данном типе смыслообразования используются не только современные изобразительно-выразительные возможности рисунка, но и все известные достижения рисунка того источника, на который ссылается автор рекламного сообщения. В этом заключается уникальность аллегории как типа смыслообразования в рекламе, когда дизайнер использует в нем рисованное изображение. В данном случае рисунок открывает перед дизайнером доступ к культурному наследию изобразительного искусства и возможность создать неповторимый эмоциональный образ.

Стилизация. Силевое развитие в искусстве напрямую связано с преобладанием определенного типа смыслообразования в каждую конкретную историческую эпоху, что, в свою очередь, обусловлено развитием господствующего философско-религиозного мировоззрения. Стиль в искусстве каждой эпохи обогащается развитием художественных традиций при общности мировосприятия различных художников, обуславливающей принадлежность их творчества к единому стилевому направлению. Стилизация - это выражение нового содержания в старой исторически сложившейся в предшествующих культурах художественной форме.

Как и аллегория, данный тип смыслообразования также использует ранее разработанные и укоренившиеся в массовом сознании (как определенные стили) художественные приемы, к которым прибегали художники в различные временные периоды. Соответственно логично будет объединить оба типа смыслообразования в контексте использования дизайнером художественно- выразительных возможностей рисованного изображения. Рисунок позволяет дизайнеру обратиться к многолетней истории изобразительного искусства и черпать из нее множество художественных приемов и графических решений. При этом заимствовании ранее устоявшихся стилей дизайнер может использовать не только-отечественный опыт, но и стили других народов.

Метаморфоза. Смысл метаморфозы зрительных образов как типа смыслообразования в графическом дизайне заключается в видоизменении, зрительном перевоплощении изобразительных форм в другие, в самых необычных, подчас волшебных или фантастических сочетаниях, ради выражения смысла - содержания.

По типу смыслообразования метаморфоза очень близка к метафоре, где используется далекое от реальности искажение предметного мира. В коммерческой рекламе метаморфоза используется довольно часто, однако рисованное изображение при этом дизайнером используется редко, ему предпочитают фотоколлаж или ЗD-моделирование. Наибольшую популярность данный тип смыслообразования получил в театральном плакате, так как именно в нем дизайнер-график не скован жесткими рамками, которые часто устанавливает перед ним заказчик в коммерческой рекламе. Несмотря на то, что в рекламе каких-либо товаров или услуг иногда прибегают к шокирующим публику темам и изображениям, то, что рекламируется, непременно должно ассоциироваться у потребителя с самыми положительными эмоциями. При этом ассоциативный ряд должен быть как можно короче, чтобы потребитель как можно быстрее осознал увиденное или прочитанное. В театральном или социальном плакате подобных ограничений нет, и дизайнер может прибегать к любым эффектам, лишь бы заставить зрителя задуматься или просто запомнить передаваемое сообщение. В случае с театральным плакатом зачастую не так важно, то с какими эмоциями будет связано передаваемое сообщение, как то, насколько сильно заинтересует зрителя уведенное им на плакате.

Метаморфоза также как и гиперболизация является скорее композиционным инструментом, нежели типом связи идеи и изображения. И также как и гиперболизация, этому типу смыслообразования не хватает смысловой связи между основными составляющими рекламного сообщения.

Формализм. Формализм - это эстетическая позиция, абсолютизирующая роль формы, выдвигающая эту категорию на первое место в эстетическом и художественном освоении действительности. Концептуально-логическая формула формализма как типа смыслообразования в графическом дизайне - тотальное отчуждение от реальности.

В коммерческой рекламе формализм встречается редко, так как в большинстве случаев производителю есть, что показать в своей рекламе, и он непременно старается использовать любой случай, что бы лишний раз показать свой товар лицом. Более того, рисованное изображение в этом случае не играет большой роли, так как при данном типе смыслообразования чаще всего используется коллаж.

Серийность. Серийность в графическом дизайне обозначает совокупность нескольких изображений, предназначенных для выражения одного смыслового содержания, объединенных, как правило, одним художественно-стилистическим изобразительным решением. Концептуально-логическая формула серийности как типа смыслообразования в графическом дизайне - многократное усиление изначально заложенного смысла. Особенность серийности как типа смыслообразования заключается в возможности передачи динамики развития различных процессов или фактора времени в дизайне.

Серийность, как тип смыслообразования в коммерческой рекламе используется чаще с фотоизображением, нежели чем с рисованным изображением, так как основная графическая идея в этом случае - это повтор похожих или идентичных по своему художественному решению элементов.

Логографика. Посредством логографики наиболее просто передается смысл графического изображения, так как слово несет интеллектуально- смысловую информацию самостоятельно. Логографика включает в себя все возможные способы передачи смысла посредством шрифта или шрифтовых композиций в печатной рекламе.

Как и формализм, логографика в рекламе использует в качестве основного элемента для передачи смысла шрифт. Она также редко используется в рекламе, как и формализм, связано это с тем, что этот тип смыслообразования не подразумевает изображения самого рекламируемого товара. В редких случаях, когда дело касается рекламы услуги, у которой нет четкой ассоциации с каким либо предметом, который можно было бы отобразить в рекламе, например, в рекламе курсов английского языка, наиболее продуктивным оказывается использование таких типов смыслообразования как логографика.

Абсурдизация. Данный тип смыслообразования основан-на введении в изображение откровенной несуразности» или доведении до абсурда какой- либо части или деталей изображения, с целью вскрытия зрителем противоестественности в определенном алогизме изображения.

Данный тип смыслообразования практически не используется в коммерческой рекламе, так как в его основе изначально отсутствуют логические связи, которые позволяют рекламодателю влиять на потребителя.

Синтез. Концептуально-логической, формулой данного типа смыслообразования является органическое единство художественных средств и образных элементов различных видов искусств ради выражения определенного содержания или творческого замысла.

Синтез как определенный тип смыслообразования в коммерческой рекламной деятельности использует в своем арсенале художественных средств не только рисованное изображение, но и архитектуру, предметный дизайн и многое другое. Само рисованное изображение используется локально для решения определенных композиционных задач в целом рекламном проекте.

Итак, типология смыслообразования включает в себя 16 способов визуализации смысла в графическом дизайне, из которых наиболее характерных для коммерческой рекламы, относятся: синонимия, метафора, «расширение и сужение», символизация, аллегория и стилизация. Анализ характерных особенностей рисованного изображения при вышеописанных типах смыслообразования показал, то, что метонимия и «расширение и сужение» стоит рассматривать как один тип, так же как и аллегория и стилизация. Из остальных типов смыслообразования гиперболизация и метаморфоза являются частью композиционно-проектного метода. Композиционно-проектный метод является инструментарием дизайнера при построении композиции изображения, необходимой в работе над любыми задачами и целями визуального сообщения. Такие типы связи смысла и изображения как антонимия, формализм, гротеск, серийность, логографика, абсурдизация и синтез либо в силу тех или иных причин не используются в коммерческой рекламе, либо не подразумевают использования рисованного изображения (логографика).

Подача рекламного материала, зависит от выбранного типа смыслообразования, а удачно подобранная идея, основанная на одном из вышеперечисленных типов, ценится на данный момент превыше всего. Не затрагивая цели, которые ставит перед собой реклама, можно со всей уверенностью утверждать, что уместная и продуманная передача сообщения по выбранному типу смыслообразования составляет основную качественную характеристику рекламы.

Логопед спрашивает учеников: «Что может делать человек?» И просит ответить одним словом (работать, читать, писать, варить, строить, говорить и т. д.). Логопед уточняет: человек может производить различные действия. Что делают ученики на логопедических занятиях, на уроке? (Отвечают, думают, говорят,сидят, слушают, рисуют и т. д.) Слова, которые вы называли, обозначают действия. Логопед выставляет на доску картинки, изображающие предметы в действии, например, мальчик идет, стоит, бежит и т. д., затем

задает вопросы: что мальчик делает? (Идет, стоит, бежит и т. д.).

Л о г о п е д. Какой я задала вопрос? (Что делает?) Что обозначают слова, которые отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? (Действия.) Какой вопрос мы будем ставить к словам, обозначающим действие?

(Что делает?) Можно предложить ученикам ряд вопросов: Какие действия может производить пчела? Корова? Собака? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Затем ученики сами придумывают и называют слова, обозначающие действия предмета, и ставят к ним вопросы.

IV. Графическое изображение слов , обозначающих действие предмета. Логопед объясняет ученикам, что слова-действия обозначаются двумя прямыми чертами. Логопед на доске дает образец графического изображения слова-действия и предлагает изобразить слова (например, летает, жужжит, мычит, ходит, жует, рычит) графически. Вопросы учащимся: Как вы изображали слова-действия? Какие слова будем изображать двумя чертами?

Работа с карточками.

Логопед раздает ученикам по две карточки с графическим изображением слов, обозначающих предмет и действие, затем называет вперемешку слова-предметы и слова-действия и предлагает поднять соответствующую карточку.

П р и б л и з и т е л ь н ы й п е р е ч е н ь слов, н а з ываемых л о г о п е д о м: летает, пчела, жалит, строит, дерево, лестница, шьет, шумит, лист.

V. Упражнения для развития слухового внимания и памяти.

Логопед предлагает детям назвать только те слова, которые обозначают действия: танцует, куст, стакан, мост, растет, моет, стирает, сестра. Затем спрашивает: Что обозначают эти

слова? На какой вопрос они отвечают?

VI. Итог занятия.

Л о г о п е д. Что узнали нового на занятии? Чему научились?

Занятие 4

Тема. Слово.

Ц е л ь. Закрепление темы «Слова, обозначающие действия». Развитие слухового внимания и памяти.

О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы в действии.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам вспомнить и сказать, что они узнали на прошлом занятии.

II. Работа со словами, обозначающими действие предмета.

Логопед называет слова смотрят, слушают, работают, поют, шьют, предлагает поставить к ним вопрос и спрашивает: что обозначаютэти слова? Затем дети рассматривают поочередно картинки,выставленные на доске, и отвечают на вопрос ч т о д е л а е т? одним словом. Например, бежит, сидит и т. д.

Затем детям предлагается запомнить и повторить близкие по смыслу слова бежит, мчится, несется; беспокоится, волнуется, тревожится, переживает; вертится, кружится, крутится, вращается, вьется и сказать, что обозначают эти слова, на какие вопрос они отвечают. После чего логопед предлагает ученикам вспомнить и назвать слова-действия, близкие по смыслу словам: вращается - ..., мчится

- ..., беспокоится - . . . .

Сказать, какие действия могут производить портниха... (шить, метать, подшивать); повар... (варить, солить, мешать, жарить, резать); столяр..." (сколачивать, строгать, прибивать, забивать,

фуговать); уборщица... (подметать, протирать, мыть, вытирать, убирать).

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. Чему научились на занятии?

Занятие 5

Тема. Слово.

Ц е л ь. Учить детей различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. Развивать слуховое внимание и память.

О б о р у д о в а н и е. Картинки, изображающие предметы и предметы в действии, карточки с графическим изображением слов-предметов и слов-действий.

Похожие публикации