Психологические составляющие готовности к браку. Основные компоненты психологической готовности к браку. Факторы формирования готовности

Готовность к браку это фактор, определяющий стабильность молодых семей. Это система социально – психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества .

Т. В. Андреева, И. В. Гребенников и В. А. Сысенко выд-ют 3 основные ступени готовности молодёжи к браку:

1.Физическая зрелость. т.е. для вступления в брак должно завершиться физическое развитие человека. Это означает способность молодых людей к зачатию ребёнка без ущерба для своего здоровья, а для девушки ещё и способность выносить и родить здорового ребёнка.

2.Социальная готовность (завершение образования, приобретение профессии или продолжение получения высшего образования, начало самостоятельной трудовой деятельности). С ними неразрывно связана социально-экономическая готовность к браку, то есть, способность молодых людей самостоятельно материально обеспечить себя и свою семью.

3. Этико-психологическая готовность к браку . Она содержит ряд взаимозависимых факторов: сформированный идеал семьи, ясное представление о целях брачных отношений, осознанных собственных мотивов вступления в брак и взаимных ожиданий от него, а также о супружеских и родительских обязанностях.

А.Н. Сизанов в понятии «готовность к семейной жизни» различает следующее:

1.Соц-нравственная готовность предполагает гражданскую зрелость - возраст (для девушек 20 - 22 года, для юношей - 23 - 28 лет), наличие образование, профессии, экономический независимости, а также сформированного нравственного сознания (обладание чувством ответственности, готовность к взаимоуважению, права и обязанностей людей)

2.Мотивационная готовность . Основным мотивом вступления в брачные отношения является чувство любви. Однако существуют и иные мотивы: по рассудку (мотивы: «пришло время жениться»); по материальным соображениям . Мотивационная готовность предполагает самост-ть (наличие бытовых навыков, материальную независимость от родителей, умение решать жизненно важные вопр) и чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей.

3.Психологическая готовность к созданию семьи, по мнению отражается в развитых навыках общения с людьми, в единстве или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умение создать здоровый морально-психологич-х климат в семье,устойчивость хар-ра и чувств.

4.Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность (воспитание, навыки ухода за младенцем), хозяйственно-экономические умения и навыки (распределение семейного бюджета, организовать быт и досуг), сексуальную воспитанность (знание об и интимных сторонах жизни человека) .

B.C. Торохтий выделяет неск-ко составляющих готовности к браку :

1.Это способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, делать добро. 2.Способн-ть сочувствовать, сопереживать, сострадать.

3. Способность к кооперации, сотрудничеству, межличностному общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организация домашнего потребления и распределения.4. Высокая этическая и психологическая культура, предлагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, Н.В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов: 1. Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. 2.Подготовл-ть к межличностному общению и сотрудничеству. 3. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс 4..Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности. 5.Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Готовность к браку – интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов.1.Формирование определенного нравственного комплекса – готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2.Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3.Способность к самоотверженности по отношению к партнеру.

4.Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5.Высокая эстетичная культура чувств и поведения личности.

6.Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

33. факторы и условия семейного благополучия Психобиологическая совместимость. Речь идет о «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясные причины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положением или внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно не гарантирует удачного супружества.

Наиболее удачны браки тех людей, которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердый характер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертами личности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность и гибкость поведения.олучия

Факторы, оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими были супружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальный уровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характере родителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след, формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимые конфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своему мировоззрению.

Образование. Высшее образование не всегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке, заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения, могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадут повод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров не должны чрезмерно отличаться.

Трудовая стабильность. Люди, часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмерной неудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.

Возраст определяет общественную зрелость партнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительских обязанностей.. Психологическая совместимость субъектов – явление многоуровневое и многоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическую совместимость) личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмысление представлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживание происходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнее выражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовную совместимость.

34.добрачными факторами являются : место и ситуация знакомства молодых людей; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);социально-демографические характеристики вступающих в брак; продолжительность периода ухаживания; инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие; время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака; возраст будущей пары; родители и отношение последних к браку своих детей; динамические и характерологические особенности супругов; отношение в семье с братьями и сестрами. Установлено,что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

35 . Гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметров определяют несколько основных элементов: эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности; сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом; сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческие особенности; сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров; общий культурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров, совпадение систем ценностей супругов. Гармоничный брак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активному участию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг и ответственность, самообладание и гибкость.

36 Супружеская совместимость: основные компоненты Многие психологи считают, что супружеская совместимость - важ­нейшее условие стабильности и благополучия супружеской пары. Со­вместимость отчасти определяется ее исследователями через удовлет­воренность: «Если для сработанности симпатия - второстепенный элемент оценки взаимодействия, то для совместимости симпатия (как удовлетворенность отношениями) - главный элемент». «Совместимость может быть описана в основном двумя характеристиками, включаемыми в аффективный компонент взаимо­действия: показателями субъективной удовлетворенности партнером (психологический признак) и показателями эмоционально-энергети­ческих затрат индивида, участника общения (физиологический при­знак)». При этом эмоциональный фон отношений сопровождается некоторыми, может быть, максимально эмоционально-энергетичес­кими затратами общающихся партнеров». В условиях неформа­лизованных отношений (интимно-эмоциональных) оптимальным вза­имодействием будет такое, которое характеризуется максимальной удовлетворенностью партнеров взаимоотношениями, длительностью связи, частотой контактов.А. Н. Обозова выделила четыре аспекта супружеской совме­стимости, необходимость разделения которых, по ее мнению, обосно­вана различием свойственных им критериев, закономерностей и про­явлений:духовная совместимость - характеризует согласованностьце-
леполагающих компонентов поведения партнеров: установок
ценностных ориентации, потребностей, интересов, взглядов,
оценок, мнений и т. д. (основная закономерность духовной со­
вместимости - сходство, подобие духовных укладов супругов);персональная совместимость - характеризует соответствие струк-турно-динамических особенностей партнеров: свойств темпе­рамента, характера, эмоционально-волевой сферы: один из критериев персональной совместимости - бесконфликтное рас­пределение межличностных ролей. Основная закономерность этого аспекта совместимости супругов - дополнительность структурных характеристик партнеров;семеино-бытовая совместимость - функциональные особенно­сти брачных партнеров: согласованность представлений о функциях семьи и соответствующем укладе, согласованность ролевых ожиданий и притязаний при реализации этих функций. Критерий - эффективность воспитания детей; физиологическая совместимость. Признаками физической, в том числе сексуальной, совместимости является гармония ласк мужчины и женщины, телесного контакта, удовлетворенность от близости»

Дата публикации 29.08.2018

Психологическая готовность студентов к браку и семейной жизни

Подавляющее большинство респондентов не задумывались над вопросом значимости социального положения своего будущего супруга (98%). Однако для юношей социальный статус будущей жены не имеет принципиального значения (φ*эмп = 5,042; р≥0,01). Эмоциональная сторона брака имеет большее значение - большая часть студентов положительно относится к браку и семейной жизни (89% юношей и 70% девушек), 6% отметили отрицательное отношение и 24% не задумывались пока об этом. Данные анкетирования студентов представлены в таблице № 1. Целесообразно отметить, что достоверных различий в ответах студентов гуманитарно-эстетического и физико-математического направлений не выявлено, кроме представлений о значимости вклада мужа и жены в обеспечение семьи - у студентов гуманитарно-эстетического отделения просматривается тенденция на семью, где традиционно материальное благополучие зависит от мужчины (φ*эмп =2,821; р≥0,01).

Таблица №1 Данные анкетирования студентов-первокусников

Вопросы анкеты

отд. гуманит-эстетического образования

(n= 89) абс./%

отд.физико-матем. образования

(n= 81) абс./%

Как вы относитесь к официальному браку?

положительно
отрицательно
не задумывался

60 / 67%
6 / 7%
23 / 26%

60 / 74%
4 / 5%
23 / 26%

120/70%
10/6%
40/24%

Какой на Ваш взгляд может быть идеальная продолжительность знакомства для создания семьи?

до 1 года
до 2 лет
3 года и больше

11/ 125
38/ 43%
41/ 46%

12/ 15%
34/ 42%
35/ 43%

23/12%
72/43%
76/45%

Что для Вас является ведущим мотивом вступления в брак?

любовь
общие интересы
рождение ребенка/детей

73 / 82%
12 / 13%
3 / 5%

71 / 88%
8 / 10%
2 / 2%

144/85%
21/12%
5/3%

Кто из членов семьи будет материально её обеспечивать?

муж (мужчина)
жена (женщина)
оба - и муж и жена

15 / 17%
-
74 / 83%

4 / 5%
-
77 / 95%

19/11%
-
151/89%

Какой возраст Вы считаете оптимальным для рождения ребенка?

18-20
21-30
после 30

8 / 10%
71 / 80%
8 / 10%

13/ 16%
65 / 80%
4 / 4%

21/13%
136/80%
12/7%

Имеет ли для Вас значение социальное положение будущего супруга/ги?

да
нет
не задумывался/лась

29 / 33%
13 / 15%
47/ 52%

17/ 21%
13/ 16%
51/ 63%

46/ 27%
26/ 15%
98/ 58%

Для изучения когнитивного и эмоционального аспектов готовности к семейной жизни мы воспользовались методикой незаконченных предложений (МНП). Прежде всего, мы хотели определить субъективное восприятие студентами образа семьи и ее эмоционального фона: как представляют себе семью и отношения между ее членами, существуют ли различные виды восприятия семьи и преобладающего эмоционального микроклимата. Предполагалось, что свобода и богатство ответов со стороны респондентов позволит снизить осознание ими истиной цели исследования, и мы получим актуализированные личностные установки. Студентам было предложено закончить следующие предложения: «Если семья – это настроение ….», «Если семья – это музыка и цвет …», «Если семья – это фигура …», «Если семья – это постройка …». При этом первые два предложения ориентированы на выявление эмоционального компонента, последние два на отношение к семье как ценности. Обратимся к анализу полученных данных.

В результате контент-анализа ответов респондентов, содержащих 789 слов и утверждений мы выделили в категории, отражающие представления студентов о семье и ее эмоциональном климате по три подкатегории - положительное, нейтральное и отрицательное отношение. Обобщенные данные контент-анализа по выборке представлены в таблице №2.

Таблица № 2. Обобщенные данные контент-анализа по МНП.

Категория «Семья как ценность» содержит 323суждения/40,9% от общего количества суждений и включает в себя три подраздела. «Положительное отношение к семье» 295 суждений/37,3%: «без углов» (44/5,6%), «дом» (32/4,0%), «основательная, фундаментальная» (25/3,1%), «крепкая» (24/3,0%), «прямоугольник» (14/1,8%), «крепость» (14/1,8%), «надежная и прочная» (10/1,3%), «из кирпича» (10/1,3%), «строится всеми вместе» (10/1,3%), «построена на любви»(9/,1,14%), «нерушимая» (9/1,1%), «храм» (3/0,3%) и др. Подкатегория «отрицательное отношение» состоит из 7 суждений/0,9% от общего количества суждений: «не достроена» (2/0,3%), «разрушается» (2/0,3%), «может сломаться» (1/0,1%), «избушка на курьих ножках» (1/0,1%), «хрущевка» (1/0,1%), «развалины» (1/0,1%). В подкатегории «нейтральное отношение» 21 суждение/2,7% от общего количества суждений: «разная» (14/1,8%), «геометрия» (3/0,4%), «вершины» (2/0,2%), «конструктор» (1/0,1%), «стул» (1/0,1%).

Категория «Эмоциональный фон семейных отношений» 318 суждений/ 59,1% от общего количества суждений включает подкатегории: «позитивный фон», «негативный фон», «нейтральный эмоциональный фон в семье». Подкатегория «позитивный эмоциональный фон» представлена 318 суждениями/40,3% от общего числа суждений: «мелодичное» (49/6,2%), «хорошее» (32/4%), «спокойное и приятное» (20/2,5%), «счастливое» (13/1,6%), «радостное» (10/1,3%), «радужное» (10/1,3%), «отличное» (4/0,5%), «мотивирующее» (3/0,4%), «волнующее» (3/0,4%) «замурчательное» (1/0,1%), «сочное» (1/0,1%), нравится обоим (1/0,1%) и др. В подкатегории «нейтральный микроклимат семьи» 139 суждений/18% от общего количества суждений: «разное» (12/1,5%), «переменчивое» (5/0,6%), «не постоянное» (2/0,3%), «общее» (1/0,1%), «под настроение» (1/0,1%), «настоящее» (1/0,1%) и др. Подкатегория «негативный эмоциональный фон» содержит 9 суждений/1,14% от общего числа суждений: «пессимистичное» (2/0,3%), «резко меняющееся» (2/0,3%), «черного цвета» (2/0,3%), «непонятное» (1/0,1%), «грустное» (1/0,1%), «монотонное» (1/0,1%).

Мы подсчитали удельный вес категорий по формуле:

Определили, что удельный вес категории «семья» составляет 0,409, удельный вес категории «эмоциональный фон семейных отношений» 0,590. Из чего можно сделать вывод, что у респондентов преобладает эмоциональный компонент в структуре готовности к браку и семейной жизни. Предполагаем, что это может быть связано с тем, что основную часть выборки составили девушки. Несмотря на то, что в современном обществе отмечается снижение значимости семейных ценностей, семья продолжает быть значимой для студенческой молодежи, и в этом наши данные подтверждают результаты исследования Орловой И.Н. и Серебряковой Т.А..

По итогам исследования можно сделать выводы.

1. Психологическая готовность к браку и семейной жизни является сложным многокомпонентным образованием. В настоящее время в науке нет единой точки зрения о ее структурных элементах.

2. В мотивационном компоненте готовности у студентов преобладает мотив создания семьи «любовь», вторым по значимости мотивом у юношей выступает «рождение ребенка», у девушек «общие интересы супругов» (φ*эмп =4,893). Выявлена тенденция к уравниванию в представлениях студентов-девушек значимости вклада мужа и жены в материальное обеспечение семьи (φ*эмп =7,644).

3. Проведенный метод комплексного анализа позволяет утверждать, что у студентов в структуре готовности к браку и семейной жизни преобладает эмоциональный компонент. Однако ценность семьи остается значимой для большинства респондентов.

Таким образом, психологическая готовность к браку и семейной жизни остается актуальной проблемой и требует дальнейшего и более детального изучения ее структурных компонентов и особенностей готовности у юношей и девушек, у студентов из полных и неполных семей, городских и из сельской местности.

Список литературы

1.Волченкова Е.В. Готовность личности к семейной жизни: теоретико-методологические подходы//Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2010. Т.4. С. 101-103.
2. Ерохина Л. Д. Установки на осознанное родительство в молодежной среде/ Л. Д. Ерохина, А. К. Ерохин // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 12 (54). С. 147-150.
3.Жолудева С.В. Психологическая готовность к браку на разных этапах периода взрослости: автореф. дисс. …канд. психол. наук. Ростов-на-Дону. 2009. 26 с.
4.Зайцева М. А. Мотивация молодежи к созданию семьи в современном российском обществе// Психологическое благополучие современной семьи: материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Изд-во: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. 2016. С. 54-56.
5. Зритнева Е. И. Формирование готовности старшеклассников к браку и семейной жизни: автореф. дисс. …канд. пед. наук. Ставрополь. 2000. 24с.
6. Муравьева Э.В., Винарчик Е.А. Влияние состава семьи на готовность юношей к браку //Академический журнал Западной Сибири. 2016. Т.12. С. 52-53.
7. Несына С.В. Некоторые аспекты психологической готовности к семейной жизни юношей и девушек//Вектор науки ТГУ 4 (7). 2011. С. 204- 206.
8. Орлова И.Н., Донцов Д.А. О социально-психологической готовности современной российской студенческой молодежи к браку и созданию семьи//Социальная психология и общество. 2012. №3. С. 48-57.
9. Санжаева Р.Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория//Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127-140.
10. Серебрякова Т. А., Князева Е.В. Экспериментальное изучение мотивации родительства на этапе юношеского возраста // Социальная и организационная психология. 2016. № 1. С. 204-207.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..………..…. 2

1.1. История развития брачно-семейных отношений ………………….…...… 4

1.2 Проблема готовности вступления в брак ……………………………....… 12

Глава II. Эмпирическое исследование готовности молодежи к вступлению в брак

2.1 Организация исследования «Готовность молодежи к вступлению в брак»……………………………………..……………………………………… 31

2.2 Анализ проведенного исследования ……………………………………… 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… 38

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………….…………………..... 40

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………… 42

ВВЕДЕНИЕ

В условиях политических, экономических и социальных преобразований семья, являясь посредником между интересами личности и социума, оказалась в эпицентре общественных проблем, повлекших за собой изменение взглядов молодёжи на брачно-семейную жизнь, проявляющееся в деформации, неопределённости, а в некоторых случаях утрате семейных ценностей. Особое влияние на возникновение этих процессов оказывают средства массовой информации, которые зачастую пропагандируют бессмысленную жестокость, мистицизм, способствуют неадекватности имеющегося у членов семьи житейского опыта существующей социальной действительности. Влияние оказывает и рыночная экономика, которая способствует, наряду с позитивным формированием конкуренции в производственной сфере, укоренению в личности качеств, мешающих построению эмоционально близких, доверительных отношений.

Многие исследователи посвятили свои работы проблеме готовности молодежи к вступлению в брак. Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения нашла отражение в трудах выдающихся учёных прошлого. Наиболее значимые работы принадлежат Я.Корчаку, К.Д.Ушинскому, Л.Н.Толстому, Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинскому. Процесс социализации ребёнка в семье, его подготовка к будущему супружеству и родительству были в центре научных интересов И.В. Гребенникова, А.С. Макаренко, С.Л. Рубинштейна. Особо следует отметить исследования, посвящённые изучению социально-психологических и педагогических факторов, оказывающих влияние на готовность к семейной жизни И.В. Гребенников, Я.Л. Коломинский, С.В.

Множество молодых людей заключает брак, но большая часть из них оказывается не готовой к созданию благополучной семьи, что ведет к росту числа разводов в нашей стране. Готовность вступления в брак, формирование адекватных представлений о семье и браке в условиях существующей серьезной ситуации в экономике и сфере демографии является серьезной проблемой.

Цель работы - изучение содержания готовности вступления в брак современной молодежи;

Объектом исследованияявляется современная молодежь.

Предмет исследования- готовность вступления в брак.

При написании работы была выдвинута следующая гипотеза:ролевые ожидания и притязания современной молодежи оказывают большое влияние на готовность вступления в брак.

Основные задачи работы:

1) рассмотреть историю развития брачно-семейных отношений в России;

2) выявить содержательные компоненты готовности молодежи к вступлению в брак;

3) провести эмпирическое исследование готовности молодежи к вступлению в брак.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовался комплекс методов: анализ научной литературы, общенаучные методы - анализ, синтез, анкетный опрос, эмпирические методы, вторичный анализ.

Практическая значимостьисследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в дальнейших психологических исследованиях проблем подготовки молодёжи к браку, а также в семейном консультировании.

Цель и задачи курсовой работы обозначили ее структуру - работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа, заключения, списка литературы и приложения.

брак втупление молодежь исследование

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОТОВНОСТИ ВСТУПЛЕНИЯ В БРАК

1.1. История развития брачно-семейных отношений

Понятие семейных отношений - это сложный феномен. Семья как социальный институт появилась значительно раньше классов, наций и государств. Сотворив первую пару Адама и Еву, Бог осуществил свой замысел создания института брака, в котором мужчина и женщина становятся одной плотью. О том, что все современное человечество произошло от одной пары наших предков, говорят и последние исследования ученых генетиков.

Брачные узы дают человеку многие преимущества. Они обеспечивают близкие личные отношения и потребность в общении. Брак - это законный путь, которым дети приходят в мир.

В большинстве первобытных племен существовала эндогамия - свободные брачные связи внутри рода. Древняя семья была патриархальна. Все важные решения фактически принимались мужем. Инцест (кровосмешение) были запрещены законом, за измену и блуд полагалось наказание.

У славян переход от полигамии к моногамии произошел достаточно поздно (10 в.) и был форсирован принятием христианства. Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь начинает играть важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Они осуждали многоженство, наложничество, прелюбодеяние и левират - обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии - патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. - в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак - закон, второй - прощение, третий - законопреступление, четвертый - нечестие, свинское есть житие».

В середине 50 годов 16 века появляется документ Домострой. При всем своем стремлении дать христианскую норму семейной жизни, Домострой не являлся нормативным документом в буквальном смысле слова, он стоял ближе к жанру поучений. Обязанность главы семьи («государя») по Домострою - забота о благосостоянии дома и воспитание членов семьи. Жена является регулятором эмоциональных отношений в семье. Главная обязанность детей - любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус холостого. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом) - «от людей смех и осуждение».

Реформы Петра I (1672-1725), которые коренным образом изменили социально-политическую жизнь российского общества, отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. Одним из важных указов Свода Законов Российской Империи был указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество.

В 18 - середине 19 в.в. в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, не включая родственников по боковой линии (двоюродные, троюродные братья, племянники и т.д.). Большая семья у горожан отмерла в 18 веке. Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении 18 в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до 20 века.

В 19-20 в.в. в странах Европы появляется гражданская форма заключения брака, существовавшая либо как альтернатива церковному, либо как дополнение к последнему. Но Российская империя до конца своего существования не признавала гражданский брак. Обращает на себя внимание тот факт, что во второй половине 19 - начале 20 в.в. в России практически не было разводов.

Семейные отношения в 19 в. определялись Сводом Законов Российской Империи «О правах и обязанностях семейных». В дореволюционной России были сильны патриархальные и авторитарные воззрения, которые включали учение о подчиненности жены мужу.

Крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. До начала 20 в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. В силу этого в русской деревне вплоть до начала 20 в. сохранялся высокий уровень брачности. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Патриархальность не рассматривалась членами семьи как нечто ужасное. Отношения доминирования-подчинения казались естественными для всех, и даже более того - единственно возможными. Авторитаризм обеспечивал достаточно высокую эффективность работы членов семьи на основе разделения труда. Итак, патриархальная семья отличалась четко выработанными нормами семейной жизни. В условиях нелегкой крестьянской жизни иерархичные отношения обеспечили долгое существование семьи, как социально института.

Наиболее качественные изменения в брачно-семейных отношениях происходят вследствие победы Октябрьской революции 1917 г. и политики государства в отношении семьи и брака, направленной фактически на деинституциализацию семьи. В течение первых лет советской власти провозглашается свобода брака и развода, устанавливается принцип раздельности имущества супругов (ст. 105 Семейного кодекса 1918 г.). Новым становится вовлечение женщин в общественное производство. Одной из важных задач советской власти становится «освобождение и равноправие женщин.

По мнению современных исследователей, уже в 1960-1970-е г.г. преобладающей становиться эгалитарная семья, основанная на равноправии супругов. Наряду с этим распространяются теории раскрепощения полов и свободной любви. Политика навязывания коллективного хозяйства, запрещение институтов частной собственности и наследования направляется, на уничтожение многовекового крестьянского уклада семейной жизни, характеризующегося многодетностью.

Современная семья находиться в состоянии кризиса. Она уменьшается в размерах, увеличивается число разводов, а молодые люди вообще не испытывают потребность соединить свою жизнь с другим человеком, предпочитая кратковременные контакты или сожительство. Ценность приобретает индивидуальная жизнь человека, не обремененная семьей. Требование быть верным в браке многими людьми расценивается как претензия на личную свободу.

Итак, определенные законы и нормы, столетиями определяющие уклад семейной жизни сегодня постепенно теряют свою актуальность. Современная семья - это уже не патриархальный институт. По образу жизни мы все более приближаемся к типу западных семей, ориентированных на равноправие. В итоге это привело к тому, что женщина, а не мужчина фактически является сегодня главой семьи. Об опасности такого положения говорят профессиональные психологи (Захаров А.И. и др.), называя семью, где доминирует мать, аномальной (Дружинин В.Н.)

Попробуем охарактеризовать современные брачно-семейные отношения. В большинстве стран мира брак считается регулируемой формой отношений между мужчиной и женщиной. Вступление в брак означает создание семьи и порождает новые права и обязанности по отношению друг к другу и к будущим детям. Почти во всех государствах закон требует регистрации брака. В нашей стране брак - добровольный союз женщины и мужчины, основанный на чувствах взаимной любви и уважения, свободный от материальных расчетов. Признается действительным только брак, зарегистрированный в государственных органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС). Для заключения брака необходимо взаимное согласие вступающих в брак и достижение ими брачного возраста.

Не допускается заключение брака между:

– лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

– близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

– усыновителями и усыновленными;

– лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Супруги имеют равные права и обязанности: совместно воспитывают детей, по обоюдному согласию решают вопросы семейной жизни. Они имеют равные права владения, пользования и распоряжения имуществом, нажитым во время брака. Супруги свободны в выборе занятий, профессии и места жительства. Обратим внимание, что в соответствии с законодательством РФ, кроме взаимного согласия вступающих в брак, они должны достичь брачного возраста. Единый брачный возраст, установленный законодательством РФ - 18 лет для мужчин и женщин.

Семья, как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

Для понимания семьи большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль - один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяемости в первую очередь на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т. д. Исполнение семейной роли зависит от выполнения ряда условий, прежде всего, от правильного формирования ролевого образа. Индивид должен четко представлять себе, что значит быть мужем или женой, старшим в семье или младшим, какого поведения ждут от него, какие правила, нормы диктует ему то или иное поведение. Для того, чтобы сформулировать образ своего поведения, индивид должен точно определить свое место и место других в ролевой структуре семьи. Например, может ли он исполнять роль главы семьи, вообще или в частности, главного распорядителя материального достояния семьи. В этом плане немаловажное значение имеет согласованность той или иной роли с личностью исполнителя. Человек со слабыми волевыми качествами, хотя и старший по возрасту в семье или даже по ролевому статусу, например, муж, далеко не подойдет к роли главы семьи в современных условиях. Для успешного формирования семьи немаловажное значение также имеет чувствительность к ситуационным требованиям семейной роли и связанная с ней гибкость ролевого поведения, которая проявляется в способности без особых затруднений выходить из одной роли, включаться в новую сразу, как этого потребует ситуация. Например, тот или иной богатый член семьи играл роль материального покровителя других ее членов, но его финансовое положение изменилось, и изменение ситуации сразу же требует изменения его роли.

Ролевые отношения в семье, образующиеся при выполнении определенных функций, могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. Социологи отмечают, что ролевой конфликт чаще всего проявляется как:

1) конфликт ролевых образов, что связано с неправильным их формированием у одного или нескольких членов семьи;

2) межролевой конфликт, при котором противоречие заложено в противоположности ролевых ожиданий, исходящих из разных ролей. Такого рода конфликты наблюдаются часто в многопоколенных семьях, где супруги второго поколения одновременно являются и детьми и родителями и должны соответственно сочетать противоположные роли;

3) внутриролевой конфликт, при котором одна роль включает в себя противоречивые требования. В современной семье такого рода проблемы бывают чаще всего присущи женской роли. Это относится к случаям, когда роль женщины предусматривает сочетание традиционной женской роли в семье (хозяйки, воспитательницы детей, ухода за членами семьи и т. д.) с современной ролью, предполагающей равное участие супругов в обеспечении семьи материальными средствами.

Конфликт может углубиться, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере и переносит ролевые функции своего статуса во внутрисемейные отношения. В подобных случаях очень важна способность супругов к гибкому переключению ролей. Особое место среди предпосылок ролевого конфликта занимают трудности с психологическим освоением роли, связанные с такими особенностями личностей супругов, как недостаточная моральная и эмоциональная зрелость, неподготовленность к исполнению супружеских и, в особенности, родительских ролей. Например, девушка, выйдя замуж, никак не хочет переложить на свои плечи хозяйственные заботы семьи или родить ребенка, пытается вести прежний образ жизни, не подчиняясь тем ограничениям, которые накладывает на нее роль матери, и т. д.

В современном обществе наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций, неролевых семейных отношений. Семья утрачивает свои ведущие позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других важнейших функциях.

Традиционные роли, при которых женщина вела домашнее хозяйство, рожала и воспитывала детей, а муж был хозяином, часто единоличным собственником имущества, и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, заменились ролевыми, при которых подавляющее большинство женщин в странах с христианской и буддистской культурами стали участвовать в производственной, политической деятельности, экономическом обеспечении семьи и принимать равное, а иногда ведущее участие в принятии семейных решений. Это существенно изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой ряд позитивных и негативных для общества последствий. С одной стороны, оно способствовало росту самосознания женщины, равенства в супружеских отношениях, с другой стороны, усугубило конфликтную ситуацию, воздействовало на демографическое поведение, приводя к снижению рождаемости и увеличивая уровень смертности.

Таким образом, семья как общественный институт на протяжении лет не стояла нам месте. Политические, экономические, культурные, социальные, правовые, религиозные изменения прямо или косвенно отражались на семье. Менялись форма и структура семьи, функции и значение семьи в жизни человека, ролевые позиции в семье и само отношение людей к семье.

1.2. Проблема готовности вступления в брак

Исследователь Н. В. Малярова выделяет готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества. Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса - готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям. Формирование этого аспекта, на наш взгляд, окажется связанным с распределением ролей между супругами.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной прежде всего на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека, - эмпатийный комплекс. Важность этого аспекта связана с тем, что брак по своему характеру становится более психологическим в силу утонченности человека как личности. В связи с этим возрастает роль психотерапевтической функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствовапию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения. Е. С. Калмыкова считает, что умение конструктивно решать межличностные конфликты, использование их для развития межличностных отношений супругов играет решающую роль в процессе взаимного приспособления молодоженов.

У молодых людей должен быть сформирован идеал современной семьи. Они должны иметь ясное представление о том, зачем вступают в брак, чего ждут от семьи, какие семейные отношения хотят построить, какие обязанности на них возлагает супружество и родительство. Будущие супруги должны быть готовыми к тому, чтобы сознательными совместными усилиями создать благоприятные условия для жизни семьи, для каждого ее члена.

Еще Альфред Адлер связывал успешность брака с готовностью к нему. Спустя много лет его рассуждения о любви и браке остаются актуальными. Как считал Адлер, для того, чтобы быть психологически готовыми к любви и браку, необходимо, прежде всего, иметь чувство общности и быть социально адаптированным. Помимо обычных качеств социального приспособления, отношения любви и брака требуют от партнера чувства симпатии, способности отождествлять себя с другим человеком и сопереживать ему. Неспособность к браку обусловлена неправильным стилем жизни. Так, дети, которые росли, развивая исключительно эгоцентрические интересы, повзрослев, оказываются не готовы, как к жизни в обществе, так и к любви. Эти люди в дальнейшем ищут опеки со стороны своих партнеров по браку, что оказывается возможным только в период ухаживания и в первые годы брака, но в последствии вызывает трудности. Адлер выделяет свойства характера, увеличивающие вероятность неуспешности брака из-за неготовности человека к супружеским отношениям. Это небольшие недостатки, которые берут начало в детстве и кажутся незначительными до времени супружества. К ним относятся: проявление недоверия к объекту любви, так как это знак установки, порождающей постоянные сомнения, что явно свидетельствует о неготовности к реальным проблемам жизни; желание постоянно критиковать и воспитывать другого; излишняя чувствительность, которая может быть симптомом комплекса неполноценности; постоянное ожидание разочарования, являющееся в браке причиной ревности.

Однако Адлер подчеркивал, что, несмотря на весь список неблагоприятных условий, не стоит усложнять проблему выбора партнера, так как невозможно найти идеального спутника жизни. Кроме этого, важное значение Адлер придавал тому, что следовало бы «обучать девочек лучше исполнять свою женскую роль, а мальчиков - мужскую роль в браке, но обучать так, чтобы они чувствовали, что основой совместной жизни является равенство».

На большое значение готовности к полоролевой дифференциации семейных ролей и функций указывают многие авторы. М. Яффе и Ф. Фенвикперечисляют множество факторов, увеличивающих вероятность распада брака, которые были названы ими «факторами риска при вступлении в брак». Среди них - слишком ранние браки (до 19 лет), недостаточная продолжительность знакомства (менее полугода), добрачная беременность («вынужденные браки»), постоянные ссоры в предбрачный период, измены одного из партнеров до вступления в брак, негативное отношение родителей к будущему брачному союзу, стремление побыстрее покинуть семью родителей или желание досадить кому-то третьему как мотивы брака, а также отсутствие отца в родительской семье и разводы, принятые в семьях родственников.

В.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагающее следующие слагаемые:

– способность заботиться о другом человеке, самоотверженно ему служить, деятельно делать выбор;

– способность сочувствовать, сопереживать, сострадать, то есть «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать его радости и горести, переживать неудачи, находить духовное единение;

– способность к кооперации, сотрудничеству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осуществлении многих видов труда, организации домашнего потребления и распределения;

– высокая этическая культура, предполагающая быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатками, подавлять собственный эгоизм.

С семьей человек, как правило, связывает свое стремление быть счастливым. И очень важно уже с раннего детства активно прививать детям правильное представление о личном счастье. В основе этого представления должно быть понимание того, что оно не возможно без процветания Родины, без дружной семьи, без детей, без умения делать людям добро, быть трудолюбивым.

В психологической готовности вступления большую роль играют особенности добрачного периода. Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными факторами являются:

– место и ситуация знакомства молодых людей;

– первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное);

– социально-демографические характеристики вступающих в брак;

– продолжительность периода ухаживания;

– инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие;

– время обдумывания брачного предложения;

– ситуация оформления брака;

– возраст будущей пары;

– родители и отношение последних к браку своих детей;

– динамические и характерологические особенности супругов;

– отношение в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности.

Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60 % благополучных супругов познакомились на работе или студенческой скамье.

Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания. За непродолжительное время, как правило, молодые люди не могут глубоко узнать друг друга и проверить правильность своего решения вступить в брак, а на протяжении длительного периода ухаживания часто возникают монотонность общения, стереотипность в поведении партнеров, что может привести к охлаждению в отношениях - такая пара либо не создает семью, либо распадается.

Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи - освоение новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решения о разводе. Европейские социологи К.Антилла и Я.Трост считают, что негативным (с точки зрения развода) фактором является не просто добрачная беременность, а так называемые вынужденные и поспешные браки, единственная причина заключения которых - скорое рождение ребенка.

Продолжительное обдумывание брачного предложения (более двух недель).

Возраст будущей пары. Это относится к тем молодым людям, которые спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже закончила школу и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное Российское законодательство разрешает заключение брака начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, 22-23 года. Женская красота достигает своего расцвета, к этому времени закончена учеба, получена профессия.

Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество - это начало регулярной половой жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются материальные проблемы, сложности быта - у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым личностям не следует надолго откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак возраст после 25-27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска».

Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания.

Следует отметить и такой фактор, как отношения молодых людей с братьями и сестрами. Существует концепция дублирования свойств братьев и сестер, в соответствии с которой человек стремится в новых социальных связях, к которым относится и супружеский союз, реализовать свои отношения к братьям и сестрам. Более устойчивые и удачные браки наблюдаются в тех случаях, когда отношения между партнерами строятся именно по такому принципу, естественно, с учетом половой принадлежности. В этом смысле супружеские отношения могут быть комплементарными (взаимодополняющими), если, например, муж имел младшую сестру, а жена - старшего брата. Некомплементарные отношения - если оба супруга были в родительской семье либо старшими, либо младшими (в супружеской паре могут происходить ссоры по поводу распределения власти - кому из них быть главным, старшим, а кому младшим), а также если один или оба партнера имели только братьев или сестер. Особое место занимают молодые люди, которые не имели ни брата, ни сестры: у них в семье была только одна модель - родительский брак.

Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи. Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей, порой независимо от того, нравится она ему или нет. Вот почему психологи рекомендуют в добрачный период чаще бывать в родительской семье избранника, это поможет глубже узнать будущего супруга.

Анализируя специфику добрачного периода, необходимо отметить такое явление, как идеализация партнера, которое также может негативно сказаться на межличностном общении до брака и в супружеских отношениях.

Существуют различные точки зрения на роль идеализации партнера в добрачном периоде.

1) Идеализация необоснованно завышает ожидания, предъявляемые к партнеру и к взаимодействию с ним. Осознание того, что реальный человек, с которым происходит взаимодействие, не соответствует идеализированному образу, играет деструктивную роль, приводит к глубокой неудовлетворенности партнером, собой, отношениями в целом и при неумении или нежелании наладить взаимодействие с учетом более реального образа партнера приводит к распаду отношений.

2) По мнению А. Маслоу, у самоактуализированных личностей, т. е. достигших самого высокого уровня развития, уровня реализации своих потенций, наиболее ярко выражена способность любить и быть любимым. Для их любви характерна полная спонтанность и естественность. Идеализация не свойственна им вовсе (гуманистическая психология).

3) Идеализация партнера является стимулом для развития его личности, определяет для него некоторую «зону ближайшего развития», т.е. как бы указывая, каким он может стать (конструктивная точка зрения).

Однако мы склонны относить идеализацию партнера к добрачным факторам риска наряду с ранним или поздним возрастом вступления в брак, романтичностью отношений, поверхностью и кратковременностью общения,

Анализ специфики добрачного периоду позволяет сформулировать его функции:

– накопление совместных впечатлений и переживаний. На этом этапе создается своеобразный эмоциональный потенциал будущей семейной жизни, запас чувств, которые позволят более успешно и менее «болезненно» адаптироваться к ней;

– более глубокое узнавание друг друга и параллельно уточнение и проверка принятого решения о возможности семейной жизни;

– проектирование семейной жизни. Этот момент, как правило, не рассматривается будущими супругами или не осознается ими. Большинство психологов справедливо отмечают, что между партнерами необходим информационный обмен по таким вопросам, как ценностные ориентации и жизненные планы; детали биографии; представления о супружестве; ролевые ожидания и притязания; репродуктивные установки и др.

Учет добрачных отношений редко используется при анализе супружеских проблем. Однако практика консультирования показывает, что в добрачном периоде нередко зарождаются трудности, которые в дальнейшем прямо или косвенно проявляются в браке. Поэтому анализ добрачной истории полезен для понимания актуального состояния отношений.

На отношения между супругами, на характер семейной жизни определенное влияние оказывают мотивы вступления в брак. Осознание их - важный показатель психологической готовности к семейной жизни. Изучению мотивов вступления в брак посвящено немало исследований, проведенных в разных регионах страны. В мотивах находят отражение ценностные ориентации и установки молодежи, связанные с семейной жизнью. В современное время нередко можно услышать о том, что любовь обесценивается, о кризисе и непрочности семьи. Но все же большинство молодых людей относится к браку как к высшей и незаменимой социальной и нравственно-психологической ценности. Все мотивы можно разделить на две группы: нравственно-эмоциональные побуждения и материальные стимулы.

К первой группе побудительных причин наиболее часто встречается любовь, общность взглядов и интересов, взаимная симпатия, уважение и дружба, внешняя привлекательность, нравственные качества, желание иметь детей, чувство одиночества и другие. Ко второй группе относятся материальная обеспеченность супруга, наличие жилой площади у супруга, желание переехать жить в город, воля родителей. Вариант считается оптимальным тогда, когда за нравственными стимулами указываются и материальные. Это свидетельство правильного понимания готовности к браку. Об этом совершенно справедливо писал В.А. Сухомлинский: « Перед тем как создавать семью, проверь себя, готов ли ты к этому: умеешь ли ты быть преданным, верным человеку; нет ли у тебя лени души, эгоизма, бессердечности; умеешь ли ты повелевать своими желаниями; готов ли ты обеспечить семью материально».

Среди мотивов первой группы предпочтение получила любовь. Любовь - важнейшая самостоятельная моральная ценность, нравственная основа брачно-семейного союза. В философской энциклопедии понятие любовь определяется как нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту. Специфическим содержанием этого чувства, с точки зрения философов, являются самоотверженность, самоотдача и возникающая на этой основе духовная близость. Психологи считают любовь избирательным отношением к представителю противоположного пола как к уникальной целостной личности. Направленность на объект любви не должна быть односторонней, эгоистичной и предполагает отождествление себя с объектом любви, замену «я» на «мы» (но без потери своей индивидуальности).

В современной психологии существуют модели любви, которые условно разделены на «пессимистические» и «оптимистические».

Теоретики пессимистичного направления подчеркивают момент зависимости влюбленного от объекта его любви и связь любви с отрицательными переживаниями, прежде всего со страхом любви. Любовь, согласно авторам «пессимистических» моделей, делает человека тревожным и зависимым, мешает его личностному развитию. Один партнер как бы «растворяется» в другом, теряя свою индивидуальность. В такой паре не происходит замены «я» на «мы». В предельных случаях любовь может быть симптомом личностной патологии.

«Оптимистические» модели любви связаны с концепцией А. Маслоу и других представителей гуманистической психологии.

Любовь в этих моделях характеризуется снятием тревожности и полным психологическим комфортом. Краеугольным камнем «оптимистических» моделей является представление о независимости влюбленного от объекта любви, которая сочетается с положительной установкой на него. По мнению теоретиков «оптимистического» направления, такая любовь делает людей счастливыми и обеспечивает возможности личностного роста.

Как возникает любовь? Л.М.Панкова выделяет три стадии любви.

Первая - интерес, симпатия, влечение. Мы говорим: «Он (она) мне нравится». Этого вполне достаточно для первого приближения, для появления дружбы между юношей и девушкой. Отношения эти могут быть длительными, недоговоренными, романтичными или будничными, но они всегда очень приятные, поднимают настроение, хотя пока ни к чему не обязывают. Когда есть человек, которому ты нравишься, и который нравится тебе, повышается жизненный тонус, активизируются личные действия по самоусовершенствованию.

Вторая - восхищение, восторженность, влюбленность, страсть. Эти чувства уже создают определенную напряженность и накал, они всегда волнуют, но утомляют, выбивают из ритма, требуют своего разрешения. Жить в состоянии страстного возбуждения человеку трудно. Страсть либо должна погаснуть, либо получить удовлетворение. Если чувства одного подогреваются и поощряются другим, возможность превращения дружественных отношений симпатизирующих друг другу мужчины и женщины в любовный роман становится реальностью. Далее вес зависит от воспитания, культуры, волевых компонентов, нравственных успехов и т.д., то есть от самой личности.

Третья - поклонение, уважение, преданность. Можно испытать страсть как наваждение, но любить, не уважая человека нельзя. На этой стадии любовь приводит мужчину и женщину к принятию решения о вступлении в брак.

Любовь, прошедшая все три фазы развития, и есть индивидуальное чувство на всю жизнь.

Л. Я. Гозман считает, что возникновение эмоциональных отношений, в том числе и любовь, можно объяснить межличностной аттракцией (привлекательность одного для другого). Он использует результаты эмпирического изучения межличностной аттракции, которые показывают, что сильными детерминантами ее является сходство аттитюдов и выражение объектом аттракции своего положительного отношения к субъекту при высокой самооценке каждого.

Однако, например, в психологии имеются исследования, по результатам которых был сделан вывод, что браки по любви не лидируют в списке наиболее стабильных. Например, С.В.Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви. Более того, он приходит к выводу, что и ожидание любви, и даже самое ее существование в семье приводят к гибели супружества. Автор объясняет это тем, что, во-первых, взрослея, человек теряет свойственную детям и животным безошибочность эмоциональной оценки окружающего мира; во-вторых, неправомерно отождествлять такие феномены, как любовь и брак, ибо любовь может быть без брака и брак без любви. Между браком и любовью нет ни полного совпадения, ни полного различия, в течение длительного исторического периода они существовали раздельно.

Автор считает, что любовь может даже препятствовать сохранению семейного союза, и приводит следующие аргументы. В нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что одной любовью жив не будешь, ибо живем мы с человеком, который обладает уникальным психологическим миром, образом своего «я», темпераментом, характером и другими личностными особенностями, отчего слияние двух «я» не всегда приводит к появлению одного «мы».

Под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что супруги обязаны выполнять обычные для каждой супружеской пары функции и что уже в медовый месяц у них возникнут вопросы по этому поводу. Материальное обеспечение, уход за детьми и т.д. приводят к гибели иллюзий, разрушению волшебства, что ведет к поискам любовного партнера вне брака и к супружеской неверности. Фетишизация любви, желание быть и любимым, и любить заставляют нас нетерпеливо искать это прекрасное чувство.

С данной точкой зрения можно частично согласиться. Как показывает практика, очень часто страстная добрачная любовь не является залогом успешной семейной жизни в будущем. Сильные эмоции могут помешать ориентации партнеров на личностные характеристики или будут носить второстепенный характер, они уменьшают точность взаимоотношения и взаимопонимания, способствуют идеализации партнера.

Сама по себе мотивация брака включает, по крайней мере, пять типов: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение ее влияния на удовлетворенность брака подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное количество удовлетворенных и минимальное - неудовлетворенных. Но здесь следует подчеркнуть именно единство этих двух мотивов. Ведь в том-то и дело, что разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

Исследование С.И.Голода подтвердило, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни. Подробная система мотивов, полученная в результате проведенного им исследования (1977 г.):

1. Любовь - как мотив заключения брака указали 39% мужчин и почти 50% женщин;

2. Общность интересов, взглядов - 26% мужчин и 28% женщин;

3. Чувство одиночества -15% мужчин и 15% женщин;

4. Чувство сострадания- 7% мужчин и 3% женщин;

5. Вероятность скорого рождения ребенка - 7% мужчин и 4% женщин;

6. Случайность - 4% мужчин и 2% женщин;

7. Материальная обеспеченность будущего мужа (жены) - 0% мужчин и 3% женщин;

8. Наличие жилплощади будущего мужа (жены) - 2% мужчин и 1% женщин;

9. Другие мотивы - 0,6% мужчин и 3% женщин

Наблюдаются межполовые различия в брачных мотивах - более чем в одной десятой из всех брачных союзов мотив любви и общности взглядов характерен только для женщин, мужчины в этих случаях руководствуются чувством сострадания, одиночеством, вероятностью скорого рождения ребенка. Интересно, что в браках по расчету мужчины больше ориентируются на наличие жилплощади у будущей жены, а женщины - на материальную обеспеченность будущего мужа.

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ.

Наиболее частыми мотивами являются «бегство от родителей» и «долженствование» (вступление в брак из чувства долга) - в 50% и 49% дисфункциональных семей соответственно.

Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.

Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.

Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.

Мотив «месть» означает, что один из партнеров был отвергнут и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.

Мотив «любовь» также значится в шкале причин формирования дисфункциональных семей. Заключение брака по любви составляло среди дисфункциональных семей меньшинство (около 10%).

И все-таки любовь - это прекрасное чувство. Именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.

Интересные данные были получены и при анализе зависимости между мотивами вступления в брак и скрепляющими его факторами. Оказалось, что те, кто вступил в брак на основе любви, последовательно считают главным привычку супругов друг к другу, духовную общность, долг и сексуальное созвучие; те же, кто при вступлении в брак ориентировался на общность взглядов, обращают главное внимание на духовную общность, привычку, сексуальное созвучие и долг. Таким образом, основным мотивам создания семьи соответствуют четыре вида адаптационных отношений: психологические (привычка), нравственные (долг), духовные (общность) и сексуальные, причем благоприятнее всего складывается брак у людей преимущественно с духовной ориентацией на выбор спутника жизни.

Супружество требует сочетания самоуважения с уважением к другому супругу, к родителям,к старшим и младшим. Первостепенное значение здесь имеют такие нравственные качества, как ответственность, верность, честность, сдержанность, доброта, человечность, чувство долга перед супругом (супругой), семьей, детьми. Можно также указать три условия, без выполнения которых нормальное супружество весьма проблематично:

1. Умение вступающих в брак спроектировать оптимальную и реалистичную модель своей будущей семьи, ее образ жизни, учесть при этом влияние традиций родительских семей, жилищные и экономические возможности, источники доходов и предполагаемые расходы, а также пути осуществления своих совместных планов на будущее.

2. Понимание основ морально-психологического климата семьи.

3. Осознание необходимости сочетать семейные и общественные обязанности.

Немаловажным вопросом для молодых людей является выбор брачного партнера. То, каким образом осуществляется этот выбор, интересовало многих исследователей. Фрейд был одним из первых, кто стал размышлять над теми причинами, по которым люди вступают в брак. По его мнению, благодаря бессознательному процессу дети могут переносить любовь, испытываемую к родителю противоположного пола, на другие, общественно одобряемые объекты - своих потенциальных супругов. Вероятно, поэтому многие юноши хотели бы встретить будущую спутницу жизни, похожую на их мать, и очень часто девушки обращают внимание на юношей, похожих на их отцов.

На протяжении 1950-1980-х годов были созданы разнообразные теории выбора брачного партнера.

Согласно теории комплементарных потребностей Уинча (1958), взаимное притяжение испытывают партнеры с противоположными характеристиками: властного мужчину может привлечь кроткая женщина, а спокойного и мягкого влечет к энергичной и прямой женщине.

Инструментальная теория подбора супругов, разработанная Р. Сентерсом (1975), также уделяет первостепенное внимание удовлетворению потребностей, но при этом утверждает, что одни потребности (например, половая потребность и потребность в принадлежности) более важны, чем другие, и, что некоторые потребности более присущи мужчинам, чем женщинам, и наоборот. Согласно Сентерсу, человека влечет к тому, чьи потребности схожи с его собственными и дополняют их. Кроме того, были разработаны разнообразные теории фильтров, согласно которым каждый этап более глубинного знакомства рассматривается как прохождение некоторого «фильтра» в отношениях.

Теория «стимул - ценность - роль», разработанная Б. Мурштейном (1982), гласит, что подбор супругов мотивирован стремлением каждого партнера сделать наилучшее из всех возможных приобретений. Достоинства и недостатки другого человека исследуются в процессе развития отношений с ним, когда различные факторы пропускаются через систему фильтров для определения того, стоит ли продолжать отношения. Такое исследование происходит на каждой из трех стадий ухаживания. На стадии стимула, когда мужчина и женщина встречаются и видят друг друга впервые, складывается первоначальное мнение по поводу внешности другого человека, его ума и умения держаться в обществе. Если первое впечатление благоприятно, пара переходит ко второй стадии ухаживания - стадии сравнения ценностей - времени, когда из совместных бесед мужчина и женщина должны понять, согласуются ли их интересы, установки, взгляды и потребности. В течение заключительной ролевой стадии возможные ролевые партнеры выясняют, насколько совместимо выполнение ими своих ролей в браке.

...

Подобные документы

    Характеристика основных проблем, связанных с созданием семьи у студенческой молодежи. Исследование мотивов вступления в брак современных молодых людей. Обзор факторов, влияющих на прочность браков до и после рождения ребенка. Основные функции семьи.

    доклад , добавлен 20.10.2014

    Определение понятия брак. Концептуальный анализ межэтнических браков. Молодежь как особая социальная группа. Особенности исследования проблем развития молодежи. Теоретический анализ проблемы отношения современной молодежи к межэтническим бракам.

    курсовая работа , добавлен 18.03.2010

    Определение понятий "семья", "брак", "родительская семья". Рассмотрение роли родительской семьи в формировании брачных установок современной молодежи, характеристика ее восприятия молодежью. Выявление мнения экспертов относительно данного вопроса.

    дипломная работа , добавлен 19.05.2015

    Отношение молодежи к браку. Проведение корреляционного и факторного с целью определения связи между желаемым возрастом вступления в брак, возрастом и рождением детей и тратами на человека в месяц. Проверка гипотез о заработках и гражданском браке.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2013

    Особенности развития личности в юношеском возрасте. Роль предбрачного периода в формировании семейной жизни. Исследование представлений о создании семьи и практическое выявление определенных знаний, умений и навыков для создания брачно-семейных отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2015

    Теоретические основы анализа семейно-брачных отношений и представлений о партнере, значимых для вступления в брак. Социологический анализ представлений студенческой молодежи о брачном партнере. Основные методики и инструменты проведения исследования.

    дипломная работа , добавлен 31.03.2014

    Влияние материального благосостояния и уровня образования на вступление в незарегистрированный брак. Мнение молодежи о различных его формах и степени распространенности. Субъективные мотивы выбора молодыми людьми незарегистрированной формы брака.

    контрольная работа , добавлен 16.02.2010

    Незарегистрированный брак: понятие, формы, характеристика. Динамика распространенности незарегистрированных браков в России. Исследование факторов, влияющих на отношение современной молодежи к такому браку. Особенности социальной работы с молодежью.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Гражданский брак в представлении студенческой молодежи. Социально-психологические факторы, определяющие создание молодых семей. Проблема ранних браков: отношение студенческой молодежи, трансляция ценности фамилизма посредством социальной рекламы.

    реферат , добавлен 16.11.2009

    Экстремальный досуг: понятие и сущность. Причины увлечения молодежи экстремальными видами досуга. Организация и проведение эмпирического исследования особенностей использования экстремального досуга как сферы самореализации молодежи, анализ результатов.

Психологическая готовность к браку.

Семейная жизнь, открывая человеку возможности для личностного роста и счастья, одновременно предъявляет к нему и немало требований. Среди факторов, определяющих стабильность молодых семей, выделяют готовность молодежи к браку. Это система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально-психологическое отношение к образу жизни, ценностям супружества.

Готовность к браку - интегральная категория, включающая целый комплекс аспектов:

1. Формирование определенного нравственного комплекса -готовность личности принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему брачному партнеру, будущим детям.

2. Подготовленность к межличностному общению и сотрудничеству. Семья является малой группой, для нормального ее функционирования требуется согласованность ритмов жизни супругов.

3. Способность к самоотверженности по отношению к партнеру. Способность к такому чувству включает способность к соответствующей деятельности, основанной, прежде всего, на качествах и свойствах альтруизма любящего человека.

4. Наличие качеств, связанных с проникновением во внутренний мир человека - эмпатийный комплекс.

В связи с этим возрастает роль ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ функции брака, успешной реализации которой способствует развитие способности к сопереживанию, вчувствованию в эмоциональный мир партнера.

5. Высокая эстетическая культура чувств и поведения личности.

6. Умение разрешать конфликты конструктивным способом, способность к саморегуляции собственной психики и поведения.

Подготовка молодежи к семейной жизни.

Можно согласиться с И.В. Гребенниковым, что соответственно подготовка подрастающего поколения к семейной жизни должна включать следующие основные аспекты:

1. Социальный, раскрывающий политику государства в области брачно-семейных отношений и демографии, а также содержащий данные об общественной сущности брачно-семейных отношений, предназначении семьи, семейных ценностях, социальных ролях супругов и родителей.

2. Нравственно-этический, включающий воспитание следующих нравственных качеств: дружелюбного отношения к представителям другого пола; уважения к матери, отцу, старшим и младшим; потребности в воспитании детей; ответственности, верности, честности, сдержанности, доброты, уступчивости; чувства долга перед супругой (супругом), семьей, детьми; культуры интимных чувств.

3. Правовой, ориентированный на ознакомление с основами законодательства о браке и семье; с важнейшими положениями семейного права; с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу.

4. Психологический , формирующий понятия о личностном развитии; об особенностях психологии межличностных отношений юношества; о психологических основах брака и семейной жизни, умения понимать психологию других людей; развитие чувств, необходимых для супружеской и семейной жизни; владение навыками общения.

5. Физиолого-гигиенический, включающий знания физиологических особенностей мужского и женского организмов; особенностей половой жизни, вопросов личной гигиены и др.

6. Педагогический , включающий формирование представлений о роли семьи в воспитании детей, ее педагогическом потенциале, специфике семейного воспитания, воспитательных функциях отца и матери, о путях повышения педагогической культуры родителей.

7. Хозяйственно-экономический : вооружение знаниями о бюджете семьи, культуре быта, умениями вести домашнее хозяйство и т. д.

Таким образом, подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, учителями, сверстниками, с другими людьми, со средствами культуры и массовой информации, в результате которых происходит осознание особенностей брачно-семейных взаимоотношений, развитие соответствующих чувств, формирование представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.
Похожие публикации