Зависимость направлений в социальной помощи. Социальная работа с наркозависимыми. Список использованной литературы

Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи в Российской Федерации

Определяющее значение в поддержке малообеспеченных категорий населения имеет государственная экономическая и социальная политика. Если раньше регулирование уровня жизни населения осуществлялось централизованно, то сейчас данную проблему решают новыми методами. Главными из них являются индексация и компенсация. Индексация - механизм автоматической корректировки доходов. Обычно индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов на определенный процент через определенное время или путем корректировки доходов по мере роста уровня цен на заранее оговоренный процент. Выплаты по индексации проводятся в основном за счет средств государственного и местного бюджетов. Индексируются все виды денежных доходов граждан, а именно заработная плата, пенсия, стипендия, другие виды социальных выплат, за исключением единовременных.

Помимо индексации существует Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам.

Критериями предоставления социальной помощи могут быть: совокупный семейный или среднедушевой доход ниже суммы установленного на региональном уровне прожиточных минимумов всех членов семьи по социально-демографическим группам, или соответствующей величины регионального прожиточного минимума (ниже уровня минимально заработной платы, минимальной пенсии и др.); отсутствие средств к существованию; одиночество и неспособность к самообслуживанию; материальный ущерб или физические повреждения вследствие стихийных бедствий, катастроф, межнациональных конфликтов, а также в результате исполнения служебных обязанностей.

Размер социальной помощи назначается решением органом социальной защиты по месту жительства на основании личного заявления, либо от имени семьи, или опекуна. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащих ему (его семье) имуществе на праве собственности.

Круг лиц, нуждающихся в социальной помощи, может быть расширен по усмотрению местных органов власти, с учетом демографических, социально-экономических, природно-климатических и других особенностей региона.

Государственная социальная помощь оказывается в целях: поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан.

В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина от даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.

Контроль над деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных выплат производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере здравоохранения и социального развития.

Денежные формы социальной государственной защиты населения и последние изменения в методах предоставления

Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования. К денежным выплатам относятся социальное пособие (безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы), субсидия - (имеющая целевое назначение оплата предоставляемых гражданам материальных благ и услуг) и компенсация - возмещение гражданам произведенных ими расходов, установленных законодательством.

Уже в начале переходного периода отмечаются некоторые шаги по улучшению прямой социальной защиты населения. Они затрагивают, прежде всего, порядок выплаты социальных пособий их величину.

Наиболее очевидная попытка принципиального усовершенствования прежней системы социального обеспечения касалось его важнейшего компонента - пенсионного страхования. Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда. Но в наше время большинство социальных пособий не соответствуют прожиточному минимуму населения, а понятие минимальной заработной платы в России утратило, какой бы, то, ни было, смысл.

В российской практике социальной защиты населения выделяются два типа прожиточного минимума: так называемый жизненный, рассчитанный на главные, преимущественно физиологические потребности, без удовлетворения которых вообще невозможно сносно существовать, и социальный, рассчитанный на удовлетворение несколько более широкого по сравнению с предусмотренным жизненным минимумом набора потребностей в области продовольствия, промышленных товаров и услуг.

Высокому региональному уровню прожиточного минимума должен соответствовать высокий региональный уровень социальных выплат (и оплаты труда). И наоборот. Разнообразие вариантов прожиточного минимума позволяет более дифференцировано подходить к определению потребления различных социально-демографических групп населения, точнее и тоньше регулировать минимальные размеры социальных выплат и оплаты труда, гарантированные государством в различных регионах страны.

Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.

Денежная компенсация стала применяться с апреля 1991 года после административного повышения цен. Тем не менее, многие ее виды, используемые в настоящее время, придание ей системного и постоянного характера непосредственно связаны с совершенствованием прямой социальной защиты в ходе радикальной экономической реформы.

Таким образом, в первую половину 90-х годов преобладает тенденция к сокращению разрыва между номинальной величиной средней заработной платы и трудовой пенсии. Причем такое сокращение происходит в ускоряющемся темпе. Развитие подобной тенденции объясняется не только ускоренным ростом размеров пенсий, который, как уже отмечалось, хронически отстает от повышения прожиточного минимума, сколько намного более низкими темпами повышения заработной платы, несоразмерными с повышением цен.

В 90-х гг. наметился «новый курс» политики в области прямой социальной защиты. Были предусмотрены следующие изменения: разграничение видов социальной помощи, предоставляемой малообеспеченным слоям; выделение «интересов» детей, пенсионеров и инвалидов в качестве приоритетных при компенсации роста цен нуждающимся группам населения; осуществление постепенного перехода на заявительную форму предоставления помощи; сокращение числа социальных выплат с заменой их преимущественно пособиями по малообеспеченности, предоставляемыми семье, вне зависимости от причин ее бедности.

Курс на адресную защиту призван прекратить равномерное «размазывание» социальных пособий тонким слоем по всем нуждающимся в ней. Такая помощь малоэффективна по своим результатам. Адресная социальная защита концентрируется на более малочисленной группе, не оставляя при этом без какой-либо поддержки остальные категории нуждающихся. Подобный подход увеличивает возможность оказания относительно более ощутимой материальной помощи за счет ее перераспределения в пользу «истинно» нуждающихся.

Адресная защита подразумевает жесткую увязку предоставления социальной помощи с действительным материальным положением ее потенциального получателя. Однако осуществление такой увязки вступает в противоречие с универсальным подходом, пустившем глубокие корни в системе социального обеспечения. Провозглашенный курс на адресную защиту как единственно возможный путь оказания реальной помощи в неблагоприятных условиях переходного периода на практике проводится недостаточно последовательно.

Улучшались меры по улучшению методики оказания помощи нетрудоспособным призваны повысить эффективность всей системы социальной защиты населения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основные направления реформирования системы социальной поддержки в России необходимо связывать с укреплением адресности социальных выплат, более эффективным управлением системой социального обеспечения, совершенствованием системы минимальных социальных стандартов в целях более рационального распределения бюджетных средств в пользу действительно нуждающихся, совместными усилиями органов государственного управления всех уровней, обеспечивающих доступность социальных услуг населению.

Реформы 90-х годов, хотя и обеспечили некоторый статистически фиксируемый рост экономики, не смогли остановить процессы чрезмерной поляризации доходов, обострили тенденцию несоответствия социальных обязательств государства его финансовым возможностям. Это привело к снижению качества предоставляемых малообеспеченным слоям населения социальных услуг.

Неденежная (натуральная) помощь

Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.

Примерно 6% пенсионеров по старости и инвалидов беспомощны, одиноки, не в состоянии обслуживать себя самостоятельно. Немалая их часть не живет в семье и не может рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования их получателей.

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива.

Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым. По данным Министерства социальной защиты, в такой помощи нуждаются 952,2 тыс. человек, из которых 826,6 тыс. ее получают. В целом по России из каждых 10 тыс. пенсионеров надомным обслуживанием обеспечены 229 человек.

Наряду с центрами социального обслуживания, в состав нестационарных учреждений и служб социальной помощи входят также центры помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи и экстренной психологической помощи по телефону, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, социальные приюты для детей и подростков и др. 1050 служб срочной социальной помощи призваны оказывать различные разовые услуги. При них создаются банки вещей и продуктов, работают телефоны доверия и др. Пропускная способность таких служб составляет примерно 2 млн. человек ежегодно.

Другое направление социально бытовой помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. В настоящее время в России действуют около 1 тыс. стационарных специализированных учреждений, в которых обитают более 300 тыс. престарелых, инвалидов и др.

Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.

Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных и малообеспеченных, так и ее отдельных категорий.

К нетрадиционным формам поддержки относится деятельность специальных чековых инвестиционных фондов для граждан, нуждающихся в особой социальной защите (ЧИФ СЗ). Они созданы в соответствии с Указом Президента «Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения».

В переходный период огромное значение приобретают и другие виды неденежной помощи, предоставляемые в натуральной форме наиболее беззащитным и малообеспеченным группам населения. Будучи важным проявлением общественной благотворительности, натуральная помощь служит дополнением к денежным выплатам по системе общественного вспомоществования.

Одна из особенностей натуральной помощи малообеспеченным заключается в том, что, как правило, она не нуждается в жестком централизованном управлении, в единообразных инструкциях и нормативах. Решающее значение в ее организации приобретает инициатива местных органов власти, профессиональных, общественных и религиозных объединений, отдельных граждан. Натуральная помощь обычно сводится к прямому распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся.

Важным проявлением натуральной помощи является бесплатное питание на постоянной или эпизодической основе.

Инвалиды как одна из категорий малообеспеченных граждан, нуждающихся в социальной поддержке государства

В Российской Федерации инвалиды попадают в категорию малообеспеченных слоев населения, так как нынешняя ситуация социальной поддержки инвалидов не настолько эффективна, чтобы отнести данный тип граждан к среднеобеспеченным. Сегодня инвалиды занимают одно из главных мест, как объект социальной политике, по улучшению уровня их жизни.

В соответствии с законодательством признание лица инвалидом осуществляется по результатам медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных свидетельствуемого лица.

В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливаются I, II и III группа инвалидности. Малообеспеченными считаются инвалиды, имеющие I и II группы.

В настоящее время основными направлениями социальной политики в отношении этой категории населения является социальная защита инвалидов. Это система гарантированных государством мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможности участия в обществе.

Основными причинами, обуславливающими нуждаемость инвалидов в социальной защите, служит их неспособность, вследствие ограничения жизнедеятельности, к самостоятельному проживания, поддержания социальных связей, к обеспечению экономической независимости и т.д. Определение потребности лица, свидетельствуемого по поводу инвалидности, в мерах социальной помощи и защиты включает определение конкретных способов и методов, при помощи которых имеющиеся нарушения функций и ограничения жизнедеятельности могут быть устранены, компенсированы или замещены.

В Российской Федерации приняты и реализуются целевые программы в интересах инвалидов, объеденные в федеральную программу «Социальная поддержка инвалидов в Российской Федерации», которая рассчитана на 2006-2010 гг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

Направления и формы социальной пом ощи малообеспеченному населению

Введение

Социальная защита малообеспеченным слоям населения на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных тем в социальной политике. На данный момент в Кыргызской Республике довольно большая часть населения, уровень доходов у которых ниже установленного прожиточного минимума. А ведь от этого страдает и экономика страны в целом, и каждый гражданин, живущий в Кыргызской Республике. Тем более что у нас в стране предложенная социальная поддержка от государства не настолько хороша и эффективна, как хотелось бы ее видеть.

Наличие системы социальной защиты населения характерно практически для всех стран. Необходимость в ней для конкретного гражданина обусловлена наступлением обстоятельств, при которых человек не в состоянии своим трудом создать условия, обеспечивающие ему основные жизненные потребности.

Под системой социальной защиты населения в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Одна из основных задач социальной работы в настоящее время - дальнейшее развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

1. Социальная помощь

Социальная помощь - забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.

Главной целью социальной помощи является обеспечение достойного качества жизни населения на основе динамичного развития экономики.

Прямые формы помощи:

Государственная социальная помощь - система мер по оказанию действительно нуждающимся лицам (малоимущим семьям и отдельным малоимущим гражданам) помощи в виде денежных выплат, натуральной, гуманитарной помощи, а так же в виде услуг и льгот, для преодоления или смягчения жизненных трудностей, для поддержания их социального статуса и полной жизнедеятельности, а также адресного и рационального использования бюджетных средств.

Государственная социальная помощь оказывается малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам в следующих формах:

Ш Д енежные выплаты .

Главной формой прямой социальной помощи является денежная. Предоставление денежных пособий малообеспеченным слоям населения, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.

К денежным выплатам относятся:

Ш Социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов, бюджетной системы КР.

Ш Субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Ш Социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами.

Пенсии являются важнейшим, но далеко не единственным видом денежной защиты населения.

В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда.

Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.

Ш Неденежная (натуральная) помощь

Натуральная помощь - предоставление предметов первой необходимости (продуктов питания, обуви, одежды), а также осуществление ремонта квартир, автотранспорта; выделение лекарственных препаратов; обеспечение бесплатного питания и предоставление топлива)

Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.

Многие из их представителей отличаются не только относительно низким уровнем дохода, получаемым по линии социального обеспечения, но и плохим состоянием здоровья, физической немощью и др. Немалая их часть не живет в семье и не может рассчитывать на поддержку родственников, друзей, соседей. Поэтому выплачиваемые таким людям социальные пособия, даже если они удовлетворительны по своим размерам, на практике трудно реализуемы и поэтому сами по себе недостаточны для обеспечения существования их получателей.

Одно из таких направлений осуществляется через нестационарные учреждения, находящиеся главным образом в ведении Министерства социальной защиты населения. К ним, прежде всего, относятся центры социального обслуживания. Приоритет подобной помощи принадлежит социально-бытовой помощи на дому инвалидам и престарелым.

Другое направление социально бытовой-помощи охватывает тех нуждающихся в ней, которые постоянно проживают в интернатах. Третье направление связано с оказанием социально-бытовой помощи относительно малочисленной группе лиц без определенного места жительства.

Наряду с тремя перечисленными, основными, практикуются и другие виды социально-бытовой помощи. Они касаются как всей группы наиболее беззащитных и малообеспеченных, так и ее отдельных категорий. В переходный период получили распространение самые разнообразные проявления социальной помощи.

Натуральная помощь обычно сводится к прямому распределению предметов первой необходимости среди особо нуждающихся.

Важным проявлением натуральной помощи является бесплатное питание на постоянной или эпизодической основе.

социальный малообеспеченный население

2. Социальная защита

В последнее время все большую популярность, как на международном уровне, так и внутри нашей страны получает такой термин, как социальная защита населения или социальная защищенность. В нашей стране этот термин получил широкое распространение в связи с переименованием системы органов социального обеспечения в систему органов социальной защиты населения. Традиционно понятие социальной защиты в первую очередь ассоциируется с мерами в области Социального обеспечения (выплатой пособий, дотаций, компенсаций).

Социальная защита представляет собой комплекс дополнительных мероприятий по материальной помощи наименее защищенным группам населения (престарелым, инвалидам, малообеспеченным семьям с детьми, учащейся молодежи, лицам, не имеющим средств существования), а также по предотвращению развала системы социальной защиты, сохранению уровня социального обслуживания. Этот комплекс мер осуществляется как за счет федерального и местных бюджетов, так и за счет специально создаваемых фондов социальной поддержки населения.

Социальной защита одно из важнейших функций государства. При этом социальная защита подразделяется на общую и специальную.

Под общей понимается деятельность по обеспечению основных социальных и иных прав граждан, а под специальной - специальная регулятивная система стабилизации личности, социальной группы, нуждающихся в силу тех или иных особенностей в особом социальном попечении. К таким нуждающимся отнесены, например, военнослужащие.

Вообще, понятие «социальная защита» впервые использовали американские законодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обоснование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и безработицы. Данный термин органически вошел в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки социально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этого понятия значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разработка конвенций и рекомендаций

Международной организации труда (МОТ), Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Международной ассоциации социального обеспечения, посвященных социальному страхованию и социальной помощи, гарантированию минимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, заработной плате.

Широкое применение международным сообществом категории «социальная защита» во многом обусловлено кардинальными изменениями, произошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

Социальная защита является целостной системой, представляет собой самостоятельный социальный институт, призванный решать определенные социальные и экономические проблемы.

3. Система социальной защиты в Кыргызской Республике

Социальный Фонд КР является государственным органом, ответственный за управление системой государственного социального страхования. Он обеспечивает управление средствами страховых взносов на государственное социальное страхование, назначение и выплату пенсий и других социальных пособий, регистрации личных страховых счетов граждан, а также, Социальный Фонд КР участвует в разработке государственной пенсионной политики.

Главной задачей Социального фонда КР является:

Ш повышение эффективной работы по сбору страховых взносов;

Ш контроль над погашением текущей и просроченной задолженностей предприятий и организаций по страховым взносам;

Ш обеспечение своевременной выплаты пенсий и регулярное их повышение.

Социальный фонд Кыргызской Республики был образован Указом Президента Кыргызской Республики в 1993 году. C созданием Социального фонда появился принципиально новый механизм финансирования выплаты пенсий, пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий были выведены в самостоятельный бюджет и стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов. В конце 1997 года был принят и вступил в действие первый закон, о трудовых пенсиях основанный на страховых принципах Закон Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании», который предопределил дальнейший курс на переход от системы государственного пенсионного обеспечения к государственному социальному страхованию. Пенсии были разделены на базовую и страховые части. При расчете базовой части пенсии в расчет берется общий трудовой стаж, первая страховая часть рассчитывается на основании трудового стажа и среднемесячной заработной платы до 01.01.1996 г., а вторая страховая часть на основании страхового стажа и произведенных страховых отчислений после 01.01.1996 года.

В настоящее время в системе персонифицированного учета зарегистрировано свыше 3 млн. граждан. Социальный фонд ежегодно предоставляет гражданам годовую выписку из личных страховых счетов. Это позволяет гражданам самим контролировать состояние личных страховых счетов, заранее подсчитать размер второй страховой части пенсии и повышает уровень их заинтересованности и участия в государственном социальном страховании. Размеры пенсий, согласно Указам Президента Кыргызской Республики, повышаются каждый год. Основным источником формирования бюджета Социального фонда являются страховые взносы. Социальный фонд обеспечивает сбор страховых вносов, администрирует ими, осуществляет финансирование расходов связанных с выплатой государственных пенсий. За последние годы Социальный фонд значительно увеличил объем роста страховых взносов по сравнению с прошлыми годами. Достигнутый уровень собираемости страховых взносов позволяет финансировать текущие выплаты пенсии без задержек и задолженностей.

Социальный фонд Кыргызской Республики состоит из Центрального аппарата и 53 районных и городских управления. Кадровый состав Социального фонда укомплектован высококвалифицированными сотрудниками, имеющими, как правило, высшее образование.

В своей работе СФ КР руководствуется следующими законами:

Ш Закон «О Социальном фонде Кыргызской Республики»,

Ш Закон «О государственном социальном страховании в КР»,

Ш Закон «О тарифах на государственное социальное страхование»,

Ш Закон «О государственном пенсионном социальном страховании»,

Ш Закон «О персонифицированном (индивидуальном) учете граждан КР в целях социальной защиты», и др.

В 1990-е годы в Кыргызстане сложилась система социальных льгот и пособий, перешедшая из советских времен, которая была неэффективной и неадресной. Кыргызская Республика приступила одной из первых в Содружестве Независимых Государств к реформе системы социальной защиты, которая проводилась в 1995-1998 годах. Итогом реформы явилось внедрение новой модели социальной защиты населения, предусматривающей адресный подход к наиболее уязвимым группам населения и адекватность выплат гражданам, имеющим на них право. Сегодня социальная защита населения реализуется с помощью шести инструментов:

Ш ежемесячное пособие малообеспеченным семьям, имеющим детей (далее - ЕПМС);

Ш ежемесячное социальное пособие для нетрудоспособных граждан (далее - ЕСП);

Ш пенсии нетрудоспособным гражданам;

Ш денежные компенсации взамен льгот;

Ш социальные услуги, предоставляемые уязвимым категориям населения;

Ш выплаты по социальному страхованию работающим гражданам.

Законодательство предусматривает назначение и выплату двух основных видов государственных пособий - ЕПМС и ЕСП. Первое пособие (ЕПМС) направлено на детей, оно нацелено на ликвидацию разрыва в доходах наибеднейших семей, имеющих детей, до уровня гарантированного минимального дохода (далее - ГМД). С 2010 года ЕСП назначается по категориальному принципу, независимо от среднедушевого совокупного дохода семьи, получателями его являются нетрудоспособные лица, не имеющие права на пенсионное обеспечение. В 2010 году средний размер ЕПМС составил 235 сомов, а средний размер ЕСП - 1503 сома.

На сегодняшний день в стране проживает 444,4 тыс. пожилых граждан, что составляет чуть более 8% от всего населения республики.

Для пособий пожилым людям 2007 годы выделялось из бюджета 2 млрд сомов, а в 2013 году этот показатель достиг 7 млрд сомов. Также выросли расходы государства для пособий по социальному обеспечению в 7 раз, то есть с 2 млрд сомов в 2007 году до 13 млрд сомов в 2013 году.

4. Социальная за щита семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Сегодня 404,5 тыс. детей, или 18,4% всех детей страны охвачены социальной защитой. Структура социальной помощи детям, находящимся в разных трудных ситуациях, характеризуется следующей картиной:

Ш дети, получающие пособия по малообеспеченности, - 362,1 тыс. человек (около 16% детей республики);

Ш дети, получающие социальные пособия - 22,4 тыс.;

Ш дети, находящиеся в интернатных учреждениях, - более 20,0 тысяч.

На протяжении многих лет одной из трудноразрешимых проблем остается недостаточность размеров предоставляемых детям выплат. Уровень дохода, гарантированного каждому ребенку из малообеспеченной семьи, несмотря на неоднократные повышения, доведен в 2010 году лишь до 10% от прожиточного минимума на ребенка и составил 310 сомов. С июля 2011 года ГМД установлен в размере 370 сомов.

Количество детей, находящихся в интернатных учреждениях, составляет более 20 тысяч, 88% из которых имеют биологических родителей или родственников. При этом численность детей ежегодно увеличивается на 1000 человек.

В настоящее время на содержание одного ребенка в интернатном учреждении государство в среднем тратит около 7,0 тыс. сомов в месяц, тогда как выплата государственных пособий составляет в среднем от 250 сомов до 3,0 тыс. сомов. Большинство государственных интернатных учреждений финансируется из республиканского бюджета, из которого лишь 3% средств направляется на предоставление услуг детям, а основная их доля - на административные расходы, коммунальные услуги, амортизацию и ремонт старых больших зданий.

В настоящее время в республике насчитывается около 50,9 тыс. работающих детей, из которых 50% не посещают школу. Как правило, они вовлечены в рынок неквалифицированной рабочей силы. Отсутствие образования в будущем ограничит доступ таких детей к хорошо оплачиваемой работе и приведет к бедности их семей.

5. Социал ьная защита лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В 2006 году 120 странами - членами ООН была принята Конвенция о правах инвалидов. В Кыргызстане на протяжении многих лет идут споры о возможности присоединения к данной Конвенции, тем самым приняв на себя ряд обязательств по защите прав и свобод ЛОВЗ.

На сегодняшний день отсутствует полная информация о количестве проживающих в республике людей, имеющих статус ЛОВЗ. Вместе с тем, по имеющимся данным, общий уровень инвалидности в республике составляет около 2,4% от всего населения (133,4 тысячи человек). Данный факт свидетельствует о недостаточном охвате или недостаточном учете всех ЛОВЗ действующей системой. В соответствии с законодательством среди ЛОВЗ выделяют следующие категории:

Ш дети с ОВЗ - к ним относятся несовершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ с детства - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в возрастной период от рождения до исполнения восемнадцатилетнего возраста;

Ш ЛОВЗ от общего заболевания - совершеннолетние лица, впервые получившие инвалидность в результате болезни (травмы) в совершеннолетнем возрасте.

В республике около 133,4 тыс. ЛОВЗ получают пенсию (61% ЛОВЗ) либо социальное пособие (39% ЛОВЗ) по инвалидности, размеры которых, несмотря на неоднократные повышения, недостаточны для нормального существования. Так, по состоянию на 1 января 2010 года средний размер пенсии по инвалидности составил 2170 сомов, что соответствует 66,5% от прожиточного минимума (3263 сома), а средний размер социальных пособий - 1503 сома или 42,1% от прожиточного минимума.

Важнейшими задачами по уменьшению бедности являются:

1) более быстрый рост реальной заработной платы;

2) становление и укрепление среднего класса;

3) сокращение межрегионального неравенства в доходах населения и численности бедных, учитывая зоны бедности, «новых бедных», экономическую бедность, устойчивую бедность;

4) разработка комплексных, федеральных и региональных целевых программ, снижение бедности, повышение уровня и качества жизни.

Решение этих задач будет эффективным в том случае, если оно будет осуществлено по следующим направлениям:

a) создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

b) создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации и т.д.);

c) противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Преодоление бедности - первоочередная задача не только нашей страны, но и целевая установка международных организаций для 3-его тысячелетия.

Заключение

Важнейшим приоритетом системы социальной защиты является поддержка в первую очередь нетрудоспособных граждан. С этой целью формируются и используются специальные денежные фонды.

Потребность граждан в государственной социальной защите может быть обусловлена следующими обстоятельствами:

Ш полной, частичной, временной или постоянной потерей трудоспособности из-за болезни или по возрасту;

Ш потерей кормильца, наличием многодетной или неполной семьи, уходом за детьми-инвалидами и прочими факторами личного характера;

Ш изменениями в социально-политической, экономической, международной обстановке (спад производства, рост инфляции, банкротств, безработицы и т.п.);

Ш неблагоприятными климатическими, природными и стихийными явлениями катастрофического и продолжительного характера

Социальная защита населения является одним из важнейших звеньев в системе социального управления обществом. Вместе с тем она оказывает влияние на общее самочувствие общества и происходящие в нем экономические и политические процессы.

Основной задачей социальной работы, становится развитие и совершенствование имеющихся форм, методов, способов и приемов деятельности, используемых специалистом для решения социальных проблем клиентов, стимулирование активизации их сил для изменения неблагоприятной жизненной ситуации.

Поскольку, даже в наше время, ощущается необходимость в дальнейшей разработки теоретических и практических основ комплексной системы социальной защиты, экономически, политически и организационно распространенной на все слои и категории населения. Концепция социальной защиты населения должна опираться на идею о том, что система социальной защиты является одной из главных составляющих процесса воспроизводства, не только населения, но и всего экономического потенциала страны.

Список использованной литературы

1. Альперович В.Д. и др. Социальная защита населения. М.:, 2004 г.

2. Финансы. Учебник. Белозеров С.А, Горбушин С.Г.М.: 2002 г.

3. Медведева Л.Ф. Социальная защита молодежи. Мн.: АУ, 2000 г.

4. Бектенова Д.Ч. Финансы, денежное обращение и кредит. Б.: - 1999 г.

5. Прошин В.М. Развитие системы социальной защиты населения н. М.: 2006 г.

6. Закон КР о Социальном фонде.

7. О Стратегии развития социальной защиты населения Кыргызской Республики на 2012-2014 годы

8. http //www.google.kg

9. http //www.google.ru

10. http //www.stat.kg

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социальная защита как важнейшая составляющая социальной политики; история социальной политики в сфере помощи малообеспеченным слоям населения. Сущность, виды и механизм предоставления государственной социальной помощи, денежные формы социальной защиты.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2010

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Формирование системы социальной помощи. Изучение ее законодательной и финансовой почвы. Особенности управления социальной сферой в Российской Федерации. Виды, размер и порядок назначения государственной помощи наиболее незащищенным группам населения.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2014

    Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства. Формы осуществления социального обеспечения. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения. Государственная адресная социальная помощь.

    курсовая работа , добавлен 09.12.2011

    Сущность и принципы социальной защиты. Принципы государственной социальной политики. Особенности организации и функционирования социальной защиты. Субъективная сторона социально незащищенных групп. Формы и методы социальной поддержки и защиты населения.

    контрольная работа , добавлен 16.05.2016

    Понятие социальной защиты, органы осуществляющие данную деятельность. Центр социальной помощи семье, детям. Социальные дома для одиноких престарелых. Геронтологические и кризисные центры для женщин. Перспектива развития социальной защиты населения России.

    курсовая работа , добавлен 28.04.2015

    Понятие и сущность социальной защиты населения. Основные группы граждан, нуждающихся в социальной защите. Основополагающие принципы социальной политики России. Приоритетные направления адресной поддержки. Экономико-математическое моделирование.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2011

    Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты населения в системе здравоохранения. Основные принципы охраны здоровья населения в Российской Федерации. Контроль качества предоставления медицинской помощи. Основные направления медико-социальной работы.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2013

    Положение Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по Жигаловскому р-ну. Финансирование мероприятий по содействию населению. Совершенствование системы социальной защиты, проблемы и принципы ее построения.

    дипломная работа , добавлен 19.06.2011

    Место социального партнерства в рыночной экономике. Поддержка бедных слоев населения как направление в социальной политике. Роль социальной защиты в обеспечении социальной справедливости. Проблемы системы социальной защиты в Республике Беларусь.

В целом выделяют три основных направления социальной работы с семьей: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

Диагностика предусматривает сбор и анализ информации о семье и ее членах, выявление проблем. Диагностика семьи – трудный и ответственный процесс, кото­рый требует от социального работника соблюдения следующих принципов:

1) объективности;

2) взаимодополняемости и проверки получаемой информации;

3) клиентоцентризма (отношения к проблеме в соответствии с ин­тересами клиента);

4) конфиденциальности, адекватности методов и методик;

5) соблюдения права клиента на невмешательство в частную жизнь и умения предвидеть возможные варианты его реакции на предла­гаемые действия.

Диагностика семьи – длительный процесс, который не допус­кает непродуманных выводов. Для диагностики развития семейной ситуации могут быть ис­пользованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анке­тирование, тестирование . Достаточную информацию для приня­тия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист получает, при­меняя биографический метод и проводя анализ документации , ка­сающейся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, пред­ставлений о будущем.

На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи , в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и де­тей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Можно также установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экс­тренную, стабилизирующую, профилактическую) и аргументиро­вать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педаго­гическом паспорте.

Реабилитация – это система мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые. В целях реабилитации семьи, ее членов в мировой прак­тике используются учреждения социального обслуживания семьи и детей, территориальные центры, приюты (убежища), медико-психолого-социальные и мультидисциплинарные кризисные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку помощи различных видов (юридической, медицинской, психологической, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов се­мьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях члены семьи могут получить консуль­тацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Кроме того, реабилитационная работа специалиста социальной сферы выполняется с помощью различных процессов и методик:

· во-первых, это кризис­ные варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь в приюте, стацио­наре, выезд в семью по показаниям супервизора);

· во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряже­ния, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные брига­ды;

· в-третьих, осуществляется патронаж (покровительство). В социальной ра­боте этот термин приобретает более широкий смысл: это система специального обслуживания людей некоторых категорий, тре­бующих особого внимания, в домашних условиях. Патронаж осу­ществляется с целью мобилизации внешних и внутренних ре­сурсов.

Патронаж имеет огромное значение при возвращении в семью лица, прошедшего определенную реабилитационную программу. В этом случае патронаж должен начинаться задолго до окончания кур­са реабилитации в детском учреждении или кризисном центре.

Выделяют следующие этапы патронажа:

1) подготовку предварительное знакомство со всеми имею­щимися сведениями о семье, составление вопросов для собеседо­вания и т.п.;

2) вступительную часть непосредственное знакомство с чле­нами семьи, сообщение о цели визитов, о возможной помощи;

3) сбор и оценку информации выяснение состава и условий проживания семьи, взаимоотношений в ней, методов воспитания детей, финансовой ситуации, состояния здоровья членов семьи; сбор сведений о событиях, значимых для ребенка или родителя (потеря работы, родственников, развод и т.д.); заполнение соци­альной карты; выделение проблем, которые может решать служба социальной защиты;

4) заключение резюмирование для членов семьи (родителей) сути стоящих перед ними проблем; совместный выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые мо­гут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб;

5) установление связей с другими специалистами, работающими с семьей (социальными педагогами школ, инспекторами по охра­не прав ребенка, специалистами органов образования, здраво­охранения, управления внутренних дел и др.);

6) отчет подробное описание результатов визита в акте об­следования семьи; составление индивидуальной программы даль­нейшей работы с семьей.

В зависимости от характера имеющихся семейных проблем, их сложности, остроты или запущенности на различных стадиях пат­ронажа реализуются так называемые программы-минимум и программы-максимум.

Программы-минимум обращены к ситуациям, связанным с вне­запной утратой чего-то очень ценного в семье: физического здо­ровья, родных и близких, работы, квартиры и имущества вслед­ствие пожара и т.


д. В таких случаях усилия социального работника направляются на восстановление в относительно короткие сроки способности членов данной семьи оптимально функционировать несмотря на наличие объективных и часто необратимых ограниче­ний и потерь.

Программа-максимум предназначена для оказания помощи в крайних ситуациях неблагополучия, при необходимости не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жиз­ненной позиции, заменить или скорректировать прежние пове­денческие схемы членов семьи. Перемены, особенно масштабные, требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединения потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных действий требуется консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или от­дельными ее членами, направленная на систему семьи в целом Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Методика социального патронажа будет рассмотрена в подразделе 3.2.

1) индивидуальный (консультирование, патронаж);

2) групповой (тренинг, проектирование);

3) общинный (социальные акции, со­циальное творчество, массовые праздники).

Профилактика представляет собой комплекс превентивных мер, способствующих полноценному функционированию семьи, предотвращению возможных проблем. Один из путей профилак­тики – разработка специальных обучающих и просветительских программ. Так, например, исследование проблем семьи и семей­ного воспитания показывает, что родители все больше нуждают­ся в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотноше­ний, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физио­логические, эмоциональные, интеллектуальные потребности ре­бенка.

В основу программ просвещения закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания родителей. Они ориентируют взрослых на расширение самостоятельности при ре­шении возможных проблем во взаимоотношениях с разными людь­ми, при выборе поведения в разных ситуациях.

Хямяляйнен Ю., например, предлагает использовать несколько пробных моделей:

· модель А. Адлера основана на сознательном и целенаправлен­ном изменении поведения родителей, других членов семьи, с уче­том принципов взаимоуважения, единения, сотрудничества, ра­венства. Задача состоит в том, чтобы научить родителей уважать уникальность ребенка, признавать его индивидуальность, обеспе­чивать неприкосновенность личности, разбираться в мотивах его поступков;

· учебно-теоретическая модель Б. Скиннера провозглашает пе­реучивание или научение родителей быстрыми темпами при по­ложительном или отрицательном подкреплении, а также при от­сутствии подкрепления. Целью программ, построенных на осно­ве данной модели, является обучение родителей умениям на­блюдать за поведением своего ребенка, анализировать и регулиро­вать его;

· модель чувственной коммуникации Т. Гордона ориентирует родителей на диалогичность общения и стремится способствовать формированию умений, во-первых, активно слушать, во-вторых, руководствоваться установкой «оба правы» и, в-третьих, давать ребенку возможность выражать собственное мнение;

· модель М. Джеймса и Д. Джонгарда основана на транзактном анализе, на признании того факта, что реагировать и действовать человек может по-разному: по-детски, по-родительски, по-взрос­лому. Умение понимать это поможет членам семьи научиться регу­лировать свои взаимоотношения при помощи уступок, компро­миссов, договоренности.

Просвещение родителей, других членов семьи как элемент про­филактики может проходить и в процессе тренингов, которые по­зволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, ре­гулирования взаимоотношений или обучают умениям вырабаты­вать аналогичные навыки у других. В этом случае тренинги ориентированы на развитие коммуни­кативной компетентности членов семьи, супругов, родителей и предполагают несколько взаимосвязанных этапов:

1) пролог;

2) восхож­дение;

3) выработку индивидуальных тактик, их проигрывание;

4) реф­лексию;

5) последействия.

Таким образом, социальная работа с семьей включает в себя экономический, юридический, психологический, социальный и педагогический аспекты и, следовательно, требует от специалиста знания основ этих наук, владение их технологиями.

Социальная защита семьи имеет и определенное экономиче­ское содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник, а именно:

· обеспечение жилищ­ной помощи и субсидиарной помощи других видов;

· предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг;

· оказание меди­цинской, юридической и социальной помощи;

· льготное снаб­жение продовольствием и товарами первой необходимости;

· под­держка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.

Для овладения профессиональными компетенциями бакалавр социальной работы должен знать направления, уровни, формы социальной работы и уметь применять организационно-управленческие, социально-психологические, социально-педагогические, медико-социальные и иные методы практической деятельности, общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе. Это позволит ему наиболее полно овладеть профессиональными компетенциями – социально-технологическими, исследовательскими, организационно-управленческими, социально-проектными.

Направления социальной работы можно типологизировать по различным основаниям – в зависимости от того, на кого направлена социальная работа, в каких сферах жизнедеятельности общества развивается, на решение каких социальных проблем она нацелена, каков "вектор" ее основного содержания и т.д.

Основные направления социальной работы, как правило, связывают с группами населения: социальная работа с пожилыми людьми, с инвалидами, с детьми, с молодежью, с женщинами, с сельским населением, с мигрантами и вынужденными переселенцами и др.

Социальная работа может осуществляться в различных сферах жизнедеятельности общества: социальная работа в системе социальной защиты населения; в здравоохранении, образовании, на предприятиях, в армии, в пенитенциарной системе (исправительных учреждениях для несовершеннолетних и для взрослых) и т.д.

Направления социальной работы определяются и тем, на решение каких социальных проблем она ориентирована: социальная работа по преодолению девиантности и правонарушений, по предупреждению и разрешению конфликтов, по решению проблем безработицы, бедности и т.п.

Социально-правовое (поддержка правового статуса индивида в процессе разрешения его трудной жизненной ситуации);
- социально-бытовое (содействие оптимальной адаптации людей в их бытовой среде);
- социально-медицинское (облегчение последствий ограничения жизнедеятельности, связанных с состоянием здоровья);
- психолого-педагогическое (развитие способностей клиента, формирование активной жизненной позиции, позитивной самооценки, организация освоения индивидом социального опыта);
- социально-экономическое (поддержание имущественного статуса личности, семьи, группы и т.д.);
- социально-психологическое (регулирование межличностных отношений в процессе преодоления трудной жизненной ситуации).

Непреодолимых границ между приведенными здесь направлениями социальной работы не существует. На практике они тесно взаимосвязаны, например, в системе здравоохранения социальная работа может проводиться и с пожилыми людьми, и с инвалидами, и с детьми и т.д.; решение проблем, связанных с безработицей, включает в себя такие направления социальной работы, как социально-правовое, социально-экономическое, психолого-педагогическое и т.п.

Практическая реализация социальной работы в том или ином направлении зависит от многих факторов – социально-демографической ситуации, приоритетов социальной политики, состояния нормативно-правовой базы, региональной специфики, национальных традиций, отношения местных органов власти, достаточного финансирования, наличия материально-технической базы, подготовленности кадров, межведомственного взаимодействия, потребностей клиентов и т.п. Тем не менее, каждое из направлений социальной работы важно для ее развития и оказания всесторонней помощи нуждающимся людям.

В структуре социальной работы как практической деятельности можно выделить определенные уровни, на которых она осуществляется, и от которых зависят ее формы и методы. Вместе с тем многоуровневую структуру социальной работы можно рассматривать под разным углом зрения.

С точки зрения масштабности, социальная работа может осуществляться на нескольких уровнях: макро-, мезо- и микроуровне.

На макроуровне социальная работа выступает как система определенных мер по улучшению социальной сферы общества и положения в нем людей.

Эта деятельность связана с социальной политикой страны, социальным управлением, с принятием законодательных мер, организацией инфраструктуры социального обслуживания, вопросами общественного и государственного решения социальных проблем. Она заключается в содействии и создании достойных условий для жизнедеятельности человека в обществе; предотвращении социально-политических и национально-этнических конфликтов; выявлении категорий граждан, нуждающихся в помощи, и освоении источников финансирования.

На мезоуровне социальная работа выступает как вид деятельности по оказанию помощи различным группам нуждающихся граждан в границах их места жительства (регион, город, село и т.д.).

С одной стороны, группы нуждающихся могут быть определены государством, что связано с реализацией государственной социальной политики и стратегии помощи наименее защищенным категориям граждан. В этом случае приоритеты устанавливает правительство. С другой – приоритеты поддержки могут устанавливаться отдельными благотворительными организациями социального обслуживания. Формы деятельности в этом случае будут достаточно разнообразны – от предоставления различных материальных пособий до организации важнейших сфер жизни людей.

На микроуровне социальная работа строится, исходя из запросов личности (клиента). На этом уровне социальная работа как вид профессиональной деятельности направлена на то, чтобы восстановить или сохранить социальные и психологические связи индивида с социумом, группой или другим индивидом. Формы и методы помощи в этом случае достаточно широки: от предоставления индивидуальных консультаций и патронажа до работы в группах, в том числе в семье.

Учитывая территориальное устройство Российской Федерации, можно говорить и о таких уровнях социальной работы, как федеральный, региональный, муниципальный (местный).

Федеральный уровень социальной работы имеет предельно общие характеристики. Содержание социальной работы этого уровня определяется, прежде всего, законодательной базой и социальной политикой государства, управлением социальной защиты населения в масштабе страны. Именно на этом уровне социальная работа представлена в ее широком понимании.

На данном уровне функционируют федеральные министерства и ведомства "социального профиля": труда и социальной защиты, образования, здравоохранения, культуры и т.п., а также общероссийские общественные организации, которые разрабатывают и реализуют программы для решения социальных проблем в общенациональном масштабе.

Региональный уровень социальной работы во многом предопределяется ее федеральным уровнем, является производным от него. Это находит конкретное выражение как в реализации законодательных или нормативных актов федерального значения, так и в их адаптации к особенностям тех или иных регионов страны. На региональном уровне социальная работа приобретает более конкретный, содержательный характер и предстает в ее непосредственном узком понимании.

Региональный уровень социальной работы определяется спецификой региона, его природными, культурными, экономическими, демографическими и другими показателями. На региональном уровне функционируют республиканские, краевые, областные и т.п. государственные структуры и общественные организации, участвующие в разработке и реализации социальной политики и социальной работы.

Муниципальный уровень отражает, прежде всего, специфику реализации целей и задач социальной работы на уровне муниципальных образований: города (кроме городов федерального значения), района, села и др.

Местный уровень социальной работы определяется направленностью на конкретные объекты; социальная работа осуществляется главным образом муниципальными социальными службами, профессиональными социальными работниками и добровольцами. Этот уровень тесно связан с особенностями конкретного микросоциума.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни социальной работы: с индивидом, семьей, группой, жителями населенного пункта и т.д. Так, в широко распространенном "Словаре социальной работы" Р. Баркера в этот перечень включаются; индивидуальная социальная работа, групповая социальная работа, организация сообщества, административная социальная работа, исследования, социальная политика, планирование, непосредственная клиническая практика, семейная и брачная практика и другие виды микропрактик, а также то, что называется общей практикой социальной работы, объединяющей микро- и макроуровни.

Форма социальной работы – будучи внешним выражением содержания социальной работы представляет собой относительно ограниченную по времени и месту структуру взаимодействия объекта и субъекта социальной работы, совокупность ее приемов и средств.

К формам социальной работы относятся формы социального обслуживания населения, среди которых выделяют:

Стационарное обслуживание (оказание разносторонней социально-бытовой и иной помощи пожилым людям, инвалидам и детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и (или) нуждающимся в постоянном уходе и наблюдении в стационарных учреждениях (отделениях) социального обслуживания). К стационарным учреждениям социального обслуживания относятся психоневрологические интернаты для престарелых и инвалидов, пансионаты для ветеранов войны и труда, инвалидов, социальные жилые дома для пожилых одиноких людей и бездетных супружеских пар, специальные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста или имеющих инвалидность с утратой способности к самообслуживанию. Для лиц без определенного места жительства и занятий (в первую очередь, пожилых людей и инвалидов) с целью оказания им социальной помощи функционируют центры социальной адаптации (предназначенные только для временного проживания). Также в системе стационарного социального обслуживания действуют дома-интернаты для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; социальные приюты для детей и подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию и оставшихся без попечения родителей и т.п. Стационарные отделения могут функционировать в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.д. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в учреждении социального обслуживания;
полустационарное (в отделениях дневного пребывания, в домах ночного пребывания). Данная форма включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание нуждающихся граждан, организацию их питания, отдыха, поддержание активного образа жизни, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. В отделения дневного пребывания принимаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний. Существуют также отделения дневного пребывания для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных и малообеспеченных семей. Отделения дневного пребывания могут создаваться в территориальных центрах социального обслуживания, в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, центрах социальной помощи семье и детям и др. Дома ночного пребывания (отделения дневного пребывания в центрах социальной адаптации, социальные гостиницы) предназначены для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;
надомное (в отделениях социального обслуживания на дому) обслуживание предоставляется пожилым людям и инвалидам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем уходе. Отделения обслуживания на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или при местных органах социальной защиты населения. Обслуживание может осуществляться постоянно или временно. Социально-реабилитационные учреждения для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья также могут осуществлять надомное обслуживание. Психоневрологические интернаты и пансионаты для ветеранов и инвалидов могут создавать патронажные отделения для обслуживания клиентов на дому.

Выделяют следующие формы социальной работы с индивидом учреждений и социальных служб:

Социальные выплаты;
социальные услуги;
консультирование;
социальный патронаж;
социальное сопровождение и т.д.

В числе форм социальной работы следует также назвать опеку, попечительство (как над детьми, так и над взрослыми людьми, находящимися, прежде всего, в стационарных учреждениях социального обслуживания), приемную семью (в том числе для пожилых людей как инновационную форму оказания помощи).

В качестве форм деятельности социальных учреждений и социальных служб рассматривают и организационно оформленные способы взаимодействия с клиентом, направленные на развитие его потенциала (беседа, диалог, дискуссия и т.п.).

Социальную работу можно рассматривать не только в форме практической социальной деятельности, но и как учебную дисциплину, как сферу теоретических и эмпирических научных исследований. Рассмотрение социальной работы в этих формах позволяет классифицировать ее методы на методы практической и познавательной (исследовательской) деятельности. Они не изолированы друг от друга. В практике социальной работы активно применяются методы исследования положения клиентов, социальных проблем, состояния и развития социальных служб и т.п. Научно-исследовательская и учебная деятельность в области социальной работы никогда не обходят вниманием ее практических методов.

На сегодняшний день существует огромное количество направлений социальной помощи бизнеса обществу. Это благотворительные акции, спонсорство, патронаж и т.д.

Благотворительность – финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурных и спортивных организаций и их программ, осуществляемая коммерческими структурами на безвозмездной основе. Благотворительность отличается от спонсорства тем, что не предполагает даже неформальных обязательств со стороны получивших поддержку.

С недавнего времени благотворительная деятельность стала регламентироваться действующим законодательством. На сегодняшний момент начал действовать адекватный закон «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций», или об эндаументе. Принятие закона позволило сделать благотворительную деятельность более прозрачной для государства и удобной для бизнеса. Согласно разработанной схеме деньги от благотворителей поступают получателю, он передает их в управляющую компанию для инвестирования, прибыль налогами не облагается и идет на удовлетворение социальных потребностей получателя. По некоторым оценкам, российские компании ежегодно тратят на благотворительность около 0,5 млрд долл. США (не включая спонсорские проекты), из которых 80 % передаются региональным и муниципальным властям, а оставшиеся 20 % тратятся непосредственно на целевые программы и адресную помощь. По данным действующего в России филиала британского Объединения благотворительных организаций, российский бизнес тратит на благотворительность до 17 % чистой прибыли, что выше, чем в среднем на Западе. Но до сих пор благотворительная деятельность носит в основном спонтанный характер. Компании практически не контролируют то, как расходуются благотворительные средства. Мотивы благотворительной деятельности в основном не носят экономического характера. По мнению опрошенных, благотворительность влияет скорее не на собственно экономические показатели, а на улучшение имиджа, взаимоотношений с партнерами, деловой средой, властями. Благотворительная деятельность в России зачастую выступает как источник дополнительных (добровольно принудительных) сборов с предпринимателей, которые не нормируются и расходуются совершенно бесконтрольно, а в худшем случае могут использоваться в коррупционных сделках, маскируя цепочку передачи взятки чиновникам.

Меценатство – в широком его понимании – безвозмездное покровительство наук и искусства, связанное с финансированием каких-либо социально значимых проектов в этих областях деятельности. Меценатство, как правило, не предполагает получение какой-либо личной выгоды от финансирования данных проектов.


Патронаж – долгосрочное финансовое и организационное покровительство, оказываемое коммерческой структурой общественному объединению, организации социальной или культурной сферы. Патронаж предполагает неформальные, личностные обязательства представителей патронируемой организации (объявлять название фирмы-патрона на своих мероприятиях, сообщать о патронажной деятельности фирмы при общении с представителями власти или других общественных объединений).

Спонсорство – вклад в основном финансовый (или другими ресурсами, например, техникой и т.п.) со стороны коммерческой фирмы в тот или иной социальный или культурный проект, в котором фирма непосредственно не участвует. Спонсорская поддержка допускает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением (спонсорский договор) об обязательстве последнего создавать публикации для спонсора. В России лидерами корпоративной благотворительности являются такие компании, как «ЛУКОЙЛ», «АКФ», «Система» (табл. 10).

Таблица 10

Лидеры корпоративной благотворительности в России

Похожие публикации