Взаимодействие с родителями май средняя группа. План взаимодействия с родителями средней группы. Нетрадиционные формы родительских собраний

Взаимодействие с родителями детей средней группы.

Сентябрь -2016г.

Знакомство с семьёй

Образование родителей

Совместная деятельность

1.Социологическое исследование семей

1. Родительское собрание на тему: « Возрастные особенности детей 4-5 лет»

2. Консультации-

а) «Здоровые родители – здоровые дети» б) « О прививках»

в) «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребёнка»

3.Оформление информационного стенда

-«Для Вас родители».

- «Режим дня»

4.Выставка детского творчества Воспоминание о лете», «Осень золотая».

5. Уголок здоровья (сан.бюллетень) «Закаливание детей»

6.Знакомство с уставными документами и локальными актами ДОУ;

7.Заключение договоров родительского согласия.

1.Создание библиотеки.

Участие в подготовке групповой комнаты к новому учебному году.

Привлечь родителей к подготовке физкультурного досуга «Заюшкина избушка»

Спортивный праздник «Здравствуй, Осень»

Октябрь 2016г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместная деятельность

Анкетирование «Бережём здоровье с детства»

Общее родительское собрание «Основные направления образовательной и оздоровительной работы с детьми на 2016-2017 учебный год»

Отчёт о проделанной работе за 2015-2016 учебный год, результаты мониторинга.

Консультации: «Роль семьи и д/с в воспитании здорового ребёнка»

«Оздоровительные прогулки»

«Роль папы в воспитании ребёнка»

«Нарушение опорно – двигательного аппарата»

«Поиграй со мной. Подвижные игры с детьми на воздухе».

Уголок здоровья (сан. бюллетень) «Питание детей»

Изготовление поделок для выставки «Что нам осень подарила?»

Привлечь родителей к подготовке физкультурного досуга «Осень»;

«В гостях у Айболита»

Привлечь родителей к организации ярмарки «Золотая осень»

Ноябрь – 2016г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместная деятельность

Анкетирование «Какая практическая помощь по вопросам воспитания и обучения вам необходима?»

Стенд «Мамочка милая моя»- посвящен дню Матери.

«Времена года»

Приглашение родителей на праздник «День Матери»

Консультации: «Воспитание у ребёнка интереса к книге»;

«Гигиеническое воспитание детей – предпосылка формирования здорового ребёнка»

«Респираторные вирусные и энтеровирусные инфекции»

Выставка работ посвященных дню Матери «Это сделано руками наших мам»

Организация выставки детского творчества. «Цветы для мамы»

Привлечение родителей к организации: 1.Оздоровительного досуга: «Вечерняя сказка»;

2.Физкультурный досуг: «Весёлые старты»;

3. Праздник «День Матери».

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к с/р игре «Мы повара» (колпаки, фартуки)

Декабрь – 2016г.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Образование родителей

Совместная деятельность

Беседа «Воспитание доброжелательности в общении» (индивидуальная с родителями Гриши Ш., Ромы Г.)

Консультации:

а) «Обучение детей к.г.н., которые нужно выполнять перед сном, перед тем как сесть за стол».

б) «Как вести себя взрослым, когда ребёнок играет»

в) Консультация для родителей в период резкого понижения температуры воздуха.

День открытых дверей.

Групповое родительское собрание «Движение и здоровье»

Показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования.

Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями: «Зимняя сказка».

Привлечение родителей к изготовлению нестандартного оборудования для игр по физическому развитию детей.

Привлечение родителей к организации: 1.Физкультурного занятия на свежем воздухе « В гости к ёлке»

2.Праздника: «К нам приходит Новый год»

3. Развлечение «Что вам нравится зимой»

Украшение группы к Новому году.

Привлечение родителей:

1. К оформлению альбома «Виды транспорта»;

2. Изготовление атрибутов к игре «Шофёры» и привлечь детей к элементарной помощи.

Январь – 2017г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместная деятельность

Анкетирование «Формирование гражданской идентичности у дошкольника»

Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению медсестры д/сада.

Общее родительское собрание «Роль семьи в воспитании маленького гражданина»

Род. витрина «Зимние игры и развлечения»

Сан. бюллетень «Грипп и его профилактика»

«Изготовление чесночных кулончиков для профилактики гриппа»

Подготовка для родителей антропометрических данных.

Привлечение родителей к организации физкультурного праздника «Ура, каникулы!»

День здоровья «Здравствуй, зимушка Зима»

Февраль – 2017г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей

о ходе образовательного процесса

Образование родителей

Совместная деятельность

Беседа с родителями Максима Г., Даниила К. «Чтобы ребёнок соблюдал все правила поведения за столом»

Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению медсестры д/с».

Род. витрина «Как уберечь детей от простуды»

Консультация: а) «Профилактика плоскостопия»

б) «Закаливание»

Родительская гостиная «Герои в нашей семье»

Выставка поделок «Папа может, папа может всё, что угодно»

Развлечение « Мы играем»

Привлечение родителей в организации: 1.физкультурного досуга «Зимние забавы»

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к игре «Магазин»

Привлечь родителей к организации спортивно – музыкального праздника «Масленица»

Март_2017г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместная деятельность

Анкетирование родителей по вопросам физического развития детей.

Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/с»

Стенд «Мамочка милая моя».

Консультация «Физическое воспитание ослабленных и часто болеющих детей».

Консультация: «Бытовой травматизм, меры предупреждения. Оказание первой помощи»

Консультация: «Режим дня»

Наглядно-информационный стенд «Как повысить иммунитет»; «Лук от семи недуг»

Привлечь родителей к организации:

1.Музыкально-физкультурного развлечения «Моя мама лучше всех»;

2. Физкультурного досуга «В гостях у мяча»

Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к п/игре «Птички и кошка»

Апрель – 2017г.

Знакомство с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Совместная деятельность

Беседа с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/с.

Беседа на тему: «Витамины круглый год»

Опрос «Удовлетворённость родителей качеством образовательных услуг в ДОУ».

Папка – передвижка «Окружающий мир и возможные опасности для жизни и здоровья ребёнка»

День открытых дверей «Наш детский сад принимает гостей»

Привлечь родителей к организации физкультурного досуга:

1.«В гостях у цирка»

2.День здоровья. Музыкально – физкультурное развлечение «Спорт – это сила и здоровье»

Субботник по благоустройству групповых участков

Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями: «Космические дали»

Предложить родителям изготовить атрибуты к спортивной игре «Заяц и волк»

Май – 2017г.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса

Образование родителей

Совместная деятельность

1.Беседы с родителями о состоянии здоровья детей по заключению м/сестры д/сада».

2. Общее родительское собрание. Итоги года: воспитание, обучение, развитие воспитанников. Результаты диагностики состояния здоровья детей.

3. Групповое родительское собрание: «Чего мы достигли за год»

4. Памятки: « ОБЖ и другие», « Нельзя и надо».

5. Сообщение «Организация летнего отдыха в МБДОУ»

Консультация «Ребёнок идёт в поход»

6.Сан.бюллютень «Контрастное воздушное и водяное закаливание»

1.Дискуссионный клуб «Безопасность по дороге от дома до детского сада».

2.Родительская гостиная «Не забудем их подвиг великий»

3.Сюжетно – игровое занятие с родителями «Путешествие в весенний лес»

1.Выставка работ, выполненных детьми совместно с родителями «Этот день Победы…»

2.Субботник по озеленению территории д/с

3.Привлечение родителей к организации:

1).физкультурного досуга «Путешествие по физкультурной площадке»

2).Спортивного праздника «Весёлые старты»

Ширяева (Патракова) Наталья Владимировна

Перспективный план взаимодействия с родителями в средней группе

на 2016 – 2017 учебный год


Сентябрь

1. Оформление уголка для родителей;

2. Родительское собрание № 1 «Цели и задачи воспитания и обучения детей 4-5 лет»;

3. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста»;

5. Консультация «Одежда детей в осенний период»;

6. Домашний просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности на дороге» («Уроки тетушки Совы»);

7. Предложить родителям побеседовать со своими детьми на темы «Правила поведения на пешеходной дорожке», «Как вести себя в автомобиле»;

8. Памятка «Правила пожарной безопасности»;

9. Участие в конкурсе на уровне ДОУ «Безопасная дорога глазами детей»;

10. Беседа «Спортивная одежда для занятий физической культурой. «О необходимости ее приобретения»;

11. Общее родительское собрание «Об итогах образовательного процесса в 2015-2016 учебном году»;

12. Составление социального паспорта семьи.

Октябрь

1. Беседа – консультация «Какие витамины нужны осенью»;

2. Папка – передвижка «Мы растём здоровыми»;

3. Консультация «Как провести интересную осеннюю прогулку»;

4. Папка – передвижка «Интересные факты про Осень»;

5. Участие в конкурсе на уровне ДОУ «Дары природы» из природного материала;

6. Совместная подготовка к утреннику. Осенний утренник;

7. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа;

8. Анкетирование родителей. Тема: «Развитие речи у детей»;

9. Чаепитие;

10. Благоустройство детской площадки;

11. Изготовление родителями подставки для лепки.

Ноябрь

1. Беседа «О соблюдении режима дня в детском саду и дома»;

2. Совершенствование предметно – развивающей среды в группе;

3. Выставка детских рисунков «Портрет моей мамочки» ко Дню матери;

4. Консультация «Права наших детей»;

5. Консультация «Одежда детей в группе»;

6. Памятка для родителей «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности»;

7. Развлечение (утренник) «Мамочка моя»;

8. Помощь родителей в расчистке снега на площадке;

9. День открытых дверей «Игры детей в детском саду»;

10. Подготовка к участию в конкурсе «Лучший театральный уголок».

Декабрь

1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания»;

2. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром»;

3. Подготовка к новогоднему утреннику. Новогодний утренник;

4. Совместное оформление группы к новому году «Зимняя сказка»;

6. Оформление участка «Зимние фантазии»;

7. Выставка поделок: «Мастерская Деда Мороза»;

8. Участие в интернет конкурсах и викторин.

1. Консультация «Самостоятельность ребёнка»;

2. Памятка для родителей «Приглашаем к сотрудничеству»;

3. Индивидуальные беседы «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей»;

4. Проведение совместной с родителями акции «Покорми птиц зимой»;

5. Помощь родителей в расчистке снега на площадке;

6. Фотовыставка «Зимние забавы!»;

7. Консультация «Роль развивающих игр для детей 4 - 5 лет»;

8. МК изготовление кукольной одежды;

9. Общее родительское собрание «Совместная работа ДОУ и семьи в вопросах образования, воспитания и развития ребенка».

1. Консультация «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»;

2. Родительское собрание № 2 «Развитие речи ребенка»;

3. Стенгазета «Мой папа»;

4. Беседа «Формы совместного отдыха родителей и детей»;

5. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»;

7. Помощь родителей в расчистке снега на площадке;

8. Подготовка к участию в конкурсе «Лучший центр исследовательской деятельности».

Март

1. «Дни добрых дел» - ремонт игрушек, мебели;

2. Праздник «Для милых мам»;

3. Развлечение «Масленица»;

4. Совместное создание в группе «Веселый огород»;

5. Памятка для родителей «Просмотр телепередач»;

6. Беседа «Детский рисунок»;

7. Ярмарка «Подари вещи вторую жизнь».

Апрель

1. Развлечение «День смеха»;

3. Памятка для родителей «Как измерить талант?»;

4. Педагогический всеобуч «Музыка и дети»;

5. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка»;

6. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни»;

8. День открытых дверей «Игры детей в детском саду»;

9. Участие в конкурсе на уровне ДОУ «Пасхальные чудеса».

Май

1. Фотовыставка «Победа прадеда»;

2. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников»;

3. Консультация «Роль совместного летнего отдыха родителей и детей»;

4. Родительское собрание № 3 «Подведение итогов»;

5. Подготовка к участию в конкурсе «День добрых дел» по благоустройству территории детского сада;

6. Общее родительское собрание «Итоги воспитательно-образовательной работы 2016 – 2017 учебного года. Организация работы детского сада в летний период 2017 года».

Публикации по теме:

Перспективный план по взаимодействию с родителями в подготовительной логопедической группе на 2016–2017 учебный год МЕСЯЦ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ОТВЕТСТВЕННЫЕ Сентябрь 1. Информация для родителей: «Особенности развития речи детей 6-7 лет» 2. Папка-передвижка.

Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на 2016–2017 учебный год Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей разновозрастной группе на 2016–2017 учебный год. Сентябрь 1. Информация для родителей:.

Перспективный план работы с родителями на 2016–2017 учебный год в старшей логопедической группе Сентябрь. 1. Сбор банка данных по семьям воспитанников «Социологическое исследование социального статуса и психологического микроклимата.

Перспективный план работы с родителями в логопедической группе на 2016–2017 учебный год Сентябрь 1. Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений детей дошкольного возраста» 2. Консультация «Драчуны. Как исправить.

Перспективный план работы с родителями в подготовительной группе №1 на 2016–2017 учебный год Цель: Сплочение родителей и педагогов ДОУ и создание единых установок на формирование у дошкольников ценностных ориентиров. Форма работы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Звездочка»

План взаимодействия с родителями средней группы «Ягодка» общеразвивающей направленности

2016-2017 год.

Воспитатель: Сипкина Л.В.

Абакан 2016

Перспективный план взаимодействия с родителями

в средней группе Ягодка на 2016-2017 уч. год

Название мероприятия

Цель проведения мероприятия

Индивидуальная работа

Ответственные

Сентябрь

Совместная подготовка с родителями к учебному году.

Приобщить родителей к активной, совместной работе в новом учебном году.

Воспитатели

Сбор сведений, оформление необходимой документации

Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс

Анкетирование родителей

Воспитатели

Родительское собрание на тему: «Путешествие в страну знаний»

Познакомить родителей с работой группы на учебный год. Рассказать о поставленных целях и задачах, возрастных особенностях детей 4-5 лет

Работа по запросу.

Воспитатели

Фотовернисаж «Воспоминания о лете!».

Воспитатели

Консультация (Стендовая)на тему «Привитие навыков безопасности на дороге детям дошкольного возроста.»

Привлекать родителей к работе по формированию у детей представлений о правилах безопасного поведения на дороге.

Работа по запросу.

Воспитатели

Фотовыставка «Бабушка, дедушка и я, лучшие друзья» (к дню пожилого человека)

Воспитатели

Праздник «День осени»

Получить положительные эмоции от праздника, способствовать сплаченности родителей

Выставка поделок из природного материала «Осенняя фантазия».

Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле

Воспитатели

Беседа с родителями: «Развитие ребенка 4-5 лет»

Помочь родителям лучше разбираться в возрастных и индивидуальных особенностях детей 4-5 лет.

Работа по запросу.

Воспитатели

Оформление наглядно – текстовой информации: «Если хочешь быть здоровым – закаляйся!»

Ознакомление родителей с приемами профилактики простудных заболеваний в осенне – зимний период

Работа по запросу.

Воспитатели

Консультация: «Что делать если ребенок не хочет убирать за собой игрушки»

Работа по запросу.

Воспитатели

Оформление альбома с участием родителей «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей»

Активизация родителей в работе у группы детского сада, развитие позитивных взаимоотношений работников ДО и родителей.

Воспитатели

День добрых дел «Наши меньшие друзья!»

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду при изготовлении кормушки; сплочение детского и взрослого коллектива.

Воспитатели

Оформление папки-передвижки «Азбука для родителей»

Работа по запросу.

Воспитатели

Конкурс совместных творческих работ с детьми ко дню матери «С папой мы рисуем маму…»

Вовлечение родителей в детскую деятельность, раскрытие творческих способностей и воображения детей; расширение работы с родителями воспитанников.

Воспитатели, родители.

Устный журнал: «Роль сюжетной игры в развитии детей дошкольного возраста»

Познакомить родителей с разновидность игр- сюжетно-ролевой, и дать знания об её ведении, материалах и задачах. Пополнение сюжетно- ролевых игр в группе пособиями.

Работа по запросу.

Воспитатели

Информационная папка на тему: «Секреты воспитания!», «Играем дома» (картотека игр для родителей), статья «Активный отдых!».

Советы по использованию игр дома, на улице, разных видов деятельности с ребёнком.

Работа по запросу.

Воспитатели

Конкурс: «Новогодняя игрушка ».

Организация совместной работы родителей и детей в изготовлении новогодней игрушки из разнообразного материала.

Воспитатели, родители

Родительское собрание «Игрушка-антиигрушка. Как наши дети играют».

Дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; вооружить родителей знаниями о целесообразном педагогическом подборе игрушек

Работа по запросу.

Воспитатели

Праздничный новогодний карнавал «Здравствуй, Новый год!».

Развивать желание проводить активно совместные праздники, получать удовлетворение от подготовленных общим коллективом развлечений, воспитывать сплочённость.Приобщение к участию, в украшение группы, зала.

Музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».

Индивидуальные беседы, обсуждение конкретных проблем, случаев.

Работа по запросу.

Воспитатели

Консультация для родителей: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с помощью театрализованной игры»

Познакомить родителей как влияют театрализованные игры на речь детей, какие воспитательные задачи помогает решить приобщение детей к театру.

Работа по запросу.

Воспитатели

беседа «Играем с пальчиками»

Познакомить родителей с пальчиковыми играми, их влияние на развитие детей, мелкой моторики рук.

Воспитатели

Консультация: «Детские истерики»

Помочь родителям определить причины появления истерики у детей и способы их решения

Работа по запросу.

Воспитатели

Выставка: «Валентинка с сюрпризом » (для родных руками ребёнка).

Развивать желание порадовать пап и мам своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Воспитатели

Оформление семейной газеты, посвященных Дню Защитника Отечества: «Наши замечательные папы».

Развивать желание к совместной деятельности мамы и ребенка, порадовать пап своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями.

Воспитатели, родители

Музыкально – спортивный праздник вместе с родителями: «Спорт, игра, дружба».

Продолжать приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни. Развивать желание у родителей участвовать в групповых делах и развлечениях, воспитывать заинтересованность и инициативу.

Воспитатели, музыкальный руководитель.

Тематическая выставка рисунков: «Самые обаятельные и привлекательные!»

Привлечь пап и детей к оформлению выставки – поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество.

Воспитатели

Дружеская встреча «Моя мама – лучше всех» совместный игровой досуг

Провести совместный веселый праздник с участием мам, порадовать их песнями, танцами, совместными играми. Воспитывать чувство гордости к родным.

Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.

Оформление папки-передвижки «Детские конфликты»

Работа по запросу.

Воспитатели

«Книга – лучший друг детей»

Привлекать родителей и детей к совместным семейным чтениям детской дошкольной литературы, воспитывать любовь к книге, формировать желание к совместным походам и экскурсиям

Работа по запросу.

Воспитатели

День смеха.Наглядная информация: от детей «Смешная газета!», «Смешинки от детей!».

Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, праздники.

Воспитатели

Оформление папки-передвижки «Весна»

Расширить представление детей и родителей о времени года «весна»

Работа по запросу.

Воспитатели

Беседа «Рассмотрим картинку вместе»

Воспитатели

Совместное создание в группе огорода. (посадка лука)

Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними.

Воспитатели, родители.

Озеленение и благоустройство участка группы

Привлечь родителей к подготовке участка к летнему периоду работы. Дать возможность проявить единство, творчество и заинтересованность в благоустройстве участка.

Воспитатели, родители.

Памятка «Безопасность ребенка в быту»

Нацелить родителей проявлять особое внимание к особенно подвижным детям в весенний пожароопасный период по их безопасному поведению

Работа по запросу.

Воспитатели

Итоговое родительское собрание: "Как повзрослели и чему научились наши дети за этот год. Организация летнего отдыха детей".

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года. Дать возможность обдумать и предложить новые виды деятельности на следующий год.

Воспитатели

Папка-передвижка: «Что должен знать и уметь выпускник средней группы»

Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, подготовить родителей к началу следующего года.

Работа по запросу.

Родители - самые главные люди в жизни ребёнка, именно от их заботы и поддержки зависит его благополучие. С приходом малыша в детский сад эта связь не должна ослабевать. И для полноценного развития своего сына или дочери мамы и папы должны активно участвовать в жизни ДОУ. В средней группе ребята становятся более самостоятельными, любознательными, быстрыми темпами развивается их речь, но в то же время дети ещё слишком увлечены играми и имеют неустойчивое внимание. Задача воспитателя - помочь родителям преодолеть эту двойственность, лучше понять своё чадо, а также консультировать их по самым разным аспектам детского воспитания.

Теоретические аспекты работы с родительским коллективом в детском саду

В целом работа с родителями в дошкольном учреждении направлена на решение следующих задач:

  • Помочь мамам и папам разобраться в различных аспектах дошкольной педагогики и психологии.
  • Предотвращать неверные действия по отношению к малышу. Ведь в зависимости от типа характера и темперамента ребёнка к нему требуется определённый подход.
  • Привлечь семью к сотрудничеству - совместному решению задач воспитательного и образовательного характера (изготовление дидактических материалов, атрибутов для игр, оказание детям помощи в освоении образовательных областей, участие в проведении досуговых и открытых мероприятий).
  • Способствовать сближению родительского коллектива.

В настоящее время педагогами разработано множество эффективных форм взаимодействия с родителями с целью вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс. Среди них можно выделить привычные и нетрадиционные.

Это разделение весьма условно, поскольку в последнее время многие новаторские идеи укореняются и часто практикуются у педагогов.

Традиционные формы взаимодействия

  1. Беседы (как групповые, так и индивидуальные) - наиболее доступная форма налаживания контакта с семьёй. В ходе них воспитатель доносит до родителей определённую информацию, выслушивает их точку зрения, отвечает на вопросы. Индивидуальный подход здесь особенно важен, поскольку все взрослые, как и дети, разные, имеют свои характеры, установки, личные и профессиональные предубеждения. Начинать беседу следует с нейтральных вопросов, плавно переходя к главной теме. Даже если педагог хочет указать на недостатки в поведении конкретного ребёнка, то начать разговор нужно с его личностных достоинств. Примеры тем для бесед: «Воспитание трудолюбия у дошкольника», «Как помочь малышу стать более самостоятельным», «Почему важно закаливание».
  2. Тематические консультации. В отличие от беседы, они нацелены на то, чтобы дать родителям конкретный квалифицированный совет. Консультации также бывают групповыми и индивидуальными, плановыми и внеплановыми. Примеры: «Тестопластика для малышей 4–5 лет», «Трудовое воспитание ребёнка пятого года жизни», «Как развивать дома математические способности».
  3. Родительское собрание - самая привычная форма работы. Как правило, собрания проводятся 1 раз в квартал (при желании педагога это можно делать чаще) и представляют собой обсуждение накопившихся вопросов. Однако, чтобы родители положительно относились к этому мероприятию, оно должно быть интересным, творческим, а не просто сводиться к монотонному перебиранию текущих проблем.
  4. Участие семьи в проектной и экспериментальной деятельности группы. Мамы и папы собирают необходимую информацию, создают собственные презентации, красочные коллажи, стенгазеты, делают вместе с детьми поделки, рисуют картины. Примеры такой работы - создание семейной рукотворной книги (например, на тему здорового образа жизни), стенгазеты о том, как семья проводит досуг, поделки из природного материала на тему «Дары осени».
  5. Трудовая деятельность родителей. Это работа по озеленению детского сада, нарядному оформлению участков, участие в экологических акциях («Кормушка для птиц», «Дары золотой осени» - сбор природного материала для детских поделок).
  6. Мини-отчёты. Это регулярное (например, еженедельное) информирование родителей о жизни их детей в детском саду: что нового узнали, за какими явлениями наблюдали, какую песню выучили и т. д. Воспитателю лучше это делать в письменной форме и размещать информацию для ознакомления в раздевалке.
  7. Спортивные досуги - очень полезные мероприятия для укрепления семейных отношений, пропаганды здорового образа жизни. Малыши всегда получают яркие позитивные эмоции от соревнований, в которых принимают участие его мама и папа. Такие мероприятия непременно несут в себе атмосферу праздника. Но нужно помнить, что любые соревнования повышают вероятность детских переживаний, поэтому ведущий-педагог должен умело расставлять нужные акценты.
  8. Мастер-классы для родителей. Их может проводить воспитатель (например, обучение какой-нибудь нетрадиционной изобразительной технике для занятий с детьми дома), логопед (артикуляционная гимнастика для становления правильного произношения), медсестра (массаж ушных раковин для стимуляции биологически активных точек, закаливающий массаж стоп, упражнения для кистей рук, дыхательная гимнастика, упражнения для снятия зрительного утомления).
  9. Открытые просмотры для родителей. В ходе таких занятий мамы и папы получают представление об образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Педагог же может предоставить родителям роль стороннего наблюдателя либо задействовать их в ходе занятия (ответы на вопросы, которые вызывают затруднение у детей, помощь в изготовлении поделки и пр.).
  10. Анкетирование. Эта форма работы позволяет выявить мнение родителей по конкретной проблеме: воспитатель предлагает письменно ответить на ряд вопросов. Особенно эффективно анонимное анкетирование, позволяющее получить порой негативные, но честные ответы.
  11. Посещение семьи. Цель такой деятельности - ознакомиться с условиями, в которых воспитывается конкретный ребёнок (в случае необходимости организуются повторные посещения). Разновидностью является обследование семьи для оказания материальной помощи, воздействия на родителей, защиты детских прав.
  12. Сайт ДОУ. Каждый детский сад обязательно имеет в интернете свой официальный сайт, на котором должна быть рубрика «Ответы на вопросы» либо «Форум», где родители могут выйти на контакт с администрацией, чтобы задать вопрос, внести предложения и пр.

Фотогалерея: традиционные формы работы с семьёй

Индивидуальная беседа - самая доступная форма установления контакта и доверительных отношений Участие родителей в проектной деятельности группы позволяет им лучше узнать своих детей В ходе мастер-классов родители могут научиться рисовать в определённой технике Физкультурный досуг с участием пап можно приурочить ко Дню Матери Родительское собрание - наиболее традиционная форма взаимодействия родителей и ДОУ Открытые занятия дают родителям представление об образовательном процессе в ДОУ

Наглядные средства взаимодействия с семьёй

При работе с родительским коллективом важную роль играет наглядность. Так, в раздевалке каждой возрастной группы должен располагаться тематический стенд с различной полезной информацией (которая периодически меняется), уголок здоровья, а также папки-передвижки на актуальные в данный момент темы.

Интересная идея - поставить для родителей «Ящик предложений» или «Шкатулку для вопросов», куда они могут опускать записки со своими предложениями, идеями, пожеланиями, делиться мыслями и переживаниями с педагогом.

Фотогалерея: наглядные средства в работе с родителями

Родители оставляют воспитателю в импровизированном почтовом ящике свои пожелания и рекомендации Популярная форма наглядности - тематический стенд, куда воспитатель регулярно помещает актуальную информацию Воспитатель обязательно оформляет для родителей уголок здоровья, где даёт им полезные рекомендации Сегодня воспитатель может приобрести или оформить самостоятельно папки-передвижки практически на любую тему

Нетрадиционные формы работы

Чтобы разнообразить работу с родителями, сделать её более интересной, воспитатель прибегает к нетрадиционным формам взаимодействия.

  1. День открытых дверей в средней группе. Для взрослых это уникальная возможность почувствовать себя дошкольниками, прожить один день их жизнью. Родители могут при этом выполняют роль сторонних наблюдателей либо занимают более активную позицию: делают зарядку, помогают няне накрыть на стол, идут на прогулку, участвуют в занятии.
  2. Презентация детского сада. Родители знакомятся с дошкольным учреждением, уставом, программой, получают информацию по платным услугам, смотрят группы, фрагменты занятий по различным образовательным отраслям. В средней группе вполне можно провести такое мероприятие (тем более что есть дети, которые начинают посещать детский сад именно с этого возраста).
  3. Дежурства. По желанию родителей воспитатель привлекает их к участию в прогулках с дошкольниками, экскурсиях. В ходе такой деятельности мамам и папам не следует вмешиваться в педагогический процесс, свои пожелания или замечания они могут позднее озвучить воспитателю или заведующему.
  4. Экскурсии или маршруты выходного дня. Воспитатель организует совместные с родителями посещения памятных мест родного края, походы на природу (с малышами пятого года жизни уже можно устраивать прогулки в близлежащие скверы, парки и пр.). Такие мероприятия способствуют сближению детей и взрослых, патриотическому воспитанию.
  5. Семейные спектакли. Родители наравне со своими детьми разыгрывают спектакли для остальных воспитанников группы, педагогов (по сюжетам знакомых детям сказок, в средней группе это «Три поросёнка», «Гуси-лебеди» и др.). Для взрослых такая деятельность - источник эмоциональных переживаний, неожиданных открытий.

Фотогалерея: нетрадиционные формы работы с родителями

Совместные экскурсии способствуют ещё большему сближению детей и взрослых На Дне открытых дверей родители имеют возможность понаблюдать за режимными моментами, занятиями, прогулкой и пр Семейные спектакли для родителей - это уникальная возможность раскрыть себя с неожиданной стороны

Работа логопеда с родителями малышей пятого года жизни

В средней группе к работе с родителями воспитатель может подключить логопеда. Это обусловлено тем, что у ребёнка пятого года жизни быстрыми темпами развивается речь, её фонетический, грамматический строй, обогащается словарный запас. И именно в этом возрасте появляются определённые проблемы - неправильное произношение отдельных звуков. По достижении ребёнком 5 лет самое время начинать коррекционную работу, ведь в этом возрасте учитель-логопед и проводит диагностику.

Специалист может выступить перед родителями на одном из собраний и дать им ценные советы и рекомендации (темы выступлений: «Роль семьи в коррекции речевых нарушений у малыша», «Значение пальчиковой гимнастики для развития речи дошкольника», «Как развивать речь ребёнка по пути из детского сада домой», «Возрастные нормы общения дошкольников в коллективе»), в случае необходимости проводит индивидуальные консультации («Как заниматься с малышом дома», «Практические приёмы автоматизации конкретных звуков»).

На родительском собрании логопед может устроить мини-выставку «Логопедические игры и развивающие пособия».

Логопед активно использует и наглядность, например, может подготовить для родителей папку-передвижку «Способы развития связной речи ребёнка и включение его в диалог» или «Этот непослушный грамматический строй» (дать представление об основных грамматических ошибках и способах их преодоления). В средней группе желательно выделить в раздевалке специальный уголок логопеда, где учитель будет давать родителям ценные рекомендации по речевому развитию дошкольников.

В уголке логопеда родители могут найти важную информацию и советы по развитию речи ребёнка

Фотогалерея: мини-выставка логопедических игр и развивающих пособий

На родительском собрании логопед может провести небольшой обзор игр, помогающих корректировать речевые нарушения В логопедическое лото можно играть дома всей семьёй Всевозможные пособия, тренирующие мелкую моторику малыша, оказывают положительное влияние на его речевое развитие Игра «Звуковые ходунки» закрепляет навыки правильного произношения звуков

Специфика организации родительского собрания

Родительское собрание - довольно ответственное мероприятие для воспитателя, требующее тщательной подготовки. Нюансы подготовки заключаются в следующем:

  • Примерно за неделю до мероприятия можно раздать родителям анкеты по актуальной теме для заполнения дома. Результаты будут использоваться непосредственно на собрании. Например, если будет обсуждаться тема здорового образа жизни в семье, то анкетирование поможет выяснить, какой процент семей в группе делают по утрам зарядку, как семья проводит выходные дни - отдыхая активно или пассивно. Исходя из этого, воспитатель делает выводы и даёт рекомендации.
  • Удачная идея - сделать для каждой семьи приглашения, к примеру, в виде тематической аппликации. Дети должны обязательно принимать участие в их изготовлении.
  • Воспитатель может напечатать оригинальные памятки по теме собрания. Они должны быть краткими по содержанию, а текст набран крупным шрифтом.
  • Заинтересовать родителей предстоящим мероприятием помогут выставки по теме собрания (например, выставка логопедических игр и пособий).
  • Оригинальный способ заинтересовать родителей - записать на магнитофон детские ответы по теме собрания (например, какие трудовые поручения они выполняют дома).
  • Можно изготовить самодельный плакат, где символически будут обозначены ключевые моменты обсуждаемой темы.
  • Непосредственно перед собранием педагог должен позаботиться об уютном освещении, удобном размещении родителей. Так, столы и стулья можно расставить по кругу и поставить на них карточки с Ф.И.О. родителей, позаботиться о ручках и бумаге для заметок. Если мероприятие предполагает элементы мастер-класса, то заранее готовятся краски, карандаши, пластилин и прочие принадлежности.

Благодаря оформленным пригласительным на собрание родители более ответственно отнесутся к предстоящему мероприятию

Структура родительского собрания

Традиционно родительское собрание включает в себя три части: вводную, основную и заключительную. По продолжительности мероприятие продолжается не более 1 часа, ведь родители собрались после рабочего дня, когда концентрация внимания снижается.

  1. Вводная часть нужна для того, чтобы организовать гостей, сконцентрировать их внимание и привнести атмосферу взаимного доверия. Один из приёмов - создание соответствующего музыкального фона (спокойная классическая музыка). Понятно, что родители уже давно знакомы с воспитателем, однако если это первое собрание в новом учебном году, то педагогу стоит сказать несколько слов о себе (например, о своих последних достижениях, выигранных конкурсах, собственных методических разработках, приоритетных принципах воспитания и пр.). Это особенно актуально, если группа пополнилась новыми воспитанниками и, соответственно, новыми родителями. Затем педагог озвучивает тему собрания. Даже если оно затрагивает много вопросов, тема должна быть конкретной: воспитательная, образовательная проблема, подготовка к празднику и т. д.
  2. Основную часть стоит разделить на 2–3 этапа. Воспитатель освещает теоретические аспекты темы, приводит практические примеры воспитания малышей в семье и детском саду, разбирает конкретные педагогические ситуации. При этом родители должны выступать не пассивными слушателями, а задавать вопросы, участвовать в дискуссии. В основной части также обсуждаются организационные моменты по поводу предстоящих досуговых мероприятий, экскурсий и пр. (этот раздел ещё называют «Разное»). Часть из этих вопросов можно вынести в отдельное обсуждение с родительским комитетом в другое время.
  3. На заключительном этапе собрания воспитатель подводит итоги встречи, озвучивает принятые решения по всем обсуждаемым вопросам (они должны быть чёткими, конкретными и обязательно фиксироваться в протоколе). Закончить мероприятие следует на позитивной ноте: мини-конкурсом рисунков (например, на тему «Моя семья»), устроить чаепитие, дегустацию витаминных травяных напитков, канапе из фруктов и пр.

Закончить родительское собрание можно душевным чаепитием

Рассказывая о неправильных поступках детей, педагог не должен упоминать их фамилий (это делается в индивидуальной беседе). Тем более недопустимы поучения и упрёки в адрес родителей.

Приёмы повышения интереса родителей на собрании

  • Вовлечение гостей в дискуссию (воспитатель добивается, чтобы было высказано несколько точек зрения).
  • Совместное решение педагогических ситуаций из семейного опыта (например, ребёнок отказывается выполнять трудовые поручения, не желает слушать сказки, предпочитая им просмотр мультфильмов, не хочет быть вежливым).
  • Обращение к прошлому опыту взрослых. Воспитатель просит мам и пап вспомнить, какими они сами были в детском возрасте, как вели себя в той или иной ситуации.
  • Примеры из художественной литературы (например, рассказ В. Осеевой «Печенье», где затронута проблема жадности и неуважительного отношения к старшим, Л.Н. Толстого «Косточка», в котором ребёнок не говорит правду).
  • Чтобы проиллюстрировать свои идеи, педагог использует аудио- и видеозаписи, фото и интервью воспитанников, графики, схемы.
  • Элементы арт-терапии (родителям схематически предлагается изобразить совместный с детьми отдых, то, что наиболее важно в жизни их семьи и т. п.).
  • Разыгрывание педагогических ситуаций (взрослый выполняет роль ребёнка). Например, требуется установить контакт с плачущим ребёнком, объяснить малышу, что не нужно стесняться выступить на утреннике.
  • Различные игровые моменты. Например, родители встают в круг, а воспитатель передаёт мячик. Каждый должен сказать пожелание детям и педагогу на предстоящий учебный год. Другой пример - упражнение «Как хорошо было летом!»: педагог просит встать тех, кто летом купался с детьми в море, читал им книги, ходил с ними в лес или на рыбалку, купил своему ребёнку игрушку для развития двигательной активности и т. д.
  • Поощрение - средство побуждения родителей к деятельности и стимулирования к дальнейшему сотрудничеству. Обычно имеет место на итоговых собраниях. Это могут быть грамоты вместе с символическими подарками, сладостями.

Фотогалерея: игровые моменты на собраниях

Если на собрании затрагивается тема дыхательной гимнастики, то родителям можно предложить игровое упражнение «Кто надует самый большой шарик» Лепестки с пожеланиями внесут в собрание радостную душевную нотку Выполняя физкультминутку, родители смогут почувствовать себя дошкольниками

Нетрадиционные формы родительских собраний

  1. «Конференция». Примерно за 2 недели до мероприятия воспитатель даёт родителям задание - поразмышлять над рядом вопросов. Например, с какого возраста нужно прибегать к помощи логопеда, как корректировать речь ребёнка в домашних условиях и т. п. Непосредственно на собрании мамы и папы высказывают свою точку зрения, приводят факты, примеры из жизни. Воспитатель же координирует обсуждение, направляет его с помощью вопросов.
  2. «Аукцион». Это импровизированная «продажа» полезных советов, например, на тему того, как приучить ребёнка к самостоятельности, самообслуживанию, как развивать у него математические способности. Собрание проходит в форме игры, где за каждую ценную рекомендацию выдаются фишки. Советы, которые набрали максимальное число фишек, затем оказываются на стенде «Копилка семейного опыта».
  3. «Душевный разговор». В таком необычном собрании задействуются те родители, чьи дети имеют какую-то общую проблему (например, излишне застенчивые, испытывающие трудности в общении с одногруппниками или же, наоборот, агрессивные). Этот вопрос всесторонне обсуждается, рекомендуется пригласить специалиста (в приведённых примерах - психолога).
  4. Тренинги. Родители при помощи воспитателя (или детского психолога) оценивают разные способы воздействия на малыша. Например, подбирают наиболее подходящие формы обращения, смягчают грубоватые выражения. Например, вместо того чтобы заявить сыну или дочери «Почему ты снова не прибрал свои игрушки?» лучше сказать «Я уверен, что эти игрушки послушаются своего хозяина и отправятся на своё место». Такие мероприятия дают родителям возможность лучше понять своего ребёнка, убедиться, почему недопустимо говорить: «Мне за тебя стыдно!» или «Мне всё равно, что ты хочешь!».

В ходе психолого-педагогического тренинга родители оценивают разные способы воздействия на ребёнка

Образец протокола родительского собрания

Протокол N. родительского собрания группы ___
от « »____________20__года.
Тема:___________________________
Присутствовало:. _____человек.
Отсутствовало:. _____человек.
Приглашённые: (Ф.И.О., должность).
Повестка родительского собрания:
1…
2…
1. По первому вопросу слушали: (Ф.И.О., должность). Она (он) …. (краткое изложение главной мысли выступающего).
Далее воспитатель предложил родителям совместно обсудить данный вопрос, высказать своё мнение, предложения, замечания, вопросы и т. п.
(В протоколе секретарь конкретно указывает, кто (Ф.И.О.) и какие мысли высказывал, предлагал, выражая несогласие и по какому вопросу.)
Принятие решения путём голосования.
За - _____человек, против - ______человек (конкретно Ф.И.О. родителя).
Постановили: принять единогласно (принять большинством голосов, не принять).
2. По второму вопросу слушали:.____(аналогично по всем вопросам повестки).
Решение собрания:
1. ___Ответственный___ (Ф.И.О.).
Срок исполнения___
2___Ответственный___ (Ф.И.О.).
Срок исполнения___
3___Ответственный___(Ф.И.О.).
Срок исполнения___
Председатель:__________(подпись)______________(расшифровка).
Секретарь:___________(подпись) ________________(расшифровка).

Тематика родительских собраний в средней группе

Приведём перечень тем, по которым можно провести родительское собрание в средней группе:

  • «Возрастные особенности ребёнка пятого года жизни».
  • «Каким должен быть компетентный родитель».
  • «Счастливый ребёнок бывает лишь в счастливой семье».
  • «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста».
  • «Роль режима дня в жизни дошкольника».
  • «Здоровый образ жизни зарождается в семье» (к собранию можно привлечь медсестру ДОУ).
  • «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении речевых нарушений у малышей пятого года жизни».
  • «Движение - Жизнь».
  • «Успехи нашей группы».
  • «Осторожность на дороге».
  • «Как помочь ребёнку в освоении математических знаний».
  • «Воспитываем маленького патриота».
  • «Знакомим детей с природой родного края».

Темы родительских собраний, которые можно провести в нетрадиционной форме:

  • «Мужское плечо»: собрание отцов (круглый стол).
  • «Дорога к здоровью, силе и бодрости» (мастер-класс).
  • «Пока не поздно»: воспитание у воспитанников средней группы любви к природе (тренинг, семинар-практикум).

Таблица: пример конспекта родительского собрания в средней группе

Автор Гаврилина Н.А., воспитатель МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида», ЗАТО Шиханы, Саратовская область
Название «Счастливый ребёнок - в счастливой семье»
Ход собрания
  1. Вступление (на фоне звучит лирическая музыка).
    Ребёнок учится тому,
    Что видит у себя в дому:
    Родители пример тому.
    Кто при жене и детях груб,
    Кому язык распутства люб,
    Пусть помнит,
    Что с лихвой получит
    От них все то, чему их учит!
    В.: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание нашего родительского клуба. И наша встреча посвящена семье. Думаю, все мы согласимся с названием «Счастливый ребёнок - в счастливой семье!». Мы с вами тоже большая и дружная семья. Чтобы наша встреча прошла в атмосфере дружбы, взаимопонимания, уважения друг к другу, предлагаю немного поиграть.
  2. Психологическое упражнение «Связующая нить» (с клубком, представление себя и своей семьи). Родители, распутывая клубок, вкратце рассказывают о своей семье, привычках и традициях.
  3. «Ценности современной семьи для личности ребёнка» (выступление воспитателя).
    Многие философы считают, что появление ребёнка в семье даёт толчок к дальнейшему развитию родителей, как личностей.В процессе воспитания у родителей проходит процесс внутренней работы над собой. Мы не только формируем будущего человека, но и сами изменяемся и самосовершенствуемся.
    Каждый из нас сталкивался с мыслью, что современная семья теряет свои ценности и традиции, которые передавались из поколения в поколение. Но между ними уже утрачивается связь, которая выполняет воспитательную функцию. <…>
    Таким образом, можно выделить следующие основные проблемы в теперешней семье: недостаток общения, психологические травмы отдельных членов семьи, а также особенности их поведения, отсутствие знаний о динамике развития семейных отношений, социально-экономические факторы, которые негативно влияют на формирование и становление семьи в целом, некорректные подходы к воспитанию детей.
    Под влиянием негативных факторов происходит внутреннее разрушение социальных связей в семье. Взаимосвязь между взглядами на жизнь и отношениями членов семьи влияет на формирование представлений о современной семье. <…>
    Воспитывая будущее поколение, необходимо сохранять баланс между материальной сферой и психоэмоциональной. Важно также сохранять дружеские отношения с детьми. В таком случае социально-психологическая или материальная мотивация будет иметь больший успех. Родителям следует больше общаться с детьми для того, чтобы отслеживать и своевременно корректировать отношения ребёнка к мотивации. <…>
    Каждому осознанному родителю необходимо проанализировать свой стиль воспитания, найти его слабые стороны, при необходимости восстановить диалог с ребёнком, сформировать доверчивые и правдивые отношения.
    Кроме похвалы в воспитании должно присутствовать и наказание. Но пользуясь им, нужно соблюдать определённые правила. Наказывая ребёнка, не наносите вред его здоровью - ни физическому, ни психическому. Ещё несформировавшуюся личность легко ранить. Нельзя также наказывать для профилактики. Из-за таких поступков может появиться недоверие. Ребёнок должен знать, что его могут наказать только справедливо. Тогда не будет и панического страха перед гневом родителей. <…>
    Если недостаточно проявляется любовь, то ребёнок может начать искать наказание, как единственную возможность получить, хоть какие-то тёплые чувства. Заставлять работать, тем самым наказывая детей, вы формируете отвращение к труду. А если вы это делаете очень часто, тогда для ребёнка невыносимой становиться сама жизнь.
    Психическое состояние ребёнка легко ранимо при болезнях и плохом самочувствии, при физических и душевных травмах. Будьте внимательны к состоянию ребёнка. Лучше переждите. Процесс игры или работы нельзя прерывать воспитательными моментами. <…>
    Любите своих детей. Будьте к ним справедливы. Старайтесь их понять. Общайтесь с ними, объясняя им свои и их поступки. Ведь если не скажете вы, как правильно сделать, то расскажет улица…
  4. «Секреты семейного счастья» (выступления родителей).
  5. Подведение итогов анкетирования « Взаимоотношения в семье» (Психолог).
    Цель: Изучить уровень образования родителей в их отношении к развитию ребёнка.
    Задачи:
    • Выявить «проблемных» родителей, которым нужно оказать помощь в воспитании ребёнка в семье.
    • Искать эффективные формы взаимодействия с родителями и влияния на них.
    • Создать атмосферу творчества, неравнодушного отношения родителей к собственному ребёнку. Пробудить в родителях проявление внимания, тепла и участия в развитии личности ребёнка.
      Анкета для родителей «Определение взаимоотношений в семье».
      Здравствуйте, уважаемые родители! Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты для родителей. Ответы могут быть разными, постарайтесь ответить честно, выразить свою точку зрения, чтобы определить взаимоотношения в семье. Спасибо!
      Считаете ли Вы, что в Вашей семье существует взаимопонимание с детьми?___________________
      Говорят ли с Вами дети по душам, советуются по личным делам?____________________________
      Знаете ли Вы друзей ваших детей?______________________________________________________
      Участвуют ли Ваши дети в решении хозяйственных дел?____________________________________
      Есть ли у Вас общие с детьми увлечения, занятия, интересы?_______________________________
      Участвуете ли Вы с детьми в походах, прогулках?_________________________________________
      Выполняют ли Ваши дети постоянный режим дня? _________________________________________
      Как Вы поддерживаете у своих детей хорошие стремления?_________________________________
      Какие семейные традиции способствуют укреплению Вашей семьи____________________________
      Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения по вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?_____________________________________________________________
      Кто, как Вы считаете, ответственен за воспитание ребёнка? ________________________________
      Какие проблемы Вы хотели бы решить в ходе наших последующих встреч?______________________________
  6. Творческая мастерская: изготовление родителями «Ласковых ромашек». Родители красочно оформляют «ромашки»: в середине - фотография ребёнка, на лепестках написаны семейные прозвища или ласковые производные имени ребёнка. Божья коровка сидит на том лепестке, где написана та форма имени, которая больше всего нравится ребёнку. В дальнейшем эти ромашки будут размещены в семейном уголке.
  7. Памятки родителям «Советы на каждый день», «Благоприятная семейная атмосфера».
  8. Рефлексия «Чаша».
    В.: Подвести итоги нашей встречи нам поможет вот эта чаша. Представьте, что эта чаша - душа ребёнка. У каждого из вас есть бумага, вырежьте сердечки и напишите на них черту характера, качество, которым вы хотите наделить вашего ребёнка, которое, по вашему мнению, поможет ему в жизни, и поместите его в чашу. Будем очень надеяться, что все пожелания сбудутся. (Родители кладут сердечки) Чтобы эта чаша не разбилась, взрослые, которые окружают ребёнка должны быть добрыми и требовательными, ласковыми и терпеливыми.
  9. Подведение итогов.
    В.: Спасибо, что вы пришли сегодня к нам. Желаем, чтобы в ваших семьях всегда были мир, покой, взаимопонимание, чтобы вы всегда понимали своих детей, а они, когда вырастут, заботились о вас. Пожалуйста, оставьте отзыв, напишите несколько слов, впечатлений о сегодняшней встрече.

Как провести открытое занятие для родителей в средней группе

Необычная и эффективная форма работы с родителями в дошкольном учреждении - это их приглашение на открытые занятия. Таким образом мамы и папы могут своими глазами увидеть, как их малыши получают знания. В средней группе уже можно практиковать такие мероприятия, поскольку ребята стали более взрослыми, самостоятельными, и присутствие папы и мамы на занятии не вызовет у них слёз (как это бывает в более раннем возрасте).

В среднем дошкольном возрасте уже можно устраивать открытые просмотры для родителей

За несколько дней до открытого просмотра педагог сообщает родителям тему занятия, его программные задачи, предлагает обратить внимание на то, какие приёмы будут использоваться, как будет стимулироваться интерес дошкольников. Очень важный момент - заранее предупредить мам и пап, чтобы они не отвлекали ребят, не делали им замечаний, не задавали вопросов. Также важно заранее продумать, как разместить гостей в группе: если им предоставлена просто роль сторонних наблюдателей, то сидеть родители должны позади детей. В некоторых случаях воспитатель включает родителей в образовательный процесс: они отвечают на вопросы, вызывающие затруднение у малышей, помогают им изготовить поделку. При выполнении продуктивной деятельности мама или папа сидит рядом со своим ребёнком.

В ходе продуктивной деятельности каждая мама помогает своему ребёнку

Открытый просмотр с участием мам и пап отличается от обычного открытого занятия тем, что педагог даёт гостям разъяснения в начале и в конце мероприятия. Это вступительная беседа и заключение в доступной для родителей форме: в начале мероприятия воспитатель рассказывает, чем ребята будут заниматься, а в конце подводит итоги, оценивает детские старания, проявление их активности, самостоятельности. Если какие-то дети испытывали трудности, то объясняются их причины (например, у ребёнка ещё недостаточно развита диалогическая речь или у него не совсем получается работать с ножницами).

В финале мероприятия нужно предоставить слово гостям, чтобы они поделились своими впечатлениями, отметили положительные стороны, возможно, выделили недостатки. Воспитатель же, в свою очередь, даёт ценные советы и рекомендации: какие увиденные педагогические приёмы можно использовать дома.

Очень важно донести до родителей, что домашние занятия с малышом (рисование, создание поделок, физические упражнения) бесценны для его развития и достижения максимальных результатов.

Таблица: конспект открытого занятия для родителей в средней группе

Автор Елизарова С.Ю.
Название «Моя семья»
Ход занятия Воспитатель и дети заходят в группу, дети становятся в круг и берутся за руки. Воспитатель проговаривает стихотворение:
Вот и мы, и ты и я.
Мы - одна семья!
Улыбнись тому, кто слева.
Улыбнись тому, кто справа.
Мы - одна семья!
В.: Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Ребята, как вас можно назвать одним словом?
Дети: Семья.
В. (обращая внимание на фотографии): Узнали ли вы кого-нибудь на этих фотографиях? Да, это я. Вы узнали меня. А этих людей вы знаете? Конечно, нет. Эти люди вам не знакомы, для вас это чужие люди. Но не для меня. Для меня это самые дорогие люди. Это члены моей семьи. Это наша большая и дружная семья. Ребята, я не зря поместила фотографии на домике. Как вы понимаете, что такое семья?
Дети отвечают.
В.: Семья - это дом. Семья - это мир, где любовь, дружба и забота. У каждого человека есть семья. Бывают семьи большие, бывают маленькие. Главное - не количество членов семьи, а то, как они относятся друг к другу. Ребята, я вас познакомила со всеми членами своей семьи, а кто расскажет о своей семье? (Дети знакомят со своими родителями).
В.: Спасибо, ребята.
Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре,
Кто живёт в моей квартире?
Раз, два, три, четыре, пять,
Всех могу пересчитать:
Папа, мама, брат, сестрёнка,
Кошка Мурка, два котёнка,
Мой щенок, сверчок и я,
Вот и вся моя семья!
В.: Семья - это самое дорогое, что есть у человека. Ребята, неслучайно у русского народа так много пословиц и поговорок о семье. Кто из родителей знает пословицы о семье?
Родители называют пословицы:
  • Семья сильна, когда над ней крыша одна.
  • В семье дружат - живут не тужат.
  • Согласие да лад - в семье клад.
  • В семье разлад, так и дому не рад.
  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Русский человек без родни не живёт.
  • Семья ладом полна.

В.: Пословиц вы знаете много. А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Какая моя семья»? (игра с мячом в кругу).
Ответы детей и родителей: большая семья, дружная семья, хорошая семья, здоровая семья, крепкая семья, спортивная семья, весёлая, заботливая, строгая, добрая и т. д.
В.: Я желаю вам, чтобы у каждого из вас была дружная, счастливая и крепкая семья. Ребята, есть даже праздник, который так и называется - день семьи, любви и верности. В России его празднуют летом - 8 июля. У праздника очень нежный символ - цветок ромашки. Я предлагаю вам изготовить вот такой цветок вместе с вашими родителями.
Совместная работа детей и родителей.

Перспективный план работы с родителями в средней группе

В начале учебного года воспитатель составляет перспективный план работы с родителями на год, где прописывает цели и задачи, а также все запланированные мероприятия с указанием времени проведения.

Таблица: пример перспективного плана в средней группе

Автор Светлана Гудкова, воспитатель, г. Воронеж
Цель работы с родителями Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Задачи
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.
  • Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Месяц Мероприятия
Сентябрь 1. Родительское собрание: «Особенности развития детей пятого года жизни и основные задачи воспитания».
2. Беседа с родителями: «Организация самообслуживания в детском саду и дома».
3. Папка-передвижка: «Чтобы дети не болели».
Октябрь 1. Консультация: «Детские вопросы и как на них отвечать».
2. Беседа с родителями: «Такие разные дети».
3. Выставка осенних поделок: «Осенний калейдоскоп».
Ноябрь 1. Семинар-практикум: «Трудовое воспитание детей в ДОУ».
2. Развлечение: «Осень золотая».
3. Папка-передвижка: «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей».
4. Развлечение: «День матери».
Декабрь 1. Родительское собрание: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти».
2. Мастерская Деда Мороза: «Зимние фантазии».
3. Информационный стенд: «Безопасный Новый год».
4. Утренник: «Здравствуй, Новый год!»
Январь 1. Консультация: «Воспитание любознательности у ребёнка в саду и дома».
2. Развлечение: «Колядки».
3. Папка-передвижка: «Воронеж - город воинской славы!»
4. Информационный стенд: «Профилактика зрения».
Февраль 1. Круглый стол: «Что такое ЗОЖ».
2. Фотовыставка: «Мой папа - защитник!»
3. Помощь родителей в расчистке снега на участках.
4. Спортивный праздник ко Дню защитников Отечества.
5. Развлечение: «Масленица».
Март 1. Консультация: «Воспитание у детей внимания и усидчивости».
2. Стенгазета: «Моя любимая мама».
3. Информационный стенд: «Добрые советы родителям».
4. Утренник: «8 Марта - праздник мам».
Апрель 1. Беседа с родителями: «Осторожно, улица!».
2. Выставка: «Навстречу весне».
3. Посадка деревьев на участке.
Май 1. Родительское собрание: «Наши достижения».
2. Папка-передвижка: «День Победы».
3. Озеленение участка, посадка цветов на клумбах.
Июнь 1. Консультация: «Лето красное - пора прекрасная».
2. Развлечение ко Дню защиты детей.
3. Папка-передвижка: «Первая помощь при ссадинах, порезах, укусах пчёл».
Июль 1. Практикум для родителей по летнему отдыху детей: «Мы любим отдыхать».
2. Папка-передвижка: «Первая помощь при солнечном ударе».
Август 1. Беседа: «Закаливание в летний период».
2. Папка-передвижка: «Съедобные грибы».
3. Праздник Нептуна.

Видеоматериалы по теме

Работа с родителями - одно из важных направлений работы ДОУ. Всегда полезно и интересно ознакомиться с опытом коллег в этом направлении.

Беседа-практикум для родителей средней группы на тему «Общение с детьми» - видео

Детско-родительское занятие по изобразительному творчеству в средней группе - видео

«Тётя Весельчак»: совместный танец малышей и мам на утреннике в средней группе - видео

Фотоотчёт о проделанной работе с родителями в средней группе - видео

Дошкольная педагогика сегодня уделяет всё больше внимания взаимосвязи ДОУ и семьи. Участие родителей в жизни детского сада помогает им лучше понять своих детей, преобразовать теоретические знания в радость общения со своим малышом. Это особенно актуально для среднего дошкольного возраста, который считается сложным в плане психического развития ребёнка. Задача педагога - не только регулярно проводить родительские собрания, но и привлекать мам и пап к участию в спортивных праздниках, совместной творческой деятельности, семейных спектаклях, изготовлению поделок - любому продуктивному взаимодействию с детьми.

Елена Мостова
План-программа по взаимодействию с семьями воспитанников в средней группе

Родители – главные воспитатели своих детей. Все другие социальные институты, в том числе и дошкольные образовательные учреждения, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.

Практика показывает, что далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей разумного воздействия на ребёнка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребёнка, другие не умеют это делать, третьи не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях современным родителям необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

Программа взаимодействия с семьями воспитанников составлена с учётом Основной общеобразовательной программы МДОУ «Детский сад №1 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области

Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Задачи: 1. Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

Активизировать и обогатить воспитательные и образовательные умения родителей.

Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований.

Ожидаемые результаты: 1. Создан положительный эмоциональный микроклимат взаимодействия с родителями;

2. Повышена педагогическая грамотность родителей на основе Федеральных государственных требований;

3. Обогащён опыт межличностного общения детей, родителей и педагогов;

4. Продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей.

Сентябрь

1. «Воспоминания о лете». Фоторепортаж.

2. «Развивающую среду в группе создаём вместе». Неделя добрых дел.

3. «Путешествие в страну знаний продолжается или только вперёд». Родительское собрание.

4. «Осень-дивная пора». Выставка рисунков и поделок.

Октябрь 1. «Возрастные особенности детей 4-5 года жизни». Консультация.

2. «Как выбрать средство от простуды и гриппа». Консультация.

3. «Ребёнок и дорога. Правила поведения на улицах посёлка». Папка-передвижка.

4. «Осень золотая». Совместное развлечение

5. «Как отвечать на детские вопросы». Памятка

Ноябрь 1. «Безопасная дорога глазами детей». Выставка рисунков

2. «Роль семьи и детского сада в формировании здоровья детей». Папка-передвижка.

3. «Папа, мама, я-очень дружная семья». Фотовыставка

4. «Хорошо быть с мамой рядом». Совместное развлечение

5. «Уровень развития речи детей 4-5 лет». Консультация

Декабрь 1. «Безопасность ребёнка». Родительское собрание

2. «Будь здоров!» Консультация

3. «Что подарит Дед Мороз? Как дарить новогодние подарки». Папка-передвижка.

4. «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». Консультация.

5. «Новогодняя игрушка». Конкурс-выставка.

6. «Новогодний праздник». Совместный праздник

Январь 1. «Снежные постройки». День добрых дел

2. «Помогите ребёнку укрепить здоровье». Консультация

3. «Азбука дорожного движения». Консультация

Февраль 1. «Роль папы в воспитании детей». Папка-передвижка.

2. «Наши замечательные папы». Фотовыставка

3. «Будем в армии служить». Совместный спортивный праздник.

4. «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций» .Консультация.

Март 1. «Мамочка любимая». Фотогазета.

3. «Игры и упражнения по развитию речи детей». Памятка

4. «Игры между делом». Консультация

5. «Играют дети – играем вместе». Родительское собрание.

Апрель 1. «Компьютер в жизни детей». Консультация

2. «Берегите зубы». Папка-передвижка

3. «Музыка и дети» Педагогический всеобуч

4. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости». Газета.

Май 1. «Наш любимый детский сад». Фотовыставка

2. «Внимание! Улица!» Тематическая выставка (книги, пособия, игры).

3. «Здравствуй, лето!» Итоговое родительское собрание.

Июнь-август 1. «День защиты детей.» Совместный спортивно-музыкальный праздник.

2. «Летний отдых вместе». Газета

3. «Лето красное – для здоровья время прекрасное». Консультация

4. «Безопасность прежде всего!» (Правила поведения с детьми около водоёмов). Консультация

Список литературы

1. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под редакцией М. А. Васильевой, - М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.- 208с.

2. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : Педагогическое общество России. 2007. – 96с.

3. Зенина Т. Н. Родительские собрания в детском саду. – М. : «Центр педагогического образования». 2007. – 80с.

4. Чиркова С. В. Родительские собрания: Средняя группа. – М. : ВАКО, 2009. - 256 с.

Похожие публикации