Логопедическое занятие моя семья. Интегрированное занятие в старшей логопедической группе Моя дружная семья - файл n1.doc. Конспект занятия по развитию речи

  • Лекции - Спортивно-познавательное и интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Эстафета насекомых (Лекция)
  • Граб Л.М. Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР (Документ)
  • Ипполитова А.Г., Ермакова И.И., Правдина О.В. Сопоставительный анализ методик логопедической работы (Документ)
  • Рекомендации по проведению прогулок в старшей группе детского сада (Документ)
  • Лесина Н.В. Планирование коррекционно-развивающей работы в средней группе для детей с задержкой психического развития (ЗПР) (Документ)
  • Шевченко С.В. Методические указания к выполнению практических работ по дисциплине Транспортно-экспедиционная работа (Документ)
  • - Средняя группа. Интегрированное занятие. Телепередача Все профессии важны - строитель (Документ)
  • Тренинги и занятия для родителей (Документ)
  • Коноплева А.Н., Лещинская Т.Л. Интегрированное обучение детей с ОПФР (Документ)
  • Гилева М.В. Рабочая программа учителя - дефектолога (Документ)
  • n1.doc

    Тема: «Наша дружная семья»

    Цель: развитие познавательно – речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:


    • Расширять и активизировать словарь по теме «Семья»;

    • Формировать грамматический строй речи: образование относительных прилагательных, согласование существительного с числительным, образование слов с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление существительных в предложном падеже;

    • Развивать координацию речи с движением;

    • Развивать навык анализа и синтеза слова;

    • Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление;

    • Развивать навыки сравнения, наблюдательность;

    • Воспитывать культуру общения, доброжелательность, взаимопонимание, любовь и уважение ко всем членам семьи.
    Предварительная работа. Беседы педагога с детьми на темы: «Моя семья», «Лучшие часы и минуты семейного досуга», «Семейные будни», «Забота о ближних», «Семейные праздники» . Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье. Разучивание стихотворений по теме «Семья». Подборка семейных фотографий. Составление рассказа о своей семье. Инсценирование стихов и шуток – малюток на тему «Моя семья».

    Оборудование: ноутбук, презентация по теме «Семья», магнитофон, аудиозапись с записью песни о семье, мяч, шкатулка, конверты с заданиями, семейные фотографии, предметные и сюжетные картинки, карточки для составления плана совместной деятельности, игра «Геометрик», схемы выкладывания букв, карта сокровищ, шоколадные монетки, кубик, пособия для рисования, костюм пирата.

    Ход занятия

    I.Организационный момент

    «Собрались все дети в круг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся».

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я..., а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька,...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вас таких хороших и пригожих, я приглашаю поиграть.
    II.Мотивационно - ориентировочный этап

    Воспитатель. А что такое ребус, вы знаете? Попробуйте догадаться какое слово здесь зашифровано. Как вы думаете, что обозначает это слово – семья?

    Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка – походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинки, как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

    Сегодня с вами мы будем разговаривать о семье.

    Я предлагаю вам отгадать загадки, а отгадки появятся на экране.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Чтобы глазки отдохнули, проведём гимнастику для глаз (детям предлагаются зрительные дорожки разного цвета).
    III.Поисковый этап

    В группе появляется пират, который ищет карту сокровищ. Педагог просит пирата взять и детей на поиски клада. По карте выполняются различные задания.
    Задание 1.

    Игра «Собери слова в шкатулку» - называние действий по картинке.

    Задание 2.

    Игра с мячом « Назови ласково».

    Когда любят друг друга, то свою любовь выражают ласковыми словами. Давайте будем передавать мяч и называть ласковые слова.

    Задание 3.

    Игра «От младенца до старика» (разложить картинки от младенчества до старости).

    Задание 4.

    Игра « Мечта» (соединить две картинки по словесной инструкции).
    Физминутка

    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Задание 4.

    Игра «Геометрик (выкладывание слов; мама, папа).

    Задание 5.

    Игра «Собери семейку» (по фотографиям дети называют своих родственников).

    Задание 6.

    Пословицы и поговорки о семье.

    В народе говорят: «Семьёй и горох молотят». А вы знаете пословицы и поговорки о семье?

    Согласие да лад – в семье клад.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    Земля без воды мертва, человек без семьи пустоват.

    Семейный горшок всегда кипит.

    В семье и каша гуще.

    Намёки да попрёки – семейные пороки.

    Семья человеку первую путёвку в жизнь даёт.

    В хорошей семье хорошие дети расту

    Задание 7.

    Игра « Посчитай-ка» (предлагается по картинке сосчитать, сколько детей в семье)

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Задание 8.

    Игра «Чей? Чья? Чьё?» (подбор относительных прилагательных при помощи кубика).

    IV. Практическая часть

    Массаж пальцев рук «Моя семья»

    Этот пальчик бабушка.

    Этот пальчик дедушка.

    Этот пальчик папа.

    Этот пальчик мама.

    Этот пальчик я.

    Вот и вся моя семья.

    Рисование

    V.Рефлексивно-оценочный этап

    Ребята на сегодня мы выяснили, что семья для каждого человека это опора, поддержка. Наша семья – это дорогие и любимые нашему сердцу люди – мамы, папы, бабушки, дедушки, тёти и дяди, сёстры и братья.

    Что ты расскажешь о нашем путешествии своей семье?

    Что больше всего запомнилось?

    Какое у тебя настроение?

    Какое задание больше всего понравилось?

    Во что бы ещё хотели поиграть?

    Какая у тебя будет семья?

    Что расскажите малышам по теме семья?

    Интегрированное занятие в старшей логопедической группе

    по теме «Моя дружная семья»
    Абакан 2012год

    Раз, два, три, четыре, пять-

    Папа - раз, а мама - два, три - сестра,

    Четыре - я.

    Деда с бабой не забуду,

    Как я рад, что у меня

    Очень дружная семья!
    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило.

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    Кто нежнее всех на свете?
    Кто готовит нам обед?
    И кого так любят дети?
    И кого прекрасней нет?
    Кто читает на ночь книжки?
    Разгребая горы хлама,
    Не ругает нас с братишкой.
    Кто же это? Наша …

    Кто не в шутку, а всерьёз
    Нас забить научит гвоздь?
    Кто научит смелым быть?
    С велика упав, не ныть,
    И коленку расцарапав,
    Не реветь? Конечно, …

    Вот ведь дело-то какое…
    Нас не семеро, а трое:
    Папа, Мамочка и я,
    Но все вместе мы - …

    Я у мамы не один,
    У неё ещё есть сын,
    Рядом с ним я маловат,

    Для меня он - старший …

    Мама с папой говорят,
    Что теперь я - старший брат,
    Что за куколка в коляске
    Плачет? Видимо, от тряски?
    В ванной ползунков гора!

    Брату кто она? …

    Ароматное варенье,

    Пироги на угощенье,

    Вкусные оладушки

    У любимой...
    Он трудился не от скуки,

    У него в мозолях руки,

    А теперь он стар и сед

    Мой родной, любимый...
    Согласную семью горе не берёт.

    Когда нет семьи, так и дома нет.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Семья без детей, что цветок без запаха.

    В семье и каша гуще.

    В семье разлад – то и дому не рад.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют.
    “Собрались все дети в круг.

    Я – твой друг и ты – мой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.”

    Посмотрю на ваши лица, с кем бы мне здесь подружиться? Я – Инна Владимировна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Дашенька, ...).

    Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таких хороших пригожих, я отгадать ребус.
    Бабушка и дедушка,
    Мама, папа, брат и я -
    Вместе дружная семья!
    Осенью, весною,
    Летом и зимою
    Мы во двор выходим
    Дружно всей семьею.
    Встанем в круг и по порядку
    Каждый делает зарядку.
    Мама руки поднимает,
    Папа бодро приседает.
    Повороты вправо - влево
    Делает мой братик Сева.
    Я сама бегу трусцой
    И качаю головой.

    Цель: знакомство детей с понятием » семья«, с семейными ценностями и традициями; формирование понимания их значения и уважения к ним.

    Задачи:

    Познавательные.

    · Формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе.

    · Продолжить знакомить детей с образцами поведения в семье посредством фольклорных и литературных произведений.

    Коррекционно - развивающие.

    · Развивать коммуникативные навыки. Умение участвовать

    в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.

    · Расширять словарный запас, уточнять значение слов.

    · Развивать лексическую системность, организовывать

    семантически поля.

    · Совершенствовать лексико-грамматические компоненты речи.

    · Совершенствовать навыки чтения слов и предложений.

    · Развивать творческие способности.

    · Учить согласовывать речь с движениями.

    · Развивать выразительность мимики и жестов.

    · Активизировать внимание, память, логическое мышление, воображение.

    Воспитательные.

    · Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи.

    · Развивать умение сотрудничать друг с другом, с родителями и

    с воспитателями.

    · Способствовать формированию семейных традиций.

    Предварительная работа.

    · Беседы с детьми: «Я и моя семья», «Моя мама», «Мои родные», «Забота о родных», «Семейные будни», «Праздники в семье», и т. д.

    · Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, пословицами и поговорками о семье.

    · Создание альбома «Моя семья».

    · Сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактическая игра «Кто какую работу в доме выполняет».

    · Составление с детьми стихов-синквейнов на разные темы.

    · Знакомство с литературой: Л.Квитко «Бабушкины руки», А.Яковлев «Мама», Дора Габе «Моя семья», Л.Толстой «Старый дед и внучек».

    Словарь.

    Существительные: семья - счастье, любовь, удача, праздник, опора, забота, радость.

    Прилагательные: добрая, заботливая, внимательная, оберегающая, любящая, большая, дружная, веселая, хорошая, многодетная, крепкая.

    Глаголы: радует, заботится, сохраняет, бережет, помогает, поддерживает, укрепляет.

    Пословицы.

    Согласную семью горе не берёт.

    В семье согласно, так идёт дело прекрасно.

    В семье разлад - то и дому не рад.

    В хорошей семье хорошие дети растут.

    Оборудование.

    Образец синквейна, шкатулки с наборами слов и пословиц, напечатанных на разноцветных полосках бумаги, для составления стихотворений (синквейнов), листы бумаги, клей (в соответствии с количеством детей).

    Ход занятия.

    1.Оргмомент .

    Логопед

    Собрались все дети в круг

    Ты мой друг и я твой друг.

    Крепко за руки возьмёмся

    И друг другу улыбнёмся.

    (Детская народная песенка).

    Игра «Дочки-сыночки».

    Логопед

    Здравствуйте, друзья! Сегодня к нам в гости пришли родители. Мы будем не просто здороваться, друг с другом, а поиграем в игру «Дочки-сыночки». Все ребята станут друг за другом. Папа и мама возьмутся за руки, и будут их пропускать. С каждым, кого они остановят, поздороваются нежно, ласково, весело, с любовью, тихо или громко. Здороваться можно по-разному: здравствуй, привет, добрый день, рады тебя видеть и т.д. Тот, с кем здороваются, отвечает так же. Девочки будут становиться за мамой, а мальчики за папой.

    После того, как дети разделятся на «дочек» и «сыночков»

    девочки покажут мальчикам, что делают дома мамы, а мальчики отгадают. Потом мальчики покажут, что делают дома папы, а девочки будут отгадывать.

    2.Основная часть.

    Сообщение темы занятия:

    Логопед

    Давайте, теперь, все вместе сядем в круг и начнем наш разговор.

    Сегодня мы будем говорить о семье. Семья - это где тебя любят, понимают и поддерживают. Нет ничего важнее, чем любовь родителей, забота сестёр и братьев, ласка и понимание бабушки и дедушки.

    Говорят, что в старину

    Так оно и было.

    Много братьев и сестёр

    Весело дружило

    Вместе пили молоко,

    Вместе ели сушки.

    Настоящий детский сад

    В каждой был избушке.

    (Отрывок из стихотворения Ю.Энтина «Вот бы, если б детский сад»).

    Почему в стихотворении говорится: «Настоящий детский сад»?

    Как вы понимаете - что такое семья?

    Дети отвечачают

    Логопед

    Нас тут тоже много - взрослые и дети. Как будто, мы все одна большая семья. В старину семьи были большими и дружными. Часто вместе собирались родители, дети, дяди, тёти, бабушки, дедушки. Главное, чтобы в семье всегда был мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.

    Чтение народной калмыцкой сказки « Жить в согласии », сопровождающееся движениями.

    Логопед.

    Сейчас я расскажу вам сказку, а вы будете помогать мне своими жестами и мимикой.

    В одной семье было десять детей. (Ласково )

    Поочередно загибаем пальцы левой и правой руки .

    Родители их очень любили и радовались, глядя на них. (Радостно )

    Гладим (пощелкиваем) большим пальцем поочередно остальные пальцы со стороны ногтей.

    В скором времени они выросли и стали взрослыми. Родители, наказывали им жить в мире и дружбе. (Спокойно )

    Поочередно прижимаем одноименные пальцы левой и правой рук друг к другу

    Но дети не слушались и ссорились между собой. (Огорченно)

    Стучим одноименными пальцами левой и правой руки, попеременно чередуя движения сверху вниз и наоборот.

    Однажды отец принес из леса прутья. (Спокойно )

    Показываем десять пальцев.

    Дети увидели прутья, испугались и подумали: «Ну, достанется нам! (Испуганно)

    Трясем подрагивающими напряженными, широко раздвинутыми пальцами

    Позвал отец детей. Отдал им прутья и велел сломать. (Загадочно )

    Повернутыми к себе ладонями делаем манящие движения.

    По приказу отца дети с легкостью сломали прутики.(С удовольствием )

    Пальцы левой и правой руки соединенные колечками проводим друг сквозь друга. (Как будто разрываем цепочку).

    Отец взял несколько прутьев, связал их вместе. Отдал пучок детям и приказал:

    Ломайте! (Сурово )

    Складываем пальцы левой и правой рук в замок и тянем в противоположные стороны.

    Долго старались дети сломать прутья, но напрасно, ни один из детей не сломал связанные прутья. (Спокойно )

    Растопыренные ладони повернутые вверх поднимаем на уровне плеч, пожимаем плечами.

    Тогда отец сказал:

    Если вы будете жить в мире и согласии, будете как связанные прутья - никто вас не сломит, не победит. (Радостно )

    Пожимаем обхватывающими движениями, ладони левой и правой руки. Руки сжимаем в «замок».

    А если вы будете ссориться, то вас каждый сломит, как одинокий прут.

    (Печально )

    Совершаем пальцами царапающие движения

    Показываем расслабленные руки ладонями вверх.

    А жить в мире и согласии всегда хорошо. Не забывайте! (Радостно)

    Поднимаем вверх большие пальцы левой и правой руки, остальные пальцы сжаты в кулак.

    Логопед

    Отец хотел, чтобы семья была какой?

    Чтобы в семье все друг-друга для делали что?

    Логопед

    А теперь станем все в хоровод.

    Дети ведут хоровод со словами:

    «Я» на свете одиноко,

    В «Я» не очень много прока.

    Одному или одной

    Трудно справиться с бедой.

    Слово «Мы» сильней, чем «Я».

    Мы - семья,

    И мы - друзья.

    Мы - народ,

    И мы - едины.

    Вместе мы

    Непобедимы!

    (Отрывок из стихотворения В.Орлова «Я и мы»).

    Физкультминутка.

    Игра «Лавата».

    Логопед

    Давайте все вместе поиграем в веселую игру, которая называется «Лавата».

    Дружно играем мы

    Тра-та-та (2 раза),

    Танец веселый наш -

    Это Лавата.

    Наши руки хороши?

    Логопед

    А у соседа?

    Лучше! (Все берутся за руки и поют).

    Логопед

    Мы весело поиграли, а теперь вспомним пословицы про семью.

    Родители и дети вспоминают пословицы.

    Дороже семьи ничего нет.

    Не нужен клад, если в семье лад.

    В семье согласно, так и дело идёт прекрасно.

    Семья сильна, когда над ней крыша одна.

    Не будет добра, коли в семье вражда.

    Намёки да попрёки - семейные пороки.

    Логопед

    Сейчас я вам покажу открытку и прочитаю стихотворение про семью, которое на ней написано.

    Я думаю, вы тоже хотите придумать стихи о своей семье и сделать такие красивые открытки. У нас есть шкатулочки, в которых лежат добрые, замечательные слова и пословицы о семье.

    Мы вместе с папами и мамами разделимся на группы. Каждый возьмет себе шкатулку выберет из нее слова, которые ему понравятся, и сложит из них свой стих. Сначала надо будет выбрать одну красную полоску. Это будет первая строчка нашего стихотворения. На красной полоске написано слово «Семья». Приклеим ее наверху, посередине листа. Затем мы выберем две зеленые полоски. На этих полосках слова, которые расскажут, какая у вас семья. Потом выберем три голубых полоски. На них слова, обозначающие, что делает семья. На желтых полосках пословицы, которые помогут нам сказать, что-то важное о семье. Их надо будет разместить на четвертой строчке.

    А самой последней мы выберем одну сиреневую полоску, с главным словом, которым можно заменить слово семья. Родители помогут вам прочитать и выбрать слова и пословицы.

    Дети, с помощью взрослых, выбирают понравившиеся им слова и поговорки и приклеивают их на свои листы, составляя стихотворение. Когда работа закончена, дети в подгруппах, вместе с родителями читаются свои стихи. Все работы выставляются на стенд.

    4.Заключительная часть.

    Логопед

    Вы придумали замечательные стихи и сделали очень красивые открытки.

    Наше занятие заканчивается, давайте попрощаемся с гостями.

    Дети, по очереди читают строчки стихотворения:

    Семья - это счастье, любовь и удача,

    Семья - это труд, друг о друге забота,

    Семья - это важно!

    Семья - это сложно!

    Но счастливо жить одному невозможно!

    Всегда будьте вместе, любовь берегите,

    Хотим, чтоб про нас говорили друзья:

    Какая хорошая Ваша семья!

    (М. Лангер «Семья - это счастье, любовь и удача»)

    Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Семья». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

    Тема: «Семья»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Программные задачи:

    Образовательная область «Речевое развитие»:

    1. Расширять активный и пассивный словарь детей по лексической теме «Семья» знакомство с членами семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя, внук, внучка, сын, дочь, их качествами, особенностями характера, занятиями).
    2. Упражнять в практическом употреблении категории Т.п. с предлогом -с, существительных с обобщающим значением.
    3. Закреплять умение образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Образовательная область «Познавательное развитие»:

    1. Формировать представления о составе семьи, знакомить с родственными связями в семье (брат, сестра, родители, бабушка, дедушка, сын, дочь, внук, внучка).
    2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

    Образовательная область «Физическое развитие»:

    Оборудование:

    • картинный материал по теме, семейные фотографии.

    Ход НОД

    1. Открытый вход в деятельность

    Назовите свое имя.

    2. Вводно — организационный

    Рассматривание семейных фотографий

    Дети находят на столе фотографию своей семьи.

    3. Мотивация на деятельность

    Сегодня я предлагаю вам поговорить о самых близких людях – о своей семье.

    4. Расширение имеющихся знаний

    Рассматривание сюжетной картинки.

    Посмотрите на картинку. Здесь нарисована семья. Помогите мне правильно назвать всех членов семьи.

    Вот …. (папа, мама, дочь, сын, бабушка, дедушка).

    Давайте придумаем имена для мальчика и девочки (Паша и Маша).

    Для мамы Маша дочь. Кто Маша для папы?

    А Паша кто для мамы?

    Как мама (папа) скажет о Маше (Паше)? Маша - моя ….

    Кто Паша для Маши? А Маша для Паши?

    У Маши и Паши есть бабушка и дедушка. А кто они для бабушки и дедушки?

    Как бабушка скажет о Маше (Паше)?

    Д/и «Кто что делает?»

    Детям предлагаются картинки с изображением членов семьи в действии. Педагог комментирует действия:

    Вот мама. Мама стоит.

    Вот папа. Папа сидит.

    Вот дедушка. Дедушка читает. И т. д.

    Затем дети отвечают на вопросы:

    Кто сидит?

    Кто играет?

    Кто читает? И т.д.

    5. Динамическая пауза

    «Солнышко и дождик»

    Когда светит солнышко (поднять его изображение), дети гуляют.

    Когда начинается дождик, дети прячутся в домики (приседают и над головой соединяют кончики пальцев рук - делают «крышу»).

    6. Знакомство с новым материалом

    Д/и «Назови ласково»

    Детям предлагается назвать членов семьи ласково:

    мама-мамочка
    папа-папочка
    бабушка-бабуля
    дедушка-дедуля
    сын-сынок
    дочь-дочка
    сестра-сестренка
    брат-братишка

    Д/и «С кем ты живешь»

    Каждый ребенок рассказывает, с кем он живет дома.

    Я живу с мамой и папой. И т.д.

    7. Практическая деятельность

    Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик…»

    Этот пальчик — дедушка, (поочередно загибать пальцы, начиная с большого)
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик — папа,
    Этот пальчик – мама,
    Этот пальчик – я.
    Вот и вся моя семья. (сжимать – разжимать кулачок)

    6. Открытый выход из деятельности

    Как назвать одним словом маму, папу, сына, дочь, бабушку, дедушку?

    Давайте каждый из вас нарисует свою семью.

    Бикмаева А.Н.,
    учитель-логопед

    Кириллова Ю., учитель-логопед .

    ТЕМА: “СЕМЬЯ”.

    Цель: - расширение и активизация словаря.
    Задачи: - формировать понятие семья;
    - употреблять предлоги в речи в, из;
    - учить образовывать существительные с уменьшительно-
    ласкательными суффиксами;
    - учить подбирать слова – антонимы;
    - развитие ориентировки на листе бумаги;
    - употреблять существительные в творительном падеже;
    - развивать мелкую моторику.

    Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч, картинки “Что куда”.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Назвать ласково своего соседа.
    Пальчиковая гимнастика.
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я.
    Это вся моя семья.

    2. Введение в тему.
    Семья – это родные люди, живущие рядом, в вашей квартире.
    С кем ты живешь?
    Сколько человек в твоей семье?
    Кто старше всех? Кто младше всех?
    Кто дети? Кто взрослые?

    3. Игра “Кто кем приходится?”
    Кто девочка для мамы? (дочка)
    Кто мальчик для мамы? (сын)
    Кто мальчик для девочки? (брат)
    Кто мама для папы? (жена)
    Кто девочка для дедушки? (внучка)
    Кто мальчик для бабушки? (внук)
    Кто мама для бабушки? (дочь)
    Кто папа для мамы? (муж)
    Кто папа для бабушки? (сын)

    4. Игра “Кто старше (младше)?”
    Кто старше девочка или мама?
    Кто младше мальчик или мама?
    Кто старше девочка или дедушка?
    Кто младше мальчик или бабушка?
    Кто старше мама или бабушка?

    5. Игра “Наоборот” (по картинкам).
    Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).


    6. Физкультминутка.
    Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,

    Игра “Рука, ухо, нос”.

    7. Игра “Что куда”. (по картинам )
    - Девочка положила мяч в коробку. Куда девочка положила мяч? (в коробку)
    - Где лежит мяч? (Мяч лежит в коробке.)
    - Девочка вынула мяч из коробки. Откуда девочка вынула мяч? (из коробки)

    Девочка положила ложку в чашку. Куда девочка положила ложку? (в
    чашку)
    - Где лежит ложка? (Ложка лежит в чашке.)
    - Девочка вынула ложку из чашки. Откуда девочка вынула ложку? (из
    чашки)

    - Девочка поставила цветы в вазу. Куда девочка поставила цветы? (в вазу)
    - Где стоят цветы? (Цветы стоят в вазе.)
    - Девочка вынула цветы из вазы. Откуда девочка вынула цветы? (из вазы)

    Девочка вошла в домик. Куда вошла девочка? (в домик)
    - Где сидит девочка? (Девочка сидит в доме.)
    - Девочка вышла из домика. Откуда вышла девочка? (из домика)

    Девочка убрала мишку в шкаф. Куда девочка убрала мишку? (в шкаф)
    - Где сидит мишка? (Мишка сидит в шкафу.)
    - Девочка достала мишку из шкафа. Откуда девочка достала мишку? (из шкафа)

    8. Игра “Кто чем действует”.(по картинкам )
    Мальчик ест ложкой. Папа пилит пилой.
    Девочка причесывается расчёской. Девочка копает лопатой.
    Мальчик ловит рыбу удочкой. Мама гладит утюгом.
    Девочка рисует карандашом.

    9. Выкладывание из геометрических фигур картинки “семья ”.

    10. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили.
    Что понравилось
    ?

    ТЕМА: “СЕМЬЯ”.

    Цель: - развитие связной речи.
    Задачи: - закрепить умение подбирать слова – антонимы;
    - закрепить понятия старше – младше;
    - учить употреблять в речи притяжательные прилагательные;
    - обучение пересказу;
    - развивать мелкую моторику, зрительную память.
    Оборудование: картина с изображением членов семьи, мяч.
    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Пальчиковая гимнастика .
    Этот пальчик – дедушка,
    Этот пальчик – бабушка,
    Этот пальчик – папочка,
    Этот пальчик – мамочка,
    Этот пальчик – я.
    Это вся моя семья.

    2. Игра “Кто старше (младше)?”(составление предложений с союзом а) Кто старше девочка или мама? Мама старше, а дочка младше. Кто младше мальчик или мама? Мальчик младше, а мама старше.
    Кто старше девочка или дедушка? Дедушка старше, а девочка младше.
    Кто младше мальчик или бабушка? Мальчик младше, а бабушка старше.
    Кто старше мама или бабушка? Бабушка старше, а мама младше.

    3.Игра “Запомни и скажи” (по картине)
    Внимательно посмотреть на картину 2-3 минуты. Картину убираем.
    Сколько человек на картине? (5)
    Где сидят дети? (на полу, у стола)
    Чем играют дети? (кубиками)
    Что висит на стене? (картина)
    Что делает бабушка? ()
    Что у мамы в руках? ()
    У папы усы или борода? ()

    4. Игра “Чей, чья, чьё, чьи”.
    Бабушка носит халат. Халат чей? (бабушкин)
    Папа носит галстук. Галстук чей? (папин)
    У мамы есть шарф. Шарф чей? (мамин)
    У Пети есть мяч. Мяч чей? (Петин)
    Дедушка носит рубашку. Рубашка чья? (дедушкина)
    Мама носит шляпу. Шляпа чья? (мамина)
    Таня носит платье. Платье чьё? (Танино)
    Папа надел пальто. Пальто чьё? (папино)
    Дедушка надел ботинки. Ботинки чьи? (дедушкины)
    Мама надела сапоги. Сапоги чьи? (мамины)

    5. Физкультминутка.
    Левой ручкой – по плечу, правой ручкой – покручу,
    На носочки и на пятки, вот и кончилась зарядка.
    Игра “Рука, ухо, нос”.
    Игра “Наоборот”(с мячом)
    Мальчик полный – (мальчик худой). Сильный – (слабый).
    Человек больной – (здоровый). Пожилой – (молодой).
    Веселый - (грустный). Старший – (младший).
    Толстый – (тонкий). Высокий – (низкий).
    Взрослая – (маленькая). Добрый – (злой).

    6. Пересказ рассказа “Как Маша стала большой” (Е. Пермяк)
    Маленькая Маша очень хотела вырасти. А как это сделать, она не знала. Пыталась она и в маминых туфлях ходить. И волосы как у тети Клавы зачесывала. И бусы надевала на шею. И часы пыталась носить.
    Ничего не получалось. Все смеялись над ней да шутили.
    Вздумала Маша пол подметать. И подмела. Даже мама удивилась.
    А когда Маша вымыла посуду, тогда и отец удивился и за столом сказал:
    - Мы и не заметили, как Маша выросла. И не только пол метет, но и посуду моет.
    Стали маленькую Машу называть большой.
    1 – чтение
    2 – ответы на вопросы по тексту
    3 – повторное чтение
    4 – пересказы детей.
    7. Итог занятия. Вспомнить о чём говорили. Чей рассказ понравился
    больше всего?

    Организация: МБДОУ № 273

    Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

    Цель: воспитать любовь и уважения к родным и близким.

    Задачи:
    Коррекционно-образовательные:
    -
    активизировать словарь по теме «Семья».
    - совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
    - продолжать формировать умение вести координированный диалог между логопедом и ребёнком;

    Коррекционно-развивающие :
    - учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами от имен собственных;
    - закреплять умение составлять рассказ-описание;
    - закреплять умение подбирать прилагательные к словам дедушка, бабушка;
    - закреплять умение отгадывать загадки;
    - закреплять умение дифференцировать звуки по мягкости твердости;
    - развивать слуховое внимание;
    - развивать навыки звуко – буквенного анализа;
    - развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию движений.

    Коррекционно-воспитательные:
    - воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
    - формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
    - воспитывать желание заботиться о близких.

    Оборудование: зеркала, куклы бабушка и дедушка, игрушка плюшевое сердце, разные картинки со звуками «М» и «Мь», фотографии у каждого ребенка своих бабушек и дедушек, бумажные сердечки по количеству детей, звуки в виде разноцветных кружков.

    Ход занятия:
    1.Организационный момент:
    Объявление темы. Создание эмоционально положительного фона.

    Дети стоят в кругу:
    Собрались все дети в круг.
    Я – твой друг, и ты – мой друг.
    Крепко за руки возьмёмся
    И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу). В руках логопеда игрушка-плюшевое сердце.
    Давайте познакомимся, Я – Анастасия Игоревна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Сонечка, Илюша...). Дети передают из рук в руки игрушку и садятся на свои подушки.
    - А кто вас так ласково называет? (ответы детей)

    2. Артикуляционная гимнастика

    Мама испекла блинчики:
    Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
    Мама испекла пирожки с разной начинкой:
    Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык - «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами- «пирожок с брусникой».

    3. Развитие мелкой моторики
    Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.

    Знаю я, что у меня
    Дома дружная семья:
    Это - мама,
    Это - я,
    Это - бабушка моя,
    Это - папа,
    Это - дед.
    И у нас разлада нет.

    4.Игра «Угадай загадки»

    Сегодня я хочу загадать Вам загадки:

    Он трудился не от скуки,
    У него в мозолях руки,
    А теперь он стар и сед -
    Мой родной, любимый... (дед) появляется кукла би-ба-бо дедушка Миша.

    Подбор прилагательных к слову дед «КАКОЙ?» (старый, седой, любимый, пожилой, сильный, добрый и т.д.)

    У кого из вас есть дедушка? (ответы детей)
    -Ты кто для дедушки? (внук, внучка)

    Кто любить не устает,
    Пироги для нас печет,
    Вкусные оладушки?
    Это наша... (бабушка) появляется кукла би-ба-бо бабушка Маша.

    Подбор прилагательных к слову бабушка «КАКАЯ?» (Добрая, старая, веселая, любимая, и т.д.)

    5 .Беседа с детьми о дедушке и бабушке, о празднике пожилых людей.

    У кого из вас есть бабушка? (ответы детей)
    -Ты кто для бабушки? (внук, внучка)
    -Давайте подумаем все вместе, а какой праздник мы отмечаем 1 октября? (день пожилых людей)
    -А что значит пожилой человек? (ответы детей)
    -Пожилой – это значит, что немало лет прожито, выросли дети, подрастают внуки.
    Да, этот праздник мы отмечаем осенью, ведь осень – самое красивое и щедрое время года, она, как добрая и заботливая бабушка: накормит, напоит, приласкает.
    Октябрь - дождливый месяц в ожидание снега
    Итог труда, любви, веселых летних дней
    В знак преклонения перед жизнью человека
    Нам дарит праздник пожилых людей.

    6 .Игра: «Разложи картинки по звукам-Маше или Мише?»

    Сегодня к нам в гости пришли дедушка Миша и бабушка Маша, у них тоже есть внуки и внучки. Они очень любят своих бабушку и дедушку и на праздник подарили им очень много рисунков.

    Только дедушка Миша и бабушка Маша не знают, кому из них внуки подарили рисунки. Давайте поможем им.
    «Маше или Мише»(картинки со звуком М отдаем Маше, со звуком Мь Мише).

    7. Физминутка «Бабушка кисель варила»

    Бабушка кисель варила (правая рука «помешивает кисель»).
    На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)).

    В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку).

    Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь).

    Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга).

    Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (скрещенные ладони помахивают, как крылья).

    Бабушкин кисель разлил, (руками несколько раз ударить по бокам).

    У старушечки на горушечке (вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить).

    Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку).
    «Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы»).

    Чтоб ты стала весела, (указательный палец правой руки «грозит бабушке»).

    Мы наварим киселя (правая рука снова «помешивает кисель»).

    Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны).

    8. Составление рассказа-описания о своих Дедушках и Бабушках, по фотографиям, вклеивание фотографий дедушки и бабушки в семейный альбом.

    А сейчас давайте сядем на стульчики (дети садятся за столы).
    У вас на столах лежат фотографии ваших дедушек и бабушек, нам очень интересно, какие они. Расскажи о бабушке/дедушке.(Дети составляют рассказ-описание про дедушку/бабушку).

    Сегодня мы с вами продолжим составлять фотографию для семейного альбома.
    -Как вы думаете, кого мы наклеим на нашу фотографию? (бабушку, дедушку)
    (дети выбирают из силуэтов бабушку, дедушку и наклеивают их на лист)

    9.Составление из звуков слово Дедушка и Бабушка.

    Давайте составим из звуков слово БАБУШКА и ДЕДУШКА (дети составляют слова из синих, красных и зеленых кружков).

    10.Итог занятия. (оценка работы детей)

    Логопед предлагает детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие задания было интересно выполнять. Затем положительно оценивается работа каждого ребенка.
    -Посмотрите ка ребята, что находится в карманчике у нашего плюшевого сердца? (из карманчика достаю бумажные сердечки).
    -А как вы думаете, кому мы подарим эти сердечки? (Бабушкам и дедушкам)
    -Давайте нарисуем на этих сердцах улыбку, хорошее настроение. Можете нашептать на это сердечко, самые ласковые и добрые слова, которые вы говорите своим бабушкам и дедушкам.
    (Дети рисуют улыбки, говорят шепотом добрые, ласковые слова и дарят их бабушкам и дедушкам).

    Список использованной литературы:

    1. Логопедические игры и задания: Учебно-методическое пособие. Быстрова Г 2008 г.
    2. Логопедическая гимнастика. Буденная Т. В. СПБ,2001г.
    3. Логопедические игры. Скворцова. 2015г.
    Похожие публикации