Формы и виды дополнительного образования. Дополнительное профессиональное образование. Всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном духовно-нравственном, физическом совершенствовании в процессе дополнительного образ

Федеральный Закон «Об образовании РФ»: «Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности».


В Гимназии 1576 работает Центр дополнительного образования. В нашем центре множество кружков и секций (234 группы), направленных на развитие интеллектуальных, творческих и физических способностей детей. Мы стремимся сделать базовое и дополнительное образование детей взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития каждого ребенка. Обучение проводится профессиональными педагогами во второй половине дня в кабинетах и спортивных залах гимназии. Занятия рассчитаны на разные возрастные группы: дошкольников, младших школьников, подростков.


Для дошкольников проходят интересные развивающие занятия, соединяющие элементы игры с элементами учебного процесса. Для младших школьников организовано большое количество развивающих и обучающих занятий по математике, русскому, английскому и итальянскому языкам, спортивные секции и танцевальные кружки, студия «азбука театра», шахматы. Школьный психолог проводит индивидуальные занятия «Психокоррекция трудностей обучения».


Для детей старше 9 лет: Преподаватели гимназии по специально разработанным программам проводят интересные дополнительные занятия по русскому и иностранным языкам, литературе, физике, математике, географии,информатике, биологии. Подготовка к олимпиадам. Занятия по изучению материала повышенной сложности по учебным предметам. «Интернетведение»,»Мультимедийные технологии», «Юный программист», «Обычная физика необычных предметов» и др. «Открытая школа 5 занятия с использованием дистанционных технологий обучения учащихся 5-7 классов по математике, русскому языку и английскому языку. Занятия проводятся в августе. Гармоничное развитие интеллектуальных способностей учащихся 9, 11 классов. Индивидуальные и групповые занятия по математике, физике, информатике, русскому языку и другим предметам. «Успешный старшеклассник». Занятия с использованием мониторинга индивидуальных образовательных знаний обучающихся 4-8 классов. Иностранные языки: немецкий, итальянский, французский языки для начинающих и совершенствующих свои знания подготовка к международным экзаменам. Занятия сопровождаются поездками в Австрию, Италию и Францию для закрепления и практического применения знаний. Танцы: постановочные танцы, ирландские танцы, бальные танцы - группы разного возраста и уровня подготовки. Сопровождаются занятия выступлениями на концертах и конкурсах. Спорт: секция каратэ, волейбол, баскетбол, футбол, спортивное ориентирование. Ребята участвуют в соревнованиях Индивидуальные консультации психолога, тренинги по коррекции детско-родительских отношений.









Главная линия занятий курса «Постановочные танцы» заключается в творческой самореализации ребенка. Она дает воспитанникам возможность избрать свободный путь познания хореографического искусства. По каждому году обучения для воспитанников предусмотрены творческие задания, что развивает их инициативу и творчество. Занятия решают и такие задачи как постановка спины, правильная координация движений, ритмичность и плавность движений, растяжка. Работают 2 группы в начальной и средней школе.


Дополнительное образование Добро пожаловать в студию ирландского танца «Айрин»! Современные ирландские танцы – это уникальное сочетание танцевальных традиций Ирландии и элементов классической хореографии. В студии «Айрин» можно овладеть техникой сольных и групповых танцев – от простых до самых виртуозных. Благодаря занятиям дети научатся лучше управлять своим телом, приобретете прекрасную осанку, грацию и, конечно, отличное настроение. Руководитель студии – призер чемпионатов Европы и участница мировых чемпионатов Лебедева Ирина.


Наши ученики, как дети, так и взрослые, – призеры многих российских и международных соревнований. Студия «Айрин» на международном Чемпионате по ирландским танцам в Санкт-Петербурге показала отличные результаты! Наши маленькие начинающие танцоры первый раз участвовали в серьезных соревнованиях. Дополнительное образование


Карате стиля Киокусинкай В гимназии работают младшая (дети от 8 до 12 лет) и старшая группы (старше 12 лет) обучения каратэ. Набор осуществляется в течение года как для новичков, так и для продолжающих изучение этого боевого искусства. Тренировки проводит обладатель чёрного пояса первого дана, кандидат в мастера спорта, многократный призёр региональных и всероссийских турниров Сысовский Алексей Николаевич, педагогический стаж более 6 лет. Тренировки проходят 2 раза в неделю по вторникам и четвергам в большом спортивном зале гимназии Дополнительное образование


Спортивно-танцевальный клуб «ТанцFM» Спортивные бальные танцы один из самых красивых и захватывающих видов спорта и танцевального искусства. Начинать заниматься ими можно практически с любого возраста: от самого юного до самого уважаемого. Танцы хороши тем, что не требуют форсированных нагрузок: организм начинающего танцора постепенно привыкает к более усложняющимся задачам, которые возникают на тренировках. Танцы прекрасно развивают координацию движений, способствуют развитию хорошей осанки и красивой походки, укрепляют дыхательную систему. Занятия проводятся по адресу: у л.Михалковская 14 Тренер - Кунгурова Валерия Владимировна.


В настоящее время идет запись в группы дополнительного образования учебного года! Спешите записаться! Адрес сайта: Телефон: (495) Ждем всех желающих на наших занятиях! Дополнительное образование

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства.

Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Рэйки Единая система дополнительного воспитания и образования Человека, в процессе которого можно обучиться (Обучить Себя) основам Здравого и Здорового Образа Жизни (сокращённое определение).

Рэйки – Единая система обучения, метод, включающий в себя набор способов, подходов и приёмов использования Человеком ресурсов саморегуляции своего организма, направленных на восстановление и укрепление его Духа, развитие Души, восстановление и поддержание своего Здравия и Здоровья на всех уровнях и планах.

РЭЙКИ - Первичная, единая, изначальная, божественная (ПриРодная) энергия (ПРА-ЭНЕРГИЯ) созидания и гармонии. В дословном переводе с японского языка обозначает: Энергия Духа, в более расширенном варианте – Универсальная энергия жизни; основа Рэйки. Основным и единственным источником этой энергии является ПРИРОДА.

Практика Рэйки – это практика на основе дополнительного образования Рэйки, в виде единства методов системы Рэйки (включая методики, способы, приёмы и технологии) по оценке и использованию ресурсов саморегуляции организма при помощи энергии РЭЙКИ, направленных на улучшение физического, психологического (душевного) и энергетического (духовного) его состояния, повышение уровня здравия и здоровья; деятельность Практикующего Рэйки (Практика Рэйки) и профессиональная деятельность ИП - Практикующего Рэйки.

Практикующий Рэйки (Практик Рэйки) физическое лицо, Ученик, прошедший обучение по системе Рэйки, имеющий документ об образовании по практике Рэйки и занимающийся Практикой Рэйки.

ИП - Практикующий Рэйки – Практикующий Рэйки (Практик Рэйки), официально зарегистрированный в качестве Индивидуального Предпринимателя и занимающийся профессиональным оказанием услуг другим людям в форме Практики Рэйки для решения широкого круга вопросов.

Сеанс Рэйки – индивидуальный временной промежуток целесообразного и целенаправленного взаимодействия Практика Рэйки и/или ИП - Практикующего Рэйки (или Практика Рэйки и/или ИП - Практикующего Рэйки и его Клиента) с энергией РЭЙКИ; помощь в Обучении Человека правильным действиям на Пути своего духовного развития и совершенствования; постоянный учебный процесс дополнительного образования себя и тех людей, которые к этому дополнительному образованию стремятся и готовы; индивидуальный, неповторимый, многоуровневый Урок дополнительного образования взрослых и детей.

Основным Законом, который регламентирует образовательную деятельность в Российской Федерации, а значит, которым и должны руководствоваться Практики Рэйки и ИП - Практикующие Рэйки (в особенности – Мастера – Учителя Рэйки), является Федеральный Закон «Об образовании в РФ».

  • Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
  • 1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).

Начнём с основных понятий, которыми будем пользоваться в пояснениях норм и правил данного Закона:

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

    4) уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

  • 5) квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

  • 9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов;
  • 15) обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.


  • 20) организации, осуществляющие образовательную деятельность, - образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

    1. В Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.

Это же право закреплено и в Конституции РФ.

    Глава 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

    Статья 10. Структура системы образования

    2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

    6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

    Статья 12. Образовательные программы.

    1. Образовательные программы определяют содержание образования. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

    2. В Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

    4. К дополнительным образовательным программам относятся:

    1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

    5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Практика Рэйки по данной классификации относится к системам дополнительного образования взрослых и детей, образовательные программы по практике Рэйки – к дополнительным общеразвивающим программам.

Очень важным моментом является то, что каждая Школа Рэйки/ИП - Практикующий Рэйки/Практик Рэйки вправе и обязан самостоятельно разрабатывать, и утверждать общеразвивающие дополнительные программы, по которым он будет вести обучение Практике Рэйки взрослых и детей. Никто не вправе вмешиваться в этот процесс, диктовать какие-либо условия, ставить определённые рамки, вносить корректировку и правку… в общем, любым путём и способом без согласия на то ИП - Практикующего Рэйки и/или Практика Рэйки вмешиваться в его образовательную деятельность.

    Статья 13. Общие требования к реализации образовательных программ.

    1. Образовательные программы реализуются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

    2. При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Некоторые ИП - Практикующие Рэйки проводят обучение практике Рэйки дистанционно. И это возможно и правильно со всех точек зрения, как с законодательной, так и с точки зрения правил передачи Знаний в системе Рэйки. Обучение практике Рэйки проводится двумя основными путями: через посвящение (инициации) – передачу Знаний и через практику – обучение практике использования полученных и переданных Знаний и дополнительную передачу Знаний о практике Рэйки. При дистанционной форме обучения необходимо уделить достаточное внимание второму пути обучения системе Рэйки, ибо без необходимого дополнительного обучения применению полученных знаний на практике обучение будет неполным, и уровень практикующего Рэйки не будет соответствовать тому уровню, о котором говорится в его Документе об обучении.

    Глава 3. ЛИЦА, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Статья 21. Образовательная деятельность

    1. Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

    Статья 60. Документы об образовании и (или) о квалификации. Документы об обучении.

    15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.

Именно согласно этой статье Закона ИП - Практикующий Рэйки, обучающий Учеников Практике Рэйки, вправе выдавать им документ. Вопрос только: какой именно? Ответ тоже есть в п.15 этой статьи Закона, а именно – только Документ о прохождении обучения. Оптимальной формой такого документа является Сертификат (Сертификат прохождения обучения ступени Рэйки), в крайнем случае – Свидетельство (Свидетельство о прохождении обучения ступени Рэйки). Выдавать документ о квалификации по дополнительному образованию нельзя, равно и как Документ об образовании (Диплом), ибо обучение дополнительному образованию не предусматривает итоговую аттестацию Ученика и присвоение ему какой-либо категории, квалификации, уровня и т.п. Другими словами – выдать Диплом Мастера Рэйки будет неправильно по закону, можно выдать только сертификат/свидетельство того, что Ученик прошёл обучение по ступени (уровню) Мастера Рэйки. Нюанс небольшой, но очень важный.

    Глава 10. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Статья 75. Дополнительное образование детей и взрослых

    1. Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

    3. К освоению дополнительных общеобразовательных программ допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы.

Из вышенаписанного ясно, что ИП - Практикующий Рэйки сам вправе и обязан решать не только то, что будут содержать те общеразвивающие программы, по которым он будет обучать людей Практике Рэйки, но и сроки освоения той или иной программы. Т.е. – программы обучения Практике Рэйки обычно делятся на определённые уровни (ступени) Практики Рэйки. Когда, кому, в какие сроки проходить обучение по той или иной ступени решает сам ИП - Практикующий Рэйки, исходя из своего личного опыта. Он абсолютно вправе отказать любому Ученику в любое время в обучении практике Рэйки… без объяснения причин.

    Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации.

    1. В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

Практиковать Рэйки в отрыве от своей культуры, менталитета, национальных духовно-нравственных основ, родных и народных ценностей, на наш взгляд, не представляется возможным. Именно поэтому, к примеру, мы в нашей Школе Рэйки Линии Рэйки Усуи Шики Риохо русской традиции составили образовательные программы таким образом, что в них есть два основных, единых по сути, обучающих начала: специальное обучение Практике Рэйки и общее обучение основам культурного Здравого и Здорового Образа жизни.

Руководствуясь ст. 87 настоящего Закона мы включаем в свои общеобразовательные программы учебные предметы, дисциплины, а иногда и целые курсы, направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий и культур народов Нашего Мiра. Рекомендуем это делать и всем остальным Школам Рэйки/ Кругам Мастеров Рэйки/ИП - Практикующим Рэйки и Практикам Рэйки, а для этого, естественно, необходимо повышать и самим Практикующим Рэйки свой уровень общего образования и/или пользоваться возможностью пригласить необходимых ведающих людей со стороны, дабы дать возможность своим Ученикам получить всестороннее дополнительное образование, а не только специальные навыки и умения системы Рэйки.

    Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности.

    1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

    2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Очень важный момент. В п. 2 данного Закона чётко определён порядок, по которому ИП Практикующий Рэйки, проводящий обучение самостоятельно, может действовать без оформления лицензии на свою образовательную деятельность. Никто не вправе эту лицензию у него требовать, в том числе и органы государственной власти и всевозможные представители других направлений и учреждений (редакции, арендодатели, средства массовой информации, сами обучающиеся и т.д.).

Привлечение других преподавателей, с которыми официально заключён трудовой договор или они официально приняты к ИП на работу, влечёт за собой необходимость получения отдельной лицензии на каждый вид образовательной деятельности, которым ИП со своими работниками собирается заниматься. Равно, как и любая другая образовательная деятельностью любого юридического лица, любой юридической формы, требует оформления соответствующей лицензии.

Каждый ИП - Практикующий Рэйки (Мастер – Учитель Рэйки), хочет он этого или нет, является основателем своей Школы Рэйки. Начинающим ИП - Практикующим Рэйки следующая информация может пока не понадобиться, а вот тем, у кого уже сформирован свой Круг Учеников, есть сформированные образовательные программы, и процесс обучения является последовательным, следующая информация будет очень даже кстати.

Итак, как правильно оформить деятельность своей Школы Рэйки:

  1. Выбираем юридическую форму деятельности. (На начальном этапе наиболее оптимальный вариант – Индивидуальный Предприниматель).
  2. По мере становления Школы регистрируем Некоммерческую Организацию, согласно Закону о НКО в РФ выбираем
    Вид организации: Некоммерческая организация
    Форма организации: Частное Учреждение
  3. Перед этим необходимо утвердить основной учредительный документ: Устав.
  4. При этом необходимо правильно написать название своей некоммерческой организации: Полное название (к примеру) – Частное учреждение дополнительного образования Школа Рэйки «Истокъ». Самое интересное, что сокращённое название будет звучать так (к примеру): ЧУДО Школа Рэйки «Истокъ». Отметим также, что при выборе данной формы необходимо будет получить лицензию на образовательную деятельность.

Чудесны и чудны законотворческие дела бывают, однако… По Закону Школа Рэйки может стать и быть ЧУДОМ…. Чего всем Практикующим Рэйки и желаем…

Рассмотрим основные виды дополнительного образования, которые актуальны в экономической и социальной ситуации, сложившейся в настоящее время в стране.

В эпоху технических инноваций, возрастающей конкуренции появляется необходимость снова подтверждать свою профессиональную пригодность.

Именно поэтому существенное значение приобретает дополнительное профессиональное образование. Оно позволяет специалистам увеличивать уровень профессионализма, приобрести новые умения и знания, которые дают право работать в новой области.

Теоретические аспекты

Дополнительное профессиональное образование представляет собой одну из форм последипломного образования. Адресовано он тем людям, которые уже владеют первым базовым средним либо высшим образованием.

Дополнительное профессиональное образование является организованным и устойчивым процессом приобретения новых умений, навыков, знаний, которые позволяют человеку в полной мере развить и реализовать себя, самоопределиться профессионально, социально, личностно.

Данный процесс имеет высокую степень гибкости. Современное дополнительное образование адаптируется под потребности целевой аудитории, оно самостоятельно в отборе методов, форм, средств обучения. Появляется возможность сочетания высокого уровня мотивации обучения с результативными методами профессионального и личностного обучения.

Виды ДПО

Рассмотрим основные виды дополнительного образования:

  • профессиональная переподготовка, которая подразумевает выдачу государственного диплома;
  • кратковременное повышение квалификации с получением удостоверения по программам в объеме 72-100 академических часов, а также свидетельства о переквалификации по программам 100-500 часов;
  • курсы, семинары, тренинги, мастер-классы, предполагающие выдачу сертификата.

Все виды дополнительного образования связаны с получением дополнительной информации по образовательным программам, которые предусматривают изучение конкретных дисциплин, отделов науки, технологий, которые нужны для качественного выполнения новых квалификационных требований.

Особенности образовательного процесса

Разнообразные формы дополнительного образования разработаны в Минобразования страны в виде удобного, быстрого, недорогого варианта получения второго образования, освоения новой специальности.

Они существенно отличаются от второго высшего по срокам обучения. Курсы дополнительного образования предполагают незначительный срок обучения, они наполнены конкретными предметами, приближенными к практике, они существенно ниже по стоимости.

После завершения курса можно рассчитывать на диплом государственного образца о профессиональной переподготовке, который придает его обладателю большую конкурентоспособность на современном рынке труда.

Свойство данного документа таково, что дополнительная специальность является равноправной с основной специальностью, дает право заниматься конкретным видом деятельности.

Варианты обучения

Повышение квалификации является вариантом профессионального обучения специалистов, предназначением которого является рассмотрение слушателями передового опыта для продвижения по карьерной лестнице.

Рассмотрим виды дополнительного образования:

  • краткосрочное, продолжительность которого не превышает 72 часов;
  • проблемные либо теоретические семинары в диапазоне 72-100 часов;
  • длительное обучение (от 100 часов).

Завершение ДПО

Слушатели, которые успешно завершают курс, могут рассчитывать на получение одного из следующих вариантов документов государственного образца:

  • для лиц, которые прошли краткосрочное обучение либо участвовали в работе проблемных и тематических семинаров в объеме 72-100 часов;
  • свидетельство о повышении квалификации для лиц, которые прошли обучение, рассчитанное на 72-100 часов.

Специфика семинаров и тренингов

Курсы дополнительного образования предполагают активную и интенсивную форму обучения. В семинарах и тренингах принимают участие взрослые люди, которые нацелены на практическое освоение приемов применения определенной технологии. Эта форма отличается активностью участников занятий, максимальное внимание уделяется приобретению практических навыков.

На семинарах и тренингах процесс обучения осуществляется в режиме конкретных действий, анализа приобретенного опыта, обратной связи от слушателей, что позволяет анализировать свои стратегии и методы с иными людьми, вынести определенные уроки.

Интеллектуальная и умственная подпитка знаний, дающая толчок разным идеям, повысит профессиональный уровень.

В рамках семинаров и тренингов используются технологии дополнительного образования, которые позволяют слушателям в полной мере овладевать способами мышления и моделями поведения, знакомиться с инновациями в разных профессиональных сферах, раскрывать внутренние ресурсы, обмениваться опытом.

Проводят мастер-классы эксперты, которые являются специалистами в конкретной сфере. Они способны не только делиться опытом, но и помогать слушателям искать пути устранения возникающих ошибок. Мастер-класс завершается выдачей сертификатов всем его участникам. Та социокультурная ситуация, которая сложилась в настоящее время в нашей стране, отличается информационной насыщенностью, различными образовательными возможностями для разных слоев населения, включая и традиционное дополнительное образование.

Дополнительное образование детей

В настоящее время функционируют разнообразные виды учреждений дополнительного образования, предназначенные для развития и воспитания детей дошкольного и школьного возраста.

Помимо обучения в школе, дети могут посещать разнообразные секции и кружки, предлагаемые в МЦДО. Это бюджетное дополнительное образование предоставляет детям бесплатную возможность для развития, самосовершенствования. В любом городе России функционируют такие центры, в рамках которых ребята учатся хореографии, сценическому искусству, осваивают технологию вязания и шитья.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования способствует повышению культурного и образовательного уровня человека, позволяет углубить знания детей в конкретной сфере.

В последнее время популярностью пользуется профессиональное непрерывное образование: школа - вуз - послевузовская подготовка - последипломное обучение. Подобная схема достигается с помощью инструментов, которыми располагает сфера дополнительного образования.

Преимущества

Отличительной чертой дополнительного образования является тот факт, что те учреждения, которые предлагают гражданам нашей страны повышать профессиональный уровень, используют учебные курсы, объем которых не превышает 1000 часов.

Это является отличным стартом для экономического и профессионального роста молодого поколения, которое еще не определилось с основной специальностью.

Ответственность ДОУ

Помимо образовательных услуг, организации, которые предоставляют услуги дополнительного обучения, отвечают за:

  • патриотическое, духовное, трудовое воспитание подрастающего поколения;
  • профессиональную ориентацию подростков;
  • формирование творческого потенциала детей;
  • организацию внеурочной деятельности школьников;
  • переподготовку, повышение квалификации, стажировку специалистов;
  • приобретение новых знаний, развитие профессионализма в конкретной сфере деятельности.

Формы обучения

В настоящее время в России дополнительное образование существует в следующих формах:

  • очной (дневной, вечерней, в рамках выходного дня);
  • дистанционной;
  • заочной.

Творческие объединения. Данные организации создают для индивидуального личностного роста, развития детей, формирования в них моральных и духовных ценностей. Дети объединяются по интересам в группы, обучаются по специальной программе. Например, в рамках государственных школ создаются исследовательские клубы. Ребята, посещая занятия, получают теоретические знания, необходимые для осуществления исследовательской и проектной деятельности, проводят практические опыты и эксперименты, оформляют их, представляют результаты на исследовательских конференциях.

Воскресный лекторий предполагает проведение обзорной беседы по конкретной проблематике. Аудитория на лекции может быть разнообразной - от первоклассников до людей преклонного возраста.

Семинар предполагает форму учебных и практических занятий, в ходе которых обсуждают сообщения и доклады, подготовленные специалистами.

Конференции являются запланированными заранее представителями одного учебного заведения, встречи, направленные на обсуждение определенного вопроса. В настоящее время существуют различные виды конференций:

  • видеоконференция;
  • онлайн;
  • бизнес-конференция;
  • пресс-конференция;
  • эхо-конференция;
  • селекторное совещание.

Структуры дополнительного образования в рамках ОУ

Среди элементов выделяют творческие лаборатории, факультативы, научные центры, ассоциации, хобби-центры.

Подобная модель интересна тем, что все группы функционируют на базе обычной общеобразовательной школы. В творческих экспедициях, исследовательских лабораториях, секциях по интересам принимают активное участие не только школьники, но и их наставники, родители.

Заключение

В рамках оптимизации центры дополнительного образования стали объединять с обычными школами, библиотеками, краеведческими музеями. К чему приводит подобный симбиоз? Он становится взаимовыгодным для всех структурных подразделений, которые включаются в «образовательный холдинг». Создается мощная инфраструктура, что способствует формированию отличной кадровой и материальной базы.

С помощью дополнительных образовательных программ в отечественной педагогике осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребенку.

ДПО с каждым годом становится все более востребованным, так как оно помогает сотрудникам соответствовать запросам работодателя.

Благодаря ему можно улучшить свои профессиональные знания и навыки, получить новую квалификацию. Подобное обучение доступно и тем, у кого уже есть образование, и студентам, и школьникам. В некоторых профессиях есть профессиональные стандарты, к примеру, у педагогов дополнительного образования.

Государственное бюджетное учреждение

Профессиональная образовательная организация

«Астраханский базовый медицинский колледж»

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Астрахань – 2017 г.

Определение основных понятий

Дополнительное образование – это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 01.01.2001 г. «Об образовании в Российской Федерации» (далее – 273-ФЗ), гл.1, ст. 2, п. 14).

Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей. Цель – выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности, их профессиональная ориентация (273-ФЗ, гл.2, ст.12, п.4; Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 000 «Об утверждении порядка…»).

Структура дополнительной общеобразовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа должна включать следующие структурные элементы:

1. Титульный лист

2. Пояснительная записка

4. Учебно-тематический план

5. Формы контроля и оценочные материалы

6. Организационно-педагогические условия реализации программы

7. Список литературы

8. Приложение «Календарно-тематический план»

Титульный лист программы

Титульный лист своеобразная « » дополнительной общеобразовательной программы. Поэтому здесь указывается самая основная информация о программе, а именно:

  • наименование образовательной организации;
  • где, когда и кем утверждена программа;
  • название дополнительной общеобразовательной программы. Оно должно быть коротким, ёмким, привлекательным, а главное – отражать содержание программы («Русский язык для медиков», «Говорим правильно», «Пифагор», «Уроки Web-мастерства», «Занимательная биология» и т.п.);
  • возраст обучающихся, на которых рассчитана программа;
  • срок реализации дополнительной общеобразовательной программы;
  • Ф.И.О., должность автора (авторов) дополнительной общеобразова­тельной программы;
  • название города, населенного пункта, в котором реализуется дополнительная общеобразовательная программа;
  • год разработки программы.

Пояснительная записка

Пояснительную записку нужно начинать с введения – краткой характеристики предмета, его значимости и педагогического обоснования дополнительной общеобразовательной программы.

В необходимо раскрыть следующие разделы:

  • направленность дополнительной общеобразовательной программы;
  • уровень освоения программы;
  • актуальность и педагогическую целесообразность программы;
  • отличительные особенности данной программы;
  • цель и задачи дополнительной общеобразовательной программы;
  • категория обучающихся;
  • срок реализации программы и общее количество часов;
  • формы организации образовательной деятельности и режим занятий;
  • планируемые результаты освоения программы.

Направленность программы указывается в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»:

  • техническая;
  • естественнонаучная;
  • физкультурно-спортивная;
  • художественная;
  • туристско-краеведческая;
  • социально-педагогическая.

Уровень усвоения программы может быть базовый и углубленный.

Новизна программы. Обосновывается необходимость разработки и внедрения программы, отмечаются достоинства программы, отличительные особенности данной программы от подобных, ее оригинальность, педагогические возможности.

Вопросы-ориентиры:

  • Какова причина, побудившая создать программу?
  • Что отличает Вашу идею от других?
  • Чем обосновывается новизна и актуальность для страны, конкретного региона, учреждения?

Новизна дополнительной общеобразовательной программы предполагает:

  • новое решение проблем ;
  • новые методики преподавания;
  • новые педагогические технологии в проведении занятий;
  • нововведения в формах диагностики и подведения итогов реализации программы и т.д.

Актуальность программы состоит в том, чтобы отвечать потребностям обучающихся и их родителей, быть ориентированной на эффективное решение актуальных проблем ребенка и соответствовать общества. В этом пункте необходимо ответить на вопрос: «Почему данный является актуальным, то есть важным, современным и злободневным в настоящее время?».

Актуальность может базироваться на:

  • анализе социальных проблем,
  • материалах научных исследований,
  • анализе педагогического опыта,
  • анализе спроса студентов и их родителей,
  • современных требованиях модернизации системы образования,
  • потенциале образовательной организации;
  • социальном заказе муниципального здравоохранения и других факторах.

Педагогическая целесообразность подчеркивает прагматическую важность взаимосвязи выстроенной системы процессов обучения, развития, воспитания и их обеспечения. В этом разделе необходимо ответить на вопрос: «Чем данный вид деятельности полезен для развития студента?»

При ответе на вопрос нужно дать аргументированное обоснование педагогических действий в рамках организации и реализации дополнительной общеобразовательной программы, конкретно выбранных форм, методов и средств образовательной деятельности (в соответствии с поставленными целями и задачами).

Отличительные особенности программы от уже существующих программ. Необходимо дать ссылки на программы, которые использовались при разработке данной. Здесь же надо рассказать о том, чем данная программа отличается от указанных выше (по методике, по нормативам, формам и т.д.).

Цель программы – предполагаемый результат образовательного процесса, к которому должны быть направлены все усилия преподавателя и студентов, это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть. Это обобщённый планируемый результат, на который направлено обучение по программе.

Целью и задачами дополнительных общеобразовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития студентов.

Цель должна быть ясна, конкретна, перспективна и реальна. Кроме того, цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность и содержание.

Цель программы должна быть одна. Если в цель Вы хотите вложить несколько составляющих, то необходимо это выразить в виде сложносочинённого предложения (перечислительном порядке).

Перечень существительных для формулирования цели:

  • создание,
  • развитие, обеспечение,
  • приобщение, профилактика,
  • укрепление,
  • взаимодействие,
  • формирование и др.

Задачи программы – это то, что требует выполнения, разрешения, это пути достижения поставленной цели. Задачи показывают способ действия для достижения цели.

Задачи должны соответствовать цели и быть:

  • обучающими, то есть отвечать на вопрос: что узнает, в чем разберется, какие представления получит, чем овладеет, чему научится обучающийся, освоив программу;
  • развивающими, то есть быть связанными с развитием творческих способностей, возможностей, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, волевых качеств и т.д. и указывать на развитие ключевых компетентностей, на которые будет делаться упор при обучении;
  • воспитательными, то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся.

Формулировать задачи следует в едином ключе, придерживаясь во всех формулировках единой глагольной формы.

Перечень глаголов для формулирования задач:

  • познакомить, обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность;
  • формировать, обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д.
  • Базовый уровень – 14-18 лет;
  • Углубленный уровень – 17-25 лет.

В этом разделе может быть указана дополнительная информация: для какой категории обучающихся предназначена программа (принимаются все желающие; с ослабленным здоровьем; с ОВЗ, мотивированными к данному виду деятельности, другие особенности студентов).

Срок реализации программы и общее количество часов. В этом разделе указывается продолжительность обучения по данной программе и количество часов обучения на каждый год.

1 год обучения – до 36 часов, 2 год обучения – до 72 часов.

Формы организации образовательной деятельности и режим занятий. Указываются формы организации образовательной деятельности – теоретические и практические занятия, экскурсии и т.п.; индивидуальные, групповые, по подгруппам, предполагаемый состав (одного или разных возрастов).

1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

3. К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

4. Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

5. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

6. Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

7. Типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, - в области международных автомобильных перевозок;

2) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности, - в области кадастровой деятельности;

3) федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, - в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Типовые дополнительные профессиональные программы в области оценки соответствия контрольно-кассовой техники и технических средств оператора фискальных данных (соискателя разрешения на обработку фискальных данных) предъявляемым к ним требованиям утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору за применением контрольно-кассовой техники.

8. Порядок разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

9. Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты , квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

10. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и (или) высшего образования к результатам освоения образовательных программ.

11. Обучение по дополнительным профессиональным программам осуществляется как единовременно и непрерывно, так и поэтапно (дискретно), в том числе посредством освоения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), прохождения практики, применения сетевых форм, в порядке, установленном образовательной программой и (или) договором об образовании.

12. Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки.

13. Формы обучения и сроки освоения дополнительных профессиональных программ определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.

14. Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

15. Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

16. При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

17. Типовые дополнительные профессиональные программы образования лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.

Похожие публикации