Значение подвижных игр для здоровья. Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников младшего возраста. Распределение на команды

Роль подвижных игр в жизни детей дошкольников

Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. В этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

Воспитание здорового, физически подготовленного подрастающего поколения является жизненно необходимой и основной задачей педагогов, медиков и родителей. На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения.

Важную роль при этом играет своевременно и правильно организованное физическое воспитание, одной из основных задач которого является развитие и совершенствование движений.

Развитие и совершенствование движений ребенка в период дошкольного детства осуществляются разными путями. С одной стороны, обогащению двигательного опыта малышей, приобретению новых навыков и умений способствуют их самостоятельная деятельность, игры, труд, с другой - специально организованные мероприятия по физической культуре, направленные на решение задач как оздоровительного, так и воспитательного характера. Основной формой обучения детей движениям признаны занятия. В то же время весьма существенное место в системе физического воспитания дошкольников занимают подвижные игры, которые широко применяются во всех возрастных группах

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе. Детям младшего дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями.

Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом.

Подвижные игры чаще всего проводятся на улице, на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям.

Родители- первые участники игр своих малышей. И чем активнее общение матери или отца с ребёнком, тем быстрее он развивается.

Родители не только организуют игру, но и сами включаются в детские забавы. Такое участие взрослых приносит двойную пользу: доставляет детям много радости и удовольствия, а папам и мамам даёт возможность лучше узнать своего ребёнка, стать его другом.

Энергия, которая у маленького ребенка бьет ключом, требует своего выхода наружу, поэтому детям младшего дошкольного возраста движение и подвижные игры необходимы.

Организуйте досуг вашего малыша на пользу его здоровья в виде игры. Выбирая подвижную игру для ребенка, отслеживайте соответствие игровых действий возрасту ребенка, его знаниям, умениям и навыкам.

Подвижные игры для детей 1, 5-4 года

«Паровоз»

В этой игре принимают участие взрослые. Мама, папа и малыш встают паровозиком и при движении друг за другом, издают звуки паровоза. Затем можно поменяться местами и малыш будет впереди паровозика и вести «состав» вперед.

«Догонялки»

Самая любимая и первая подвижная игра малыша, он убегает от взрослого, а взрослый его догоняет и обнимает, после можно поменяться ролями.

«Воробушки».

Представьте, что вы воробушки, прыгучие и непоседливые. Можно подпрыгивать и одновременно помахивать руками. Пусть ребенок прыгает на двух ногах на месте или вперед и назад. Если малышу это трудно дается, держите его сначала под мышки, потом за руку.

«Прыгаем через лужи».

Вы можете найти настоящие лужи и прыгать через них (более экстремальный вариант). А можете нарисовать их мелом на асфальте и перепрыгивать

«Солнечный зайчик»

Пускайте по стене солнечные зайчики и предложите малышу их поймать ладошками, а когда зайчик будет на полу его можно ловить ногами. Сопровождать игру можно следующим стихотворением:

Скачут побегайчики

Солнечные зайчики,

Мы зовем их - не идут,

Были тут - и нет их тут.

Прыг, прыг по углам,

Были там - и нет их там.

Где же зайчики? Ушли,

Мы нигде их не нашли.


1. Значение подвижных игр для дошкольников.

Многие известные ученые, такие как, Ф. Фребель, М. Александер, В. Райх, отмечали значимость подвижных игр для физического, умственного и личностного развития ребенка . Подвижные игры соответствуют внутренним потребностям детей дошкольного возраста в движениях, а так же создают оптимальную двигательную среду.

По мнению, подвижная игра – незаменимое средство физического воспитания ребен­ка, пополнения его знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, ловкости, глазомера, быстроты реакции, подвижности, пластичности, формирования личностных морально-волевых качеств. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых физических и познавательных умений.

В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает само­обладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Являясь важным средством физического воспитания, под­вижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровитель­ный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях: беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кро­вообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.


2. Характеристика и этапы развития подвижной игры.

Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

По определению, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Развивающий эффект подвижных игр заключается в том, что увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Таким образом, подвижные игры представляют собой важное средство решения задач физического воспитания дошкольников.

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам:

По возрасту (игры для детей младшего дошкольного возраста, среднего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста);

По степени подвижности ребенка в игре (игры с ма­лой, средней, большой подвижностью);

По видам движений (игры с бегом, с метанием, с прыжками, с лазанием и т. д.);

К подвижным играм с правилами относятся сю­жетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскет­бол, городки, настольный теннис , хоккей, футбол и др.

Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жиз­ненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы, он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка и т. д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям дви­гательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры включают игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, кегли и т. п.); игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).


Игры с элементами соревнования требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т. д.), в которых он соревнуется. Игры с элементами соревнования используются преимущественно, в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Важными характеристиками подвижной игры являются:

Цель игры;

Правила игры;

Игровые роли.

указывал на наличие в подвижной игре опреде­ленной цели. Форма игры должна отвечать цели. Действия в игре должны соответствовать умениям ребенка управлять собой, выстраивать свое поведение согласно поставленной цели.

Важной характеристикой игры являются игровые правила. рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. Для этого создаются новые упражнения, условия, действия, т. е. вводятся варианты игр. Использование разнообраз­ных игровых вариантов позволяет повторять знакомые ребенку дей­ствия, с более, повышенными требованиями, способствует сохра­нению у него интереса к игре. В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение ребен­ком правил. Он тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры в следующих случаях: если не понял достаточно точно объяснение педагога; очень хотел вы­играть; был недостаточно внимателен и т. д.

Руководство воспитателя подвижной игрой состоит в распределении ролей в играх. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки, может предложить детям самим выб­рать водящего и попросить затем объяснить, почему они пору­чают роль именно этому ребенку; он может взять ведущую роль на себя или же выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель. Он де­лает это эмоционально, образно. Постепенно ведущие роли пору­чаются детям.

Этапы развития подвижной игры:

1. Разучивание игры.

2. Повторение подвижной игры.

3. Усложнение подвижной игры.

Любая игра начинается с ее разучивания. Воспитатель объясняет детям игровую цель, правила игры, содержание игры (ход игры), распределяет игровые роли. Разучивание игры с детьми младшего возраста дошкольного возраста отличается от разучивания игры с детьми старшего дошкольного возраста тем, что проводиться на основе сюжетного рассказа с использованием большего количества атрибутов для игры. Оно основано на эмоциональных образах героев игры, которые позволяет вызвать у ребенка непосредственный интерес. В процессе разучивания используется эффект подражания ребенка движениям взрослых.

Следующим этапом развития игры является ее повторение, закрепление. На этом этапе происходит упражнение в основных движениях, тренировка движений. Более, высшим уровнем развития игры считается усложнение правил, условий игры, игровых целей, а так же основных движений, используемых в игре. Игры с усложнением правил, целей и движений используются в основном с детьми старшего дошкольного возраста.


3. Требования программы «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. , » к подбору подвижных игр

Основное движение, упражнение

Названия подвижных игр по возрастным группам

II младшая

подготовительная

«Бегите ко мне!», «Птички и птенчики», «Мыши и кот», «Бегите к флажку!», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках»

«Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки»

«Ловишки», «Уголки», «Парный бег», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Гуси-лебеди», «Сделай фигуру», «Караси и щука», «Перебежки», «Хитрая лиса», «Затейники», «Встречные перебежки», «пустое место»

«Перемени предмет», «Ловишка, бери ленту», «Совушка», «Жмурки», «Два Мороза», «Догони свою пару», «Краски», «Горелки», «Коршун и наседка», «Чье звено скорее соберется?», «Быстро возьми, быстро положи»

«По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробышки и кот», «С кочки на кочку»

«Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

«Не оставайся на полу», «Кто лучше прыгнет?», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы», «кто сделает меньше прыжков?»

«Лягушки и цапли», «не попадись», «Волк во рву»

Лазанье, подлезанье, ползанье

«Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики»

«Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»

«Кто скорее доберется до флажка?», «Медведь и пчелы», «Пожарные на ученье»

«Перелет птиц», «Ловля обезьян»

Бросание, ловля, метание

«Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку»

«Охотники и зайцы», «Брось флажок», «Попади в обруч», «Сбей мяч», «Сбей кеглю», «Мяч водящему»

«Стоп», «Кто самый меткий?», «Охотники и звери», «Ловишки с мячом», «Кого назвали, тот ловит мяч»


4. Методика проведения подвижной игры с детьми дошкольного возраста.

Для проведения игр с детьми младшего дошкольного возраста необходимо создание правильной предметно-пространственной среды. В играх детей старше полутора лет можно заметить признаки подражания взрослым. Учитывая это, воспитатель вовлекает детей в игры с помощью игрушки, старается разбудить в них интерес эмоциональным образным объяснением. В младших группах наи­более часто используются сюжетные игры и простейшие несюжетные игры типа «ловишек», а также игры-забавы.

У детей второго года жизни велика потребность в движениях. Для удовлетворения их потребности в движении необходимы: горку, скамейки, ящики и другие предметы. Должно быть предоставлено достаточно места, чтобы бегать, подниматься на ступеньки, сползать по скату горки и т. д., играть в прятки, догонялки. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер.

Важно научить ре­бенка действовать точно по сигналу, подчиняться простым правилам игры. Успех проведения игры в младшей группе зависит от воспитателя. Он должен заинтересовать детей, дать образцы дви­жений. Ведущие роли в игре педагог выполняет сам или поручает наиболее активному ребенку, иногда готовит к этому кого-то из старших групп. Важно помнить, что водящий только делает вид, что ловит детей: этот педагогический прием используется для того, чтобы не испугать детей и чтобы у них не пропал интерес к игре.


На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуман­ное, творчески отобразить в воображении и поведении накоп­ленный двигательный и социальный опыт. Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

К средней группе у детей накапливается двигательный опыт, движения становятся более координированными. Учитывая этот фактор, педагог усложняет условия проведения игры: увеличива­ется расстояние для бега, метания, высота прыжков; подбираются игры, упражняющие детей в ловкости, смелости, выдержке. И в этой группе воспитатель распределяет роли среди детей. Роль водящего вначале поручается детям, которые могут с ней спра­виться. Если же ребенку не по силам четко выполнить задание, он может потерять веру в свои возможности и его трудно будет привлечь к активным действиям.

Как и в младшей группе, воспитатель, проводя сюжетную игру, использует образный рассказ. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка комбинировать реальные черты воспринимаемого сю­жета в новые сочетания. Воображение ребенка 5-го года жизни носит воссоздающий характер, поэтому воспитатель должен все время направлять его развитие.

В подвижных играх детей старшего дошкольного возраста ис­пользуются более сложные движения. Перед детьми ставится зада­ча мгновенно реагировать на изменение игровой ситуации, прояв­лять смелость, сообразительность, выдержку, смекалку, сноровку.

Движения детей старшей группы отличаются большей скоорди-нированностью, точностью, поэтому наряду с сюжетными и не­сюжетными играми широко используются игры с элементами со­ревнования, которые вначале целесообразно вводить между не­сколькими детьми, равными по физическим силам и развитию двигательных навыков.

Так, в игре «Кто скорее добежит до флаж­ка?» задание выполняют 2-3 ребенка. По мере овладения детьми навыков и ориентировки в пространстве вводятся соревнования по звеньям. Лучшим считается звено, участники которого справят­ся с заданием быстро и правильно.

В подготовительной к школе группе большинство детей хорошо владеют основными движениями. Воспитатель обращает внимание на качество движений, следит за тем, что бы они были легкими, красивыми, уверенными. Дети должны быстро ориентироваться в пространстве, проявлять выдержку, смелость, находчивость, творчески решать двигательные задачи. В играх необходимо ставить пе­ред детьми задачи для самостоятельного решения.

Так, в игре «Цветные фигурки» дети делятся на звенья, и в каж­дом выбирается звеньевой. По сигналу воспитателя дети с флажка­ми в руках разбегаются по залу. По команде «В круг!» они находят своего звеньевого и образуют круг. Затем задание усложняется: дети также разбегаются врассыпную по залу и по команде «В круг!» стро­ятся вокруг звеньевого, а пока воспитатель считает до 5, выклады­вают какую-нибудь фигуру из флажков.

Такое усложнение задания требует от детей умения быстро пере­ключаться от одной деятельности к другой - в данном случае от активного бега к выполнению коллективного творческого задания.


Осуществляя поиск решения двигательных задач в подвижных играх, дети сами добывают знания. Важную роль в развитие творческой деятельности детей играет привлечение их к составлению вариантов игр, усложнению пра­вил. Вначале ведущая роль в варьировании игр принадлежит вос­питателю, но постепенно детям предоставляется все больше и боль­ше самостоятельности.

В подготовительной к школе группе наряду с сюжетными и не­сюжетными играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования. Дети подготовительной группы должны знать все способы вы­бора ведущих, широко пользоваться считалками.

5. Проведение подвижных игр с детьми средней возрастной группы.

В проведении подвижных игр с детьми средней группы я опираюсь на требования «Программа воспитания и обучения в детском саду /Под ред. , » к подбору подвижных игр.

В работе с детьми использую игры рекомендованные программой, затем добавляю игры из других источников, либо из своего опыта. Часто преобразую игру, видоизменяю правила игры, усложняю их: увеличива­ю расстояние для бега, метания, высоту прыжков. Выбираю игры, развивающие комплексно у детей, как психофизические качества и основные движения, так и познавательные процессы.

При подборе игр для детей средней возрастной группы я руководствуюсь тем, что подвижные игры должны способствовать следующим задачам:

1. Развитию психофизических качеств детей: скоростных, силовых, гибкости, выносливости, моторных координаций.

2. Накоплению и обогащению двигательного опыта детей, овладению основными движениями.

3. Формированию у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

В средней группе преимущественно провожу сюжетные подвижные игры. Хотя несюжетные подвижные игры («Подбрось – поймай», «Мяч через сетку», «Кто ушел?») и игры с элементами соревнования («Найди, где спрятано», «Найди и промолчи») так же использую в работе с детьми средней группы. Проводя сюжетную игру, использую образный рассказ, развивающий воображение детей. Рассказываю детям о зайцах и волке (игра «Зайцы и волк»), о медведе («У медведя во бору»), о лисе и курицах (игра «Лиса в курятнике»), стараюсь вызвать интерес детей к игровым образам, игровым ролям.

Объясняю, как ходит, переваливаясь, медведь, как крадется лиса или волк, как прыгают зайцы. Дети, как правило, с удовольствием за мной повторяют показанные движения, входя в роль зайцев, или волка, медведя, лисы, или кур. Сказочные игровые образы побуж­дают ребенка более старательно выполнять то, или иное движение.

Часто, в играх мы используем атрибуты для лучшего вхождения ребенка в роль – маски животных для водящего (лисы, волка, кота, зайца и др.), дополнительные предметы для исполнения ролей (корзинки, муляжи ягод, грибов для игры «У медведя во бору», шляпу и кнут для пастуха в игре «Пастух и стадо»). Использование атрибутов всегда радует детей больше, чем игра без атрибутов, вызывает у детей больший азарт к игре, большее желание играть.

Проводя игру, стараюсь, чтобы каждый ребенок побыл в роли ведущего или водящего, для того, чтобы у детей не возникло чувства разочарования. В связи с этим, каждая игра проводится многократно и детям это не надоедает, так как у них велика потребность в движениях и играх.


У многих детей в моей группе развито стремление к лидерству, доминированию. Каждый ребенок в моей группе стремится побывать в роли ведущего (водящего), поэтому роли распределять довольно трудно. При распределении ролей я стараюсь:

1. Помочь неавторитетным детям укрепить свой авторитет ; недисциплинированным – стать организованными; неактивным – проявить активность; необщительным – сдружиться со всеми.

2. Объяснить значимость не только командных, но и второстепенных ролей.

3. Учитывать индивидуальные особенности и интересы детей.

Для детей активных, подвижных, склонных к перевозбуждению подходят игры со сложными действиями, например «Цветные автомобили», или простые игры, в которых от точности и аккуратности зависит результативность игры – «Городки», «Сбей булаву», «Водонос». При проведении игр необходимо показать дошкольникам важность соблюдения правил и постараться, чтобы они получили удовольствие от их выполнения.

Для детей осторожных и робких будут интересны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости («Кошки-мышки», «Перелет птиц»), от концентрации внимания («Птичка и кошка», «Найди себе пару»). Часто дети этого типа бывают психологически не готовы к выполнению ведущих ролей, стесняются, не решаются начать игру. Тем не менее, при постепенном включении в игру во второстепенных ролях, при проявлении двигательной активности в игре, а так же, получив одобрение воспитателя, в дальнейшем хорошо справляются с главными ролями.

Для детей вялых пассивных и астеничных я выбираю игры, не требующие сложных действий, особой ловкости и быстроты движений (Котята и щенята», «Зайка серый умывается»).

Для развития бега использую игры: «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремушку», «Бездомный заяц», «Ловишки». В ходе проведения данных игр я добиваюсь закрепления и развития умения бегать легко, согласовывая движения рук и ног. Развиваю у детей умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

В моей группе много детей гиперактивных, неусидчивых со сниженным самоконтролем и вниманием, для которых трудно согласовывать движения рук и ног, соблюдать дистанцию в игре но, с повышенной потребностью в движениях. Поэтому я стараюсь, прежде всего, приучить их к выполнению действий по сигналу, а так же обучаю детей соблюдать дистанции во время передвижения, не наталкиваться друг на друга вовремя ходьбы или бега.

Для развития прыжков мы играем в следующие игры: «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается». В данных играх закрепляется умение прыгать на двух ногах на месте, на одной ноге на месте.

Для развития ползанья и лазанья я использую подвижные игры: «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята». В этих играх у детей закрепляется умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы, умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вверх, вниз, вправо, влево).

В играх на бросание и ловлю: «Подбрось – поймай», «Сбей булаву», «Мяч через сетку» закрепляется умение принимать правильное исходное положение при метании, в бросании и ловле мяча кистями рук, не прижимая их к груди.


В играх: «Найди, где спрятано», «Найди и промолчи», «Кто ушел?», «Прятки» развиваются двигательная активность детей, потребность детей в движениях, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка.

В работе с детьми использую следующие народные игры: «У медведя во бору», «Горелки», «Салки».

Разучивание игры с детьми отличается от проведения знакомой тем, что

оно начинается с образного рассказа. Например: «Жила-была мама-коза с крутыми рогами, ласковыми и добрыми глазами, гладкой серой шерсткой. У козы были маленькие козлята. Мама любила своих козлят, играла с ними. Козлята весело бегали, прыгали по двору. Когда мама уходила пощипать травку, она наказывала детям сидеть в домике и никому дверь не открывать, осо­бенно злому волку: «Когда я вернусь, то постучу в дверь и спою песенку: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Огромный серый волк очень хотел поймать маленьких козлят. Он подслушал песенку мамы-козы и решил обмануть козлят. Только мама-коза за порог, а серый волк тут как тут. Стучит он в дверь и приго­варивает грубым голосом: «Козлятушки, ребятушки, отворитесь, отопри­тесь, ваша мама пришла, молока принесла». Спел он песенку и ждет. А козлята услышали грубый голос и догадались, что это волк. «Слышим, слышим, - закричали они, - не мамин голосок, уходи, злой волк, не откроем тебе дверь!» Так и ушел волк обратно в лес. А тут и мама пришла и запела ласковым, нежным голосом: «Козлятушки, ребятушки, отвори­тесь, отопритесь, ваша мама пришла, молока принесла». Открыли козля­та дверь маме. Рассказали, что приходил серый волк, но они его в дом не пустили. Мама похвалила послушных детей, потом напоила их молоком. И стали они на дворе бегать, прыгать и играть».

В ходе объяснения игры перед детьми ставлю игровую цель, способствующую активиза­ции мысли, осознанию игровых правил, формированию и совер­шенствованию двигательных навыков. При объяснении игры ис­пользую краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, разви­тия выразительности, красоты, грациозности движений; фанта­зии и воображения.

Объясняя несюжетную игру, я раскрываю по­следовательность игровых действий, игровые правила и сигнал, указываю местоположения играющих и игровые атрибуты, исполь­зую пространственную терминологию с ори­ентиром на предмет. С помо­щью вопросов проверяю, как дети поняли игру.

Объясняя игры с элементами соревнования, уточняю правила, игровые приемы, условия соревнования. Я стараюсь выразить уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, которые предполагают не только скоростное, но и качественное его выполнение («Кто быстрее до­бежит до флажка», «Чья команда не уронит мяч»).

Приведу пример усложнения игры «Бездомный заяц»:

Цель игры: Совершенствование у детей бега, прыжков, развитие внимания и ловкости.

Ход игры: Дети разделяются на группы по 3-4 человека, берутся за руки и изображают заячьи «домики». В каждом «домике» прячется по одному «зайцу». Один из детей изображает «бездомного зайца», один из детей – «охотника». Воспитатель дает команду для начала игры: «Раз, два, три!» «Бездомный заяц» убегает, а «охотник» ловит его. «Заяц» может забежать в любой домик, тогда уже другой «заяц» убегает от «охотника». «Охотник» может ловить «зайца» только вне «домика».


Первое усложнение к игре: наличие двух «бездомных зайцев» или двух «охотников» в игре. В таком случае детям понадобиться больше скорости в беге, двигательной ловкости и быстроты реакции, а так же большей концентрации внимания.

Второе усложнение к игре: «охотник» может забежать в «домик», так же, как в игре «Кошки-мышки», при этом дети, исполняющие роль «домиков», должны помогать убежать «зайцам» из домика – поднять руки вверх, а так же остановить «охотника», задержав его в «домике» – опустить руки.

Я стараюсь воспитывать у детей самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой сверстников. Приучаю к самостоятельному выполнению правил. Развиваю творческие способности детей в играх (придумывание вариантов игр, комбинирование движений).

Выводы по работе:

1. Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка: физического, умственного, эмоционального, социального.

2. Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

3. В подборе игр необходимо опираться на требования и рекомендации основной образовательной программы , по которой работает ДОУ.

4. В разучивании игры с детьми средней возрастной группы целесообразно опираться на сюжетные игровые образы, на образное мышление и воображение детей.

5. При проведении подвижных игр нужно учитывать:

Возрастные и психолого-педагогические особенности детей;

Направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;

Сферу интересов и потребностей ребенка;

Постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.

Список литературы

1. Агапова игры для дошкольников/, . – М.: АРКТИ, 2008. – 124 с.

2. Вареник -оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

3. Горохова активности и самостоятельности детей дошкольного возраста: монография. – Самара: ГОУ СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2011. – 104 c.

4. Громова игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.

5. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. , . – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

6. Пензулаева игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет/. – М.: Владос, 2003. – 80 с.

7. Степаненкова и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., испр. – М.: Издатель­ский центр «Академия», 2006. – 368 с.

Любая игра – это потребность детского организма. С помощью игр ребенок учится взаимодействовать с окружающим миром, реализует свои внутренние потребности и всесторонне развивается. Также игра помогает ребенку искать себя, ведь недаром дети часто представляют себя и лётчиками, космонавтами, учителями и докторами. Примеривая на себя разные профессии, ребенок интуитивно пытается найти то, что ему по душе, вызывает интерес и удается лучше всего. Таким образом с помощью игры постепенно строится дорога в будущее ребенка.

Помимо этого игра – это еще один из самых важных аспектов воспитания. Не стоит мешать ребенку фантазировать в своих сюжетных играх, но можно помочь ему развиваться и умственно, и физически, дополнительно подбирая для него игры, а еще лучше играя вместе с ним.

Польза подвижных игр

Особую роль в воспитании занимают активные игры. Подвижные игры положительно влияют на физическое развитие ребенка. С помощью подобных игр дети учатся ориентироваться в пространстве, улучшается координация. Также активные игры заряжают ребенка положительными эмоциями, а это благотворно сказывается на его настроении в течение дня и здоровье в целом.

Дети, которые регулярно принимают участие в подвижных играх, меньше капризничают, имеют хороший аппетит и легче и крепче засыпают. Если ребенок в детстве мало двигается, то в более старшем возрасте он будет быстрее утомляться. Высокая подвижность ребенка помогает избежать таких проблем как ожирение и слабость в мышцах. Многие активные игры подразумевают взаимодействие с другими детьми, особенно любые командные развлечения. В этом случае благодаря игре ребенок лучше социализируется, учится взаимодействовать со своими сверстниками и реагировать на различные жизненные ситуации.

На что опираться при выборе игры

В первую очередь необходимо создать комфортные условия для игры. Это не значит, что все игры должны проходить на специализированных игровых площадках или со специальным реквизитом. Как раз материальная сторона вопроса в таких случаях совершенно не играет роли, так как воображение ребенка позволяет ему из любой веточки сделать меч, а из песочницы – пустыню. В данной ситуации важно создать именно психологический комфорт. Ребенок должен чувствовать себя свободным, у него должна быть возможность проявлять инициативу и самостоятельность.

Обязательно заранее необходимо продумать, как реагировать на негативные стороны любой игры. Тут нужно и самим родителям постараться подать положительный пример, и попробовать помочь ребенку проработать свои негативные эмоции.

И, конечно, любая игра должна быть еще и развивающей. Но и тут нельзя забывать о свободе и самостоятельности, так как к любым выводам ребенок должен прийти сам, иначе это не будет эффективно.

Подбираем игру в зависимости от возраста

До трех лет достаточной физической нагрузкой для ребенка служат любые его передвижения по дому, прогулки на улице и мелкая активность. От трех до пяти лет можно начать заниматься простыми ритмичными упражнениями, а также простыми импровизированными танцами. В это время стоит сделать упор на правильную осанку ребенка и развитие координации.

От пяти до семи лет стоит увеличить физические нагрузки. Детям можно давать игры, включающие в себя элементы бега, прыжков. Также хороши будут игры на преодоление различных препятствий, в том числе и вместе с другими детьми. Помимо обычных подвижных игр полезно начинать учиться кататься на роликах, коньках и велосипеде. В младшем школьном возрасте стоит обратить внимание на игры, тренирующие выносливость и внимание ребенка. Особенно важны в этом возрасте игры в компании или команде, чтобы ребенок совершенствовал свои навыки взаимодействия с другими людьми, в частности сверстниками.

Меры предосторожности

Желательно, чтобы любые подвижные игры дошкольников проходили непосредственно под присмотром взрослых. Взрослые могут не только проконтролировать игру и помочь избежать травм, но и разрешить при необходимости большинство конфликтов, которые могут возникнуть при тесном взаимодействии детей.

Дети должны играть в удобной одежде, которая не сковывает их движения. Этот фактор напрямую может влиять на степень травматичности.

Если планируется проводить игры на свежем воздухе далеко от дома, то стоит позаботиться об элементарной аптечке, ведь ушибы и царапины в детских активных играх практически неизбежны. К этому нужно относиться спокойно, достаточно просто вовремя и правильно обработать ранки и ушибы.

Также, если игры проходят на свежем воздухе, необходимо не забывать о солнцезащитных средствах, так как долгое пребывание на улице даже в пасмурный день может обернуться солнечными ожогами для нежной детской кожи.

Ссылки

Надежда Лысенкова
Доклад «Значение подвижных игр для развития ребёнка»

Игра - это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» В. А. Сухомлинский.

В воспитании и развитии ребенка большая роль принадлежит игре - преобладающему виду деятельности детей дошкольного возраста.

Подвижная игра – сознательная двигательная активность ребенка, предполагающая точное и своевременное выполнение заданий, которые связаны с обязательными для всех играющих правилами.

Увлекательное содержание и эмоциональная насыщенность игры побуждают дошкольников к определенным умственным и физическим усилиям, а значит , способствуют их развитию в целом .

Подвижная игра является незаменимым средством для развития движений детей , их сенсорных, познавательных и творческих способней, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею умелого проведения.

Сегодня педагоги отмечают снижение интереса у детей к подвижным играм .

Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.

Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации. Он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх .

Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру , часто ограничиваются лишь двумя этапами : разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре .

В- третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство умений и навыков, то есть ограничивают принципом «Движение ради движения» .

Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОУ невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих, сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

Подвижные игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. В играх детям приходится проделывать разнообразные движения развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх, весь организм ребенка вовлекается в работу : учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Дети любят играть в подвижные игры , которые являются для них активной и осмысленной деятельностью. Содержанием подвижных игр как правило является познавательный материал, расширяющий кругозор ребенка. Чтобы достичь большей заинтересованности детей и побудить их принимать участие в таких играх, воспитателю необходимо создавать радостную непринужденную обстановку, придумывать веселые сюжеты. Подвижные игры бывают сюжетными и бессюжетными, могут проводиться с пособиями и без них.

Игры с героем – персонажем нетрудно придумать самим на основе загадок, стихов, поговорок. В ее ходе могут понадобиться большие, яркие игрушки (Мишка, лиса, собака, надувные или сделанные из искусственного меха, а также маски животных.

С детьми раннего возраста проводятся подвижные игры и упражнения имитационного характера. Малышам импонирует эмоциональная вовлеченность в игру взрослого, им передается его эмоциональный настрой. У детей обостряется восприятие, сосредотачивается внимание. Они учатся понимать игровые правила и подчиняться им, действовать в воображаемой ситуации. Малыши начинают управлять собственными движениями, сообразуясь с движениями сверстника.

Детей учат двигаться стайкой, не мешая друг другу, в одном направлении с ориентиром на зрительный образ «Пойдем в гости к мишке» . Малыши вместе со взрослым зовут : «Мишка, выходи!» , пляшут с персонажем; ходят по узкой дорожке, подлезают под «упавшее дерево» . Учат действовать, не мешая товарищам, например, когда собирают раскатившиеся колечки (шарики) . Для этого воспитатель устраивает перебежки детей : «Побежали к зайке, а теперь назад, ко мне» (это дает возможность приостановить детей, успокоить перевозбудившихся, чтобы снова в включить их в игру).

При проведении подвижной игры , воспитатель берет на себя ведущую роль. По ходу игры он подсказывает детям их действия, подбадривает неуверенных, застенчивых : «Все летают, как воробышки, пьют водичку, клюют зернышки» (игра «Воробышки и автомобиль» ). Малыши выполняют движения, подражая педагогу. Подвижную игру повторяют 2-3 раза, отмечая положительный настрой детей : «Все воробышки были ловкими, никто не попался, играли хорошо. Молодцы!»

Подвижные игры ценны как в физическом, так и в педагогическом отношении. Говоря об оздоровительном эффекте игр, следует отметить, что разнообразные действия играющих оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма детей. Игры способствуют общему развитию и укреплению мышц , а также улучшению обмена веществ. Удовольствие, доставленное игрой, не только дает отдых уставшему организму, нервной системе, но и повышает жизнедеятельность, увеличивает работоспособность. Не менее важны подвижные игры и в педагогическом отношении. Они оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства и творческие способности, создают определенный духовный настрой. Для каждой игры существуют конкретные правила, которые необходимо выполнять. Руководитель игры должен сообщить об этих правилах до начала игры.

Игры могут быть разной продолжительности. Важно учесть следующее : какие умения и навыки формируются в процессе игры, какие преследуются цели (волевые качества, коллективизм) ; материалы и оборудование для игр; знакомство с правилами игры в минимально короткий срок; время ее проведения; организацию детей; изменение правил игры в целях активизации детей, подведение итогов игры . Главное назначение игр для физического воспитания - это отработка основных способов движений и общее физическое оздоровление. Само движение остается главным и обязательным компонентом игр. Резюмируя все выше сказанное, можно сделать вывод, подвижная игра имеет важное значение для ребенка . Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития . В подвижных играх дети становятся деятельными, радуются, смеются, у них развивается сообразительность . Общаясь с другими детьми, ребенок учится играть вместе, помогать или уступать товарищам, согласовывать свои действия с действиями другого, развивать свою речь приучатся к организованности. В игре ребенок учится преодолевать трудности, следовательно, у него воспитываются и волевые качества : настойчивость, выдержка. Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра , как и любая другая сопровождает человека все его детские годы. В играх детям приходится проделывать разнообразные движения : ходить, бегать, прыгать, лазать и т. д. Выполняя данные движения, малыши обогащают свой двигательный опыт, учатся ориентироваться в пространстве. У них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость.

При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы :

1. Возраст играющих. Для малышей следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр с песенным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

2. Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе. Если они проводятся в помещении, то его необходимо предварительно проветрить и тщательно убрать.

3. Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой или классом, особенно если помещение небольшое. Можно разделить малышей : мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих и судей и т. д. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

4. Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь : мячи, скакалки, флажки и т. п. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве.

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Большинство родителей готовы активно участвовать в интеллектуальном, психо-эмоциональном и физическом развитии своих детей , но этому мешает отсутствие у них умений проведения подобной работы. К тому же, проводить полноценные физкультурные занятия в домашних условиях смогут немногие родители. Именно поэтому педагогический коллектив дошкольного учреждения, озабоченный состоянием здоровья своих воспитанников и заинтересованный в квалифицированной помощи родителям по формированию здоровья детей в семье, может организовать семинары – практикумы. Консультации для родителей детей раннего возраста по обучению их развивающим и полезным для детей данного возраста подвижным играм .

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры.

Родителям вполне доступно дома, во дворе, на даче или на прогулке проводить подвижные игры , во время которых дети приобретают жизненно важные навыки, развиваются физически . Задача педагогов лишь объяснить родителям значимость подвижных игр и научить в них играть.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Айгуль Камалова
Роль и значение подвижной игры в развитии дошкольников

Игра – вид деятельности ребенка, который представляет созна-

тельную, инициативную деятельность, направленную на достижение ус-

ловной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетво-

ряются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируют-

ся его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребен-

ка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации.

В игре ребенок ищет и часто находит «рабочую площадку» для воспи-

тания своих нравственных и физических качеств, его организм требует

выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию.

Через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая пря-

мое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе. Но в то же

время игра не может служить средством обучения дошкольников более

сложным по координации движениям, требующим определенной четкой

техники, усиленной концентрации внимания, дополнительных волевых

Для младших дошкольников подвижные игры являются жизнен-

ной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные зада-

чи : образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр

создаются благоприятные условия для развития и совершенствования

моторики детей, формирования нравственных качеств, а также привы-

чек и навыков жизни в коллективе.

Основными задачами физического воспитания являются укрепле-

ние здоровья, содействие правильному развитию , обучение учащихся

жизненно необходимым двигательным навыкам, развитие физических ,

волевых и моральных качеств.

Физическое развитие – процесс изменения , а также совокупность

морфологических и функциональных свойств организма.

Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все

психические процессы протекают наиболее активно. Использование иг-

ровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут

способствовать физическому воспитанию детей.

Объект исследования – процесс физического развития детей сред-

ствами игровой деятельности.

Предмет исследования – влияние подвижных игр на физическое

развитие детей .

Цель исследования – разработать и доказать эффективность под-

вижных игр для физического развития детей .

Задачи исследования :

1) изучить научную, научно-методическую и специальную лите-

2) охарактеризовать современное состояние применения игровой

деятельности в развитии детей ;

3) разработать комплекс подвижных игр , способствующих про-

цессу активного развития детей ;

4) выявить значимость подвижных игр в развитии детей .

Гипотеза исследования : применение специального комплекса под-

вижных игр положительно влияет на процесс развития детей .

Подвижные игры – средство физического воспитания детей. Они

дают возможность развивать и совершенствовать их движения. Разнооб-

разные движения требуют активной деятельности крупных и мелких

мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыха-

нию, то есть повышению жизнедеятельности организма. Большое влияние

подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ре-

бенка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положи-

тельные эмоции, развивают тормозные процессы : в ходе игры детям при-

ходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от дви-

жения при других. В этих играх развивается воля , сообразительность, сме-

лость, быстрота реакций и др.

Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им ра-

дость от преодоления трудностей и достижения успеха. Источником

подвижных игр с правилами являются народные игры , для которых ха-

рактерны яркость замысла, содержательность, простота и заниматель-

состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной

группы детей предусмотрены подвижные игры , в которых развиваются

движения разных видов : бег, прыжки, лазанье и т. д.

Игры подбираются с учетом возрастных особенностей детей, их

возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые

правила. Правила в подвижной игре выполняют организующую роль :

ими определяется ее ход, последовательность действий, взаимоотноше-

ния играющих, поведение каждого ребенка. Правила обязывают подчи-

няться цели и смыслу игры ; дети должны уметь ими пользоваться в раз-

ных условиях.

В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила

по ходу игры , в старших – перед началом. Подвижные игры организу-

ются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей

группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того

как дети усвоят игру, они могут проводить ее самостоятельно. Руково-

дство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Под-

бирая подвижную игру , воспитатель учитывает соответствие требуемого

ее характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и

вовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не до-

пуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их

перевозбуждение и утомление.

Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные

игры самостоятельно . Для этого надо развивать у них интерес к этим

играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в ча-

сы досуга, на праздниках и т. д.

Итак, подвижная игра – одно из важных средств всестороннего

воспитания детей дошкольного возраста . Характерная ее особенность –

комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ре-

бенка : в игре одновременно осуществляется физическое, умственное,

нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Необходимость разработки данной темы обусловлена тем, что на

смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные.

Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ре-

бенка. Не отрицая их значимости , надо признать, что ребенку все мень-

ше времени остается для подвижных игр , прогулок, общения со сверст-

никами. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской

деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными ,

индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на со-

стоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей

дошкольников .

Анализ исследований, касающихся вопросов развития двигательных

способностей и качеств детей (Е. Н. Вавилова, Н. А. Ноткина, Ю. К. Чер-

нышенко, свидетельствует, что около 40 % старших дошкольников

имеют уровень развития двигательных способностей ниже среднего.

Недостаточная физическая активность детей, особенно в период актив-

ного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не

подкрепляется соответствующей тренировкой систем кровообращения и

дыхания, является одной из причин ухудшения здоровья детей, сниже-

ния жизненного тонуса.

Таким образом, актуален поиск путей физического и духовного

оздоровления дошкольников , эффективных средств развития двигатель-

ной сферы ребенка, развития интереса к движению на основе жизненной

потребности быть ловким, сильным, смелым. Решение этой проблемы

мы видим в создании совокупности социально-педагогических условий,

обеспечивающих целостный воспитательный процесс, гармоничное фи-

зическое и личностное развитие ребенка .

Похожие публикации