Психолого-педагогическая характеристика ребенка. Дефицит внимания со стороны взрослых. Эмоциональный фон

Марина Бухарова
Эмоциональное благополучие ребёнка

Среди глобальных проблем человечества, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Многочисленные подходы к решению этой проблемы чаще всего основываются на изучении качества медицинского обслуживания, изучении экологической обстановки, социального окружения, восприимчивости детей к заболеваниям и других внешних факторов.

Значительно менее изучены внутренние факторы, влияющие на психическое здоровье детей. В качестве одного из таких внутренних факторов, являющихся мощным регулятором психики ребенка, а соответственно и его здоровья, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложно организованную систему регуляции поведения ребенка.

Есть еще и другой фактор, заставляющий сегодня более внимательно и уважительно относиться к эмоциональной сфере, - фактор многочисленных эмоциональных нарушений (или расстройств) в поведении детей и подростков. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения как эмоционального фона ребенка (возбудимое или депрессивное настроение, в виде особенностей характера (акцентуации по типу раздражительного, гневливого или чрезвычайно слащавого и угодливого поведения, в виде некоторых социально неприемлемых влечений и зависимостей (воровство, наркозависимость и пр.). Эмоциональные нарушения у детей могут быть разной степени тяжести. Они могут свидетельствовать о начинающемся заболевании (в виде невроза, психопатии, шизофрении и т. д., а могут иметь непатологические формы, тем не менее представляя серьезные затруднения для воспитания (дети агрессивные, гиперактивные, тревожные, аутичные).

По мнению экспертов Всемирной организации здоровья, нарушения психического здоровья, эмоциональные нарушения связаны не только с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, но и с различными неблагоприятными средовыми и стрессовыми факторами.

Поднимаемая проблема психологического здоровья детей дошкольного возраста может быть конкретизирована в ряде таких понятий, как «эмоциональное состояние», «эмоциональное самочувствие», «настроение» (представлены на слайде).

Выделяют следующие компоненты эмоционального благополучия:

Эмоция удовольствия – неудовольствия как содержание преимущественного фона настроения;

Переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

Переживание успеха – неуспеха в достижении целей;

Переживание ребёнком оценивания другими людьми результатов его активности;

Переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними.

Полярность значений данных компонентов, т. е. их значение как положительных (отрицательных, определяет в совокупности наличие или отсутствие в личностном комплексе такой характеристики, как эмоциональное благополучие.

Как и любое интегральное понятие,

эмоциональное благополучие зависит от многих причин:

Состояние здоровья ребёнка в период посещения детского сада;

Особенности взаимодействия ребёнка со взрослыми, работающими в дошкольном учреждении;

Особенности взаимодействия с детьми группы, которую ребёнок посещает;

Эмоциональная обстановка и уклад жизни в ДОУ в целом;

Обстановка в семье ребёнка.

Такой взгляд на проблему охватывает все аспекты жизнедеятельности ребёнка дошкольного возраста.

В последнее время широкое распространение приобрёл термин «психологическая безопасность», имеющий непосредственное отношение к проблеме эмоционального благополучия ребёнка.

Вследствие нарушения психологической безопасности у ребёнка могут развиваться признаки стрессового состояния, проявляющиеся в определённом поведении:

В трудностях засыпания и беспокойном сне,

В усталости после нагрузки, которая совсем недавно его и не утомляла,

В беспричинной обидчивости или, наоборот, повышенной агрессивности,

В рассеянности, невнимательности,

В беспокойстве и непоседливости,

В отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребёнок всё чаще и чаще ищет одобрения у взрослых,

В проявлении упрямства,

В том, что он постоянно сосёт соску, палец или жуёт что-нибудь,

В еде без разбора, заглатывая при этом пищу (иногда наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита,

В боязни контактов, стремлении к уединению, отказе участвовать в играх со сверстниками,

В игре с половыми органами,

В подёргивании плеч, качании головой, дрожании рук,

В снижении массы тела или, наоборот, начинающих проявляться симптомах ожирения,

В повышенной тревожности,

В дневном или ночном недержании мочи, которого ранее не наблюдалось.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребёнок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Причины возникновения тех или иных переживаний ребёнка кроются в его взаимоотношениях с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда взрослые ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости.

Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателей и сверстников. Неудовлетворённость ребёнка взаимоотношениями с окружающими выражается как в поведении, так и в виде различных эмоциональных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.

Таким образом, очень важным и необходимым условием эмоционального благополучия ребенка в детском саду является хорошее отношение к ребенку взрослых, работающих в дошкольном учреждении. Ребенок с радостью идет в тот детский сад, где его ждут, где проявляют к нему искренний интерес, помогают преодолевать неудачи, радуются успехам.

На эмоциональный комфорт (как и дискомфорт) ребенка в детском саду в первую очередь влияют воспитатель и помощник воспитателя группы. Это первые значимые люди в ближайшем окружении дошкольника после близких взрослых.

Насколько значим для дошкольников воспитатель, я определила с помощью методик "Два дома", «Я и детский сад», проведёнными с детьми подготовительных групп. Напомню, что дети должны были поселить в красивом доме и доме с противоположными характеристиками всех значимых для них людей. Большинство детей вспомнили воспитателей и поселили их в красивом доме. Интересен и тот факт, что в некоторых случаях предпочтительными обитателями красивого дома оказывались воспитатели, а не родители.

Для определения эмоционального благополучия в детском саду используется проективная методика

«Я в детском саду»

Ребенок рисует только здани е.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он "крепко стоит на ногах", чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о "мире" в душе.

Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого се бя. События, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками существенно влияет на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От его статуса зависит, насколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта. У детей свои критерии оценки членов коллектива, и они не всегда и не во всём совпадают с мнением взрослых. Таким образом, эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их расценивают взрослые, но и от мнения сверстников.

Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребёнка

(А. И. Захаров)

Социально - культурные факторы.

Среди основных причин – ускорение темпов современной жизни, дефицит времени, недостаточные условия для снятия эмоционального напряжения и расслабления. Как следствие загруженность родителей, невротизация взрослых, недостаточная осведомлённость о путях решения конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи.

Социально-психологические факторы.

Дисгармония семейных отношений, дисгармония семейного воспитания, нарушения в сфере детско – родительских отношений.

Социально –экономические факторы.

Неудовлетворённые жилищно – бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу.

Совокупное влияние вышеперечисленных факторов в тех или иных вариациях и является патогенным комплексом, на базе которого изменяется самоощущение ребёнка и развивается заболевание.

Возраст ребёнка: 3,5

Как выровнять эмоциональный фон ребенка?

Добрый день.
Сыну 3,5 года. Он у нас пока один. Характер несносный. Стал кричать на родителей и бабушку, может подойти ударить, если не выполняются его просьбы. Часто капризничает без повода.
Нам уже ставили гиперактивность, Пили фенибут. Становилось лучше. Это было в год и полтора. Потом вроде бы ничего, но когда стал ходить в сад - это тихий ужас. Вот вышли в садик после новогодних праздников, сутра вроде бы идет, даже можно сказать - с удовольствием. Проблемы начинаются после садика. Он рад, что за ним пришли, но через минуту - он уже орет, что все не так. что варежки одели неправильно и т.д. Бабушке уже за него стыдно. Ей проще вообще его в сад не водить. Но ведь это не решение проблемы. Ребенку нужна социальная адаптация. Как нам выровнять эмоциональный фон ребенка?

Анна

Обычно, если ребенок ведет себя вызывающе по отношению к родителям (успешно управляет при помощи капризов и истерик, обзывает взрослых, хамит или может ударить), это говорит о нарушении иерархии в семье. Иерархия – это когда у каждого есть своё место: первый – папа, вторая – мама, дальше дети по старшинству. Между взрослым и ребенком необходима граница, должно быть понимание, кто в семье главный, кто несет ответственность и принимает решения. Дети нуждаются в сильной личности отца и матери (или матери, если пара в разводе), только тогда они чувствуют себя в безопасности. Если по каким-то причинам иерархия нарушена и ребенок начинает считать себя главным (т.е. мама, папа или другие старшие члены семьи перемещаются вниз по иерархической лестнице), начинаются указанные проблемы. Обычно это происходит, если все желания ребенка в семье культивируются, он постоянно находится в центре внимания и фактически управляет жизнью семьи. Причем ребенок сам страдает от позиции «главного», подсознательно понимая, что не способен взять на себя ответственность за семью.

Чтобы пресечь попытки ребенка ударить взрослого, можно попробовать метод «удерживающей терапии» (для детей 1,5-6 лет). Упражнение выполняется максимально спокойно, с серьезным лицом; категорически нельзя делать удерживающую терапию, если вы сами “на эмоциях”, кричите и находитесь в истерике (иначе вы только усугубите ситуацию), с вашей стороны должно быть “ледяное спокойствие”. В момент приступа гнева, когда ребенок хочет броситься с кулаками, необходимо крепко взять его двумя руками (в обнимку, лицом к себе) и сказать твердо, спокойным голосом: «Я тебя люблю, но я сильнее, я с тобой справлюсь». Держать ребенка, крепко прижимая к себе, до тех пор, пока он не расслабится (у него пройдет приступ). Это может занять и 20, и 30 минут в зависимости от ситуации. После этого еще какое-то время посидите вместе в обнимку. В процессе этого упражнения ребенок “встает на свое место”. Многим детям хватает одного раза, чтобы вызывающее поведение полностью прекратилось (некоторым детям требуется повторить терапию 2-3 раза).

Еще один важный момент. Сила родителя – это не значит “бить, кричать, угрожать и запугивать”. Такая “демонстрация силы” приводит только к снижению самооценки ребенка и психологическим проблемам. Сила родителя – это “железобетонная” уверенность, что здесь я главный (управляю, принимаю решения) по праву иерархии.

Анна Зубкова, специалист

Эмоциональная устойчивость ребенка – задача его родителей. И первый год жизни малыша играет здесь главную роль.

Вот, что нужно помнить:

  • Ребенок рождается буквально с «клубком» эмоций, в которых он не может разобраться самостоятельно.
  • Эмоциональный фон формируется в первые 12 месяцев жизни
  • Главным учителем и опорой на пути к постижению человеческих эмоций для малыша является мама.
  • Настроение матери неизбежно влияет на настроение ребенка.
  • Зеркальные нейроны, отвечающие за умение понимать эмоции других, развиваются в процессе общения со взрослыми.
  • Сначала малыш должен убедиться, что понимают его. Затем он сможет научиться понимать других.

Эмоциональный фон: или почему мой ребенок все время плачет?

Эмоциональный фон – это базовое, преобладающее настроение малыша. Наверняка вы видели детей, которые чаще смеются и тех, кто устраивает истерики по любому поводу. Это и есть эмоциональный фон.

От чего он зависит:

  • ежедневная порция счастья. Такие положительные эмоции ребенок получает, общаясь с любящим взрослым. Мама улыбается ему, целует, обнимает, ласково разговаривает, играет с ним. Ребенок ощущает радость жизни.
  • привычка к базовому позитивному восприятию. К сожалению, современные мамы настолько заняты собой и своими гаджетами, общением с такими же подругами или другими «важными» делами, что обращают внимание на детей, только когда те плачут. Ребенок в такой ситуации видит что? Правильно, маму можно привлечь только негативными эмоциями. Это быстро станет привычным состоянием.

Чтобы вырастить гармоничную личность маме следует:

  1. сохранять спокойствие в кризисных ситуациях;
  2. избавить себя от негативных эмоций и ненужных переживаний;
  3. откликаться на проявления радости у ребенка, улыбаться в ответ, веселиться вместе с ним.

Я же не могу все время смеяться! Или как познакомить ребенка с разными эмоциями без вреда для него

Конечно, взрослая мама испытывает не только радость, но и грусть, злость, раздражение, усталость и страх. Важно помнить, что младенец реагирует на все эмоциональные проявления матери.

Хорошо, когда он видит маму разной. Так малыш познает многообразие человеческих эмоций. Однако нужно всегда соблюдать меру и не переносить свой негатив на ребенка.

Что такое зеркальные нейроны, и как они работают?

Психологи считают, что эмоциональный интеллект начинает развиваться в младенчестве. Способность ребенка сопереживать или отвечать на эмоции других заложена генетически. За это и отвечают зеркальные нейроны. Мы улыбаемся, когда кто-то улыбается нам, напрягаемся, когда кто-то падает.

Зеркальные нейроны – это физиологическая основа понимания чужих эмоций и ситуаций. У младенца набор таких клеток самый простой. Ему нужно активно развивать свои способности, чтобы научиться предугадывать действия людей и считывать настроение окружающих.

Отталкиваясь от этого, мама должна давать малышу обратную связь. Например, когда он сыт и находится у нее на руках, мама улыбается. Ребенок улыбается в ответ. Эмоциональная связь работает.

Важно! «Настройка» мамы на ребенка является ключом к формированию положительного эмоционального фона. Хорошо ли вы понимаете своего малыша? Как быстро вы определяете его эмоциональное состояние?

Эмоциональная устойчивость и ее тренировка: возможно ли это?

Как вырастить ребенка эмоционально устойчивым, ориентируясь на полученные знания? Для начала нужно принять, что дети до года призывают близких на помощь криком. Для них это единственный способ изменить ситуацию, «доложить» о дискомфорте.

Если мама реагирует на детский плач негативными эмоциями, это вряд ли даст ей очки. Ребенок не плачет назло. Он просто хочет, чтобы его потребности были удовлетворены.

Как работать с этим знанием:

  • время от времени нужно давать ребенку возможность переключиться с возникшей проблемы, самостоятельно найти выход. Например, если малыш зовет маму, а мама долго не приходит, он может начать сосать кулачок и заснуть. Найдет что-то интересное и будет играть. Детям нужно учиться заниматься собой. Это механизм психологической защиты, очень важный для будущего;
  • холодная и отстраненная мама неизбежно вырастит морального калеку. Если к ребенку никто не подходит систематически, защита будет непробиваемой;
  • если мама предупреждает любые потребности малыша, не дает ему почувствовать дискомфорт даже временно, ребенок будет лишен защиты вовсе. Он не сможет мириться с малейшим стрессом. Такие дети устраивают истерики, топают ногами, перебивают взрослых, выбрасывают еду.

Почему мама должна быть спокойной, или как не стать источником комплексов у ребенка?

Мама – оплот и опора для ребенка. С нее он начинает познание мира и на нее ориентируется во всем. Если мама раздражается от детского плача, стремится поскорее избавиться от причиняемого ей самой дискомфорта, ребенок поймет, что негативные эмоции нужно держать при себе.

Если же мама понимает потребности своего малыша, может спокойно на них реагировать, посочувствовать ему, он научиться отслеживать свои эмоции и понимать их. Ребенок не будет бояться разозлить взрослых, а станет открытым. Умение принимать эмоции и чувства – первый шаг на пути к способности правильно выражать их и справляться с негативом.

На первый взгляд может показаться, что развитие эмоционального интеллекта – сложная наука. На самом деле это просто и интересно обоим: маме и малышу. Занимайтесь вместе с детьми, и ваша жизнь станет намного лучше.

В норме эмоциональный фон варьирует в широких пределах, в соответствии с жизненной ситуацией. При длительном пребывании в неблагоприятной ситуации возможно его столь же долгое снижение. Это неблагоприятный психологический фактор, но не признак патологии.

Патологическое снижение настроения, по глубинœе и/или длительности не соответствующее вызвавшей его причинœе или вообще не имеющее видимой внешней причины, - признак депрессивного состояния. При депрессии человек не способен испытывать положительные эмоции. У него резко падает активность, часты мысли о самоубийстве. Возможны и суицидальные попытки, что делает состояние депрессии очень опасным. Оно нередко требует психиатрического вмешательства. Частый источник депрессии - длительная фрустрация (неудовлетворенность) значимой потребности.

Существуют различные виды депрессии: классическая (основное проявление - глубокое снижение настроения), астеническая (с ярко выраженной ослабленностью, сильной истощаемостью), тревожная (включающая значительное повышение тревоги), ажитированная (с возбуждением) и др.
Размещено на реф.рф
У детей депрессия нередко протекает в замаскированной форме, когда снижение настроения не особенно заметно. При этом и в данном случае наблюдается снижение уровня активности, обеднение интересов, некоторая общая вялость. Депрессия часто сопровождается неприятными соматическими (телœесными) ощущениями, болями, не имеющими явной физиологической причины.

Снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии, называют субдепрессией. В случае если же оно сочетается с мрачной раздражительностью, то говорят о дисфории.

Специфическим эмоциональным состоянием, с которым особенно часто приходится сталкиваться психологу-консультанту, является состояние тревоги: беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределœенной опасности. Уровень тревоги повышается в состоянии стресса (нагрузки, вызванной крайне важно стью адаптации к неблагоприятным или резко меняющимся условиям). Острая тревога приводит к распаду целœенаправленной деятельности и паническому поведению.

При сочетании высокого уровня тревоги с депрессивными тенденциями часто возникают фобии (навязчивые страхи) - боязнь каких-либо ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и т. п.

Благоприятность/неблагоприятность состояния

Психологические состояния можно грубо разделить на четыре категории:

> благоприятные;

> неблагоприятные в пределах психологической нормы;

> пограничные;

> патологические.

Пограничные состояния - это психические отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность, но не приводящие к инвалидизации. К ним относятся, в частности, невротические состояния, характеризуемые астенией, снижением продуктивности деятельности и эмоциональными нарушениями (тревогой, депрессией и т. п.). Могут наблюдаться тики (непроизвольные подергивания мышц), заикание, энурез (недержание мочи), невротические боли и т.п. Частой причиной невротического состояния является дезадаптация - неспособность приспособиться к изменившимся условиям жизни. В частности, у детей часто возникает школьная дезадаптация, т- е. трудности в приспособлении к нормам и требованиям школьной жизни. При пограничных состояниях иногда полезно медицинское вмешательство.

Патологические состояния (в частности, психотические ) характеризуются более глубоким нарушением психики. Стоит сказать, что для них типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, снижение критичности к своему состоянию, продуктивная симптоматика (галлюцинации, сверхценные или бредовые идеи). При этом патологическое состояние не всœегда проявляется столь ярко и подчас трудно поддается распознаванию. Патологическое состояние во всœех случаях требует медицинского вмешательства.

Эмоциональный фон - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмоциональный фон" 2017, 2018.

Похожие публикации