Гармоничные аспекты. Характеристики гармоничной личности

Личностная психокоррекция предусматривает гармонизацию личности, которая охватывает, в частности, нивелирование внутренних зажимов и препятствий относительно овладения специальности практического психолога.
Э. Шостром указывает на важность помощи субъекту в развитии творческой и открытой личности.
Это развитие происходит благодаря близкому контакту между людьми, поэтому важным в психотерапевтическом процессе является возникновение особых, оптимальных условий для человеческих отношений. Человек заболевает, когда нет условий для ее развития, происходит задержка нормального процесса психологического становления. Разновидности проблем, отягощающих индивида, могут соответствовать или его реальном возрастном уровню, или более раннему периоду развития, если не произошло его преодоления должным образом... Если проблемы оказались слишком опасными или слишком сложными для решения, он либо останавливается в своем развитии, или наращивает раковину защитных механизмов, которая ослабляет и искажает его продуктивный потенциал »
Такой человек оказывается неспособным к психологического роста, которое, по мнению А. Адлера, заключается в движении от центрированости на себе к кооперации с другими людьми и конструктивного овладения социально полезными навыками, развивающие потенциал субъекта и является показателем психологического здоровья.
Если обратимся к классическим исследований психоаналитического направления, то в З. Фрейда находим рассуждения о том, что профессия психоаналитика призвана осуществлять лечебно-педагогическое воздействие на субъекта. Это влияние предполагает преодоление психологических сопротивлений, является существенной частью аналитического лечения. Поэтому ни психоаналитик не продвинется в своей работе, если не преодолеет собственных комплексов и внутреннего сопротивления. К. Г. Юнг, развивая собственную теорию, замечал, что люди с неуравновешенной психикой часто хотят стать психиатрами, потому что такая деятельность дает возможность видеть других хуже себя, избавляться от комплекса неполноценности. Следовательно, психотерапевт может оказать профессиональную помощь другим людям, лишь преодолев собственные психологические трудности. Необходимость прохождения психоаналитиком курса психоаналитической терапии отмечал австрийский психоаналитик Ральф Р. Гринсон. Он замечал, что профессиональное мастерство охватывает способность познавать собственно бессознательное, а также предусматривает степень разрешимость внутренних конфликтов самого психоаналитика. Овладение навыками соотнесения сознательных мыслей, чувств, поведения с бессознательными аспектами психики, которые уже опознаны психоаналитиком, развитие и использование собственной интуиции, рефлексия личного жизненного опыта в сочетании с регулярным посещением терапевтических сессий позволяет добиться успеха в профессиональной деятельности. При таких условиях достигается личностная открытость: «аналитик должен принимать незнакомое, странное и эксцентричное в пациенту с открытым умом, а не с тревогой или отвращением, иметь свободный и гибкий образ« Я »и долю дружественного скептицизму. Прежде всего он должен иметь жизненный интерес к людям, их образа жизни, эмоций, фантазий и мыслей... ». В. Франкл отмечал, что решение человеком внутренних психологических проблем ведет к осознанию уникальности, индивидуальной неповторимости и ответственности за содержание и смысл собственной жизни.

Сущность гармонического развития человека раскрыто в исследованиях гуманистического направления. Если психоаналитики изучали преимущественно симптоматические проявления невротических субъектов и особенности их бессознательной сферы, то исследователи экзистенциально-гуманистического направления (Э. Фромм, А. Маслоу, Р. Ассаджоли, К. Роджерс) обратились к изучению психологически благополучных лиц, имеющих способность чувствовать счастье, удовольствие от процесса творческой самореализации, развития собственных ресурсов и потенциала. Э. Фромм называет одной из основных задач психоаналитической терапии выявления регрессивных тенденций психики для усиления любви к жизни, познание человеком своей природной сущности и открытие потенциала, существующего на латентном уровне. Согласно его гуманистической этики, цель развития зрелой личности - быть самим собой, а условие достижения этого - быть «человеком для себя», которая реализует свой жизненный интерес. Это не значит эгоистического и сугубо потребительского отношения к окружающей действительности, прежде всего это отсутствие равнодушия к собственному «Я» (следовательно, и к другим людям) и знание его истинных потребностей, принятие ответственности за свое существование и поведение. Такая позиция приводит достижения высшей степени «человечности» - состояния плодовитости, реализации возможностей, активизации потенциальных сил людини1. Социально успешный человек является психологически зрелой, творчески воспринимает жизнь, способная создать или «оживить» внешний и внутренний мир благодаря спонтанной активности собственных психических сил, имеет перспективное и объективный взгляд на реальность, предусматривающий освобождение от внутренних деструкций. Если предприятие находится в плену деструктивности, то им «двигают ненависть, злость, ревность, зависть, иррациональные поезда», он «находится в полной зависимости от них и полностью покорен им». Поведение тогда не является свободной и умеренной, а противоречит собственному разуму, интересам субъекта, который незаметно для себя подавляет свою сущность, становится все жестче и подчиняется вредным стереотипам. Психологическая зрелость предполагает освобождение от стереотипности поведения и деструкций и неравнодушие к природе собственного «Я». Она дает возможность принимать и любить себя (без себялюбия и эгоизма), формировать гуманистические ценности и доверять им. Зрелая личность не ставит целью эксплуатацию другого человека, она способна воспринимать рациональную критику, идти на риск обнаружения собственной некомпетентности, быть ответственной и адаптированной относительно окружения с сохранением незыблемых свойств характера. Она умеет быть счастливой, обогащать мир своей энергией; сочетает в себе репродуктивную и творческую функции, взаимодействие которых создает благодатную характер; видит другого таким, какой он есть, уважает его индивидуальность и уникальность; умеет прислушиваться к своему внутреннему голосу; верит в естественный положительный потенциал человека.

Исследователь-гуманист А. Маслоу отмечает, что вместо приближения к самоактуализации , раскрытие собственного потенциала люди часто предают себя, находясь в сплошном застое, регрессе «только от страха перед смертью, а не во имя развития». Переживанию тревоги, отчаяния, тоски, неумение радоваться жизни, неизменные чувства вины и пустоты, несамостоятельности уничтожают творческий потенциал. Человеку трудно преодолеть привычный образ жизни: «То, что сначала наполняет радости, потом может уже огорчать, ее импульсы, желания и удовольствия становятся для него плохими советчиками в жизни. Она вынуждена не доверять импульсам и удовольствием, бояться их, потому что они «сбивают его с пути». В результате лицо обречена стать жертвой конфликта, расстройства, нерешительности; коротко говоря, она становится «ареной гражданской войны».
Личность, способная к самоактуализации, является психологически здоровой .
Такие люди удовлетворяют базовые потребности (поскольку признают и принимают их), способные стремиться к высшим потребностям в самоактуализации, склоняются к ценностям темпами развития, чем регресса; характеризуются адекватной спонтанной реакцией в любых жизненных ситуациях, способностью делать правильный жизненный выбор; толерантны к разочарованиям и страданий, умеют рефлексировать в ситуации неудач, разграничивать психическую и объективную реальность; бескорыстно узнают других людей и мир; способны к здоровому развитию, предусматривающий формирование адекватной «системы координат», ценностей. Человек, находящийся на уровне самоактуализации, способная решать противоречия и внутренние конфликты (например, творческий зов и профессия сливаются в единое целое), она приобретает определенную автономности, разграничивая собственное «Я» и «Я» других людей; обладает способностью к эстетическому восприятия мира. Самоактуализации требует умения отказаться от детского желания центрации на себе всего мира и принять зрелую позицию осознание того, что ресурсы и возможности человека заложены в ней самой, взять на себя ответственность за их реализацию, интегрируя объективную и психическую реальность. Процесс самоактуализации характеризуется субъективным ощущением удовлетворенности жизнью, ценности эмоциональных переживаний и внутренней жизни.
Итальянский психоаналитик Р. Ассаджоли, анализируя достижения предыдущих исследователей (3. Фрейда, К. Юнга и др.) в теории психосинтеза, отмечает развития целостной и гармоничной личности в единстве ее сознательных и бессознательных аспектов. Он считает, что незнание и непонимание себя нивелирует способность управлять собой, вызывает у человека самоощущение «единого целого» и одновременно «внутренней разобщенности». Познавая собственную бессознательную сферу с ее конфликтами, противоречиями, страхом, субъект имеет возможность исследовать себя, избавиться от страха, слабости, чувства вины и взять контроль над собой. Через познание бессознательной сфере происходит осознание центра личности - истинного «Я», высвобождение психической энергии, которая может быть направлена на перестройку, обновление личности. Этот путь, по мнению исследователя, предусматривает формирование представления о новой личность, которая соотносится с развитием и жизнью каждого конкретного субъекта. Такая трансформация требует напряжения душевных сил и проходит критические стадии, связанные с регрессом и даже деструктивными поведенческими проявлениями, характеризующие процесс объединения частей дезинтегрованных личности. Высокая степень самопонимания, представление о настоящей сущности, путь к которой еще нужно проложить, преодолевая трудности самостановления, способствует обновлению личности, превращению и сублимации энергии бессознательной сферы, развития чувства внутренней независимости, устойчивости, доверия к себе, самостоятельности.
К. Роджерс в своей теории клиент-центрированной психотерапии отмечал необходимость помочь субъекту раскрыть и реализовать потенциал, который является врожденным стремлением к самореализации. Поэтому важной является практика эмпатийных отношений, заботы и искреннего психологического климата, обуславливающей глубокие личностного изменения: субъект приближается к собственному идеалу «Я», его психика становится целостной, открываются возможности приобретения нового опыта и овладения приемлемых форм поведения.
Как видим, указанные выше характеристики успешной, самоактуализированных, обновленной личности подобны показателей психического здоровья, благополучия, на достижение которого направлена и на котором основывается личностная психокоррекция. Предполагается учета объективных характеристик психологического здоровья и субъективных индивидуально неповторимых аспектов, которые являются положительными, полезными, развивающими для конкретного лица. Как видно из рассматриваемых исследований, конструктивные изменения личности предполагают ее выход за пределы определенной «усереднености» в реализации потребностей развития творческого потенциала, а не только достижение психологического благополучия. Так, Р. Ассаджоли сосредоточивает внимание на том, что невротические субъекты стремятся приблизиться к «норме», приобрести оптимального психического состояния равновесия, не выделяться деструктивностью зпомиж других людей. Обновленная личность преодолевает этот этап и движется в направлении самореализации.
Согласно психодинамической теории психическая энергия, высвобождаемая путем познания бессознательного, может быть направлена на профессиональную самореализацию. Последовательность и непрерывность процесса личностной коррекции, которая переходит в самокоррекции, обеспечивает психологу прозрачность профессионального взаимодействия: внутренний мир другого человека становится для него понятным, появляется возможность ценить текучесть момента, владеть ситуацией «здесь и теперь», эмпатийное чувство эмоционального настроения человека. При этом нивелируется стереотипный подход к субъекту, что дает возможность корректировать его поведение в зависимости от индивидуально-неповторимых свойств психики. К тому же психолог обладает феноменом дистанции, может при необходимости сокращать или увеличивать ее, сохраняя оптимальные отношения с другими людьми на протяжении длительного времени.
В связи с этим возникает вопрос об определении критериев личностной откорректированности, которые не противоречили бы гуманистической ориентации развития индивидуальности, реализации потенциала каждой личности, однако открывали бы перед будущим психологом пути личностного роста. Они могут дать некоторое представление о «идеальную» модель практического психолога и психологически благополучной личности в целом.

Характеристики откорректированной личности, если их обобщить, не указывают на необходимость формирования личности «усредненной», не предусматривают определение степени психологической «завершенности», совершенства как границы личностного роста, однако могут служить ориентиром будущим практическим психологам в понимании сущности личностной откорректированности.
К таким общим характеристикам относятся:
1) глубинное познание собственной бессознательной сферы и личностных характеристик, принятие истинных потребностей и возможностей, понимание природы «Я»;
2) принятие мира и других людей такими, какие они есть, знание потребностей и возможностей людей, способность децентровать внимание и понимать интересы других;
3) формирование системы гуманистических ценностей, которая не противоречит индивидуальной неповторимости собственной психики и способствует творческой реализации в социуме;
4) достижение состояния психологической зрелости, предполагает способность брать на себя ответственность за собственные поступки, жизненную и профессиональную самореализацию,
5) интеграция и гармонизация рационального и эмоционального аспектов личности, открытость к приобретению нового опыта и познавательного его обработки;
6) склонность к объединению психической и объективной реальности, минимизация отступлений от реальности и искажений,
7) умение абстрагироваться от эмоций, чувство психологической слабости и превращать себя в объект исследования для самопознания и самокоррекции;
8) способность сублимировать психическую энергию в общественно полезный труд и умение испытывать удовольствие от процесса самореализации;
9) умение овладевать профессиональными знаниями в их целостности и взаимосвязях;
10) способность к конструктивному сотрудничеству и партнерских отношений с людьми при сохранении личной независимости и самоуважения;
11) комфортное самоощущение в ситуациях общения и профессионального взаимодействия в рамках психологической защищенности;
12) понимание собственного вклада в ситуацию общения;
13) выраженное чувство благодарности другим людям.

Личностная откорректированность - это не состояние совершенства, это процесс работы над собой, прежде всего - это обретение способности к децентрации внимания и самоанализа как анализа проблем других людей, гуманистическая настроенность, способность к самореализации. С точки зрения практической психологии, откорректированность предполагает понимание собственных защитных тенденций, осознание отступлений от реальности под влиянием болезненных точек «Я».

ВВЕДЕНИЕ

В наш век - век новых и новейших технологий, движение жизни стремительно. Колоссальное количество получаемой и передаваемой информации, общедоступное разнообразие средств общения и возможность быстро перемещаться позволили человечеству не только быстро развиваться, но и почувствовать бремя этих возможностей; которые зачастую испытывают человека на прочность. Способность вычленить из вихревого потока информации необходимую, понять свое предназначение, определить собственное место в жизни и стремиться к поставленным целям, вот качества которые характеризуют гармоничного человека. Но, к сожалению, надо признать, что часто мы видим обратное.

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут чаще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии единственное, а дисгармоний много. Однако изучение гармонии личности актуально, потому что, немало расстройств психики начинаются с разной степени глубины дисгармонии личности. И стремление личности к гармонии, есть нормальное проявление здорового человека.

Целью данной работы является изучение гармонии личности, как гуманитарной проблемы и обзорное ее освещение.

Понятие гармонии личности

Рассматривая гармонию, широко используют разные понятия: общенаучные (равновесие, целостность, интегрированность), естественные (адаптация, здоровье), гуманитарные (благополучие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). Первоначально понятие гармонии раскрывают через понятие согласованности и целесообразности. «Согласованный» - это такой, что достиг единства, «целесообразный» - в котором правильно соотносятся его части.

Интегрированность личности - это ее целостность (согласно этимологии термина «интеграция»). Понятие гармонии и интегрированности достаточно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничным. Но не может быть гармоничной и неинтегрированной.

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia«) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое.

Гармония личности -- это также правильное соотношение между объемом пространства личности, скоростью времени и уровнем энергии. Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего пространства личности по объему, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внешнего (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония -- это и равновесие между ощущением самодостаточности и чувством общности, например, в адлеровском смысле.

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. В западной цивилизации доминируют ценности развития познавательной (когнитивной) сферы личности. Однако большое количество знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, ни благополучным, ни счастливым.

К личности применимы общенаучные понятия. Пространство, время и энергию личности следует рассматривать в трех планах ее бытия: биологическом, психологическом, социологическом. Так как здоровый взрослый человек -- одновременно индивид, субъект психической активности и член общества, то структура личности может быть описана в понятиях биологического, психологического и социального пространства, времени и энергии. В биологическом плане человек -- живой организм и субъект поведения, в психологическом -- носитель психики, субъект целесообразного поведения и деятельности, в социальном -- член микро- и макросоциума, включенный во множество социальных связей, образующих социальное пространство. Поскольку личность является высшим интегратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии -- согласованность трех планов ее бытия: биологического, психического, социального.

Таким образом, понятие гармонии как понятие высокого уровня обобщенности необходимо рассматривать в разных аспектах. К основным мы относим: соразмерное существование внешнего и внутреннего бытия личности; телесного, психического и духовного бытия; существования в разных средах -- природной, предметной, социальной.

Гармония личности - что стоит за этими яркими словами? Когда мы говорим, что личность гармонична, а когда нет? Многие из нас хотели бы достичь внутренней гармонии, гармонии себя как личности. Каждый из нас для себя может честно ответить на вопрос, является ли он гармоничной личностью или же нет. Мы чувствуем это, но что означает такое чувство, с чем оно связано?

Слово «гармония» (от греческого слова «harmonia «) означает соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое (опр. БСЭ). Тогда если мы говорим о личности, то из каких же «различных компонентов» она состоит, что в итоге составляет нашу личность, «органическое единое целое»?

Различные компоненты нашей личности возникают тогда, когда мы попадаем в разные жизненные ситуации. Для примера рассмотрим пять базовых ситуаций, которые есть практически у каждого человека. Первая ситуация - общение в дружеской компании, например за столом или на прогулке. Другая ситуация, когда мы находимся на работе и делаем свое дело, каким бы оно ни было. Третья ситуация - романтическая, интимная. В ней мы находимся только с любимым человеком. Семейная ситуация, когда мы решаем какие-то бытовые вопросы или вместе с детьми идем на пикник. И пятая ситуация - творческая. В ней мы одни и занимаемся чем-то очень интересным для нас, например готовкой новых блюд, решением кроссвордов, написанием музыки, компьютерными играми, просмотром видео, одинокой прогулкой за размышлениями - всем чем угодно, если это не требует участия других людей и при этом полностью нас увлекает.

Думаю, можно смело сказать, что если во всех данных ситуациях человек себя чувствует хорошо - это очень похоже на гармонию. Если у человека все прекрасно на работе, в творчестве, в интимной жизни, в семье и с друзьями, то вряд ли он будет жаловаться, что у него проблемы. Отсутствие гармонии проявляется и в речи человека. Он говорит: «Все хорошо, да не знаю, что с детьми делать», «Все хорошо, только вот на работе проблемы» или «Все хорошо, только вот жена…» Разумеется, если человек говорит, что все плохо, то это также далеко от гармонии.

Как же мы утрачиваем гармонию нашей личности и нашей жизни?

Когда жизнь становится пустой?

Почему так получается, что у нас в какой-то из жизненных ситуаций все идет не так? Почему у нас может быть все хорошо в семье, но что-то не ладится с друзьями? Или мы можем легко и профессионально работать, много зарабатывать, но при этом быть в семье тираном. Или можем быть прекрасным другом, отличным коллегой по работе, но в романтических ситуациях вести себя совсем не подходящим образом, что приводит к проблемам в интимной жизни. Все эти случаи - примеры негармоничной личности, примеры нарушения гармонии.

Я знаю мужчин, которые годами приходят домой с работы очень поздно. Причем сначала они жалуются на то, что это новая работа и нужно показать себя с лучшей стороны, следовательно, необходимо задерживаться. Затем оказывается, что их оценили и обещают повышение, поэтому нужно оправдать надежды. После им повышают зарплату, должность, и работы тоже не становится меньше. И так далее… Годы идут, жена дома привыкает все больше общаться с телевизором и меньше с мужем. Уже и скандалы пропали, так как за много лет стало ясно, что это бесполезно. Он прекрасный работник, и денег на жизнь хватает, но в один прекрасный день он может обнаружить, что жена от него ушла.

Или другой пример. Женщина много времени уделяет детям, перестает следить за собой. И конечно, у этого есть важнейшие причины! Ведь дети растут, за ними нужен глаз да глаз. Начинается школа, уроки, родительские собрания, первые проблемы подросткового периода, а потом институт - все это требует максимума ее внимания. Затем она обнаруживает, что муж уже давно ходит «налево». А она и не заметила, когда это случилось.

Или когда любящие родители сообща воспитывали детей, всегда за ними ухаживали, обучали их всему с самого детства. Дети прекрасно учились в школе, затем поступили в институт, получили отличное образование, конечно, в том числе благодаря стараниям родителей. Потом случилось счастливейшее событие: у ребенка, уже выросшего, появилась семья, свои дети, и родители стали дедушкой и бабушкой. И вдруг молодые приняли решение уехать жить за границу. Родители крайне рады, что дети их так многого достигли! Но вдруг обнаруживают, что их жизнь опустела, причем сразу и полностью. И они не знают, что хотят делать теперь, когда у детей уже все хорошо, и выросшие дети далеко, а маленькие внуки учатся говорить на другом языке.

Заметьте, мы рассмотрели варианты, где личности, которые были участниками наших примеров, - это вовсе не какие-нибудь лодыри или бездельники. Каждый из них преследовал исключительно хорошие, можно сказать, важнейшие цели, вот только почему же их жизнь так легко стала пустой?

Кто мы?

Конечно, это связано с отсутствием гармоничного устройства жизни людей. Ведь когда мы руководим подчиненными на работе или делаем в полном одиночестве свое любимое дело - это совсем не похоже на то, как мы общаемся, воспитываем детей или разговариваем с любимым человеком. Это совсем разные наши роли, у которых есть названия, например: «начальник», «умелец», «отец», «любовник». Именно это и есть, согласно определению гармонии, наши «различные компоненты», слияние которых образует в нас то самое «органическое целое», называемое личностью. И если в нашей личности представлены все роли, которые нам нужны, то мы говорим, что личность гармонична. Если же одна или несколько из нужных нам ролей отсутствуют, то личность негармонична, и, скорее всего, это со временем негативно скажется на жизни в целом. Как и в наших примерах, это может привести к большим сложностям.

Например, в ситуации, когда муж много и хорошо работает, достаточно зарабатывает - он отличный «начальник». И скорее всего, хороший «коллега» и «друг». Но его части «любовник», «отец» не проявляются. Приходя домой, он остается «начальником», «другом», но только не тем, кем хотели бы видеть его в семье. И как только его семья рушится, он либо испытывает серьезнейший шок, сопровождаемый скандалами, либо находит замену. Но замену, скорее, ждет та же участь, если он не изменится сам.

В примере с женщиной, посвящающей себя ребенку, ясно, что она, конечно, отличная «мать». Однако зачастую и «подруга», и «любовница» - это не про нее. Я направленно не использую слова «муж» и «жена», так как вместо них я употребляю слова «любовник» и «любовница», подчеркивая именно интимный аспект общения супругов. Слова «муж» и «жена» в нашей культуре во многом утратили эту часть.

А если мы говорим о родителях, вместе воспитывающих своих детей и преданных друг другу, то они, конечно, хорошие «отец» и «мать», а затем «дедушка» и «бабушка». Однако когда дети уезжают от них, оказывается, что они уже не знают, кто они без детей или внуков. Они не нуждаются и могут быть предоставлены сами себе - это творческая ситуация. Но они к ней не готовы. Возможно, она могла бы быть «художником» или «модельером». Возможно, он мог быть «ученым» или «музыкантом», но они про это забыли. Они потеряли эту часть своей личности, и теперь им придется учиться жить заново, но как?

Как сделать жизнь гармоничной?

Ответ на вопрос, как стать гармоничной личностью, совсем не прост. Если бы это было легко, мы давно бы уже применяли это и повсеместно встречались бы с гармоничными людьми. Однако мы знаем, что чаще как раз приходится сталкиваться с обратным. В этой статье мы с вами рассмотрим только один из аспектов того, в чем секрет гармоничных личностей, к чему имеет смысл стремиться, чтобы наша жизнь стала гармоничной.

Для того чтобы человек был гармоничной личностью, нужно понять все ее части. Задайте себе вопросы: «Какие жизненные ситуации для Вас важны: дружеские, романтические, семейные, рабочие, творческие, какие-то еще? Кем вы хотите быть в этих важных для Вас ситуациях? Кем являетесь сейчас? Какие способности у Вас есть, чтобы стать тем, кем Вы хотите? Какие стоит развить? Как Вы должны себя вести в этих ситуациях? Как Вы ведете себя в них сейчас?»

Ответив на все эти вопросы, вы явно увидите, почему ваша жизнь не похожа на гармоничную. Или обнаружите, что она такая (с чем вас и поздравляю!). Все указанные пять базовых ситуаций - это общие для всех людей важные обстоятельства, которые должны быть ярко проявлены в жизни. И у вас, конечно же, могут быть личные ситуации, важные только для вас.

После того как человек определяет для себя те «роли», которые он выбирает для своей жизни, ему остается только распределить свое время. Время - единственный ограниченный и невосполнимый ресурс нашей жизни. Оно всегда идет вперед, и мы ничего не можем переделать. Поэтому, если даже вы определите все те «роли», которые вам нужны в жизни, но одной из них будет уделена огромная часть вашего времени, а какой-то ничего, то это не сделает вашу жизнь гармоничной. Когда ваши «роли» будут вам понятны, посчитайте (хотя бы на листочке), сколько часов в месяц вы уделяете той или иной роли. Вложите в это свое драгоценное время, составьте таблицу. Удивитесь, увидев результаты. Подумайте, как это распределение влияет на Вашу жизнь?

Подводя итоги.

Итак, «гармония» - греческое слово, означающее слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Гармоничная личность - это такая личность, в которой представлены все различные роли, которые ей нужны в жизни. И каждой из этих ролей уделено достаточно времени, чтобы в полной мере ее реализовать.

Как уже говорилось, вопрос этот сложен и многогранен. Но если вы начнете с того, что устроите свою жизнь именно так, как описано в этой статье, она изменится и станет гораздо ближе к тому, что мы называем гармонией.

Глава 3

^ ГАРМОНИЯ ЛИЧНОСТИ

Из разнообразия возникает совершенная гармония.

Гераклит

Здоровье и гармония

О дисгармонии личности психологи и психотерапевты пишут ча­ще, чем о гармонии. Возможно, потому, что состояние гармонии един­ственное, а дисгармоний много. Это аналогично тому, что состояние здоровья также одно, а расстройств много.

Изучение гармонии личности актуально по меньшей мере по двум причинам. Во-первых, многие расстройства психики начинаются с раз­личной глубины дисгармонии личности. Поскольку исходным и же­ланным (для возврата) состоянием является гармония, то необходи­мы по возможности наиболее точные знания о ней. Не имея ясных представлений о цели, очень легко пройти мимо нее. Во-вторых, по­скольку сравнение - основной прием научного анализа, природу дис­гармонии личности познать можно лишь в сопоставлении с гармо­нией.


И весь мир, и мир человека построены на равновесии движущих сил, на взаимодействии противоположностей. Большинство явлений мо­гут быть определены по тем или иным характеристикам, имеющим противоположные полюса. В сопоставлении с противолежащим из­учаемое явление может открыться с новых сторон. Это относится и к здоровью - оно часто анализируется в сравнении с расстройствами и болезнями. Связанные со здоровьем понятия (и стоящие за ними явле­ния) - адаптация, психологическая устойчивость, гармония - имеют антонимы: дезадаптация, психологическая неустойчивость, дисгар­мония. В этой диалектике отражена не только стройность и строгость понятийного аппарата, но и наиболее распространенное состояние че­ловека: единство признаков здоровья и нездоровья, устойчивости и неустойчивости, гармонии и дисгармонии одновременно, некоторое их сочетание с перевесом в ту или другую сторону.

Здоровье связывали с равновесием и гармонией уже в античные времена. Алкмеон трактовал здоровье как гармонию или равновесие противоположно направленных сил (различных состояний, теплого и холодного, активного и неподвижного и т. п.). Болезнь наступает как следствие единовластия одного из таких элементов над остальными. Гиппократ утверждал, что здоровье возможно при соразмерном сме­шении основных первоэлементов тела (крови, флегмы, желтой и чер­ной желчи).

Согласно Платону, здоровье, как и красота, определяется сораз­мерностью, требует «согласия противоположностей» и выражается в соразмерном соотношении душевного и телесного.

^ Гармония личности как гуманитарная проблема

Актуальность тезиса «Человек есть мера всей вещей» достаточно хо­рошо осознана во многих цивилизованных странах. Но реализация этого принципа проходит с трудом. Рассмотрим подробнее конфликт между тремя мирами: природным, предметным (рукотворным, техно­генным) и социальным.

Гармонию личности невозможно обсуждать, если брать личность в отрыве от среды, вне ее связей с миром. При рассмотрении происхо­дящего в современном мире следует выбрать в качестве исходной точ­ки анализа основные измерения человеческого мира. Таковыми, на наш взгляд, являются: мир природный (и неживая, и живая природа), мир социальный (мир людей, наций, этносов, обществ, групп разного масштаба) и мир предметный (рукотворный, инструментальный, тех­ногенный). Заметим, что все они составляют как бытие отдельного человека, так и человечества в целом.

Важно, что настоящий период развития человечества характери­зуется конфликтом между тремя названными мирами. Под конфлик­том здесь понимается выраженная рассогласованность этих трех миров, трех сторон человеческого бытия - рассогласованность, наносящая вполне ощутимый ущерб каждому из трех миров. Особенное значе­ние имеет невротическое стремление человека все переделать в при­родном мире, и по возможности быстро.

Становление предметного мира шло параллельно развитию соци­ального мира. Не касаясь всех аспектов взаимосвязей между мирами, отметим, что с увеличением и усложнением предметного мира все бо­лее возрастало его влияние на мир социальный. В настоящее время можно говорить уже не только о влиянии, но и перестройке социаль­ного мира под воздействием техногенного. Например, современные СМИ, прежде всего электронные, превратились в монстра, мало кон­тролируемого социумом. Немногие, обладающие властью над СМИ, к сожалению, не отражают и не представляют всех потребностей об­щества в этой сфере. С особенной силой это проявляется в России, свободной не только от многих необходимых контролирующих меха­низмов, но и от регулирующих.

В российском государстве и обществе нет структур, которые учи­тывали бы характер воздействия СМИ на настроения, эмоциональ­ные состояния зрителей и слушателей, на формирующиеся представле­ния о действительности. Для поддержания гармоничного настроения имеет значение общий тон информации о разных сторонах жизни в той стране, в которой человек проживает, важны соотношение пози­тивной и негативной информации, а также оценки социально-эконо­мической ситуации, интерпретация действий центральных и местных властей, сообщения об успехах или неуспехах в различных сферах жиз­ни страны.

В настоящее время в России многие политики и политологи, кана­лы СМИ состязаются в том, чтобы нарисовать самую мрачную карти­ну завтрашнего дня. Результат этого - разнообразные негативные по­следствия, в том числе и в аспекте душевного здоровья.

О негативном воздействии рекламы на личность мы упоминали в главе 1. Дело не только в том, что усиленная громкость рекламных роликов на телевидении и радио просто мешает смотреть передачу или фильм, а также заставляет часто регулировать громкость. Более значимо разрушительное воздействие рекламы на подсознание. Реклам­ные клипы делают красочными, броскими, динамичными. Отдельные клипы никак не связаны друг с другом. Их появление в фильме или других программах, имеющих собственную сюжетную логику и про­думанную автором временную композицию, нарушает гештальт пере­живания у зрителя, снижает его включенность и эмпатию. По этим и некоторым другим причинам произведение искусства не вызывает эффекта катарсиса (очищения). Затруднена и когнитивная переработ­ка воспринятого, трудно удерживать целостный образ просмотренно­го фильма, спектакля или спортивного поединка.

Мы не утверждаем изначальной, корневой враждебности предмет­ного мира. Разумеется, этого нет. Предметный, инструментальный мир помогал человеку не только пользоваться богатствами природного ми­ра, но и противостоять ему в тех случаях, когда это было необходимо (например, в случае стихийного бедствия). Именно благодаря возмож­ности использовать инструменты, благодаря оснащенности и защи­щенности предметами человеческий вид достиг столь большой чи­сленности. С другой стороны, с помощью инструментального мира человек покорял (а часто просто уничтожал) природу.

С этим связан еще один конфликт. Природа человека двойственна: биологическая и социальная. Число человеческих особей стало на­столько огромным, что специалисты все чаще говорят о перегруженно­сти планеты биомассой, о неизбежном сокращении ресурсов, которые дают пищу, позволяют удовлетворять витальные потребности. Мо­жет ли инструментальный мир ликвидировать этот конфликт - вопрос открытый. Другой аспект хорошо известен, но и его надо упомянуть: вредоносное воздействие промышленности, транспорта и многих дру­гих областей практической деятельности человека на природу (загряз­нение, техногенные катастрофы, парниковый эффект и т. п.).

К настоящему времени предметный мир достиг значительного раз­вития и достаточно сложен. Он все больше вторгается и перестраива­ет не только образ жизни, но и многие душевные и телесные процес­сы. К последствиям такой «перестройки» мы относим:


  • ускорение ритма жизни;

  • гигантское увеличение производства и потребления психоактив­
    ных лекарств (снотворных, седативных, тонизирующих, стимули­
    рующих...);

  • увеличение производства и потребления психоактивных наркоти­
    зирующих веществ (алкоголя, наркотиков, токсикантов).
^ Ускорение ритма жизни привело к существенному повышению стрессовой нагрузки. Наиболее печальные последствия этого - значи­тельное увеличение психических расстройств, суицидов, психогенных заболеваний. Увеличение продолжительности жизни в ряде развитых стран достигнуто, скорее всего, не за счет укрепления психического здоровья и переживания благополучия (измерения социального ми­ра), а за счет новых лекарств, медицинских приборов (измерения ин­струментального мира).

Порой инструментальный мир начинает дублировать, замещать или заслонять мир природный. Кроме того, инструментальный мир

Чрезвычайно богат возможностями построения иллюзий. Так, воз­никла виртуальная компьютерная реальность и новые виды психоло­гической зависимости (поглощенность компьютерными играми, ин­тернет-зависимость).

Что позволяет человеку сохранять душевное равновесие, обретать душевный покой, усмирять страсти или вдохновляться будущими подвигами? Ответ: психологическая устойчивость личности. В чис­ло основных опор устойчивости входят доминанты активности: доми­ нанта познания и самопознания, доминанта деятельности, доминан­ та интеракции.

Итак, психическое здоровье, внутренняя гармония и гармония с окружающим миром редко даны человеку от природы сполна, чаще" для этого требуются старания и соответствующая работа. К этому не­возможно прийти без активного творческого отношения к собствен­ной жизни. Отсутствие мотивации к самопознанию, саморегулирова­нию, и саморазвитию создает основу для ослабления психологической устойчивости, а затем и к болезням. Отсутствие соответствующей психологической компетентности может быть причиной того, что человек не осознает связи между эмоциональным дискомфортом, углубляющейся дисгармонией личности и соматическим расстрой­ством.

Высокий уровень социальной напряженности, характерный для нашей страны, может быть снижен на основе комплексного подхода. Это требует использования разнообразных средств и методов. Боль­шую роль должно сыграть развитие и распространение психологиче­ской культуры и психогигиены среди всех слоев населения.

Гармония личности не может быть типовой, но только уникальной. Социализация, считает А. А. Реан, протекает в единстве с другим про­цессом - индивидуализацией (Реан, 1999). Он подчеркивает, что со­циализация не есть антипод индивидуализации, якобы ведущий к ни­велированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот: в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным, и противо­ речивым образом. Распространенная в психологии личности (и в нау­ках о личности в целом) парадигма «от социального к индивидуаль­ному», несомненно, имеет серьезные основания и глубокий смысл. Однако ее прямолинейное понимание и соответствующее развитие лишают человека субъектного начала или же рассматривают его как незначимое.

^ Понятие гармонии личности

В обсуждаемой области широко используются разные понятия: обще­научные (равновесие, целостность, интегрированность), естественно­научные (например, адаптация, здоровье), гуманитарные (благополу­чие, социальная зрелость, личностная зрелость, душевное равновесие). В большинстве случаев понятие гармонии раскрывается через поня­тия согласованности и стройности. «Согласованный» означает достиг­ший единства, «стройный» означает имеющий правильное соотноше­ние между своими частями. Напомним еще раз, что с античных времен гармонию связывают с равновесием противоположно направленных сил. Все эти три понятия, помогающие уточнить содержание гармо­ нии, необходимы и для уточнения характеристик личностной гармо­ нии.

Гармония - более высокий уровень интегрированное™ личности по сравнению с устойчивостью личности, а устойчивость - более вы­сокий уровень интегрированное™ личности по сравнению с адапти-рованностыо. Интегрированность личности - это ее целостность (в со­ответствии с этимологией термина «интеграция»). Понятия гармонии и интегрированное™ довольно тесно связаны, но не эквивалентны. Личность может быть интегрированной и негармоничной. Но не мо­жет быть гармоничной и неинтегрированной.

Единство, цельность или целостность, согласованность - очень близкие понятия. Но о какой именно согласованности идет речь при­менительно к личности? И какая несогласованность - чего с чем, приводит к нарушению гармонии? С нашей точки зрения, в ответах на эти вопросы на передний план выступает согласованность разных планов бытия человека. Гармония личности - это согласованность и соразмерность основных сторон бытия личности: многомерного про­странства личности, времени и энергии личности (как потенциальной, так и реализуемой). Соразмерность количественных характеристик пространства, времени и энергии личности можно конкретизировать как соразмерность между объемом пространства личности, скоростью личностного времени и уровнем энергии личности.

Кроме того, это соотнесенность внешнего и внутреннего простран­ства личности, их достаточно тесная связанность; соотнесенность внеш­него (событийного) и внутреннего времени личности; соотнесенность потенциальной и реализуемой энергии; соразмерность энергических и информационных ресурсов. Гармония - это и равновесие между

Ощущением самодостаточности и чувством общности (общности -например, в адлеровском смысле).

В изучении личности применимы общенаучные понятия. Про­странство, время и энергию личности следует рассматривать в четы­рех основных планах ее бытия: физическом (предметном), витальном, социальном, духовном. Поскольку личность является высшим инте­гратором в человеке, то одна из сторон личностной гармонии - согла­ сованность всех планов ее бытия.

Существование в физическом пространстве (физическое бытие) - это существование в мире тел и предметов, включенность в мир нежи­вой природы (включенность индивида как тела). Никакое функциони­рование человека, эффективное поведение, деятельность и жизнедея­тельность невозможны вне мира предметов и вещей, без адекватного отражения характеристик этого мира. Тело любого человека имеет вполне определенные физические характеристики. В физическом про­странстве человек существует как (физическое) тело.

Существование в витальном пространстве (биологическое бытие) -это жизнедеятельность, включенность в мир живой природы как ин­дивида. Вся жизнедеятельность человека подчинена биологическим законам и невозможна вне мира живой природы.

Существование в социальном пространстве (социальное бытие) -это социальная жизнь, включенность в мир людей как личности, как члена макро- и микросоциума. Социальное бытие - это погружен­ность в межличностные отношения, реализация стремления сохранить межличностные отношения или изменить их в желаемом направле­нии, расширить свое влияние, усилить авторитет и т. п. Вне социаль­ного пространства человек не может удовлетворить свои социальные потребности. В нем представлены прошлые поколения данного со­циума и его история. Оно сохраняет их в виде традиций, устоявшихся социальных норм, правил. Но социальное пространство является в первую очередь пространством современников, сообществом людей, проявляющих активность, непосредственно общающихся друг с дру­гом и влияющих друг на друга.

Существование в духовном пространстве - это духовная жизнь, включенность в мир духовного как субъекта, имеющего духовные потребности; приобщение к высшим ценностям человеческого бы­тия (идеалам нравственности...). Духовная жизнь - это и реализация стремления внести свой вклад в сохранение высших ценностей. Это также деятельность, направленная на расширение круга людей, при-

Нимающих те ценности, которые обоснованы субъектом, или ценно­сти, к которым он присоединился как последователь.

В духовном пространстве субъект принадлежит всему человечест­ву, является его частью. Оно существует не только в настоящем, а в более широком масштабе: прошлом, настоящем и будущем. Духовное пространство шире пространства социума или этноса. Духовный мир аккумулирует опыт предыдущих поколений, сохраняет то, что про­шло проверку временем, приобрело статус вневременных ценностей.

Закономерности телесной и психической жизни индивида часто выступали предметом исследований. Этого не скажешь о духовной жизни как о предмете психологического исследования. Разумеется, духовное бытие - предмет междисциплинарного исследования, а не одного лишь психологического. Однако усвоенная личностью духов­ная культура, принятые ею гуманистические ценности, способность переживать духовное единство с другим человеком, определенной общ­ностью людей или всем человечеством - все это факторы, обусловли­вающие жизненно важные выборы личности. В связи с этим рассмот­рение основ личности будет неполным, если не коснуться вопросов ее духовного бытия.

Пространство духовного бытия - особое. Оно в отличие от некото­рых параметров внешнего пространства и отношений личности (напри­мер, социальных, экономических, правовых) не может быть определено в координатах физического или географического пространства. Найти сколько-нибудь отчетливые пространственные границы гуманистиче­ских ценностей или духовных традиций невозможно. И смысл бытия человечества, и смысл жизни отдельного человека не имеют эквива­лентов в физических пространственных измерениях. Это явления, од­новременно принадлежащие и внутреннему пространству личности, и ее внешнему пространству и пространству социума. Духовность как явление общечеловеческого масштаба не могла бы существовать, если бы отдельная личность не имела внутреннего мира, собственного смыс­ла жизни или желания его обрести.

Духовный мир относительно независим от остальных пространств - физического, витального и социального. Духовное бытие более инер­ционно в своем укладе, чем социальное, поскольку природные, эконо­мические и иные изменения оказывают на него опосредованное влия­ние.

Внутреннее пространство личности существует, поскольку чело­век наделен способностью к рефлексии; в ходе развития и усложнения у личности возникает самосознание. Представления о мире и о себе,

Переживания различных событий, самоотношение и саморегуляция, жизненные цели и планы личности - все это составляет ее внутрен­нее пространство (субъективный мир). Внешние пространства пред­ставлены во внутреннем мире. С другой стороны, во внешней актив­ности личности так или иначе отражается ее внутренняя жизнь.

Таким образом, внешнее пространство и внутреннее пространство не разделены, а пересекаются. По этой причине будет точнее говорить не только о различных частях личностного пространства, но и о мно­жестве его измерений.

Для гармонии личности важно равновесие событийной наполнен­ ности внешней и внутренней жизни человека и равновесие в активно­ сти, которая может быть разделена на два потока - экстраактивность и интроактивность.

В субъективном аспекте гармония - это переживание благополу­чия в разных его аспектах. ^ Духовное благополучие - ощущение при­частности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный го­лод). Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни. Социальное благополучие - это удовлетворенность личности своим социальным статусом и актуальным состоянием об­щества, к которому личность себя относит. Это и удовлетворенность межличностными связями, статусом в микросоциальном окружении. Витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочув­ствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий ин­дивида физический тонус.

В плане психологической устойчивости личности гармонию мож­но рассматривать как равновесие между отдельными опорами устой­чивости, согласованность между ними, равновесие их значимости. Акцент на одной опоре может давать устойчивость, но это несовер­шенная устойчивость, хотя она может быть длительной. Душевное равновесие следует понимать и как равновесие веры в себя, в свои си­лы и в силы окружения. В частности, это равновесие между силой воздействующей причины и силой отклика.

^ Гармония отношений личности

Личность является одновременно феноменом индивидуального и со­циального бытия. Внутренняя гармония невозможна без гармонич­ных связей с социальным окружением, без удовлетворяющего лич-

Ность социального бытия. В свою очередь, гармония межличностных отношений предполагает согласие индивида с самим собой, настроен­ность (а не «расстроенность») внутреннего мира личности.

В перечне чувств мы выделяем такой их вид, как интеракционные (диспозиционные) чувства, регулирующие межличностное взаимо­действие субъекта, и два их подвида - сближающие и удаляющие (Куликов, 2003). Самые важные в этом перечне - девять пар проти­воположных друг другу чувств, выделенных на основе принятия дру­гого человека и стремления сблизиться (уменьшить межличностную дистанцию) либо, наоборот, непринятия и стремления удалиться от него (табл. 3.1).

Таблица 3.1

^ Интеракционные чувства личности


Сближающие чувства

Удаляющие чувства

Единство (общность) с человеком (людьми)

Одиночество

Дружелюбие

Отвращение (или неприязнь)

Добросердечие

Злоба, злость

Уверенность в собственной правоте

Вина (или раскаяние)

Собственная достаточная значи­мость

Зависть

Гордость (за себя)

Стыд (или смущение)

Признательность (какому-либо че­ловеку или людям)

Обида

Уважение (к какому-либо человеку или людям)

Презрение (к какому-либо человеку или людям)

Любовь

Ненависть (по отношению к этому человеку)

Гармония возможна при достаточно выраженных сближающих чувствах, превышающих по силе удаляющие чувства. Вероятно, чем больше сближающих чувств, тем полнее, совершеннее гармония лич­ности. Но даже одно сильное удаляющее чувство может разрушить гармонию при выраженных сближающих чувствах.

Несоразмерные сближающие чувства - заостренные, нарушают гармонию. Безграничное единство может приводить к бездумному со­гласию, к общности с одинаковостью во всем и, таким образом, к потере

Собственной индивидуальности. Дружелюбие, проявляемое по отно­шению ко всем, может приводить к неразборчивости в межличност­ных отношениях и неадекватно сниженной критичности в оценках людей. Добросердечие может переходить во всепрощенчество (бес­принципность), а уверенность - в неадекватную самоуверенность или уверенность в собственной непогрешимости. Собственная значи­мость может перейти в собственную сверхценность, а гордость -в гордыню, признательность - в утрированную благодарность и не­адекватное восхваление, уважение - в культовое преклонение и идо­лопоклонство, любовь - в любовную слепоту (неспособность видеть и воспринимать что-либо иное, кроме объекта любви, фиксирован ность с обеднением, уходом на второй план всей гаммы чувств).

Уважение, перешедшее в культовое преклонение, порождает силь­ные удаляющие чувства по отношению ко многим окружающим, ини­циирует ряд удаляющих чувств - презрение, отвращение, ненависть. Преклонение при фиксации на одном объекте может перейти в фана­тизм. Он особенно опасен, поскольку лишает личность способности к эмпатии, сопереживанию из-за предельной центрированности на чем-то, из-за иррационального принятия кого-либо, преданности чему-то (делу, идее). В последнем случае он позволяет обрести в кругу подоб­ных чувство принадлежности. Снизив значимость остальной части социума (родителей, учителей, правительства...), для полного приня­тия себя и самоуважения может хватить включенности в группу фа­натов того или иного эстрадного певца, футбольной команды, группу толкиенистов и т. д. Остальные, не входящие в круг своих, при этом начинают восприниматься и оцениваться как недалекие, ограничен­ные.

В любой страсти есть свое очарование. Истовость, ревностность, рьяность имеет красоту силы. Это то природное явление, на которое в человеке отзываются глубинные струны. Вероятно, немалая часть этого объясняется достаточно просто - феноменом индукции (пси­хической заразительности), идущей от человека с повышенной силой внушения. У истероидной личности энергия появляется благодаря обратным токам, идущим от окружающих.

^ Гармония развития личности

Еще один аспект гармонии личности - согласованность развития и функционирования основных сфер личности. Начиная со Средних ве­ков в западной цивилизации (к которой в большей степени принадле-

жит Россия) доминируют ценности развития когнитивной сферы лич­ности. Однако обилие знаний не делает автоматически человека ни более гармоничным, нн более благополучным, ни более счастливым. Такое одностороннее развитие привело в XX в. к научно-технической революции без адекватных, соразмерных продвижений в гуманитар­ном развитии. Именно в этом кроется причина разрушения экологии планеты и «топтания на месте» в духовной сфере. Во многих общест­вах и у многих индивидов усилилась тенденция не тратить время на чувства, эмоции. Это не способствует духовному и физическому здо­ровью человека: накопившиеся чувства и желания, вырываясь на во­лю, вносят разрушительный элемент в устоявшуюся жизнь, приводят к дефицитарному развитию эмоционально-чувственной сферы, к нев-ротизации общества и снижению жизненного тонуса людей во мно­гих, в том числе и высокоразвитых (технологически), странах. На кон­троль и сдерживание эмоций тратится много энергии.

Будучи живым существом, человек теряет в себе живое. О какой гармонии отношений может идти речь, если ценности конкуренции доминируют и в отдельных обществах, и в человеческом сообществе в целом? Открытость миру, сближающие чувства прорываются часто лишь в моменты трагедий.

Сейчас нередко обсуждается доминирование в российских этно­сах ценностей индивидуализма-коллективизма, рассматриваемых в качестве полюсов одной шкалы. Две эти ценности, скорее всего, можно рассматривать как противоположные. В российских этносах заметно определенное продвижение в сторону индивидуалистичное™. Учи­тывая опасность и повышенную неустойчивость крайностей, можно относиться к перемещению от полюса коллективизма как к положи­тельному явлению. Однако здесь надо выделить два существенных момента. Во-первых, нежелательна другая крайность. Во-вторых, бо­лее конструктивным и в личностном, и в социальном масштабе было бы продвижение не к индивиду алистичности, а к полноценной инди­ видуальности каждого члена социума. К этому может вести прежде всего ориентация на ценности самопринятия, более полного приня­тия своей индивидуальности и принятия индивидуальности других. В личностном плане это связано с усилением ощущения самодоста­точности, а в социальном - продолжении личностного - это проявится в таких остро необходимых аспектах отношения к другому человеку, другому этносу, другому обществу, другой религии, как терпимость. Индивидуализм без индивидуальности - вариант дисгармонии и на уровне личности, и на уровне межличностных отношений. Можно по-

Лагать, что отход от коллективистских ценностей способствовал бы сокращению базы для чувства ненависти между отдельными социаль­ными группами, в частности привел бы к уменьшению числа сектант­ских общин.

К сожалению, действительность не позволяет пока питать боль­ших надежд. Вместо продвижения к индивидуальности, не отрицаю­щей многих ценностей коллективизма (участие в жизни других, го­товность прийти на помощь и надежда на помощь, ощущение общей судьбы, чувство общности в адлеровском смысле), мы наблюдаем ско­рее обратное - стандартизацию. Возьмем, к примеру, пандемию по­худания, поразившую огромное количество девушек и молодых жен­щин от 13 до 30 лет на Западе (заметим, что она обошла стороной женскую часть государств третьего мира). Эта навязчивая идея все чаще принимает форму психического расстройства (искажение образа собственного тела, страх перед лишними килограммами), приводяще­го к отказу от еды и серьезной - иногда необратимой - потере веса. Среди причин этого недуга называют погоню за идеалом (стандарт­ным), которым в современной западной культуре является стройная и даже худая фотомодель, а также моду на «мальчиковую» одежду, обувь и оформление внешности. Того же плана и новые веяния у представительниц юго-восточных этносов, например японок: менять посредством косметических операций разрез глаз с восточного на ев­ропейский.

^ Духовное бытие и смысл жизни личности

Выше нами было отмечено, что духовная жизнь не часто выступала предметом психологического исследования. Потребность находить, понимать или переживать смысл своего бытия занимает, возможно, центральное место в духовном пространстве личности. Потеря смыс­ла жизни приводит не только к значительной дисгармонии, но и к де­прессивным состояниям, суицидным намерениям.

Отечественный психолог и философ С. Л. Франк утверждал, что вопрос о смысле жизни волнует и мучает в глубине души каждого че­ловека:

Человек может на время, и даже на очень долгое время, совсем забыть о нем, погрузиться с головой или в будничные интересы сегодняшнего дня в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве, довольстве и зем­ных успехах, или в какие-либо сверхличиые страсти и «дела» - в полити­ку, борьбу партий и т. п. - но жизнь уже так устроена, что совсем и навсе-

Гда отмахнуться от него не может и самый тупой, заплывший жиром или духовно спящий человек: неустранимый факт приближения смерти и не­избежных ее предвестников - старения и болезней, факт отмирания, ско­ропреходящего исчезновения, погружения в невозвратное прошлое всей нашей жизни со всей иллюзорной значительностью ее интересов - этот факт есть для всякого человека грозное и неотвязное напоминание нере­шенного, отложенного в сторону вопроса о смысле жизни (Франк С. Л.).

Вопросы духовности долгие годы не считались проблемами науч­ной психологии. Основная причина этого заключается в том идеоло­гическом контроле, которому была подчинена отечественная психо­логическая наука в советское время. Для официальной пропаганды смысл жизни для всех граждан страны был определен в «Моральном кодексе строителя коммунизма». Все другие толкования данной темы «любителей пофилософствовать», «гурманов гуманитарной мысли» вытеснялись из общественного сознания. Слабая разработанность этих вопросов в гуманитарных науках имеет свои негативные последствия до сих пор.

В настоящее время в понятии духовности не усматривают какого-либо мистического контекста. К нему относят освоенные личностью богатства духовной культуры человечества, основные ценности обще­ства, нравственные принципы и правила, понимание и переживание смысла жизни.

Смысл жизни и духовность личности многие века были предметом размышлений отечественных ученых, писателей, религиозных деяте­лей. Ученые прошлого и современности находили и находят решение узловых проблем духовности в христианском учении. Многие века нравственные принципы людей самых разных слоев населения опи­рались именно на религиозные нормы. Лучшие умы России принима­ли это не только умом, но и сердцем. Вспомним Ф. Тютчева:

Растлен ье душ и пустота, Что гложет ум и в сердце ноет, - Кто их излечит, кто прикроет? Ты, риза чистая Христа...

Духовное бытие можно рассматривать не только как одну из сторон бытия, но и как высшую форму личного существования, характери­зующуюся освобождением от давления обыденной жизни, от соблаз­на влечений и пристрастий собственной самости, а также признанием приоритета духовных ценностей над остальными.

Духовное бытие - это процесс постоянного духовного развития, процесс формирования духовных потребностей и процесс их удовле-

Творения, не насыщаемого удовлетворения. В ходе этого развития че­ловек обнаруживает наиболее близкие ему ценности общества (добро, красота, истина) и приобретает представления о нравственных прин­ципах и правилах. Духовные потребности присущи каждому челове­ку - не только тому, кого принято называть духовной личностью. Любой человек имеет собственные представления о добре и зле, нрав­ственном и безнравственном, красоте и уродстве, истине и заблужде­нии, любви и ненависти, о главных ценностях со-бытия - совместно­го бытия в обществе. Разумеется, острота этих потребностей весьма различна, человеческая индивидуальность проявляется и в этой сфере. У большинства людей сильна потребность в самореализации - ос­воении социального пространства. В этом освоении человек непре­менно опирается на те или иные духовные ценности, учитывает эту важную сторону общественной жизни.

И духовное развитие, и личностное развитие в целом, и формиро­вание индивидуальности возможны в спонтанном, свободном поведе­нии, в деятельности, позволяющей проявлять творческие наклонно­сти. Свобода без ответственности за себя, свои решения и поступки превращается в иллюзию свободы. Ответственность без свободы вы­бора превращается в рабство. Положение раба исключает возмож­ность самореализации личности, саморазвития, духовного и социаль­ного роста.

Людей, имеющих «скромные» духовные потребности, - меньшин­ство. Большинство же ощущает их достаточно сильно и ищет способы их удовлетворения. Человеческая индивидуальность в этом аспекте проявляется в том, что далеко не все ищущие имеют достаточный ре­сурс терпения и выносливости на этом нелегком пути. Не все ищущие понимают, что вопрос о смысле жизни не имеет простых, общих или универсальных решений. Смысл жизни, конечно, в той или иной мере может быть сходным у разных людей. Но в любом случае путь обрете­ния смысла человек должен пройти самостоятельно. Возвращаясь к значению индивидуальности, необходимо подчеркнуть, что и по этой характеристике - ощущению духовного голода - люди весьма разли­чаются. Одни понимают или, точнее, чувствуют, что некоторая неудов­летворенность решением будет сопровождать всю жизнь, что известная неопределенность нормальна и неизбежна. Ведь иначе трудно пред­ставить себе источник энергии для саморазвития. Другие же ждут простых, однозначных, быстрых решений. И находятся люди, предла­гающие эти быстрые решения, которые нередко преподносят деструк-

Тивные культы. Последние наносят огромный вред духовному и ду­шевному здоровью. В культовых сетях часто оказываются молодые люди.

Для молодых людей с обостренной потребностью в самореализа­ции деструктивные культы имеют дополнительные привлекательные стороны, поскольку в них взращивается идея избранности, высокого предназначения каждого последователя, что дает возможность ощу­тить свой резко возросший статус. Привлекательность этого столь вы­сока, что мешает рассмотреть обман. Предназначение «спасти челове­чество» в деструктивных культах часто странным образом уживается с нетерпимостью и агрессивностью в отношении к непосвященным: «Кто не с нами, тот против нас». Если бы деструктивные культы дейст­вительно способствовали развитию личности и духовному совершен­ству, то у адептов рядом с верой в то, что они могут служить образцом для подражания, жила бы терпимость, доброе отношение «к младшим братьям» - отстающим в своем духовном росте. Верный признак ду­ховного совершенства - терпимость. Но ее-то и нет в деструктивных культах.

Добавим аргумент, подтверждающий иллюзорное удовлетворение духовных потребностей в деструктивных культах. Разуверившиеся в православии или католицизме, конфуцианстве или буддизме молча оставляют церковь, отходят от одной веры и начинают искать другую. Кто-то ищет новую религиозную веру, кто-то нечто иное, вселяющее надежду и укрепляющее душевные силы. Однако многие покинувшие секты становятся активными разоблачителями их деятельности. По­чему это так? Потому, что им становится ясно, что они были обману­ты, они хотят уберечь от обмана других людей.

К распространению деструктивных культов в значительной мере привело разрушение общинного образа жизни в России и других стра­нах (по ряду причин неизбежное), ограничение возможности полно­ценно переживать чувство социальной принадлежности. Эти культы производят разрушающее воздействие на личность, семью и общест­во. В деструктивных культах отсутствует свобода личности. В них на­меренно и направленно принижают значение интеллекта, препятст­вуют попыткам адептов самостоятельно и рационально осмыслить то воздействие, которое на них обрушивается. Любому существу для рос­та необходимо жизненное пространство, свобода, причем свобода в разных смыслах и аспектах: свобода выбора образа жизни и рода за­нятий, свобода в мыслях и в общении...

Свобода личности и действительное удовлетворение духовных по­требностей возможны, если человек ответствен за свои действия и по­ступки, решения, если он сохраняет критичность мышления и осуще­ствляет все личностно значимые выборы самостоятельно, если у него сохраняется ясность сознания.

В традиционных религиях человека нацеливают на постоянную внутреннюю работу и духовное развитие. Этого нельзя сказать о дест­руктивных культах. Они весьма разнообразны и по идейной, миро­воззренческой направленности, и по форме. Объединяет их то, что все они обращаются к духовным потребностям человека - потребностям ощущать смысл жизни, понимать свое место в обществе, стремиться к совершенству, надеяться на бессмертие души. К сожалению, для со­временной России характерен идейный вакуум, отсутствие ясных и привлекательных духовных ценностей и ориентиров. Эти составляю­щие общественного сознания вызревают вместе с формированием гражданского общества благодаря активно функционирующим обще­ственным институтам, профиль которых позволяет включаться в по­иск таких ориентиров.

^ Согласованность жизненных процессов личности

Что подразумевается под процессами жизни? Жизнь личности - по­стоянное движение, изменение, развитие. Без движения, без динами­ки невозможно представить жизнь личности. Без этого личность не­жизнеспособна, поэтому и говорить о здоровье не приходится. Жизнь личности протекает благодаря множеству процессов, которые, слива­ясь, и образует самый процесс жизни. Перечислить все процессы не­возможно. В целях научного анализа необходимо выделить основные, стержневые, дающие некоторое русло остальным. Такими процессами являются: функционирование, самоуправление (включая саморегуля­цию), развитие и адаптация. У каждого из них есть противополож­ность - это такая форма протекания, при которой снижена или отсут­ствует продуктивность из-за рассогласования между отдельными звеньями процесса. Четыре пары этих процессов полярной направ­ленности представлены в табл. 3.2. В левой части таблицы - процес­сы с продуктивной направленностью, они повышают саногенный по­тенциал личности, а в правой части таблицы - процессы с негативной направленностью, понижающие саногенный потенциал личности.

^ Таблица 3.2

Основные жизненные процессы личности


Функционирование

^ Функционирование - это проявление поведенческой и деятельност-ной активности.

Это также поддержание условий, необходимых для продолжения жизнедеятельности (собственной и/или других людей), для осущест­вления деятельности и поведения (собственной и/или других людей), для сохранения всего имеющегося и достигнутого.

^ Адекватное функционирование - это устойчивая активность, прояв­ляющаяся в нахождении и повторении в необходимом (для достижения целей, решения актуализированных задач) количестве действий и опе­раций (умственных и двигательных), движений, реакций, локомотор­ных актов и т. п.

Критерии адекватного функционирования: продуктивность, целе­направленность поведения, успешное достижение цели поведения или деятельности, соответствие необходимых действий, движений вре­менным рамкам, которые определяет ситуация.

Рационализация поведения и деятельности является важным ас­пектом динамического потенциала здоровья. Заслуженный успех производит сильное саногенное воздействие. Хорошо известна пого­ворка: «Раны победителя заживают быстрее». Стоит заметить, что умение достигать успеха редко становится предметом обучения.

Успех приходит к тем, кто готов неутомимо искать свои главные способности, кто верит, что затраченные на поиск усилия будут воз­награждены, к тем, кто верит, что его время придет и то, к чему он стремится, достижимо.

^ Дисфункиионирование (неустойчивое функционирование) - неуме­ние находить способы и приемы необходимых действий. Неспособ­ность к повторению в необходимом количестве действий и операций, движений, реакций, локомоторных актов и т. п.

Данная неспособность может быть обусловлена недостаточной выносливостью или сниженной устойчивостью к монотонии.

^ Самоуправление и саморегуляция

^ Самоуправление - это настройка, коррекция функций, процессов, со­стояний.

Самоуправление включает в себя саморегуляцию и самоконтроль. Основным критерием регуляции выступает ее адекватность. Адекват­ная регуляция поведения и деятельности, психических и телесных про­цессов (саморегуляции личности и индивида) характеризуется пол­нотой и своевременностью контроля, коррекции...

^ Лисрегуляиия (неадекватное самоуправление): рассогласованное управ­ление, неумелое самоуправление в познании и обшении, неэффектив­ная регуляция того или иного вида поведения и деятельности, несогла­сованность в протекании психических процессов.

Пожалуй, центральной проблемой регуляции в сфере общения вы­ступает контроль за собственной гневливостью. Сердитые, агрессив­ные люди больше подвержены сердечно-сосудистым, гормональным, раковым заболеваниям, стрессу.

Нередко говорят о том, что нельзя держать гнев внутри себя. Чего больше - плюсов или минусов - дает «выпускание паров», сказать трудно, скорее, минусов. На первый взгляд это дает облегчение, пото­му что агрессия, волевым усилием направленная внутрь, создает на­пряжение. Об ограниченной действенности одного лишь волевого по­давления эмоций разговор уже шел в первой главе. Чем же чревато выплескивание сильного гнева? Вспышки гнева дают большую на­грузку на сердце, усиливают выделение адреналина, увеличивают риск инфаркта. Выражая сильные эмоции в поведении, мы нередко их затягиваем или обостряем. Проявляя гнев, мы можем его усилить. Если же он направлен на людей, то следует ожидать аналогичного проявления с их стороны: «Сердитому палка сыщется».

Раздражительность, гневливость увеличиваются при стрессе. Ис­пользовать приемы снижения напряжения - более надежный путь

Преодоления гневливости. Если гнев появляется часто, вряд ли он обусловлен каждый раз только ситуацией.

^ Развитие и динамика личности

^ Развитие - это постоянный процесс изменения личности, возникнове­ния новых структур и отмирания старых, расширения одних структур и сужение сферы действия других.

Развитие личности в значительной степени является саморазви­тием. Критерии саморазвития: динамичность (успешное продвиже­ние по закономерным этапам), согласованность отдельных линий раз­вития.

Регресс или замедление духовного, психического и телесного раз­вития человека, если не имеют органических причин, то связаны с той или иной дисгармонией личности. Трудно представить себе гармо­ничное и одновременно замедленное развитие.

Регресс или замедление могут быть временными, преходящими, вызванными кризисом развития, встречей с серьезными препятствиями на пути к жизненным целям, нарушением жизненных планов. Могут также возникнуть как реакция на значительные изменения социально-экономических условий, сопровождаемых пересмотром общественных ценностей, заменой идеалов, расшатывающих жизненные принципы.

Адаптация

^ Адаптация - изменение, перестройка, коррекция процессов развития, регуляции и функционирования соответственно актуальным условиям, изменениям среды (социальной и природной).

Основные критерии адаптации: полнота и своевременность.

^ Дисадаптаиия (дезадаптация) - отсутствие или недостаточность таких связей с людьми ближайшего и широкого окружения, которые позволя­ют личности нормально функционировать, осуществлять самоуправле­ние и саморегуляцию, развиваться.

Дисадаптированность может быть вызвана утратами (близких лю­дей, разводом...), разрывом эмоциональных связей (длительная раз­лука, оставление дома детьми...) и другими причинами. Эти и другие причины нарушают имевшуюся структуру микросоциальных связей или макросоциальных связей (изменение социального статуса - чле-

На общества, партии..., изменение должностного статуса...) и заставля­ют тратить силы и пытаться восстановить адаптацию. То есть найти партнеров, с которыми возможно эмоционально насыщенное довери­тельное общение, психологическая поддержка - сочувствие, понима­ние, совет, помощь и т. п.

^ Взаимосвязь основных процессов человеческого бытия

Все процессы тесно связаны: нарушения в протекании одного нега­тивно сказываются в другом. Невозможность нормально функциони­ровать по внутренним (то или иное дисфункционирование) или внеш­ним причинам (например, невозможность трудиться, двигаться, упражняться в реагировании на внешние стимулы и т. д.) приводит к нарушению самоуправления и саморегуляции (возникает детрениро-ванность, снижаются умения, ослабевают навыки самоконтроля и т. д.). Дисфункционирование ограничивает развитие или делает его невозможным, поскольку человек не в состоянии быть продуктив­ным: создавать нечто новое, полезное для других, интересное... Дис­функционирование нарушает и адаптацию, поскольку статус субъекта, неспособного к продуктивному поведению и деятельности, ограничи­вает его влияние, социальные роли, приводит к излишней зависимо­сти от окружающих.

Так же и неадекватное самоуправление, дисрегуляция нарушают все остальные процессы.

Замедление развития может и не нарушать функционирование полностью, но делает его менее продуктивным. Этот эффект может проявиться не сразу, быть отставленным во времени, но тем не менее связь здесь достаточно прочная.

Дисадаптация также нарушает течение остальных процессов: со­кращает репертуар поведения, ограничивает выбор видов деятельно­сти, снижает успешность поведения, продуктивность деятельности или делает невозможным функционирование, предполагающее бла­гоприятные отношения с другими людьми, взаимодействие с другими людьми.

В одной из своих книг К. Роджерс писал, что личностный способ бытия в мире - это бесконечный процесс становления. Личностное развитие - процесс постоянного изменения личности в направлении все более полного раскрытия своих потенциалов и достижения жиз­ненных целей, который невозможен без достаточной адаптированности

Личности. Адаптированность также имеет процессуальный характер, она не может быть достигнута однажды и навсегда. Она предполагает гибкость адаптационных механизмов, их упражнение и поддержание в действенной форме. Без этого вряд ли можно ожидать сохранения жизнеспособности индивидуума.

Жизненные цели личности всегда связаны с какими-либо измене­ниями в окружающей среде (построение, производство чего-либо, по­лучение информации, установление новых отношений и т. п.) и внут­ренними изменениями (развитие себя в желаемом направлении, повышение внутренней гармонии, укрепление здоровья и т. п.). Изме­нения, во внешней среде непременно предполагают проявление ак­тивности в поиске каких-либо средств освоения пространства.

П. Жане рассматривал личность как интегрированную психологи­ческую систему, отвечающую всегда как целое на воздействие ситуа­ции путем изменения узора функционирующих и заторможенных компонентов. Поддержание этой системы в состоянии динамического равновесия требует, согласно Жане, значительной психологической силы и психологического напряжения. Если это напряжение по тем или иным причинам падает, происходят различные нарушения функ­ционирования личностной системы, образующие основу неврозов (Ярошевский, Анцыферова, 1974). В теории личности Жане психоло­гическая сила и психологическое напряжение (активация высших по­требностей) взаимосвязаны, они представляют собой энергетиче­скую, динамическую сторону регулируемого поведения (Зейгарник, 1982).

Развитие личности предстает как непрерывное изменение взаимо­действия с социальным пространством, его перестройка и расшире-?ие. Увеличивается количество межличностных связей, растет влия-ие в профессиональной и других жизненных сферах, растет объем знаний, что также создает основу для расширения пространства лично­сти. На наш взгляд, эти процессы расширения личностного простран­ства можно было бы обозначить термином «экстенсия» (расширение). Экстенсия невозможна без определенного уровня напряжения. Повы­шенный уровень напряжения рождает внутренний диссонанс и сниже­ние настроения. Одни люди решают задачу гармонизации своих отно­шений со средой, приспосабливаясь к ней, другие - изменяя среду под свои потребности.

Познание самого себя возможно через самораскрытие и самоиспы­тание в делах и поступках, но возможно и через самосозерцание и са­моисследование. Это два различающихся по направленности и способам

Реализации подхода, но один подход не исключает, а предполагает другой. Любому человеку необходимо и продвижение внутрь себя, и продвижение в окружающий мир. Относительное доминирование поведенческого или когнитивного аспекта самоопределения влияет на осознанный и неосознанный выбор подхода в самопознании - че­рез самораскрытие или самоисследование. Активность, направленная внутрь, преимущественно служит целям адаптации, которая невоз­можна без активности такого рода.

Процесс самореализации определяет личностную динамику в ши­роком временном масштабе, основные черты жизненного пути лично­сти. Процесс адаптации также продолжается всю жизнь, поскольку социальная адаптированность не может быть обретена однажды и на всю жизнь. Меняется окружающая среда, меняется человек, и всегда в той или иной степени существует потребность в адаптации.

Баланс между изменениями и постоянством, содержание измене­ний, стабильность определенных личностных образований обусловле­ны воздействиями среды, состоянием личностной динамики. Послед­нее обусловлено возрастной динамикой, развертыванием жизненного пути, а также множеством факторов субъективного мира личности, таких как определение, понимание и переживание смысла жизни, вы­бранный жизненный путь, видение жизненной перспективы, удовле­творенность самореализацией, соотношение жизненных целей, при­тязаний и достижений. Самореализация и адаптация не исключают друг друга, но по ряду параметров эти виды активности разнонаправ-лены.

Освоение пространства требует не только активности, но и опреде­ленного уровня напряжения. О неприемлемости противоположного подхода в трактовке мотивов человека писал Г. Оллпорт:

Я думаю, мы должны согласиться с К. Гольдштейном, что «редукция на­пряжения» - малоудовлетворительное объяснение функционирования зрелых психогенных мотивов... Стремление к равновесию, «редукция на­пряжения», «влечение к смерти» кажутся поэтому тривиальными и оши­бочными представлениями о мотивации нормального взрослого человека (1982, с. 107).

Итак, и развитие личности, и адаптация требуют напряжения. В гармонизации внутреннего мира личности, повышении устойчиво­сти настроения вряд ли есть место простой зависимости - чем меньше напряжение, тем выше, радостнее настроение. Г. Селье писал о том, что разным людям требуются для счастья различные степени стресса. Он приводил слова лауреата Нобелевской премии Альберта Сент-

Дьердьи: «Счастье - это в значительной мере реализация самого се­бя, то есть удовлетворение всех духовных и материальных запросов» (Селье, 1979, с. 62). Развитие личности предполагает переживания неудовлетворенности собой, которое, также, может приводить к напря­жению. Но напряжение таит в себе опасность превышения допустимо­го уровня и снижения настроения и возникновения неблагоприятных состояний. Сохранение устойчивого настроения, «настроенность ду­ши», гармония развития связаны с умеренным напряжением, не при­водящим к дискомфорту. Под умеренным напряжением здесь имеется в виду такое, которое соразмерно (соответствует) личностным и ин­дивидным ресурсам, возможностям человека.

Напряжение самореализации, превышающее ресурсы саногенного потенциала, может опосредованно препятствовать самореализации лич­ности. При этом направленность адаптационных процессов меняет­ся-с обеспечения самораскрытия на обеспечение выживания. В этих явлениях также важную роль играют личностные особенности. Воз­можности личности в самореализации качественно различны в тех случаях, когда психические нагрузки оптимальные (побуждение лич­ности к развитию) и когда - экстремальные (дезинтегрирующее воз­действие на личность) (Микшик, 1990). Акцент на активность или адаптивность и последствия повышенного напряжения зависят, без­условно, не только от личностных особенностей, но и от ситуацион­ного контекста.

Таким образом, ведущее значение для личностной динамики имеют самореализация личности и расширение социального пространства-времени личности. Они предполагают определенный уровень напря­жения. При достаточной личностной гармонии от разрушительного напряжения личность защищает ее саногенный потенциал. Если он недостаточен, то неудовлетворенная потребность в самореализации и расширении социального пространства-времени личности вызывает диссонанс, снижение настроения, ухудшения состояния, а затем эмо­циональные и прочие расстройства.

С другой стороны, вялая динамика развития и функционирования личности так или иначе приводит к тому, что личность не достигает желаемого статуса - социального, группового, личностного. Стано­вится негативным самовосприятие, снижается самооценка, формиру­ется пессимистическое отношение к жизненной ситуации, ожидание безрадостного будущего. Вследствие этого возникает сниженное на­строение, то или иное негативное психическое состояние, учащаются

Переживания неблагополучия. Все это предрасполагает, в свою оче­редь, к возникновению расстройств и болезней.

Следовательно, личностная динамика и саногенный потенциал взаимозависимы. Для динамичного личностного развития требуется определенный уровень саногенного потенциала, а успешное личност­ное развитие повышает саногенный потенциал.

Продуктивное функционирование, адекватная саморегуляция, ди­намичное развитие, достаточно полная адаптация возможны при пси­хологической устойчивости личности. Это сложное личностное каче­ство, способность заслуживает детального рассмотрения, которое мы постараемся осуществить в следующей главе.

Контрольные вопросы


  1. Каковы характеристики личностной гармонии?

  2. Каковы черты гармонии межличностных отношений?

  3. Опишите основные процессы бытия личности.

  4. Опишите гармонию как согласованность основных жизненных
    процессов личности.
Похожие публикации