Он Близнецы, она Близнецы: совместимость в браке. Совместимость Близнецов в совместной жизни. Дружба Близнецов с Близнецами

Сейчас мало кто помнит, но факт: в 1991-м ежегодный Парад Победы просто отменили.

Несколько лет его не проводили вообще.

По сути, тогда приняли в качестве официальной концепцию «Победа умерла». В Победе было заключено слишком много неактуальных для эпохи ценностей. Её невозможно было отменить, как 7 ноября, но её требовалось спрятать поглубже.
Жёсткость этой концепции смягчили усилением накала сентиментальности. Да, вздыхали центральные медиа. Страны-победительницы больше нет. Но от неё остались ветераны! И какой бы чудовищной ни была наша страна в той войне (чудовищность СССР тогда была практически безусловно признанным фактом), - всё же ветераны честно сражались. Давайте их почтим, ведь с каждым годом их остаётся всё меньше. Дайте им допраздновать.

Эта концепция «временности», остаточности Дня выразилась, кажется, лучше всего в праздновании 50-летия разгрома фашистов. Когда и не отметить было нельзя, и демонстрировать «ностальгию по советской мощи» было нельзя.

Власть, помнится, вывернулась тогда хитрым образом:отменённый парад провели – но без военной техники, в виде строго костюмированного шествия. Исторический музей - чтобы в вышестоящей инстанции никто не заподозрил, что Россия «ностальгирует по мощи» и колеблется в своей верности новым мировым лидерам - завесили плакатом, на котором советский солдат припадал к американскому союзнику. Телевизор наполнили врезки «С праздником, дорогие ветераны!», весь праздник жёстко загнали в слёзно-прощальный формат.

Официоз упорно сигнализировал: потерпите, это ненадолго. «Праздник советского превосходства» скоро кончится. С последним воевавшим.

Фактически эта прощальная сентиментальность действовала в тесной сцепке с так называемой Страшной Правдой. Вместе со «штрафбатами», резунизмом, кочующими по экранам вампирами-смершевцами и изнасилованными немками. Обе они – Страшная Правда и Прощальная Сентиментальность – слаженно работали на то, чтобы выбить Победу из-под ног сегодняшних граждан. И чтобы у них не возникало ощущения, будто они на что-то имеют право в этом мире сегодня.

…Самое интересное, что вторая жизнь Дня Победы началась не в России. Она началась в «советской диаспоре», в новообразовавшихся независимых республиках. Именно там и именно в 90-е День впервые из «праздника со слезами на глазах» превратился в праздник современности и дня сегодняшнего. Ибо он стал днём, если угодно, демонстрации цивилизационной идентичности, «русским праздником» - от Таллина до Севастополя.

Для любого русского рижанина рубежа тысячелетий поехать 9 мая в Парк Победы, купить цветы и возложить их к монументу освободителям города, а потом до вечера гулять в стотысячной толпе - означало не чтить прошлое, а дать понять настоящему: «Это мы победили. И мы живы, и мы по-прежнему здесь». Прибывшие отдохнуть и ставшие случайными свидетелями московские гости умилялись: «Какой у вас это живой праздник. А у нас это чисто так – пойти салют посмотреть».

Однако через несколько лет вторая жизнь Дня Победы началась и в России. С того, что однажды первые несколько сотен тысяч граждан украсили себя георгиевскими ленточками. То есть вышли на улицы с теми самыми знаками самоидентификации, с заявлением «Победа деда – моя Победа».
Сегодня полезно вспомнить, какое дикое противодействие оказывалось этим первым скромным знакам.

В ход шёл главным образом аргумент «это же не вы воевали». «Это же часть ордена, которого вы не достойны». «Лучше бы помогли ветеранам». «Лучше бы обустроили военное кладбище». «Лучше бы заслужили, чем самим гордиться» - миллионы подобных реплик озвучивались от блогов до эфиров радиостанций.

Всё это было, по сути, защитной реакцией той самой «концепции самоотрицания», внедрявшейся в 90-е. Тем, кто данную концепцию продвигал и тем, кто её чистосердечно принял - было глубоко неприятно наблюдать, как Победа, вместо того, чтобы тихо умереть, возвращается на новых носителях.

Любопытно, что винить в «накачке советской ностальгии» власть - тогда не имелось никаких оснований. Власть в нулевые, напротив, всего лишь перестала накачивать граждан какой бы то ни было идеологией, резко снизив накал разоблачений проклятого прошлого. И фактически - дала народу самостоятельно выбрать себе и символику, и праздники.

Народ выбрал, и власть просто пошла за ним. После чего процесс возвращения Победы стал уже неостановимым.

Любой фрилансер в своей работе руководствуется рядом правил. Правила привносят в нашу жизнь порядок и определенность – ведь гораздо проще жить и работать, если знаешь, как поступить в том или ином случае. Например, фрилансер может руководствоваться правилом 100% предоплаты. Это полезное правило, которое поможет избежать контакта с различными мошенниками и кидалами. Подобных правил может быть много, но среди них есть такие, которые далеко не всегда очевидны, так что о них мало кто знает и помнить. А зря, многие из этих правил имеют огромное значение, так как именно они влияют на карьеру фрилансера. Если фрилансер хочет расти и развиваться, если он хочет зарабатывать больше, ему нужно выработать стратегию своего продвижения и руководствоваться правилами не тактическими, а стратегическими. Что же это за правила?

Правило 1. Фриланс это не работа

Многие фрилансеры воспринимают свою внештатную деятельность именно как работу. Трудную, часто даже нелюбимую работу. С таким подходом вряд ли удастся добиться успеха. Если воспринимать фриланс исключительно как способ заработать себе на жизнь, рано или поздно все закончится крахом карьеры. Потому что фриланс это не работа и не карьера. Это образ жизни. И чем точнее фриланс будет соответствовать образу жизни, тем успешнее и счастливее будет человек. Для того, чтобы развитие внештатного бизнеса не останавливалось ни на минуту, нужно всю свою жизнь подчинить делу, которым занимаешься. Это вовсе не означает ментального рабства или самоистязания. Как раз наоборот, это означает ответственность за свою жизнь. Понимая это, фрилансер может двигаться именно в том направлении, которое он считает максимально комфортным для себя.

Фриланс очень гибок, поэтому можно выбрать для себя самые разные пути. Можно работать всего три-четыре часа в день, можно создать распределенную команду или создать цифровое агентство. А если человека привлекает индивидуальное развитие, он может стать нишевым экспертом и тем самым существенно повысить свои гонорары. Главное – всегда помнить, что фриланс это образ жизни.

Правило 2. Жизненный цикл клиента – самый важный показатель в бизнесе

Фрилансер зарабатывает тем, что оказывает услуги другим людям. В этом смысле он целиком зависит от клиентов. Есть заказчики – значит есть деньги, значит есть средства на жизнь. Но заказчик заказчику рознь. Многие фрилансеры полагают, что чем больше клиентов, тем лучше. С этим трудно не согласиться, но все же в стратегическом смысле на успех фрилансера оказывает не количество клиентов, а их качество.

Многие как-то упускают из виду, что существует такая штука, как жизненный цикл клиента. Что это такое? Жизненный цикл клиента это показатель его активности на протяжении определенного времени. Чем длиннее цикл – тем стабильнее положение фрилансера. Если смотреть на фриланс с этой точки зрения, становится ясно, что намного выгоднее работать с двумя-тремя клиентами и работать при этом годами. А если жизненный цикл клиента составляет от нескольких дней до месяца, в долгосрочной перспективе это будет означать постоянные переговоры и бесконечную череду разнотипных заданий. Кому-то такой стиль работы даже нравится, но нервов и рисков в подобной работе слишком много. Так что лучше искать заказчиков с длинным жизненным циклом. Это сделает внештатный бизнес стабильным и предсказуемым.

Правило 3. Действуйте как бизнес или прогорите

Чем привлекателен фриланс, так это невероятной степенью свободы. Работать можно где угодно и когда угодно – нужен лишь компьютер и подключение к интернету. Но на самом деле эта свобода весьма условна, если фрилансер относится к своему делу, как к бизнесу. При серьезном подходе вся деятельность фрилансера подчинена требованиям бизнеса, причем бизнеса не самого простого. За свою свободу фрилансер платит дорогую цену, особенно в неудачные периоды. Но если смотреть на внештатную деятельность как на бизнес, то все будет в порядке.

Любой работающий бизнес подразумевает наличие потребителей, следовательно, в своей работе фрилансер должен руководствоваться понятиями спроса и предложения. Есть спрос – значит, есть люди, которые нуждаются в тех или иных услуги. А если спроса нет, то это означает, что рынок изменился и нужно принимать срочные меры по стабилизации финансовых потоков.

Правило 4. Инвестируйте в продукт, сервис, маркетинг и брендинг

Инвестиции в себя – тема очень болезненная для многих фрилансеров. Прежде всего потому, что часто непонятно, как это сделать правильно. Что нужно для подобных инвестиций? Деньги? Или время? А может, что-то еще? Если фрилансер воспринимает себя прежде всего как бизнесмена, он должен инвестировать все имеющиеся у него свободные ресурсы в развитие своего продукта, в качество оказываемых услуг, а также в маркетинг и брендинг. Что является продуктом фрилансера? Разумеется, это его навыки. Чем выше навыки и разнообразнее навыки, тем привлекательнее выглядит продукт в глазах потенциальных клиентов. Фрилансеру нужно постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому оттачиванию своих навыков нужно посвящать изрядно количество времени.

Инвестировать нужно и в обслуживание клиентов. Качество сервиса очень влияет на такой, к примеру, фактор, как повторное обращение. Если фрилансеру удалось быстро решить проблему клиента, то довольный заказчик обязательно вновь обратится за помощью к понравившемуся ему фрилансеру. Что касается маркетинга и брендинга, то здесь все проще. Свои услуги нужно рекламировать и продвигать и сделать это будет проще, если у фрилансера есть имя. В любом виде фриланса есть люди, что называется, широко известные в узких кругах. Фрилансеру вовсе не нужна широкая известность, достаточно, чтобы о нем знали потенциальные клиенты. К этому и нужно стремиться при создании личного бренда.

Правило 5. Клиент хочет заработать и сэкономить

Очень часто фрилансеры жалуются, что заказчики не хотят адекватно оценивать их услуги. Задания у таких клиентов трудные, а платят они копейки. И часто непонятно, какими критериями они при этом руководствуются. Да, заказчики бывают самые разные и среди них очень часто попадаются настоящие скряги. Но нужно понимать, что иногда клиент не может платить много, так как его бюджет очень ограничен. Соглашаться или нет работать по низким расценкам – личный выбор фрилансера. Но мотивы клиента нужно уважать. Если клиент хочет заработать, но при этом стремится сэкономить на оплате труда – это хороший клиент. И очень часто сотрудничество с такими клиентами может быть очень выгодным, если попадется правильный заказчик, который будет повышать размер гонорара по мере развития проекта.

Правило 6. У фрилансера должен быть ментор

Для того, чтобы карьера фрилансера развивалась быстро и эффективно, ему необходимо постоянно получать новый опыт. И сделать это можно намного проще, если действовать сообща. Фрилансеру, если он хочет добиться успеха жизненно необходим наставник. Ментор – это человек, знания которого намного обширнее знаний фрилансера, это человек, который может научить чему-то новому. Многие фрилансеры полагаю, что наставник им ни к чему, а зря. Учиться никогда не поздно, к тому же ментор с высоты своего опыта видит гораздо дальше фрилансера и может вовремя дать мудрый совет. Да, зачастую общение с ментором может быть болезненным, особенно если наставник любить покритиковать. Но польза от наставничества огромна, особенно на ранних этапах карьеры.

Правило 7. Не продавайте услуги, продавайте ценность

Для фрилансера вполне естественно воспринимать себя как специалиста, оказывающего услуги. Кто-то программирует, кто-то создает дизайн или пишет тексты на заказ. Все это услуги. Но для того, чтобы добиться успеха на фрилансе, недостаточно просто «торговать услугами». Это тактический подход, имеющий краткосрочный эффект. Чтобы карьера успешно развивалась в долгосрочной перспективе, нужно воспринимать свои услуги, как ценность. Ценность прежде всего для клиентов, ведь это они в конце концов платят деньги фрилансеру. И чем выше эта ценность будет в глазах клиента, тем больше будет зарабатывать фрилансер. Смена точки зрения будет очень полезна – ведь только так фрилансер может адекватно оценить востребованность своих навыков.

Правило 8. Страх это нормально

Фриланс это бизнес, а бизнес подразумевает риск. И вот тут-то у многих фрилансеров возникают проблемы. Они боятся рисковать, стремясь сделать свою работу как можно стабильнее. Стремление похвальное, но такой подход часто приводит к стагнации бизнеса. Фрилансер запирает себя в зоне комфорта и перестает развиваться. На самом деле страх – это нормально. Любой успешный фрилансер может вспомнить десятки случаев, как ему было страшно браться за тот или иной проект. Но пересилив свои фобии, можно достичь очень высоких целей. Многие страхи фрилансеров часто являются иррациональными и их вполне можно преодолеть.

Правило 9. Отказ это обратная связь

Отказ от сотрудничества нередко демотивирует фрилансера. Если человек честолюбив или полагает, что обладает всеми необходимыми навыками, отказ может сильно ударить по его самолюбию. На самом же деле ничего особо ужасного в отказе нет. Бизнес есть бизнес, как говорится. Ничего личного. Любой отказ может многому научить фрилансера. Это очень мощная обратная связь не только от конкретного заказчика, но и от всего рынка в целом. Главное – вовремя распознать сигнал и выяснить истинную причину отказа.

Правило 10. Никогда не поздно начинать

Любой успешный бизнес обладает важным качеством – он чутко реагирует на постоянно меняющуюся обстановку. Фриланс не исключение – здесь ситуация на рынке меняется очень быстро. А это значит, что многие навыки, которые позволяли хорошо зарабатывать в прошлом, могут оказаться невостребованными. Чтобы оставаться успешным, фрилансеру нужно постоянно учиться и овладевать новыми навыками. А порой ему может понадобиться кардинально сменить сферу деятельности. Начинать все сначала довольно трудно, но порой это неизбежно. И если фриланс-бизнес терпит бедствие, нужно принимать меры. Начинать никогда не поздно.

Любовь к музыке - в сердце каждого украинца. Испокон веков родители с детства учили детей играть на музыкальных инструментах - народ готовил будущих талантов. А делали музыкальные принадлежности из посуды, домашнего инвентаря, дерева, глины и даже лошадиных волос.

Разнообразие народных инструментов, дошедших до нас еще со времен Киевской Руси, впечатляет. Однако многие из них хранятся только в музеях или пылятся на чердаках старожилов. Их мелодии давно забыты, поэтому вряд ли удастся увидеть их в повседневной жизни. Давай исправлять эту вопиющую несправедливость!

В Карпатах до сих пор можно услышать громкое звучание трембит. Овеянный легендами музыкальный инструмент гуцулов издавна был единственным средством связи пастухов с селом. Что-то вроде мобильного телефона... длиной 3 м.

Трембита сообщала о выходе овец на пастбище, предупреждала о приближении врага. На ней играли, когда рождался ребенок. С трембитой колядовали, ею же приглашали на свадьбу. Звук трембиты слышно за 10 км . По ее тени определяли время суток, а самые опытные чабаны по звучанию трембиты предугадывали погоду - грозу или дождь.

Хотя трембита длинная, но вовсе не тяжелая - до 1,5 кг. Поэтому держать ее во время игры легко. Для изготовления инструмента часто выбирают ель, в которую ударила молния.

Интересно, что самый длинный музыкальный инструмент в мире изготовили украинцы. Да-да, это трембита! Ее длина может достигать 8 м, а на изготовление уникального инструмента уходит около 2-х лет.

Инструмент с фантастическим звучанием, имитирующим пение птиц и голоса диких животных - это окарина. В переводе с итальянского окарина означает «утенок». Но в Украине ее называют кукушкой - настолько утонченно инструмент воспроизводит пение кукушки.

Изготавливается из глины или дерева и по форме напоминает яйцо. Обычно в инструменте 10 игровых отверстий. А вот свистульки - разрисованные керамические барашки, птички, лошадки - проще и имеют лишь одно игровое отверстие.

Когда-то эти народные игрушки, которыми так любят играть дети, имели защитное значение. В народе верили, что свист отгоняет от малышей злых духов.

Сейчас же окарины и свистульки - национальный украинский бренд. Вспомни только свистульку в виде птички с хвостиком-свистком - это изобретение украинского мастера из Черкасс Юрия Збандута.

Звук этого уникального инструмента напоминает рев быка . Ранее музыканты делали его самостоятельно: брали небольшую бочку и обтягивали верхнее отверстие кожей. В центре кожи прикрепляли пучок лошадиных волос. Да-да! Опускаешь руку в квас и дергаешь за волосы. Высота звука меняется в зависимости от того, где остановится рука.

Сейчас бугай звучит в странах, входивших в состав Австро-Венгрии, и связан с рождественскими праздниками и колядой. Услышать, как ревет бугай, ты можешь в клипе к треку «Vidlik» украинской электро-фолк-группы «ONUKA» - музыкальный инструмент лег в основу басовой линии мелодии.

Похожий на большой котелок, тулумбас был неотъемлемой частью военного быта запорожских казаков. Грозная игра тулумбаса созывала совет казаков или старшин, сообщала о вражеском нападении и даже передавала приказы во время боя.

Казаки всегда брали тулумбасы в поход, привязывая их к седлу. Гул военных барабанов и пронзительный треск бубнов сеяли панику ввойске противника.

Самые большие тулумбасы - набат - держали в Запорожской Сечи. В них одновременно могли бить восемь человек.

Два котлообразные барабаны разных размеров называют литаврами. На Сечи тулумбасы (они же литавры) считались священными и принадлежали к клейнодам Войска Запорожского. Заведовал литаврами отдельный военнослужащий - довбыш.

Давно забыла стук каблуков и дрымба - один из древнейших музыкальных инструментов наших предков. Археологи предполагают, что человечество использует дрымбу еще со времен неолита. Это подтверждают фрагменты музыкальных инструментов на костях мамонтов, найденные в Черновицкой области.

Гуцулы считали дрымбу женским инструментом. Варган в руках хозяйки был главным музыкальным инструментом на вечерницах в карпатских селах. Был у гуцулов еще один интересный обычай: парни дарили дрымбу девушкам, к которым испытывали глубокые чувства.

Гудок

Издавна в Украине знали инструмент под названием гудок или смык. На фресках Софийского собора сохранилось изображение скомороха (музыканта), играющего на плоском грушевидном инструменте со струнами и коротким грифом. Гудок имел три струны, а играли на нем дугообразным смычком.

Во время игры инструмент прижимали к груди или ставили вертикально на колени. Звук гудка можно было услышать в компании бродячих музыкантов и от придворных скоморохов. Однако были даже ансамбли гудошников, выступавшие с гудками разных размеров. Они так и назывались: гудочек, гудок, гудило, гудище.

В середине XVII в. один из самых старинных струнных смычковых инструментов восточных славян потерпел большую трагедию. По указу патриарха Никона, гудок и другие «бесовские инструменты», которые создавались руками талантливых мастеров, отбирали у людей и сжигали. Впоследствии другой смычковый инструмент, скрипка, окончательно вытеснил гудок.

Волынка

Дуда, баран, мех, коза - все это народные названия волынки - излюбленного музыкального инструмента украинцев. С выделанной кожи козы или теленка делают сплошной мех - резервуар для воздуха. Наполнив волынку воздухом, музыкант нажимает на нее локтем и вызывает визгливое звучание пищиков игровой трубки. Одновременно исполнитель может спеть один куплет песни, сопровождая пение игрой на дуде.

Происхождение волынки уходит корнями в древность. В Древнем Риме волынка звучала в театрах и военном оркестре. В Украине инструмент входил в состав оркестраВойска Запорожского. Но больше всего на дуде любили играть пастухи.

К изготовлению волынки относились с любовью - мех украшали кистями, погремушками, применяли резьбу по рогу и чеканку по металлу. Иногда волынку украшали скульптурной головой козы.

Торбан

Барская бандура - именно так когда-то называли торбан в народе. И не зря: инструмент был дорогим, требовал бережного отношения и виртуозной игры исполнителя.

Говорят, на нем любили играть украинские гетманы Иван Мазепа и Петр Дорошенко . Торбан считали украшением концертных вечеров, однако в конце XIX в. инструмент исчезает. Сложная конструкция, высокая стоимость и внушительные габариты делали его неудобным для использования и малодоступным для обычных людей.

Конечно, это далеко не все древние музыкальные инструменты украинцев. Лира, цимбалы, бубен, козобас любого заставят пуститься в пляс. Об этих и других народных инструментах, радовавших слух наших предков, мы обязательно расскажем тебе в одной из следующих историй.

А пока маленький бонус для тех, кто дочитал статью до конца, - безупречная игра на цимбалах от музыканта и композитора Мирона Палийчука в Национальном музее архитектуры и быта «Пирогово».

Сейчас уже немногие помнят, кто такая Жанна Болотова, хотя в 70-х ее считали одной из самых красивых актрис Советского Союза. В конце 80-х она внезапно пропала с экранов. Только теперь стало известно, почему Болотова ушла из профессии.

Кстати, недавно ей исполнилось 76 лет. Хочется поздравить народную артистку РСФСР с праздником и напомнить о ней широкой аудитории.

В 16-летнем возрасте Болотова впервые сыграла в кино. Это был фильм режиссеров Льва Кулиджанова и Якова Сегеля «Дом, в котором я живу». После этого девушка поступила во ВГИК, где училась вместе с такими красавицами, как Наталья Кустинская, Светлана Светличная, Лариса Кадочникова, Галина Польских и Лариса Лужина.

На фоне этих девушек Болотова считала свою внешность не столь привлекательной. Но режиссеры, студенты и зрители считали иначе. Ее педагог Сергей Герасимов не один раз приглашал девушку сниматься в своих фильмах. Помимо привлекательности режиссер заметил в девушке недюжинные актерские способности.

После учебы Жанна начала работать в Театре-студии киноактера. И в кино, и на сцене ей приходилось играть роли нежных красавиц с сильным характером. Болотовой это удавалось, наверное, из-за того, что играть практически ничего не нужно было, ведь в повседневной жизни она именно такой и была.

Что касается личной жизни, то актриса никогда не чувствовала недостатка в поклонниках. Впервые Болотова вышла замуж очень рано. Ее избранником стал молодой актер Николай Двигубский. Всего через год бывший ухажер Жанны Николай Губенко добился, чтобы она вернулась к нему. Они до сих пор живут вместе.

В конце 80-х Жанна прекратила сниматься в кино, а ее супруг прекратил работать режиссером. По полгода пара проводила на даче, возвращаясь в Москву только на осенне-зимний период.

Они не участвуют в светских мероприятиях и не дают интервью. Лишь однажды в 2005 году Болотова сделала исключение, снявшись в фильме «Жмурки». Причина такого поступка проста: женщина считала Балабанова одним из немногих современных режиссеров, которые снимали достойные фильмы.

Болотова однажды призналась, что они с мужем так и не смогли смириться с распадом Советского Союза. Женщина говорит, что у них дома до сих пор небольшой СССР, а такой счастливой, как тогда, она никогда больше не будет.

«Подтяжки я делать не хочу. А те роли, которые мне предлагают, с моей нынешней внешностью, мне не нравятся. Пусть лучше зритель запомнит меня утонченной юной красавицей из советских фильмов», - говорит Болотова.

Что касается супруга актрисы, то он в своей время стал политиком и даже был последним министром культуры СССР, а затем стал депутатом. Жанна поняла, что ей нужно полностью переключиться на заботу о доме и супруге.

Интересно также, что Жанне Болотовой посвящал свои песни Булат Окуджава. Одну из них предлагаю послушать…

Поклонникам творчества актрисы остается только смириться с ее выбором и пересматривать картины, в которых играла Жанна: «Подранки», «Люди и звери», «И жизнь, и слезы, и любовь», а также многие другие.

Если статья пришлась тебе по душе, непременно поделись ею со своими друзьями и знакомыми!

В августе 1968 года в Чехословакию для подавления "Пражской весны" вошли не только советские войска. Об этом мало, кто помнит, или просто не желает помнить. Вместе с Советской Армией порядок в стране наводили и немецкие, и польские, и болгарские, и венгерские войсковые подразделения.

В целом численность введённых в Чехословакию войск составляла: - СССР — 18 мотострелковых, танковых и воздушно-десантных дивизий, 22 авиационных и вертолётных полка, около 170 000 человек; - Польша — 5 пехотных дивизий, до 40 000 человек; - ГДР — мотострелковая и танковая дивизии, всего до 15 000 человек; - Венгрия — 8-я мотострелковая дивизия, отдельные части, всего 12 500 человек; - Болгария — 12-й и 22-й болгарские мотострелковые полки, общей численностью 2164 чел. и один болгарский танковый батальон при 26 машинах Т-34.

Жесткая установка "не стрелять" поставила советских военнослужащих в самое невыгодное положение. Уверенные в полной безнаказанности "молодые демократы" кидали в советских солдат камни и бутылки с зажигательной смесью, оскорбляли их и плевали им в лицо. Стоящего в карауле у памятника советским воинам-освободителям Юрия Земкова кто-то из толпы людей, жаждущих осквернить памятник погибшим в 1945-м, ударил трехгранным штыком в грудь. Его товарищи вскинули автоматы, но, выполняя приказ, не стали стрелять.

Стоило же появиться рядом солдатам ГДР, как все становилось спокойно. Немцы, не задумываясь, применяли оружие.Об участии войск Болгарии, Польши, Венгрии и ГДР в операции в наше время предпочитают молчать. Как же - ведь все эти страны слились в едином экстазе с НАТО и с ЕЭС! Некоторые уже дописались до того, что войска ГДР в Чехословакию не входили. Однако те кто лично принимал участие в тех событиях вспоминают:" Ложившиеся на дороги чехи серьезно замедляли продвижение советских механизированных и танковых колон. Танковые колоны ГДР проходили даже не останавливаясь, прямо по лежащим на дорогах…".

Аналогично немцам в Чехословакии вели себя и польские войска. Как вспоминает один из советских солдат: "По соседству с нами стояли немцы, которые ходили чуть ли ни с закатанными рукавами... Сначала кто-то пытался организовать что-то вроде баррикад из легковушек на их пути. Но немцы не растерялись и просто переехали их танками, даже не обернувшись. И вообще, где видели косой взгляд, чуть что - вступали в драку. Да и поляки тоже спуску не давали. Про остальных не знаю. Но чехи в них ничего не бросали и тем более не стреляли, боялись..."

Нельзя не забывать и о проблеме Судетской области и немецкого меньшинства на территории Чехословакии, которая как заноза долгие годы отравляла взаимоотношения между странами. После вступления на территорию Чехословакии офицерский состав ГДР начал развивать поразительную активность по агитации немецкого меньшинства в Судетской области. Их действия были явно направлены на готовящуюся аннексию Судет. Один из свидетелей, представитель немецкого меньшинства Отто Клаус рассказывает:

21 августа 1968 года я включил радио и начал бриться. Внезапно я услышал по радиостанции „Прага“ первую фразу: „...не провоцируйте советских оккупантов, препятствуйте кровопролитию“. Я всё побросал и молнией выбежал на улицу. В Либерце на улицах я увидел немецкие части в боевой готовности. Одна колонна за другой, только немцы. Я слышал только немецкие команды. В Праге, вероятно, спятили. Это совсем не русские. Это немцы.

Когда я вошёл в свою контору, там уже сидели три офицера армии ГДР. Безо всяких церемоний они мне сообщили, что пришли освободить нас от чешского гнёта. Они решительно потребовали моего сотрудничества...

Два других чехословацких гражданина немецкого происхождения, Отмар Шимек и его приятель Карел Гаупт из Кадани, описали две встречи с восточно-немецкой оккупационной армией следующим образом:

Мы ехали на мотоцикле. Группа немецких солдат остановила нас и хотела знать, есть ли у нас при себе листовки. Обыскали нас, но ничего не нашли. Спрашивали нас, относимся ли мы к немецкому меньшинству. Когда мы подтвердили, они сказали нам, что мы должны построить “народное революционное ополчение“ (Revolutionäre Volkswehr), поскольку, вероятно, эта территория будет присоединена к ГДР. Мы думали, что это глупая шутка. Однако потом, когда мы услышали от других членов Немецкого культурного союза (Deutscher Kulturverband), что их призывали к подобной деятельности, мы заявили в Прагу...

Чехословацкая разведслужба - под руководством Йозефа Павла - получила сотни таких отчётов. Члены народных меньшинств - немцы, поляки, венгры, жившие в Чехословакии, получили от оккупационных частей соответствующих стран приглашение к сотрудничеству. Всем хотелось под шумок откусить свой кусок пирога.

Терентьев Андрей

Похожие публикации