Где можно выучиться на педагога. Учитель начальных классов: где получить образование, особенности обучения и отзывы

Профессия учителя, потерявшая на какое-то время престиж, вновь становится популярной. Зарплата у школьных педагогов выравнивается со средней по региону , иногда даже превышает таковую, поэтому конкурс на педагогические специальности растет. К примеру, в Институт психологии и образования КФУ, который готовит педагогов, в 2016 году было подано 5000 заявлений от абитуриентов. Впереди с незначительным отрывом лишь Институт международных отношений и востоковедения и Институт вычислительной математики и информационных технологий. Самый популярный профиль среди педагогических специальностей - это «учитель начальных классов и английского языка». Конкурс туда 22(!) человека на место. Это кстати, абсолютно новое направление. Связано с тем, что английский язык будет постепенно вводиться с первого класса, для малышей проще, когда все предметы ведет один учитель.

Я с 1991 года работаю в педагогическом вузе, в последние годы у нас - резкое повышение конкурса. В этом году на педагогические направления средний балл 74 - это отличники, престиж профессии учителя растет, - говорит Айдар Калимуллин, директор Института психологии и образования КФУ.

Подготовка учителей за последние годы изменилась кардинально. Если раньше для будущих педагогов в Татарстане был отдельный вуз - Татарский гуманитарно-педагогический университет, то сейчас учителей готовит только КФУ. Вуз не профильный, но у этого только плюсы, утверждает руководство учебного заведения. Для учителей начальных классов есть отдельное подразделение - Институт психологии и образования, учителя-предметники обучаются на педагогических отделениях классических факультетов. То есть ко всем прочим дисциплинам у них добавляются специализированные - психология, педагогика, методика преподавания.

Мы выигрываем в том, что будущие учителя, например химии, обучаются параллельно с классическими химиками по базовым дисциплинам и получают фундаментальную подготовку, чего в последние годы не хватало. Подтверждение этому - ЕГЭ для учителей , когда учителя не набирали и 50 баллов! Низкая подготовка учителей - это сплошь и рядом, к сожалению. Это будет решаться за счет фундаментальной базы, которую мы получили от КФУ, - говорит Калимуллин.

Второй плюс - это возможность для переквалификации студентов. Учился парень на физика и понял, что не тянет на нобелевскую премию или вдруг осознал, что не хочет быть доктором наук, а школа - его призвание. Он может нагнать «учительские» предметы и закончить вуз, как преподаватель физики. Проблем с трудоустройством не будет - в этой сфере безработицы нет.

Мы создаем новую философию, когда университет - это второй дом. Здесь должно быть удобно учиться, общаться, ходить на факультативы, репетировать. После ремонта у нас появятся зоны отдыха, релакса, кухонька небольшая. Суть в том, чтобы студенты эту атмосферу впитывали, чтобы у них появилась внутренняя свобода, и они это понесут в школу... Потому что с детьми сейчас вот так - кулаком по столу, работать не получается. Нужно стать формальным и неформальным лидером и тогда процесс пойдет, - считает Айдар Калимуллин.

В здании на Межлаука,1, где обучаются будущие педагоги начальных классов - в основном девушки. Все говорят, что на факультет их привела любовь к детям и желание быть первой учительницей - первой научить ребенка любить школу, любить учиться. Хотя, признаются, что идти на педагога их отговаривали. И самое главное кто? Их же учителя!

Родители поддержали, а учителя отговаривали. Что очень сложно, что дети пошли другие, что нет у них такого большого уважения к учителям, как раньше, что будет тяжело. Но, я думаю, что раз они смогли, то и у меня все получится, - не боится трудностей студентка первого курса Алия Гиматдинова.

По-моему быть учителем - это круто. Я представляю свой первый урок - он веселый и интересный, дети будут с нетерпением ждать следующего. Нужно любить детей, не просто работу выполнять, с открытым сердцем подходить ко всему, - считает Тансылу Касымова.

У студенток второго курса взгляд на профессию более реалистичный. Практику в школе они уже проходили, правда, пассивную - наблюдали за происходящим в классе со стороны. Первый день в качестве учителя представляют совсем по-другому.

Будет хаос. Это страшно вести первый урок, я не представляю, каким он будет, - разводит руками Анастасия Антонова.

Нужно поставить себя, чтобы они не думали, что ты пришла молодая и можно на тебе ездить! Нужно показать в себе стержень, - подсказывает Насте однокурсница и будущая коллега Светлана Кувалова.

Но нас будут еще учить этому - методике преподавания, как начинать урок, как время рассчитывать, чтобы дети не потеряли работоспособность, ведь к концу урока они устают, - продолжает Анастасия. - У нас дети много сидят. Я бы хотела, чтобы они больше двигались, ведь им тяжело сидеть 40 минут в полной тишине, отвечая на вопросы учителя. Я бы ввела более подвижные формы обучения, чтобы можно было с ними больше времени проводить на улицах, проводить там предметы, которые это позволяют. Это не просто, но потихоньку, может быть, что-то получится, - надеется Анастасия.

Если студенты-педагоги не растеряют энтузиазм и через несколько лет на практике реализуют свои амбициозные планы - за будущих первоклассников можно не беспокоится.

Куда пойти учиться на учителя

Когда дальнейший путь определен, остается решить, куда пойти учиться на учителя. Первым из возможных вариантов может стать педагогический колледж. Поступить туда можно после 9 или 11 класса, разница в обучении составит один год, так что можно сэкономить время, отправившись на учебу с аттестатом основного общего образования.

В спорных случаях приемная комиссия отдает предпочтение тем абитуриентам, которые имеют более высокие баллы по основным для выбранного направления предметам, то есть учитель начальных классов предположительно должен хорошо знать русский язык и математику.

Редкое заведение зачисляет всех желающих, так что успеваемость к концу 9 класса лучше подтянуть, а факультативные предметы желательно приблизить к верхней планке.

Учиться в колледже лучше очно, хотя заочный вариант тоже возможен. Общеобразовательные дисциплины самостоятельно осилит каждый, а вот практические навыки, которыми славятся педколлежи, можно получить только сидя в аудиториях.

Чаще всего преподаватели этих учреждений - профессионалы практической направленности, которые знакомы с работой в школе изнутри. Во время лекций и практических занятий они делятся со студентами тонкостями работы, своим педагогическим опытом.

Обширная практика - сильная сторона педколледжей. Именно оттуда выходят уверенные в себе учителя, отстоявшие у доски уже не один десяток часов. Через три или четыре года учебы на руках будет диплом, позволяющий выходить на работу или продолжить обучение.

Стоит отметить, что отсутствие высшего образование остановит планку карьерного роста на определенном уровне, поэтому лучше его получить.

Заочное обучение в профильных вузах приветствуется в любой школе, так что можно начинать нарабатывать педстаж и при этом оставаться студентом. К тому же нынешняя система оплаты труда максимально приближает зарплату молодого учителя к средней.

Высшая ступень обучения

Поступить в педагогические вузы, пожалуй, сложнее. Многие абитуриенты и не думают связать свою жизнь с преподавательством, но наличие диплома так притягательно, что конкурс в некоторые учебные заведения просто огромный. Пройдя все сложности ЕГЭ, можно попытать счастья на одном из факультетов, полагаясь на личные предпочтения или более низкий проходной балл.

Поступить на иняз и филфак - это как штурмовать неприступный бастион. С невысокими показателями можно надеяться только на платное обучение. А вот на географию-биологию и дошкольное образование спрос пониже.

Как очная, так и заочная форма уделяют больше внимания теоретической стороне обучения. Вузы выпускают специалистов, отлично знающих предмет, но не отработавших его в достаточной мере на практике.

Востребованность и карьера учителя

Куда лучше пойти учиться на учителя - дело выбора. В перспективе всех с удовольствием примут на работу в школу, где со временем можно будет повысить категорию, реализовать творческие идеи участием в профессиональных конкурсах, заслужить хорошей работой не только звания, но и уважение учеников.

Из учителей выходят и директора школ, и сотрудники отделов образования, и преподаватели вузов и сузов. Все зависит от личных стремлений. Профессиональные амбиции учителя не столько подталкивают к карьерному росту, сколько стремятся к повышению знаний подопечных.

Возможно Вас заинтересуют.

Учитель начальных классов - это благородная и интеллигентная профессия. Обычно в данной сфере добиваются успеха и задерживаются надолго по призванию. Обязательно узнайте больше о специальности, если вам кажется, что вы прирожденный учитель начальных классов. Где получить образование и необходимую квалификацию для трудоустройства в рамках данной профессии?

Учитель описание профессии

На первый взгляд кажется, что главная задача и функция любого преподавателя - обучать своих подопечных. Это верное утверждение для большинства наук и областей знаний. И все же учитель начальных классов - профессия достаточно специфическая. В рамках данной должности сотрудник общеобразовательного учреждения должен являться одновременно воспитателем, педагогом и психологом. Научить читать, писать и воспитать своих подопечных должен учитель начальных классов. Где получить образование подобающего качества, следует подумать заранее. Работа с учениками начальной школы имеет массу тонкостей. К каждому из своих подопечных учитель должен найти индивидуальный подход. Помимо изучения общеобразовательной программы педагог начальной школы занимается с детьми художественной самодеятельностью, организует культурную жизнь класса, подготавливает своих учеников к участию в общешкольных и городских конкурсах. Вы думаете, что знаете, как работать учителем начальных классов? Не стоит забывать о том, что специфика данной профессии предполагает также работу с документами и продуктивное взаимодействие с родителями учащихся.

Плюсы и минусы учительской работы

Хорошо в должности учителя себя чувствуют люди, очень сильно любящие детей и получающие удовольствие от общения с ними. Возможно, именно по этой причине в нашей стране преподавателями в начальной школе работают преимущественно женщины. Если вы только думаете о том, как стать учителем начальных классов, вам полезно будет знать и о минусах этой профессии. Работа с детьми любого возраста требует хорошей выдержки, психоэмоциональной устойчивости и безграничного терпения. Учителям приходится множество раз повторять один и тот же материал, разрешать конфликты среди учеников. Выбрав эту профессию для себя, вы обязательно столкнетесь и с многообразием детских шалостей. Если вы не любите детей или считаете себя человеком вспыльчивым, не стоит даже подавать документы в педагогический университет.

Необходимо ли высшее образование

Получить специальность «учитель начальных классов» сегодня можно в учреждениях средне-специального и высшего образования. До недавнего времени устроиться на работу в школу по диплому колледжа или техникума действительно было возможно. Однако совсем недавно были утверждены новые стандарты образования, согласно которым высшее образование для учителей необходимо. Преподаватели со средне-специальным образованием, уже работающие в общеобразовательных учреждениях, могут без отрыва от работы повысить свою квалификацию. А что делать тем, кто только мечтает об этой профессии, как стать учителем начальных классов? Образованипе, необходимое для трудоустройства, можно получить в любом педагогическом университете. После девятого класса можно поступить в лицей или колледж на выбранную специальность. Однако не стоит забывать о том, что после получения диплома о средне-специальном образовании вам также придется подать документы в вуз. Сколько же времени займет обучение? Программа средне-специальных образовательных учреждений рассчитана на 3 года для учащихся, поступивших после 9-го класса. Для студентов, обучающихся на базе 11-ти классов - на 4 года. В вузе программа бакалавриата длится 4 года, а магистратуры - 2 года.

Обучение преподавателей начальной школы

Актуальный вопрос для абитуриентов: «Какие экзамены необходимо сдать для поступления на специальность "учитель начальных классов"?» Обучение в университете или колледже возможно для тех, кто сдал после окончания 9 или 11 классов русский язык, математику, иностранный язык и профильный предмет - биологию. Стоит заметить, что в последние годы данная специальность не пользуется высокой популярностью у абитуриентов. А это значит, что теоретически имеются шансы получить образование на бюджетной основе, даже имея средние баллы ЕГЭ. На практике все зависит от популярности конкретного учебного заведения. Учитель - это профессия, в которой сделать карьеру можно, только действительно обладая высоким уровнем знаний. В частных образовательных учреждениях заработная плата преподавателей достаточно высока. Но устроиться в них на работу и задержаться на выбранной должности надолго имеют возможность только самые талантливые специалисты, превосходно разбирающиеся в детской психологии.

Личные качества, необходимые для работы

Каким должен быть идеальный учитель начальных классов? «Мой ориентир - мой первый преподаватель!» - говорят большинство абитуриентов, выбирающих эту специальность. И действительно, многие взрослые помнят всю жизнь свою учительницу из начальной школы. Настоящий учитель должен отличаться уравновешенным характером и иметь навыки общения с аудиторией. Высокий уровень культуры, способность импровизировать и гибкость мышления - это также полезные качества для преподавателя. Желательно иметь хорошую дикцию. О любви к детям и безграничном терпении уже было сказано выше, и все же именно эти качества - самые главные для преподавателя начальной школы.

Карьерные перспективы, уровень заработных плат учителей начальной школы

Сколько зарабатывает учитель начальных классов? Где получить образование, чтобы получать больше? В нашей стране уровень заработных плат работников сферы образования все еще оставляет желать лучшего. Преподаватели начальной школы ежемесячно получают 8-25 тысяч рублей. Оплата труда зависит от региона, уровня учебного заведения и занятости конкретного специалиста. Перспективы карьерного роста в рамках данной специальности несущественные. Проработав в одной школе достаточно долго, можно получить должность завуча. Многие преподаватели стремятся устроиться в частные школы и центры образования. Обычно в таких учреждениях уровень заработных плат выше и перспектив для повышения больше. Кроме того, любой учитель начальной школы может без труда устроиться работать воспитателем в детский сад.


Педагогика

Педагог - это специалист, осуществляющий практическую деятельность в сфере обучения и воспитания детей и подростков. Его главная задача - передать другим освоенные им знания и социально-культурный опыт, научить применять полученные знания на практике. Другими задачами педагога являются: формирование общей культуры личности каждого ученика, осуществление связи с родителями, обеспечение охраны здоровья и жизни учащихся в ходе образовательного процесса, подведение к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ.

Повседневная деятельность педагога складывается из планирования учебного материала по определенному предмету или нескольким предметам, отслеживание выполнения учебной программы по этим предметам, выбора и использования наиболее эффективных методов и средств обучения, контроля за успеваемостью и соблюдением учебной дисциплины.

Специальности и специализации в области педагогики

Педагогика как область высшего образования весьма широка, в вузах к ней относятся несколько десятков специальностей, которые можно объединить в несколько групп. По уровням обучения специальности педагогических вузов группируются в раздел дошкольной педагогики, педагогики начального образования. Коррекционная педагогика объединяет группу специальностей, посвященных работе с детьми с отклонениями в умственном и физическом развитии. На стыке педагогики и смежных областей знания возникли специальности: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика». В области педагогики в вузах Москвы возможно и двухуровневое обучение в бакалавриате и магистратуре.

Чаще всего в качестве педагогического образования в вузах Москвы абитуриенты выбирают обучение по специальностям: «Педагогика и методики дошкольного образования» и «Педагогика и методики начального образования». Это две специальности в области педагогики, изучающие закономерности воспитания и обучения детей раннего и начального школьного возраста. Учитель начальных классов получат самую разностороннюю подготовку, так как преподает в них все предметы. Эти специальности в вузах Москвы имеют много интересных специализаций по художественному, музыкальному образованию, созданию видео и мультимедийных обучающих средств, основам гувернерского дела.

Весьма популярна у абитуриентов педагогических вузов специальность «Социальная педагогика». Задача социальной педагогики - оказание помощи детям и взрослым в разрешении проблем самореализации, формирование жизнеспособной личности в разные периоды ее жизни в обществе, в конкретных социальных ситуациях. В рамках этой специальности в вузах Москвы также есть интересные специализации:

  • Правовая защита детей
  • Социальный педагог - омбудсмен (представитель чьих-либо интересов, уполномоченный контролировать деятельность правительственных учреждений)
  • Социальный педагог - аниматор.

В педагогических вузах существует еще ряд специальностей в области педагогики, соответствующих всем описанным выше, но с дополнительной специальностью (предметом преподавания), например, «Педагогика и методики начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык».

Что изучают

Российское педагогическое образование славится своей глубиной и разносторонностью. В профессиональной области учебной программы педагогических вузов круг дисциплин складывается из трех секторов: формы и методики преподавания, разрабатываемые для каждого предмета и ребенка; собственно предмета преподавания и сектора педагогики и психологии, посвященного проблемам внимания и поведения на уроках. Современный педагог должен владеть навыками моделирования и анализа учебно-воспитательных ситуаций, быть способным к адаптации в различных сферах профессиональной деятельности, быть готовым самостоятельно проектировать и реализовывать образовательные программы разного уровня, систематически повышать свою квалификацию.

Будущие педагоги изучают в вузах Москвы большое количество дисциплин из смежных областей знания: права, медицины, социологии, методики и практики социальной работы, конфликтологии, проблем межкультурной коммуникации.

Где работает и сколько получает

Педагогическое образование не мыслимо без практики, поэтому будущие педагоги начинают заниматься профессиональной деятельностью еще с младших курсов вузов.

Педагоги дошкольного образования работают в государственных, муниципальных и частных детских садах общего профиля и с приоритетным направлением развития (физическим, интеллектуальным, художественным и др.), в детских домах, Центрах развития ребенка, в медицинских учреждениях, в органах управления дошкольного образования, в учебно-методических центрах.

Педагоги начального образования работают в образовательных учреждениях: в школах, Центрах развития и творчества детей и подростков, колледжах, лицеях, школах-интернатах, ссузах, вузах.

Социальные педагоги работают в социальных службах специализированных учреждений (социальные приюты, центры занятости, биржи и т.д.); в социальных службах отдельных предприятий, организаций и учреждений; в отделах по социальной защите населения; молодежных общественных организациях; в службах досуга и культурной анимации (подростковые клубы, дома культуры, спортивные организации, парки, игровые площадки).

Профессиональная коррекционно-педагогическая деятельность протекает в специальных образовательных учреждениях, созданных для детей с отклонениями в развитии; в системе здравоохранения и социальной защиты (поликлиники, больницы, медицинские центры, диспансеры, санатории, консультации и т.д.).

Зарплата педагога зависит от нескольких факторов. Фактор первый - разряд. Выпускник педагогического вуза получает 8-9 разряд. Через год преподавательской деятельности разряд можно повысить до 12. Максимально возможный разряд - 14, ему соответствует зарплата в 50 000 рублей. Фактор второй - количество учебных часов (уроков в году). Фактор третий - наличие дипломов, наград, званий повышает Вашу зарплату.

Еще зарплата зависит от количества внеучебной нагрузки, доплаты за классное руководство, за совмещение должностей. В среднем в государственных образовательных учреждениях педагоги в Москве получают 30 000 рублей в месяц, в частных учреждениях - больше. Зависит заработная плата и от предмета преподавания. Самая большая зарплата у преподавателей иностранных языков, например, преподаватель иностранного языка 12 разряда получает 21 000 рублей, а учитель-предметник того же разряда 11 400 рублей. Можно повысить доход путем репетиторства.

Педагогика - понятие весьма обширное. В памяти большинства из нас словосочетание «педагогический институт» прочно связано с профессией школьного учителя или воспитателя в детском саду. Многие даже не подозревают, что выпускают психологов, дефектологов, лингвистов… В последние годы всё более популярным становится психолого-педагогическое образование, повышается престижность социальной работы в сфере образования.

ТОП 10 популярных специальностей:

Если ориентироваться по среднему проходному баллу ЕГЭ, наибольшей популярностью у абитуриентов педагогических вузов 2011 году пользовались социология, экономика, иностранные языки, филология и лингвистика, а также психология. И это не удивительно. Ведь социолог или экономист может найти престижную и высокооплачиваемую работу не только в школе. А об иностранных языках и говорить нечего, человека с профессиональным глубоким знанием нескольких языков серьёзные работодатели с руками оторвут. В области языкознания диплом педагогического института имеет очень неплохой вес. Конкурс на эти специальности доходит до 7 человек на одно бюджетное место.

Высоко котируются и профессии, связанные с изобразительным искусством, сумма баллов ЕГЭ здесь доходит до 178. Скорее всего, это связано в ограниченным количеством мест для поступающих, ведь обучением творческих людей занимаются далеко не все педагогические . Конкуренция здесь не очень большая - всего 3 человека на место, но следует учесть, что кроме хороших оценок абитуриенту не обойтись и без художественных способностей, - творческий конкурс никто не отменял.

А что же делать, если ЕГЭ не дотягивает до нужного балла, а вы с 1-го класса мечтали стать учителем и твёрдо уверены, что педагогика - ваше призвание?

Тогда неплохо задуматься о профессии музыкального работника, социального педагога или педагога начальных классов. Для того, чтобы начать обучение по этим специальностям, потребуется результат ЕГЭ, не превышающий 110 баллов.

Между прочим, если отвлечься от сухой статистики баллов, то в последние 10 лет профессии учителя начальных классов и воспитателя в дошкольных учреждениях уверенно набирают популярность и конкурс на эти специальности никогда не опускается ниже 3-х человек на одно бюджетное место.

Почему? Во-первых, если вы решите отдать свои умения и любовь малышам, вы никогда не останетесь без работы: рождаемость в России сейчас высока как никогда, а во-вторых, образование это очень разностороннее - первый воспитатель и первый учитель не обучают узкоспециальным предметам, а знакомят наших крох с огромным и бесконечно интересным окружающим миром. Нередко бывает, что общение с работниками детского сада и начальной школы определяет весь будущий путь маленького человека, ведь, по сути, это первые взрослые, с которыми малыш общается почти так же близко, как с родителями.

Я б учителем пошёл… Где учатся будущие учителя?

У абитуриентов, желающих получить высшее педагогическое образование в Москве, довольно широкий выбор. , в которых предлагают свои услуги по обучению тем или иным педагогическим специальностям на бюджетной основе, содержит более 130 университетов, академий и институтов. Правда институтов, в которых профессиональное педагогическое образование является основным направлением, а не одной из разнообразных специальностей на каком-либо факультете, не так много.

По данным опроса сайта QIP.ru, в рейтинге первое место с большим отрывом занимает Московский педагогический государственный университет (31248 голосов). Это один из старейших педагогических институтов, более 130 лет выпускающий педагогов самых разных специализаций.

Кстати, если вы сдали Единый Государственный Экзамен не так хорошо, как хотелось бы, и набранных баллов не хватает для поступления в выбранный институт, имеет смысл ознакомиться с требованиями других педагогических , возможно, там не столь строгие требования к соискателям вожделенной специальности.

Специальность Минимальный проходной балл ЕГЭ ВУЗ
Педагогическое образование: социология, экономика, право 224
Лингвистика и/или преподавание иностранных языков 87-242
Изобразительное искусство, художественная графика 178 Московский городской педагогический университет
Педагогическое образование: филология 143-210

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Психология 170

Московский городской психолого-педагогический университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Педагогическое образование: химия 167 Московский педагогический государственный университет
Педагогическое образование: биология, биохимия 105-198

Московский педагогический государственный университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Психолого-педагогическое образование 85-205

Московский педагогический государственный университет,

Российский государственный социальный университет,

Московский городской психолого-педагогический университет,

Педагогическое образование: география 92-183

Московский педагогический государственный университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова

Педагогика и методика дошкольного обучения 92-171

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Педагогическое образование: история 131 Московский педагогический государственный университет
Дефектологическое образование 69-145

Московский педагогический государственный университет,

Российский государственный социальный университет

Педагогическое образование: математика, информатика, информационные технологии 78-158

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет,

Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова,

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

Социальная педагогика 93-106 Московский гуманитарный педагогический институт
Педагогика и методика начального обучения 93-99

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Педагогическое образование: музыка 60-115

Московский педагогический государственный университет,

Московский городской педагогический университет

Наталия Когтева

Похожие публикации