Виды егр. Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях фгос. Основные требования к эффективной организации и проведению игры

Идёт работа по формированию эстетического восприятия и расширения кругозора. Знакомство с осенними цветами, согласно программе «От рождения до школы» позволит познакомить детей с признаками ранней осени, развить цветовосприятие, обогатить чувственный опыт детей. Дошкольники узнают о цветах, которые появляются на клумбе с приходом осени, будут собирать и рассматривать семена, закрепят названия основных частей цветка. Описание экскурсии на клумбу, стихи о цветах, речевых и познавательных игр по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Краски осени. Цветы».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития педагог планирует беседу о , рассказ о садоводах и людях разных профессий, побуждая детей передавать полученные знания в игре. Дети выполняют простые трудовые поручения, учатся складывать вещи аккуратно, начинают и её флагом.

Познавательное развитие

Продолжая знакомить детей с окружающим миров, воспитатель вводит понятия «Живое — не живое», совершенствует умение сравнивать предметы по величине, продолжает серию игр с блоками Дьенеша, что положительно влияет на познавательное развитие дошкольников.

Речевое развитие

Решая задачи речевого развития взрослый через игры учит детей подбирать противоположные по смыслу слова, побуждает описывать цветы и осеннюю природу, знакомит с новыми литературными произведениями, вносит книги для рассматривания.

Художественно-эстетическое развитие

Дошкольники продолжают учиться анализировать образец постройки из деталей конструктора или палочек, наблюдают красоту осенней природы. Художественно-эстетическому развитию так же способствуют этюд-драматизация «Танец осенних листочков» и пальчиковое рисование «Осенние цветы».

Физическое развитие

В области физического развития происходит работа по формированию физических навыков через игры «Ловля бабочек», «Собираем урожай», «Бездомный заяц». Педагог ежедневно организует физминутки по теме недели для снятия напряжения и удовлетворения потребности детей в движении.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Беседа «Почему нельзя рвать цветы». Цель: формировать основы экологического воспитания. Внесение игрового пособия «Собери цветок». Цель: расширять представление о строении цветка. Упражнение «Что нарисовано на картинке». Цель: обогащать словарь детей названиями цветов. Рассматривание натюрморта. Цель: познакомить детей с жанром живописи — натюрмортом. Физминутка «Цветы». Цель: закрепить названия основных частей цветка через игру.
Про-
гулка
Сбор семян цветов в коробочки. Цель: учить различать зрелые семена от незрелых. Экскурсия на клумбу. Цель: выяснить, какие цветы растут в детском саду. Упражнение «Назови ласково». Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Работа с ножницами. Цель: учить резать по прямой. П.и. «Бездомный заяц». Цель: развивать у детей ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге. П.и. «Собираем урожай». Цель: повторить слова.
ОД
2 п.д. С.р. игра «Садовод». Цель: познакомить детей с новыми игровыми действиями, учить отбирать атрибуты для игры. Упражнение «Скажи где». Цель: развивать умения определять пространственные направления от себя. Чтение Е. Алябьеа «Ах, какие хризантемы». Цель: обсудить произведение. Конструктивно-модельная деятельность из полосок бумаги. Цель: развивать творческие способности, поддержать интерес к конструированию. П.и. «Меткие стрелки». Цель: развивать глазомер.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Рассказ о работе пожарного. Цель: расширять представление об опасности огня. Рассматривание альбома «Осенние цветы». Цель: познакомить детей с названиями некоторых цветов. Игра «Подумай и назови». Цель: упражнять детей в образовании прилагательных от существительных. Этюд-драматизация «Танец осенних листочков».Цель: продолжать формировать навыки ритмичного движения в соответствии с характером музыки. Чтение и обсуждение «О том, как мальчуган здоровье закалял» М. Витковская. Цель: воспитывать положительное отношение к тем людям, которые заботятся о своём здоровье.
Про-
гулка
Трудовое поручение «Отбери карандаши для починки». Цель: формировать ответственность, умение доводить начатое дело до конца. Дидактические игры по выбору воспитателя. Цель: продолжать учить играть по правилам, не перебивать взрослого. Игра «Скажи, как я». Цель: упражнять в чётком произношении звуков, развивать фонематический слух. Внесение карточек к игре «Посчитай и сконструируй». Цель: развивать логическое мышление и восприятие, умение анализировать образец. П.и. «Ловля бабочек». Цель: развивать у детей выдержку и умение действовать по сигналу. П.и. «Ловишки из круга». Цель: познакомить детей с новой игрой.
ОД

И/у «Найди дом лесника»

Ц.: ориентировка на листе бумаги

Д/и «Разноцветная поляна» (палочки Кюизенера)

Ц.: закрепить знания детей об основных цветах.

Игра «Запомни и повтори 10 слов» (Михайлова стр.84 занятие 17)

Ц.: развивать внимание

Д/и «Живая неживая природа»

Ц.: закреплять умение классифицировать объекты.

Д/и «Подбери картинки» (Михайлова «Математика от трёх до семи»стр.54)

Д/и «Вопрос - ответ» (Михайлова стр.55)

П/и «Солнышко и дождик»

Ц.: закрепить название геометрических форм, количественный счёт, название пород деревьев.

Оформление «Музея камней»

Экскурсия в парк «Люблю я пышное природы увядание»

См.кн. «Листок на ладони»,с.29

Расширить представления детей об осени как времени года, когда созревают семена, расцвечиваются листья. Воспитывать интерес к самостоятельным наблюдениям. Пополнять словарь детей.

Наблюдения в природе:

«Осень длинной тонкой кистью перекрашивает листья» (прогулка по участку). См.кн. «Листок на ладони». с.29.

Цель: учить узнавать и различать кустарники и деревья по характерным признакам (ствол, стебель, наличие листьев, плодов). Формировать представление о корне как части растения, находящейся в земле.

Наблюдение «Какое дерево осыплется раньше остальных»

Цель: формировать представления детей о подготовке деревьев к новому сезону.

Беседа «Почему осенью деревья раздеваются», «О чем грустит растение?»

Цель: обобщать представления детей о приспособлении растений к сезонным изменениям в природе».

Беседа «Для чего нужны деревья?»

Цель: познакомить детей с пользой, которую приносят деревья.

Экологические игры:

«Так бывает или нет?».

Цель: учить детей понимать взаимосвязь описанного с реальностью (сезонные изменения в природе). «Какая сегодня погода?».

Цель: закреплять представления детей о сезонных изменениях, соотносить время года с погодой.

«Когда это бывает?». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 132

Цель: уточнить и углубить знания о времени года.

«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).

Цель: закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.

«К дереву беги!». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 123

Цель: закреплять знания о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

«Беги в дом, какой я назову». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 126

Цель: найти предмет по назначению.

«Найди пару». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 127

Цель: развивать быстроту мышления, слуховое внимание, сообразительность.

«Найди листок, как на дереве». См. кн. «Добро пожаловать в экологию» О.А. Воронкевич, с. 127

Цель: учить детей классифицировать растения по определенному признаку.

«Собери дерево из частей»

Цель: формировать представления детей об основных частях дерева и их функциях.

Хороводная игра «Лети, листок, ко мне в кузовок».

Рассматривание картины «Золотая осень» И. Левитан

Цель: обратить внимание детей на то, что с помощью цвета можно рассказать о времени года, о цветовой гамме золотой осени. Развивать способности видеть состояние осенней природы.

Опыты с почвой.

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Совместные дела: сбор семян для зимней подкормки птиц, природного материала для поделок, красивых листьев для букета, посадка корнеплодов.

Цель: Расширить и углубить представления детей о сезонных изменениях в природе.

Слушание «Времена года» Чайковского, Вивальди.

«Солнышко» З.Компанейц, «Осень» Ц.Кюи

«Листья золотые» Т.Попатенко

Цель: продолжать воспитывать слушательскую культуру детей, развивать умение понимать музыку.

Иногда маме кажется, что все игры с ребенком переиграны, а занятия переделаны и трудно придумать чем бы еще занять ребенка дома. Специально для таких случаев мы сделали эту подборку.

Идеи развивающих игр и занятий для детей 2 — 3 лет

В возрасте от года и до трех — четырех лет основным видом деятельности ребенка является игра. Через игру ребенок познает окружающий мир. Поэтому любое развивающее занятие с ребенком 2-3 лет стоит организовывать именно в виде игры.

Игры, направленные на физическое развитие и выплеск детской энергии

Некоторые из игр можно проводить дома, а некоторые отлично подойдут и для детской прогулки.

  • Ходьба по кривой дорожке, бревнышку, горке или кочкам;
  • Бег — догонялки, салочки, бег с препятствиями или по заданному маршруту;
  • Прыжки через скакалку, препятствия, воображаемый ручеек или в классики;
  • Лазанье через импровизированные тоннели, по дивану или по спортивной стенке;
  • Хороводы и танцы;
  • Игра в прятки или жмурки;
  • Зарядка игровая или со стихами;
  • Катание на велосипеде, самокате или беговеле;

Игры на развитие мелкой моторики

У нас на блоге уже есть отдельная статья — , поэтому здесь приведем всего несколько основных и самых простых вариантов игр.

Все эти игры необходимо проводить под контролем взрослых!

  • Трогаем и перебираем различные предметы — пуговицы, застежки, камушки, ракушки, природные материалы. Очень нравятся деткам игра с сенсорными коробочками.
  • Учимся застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии, кнопки, петельки;
  • Играем с различными вкладышами и сортерами;
  • Что-то рвем. Можно пробовать рвать цветную бумагу, а затем из кусочков сделать аппликацию;
  • Играем с фасолинами, макаронами, крупами. Их можно сыпать, пересыпать руками или ложкой, а также с использованием воронок рассыпать по баночкам, делать поделки;
  • Он же может стать неплохой основной для сенсорных коробочек;
  • Готовим вместе различные блюда — выпечка, салаты, бутербродики, чай;
  • Играем , кубиками, блоками, ;
  • Играем в пальчиковые игры — способствуют и развитию моторики, и развитию речи.

Творческие занятия с детьми от года до трех

  • Рисуем — красками акварельными, гуашью, пальчиковыми красками, восковыми мелками;
  • Лепим из пластилина или теста;
  • Делаем различные аппликации — из вырезанных картинок и фигур, рваных кусочков, круп и макарон;
  • Учимся держать в руках и рисовать фломастерами, карандашами, ручками;
  • Учимся держать в руках детские ножницы и резать бумагу по прямой, по плавным дугам, по сложным фигурам;
  • Собираем и делаем поделки из природных материалов;
  • Учимся обводить различные предметы и формы;
  • Делаем «поделки» из подручных материалов — домики для кукол, гаражи для машинок, папье-маше.

Учим детей играть в простые сюжетно-ролевые игры

  • Дочки-матери — покормить, одеть, искупать, положить спать, полечить. Объектами игры могут быть куклы, мягкие игрушки, а для мальчиков и машинки;
  • Играем в магазин;
  • Играем в парикмахерскую;
  • Играем во врача;
  • Играем с машинками и другими видами транспорта — гонки, перевозка пассажиров, перевозка грузов и т.п.

Тренируем память и логику, учим цвета, формы, объем

  • Игры с карточками и предметами: что лишнее, что дорисовано, чем отличается, что убрали, что изменилось, найти пару, найти похожую, покормить животных, распределить домики;
  • Составляем последовательности из кубиков, бусин, карточек;
  • Играем в домино и лото;
  • Собираем пазлы и разрезные картинки;
  • Учимся сопоставлять по разным признакам. Ищем в доме предметы похожие на определенные фигуры или определенного цвета.

Читаем, считаем и развиваем речь

  • Учим цифры, буквы, слоги. Пробуем писать их на листе бумаги или доске;
  • Считаем предметы, сопоставляем цифры с количеством;
  • Читаем и учим детские стихи;
  • Читаем рассказы с ошибками и наводящими вопроса стимулируем ребенка продолжать рассказ;
  • Загадываем и отгадываем загадки. Для самых маленьких это может быть просьба найти в комнате какой то предмет, подходящий под описание;
  • Рассматриваем книги с картинками, читаем рассказы и стихи, слушаем аудиосказки, смотрим диафильмы.

Изучаем с малышами окружающий мир

  • Изучаем семью — кто есть кто, кто кому кем приходится, рассматриваем фотографии, рассказываем о членах семьи, общаемся по телефону или видео-звонком на компьютере;
  • Изучаем животных какие животные есть, как называются детеныши, где живут, что едят, что дают, какие звуки издают, как выглядят (картинки, презентации, сказки, постановки);
  • Смотрим Календарь, изучаем время, обсуждаем погоду и погодные явления, времена года, дни недели, праздники;
  • Выращивать растения в саду или на подоконнике дома;
  • Ходим гулять и кормить птиц;
  • Изучаем свет и тени, можно попробовать устроить дома театр теней;
  • Устраиваем кукольный театр, настольный театр по сказкам;
  • Вместе моем посуду, пол, подметаем или пылесосим, протираем пыль;
  • Изучаем различные предметы и их назначение в доме и на улице;
  • Изучаем свойства предметов: съедобное -не съедобное, тяжелое-легкое, большое-маленькое, твердое-мягкое и т.д.;
  • Изучаем противоположности: мокрый-сухой, холодный-горячий, длинный-короткий;
  • Проводим простые домашние эксперименты: превращаем воду в лед, наблюдаем как лед тает в воде, как соль и сахар растворяются в воде, лед в воде, сахар в воде, что происходит при смешивании различных цветов красок;
  • Изучаем карты, разговариваем про другие города, страны, про планеты и космос;
  • Проводим вместе различные измерения: высота, длина, вес, объем.

Мы собрали более 50 игр и занятий, которые помогут развивать ребенка в 7 различных направлениях. Если выбирать и организовывать хотя бы по 1 занятию в день из каждого направления на 10-20 минут, то ваш день с ребенком станет значительно разнообразнее и веселее. А еще вы удивитесь, когда начнете открывать что-то новое и для себя 🙂

Оксана Цыбулько
Виды игры в детском саду и их развивающее значение

Виды игры Цели и задачи Способы реализации

(по возрастам) Специфические характеристики Развивающее значение

1) Творческие (игры по инициативе детей ) ;

дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры , изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества : активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка . Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1.1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений . Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет . Структура ролевой игры , согласно Д. Б. Эльконину, включает в себя следующие компоненты :

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры .

2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.

3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры .

Для играющих детей становятся характерными согласованность действий, предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры .

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров , положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

1.2. Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации .

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий , реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение , учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение , формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения) . Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

1.3. Конструкторские игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства , содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности Интерес развивается с раненого возраста , роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться с ним работать. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др., из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

2. Дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами) ;

способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры . Они также способствуют развитию органов чувств , внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила , без который деятельность приобретает стихийный характер.

Дидактическая игра используется при обучении детей разного возраста, на различных занятиях и вне их (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности ).

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задачи в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т. е. использование дидактических игр, Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка. В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др ., что очень важно для развития отвлеченного , логического мышления.

3. Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию , удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей 1. В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа,его представления об окружающем мире об окружающем мире (действий людей, животных, птиц, который он отображает

2. Для несюжетных игр характерна конкретность игровых заданий, соответствующих возрастным особенностями физической подготовки детей.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

4. Народные (созданные народом) .

Благодаря им формируются такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила , ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения : ходьбу, прыжки, бег, метание и т. д В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи , воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Для детей младшего дошкольного возраста, опыт которых очень мал, рекомендуются украинские подвижные игры сюжетного характера с элементарными правилами и простой структурой. Во второй младшей группе детям доступны подвижные хороводные игры : «Курочка» , «Кисонька» , «Где же наши ручки?» это игры , пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они – неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый.

повышают интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 Белочка»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ВИДЫ ИГР И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ, ВОСПИТАНИИ И ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Воспитатель Е.Л. Самойлова

2014

Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Выделяются несколько классов игр:

  • творческие (игры по инициативе детей);
  • дидактические (игры по инициативе взрослых с готовыми правилами);
  • народные (созданные народом).

Творческие игры составляют наиболее насыщенную типовую группу игр для дошкольников. Творческими их называют потому, что дети самостоятельно определяют цель, содержание и правила игры, изображая чаще всего, окружающую жизнь, деятельность человека и отношения между людьми.

Творческие игры имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

Творческие игры в свою очередь делятся на:

Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).

Театрализованная деятельность (режиссерские игры, игры – драматизации).

Конструкторские.

Сюжетно – ролевая творческая игра – первая проба социальных сил и первое их испытание. Значительная часть творческих игр – это сюжетно – ролевые игры в «кого-нибудь» или «во что-нибудь». Причём в игре эти действия или события воспроизводятся "понарошку", в воображаемой ситуации. Создать её помогают игрушки и самые обычные предметы, которые, как по взмаху волшебной палочки, приобретают игровой смысл. Стул может стать поездом или самолётом, обрывки бумаги - едой или деньгами, старый мамин халат - плащом волшебника и так далее.

Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка.

Что происходит с ребёнком, когда он играет в маму или папу? Становясь в игре мамой, ребёнок примеривает на себя не только действия мамы (например, укачивание малыша), но и её чувства и эмоциональные отношения: заботу и нежность, ласку и строгость. Ребёнок всегда сопереживает герою, роль которого он играет, а потому он как бы проживает в своём воображении события, происходящие с героем, и приобщается к его опыту, вбирает его в свою душу.
Прожитые в игре чувства обогащают репертуар эмоционального реагирования малыша - испытав их "понарошку" в игре, он приобретает способность переживать эти чувства и в "реальной" жизни. После того как малыш ощутил себя в игре тем, кто заботится о других, ему будет легче проявлять заботу в повседневной жизни. Таким образом, игра оказывается первой школой человеческих чувств. Для обозначения такого игрового превращения в другого человека в психологии был введён термин идентификация, т.е. отождествление себя с кем-то. Идентифицируясь с тем, чью роль он играет, ребёнок как бы вбирает в своё "я" его способы поведения, его цели и смыслы действия, его чувства и переживания. Отождествляя же себя с кем-то, ребёнок развивает внутренний, смысловой план действия, обогащая тем самым своё "я" и выстраивая своё сознание. Поэтому не будет преувеличением сказать, что в ролевой игре ребёнок строит себя.
Игра как способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций
Ещё одна очень важная функция ролевой игры заключается в том, что в ней ребёнок имеет возможность переработать обуревающие его эмоциональные впечатления и "отыграть" эмоциональное напряжение.
Разыгрывая то, что сильно взволновало, обрадовало или даже испугало и рассердило его, ребёнок овладевает этим впечатлением и встраивает его в свою картину мира. Игра хороша тем, что она позволяет ребёнку преобразовать ситуацию: например, самому встать на место страшного персонажа, победить обидчика, продлить или многократно воспроизвести радостное событие.
Особую роль выполняет игра в переработке любых эмоциональных напряжений. Играя в маленького зайчонка, который боится лисы, но успешно от неё удирает, малыш проживает свои реальные страхи (например, страх темноты) и, преодолевая их в игре, учится справляться с ними и в "реальной" жизни. Ведь хотя все события разыгрываются "понарошку", эмоциональный опыт, который накапливает при этом ребёнок, вполне реален.
Ролевые игры - школа общения
Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения -
ролевого , делового и дружеского .

Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей: продавца и покупателя, врача и пациента, клиента и банковского служащего и так далее. Это общение строится по чётко определённым правилам и нормам, которые определяют, как вступить в контакт, что уместно сказать в той или иной ситуации, как закончить общение.
Играя в дочки-матери, в магазин, в школу, в посещение врача или в приём гостей, ребёнок знакомится со многими повседневными ролями. И благодаря этому он увереннее себя чувствует с настоящими гостями или у настоящего врача, и ему становится легче общаться в реальных ситуациях ролевого взаимодействия.
Деловое общение - это умение договариваться с другими людьми, убеждать их и находить взаимоприемлемые решения спорных вопросов.
Играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок должен договариваться с ними - о том, во что играть и кто кем будет в игре, о том, как будут развиваться события и чем всё закончится. Чем сложнее игра, тем больше в ней моментов, по которым надо договариваться и находить общие решения. Как правило, чем больше ребёнок играет в ролевые игры с другими детьми, тем больше у него навыков делового общения и тем увереннее он себя чувствует в ситуациях, где надо кого-то убеждать и с кем-то договариваться. Впрочем, бывают и исключения - прежде всего в тех случаях, когда ребёнок, играя с другими детьми, привыкает подчиняться более напористым партнёрам. Именно поэтому так важно, чтобы сначала совместную игру детей организовывал взрослый, который учил бы детей договариваться, умерял бы пыл тех, кто стремится всегда командовать, и помогал бы более робким высказывать своё мнение.
Ролевые игры учат детей ещё одному очень важному виду общения -
дружескому .
Это общение, в которое люди вступают не ради достижения каких-то целей, а ради него самого, ради удовольствия от эмоциональной близости с другим человеком и возможности разделить с ним свои чувства, ради радости совместной деятельности и чувства, что тебя понимают, принимают и, если будет надо, поддержат. Конечно, играя в ролевые игры с другими детьми, ребёнок только начинает учиться дружескому общению, но это начало очень важно. Ибо именно оно закладывает потребность в дружеском общении и побуждает к нему стремиться в отношениях с другими людьми.

Театральная деятельность - один из видов творческой игровой деятельности, которая связана с восприятием произведений театрального искусства и изображением в игровой форме полученных представлений, чувств, эмоций. Они разделяются на 2 основные группы: режиссёрские игры и игры - драматизации.

В режиссёрской игре ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы. В другом случае актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, который во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает.

Игры - драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей), это и является особенным значений игр – драматизации – они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений.

Детское творчество особенно ярко проявляется в играх – драматизациях. Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ещё один вид – конструкторские игры . Эти творческие игры направляют внимание ребёнка на разные виды строительства, содействуют приобретению конструкторских навыков организации, привлечению их к трудовой деятельности. В конструкторских играх ярко проявляется интерес детей к свойствам предмета, и желанием научиться работать с ним. Материалом для этих игр могут быть конструкторы разные видов и размеров, природный материал (песок, глина, шишки и др.), из которого дети создают различные вещи, по собственному замыслу или по заданию воспитателя. Очень важно, чтобы педагог помог воспитанникам совершить переход от бесцельного нагромождения материала к созданию продуманных построек.

В процессе конструкторских игр ребёнок активно и постоянно создаёт что-то новое. И видит результаты своего труда. У детей должно быть достаточно строительного материала, различных конструкций и размеров.

Материал для конструкторских игр:

  • Природный материал (листья, шишки, снег, глина, песок)
  • Искусственный материал (мозаика, бумага, модульные блоки, конструкторы различных видов и размеров).

При всём разнообразии творческих игр они имеют общие черты: дети самостоятельно или при помощи взрослого (особенно в играх – драматизациях) выбирают тему игры, развивают её сюжет, распределяют роли между собой, выбирают необходимые игрушки. Все это должно происходит в условиях тактичного руководства взрослого, направленного на активизацию инициативы детей, развитие их творческой фантазии.

Игры с правилами. Эти игры дают возможность систематически упражнять детей в становлении у детей определённых привычек, они очень важны для физического и умственного развития, воспитания характера и воли. Без таких игр в детском саду сложно было бы проводить образовательно-воспитательную работу. Игры с правилами дети усваивают от взрослых, друг от друга. Много из них передаётся из поколения в поколение, однако воспитатели, выбирая игру обязательно должно учитывать требования современности.

Дидактические игры способствуют, главным образом развитию умственных способностей детей, поскольку содержат умственное задание, в решении которого и есть смысл игры. Они также способствуют развитию органов чувств, внимания, логического мышления. Обязательным условием дидактической игры являются правила, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

В хорошо продуманной игре именно правила, а не воспитатели, руководят поведением детей. Правила помогают всем участникам игры находиться и действовать в одинаковых условиях (дети получают определённое количество материала, определяют последовательность действий игроков, очерчивают круг деятельности каждого участника).

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребёнка (физическое воспитание, умственное воспитание, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, развитие коммуникативности).

Виды дидактических игр:

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В них решаются задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются в определении предмета по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото и др. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. При проведении таких игр у детей развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительное восприятие

В младших группах игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве.

Особенно важны словесные игры для детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют формированию мыслительной деятельности, самостоятельности в решении задач: развивают умение внимательно слушать взрослого, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и чётко формулировать свои мысли, применять знания в соответствии с заданием. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заниматься умственным трудом, что является важным в подготовке дошкольников к школьному обучению.

Словесные игры наиболее сложны: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки.

При организации дидактических игр детей следует учитывать, что уже с 3 – 4 лет ребенок становится активнее, действия его сложнее и многообразнее, у него возрастает стремление самоутвердиться; но при этом внимание малыша ещё неустойчиво, он быстро отвлекается. Решение же задач в дидактических играх требует от него большей, чем в других играх, устойчивости внимания, усиленной мыслительной деятельности. Отсюда для маленького ребёнка возникают известные трудности. Преодолеть их можно через занимательность в обучении, т.е. использование дидактических игр, повышающих интерес малыша к занятиям, и, прежде всего, дидактической игрушке, которая привлекает внимание яркостью, интересным содержанием. Важное значение имеет сочетание в игре умственной задачи с активными действиями и движениями самого ребёнка.

Игра не только выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, но и формирует определённые свойства личности. Игровой метод даёт наибольший эффект при умелом сочетании игры и учения.

Подвижные игры важны для физического воспитания дошкольников, потому, что способствуют их гармоническому развитию, удовлетворяют потребность малышей в движений, способствуют обогащению их двигательного опыт. Подвижные игры бывают: с бегом, с прыжками, с перестроениями, с ловлей, с метанием, с лазанием.

По методике Э. Вильчковского с детьми дошкольного возраста проводят две разновидности подвижные игр – сюжетные игры и игровые упражнения (несюжетные игры)

В основу сюжетных подвижных игр положен опыт ребёнка, его представления движениями, характерными для того или иного образа. Движения, которые выполняют дети во время игры, тесно связаны с сюжетом. Большинство сюжетных игр коллективные, в них ребёнок учится согласовывать свои действий с действиями других об окружающем мире (действий людей, животных, птиц), который он отображает игроков, не капризничать, действовать организованно, как этого требуют правила.

Игровые упражнения характеризуются конкретностью двигательных задач, в соответствии с возрастными особенностями и физической подготовкой детей. Если в сюжетных подвижных играх основное внимание игроков направлено на создание образов, достижение определенной цели, точное выполнение правил, что часто приводит к игнорированию чёткости в выполнении движений, то во время выполнения игровых упражнений дошкольники должны безукоризненно выполнять основные движения.

Народные игры – это игры, пришедшие к нам из очень давних времён и построенные с учетом этнических особенностей. Они - неотъемлемая часть жизни ребенка в современном обществе, дающая возможность усвоить общечеловеческие ценности. Развивающий потенциал этих игр обеспечивается не только наличием соответствующих игрушек, но и особой творческой аурой, которую должен создать взрослый. В народной игре отображается жизнь людей, их быт, национальные традиции, они способствуют воспитанию чести, смелости, мужественности. Они бывают индивидуальные, коллективные, сюжетные, бытовые, сезонно – обрядовые, театрализованные игры, игры - ловишки, игры забавы, игры – аттракционы.

Спецификой народных игр является их динамичность. В них обязательно содержится игровое действие, которое побуждает ребёнка к активности: либо к простому наследованию действий по тексту, либо к выполнению комплекса действий в хороводе.

Ушинский подчёркивал ярко выраженную педагогическую направленность народных игр. По его мнению, каждая народная игра содержит в себе доступные формы обучения, она побуждает детей к игровым действиям, общению с взрослыми. Характерной особенностью народных игр является обучающее содержание, которое подаётся в игровой форме.

Тяжело переоценить ту огромную роль, которую играют национальные игры в физическом и моральном воспитании детей. С давних времён игры были не только формой проведения досуга и развлечений. Благодаря им формировались такие качества как сдержанность, внимательность, настойчивость, организованность; развивались сила, ловкость, быстрота, выдержка и гибкость. Поставленная цель достигается через разнообразные движения: ходьбу, прыжки, бег, метание и т.д. Слайд 2

«Игра – это огромное светлое пятно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В. А. Сухомлинский

Классы игр творческие игры по инициативе детей дидактические игры по инициативе взрослых с готовыми правилами народные созданные народом

Творческие игры КОНСТРУК-ТОРСКИЕ РЕЖИССЁРСКИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО -ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИГРЫ - ДРАМАТИЗАЦИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРУДА СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫЕ ТЕАТРАЛИЗО-ВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Сюжетно-ролевая игра Ролевая игра - путь освоения смыслов и обогащения чувств ребенка Игра как способ переживания эмоционально-напряжённых ситуаций Ролевые игры - школа общения Ролевые игры учат ребёнка основам трёх очень важных видов человеческого общения - ролевого, делового и дружеского.

Театрализованные игры Режиссерские игры ребёнок как режиссёр и одновременно голос за кадром организовывает театрально – игровое поле, актёрами и исполнителями в котором являются куклы; актёрами, сценаристами и режиссерами являются сами дети, которые во время игры договариваются о том, кто какую роль исполняет, что делает. Игры драматизации создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления; план игры и последовательность действий определяется предварительно; воспитатель является активным участником таких игр

Конструкторские игры Материал для конструкторских игр ПРИРОДНЫЙ ИСКУССТВЕННЫЙ листья шишки снег Глина, песок, камни модульные блоки конструкторы различных видов и размеров мозаика бумага

ИГРЫ С ПРАВИЛАМИ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ Игры с построениями перестроениями Игры с метанием и ловлей Игры с бегом Игры с лазаньем Игры с прыжками настольно-печатные игры игры с предметами словесные игры

Дидактическая игра - средство всестороннего воспитания личности Физическое воспитание Умственное воспитание Нравственное воспитание Трудовое воспитание Развитие коммуникативности Эстетическое воспитание

НАРОДНЫЕ ИГРЫ индивидуальные коллективные сюжетные бытовые игры – ловишки игры забавы сезонно – обрядовые игры – аттракционы Театрализованные игры

ИГРОВАЯ ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ I ЭТАП ПАРТНЕР ПО ИГРЕ II ЭТАП ПОМОЩНИК III ЭТАП НАБЛЮДАТЕЛЬ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Похожие публикации