Каковы основные компоненты отношений личности. Общие и специальные способности. Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Понятие ʼʼличностьʼʼ, ʼʼчеловекʼʼ, ʼʼиндивидʼʼ, ʼʼиндивидуальностьʼʼ.

Человек – наиболее общее понятие, вся совокупность всœех человеческих качеств, свойственных людям (не важно, есть она у данного человека или нет).

Индивид – Человек как индивид –это существо материальное, природное, телœесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. В случае если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность - ϶ᴛᴏ его глубинное измерение.

Основные элементы структуры личности.

В структуре личности выделяют такие три компонента͵ как мотивационный , интеллектуальный и деятельностный .

Первый компонент структуры личности характеризует направленность личности как избирательное отношение к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. Доминирующие компоненты направленности определяют всю психическую деятельность личности. Так, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. На характере соотношения способностей сказывается структура направленности.

Третьим компонентом в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер, разумеется, не выражает личность в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств. В системе характера можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость, ответственность по отношению к своим обязанностям, скромность). Во вторую очередь - волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определœенный стиль поведения и способы решения практических задач.

Четвертым компонентом, надстраивающимся над остальными, будет система управления, которую обозначают понятием "я". "Я" - образование самосознания личности, оно осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности. Рассмотрим, как определяет личность и ее структуру К. К. Платонов.

Основные элементы структуры личности. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные элементы структуры личности." 2017, 2018.

Психологическая структура личности состоит из нескольких компонентов.

Первый компонент – направленность личности, или отношение человека к действительности.

Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активности человека.

Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок.

Например, доминирование познавательной потребности приводит к волевому и эмоциональному настрою, что активизирует интеллектуальную деятельность. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему общественную и личную значимость.

Второй компонент определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Одни из способностей доминируют.

Пушкин – поэт, историк, хорошо рисовал.

Третьим компонентом в структуре личности является характер или стиль поведения человека в социальной среде. Характер – сложное образование, где в единстве проявляется содержание и форма духовной жизни человека.

К свойствам характера относят: а) моральные (чуткость, черст­вость к людям), отношение к обязанностям, скромность; б) волевые качества (решительность, настойчивость, мужество) – обеспечивают стиль поведения.

Четвертый компонент – система управления – обозначают словом “я”. “Я” осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль, коррекцию действий и поступков.

Психологическая структура личности будет неполной, если из неё исключить процессы и состояния.

Психические процессы – динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений (обеспечивают связь личности с действительностью). В них формируются свойства личности. Образовавшиеся свойства влияют на течение процесса. В процессе ощущения формируются конкретные сенсорные свойства и целостная сенсорная организация личности, которая определяет в дальнейшем количественно-качественную характеристику ощущения.

На основе психических процессов образуются психические свойства , которые регулирует течение психических процессов. Психические свойства личности – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень психической деятельности и поведения. Характер протекания процессов зависит от функционального уровня активности мозга, то есть от психической активности личности.

Под психическим состоянием понимают определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Психическое состояние зависит от свойств личности.

У человека инертного типа НС состояние оказывается более устойчивым по сравнению с состоянием подвижного типа.

Личность вступает в многообразные общественные отношения и осуществляет деятельность в различных областях практики. При этом личность исходит из разных побуждений или мотивов .

Мотивы – это осознанные побуждения к деятельности или поведению. Каждое действие и поступок человека в норме мотивировки, и он отдает ясный отчёт себе в этом. В качестве мотивов выступают различные побуждения : осознанные потребности и интересы человека, его морально-политические установки, идеалы мировоззрения и убеждений, чувства, помыслы. Изучение мотивов имеет важное значение для понимания морально-психологической сущности личности. Например, одни добросовестно относятся к труду в силу потребности, другие – в силу сознания долга, третьи – временно, в интересах достижения карьеристских замыслов.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Структура личности и поведенческие типы

Московский институт сферы социальный отношений

Реферат

«Структура личности и поведенческие типы»

по курсу:

«Социология»

учащейся группы 02-98

Степановой Юлии Валерьевны

Москва

1999 г.


Список литературы

Введение 4

Социальные системы и личность 5

Понятие личности в социологии 5

Компоненты структуры личности 6

Поведенческие типы 10

Социальное поведение 10

Ролевая концепция личности 11

Социальное поведение в представлении психологов и социологов 11

Заключение 15

Список литературы 16

Введение

Элементами любых социальных систем, как говори­лось, являются люди. Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждая конкретная личность персонифициру­ет: социальные группы, социальные институты, соци­альные организации и системы принятых в обществе норм и ценностей, т. с. через культуру, В силу этого человек оказывается включенным во множество соци­альных систем, каждая из которых оказывает на него систематизированное воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной систе­мы, но и сам он представляет систему, имеющую слож­нейшую структуру. Социология не рассматривает лич­ность по всем со многообразий, т, е. как продукт приро­ды, а изучает со как совокупность общественных отношений, т. с. как продукт общества.

Социальные системы и личность

Понятие личности в социологии

Понятием «индивид» обычно обозначается человек как единичный представитель той или иной социальной общности. Понятие «личность» применяется по отношению к каждому человеку, поскольку он индивидуально выра­жает значимые черты данного общества. Непременными характери­стиками личности являются самосознание, ценностные ориентации и социальные отношения, относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответ­ственность за свои поступки, а ее индивидуальность - это то специфическое, что отличает одного человека от других, включая как биологические, так и социальные свойства, унаследованные или приобретенные.

Личность является не только следствием, но и причи­ной социально этических действий, совершаемых в дан­ной социальной среде. Экономические, политические, идеологические и социальные отношения исторически определенного типа общества преломляются и проявля­ются по-разному, определяя социальное качество каждо­го человека, содержание и характер его практической деятельности. Именно в ее процессе человек, с одной стороны, интегрирует социальные отношения окружаю­щей среды, а с другой - вырабатывает свое особое отношение к внешнему миру. К элементам, составляющим социальные качества человека, относятся социально оп­ределенная цель его деятельности; занимаемые социаль­ные статусы и выполняемые социальные роли; ожида­ния в отношении этих статусов и ролей; нормы и ценно­сти (т. е. культура), которыми он руководствуется в процессе своей деятельности; система знаков, которую он использует; совокупность знаний; уровень образования и специальной подготовки; социально-пси­хологические особенности; активность и степень само­стоятельности в принятии решений. Обобщенное отражение совокупности повторяющих­ся, существенных социальных качеств личностей, входя­щих в какую-либо социальную общность, фиксируется в понятии «социальный тип личности». Путь от анализа общественной формации к ана­лизу личности, сведение индивидуального к социально­му позволяют раскрыть в личности существенное, типическое, закономерно формулирующееся в конкрет­но-исторической системе социальных отношений, в рам­ках определенного класса или социальной группы, соци­ального института и социальной организации, к которым принадлежит личность. Когда речь идет о личностях как членах социальных групп и классов, социальных институтов и социальных органи­заций, то имеются в виду не свойства отдельных лиц, а социальные типы личностей. Каждый человек имеет собственные идеи и цели, помыслы и чувства. Это индивидуальные качества, опре­деляющие содержание и характер его поведения.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе обществен­ных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специ­фическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отноше­ние к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот - вынуж­денное и формальное) ее исполнение. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Сами свершения личности (например, трудовые достижения, открытия, творческие успехи) истолковываются нами прежде всего в качестве поступков, то есть преднамеренных, произвольных поведенческих актов. Личность - это инициатор последовательного ряда жизнен­ных событий, или, как точно определил М. М. Бахтин, «субъект поступания». Достоинство личности определяется не столько тем, много ли человеку удалось, состоялся он или не состоялся, сколько тем, что он взял под свою ответственность, что он сам себе вменяет. Первое философски обобщенное изображение структуры тако­го поведения дал два века спустя И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой...») - таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная выдвинутая им категория, проливающая свет на всю проблему личности,-это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то. С другой стороны (буквально), авто­номия - это «самозаконность». Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нрав­ственности, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный императив поведения. Лишь на этом нравственном базисе может утвердиться личностная независимость индивида, развиться его умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осмысленное, преемственно-последовательное «поступание». Не может быть нигилистической и аморальной независимости от общества. Свобода от произвольных социальных ограниче­ний достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому целеполаганию. Только на основе последнего возможна подлинная целесообразность действий, то есть устойчивая жизненная стра­тегия. Нет ничего более чуждого индивидуальной независимо­сти, чем безответственность. Нет ничего более пагубного для личностной целостности, чем беспринципность.

Компоненты структуры личности

Краткое название подструктуры. К данной подструктуре относятся Соотношение биологического и социального
Подструктура направленности Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы Социальный уровень (биологического почти нет)
Подструктура опыта Умения, знания навыки, привычки Социально-биологический уровень (значительно больше социального, чем биологического)
Подструктура форм отражения Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания); особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства) Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)
Подструктура биологических, конституциональных свойств Скорость протекания нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п.; половые, возрастные свойства Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Иерархическая структура личности
(по К.К. Платонову)

Важнейшие компоненты структуры личности - па­мять, культура и деятельность. Память - это система знаний, которые интегрировала личность в процессе жизненного пути. Содержание данного понятия пред­ставляет собой отражение действительности в виде как определенной системы научного знания, так и обыден­ных знании. Культура личности представляет собой совокупность социальных норм и ценностей, которыми индивид руко­водствуется в процессе практической деятельности. По­следняя есть реализация потребностей и интересов личности. В широком смысле деятельность - это целе­направленное воздействие субъекта на объект. Вне отношений субъекта и объекта деятельность не суще­ствует. Она всегда связана с активностью субъекта. Субъектом деятельности во всех случаях является чело­век или персонифицируемая им социальная общность, а ее объектом могут быть и человек, и материальные либо духовные условия жизни. Личность может выступать как социально-историче­ская ценность, структурные элементы которой, находясь в постоянном взаимодействии и развитии, образуют систему. Результатом взаимодействия этих элементов являются убеждения. Убеждения личности - это тот стандарт, при помощи которого человек проявляет свои социальные качества. Иначе эти стандарты именуются стереотипами, т. е. устойчивыми, повторяющимися при различных ситуациях отношениями личности или соци­альной группы, социального института или социальной организации к социальным ценностям общества. Стереотипизация зависит от личности, социальной среды и места человека в ней, т. с. в конечном счете от системы включения личности в общество. Основой для стереотипа могут выступать потребности, интересы, стереотип установки и т. д. В социализации индивида можно выделить две фа­зы - социальную адаптации и интериоризацию. Первая означает приспособление индивида к социально-эконо­мическим условиям, к ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизне­деятельности общества, к социальным группам и соци­альным организациям, социальным институтам, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Процесс адаптации - это первая фаза социализации индивида. Вторая ее фаза, интериоризация,- это про­цесс включения социальных норм и ценностей во внут­ренний мир человека. Личность не растворяется в социальной среде, а относится к ней как самостоятельная единица. Социа­лизация личности сводится к социальному обучению, включает только субъективную форму врастания инди­вида в общество, а нормативно-ценностная система выступает как автономная по отношению к личности.

В настоящее время существуют две основные концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характе­ристика человека и личность как его сущностная характерис­тика. Первая концепция опирается на понятие социальной функ­ции человека, а точнее сказать, на понятие социальной роли. При всей значимости этого аспекта понимания личности (он имеет большое значение в современной прикладной социологии) он не позволяет нам раскрыть внутренний, глубинный мир человека, фиксируя только внешнее поведение его, которое в этом случае не всегда и не обязательно выражает действитель­ную сущность человека. Более глубокая интерпретация понятия личности раскры­вает последнюю уже не в функциональном, а в сущностном плане: она здесь - сгусток ее регулятивно - духовных потенций. центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и верховной власти во внутренней жизни человека. Личность - индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстети­ческих и всех иных социальных норм. Личностные качества человека в таком случае есть производное от его социального образа жизни и самосознающего разума. Личность поэтому есть всегда общественно развитый человек. Личность есть совокупность трех ее основных составляющих: биогенетических задатков, воздействия социальных факторов (среда, условия, нормы, регулятивы) и ее психосоциального ядра - «я». Оно представляет собой как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, проявляющуюся в определенной направленности, способ соотнесения своих интересов с обще­ственными, уровень притязаний, основу формирования убежде­ний, ценностных ориентаций, мировоззрения. Человек как личность не есть некая законченная данность. "Он - процесс, требующий неустанной душевной работы. Главным результирующим свойством личности выступает мировоззрение. Оно являет собой привилегию человека, подняв­шегося до высокого уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывает­ся и характер личности - психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определен­ность». Признается, что великим характе­ром обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обосно­ванных и социально значимых идеалов, служа маяком для дру­гих. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых це­лях, то он переходит в упрямство, становится деформировано субъективным. Упрямство - это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой. Особым компонентом личности является ее нравственность. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не - личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Таким образом, личность - это мера цельности человека, без внутренней цельности нет личности. В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социаль­ного, но и индивидуально-самобытного существа. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Таким образом, понятие человеческой уникальности имеет существенное значение в социальном познании, в постижении социальных явлений, событий, в уяснении механизма функци­онирования и развития общества, эффективного управления им. Однако личность не растворяет­ся в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятель­ной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь обще­ственного целого.

Поведенческие типы

Социальное поведение

C термином «поведение» в науке связывается активность, систе­ма действий, которая состоит в адаптации, в приспособлении к уже имеющейся наличной среде, притом у животных только к природной, а у человека - и к социальной. Эта адаптация осу­ществляется на основе определенных биологически или социально заданных программ, исходные основания которых не подвергают­ся пересмотру или перестройке. Типичным примером социального поведения является, скажем, адаптация, приспособление к окружающей социальной среде путем следования принятым в этой среде обычаям, правилам и нормам. Адаптивное поведение представляет собой «закрытую» систему отношения к действительности, пределы которого ограничены данной социальной или природной средой и заданным "набором возможных действий в этой среде, определенными жизненными стереотипами и программами. Присущей только человеку формой отношения к действитель­ности является деятельность, которая, в отличие от поведения, не ограничивается приспособлением к существующим условиям - природным или социальным,- а перестраивает, преобразует их. Соответственно такая деятельность предполагает способность к постоянному пересмотру и совершенствованию лежащих в ее осно­вании программ. Люди высту­пают при этом не просто исполнителями заданной программы поведения - хотя бы и активными, находящими новые оригиналь­ные решения в рамках ее осуществления,- а создателями, творца­ми принципиально новых программ действий. В случае адаптив­ного поведения при всей его возможной активности и оригиналь­ности цели действий в конечном счете заданы, определены; активность же связана с поиском возможных средств достижения этих целей. Иными словами, приспособительное поведение целе­направленно, целесообразно. Свобода означает преодоление давления заданных человеку условий - будь то внешняя природа, социальные нормы, окружающие люди или внутренняя ограниченность,- как факторов, детерминирующих его поведение, предполагает способность строить собственную про­грамму действий, которая позволяла бы выйти за рамки пред­писываемого наличной ситуацией, расширить горизонт своего отношения к миру, вписаться в более широкий контекст бытия. Взаимодействие индивида и общества с точки зрения социального контроля выявляет его внутреннюю проти­воречивость. Так, с одной стороны, человек не может обрести свою индивидуальность, приобрести социальные качества и свойства вне или помимо общества. Если индивида нельзя считать продуктом социальной и соци­ально-культурной среды, то его нельзя считать и челове­ком. С другой стороны, личность не может обрести, развить свою индивидуальность, если будет слепо, авто­матически приспосабливаться к образцам культуры. Если человека считать простым слепком социокультурной среды, то его нельзя признать личностью. Индивидуальное и соци­альное действия соотносятся как контролируемое и кон­тролирующее. Акт социального (группового) действия, высту­пая в системе социального контроля в виде реакции на индивидуальное поведение, сам выполняет функцию социального стимула (позитивного или негативного), предопределяющего характер последующих индивиду­альных актов, в силу чего эти акты являются реакцией на социальные действия. Эти акты закрепляются в поведении или устраня­ются из него в зависимости от реакции социальной среды (группы, класса, общества в целом). В свою очередь реакция социальной среды на индивидуальное действие зависит от объективно существующей (в морали, в пра­ве, в идеологии и т. д.) социальной шкалы оценок, производной от системы ценностей, идеалов, жизненных интересов и устремлений социальной группы, класса, общества в целом. Индивиду­альное действие, вступая в социальный мир, получает свое определение извне, его сущность, социальный смысл и значение определяются социальными целями. Социальная оценка индивидуальных действий предопределяется объективно существующим набором их стереотипов, включенных в систему норм, ценностей, идеалов и т. д. Подобные, хотя и не формализованные шкалы оценок существуют в морали, профессиональной этике и т. д., образуя нормативную структуру соответствующих соци­альных групп.

Ролевая концепция личности

Каждый человек, живущий в обществе, включен во множество различных социальных групп (семья, учебная группа, дружеская компания и т. д.). В каждой из этих групп он занимает определенное положение, обладает неким статусом, к нему предъяв­ляются определенные требования. Таким образом, один и тот же человек должен вести себя в одной ситуации как отец, в другой - как друг, в третьей - как началь­ник, т. е. выступать в разных ролях.

Социальная роль - соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Освоение социальных ролей - часть процесса соци­ализации личности, непременное условие «врастания» человека в общество себе подобных. Социализацией называется процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта, осу­ществляемый в общении и деятельности. Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оце­нивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Таким образом, развитая личность может использо­вать ролевое поведение как инструмент адаптации к определенным социальным ситуациям, в тоже время не сливаясь, не идентифицируясь с ролью. Ролевая концепция личности возникла в американ­ской социальной психологии в 30-х годах XX в. (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных со­циологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализ.

Социальное поведение в представлении психологов и социологов

Чарлз Кули считал, что личность формируется на ос­нове множества взаимодействий людей с окружающим миром. В процессе этих интеракций люди создают свое «зеркальное Я», состоящее состоит из трех элементов:

  1. того, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие (Я уверена, что люди обращают внимание на мою новую прическу);

    2) того, как, по нашему мнению, они реагируют на то, что видят (Я уверена, что им нравится моя новая прическа);

    3) того, как мы отвечаем на воспринятую нами реак­цию других (Видимо, я буду всегда так причесываться)

Американский психолог Джордж Герберт Мид пошел дальше в своем анализе процесса развития нашего «Я». По мнению Мида, процесс формирования личности включает три различные стадии. Первая - имитация. На этой стадии дети копируют поведение взрослых, не понимая его. Затем следует игровая стадия, когда дети понимают поведение как исполне­ние определенных ролей: врача, пожарного, автогонщика и т.д.; в процессе игры они воспроизводят эти роли. Переход от одной роли к другой развивает у де­тей способность придавать своим мыслям и действиям такой смысл, какой придают им другие члены общест­ва, - это следующий важный шаг в процессе создания своего "Я". Третий этап, по Миду, стадия коллективных игр, ког­да дети учатся осознавать ожидания не только одного человека, но и всей группы. Ролевая теория личности описывает ее социальное поведение двумя основными понятиями: «социальный статус» и "социальная роль". Человек может иметь несколько статусов. Но чаще всего только один определяет его положение в обществе. Часто бывает так, что глав­ный, или интегральный, статус обусловлен его до­лжностью (например, директор, профессор). Социаль­ный статус отражается как во внешнем поведении и облике (одежде, жаргоне и иных знаках социальной и профессиональной принадлежности), так и во внутрен­ней позиции (в установках, ценностных ориентациях, мотивациях и т. д.)

Социологи отличают предписанные и приобретен­ные статусы. Предписанный - это значит навязанный обществом вне зависимости от усилий" и заслуг лич­ности. Он обусловливается этническим происхождени­ем, местом рождения, семьей и т. д. Приобретенный (достигнутый) статус определяется усилиями самого человека (например, писатель, ученый, директор и т. д.). Выделяются также естественный и профессиональ­но-должностной статусы. Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчи­вые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т. д.). Професси­онально-должностной - это базисный статус личнос­ти, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется со­циальное, экономическое и производственно-техничес­кое положение (банкир, инженер, адвокат и т. д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной сис­теме. Совокупность требований, предъявляемых инди­виду обществам, образует содержание социальной роли. Социальная роль - это совокупность действий, кото­рые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих из данного статуса, называется ролевым набором. Социальная роль распадается на ролевые ожидания - то, чего согласно «правилам игры» ждут от той или иной роли, и на ролевое поведение - то, что человек реально выполняет в рамках своей роли. Всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, при­близительно знает схему и последовательность дейст­вий и строит свое поведение в соответствии с ожида­ниями окружающих.

Социальное поведение попытался систематизировать Тол-котт Парсонс. Он считал, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

    Эмоциональность . Некоторые роли (например, ме­дицинской сестры, врача или полицейского) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно со­провождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.

    Способ получения . Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юно­ши или взрослого гражданина; они определяются воз­растом человека, исполняющего роль. Другие роли за­воевываются; когда мы говорим о профессоре, мы име­ем в виду такую роль, которая достигается не автома­тически, а в результате усилий личности.

    Масштаб. Некоторые роли ограничены строго оп­ределенными аспектами взаимодействия людей. Напри­мер, роли врача и пациента ограничены вопросами, ко­торые непосредственно относятся к здоровью пациен­та. Между маленьким ребенком и его матерью или от­цом устанавливаются отношения более широкого пла­на; каждого из родителей волнуют многие стороны жиз­ни малыша.

    Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установлен­ными правилами. Например, библиотекарь обязан вы­дать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается осо­бое обращение с теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.

    Мотивация. Разные роли обусловлены различны­ми мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчи­вый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить макси­мальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Как считает Парсонс, любая роль включает некоторое сочетание этих характеристик.

Теория ролей хорошо описывает адаптационную сто­рону процесса социализации личности. Но эту схему нельзя принять за единственную и исчерпывающую, поскольку она оставляет в тени активное, творческое личностное начало

Концепция личности 3. Фрейда. Другой образ личнос­ти возник под влиянием идей 3. Фрейда, рассматривав­шего человека как стремящегося к удовольствию, а об­щество - как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) стремления личности об­разуют ее потенциал и основной источник активности, задают мотивацию ее действиям. В силу невозможности удовлетворения инстинктивных потребностей в их естес­твенно-природной форме из-за социальных нормативных ограничений человек вынужден постоянно искать ком­промисс между глубинным влечением и общественно приемлемой формой его реализации. Вся человеческая история рассматрива­ется Фрейдом как история нарастающего психоза.

В соответствии с концепцией классического бихеви­оризма Уотсона Скиннер исследует поведение организ­ма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных. Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условнорефлекторном и оперантноц. На основе анализа поведения Скиннер формулиру­ет свою теорию научения. Главным средством форми­рования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «по­следовательного наведения на нужную реакцию". Для разрешения социальных проблем современного общества Б.Скиннер выдвигает задачу создания тех­нологии поведения. Технология поведения призвана осу­ществлять контроль одних людей над другими. По­скольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средст­вом управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипули­ровать людьми. Такие исследователи, как Т. Адорно, К. Хорни и дру­гие неомарксисты и неофрейдисты, в своих работах обосновали парадоксальный вывод: «нормальная» лич­ность современного общества - это невротик. Давно распались системы общностей, где были общеприня­тые устойчивые ценности, и сейчас каждая социальная роль человека заставляет его «играть» в новой системе ценностей, предпочтений и стереотипов (выходя из дома, попадая в транспорт, на работу, забегая в клуб, в кафе, путешествуя по магазинам, все время менять ам­плуа и социальные «маски»).

Заключение

Социализация - начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Невозможно об­учиться социальной роли по книжкам или методам де­ловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы; исполнителя этой роли вос­питывают окружение, практика принятия управленчес­ких решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и сте­реотипов поведения, незримыми социальными нитя­ми - правами, обязанностями, отношениями - она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации применим термин не «обу­чение», а «освоение». Он шире по содержанию и вклю­чает в себя обучение как одну из частей. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ро­лей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принад­лежит. Этапы социализации. Принято выделять первичную социализацию, охватывающую период детства, и вто­ричную социализацию, занимающую более длительный временной промежуток и включающую в себя также зрелый и преклонный возраст.

    Социализация взрослых выражается главным обра­зом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация корректирует базовые ценностные ориентации.

    Взрослые могут оценивать нормы; дети способны только усваивать их.

    Социализация взрослых часто предполагает пони­мание того, что между черным и белым существует множество "оттенков серого цвета".

    Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными навыками; социализация детей формирует главным образом мотива­цию их поведения.

Список литературы

    Курс лекций по социологии. Издательский центр «МарТ» 1998.

    Саратовский Государственный Технический Университет Кафедра социологии Реферат на тему: "Роль личности в развитии общества" Выполнила: студент группы ПБС-41

    Концепции личностей. Социальная роль как модель поведения, объективно заданная социальной позицией личности в системе общественных и межличностных отношений. Понятие социализации личности, социальная типология. Личность и общество в переходный период.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ По дисциплине: «Социология»

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков).
Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный (взаимосвязи между подструктурами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязи между подструктурами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:
1) направленность личности;
2) опыт;
3) индивидуальные особенности психических процессов;
4) биопсихические свойства.
Кроме того, в структуре личности выделены две общие интегративные подструктуры (характер и способности), которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все четыре уровня иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (тогда речь идёт о характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности (речь идёт о способностях личности к данному виду деятельности).
1. Подструктура личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Черты личности, входящие в эту подструктуру, в своём подавляющем большинстве не имеют непосредственных врождённых задатков (исключая влечения и склонности), а отражают индивидуально преломленное общественное сознание. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.
2. Подструктура личности, названная «опыт» объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.
3. Подструктура личности, названная «особенности психических процессов», объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.
4. Подструктура личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и патологию.
Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы.
А.В. Петровский и В.А. Петровский понимали структуру личности, когда она рассматривается как «сверхчувственное» системное качество индивида.
Рассматривая личность в системе субъективных отношений, они выделяют три типа атрибуции (приписывания, наделения) личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспектрассмотрения - интраиндивидная личностная атрибуция: личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту.
Второй аспект - интериндивидная личностная атрибуция как способ понимания личности, когда сферой её определения и существования становится «пространство межиндивидных связей».
Третий аспект рассмотрения - метаиндивидная личностная атрибуция. Здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью (индивидуальной и совместной) на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях, его инобытия в них, его персонализации. Сущность этой идеальной представленности - в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной и аффективно - потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субьекта или его участие в совместной деятельности. «Инобытие» индивида в других людях - не статичный отпечаток. Речь идёт об активном процессе, о своего рода продолжении себя в другом, вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях. Продолжаясь в других людях, со смертью индивида. личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. В словах «он живёт в нас и после смерти» нет мистики, ни метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения. Таким образом, личность может быть характеризуема только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения.
Психологическая структура личности очень сложна и многогранна. Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п.- составные компоненты духовной жизни личности. Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее “Я”, руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими .
Психологическая структура личности включает следующие структурные компоненты:
1) направленность личности: потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки, темперамент, характер;
2) индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер;
3) возможности личности: способности, знания, умения и навыки;
4) психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые;
5) система саморегуляции .
В структуре личности различают типичное и индивидуальное.
Типичное - это наиболее общее, что свойственно каждому человеку и характеризует личность вообще: ее сознание, активность, ум и эмоционально - волевые проявления и т.п., то есть то, чем один человек похож на других людей.
Индивидуальное - это то, что характеризует отдельного человека: его физические и психологические особенности, направленность, способности, черты характера и т.п., то есть то, чем отличается один человек от другого.
Говоря о строении личности, чаще всего имеют в виду ее широкое понимание, иногда настолько широкое, что психология личности практически совпадает по содержанию со всей психологией. Так, получившая широкое распространение «карта личности» включает способности, черты характера, темперамент, особенности всех психических процессов, социальную и профессиональную направленность и даже прошлый опыт и уровень культуры. Теоретическим обоснованием такой сверхширокой трактовки личности может служить так называемый личностный подход, получающий большое распространение в психологии. Согласно этому подходу нет, например, мышления вообще, а есть мышление конкретной личности, и мы ничего не сможем узнать, по существу, об этом процессе без знаний о самой мыслящей личности.
Суть такого подхода хорошо сформулировал С.Л.Рубинштейн: «Вся психология человека... является психологией личности», поскольку, во- первых, любые индивидуальные особенности психических процессов определяются особенностями личности в целом; во-вторых, любая психическая функция развивается не по самостоятельным линиям, а в тесной зависимости от общего развития личности; в-третьих (и это главное), у человека психические процессы «не остаются только процессами, совершающимися самотеком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач» .
В психических процессах проявляются психические свойства личности, а сами психические процессы, в свою очередь, выполняя определенную роль в жизни личности, переходят в ее свойства. Поэтому они не должны изучаться в отрыве друг от друга. Изучение психологической стороны деятельности является изучением психологии личности в процессе деятельности .
В контексте сказанного представляется справедливым выделение в личности двух основных составляющих - потребностно- мотивационной и познавательной сфер личности. В первую входят потребности, мотивы, интересы, эмоции, воля, задатки и способности, темперамент и характер; во вторую - ощущения, восприятие, внимание, память, представления, воображение, мышление.
Но простое отнесение, например, восприятия к познавательной сфере личности само по себе не обеспечивает реализацию личностного подхода при его изучении. Такой подход требует всестороннего учета свойств личностикак целого при планировании, проведении и интерпретации результатов любого исследования, обследования или воздействия на личность. Психологическая характеристика личности как целого или описание психического облика личности предполагает выделение и изучение таких ее подструктур, которые вносят наиболее существенный вклад в функционирование этого целого, являются высшими формами интеграции свойств личности, в узком смысле слова, создают ее неповторимый индивидуальный облик.
Фактически вопрос стоит о единицах анализа личности или клеточках, из которых строится личность и которые сохраняют свойства целого. В различных психологических концепциях в качестве таких клеточек чаще всего выступают образования, побуждающие человека к активности и задающие направление такой активности: бессознательные влечения, потребности и квазипотребности, мотивы, отношения, диспозиции и установки, направленность. Все авторы, изучавшие личность, подчеркивают, что данные «единицы» объединяются в сложные динамические и, как правило, иерархические системы, которые способны к саморазвитию. Поэтому правильнее с самого начала говорить о системе мотивов, системе отношений и т. д. В некоторых случаях выделяются промежуточные структуры, взаимодействующие и даже конфликтующие между собой (наиболее яркий пример - «Оно», «Я» и «Сверх-Я» в психоанализе).
Во всех направлениях специальное внимание уделено анализу самосознания и подструктур «Я», выполняющих особую роль в процессах интеграции личности. Ниже мы рассмотрим результаты ряда исследований образующих личности, включая способности и характер, определения которых были даны в п.1.2.
В построении концепции человека применяют такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.
Понятие “черта” относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации.
Понятие “тип” обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения.
Теории личности различаются между собой по виду элементов или структурных понятий, которые они используют; они также различаются по способу концептуального осмысления организации этих элементов. Некоторые теории выстраивают сложную структурную систему, в которой много компонентов связаны между собой множеством разнообразных связей. Другие теории предпочитают простую структурную систему, в которой имеется всего несколько компонентов, соединенных немногочисленными связями.
Теории личности различаются и по тому, насколько структурные элементы представляются организованными в иерархическую систему, т.е. организованными в такую систему, где одни структурные элементырасполагаются на более высоких уровнях, чем другие, и поэтому могут управлять функциями нижележащих элементов .
В целом, для того, чтобы сформировать совокупность элементов, представляющих собой полноценное образование - личность обратимся к следующим определениям.
1. Индивидуальность - совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.
2. Личность - это целостная индивидуальность в ее социальном содержании, качестве.
3. Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.
4. Потребность - испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.
5. Мотивы - связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Мотив предполагает знание о тех материальных или идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.
6. Мотивация - относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.
7. Темперамент - характеристика индивида со стороны нейродинамических особенностей его психической деятельности.
8. Способности - психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой- либо одной или нескольких деятельностей.
9. Характер - совокупность стержневых, пожизненно формируемых свойств - отношений человека к миру, накладывающих отпечаток на все его действия и поступки.
10. Эмоциональность - совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.
11. Активность - мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.
12. Саморегуляция - регуляция субъектом своего поведения и деятельности.
13. Побуждения - мотивационный компонент характера.
14. Воля - потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.
15. Призвание - качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями, и с характером.
16. Стремление - потребность в таких условиях существования и развития, которые могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности.
17. Целеустремленность - направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.
В психологии выделяют пять способов измерения структуры личности:
1) пространственно-временные ориентации;
2) потребностно-волевые эстетические переживания;
3) содержательные направленности личности;
4) уровни освоения личностью деятельности;
5) формы реализации деятельности.
Развитие индивида, в личность происходит, согласно этой концепции, в результате разрешения основного противоречия между ограниченностью индивида как биологического существа и универсальностью личности как родового общественного существа, реализующего своей деятельностью индивидуальные процессы.
Личность - активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя человек, обладающий уникальным, динамичным соотношением пространственно-временных ориентаций, потребностно-волевых переживаний, содержательных направленностей, уровней освоения и форм реализации деятельности, который обеспечивает свободу самоопределения в поступках и меру ответственности за их последствия.
Личность формирует свою структуру из видового строения человеческой деятельности и характеризуется пятью потенциалами: познавательным, ценностным, творческим (созидательным, продуктивным), коммуникативным и художественным (эстетическим).
Гносеологический (познавательный) потенциал определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность. Этот потенциал включает в себя психологические качества, с которыми связана познавательная деятельность человека.
Аксиологический (ценностный) потенциал личности определяется обретенной ею в процессе социализации системой ценностных ориентаций в нравственной, политической, религиозной, эстетической сферах, т.е. ее идеалами, жизненными целями, убеждениями и устремлениями.
Творческий потенциал личности определяется полученными ею и самостоятельно выработанными умениями и навыками, способностями к действию и мерой их реализации в той или иной сфере труда, социально-организаторской и критической деятельности.
Коммуникативный потенциал характеризуется степенью активности, особенностями коммуникативных связей, характером и прочностью контактов, устанавливаемых индивидом с другими людьми.
Художественный (эстетический) потенциал личности определяется уровнем, содержанием, интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.
Существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго - определение типов личности.
Черты личности объединяют группы тесно связанных психологических признаков.
Факторы первого рода описывают особенности динамики эмоциональных переживаний. Людей с высокими оценками по этому фактору отличают богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к окружающим, доброта и мягкосердечие.
Факторы второго рода: доминантность (настойчивость, напористость), конформность (покорность, зависимость). Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к самостоятельности, независимости, игнорировании социальных условий и авторитетов.
Факторы третьего рода характеризуют стремление к соблюдению моральных требований (такие черты, как чувство ответственности, обязательность, добросовестность, стойкость моральных принципов, ригидность и т.п.).
Выделение черт личности предполагает существование конечного набора базисных качеств, а индивидуальные различия определяются степенью их выраженности .

Контрольные вопросы и задания

1. В чем суть личностного подхода в психологии?
2. Какие две сферы выделяются в личности при самой широкой ее интерпретации?
3. Перечислите основные единицы анализа личности. Почему они называются динамическими образованиями?
4. Раскройте суть понятий «тип» и «черта».
5. Перечислите и раскройте основные определения, позволяющие сформировать совокупность элементов, представляющих собой полноценное образование «личность».
6. Перечислите и раскройте пять ведущих способов измерения структуры личности в соответствии с монистической концепцией многомерного развития личности.
7. Исходя из видового строения человеческой деятельности, раскройте основные потенциалы личности.
8. Каковы основные направления исследования личности и ее структуры?
9. Дайте характеристику психологической структуры личности, раскройте ее структурные компоненты.

Почти все ученые, пытавшиеся вникнуть в суть такого сложного понятия, как личность, и понять механизм его функционирования, приходили к мысли о необходимости выделения элементов и анализа взаимоотношения между ними. Критерии деления личности на отдельные блоки были различны и вызывали дискуссии, но всеми учеными признавалась необходимость изучения структуры личности .

Существует три уровня анализа личности как психологического образования: свойства отдельных «элементов» личности, компоненты («блоки») личности и свойства целостной личности. Соотношение свойств и блоков личности всех трех уровней называют структурой личности .

Существуют два основных способа построения структуры личности: эмпирический и теоретический. В отечественной психологии представлены оба способа построения структуры личности. Эмпирический подход реализован в работах В.С. Мерлина, который на основе эмпирических исследований пришел к трехуровневой структуре личности. Нижний уровень представлен свойствами личности, которые являются элементами. Второй уровень образуют симптомокомплексы – группы свойств личности, связанные между собой вероятностными связями. Третий уровень составляют три вторичных фактора, которые вбирают в себя все симптомокомплексы.

Теоретический подход реализован Н. Н. Платоновым, который в качестве основы для выделения уровней структуры выбрал принцип соотношения социального и биологического. На этом основании нижний уровень оказался представленным теми компонентами личности, которые имеют только биологическую детерминацию: темперамент, половые и возрастные свойства. Второй уровень включает в себя личностные особенности протекания психических процессов (восприятия, мышления и др.). Он детерминирован и биологическими, и социальными факторами. Третий уровень, обусловленный преимущественно социальными факторами, состоит из привычек, умений, навыков, знаний личности. Высший уровень имеет исключительно социальную детерминацию и представлен такими характеристиками личности, как убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания, что в совокупности составляет направленность личности.



Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим структурным компонентом (блоком) личности, её системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность.

Направленность – это социально-обусловленные особенности личности: интересы, стремления, идеалы, мировоззрение, убеждения, которые определяют моральные качества личности. Это система устойчивых предпочтений и мотивов личности, задающая главные тенденции ее поведения.

В основе направленности человека лежат его потребности: биологические, отражающие нужду его организма в еде, пище, воде, жилье и т.д., и духовные (интеллектуальные, моральные, эстетические). Потребности тесно связаны с эмоциями и удовлетворение их также сопровождается эмоциями. Так, слабо выраженные потребности связаны с влечениями, с которых начинается иерархия форм направленности личности.

Влечение – малодифференцированное, смутное стремление, направленное на какой-либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности, характеризуемое отсутствием четко осознаваемой целью.

Желание – более высокая форма направленности, характеризуемая наличием осознания человеком цели своего стремления.

Интерес – еще более полная и осознанная форма направленности на предмет, являющаяся, однако, только стремлением к его познанию.

Склонность – стремление к определенной деятельности. Различие между интересом и склонностью – это различие между зрителем и активным участником какого-либо действия. На основе интересов и склонностей формируются идеалы.

Идеал – форма направленности, воплощенная в определенном, конкретном образе, на который человек, имеющий данный идеал хотел бы походить.

Мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), но и на психические состояния (например, преодоление отрицательных психических состояний с помощью положительно доминирующей мотивации), и познавательные, эмоциональные, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивация в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности). Направленность является интегрирующей основой всей психической деятельности индивида.

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой, интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Темперамент – это биологический фундамент личности, те врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Древнее описание темперамента принадлежит "отцу" медицины Гиппократу. Он считал, что темперамент определяется тем, какая из 4-х жидкостей организма в человеке преобладает:

Если кровь ("сангвис" – (лат.)), то человек – сангвиник, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко адаптирующийся к жизненным переменам;

Если желчь ("желе"), то – холерик, т.е. желчный, раздражительный, возбудимый, импульсивный, вспыльчивый, лабильный (подвижный);

Если слизь ("флегма"), то – флегматик, т.е. способный, уравновешенный, малоподвижный, медлительный человек, плохо приспосабливающийся к изменениям окружающей среды;

Если черная желчь ("мелана-холе"), то меланхолик, т.е. болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к депрессии, замкнутости, робости, быстро утомляемый, чрезмерно чувствительный к невзгодам.

Академик И.П. Павлов доказал наличие зависимости темперамента от типа нервной системы. Два основных нервных процесса – возбуждение и торможение, отражают деятельность головного мозга. От рождения они у всех разные по силе, взаимной уравновешенности, подвижности. В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности.

1) «безудержный» (сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы (н/с) – соответствует темпераменту холерика);

2) «живой» (сильный, подвижный, уравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту сангвиника);

3) «спокойный» (сильный, уравновешенный, инертный тип н/с – соответствует темпераменту флегматика);

4) «слабый» (слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип н/с – соответствует темпераменту меланхолика).

Большинство исследователей темперамента выделяют такие его свойства, теснейшим образом связанные между собой и с качествами характера: сензитивность – особенность человека, проявляющаяся в возникновении чувствительности (психической реакции) на внешний раздражитель наименьшей силы; реактивность – особенность человека, связанная с силой эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители; активность – способность человека, заключающаяся в преодолении внешних и внутренних ограничений в производстве, в общественно-значимых преобразованиях, в присвоении богатств, усвоении духовной культуры; темп реакции – особенность человека, заключающаяся в скорости протекания психических процессов, а в определённой мере и психических состояний; пластичность/ригидность – особенности человека гибко и легко приспосабливаться к новым условиям, либо костно, инертно, нечувствительно вести себя в изменившихся условиях; экстраверсия/интроверсия – особенности человека, выражающиеся в преимущественной направленности активности личности либо вовне (на мир внешних объектов: окружающих людей, событий, предметов), либо внутрь (на явления собственного субъективного мира, на свои переживания и мысли).

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит "маскировка" истинного темперамента. Поэтому и резко встречаются "чистые" типы темперамента, но, тем не менее, преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

Темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и "великая" и социально-ничтожная личность.

Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: 1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); 2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость, и т.п.); 3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т.п.); 4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную или физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Согласно концепции отечественного ученого Б.Г. Ананьева, в формировании черт характера ведущую роль играют те отношения, которые формируются непосредственно в системе общения и общественных отношений, в труде, и которые, в свою очередь, обуславливают отношения человека к собственной личности, к самому себе. Он выделяет следующие черты характера: «рефлексивные», коммуникативные, волевые, интеллектуальные.

Соотношение различных свойств характера, согласно Ананьеву, выражается в его силе и полноте, в основе которых лежит мировоззрение человека.

Сила характера – твердость характера, его волевая структура. Полнота характера – многообразие жизненных интересов и идеалов, потребностей и способностей, богатство знаний и практических действий, определяемых большой жизненной целью, то есть идейной направленностью. Мировоззрение, таким образом, становится внутренним основанием полноты и силы характера конкретного человека.

Обладание целями жизни, по Ананьеву, есть главное условие для образования цельности личности . Необходимым условием является тождественное соответствие действий человека поставленным целям и задачам. Характер можно понять только как определенное единство направленности и образа действия. Характер представляет собой не только единство многообразия личности, но вместе с тем и определенная самобытность личности и ее оригинальность. Яркий, сильный характер – это его самобытность, внутренняя самостоятельность человека, созидательность. Характер – во многом результат самовоспитания. С.Л. Рубинштейн пишет: «Человек сам участвует в выработке своего характера и сам несет за него ответственность»

Связь темперамента и характера. Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или наоборот, лживыми, злыми, грубыми – бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном типе темперамента одни черты приобретаются легче, а другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику. Немецкий психиатр К. Леонгард выявил, что у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам.

Акцентуации характера – преувеличенное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с другими людьми.

Способности – это совокупность таких психических свойств личности, которые являются условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Всякая способность является способностью к чему-нибудь, к какой-то деятельности (например, конструктивное воображение, возможность точно оценивать пропорции, эмоциональная память и тому подобное). Никакая отдельная способность не может обеспечивать успешное выполнение деятельности. Успешность выполнения любой деятельности зависит от сочетания способностей.

Различают: более общие способности и более частные способности .

К первым относят такие психические свойства, которые находят себе применение в широком круге деятельности (например, качество ума или качество памяти). Ко вторым - такие психические свойства, которые имеют значение только в специальных областях деятельности (например, музыкальный слух или «оценка пропорций»).

Человек, способный ко многим и различным видам деятельности общения, обладает общей одарённостью , то есть единством общих способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие деятельности и общения.

Способности не являются врожденными. Они – результат развития личности.

Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности, образующие различия между людьми. Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, а свойства зрительного анализатора – для изобразительных). Но задатки – только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они еще никак не предопределяют способностей. Способности человека формируются, реализуются и развиваются в ходе той или иной деятельности.

Не следует думать, что каждой способности соответствует особый задаток. Всякий задаток многозначен, на его основе смогут выработаться разные способности, в зависимости от условий жизни и деятельности человека.

По мере освоения знаний, умений, навыков происходит содействие развитию способностей, и последние – это более устойчивые свойства личности, чем знания, умения и навыки.

Признаками наличия способностей к какому-нибудь виду деятельности являются следующие:

1. высокий темп обучения соответствующей деятельности;

2. широта переноса навыка, которая состоит в том, что, обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить ее в других аналогичных ситуациях;

3. энергетическая экономность выполнения данной деятельности;

4. индивидуальное своеобразие выполнения деятельности;

5. высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам жизни.

Высшую ступень развития способностей называют талантом.

Талант – это сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную трудовую деятельность. Также, как и способности, талант представляет собой лишь возможность приобретения высокого мастерства и значительных успехов в творчестве. Талант – это сочетание способностей, их совокупность. Структура таланта определяется, в конечном счете, характером требований, которые предъявляет личности данная деятельность.

Все блоки личности действуют взаимосвязано и образуют системные, целостные свойства. Среди них основное место принадлежит экзистенциально-бытийным свойствам личности. Эти свойства связаны с целостным представлением личности о самой себе (самоотношение), о своем «Я», о смысле бытия, об ответственности, о предназначении в этом мире. Целостные свойства делают личность разумной, целенаправленной. Личность с выраженными экзистенциально-бытийными свойствами является духовно богатой, цельной и мудрой.

Похожие публикации