Календарно-тематическое планирование (младшая группа) на тему: Тематическая неделя во второй младшей группе "Перелетные птицы". План-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) на тему: Конспект НОД по формированию целостной картины мира в перво

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим по теме:

« Весна. Перелётные птицы». (1 младшая группа)

Цели: - развивать способность слушать и понимать рассказ взрослого о весне;

Сосредотачиваться при рассматривании картины;

Отвечать на вопросы по содержанию картины;

Слушать, не отвлекаясь, небольшое стихотворение;

Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: скворце, граче, ласточке; о частях тела птиц;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать у детей доброжелательное отношение к птицам.

Материал: сюжетные картины о весне, птицах (скворцах, грачах, ласточках), предметные картинки птиц; маска-шапочка «кошка».

Ход занятия.

Дети сидят на стульчиках.

Ребята, скажите мне, какое сейчас время года?

Посмотрите на картинку. Кто мне скажет, что изображено на ней?

(Солнце светит ярче, греет теплее, снег тает, бегут ручьи; появляются первые цветы – подснежники; прилетают птицы).

Весной к нам прилетают птицы из теплых стран. Их называют перелётные, потому, что весной они прилетают к нам, а осенью они опять улетают в тёплые края.

Сегодня мы с вами познакомимся с такими перелётными птицами как – скворец, грач, ласточка.

Скворец.

Скворец за морем жил зимой,

Теперь вернулся он домой.

И рано утром в тишине

Запел о солнце и весне.

Скворцы прилетают весной стаями. У скворца черное оперение с металлическим блеском. Хвост у него короткий. Клюв острый. Ножки у скворца тонкие.

Скворец поменьше, чем ворона,

Зато побольше воробья –

Он из скворечни, как с балкона

Поёт не хуже соловья.

Скворцы устраивают свои гнезда в скворечниках. А кто же делает скворечники для птиц? Люди заботятся о скворцах и делают для них домики. Давайте, покажем как.

Пальчиковая игра « Скворечник».

Тук – тук, молотком

Мы построим птичкам дом.

(кулачками стучать друг о друга попеременно, изображая молоток)

Тук – тук, молотком

Поселяйтесь, птички, в нем.

(поднять руки над головой, изображая крышу)

Молодцы! Построили домики для птичек.

В скворечниках у скворцов появляются птенцы. Они заботятся о своих птенцах, кормят их.

Посмотрите на эту картинку. Что изображено на ней?

(папа-скворец принес птенцам червяка)

У папы-скворца – четыре птенца,

Два птенчика смирных плюс два сорванца.

Папа-скворец не ест и не пьёт,

Найдет червячка – и деткам несёт.

(Е. Маленкина)

Так скворцы заботятся о птенцах, кормят их. За лето птенцы вырастут, научатся летать и осенью, вместе с папой и мамой, улетят в тёплые края. А весной опять прилетят к нам.

Грач.

Черный грач – чернее ночи,

Утомился, как рабочий:

Он за плугом днём ходил,

Клювом червяков ловил.

(Г. Кодиненко)

Грачи прилетают ранней весной стаями. Ростом они с ворону, оперение у них черное. Грачи питаются червями и личинками насекомых, которых они находят, копаясь в земле своим крепким клювом. Грачи устраивают свои гнёзда на деревьях. Они строят их из мелких веточек.

Посмотрите на эту картинку. Кто мне скажет, что изображено на этой картине?

(весна, ручей, птицы на проталине, мальчик и девочка смотрят на птиц…)

Эти птицы – грачи. Послушайте стихотворение.

Грач.

Пусть проталины темнеют,

Солнца спрятались лучи.

А, вы, видели сегодня

Прилетели к нам грачи!

Удивительные птицы

Прилетели, гнёзда вьют,

Словно шапки на деревьях,

Домики грачей растут.

Завороженно ребята

Смотрят на гостей весны,

Просыпается природа,

Переменам рады мы!

(О.Костина)

Физкультминутка « Лебеди».

Лебеди летят, крыльями машут,

Склонились над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

(дети выполняют движения, имитирующие движения птицы)

Ласточка.

Я проворна, легкокрыла,

Хвост раздвоен, точно вилы.

Если я летаю низко –

Значит дождик где-то близко.

Прилетела ласточка – значит наступила весна. Ласточки прилетают стаями. Оперение её сверху тёмно-синее, снизу белое, грудка – красноватого цвета. Хвост у неё длинный и имеет глубокий вырез. Клюв маленький и острый. Гнездится под крышами деревянных строений в сельских местностях и на каменных постройках.

Посмотрите на эту картинку и послушайте стихотворение.

Ласточка.

Под крышей дома целый день

мелькает быстрой птицы тень.

Веселых ласточек семья

Домишко строит для себя.

С комочком глины, на лету,

Постройку сложную ведут.

За первым рядом – ряд второй,

Дом вырастает, как живой.

Он на корзиночку похож,

И чудо до чего хорош!

(В.Храпцова)

Ласточки, так же, как и скворцы, и грачи высиживают птенчиков и заботятся о них, пока птенцы не подрастут. За лето птенцы научатся летать и самостоятельно питаться. Ребята, все птицы питаются мухами, комарами, майскими жуками, бабочками, стрекозами, червяками. Ласточки так же осенью, вместе с другими птицами, улетят в тёплые края.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня с вами говорили на занятии?

О каких перелетных птицах мы говорили?

Где живет каждая птица?

скворец – в скворечниках;

грач – на деревьях в гнёздах;

ласточка – в гнезде под крышей дома.

Чем питаются?

(мухами, жуками, стрекозами, червяками)

А теперь мы с вами поиграем в игру « Кот и птички».

Вы будете птичками, а я – котом. Кот будет ловить птичек, а птички будут прятаться в своих домиках (стульчики).

«Влево – вправо повернись и в птичек превратись», игра проводится 2-3 раза.

Молодцы, проворные птички, кот никого не поймал.

«Влево – вправо повернись и в ребяток превратись»

Мы играли, наши ножки так устали, мы тихонечко пойдём и немного отдохнём.

Фролова Татьяна Сергеевна МБ ДОУ №19 Воспитатель Город Балахна. Нижегородская область. II младшая группа

Образовательная:

  1. Продолжать знакомить с характерными признаками весны.
  2. Закрепить знания детей о птицах, об их жизни в весенний период.
  3. Расширять представление об особенностях внешнего вида, повадках птиц.
  4. Продолжать знакомить детей с тем, как птицы устраивают свои гнезда (различные виды гнезд) .

Воспитательная.

  1. Воспитывать чувство любви к родной природе;
  2. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям;
  3. Воспитывать любознательность, сочувствие.

Развивающая.

  1. Развивать интерес к жизни птиц;
  2. Развивать слуховое и зрительное внимание, мышление и память детей;
  3. Развивать речь детей, обогащать их словарь;
  4. Учить понимать образный смысл загадок.

Предварительная работа:

  1. Наблюдение за птицами во время прогулок.
  2. Чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда» , А. Шевченко «Гнезда» , Т. Нужина «Воробьи» , «Ласточка» и др.
  3. Прослушивание аудиокассет «Наедине с природой» , «Звуки окружающего мира» , «Природа, птицы и животные» .
  4. Загадывание загадок.
  5. Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
  6. Дидактические игры «Назови птичку, которой не стало» , «Угадай, какой наш дом» , «Угадай по описанию» , «Чьи детки» и др.
  7. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль» , «Кто, где живет» и др.

Материал к занятию.

  1. Презентация «Перелетные птицы» .
  2. Звуковая фонограмма пение птиц.
  3. Демонстрационный материал «птицы» .
  4. Д/и «Сложи и назови» (птицы)
  5. слайд - Привет! Я быстрая ласточка! Меня ты всегда узнаешь по белой грудке и двойному хвостику!
  6. слайд - Когда осенью подул холодный ветер и спряталось солнышко, я со своей стаей улетела в теплые страны!
  7. слайд - Там мы прожили всю зиму! В теплых краях, на юге было тепло и хорошо! В этих местах не бывает зимы, всегда много солнца и еды для птиц!
  8. слайд - Но вот наконец-то у нас дома наступила весна! И пришло время возвращаться из теплых стран домой! Ведь мы – перелетные птицы!
  9. слайд - Мы собрались в стаю и прилетели обратно! И не мы одни! Вместе с нами вернулись …
  10. слайд - галки (их легко узнать по серой шейке и черным перышкам) , любит все блестящее. Очень сообразительная птица, легко приручается человеком.
  11. слайд - грачи, Это крупные, черные птицы с длинным клювом. Ходят важно, длинными носами землю ковыряют: червяков ищут. Кричат: «Крак! Крак! Весна! Весна!» . В далекие времена говорили: «Грач зиму ломает» .
  12. слайд - зяблик, может жить в лесу, в саду, в парке. Птичка обладает мелодичной звонкой песенкой. Быстро привыкает к людям и с удовольствием поет в клетке.
  13. слайд - белая трясогузка, селится у воды. «трясогузка хвостом лед разбивает» - так про нее говорит народ, потому что прилетает рано весной. Передвигается мелкими шажками, потряхивая длинным хвостом.
  14. слайд - дрозд, птица подвижная, бодрая, ловкая, смышленая. Непрерывно движется, скачет большими прыжками. Отличный певец.
  15. слайд - соловей, незаметная птичка. Начинает петь когда на деревьях распускаются листочки. Поет всю ночь, с вечера до утра.
  16. слайд - скворец, быстро бегает по земле, а когда летит шумно машет крыльями. Когда поет свои песни может подражать любым звукам (мяуканью, лаю, пению др птиц)
  17. слайд - жаворонок, редко садится на деревья и кустарники. Недолго поет, а потом замолкает и садится на землю покушать и отдохнуть.
  18. слайд - кукушка, подкладывает свои яйца другим птицам. «кукует» только самец.
  19. слайд – аист. Строит огромные гнезда около человеческого жилья и даже на крышах домов.
  20. слайд – чайка. Превосходно летает, свободно чувствует себя на воде, хотя ныряет редко. Питается червяками, остатками еды, но самое любимое лакомство – рыба.
  21. слайд - Прилетели и другие птицы. Все они были рады вернуться весной в родные края!
  22. слайд - Но им не до веселья! Весной у птиц так много работы! Надо успеть свить гнезда!
  23. слайд - Снести яйца!
  24. слайд - Вырастить птенцов!
  25. слайд - обсудите картинку с ребенком
  26. слайд - Весной у птиц еще не так много еды – не все насекомые успели проснуться, не вся травка выросла! Но детки решили не оставить птиц в беде! Они смастерили кормушки и кормят птичек вкусными семенами!
  27. слайд - А некоторые даже домики для птиц строят – скворечники. Огромное вам спасибо, ребята!
  28. слайд - Теперь ты понял, почему нас называют перелетными птицами? Потому что зимой мы улетаем, а весной, когда становится теплей – возвращаемся обратно. Ну, все! Я полетела по делам! До встречи на улице!

ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: грач, скворец, ласточка, стриж, кукушка, журавль, гуси, лебеди, жаворонок, дрозд, гнездо, скворечник, самец, самка, птенцы, яйца, певец, насекомые, личинки, оперенье, стая, страны, ноги, шея, крыло, глаза, хвост, клюв, голова, аист, цапля.

ГЛАГОЛЫ:летят, улетают, прилетают, возвращаются, строят, чистят, откладывают, вьют, выводят, высиживают, кормят, подрастут, окрепнут, пищат, поют, курлычут, покидают, прощаются, собираются, поедают, клюют, уничтожают, свить, щиплет, склеить, слепить.

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: большая, маленькая, певчая, чёрный, теплые (края), белый, полосатое, заботливые, хлопотливые, весенняя, чужие, пушистые, звонкая, полевой, дальние, красивое, длинноногий,водоплавающие, проворный, голосистый.

РАССКАЖЕМ О ПТИЦАХ.
Перелётные птицы - это птицы, перелетающие от нас осенью в тёплые края.
Эти птицы - насекомоядные (насекомых едят), питаются насекомыми.

Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают.

Утки, гуси и лебеди улетают вереницей - верёвочкой.

Ласточки и скворцы улетают стаей.

Журавли улетают клином - углом.

А кукушки улетают поодиночке.
Весной перелётные птицы возвращаются к нам обратно.

У птиц есть головка с клювом, туловище с двумя крыльями, две лапки с rогтями, хвост и оперенье.

ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛИШНЕЕ И ОБЪЯСНЯТЬ: ПОЧЕМУ?
Сорока, ворона, синица, ласточка (ласточка – перелётная птица, остальные зимующие).
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
Ворона, утка, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, стриж.
Голубь, лебедь, цапля, журавль.

Жук, бабочка, птенец, комар
(птенец – птица, остальные насекомые).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:
Журавли – журавлята.
Грачи – грачата.
Гуси – гусята.
Скворцы – скворчата.
Утки - ... .
Кукушки - ... .
Стрижи - ... .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?
Чей клюв?
У журавля – журавлиный.
У гуся – гусиный.
У утки -... .
У кукушки -... .
У грача -... .

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки.
Журавль - журавли.
Скворец - скворцы.
Соловей - соловьи.
Жаворонок – жаворонки.
Лебедь - лебеди.
Грач - грачи.
Утка - утки.
Ласточка – ласточки.
Грачонок – грачата.
Аист – аисты.
Гусенок – гусята.

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица?
Почему их так называют?
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…)
Чем питается?
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.



Травка зеленеет, солнышко блестит,
Ласточка с весною в сени к нам летит.
С нею солнце краше и весна милей...
Прощебечь с дороги нам привет скорей.
Дам тебе я зерен, а ты песню спой,
Что из стран далеких принесла с собой.
(А. Плещеев)

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
На шесте - дворец, во дворце - певец, а зовут его - ... (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО:
Соловей - соловушка.
Журавль - журавушка.
Лебедь - лебедушка... .

У КОГО - КТО?
У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля - журавленок, журавлята.
У скворца - скворчонок, скворчата.
У лебедя - лебеденок, лебедята.
У грача - грачонок, грачата.
У утки - утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ":
В поле я увидел... (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за... (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный... (длинноногий журавль). Я хотел подойти к... (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе... (длинноногий журавль). Я рассказал маме о... (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать... (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к... (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за... (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО):
Грач вылетел... гнезда. Грач прилетел... гнездо. Грач подлетел... гнезду. Грач кружит... гнездом. Грач сел... ветку. Грач ходит... пашне.

СОВЕРШЕНСТВУЕМ УМЕНИЕ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ.

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ПО ВОПРОСАМ:
Прилетели грачи.
Первыми прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.

Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»

Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?

ПЕРЕСКАЖИ РАССКАЗ ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА:
Саша решил сделать скворечник. Он взял доски, пилу, напилил дощечек. Из них он сколотил скворечник. Скворечник повесили на дерево. Пусть у скворцов будет хороший дом.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:
На дереве гнездо, а на деревьях... (гнезда).
На ветке сук, а на ветках... .
В гнезде птенец, а в гнездах - ... .
На дворе дерево, а в лесу - ... .

ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ:
Без рук, без топорёнка
Построена избёнка.
(Гнездо.)

Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
(Птенец.)

На шесте дворец,
Во дворе певец,
А зовут его…
(Скворец.)

Белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
Червяков, жуков находит.
Верный сторож, друг полей.
Первый вестник тёплых дней.
(Грач.)

ПРОЧИТАЙТЕ СТИХИ О ПТИЦАХ, ВЫУЧИТЕ ОДНО ИЗ НИХ НАИЗУСТЬ.
Скворцы.
Мы вставали ночью даже,
Из окна смотрели в сад:
Ну когда же, ну когда же
Наши гости прилетят?
А сегодня поглядели –
На ольхе сидит скворец.
Прилетели, прилетели,
Прилетели, наконец!

Цели и Задачи:

Оборудование:

Дидактическая игра

Ход занятия.

Воспитатель: От кого пришло письмо?

Дети (ворона) .

Воспитатель.

Воспитатель

Дети.

Воспитатель.

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Заключение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №67 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга «Волшебник»

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в первой младшей группе
Тема: «Перелетные птицы»

Составила и провела воспитатель:

Царькова Е.К.

Санкт-Петербург

2015г.

Конспект по Формированию Целостной Картины мира на тему «Перелетные птицы»

Цели и Задачи:

1. Дать детям общее представление о многообразии перелетных птиц.

2. Уточнить названия часто встречающихся перелетных птиц

3. Рассказать детям, почему улетают птицы на юг.

4. Воспитывать доброе отношение к птицам.

5. Закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

6. Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Оборудование: Демонстрационные картинки «Перелётные птицы»,

Дидактическая игра «Перелетные и зимующие птицы»

Ход занятия.

В: Ребята, нам пришло письмо. Послушайте, пожалуйста, его.

«Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помоги мне найти их, куда они делись? Каррр»

Воспитатель: От кого пришло письмо?

Дети (ворона) .

Воспитатель. Верно. И сегодня на занятии мы будем говорить о перелётных птицах.

В природе существует большое разнообразие птиц.

Где бы мы ни гуляли – в городском парке, в деревне, в лесу,- повсюду мы встречаем птиц. Почти все они умеют летать. Птицы – это животные с перьями и крыльями. Перья помогают сохранять тепло и придают птицам их неповторимую окраску. Птицы часто охорашиваются, то есть чистят перья, втирая в них свой жир. Они также вырывают старые перья там, где растут новые.

Птицы живут в гнёздах. Обычно они строят гнёзда из листьев, травы, веточек, но некоторые птицы живут в кучках камней. Самка откладывает яйца, а потом высиживает их, грея своим теплом, пока не вылупятся птенцы.

Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг, чтобы перезимовать.

Воспитатель . Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают именно осенью?

Дети. Потому что становится холодно, нечего кушать.

Воспитатель. Перелётных птиц много. Давайте вместе посмотрим и назовем птиц, которые улетают на юг, и посмотрим на зимующих птиц, которые вместе с нами зимуют.

Использование Дидактического материала.

Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

Заключение.

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали и отвечали.

Молодцы Ребята, хорошо позанимались. Спасибо вам большое!

«Карр-карр!

Беда-беда!

Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помогите мне найти их, куда они делись? Карр

Пальчиковая гимнастика: «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это - развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)


Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", " Речевое развитие", " Физическое развитие".

Цель: закрепление знаний детей младшего дошкольного возраста о перелетных и зимующих птицах.

Образовательные:

  • Закреплять знания о перелетных и зимующих птицах.
  • Формировать умение различать птиц и их птенцов, правильно соотносить их название.
  • Расширять кругозор детей через ознакомление детей с новыми птицами.

Развивающие:

Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, чувство любви к окружающему миру.

Материалы и оборудование: картинки с изображением перелетных и зимующих птиц, птенцов, ноутбук, переносной экран, письмо, макет дерева.

Предварительная работа:

  1. Беседа о птицах.
  2. Рассматривание иллюстраций " Зимующие птицы", "Перелетные птицы".
  3. Чтение рассказов, сказок, загадок о птицах.
  4. Пальчиковые игры.
  5. Подвижные игры: "Птицы, гнезда, птенцы".
  6. Дидактические игры: "Кто лишний", "Чье гнездо", "Найди пару".
  7. Лепка птиц из пластилина.

Ход занятия.

(Дети сидят на стульчиках за столом.)

1. Вводная часть (беседа).

Воспитатель: Ребята, когда я пришла сегодня на работу, к нам в окошко постучалась птица. Это была маленькая синичка, она принесла письмо. Давайте узнаем, что написано в этом письме?

"Здравствуйте, ребята! Я живу в лесу. Раньше тут было весело и красиво! Но что-то случилось? Лес остался без листочков, а птиц совсем не слышно. Помогите, пожалуйста разобраться, что же произошло? Неужели в лес пришла беда?"

Воспитатель: Ребята, давайте поможем синичке разобраться, что произошло в лесу? Чтобы узнать, что случилось в лесу, нам надо туда попасть. Скажите, на чем можно поехать в лес?

Дети: На машине.

Воспитатель: Правильно! Но мы с вами, отправимся в лес на нашем волшебном автобусе!

2. Основная часть (путешествие в лес).

Воспитатель: Садитесь скорее в наш автобус, Лида будет наш водитель, а мы все пассажирами.

(Дети садятся в автобус и поют.)

Вот мы в автобусе сидим

И сидим, и сидим

И из окошечка глядим

Все глядим!

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали! Давайте выйдем из автобуса и узнаем что произошло в лесу?

(Дети выходят из автобуса и подходят к макету дерева.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в этом дереве есть дупло, как вы думаете, кто в нем живет?

Дети: Белка.

Воспитатель: Нет, ребята! Это домик дятла. А вы видели дятла? Какого он цвета? Как он помогает деревьям?

(Ответы детей. Воспитатель показывает картинку дятла.)

Воспитатель: Вы, все правильно отвечали! молодцы! Давайте, пойдем дальше и узнаем, кто еще из птиц живет в лесу?

(Дети подходят к столу, где лежат карточки с птицами и птенцами. Воспитатель проводит дидактическую игру "Найди пару". Мальчики берут картинки-птиц, а девочки картинки - птенцов.)

Воспитатель: Найдите птенцам их маму.

Ответы детей:

Грачи- грачата

Гуси-гусята

Скворцы-скворчата

Воробьи- воробьята и др.

Воспитатель: Молодцы, ребята! А сейчас, мы с вами превратимся в птичек.

Физкультминутка: "Перелетные птицы".

Птички прыгают, летают (Дети прыгают.)

Крошки птички собирают. («Клюют».)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили (Изображают.)

Птички летают, поют (Машут руками.)

И на место сели (Улетают», садятся.)

Воспитатель: Ребята, внимание на экран. Я буду показывать картинки птиц, а вы мне будете отвечать, перелетные это птицы или зимующие?

(Ответы детей.)

Ласточка - это перелетная птица.

Воробей-это зимующая птица.

Дятел-это зимующая птица и др.

Воспитатель: Ребята, мы находимся в лесу, здесь чистый воздух, дует ветерок, давайте подышим!

Дыхательная гимнастика "Ветерок"

Я ветер сильный, я лечу,

Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)

Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)

Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)

Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)

И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)

Ну, а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).

Повторить 3-4 раза.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что нужно помогать птицам? А как вы будете это делать?

Дети: Нужно кормушки делать и кормить птичек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот наша прогулка по лесу закончилась, пора возвращаться в детский сад.

(Дети садятся в волшебный автобус и отправляются в сад.)

3. Заключительная часть (беседа).

Воспитатель: Вот наше путешествие и заканчивается. Мы вернулись в детский сад. Ребята скажите, где мы сегодня были, что видели? (Ответы детей.)

Воспитатель: О каких птицах мы узнали? Что синица, знает о перелетных и зимующих птицах?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Вы, сегодня очень хорошо занимались! Молодцы!

Похожие публикации