Прыжок в гроб мамлеев проблематика. Идейно–художественный анализ произведений Юрия Витальевича Мамлеева. Другие пересказы и отзывы для читательского дневника


В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.
Действующие лица События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир. Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.
Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.
Краткое содержание: гротескная завязка Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора. А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.
Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти. Что такое смерть? Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план. Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: "Что такое смерть?"
Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия – понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко. Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, – к Никифору. Образ Никифора Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду. Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья. Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать. Подготовка к смерти Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.
А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.
Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни. Смерть – это часть жизни? Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья. Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения. Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб».
Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.
Бессмертна ли душа? На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить. Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь. Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом. Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле. Метафизический реализм Ю. Мамлеева Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.
С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.


Что может скрываться за названием «Прыжок в гроб»? Большинство ответит, что это произведение о смерти, о борьбе с ней или, напротив, о человеческом бессилии. Безусловно, они окажутся правы, но лишь после прочтения придёт осознание, что рассказ Юрия Мамлеева затрагивает далеко не одну проблему общества, подавленного мнением окружающих и временем «перестройки», словно убивающим в них всё живое. Подтверждение этому мы найдём в поведении героев Мамлеева, несчастных и угнетённых.

Одной из важнейших проблем, затронутых в рассказе является проблема «отцов и детей». На фоне перемен в стране, старики не находят поддержки в молодом поколении, представителем которого является Митька. «Племяш умирающей» лишь «всё упрощал», ему показалось адекватным «плюнуть на всё», а мысль о продолжении жизни старушки всплывала у него в голове только представлением уборки и ухода за ней.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Вместе с проблемой «отцов и детей» искала разрешения проблема семьи, взаимоотношений в ней, влиянии её на формирование личности.

Говоря о личностях, стоит задаться вопросом: а кто же личность в этом рассказе? Я считаю, что это - Катерина. Настоящая, с душой, старушка даже будучи на смертном одре думает лишь о своих родных. Даже обращаясь к ним, несмотря на ужас предложения, она говорит «родные мои». «Да как же я вас теперь подведу?»....Личность Катерины показывает себя в решении самой умирающей лечь в гроб. Она хочет сделать этот шаг сама, «прыгнуть» в него.

А где же её душа? Чистая, как зеркало всей её безропотной и тихой жизни. Она - Никифор. Ведя диалог с ним даже посредством взглядов, старушка как бы советуется сама с собой. Делать ей шаг в гроб или нет...

Самого Никифора можно назвать героем-резонёром - «для него и так мир был как плохая сказка».

Весь мир изобразил Мамлеев, хотя затронул скорее разные миры. Пожалуй главным средством в этом был язык общения бытия-небытия - Екатерины и Никифора, Катерины и Великого Духа. Примечательно, что автор использовал мифологические мотивы. Это и добровольная жертва под стать «Положению во гроб» из Евангелия, и мотив «зажившегося человека» из язычества. Но делал он это, чтобы полнее раскрыть наш, реальный, мир.

Мир, где живые завидуют умирающем, где устают от жизни. Мир, в котором проще пить, как Митя, чем пытаться найти решение проблем. Где мысль о «досрочной» смерти не кажется глупой - другого выхода просто нет. Здесь ещё живые люди, как дед Василёк, шагнул в гроб, похоронив себя заживо (сама его комната была похожа на «гроб какого-то гиганта».)

Так что же хотел донести до читателей Мамлеев? На этот вопрос может ответить лишь сам автор. Но, безусловно, первостепенное - осознание важности и ценности жизни, того, что она - главное человеческое сокровище. Именно не существование тела, а ЖИЗНЬ души...

Обновлено: 2018-09-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Ничего, ничего я там не понял. Ну, люди, ну, города. И вдруг один страшный момент. Я был за городом, в лесу. Природа эта поразила меня своей тоской, но какой-то высшей тоской, словно природа эта была символом далеких и таинственных сил. И вдруг из леса вышла девочка лет четырнадцати. Она была избита, под глазом синяк, немного крови, нога волочилась. Может быть, ее изнасиловали (а такое случается везде) или избили. Но она не испугалась меня - здоровенного мужчину лет сорока, одного посреди леса. Быстро посмотрев в мою сторону, подошла поближе. И заглянула мне в глаза. Это был взгляд, от которого мое сердце замерло и словно превратилось в комок бесконечной любви, отчаяния и... отрешенности. Она простила меня этим взглядом. Простила за все, что есть бездонно-мерзкого в человеке, за все зло, и ад, и за ее кровь, и эти побои. Она ничего не сказала. И пошла дальше тропинкой, уходящей к горизонту. Она была словно воскресшая Русь.

Я огляделся вокруг. И внезапно ясно почувствовал, что в этой бедной, отрешенной природе, от одного вида которой пронзается душа, в этих домиках и в храме вдалеке, в этой стране таятся намек на то, что никогда полностью не понять и что выходит за пределы мира сего...

Ну ладно, с этим конец. Потом, вернувшись на Запад, я завертелся в обычном человеческом колесе: деньги, бессмысленная работа, слабоумный вой по телевидению, алкоголь. Стресс. Где-то в стороне гомосексуализм. Счета. Метро. Стресс. А потом - эта болезнь. Осталось всего два-три дня, я думаю; и так еле двигаюсь. А теперь - здравствуй, пиво с ядом! На этом ставлю точку и пью... Вот и буквы расплываются... Я уже почти не могу писать.

Прощай, нелепый мир!

Прыжок в гроб

Время было хмурое, побитое, перестроечное. Старичок Василий об этом говорил громко.

И так жизнь плохая, - поучал он во дворе. - А ежели ее еще перестраивать, тогда совсем в сумасшедший дом попадешь... Навсегда.

Его двоюродная сестра, старушка Екатерина Петровна, все время болела. Было ей под семьдесят, но последние годы она уже перестала походить на себя, так что знакомые не узнавали ее - узнавали только близкие родственники. Их было немного, и жили они все в коммунальной квартире в пригородном городишке близ Москвы - рукой подать, как говорится. В большой комнате, кроме самой старушки, размещалась еще ее сестра, полустарушка, лет на двенадцать моложе Катерины, звали ее Наталья Петровна. Там же проживал и сын Натальи - парень лет двадцати двух, Митя, с лица инфантильный и глупый, но только с лица. Старичок Василий, или, как его во дворе называли, Василек, находился рядом, в соседней, продолговатой, как все равно гроб на какого-нибудь гиганта, комнате.

В коммуналке проживали еще и другие: не то наблюдатель, не то колдун Кузьма, непонятного возраста, и семья Почкаревых, из которой самый развитой был младенец Никифор. Правда, к сему времени он уже вышел из младенчества и стукнуло ему три с половиной года. Но выражение у него оставалось прежнее, словно он не хотел выходить из своих сновидений, а может быть, даже из внутриутробного состояния. Потому его так и называли соседи: младенец.

Екатерина Петровна болела тяжело, даже как-то осатанело. Болезнь прилепилась к ней точно чума, но неизвестная миру. Возили ее по докторам, клали в больницы - а заболевание брало свое, хотя один важный доктор заявил, что она якобы выздоровела. Но выздоровела, наверное, только ее мать - и то на том свете, если только там болеют и выздоравливают. Другой доктор так был обозлен ее неизлечимостью, что даже пихнул старушку во время приема. После каждого лечения Екатерина Петровна тяжело отлеживалась дома, но все чахла и чахла. Родственники - и сестра, и Митя, и дед Василек - измотались с ней и почти извели душу.

Тянулись месяцы, и старушка все реже и реже обслуживала сама себя. Только взрослеющий младенец Никифор не смущался и уверенно, словно отпущенный на волю родителями, забредал иногда к Екатерине Петровне и, замерев на пороге, подолгу на нее смотрел, положив палец в рот. Екатерина Петровна порой подмигивала ему, несмотря на то что чувствовала - умирает. Возьмет да и подмигнет, особенно когда они останутся одни в комнате, если не считать теней. Никифору очень нравилось это подмигиванье. И он улыбался в ответ. Правда, Екатерине Петровне иногда казалось, что он не улыбается ей, а хохочет, но она приписывала это своему слабеющему уму, ибо считала, что умирает не только тело, но и ум.

Никифор же думал по-своему, только об одном - взаправдашняя Екатерина Петровна или нет. Впрочем, он не был уверен, что и он сам взаправдашний. Мальчугану часто снилось, что он на самом деле игрушечный. Да и вообще пришел не в тот мир, куда хотел.

Митя не любил младенца.

Корытники, когда еще они людьми будут, - улыбался он до ушей, поглядывая на стакан водки. - Им еще плыть и плыть до нас. Не понимаю я их.

Старичок Василий часто одергивал его:

Хватит тебе, Митя, младенца упрекать. Неугомонный. Тебе волю дай - ты все перестроишь шиворот-навыворот. У тебя старики соску сосать будут, строго добавлял он.

То ли наблюдатель, то ли колдун Кузьма шмыгнет, бывало, мимо открытой двери, взглянет на раскрывшего от удивления рот мальчугана Никифора, на мученицу Екатерину Петровну, онемевшую от неспособности себе помочь, и на все остальное сгорбившееся семейство - и ни слова не скажет, но вперед по коридору - побежит.

Наталье Петровне хотелось плюнуть в его сторону, как только она видела его, - но почему именно плюнуть, она объяснить себе не могла. Она многое не могла объяснить себе - например, почему она так любила сестру при жизни и стала почти равнодушна около ее смерти, теперь.

Может быть, она просто отупела от горя и постоянного ухаживания за сестрой. Ведь в глубине души она по-прежнему любила ее, хотя и не понимала, почему Катя родилась ее сестрой, а не кем-нибудь еще.

Старичок Василек, так тот только веселел, когда видел умирающую Катю, хотя вовсе не хотел ее смерти и, наоборот, вовсю помогал ее перекладывать и стелить для нее постель. Веселел же он от полного отсутствия в нем всякого понимания, что есть смерть. Не верил он как-то в нее, и все.

В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы. Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же - неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны. Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.

Действующие лица

События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых - Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста. Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир.

Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.

Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.

Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора.

А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» - родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора. А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план. Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.

Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти.

Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план.

Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт "Что такое смерть?"

Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия - понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко.

Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, - к Никифору.

Образ Никифора

Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду.

Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья, Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.

Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать.

Подготовка к смерти

Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.

А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице. Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний. Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.

Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни.

Смерть - это часть жизни?

Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья.

Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения.

Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами. Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб». Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.

Бессмертна ли душа?

На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить.

Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь.

Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом.

Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле.

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб». Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности. Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.

С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.

В одной коммунальной квартире жили не совсем обычные люди: колдун Кузьма, младенец Никифор, которому исполнилось уже три с половиной года, больная неизвестной болезнью семидесятилетняя Екатерина, её сестра Наталья с пьяницей сыном Митей, и двоюродный брат сестёр Василий.

Начались все проблемы в семье с осложнений от болезни Екатерины. Она много времени проводила в больницах, но врачи ничего не могли поделать. Больная старушка чехла на глазах своих родных. Им приходилось ухаживать за недееспособной родственницей. Сестра Наталья, любившая свою сестру, когда та была здоровой, вдруг поняла, что равнодушно к ней. Брат Василий, который всегда отличался веселым нравом, стал грустить. Мите тоже надоело выносить горшки за Екатериной. Всем старуха была в тягость.

После последней госпитализации врачи сказали, что Екатерина проживет не больше года. Родственники начали ждать, когда же она умрёт.

Екатерина не могла уже почти подниматься с постели. Она лежала, как мертвая. Когда же к ней заходил маленький Никифор, старушка радовалась его визитам. Она словно понимала, что он ей говорит.

Колдун Кузьма наоборот боялся Никифора. Он говорил, что ребёнок неизвестного происхождения.

Затем родственники, уставшие от забот о больной Екатерине, предлагают ей притвориться мёртвой. Они возьмут справку у врача, а её живой похоронят. Старушка, подумав и посоветовавшись с Никифором, согласилась лечь живой в гроб.

Медсестра, даже не осмотрев Екатерину, выписала справку о смерти. Василий купил гроб. Екатерина сама в него легла.

У старушки уже мысли в голове путались, она была словно в ином мире.

Во время отпевания в церкви, Екатерина подмигнула священнику, но он решил, что это искушение от бесов.

Василий боялся, что когда станут забивать гвоздями крышку, покойница передумает умирать и закричит. Но, все прошло хорошо. Старушка лежала тихо и не доставила хлопот родне.

Во время опускания гроба в могилу, её душа отделилась от тела.

Картинка или рисунок Мамлеев - Прыжок в гроб

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях Пушкин

    Знакомясь с творчеством А.С. Пушкина восхищаешься его талантом. Отдельного внимания заслуживают сказки в стихотворной форме. Оторваться от чтения невозможно. Сюжет настолько захватывает, что кажется будто все происходит на самом деле

  • Краткое содержание Голубая книга Зощенко

    Произведение Голубая книга было написано по просьбе Горького. Книга рассказывает об обычной бытовой жизни простых людей, состоит она из новелл и написана простым и обычным языком наполненным жаргонизмами.

  • Краткое содержание Голявкин Тетрадки под дождём

    Погода на улице была хорошая и Марик на перемене предложил другу сбежать с урока. Чтобы возле выхода из школы их не задержали, мальчики спустили на собственных ремнях портфели на землю через окно

  • Андерсен

    Творчество Ганса Христиана Андерсена очень разнообразно. Он писал романы, стихи, прозу, пьесы, однако большую часть его наследия составляют сказки.

  • Краткое содержание Загадочная история Бенджамина Баттона Фицджеральда

    В мае 1922 года в Америке вышел в свет рассказ Загадочная история Бенджамина Баттона. Этот замечательный образец прозы создал непревзойденный мастер магического гротеска Фрэнсис Фицджеральд.

Похожие публикации