Шакал террорист. Ильич Санчес Рамирес (Шакал). Ислам – религия свободных людей. Ильич Рамирес Санчес: международный терроризм

) горе. Интересно обратить внимание на название «Гефсиманский сад». Гефсимания — оливковый пресс или пресс для выжимания оливок. Происходящее иллюстрируют, что значит быть под прессом. Чтобы получить ароматическое масло, его нужно выдавить. Тоже самое происходило и со Христом: чтобы получить елей для исцеления нашей души, Христу пришлось пройти путь пресса и кровоточия. Чтобы нам не подвергнуться той же участи, но получить спасение посредством Его жертвы, Ему пришлось подвергнуться ужасу Божьего гнева за грехи множества людей.

Искушение Христа происходило именно в саду. Символично, так как искушение Адама тоже происходило в саду (), там же человек впал в грех через искушение:

Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.

Посредством «второго Адама» происходит освобождение человечества от проклятия греха:

Первый человек (Адам) принес грех в мир — Последний (Христос) искупил мир от греха;

Первый Адам отошел от Бога Отца в саду — Иисус Христос приходит к Богу в саду ;

Адам был наг и бесстыден, но потом одет — Христос был одет, стал наг и понес стыд ;

Адам согрешил из-за дерева — Богочеловек понес на деревянном кресте наши грехи.

Придя же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Христос взял в сад вместе с Собой троих самых приближенных учеников и, удалившись, начал «скорбеть и тосковать» (). Сердце Христа было стеснено, мучилось, испытывало печаль и глубокую скорбь. Видно, что это была непростая печаль, но «смертельная скорбь», которая разрывала Его душу.

Христос понимал: смерть неизбежна. Иуда уже продал Его и ведет солдат. В скором времени Его будут истязать, а потом распнут. Христос в борении, но Он не ненавидит Бога, не бежит от Бога, не спорит с Богом, не гневается на Него. Наоборот Он стремится к Богу!

Многие люди в сложных обстоятельствах позволяют себе грех, оправдывая себя страданиями, дающими карт-бланш на грех: «Бог должен мне немного греха!» Обжорство, алкоголь, сигареты, порнография, наркотики, сплетни, гнев, оскорбление и раздражение — вот самые распространенные грехи самоправедника.

Мольба Христа

И Сам отошел от них на вержение камня, и, преклонив колени, молился…

В молитве раскрывается наша суть. Один известный человек сказал: «Я могу сказать с большой степенью уверенности кто является христианином, а кто нет, просто слыша как этот человек молится». Когда Христос скорбел, жаждой Его сердца было бегство к Небесному Отцу.

Когда мы скорбим, где ищем утешение для своего сердца? Кто наши партнеры по молитве? Когда последний раз мы преклонили колени в молитве?

Христос сам отдает Свою жизнь, никто не забирает ее. Он не бунтует, не сомневается в любви Отца, не проклинает Бога за страдания. Он демонстрирует почтение и уважение к Своему Отцу, стоя перед Ним на коленях.

…говоря: Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.

Христос нам приоткрывает завесу Своей молитвенной комнаты и показывает, каким образом Он проходит период борений и искушений. Это единственная молитва, в которой Христос молится о Самом Себе. Бог по вдохновению Духа Святого желает показать нам то, что было скрыто (в том числе и от спящих учеников, которым в ту ночь не было дела ни до своего духовного состояния, ни до духовных борений их Учителя). Из этого отрывка видно, как нужно встречать искушение: «Бодрствуй! Бодрствуй и будь внимателен к уроку, которому Христос желает тебя научить!»

Господь хотел научить Своих лучших и приближенных учеников встречать искушения, полагаясь на Бога, а не на себя. Самонадеянные ученики должны были научиться смирению и пониманию своей нищеты духа, прежде чем Бог сможет использовать их для созидания Своего Царства. Христос хотел, чтобы ученики осознали свою немощь и избавились от ложного чувства непобедимости и самоуверенности.

Чтобы пройти искушения и встретить их по достоинству реалистично, нам необходимо понимать природу своего человеческого сердца и знать, что говорит по этому поводу Бог:

Христос демонстрирует, что Он, будучи Сыном Божьим, нуждался в поддержке Своего Небесного Отца;

Падшая природа человека не желает осознавать свои слабости, но непорочный и совершенный Христос знал Свои человеческие слабости, и приносил борения «пред лицо Своего Отца»;

Признавая Свои слабости и нужду в силе Небесного Отца, Он сделал то, в чем не видели необходимости Его самые любимые ученики;

Христос демонстрирует в Своей жизни подчинение Своему Небесному Отцу;

Отношение к Богу как к Отцу — с таким пониманием мы должны приходить к Нему!

В начале служения сатана трижды искушал Христа в пустыне. Если сопоставить хронологию Евангелий, видно, как Он трижды противостоял борениям () и в молитве взывал к Своему Небесному Отцу.

Оба искушения (в пустыне и в Гефсиманском саду) были тайными: наша самая большая борьба проходит наедине с самими собой в сердце и мыслях. Мысли постоянно атакуют нас, желая сломить нашу волю и повлиять на наши приоритеты, доводы, аргументы, ценности и, в конце концов, на наши поступки.

Борьба в наших сердцах и мыслях происходит постоянно: когда мы в одиночестве работаем за компьютером, едем на эскалаторе или идем по улице. Борьба происходит даже на церковном собрании, внутри человека кипит огромнейший внутренний мир с его искушениями, сомнениями, соблазнами, сонливостью и безразличием.

Чем было вызвано такое состояние Христа? Почему томилась Его душа и жаждала уединения с Богом? Ответ на этот вопрос мы находим в самой молитве: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня!» Христос умоляет, чтобы Господь пронес эту чашу мимо Него. По иудейскому обычаю царь подавал чашу своим гостями. Образ чаши — это участь (переживания), ниспосылаемая людям Богом. Это чаша от Господа, которая приносит либо благословение, либо проклятие в жизнь человека:

Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

…ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

Воспряни, воспряни, восстань, Иерусалим, ты, который из руки Господа выпил чашу ярости Его, выпил до дна чашу опьянения, осушил.

Ибо так говорит Господь: вот и те, которым не суждено было пить чашу, непременно будут пить ее, и ты ли останешься ненаказанным? Нет, не останешься ненаказанным, но непременно будешь пить [чашу].

Выпить чашу означает выпить в полной мере без остатка, чего бы это ни стоило. Чаша, которую испил Христос, — это чаша страданий, унижения, Божьего гнева, проклятия и смерти.

Такую же чашу Господь предложил пить Своим ученикам, и из истории мы знаем, что каждый из них испил ее до дна (), только не в таком масштабе и значении, в котором она была уготована Христу. Все апостолы погибли за Евангелие со страданиями, а Иоанн умер в ссылке.

Но чаша, которую должен был испить до дна Иисус, это не просто чаша страданий, унижения, плевков, предательства, оскорбления, насмешек и разорванного в клочья тела — перечисленное лишь малая доля того, что Христу нужно было перенести. И Он осознавал это «и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» . Это та чаша Божьего гнева, вины и проклятия, которую Иисус Христос должен был испить до дна за наши грехи, будучи наказываем Самим Богом. Все жертвы Ветхого Завета не способны были простить грехи человеческие, они лишь еще в большей мере показывали нашу вину и греховность, ужас нашего греха.

Смерть, кровь маленького ягненка не может решить проблему освобождения от проклятия за грехи. Кровь ягненка не способна возродить духовно из падшего состояния. Жертва животных не в состоянии избавить от лукавого сердца, которое испорчено первородным грехом. Жертвы не способны освободить от смерти и вечной погибели. Писание говорит, что «расплата за грех — смерть» (). И каждый из нас должен быть уничтожен за наши грехи и гореть в аду прямо сейчас всю вечность! Только так может быть восстановлена справедливость.

Либо мы должны умереть за свои грехи по справедливости, либо необходима искупительная жертва вместо нас. Кто-то должен умереть и сполна заплатить за наши грехи, поскольку каждый из нас оскорбил Святого Бога своими словами и поступками. Нужна совершенная жертва — совершенный непорочный Агнец. И этим Агнцем должен был стать именно Христос, чтобы примирить «с Собою мир» и угасить пылающий Божий гнев и Его Святую ярость над нами.

Послушание Христа

Это ключевое утверждение Христа, которое Он произнес, обозначает отказ от всех Своих прав в пользу подчинения Божьей воле. Иисус как «последний Адам» () не поддался искушению, но пожелал исполнить волю Божью в отличие от первого Адама. Божья воля для Христа была важнее, чем Его собственные желания. Это путь для тех, кто противостоит искушениям, ропоту, боли, потере близкого, смертельному заболеванию, раковой опухоли, вести о гибели сына или дочери. Да будет воля Твоя, а не моя! То, Кем для нас является Бог, определяет, как мы проходим искушения.

Мы видим пример Христа, который демонстрирует этот же принцип на протяжении всей Своей жизни. Он был искушаем в пустыне и говорил о том, что «не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом Божьим» (). Мы видим, как Христос предпочел послушание Божьему Слову удовлетворению своих физических нужд.

Трудности всегда предоставляют возможность проявить нашу верность, послушание Богу и выразить наше поклонение Ему по-настоящему. Именно это и совершил Христос, несмотря на невероятно сильные борения и искушения.

Подобно тому, как в искушении в пустыне Бог укреплял Его, так и в борениях в Гефсиманском саду Бог послал Ему помощь, и Ангел небесный укреплял (греч. «давал силы, поддерживал») Его. Этот пример — обетование для нас, что Господь обязательно придет на помощь и поддержит во время борений и искушений, когда мы всячески будем вопиять к Нему, умолять Его о помощи и силе для нас, чтобы устоять в борьбе. Бог остается верным, и Дух бодр, даже когда плоть наша немощна.

Из истории христианства мы видим Бога, который давал первым христианам силу не отрекаться от Христа, но продолжать быть верными Своему Господу, исповедуя только Его как единственного Бога. Люди, которые переживали самые сильные страдания в истории человечества за имя Христово, многократно свидетельствовали о том, что в это самое время, когда они продолжали уповать на Бога, оставались Ему верными, Бог давал сверхъестественный мир, покой, силы прощать обидчика, возможности проявлять любовь к обижающим и унижающим их.

Бог давал людям силы славить Его даже тогда, когда их тела сжигали на костре (Яном Гусом). Подобно Стефану, который прославлял Бога и молился за своих обидчиков, прося Бога об отсрочке суда для разъяренной толпы (). Подобно Иову, когда он потерял в одночасье все свое состояние, имущество и всех детей, но не отрекся от Бога (). Подобно Седраху, Мисаху и Авденагу в раскаленной печи (), которые не поклонились царь как богу. Бог давал силы быть стойким за свою веру 12 лет в тюрьме Джону Буньяну, когда его семья нищенствовала, а дочь была слепа. Находясь под «прессом» написал самое выдающееся произведение «Путешествие пилигрима», самая читаемая книга после Библии. Бог давал силы Мартину Лютеру, когда он потерял своего ребенка. Находясь под «прессом», он проводит великую Реформацию в период ультиматумов, клеветы и критики. Господь заботился и помогал быть продуктивным для царствия Божьего Жану Кальвину, несмотря на его жуткие проблемы со здоровьем, смерть жены и ребенка. Выдающийся труд классика реформатского богословия «Наставление в христианской вере». Господь утешал Джона Оуэна, который потерял 12 детей. Находясь под «прессом», стал выдающимся английским пуританином, который написал большое количество серьезных, глубоких, богословских, богоцентричных трудов.

Этот список людей, которые продолжали быть зависимыми от Бога, не полон. Именно находясь под «прессом» жизненных трудностей они были более всего использованными для Божьей славы.

Борьба и усердие Христа

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю.

Это самое сильное и напряженное место в Священном Писании, где у нас есть возможность видеть интенсивность скорби Иисуса. Везде, где Христос страдал или плакал в Новом Завете, была скорбь не о самих людях, но о катастрофической силе разрушения впоследствии греха (например, плач об Иерусалиме и о Лазаре). Напряжение было таково, что у Христа лопались капилляры под кожей и кровь выходила через поры вместе с потом.

«Душа моя скорбит смертельно» ( ; ) — предельный уровень переживаний, который способен привести к Его смерти.

Мы видим, что борьба не уходит с появлением Ангела, но Бог помогает проходить эти борения, которые терзают душу и словно способны разрывать ее на куски.

В переводе с греческого слово «борение» означает: «битва, состязание, смятение, мучение, душевная борьба, сильное страдание, агония». Это то, через что проходил Иисус. Через подобное мы проходим на разных этапах нашей жизни. Христу ведома сила наших страданий, ввиду того, что Его борения были куда большими, чем наши. Из-за того, что Христу ведома наша «агония», Он способен нам сострадать и не просто сострадать, но Он показывает нам путь, куда бежать — в объятия нашего Небесного Отца с нашими горячими молитвами. Когда Христос находится в борении, Он не заявляет о Своих правах, не говорит о Своем статусе и положении. Чтобы не страдать, Он еще прилежнее молится.

Интерпретацию этого события в Гефсиманском саду апостол Павел однажды делает в Послании к евреям:

Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за [Свое] благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного.

Один проповедник в размышлении над этим эпизодом сделал интересное заключение. Он заметил, что «уникальность или особенность страданий Христа, которые отличаются от наших с вами страданий, в подавляющем большинстве страданий, заключается в том, что в большинстве случаях в наших страданиях есть наша вина, мы страдаем, так как нам жалко себя, нам обидно, мы раздражены, мы боимся». Страдания Христа и Его дальнейшие крестные муки были несправедливыми. У Христа не было греха, Он был без вины и порока, подобно Ангцу. Иисус был менее всех достоин того, чтобы быть наказанным. Это Его не касалось, но из любви Он взял то, что принадлежало по справедливости нам.

Почему Христос еще был в борении, и Его молитва была еще более усердная? У него была ясность понимания, насколько велико наказание за грех. Если Христос трепетал перед наказанием за чужие грехи, то насколько людям в мире необходимо серьезно относиться к своим проступкам, неверию и злодеяниям. Он должен был претерпеть полноту яростного гнева Божьего: «чашу ужаса и опустошения» () и «чашу ярости» ( ; ).

Христу пришлось пережить всю взятую вместе боль, которую переживали когда-либо все люди на этой земле. Думаю, что поэтому Его сердце разорвалось, когда Он был на кресте. (Подтверждение этому мы находим в том, что когда воин пронзил ребро Иисуса, оттуда вытекла кровь с водой.) Реакция Христа — свидетельство тому, насколько ужасен Божий гнева, пот с кровью, которые стекали с Его лба, — подтверждение ужасу Божьего суда! Апостол Павел так же об этом свидетельствовал:

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева.

Молитва Христа ясно показывает нам, насколько велико наказание за грех. Если Сын Божий трепетал перед Божьим наказанием, насколько больше должен трепетать человек, поскольку он заслужил это наказание за свои грехи. Нам важно понять: для Бога нет маленьких и больших грехов. Любой грех — это преступление, бунт, предательство, оскорбление, идолопоклонство, против Святого Бога неба и земли. Мы грешим, потому что не хотим подчиняться Богу, но сами хотим быть богами. Поэтому поступаем своевольно и голосуем за себя! Любой даже самый маленький грех, как нам кажется, — это неповиновение Божьим заповедям и нарушение Божьего закона. Последствие этого для каждого кто согрешает: «расплата за грех — смерть» (), а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Если вы собираетесь быть христианином по-настоящему, перестаньте идти сегодня по пути Иуды. Если вы не покорились Богу, вы — Божьи враги, вы не нейтральны по отношении к Нему. Христос говорит: «Кто не со мною, тот против Меня» (). Кто становится другом мирским ценностям, тот становится врагом Богу (). Грех — это измена Богу (). Вот почему гнев настолько велик за наши грехи!

Наставление Христа

Встав от молитвы, Он пришел к ученикам, и нашел их спящими от печали и сказал им: Что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение.

Мы видим, что ученики не были готовы бодрствовать, внимать Христу и быть с Ним заодно. Отяжелевшие глаза и сильная усталость свидетельствуют о недостаточной внутренней прочности.

Несмотря на второй призыв Христа, ученики проявляют удивительную слабость. Еще несколько часов назад они обещали бороться за Христа, были готовы воевать с мечом против римских оккупантов, но не осознавали, насколько слаба человеческая плоть сама по себе, а Христос знал об этом. Хороший урок Иисуса: «дух бодр, плоть же немощна», поэтому «бодрствуйте и молитесь» ().

Некоторые люди, когда переживают скорби, занимаются обжорством, другие — спортом, чтобы снять напряжение, а кто-то прямиком идет принимать горячую ванную. Но есть и такие, кто подобно ученикам ложится спать, чтобы убежать от действительности. В самих этих вещах нет ничего плохого, но если мы таким образом пытаемся спасать самих себя, это становится идолопоклонством. Мы свою надежду полагаем не на Бога, а на материальные вещи, уповая на них и подавляя внутреннюю печаль.

Из это стиха мы видим, что ученики спали из-за печали (греч. «муки, скорби»), в то время как Христос, испытывая скорбь, прибегал к Отцу и молился еще более прилежно. Удивительный контраст и урок для нас: Бог желает, чтобы мы проходили скорби и тяжелые жизненные обстоятельства.

Подводя итог размышлениям над данным отрывком, можно прийти к следующим выводам:

1. Взирайте на Христа и подражайте Его зависимости от Бога, когда вы проходите борения и искушения в вашей жизни. Чтобы не поддаться соблазну, принимайте решение подчиняться Божьей воле вопреки всему. Пусть подчинение Божьей воле будет важнее, чем наши собственные желания.

2. Взирайте на Христа и утешайтесь примером богобоязненного «Мужа скорбей». Христос способен нам сострадать и понять нас, благодаря Своей человеческой природе.

3. Взирайте на Христа и ужасайтесь тяжести Божьего гнева за свои грехи.

4. Взирайте на Христа и благодарите Бога, что «чашу скорби» Он пронес мимо нас и излил сполна на Голгофском кресте.

5. Взирайте на Христа и возрастайте в любви к вашему Господу и Спасителю, Который возлюбил нас до смерти и смерти крестной.

МОЛЕНИЕ, МОЛЕНЬЕ, я; ср. Книжн. к Молить и Молиться. Совершать моленья. М. о чаше … Энциклопедический словарь

моление - моле/нье к молить и молиться. Совершать моленья. Моле/ние о чаше … Словарь многих выражений

Русский художник по исторической и религиозной живописи; род. в Москве в 1800 г., † в 1875 г. в Петербурге. Его отец Антонио Б., итальянец, переселившийся в Россию, в царствование Павла I, был реставратором картин и живописцем по плафону. Его… …

- (родился в 1821 г., умер 22 августа 1847 г.) гравер, ученик Уткина, сын мещанина Псковской губернии; благодаря содействию князя Константина Шаховского, обратившего внимание на выдающиеся рисунки мальчика самоучки, он был помещен в 1837 г. в… … Большая биографическая энциклопедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Беллини. Джованни Беллини итал. Giovanni Bellini … Википедия

Мазаччо … Википедия

Запрос «Страсти Христовы» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

О фильме см. «Страсти Христовы (фильм)» «Несение креста», Жан Фуке, миниатюра из «Часослова Этьена Шевалье». В медальоне святая Вероника с платом. На заднем плане изображено самоубийство Иуды, из которого исходит демон. На переднем плане куют… … Википедия

Книги

  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого зарубежного художника Гарофало. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным…
  • Гарофало , . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин знаменитого итальянского художника уходящей эпохи Возрождения Бенвенуто Тизи да Гарофало (1481-1559), больше известного…

После совершения Тайной Вечери - Своей последней трапезы, на которой Господь установил Таинство святой Евхаристии, - Он пошёл с апостолами к Елеонской горе.

Спустившись в ложбину Кедронского потока, Спаситель вошёл с ними в Гефсиманский сад. Он любил это место и часто собирался здесь для бесед с учениками.

Господь желал уединения, чтобы в молитве к Своему Отцу Небесному излить Своё сердце. Оставив большую часть учеников у входа в сад, трёх из них - Петра, Иакова и Иоанна - Христос взял с Cобой. Эти апостолы были с Сыном Божиим на Фаворе и видели Его во славе. Теперь свидетели Преображения Господня должны были стать свидетелями Его душевных страданий.
Обращаясь к ученикам, Спаситель сказал: " " (Евангелие от Марка глава 14, стих 34).
Мы не можем постигнуть скорби и тоски Спасителя во всей их глубине. Это была не просто печаль человека, знающего о своей неминуемой смерти. Это была скорбь Богочеловека о падшем творении, вкусившем смерть и готовом обречь на смерть своего Творца. Отойдя немного в сторону, Господь стал молиться, говоря: " ".
Восстав от молитвы, Господь возвратился к трём Своим ученикам. Он хотел найти для Себя утешение в их готовности бодрствовать с Ним, в их сочувствии и преданности Ему. Но ученики спали. Тогда Христос призывает их к молитве: " ".

Ещё дважды Господь отходил от учеников в глубину сада и повторял ту же молитву.

Скорбь Христа была так велика, а молитва столь напряжённа, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.
В эти тяжелейшие минуты, как повествует Евангелие, " ".

Окончив молитву, Спаситель пришёл к Своим ученикам и вновь нашёл их спящими.
" , - обращается Он к ним, - ".

В это самое время сквозь листву деревьев стали проглядывать огни фонарей и факелов. Появилась толпа людей с мечами и кольями. Они были посланы первосвященниками и книжниками, чтобы схватить Иисуса, и, видимо, ожидали серьёзного сопротивления.
Впереди вооружённых людей шёл Иуда. Он был уверен, что после Тайной Вечери найдёт Господа здесь, в Гефсиманском саду. И не ошибся. Предатель заранее условился с воинами: " ".

Отделившись от толпы, Иуда подошёл ко Христу со словами: "Радуйся, Равви", - и поцеловал Спасителя.

Предательство уже совершилось, но мы видим, как Христос пытается вызвать раскаяние в душе Своего неразумного ученика.

Между тем приблизилась стража. И Господь спросил стражников, кого они ищут. Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея". "Это Я", - последовал спокойный ответ Христа. От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Тогда Спаситель сказал им: если они ищут Его, то пусть берут, а ученикам пусть дадут уйти свободно. Апостолы хотели было защитить Своего Учителя. Пётр имел при себе меч. Он ударил им раба первосвященника по имени Малх и отсёк ему правое ухо.
Но Иисус остановил учеников: " ". И, коснувшись уха раненого раба, исцелил его. Обращаясь к Петру, Господь сказал: " " И обратившись к вооружённой толпе, Христос сказал: " ".

Воины связали Спасителя и повели к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Своего Божественного Учителя, в ужасе разбежались.

Сбылись горькие слова Спасителя, сказанные им накануне Гефсиманской ночи: " ".

Эту горькую чашу страданий и мучительной смерти на кресте Христос принимает добровольно, ради спасения всего человечества.

Предательство Иуды

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: "вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие".

В этот день, по нашему это была среда , - первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: "что вы дадите мне, если я вам предам Его?"

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

26 , 1-5 и 14-16; от Марка, гл. 14 , 1-2 и 10-11; от Луки, гл. 22 , 1-6.

Тайная вечеря

В пятый день после входа Господа в Иерусалим, значит, по нашему в четверг, (а в пятницу вечером надлежало закапать пасхального агнца), ученики спросили Иисуса Христа: "где велишь нам приготовить Тебе Пасху?"

Иисус Христос сказал им: "пойдите в город Иерусалим; там вы встретите человека, несущего кувшин воды; последуйте за ним в дом и скажите хозяину: Учитель говорит: где горница (комната), в которой бы Мне совершить Пасху с учениками Моими? Он покажет вам большую убранную горницу; там приготовьте пасху".

Сказав это, Спаситель послал двух учеников Своих Петра и Иоанна. Они пошли, и все исполнилось так, как сказал Спаситель; и приготовили Пасху.

Вечером того дня Иисус Христос, зная, что Он будет предан в эту ночь, пришел с двенадцатью апостолами Своими в приготовленную горницу. Когда все возлегли за стол, Иисус Христос сказал: "очень желал Я есть с вами эту Пасху прежде Моего страдания, потому что, говорю вам, уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием". Потом встал, снял с Себя верхнюю одежду, препоясался полотенцем, налил в умывальницу воды и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.

Омовение ног

Умыв ноги ученикам, Иисус Христос надел одежду Свою и, возлегши опять, сказал им: "знаете ли, что Я сделал вам? Вот, вы зовете Меня Учителем и Господом и правильно зовете. Итак, если Я, Господь и Учитель ваш, умыл ноги вам, то и вы должны поступать так же. Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам".

Этим примером Господь показал не только Свою любовь к ученикам Своим, но и научил их смирению, т. е. не считать за унижение для себя служить кому бы то ни было, хотя бы и низшему себя человеку.

После вкушения ветхозаветной Пасхи еврейской, Иисус Христос установил на этой вечери таинство Святого Причащения. Потому и называется она "тайною вечерею".

Иисус Христос взял хлеб, благословил его, переломил на части и, подавая ученикам, сказал: "Приимите, ядите; сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов ", (т. е. за вас предается на страдание и смерть, для прощения грехов). Потом взял чашу с виноградным вином, благословил, возблагодарив Бога Отца за все Его милости к роду человеческому, и, подавая ученикам, сказал: "пейте из нее все, это Моя Кровь Нового Завета, за вас проливаемая во оставление грехов".

Слова эти означают, что под видом хлеба и вина Спаситель преподал Своим ученикам то самое Тело и ту самую Кровь, которые на другой день после этого Он предал на страдания и смерть за наши грехи. Как хлеб и вино стали Телом и Кровью Господа, - это тайна, непостижимая даже для ангелов, почему и называется таинством .

Причастив апостолов, Господь дал заповедь всегда совершать это таинство, Он сказал: "сие творите в Мое воспоминание ". Таинство это совершается у нас и теперь и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургиею или Обеднею.

Во время тайной вечери Спаситель объявил апостолам, что один из них предаст Его. Они этим очень опечалились и в недоумении, смотря друг на друга, в страхе стали спрашивать один за другим: "не я ли Господи?" Спросил и Иуда: "не, я ли, Равви?" Спаситель тихо сказал ему: "ты"; но никто этого не слышал. Иоанн же возлежал рядом со Спасителем. Петр сделал знак ему, чтобы он спросил, о ком говорил Господь. Иоанн, припадши к груди Спасителя, тихо сказал: "Господи! кто это?" Иисус Христос так же тихо ответил: "тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам". И, обмакнув кусок хлеба в солило (в блюдо с солью), Он подал его Иуде Искариотскому, сказав: "что делаешь, делай скорее". Но никто не понял, для чего это Спаситель сказал ему. А так как у Иуды был ящик с деньгами, то ученики подумали, что Иисус Христос посылает его купить что-либо к празднику или раздать милостыню нищим. Иуда, приняв кусок, тотчас вышел. Была уже ночь.

Иисус Христос, продолжая беседовать с учениками Своими, сказал: "Дети! уже не долго Мне быть с вами. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою. И нет больше той любви, как если кто положит душу свою (отдаст жизнь свою) за друзей своих. Вы - друзья Мои, если исполните то, что Я заповедую вам".

Во время этой беседы Иисус Христос предсказал ученикам, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, - все разбегутся, оставив Его одного.

Апостол же Петр сказал: "если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь".

Тогда Спаситель сказал ему: "истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня и скажешь, что не знаешь Меня".

Но Петр еще больше, стал уверять, говоря: "хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя".

То же говорили и все другие апостолы. Но все же слова Спасителя опечалили их.

Утешая их, Господь сказал: "да не смущается сердце ваше (т. е. не скорбите), веруйте в Бога (Отца) и в Меня (Сына Божия) веруйте".

Спаситель обещал ученикам Своим послать от Отца Своего другого Утешителя и Учителя, вместо Себя - Святого Духа . Он сказал: "Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, потому что Он с вами пребывает и в вас будет (это значит, что Дух Святый пребудет со всеми истинно верующими в Иисуса Христа - в Церкви Христовой). Еще немного и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня; потому что Я живу (т. е. Я есть жизнь; и смерть не может победить Меня), и вы будете жить. Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам". "Дух Святый - Дух истины, Который от Отца исходит , Он будет свидетельствовать о Мне; а также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною" (Иоан. 15 , 26-27).

Иисус Христос предсказал также ученикам Своим, что много зла и бед придется им вытерпеть от людей за то, что они веруют в Него, "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь (крепитесь)", сказал Спаситель; "Я победил мир" (т. е. победил зло в мире).

Беседу Свою Иисус Христос окончил молитвою об учениках Своих и обо всех, кто будет веровать в Него, чтобы Отец Небесный сохранил их всех в твердой вере, в любви и в единодушии (в единстве ) между собою.

Когда Господь окончил вечерю, еще во время беседы встал с одиннадцатью учениками Своими и, воспев псалмы, пошел за поток Кедрон, на гору Елеонскую, в Гефсиманский сад.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26 , 17-35; от Марка, гл. 14 , 12-31; от Луки, гл. 22 , 7-39; от Иоанна, гл. 13 ; гл. 14 ; гл. 15 ; гл. 16 ; гл. 17 ; гл. 18 , 1.

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу

Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!"

Моление о чаше

Сам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать. Тогда говорит им: "душа Моя скорбит смертельно, побудьте здесь и бодрствуйте со Мною". И, отойдя от них немного, Он, преклонив колена, пал на землю, молился и говорил: "Отец Мой! если возможно, да минует (пройдет мимо) Меня чаша сия (т. е. предстоящие страдания); впрочем пусть будет не как Я хочу, но как Ты".

Помолившись так, Иисус Христос возвращается к трем ученикам и видит, что они спят. Он говорит им: "так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение". И отошедши, молился, говоря те же слова.

Потом снова возвращается к ученикам, и опять находит их спящими; глаза их отяжелели, и они не знали, что Ему отвечать.

Иисус Христос отошел от них и молился в третий раз теми же словами. Явился Ему ангел с неба и укреплял Его. Тоска же Его и душевные мучения были так велики и молитва - так усердна, что с лица Его падали на землю капли кровавого пота.

Окончив молитву, Спаситель встал, подошел к спящим ученикам и сказал: "Вы все еще спите? Кончено. Наступил час; и Сын Человеческий предается в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот приблизился предающий Меня".

В это время в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: "Кого я поцелую, Того и берите".

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: "Радуйся, Равви (Учитель)!" И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: "Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?" Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Потом Иисус Христос, зная все, что с Ним будет, подошел к толпе и сказал: "кого ищете?"

Из толпы отвечали: "Иисуса Назорея".

Спаситель говорит им: "это Я".

От этих слов воины и слуги со страхом отступили назад и упали на землю. Когда же они оправились от страха и поднялись, то в смятении пытались схватить учеников Христовых.

Спаситель снова сказал: "Кого ищете?"

Они сказали: "Иисуса Назорея".

"Я сказал вам это Я", ответил Спаситель. "Итак, если Меня ищете, оставьте их (учеников), пусть идут".

Воины и слуги, подошедши, обступили Иисуса Христа. Апостолы хотели было защитить своего Учителя. Петр, имея при себе меч, извлек его и ударил им слугу первосвященнического, по имени Малха, и отсек ему правое ухо.

Но Иисус Христос сказал Петру: "вложи меч в ножны; ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (т. е. кто поднимает меч против другого, тот сам погибнет от меча). Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал на защиту Мне множество ангелов? Неужели Мне не пить чаши (страданий), которую дал Мне Отец (для спасения людей)?"

Поцелуй Иуды

Сказав это, Иисус Христос, прикоснувшись к уху Малха, исцелил его, и добровольно предал Себя в руки Своих врагов.

В толпе слуг были также и начальники иудейские. Иисус Христос, обращаясь к ним, сказал: "как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня; каждый день бывал Я в храме, сидел там с вами и учил, и вы тогда не брали Меня. Но теперь ваше время и власть тьмы".

Воины же, связав Спасителя, повели Его к первосвященникам. Тогда апостолы, оставив Спасителя, в страхе разбежались. Только двое из них, Иоанн и Петр, издали следовали за Ним.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.; от Матфея, гл. 26 , 36-56; от Марка, гл. 14 , 32-52; от Луки, гл. 22 , 40-53; от Иоанна, гл. 18 , 1-12.

Суд над Иисусом Христом у первосвященников

Сначала воины привели связанного Иисуса Христа к старому первосвященнику Анне, который к тому времени уже не нес служения в храме и жил на покое.

Этот первосвященник допрашивал Иисуса Христа об учении Его и учениках Его, чтобы найти какую-нибудь вину в Нем.

Спаситель отвечал ему: "Я говорил явно миру: Я всегда учил и в синагогах и в храме, где всегда сходятся иудеи, и тайно не говорил ничего. Что спрашиваешь Меня? Спроси слышавших, что Я говорил им; вот они знают, о чем Я говорил".

Один слуга первосвященника, стоявший близко, ударил Спасителя по щеке и сказал: "так-то отвечаешь Ты первосвященнику?"

Господь, обратясь к нему, сказал на это: "если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, то за что ты бьешь Меня?"

После допроса первосвященник Анна отослал связанного Иисуса Христа через двор к зятю своему первосвященнику Каиафе.

Каиафа же был на тот год служащим первосвященником. Он подал совет в Синедрионе: убить Иисуса Христа, сказав: "Вы ничего не знаете и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

Св. апостол Иоанн, указывая на важность священного сана , разъясняет, что несмотря на свой преступный замысел первосвященник Каиафа невольно пророчествует о Спасителе, что Ему надлежит пострадать для искупления людей. Поэтому апостол Иоанн и говорит: "сие же он (Каиафа) сказал не от себя, но будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ ". И тут же добавляет: "и не только за народ (т. е. за иудеев, так как Каиафа говорил только об иудейском народе), но чтобы и рассеянных чад Божиих (т. е. язычников) собрать во едино ". (Иоан. 11 , 49-52).

У первосвященника Каиафы в эту ночь собрались многие члены Синедриона (Синедрион, как верховное судилище, по закону, должен был собираться в храме и непременно днем). Пришли также старейшины и книжники иудейские. Все они уже заранее сговорились осудить Иисуса Христа на смерть. Но для этого им нужно было найти какую-нибудь вину достойную смерти. А так как никакой вины нельзя было найти в Нем, то они выискивали ложных свидетелей, которые сказали бы неправду против Иисуса Христа. Много таких лжесвидетелей приходило. Но они не могли сказать ничего, за что можно было бы осудить Иисуса Христа. Под конец выступили двое с таким лживым показанием: "мы слышали, как Он говорил: Я разрушу храм сей рукотворный, и через три дня воздвигну другой, нерукотворный". Но и такое свидетельство не было достаточным для предания Его смерти. На все эти лживые свидетельства Иисус Христос не отвечал.

Первосвященник Каиафа встал и спросил Его: "Что же Ты ничего не отвечаешь на то, что они против Тебя свидетельствуют?

Иисус Христос молчал.

Каиафа снова спросил Его: "заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам, Ты ли Христос, Сын Божий?"

На такой вопрос Иисус Христос дал ответ и сказал: "да, Я, и даже говорю вам: отныне увидите Сына Человеческого, сидящего одесную силы Божией и грядущего на облаках небесных".

Тогда Каиафа разодрал одежды свои (в знак негодования и ужаса) и сказал: "на что еще нам свидетелей? Вот, теперь вы слышали Его богохульство (т. е. что Он, будучи человеком, называет Себя Сыном Божиим)? Как вам кажется?"

Издевательства над Спасителем во дворе первосвященника

После этого Иисуса Христа отдали до рассвета под стражу. Некоторые начали плевать Ему в лицо. Люди, Державшие Его, ругались над Ним и били Его. Другие, же, закрывая Ему лицо, ударяли по щекам и с насмешкой спрашивали: "прореки нам, Христос, кто ударил Тебя?" Все эти оскорбления Господь претерпел безропотно в молчании.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матфея, гл. 26 , 57-68; гл. 27 , 1; от Марка, гл. 14 , 53-65; гл. 15 , 1; от Луки, гл. 22 , 54, 63-71; от Иоанна, гл. 18 , 12-14, 19-24.

Отречение апостола Петра

Когда Иисуса Христа увели на суд к первосвященникам, апостол Иоанн, как знакомый первосвященнику, вошел во двор, а Петр остался за воротами. Потом Иоанн, сказав служанке-придвернице, ввел во двор и Петра.

Служанка, увидев Петра, сказала ему: "и ты не из учеников ли этого Человека (Иисуса Христа)?"

Петр ответил: "нет".

Ночь была холодная. Служители развели на дворе огонь и грелись. Петр также грелся у огня вместе с ними.

Вскоре другая служанка, увидев греющегося Петра, сказала служителям: "и этот был с Иисусом Назореем".

Но Петр опять отрекся, сказав, что не знает этого Человека.

Через некоторое время служители, стоявшие во дворе, снова стали говорить Петру: "точно и ты был с Ним; ибо и речь твоя обличает тебя: ты галилеянин". Тут же подошел родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, и сказал: "не я ли видел тебя с Ним в саду Гефсиманском?"

Петр же начал клясться и божиться: "не знаю этого Человека, о Котором говорите".

В это время запел петух, и вспомнил Петр слова Спасителя: "прежде чем пропоет петух, ты трижды отречешься от Меня". В эту минуту Господь, бывший среди стражи на дворе, обратился в сторону Петра и взглянул на него. Взор Господа проник в сердце Петра; стыд и раскаяние овладели им и, вышедши вон со двора, он горько заплакал о своем тяжком грехе.

С той минуты Петр никогда не забывал своего падения. Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его. Сохранилось еще древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии: от Матф., гл. 26 , 69-75; от Марка, гл. 14 , 66-72; от Луки, гл. 22 , 55-62; от Иоан., гл. 18 , 15-18, 25-27.

Погибель Иуды

Наступило утро пятницы. Немедленно первосвященники со старейшинами и книжниками и весь Синедрион составили совещание. Они привели Господа Иисуса Христа и снова осудили Его на смерть за то, что Он называет Себя Христом, Сыном Божиим.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

Первосвященники же, взявши серебрянники, сказали: "непозволительно положить эти деньги в церковную сокровищницу, потому что это цена крови".

Иуда бросает серебренники

Посоветовавшись между собою, они купили на эти деньги землю у одного горшечника для погребения странников. С тех пор, и до сего дня, земля та (кладбище) и называется, по-еврейски, Акелдама, что значит: земля крови.

Так сбылось предсказание пророка Иеремии, который говорил: "и взяли тридцать серебрянников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, и дали их за землю горшечника".

ПРИМЕЧАНИЕ: См в Евангелии: от Матфея, гл. 27 , 3-10.

Иисус Христос на суде у Пилата

Первосвященники и начальники еврейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны - римского правителя (игемона или претора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат .

По случаю праздника Пасхи, Пилат находился в Иерусалиме и жил недалеко от храма, в претории , то есть в доме главного судьи, претора. Перед преториею была устроена открытая площадка (каменный помост), которая называлась лифостротон , а по-еврейски гаввафа .

Рано утром, в ту же пятницу, первосвященники и начальники иудейские привели связанного Иисуса Христа на суд к Пилату, чтобы он утвердил смертный приговор над Иисусом. Но сами не вошли в преторию, чтобы не оскверниться перед Пасхою входом в дом язычника.

Пилат вышел к ним на лифостротон и, увидев членов синедриона, спросил их: "в чем вы обвиняете этого Человека?"

Они отвечали: "если бы Он не был злодей, то мы не предали бы Его тебе".

Пилат сказал им: "возьмите Его вы, и по закону вашему судите".

Они же сказали ему: "нам не позволено предавать смерти никого". И начали обвинять Спасителя, говоря: "Он развращает народ, запрещает давать подать кесарю и называет Себя Христом Царем".

Пилат спросил Иисуса Христа: "Ты Царь Иудейский?"

Иисус Христос ответил: "ты говоришь" (что значит: "да, Я Царь").

Когда же первосвященники и старейшины обвиняли Спасителя, Он ничего не отвечал.

Пилат сказал Ему: "Ты ничего не отвечаешь? Видишь, как много против Тебя обвинений".

Но и на это Спаситель ничего не ответил, так что Пилат дивился.

После этого Пилат вошел в преторию и, призвав Иисуса, снова спросил Его: "Ты Царь Иудейский?"

Иисус Христос сказал ему: "От себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?" (т. е. сам ли ты так думаешь или нет?)

"Разве я иудей?" - ответил Пилат, - "Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?"

Иисус Христос сказал: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было царство Мое, то служители (подданные) Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан иудеям; но ныне царство Мое не отсюда".

"Итак Ты Царь?" - спросил Пилат.

Иисус Христос ответил: "Ты говоришь, что Я Царь. Я на то и родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает Моего голоса".

Из этих слов Пилат увидел, что перед ним стоит проповедник истины, учитель народа, а не возмутитель против власти Римлян.

Пилат сказал Ему: "что есть истина?" И, не дожидаясь ответа, вышел к иудеям на лифостротон и объявил: "я не нахожу никакой вины в этом Человеке".

Первосвященники же и старейшины настаивали, говоря, что Он возмущает народ, уча по всей иудеи, начиная от Галилеи.

Пилат, услышав о Галилее, спросил: "разве Он Галилеянин?"

И узнав, что Иисус Христос из Галилеи, он велел отвести Его на суд к галилейскому царю Ироду, который, по случаю Пасхи, был также в Иерусалиме. Пилат был рад отделаться от этого неприятного суда.

27 , 2, 11-14; от Марка, гл. 15 , 1-5; от Лук., гл. 15 , 1-7; от Иоанна, гл. 18 , 28-38.

Иисус Христос на суде у царя Ирода

Царь галилейский Ирод Антипа, казнивший Иоанна Крестителя, много слышал об Иисусе Христе и давно желал видеть Его. Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и усиленно обвиняли Его.

Тогда Ирод, вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату.

С того дня Пилат и Ирод сделались друзьями между собою, а прежде были во вражде друг с другом.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Евангелии от Луки, гл. 23 , 8 12.

Последний суд над Иисусом Христом у Пилата

Когда снова привели Господа Иисуса Христа к Пилату, то уже к претории собралось много народа, начальников и старейшин.

Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал им: "вы привели ко мне этого Человека, как развращающего народ; и вот я при вас исследовал, и не нашел Его виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его. Я посылал Его к Ироду, и Ирод также ничего не нашел в Нем достойного смерти. Итак, лучше, я накажу Его и отпущу".

У евреев был обычай отпускать на праздник Пасхи одного заключенного, которого выбирал народ. Пилат, пользуясь этим случаем, сказал народу: "есть у вас обычай, чтобы я одного узника отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?" Пилат был уверен, что народ будет просить Иисуса, потому что знал, что начальники предали Иисуса Христа по зависти и злобе.

В то время, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его прислала к нему сказать: "не делай ничего Праведнику тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него".

Между тем первосвященники и старейшины научили народ просить освобождение Вараввы. Варавва же был разбойник, который был посажен в темницу, со своими сообщниками, за произведенное в городе возмущение и убийство. Тогда народ, наученный старейшинами, стал кричать: "отпусти нам Варавву!"

Бичевание Иисуса Христа

Пилат, желая отпустить Иисуса, вышел и, возвысив голос, сказал: "кого хотите, чтоб я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом?"

Все закричали: "не Его, но Варавву!"

Тогда Пилат спросил их: "что же хотите, чтобы я сделал с Иисусом, называемым Христом?"

Они закричали: "да будет распят!"

Пилат снова сказал им: "какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Итак, наказав Его, отпущу".

Но они еще сильнее закричали: "распни Его! Да будет распят!"

Тогда Пилат, думая вызвать у народа сострадание ко Христу, велел воинам бить Его. Воины отвели Иисуса Христа во двор и, раздев Его, жестоко били. Потом надели на Него багряницу (короткую красную одежду без рукавов, застегивающуюся на правом плече) и, сплетши венец из колючего терна, возложили Ему на голову, и дали Ему в правую руку трость, вместо царского скипетра. И стали насмехаться над Ним. Они становились на колена, кланялись Ему и говорили: "радуйся, Царь иудейский!" Плевали на Него и, взявши трость, били по голове и по лицу Его.

После этого Пилат вышел к евреем и сказал: "вот я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины".

Тогда вышел Иисус Христос в терновом венце и в багрянице.

Пилат выводит Спасителя к иудеям
и говорит "Вот человек!"

Пилат сказал им: "вот человек!" Этими словами Пилат как бы хотел сказать: "посмотрите, как Он измучен и поруган", думая, что евреи сжалятся над Ним. Но не таковы были враги Христовы.

Когда первосвященники и служители увидели Иисуса Христа, то закричали: "распни, распни Его!"

"Распни, распни Его!"

Пилат же говорит им: "возьмите Его вы, и распните, а я не нахожу в Нем вины".

Иудеи отвечали ему: "мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим".

Услышав такие слова Пилат еще больше испугался. Он вошел с Иисусом Христом в преторию, и спросил Его: "откуда Ты?"

Но Спаситель не дал ему ответа.

Пилат говорит Ему: "мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?"

Тогда Иисус Христос ответил ему: "ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; поэтому больше греха на том, кто предал Меня тебе".

После этого ответа Пилат еще более желал освободить Иисуса Христа.

Но иудеи кричали: "если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю".

Пилат, услышав такие слова, решил лучше предать на смерть неповинного Человека, чем самому подвергнуться царской немилости.

Тогда Пилат вывел Иисуса Христа, сам сел на судное место, которое было на лифостротоне, и сказал иудеям: "вот Царь ваш!"

Но они закричали: "возьми, возьми распни Его!"

Пилат говорит им: "Царя ли вашего распну?"

Первосвященники ответили: "нет у нас царя, кроме кесаря".

Пилат, видя, что ничего не помогает, а смятение увеличивается, взял воды, умыл свои руки перед народом и сказал: "неповинен я в пролитии крови этого Праведника; смотрите вы" (т. е. пусть эта вина на вас падет).

Пилат умывает руки

Отвечая ему, весь народ еврейский в один голос сказал: "кровь Его на нас и на детях наших". Так евреи сами приняли на себя и даже на потомство свое ответственность за смерть Господа Иисуса Христа.

Тогда Пилат отпустил им разбойника Варавву, а Иисуса Христа предал им на распятие.

Освобождение разбойника Варравы

ПРИМЕЧАНИЕ: См. в Еванг.: от Матф., гл. 27 , 15-26; от Марка, гл. 15 , 6-15; от Луки, гл. 23 , 13-25; от Иоанна, гл. 18 , 39-40; гл. 19 , 1-16

[ Оглавление ]
Страница сгенерирована за 0.07 секунд!
Похожие публикации