Технологии урегулирования политических конфликтов. Методы разрешения политических конфликтов. Предложения по модернизации технологий разрешения политических конфликтов в современной России

Прежде чем рассмотреть основные технологии и способы разрешения политических конфликтов, необходимо уяснить содержание самого термина технология. Это понятие применительно к проблеме урегулирования конфликтных ситуаций обозначает

Совокупность наиболее эффективных приемов, способов, процедур, направленных на снижение социальной напряженности и стабилизацию политической системы.

Сегодня обозначились три связанных между собой направления, которые стремятся выявить подходы, средства и меры, способные предотвращать политические конфликты: политико-правовое (поиск правовых средств политического решения крупных по масштабам конфликтов); политико-психологическое (в центре его - вопросы мотивации к инициированию конфликта, участию в нем, его затягиванию, завершению конфликтных взаимоотношений) и государственно-силовое (поиск оптимальных путей и средств ведения конфликта для достижения определенных целей политики).

Существуют две основные стратегии разрешения конфликтов - стратегия контроля и стратегия управления конфликтом. Общими для них выступают следующие алгоритмы:

♦ конфликты можно вытеснить или переместить с одного уровня политической сферы на другой (например, федеральный центр может передать полномочия по разрешению конфликта регионам);

♦ урегулировать, т. е. лишить наиболее острых и разрушительных для политических акторов проявлений;

♦ разрешить, уничтожив сами источники и причины противоречий;

♦ подавить, не считаясь с формами и ресурсами сопротивления сторон.

В стратегии контроля упор делается на превентивные меры, связанные с выявлением конфликтогенных факторов, их первичным анализом и попытками не допустить разрушительных форм, т. е. предотвратить перетекание конфликта от «кризиса к насилию». Однако в любом случае важным условием эффективного контроля конфликтов выступает мониторинг политического и социально-экономического состояния социума как базовый принцип управления.

Под мониторингом социально-политических конфликтов понимается специально организованная и постоянно действующая система необходимой статистической отчетности, сбора и анализа статистической информации, проведения дополнительных информационно-аналитических обследований (опросы населения и т. д.) и оценки (диагностики) состояния, тенденций развития и остроты общерегиональных ситуаций и конкретных региональных проблем. Главная задача мониторинга состоит в создании надежной и объективной основы для выработки государственной политики конфликтного регулирования. Трудности в создании системы регионального мониторинга имеют как объективный, так и субъективный характер. Среди первых - несоответствие структуры, качества и оперативности статистической информации существу конфликтов. При этом часть конфликтных проблем вообще не входила (да и до сих пор не входит) в число предметов традиционной статистики.

Любой мониторинг должен отвечать, как минимум двум принципиальным требованиям.

1. Он должен быть системным, т. е. способным дать характеристику социальных, экономических, правовых и иных аспектов проблемы в их взаимосвязи. Отдельный, механически выдернутый из общего контекста фрагмент ситуации или проблемы (например, только экономический или правовой) будет лишь одним срезом этой ситуации.

2. Он должен быть структурно полным и логически завершенным, т. е. включать общеобязательные стадии сбора определенной информации, ее анализа и оценки политической ситуации или проблемы.

Здесь особенно важны те стороны конфликтов, которые почти невозможно выразить на языке статистики. Это настроения, мотивация, образ жизни, экономическое и социальное поведение, национально-этническое самочувствие и другие моменты индивидуального и коллективного быта населения. При этом важно иметь информацию, касающуюся половозрастных групп, участников различных форм хозяйственной деятельности городского и сельского населения, отдельных социальных групп и т. п., т. е. то, что мы получаем в ходе социальных исследований. Цель мониторинга и опирающегося на него конфликтологического менеджмента - выяснение состояния и динамики напряжений и конфликтов, анализ и оценка различных управленческих воздействий на эти ситуации с целью их урегулирования.

Наряду со статистикой необходимо отслеживать динамику степени неудовлетворенности населения различными аспектами своей жизнедеятельности. В зависимости от того, насколько распространены среди населения напряженные отношения, можно определить и перспективу их (отношений) трансформации в открытый конфликт, способный дестабилизировать деятельность как отдельных социальных групп, так и общества в целом. В связи с этим следует иметь в виду те показатели, которые фиксируют отношение социальной группы к открытому протесту:

♦ отношение людей к акциям протеста и к участию в них;

♦ сформированность протестных намерений;

♦ мотивацию включения в акции протеста;

♦ наличие, характер сил, выступающих инициаторами и организаторами протестных действий.

Выяснение параметров включенности в напряженные, конфликтные взаимодействия предполагает:

1) сбор и анализ статистических данных о происшедших конфликтах;

2) контент-анализ материалов СМИ;

3) наблюдение за поведением участников конфликтов;

4) уточнение экспертных оценок конфликтов в рамках фокус-группового метода;

5) конфликтологическую переработку имеющейся социологической информации, вторичный анализ эмпирических данных;

6) конфликтологическое картографирование.

Несовершенство, а чаще отсутствие системы мониторинга приводит к тому, что в реальности приходится иметь дело с уже состоявшимся конфликтом, разрешение которого может осуществляться через соглашение, компромисс, подчинение, уступки, разрыв.

Вторая стратегия - стратегия управления - предполагает осуществление конкретных процедур и действий по целенаправленной модификации поведения конфликтующих сторон и изменению внешней среды: проведение определенной информационной политики (ею может быть и дезинформация), формирование институциональных структур для ведения переговоров, привлечение дополнительных экономических ресурсов для примирения сторон и т. д.

Там, где конфликтное взаимодействие сторон прямо связано с иерархической системой и нормами служебных взаимоотношений, наиболее распространенный вариант стратегии - вытеснение и урегулирование конфликта с помощью арбитража должностного лица. Вышестоящие органы играют ведущую роль в предупреждении конфликтов и контроле за их протеканием, а также при непосредственном урегулировании.

При внешнем конфликте для государственного органа его ограничение или разрешение требует подключения структур, не заинтересованных в наличии напряженности в госаппарате. В этом случае политические институты прибегают к «конструированию общественного мнения», которое обеспечивает положительную общественную атмосферу.

Однако применение вертикальных методов урегулирования конфликтов имеет и свои негативные стороны, так как подобная практика характерна для наиболее острых, деструктивных конфликтов. В ряде случаев политическим структурам следует поддерживать соперничество как важнейший источник развития системы управления.

По отношению к конфликтам в государственно-административной сфере, которые лишь косвенно опосредованы существующей нормативной системой, можно утверждать, что они предполагают значительно более широкий диапазон действий по контролю за течением конфликта и управлению им. Среди имеющихся вариантов подхода к проблеме наибольшим влиянием пользуются инженерный, гуманитарный и собственно управленческий подходы. Согласно инженерному подходу, конфликт - та ситуация, управление которой требует сознательной достройки (либо построения новых) организационных структур в сфере деятельности конкретных субъектов и/или в области их мышления. Приверженцы гуманитарного подхода делают упор на активном сближении сторон - участников конфликта с привлечением посредников, на основе проведения всесторонних консультаций и экспертиз. Наконец, сторонники управленческого подхода видят решение проблемы в постановке перед конфликтующими сторонами таких специфических задач, которые сближали бы их позиции, позволяя при этом достигать собственных целей.

Все эти подходы предполагают решение ряда универсальных задач: предотвращение возникновения конфликта или его перехода в более острую фазу; выведение на поверхность всех латентных, теневых конфликтов с целью избежать внезапных, обвальных потрясений, на которые невозможно будет оперативно среагировать; минимизация степени социального возбуждения.

На практике выбор управленческих технологий во многом определяется конкретной фазой развития конфликтного противостояния, что свидетельствует о необходимости определения этапов в управлении конфликтом. Этапы в управлении конфликтом должны определяться фазами естественного развития противоречий, и, следовательно, требуются особые методы и средства, применяемые на стадии возникновения, развития и завершения конфликта.

На стадии возникновения конфликта требуется установить подлинные причины разногласий; дать оценку характеру конфликта; структурировать групповые позиции; определить правила и нормы взаимодействия сторон; создать благоприятные внешние условия для протекания конфликта. Второй этап предполагает отслеживание воздействующих на ситуацию факторов, число которых по мере развертывания конфликта возрастает. Здесь же необходимо уточнить образы и позиции конфликтующих сторон; постараться выяснить стратегический замысел и тактику контрагентов; определить рамки допустимого вмешательства; оценить возможности партнеров и противников конфликтующих субъектов. При этом важнейшей задачей остается сближение позиций сторон и поиск средств целенаправленного влияния на их отношение друг к другу.

На завершающем этапе характер контролирующих процедур зависит прежде всего от того, по какому из двух сценариев пошло развитие событий: движется ли конфликт в направлении примирения сторон, либо, несмотря на все усилия, складывается тупиковая ситуация. (В последнем случае целесообразно повторить все описанные выше действия еще раз.) Примирение конфликтующих сторон может иметь как принудительный, так и мирный характер и проявляться либо в разрешении спора, либо в полном или частичном его урегулировании. Говоря о мирном урегулировании конфликта, следует назвать следующие формы (соответственно и процедуры) примирения:

♦ достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

♦ взаимные уступки, обусловленные истощением ресурсов одной или нескольких сторон;

♦ сближение позиций благодаря взаимному уважению и пониманию субъектами позиций друг друга.

Очевидно, что применение той или иной стратегии конфликторазрешения зависит также от целей, которые участники конфликта ставят в отношении друг друга.

1- ликвидировать противника (в том числе и лишить его возможности действовать - например, изолировать его).

2- изменение условий, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Среди таких условий, определяющих «нежелательный курс» соперника, могут быть здоровье, свобода, активность и целеустремленность, физическое, материальное и душевное благополучие его близких.

3- сориентирована на трансформацию неблагоприятных обстоятельств, т. е. изменение их на более подходящие без какого-либо внешнего вмешательства (в том числе и со своей стороны). Если даже в новой ситуации противники сохранят желание противодействовать, то по крайней мере может уменьшиться сила сопротивления оппонента, что позволит субъекту достичь своей цели с меньшими потерями. Третья цель, таким образом, предполагает ожидание смены интересов других участников конфликтных взаимоотношений.

4- исходит из установки о возможности партнерства между всеми субъектами самых сложных конфликтных ситуаций. Для этого нужно, чтобы участники постарались найти такие варианты решения спорного вопроса, которые позволили бы в максимальном объеме удовлетворить интересы всех субъектов отношений.

Соединение указанных целей с соответствующими им акциями и представляют собой различные стратегии поведения в конфликтах. Выделяется четыре варианта таких стратегий.

1. Стратегия «силы» сориентирована на ликвидацию противника либо как биологического организма, либо как дееспособного и свободного в выборе своих действий субъекта.

2. Стратегия «уязвления» противника предполагает изменение обстоятельств, в которых оппонент выдвигал нежелательные требования. Поскольку «перемещение» в новые условия представляет собой акцию, ограничивающую свободу оппонента, то можно считать, что эта стратегия уязвляет противника, ставит его в невыгодное положение.

3. Стратегия «уклонения» заключается в ожидании благоприятного момента для выдвижения требований, она не предусматривает воздействия на другого участника или участников.

4. Стратегия «партнерства» направлена на поиск таких вариантов решения проблемы, которые позволили бы удовлетворить интересы всех сторон, причем в максимальном объеме.

Тактические методы и приемы воздействия на конфликтные ситуации делят обычно на две группы:

1) с применением насилия (войны, революции, перевороты, различного рода террористические акты, погромы и т. д.);

2) ненасильственные действия, т. е. традиционные инструменты мирного разрешения конфликтов, существующие на уровне центральной власти (суд, референдум, парламент и т. д.). Правда, споры решаются обычно в пользу какой-то одной стороны. Побеждает в этом случае либо простое большинство, либо «сложное большинство» доказательств, аргументов, юридических норм, защищающих позицию одной стороны и осуждающих позицию другой. Тем самым проблема выигрыша-проигрыша постоянно находится на первом плане.

Гораздо перспективнее с точки зрения достижения согласия выглядит переговорный процесс, позволяющий добиться компромисса и установить консенсус. В ходе этой процедуры участники могут применять различные приемы: давление (шантаж, угрозы, ультиматумы), выжидание (цель - вынудить партнеров давать первыми информацию), затягивание, «уход», постепенное повышение сложности и т. д. Нужно подчеркнуть, что перечисленные приемы и методы не заданы раз и навсегда, они изменяются, развиваются и усложняются. По мере развития переговорной практики появляются новые виды тактических приемов. Особенно интенсивно этот процесс стал развиваться в последнее время в связи с общей интенсификацией переговорных процессов в мире. Пример тому - путь так называемой «народной дипломатии», когда представители негосударственных организаций выступают как участники переговорного процесса.

Другой путь урегулирования конфликтов - посредничество - способствует изменению расстановки сил и создает стимулы для мирного урегулирования.

Механизм посредничества зависит от конкретных исходов вооруженного конфликта: в одном случае это может быть победа центральной власти над сепаратистскими силами в регионе (Чечня), в другом - победа де-юре и де-факто сепаратистких сил над центром (Эритрея или Восточный Тимор), в третьем - фактическая победа «мятежных» регионов над Центром (самопровозглашенные республики в Абхазии или Нагорном Карабахе), в четвертом - появление «зон ограниченного суверенитета», где фактически устанавливается международный протекторат (Косово).

Но независимо от исхода в зоне постконфликтного развития третья сторона (посредник) решает ряд важнейших практических задач.

1. Налаживает переговорный процесс «всех» со «всеми» на всех уровнях, а также под международным контролем создает условия для проведения референдума о статусе территории. Необходимые для этого условия - признание сторонами ответственности за произошедшее и признание нанесенного ущерба; готовность исправить ошибки (включая готовность провести судебные процессы над военными преступниками); восстановление отношений на межобщин-ном уровне, создание атмосферы доверия.

Таким образом, третья сторона использует технологии посредничества и фасилитации. При этом применяются различные приемы: «к доверию шаг за шагом», «втягивание в процедурные рамки», «формирование конечной картины» и др.

2. Реконструкция экономической сферы и систем жизнеобеспечения.

Основные их компоненты:

Политический (восстановление структур государственной власти и налаживание функций управления, помощь в разработке Конституции, подготовка и проведение выборов в органы местного самоуправления (МСУ), формирование органов правопорядка и судебных структур);

Экономический (возобновление работы предприятий и восстановление разрушенной инфраструктуры);

Социальный (решение проблем занятости, особенно молодежи; возобновление работы учебных заведений; создание сети социальных служб; обустройство беженцев и пр.);

Информационный (возобновление работы СМИ, учреждений культуры).

3. Реабилитационная работа с населением, пострадавшим в ходе вооруженного конфликта, вследствие чего развиваются массовая невротизация и коллективные фобии. В этом плане важны:

Социальная реабилитация людей (предоставление им рабочих мест, обучение в центрах занятости и переквалификация, предоставление пособий, обеспечение инвалидов и т. д.);

Психологическая реабилитация (психологическое консультирование, психотерапевтическая работа и пр.);

Медико-биологическая реабилитация (лечение больных, оказание помощи раненым, профилактика заболеваний, предотвращение эпидемий и пр.).

Таким образом, третья сторона предоставляет масштабную помощь населению или создает каналы для ее поступления.

При решении всех этих задач возникают порой серьезные проблемы. Первая проблема связана с соблазном великих держав стать главным «устроителем дел» в постконфликтном пространстве с тем, чтобы превратиться в заинтересованного геополитического игрока. Вторая проблема касается возможной «борьбы за лидерство», что неминуемо разрушает роль посредника в качестве единой силы, способной разрубить этот «узел».

Таким образом, демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает проведение ряда специальных процедур.

1. Взаимного и оперативного обмена достоверной информацией об интересах, намерениях и очередных шагах сторон, участвующих в конфликте.

2. Сознательного взаимного воздержания от применения силы или угрозы применения силы, способной сделать конфликтную ситуацию неуправляемой.

3. Объявления взаимного моратория на действия, обостряющие конфликт.

4. Подключения арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий.

5. Использования существующих или принятие новых правовых норм, административных и иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, которые втянуты в конфликт.

6. Создания и поддержания атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем.

2 ВАРИАНТ:

Политический конфликт – столкновение, противоборство различных социально-политических сил, субъектов политики в их стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с борьбой за обретение власти, ее перераспределение, изменение своего политического статуса, с политическими перспективами развития общества.

Урегулирование политического конфликта - деятельность субъектов политических отношений, направленная на нейтрализацию возникшего и осознанного противоречия, ведущего к конфликтным действиям, либо недопущение разрушительного воздействия уже текущего конфликта на ту или иную сторону общественной системы.

Основными путями урегулирования политических конфликтов являются:

Отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов (замалчивание расстрела митингующих рабочих г. Новочеркасска в 1962 году);

Применение насильственных репрессивных мер к одному или всем конфликтующим субъектам;

Урегулирование с помощью правовых и моральных норм, если противоборствующие стороны выражают согласие;

Перевод конфликта в «мирное» русло и устранение его непосредственных причин;

Осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать политический конфликт, его упредить;

Объявление взаимного моратория на действия, обостряющие конф-т;

Достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок: если соглашение навязывается сложившимися обстоятельствами, то их относят к вынужденным; если соглашение соответствует какой-либо части политических интересов всех взаимодействующих сил, то их можно относить к добровольным. На основе таких компромиссов создаются многообразные партийные блоки и политические коалиции.

Уклонение от конфликта, избегание конфликтных ситуаций: т.е. ожидание благоприятного момента для выдвижения требований.

Откладывание конфликта, т.е. уход со сцены открытой политической борьбы, оставление победителю в его полное владение своей территории, сдача своих позиций;

Компромисс между конфликтующими сторонами: может быть эффективным в том случае, когда отношения между участниками конфликта носят неантагонистический характер, когда стороны имеют какой-то общий интерес. Взаимозависимость сторон в конфликте «вынуждает» их искать общие интересы. Такую стратегию в конфликте Т. Шеллинг называет теорией взаимозависимых решений. Примером подобных конфликтов являются «газовые» и «нефтяные» конфликты между Россией и Украиной (конец 2005 г.) и между Россией и Белоруссией (конец 2006 - начало 2007 г.).

Пример урегулирования горизонтального конф-та м/у исполнительной и законодательной ветвями власти: если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не удается найти компромисс и конф-т заходит в тупик, то используются следующие варианты урегулирования такого конф-та:

 обращение в конституционный суд;

 отставка правительства;

 роспуск парламента и назначение досрочных парламентских выборов;

 организация и проведение референдума по спорным вопросам и др.

Возможны и другие способы урегулирования конфликта, например силовые. Так, военный конфликт между боснийскими сербами, мусульманами и хорватами был прекращен методом принуждения. Миротворческие силы (НАТО, ООН) буквально принудили конфликтующие стороны сесть за стол переговоров.

В современных условиях наиболее распространенным средством достижения примирения сторон политического конфликта являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что неизбежно снижает остроту политического конфликта, помогает понять аргументы оппонента и

ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ.

В процессе работы над темой «Политические конфликты и пути их разрешения» представляется целесообразным иметь в виду следующее: конфликт является объектом комплексного научного исследования. Философия, социология, политология, общая и прикладная психология, право и другие науки в соответствии со своим предметом, своими познавательными средствами и приемами изучают различные аспекты конфликта как феномена общественной жизни.

Конфликт – объективно-субъективное явление, состояние, реальность, присущие общественным отношениям. Тезис о всеобщей гармонии интересов – один из многочисленных мифов.

Глубинная причина конфликтов в обществе – противостояние различных потребностей, интересов, ценностей конкретных субъектов политики, составляющих социальную структуру. В основе противоборства конфликтующих сторон – объективные противоречия (экономические, социальные, политические, этно-конфессиональные, идеологические, культурные и др.).

Наиболее острые конфликты происходят между индивидами и социальными группами в сфере политики. Политика, с одной стороны, деятельность по предупреждению и разрешению конфликтов: «Искусство жить вместе». С другой стороны, политика – средство провоцирования конфликтов, поскольку она связана с борьбой за обладание властью. Технология и практика управления конфликтами определяются не только общими правилами, но и социально-экономическим, политическим состоянием общества, историческими, национальными, религиозными и культурными особенностями.

Современные представления о политическом конфликте – результат длительной эволюции идей о конфликтах в сферах общественной жизнедеятельности. Теории конфликтов в основном сложились в XIX-XX веках, их авторы выражали три основных подхода к пониманию и роли конфликтов в обществе:
первый – признание принципиальной неизбежности и неустранимости из жизни, ведущей роли конфликтов в общественном развитии; это направление представляют Г.Спенсер, Л.Гумплович, К.Маркс, Г.Моска, Л.Козер, Р.Дарендорф, К.Боулдинг, М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, В.И.Ленин и др.;
второй – неприятие конфликтов, проявляющих себя как войны, революции, классовая борьба, социальные эксперименты, признание их аномалиями общественного развития, вызывающими нестабильность, нарушение равновесия в социально-экономической и политической системах; сторонниками данного направления являются Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, В.С.Соловьев, М.М.Ковалевский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, И.А.Ильин;
третий – рассмотрение конфликта в качестве одного из многих видов социального взаимодействия и социальных контактов наряду с конкуренцией, солидарностью, кооперацией, партнерством; выразители этого направления Г.Зиммель, М.Вебер, Р.Парк, Ч.Миллс, Б.Н.Чичерин и др.

Реальная жизнь намного сложнее любых схем и предполагает такое взаимодействие индивидов, групп, организаций, институтов, в процессе которого имеют место сотрудничество, соперничество, несовпадение интересов, ценностей, ненависть, борьба, конфликт. Роль конфликтов в том, что они наиболее остро сигнализируют власти и обществу о возникающих разногласиях, противоречиях и стимулируют практические действия по своевременному преодолению имеющихся проблем.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе.

Наиболее общей причиной возникновения конфликтов является неравное положение, занимаемое людьми в обществе, разлад между ожиданиями, практическими намерениями и поступками людей, несовместимость претензий сторон при ограниченности возможностей их удовлетворения. По мнению Р.Дарендорфа, автора конфликтной модели общества, главный вопрос в конфликтах – это кто и каким образом распоряжается ресурсами, в чьих руках власть, позволяющая одной группе людей распоряжаться деятельностью других.

Субъектами политического конфликта могут быть государство, классы, социальные группы, политические партии, личности.

Значение и места конфликта в политической жизни может быть уточнено на основе его функций. Под функцией, конфликта понимаются определенные в тех или иных временных рамках последствия или направленность его воздействия на общество в целом или на отдельные сферы жизнедеятельности. О позитивном или негативном значении конфликтов можно говорить лишь в конкретных случаях и в достаточно условном смысле. Конфликты полифункциональны :

  • выполняют стабилизирующую роль и могут привести к дезинтеграции и дестабилизации общества;
  • способствуют разрешению противоречий и обновлению общества, а могут повлечь гибель людей и материальные потери;
  • стимулируют переоценку ценностей, идеалов, ускоряют или замедляют процесс становления новых структур;
  • обеспечивают лучшее познание участников конфликта и могут привести к кризису или потере легитимности власти.

Несмотря на то, что каждый взятый в отдельности конфликт уникален, он все равно несет в себе некоторые общие черты, позволяющие отнести его к тому или иному типу (классу, виду). В основе типологии конфликтов может быть:

  • сходство причин , вызвавших конфликт: социальная несправедливость, неравное участие в принятии политических решений, отчуждение от власти и политических институтов;
  • сфера проявления : экономическая, социальная, межнациональная, культурная, военная и т.п.;
  • уровень формирования и проявления : на межличностном, групповом, региональном и глобальном уровнях; на организационном уровне – межпартийные, межинституциональные, между существующей властью и общественными силами, интересы которых не представлены во властных структурах или представлены в виде отрицания и подавления этих интересов, внутри самой власти;
  • время действия : затяжные, скоротечные.

Современные исследователи выделяют конфликты, связанные с процессами модернизации политических систем : конфликты цивилизационного характера, а также конфликты потребностей, интересов, ценностей и идентификации.

Перейдем ко второму вопросу «Пути и методы разрешения конфликтов». Политическая наука значительное внимание уделяет поиску форм, методов, средств контроля за протеканием конфликта, выработке эффективных технологий управления им. При многообразии субъектов конфликта, их целей и позиций управление конфликтом предполагает решение ряда общих задач:
a) предупредить возникновение конфликта, либо воспрепятствовать его разрастанию и распространению;
б) вывести скрытые, неявные, латентные конфликты в открытую форму с целью уменьшения опасности внезапного развития неконтролируемых процессов;
в) локализовать социально-психологическое возбуждение, вызываемое политическим конфликтом, не допустить его распространения на другие сферы общества;
г) учесть многочисленные внутренние и внешние факторы: степень открытости политической системы, уровень сплоченности конфликтующих групп, их силу, характер вовлеченности населения в конфликт, эмоциональные аспекты поведения лидеров и их сторонников, а также культурно-исторические, социально-экономические, этно-национальные и другие особенности общества.

Решение указанных задач конкретизируется в соответствии с основной установкой – либо на урегулирование, либо на разрешение конфликта. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежания негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений. Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

В процессе управления конфликтом важно учитывать этап его формирования и развития. Конфликт не возникает сразу. Причины его накапливаются, зреют очень длительное время. Объективно существующие противоречия могут привести к конфликту лишь в случае их осознания субъектами (лидерами, партиями, группами и т.п.). Будущий конфликт зарождается в атмосфере напряженности в отношениях между оппозиционными сторонами, что свидетельствует о наличии предмета спора и конкуренции, несовпадении позиций. Это этап возникновения конфликта. На данном этапе важно выявить подлинные причины конфликта, тем самым вскрыть противоречие, лежащее в его основе, установить определенные нормы и правила взаимодействия сторон. Такой анализ может способствовать введению конфликта в рамки, позволяющие контролировать его ход и развитие.

Этап развития конфликта характеризуется проявлением сил, поддерживающих конфликтующие стороны или противостоящие им. Становятся очевидными границы конфликта, его интенсивность и напряжение. Особенно велико напряжение конфликтов по поводу ценностей, связанных с нравственностью, представлениями о чести и достоинстве. Эффективность действий властей на этапе развития конфликта определяется их способностью законными методами обеспечить снижение напряженности в отношениях сторон и поворот их к примирению позиций.

Этап окончания конфликта – наиболее сложная фаза, так как от результата окончания противоборства зависит новая расстановка сил в обществе. Возможны два варианта окончания конфликта: достижение примирения сторон либо их непримиримость, то есть неразрешимость конфликта. Примирение, в свою очередь, может носить характер полного или частичного урегулирования конфликта. Конфликт может разрешиться сам собой, например, из-за утраты актуальности предмета спора, усталости участников, истощения ресурсов и т.п. Выделим два наиболее общих пути примирения сторон:

  1. Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:
    • достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;
    • соглашение, основанное на взаимных уступках;
    • истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;
    • обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.
  2. Примирение на основе принуждения, в основе которого:
    • явное превосходство сил и ресурсов с одной стороны и их дефицит с другой;
    • изоляция одной из сторон, понижение ее статуса, а также другие состояния, свидетельствующие об ослаблении ее позиций, о поражении;
    • уничтожении противника, в результате чего мир устанавливается в отсутствие врага.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, более точно оценить соотношение сил, условия примирения, выявить суть взаимных претензий, альтернативные ситуации, ослабить «нечестные трюки» соперника. Таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Переговоры – ритуал, отражающий соотношение сил. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса. Это особо актуально в тех случаях, когда срыв переговоров будет иметь для конфликтующих сторон неблагоприятные последствия.

Рассмотрим третий вопрос «Политические конфликты в современном российском обществе: истоки, динамика развития, особенности регулирования».

Многочисленные конфликты и конфликтные ситуации – реальность современного российского общества. Их истоки обусловлены не только становлением и развитием новых социально-зкономических и политических структур, но и недавним прошлым, когда в течение продолжительного времени господствующей в нашем обществе была идеологическая установка на «бесконфликтность», гармоническое единство составляющих его индивидов и социальных групп. Это, естественно, способствовало формированию отношения к конфликту как явлению, не присущему советскому обществу.

Главная причина политических конфликтов в современной России связана со стратегией и тактикой перераспределения государственной собственности и власти, что определяет их остроту и ведет к социально-экономической и политической нестабильности и напряженности во всех сферах общества. Социально-психологический фон, на котором возникают и протекают конфликты, характеризуют следующие факторы:
а) радикальные изменения в социальной структуре общества, проявляющиеся в стремительной дифференциации населения по уровню доходов и идеологической ориентации;
б) деформация–смена системы ценностей, распространение образцов западной культуры, индивидуализма, культа силы и т.п.;
в) расширение поля социально-этнической напряженности на базе конституционных, территориальных и межнациональных противоречий;
г) отсутствие опыта пребывания в конфликте, нетерпимость к инакомыслящим и инакодействующим, радикализм сознания;
д) массовые нарушения заложенных в Конституции прав и свобод, прежде всего социально-экономических и на получение правдивой информации о деятельности власти;
е) политизация армии, возможность превращения ее в самостоятельную политическую силу с целью наведения порядка или изменения политического режима.

Политические конфликты в сегодняшней России имеют такие особенности: во-первых, это конфликты в сфере самой власти за обладание реальными рычагами власти; во-вторых, исключительно велика роль власти в конфликтах, возникающих в неполитических сферах, но которые так или иначе, прямо или косвенно затрагивают основы существования данной власти; в-третьих, государство практически всегда выступает в качестве посредника, арбитра.

Определим основные виды политических конфликтов в России:
- между законодательной и исполнительной ветвями власти в процессе становления института президентства;
- между элитами финансово-промышленных групп;
- внутрипарламентский;
- между партиями;
- внутри государственно-административного аппарата.
В современных условиях конфликты в России – единственный реальный способ выявления объективных противоречий, возникающих в процессе реформирования. Сложная политическая и социально-психологическая ситуация в России не только определяет в значительной степени содержание конфликтов и формы их проявления, но и влияет на их восприятие населением, элитами, действенность применяемых средств регулирования. Не разработаны конституционные основы и правовые нормы разрешения конфликтов. По этой причине и из-за отсутствия опыта цивилизованного и легитимного управления конфликтами чаще всего используются силовые методы: не переговоры и компромисс, а подавление противника. Конфликтные по сути методы реформирования российского общества продолжают создавать условия для сохранения конфронтации. Отчуждение населения от власти и политики не только ведет к снижению легитимности господствующих политических сил, но обусловливает нестабильность функционирования политической системы в целом.

Конфликт, политический конфликт, противоречие, субъекты конфликта, конфликтная ситуация, функции, типология конфликтов, стадии (этапы, фазы) возникновения и развития конфликта, управление, регулирование, разрешение конфликта, переговоры, посредники, консенсус, согласие, компромисс, арбитраж.

Борис КАБЫЛИНСКИЙ

МОДЕЛЬ И ТЕХНОЛОГИИ РАЗРЕШЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Статья посвящена специфике разрешения политических конфликтов в современной России. Рассматриваются основные тенденции и закономерности эволюции его технологий, приводится характеристика национальной модели разрешения политических конфликтов и перспективы ее развития.

The article is devoted to the specificity of political conflicts solving in the modern Russia. Main tendencies and regularities of evolution in its technologies are considered; characteristic of national model of political conflicts solving and prospects of its development are given.

Ключевые слова:

политический конфликт, модель разрешения политических конфликтов в современной России, технологии разрешения политических конфликтов; political conflict, model of political conflicts solving in modern Russia, technologies of political conflicts solving.

Разрешение политических конфликтов в современной России можно разделить на 2 основных этапа. 1- й этап - разреше -ние конфликтов в кризисно -реформируемом социуме. 2 - й этап - регулирующее воздействие на политические конфликты в относительно стабильной современной российской политической системе. Политические конфликты и их разрешение на каждом из этих этапов имеют свою характерную специфику.

Политические конфликты на 1 - м этапе развития современной российской государственности нередко принимали форму полити ческого кризиса, что проявлялось в борьбе исполнительной и за -конодательной властей, особенно в 1992-1993 гг., отставках главы кабинета министров или самого кабинета, угрозах президента рас пустить Государственную думу и встречных мерах по инициации процедуры импичмента и т.д. Особо следует отметить открытое вооруженное противодействие федерального центра сепаратист ской и экстремистской активности на Северном Кавказе, массо -вые протесты российского населения ввиду неудовлетворительных социально экономических условий жизни и конфликт ценностей, в ходе которого во время выборов президента РФ в 1996 г. фактиче -ски решался вопрос о том, будет ли в России развиваться демокра -тия или произойдет разворот в обратном направлении, к советской политической системе.

Политические конфликты на современном этапе разви -тия российской государственности частично воспроизводятся теми же факторами, что и в кризисно реформируемом социуме. Серьезные проблемы сохраняются в социальной сфере. Так, рос -сияне склонны винить власть в некачественных условиях жизни, в частности в наличии проблем в сфере здравоохранения (67 % россиян считают, что ответственность за некачественное меди цинское обслуживание лежит на федеральной власти)1. Прецедент в городе Пикалево наглядно продемонстрировал конфликтный

1 Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Мареева С.В. Роль социальной политики в повышении конкурентоспособности России на международной арене // Россия в глобальных процессах: поиски перспективы / отв. ред. М.К. Горшков. - М. : ИС РАН, 2008, с. 20-21.

КАБЫЛИНСКИЙ

Васильевич -

аспирант

философского

факультета Санкт-

Петербургского

государственного

университета

boris_kаbytinskiy@

потенциал социальной напряженности в современной России: недовольство рабочих условиями жизни и оплатой труда проявилось в виде недоверия политиче скому руководству регионального уровня и предъявления требований к высшему руководству страны принять меры для урегулирования ситуации1. Конфликты между субъектами и центром федерации в современной России частично утратили актуальность во многом благодаря кон струированию в стране вертикали власти. Отметим, что во взаимоотношениях субъ -ектов РФ периодически возникают очаги конфликтного напряжения, например, политические элиты Санкт - Петербурга и Ленинградской области вели длительную напряженную борьбу за объединение в один субъект2. Напротив, логика разви -тия межпартийной борьбы в современной России вполне предсказуема3, в значи -тельной степени контролируется правя щей властью и редко принимает форму острого конфликта в Государственной думе, во многом благодаря успешной практике применения лоббистских тех нологий4. Отдельно следует отметить принципиально новые виды полити ческих конфликтов, не актуальные для кризисно реформируемого социума, но угрожающие стабильности современной России: это конфликты, возникаю

щие вследствие «цветных революций»5. В результате применения технологий информационно- психологической войны в некогда братских отношениях России и Украины, России и Грузии воз -никла конфликтность, а на территории российского государства периодически актуализируется конфликт политических культур, наиболее ярким проявлением

2 Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 270.

3 Добрынина Е.П. Российское общество и власть накануне выборов // Политические иссле дования, 2012, № 1, с. 162.

4 Павроз А.В. Группы интересов и лоббизм в по -литике. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2006, с. 102-103.

5 Манойло А.В. «Зеленая революция» в Иране: практика применения западных технологий цветных революций в исламском мире // Национальная

безопасность, 2009, № 5.

которого является так называемая «рево -люция белых ленточек».

Разрешение политических конфликтов в кризисно реформируемом социуме и в современной России отличается, по нашему мнению, несистемным, спон танным характером реагирования на возникающие угрозы на 1- м этапе и применением специальных технологий в рамках формирующейся националь ной модели разрешения политических конфликтов - на современном. В ходе разрешения политического кризиса в 1992-1993 гг. применялся совокупный инструментарий, в частности проведе ние всенародного референдума 25 апреля 1993 г.; попытки обоюдной дискредитации противника и завоевания поддержки населения; использование юридического инструментария, в т.ч. законодательный запрет КПСС и подготовка проекта новой Конституции, а также силовые меры - разгон Верховного совета и т.д. Но принятые меры по разрешению дан ного политического конфликта нельзя оценить как технологию, применяемую в рамках определенной модели, ввиду не последовательности, противоречивости и недостаточной взаимосвязи между эле ментами принятого комплекса мер регу лирующего воздействия.

Появление универсальных закономер ностей в практике разрешения политиче ских конфликтов в современной России позволяет выдвинуть гипотезу о формиро вании национальной модели разрешения конфликтов.

Модель разрешения политических кон -фликтов в современной России имеет следующую специфику. Во первых, дан ная модель претендует на повсеместное аксиологическое признание на россий ском политическом пространстве консер вативных ценностей6, в первую очередь стабильности. Во вторых, приоритетным требованием к модели конфликторазре шения в современной России является успешное применение превентивных технологий разрешения политических

6 Черняк Т.В. Социальное партнерство как механизм государственного регулирования социально-трудовых конфликтов. Тезисы докладов и выступлений на II Международном конгрессе конфликтологов «Современная конфликтология: пути и средства содействия развитию демократии, культуры мира и согласия». Санкт-Петербург, 30 сентября - 2 ноября 2004 г. - СПб., 2004, с. 199-200.

конфликтов. В -третьих, существует тяго -тение к силовым методам, причем высо -кие технологии освоены в недостаточной степени, особенно в сфере управления конструктивным потенциалом кон -

фликта. В четвертых, предел применения технологий, качественно новых по отно шению к силовым методам, определяется особенностями национального ментали тета, политической традицией, опытом конфликторазрешения в транзитивном обществе. В пятых, существующей модели свойственна недостаточная цельность и продуманность применяемых технологий, некоторая противоречивость, наличие в ней зачастую взаимоисключающих тен денций.

Практика применения технологий раз -решения политических конфликтов в современной России ориентирована на претворение в жизнь основных прин -ципов модели конфликторазрешения. Фактически партийная борьба в совре-менной России часто является закамуфли рованной борьбой лоббистов1. В большей степени развиты технологии предупре ждения эволюционистских политических конфликтов, т.е. технологии воздействия на условия жизни населения с целью предотвращения проявлений протест ных настроений в политической сфере. В основном данные технологии сводятся к реализации социальной политики - сово -купности идеологических представлений гражданского общества и государства о целях социального развития и мер, на правленных на достижение этих целей2. Основные принципы социальной поли -тики реализуются такими институтами, как социальное партнерство и социальная работа.

Инновационные технологии разреше -ния политических конфликтов развива ются в России достаточно медленно, хотя следует отметить попытки преодоления отчуждения институтов гражданского общества от процесса принятия полити ческих решений за счет активного диалога власти с лидерами мнений и управления

1 Современный федерализм: российские про блемы в сравнительной перспективе. Труды Всероссийской научно практической конферен ции с международным участием. Санкт- Петербург, 21-22 ноября 2008 г. / под ред. Ю.Н. Солонина, Л.В. Сморгунова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2008, с. 64.

2 Холостова Е.И. Социальная политика. - М., 2001, с. 20-21.

информационным фоном при использо вании новейших технологий. В первую очередь, это интернет-технологии, т.е. создание и тиражирование информации в рамках персонального контента (блоги, микроблоги, чаты, форумы, сайты) и рассылка ее сторонникам или в адрес политико административных структур; участие в блогах, чатах, форумах и теле конференциях некоммерческих организа ций, органов и представителей публичной власти и т.д.3

Перспективный облик модели и со -ответствующих технологий разрешения политических конфликтов в совре менной России представляется возмож ным спрогнозировать следующим образом. Во первых, эволюция интернет технологий будет способствовать раз решению политических конфликтов в современной России. При этом повы шение степени участия граждан в разре шении политических конфликтов за счет активности в виртуальном политическом пространстве маловероятно. Наивысшие показатели идентификационных пред почтений россиян относятся к сфере частных, а не публичных отношений: близость с семьей (89,2%), с друзьями (83,9%). Готовность участвовать в реше нии публичных дел выражает лишь 6,2% опрошенных, нести ответственность за происходящее в стране и обществе -9,7%4. Во - вторых, модель разрешения внутриполитических конфликтов в со временной России может развиваться, не повторяя опыт других цивилизаций и культур, но двигаясь в собственном на правлении, как это происходит в сфере разрешения международных конфлик тов5. В третьих, темпы внедрения инно вационных технологий конфликторазре шения в современной России не могут быть высокими. В четвертых, неизбежно освоение качественно новых технологий с целью обеспечения национальной бе зопасности России. В 2004, 2006, 2007 гг. 34% респондентов неизменно подтверж-

3 Войнов Д.А. Становление интернет-диалога как формы участия граждан в политической жизни России: автореф. дис. ... к.полит.н. - М. : РАГС, 2007, с. 16.

4 Вершинин М.С. Электронная демократия: российские перспективы // Информационное общество, 2002, вып. 1, с. 17-18.

5 Манойло А.В. Ценностные основы управления конфликтами: российская модель // Мир и политика, 01.05.2012, с. 4-5.

дали свое желание видеть страну в каче стве мировой сверхдержавы1. В феврале 2008 г. уже более половины (51%) россиян заявили, что сегодня от Д.А. Медведева ожидают, в первую очередь, усилий по закреплению за Россией статуса великой державы2. Оправдать надежды населения для правительства современной России фактически означает необходимость освоить и применять информационно политические технологии, особенно для укрепления международного политиче ского имиджа российского государства и противодействия попыткам разжечь на территории России конфликт политиче ских культур. В -пятых, намечается актуализация в российском политическом процессе конструктивных конфликтов и становление практики управления ими. Как отметил В.В. Путин, реактивные формы вступления в конфликт и участия в нем должны уступать место активным формам конфликтного взаимодействия, инициируемым самим населением, в т.ч. «между разными интересами уровней власти - порою остроконфликтными. Это касается как споров федеральных и

2 Хамраев В. Россияне готовы к двоевластию //

региональных органов власти между со -бой, так и споров о различных способах устройства местного самоуправления»3. Можно спрогнозировать перспективу развития в современной России органи заций, специализирующихся на разреше -нии политических конфликтов, и внедре -ния в политический процесс практики арбитража и иных форм посредничества.

Модернизация технологий разрешения политических конфликтов может быть эф -фективной только в случае соответствия принимаемых мер национальной специ фике модели разрешения конфликтов. Не менее важное условие эффективной модернизации технологий разрешения политических конфликтов - применение комплексного подхода, подразумевающее изменение системного, функционального и адаптационного характера в существую щей практике конфликторазрешения. Совершенствование технологий разреше ния политических конфликтов - важное условие стабильного экономического и социально -политического развития со -временной России.

3 Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию РФ // Российская газета, 2007, № 90, 27 апр.

Политический конфликт – острое столкновение противоположных сторон, обусловленное взаимопроявлением различных интересов, взглядов, целей в процессе приобретения, перераспределения и использования политической власти, овладения ведущими (ключевыми) позициями во властных структурах и институтах, завоевания права на влияние или доступ к принятию решений о распределении власти и собственности в обществе. Урегулирование предполагает снятие остроты противоборства сторон с целью избежание негативных последствий конфликта. Однако, причина конфликта не устраняется, тем самым сохраняется вероятность нового обострения уже урегулированных отношений.

Разрешение конфликта предусматривает исчерпание предмета спора, изменение ситуации и обстоятельств, которое бы приводило к отношениям партнерства и исключало бы опасность рецидива противостояния.

Пути урегулирования конфликтов:

Отрицание или замалчивание имеющихся конфликтов

Применение насильственных, репрессивных мер к 1 или всем конфликтующим сторонам.

Урегулирование с помощью правовых и моральных норм (обязательное условие: согласие сторон на рассмотрение конфликта с этой точки зрения)

Дискредитация руководителей конфликтующих сторон или руководителей одной из сторон.

Перевод конфликта в мирное русло, устранение его непосредственных причин.

Осуществление реформ, призванных частично или полностью урегулировать конфликт (относится к конфликтам, которые можно спрогнозировать благодаря ФОМ, ЛЕВАДА – авторитетные общественные опросы). Например, как спрогнозировали переход спортивного конфликта на фоне убийства болельщика спартака в политический конфликт.

Достижение компромисса между конфликтующими сторонами на основе взаимных уступок. (Например, Ю.Корея могли бы пойти на уступки – западная модель. С.Корея – полит модель советского союза. Не идут на уступки, т.к. разные политические модели)

Уклонение от конфликта.

Цель разрешения политических конфликтов – согласование интересов, урегулирование соц-политических противоречий. Конфликт – существование противоречий.

Стадии политического конфликта:

С точки зрения динамики конфликта он обычно описывается по следующей схеме:

1.накопление противоречий и формирование отношений сторон;

2. нарастание и эскалация подготовки;

3.собственно конфликт;

4.разрешение конфликта.

Вопрос 20. Специфика связей с общественностью в социальной сфере.

Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных) отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у людей позитивных моделей поведения. PR-проект в социальной сфере направлен, в первую очередь, на позитивные изменения существующей ситуации. Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - самая древняя отрасль и сфера PR. Первые масштабные социальные PR-кампании - это, например, распространениехристианства .

К области социального PR традиционно относят социальные, спонсорские и благотворительные проекты коммерческих структур и деятельность некоммерческих организаций и общественных объединений. Принадлежность к социальному PR определяется чаще всего содержательным контентом - то есть это PR-активности в традиционно «социальных сферах» - спорт, культура, помощь социально-уязвимым гражданам, благотворительность ,донорство ,волонтерство и т. д.

    Связи с общественностью (PR) в социальной сфере - самая древняя отрасль и сфера PR. Первые масштабные социальные PR-кампании - это, например, распространение христианства.

Задачи:

    Способствовать позитивному освещению деятельности компании в масс медиа

    Содействовать формированию положительного имиджа некоммерческой организации

    Оказывать влияние на политиков и должностных лиц

    Консультировать руководство по основным общественно-значимым вопросам

Функции:

    Создание атмосферы доверия со стороны общественности к деят-ти соц. служб и организаций.

    Сохранение или изменение имиджа (репутации) организации и ее руководства

    Приобщение организации к ценностям других, чтобы действовать в интересах общественности

    Обеспечение информации об общественном мнении для руководства социальных служб

    Оказание субъектам помощи в выработке адекватных ответных мер;

    Поддерживание руководства в состоянии готовности к различным переменам, путем заблаговременного предвидения тенденции.

    планирование социальной активности компании, формирование и реализация программ соц ответ-ти

Группы общественности: государство, сотрудники НКО, международные организации, СМИ, граждане, инвесторы, местное сообщество, партнеры, доноры, благотворительные фонды…

По мнению французского политолога Филиппа Бро, фатальность конфликтов и идея консенсуса или, по крайней мере, сплоченности, кажутся неразрывно связанными в политической практике как на международной арене, так и внутри страны. Власть, не справившаяся с конфликтами, неизбежно терпит поражение.

Сдерживающими факторами конфликтов в политической области является высокий уровень социально-экономического развития и политической культуры общества, а также доверие к власти и закону. Важно отметить и искусство политического маневрирования как средство предупреждения конфликта. Разрешение конфликта может идти различными путями. При определенных условиях это может произойти как бы самопроизвольно, когда предмет конфликта исчезает.

Каковы же конкретные методы разрешения конфликтов?

1. Метод избегания конфликта . Но избегание конфликта не означает его фактического разрешения, т.к. само противоречие, лежащее в основе конфликта противоборствующих сторон, остается.

2. Отрицание или подмена конфликта , способ отношения к конфликту, когда ему дают возможность тлеть и перемещают в другую плоскость. Например, политический деятель, ведущий избирательную кампанию, чтобы набрать максимум голосов должен избегать четкой позиции по реальным противоречиям и руководствоваться такими сценариями, которые способствуют более широкому объединению и ведут к согласию между политическими субъектами.

3. Метод конфронтации . Обязательно выдвигает на авансцену политики явно неразрешимый антагонизм во всей его грубой неприкрытости. Но конфронтация же может вести к кризису и крушению политического режима.

4. Метод откладывания конфликта. Сдача "на милость победителя" - действие довольно распространенное в практике политической борьбы. Следует отметить тот факт, что сторона, сдавшая свои позиции, по мере накопления сил и изменения ситуации в ее пользу, как правило, делает попытку вернуть утраченное в прошлом.

5. Примирение сторон на основе сближения их позиций и интересов через посредника. В роли посредника могут выступать согласительные комиссии, менеджеры по конфликтам, отдельные политические деятели или страны (в межгосударственных конфликтах). Этот метод разрешения конфликтов зафиксирован в Гаагской конвенции 1907 года. На американском континенте действует несколько договоров о мирном разрешении споров. На африканском континенте действует Протокол Комиссии по посредничеству, примирению и арбитражу Организации Африканского Единства.

6. Третейское разбирательство или арбитраж . Считается, что этот метод имеет существенные недостатки, т.к. его применение может привести лишь к затягиванию конфликта на долгие годы.

7. Переговоры , которые необходимы для того, чтобы избежать применения насилия. Они возможны, когда между сторонами имеется хотя бы минимальная сфера совпадающих интересов.

Очевидно, что одним из главных условий согласия (консенсуса) является терпимость соперников друг к другу, инакомыслию.

Заключение

Подводя итог краткого анализа концепций конфликта, можно сделать вывод, что общество сохраняется как единое целое, благодаря присущим ему внутренним конфликтам. Именно наличие конфликтов, их сложное множественное переплетение препятствует расколу общества на два враждебных лагеря, что может привести к гражданской войне.

Политические кризисы и конфликты дезорганизуют, дестабилизируют обстановку, но одновременно и служат началом нового этана развития в случае их позитивного разрешения.

Каждый из типов и видов конфликта, обладая определенными особенностями, способен сыграть определенную, конструктивную или деструктивную, разрушительную роль в развертывании политических процессов. Поэтому важно знать эти особенности, чтобы правильно ориентироваться в политической ситуации, как правило, весьма изменчивой, динамичной, и занимать продуманную политическую позицию.

Похожие публикации