Атлас граница между европой и азией. Современные представления о евро-азиатской границе

Огромный континент Евразия состоит из двух частей света: Европы и Азии. Основная граница между ними проходит через Уральские горы, но вот как она проходит южнее? Кавказские горы также являются условной границей, но часто возникает вопрос о том, к какой части света относится сам Кавказский регион? Конечно, граница между Европой и Азией - это во многом условность, но ее необходимо придерживаться. Поэтому давайте разберемся, где она проходит и жители каких регионов могут называть себя европейцами.

Понятие Европа возникло еще во времена Античности, а ее границы со временем претерпели существенные изменения. Так, например, в древности ученые проводили восточную границу между двумя частями света по реке Дон, а сегодня она уже сместилась до Уральских гор.


Граница между Европой и Азией - это весьма дискуссионный вопрос. До сих пор ученые не могут прийти к единому мнению и договориться о том, где же проходит та самая грань между двумя частями света, а в разных изданиях можно увидеть картографическое воплощение различных подходов к этой проблеме. Подобная путаница создает немало сложностей: начиная от формирования статистических данных по регионам до чисто географических вопросов, связанных с тем, какую часть Кавказа можно отнести к Европе, а какую к Азии. В период существования СССР граница между Европой и Азией обозначалась на картах по линии государственной границы СССР, и Кавказ располагался на территории Европы. Но впоследствии подобное расположение границы было подвергнуто критике, ведь Кавказские горы в географическом аспекте были более близки именно к азиатскому региону.


Итак, согласно принятым на сегодняшний день договоренностям, граница между Европой и Азией проходит по восточной окраине Уральских гор и Мугоджар, далее идет по реке Эмба, протекающей по территории Казахстана. Затем граница проходит по северному побережью Каспийского моря и далее по Кума-Манычской впадине идет к Азовскому морю. Таким образом, получается, что Кавказ является частью Азии и полностью расположен в этой части света, а Уральские горы в территориальном отношении принадлежат Европе.

«Что за странный вопрос?» — спросите вы. В школьном учебнике географии об этом написано ясно и понятно. Да и не только в учебниках. На главнейших железнодорожных магистралях, пересекающих Уральский хребет, стоят обелиски, на одной стороне которых написано «Европа», на друга — «Азия». Здесь и проходит граница между двумя частями света.

Но оказывается, что вопрос этот вовсе не такой уж простой, как кажется вначале, и пограничные европейско-азиатские столбы поставлены не совсем удачно. Если вы сравните целый ряд различных географических изданий, то увидите, что на этот счет имеются самые разноречивые указания. Больше всего расходятся ученые в точках зрения на проверив европейско-азиатской границы в районе Кавказа. Чаще всего ее проводят по главным водоразделам Кавказского хребта, реже — по его северному склону, а в Большом Советском атласе мира эта граница совпадает с государственной границей СССР. Отсюда, естественно, возникает немало спорных опросов. Какова точная площадь Европы и Азии? Что считать высочайшей европейской вершиной — Монблан или Эльбрус? Особенно много затруднений создается при различных статистических подсчетах.

В прошлом году вопрос о проведении границы между Европой и Азией был вынесен на обсуждение Московского отделения Всесоюзного географического общества.

В ходе этого обсуждения выяснилось, что, оказывается, вообще европейско-азиатскую границу нельзя провести с точностью до одного метра или даже километра. Почему? Потому, что в природе между Европой и Азией нет резкого перехода. Климат в Европе у границы с Азией такой же, как и в Азии у границы с Европой, почвы такие же, в растительности также нет большой разницы. Единственным естественным рубежом может служить строение земной поверхности, отражающее геологическую историю местности. Это обычно и использовали географы, проводя границу между Европой и Азией по Уралу и Кавказу. Но где же точно провести границу? Ведь ширина Урала доходит до 150 километров, а Кавказа — и того больше. Выход из этого положения находили в том, что границу проводили по главным водоразделам Урала и Кавказа (поэтому-то и были на Урале расставлены пограничные обелиски). В таком случае западная часть Урала относилась к Европе, а восточная — к Азии, жители северного склона Главного Кавказского хребта могли считать себя европейцами, а южного склона и всего Закавказья — азиатами. Но беда не в этом.

Самые большие неприятности из-за такого проведения границы между Европой и Азией терпели картографы. Составляя, например, карту Европы, они должны были показывать пол-Урала и небольшую часть Кавказа, разрывая эти горные массивы. Возражали против такой постановки вопроса и геологи. Они вынуждены были искусственно делить на две части Кавказ, имевший единую геологическую историю развития. Мугоджары, лежащие на продолжении Уральского хребта и составляющие с ним единое целое, иногда отрывались от Урала, так как некоторые ученые границу южнее Уральских гор проводили по реке Урал.

Московские географы решили, что такое положение должно быть исправлено и что нужно договориться о таких границах между Европой и Азией, чтобы Урал и Кавказ не разрывались на части, а целиком относились к тому из материков, с которым они больше связаны геологической историей. В связи с этим рекомендуется границу Европы и Азии проводить по восточной подошве Уральских гор и Мугоджар, затем по реке Эмбе. по северному берегу Каспия, по Кумо-Манычской впадине и Керченскому проливу.

Таким образом, Урал теперь решено целиком относить к Европе, а Кавказ — тоже целиком — к Азии. Азовское море следует считать европейским.

Такое решение вопроса о границе Европы и Азии будет отражено во всех учебниках географии и на всех географических картах, выпускаемых в учебных целях.

Б.Н. Можаев, кандидат географических наук

Путешествие от столба к столбу (Билимбай — родина ракетного самолета, святые источники в Тарасково, Дедова гора и озеро Таватуй).

Несмотря на то, что внешних государственных границ через Екатеринбург не проходит, мы все по нескольку раз в день имеем возможность сновать из одной части света в другую. Вероятно, это «хронически пограничное» состояние особым образом влияет на уральский менталитет. Граница Европы-Азии – это наш Гринвич (который точка отсчета), это наш экватор (отсекающий неудачную половину) и вечный источник движения. Ведь постоянно хочется узнать: а что там, с другой стороны? Лучшая жизнь – или новое приключение?

Географический энциклопедический словарь приводит несколько вариантов проведения границы: по восточным подножиям или по гребням Урала. Однако эти понятия не являются достаточно строгими. Наиболее корректным с научной точки зрения является подход, сформулированный Татищевым. Он предложил провести границу двух частей света по водоразделу Уральских гор. При этом водораздельная линия имеет сложный характер и может смещаться.

Сейчас на Урале установлено более 20 обелисков Европа-Азия . Первый (№1) – новодел (2004 г.) на 17 км Московского тракта, который все знают, мы проехали без остановки. О правильности установки этого знака много споров. Ему приходится принимать максимальное количество официальных делегаций – безусловно, для мероприятий место удобное. Из интересного — в постамент заложены камни с крайних точек Европы (мыс Рока) и Азии (мыс Дежнёва).

На подъезде к Первоуральску с московского тракта (справа, не доезжая метров 300 до стелы с названием города) – следующий знак (№2).


Первоначально этот монумент располагался у горы Берёзовой на старом московском (Сибирском) тракте, примерно в 300 м на северо-восток от нынешнего места, но был перенесен. Рядом со знаком — родничок и табличка «начало маршрута».


Очень похоже, что эта тропинка ведет через лес к следующему знаку (№3) – самому величественному, установленному у горы Березовой в 2008 г. вместо этой четырехгранной пирамиды. Он примечателен тем, что считается первой (самой ранней) «пограничной» меткой разделения Европы с Азией, установленной на Урале. Мы едем к нему на машине: доезжаем до Первоуральска и по старому московскому тракту примерно 1 км возвращаемся назад.

Вероятнее всего это произошло в 1837 г., как указано на чугунной плите у подножия монумента. Здесь, на высшей точке Сибирского тракта, останавливались сосланные в Сибирь, прощались с Россией и брали с собой горсть родной земли.


Сначала был установлен деревянный памятник в виде острой четырехгранной пирамиды с надписями «Европа» и «Азия». Затем (в 1846 г.) он был заменён на мраморную пирамиду с царским гербом. После революции его разрушили, а в 1926 году воздвигли новый из гранита — тот, который сейчас перенесен на новый московский тракт, на въезде к Первоуральску. В 2008 г. на этом месте построили новую стелу.

В двух км от этого столба, на северном склоне горы Берёзовой, на железнодорожной станции (остановочном пункте) «Вершина» стоит еще один (№4), самый аутентичный обелиск. Автомобильной дороги к нему почти нет – но в летнее время пешком можно прогуляться. Стоя у этого (и только этого) монумента, можно наблюдать, как по стальной магистрали тяжеловесные поезда с грузом из Сибири преодолевают уральский хребет.



Он возник вместе с чугуноплавильным заводом, построенным графом Георгием Строгановым. В своё время это был единственный завод на Среднем Урале, принадлежавший клану Строгановых.

До прихода русских на этом месте было башкирское поселение Белембай («белем» — знание, «бай» — богатый, т.е. «богатый знаниями»). Постепенно название трансформировалось в Билимбай. Строгановы начали строительство в 1730 году. А 17 июля 1734 года завод выдал первый чугун.

В километре от своего устья река Билимбаевка была запружена плотиной. Чугун и железные доски, изготовленные под молотом, весной сплавлялись по рекам Чусовой и Каме в вотчины Строгановых. В устье Билимбаевки была устроена пристань. По объёму выплавляемого чугуна и рациональному ведению хозяйства завод с первых лет существования работал ровно и стал одним из самых организованных и высокоразвитых на Урале.

Билимбаевский пруд — одно из главных украшений поселка. Во время сплава барок по Чусовой Билимбаевский пруд участвовал в регулировании воды в реке. Правда, его роль была куда скромнее, чем роль Ревдинского пруда. Если Ревдинский пруд давал вал в 2-2,5 метра, то Билимбаевский — лишь 0,35 метра. Впрочем, остальные пруды давали и того меньше.


Википедия называет Билимбай колыбелью советской реактивной авиации . В 1942 году в Билимбае проводились испытания первого советского истребителя-перехватчика БИ-1 . А вот о конкретном месте проведения работ источники приводят противоречивую информацию: то ли это был полуразрушенный цех бывшего чугунолитейного завода, остатки которого на берегу пруда сохранились и по сей день, то ли Свято-Троицкий храм (в советское время — клуб труболитейного завода). Начну с наиболее правдоподобной версии (на основе документальных книг, изданных по воспоминаниям участников событий).

Во время войны в Советском Союзе часть авиазаводов и конструкторских бюро эвакуировали на Урал. КБ Болховитинова, создавшее первый советский истребитель с ракетным двигателем БИ-1, оказалось в Билимбае.

По данным Википедии, БИ-1 (Березняк - Исаев, или Ближний Истребитель) — первый советский самолёт с жидкостным ракетным двигателем (ЖРД).

Разработка была начата в 1941 в КБ завода № 293 в г. Химки. Время полёта самолёта могло быть всего от 1 до 4 минут. Однако, при этом, самолёт имел необычайно большую для того времени приемистость, скорость и скороподъемность. Именно исходя из этих особенностей стало ясно будущее назначение самолёта - перехватчик. Концепция «быстрого» ракетного перехватчика, работающего по схеме «молниеносный взлёт - одна быстрая атака - посадка на планировании» выглядела привлекательно.

В ходе испытаний в режиме планера в сентябре-октябре 1941 было проведено 15 полетов. В октябре 41-го принято решение об эвакуации завода на Урал. К декабрю 1941 доводка самолёта была продолжена на новом месте.

До прихода русских, судя по всему, здесь и впрямь было древнее башкирское кладбище. А рощу на горке прямо в черте поселка садили вручную в 1840-х годах только что созданной в то время сеялкой Шульца.

Погулять по этому лесному островку, посаженному 170 лет назад, можно и сейчас.

Недалеко от Билимбая (примерно в трех километра вверх по Чусовой) находится камень Дюжонок — главная природная достопримечательность поселка. Но в наш авто-маршрут эта точка не вписывалась — мы направляемся в сторону Тарасково. И на пути встречаем пятую за сегодня пограничную метку «Европа-Азия» .

Самую хулиганскую из всех встреченных когда-либо (что тут делает одиноко стоящий автомобиль нам неизвестно). Обелиск находится в паре км от деревни Починок (едем до пересечения с ЛЭП), на перевале (449 м.) через Бунарский хребет. Сколько раз мы в этот день нарушили границу – считать не стали. По дороге домой это случилось еще не единожды, но уже вне охранной зоны пограничных столбов☺.

Далее прямо по курсу у нас – село Тарасково . С давних пор оно славится источниками с чудодейственной водой. Желая исцелиться, ежегодно сюда приезжает большое количество паломников не только с Урала, но и со всей России и даже из-за границы.

Свято-Троицкий мужской монастырь в селе Тарасково хранит на своей земле множество святынь и чудотворных источников. На сайте http://www.selo-taraskovo.ru/ можно изучить список и ознакомиться с историями чудесных исцелений, рассказанных паломниками.

Святых источников на территории монастыря и в окрестностях несколько.

Главный почитаемый — источник Всецарицы, расположен на территории монастыря (к нему всегда выстраивается очередь). Воду разливает один из послушников. Здесь же есть оборудованное помещение, где можно раздеться и вылить на себя пару ведер святой воды.

Рядом со стенами монастыря в небольшой часовенке — источник в честь Николая Чудотворца (там обливаться нельзя – можно только набирать воду). Говорят, что расположенному в часовне колодцу уже более 120 лет… Купаться можно только за пределами монастыря — в источнике в честь св. преподобной Марии Египетской.

Он находится в примерно в километре езды, от монастыря надо повернуть направо по лесной дороге. Здесь построена хорошая купальня с оборудованным спуском в воду.

Пишут, что «вода в источнике холодна, как лед. Стоит задержаться на пару секунд при спуске в воду, как ноги начинает неимоверно ломить от холода. Неудивительно, что после такого купания активизируются защитные ресурсы организма и можно избавиться от болезней».

Здесь просто любовались красотами… и удивлялись, как в столь благолепных местах сохранились столь неухоженные, дикие постройки…

Самозахватом попахивает, но вид…

Впереди – самая живописная часть нашего маршрута. Из Тарсково через Мурзинку, Калиново едем к озеру Таватуй .

Это одно из самых красивых и чистых озер нашего края.

Его по праву часто называют жемчужиной Среднего Урала. Со всех сторон озеро окружено горами.

Солнце светит, море плещет – красота. Ничего, что в 20 км отсюда рыбаки сидят на льду? Вот такой он, Урал, загадочный.

На западном берегу между Калиново и Приозерным находится Невьянский Рыбзавод. В Таватуе удачно разводят различные сорта рыб (сиг, рипус и др.). В советское время на озере велась промысловая добыча рыбы, за день добывали до нескольких десятков центнеров рыбы. Сейчас столько рыбы здесь нет, но на уху наловить можно.

и доезжаем до юго-восточного мыса (скорее это смотровая площадка, обозначенная в навигаторе как «кемпинг»), близ г. Высокая на восточном берегу.

Здесь на озере видно целую группу островов. Чудесные виды.

Подъехав с запада, мы обогнули южную часть озера и доехали до поселка Таватуй на востоке. Это первое русское поселение на озере, основанное переселенцами-старообрядцами (вторая половина XVII века). Возглавил старообрядческую общину Панкратий Клементьевич Федоров (Панкратий Таватуйский).

В селе Таватуй в XIX веке бывал и известный уральский писатель Мамин-Сибиряк. Вот как он описал знакомство с этими местами в очерке «Отрезанный ломоть»: «По верхотурскому тракту нам пришлось ехать сравнительно недолго, и после двух кормежек мы свернули с него влево, чтобы проехать «прямой дорогой» озерами… Эта глухая лесная дорога, существующая только зимой, необыкновенно красива… В таком лесу зимой какая-то особенно торжественная тишина, как в пустой церкви. Дремучие ельники сменяются сквозными лиственными перелесками, через которые брезжит синеющая даль. И хорошо, и жутко, и хочется ехать по этой лесной пустыне без конца, отдаваясь специально дорожным думам.…»

, 60.181046

гора Дедова: 57.123848 , 60.082684

Обелиск /"Европа-Азия/" Первоуральск: 56.870814 , 60.047514

Так где проходит граница между Европой и Азией? Почему этот вопрос является предметом споров?

Границы между Европой и Азией на карте

Точно определить, где проходит граница между Европой и Азией, не могут даже ученые – дискуссии не прекращаются уже много веков, территории уточняются, информация корректируется… Впрочем, сегодня существует общепринятое мнение, согласно которому:

  • границы Азии установлены на стыке плит литосферы, найти их просто – они обозначены горами и горными хребтами;
  • если с определением границы по Уральскому хребту не составляет труда, то на юге сложнее – барьером является река Эмбра и Кумо-Манычская низменность в Ростовской области;
  • протяженность границы составляет свыше 5,5 тыс. км, большая часть – горы;
  • отделяет части света и Керченский пролив между Европой и Азией, соединяющий Азовское и Черное море;
  • Урал условно считается европейским, Кавказский хребет относится к Азии, хотя нередко географы делят части света и по вершинам гор.

Зарубежная Азия отделена от европейской части мира в Черном море. Турция относится к азиатскому континенту, и Болгария – к Европе.

Почему трудно определить границы Азии и Европы?

Проблема выделения границ носит не географический характер – на картах несложно определить, где находится Азия, а где – Европа. Все дело в менталитете людей и устоявшихся убеждениях. Так, любопытными фактами при определении, где проходит граница Европы и Азии, являются:

  • точные данные о границе в большинстве источников отсутствуют – даже энциклопедии предпочитают скрывать эту информацию;
  • считается, что Азия – это часть света, где уровень жизни отстает от европейского, поэтому многие люди просто не готовы признать, что проживают здесь;
  • руководители бывших республик СССР также не относят территории своих стран к азиатской части;
  • Турция, являющаяся членом НАТО и планирующая вступить в ЕАЭС, условно относит себя к Европе, аналогичный подход можно увидеть и на картах, выпущенных в США.

Впрочем, территориальное выделение границы Азии и отнесение сюда Кубани и Северного Кавказа – вопрос, касающийся исключительно географии. Если же жители этих регионов, турки и грузины хотят считать себя европейцами, их менталитет не схож с азиатским – установить границу можно по взаимному согласию, как это сделано сегодня.

Где отдохнуть – в Европе или Азии?

Выбор направлений обширен – для туриста открыт целый мир. Можно отправиться в удивительную Азию, где достаточно экзотики, можно – посетить гостеприимную Европу, где трепетно относятся к , а уровень сервиса на порядок выше. Куда же стоит поехать?

  • Зарубежная Азия – выбор тех, кто хочет насладиться красотами природы, чистыми пляжами, видами на горы, увидеть экзотических животных, в Европе такого разнообразия нет;
  • Туристы, которым нравится осматривать старинные достопримечательности, бродить по узким улочкам с многовековой историей, любоваться удивительными архитектурными памятниками, по душе Европа, хотя и на Востоке можно увидеть много необычных объектов;
  • При ограниченном бюджете предпочтительней отправиться в Азию – цены тут на порядок ниже, еда дешевле, как и услуги, потому что местное население вынуждено зарабатывать хотя бы таким способом. Недешево обойдется только перелет;
  • Ценителям безопасности и ненавязчивого обслуживания, тем, кто хочет спокойно гулять по улицам, не привлекая внимания назойливых торговцев, рекомендована Европа;
  • Путешественникам, отправляющимся отдыхать на пляжах, загорать и купаться в море, больше понравится в Азии, здесь же предлагают и наиболее разнообразные SPA-услуги;
  • Кулинарных гурманов впечатлят оба направления, если в Европе подают привычные блюда, то покорит обилием новых вкусом, а местные фрукты – отдельный повод, чтобы поехать сюда;
  • За развлечениями можно ехать и на Восток, и на Запад, хотя отдых с отрывом, зажигательными танцами и фестивалями предлагают именно в Азии.

Однозначно сказать, где отдых пройдет лучше – в Европе или Азии, невозможно. Все зависит от целей поездки, от собственных ожиданий от отдыха, от бюджета и сезона. Так, чтобы насладиться теплыми деньками среди холодной зимы, отправляйтесь или Вьетнам, если же ненастная погода – не проблема, осмотр парижских достопримечательностей на Рождество станет настоящим подарком.

Россия – Европа или Азия?

Россиян, задумывающихся, также волнует, куда входит наша страна? Казалось бы, все просто: западная часть России до Урала – это Европа, Сибирь и Восток – Азия. Но такое деление условно, ведь менталитет всех жителей России, их культурное наследие и мировоззрение идентичны европейским взглядам. Впрочем, и с Азией тоже есть сходства. Например:

  • религиозная концепция, направленная на спасение души человека, свыше 50% населения в России и Азии – верующие, в Европе – только 25%;
  • Россия – страна многонациональная, в Азии также живут люди разных народностей, хотя междоусобные войны – явление нередкое;
  • большие территории с нетронутой природой, что объясняется площадью континента;
  • схожесть быта – так, и в Азии, и в России популярностью пользуются ковры на стенах, которые в Европе никогда не имели спроса, сегодня и у россиян эта тенденция уходит в прошлое;
  • невысокий уровень использования производственных мощностей – азиатские и российские товары не отличаются высоким качеством, по крайней мере, такое убеждение прививалось населению годами.

Схожи дороги в России и Азии, не отличающиеся высоким качеством. Но, несмотря на сходства, Россия все же является европейской страной, хотя отрицать ее самобытность и уникальный путь развития трудно.

Найти границу двух цивилизаций непросто, она проходит через Уральские горы на севере, а Керченский пролив между Европой и Азией разделяет континент на юге. Впрочем, чтобы увидеть экзотическую природу, достопримечательности, попробовать национальные блюда и посетить новые страны вовсе необязательно искать границы на карте – можно смело отправляться в путешествие, ведь восток и запад материка уникальны.

И мне предстоит побывать в двух городах (Оренбург и Екатеринбург), которые, в частности, позиционируют себя как города находящиеся на границе Европы и Азии. Так ли это на самом деле?

Постановка вопроса. Границу между Европой и Азией начали проводить еще древние греки, которые, как известно, сами и изобрели эти псевдо-географические понятия. Вот уже 2,5 тысячелетия народы, относящие себя к цивилизации, где ценятся индивидуальные свободы человека (Европа) экстраполируют на реки, моря и горы свое ментальное размежевание с цивилизацией, где таковые свободы ценятся в гораздо меньшей степени или же совсем игнорируются (Азия). Что интересно, граница между Европой и Азией на всем ее извилистом протяжении обосновывается сугубо географическими доводами. Вообще, подвергать сомнению идею древних греков о том, что сама природа разделила людей на два разных мира, в науке не принято, - ведь с кого же, как не с этих самых эллинов и началась наука? Поэтому Европа и Азия всегда будут разделены не только в культурном сознании людей, но и на географической карте. Вопрос в том, чтобы точно обозначить границы. Вот тут начинается самое интересное.

Античность и Средние века. "Отец истории" Геродот (ок. 484 г. до н.э. - ок. 425 г. до н.э.), опираясь на авторитетные мнения своих современников, говорит о том, что граница между Европой и Азией после Понта Эвксинского (Черного моря) проходит по водам Меотиды (Азовское море) и далее по реке Танаис (Дон). Такой же точки зрения будут потом придерживаться такие светила античной географии как Страбон (ок. 64 г. до н.э. - ок. 23 г. н.э.) и Клавдий Птолемей (ок. 100 г. - ок. 170 г.). Тема будет развита уже в эпоху раннего Средневековья - в книге византийского историка VI в. Иордана "О происхождении и деяниях гетов". Цитирую источник: "Посередине Скифии есть место, которое разделяет Азию и Европу одну от другой; это - Рифейские горы, которые изливают широчайший Танаис, впадающий в Меотиду" . Итак, границей Европы и Азии по-прежнему признаются Меотида (Азовское море) и Танаис (Дон), однако "демаркационная линия" проводится дальше на восток и север - вдоль Рифейских гор, которые есть ничто иное, как Урал. Откуда было знать Иордану, что Дон течет не со склонов Уральских гор, а со склонов Среднерусской возвышенности? Фактом однако остается то, что впервые в сознании ученого мира границы Европы и Азии были отодвинуты до Урала.

Точка зрения М.В. Ломоносова. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов в своем трактате "О слоях земных" (1757-1759), помимо прочего, попытался по-своему примирить вопиющую неосведомленность византийца Иордана о верховьях реки Дон и данные современной картографии. О разделении между Европой и Азией он пишет так: "Оное состоит не в узком перешейке, но в низкой долине, которая простирается от устьев Донских до Северного Океана, и почти везде водами дает сообщение. Ибо Дон отделяется малым расстоянием от Волги, и соединен с нею каналом. Вершины реки Вятки впадающие в Каму, а с нею и в Волгу, связаны, в вешнюю пору особливо, водяным ходом с вершинами реки Печоры" . Здесь, кстати, интересно, что М.В. Ломоносов говорит, как о чем-то реальном, о "канале" между Волгой и Доном, хотя его тогда просто не было. Суть однако в другом: границу Европы и Азии ученый проводил по Волге, верховьям Камы и далее по реке Печоре, впадающей в Северно-Ледовитый океан. Уральские горы как естественная разделительная линия вообще игнорируются - они как бы остаются на территории Азии.

В.Н. Татищев и Ф.Н. Страленберг . Так уж случилось, что точка зрения М.В. Ломоносова оказалась в истории географии маргинальной, а восторжествовала концепция, которая была обоснована двумя его старшими современниками, - причем независимо друг от друга, - российским историком Василием Никитичем Татищевым и шведским географом Филиппом Иоганном фон Страленбергом. Отдадим должное шведу - тот публично высказался по этому вопросу раньше, чем Василий Никитич. Если кто не знает, Страленберг жил в России (в Сибири) как военнопленный и вернулся в Швецию только после окончания Северной войны. В 1730 г. он издает в Стокгольме свой научный труд под названием "Историко-географическое описание северной и восточной частей Европы и Азии", в котором, в частности, обосновывает свою версию границы между Европой и Азией. Она у него проходит так: Уральские горы на всем их протяжении с севера на юг вплоть до соприкосновения с возвышенностью Общий сырт, далее по реке Самаре до места ее впадения в Волгу, по которой до г. Камышин, откуда по рекам Камышинке и Иловле до изгиба Дона, впадающего в Азовское море. Когда В.Н. Татищев познакомился с работой Ф.Н. Страленберга, это подвигло его на написание собственного трактата под названием "Общее географическое описание всея Сибири" (1736). Выяснилось, что он дважды имел встречу со Страленбергом (в Тобольске в 1720 г. и в Стокгольме в 1725 г.) и дважды советовал ему обозначать Урал как евро-азиатскую границу. И теперь, на правах инициатора идеи он более детально и, с его точки зрения, более обоснованно еще раз проработал картографическое разделение Европы и Азии. Вот она, "линия Татищева": пролив Югорский шар - Уральские горы - изгиб реки Урал (в районе г. Орск) - река Урал до Каспийского моря - устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

XX конгресс Международного Географического Союза (Лондон, 1964). Географическая наука советского периода, в целом принимая версию В.Н. Татищева, внесла и свой вклад в точное определение границы между Европой и Азией. Большая советская энциклопедия (3-е изд., 1969-1978) ссылается на решение XX конгресса Международного Географического Союза, в рамках дискуссии которого была одобрена точка зрения советских географов на вопрос пресловутой границы. Итак, с середины XX в., по крайней мере, в нашей отечественной традиции линия разделения Европы и Азии идет (с севера на юг) строго от Байдарацкой губы по восточной подошве Уральских гор, а затем по восточной же подошве Мугоджар (южный отрог Уральских гор в Казахстане). Затем линия идет по реке Эмба, впадающей в Каспийскоей море. Дальше современные географы следуют в точности за В.Н. Татищевым: устье реки Кума - Кумо-Манычская впадина - река Маныч, впадающая в Дон - Азовское море.

Что же получается? А получается, что (примем все условности этой 2,5-тысячелетней игры!) Екатеринбург, а также Нижний Тагил и Челябинск действительно находятся на границе Европы и Азии. Целиком внутри Европы находятся Оренбург и Орск, которые, согласно В.Н. Татищеву, были "пограничными". Более того, европейскими (в географическом смысле слова) городами следует признать казахстанский город Актобе (бывший Актюбинск), а также Атырау (бывший Гурьев). Интересно, что Элиста (столица Калмыкии) - это однозначно европейский (в географическом смысле слова) город, а вот Ставрополь, Краснодар и Сочи - это Азия, как ни крути...

Похожие публикации